Культурная политика или политическая культура. Итоги - Елена Коренева - Культурный шок - 2011-12-31
К.ЛАРИНА: Добрый день. Это передача «Культурный шок», в студии Ксения Ларина и моя сегодняшняя гостья Елена Коренева, заслуженная артистка России, режиссер, сценарист, писатель. Леночка, добрый день!
Е.КОРЕНЕВА: Здравствуйте!
К.ЛАРИНА: Сегодня мы с Леной решили подвести культурные итоги года. Культура у нас относительная, тем более в этой передачи мы говорим о культурных событиях, но только о таких, которые становятся явлениями общественной жизни, а не просто в чистом виде культура и искусство. С этой точки зрения мы и поглядим на прошедший год, а он в этом пространстве был интересным. Начало года – предвыборные кампании. Я посмотрела и даже не смогла посчитать, сколько встреч с лидерами было в этом году и у В.Путина, и у Д.Медведева, а кончилось все…
Е.КОРЕНЕВА: …концертом в Кремле (смеется)
К.ЛАРИНА: Да (смеется) и выходом на проспект Сахарова, Болотную площадь 4 декабря. Год завершился 4 декабря, потому что с 4 декабря начался какой-то другой год. Такой небольшой пролог. Я только хотела напомнить связи, номер SMS +7-985-970-45-45, телефон прямого эфира 363-36-59, Твиттер тоже работает, аккаунт – vyzvon, можете пользоваться, описать ваши ощущения от этого года, не политические, скорее культурные, о современной российской культуре. Лен, пожалуйста, вам слово. Мы раньше все время сетовали, что деятели культуры, культурное сообщество находится на обочине жизни, а сейчас народ потянулся на шоссе, на дорогу. Чем вы это объясняете? Страх пропал?
Е.КОРЕНЕВА: И немножко пропал страх, и работа определенных лидеров, честных, отважных людей, которые оказывали сопротивление, выходили на площадь, занимались определенной деятельностью. Это тот же Борис Акунин, который взял интервью у Ходорковского, и та же Людмила Улицкая, все правозащитники организации, оппозиции, незарегистрированные ее лидеры, Борис Немцов, Илья Яшин, та же история с Ольгой Романовой. Систематическая деятельность этих людей, которые все время говорили, все время были начеку, собирали факты, документы и призывали общественность к тому, чтобы она проснулась. Это тот случай, когда вода камень точит, и количество перешло в качество. Эти выборы, т.е. до выборов еще эта рокировка президента и премьер-министра всех шокировала, потому что это была уже кульминация, хотя все эти процессы накапливались.
К.ЛАРИНА: Ну, все же знали, что так будет…
Е.КОРЕНЕВА: Нет, не знали. Я, несмотря на эти общие темы – и фальсификация, и т.д. – я отстраненно от того, что пишут, и что говорят, сама с собой поговорила, подумала о том, что Дмитрию Анатольевичу последний год все время все задавали один и тот же вопрос, и он говорил: «Мы сядем и поговорим с Владимиром Владимировичем, решим в зависимости от обстоятельств, что будет». И когда он заявил 24 сентября или чуть позднее, что, оказывается, они все решили в 2007 году, то для меня здесь кроется реальный обман, конкретный и простой. Он конкретно сказал о том, что они сядут и поговорят, что они не решили, они сядут и поговорят, кому правильнее в этот момент, когда придет время решать. Ну, на жаргоне это «разводка», а так это чистый воды обман. И до выборов в Думу, все эти фальсификации, свидетельства шокируют. Все пользуются интернетом, кто не пользуется, друзья рассказывают. Когда наблюдателей выносили за руки и за ноги, когда эти женщины в предынфарктном состоянии часами добивались того, чтобы их подпустили к столу и показали им документы и потом их просто выносили ОМОНовцы или кто там, охрана, это всех шокирует. Но для меня эта история агитации началась гораздо раньше. Не для меня, а для многих, кто видит, что происходит. Я осенью была приглашена на один фестиваль в отдаленном районе, не буду говорить в каком, 8 часов лёту, организаторы – милые люди, актеры рады этому фестивалю, но там приходилось отъезжать в близлежащие города с небольшими концертами, на всех сценах была растяжка «Единой России». Бригада, с которой я ездила – 5-6 человек – они все были в шоке. Как в случае с Макаревичем, когда их концерт предваряла открытая агитация кого-то из местных, кто вышел на сцену голосовать за «Единую Россию», то здесь агитации текстовой не было, но мы же не идиоты. Мы выступаем на фоне этой растяжки с рекламой. И потом эта реклама, эти плакаты агитационные, которые по всей Москве висели: «"Единая Россия" под №6, голосуйте, отмечайте №6…». И такой же плакат, но с другим текстом, просто нейтральным, приглашает граждан на выборы. Моя сестра художник-график, я всю жизнь наблюдала, как она пишет, как концепцию придумывает и какова правила той или иной идеи, того или другого текста и содержания. Но в данном случае они взяли… Это прямое нарушение закона. Я думаю, что все это наблюдали, молчали, что вся эта жестокость с судами, со 2-м сроком Ходорковскому, эти мать седая, отец уже больной старый человек, дочь, как они выходят из суда… Скопилось, все это наблюдалось, но т.к. общественная вещь выборы. И когда всех зазывали, призывают граждан быть гражданами, т.е. отдать свой голос за кого-то, то здесь такая затравка шла долгая: выборы, выборы, выборы, потом мы видим, что случилось на выборах. И неадекватное проявление силы, насилия, я бы сказала, двойной стандарт во всем. Я реально хочу спросить все-таки 31 числа люди выходят тоже… Кстати, Лимонов вложил свою положительную лепту своим упорством, все разногласия надо делать на определенном этапе, но он стоит на своем… Реально вопрос: у нас разрешены мирные митинги и шествия? Они разрешены. Почему же тогда их не просто сажают, им выкручивают руки…
К.ЛАРИНА: Придумали какую форму – согласования. Понимаешь, в чем здесь лукавство, мы согласовываем как бы место. Мы же не говорим, разрешают или не разрешают.
Е.КОРЕНЕВА: Хорошо. Дело в том, что народ действительно давным давно перерос такую пропаганду и такой стиль общения с ними. И как говорят, народ заслуживает своих правителей, я думаю, что народ наш давно заслуживает другого обращения.
К.ЛАРИНА: Лен, я неслучайно начала со встреч власти с творческой интеллигенцией. Туда попали многие…просто, что называется, попали…поскольку возглавляют государственном театр и здесь достаточно трудно сказать нет. Я понимаю мотивы многих людей, которые приезжают в Пензу, чтобы рассказать Путину, что нужно отменить какой там, 83-й что ль закон…или еще какой связанный с театральной реформой. Но с другой стороны, обрати внимание, что в этой предвыборной кампании практически не были задействованы представители творческой интеллигенции в качестве агитаторов. Я помню ролики, в которых был Табаков и Константин Райкин, многие были. В этом году вообще никого нет. Да, они бывали на этих встречах…
Е.КОРЕНЕВА: Отказались?
К.ЛАРИНА: Я не знаю, для меня это загадка. Они промолчали вообще. Когда мы говорим о конце декабря, об этих протестных акциях, там не было тех, кого хотелось видеть, об этом говорят многие.
Е.КОРЕНЕВА: Я прочитала, что Марк Захаров собирался. Я прочитала в каком-то тексте, на вашем же сайте, что вопрос был открыт.
К.ЛАРИНА: Костя Богомолов обратился к представителям старшего поколения, что мы хотим услышать уже вас, сколько можно делать вид, что ничего не происходит. Он-то мне называл фамилии, но мы-то понимаем, про кого мы говорим. Они промолчали, никуда не вышли. Ну, думаешь, слава богу, и ничего другого не сделали, уже почти подвиг. А с другой стороны, вдруг невероятно увеличилось количество людей вашего цеха, представителей совсем другого поколения, которым в принципе все было по барабану, сидит там себе в театре, в кино, сериалах снимается и все по фигу! Оказывается, не по фигу.
Е.КОРЕНЕВА: Во-первых, Алексей Девотченко за всех ответил. Он наша победа этого года в артистическом плане. Была на его спектакле в ТЮЗе на моноспектакле. Но он не 100% моно – «Записки сумасшедшего», но, по сути, он моно, там еще 2-3 персонажа появляются, и его активность, его честность и как всегда Лия Ахеджакова, ее записанное обращение к митингу на Сахарова, я была на проспекте Сахарова. А потом посмотрела в записи, потому что не была от начала до конца. Человек умеет сформулировать. Она говорит то , что думают очень многие. Но между публично выступить и думать дистанция огромного размера. Причины разные, в конечном итоге, все это сводится к человеку. Мы долго жили многие годы, идентифицируя человека с его профессией, это и советского времени идет, когда уходить из своей профессии было практически невозможно, сверх этого появилась мораль, что каждый должен заниматься своим делом. Но современный мир призывает нас осознать, что в 1-ю очередь мы люди, даже не граждане, а люди. И профессии люди меняют, и актеры, режиссеры приходят из других профессий, поэтому сегодня говорить об этом должны не только известные люди, а должны все. Но мы не научились артикулировать, и потому что все это было в загоне, и потому что объективно сегодня люди боятся неприятностей на работе и не знают, чем это закончится. Потому что, наверное, если утвердилась бы сейчас законодательно перестройка, то все заговорят снова, свобода слова. Но сейчас такой момент… Недаром выкручивают руки, чтобы неповадно было, все эти неправедные судилища. Но изнутри профессии актеры имеют дело с драматургией, которая имеет дело с философскими вопросами: быть или не быть, добро – зло, конформизм, предательство, компромисс с совестью, любовь или деньги и т.д. И человек, который становится актером, каждый день имеет дело с этими вопросами. У актеров формируется в силу их профессии позиция очень яркая. Может быть, поэтому создается иллюзия для них самих…когда-то они так и заявляли: «Мы это делаем каждый день на сцене в своей профессии». Но не нужно перебарщивать, потому что проспект Сахарова и все эти митинги….впервые наши граждане почувствовали, что они кому-то нужны. Нужна их позиция, нужно придти и поддержать. Потому что на выборах оказалось, что они никому не нужны.
К.ЛАРИНА: Напомню, что Елена Коренева сегодня в нашей студии, мы подводим итоги года. Сейчас Новости, потом продолжим.
НООСТИ
К.ЛАРИНА: Продолжаем программу «Культурный шок». Сегодня она у нас итоговая, подводим итоги 2011 года. Сегодня в студии Ксения Ларина и моя сегодняшняя гостья Елена Коренева, заслуженная артистка России, режиссер, философ, сценарист, писатель. Лен, вы сказали про артистов, что они любят в творчестве все выражать. Я бы это поняла бы, если бы у нас было большое количество смелых спектаклей, фильмов, телепередач, но их же нет., только штучные проявления. Я не говорю о театральной публицистике, это другой жанр, можно и «Короля Лира» поставить так, что будет понятно, что речь идет о сегодняшнем дне, и дело не в том, чтобы переодеть его в современный костюм. Таких смелых вещей я вижу очень мало.
Е.КОРЕНЕВА: Нет, ну «Театр. док», Володя Мирзоев…
К.ЛАРИНА: «Борис Годунов».
Е.КОРЕНЕВА: Да, там замечательно играют актеры…
К.ЛАРИНА: Что такое быть смелым в творчестве?
Е.КОРЕНЕВА: Ой, я не знаю… Я хотела сказать, что Володя Мирзоев никогда не занимался актуальным. Все равно есть искусство и трансформация, необязательно в лоб как в театре «практика» просто говорят о событиях, слава богу, что такое есть. Но есть иносказание, театр Любимова в этом был силен.
К.ЛАРИНА: Есть Кирилл серебряников, кстати, со своими работами очень жесткими.
Е.КОРЕНЕВА: Да… Что такое смелость в искусстве? Для меня смелость в искусстве и смелость в жизни это одно и то же. Есть некий налет инфантилизма в этой нашей профессии. Она абсолютно мужская, требует воли, это очень много внутренней работы и психологических нюансов, надо понимать актеры эмоциональные, нервные. Это одна из тем, потому что пойти на митинг, я так волнуюсь, есть элемент страха, особенно если ты привык, что на тебя смотрят, тебя узнают. Это наш крест в каком-то смысле. На мой взгляд, профессия вещь вторичная, нечего гордится своей профессией, есть человек, есть то, в чем он себя может выражать и тогда меньше драм будет, когда кризис, когда возраст, когда тебя не хотят, когда ты не получаешь работу. Все-таки все начинается с того, что ты человек в этом обществе, на этой земле, в своем кругу. Ты – гражданин, вот к чему я веду, но это еще не созданная для нас роль. Я была в период перестройки в Америке 91-93 год, я не наблюдала, я только читаю, узнаю, как все там друг друга поддерживали. Но все это забыто. Все равно не сформировалось умение как норма рассуждать о политике, говорить свое мнение, и страх существует, а для него есть причины. Когда я приехала из США, меня удивляло: интервью, интервью, интервью, я думаю, что же не спрашивают про политику, как будто с этими можно, а с этими нельзя. Были, конечно, агитаторы таких-то, их там 2-з человека и в силу того, что не было широкого представительства разных партий на выборах, но это были приплаченные агитки…
К.ЛАРИНА: Лен, очень хорошо сказала про вторичность профессии и про страх. Все-таки есть разница между страхом и трусостью.
Е.КОРЕНЕВА: Да, но для того, чтобы человек понял, где он трусит и где у него страх, когда этого нет в общественной жизни, у нас не накатано это. Нет привычки разговаривать о мировоззрении, а политика имеет отношение к мировоззрению. Я помню, как в советские времена одна моя родственница сказала в ответ на мои рассуждения: «Лена, это очень сложно (политика)! Надо очень много знать!». И мы с этим живем. А политика должна быть простой, она должна быть людям понятной, потому что это про людей и для людей. Но у нас говорят о политике только те, кого назначили говорить о политике, но то, что еще произошло декабре… Эти темы озвучивала несистемная оппозиция и к ней примкнувшие, и Каспаров со своей партией… Поэтому народ сейчас и потянулся, сейчас ТВ немножко перестраивается, но с нами говорят… Получается, что официальная власть не говорит, не разговаривает ни о коррупции, ни о жестокости, а если говорят, то им не верят, потому что за их словами идет какое-то цирковое представление. Кругом лохотрон. У меня год начался с конфликта с желтой прессой и закончился. Месяц назад мы решили эту проблему, опубликовали мое опровержение, открытое письмо. Но это же лохотрон, с актерами, с их судьбами, с известными людьми, играют. Травля идет. Известный человек постоянно на виду, он производит отбор, иногда он заблуждается. Наша жизнь сейчас потихоньку дает шанс рассуждать, не бояться незнания чего-то.
К.ЛАРИНА: Лен, в связи с этим вопрос от наших слушателей. Во-первых, они здесь называют людей смелых в профессии. Это: Дмитрий Быков, Михаил Ефремов, «Гражданин Поэт», безусловно, культурное событие года этого. «Для меня культурным шоком было выступление Владимира Машкова на съезде «Единой России». Что вы думаете об этом?».
Е.КОРЕНЕВА: Я очень переживаю, потому что Владимир Машков очень талантливый, обаятельнейший человек, которого я знаю, какими-то годами раньше, когда я пришла на его спектакль «Смертельный номер», яркая индивидуальность. Конечно, это его выступление с ним не вяжется, с его силой, самостоятельностью, независимостью. Слова, которые он сказал, может повторить каждый: «Я своей родине должен. Я отдам ей все». Ощущение было, что он эту роль сыграл неважно, было ощущение, что он перед расстрелом это говорит. Это больная тема, не с точки зрения общественности, зачем человек в «Единую Россию» пошел, и его назначили, он согласился. В какую ситуацию его поставили, что на кону стояло, мы же не знаем. Как в комитете госбезопасности раньше вербовали, если ты за что-то тебе предлагают, постукивайте немножко или мы вас сотрем в порошок. А кто знает, какой выбор стоял перед Володей. Я знаю людей очень мне симпатичных и уважаемых, которые члены «Единой России»: Саша Калягин и, по-моему, Саша Песков. По крайней мере Саша Песков, актер, когда-то мне сказал, что он вступил в «Медведя»…сказал: «Ленка, ты понимаешь, я за мужиков, за нас, за мужиков!». Он когда-то развелся с женой, сейчас у него прекрасный брак, любимая женщина, развелся, и боролись они за ребенка. Он сказал: «Я за нас, я разведенных отцов защитить!». Я сказала: «Саша, какой ты наивный… ну, ты пробил какой-то там закон…». Это наивность, это глупость.
К.ЛАРИНА: Никто не сравнится с этим выступлением. Другой пример приведу, обратный, совершенно странный пример, я еще не разговаривала с этим человеком, надеюсь, что в будущем году мы с ним встретимся в эфире. Это Алексей Гуськов, актер и продюсер. Он был чуть ли не в Высшем Совете «Единой России», вполне осознанно вступил в эту партию, в конце этого года выяснилось, что он оттуда вышел, мало того, он подписал воззвание от деятеля культуры с призывом выйти на проспект Сахарова и был активным пропагандистом этого антипутинского движения. С человеком происходят какие-то вещи?
Е.КОРЕНЕВА: Происходят. Во-первых, никто не сказал, что если мы с вами придерживаемся схожих взглядов, то это не значит, что этих взглядов должны придерживаться все. Но та же героическая женщина Наталья Фатеева, все здесь: и возраст, и пойти так жестко, последовательно, честно заявлять то, что поперек общественного тренда. Но я помню, когда пришел к власти Путин, она сказала: «Такой мужик!». Никогда так не была очарована, честно скажу, мне не понравилась сразу лексика и разговоры с народом. Но кто-то был очарован в контрапункте и Борисом Николаевичем.
К.ЛАРИНА: Наоборот, люди приняли этого преемника Ельцина. И те, кто доверял Ельцину, стали искать свет в этом человеке.
Е.КОРЕНЕВА: И потом это такие человеческие, понятные слабости. У вас кто-то замечательно цитировал Галича, это Лия Ахеджакова: «Молчи, молчи, попадешь в стукачи».
К.ЛАРИНА: В палачи.
Е.КОРЕНЕВА: Да, это помощнее даже будет. Люди обрастают связями, взаимоотношения, дети, ребенка в школу, в институт, а там, у нас система так построена, везде блат, везде страхи. Я не хочу постоянно вспоминать, что я жила в Америке и не потому что я такая американистка, я не своим оппонентам, а своим недоброжелателям, а они у меня есть, они так выхватывают и из этого что-то строят. Я удивилась, что мои друзья, известные актеры, ездят на машинах с блатными, МВДшными номерами. После жизни в штатах, где много проблем… да, да на земном шаре везде много проблем… Но это невозможно. Невозможно не сточки предоставления им этого блата, а они не захотят… И люди обрастают… и театре есть политика театра… И Чулпан Хаматова потрясающая женщина с ее деятельностью, фондом и Дина Корзун, таких людей много, которые занимаются правильным гуманным делом. Но, я думаю, что несколько раз, когда Чулпан объявляли, что она будет, то, что она не была. Я ставлю себя на ее месте, я работаю, скажем, в театре «Современник», независимо от того, насколько с ней солидаризируется по позициям главный режиссер или кто-то… Актер – это лицо театра.
К.ЛАРИНА: Есть другое лицо театра «Современник» - Игорь Кваша, который тоже записал видеообращение.
Е.КОРЕНЕВА: Который ходит к Суркову или к Владимиру Владимировичу, они способствовали тому, что, наконец, эта реконструкция «Театра Наций» закончилась. Хорошее это явление для нашего культурного…
К.ЛАРИНА: Прекрасное!
Е.КОРЕНЕВА: Прекрасное.
К.ЛАРИНА: Но при этом Евгений Миронов не выступает с этими речами.
Е.КОРЕНЕВА: Но я думаю, что ему очень словно, его очень искушают…
К.ЛАРИНА: Да.
Е.КОРЕНЕВА: Но лучше не влезать на амбразуру, чем вылезти и нести то, в чем ты не разобрался… Это как роль, она внутри должна созреть, ты точно должен понять что и почему, тогда тебя не остановить. Есть вещи, когда не могу по-другому.
К.ЛАРИНА: Человеком года кто для вас стал?
Е.КОРЕНЕВА: Митингующий народ.
К.ЛАРИНА: А фильм какой самый сильный?
Е.КОРЕНЕВА: Я поздравляю Андрея Смирнова, что ему, наконец, удалось снять, я не видела еще. Не снимать 20 лет и снять – ура! Очень рада за Евгения Ивановича Ташкова, который спустя 30 лет снял «Три женщины» Достоевского, и Андрюша Ташков, сыгравший главную роль Достоевского, получил в Гатчине на фестивале литературы и кино первый приз за исполнение мужской роли от Игоря Масленикова и очень достойных, уважаемых людей и Аллы Демидовой, которые были в комиссии. Я очень рада за фильм «Елена» - мощный фильм, на мой взгляд. «Борис Годунов», который получил Белого слона. Я знала, что я скажу про «Бориса Годунова», и Володя вспомнил «Годунова» Пушкина, кто еще мог вспомнить и понять, что именно сегодня надо было снять этот фильм. Я очень рада, что фильм получил приз кинокритики, а то наша критика с этим Белым слоном иногда в авангарде.
К.ЛАРИНА: А в театре что?
Е.КОРЕНЕВА: Это явление Девотченко. Я лично с ним познакомилась за кулисами «Театра-школы современной пьесы» на вечере гражданской поэзии. Он читал Сашу Черного, он делает это виртуозно, он его не читал, он его пел. Он себе аккомпанировал… Вот как говорят политическое животное про Навального, а он абсолютно артистическое животное. Но он при этом человек.
К.ЛАРИНА: Невероятного таланта и энергетики человек. И это совпадение гражданской активности, позиции, честности, отваги и смелости и в профессии, и в жизни. Я тебя приглашаю на спектакль «Вальс на прощанье», Алексей Девотченко – Иосиф Бродский. Это для меня было потрясение, одно из самых сильных впечатлений этого года. Я не думала, что такое еще когда-нибудь увижу. И я бы назвала Кирилла Серебрянникова, потому что его работу «Отморозки» по Захару Прилепину тоже надо посмотреть. Ну, и Константина Богомолова. Спектакль «Чайка».
Я хотела сегодняшнюю программу завершить списком людей, которых мы потеряли. Поверите ли, этот список бесконечный. Какое количество людей покинули этот мир в 2011 году.
Е.КОРЕНЕВА: Михаила Михайловича Казакова, Сергея Савина, я только что узнала, купив газету «Таймс», Леву Брунина, моего дорогого, его семье поклон.
К.ЛАРИНА: Александр Сергеевич Лазарев, Сережа Говорухин, несправедливая, подлая история.
Е.КОРЕНЕВА: Николай Петров, веселый человек.
К.ЛАРИНА: Царство им всем небесное.
Е.КОРЕНЕВА: Людмила Марковна Гурченко.
К.ЛАРИНА: Лена, огромное спасибо! С наступающим праздником! И до встречи в новом году!
Е.КОРЕНЕВА: Спасибо! Очень рада. Всего доброго всем! С Новым годом!