Покажут ли в Москве фильм о Ходорковском - Виталий Манский, Кирилл Туши, Елена Дорден-Смит - Культурный шок - 2011-11-26
К.ЛАРИНА: В эфире передача «Культурный шок», в студии ведущая «Эха Москвы» Ксения Ларина. Сегодня мы говорим о фестивале «Артдокфест», который откроется в субботу в Москве, откроется фильмом Кирилла Туши «Ходорковский». И сегодня главная тема нашего разговора это представление фильма, который с таким скандалом, с такими препятствиями пробивал себе дорогу к московскому зрителю. В нашей студии Виталий Манский, президент фестиваля «Артдокфест». Привет, Виталь.
В.МАНСКИЙ: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Кирилл Туши, режиссер фильма "Ходорковский". Кирилл, здравствуйте.
К.ТУШИ: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Елена Дорден-Смит, креативный продюсер фильма "Ходорковский" и в данном эфире будет помогать как переводчик. Добрый день, Лена.
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Нашим слушателям напомним телефон прямого эфира 363-36-59, номер SMS +7-985-970-45-45.
Несколько дней назад я слышала, как Кирилл по телефону кричал в эфир «Эха Москвы»: «Безобразие! Я приеду, я со всем этим разберусь!». Речь шла о том, что многие кинотеатры отказываются ставить в афишу фильм "Ходорковский", потому что он должен был быть показан на фестивале «Артдокфест» как фильм-открытие…
В.МАНСКИЙ: И сразу выйти в российский прокат, достаточно широкий…
К.ЛАРИНА: Сегодня мы точно знаем, что он будет показан на открытии фестиваля 2-го числа, и точно знаем, что его берет в афишу кинотеатр «Эльдар». А все остальное вопрос.
В.МАНСКИЙ: Я понимаю, что вопрос с этим прокатом. Мы, конечно, как фестиваль прокатом не занимаемся. Для нас было важно заявить эту картину, показать ее, познакомить с ней зрителей, наше профессиональное сообщество и друзей фестиваля, ну, кто обычно и приходит на открытие. И то, что произошло с прокатом для нас в каком-то смысле неожиданность. Потому что прокатное удостоверение картине выдали, ведь давайте вспоминать ситуацию с запретом на показ «Россия 88», не выдали прокатное удостоверение, были сложности у картины, кто, куда, кому звонил, все это было известно. И та история послужила уроком для всех сторон, в т.ч. и для звонящих сторон. И мой телефон есть у всех тех, кто в этой стране должны звонить с какими-то запретами или предупреждениями, я таких звонков не получал, и я убежден, что никто из этих людей, а мы понимаем, о ком идет речь, не звонил директорам кинотеатров. Я убежден, что в данном случае это ничто иное как перестраховка. Возможно, им и были звонки, но не с администрации, ни с аппарата, может быть, звонки какого-нибудь управления, районной управы там чего-то. Это не больше медвежьей услуги властям накануне выборов. Потому что если бы все кинотеатры, которые хотели взять «Ходорковского", взяли бы его и во всех кинотеатрах были бы 100% заполняемости зала, ну посмотрели бы эту картину 5-10 тыс. человек и потом пошли бы на эту картину те, кто голосует чуть-чуть в другом политическом спектре, не электорат «Единой России». Поэтому это не проблема, сейчас эти кинотеатры устроили, отчасти провокацию накануне выборов.
К.ЛАРИНА: Помогли картине получить скандальную репутацию. Один из аргументов директоров кинотеатров, что этот фильм не будут смотреть, он не слишком интересен широкому кругу зрителей. У меня вопрос к Кириллу. Поскольку фильм был показан в Европе и вчера показан в Москве на «Винзаводе», как его воспринимает публика?
К.ТУШИ: Много фестивалей…Мы начинали в Германии, в Берлине…
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Все-таки зритель шел (переводит слова К.Туши). Он назвал страны (Германия, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Япония, Франция, США), где бы это не было, всюду были полные залы.
К.ЛАРИНА: Вы лично знакомы с Ходорковским?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Да, он говорит, что нам повезло, мы сняли интервью с Ходорковским в начале 2-го процесса над ним.
К.ЛАРИНА: Почему Вас эта фигура заинтересовала?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: К.Туши говорит, что Ходорковский интересный, сложный, противоречивый человек. В то же время он для меня как бы символ прошлого и настоящего России одной, России другой, мне было интересно.
К.ЛАРИНА: Он для Вас герой?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: К.Туши говорит, героев нет. Есть люди, которые сломались, а есть те, которые пытаются, но все равно они спотыкаются о свои собственные ноги. Но, тем не менее, он сделал вещи непредсказуемые, потому что когда я начинал работу, надо мной смеялись, говорили, что он же проиграл, но, я считаю, что он сделала то, чего многие не сделали.
К.ЛАРИНА: Если говорить о реакции публики, какая наиболее важной Вам представляется? Что было важно Вам сказать этой публике?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: К.Туши говорит, важно то, что люди сами стали изменяться. И, может быть, мне важно в России, чтобы люди стали думать и идти что-то делать.
К.ЛАРИНА: Зачем это Вам?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Я никогда, говорит Туши, не делал политическое кино, я делал по Кафке, сейчас какая-то мораль у меня изменилась… Меня оскорбляют, говорят, что ты здесь, немец, соображаешь. Путин не мой враг, мне-то что, мне важно это было, я к России очень хорошо отношусь, мне это интересно.
К.ЛАРИНА: Виталь, это взгляд иностранца?
В.МАНСКИЙ: Это единственный пока взгляд. У нас ведь в конкурсной программе «Артдокфеста» согласно регламенту принимают участие не только российские картины, но и картины, снятые авторами из других стран на русском языке. И картина Кирилла на открытии. Но у нас в программе из 22 картин 14 это взгляд иностранца на Россию. И очевидно, что мода на Россию, перестройку, гласность давно прошла. Но я сейчас вернулся с крупнейшего в мире фестиваля документального кино «IDFA» в Амстердаме, где я видел, что на все картины, связанные с Россией, аншлаги. Абсолютный аншлаг в выходной день в прайм-тайм на фильм «Поцелуй Путина», где Кашин главный герой.
К.ЛАРИНА: А ты почему не взял в конкурс?
В.МАНСКИЙ: Не взял, потому что совсем свежая картина, и не сказать, что потрясла до глубины души, хотя, безусловно, интересная, и, я думаю, что мы ее на следующий год покажем. Но я взял в конкурс этого фестиваля в обход регламента голландский фильм, снятый в России, о России «900 дней», который нас знакомит с несколькими людьми, пережившими блокаду Ленинграда. И сейчас многие слушатели думают, что это очередной фильм о блокаде. Но эта картина настолько проникновенна, настоль с звенящей интонацией и столь в некоторых местах восходящая к столь высоким уровням философии…и сказать, что это взгляд иностранца…эта девушка, она даже с трудом говорит по-русски, но ни один россиянин не снял ничего подобного. Эта картина идее 80 минут, меня раз 5-6 прошибало, потом я пошел выпить горячительный напиток, чтобы успокоиться, войти в равновесие. Это очень мощная картина.
К.ЛАРИНА: Мы во 2-й части нашей передачи поговорим и о конкурсной программе «Артдокфеста», потому что там есть еще работы, на которые стоит обратить внимание, поговорим о судьбе документального кино сегодня и в России, и в мире, и, может быть, сможем ответить на вопрос, почему иностранцы делают нашу работу.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Об актуальном документально кино мы говорим сегодня с нашими гостями. У нас в студии Виталий Манский, президент фестиваля «Артдокфест»; Кирилл Туши, режиссер фильма "Ходорковский"; Елена Дорден-Смит, креативный продюсер фильма "Ходорковский" и в данном эфире помогает нам с переводом. Напомню, что «Артдокфест» открывается фильмом "Ходорковский". Виталь, давай пробежимся по конкурсной программе, потому что там есть фильмы, на которые стоит обратить внимание.
В.МАНСКИЙ: У нас 2-го числа только церемония открытия, 3-го числа начинаются уже все программы конкурсные, неконкурсные. В 1-ый конкурсный день мы показываем картину Марины Голдовской, это тоже российская премьера «Горький вкус свободы: Анна Политковская». Эта картина была показана во многих странах мира и получила очень престижные призы. Я был на ее показе на «IDFA», тоже полный зал.
К.ЛАРИНА: В «ДомЖуре», по-моему, показывали.
В.МАНСКИЙ: В «ДомЖуре» 732 человека присутствовало, это было с нами оговорено, хотя подчеркну, что для нас принципиально, что в конкурсной программе только премьеры российских картин, т.е. для российских картин это вообще премьера, для картин, снятых за ее пределами, это 1-ый российский показ. И, конечно, вызовет интерес и картина «Политковская» Голдовской. И вся эта, условно назовем, западная программа картин вызовет интерес актуальностью и широтой тем. Тот же фильм немецкий «Другой Челси. История из Донецка», казалось бы на истории такого прохождения в финал какого-нибудь евротурнира футбольного донецкого «Шахтера», показывается вся предвыборная ситуация на Украине, когда «Партия регионов» во главе с Януковичем пробивается к власти, кто ее окружает, какие люди, какие экономические элиты. Но, вообще, фестиваль не политическая площадка.
К.ЛАРИНА: Так уж получается.
В.МАНСКИЙ: Получается. У нас же «Арт-док-фест», арт – художественное кино, док – документальное, фест – премьера, ну, фестиваль – праздник. Поэтому составляющая «док» присутствует, но «арта» не меньше. Скажем, французская картина «По дороге домой, прекрасная, художественная или…
К.ЛАРИНА: Давай я тебе прочту: «Больные, сука, люди», что это?
В.МАНСКИЙ: Это украинский фильм, где авторы в течение года живут в колонии бездомных детей, в подвале, которые зарабатывают сбором мусора, макулатуры и эти деньги тратят на наркотики, Марата Магаметова, живущего одной ногой в Германии, одной в России, соавтора Лазницы по его первым картинам. Поэтическая картина о встречах и расставаниях на вокзалах жизни.
К.ЛАРИНА: «Гагаринлэнд»?
В.МАНСКИЙ: Французский фильм Владимира Козлова, посвященный полностью обитателям города «Звездный», которые все так или иначе пытаются вписать себя в историю, индустрию и все, что связано с Гагариным… Ну, это вообще по жанру документальная комедия, абсолютный абсурд на протяжении 1,5 часов.
К.ЛАРИНА: Т.е. Гагарин как бренд?
В.МАНСКИЙ: Да и попытки на этом бренде заработать, что бы ты ни изготавливал: содержал музей Гагарина или нижнее женское белье.
К.ЛАРИНА: «Гореловка»?
В.МАНСКИЙ: Это грузино-британская картина о колонии русских на территории Грузии, и которые пытаются то ли уехать обратно в Россию, то ли остаться там.
К.ЛАРИНА: «Дневники счастливого человека»?
В.МАНСКИЙ: Это – Филикс Якупсон, уникальный жанр, который будет, я думаю, развиваться, личных дневников, превращенных в документальный фильм. Он на протяжении 15 лет заносит в свой личный дневник записи окружающей его жизни, в т.ч. и личной жизни, которые на данный момент превращены в фильм.
К.ЛАРИНА: «Новый святой»?
В.МАНСКИЙ: Голландская картина о парне, призванном в армию, погибшем в Чечне, где его обезглавили. И сейчас многие добиваются, чтобы его причислили к лику святых. Это история его мамы, ее переживаний, и вся эта история вокруг канонизации этого молодого человека.
К.ЛАРИНА: Который отказался крест снимать?
В.МАНСКИЙ: Да, который отказался снимать крест.
К.ЛАРИНА: «Осколки» и «Победа»? еще 2 фильма остаются.
В.МАНСКИЙ: Нет, у тебя не полный список, у нас 22 картины. «Осколки» - это Виктор Ослюк, белорусский режиссер. Осколки советской жизни, осколки былого, осколки лучшего или худшего. Уезжают мужики 40-50-летние в деревню, где создают своеобразную коммуну, в которой живут. И «Победа», или «Триумф» - это картина российского режиссера Куприна, философская ода о пороге между жизнью и смертью и наших попытках осознать, что все мы смертны.
Но есть еще пара картин в конкурсе… Вообще, все картины у меня, как у президента, возможность выбрать вместе с программной дирекцией, Викторией Белопольской, картины в конкурс. А награждать картины будет жюри. В этом году это – Андрей Звягинцев, режиссер игрового кино, автор «Елены», лауреат Канн и т.д. В жюри и Марат Гельман, галерист; Светлана Сорокина, которая на «Эхе Москвы» не нуждается в представлениях. Эти люди будут давать гран-при. Я бы дал всем 22 картинам.
К.ЛАРИНА: Нашел картины?
В.МАНСКИЙ: Да. «Эпохальное путешествие пана Тршиска в Россию». Это такой фильм а-ля «Борат», только некий персонаж из Чехии путешествует по России, и Россия в его путешествии выглядит смешно, а иногда и грустно, а иногда и смесь смешного с грустным.
«Боль» - 5-минутная картина молодого режиссера. Там девушки признаются в обстоятельствах своей интимной жизни перед камерой в обнаженном виде.
К.ЛАРИНА: Ух ты! 5 минут (смеется). я хочу подключить к нашему разговору гостей – Кирилла и Елену. Документальное кино какую нишу занимает в европейской культуре, насколько популярно, насколько востребовано зрительской аудиторией?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Я учился, вообще-то художественному кинематографу на юге Германии, говорит Кирилл, плохо знал документалистику. Самое интересное, студенты, которые изучают документалистику, были самые интересные, продвинутые люди, гораздо интереснее тех, которые учились художественному кино. Дело в том, что раньше документальное кино показывали только на телевидении, сейчас у нас в кинотеатрах стали много показывать.
К.ЛАРИНА: А ходит народ на документальное?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Да.
В.МАНСКИЙ: Нельзя сказать, ходит народ, потому что это слишком абстрактная категория. Есть цифры, которые в Германии говорят о том, что там бокс-офис получают больше 10 картин в год самые раскрученные в России бренды вплоть до «Яйца судьбы», т.е. для Германии вполне нормально получить на документальные картины бокс-офис 200 тыс. зрителей. В России, как мы знаем, документальное кино в прокате вообще не выходит, если выходит, то набирается пару тыс. зрителей, но даже картины игровые, которые побеждают в Каннах, Венеции, Берлине, даже они в России собирают буквально до 10 тыс. зрителей в стране со 145 млн. населением.
К.ТУШИ: Почему это так, как ты думаешь?
В.МАНСКИЙ: Потому что в России телевизор изменяет человеческое сознание, он из нас делает дебилов, которые не способны воспринимать ничего сложнее таблицы умножения.
К.ЛАРИНА: Ты думаешь, что в Германии или Европе телевизор делает людей умнее? Телевидение, мне кажется, везде одинаковое.
В.МАНСКИЙ: Конечно. Телевидение упрощает человеческое сознание, но степень упрощения в России и в Италии зашкаливает… ТВ перестало учитывать малые группы населения. Эрнст: «ТВ – это соловая, которая должна на площади накормить толпу голодных людей». И, действительно, на площади ни о какой авторской кухни речи идти не может. Воинский казан с кашей, куда можно даже масла не положить. Но если мы хотим жить в бараках и питаться кашей, тогда наше ТВ адекватно. Но я не хочу жить в бараке.
К.ЛАРИНА: Я бы добавила все-таки к этому, Виталь, все мы от этого не уйдем. Ты говоришь, что на фестивале не только политическое кино. Тут еще есть такой момент как атмосфера в стране. Мы про это с тобой вспоминаем, когда встречаемся, когда у нас стояли очереди на документальные фильмы в Москве. Там была другая потребность.
В.МАНСКИЙ: Нет, там была абсолютно другая ситуация.
К.ЛАРИНА: Ходили не за художественным актом. Как собирались на вечера поэзии, ходили не за поэзией.
В.МАНСКИЙ: Это было в начале перестройки, когда у нас…
К.ЛАРИНА: Конец 80-х годов.
В.МАНСКИЙ: Когда у нас было 2 идеологии. Одна официальная, которая вещала нам всякую туфту, и появились окна.
К.ЛАРИНА: То же самое происходит сейчас.
В.МАНСКИЙ: Но на «Артдокфесте» у нас полно зрителей.
К.ЛАРИНА: Поэтому фильм «Ходорковский» это параллельная история, параллельная культура, фильм про Анну Политковскую это параллельная культура. Я себе представить не могу, чтобы история «Нового святого» попала бы в телевизор, и чтобы фильм, посвященный Михаилу Ходорковскому, попал сегодня в телевизор. Есть табуированные темы.
В.МАНСКИЙ: Фильм про Ходорковского мы все видели. Он был показан на НТВ, где рассказывалось, что он не делает, так это только не ест на завтрак маленьких детей. ТВ и считает, что это документальное кино. Поэтому зритель идет к нам, он только у нас может увидеть настоящее документальное кино.
К.ЛАРИНА: Кирилл, для чего нужно документальное кино?
К.ТУШИ: Не знаю…
К.ЛАРИНА: Зачем ты снимаешь документальное кино?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Для себя…для морального образование, если ты не получишь морального образования, как ты найдешь себя (переводит слова Туши). Как и где мы еще можем научить, что нельзя человека ударить по голове, взять его деньги и убежать. Понимаете раньше даже «воры в законе» имели мораль, а сегодня можно просто пойти со своим партнером в банк, убить его, забрать его деньги. Конечно, Путин прав, у нас есть фильм «Коррупция», но это не стандарт для общества…
К.ЛАРИНА: На Ваш взгляд, какие сегодня темы в европейском обществе могли быть востребованы в документальном кино? Это может быть тема толерантности, тема мультикультурности, тема неонацизма, о которой мы каждый день смотрим в новостях.
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Все, что открывает наши глаза, открывает наш горизонт (переводит слова Туши), любая из этих тем. У меня тоже были клеше 90-х, когда я сюда приехал, а я хотел сломать клеше, я искал пути, я хотел понять. И Вы знаете, получилось.
К.ЛАРИНА: Ты сейчас ответил на вопрос, кстати, для чего нужно вообще кино, и документальное кино в т.ч. Оно должно разрушать стереотипы, безусловно. Сегодня мы переживаем достаточно печальный момент нашей жизни благодаря ТВ или благодаря чему-нибудь другому, но мы живем в эпоху стереотипов. А в них удобнее существовать.
В.МАНСКИЙ: В Них удобнее нами руководить, когда мы все подчинены. Когда человек не свободен, его легче поставить в строй, свободного человека, поставить его достаточно сложно. А строем всегда легче управлять. Поэтому здесь я даже не стану обвинять власть. Она действует, как ей удобнее. Ей удобнее иметь не человека, а статистическую единицу, но хотят ли эти статистические единицы быть такими. Если они хотят, а мы видим, есть немалая часть населения России, которые хотят. Но это их, может быть, и заблуждение, но это право их в т.ч. и заблуждаться. Но есть те, кто не хотят. И я не хочу. И я буду делать все, чтобы я и мне подобные имели это право свободы на свою единственную жизнь. Потому что я не верю ни в какие реинкарнации, есть жизнь, я хочу ее прожить, ну, а дальше по Островскому.
К.ЛАРИНА: Виталь, а это кино, мы с тобой каждый раз говорим, когда открывается «Артдокфест» и когда закрывается, первое, что интересует, это судьба этих замечательных работ, которые показаны в рамках фестиваля.
В.МАНСКИЙ: В этом году произойдет, возможно, парадоксальная ситуация. Не все зрители, может быть, знают, что существует канал «24 Док», канал документального кино. Сейчас на канал пришла…
К.ЛАРИНА: Вера Крещевская!!
В.МАНСКИЙ: …ушедшая с «Дождя» Вера Крещевская, которая уже заключила договора на показ целого ряда картин из программы «Артдокфест» прошлых лет, включая гран-при «Саня и Воробей», «День шахтера» и легендарную уже «Революцию, которой не было» Аленой Полуниной. И начнет их показывать, потому что с 5 декабря, потому что 5 декабря у этого канала появляются другие возможности показа, и в Москве якобы чуть ли не все его могут смотреть. И они хотят 11-го, т.е. на следующий день после закрытия фестиваля, в своем эфире показать гран-при фестиваля этого года. Я не представляю, как они сделают это технически, но факт остается фактом, они заявили, они заключают договора со всеми.
К.ЛАРИНА: Это спутниковый же канал?
В.МАНСКИЙ: Это канал, который точно есть в пакете «НТВ+», все, кто смотрят «Дождь», все могут смотреть «24 Док» у себя по телевизору. У нас огромный зал в кинотеатре «Художественный», можно придти посмотреть. Потом после нас эти картины получаю широкую фестивальную жизнь. Гран-при прошлого года «Outro» Юлии Панасенко после нас участвовал во всех российских фестивалях, получил гран-при на "Фуэртиане" в Перми. Сейчас единственная картина в конкурсе «IDFA» это «Outro» Юлии Панасенко. Я вышел после ее показа в Лондон, я увидел ошарашенную аудиторию, которая 5 минут не могла придти в себя, чтобы хоть что-то сформулировать, т.е. эти фильма после «Артдокфеста» получают, конечно, не ту жизнь как какие-нибудь «Яйца судьбы», но судьба у них не хуже «Яиц».
К.ЛАРИНА: Напомню, что фестиваль «Артдокфест» открывается 2-го числа. А кстати, на фильм «Ходорковский» можно билеты купить или только по пригласительным?
В.МАНСКИЙ: У нас, как у дирекции фестиваля, есть только 300 пригласительных, которые мы распространяем нашим друзьям и участникам фестиваля, а большую часть зала забрал прокатчик фильма «Компания «Киноклуб», и он распространяет эти билеты так, как он считает нужным, я просто судьбу не знаю.
К.ЛАРИНА: Сейчас нам Лена скажет несколько слов о прокате.
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Я не дистрибьютор, я просто в качестве продюсера фильма, они все время мне звонили, со мной говорили, докладывали ситуацию. Как мне объяснила Оля Паперная, будут продаваться билеты, по-моему, 500 рублей билет. А в прокате в «Эльдаре» с 1-го декабря, все могут придти. И еще этот фильм будет показан ежедневно в «Винзаводе», там есть галерея, в будние дни – один раз, а выходные они хотят – несколько прокатов, там больше 100 человек, наверное, все-таки зал.
К.ЛАРИНА: Вчера как люди обсуждали, там были такие известные люди?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Я Вам скажу, кто был. Там был Акунин, Борис Немцов, Сванидзе, генерал Кандауров, Геращенко, Ирина Ясина, мы ее все очень любим, Илья Яшин, Кирикова была.
К.ЛАРИНА: Что говорили-то люди?
Е.ДОРДЕН-СМИТ: Разговор шел о страхе, Чубайс отказывается говорить, какие-то люди вообще отказывались. И он обратился к Немцову, к Ире Ясиной, говорит, вы же их всех знаете, вы-то можете с ними поговорить. Мы пригласили (перевод слов Кирилла) Ксению Собчак, пригласили того, кто возглавляет Департамент культуры (Сергей Капков), и они не пришли, меня это очень удивило.
В.МАНСКИЙ: Они занятые люди, они придут на «Артдокфест» все. Ксению Собчак посадим в 1-м ряду.
К.ЛАРИНА: Мы заканчивать должны программу. Все только начинается и публичная жизнь фильма «Ходорковский» тоже. Спасибо большое, дорогие друзья, а о «Артдокфест» мы вам расскажем не раз. Виталь, удачи!