Купить мерч «Эха»:

Культурный шок 2012: самые главные события и антисобытия в области культуры. Конференция со слушателями - Культурный шок - 2012-12-29

29.12.2012
Культурный шок 2012: самые главные события и антисобытия в области культуры. Конференция со слушателями - Культурный шок - 2012-12-29 Скачать

К.ЛАРИНА: Мы начинаем программу «Культурный шок». Добрый день. С вами я и гость, и ведущая этой передачи Ксения Ларина. Наша программа конечно же должна подвести культурные итоги. И было бы прекрасно, если бы мы с вами говорили о великих художественных произведениях, которые были в этом году и которые мы с вами яростно обсуждали. Но, к сожалению, этот год удивителен и горек наверное тем, что мы больше говорим не о человеческих открытиях, о том, что происходит вокруг культуры. У нас каждая история заканчивалась скандалом.

Когда я готовилась, специально вспоминала, что я такого смотрела в театре, что меня прямо перевернуло. Можно назвать спектакли, которые были интересные, знаковые, умные, смелые, новые, но такого, чтобы «ах!», не знаю, не назову, пожалуй. Самое главное, что я хотела сделать, встретиться с вами по телефону прямого эфира +7-495-363-36-59.

Хотела бы я начать разговор о культурных событиях, очарованиях и разочарованиях с цитаты представителя нашей интеллигенции, деятеля культуры С.С. Говорухина, который, как вы помните, во время президентской кампании возглавил предвыборный штаб кандидата В. Путина: «Я бы посоветовал В. Путину вообще не опираться на либеральную интеллигенцию, поскольку она по сути своей предательская. Та часть интеллигенции, которую Ленин обозвал не мозгом нации, а говном нации. Посоветовал бы не опираться на этих всяких либеральных писателей, лауреатов «Букера», авторов этих книг, которые читать невозможно. У нас есть настоящая интеллигенция, на которую и надо опираться».

Этой весной началась эта история с президентской кампанией. Мы начали год с такой установки, мы ею и заканчиваем. Меня порадовало в конце декабря 2012 года, что на настоящую интеллигенцию, на которую советует не опираться Говорухин, не обнаружена в нашей стране. Пытались противопоставить так называемой либеральной интеллигенции, вою интеллигенцию во время процесса над «Pussy Riot». И ничего из этого не вышло. Вы помните список замечательных, лучших людей, которые пописали письмо не в поддержку «Pussy Riot», как неправильно трактовали смысл этого послания, а в поддержку женщин молодых, которые требовали освободить их из-под стражи и прекратить этот жуткий мракобесный балаган, который закончился в итоге колонией общего режима. И, напомню, это письмо, кроме обычных людей подписали, известнейшие люди, настоящая элита общества. И в ответ на это письмо официальные власти и официальное ТВ предложило нам какие-то ошметки, которые они называли настоящей интеллигенцией. «Настоящая интеллигенция», как вы помните, тогда собралась в программе Аркадия Мамонтова, которая клеймила позором участниц «Pussy Riot», кричали, что вокруг них одни враги, а эти люди, которые подписали вообще губители русской культуры и русофобы. Кто там был? Что это за «настоящая интеллигенция»? Вика Цыганова, Юрий Вяземский, Валерия (певица) и муж ее Иосиф Пригожин. Это та самая интеллигенция? Ее нет. Была попытка раскола, в течение этого года происходили бесконечные скандалы, которые раскалывали общество. Но по всем письмам, которые мы здесь составляли, видно, сколько человек представляет нормальную, гуманистическую точку зрения.

Конечно, было горько и обидно смотреть во время президентской кампании на людей, которым мы доверяли, которых мы считаем своими кумирами, звездами, некоторые из них по разным причинам вынуждены были записывать ролики в поддержку одного кандидата В. Путина. Было неприятно смотреть на этот список доверенных лиц президента Путина, среди которых были люди, про которых сидишь и думаешь: зачем, не надо. В итоге все равно не получается, они не хотят всерьез защищать эту точку зрения. Они все своим видом дают понять, что делают это потому что: за мной коллектив и театр, мне дали деньги на строительство новой сцены и т.д. Там масса есть причин. Нехорошая, малодушная точка зрения, безусловно. Готова войти в положение, думаю, что многие люди со мной огласятся.

Последний закон, который сейчас был принят президентом, тут невозможно найти никаких причин для оправдания. В день награждения деятелей культуры, в т.ч. в день голосования в Совете Федерации, когда Путин награждал деятелей культуры. Константин Хабенский, который там был и который достаточно лояльный по отношению к власти, и он пришел на это голосование со значком: «Дети вне политики», это поступок внятный, понятно, что хотел сказать этим К. Хабенский. Если бы он хотел выразить одобрение Путину и его политике, он бы не надевал этого значка. Александр Калягин, который в числе первых этого года, защитников нынешней власти, он не скрывал, что он человек Путина, старался это подчеркивать, очень боялся любых подозрений по этому поводу. И вот я читаю, «Интерфакс» цитирует его по поводу отношения к анти-Магнитскому закону: «Как я могу спокойно относиться к этому закону, если недавно моя дочь, живущая в США, удочерила в России малышку из Дома ребенка? Я понимаю, что прими они этот закон чуть раньше - и я не был бы счастлив, потому что у меня не было бы этой замечательной внучки Анечки, которую я обожаю. Я думаю, что можно по-разному оценивать этот закон, но во всей этой ситуации есть и положительный момент - он вызвал такое бурное обсуждение, что государство теперь не сможет не обратить особое внимание на брошенных детей». До этого в марте тот же Калягин выступал с письмом в адрес либеральной интеллигенции и предлагал прекратить травлю сторонников В. Путина. Это бы распространенный такой тренд, сегодня однозначно высказывается против закона, который подписал В. Путин. Есть вещи, через которые человек не способен переступить, и это правильно.

Что касается персон и анти-персон, мне кажется, что персоной года в этом году лично я бы назвала министра культуры Москвы Капкова. Потому что такую ответственность, которую он взял на себя по переделу культурного пространства Москвы, в этом есть огромный риск репутационный, т.к. он режет по живому, но кто-то должен был взять на себя эту ответственность. И Сергей Капков поступает очень смело, все, что касается театрального пространства, музейного, выставочного. Сергей Капков человек современный и относится к искусству как к пространству свободному. Считает, что все цветы должны расцветать, если это не противоречит УК. И это правильно, он омолаживает культуру, дает возможность молодым развиваться и заявлять о себе. Если говорить об анти-персоне, то тут надо с грустью констатировать, что кадровое назначение в Министерство культуры, это одно из самых главных событий и анти-событий года 2012, начиная с первого дня, когда мы получили информацию, что на должность министра культуры у нас Владимир Мединский, все культурное сообщество просто ахнуло, оцепенело и замерло. Я думаю, что печально наблюдать за тем, что происходит в культуре сегодня, пока только на уровне деклараций, но декларация это заявка на следующий сезон. Здесь противостояние очевидное между министром культуры и представителями его ведомства. Это ужасно. У нас были разные министры культуры. Такого противостояния я не припомню. Важно, что культурное сообщество плечом к плечу противостояло одному министру. И по эстетическим разногласиям, что немаловажно, когда в культуре начинают считать эффективность деятельности докторов искусствоведения, что-то в этом есть ненормальное. Я говорю о той знаменательной встрече Мединского с сотрудниками НИИ Искусствознания.

Точечно я вам рассказываю все, что наболело за этот год. Хочу сказать, что в последнем номере журнала «New Times», который тоже посвящен итогам политическим, есть мой текст «Зима, уходи», но он, к сожалению, пока еще не открывается, можно только в бумаге прочесть, где я вспоминаю все знаковые события. Конечно, это год разочарований, год расколов бесконечных. И с другой стороны, человеческих открытий, о которых можно будет сказать отдельно.

После Новостей даю вам телефон, чтобы вы назвали события, анти-события, персоны, анти-персоны уходящего года.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Подводим итоги в области культуры или около культуры. Самое главное разочарование года – абсолютная разобщенность творческого цеха. Когда была эта история с «Pussy Riot», с этим письмом там была жуткая организация, там людей обзванивали, это было сделано здорово, быстро. Никто от своей подписи не отказался, там все по-настоящему.

А вот когда пытались закон о богохульстве принимать. Сейчас, когда закон против сирот российских, молчание абсолютное. Когда арестовывали ли обычных деятелей культуры. Павел Костомаров снимал политическое кино. Он – оператор и режиссер-документалист, который прежде всего художник, а потом уже гражданский активист. Никакого заявления ни от Союза кинематографистов, ни от кого, как будто ничего не произошло. Человека приходят обыскивают, забирают его рабочий материал, что это такое? Никто не на что не реагирует, просто поразительно. А последний с анти-Магнитским законом, здесь выступили со своими личными письмами семейные пары – Кама Гинкас, Генриетта Яновская, и второе письмо написали Константин Богомолов, режиссер, и Дарья Мороз, актриса и жена его. Тоже письмо-обращение к президенту. Все остальное ничего. Потому что все эти творческие союзы заняты своими внутренними проблемами. В театральном пространстве идет спор вокруг театральной реформы, в кино своя битва – деньги пилят, кто будет снимать на бюджетные деньги, кто на какие темы и проч. А все, что происходит за окнами, к сожалению, мало кого волнует. Только отдельных людей. Вот и отдельным людям огромное спасибо за то, что они есть.

Давайте теперь я включу телефон. «Культурный шок – 2012»: ваши предпочтения, ваши ощущения, пожалуйста. СМС тоже работает, номер напомню: +7-985-970-45-45.

Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, Александр, г.Уфа. С наступающим Новым годом вас!

К.ЛАРИНА: Спасибо, вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ: Слежу за вашим эфиром. Спасибо вам большое за ваш самоотверженный труд в уходящем году, надеюсь, вас услышать в эфире в будущем году. По поводу вашего вопроса, отнести в положительную сторону, отрицательную сторону уходящих героев, анти-героев. Я бы хотел назвать это Культурный ковчег, туда посадить Леонида Парфенова, Юру Шевчука, Лазареву, Шаца, и всем низкий поклон за работу, именно культурное отчуждение, отправить, куда они заслуживают этого. Государственную Думу заменить на этих людей. Тот Титаник, который надо потопить, я даже обсуждать не хочу. Всех с наступающим Новым годом.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Александр, прекрасное заявление.

Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Ирина Михайловна. Я хотела вас очень поблагодарить. Вы такая умница.

К.ЛАРИНА: Ну, подождите, давайте не будет, из-за вас сейчас телефон перестану включать, т.к. сейчас кто-нибудь позвонит и скажет ровно наоборот.

СЛУШАТЕЛЬ: Я просто поблагодарить.

К.ЛАРИНА: Спасибо. А вот то, что касается событий культуры.

СЛУШАТЕЛЬ: Я согласна с Капковым. Я немножко имею отношение к театру. И мне тоже все нравится, по-моему, очень правильно все начал делать. И я очень признательна за его оценку, я поддерживаю, мне кажется, все это правильно. Еще раз с наступавшим Новым годом, всего самого доброго.

К.ЛАРИНА: Спасибо!

Мне кажется, что не замечают деятели культуры, не отдельные личности, которые о своей позиции давно заявляют. Можно перечислить по пальцам этих людей, которые из творческого цеха. А вот в массе своей творческие люди не понимают, не хотят понимать, что все законы, которые Дума принимает, которые якобы их не касаются, обязательно их коснутся. И обсуждаемый, но не принятый закон, дай Бог, чтобы к нему не вернулись, извините за оксюморон, закон об оскорблении чувств верующих, который если будет принят, точно отразится на российской культуре.

Законопроект, который принят о защите детей от негативной информации, закон о запрете пропаганды гомосексуализма, сколько угодно можно глумиться над этим Милоновым, но рано или поздно это коснется каждого. Если этот закон будет принят на федеральном уровне, это будет катастрофа. И вообще разговор о современном искусстве это отдельная тема, куда что возвращается. Давайте еще одну цитату вам приведу. Цитату М. Петровского, директора «Эрмитажа», который, кстати, тоже такой лояльный человек: осторожен в высказываниях, никогда ни в какие скандалы не лезет, критичности по отношению к руководству не допускает, если делает, то так осторожно, что совсем. Что он сказал, когда его достала эта история современным искусством, православные граждане, которые чуть ли не 114 жалоб написали в прокуратуру по поводу выставки современного искусства братьев Чепмен, которая была открыта в «Эрмитаже». Он сказал: «Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения». Это же нужно так довести человека, чтобы он это сказал.

Я уж не говорю про Марата Гельмана, который прошел сквозь строй плюющих в него людей, которые хватали его за грудки, совали ему какие-то бумажки, пытались его избить, разорвать на нем одежду, – ну, мы все видели эти жуткие кадры, которые чуть ли не символ уходящего года. Это опять же не отношение к Гельману лично, это отношение к искусству, которое кто-то не считает искусством. Это продолжение знаменитого похода на искусства Н.С. Хрущева.

И те люди, которые сегодня являются культурной элитой, и те, которые заседают в Общественных Советах при Министерстве культуры, те, которые могут повлиять на принятие решения, те, которые объединяются в творческие союзы, которые до сих пор, если они не понимают, что это коснется завтра каждого, то они сильно ошибаются.

13.45. У нас еще есть время для ваших звонков. «Культурный шок – 2012»: ваши разочарования и ваши восхищения, кому вы могли б сказать спасибо, а кто вас разочаровал, опять же обращаюсь к пространству культурному, прежде всего.

Алло здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я хотел бы высказать свой культурный шок, который испытал в этом году, а именно: «Театр на Юго-Западе».

К.ЛАРИНА: Наконец-то.

СЛУШАТЕЛЬ: Валерия Беляковича театр. В этом году порядка 10-12 раз побывал в этом театре, в полном восторге.

К.ЛАРИНА: Очень приятно это слышать. У нас первые культурные впечатления в программе «Культурный шок», хотя я тут сама виновата, вам такой вектор задала. Что касается театральных итогов, их обычно подводят в конце сезона, и мы это будем делать обязательно. Но еще раз повторю, что много было в этом году интересных работ, интересных спектаклей. Могу на вскидку отметить, что для меня является важным, спектакль Константина Богомолова «Год, когда я не родился» в театре Табакова, «Лир» и «События» по Набокову, это все его спектакли. Безусловно, театральный деятель года, я бы назвала Кирилла Серебрянникова. Особенно в последний год видно, что он больше, чем режиссер-постановщик спектаклей. Это автор целой культурной концепции, который старается эту концепцию воплотить в жизнь, и дай Бог ему удачи на этом пути. Т.к. все, что он сделал на этом сезоне на Винзаводе, на своей платформе, это что-то выдающееся, и дай Бог, чтобы это продолжалось дальше. Это площадка в области театральных экспериментов в области театрального искусства в широком смысле: там не только кино присутствует, еще литература, живопись, музыка, танец. И главнее, что этим занимаются молодые ребята, молодые художники, которые и определяют будущее культуры. И я надеюсь, что «Гоголь-центр», которым сейчас занимается Кирилл, скоро откроется, уже в будущем году, тоже немало культурных события нам принесет.

Давайте еще звонок. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Юля. Я хотела рассказать про спектакль, новый для меня, Кама Гинкаса «Ноктюрн». Его спектакль, который очень злободневный, т.к. обращается только к душе человека, что переживает человек, к молодым и к людям более зрелым. Там каждый найдет что-то для себя. И хватает Кама Гинкаса и на искусство, и на мир вокруг. Это потрясающее, что он делает, спасибо ему большое, это культурное событие для нас.

К.ЛАРИНА: Прекрасно. Спасибо вам большое. Я очень рада, что наши слушатели смотрят что-то в театре. И вот пока вы говорили, я вспоминала, конечно, надо назвать «Театр.doc», Михаила Угарова, Лену Гремину и их проекты, которые такие культурно-политические акции. Отрадно, что к ним приходят люди, этот маленький их театрик просто забит до отказа, когда идет спектакль «Час восемнадцать» про убийство Магнитского. Или «Берлузпутин» - совершенно наглая, нахальная постановка, политический памфлет, сатира с блестящими актерами с Евдокией Германовой и Сергеем Епишевым. Событием когда стал показ этот спектакль на Чистых прудах, когда как бы политика и театр соединились воедино. Одна из задач площадного театра напрямую общаться со своей публикой. Для меня было совершеннейшим восхищением, когда я видела, что некоторые люди вообще впервые с театром соприкоснулись. Это такая тенденция говорить театральным языком, увлекать в театральное пространство молодых людей, говорить с ними на одном языке, но не заискивать, не имитировать этот молодежный язык, а существовать в нем.

Для меня лично открытия этого года – Дмитрий Крымов, который давно существует, но как-то я припозднилась и многие его спектакли открыла для себя в этом году. Теперь не пропускаю ни одной его премьеры в театре «Лаборатория Дмитрия Крымова», которые в рамках «Школы драматического искусства» существует. Это что-то поразительное. Настоящее актуальное, современное искусство. Искусство сегодняшнего дня, сделанное на века.

Конечно, много было утрат в этом году. Ужасно, когда люди уходят из жизни, а когда уходят люди, которые являются знаками эпохи, на плечах которых мир рушится, в тартарары улетает. Мы как гром всегда получаем такие известия как уход Б. Стругацкого, Г.П. Вишневской, П.Н. Фоменко. Ужасно горько.

Хочется не только побед творческих, но и чтобы был слышен голос этих людей, чтобы все это было не зря. Чтобы люди, которые уходят из жизни со своей смелостью, хочется, чтобы для кого-то они были значимыми, не просто как известная певица или писатель, а люди, на которых можно было опереться, когда говоришь: как тебе не стыдно, ведь даже Стругацкий об этом говорил вслух. Чтобы мы не забывали не только их деятельность, но и их честность перед самими собой. Внутренняя порядочность, невозможность предать себя – редкое качество. Очень хотелось бы пожелать тем, кто продолжает жить и творить, чтобы они об этом помнили.

Я хочу вас поздравить с наступающим Новым годом. Но я с вами не прощаюсь, еще буду завтра здесь. Завтра у нас 30 декабря, так что завтра еще будем итоги года подводить. Спасибо всем, кто откликнулся на сегодняшнюю передачу. Очень хочется, чтобы все было хорошо. И спасибо всем тем, кто продолжает оставаться неравнодушным человеком, несмотря на бесконечные уныния, панику и разочарования, все-таки остаются смелыми и бесстрашными людьми. Спасибо большое, а песню года вот вы сейчас услышите.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024