Купить мерч «Эха»:

Итоги телесезона - Ирина Петровская, Арина Бородина, Юрий Богомолов - Культурный шок - 2010-06-26

26.06.2010
Итоги телесезона - Ирина Петровская, Арина Бородина, Юрий Богомолов - Культурный шок - 2010-06-26 Скачать

КСЕНИЯ ЛАРИНА: И мы вновь возвращаемся в телевизор, поскольку сейчас конец июня и время подводить итоги театральных сезонов, телесезонов, киносезонов, поскольку начинается межсезонье, после которого обычно происходит некое обновление или по-научному выражаясь реврендинг. Итак, подводим итоги телесезона сегодня в программе "Культурный шок". В студии "Эхо Москвы" обозреватель и "Эхо Москвы" Ирина Петровская, здравствуйте, Ирина.

ИРИНА ПЕТРОВСКАЯ: И снова здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Обозреватель "Российской газеты" Юрий Александрович Богомолов. Здравствуйте Юрий Александрович.

ЮРИЙ БОГОМОЛОВ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: А Вы чего-то еще на радио ведете. Скажите, у меня можно, скажите.

Ю. БОГОМОЛОВ: Авторскую программу "Телекурс" называется.

К. ЛАРИНА: На каком радио?

Ю. БОГОЛОМОВ: На радио "Культура".

К. ЛАРИНА: Ну, и Арина Бородина, обозреватель газеты "Коммерсант" и опять же обозреватель "Эхо Москвы", поскольку на радио "Эхо Москвы" у Арины выходит и такая авторская передача рубрика "Программное обеспечение", приветствую тебя, Арина.

АРИНА БОРОДИНА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Дорогие слушатели, я обещала, что этой передаче Вы будете активно участвовать и обещание свое выполню. Напомню номер телефона 363-36-59. Смс +7 985 970-45-45. И обращаюсь к Вам, сразу предлагаю задание, блиц опрос, чтобы долго не растекаться. И чтобы наши смски были короткие, и я могла их цитировать время от времени в эфире. Для Вас что явилось самым главным событием, явлением на завершающемся телесезоне. И наоборот, то, что Вас разочаровало, ваших ожиданий не оправдало, или наоборот, сильно возмутило. Ну, как это обычно в обзорах газетных происходит. Самая лучшая программа, самая худшая программа, разочарование сезона, событие сезона, персона сезона. Можем так пойти. Так что вот Вас призываю к этому, дорогие друзья, присылайте Ваши впечатления от прошедшего телесезона. Еще раз напоминаю куда +7 985 970-45-45. В качестве такого предложения я могу сразу же прочитать телеграмму от нашего послушного слушателя из Нижнего Тагила Александра. "Для меня итоги телесезона были следующими, - пишет он. – Первое, успех сезона – сериал "Маргоша" на СТС. Второе, возвращение сезона (хорошая номинация) Светлана Сорокина программа передач на 5 канале. Третье, обновление сезона – программная сетка 5 канала. Четвертое, долгожданное завершение в сезоне. Окончание сериала "Лост" "Остаться в живых" на Первом канале. Пятое, скандал сезона – сериал "Школа" на Первом канале. Шестое, скоротечность сезона, снятие с показа по причине низких рейтингов сериала "Журов" на Первом канале. Седьмое, бездарность сезона, "Чита Пиночетов"", любимая наша с Петровской передача на канале НТВ, благополучно скончавшаяся.

А. БОРОДИНА: Неправда. Реанимируется.

К. ЛАРИНА: Вот, первый культурный шок этих минут. Ну, давайте пойдем по кругу. Давай, Арин, с тебя начнем, твои не общие ощущения, а скажем так, линия позитивная, которая тебя порадовала и наоборот, то, что тебе кажется абсолютно провальным, неинтересным, стыдным. Есть и такое, наверное, на нашем телевидении.

А. БОРОДИНА: Ой, полно.

К. ЛАРИНА: Давай. Рассказывай.

А. БОРОДИНА: О личном всегда говорить приятно просто такое небольшое вступление. Телевидение вообще вещь многогранная. Правда в силу должности и профессиональных обязанностей в газете "Коммерсант" мне приходится оценивать разные аспекты. Т.е. успешность программы, направление канавойна, германияла с точки зрения его там каких-то бизнес стратегий, каких-то программных удач. Там высоких рейтингов, и рекламной отдачи, все что угодно. Просто телевидение, конечно, без этого не может быть, потому что телевидение, оно разное. Но мы сейчас все-таки говорим о каких-то чисто творческих история, и они, безусловно, тоже нами и мной освещаются.

К. ЛАРИНА: Ну, и политических тоже.

А. БОРОДИНА: Разумеется, но я это все в понятие творчество все-таки включаю. Потому что политическое, творчество. Если так можно сказать.

К. ЛАРИНА: Да, уж.

А. БОРОДИНА: Ну, чтобы сэкономить время, и оставить его для нас всех, конечно, для меня главное событие творческое, которое меня очень сильно, не скажу, порадовало, но точно заворожило, это сериал "Школа" на Первом канале. И я просмотрела его весь от и до, и жила с их героями несколько месяцев, это безусловно. "Зворыкин-Муромец" Леонида Парфенова, абсолютно уникальная штучная работа, считаю. Не побоюсь этого слова, наверное, мирового уровня работа в жанре документального кино. Я сюда же сразу через запятую поставлю "Хребет России", это иного порядка работа, но, на мой взгляд, она тоже очень удачная и редкая для современного телевидения.

К. ЛАРИНА: Это то, что делали Леонид Парфенов с…

А. БОРОДИНА: С Алексеем Ивановым, писателем. Но команда Парфенова, который с ним работает, оператор, режиссер, прекрасные. Сценаристы "Зворыкин-Муромец", отдельно, да. Владимир Каптур, оператор, мне так хочется сказать за его операторскую работу в "Хребте России" и в "Зворыкине", я отдельно хотела бы, пользуясь случаем упомянуть этого очень талантливого оператора, который все свои фильмы снимал вместе с Парфеновым. Он, кстати, получил за "Птицу-Гоголь" Тефи премию в прошлом году. Из событий, ну мы про "Подстрочник говорим, что это прошлый сезон.

К. ЛАРИНА: Да.

А. БОРОДИНА: Просто это межсезонье. Разумеется, я бы хотела отметить лично для себя это такая для души, совершенно не глобальная история, это проект "Одна за всех" на канале Домашний с Анной Ардовой. Я очень люблю эту историю, и я считаю, это очень позитивная, яркая и веселая. Я отмечу работу "Прожектор Пэрис Хилтон". Не буду здесь, наверное, оригинальна, хотя это не премьера сезона, но я считаю, они набрали хорошие обороты. Я очень хочу отметить фильмы, я сейчас просто говорю по памяти Екатерина Гордеева на канале НТВ в цикле "Профессия репортер" и главное, один из ее фильмов, который был посвящен трагедии "Невского экспресса". Очень пронзительная, не по сегодняшнему точная работа и еще фильм "Мы не овощи". Я могу еще какие-то работы ее пропустить, но у нее был, безусловно, удачный сезон. Я бы отметила работу Павла Лобкова на НТВ. Больше-меньше, я бы отметила, это я говорю исключительно о себе, работа Малахова, как ведущего. И в программе "Пусть горят" на мой взгляд, в этом телевизионном сезоне были удачи. Конечно, огромное для меня открытие это Андрей Макаров, ток шоу "Справедливость", я не буду тут, наверное, тоже исключением, потому что я подсела на эту программу. Сейчас, может быть чуть меньше. Но я считаю, что это несомненный успех. Я рада, что вернулась в эфир Светлана Сорокина, хотя скажу, что у меня не очень ровное отношение к этой передаче. Потому что они бывают лучше, хуже, более сырые с точки зрения именно телевизионного производства. А телевидение для меня это все-таки вещь всеобъемлющая. Но Светлана она в хорошей действительно форме. Из того, что еще…

К. ЛАРИНА: Ну, хватит о хорошем, давай-ка рейтинг поднимем быстренько.

А. БОРОДИНА: Потому что о хорошем всегда говорить приятно.

К. ЛАРИНА: Но это никому не интересно, на самом деле.

А. БОРОДИНА: То что мы говорим новости, если говорит о плохом, то для меня главный позор, я по-другому это не могу сказать…

К. ЛАРИНА: Давай.

А. БОРОДИНА: Не вижу ничего радостного, скорее грустного. Это 29 марта в эфире национальных каналов. Причем я скажу всех.

К. ЛАРИНА: Когда случилась трагедия в Москве.

А. БОРОДИНА: Трагедия, взрыв метро на станциях Парк Культуры и Лубянка. Причем я в данном случае хочу сказать обо всех каналах, не только о государственных, потому что даже уважаемый нами канал там РЕН-ТВ, чья информационная политика отличается от других, они тоже довольно поздно, на мой взгляд, по меркам современного телевидения откликнулись на эту чудовищную трагедию. Ну, а первых три канала, которые вещают на всю страну, Первый, Россия-1 и НТВ на мой взгляд, необъяснимо совершенно ничем и ничем не оправдывает это их, давали новости либо очень коротко, либо бегущей строкой. И первый большой объемный материал с места трагедии появился спустя 2-3 часа. А нам показывали Малахов+, нам показывали Надежду Бабкину, "Кулинарный поединок".

К. ЛАРИНА: Ну, я поняла, что ты отметила. А их творческих провалов что бы ты назвала.

А. БОРОДИНА: Ну, "Чета Пиночетов", разумеется, она действительно, к сожалению моему, я считаю напрасно совершенно, она будет реанимирована в новом сезоне. Там появятся другие ведущие, другое направление. Но она появится. Я не в восторге от "Большой разницы", хотя она, на мой взгляд, конечно, гораздо лучше, чем "Чита Пиночетов". Целая, ну, все новостное, история и программа "Поздний разговор", это совершенно все, на мой взгляд, пустые программы, которые себя не показали. Ну, и, в общем, сейчас, наверное, про негативные программы, может быть, Ира с Юрием Александровичем добавят больше. Да. Но …

К. ЛАРИНА: А почему ты так думаешь?

А. БОРОДИНА: Ну, мне так кажется.

К. ЛАРИНА: Хорошо, давай, вся в белом Арина Бородина, поэтому больше про хорошее.

А. БОРОДИНА: Весь список негативных эмоций я так не воспроизведу, но я сейчас закончу свою мысль, просто резюмируя так, что, конечно, общественно-политическое информационное вещание за очень редким исключение оставляет ощущение негодования, переходящего в возмущение.

К. ЛАРИНА: Ну, давайте поменяю задачу для Юрия Александровича, чтобы так разнообразить ваше выступление, давайте с плохого начнем. Что для Вас было разочарованием, или того хуже, возмущением.

Ю. БОГОМОЛОВ: Я не говорю о самом плохом, предположим, Но одно из самых плохих, чтобы не далеко уходить от Арины. Это Малахов.

К. ЛАРИНА: Малахов, как явление.

Ю. БОГОМОЛОВ: Да, это Малахов. От того, что он там делал иногда гуманистические программы, это ничего не меняет, потому что я-то убежден, что даже чистую воду из грязной посуды нельзя пить. То же самое, это Караулов завтра сделает какую-нибудь действительно передачу и все равно будет к нему сомнение. Точно так же и в данном случае. Точно так же, кстати, и с Собчак. Ее репутация ей не помогает в ведении программы "Свобода мысли". Тут есть некоторое сомнение и в мысли и в ее свободе. А если говорить более конкретно еще, то мы немножко забыли начало сезона, а оно, как мы помним, помимо новых развлекательных проектов, началась еще и с большой идеологической помпы по поводу двух юбилеев, это начало мировой войны Второй мировой и пакт Риббентропа-Молотова. И тогда Вы помните, наверное, был такой фильм под названием "Коктейль Молотова". И там были такие фразы, которые почему-то мало кто обратили внимание.

К. ЛАРИНА: А кто это делал, Юрий Александрович? Вы помните? Это на каком канале было?

А. БОРОДИНА: На канале Россия.

К. ЛАРИНА: Мамонтов?

А. БОРОДИНА: Нет, что Вы. Документальное кино.

К. ЛАРИНА: А что Мамонтов документальное кино делает.

Ю. БОГОМОЛОВ: Нет, это историко-документально.

А. БОРОДИНА: Нет, у него как бы расследование.

Ю. БОГОМОЛОВ: И там какие-то были историки, которые немножко пытались обелить камрада Гитлера. И там историк один говорил, ну, вот Гитлер написал "Майн Кампф", там про евреев сказано, что они недочеловеки, а на самом деле это неточный перевод. Гитлер такого не говорил. Точный перевод – это менее творческие человеки, чем остальные. Вот этот милый антисемитизм, вот он как бы ну резче проявляет реальный антисемитизм. Что касается еще каких-то жутких провалов, то мне кажется, что был вот этот сериал художественный про Вольфа Мессинга. Это такая спекуляция на некоей мистической теме. Я так понимаю, что там пытались удовлетворить какой-то интерес к иррациональному в нашем рационализированном мире. И на эту тему очень много было. Потом был такая тоже компрометация документального жанра "Осведомленный источник в Москве", если Вы помните про журналиста Луи, про которого до этого был довольно толковый и приличный документальный фильм…

К. ЛАРИНА: Хороший документальный фильм.

Ю. БОГОМОЛОВ: Да на 4м канале на НТВ. Что еще особенно противного было…

А. БОРОДИНА: Кстати, я прошу прощения, парадокс в том что Мессинг в итоге стал самым популярным сериалом сезона…

К. ЛАРИНА: Ну, потому что тема такая завораживающая.

А. БОРОДИНА: Нет, я просто в дополнение, вот такая есть история.

Ю. БОГОМОЛОВ: Были такие еще, заметим, такие скандалы, которые, так или иначе, получали развитие на телевидении, это война семейства Байсаровых с Пугачевой Орбакайте. Потом вот эта вся коллизия вокруг Речника, вокруг Шашлычной, вокруг …

К. ЛАРИНА: Сталина.

Ю. БОГОМОЛОВ: Да, был некий сериал на телевидении не обозначенный, но проявленный достаточно, это оборона Москвы и затем всей страны от Сталина. Были очень резкие сюжеты и в ту и в другую сторону. И мне кажется, что поскольку оборона увенчалась определенным успехом, то это все-таки некоторый положительный шанс, такой тренд.

К. ЛАРИНА: Ну, о хорошем скажите.

Ю. БОГОМОЛОВ: Ну, во-первых, были за этот сезон два замечательных сериала Анатолия Мироновича Смелянского, один посвященный актеру Чехову, другой посвященный юбилею Антона Павловича Чехова. Причем должен сказать, что если говорить о юбилейном формате, в котором всегда много такого елея и бессмысленного словоговорения и картинок непонятных, то юбилей Чехова, по-моему, как раз, мне кажется, удался. Потому что зрители много узнали про этого писателя, такого нестандартно небанального, об этом действительно говорили увлеченно. И вот сериал Смелянского один из таких проникновенных и вдумчивых осмыслений. Затем если уж говорить о каком-то поминально юбилейном формате, то, разумеется, нельзя не вспомнить только что недавно показанный видео эссе своего рода Шепотинника "Лирика" про Андрея Вознесенского. Вот это было приятно. Затем, мне кажется, прорывом в каком-то смысле информационным это "Катынь", которая дважды была показана, да еще подкреплена…

К. ЛАРИНА: Трагедией.

Ю. БОГОМОЛОВ: Ну, это само собой. Но еще подкреплена показом "Пепла и алмаза" на Первом канале, который создал такую важную дилогию жизни одного художника. И поэтому, мне кажется, здесь были своего рода события. Ну, и только что я по телевизору видел довольно приличный фильм перед отходом к Вам. Это фильм на Первом канале про Твардовского.

К. ЛАРИНА: Давайте так. Значит, у нас сейчас новости, следующую часть начнет Ира и коротко пробежится, познакомит нас со своими ощущениями, да и нет, хорошее и плохое. А потом все-таки давайте постараемся от частного перейти что называется к общему и поговорить именно о каких-то тенденциях, которые вот обнаружились в течение того сезона. Ну, и естественно слушателей я обещаю учитывать и какие-то ваши смки обязательно прочту в эфире. Сейчас новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Кстати и про это надо будет у Вас спросить, чтобы оправдать название сегодняшней передачи, что стало для Вас культурным шоком на телевидении, завершающегося сезона. "Давай поженимся", это многомесячный провал, так считает наш слушатель Макс.

А. БОРОДИНА: Летний уже.

К. ЛАРИНА: Да. Неожиданно хорошо на ТВ отметили юбилей Бродского, пишет Настя. Лучшая - Максимовская, худшее – Леонтьев, пишет Георгий. Предлагаю переименовать "Бульдог-шоу" в убокшоу это то, что Гарик бульдог Харламов сделал. Удачей сезона на канале Культура – цикл Льва Анненского о поэтах фронтовиках. "Маргоша" – хит всего телесезона, очень ждем третий сезон осени, полнометражный фильм в конце этого года. "Кремлевские курсанты" – лучший сериал. Малахов – дребедень. А вот Собчак, на мой взгляд, на Пятом хороша. "Прожектор" полное г, лижут зал нашим лидерам и обделывают заграницу, пишет Иван. Возмутили трансляции чемпионата мира на Первом канале. Это про это говорили. Событие – "Школа", разочарование – Познер и ее ведущий. "Девчата" – провал на втором канале. Безусловно, согласна я. Ну, замечательная картина – "Полторы комнаты" про Бродского, вообще по "Закрытый показ" очень много положительных отзывов от наших слушателей.

А. БОРОДИНА: Справедливо, конечно.

К. ЛАРИНА: Это правильно. Ну, я обещала Ире передать слово, давай, Ира, Ты нам доложи свои пристрастия и разочарования.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, у меня самая сложная задача, потому что мне придется уже повторяться. Почти все перечислено.

К. ЛАРИНА: Ну, тогда добавить то, что не сказали.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Тем не менее, все равно, конечно, безусловно, "Школа" - первый случай в моей жизни за много лет…

К. ЛАРИНА: Ну, это, пожалуй, можно назвать культурным шоком.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Наверное, это культурный шок, действительно. Потому что это вообще привнесение какой-то иной стилистики, иных смыслов, и иных персонажей и героев. Ну, вот это до такой степени выламывалось из всего, что у нас показывается, что даже во многом и это произвело впечатление поначалу. А те, кто не ограничились разного рода впечатлениями от этого из шока как со знаком плюс так и со знаком минус, я думаю, что они смогли там и многое другое увидеть и уловить. И вот то, о чем говорили руководители каналов перед началом сезона, по-моему, у Арины же, про то, что новая искренность должна появиться…

А. БОРОДИНА: 2 года назад говорили.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А, тем более, даже 2 года назад.

А. БОРОДИНА: Константин Эрнст говорил, действительно. Нового слова ждут люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Все этого ждали. Что исчерпаны некие прежние отношения со зрителями и должны прийти какие-то новые, но только никто не мог сформулировать, как это должно выглядеть. Вот мне кажется, в этом смысле серил "Школа" какая-то попытка найти этот, нащупать какой-то новый язык, и в определенном смысле новые смыслы. "Справедливость" это мое открытие личное. И очень радостное для меня. Потому что действительно редко так бывает, чтобы ты понимал, до какой степени угадана в этой программе сама персона этого ведущего. Я даже спрашивала у руководительницы этого канала Никоновой Наталии, как она угадала. Ну, действительно мало у нас ярких, публичных людей.

К. ЛАРИНА: Мало ли у нас депутатов, и не сосчитаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И тем более, и я думаю, Жириновский тоже мог бы быть очень неплохим шоуменом, но только в развлекательном, конечно, формате. Андрей Макаров абсолютное открытие. И программа, которая, в общем, тоже наконец обратились к каким-то очень важным вещам. Даже если она иногда берет какие-то темы, которые не кажутся вот такими очень важными, но, тем не менее, он все равно действительно выводит на обобщения. И за этим как-то ты видишь действительно и пороки системы и все это несовершенство, к несчастью в этой программе о совершенстве чего-то говорить не приходится, только о ведущем О ведущем, как он выстраивает, как он заинтересован. Похожие на него, похожие в каком смысле. Человек, который всегда очень в теме, очень искренний и другое, дело, что там иные темы, это Дима Быков, мне кажется, просто он пока еще до конца не раскрылся. В программе "Картина маслом" тоже точно так же, как этот формат еще не раскрыт. Он еще как-то гуляет туда-сюда.

К. ЛАРИНА: Она пока без формата существует.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, потенциально, это мне кажется, довольно интересно. А если говорить о каких-то не оправдавшихся ожиданиях, от пока это, к сожалению, Пятый канал, от которого все очень много ждали.

А. БОРОДИНА: Я не ждала, честно скажу.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А я ждала.

К. ЛАРИНА: Ира, можно я тебя здесь остановлю, чтобы эту страницу пролистала, а мы сейчас к ней вернемся, чтобы общий разговор у нас был на эту тему, потому что, безусловно, главное ожидание сезона – это Пятый канал. Поэтому если дальше ты скажешь несколько слов о своих разочарованиях по конкретным программам, или то, что больше всего тебя вывело из себя.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я абсолютно согласна с Ариной про то, что по-прежнему наши каналы вместо того, чтобы заниматься информированием, занимаются либо пропагандой, либо ждут указаний сверху и манипулируют. Особенно это проявляется в дни каких-то очень драматических событий. И Арина упомянула 29 марта. А я еще напомню взрыв в шахте Распадская, который по несчастью совпал с 9 мая. И каналы предпочли попраздновать и только там уже через день, два начали об этом говорить. Ну, это, конечно, говорит о том, что они глубоко несамостоятельны. А если даже они и самостоятельны в чем-то, то они утрачивают представление вот об информационных приоритетах, о том, что действительно важно. И сами берутся решать, что важно, а что неважно. С другой стороны один из позитивных был моментов, хотя, конечно, тоже он был в купированном виде. Но празднование юбилеев Бродского, например, и поминальные программы о памяти Вознесенского, когда волей неволей возникала тема "поэт и власть", "художник и власть", вот они удивительно как-то совпали в эфире в актуальном с этой известной встречей Шевчука, творческой интеллигенции Путиным. Диво дивное, что она попала на экран. Естественно все говорят, что это только с санкции могло быть, но по каким признакам, я вот знаю, что в общем, там не все было так жестко санкционировано. И те, кто на это решились…

К. ЛАРИНА: Ну, там не все было показано.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, они, тем не менее, получили некоторый втык. Но это какое-то очень важное было событие, судя по тому, какие отклики это получило, в первую очередь в блогосфере, конечно, это говорит о том, что, ну не знаю., ожидание, по крайней мере, чего-то свежего и послабления, оно очень сегодня присутствует. И какой-то частью, конечно, мы уже об этом говорили, должно быть очень востребовано. Разочарование, ну разумеется. "Девчата", по-моему, ужасный совершенно неудавшийся проект.

А. БОРОДИНА: Чудовищный.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Копирующий в чем-то ну естественно формально "Прожектор Пэрис Хилтон". Собчак - все не так, мне кажется, однозначно. Она мне кажется, девушка в принципе потенциальная, но именно вот это ее разбрасывание по совершенно противоположным программам и вот этим смыслам, которые там возникают, оно по-прежнему играет против нее. Потому что когда я смотрю иногда "Свободу мысли", я понимаю, что там есть, в общем, что-то, что можно развить, и это может быть интересно. Но пока это совершено не получается. Ну, вот, пожалуй, если говорить об общих каких-то впечатлениях, и все. Разумеется, Парфенов, разумеется, Шепотильник НТВэшники вдруг начали к концу сезона как-то выстраиваться. Появились осмысленные достаточно дискуссии, поначалу это было какое-то самовыражение отдельных лиц. И все это тонуло в каком-то таком бесконечном гам и шуме.

К. ЛАРИНА: Я бы добавила, не хочу тоже повторять, все, что назвали в качестве таких положительных явлений, событий и программ, я вот тоже горячо все это поддерживаю все, что Вы назвали, дорогие друзья. Но я как всегда хочется о гнусном гораздо интереснее. Мне кажется, что в этом сезоне произошел какой-то расцвет патриотических омерзительных концертов, которые по любому поводу возникали на экране телевизора. И это вызывает просто совершенно какое-то мерзотное ощущение такого реванша, такого возвращения в советское время с еще большей долей и степенью лицемерии и ханжества, и меня ужасно лично меня оскорбляет, что в этих вечерах принимают участие люди, к которым ты относился все-таки с каким-то более менее уважением до этого. Тот же Губерниев, которого я сегодня хвалила в передаче "Человек из телевизора", когда он занимается своим делом, совершенно меня возмутил в концерте посвященном 12 июня.

А. БОРОДИНА: Ужасно.

К. ЛАРИНА: Где они вместе с Тиной Канделаки и с этой Лерой вели концерт на Красной площади. Это было что-то такое чудовищное и текст, и все что вообще там происходило, включая и музыкантов.

А. БОРОДИНА: Текст сценарный был ужасный. Я к своему удручению видела Гарика Сукачева на сцене.

К. ЛАРИНА: Это позор. А Чайф? Это позор. Я уж не говорю про концерты, которые были показаны 9 мая, когда вел Иван Ургант концерт, в том числе Иван Ургант, там еще кто-то был. А, там было старшее поколение в лице дикторов советского телевидения. Игорь Кириллов и, по-моему, Анна Шатилова. И молодое поколение Иван Ургант, с кем не помню.

А. БОРОДИНА: Яна Чурикова, если не ошибаюсь.

К. ЛАРИНА: А, да. И это был просто верх неприличия для меня по опять же такому лицемерной пустоте и бессмыслице, не говоря уже про исполнение. Это вот культурный шок.

Ю. БОГОМОЛОВ: Это проблемы индивидуальной этики. Индивидуальная этика, тут как бы само телевидение…

К. ЛАРИНА: Но это же телевизионный продукт.

Ю. БОГОМОЛОВ: Оно поощряет. Но первична индивидуальная этика.

К. ЛАРИНА: Давайте мы перейдем, прости, Арина, я просто хотела отдельно поговорить…. Простите, что я так подключилась, но только потому что об этом никто не сказал об этих концертах. По поводу 5 канала, потому что действительно это главное ожидание, что называется сезона, и когда это возникло, когда мы тут взахлеб с Ириной делились этими планами, которые озвучила для нас Арина Бородина.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И не только.

К. ЛАРИНА: Когда мы узнавали, какие там будут перемены, нам это показалось невероятно интересным. И многое мы с этим связывали. Вот какие ощущения у Вас. Для Арины вообще даже ожиданий никаких не было. Почему, Арина?

А. БОРОДИНА: Ну, не то, чтобы совсем никаких, но почти не было, потому что я понимаю, в какой системе координат создается канал, кто его владелец. Потому что у владельца, который владеет национальной медиагруппой, у господина Ковальчука, у него уже есть один канал, где разрешено делать то, что они делают. Это канал РЕН-ТВ, по каким уж там законам, кто с кем договаривается, кто эту давал охранную грамоту, я не знаю. Но я понимала прекрасно, что на втором канале, т.е. второй – то 5й канал. На втором канале ему это точно делать не дадут. Более того, когда мне был озвучен состав ведущих основного праймового ток шоу "Свобода мысли", которое должно было идти в 9 часов, я в принципе понимала, что при всем уважении, всех достоинствах Александра Ванштейна, Ксении Собчак, девушки вполне способной, но не могут они не разрешат им обсуждать то, что сегодня, может быть, привлечет зрителей к экрану.

К. ЛАРИНА: Т.е. твои сомнения подтвердились.

А. БОРОДИНА: Абсолютно. Я единственное скажу, что, на мой взгляд, до сих пор у канала была еще большая проблема с точки зрения именно программной стратегии выстраивания сетки. Там есть потенциал, но когда в стране не разрешена дискуссия, а есть только ее имитация, причем очень такая ограниченная имитация. Ведь на РЕН-ТВ, кстати, нет ток шоу, за исключением "Справедливости", и то это только потому что на РЕН-ТВ и там можно. А Дмитрий Быков, о котором сказала Ира, это культурологическая программа, она действительно имеет потенциал, но эта программа совершенно спокойно могла быть на любом другом канале, на том, где это позволят концепция.

К. ЛАРИНА: На Культуре.

А. БОРОДИНА: Т.е. она и на Культуре, и на Первом канале такая программа могла быть, и даже на канале Россия-1, в принципе эта программа быть могла бы. А ну про Сорокину мы уже сказали.

К. ЛАРИНА: Прости, Арин, у меня было ощущение, когда это все начиналось, что вот эта история 5го канала, обновленного и РЕН-ТВ, она каким-то образом изменит телевизионную картину. Поменяет ракурс.

А. БОРОДИНА: Я хочу договорить. Говоря о Сорокиной, почему я сказала, изначально, мы это обсуждали. При всем моем уважении к Свете, к ее таланту и профессионализму, я понимаю, что про историю страны и историю телевидения невозможно говорить без истории разгрома НТВ, разгрома ТВ-6, и других цензурных историй, связанных за те годы, что страной руководил Владимир Путин, а сейчас Дмитрий Медведев. А если этот разговор невозможен, а мы это понимаем, то даже при допущении обстоятельств это уже, ну, как бы поэтому у меня нет ожиданий. Да, половинчатые ожидания того, что это качественная может быть программа, хорошие люди, интересны истории, да, плюс, минус, больше, меньше, но какого-то потрясения, а более того, на канале нет публичного генерального директора, даже Александр Роднянский, который является автором концепции, его должность называется - председатель экспертного совета. Если в такой сложной политической конфигурации создается новый канал, то я пишу об этом много лет, я понимаю, что вот этих допущений будет очень мало. Все.

К. ЛАРИНА: Юрий Александрович, Ваши ощущения?

Ю. БОГОМОЛОВ: Я соглашусь с Ариной с тем, что она говорила по поводу реальности 5го канала. Но у меня есть вот какое впечатление. При том, что до зимы 2010 года мы видели, как все площадки для потенциальных обсуждений зачищены или захламлены, как, скажем, программа "Судите сами", предположим, или того же Гордона. То вдруг появилась некая площадка для дискуссии. Пускай эти дискуссии еще нас не очень удовлетворяют, но это предвестие очередного "Пятого колеса".

К. ЛАРИНА: Вы имеете в виду какие-то конкретные передачи?

Ю. БОГОМОЛОВ: Да, конкретные, ну "Свобода мысли", программа Сорокиной, программа Быкова. Это уже нечто существенное, где можно будет, как только климат несколько потеплеет, я Вас уверяю, эти площадки будут тут же расчехлены, и будет настоящая живая дискуссия.

К. ЛАРИНА: А климат потеплеет?

Ю. БОГОМОЛОВ: Это к господу Богу вопрос.

К. ЛАРИНА: Ну, у Вас какие ощущения?

А. БОРОДИНА: Нет, ну если климат потеплеет, то большие площадки будут расчехлены в первую очередь.

К. ЛАРИНА: Поскольку Юрий Александрович не одну оттепель пережил в своей жизни…

Ю. БОГОМОЛОВ: Я боюсь, что если даже потеплеет, то из "Судите сами" ничего не получится.

А. БОРОДИНА: Ну, там плохая программа просто. Ну, новую заведут. Нового ведущего позовут.

Ю. БОГОМОЛОВ: Может быть. Но понимаете, с чего начинается всегда. Вспомним "Взгляд", вспомним "Пятое колесо". Сначала вполне лояльные, вполне терпимые, или "Литературная газета", и т.д. Но есть уже какие-то твердые точки опоры. В этом смысле я не питал особых иллюзий по поводу вдруг свободомыслия.

К. ЛАРИНА: На "Свободе мысли".

Ю. БОГОМОЛОВ: Да, но то, что в прайм вечерний, когда по всем каналам идут криминально-сериальная жвачка, появляются программы, где люди что-то такое иногда, и иногда живо, иногда остро обсуждают, уже есть все-таки дуновение некоего свежего ветерка. Сейчас Ире дам слово. Прочту только одну тоже телеграмму. "Думаю, что к итогам телесезона, - пишет наш слушатель из Ленинградской области, можно отнести несбывшиеся ожидания от реформ на 5м канале. Во всяком случае, задуманная, как ключевая программа "Свобода мысли" оказалась самой неинтересной и беззубой, ни свободы, ни мысли. Куда более интересна та же "Открытая студия".

А. БОРОДИНА: Вот мы ее, кстати, не упомянули, Нике Стрижак отдельная, я считаю, благодарность за то, как она делает прекрасно , потому что она живая.

К. ЛАРИНА: Ира, у тебя ощущения от 5го. На чем я тебя и прервала собственно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ощущения от 5го у меня в отличие от Арины были ожидания, и они сохраняются при этом. Потому что я тоже прекрасно понимаю, в каких обстоятельствах делается. И невозможно вот так взять сразу сходу запустить и сделать успешным. Еще одна огромная проблема, допустим, даже 5му удалось бы больше, чем то, что мы сейчас видим и имеем. Они позиционируются и позиционируют своего зрителя, как активного, размышляющего, интересующегося, интеллигентного. А у меня такое подозрение, что такого зрителя сегодня уже совсем немного. Все-таки даром не прошли годы, если уже теперь не десятилетия, в известном смысле оглупления, упрощения.

К. ЛАРИНА: Что же они даром что ли хлеб ели все эти годы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот недаром. И даже я думаю, что люди относительно умные, вдумчивые, отучены уже какие-то форматы воспринимать вот так в непрерывном режиме.

Ю. БОГОМОЛОВ: Может быть, они ушли на другие каналы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Куда?

Ю. БОГОМОЛОВ: В интернет.

И. ПЕТРОВСКАЯ: В интернет – другое дело. Да.

Ю. БОГОМОЛОВ: Ну, так они же остались, я думаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А вернутся ли они к телевизору, это огромный для меня вопрос. Но ожидания у меня все равно сохраняются, и я просто вспоминаю, как недавно в программе передач у Сорокиной был Володя Молчанов, который рассказывал как он в 86, по-моему, угоду пришел на Гостелерадио, еще Кравченко его позвал. И первое время был просто международным обозревателем. И существовал вполне в той парадигме того телевидения. Но когда действительно, прав тут Юрий Александрович, настало то время, вот ему сказали – делай вот эту программу, точнее он предложил, и она в какой-то момент пошла и была востребована. Поэтому действительно тут все может быть, иной вопрос, придется ли нам в эту пору чудесную жить.

К. ЛАРИНА: А Вы обратили внимание, что в этом сезоне не появились ни одной программы, обращенной к молодежи, к активно действующей, активно думающей, не к гапоте этой, которая заполняет эти массовки кремлевские, …

А. БОРОДИНА: "Школа" была адресована и к молодой аудитории тоже.

К. ЛАРИНА: Я про общественно-политические программы.

А. БОРОДИНА: А когда они были у нас.

К. ЛАРИНА: Были.

А. БОРОДИНА: На ТВ Центре только и все.

К. ЛАРИНА: Давайте вспомним, закрыли программу "Только ночью", там было две программы. "Только ночью" и втора была передача…

И. ПЕТРОВСКАЯ: "Бойцовский клуб", но он был раньше.

К. ЛАРИНА: Но все равно это была попытка призвать к дискуссии, к общественно-политической молодежь. И когда вспоминаешь об этом, это все-таки была удача.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас молодежная дискуссия, иногда я на них нарываюсь, они, по-моему, на канале "Мир" проходят, и ведет их как раз тот самый Сергей Белоголовцев. Там для молодых…

К. ЛАРИНА: Сергей или его сын?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, Никита. Но это все-таки не такой основной главный канал. Можно я закончу с этим и все. И затыкаюсь.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И еще одно не оправдавшееся ожидание для меня, это канал культура по-прежнему, потому что как мы знаем Сергей Шумаков пришел в конце, по-моему, лета прошлого, или в начале сезона. И мне показалось, что сейчас уже прошло достаточно времени, чтобы он, там много прекрасного. Потому что я знаю, что сейчас меня будут потом еще долго упрекать, что как это такой прекрасный канал, но модернизации, употребим модное слово…

К. ЛАРИНА: Какой ужас.

И. ПЕТРОВСКАЯ: По-прежнему мы видим каких-то отдельных точках. А новых проектов успешных…

К. ЛАРИНА: Не выполняют указов президента. Не слушают сигналы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Практически нет, только старые опять же, которые нуждаются по-прежнему в модернизации, а модернизированный "Пресс-клуб", по-моему, сосем пока не получается.

А. БОРОДИНА: Я присоединюсь к Ире ,только коротко, мне кажется, что новости на канале Культура хоть и тали меняться, но очень медленно. Но не могут быть такие новости на канале Культура. Надо менять. Это самое просто для такого холдинга, как ВГТРК.

К. ЛАРИНА: Теперь слушайте, я вспомнила один из эпизодов фильма "Торпедоносцы", там мальчик, которого Андрей Болтнев принял за своего сына, нашего мальчика, помните, спрашивает его, кто кого поборет, ежик кролика или кролик ежика? Вот у меня такой вопрос к Вам, дорогие друзья. А Медведев поборол Путина в течение этого сезона?

А. БОРОДИНА: В телевизоре?

К. ЛАРИНА: Да.

А. БОРОДИНА: Нет, конечно.

К. ЛАРИНА: Я имею в виду не по количеству упоминаний, нет, нет. А по устремлениям, по стилистике, поскольку все-таки давайте мы же прекрасно понимаем, что это два параллельных пространства, пространство Медведева и пространство Путина. Я имею в виду стиль общения с людьми, с народом, стиль высказываний и прочее, прочее.

А. БОРОДИНА: Нет, ну, форматы встреч с Дмитрием Медведевым, как мы видим, эффекта особого не дали и постепенно сошли на нет.

К. ЛАРИНА: Ну, кого по телевизору больше слушают, Путина или Медведева?

А. БОРОДИНА: Ну, Путин харизматичен.

К. ЛАРИНА: Кого слушает телевидение Путина или Медведева?

А. БОРОДИНА: А здесь они в равных пропорциях. Они соблюдают этикет политический. И если ты видишь. Но выступления Путина она более харизматичные. Недавно показали встречу со вдовами шахтерскими.

К. ЛАРИНА: Ты опять не поняла мой вопрос. Я не спрашиваю про Путина или Медведева как про телеперсонажи. Вот по Вашим ощущениям, кого больше слушают, как мы говорим, кто руководит страной, президент или премьер. Вот сегодня на Ваш взгляд, телевидение кого слушает?

А. БОРОДИНА: Одинаково. Они соблюдают политический этикет. Есть первое лицо в стране, и есть еще первее.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Этикет, может, и соблюдается по вот тому, что равные возможности, ионии представлены равно. Но ощущение безусловно главного человека это для меня абсолютно, что это Путин, и более того, язык, на котором Медведев общается, и те формы, которые для него какие-то придумываются, они не понятны основной телевизионной аудитории. Может быть, интернет, да, а телевизионная аудитория она, в общем, традиционна, и я абсолютно уверена, что на вообще не понимает половину из того, что предлагает и говорит президент, зато очень хорошо все понимает, что говорит Путин.

Ю. БОГОМОЛОВ: Я так скажу, что в принципе Медведев более интернет человек, более компьютерный человек, тогда как Путин от жизни, при жизни, и как бы его язык действительно более понятен массам, его образ более понятен. То, что у Путина на уме, не очень понятно.

К. ЛАРИНА: А у кого на языке.

Ю. БОГОМОЛОВ: А то что на языке у Медведева, ну это он как бы выкладывает это все то, что у него на языке, но это ее не является директивой в жизни как реальность.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И мне кажется, тайное все равно, если не явное, но тайное все равно старая любовь не ржавеет и сами телевизионщики волей не волей, хотят того или не хотят, с большей изобретательностью и адекватностью, конечно, показывают…

А. БОРОДИНА: Это не их изобретательность. Я думаю, что тех, кто работает с Путиным и самого Путина.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Или может быть тех же. Но телевизор его любит больше, если говорить, вот кого камера любит больше. Вот в этом смысле, в том числе, в этом, конечно.

К. ЛАРИНА: Смотря какая камера.

Ю. БОГОМОЛОВ: Друзья, мы немножко забыли об одном важном событии, это Исаев.

А. БОРОДИНА: Юрий Александрович, вот вторая часть особенно. Прямо с языка у меня сняли.

К. ЛАРИНА: На хорошем закончим все-таки.

Ю. БОГОМОЛОВ: И тем более он сейчас работает уже над экранизацией "Жизнь и судьба" Василия …

А. БОРОДИНА: Но с другим сценаристом.

К. ЛАРИНА: Последнее, что скажу, что из того, что мы сами назвали в эфире, я бы добавила то, что называют наши слушатели, это наши слушатели, они все очень любят программу "Школа злословия" Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой.

А. БОРОДИНА: И тогда уж Бориса Бермана и Ильдара Жандарева.

К. ЛАРИНА: Да.

А. БОРОДИНА: На ночь глядя.

К. ЛАРИНА: Но я обращаю Ваше внимание, это абсолютно культурный шок сегодняшняя программа, товарищи. Ни один человек нигде не назвал имени Владимира Владимировича Познера.

А. БОРОДИНА: Кроме негатива. Там был

К. ЛАРИНА: Вообще. Задуматься надо. Спасибо большое. Ирина Петровская, Юрий Богомолов, Арина Бородина. Телевизор продолжается, и никуда мы от него не денемся. Спасибо Вам.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024