Купить мерч «Эха»:

Культурная политика Москвы: победы и поражения? - Сергей Капков - Культурный шок - 2013-03-30

30.03.2013
Культурная политика Москвы: победы и поражения? - Сергей Капков - Культурный шок - 2013-03-30 Скачать

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая передачи Ксения Ларина. У нас сегодня в гостях руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Александрович Капков. Здравствуйте, Сергей Александрович.

С. КАПКОВ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Огромное количество вопросов. Мы будем сегодня говорить о культурном пространстве Москвы, о том, как оно развивается, какие планы у Департамента культуры. Естественно, будем отвечать на ваши вопросы, номер смс +7-985-970-4545. Я хотела начать разговор с судьбы Театра на Таганке. Вчера состоялась встреча Сергея Капкова с Юрием Петровичем Любимовым. Видите, как жизнь вносит свои коррективы – буквально в эту минуту, когда вошел Сергей Капков, он нам сообщил печальную новость о том, что ушел из жизни Валерий Сергеевич Золотухин. В этой связи, когда человек умирает, меняются смысловые акценты, по-другому начинаешь оценивать ситуацию. Хотя я понимаю, что самое главное, что после этой новости последует некая пауза в отношении дальнейшей судьбы театра.

С. КАПКОВ: Да, именно так, потому что мы должны эти траурные времена пережить, и дальше мы будем уже думать. Хотя у нас уже есть новый директор, мы его представили труппе. Театр продолжает работать, но сейчас придется пока от дискуссии о будущем театра отвлечься на траурные мероприятия.

К. ЛАРИНА: Давайте все-таки об этом поговорим. Много произошло за это время до сегодняшнего дня, когда актеры провели пресс-конференцию, попросили Юрия Петровича вернуться в театр в качестве художественного руководителя. После этого завтруппы сказал, что это только меньшинство труппы желает, чтобы Любимов пришел. После этого Любимов сказал, что он никуда не пойдет, что он не пешка на шахматной доске, и вообще, пусть они извинятся. А они сказали, что чего нам извиняться, извиняться мы не будем… Вообще, это всё похоже на дурную пьесу.

С. КАПКОВ: Поэтому, Ксения, зачем это обсуждать? Это продолжалось и продолжается не один год. Если обсуждать то, что мы вчера разговаривали с Юрием Петровичем Любимовым, художественным руководителем театра, конечно, он не собирается возвращаться, да он и вообще не собирается возвращаться в театр. Ему 95 лет. Он считает, что лучший период, тот период, что он создал театр, он сделал из театра большое культурное событие мирового уровня.

Мы предлагали ему в любой ему удобной форме сотрудничать с театром. Если у него есть претензии к качеству спектаклей, определить, как мы можем исправить эту ситуацию. На сегодняшний момент в репертуаре театра 17 спектаклей, поставленных Юрием Петровичем Любимовым, 9 спектаклей, поставленных другими режиссерами. Хотели выбрать в рамках юбилейного года несколько спектаклей, придать им канонический вид, чтобы они навсегда были в репертуаре театра.

Вместе с Юрием Петровичем Любимовым мы хотели обсудить будущее театра. Так как Юрий Петрович основатель театра, он задал вектор новой Таганки, продолжение той философии, которую он закладывал в этот театр, когда создавал его. Он обещал подумать. Но понятно, что у Юрия Петровича есть обида и на труппу, и на театр. Пока у него нет обиды на меня – я ему за это очень благодарен. Мы с ним пока еще не сотрудничали в рамках большого проектного сотрудничества. Мы с ним сотрудничаем в рамках спектакля, который он поставит у нас в театре «Новая опера», больше совместных проектов пока нет. Но я надеюсь, что они появятся, это вопрос времени.

К. ЛАРИНА: А что такое президент театра? Действительно, вы такое предложение ему сделали?

С. КАПКОВ: Я предложил ему, чтобы он был президентом, наставником театра. Потому что большинство спектаклей в той, уже смутирующей идеологии, которая была в театре, это основатель, и заложил эту идеологию этого театра Юрий Петрович Любимов. Я хотел бы, чтобы Таганка осталась такой же легендарной, как она была 20 лет назад. На сегодняшний момент она такой не является, это уже не Любимовская Таганка два года, и надо это признать.

К. ЛАРИНА: Я думаю, что таких случаев история не знает. Невозможно искусственно поддерживать легенду. Если она исчезает, она исчезает до конца.

С. КАПКОВ: Да. Поэтому мы и предложили Юрию Петровичу, потому что той легенды не существует. И он это признает, что надо создать новую легенду с группой единомышленников. И он бы мог быть тем человеком, который помнит, ради чего всё это начиналось. А он реально это помнит. А он хочет с высоко поднятой головой закрыть эту дверь и больше не возвращаться к этой теме, за что, кстати, я его очень уважаю.

К. ЛАРИНА: А вы не жалеете, что тогда пошли на поводу у труппы и приняли их условия?

С. КАПКОВ: Я тогда еще не работал в Департаменте культуры. Я думаю, что возможность договориться всегда была. Иногда в таких ситуациях легче взять паузу, когда люди успокаиваются, эмоции проходят. Наверное, можно было бы попробовать, чтобы все заново начали вместе работать для общего результата на юбилей театра. А когда Юрия Петровича скандалили, ругались, снимали это всё на мобильные телефоны, выкладывали в Интернет, я думаю, такого отношения он не заслужил.

Но если послушать часть труппы, то и какие-то несправедливые слова в адрес артистов тоже звучали. В конфликте всегда виноваты обе стороны. Мне здесь хотелось бы, чтобы канонические спектакли остались в театре, остались нам в наследство от Юрия Петровича Любимова, именно для российской мировой культуры. Это человек, которого во многих театральных школах преподают, разбирают его спектакли, он читает лекции. Он великий человек.

К. ЛАРИНА: Всё равно это закончится рано или поздно, Сергей Александрович. Театр как раз тем и отличается от кино, что это происходит здесь и сейчас, его невозможно в виде музея сохранять.

С. КАПКОВ: Я полностью согласен. Просто не хочется, чтобы миф Таганки - в хорошем смысле слова - был разрушен таким финалом, скандалами и просто уходом людей. У нас есть шанс в этот юбилейный год – 50 лет Таганке и 50 лет творчества Юрия Любимова – подвести черту Таганки прошлого и сказать, как мы видим развитие театра на ближайшие 10 лет. Мы это обсуждали с Юрием Петровичем. Это не план на год, на два, мы обсуждаем следующие года.

К. ЛАРИНА: Но всё равно должен быть лидер в театре. Мы должны понимать, будет ли назначен художественный руководитель в этот театр.

С. КАПКОВ: Рано или поздно будет назначен, но не в этом году. Либо это будет сложная комбинация, где будет определена роль Любимова, где будут понятны взаимоотношения с труппой и место на культурной карте России Театра на Таганке.

К. ЛАРИНА: Валерий Сергеевич Золотухин был, как мне кажется, очень хорошим руководителем Театра на Таганке. Во-первых, он поддерживал труппу в рабочем состоянии. Во-вторых, он приглашал очень интересных людей. Репертуар развивался, как минимум 2-3 спектакля, которые заслуживают внимания, которые появились при Золотухине. Это и спектакль Кшиштофа Занусси, где сам Валерий Сергеевич играл, и спектакль Владимира Мирзоева «На всякого мудреца довольно простоты». Мне как раз показалось, что труппа очень хорошая в этом театре. И хороший, талантливый режиссер, руководитель мог бы здесь пригодится. Но у вас таких кандидатур нет.

С. КАПКОВ: Кандидатуры художественного руководителя у нас нет. Я так считаю – думаю, что большинство людей из театральной сферы так считают, – что надо учитывать мнение Юрия Петровича Любимова после того, как с ним, на мой взгляд, несправедливо обошлись, и надо смотреть, каким мы видим театр в 14-м году, в 15-м. Сначала нужно сформулировать новую миссию Театра на Таганке. Потому что это театр, где играло великое поколение артистов 60-х, 70-х. Надо, чтобы это осталось. Большая работа – это поработать с Музеем театра, мы хотим его создать, потому что это большая театральная история, там играл Высокий, сохранена его гримерная, и поработать с архивом Юрия Петровича Любимова, в которых есть много важных для русского репертуарного театра работ.

К. ЛАРИНА: За стеной находится другой театр – «Содружество актеров Таганки», к которому, мне кажется, вопросов творческого характера должно быть побольше, чем к Любимовскому театру. Почему Департамент культуры не занимается этим коллективом, не предлагает изменить судьбу этого театра?

С. КАПКОВ: Потому что политика Департамента культуры основана на либеральных и демократических принципах. У театра есть художественный руководитель, у театра есть показатели – зрительский интерес…

К. ЛАРИНА: Т.е. народ ходит туда?

С. КАПКОВ: Народ ходит. У нас нет задачи воспитывать зрителя или же влезать в репертуарную политику театра. Народ туда ходит. Там есть премьеры, есть новые постановки. Но надо также быть объективным, что таком 14-миллионном городе, как Москва, зритель есть фактически на любой культурный продукт.

К. ЛАРИНА: А не кажется вам, что лучшим подарком Юрию Петровичу Любимову было бы объединение этих площадок и возвращение гениальной, замечательной сцены театра - новой сцены, на которой он мог бы сделать немало интересного?

С. КАПКОВ: У нас нет задачи сделать подарок Юрию Петровичу Любимову.

К. ЛАРИНА: Хороший подарок к 50-летию театра.

С. КАПКОВ: У нас есть задача развить театр. Но на скандале – а это, конечно, будет скандал – мы это сделать не можем. Мы тогда дискредитируем и театр, и 50 лет работы артистов театра и художественных руководителей. Это сложный коллектив, сложная организация, которая пока не определилась, куда будет развиваться театр. Наша задача – вместе со всеми желающими и со всеми интересантами развивать Театр на Таганке, что не просто, судя и по последним разговорам с Юрием Петровичем, и с труппой тоже.

К. ЛАРИНА: Можно ли подвести промежуточные итоги судьбы Театра Гоголя, который стал Гоголь-Центром? Насколько вас удовлетворяет то, что сейчас там происходит под руководством Кирилла Серебренникова? Я хочу напомнить, что там опробывается новая модель руководства театром, совсем непривычная для русского театра.

С. КАПКОВ: Если исходить из тех же показателей, что есть зрительский интерес, что билетов не достать, что в разработке на ближайший сезон 12 премьер (это рекорд для любого театра)… Вчера был праздник, День работников культуры мы праздновали, я видел Светлану Брагарник, я с ней поговорил. Она довольна тем, что происходит в театре, она участвует в репетиционном процессе. И мы помним, что она была основным противником Кирилла Семеновича в театре.

Мне кажется, что через год я уже точно смогу сказать, что из себя представляет театр. Сейчас пока это такой подросток, который растет. Думаю, в следующем сезоне мы уже увидим большие изменения. Те принципы, которые заложил туда Кирилл Серебренников именно в творческой сфере, предоставляют возможность развиваться актерам и старой школы, работникам прошлого Театра Гоголя, труппе Театра Гоголя, и пригласив молодых ребят, начиная от студентов МХАТа, которые там играют, заканчивая различными проектами типа саунд-драмы, новыми танцевальными проектами.

Это становится даже больше, чем театром. Это становится культурным центром для города, для того района, где он находится. Это очень заметная история. Очень важно, что у нас такой опыт есть. Я считаю, он удачен.

К. ЛАРИНА: А Театр Ермоловой?

С. КАПКОВ: Это звучит кощунственно, но Театр Ермоловой находится на Тверской улице, и местоположение театра определяет его миссию тоже. Мне кажется, у Олега Евгеньевича пошли большие, заметные спектакли, восстановлен спектакль «Дориан Грей». Но результат там будет позже. Я думаю, что на следующий театральный сезон можно делать выводы. То, что делает Олег Меньшиков, мне очень нравится. Я думаю, театр станет событием.

К. ЛАРИНА: Еще одна конфликтная зона появилась за последнюю неделю на театральном пространстве, это театр «Новая опера». Насколько я поняла, там речь идет о том, что новый директор театра решил избавиться от вдовы Евгения Колобова Натальи Попович.

С. КАПКОВ: Каким методом?

К. ЛАРИНА: Вот написано, что «с поста председателя художественной коллегии была снята вдова создателя театра Наталья Попович, также занимающая должность главного хормейстера».

С. КАПКОВ: Как я понимаю, был распущен художественный совет театра, что в полномочиях директора.

К. ЛАРИНА: Она письмо вам написала.

С. КАПКОВ: Я обещаю его посмотреть.

К. ЛАРИНА: Не смотрели еще?

С. КАПКОВ: Еще нет.

К. ЛАРИНА: Там тоже планируется реформирование структуры театра «Новая опера»?

С. КАПКОВ: Там вакантная должность художественного руководителя, есть только директор. Директора рекомендовали нам те же самые сотрудники театра «Новая опера». Если у них произошел внутри конфликт, то Департамент старается не влезать в театральные конфликты, да и в любые конфликты. Вся наша культурная политика города – попытаться объяснить руководителям наших театров и других учреждений, где есть ответственность города, а где есть ответственность руководителя учреждения.

К. ЛАРИНА: Мы сейчас делаем паузу на новости, а потом возвращаемся в программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Возвращаемся в передачу. Сегодня в нашей студии глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков. Чтобы мы успели поговорить на разные темы, я пока брошу театральное пространство и перейду в сопредельное. Безусловно, по поводу ГИТИСа много вопросов. Старейший театральный институт, театральная академия. Произошел пожар на днях. Я знаю, что Сергей Александрович туда приехал, был свидетелем этого печального события. Понятно, что это собственность федеральная, федерального подчинения. Но я так понимаю, что Москва тоже будет участвовать в реконструкции, в спасении здания.

С. КАПКОВ: Сейчас пока вопрос не о спасении здания, пока не понятен ущерб и количество финансирования и денег, чтобы восстановить здание. Сейчас надо говорить, чтобы учебный процесс не прерывался. На сегодняшний момент Театр Маяковского, Театр Моссовета, Каменькович с Театром Фоменко, Крымов, они забрали свои курсы на базы московских театров и будут преподавать режиссерское мастерство там. Вопрос открытый по актерскому мастерству. Мы предложили свою помощь. Я вчера обзвонил именно руководителей курсов. Если необходимы какие-то возможности, то свои культурные учреждения, начиная от ДК, если нужны какие-то аудитории, до театральных подмостков, мы предоставим.

К. ЛАРИНА: Здание целиком будет закрыто на какое-то время для посещения?

С. КАПКОВ: Пока да.

К. ЛАРИНА: Дело же не только в профильных предметах, а во всех остальных. Там же люди учатся не только актерскому мастерству.

С. КАПКОВ: На сегодняшний момент мы договорились только с руководителями курсов режиссерских факультетов, что мы наши театральные площадки предоставим им для работы, репетиций и для учебы.

К. ЛАРИНА: Сколько времени займет реконструкция здания?

С. КАПКОВ: Больше года точно.

К. ЛАРИНА: У них же есть здание на улице Гарибальди.

С. КАПКОВ: Я даже не знаю, сдано оно или нет, я не интересовался этим процессом.

К. ЛАРИНА: Конечно, первая мысль возникает плохая.

С. КАПКОВ: Поджог.

К. ЛАРИНА: Сами преподаватели и студенты тоже думают о том, что поджог.

С. КАПКОВ: Ситуация в Москве сейчас изменилась за последние несколько лет. ГИТИС будет на том месте, где всегда был. Просто внимание общественности и городских властей к культуре поменялось. Я не думаю, что возможно даже представить, что на месте ГИТИСа появился торговый центр или еще что-либо. Поэтому ГИТИС останется там, где всегда был, историческое здание.

К. ЛАРИНА: Прошла впервые за всю новейшую историю, вообще за всю культурную историю «Ночь в театре». У нас были опробованы «Ночи в музеях», пользуются огромным успехом. Как «Ночь в театре» вы оценили?

С. КАПКОВ: «Ночь в театре» - наш интересный опыт и пилотный проект. 17 театров в нем участвовали. Это был большой фестиваль. Он так красиво назывался «Ночь в театре», но начался он в 7 вечера традиционным спектаклем. Некоторые театры дали по несколько спектаклей, организовали встречу с артистами, с драматургами, концерты. Они проработали до 3 часов ночи. Экскурсии по закулисному пространству. Мне кажется, опыт удался. На следующий год, я уверен, многие театра присоединятся к этому фестивалю.

Просто по билетам 2,5 тысячи человек прошло через наши 17 театров. Я был в Театре Фоменко, в театре «Практика», в театре Моссовета, театре «Мост». Это очень интересно для людей, которым, может быть, даже безразличен в чем-то театр. Потому что фестивальная театральная жизнь всегда привлекает нетрадиционного зрителя, т.е. не зрителя-театра, который знает, помнит, любит театр, а человека, для которого это импульсный поход в театр. Этим мы увеличиваем аудиторию людей, которые интересуются культурой.

К. ЛАРИНА: Здесь есть вопрос по театральным билетам: «Почему не регулируются цены на билеты в государственные театры, делая их посещение практически недоступным для большинства обычных граждан? Причем речь идет не только о льготных категориях, которым иногда предлагают льготные билеты в некоторые театры». Я понимаю, с чем связан этот вопрос. Знаем, как работают спекулянты, интернет-кассы. Можно каким-то образом регулировать цены на театральные билеты?

С. КАПКОВ: Цены на театральные билеты мы и так регулируем. Если посмотреть по бумагам, то от 250 рублей и до 3 тысяч рублей, 5 тысяч рублей, но средняя цена – 1200 рублей на билет. Но вопрос в том, что эти билеты попадают либо к спекулянтам, либо в коммерческие кассы, которые накручивают к государственной цене свою комиссию, которая зачастую превышает стоимость билета, они это оформляют как доставку билета, либо как бронирование. Т.е. у них юридическая форма, как накрутить свои деньги, есть.

Поэтому наша единственная возможность – это создавать альтернативную систему, когда вы можете купить билеты через Интернет, через московские кассы, с которыми мы тоже встречались, чтобы это была понятная история, чтобы была возможность бронирования билетов. Мы с театрами на эту тему работаем. Это большой процесс. Потому что нам надо сначала в каждом театре сделать такую систему, потом объединить ее в одну облачную технологию. Постепенно это работает.

К. ЛАРИНА: Любимая тема Сергея Капкова – парки. Переходим к парковой зоне. Здесь про бульвары много вопросов. Народ беспокоится, что опять будут всё вырубать: «Нам не нужны ваши кофейни и клубы, верните нам деревья и сады на наших бульварах». Но, с другой стороны, я прочитала, в одном из интервью Сергей Собянин сказал, что жители жалуются, что скучновато стало на Бульварном кольце. И со своей стороны вы пообещали, что там будет непрерывный фестиваль, непрерывное веселье.

С. КАПКОВ: Это вчерашнее поручение мэра. Конечно, на бульварах ничего вырубаться не будет, строиться не будет. Все наши бульвары – это памятники архитектуры, вдобавок особо охраняемая природная зона. Дискуссия была только о том, что Бульварное кольцо города Москвы является символом города, воспето всеми поэтами, много песен написано. Но на Бульварном кольце совершенно нет культурной жизни, которая была в 60-х годах в Москве, когда пенсионеры играли в шахматы, гуляли бабушки с внуками, т.е. была жизнь, была атмосферная история.

К. ЛАРИНА: Время изменилось.

С. КАПКОВ: И время изменилось, и Бульварное кольцо стало такой формой, когда люди просто транзитом от одной точки идут к станции метро. Наша задача – чтобы хотя бы в выходные мы могли сделать там какие-то активные мероприятия. Это может быть книжный рынок, как мы делали на День города.

К. ЛАРИНА: Кстати, было очень неплохо, была одна из удачных акций.

С. КАПКОВ: Мы можем сделать там тихие, интеллектуальные игры. Логика только одна. Так как вдоль Бульварного кольца не только жилые дома, но уже появились и офисы, хотелось, чтобы работники офисов выходили на бульвар, может быть, в свой обеденный перерыв. В этом году на всех бульварах Москвы установлены детские площадки. Мы хотим, чтобы эти территории обживались. На зимние праздники нам уже удалось на части бульваров сделать декоративную подсветку деревьев. В конце года, я думаю, мы всё Бульварное кольцо красиво осветим. Главное, чтобы это выглядело как некий атмосферный объект города.

К. ЛАРИНА: А почему там кафе нет? Во всем мире на всех бульварах в больших городах уличные кафе, во всяком случае летом.

С. КАПКОВ: Нам бы хотелось, чтобы это был большой променад города. Почему мы начали с кафе? А почему туалетов нет? Почему на середине бульвара уже невозможно перейти на другую сторону? Так было устроено. Надо понять, как это всё движется. Большинство московских театров центра выходят на бульвар. Цирк на Цветном также выходит на Цветной бульвар. Надо использовать те культурные возможности, которые у нас есть.

К. ЛАРИНА: И про парки тоже расскажите. Я знаю, что у вас есть планы на ближайшее время. Чуть ли не 50 новых парков передано в ведомство Департамента.

С. КАПКОВ: 55 парков передали.

К. ЛАРИНА: Что там планируется?

С. КАПКОВ: За 2 года работы с нашими парками мы сделали так называемый московский стандарт: это танцевальные площадки, клубы настольного тенниса, это зоны отдыха, это уличный баскетбол, это скейт-парки, детские площадки (мы понимаем, какие пользуются бОльшим спросом у москвичей). Мы хотим этот стандарт, который состоит из 10 пунктов, развить во все общественные зоны, чтобы было видно, что это друга территория, что это общественное пространство. Это другое качество лавочек, чем в городе, это другое качество урн, это другое качество детских площадок. Это спорт, это развлечения. Это даже другой дизайн туалетов.

Это наша задача, поставленная мэром, чтобы эта территория ярко, в лучшую сторону отличалась от общегородского пространства. Это мировой опыт. В том же Нью-Йорке Центральный парк намного чище, аккуратнее и безопаснее, лучше освещен, чем та же городская территория. Наша задача – все московские парки подвести к одному, единому московскому стандарту.

К. ЛАРИНА: Сколько времени на это?

С. КАПКОВ: У нас программа до 2016 года. Парки передали нам сейчас. Т.е. до 2016 года мы должны это сделать.

К. ЛАРИНА: Щукинская сцена в «Эрмитаже», я вас уже спрашивала про это. Напомню, когда-то там был клуб «Дягилев», который сгорел. Это совершено уникальное архитектурное сооружение, которое сейчас стоит, покрытое сеткой.

С. КАПКОВ: Оно, к сожалению, выгорело, стоят две стены, даже нет крыши. Более того, это участок земли, на него есть инвесторы, документы все оформлены правильно и грамотно. Инвестор сейчас пошел рисовать проект, чтобы сделать там культурную составляющую. Мы не дадим увеличить площадь. Если это инвестора устроит, то он согласится развивать эту территорию. Если нет, то он просто откажется от участка.

К. ЛАРИНА: И что тогда?

С. КАПКОВ: Тогда это будет ответственность города.

К. ЛАРИНА: Т.е. отреставрировать эту сцену невозможно.

С. КАПКОВ: Она вся выгорела, восстановить ее невозможно. Больше того, инвестор, который временно сдавал это помещение «Дягилеву», вложил 90 млн. рублей в инфраструктуру парка. Там появились туалеты, появилась хоз.зона. Мы либо должны выплатить ему деньги за его инвестиции, либо предложить ему компенсационно что-то там обустроить. Он хотел построить более 5 тысяч метров, сейчас это невозможно по новым правилам в Москве. У него есть возможность сделать в рамках существующего каркаса. Но не знаю, устроит ли это инвестора.

К. ЛАРИНА: Кинотеатры. Я знаю, что делаете ставку на кинотеатры под открытым небом.

С. КАПКОВ: Это новый московский городской стандарт, это только в парках, появится 5 кинотеатров: в парке «Фили», в «Сокольниках»…

К. ЛАРИНА: Они под открытым небом.

С. КАПКОВ: Это летом.

К. ЛАРИНА: А куда деваются все кинотеатры из центра? Очень много вопросов по этому поводу. Закроется «Художественный» на ремонт. Уже нет кинотеатра «Пушкинский», или «Россия», нет «Киномира», закроется «Художественный». По сути, из центра кинотеатры исчезают.

С. КАПКОВ: «Художественный» закроется на реставрацию, будет открыт. И поверьте мне, что это будет уникальный кинотеатр, и он останется в ведомстве Департамента культуры. По поводу кинотеатра «Пушкинский», который сейчас называется «Россия»…

К. ЛАРИНА: «Русалочка».

С. КАПКОВ: Да, где идут мюзиклы. Это уже частная собственность людей, которые получили эту собственность 8-10 лет назад. И большинство кинотеатров проданы, да, в центре их фактически не остается. У Департамента культуры есть 10 кинотеатров, мы пытаемся их как-то оберегать. Это кинотеатр «Художественный», «Звезда» на Садовом, это маленькие кинотеатры, они в шаговой доступности. Здесь надо отметить, что и экономика не позволяет их развивать, потому что молодой зритель у нас идет только в кино.

Мы проводили большой социлогический опрос: люди после 55 лет вообще не считают кинотеатр своим местом, не из-за качества кинопоказа, а из-за ощущения, что это не их место. Им не нравится попкорн, им не нравится, что в фойе курят, что там молодые. Были даже ответы: я ощущаю себя там самым старым их всех зрителей. Поэтому кинотеатры авторского кино и шаговой доступности на той возможности, которая у нас есть – а у нас всего 10 кинотеатров, - мы будем развивать. Всё остальное – это уже частная собственность, с учетом того, что в Москве больше 500 экранов. Сейчас все кинотеатры пошли как привлечение зрителей в торговые комплексы.

К. ЛАРИНА: Это не путь, конечно. Получается, что это идти на поводу у этого времени, у этой стилистики. Мне кажется, наоборот, надо было развивать другую структуру кинотеатра.

С. КАПКОВ: Мы не очень понимаем, куда разовьется кинотехнология. Кинопоказ и в мире снижается за счет пиратства, за счет торрентов, за счет развития Интернета, телевидения. Поэтому наша задача, даже когда мы ремонтируем свой кинотеатр, чтобы это был многофункциональный комплекс. Это не только кинопоказ, но и театральные подмостки, возможность делать еще какие-то мероприятия.

К. ЛАРИНА: Музей Тарковского будет когда-нибудь в Москве?

С. КАПКОВ: Музей Тарковского будет в те даты, как мы обещали. Он будет строиться. Музей Тарковского не существует. Тот дом, в котором жили Тарковские, он разрушен, на этом месте котлован. Сейчас заново будет восстановлен.

К. ЛАРИНА: А есть конкретные сроки?

С. КАПКОВ: Два года, по-моему. Это проходит по ведомству Москомнаследия, так вышло. Он будет достроен. Мы встречались с сестрой Андрея Тарковского, она в курсе, она утвердила проект.

К. ЛАРИНА: Т.е. есть концепция.

С. КАПКОВ: Да, у нас есть концепция функционала. Там как раз будет кинозал, мемориальная восстановленная квартира, коммуналка. Наша задача – наполнить это потом жизнью.

К. ЛАРИНА: Еще спрашивают про Музей Маяковского, какова его судьба.

С. КАПКОВ: Музей Маяковского будет отреставрирован, экспозиция останется в том виде, в каком она была. Я думаю, что он будет одним из лучших музеев. Сейчас мы в рамках 120-летия Маяковского запустили поезд Маяковского в метро, где каждый вагон связан с его творческим периодом.

К. ЛАРИНА: Я уже открыла FaceBook, я вчера написала, что вы будете, там тоже много вопросов пришло. «Почему выставляют на продажу кинотеатры, вместо того чтобы переоборудовать их и сделать кинотеатрами второго экрана с доступными ценами и достойными фильмами? Почему ничего не делается для привлечения зрителей среднего и старшего поколения?»

С. КАПКОВ: Город не владеет киносетью, большинство кинотеатров – это уже частный инвестор, частный собственник.

К. ЛАРИНА: «Обсуждается идеи переноса времени начала спектаклей в московских театрах на 8 часов. Откуда эта идея?»

С. КАПКОВ: Обсуждается не идея переноса спектаклей на 8 часов, а сформировать грамотно театральную афишу, потому что у нас уже и так часть театров играют свои спектакли, часть театров играют спектакли в 7 часов, часть в 6 вечера. Наша задача – грамотно составить афишу, чтобы до всех донести, что, предположим, каждое воскресенье спектакль начинается в 6 вечера, как в Большом театре, каждую пятницу спектакль начинается в 7 вечера, каждый четверг… Чтобы была общая позиция. Потому что традиционно люди привыкли, что спектакль начинается в 7. Но он уже не начинается в Москве в 7. Мы пытаемся сделать грамотный график и всем объяснить, когда работают наши театры.

К. ЛАРИНА: «Прочла, что наряду с «Ночью в музее», – пишет Ирина, – планируется провести «Ночь в парке». Не превратится ли эта ночь в тотальный дебош с пьянкой?»

С. КАПКОВ: Когда мы проводим «Ночь в музеях», парки тоже в этой акции участвуют. В тотальный дебош с пьянкой не превратится. Мы считаем, что жители Москвы не нуждаются в тотальном дебоше с пьянкой. Они не будут себя так вести. Наша задача – сделать красивую, хорошую культурную программу.

К. ЛАРИНА: «Какова судьба Театра детской книги «Волшебная лампа»?»

С. КАПКОВ: Театр «Волшебная лампа». У нас была идея 7 театров объединить в одну дирекцию детских театров, мы это продолжает делать.

К. ЛАРИНА: А зачем?

С. КАПКОВ: Часть театров у нас не владеет своими площадками. Во-вторых, чтобы иметь общую концепцию работы с детским зрителем.

К. ЛАРИНА: А это маленькие театры.

С. КАПКОВ: Да. «Волшебная лампа» тоже небольшой театр. Но у них есть также взаимоотношения с большой нефтяной компанией, которая купила им уже отдельный особняк, потому что они соседи. Они хотят обменяться с ними помещениями. Театр это тоже устраивает. Вопрос нескольких лет, когда это помещение будет переоборудовано под театр.

К. ЛАРИНА: «Не мог бы Сергей Капков договориться насчет парковок около театров?» Это тоже очень важная тема – то, что касается парковок около культурных заведений.

С. КАПКОВ: Около театров не сейчас, но на следующий год договоримся, это будет общая система парковочного хозяйства города Москвы, чтобы хотя бы в 7 вечера перед началом спектакля была возможность припарковаться. Но это всё равно не решит проблему, потому что средний зал у нас в Москве 700 мест. Даже если 30% приезжают на своих автомобилях, возможность припарковаться есть у 2% - парковка же на 30 машин возможна у театров. Поэтому лучше в театр всё равно ехать на метро или на такси. Мы такую схему тоже разрабатываем – договориться с большим таксомоторным парком, с большим перевозчиком, чтобы была единая цена в театр на такси.

К. ЛАРИНА: «Когда будет возвращен Театр Анатолия Васильева?»

С. КАПКОВ: Анатолий Васильев не претендует на свой Театр на Сретенке, он претендует на Театральную лабораторию на Поварской. Он нарисовал проект, как он видит ее. Мы этот проект оплатили. Сейчас мы поймем, какая сумма нужна на его реализацию. Я думаю, что через год-полтора Анатолий Александрович – я с ним встречался буквально на прошлой неделе – уже переберется в Москву как большой театральный деятель, у него будет свое место, своя лаборатория.

К. ЛАРИНА: И уже последний вопрос, то, что касается уличной культуры. Мы немножко коснулись этого, когда разговаривали о парках, о бульварах. Что я подразумеваю под уличной культурой? Это какая-то зрелищная культура, которая существует во многих больших городах. У нас пока она не получается. Кроме шествий, ничего у нас нет.

С. КАПКОВ: Но шествия получаются неплохо.

К. ЛАРИНА: Когда проходит Международный театральный фестиваль Чеховский, в этом году он будет, ведь Фестиваль уличных театров можно параллельно проводить.

С. КАПКОВ: Мы сейчас определили, в пятницу мэр утвердил 200 точек городской активности – потому что к каждой точке городской активности нужен наряд милиции, нужна скора помощь, это большая работа. Город эти площадки подготовит. Какие-то площадки город возьмет в свое управление, какие-то мы предоставим и пригласим независимые театральные, концертные, уличные коллективы. Где-то мы это будем финансировать, где-то мы предложим самим выступать, если у них есть такая возможность и желание. Такие точки определены. Это по принципу Дня города. Сейчас они будут в рамках фестиваля, который начнется 20 апреля, «Лучший город земли». У нас каждые выходные и праздники, это 100 дней весенне-летнего и начала осеннего периода, будет на уличных маршрутах - и на пешеходных, и на не пешеходных – различная активность, вот та атмосфера, которая нашему городу необходима.

К. ЛАРИНА: Получается переучивать людей?

С. КАПКОВ: Здесь вопрос не переучивать. Здесь вопрос – показать, что это такое. Потому что большинство не знает что это и готово в этом участвовать, только надо грамотно сделать лекало, сценарий, и даже стилистически это должно быть симпатично.

К. ЛАРИНА: Когда был «ОккупайАбай», который много шума наделал – это вроде бы протестная акция, но думаю, вы со мной согласитесь, – там как раз и возникли эти стихийные, спонтанные, совершенно новые, не освоенные формы уличного досуга. Ведь там же и театр выступал, спектакль играли, там была музыка, концерт играли ребята сами, там были лекции, собирали огромное количество людей.

С. КАПКОВ: Потому что когда люди видят своих, они хотят общаться. Вопрос, под какой стилистикой, под какими лозунгами они собрались.

К. ЛАРИНА: Там лозунгов, кстати, не было.

С. КАПКОВ: Это такой лагерь хиппи.

К. ЛАРИНА: Лагерь хиппи – это хороша идея.

С. КАПКОВ: Хорошо. Но только город живет намного масштабнее. Я еще раз повторю, что в 14-миллионном городе любой качественно сделанный культурный продукт, событие всегда имеет своего зрителя.

К. ЛАРИНА: Это Сергей Капков. Мы должны уже заканчивать наш разговор. Я постаралась охватить как можно больше тем в сегодняшней беседе. Если что-то забыла, уж простите. Может быть, Сергей Александрович сам хотел что-то сказать, а я ему не дала.

С. КАПКОВ: Я рассказал всё, ответил на все вопросы. Но культурная жизнь в Москве очень богатая. Поэтому всех приглашаю в театры, музеи, участвовать во всех наших акциях.

К. ЛАРИНА: У вас как у зрителя самые яркие впечатления последнего времени какие?

С. КАПКОВ: Вчерашняя встреча с Юрием Петровичем Любимовым, она бьет любой спектакль, даже самый признанный, в Москве. Он произвел на меня большое впечатление своими личными качествами и силой характера.

К. ЛАРИНА: Большое спасибо. Это Сергей Капков. Спасибо за то, что нашли время дл нас.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024