Купить мерч «Эха»:

Память об Андрее Тарковском: будет ли музей в Москве? - Вячеслав Шмыров, Елена Зеленцова, Марина Тарковская - Культурный шок - 2014-04-19

19.04.2014
Память об Андрее Тарковском: будет ли музей в Москве? - Вячеслав Шмыров, Елена Зеленцова, Марина Тарковская - Культурный шок - 2014-04-19 Скачать

К. ЛАРИНА: Добрый день. У микрофона Ксения Ларина. Мы начинаем нашу программу «Культурный шок». Сегодня она посвящена Андрею Тарковскому. 4 апреля День рождения Андрея Арсеньевича Тарковского. Каждый год вокруг этой даты происходят различные культурные события, этот год не исключения. Сегодня в нашей студии Марина Арсеньевна Тарковская - сестра Андрея, писатель, хранительница наследия. Здравствуйте, Марина Арсеньевна.

М. ТАРКОВСКАЯ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: В студии Вячеслав Шмыров - главный редактор журнала «Кинопроцесс», кинокритик, научный руководитель библиотеки киноискусства имени Эйзенштейна. Слава, здравствуйте.

В. ШМЫРОВ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Скажу также, что во второй части к нам присоединится по телефону на какое-то время первый заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Елена Зеленцова, поскольку наша тема сегодня – «Будет ли музей Андрея Тарковского в Москве». Начать я хотела бы с того, сколько родин у Андрея Тарковского. Многие считают родиной город Юрьевец Ивановской области, там основная часть музейной коллекции, там музей Тарковского существует, там есть фестиваль «Зеркало», который ежегодно проходит. Т.е. там Тарковский существует как герой своей малой родины.

М. ТАРКОВСКАЯ: Да, с Ивановской областью связаны очень многие и очень давние события, связи. Там жива наша бабушка со своим вторым мужем, врачом Николаем Матвеевичем Петровым. До войны мы с Андреем приезжали в Юрьевец на Волге, в этот небольшой прекрасный городок, проводили там летние месяцы два года, а потом два года военных, когда мама приехала туда с нами в эвакуацию, и два года мы там жили, учились в местной школе. Как раз в этом доме, где мы занимали тогда одну маленькую, 10-метровую комнатку, сейчас там находится музей Андрея Тарковского. Есть мемориальная комната, собраны вещи. К сожалению, не подлинные, но того времени, той эпохи, очень похожие на те, которые когда-то стояли в этих комнатах. Есть зал, посвященный творчеству Тарковского. Т.е. такой работающий музей, который посещают приезжие, туристы, особенно в летний период.

К. ЛАРИНА: 4 числа вы тоже там были.

М. ТАРКОВСКАЯ: Да, там 4 числа каждый год отмечается День рождения Андрея. Это очень трогает меня. Андрей, хотя и родился в Ивановской области, но напротив, в селе Завражье, тогда это была Ивановская, ныне Костромская область. А в этом году особенно хорошо прошел этот день, как-то очень достойно, очень спокойно, притом что было много народу, приехали студенты из Иваново, собрались местные жители. Каждый раз это очень трогает. Андрею близко место, потому что он там хотел снимать эпизоды из «Зеркала».

К. ЛАРИНА: Я знаю, что Михаил Александрович Мень активное участие принимал в создании этого музея, в создании фестиваля, он очень дорожит этим и справедливо считает это одним из своих главных достижений на посту губернатора Ивановской области. А с его уходом с этой должности не изменилось внимание к фестивалю, к музею, к имени Тарковского?

М. ТАРКОВСКАЯ: Я думаю, что не изменится. Михаил Александрович продолжает интересоваться фестивалем.

К. ЛАРИНА: Он приезжает туда все равно?

М. ТАРКОВСКАЯ: Я не знаю, будет ли он в этом году.

К. ЛАРИНА: В прошлом году он ушел.

В. ШМЫРОВ: Марина Арсеньевна, я хочу, чтобы вы были поближе к Москве, потому что все-таки наша задача сейчас – создать музей в Москве. И Мень, и всё это тоже связано с Москвой, потому что Александр Мень, старший, он же был одноклассником Андрея.

М. ТАРКОВСКАЯ: Они учились в одной школе.

В. ШМЫРОВ: Так же, как Андрей Вознесенский.

К. ЛАРИНА: Слава, я хотела у тебя спросить. 7 апреля я объявляла здесь же, в этой передаче о том, что будет вечер, посвященный студенту Тарковскому, вечер в библиотеке киноискусства. Как он прошел?

В. ШМЫРОВ: Это был замечательный ход. Пришло очень много молодежи.

М. ТАРКОВСКАЯ: Полный зал.

В. ШМЫРОВ: Есть какие-то точки сближения – каким он был студентом. И муж Марины Арсеньевны Александр Витальевич Гордон, здравствующий, в хорошей форме, прекрасный человек, режиссер, сокурсник Тарковского, они же первые две картины снимали вместе. И видеть эти фильмы, не претендующие на статус мировой классики, но где интересно угадать это великое будущее, это очень многих восхитило, заинтересовало, подарило мечту, может быть. И был замечательный документальный фильм, очень редкий, снятый в 95 году как раз по сценарию Марины Арсеньевны Тарковской, «Таежное лето Тарковского». Это не очень известная страница биографии, когда Андрей уехал в экспедицию.

М. ТАРКОВСКАЯ: Холодным летом 53 года. Он провел это лето в тайге, работал коллектором в геологической экспедиции, ходил маршруты, неся этот ящик и попадая в разные ситуации в этой тайге. Это очень важная часть его жизни, биографии, судьбы, которая изменила во многом его характер и заставила его серьезно подумать о своем будущем, о призвании. Вернувшись в 54 году, он уже поступил во ВГИК.

К. ЛАРИНА: Я хотела, чтобы в нашем эфире обязательно прозвучали фрагменты из фильмов Андрея Тарковского, но без голоса отца, Арсения Тарковского, который во многом создавал атмосферу его фильмов. Давайте послушаем небольшой фрагмент из фильма «Сталкер».

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «СТАЛКЕР»

К. ЛАРИНА: Давайте перейдем к Москве. Я помню момент, когда мы об этом говорили. В 2008 году было принято решение о создании музея Тарковского в Москве.

М. ТАРКОВСКАЯ: Оно было принято 25 лет назад.

К. ЛАРИНА: Это уже совсем последнее. Культурный центр, 1-й Щипковский переулок, дом 26, обширный архив режиссера, библиотека, синематика, маленький концертный зал. Товарищи, и где это всё? Прошли годы это называется.

М. ТАРКОВСКАЯ: Сейчас новое поручение нашего мэра. Я ему очень благодарна, что он уже поставил конкретные задачи по созданию этого дома. Теперь началась работа над техническим проектом.

К. ЛАРИНА: Я думаю, что представитель Департамента культуры расскажет нам подробности. Но я хотела, чтобы вы, Марина Арсеньевна, сказали несколько слов о самом доме.

М. ТАРКОВСКАЯ: Это дом, в который переехала семья в 34 году, где жили мама с папой и мы, маленькие дети, в котором Андрей Тарковский прожил до 62 года, хотя он уже последние годы женился, и они снимали поблизости квартиру, но всё равно он был связан очень тесно. Там писали сценарий тех же «Убийц», «Сегодня увольнения не будет», его студенческих работ, диплом его «Каток и скрипка». Конечно, уже начиналась работа над «Ивановым детством». Я помню, приходил Юсов, как это всё горячо, страстно обсуждалось. Они горели этими работами, этими проектами. Здесь же жил и отец. Мне кажется, этот дом связан и с его памятью во многом. Там планировалось сделать культурный центр «Замоскворечье», там вокруг очень много учебных заведений.

К. ЛАРИНА: А сам дом большой?

М. ТАРКОВСКАЯ: Дома фактически нет, его умудрились за эти годы снести.

К. ЛАРИНА: Т.е. там нет никаких жильцов.

М. ТАРКОВСКАЯ: Там нет ничего. Кстати, это была моя идея. И когда мы собрались в Союзе кинематографистов еще в те времена, когда его возглавлял Элем Климов, заместитель был Андрей Смирнов, вот тогда уже возникла идея музея.

В. ШМЫРОВ: 88 год.

М. ТАРКОВСКАЯ: Еще дом стоял. Слишком долгая история, я не буду ее всю повторять. Мы сейчас на таком этапе, когда это уже становится реальностью. Мне хочется, чтобы, действительно, в этом доме была и музейная часть, и вот всё, что вы сейчас перечислили, там должно быть. Для того чтобы осуществить идею музея – а она, действительно, уже назрела… Имя Тарковского до сих пор интересует очень многих в разных странах. Во-первых, здесь проходят конференции. Вот вышла книга Ивановской конференции, недавно была презентация. Провел Вячеслав Юрьевич летом конференцию по Тарковскому. В сентябре планируется в Потсдаме и в «Русском доме» в Берлине, они нас приглашают. Так что имя всегда актуально, творчество актуально. Поэтому Москва без музея Тарковского, без этого центра…

К. ЛАРИНА: Да, очень важно, чтобы понимали наши слушатели, что речь идет не просто о доме-музее, а именно о культурном центре, где можно было бы проводить и конференции, и встречи, и кинопоказы, и студенческие встречи. Тарковский – это не просто художественная единица, это целое направление в отечественной культуре. Т.е. дома как такового сейчас нет.

М. ТАРКОВСКАЯ: Там вырыт котлован. Сначала там предусматривалась мастерская Юрия Норштейна.

К. ЛАРИНА: В этом же месте. Т.е. такая коммунальная квартира планировалась, что ли?

В. ШМЫРОВ: Там должна была быть мемориальная часть, по той старой концепции, Михаила Ромма, учителя, Василия Макаровича Шукшина, сокурсника, у которого тоже нет музея в Москве.

К. ЛАРИНА: На одно место не многовато?

М. ТАРКОВСКАЯ: Это уже ушло в прошлое, сейчас уже совершенно другая концепция этого культурного центра, о котором вы тоже сейчас сказали.

В. ШМЫРОВ: В 2007 году какое главное изменение произошло? С 88 года музей мыслился как некое общественное заведение. Те годы вспомните: эйфория перестройки, вера в то, что сейчас общество поднимется, оно будет сильнее, чем государство, и так далее. А потом пошла череда разных кризисов. Это место с этим домом стало последовательно переживать все эти катаклизмы. Потому что государство в 88 году этот проект сумело передать Союзу кинематографистов. И вся дальнейшая история Союза кинематографов отражала все катаклизмы этого периода.

М. ТАРКОВСКАЯ: И Музей кино принимал горячее участие, они даже судились за территорию, которую уже кто-то успел захватить.

К. ЛАРИНА: Это еще в ту пору, когда Музей кино существовал.

В. ШМЫРОВ: Он и сейчас существует.

К. ЛАРИНА: Но у него нет своего места.

В. ШМЫРОВ: И в 2007 году так получилось, что мы с Мариной Арсеньевной Тарковской, со старшим сыном Арсением Андреевичем, со средним сыном Андреем Андреевичем познакомились на вечере в Киноклубе «Эльдар». Это был год 75-летия Андрея Тарковского и столетия Арсения Тарковского. Меня попросили вести этот вечер. И после этого я задался этим вопросом – почему ничего не происходит? И тогда Марина Арсеньевна подала прекрасную идею. Мы пошли к Евгению Абрамовичу Бунимовичу, который в это время был депутатом Московской Городской Думы, я сказал: «Почему бы к мэру Москвы не обратиться с тем, чтобы вся эта плачевная, очень горькая и запутанная история закончилась и Москва наконец себе позволила на фоне тех других музеев, которые есть, создать в Москве единственный музей, связанный с кино». Потому что Музей кино, как таковой, он относится к федеральной власти, здесь большие организационные сложности. Давайте это создадим. И Бунимович с таким письмом пошел к Лужкову. Это письмо подписали самые видные деятели культуры, от Юрия Петровича Любимова до Павла Лунгина. Там был и Рязанов, и Чурикова, и Белла Ахмадулина, и Андрей Вознесенский… И проект пошел. Что было дальше, вы знаете.

К. ЛАРИНА: Давайте мы сейчас послушаем новости, потом продолжим программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Напомню, что сегодня мы говорим об Андрее Тарковском. 4 апреля его День рождения. И сегодня наш разговор концентрируется в основном вокруг темы, будет ли музей Андрея Тарковского в Москве. У нас на связи Елена Зеленцова – первый заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы. Лена, здравствуйте.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Какова сегодня ситуация с музеем Тарковского, с этим домом на 1-м Щипковском переулке, где предполагалось разместить культурный центр, посвященный истории кино и, в частности, лично Андрею Тарковскому. Мы сейчас понимаем, что там просто находится котлован, как нам сообщают наши слушатели, которые рядом живут, они пишут, что там котлован, заросший деревьями. Есть ли перспективы?

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Если речь идет о культурном центре «Дом Тарковского», то в 2014 году там пройдет реставрация. Сейчас «Мосгорнаследие», поскольку это их ведение, они будут осуществлять эти работы. Они сейчас проведут конкурсные процедуры. К сожалению, процесс этот не быстрый. Думаю, он займет минимум год-полтора.

К. ЛАРИНА: Тендер когда будет проводиться?

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Уже всё готово для объявления конкурсных процедур. Не могу вам назвать точные даты, потому что другое ведомство ведет этот процесс. Но у них всё готово, и сейчас стартует конкурс. Это означает, что через недолгое время можно будет увидеть, что на объекте начнутся работы. Соответственно, уже после реставрации культурный центр Тарковского, и с точки зрения библиотечной деятельности, и с точки зрения музейной деятельности, и с точки зрения развития кино и интереса горожан к творчеству Тарковского, будет открыт для широкой публики.

К. ЛАРИНА: Лена, вы говорите про реставрацию. Но слово «реставрация» можно употреблять, когда есть какая-то конструкция, которую нужно отреставрировать. А тут-то мы ничего не имеем. Значит, строительство с нуля.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Есть такой термин «воссоздание». В некоторых ситуациях используется как раз воссоздание объекта. У нас есть целый ряд примеров в стране, когда речь идет скорее о воссоздании. Не многие любители творчества Александра Сергеевича Пушкина знают, что его знаменитый дом в Михайловском, к сожалению, два раза горел, и это воссозданное здание.

К. ЛАРИНА: Здесь тоже речь идет о полном восстановлении того дома, который стоял на этом месте, в котором и жила семья Тарковских.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Да.

К. ЛАРИНА: Департамент культуры Москвы заинтересован в том, чтобы такой культурный центр Тарковского существовал на территории города?

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Конечно.

К. ЛАРИНА: Вы говорите про «Мосгорнаследие». Они исполнители. Но вы со своей стороны можете простимулировать, проконтролировать этот процесс?

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Безусловно, мы будем и стимулировать, и контролировать этот процесс. Это вполне очевидная вещь, что мы заинтересованы в том, чтобы в городе был культурный центр Тарковского. Это не должно вызывать никаких сомнений.

В. ШМЫРОВ: Елена Валентиновна, здравствуйте.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Здравствуйте.

В. ШМЫРОВ: Во-вторых, хотелось бы с вами встретиться. Мы осенью к вам собирались, но не смогли найти убедительных доводов для встречи. Сама история проекта довольно сложная, мы сейчас не касаемся всех ее аспектов. Но очень важно, что в прошлом году наша группа – Марина Арсеньевна Тарковская, я, мы принимали очень активное участие в этом проекте. А в этом году нас просто отстранили. Какая разработка идет, какое формируется техническое задание? Это очень нехорошие моменты во всей этой истории. Вот об этом хотелось бы поговорить при личной встрече.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Давайте поговорим. Я думаю, что встреча в прямом эфире не позволит обсудить нам все детали.

В. ШМЫРОВ: Мы вас очень просим об этой встрече, потому что возник ряд опасений.

К. ЛАРИНА: Ты скажи, чтобы мы понимали, в чем тревога.

В. ШМЫРОВ: Я являюсь одним из создателей Библиотеки киноискусства имени Эйзенштейна, поддержанная в свое время управлением культуры Центрального округа, эту историю поддерживал Виталий Яковлевич Вульф. Мы создали эту библиотеку, потому что библиотека Союза кинематографистов оказалась на улице, когда был продан Киноцентр на Красной Пресне. Дом Тарковского очень естественно стал формироваться не как стены, а как подразделение, как филиал этой библиотеки. А сегодня нас просто поставили перед фактом, что Дом Тарковского будет отнесен к системе «Московское кино», это сеть московских кинотеатров, у которой много своих проблем, есть кинотеатр «Художественный», который сейчас поставлен на реконструкцию.

Чисто организационно и концептуально это нас ставит в непонятное и тяжелое положение. Ведь мы сейчас говорим про стены, а есть еще такая вещь, как создание контента. Ведь нашу деятельность по формированию музейной коллекции вообще никто не финансирует. Я не ставлю этот вопрос сейчас перед Москвой, потому что всегда старт, он очень сложный. Но сегодня всё, что мы собираем, мы собираем своими силами, мы всё это храним в одном месте. Мы все мероприятия проводим в Библиотеке киноискусства. Это наш дом. И нам сейчас куда-то удаляться… Причем когда это происходит без всякого согласования с нами, без разговора с нами, это по-человечески очень обидно, а во-вторых, для дела это очень обидно. Это должен быть единый комплекс или, может быть, даже какие-то другие решения, но нельзя нам просто так стать частью московской киносети, только потому что Тарковский снимал кино. Ведь тогда любой музей может по ведомственному принципу отойти к институту физики, или к оборонной промышленности, или еще куда-то.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Мне кажется, что для слушателей «Эха Москвы» важнее всего то, что культурный центр Тарковского должен быть, равно как и библиотека, посвященная кино и истории кино. Вот этот центр Тарковского, дом Тарковского – это не только исключительно музей в традиционном понимании. Безусловно, это не только библиотека в ее традиционном понимании. Это такой синтетический культурный центр. Потому что Тарковский, как большинство культурных авторов 20 века, он соединял и культуру кино, и литературу, и какие-то еще синтетические методы самовыражения. В этом смысле такой культурный центр, безусловно, должен соединять разные формы активности для горожан, чтобы там была возможность посмотреть кино, посмотреть музейную экспозицию, почитать книжку. Я думаю, что с этим никто не спорит. И вот это для нас самое главное – чтобы такой центр состоялся. И мы будем делать всё возможное.

К. ЛАРИНА: Лена, прекрасные слова вы говорите, только поддержим. Но то, что касается момента авторства концепции. Когда речь идет о стенах, это понятно. А кто будет заниматься содержательной частью? Кто будет придумывать концепцию этого заведения, этого музея?

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Мне кажется, что у любого культурного центра должна быть концепция, и эту концепцию не будут и не должны придумывать чиновники-администраторы. И если есть у вас, у ваших коллег такая концепция, мы с удовольствием ее рассмотрим и поддержим. Конечно, культурные институты – это не домики, это в первую очередь те идеи, которые в них живут. И чтобы наполнить это пространство идеями, должны быть люди, которые наполняют его идеями. Мы с большим удовольствием обсудим это с вами, выслушаем ваши предложения и будем сейчас уже готовиться к открытию. Потому что это нужно серьезно продумывать, готовить программу и ее выстраивать. А что касается интересов разных ведомств… А дальше административная реальность: директор одного учреждения хочет, чтобы он занимался этим объектом, директор другого учреждения хочет, чтобы он. В данном случае мы никакого решения не принимали и не заявляли о том, что тот или иной администратор будет этот администрировать. Для нас важнее всего концепция. У нас есть время, мы будем ее готовить, и мы открыты к диалогу.

К. ЛАРИНА: А кто будет ее готовить? У вас есть какие-то творческие группы на примете?

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: В данном случае я знаю, что у вас есть концепция, и мы будем вас рассматривать в первую очередь.

К. ЛАРИНА: Вячеслав Шмыров и Марина Тарковская. Было бы странно, если бы такой культурный центр создавали бы без участия Марины Арсеньевны.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Безусловно.

В. ШМЫРОВ: Елена Валентиновна, на сегодняшний день, как вы знаете, концепция существует, она подписана Сергеем Александровичем Капковым. Но ведь вопрос в том, что пространство музея и концепция музея, они не могут существовать в раздельности. Потому что речь не идет о буквальном восстановлении дома, где семья Тарковских занимала две комнаты в большой коммунальной квартире. Поэтому само пространство музея, которое сегодня определяется в виде технических заданий, оно не может формироваться без нашего участия. Извините за такую прямоту, но оно не может без нашего участия формироваться.

Весь прошлый год мы работали очень плотно с тем человеком, который выиграл тендер Департамента культурного наследия, потом его проект не был принят. Мы попросили Никиту Сергеевича Михалкова, председателя союза, написать письмо Собянину. Было принято очень важное решение. Сергеем Собяниным было дано поручение Департаменту культуры. В результате этого поручения возникла работа над этим техническим заданием силами московского кино, но тоже без нашего участия. Я совершенно случайно попал на заседание, где был просто изумлен тому, с какой легкостью принимаются решения. Я еще раз настоятельно говорю о том, что это нельзя делать так, как это происходит сегодня. Благое поручение, которое сделал Собянин, сегодня превращается в абсурд.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Коллеги, давайте с вами обсуждать. Я думаю, что нужно смотреть концепцию, которая есть у вас, смотреть, как этот процесс интегрировать в то, что сейчас уже идет. Мы на какой-то точке находимся. Я говорю сейчас про технологическое задание. Потому что есть часть, связанная с технологическим заданием на те работы, которые идут в конкретном месте по конкретному адресу, а есть концепция культурного центра, которая вне всякого сомнения связана и со стенами, но она связана не только со стенами. Давайте посмотрим, в какой стадии мы находимся в части именно стройки, реконструкции, реставрации. И давайте посмотрим, что у нас, с точки зрения содержания и программ будущего центра. Мы открыты к диалогу. Безусловно, именно идеи и концепции, содержательное направление центра играют ключевую роль.

К. ЛАРИНА: Елена Валентиновна, самое главное, как я поняла как участник сегодняшней передачи, ведущая этой передачи, что, конечно, встреча в реальном режиме необходима. Я просто вас прошу в прямом эфире дать обещание, что вы лично или Сергей Александрович Капков найдете время, для того чтобы встретиться с Вячеславом Шмыровым и Мариной Тарковской, чтобы обсудить возможное дальнейшее сотрудничество и непременное участие этой инициативной группы в создании содержательной части музейного пространства.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Да. Мне кажется, я это уже обещала, могу лишь повториться. Да, конечно.

К. ЛАРИНА: Когда вам Слава может позвонить, скажите.

Е. ЗЕЛЕНЦОВА: Можно позвонить в понедельник. Думаю, что на следующей неделе мы встретимся.

В. ШМЫРОВ: Спасибо.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Это Елена Зеленцова – первый заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы. Главная задача выполнена – мы этот пост здесь сегодня выстроили. Обещание дано. Надеюсь, что департамент не будет избегать встречи с вами, дорогие друзья. А теперь мой к вам вопрос. Что касается содержательной части, про концепцию можно что-то сказать?

М. ТАРКОВСКАЯ: Она давно разработана. Мы сейчас конкретнее говорили о самой работе над техническим проектом. Тот проект, который был до этого, содержал в себе… Вы перечислили часть. Но дом небольшой.

В. ШМЫРОВ: Около 700 метров.

М. ТАРКОВСКАЯ: Включая подвальное помещение, которого не было в исторической реальности, но которое в данной ситуации необходимо. Туда будут приходить люди – необходимы технические помещения: раздевалка, туалеты, небольшое кафе. И это всё планировалось сделать в нулевом этаже, в подвальном. И нужно поговорить, чтобы сохранилась эта техническая концепция. Иначе там не сможет работать этот центр, нет помещения. Просмотровый зал необходим, библиотека и видеотека необходимы, выставочный зал необходим, помещения для сотрудников необходимы. И без подвального помещения всё это должно быть размещено на 500 метрах. Это очень небольшое пространство.

В. ШМЫРОВ: Проект прошлого года предполагал расширение пространства.

К. ЛАРИНА: А слетел подрядчик, который выиграл тендер?

В. ШМЫРОВ: Это вопросы к Департаменту культурного наследия. Не мы же этого человека привели. Мы с ним стали работать.

К. ЛАРИНА: Он выиграл, вы с ним стали работать, а потом он проиграл.

В. ШМЫРОВ: Он с нами внимательно, подробно обсуждал, присылал проекты. С нами работал начальник Управления культуры Центрального округа Ромуальд Ромуальдович Крылов, которому мы очень благодарны. А потом вся эта история изменилась. Почему? Потому что Департамент культурного наследия у этого подрядчика не принял проект. В чем там причина, я не знаю.

К. ЛАРИНА: Резюмирую то, что сказала нам Елена Зеленцова. Сейчас они будут только тендер проводить. Это с начала, что ли?

В. ШМЫРОВ: Из-за потерян год. Первоначально по всем документам московского правительства музей Тарковского должен был возникнуть в 15-м году. Теперь он возникнет в 16-м году. Плюс этот тендер, который займет определенное время, силы. Не понятно, по какой системе, по какой логике будет этот проект развиваться. И дальше сама стройка. Но в какие очередные кризисы, обстоятельства, связанные с кадровыми изменениями, с экономическими ситуациями, мы попадем? Очень сильные волнения по этому поводу.

К. ЛАРИНА: Марина Арсеньевна, а есть чем заполнять музейное пространство центра?

М. ТАРКОВСКАЯ: Я не сомневаюсь. Во-первых, Вячеслав Юрьевич ведет работу по сбору материалов, и уже определенное количество материалов собрано. Я думаю, что коллекция, которая уже есть, она будет постоянно пополняться.

К. ЛАРИНА: А что там? Там фотоархив какой-то есть, да?

М. ТАРКОВСКАЯ: Конечно, есть и фотоархив, и киноархив.

К. ЛАРИНА: Не всё находится в Ивановской области, в городе Юрьевец, что-то еще осталось для Москвы?

М. ТАРКОВСКАЯ: В Ивановской области находится архив, собранный Ольгой Сурковой, киноведом. Это материалы, касающиеся Андрея Тарковского и их совместной работы. В основном это материалы по созданию книги «Запечатленное время», над которой они работали. Ольга осуществляла свою часть работы, Андрей, естественно, большую часть.

К. ЛАРИНА: Вы тоже что-то отдавали из семейного архива в тот музей Ивановский?

М. ТАРКОВСКАЯ: Да, я отдавала какие-то материалы, связанные с тем периодом жизни семьи, в Юрьевецкий музей. Но в основном материалы, касающиеся семьи, Андрея, они хранятся у меня.

К. ЛАРИНА: Т.е. личные вещи, фотографии, это всё может встать в экспозицию.

М. ТАРКОВСКАЯ: Моя дочь – будущий музеолог, и она составляет опись. Я ей в этом помогаю, потому что эти материалы хранятся у меня дома. Это очень большое количество архивных единиц.

В. ШМЫРОВ: Мы же в 2012 году делали большую юбилейную выставку в Галерее на Солянке, бОльшая часть материалов там была выставлена.

К. ЛАРИНА: По сути, уже готова вся экспозиция.

В. ШМЫРОВ: Там рисунки, книги, личные вещи, то, что связано в том числе и с Юрьевецким периодом. Быт эвакуации, всё это формировало тот бытовой контекст жизни. Помимо этого, сейчас нам наследники Михаила Ильича Ромма передали научную часть его библиотеки, киноведческую часть его библиотеки. Буквально отсюда я поеду на Мосфильмовскую к нашему старейшему художнику кино Павлу Павловичу Сафонову, он нам передает тоже архив фотографий. Он работал художником комбинированных съемок на фильме «Андрей Рублев». Я считаю, это важнейшая картина для нашей российской истории. Он нам передаем огромное количество рисунков, связанных с «Рублевым».

А до этого он нам передал свой любительский фильм. Он снял полчаса на 16 мм любительского фильма о том, как снимался «Андрей Рублев». Через 50 лет обнаружить этот фильм! Вы знаете, что такое съемочная площадка, когда режиссер не терпит ни одного бездельника. А тут человек, который с камерой, которому разрешено снимать. Марина Арсеньевна на меня так смотрит, потому что она еще не видела этого фильма.

М. ТАРКОВСКАЯ: Да, еще не видела.

В. ШМЫРОВ: Это же надо специальный проектор найти, сначала оцифровать этот фильм нужно. Мы будем работать в ближайшее время над этим, когда Павел Павлович Сафонов нам передаст.

К. ЛАРИНА: Слава, а мы потеряли вообще Тарковского? Мы как страна, как нация. Мы про это не говорили сегодня, но это ведь тоже показательный момент. Чуть-чуть об этом сказала Марина Арсеньевна. В мире, в Европе интерес к этой фигуре невероятен, огромен, и процесс этого интереса непрерывен.

М. ТАРКОВСКАЯ: Почему вы думаете, что мы можем его потерять?

К. ЛАРИНА: Насколько эта фигура востребована, нужна нашему зрителю? У нас же сегодня другой вектор культурного развития. Я не знаю, знакомы ли вы с этими материалами по формированию культурной политики, которые Министерство культуры инициировало. Мне кажется, что в эти тренды Тарковский вообще не вписывается. В нынешней системе координат он вообще ближе к национал-предателям, чем к гордости отечественной культуры.

М. ТАРКОВСКАЯ: Ну что вы говорите?

К. ЛАРИНА: Эмигрант. Советского гражданства у него не было.

М. ТАРКОВСКАЯ: Его эмиграция связана с определенной эпохой в нашей жизни, в истории нашей страны. Я надеюсь, что это уже далекое прошлое. Имя Андрея возвратилось, к сожалению, уже после его смерти на родину, два года о нем вообще ничего не говорилось тогда, в советское время. Огромен был тогда интерес. Я составила первую книгу воспоминаний, она вышла в 89 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Стояла очередь в магазин «Прогресс», это издательство «Прогресс» издавало, и книгу раскупили мгновенно, ее растиражировали. Это было то время, когда был большой интерес к Тарковскому после его смерти. Была новая волна этого интереса. Подросло еще одно поколение зрителей.

Сейчас очень многое зависит от всех нас, именно от того, как будет создан этот культурный центр, который будет посвящен Тарковскому. Я сейчас была в Тарусе, там существует музей семьи Цветаевых. Там был литературный конкурс. Детишки, начиная с 6-летнего возраста до 16-летних, читали свои стихи, прозу. И очень много было стихотворений, посвященных Марине Ивановне Цветаевой. Там идет огромная воспитательная работа, прививают любовь к этому сложному поэту с ранних лет. И мальчик 6-летний произнес свое сочинение «Почему я люблю Марину Цветаеву». И он говорил об этом. Хорошо, может быть, он говорил об этом с подачи мамы или педагога, но в его душе это уже осталось навсегда. И когда он подрастет, он уже осознает, что такое Цветаева.

Так же и с Тарковским. Если мы будем о нем говорить, если будут на телевидении передачи… Они идут в какие-то юбилейные дни. И фильмы идут. 80-летие Андрея Тарковского широко отметилось. Поэтому тут многое зависит от нас, от того, как скоро создастся этот музей, куда наверняка будут ходить школьники.

К. ЛАРИНА: Не только от нас, но и от чиновников.

В. ШМЫРОВ: Потом это огромный потенциал связи поколений. Это настолько живая концепция, что она будет перевернута, переосмыслена, только потому что реальность Тарковского больше.

К. ЛАРИНА: Дорогой Департамент культуры города Москвы, пожалуйста, выполните свое обещание встретиться с Мариной Тарковской, с Вячеславом Шмыровым. А дальше надеемся, что в течение ближайших двух лет музей Тарковского появится в Москве. Спасибо вам.