Купить мерч «Эха»:

Музыка опасная для жизни. Нужна ли цензура в рок-музыке? - Бари Алибасов, Иван Алексеев, Михаил Марголис - Культурный шок - 2010-05-22

22.05.2010
Музыка опасная для жизни. Нужна ли цензура в рок-музыке? - Бари Алибасов, Иван Алексеев, Михаил Марголис - Культурный шок - 2010-05-22 Скачать

КСЕНИЯ ЛАРИНА: 13 часов 16 минут. Добрый день, у микрофона вновь Ксения Ларина, мы начинаем программу "Культурный шок" – музыка, опасная для жизни, музыка опасная для души, сатанинская музыка. Как угодно может ее называть. Ну я, думаю, что сегодня речь пойдет не только о тяжелой музыке, не только о тяжелом металле, но и о вообще в принципе о современенной музыке, которая оказалась вдруг в зоне внимания, как властей региональных и федеральных, так, и конечно, в зоне внимания деятелей Русской православной церкви. Итак, я представляю наших сегодняшних гостей. Здесь в нашей студии Бари Алибасов, музыкант и продюсер, добрый день, Бари, здравствуйте.

БАРИ АЛИБАСОВ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Михаил Маргулис, музыкальный обозреватель газеты "Известия". Добрый день, Миша, здравствуйте.

МИХАИЛ МАРГУЛИС: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Ожидаем еще молодое дарование лидера группы Noize MC Ивана Алексеева. Он на подходе, должен сейчас подойти к нам в студию.

К. ЛАРИНА: А пока позвольте мне процитировать документ, копия которого лежит у меня здесь в студии перед глазами. Итак, Белгородская область, администрация города Белгорода. Департамент экономики, финансов и инвестиционной политики. Управление потребительского рынка. Рассылается это во все музыкальные клубы г. Белгорода. Вот текст. В исполнение поручения губернатора Белгородской области Е. С. Савченко, и согласно плану мероприятий по обеспечению духовной безопасности… Садитесь, Иван. В Белгородской области на 2010 год прошу Вас не допускать выделение помещений в Вашем предприятии общественного питания (мне очень нравится вот это определение) для проведения концертов тяжелой рок-музыки в стиле хэви-металл. О принятых мерах просьба сообщить в управление потребительского рынка. Телефон, факс и подпись – начальник управления В. Шатило.

М. МАРГУЛИС: Хороший, да. Я помню, получил эту бумажку еще дня три назад.

К. ЛАРИНА: Ну, и каковы впечатления?

М. МАРГУЛИС: На мой взгляд, это такой локальный способ одновременно и пиара со стороны, на мой взгляд, группы "Пилигрим", которой, прежде всего, это касалось именно, реакция же последовала же сразу от Андрея Ковалева на это в качестве ответного письма.

Б. АЛИБАСОВ: Это Андрей Ковалев что ли запрещен?

М. МАРГУЛИС: Ну, как бы да.

Б. АЛИБАСОВ: А он по-прежнему депутат?

М. МАРГУЛИС: А он, по-моему, уже не депутат. Но зато…

Б. АЛИБАСОВ: Т.е. шелуху он с себя сбросил.

М. МАРГУЛИС: Да. Он адепт хэви металл новый неофит хэви металл.

Б. АЛИБАСОВ: Там не хэви, там трэш, больше похоже.

М. МАРГУЛИС: Конечно. Поэтому там такая была сразу реакция, она поэтому так хорошо по агентствам пошла моментально. Я думаю, что это ну либо это чистой воды самодурство каких-то белгородских властей, либо это пиар с их стороны. Давайте вот так запустим дурку под конец весны.

Б. АЛИБАСОВ: Мне, честно говоря, не приходило в голову, что это пиар. На самом деле мне так было скучно эту тему обсуждать и думать. Я всю жизнь и этим только и занимался. Всю жизнь отбиваться от этих запретов. И вдруг опять возникает эта архаичная, мне казалась уже она такая старая, еще эпохи динозавров тема. И вдруг она снова возникает.

К. ЛАРИНА: Ну, это уже не первый случай. Во-первых, с Иваном поздороваемся. Здравствуйте, Ваня.

И. АЛЕКСЕЕВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Иван Алексеев, Noize MC, так называется ваша компания. Ваше впечатление от бумажки, которую я процитировала. А Вы сталкивались с этим, Вы лично? Вас уже запрещали?

И. АЛЕКСЕЕВ: Я сталкивался лично с этим. Причем именно в Белгороде. Где я собственно заканчивал школу и в течение 5 лет жил.

К. ЛАРИНА: О, это Ваше родное место.

И. АЛЕКСЕЕВ: Это мое родное место и я не понаслышке знаком с самодурством местных властей. Они очень любят как раз принимать подобные архаичные решения. Постоянно борются с молодежью всеми доступными им и недоступными способами.

К. ЛАРИНА: А вот выполняют такие резолюции? Когда приходят рекомендации.

М. МАРГУЛИС: Там может просто там прикрыть родительные дома, чтобы не появлялась эта молодежь, или дихлофосом, и все проблемы.

И. АЛЕКСЕЕВ: Это вообще вцелом город, если говорить именно об администрации, очень реакционно настроенный. Могу привести очень яркий пример. У нас в Белгороде вдруг решили переименовать все улицы, чтобы они назывались так, как они назывались до 1917 года. В итоге во все паспортные столы выстроились огромные очереди, людям абсолютно практически всем без исключения…

М. МАРГУЛИС: А кто платил за переименование, за переименование, за карты, за справочники?

Б. АЛИБАСОВ: Конечно, это же отличная вещь.

И. АЛЕКСЕЕВ: Все пришлось переименовывать. Причем местные зачастую жители до сих пор не в курсе, что такое улица князя Трубецкого. И иже с ними. Потому что сразу единоразово сменились все названия. И была активная кампания по борьбе с ненормативной лексикой.

К. ЛАРИНА: С матом борются, да.

И. АЛЕКСЕЕВ: Мат – не наш формат, называлась. Причем доходило тоже до смешного.

М. МАРГУЛИС: Ну, боролись то с матом, я надеюсь, матом, как положено, по-русски?

К. ЛАРИНА: Они, кстати, в Белгородской области, если я не ошибаюсь, одни из первых приняли основы православной культуры в качестве обязательного предмета для изучению в школах.

Б. АЛИБАСОВ: Обязательного?

К. ЛАРИНА: Да. И еще как раз демонстрировали в качестве примера, что видите, никто не возражает. Ни одной родительской жалобы нету.

И. АЛЕКСЕЕВ: Ну, я проскочил в сатанинские времена. Успел закончить. После того, как уже начали жечь ведьм на кострах, переехал сюда.

Б. АЛИБАСОВ: Может, теперь от обратного пойти? Назвать это мужеством?

М. МАРГУЛИС: Слушайте-ка, а почему бы туда не поехать, не посмотреть все это шоу? С ведьмами, с чертями.

И. АЛЕКСЕЕВ: Потому что шоу там на самом деле нет. Это, к сожалению, метафора куда более веселая, чем действительность.

Б. АЛИБАСОВ: А я знаю, я там тоже когда бывал, мне кажется, там очень такая заповедная территория. Мы сейчас говорим конкретно о Белгороде. Потому что естественно город покрупнее в том регионе, событий больше. Помню, в Белгородской области не менее колоритный был там хозяин этого города. Я туда имел счастье там выезжать, видеть все эти его особняки, вертолетные площадки на крышах и тоже дядечка был с определенными воззрениями на то, как надо развивать современную молодежь и все остальное. Я помню.

К. ЛАРИНА: Можно, конечно, по этому поводу иронизировать, что мы и делаем. Это естественно, потому что всерьез относиться к такому документу нельзя.

М. МАРГУЛИС: Да мы уже не замечаем лексику, к которой обращаемся. Он говорит: хозяин города.

К. ЛАРИНА: Тем не менее, Вы прекрасно понимаете, что такие локальные вспышки идеологических запретов, они возникают на территории современной РФ постоянно. Это связано либо с конкретным направлением в музыке, либо с конкретными именами. Есть, так называемые, стоп листы, которые присутствуют не только на телевидении, но и в качестве исполнителей на концертных площадках. Мы помним, совсем недавно была история с Виктором Шендеровичем в Санкт-Петербурге, когда местный театр эстрады потребовал у него, вот это знает, что это такое Алибасов наверняка, тексты, чтобы проверить, то, что раньше называлось литом. Да, проверить, что же он будет такое читать.

Б. АЛИБАСОВ: Нет, не литом раньше это называлось. Раньше это называлось гастрольное удостоверение, которое подписывалось и музыкальным и литературным отделом Росконцерта, руководителями этих отделов на право гастрольной деятельности. Текст может быть залитован отдельно. Но автор или исполнитель мог себе позволить игриво поиграть текстом. Но репертуарный отдел как раз и следил за тем, чтобы залитованный текст безупречно, не отходя от запятой, исполнялся со сцены.

М. МАРГУЛИС: Мне пока кажется, что все подобного рода примеры это только от степени мракобесия зависит все-таки конкретных персоналий. Пока еще, мне кажется, так. Хотя, безусловно, в том уже какую-то систему можно проследить. Она тоже наверняка существует.

Б. АЛИБАСОВ: Ну, система тут очень простая. Я вот смотрю последние годы, причем многие годы уже, которые в принципе становятся историческим путем развития России. Мы стремимся в темные века в невежество. Причем ну был какой-то просвет в перестройках, в перестрелках, Котлтяковское кладбище, была какая-то живая история. И не живая. Но почему надо ввергнуть страну, которая в принципе, вот я смотрю, сейчас ни одного российского университета нет в списке лучших университетов Европы. Хотя еще совсем недавно…

К. ЛАРИНА: Садовничий говорит, что это неправильный рейтинг. У нас есть свой рейтинг, и там есть наш университет.

Б. АЛИБАСОВ: Тогда неправильный рейтинг у меня тоже, потому что я за последние 5-6 лет сменил человек 60 референтов, которые не умеют писать. В слове из 4 букв делают 5 ошибок. Один был у меня такой.

М. МАРГУЛИС: Ну, мы возвращаемся, получается, к этой мысли о том, что в данном случае сейчас еще Россия такая заповедная зона, в которой очень хорошо такая удобрена почва для любого рода, как ренигаста, так и просто элементарной темноты…

Б. АЛИБАСОВ: А почему это нужно? Почему весь мир стремиться к нужным знаниям?

М. МАРГУЛИС: Бари, я просто уверяю Вас, что на самом деле мы это обсуждаем, вот таких как мы найдется, к сожалению, в стране, ну, вот Ваня, может, найдется процентов 10. Вы выйдите. Пройдите, сделайте такой небольшой праймериз в Белгороде, и недоуменных окажется не так много. Чего там запретили. Сказали, чтобы металла больше в городе не было? И правильно. И нормально. А кто сказал? Иван Иванович. Так Иван Иванович ну голова.

И. АЛЕКСЕЕВ: Более того, это требования оно само по себе реакционно. Запрещать хэви металл в 2010 году это мне кажется, немножко поздно. Хэви металл играет очень мало коллективов, и немногие из них очень немногие активно гастролируют. Настолько активно, чтобы доехать до Белгорода. Я бы хотел по поводу концертов в Белгороде рассказать небольшую историю. Дело в том, что я, не смотря на то, что я из этого города, и не смотря на то, что на нас в большинстве городов приходят достаточно много людей. Мы забиваем достаточно крупные площадки. Именно в Белгород, где меня знает очень много людей, нас ни разу не привозили организаторы. В итоге 2 года назад мы самостоятельно делали концерт. Приезжали туда, заранее арендовали помещение. Есть там такой ЦМИ – Центр молодежных инициатив. Заплатили им деньги, подписали необходимые бумаги, приезжаем с концертами. Нас, во-первых, два раза пытались кинуть по поводу аппаратуры. Мы все-таки начинаем концерт, запускаем народ. Где-то через 40 минут после начала прибегает какая-то тетенька, с которой я подписывал как раз бумаги, и которой отдавал деньги за помещение, и начинает говорить на тему, что она не довольна репертуаром. И что концерт срочно нужно прекратить.

К. ЛАРИНА: А концерт уже шел?

И. АЛЕКСЕЕВ: Концерт уже шел естественно.

Б. АЛИБАСОВ: Ну, это вообще известная тема, она случается со многими музыкантами, которые выбились из такого рода районов. Потому что, допустим, с любыми уфимскими музыкантами в разные годы происходило то же самое, начиная с Шевчука в те годы, и заканчивая Земфирой уже в годы эти. Когда как раз таки родные города их привечают очень мало. Видимо, именно потому, что они хорошо известны.

М. МАРГУЛИС: Известная поговорка у нас в стране, она бытует издревле "Нет кумира в своем отечестве". Что ж тут говорить. Это американцы в самой захудалой деревне найдут какого-то чувачка, который дальше всех плюет, и обязательно поставят памятник, улицу переименуют и будут говорит: да мы тоже самые крутые, у нас есть собственный кумир. Мы другим не поклоняемся.

Б. АЛИБАСОВ: Самое интересное, что накладывая такого рода запреты, как правило, эти люди очень плохо сами информированы. Т.е. запрещают, с одной стороны, хэви металл, допустим, если глава Белгородской области углубится в сегодняшнее творчество репертуар таких достаточно трэшовых радикальных команд, которые близки и к хэви металл, и к ну харкоу не скажу, конечно, скорей всего нет. А вот как раз именно к таким же архаичным стилям, то многие их них как раз и зиждутся на принципах, которые он пропагандирует на православии, на ура патриотизме, именно через них.

М. МАРГУЛИС: Ну, в принципе группа "Алиса".

К. ЛАРИНА: "Алиса" – православный рок.

Б. АЛИБАСОВ: "Алиса" – это вообще отдельная история. Но суть в том, что тот же г-н Ковалев вот зря он стал полемизировать с губернатором Белгородской области. Тот бы послушал репертуар "Пилигрим", там же все построено на теме "слава России".

К. ЛАРИНА: Русское, православное, слава России.

Б. АЛИБАСОВ: Они сами себя поедают со стороны хвоста.

К. ЛАРИНА: А чем закончилась история то, Вань?

И. АЛЕКСЕЕВ: Мы все-таки провели концерт, потому что в зале было много народу, и остановить это единоразово не получалось, и в общем, тетю эту никто не слушал. И, тем не менее, не смотря на все свое неприятие нашего творчества, они еще умудрились напечатать своих пригласительных билетов, где название группы было написано неправильно, но по ним якобы имели право проходить какие-то толпы народу на халяву на концерт.

Б. АЛИБАСОВ: Тебе надо было вторым (НЕ РАЗБОРЧИВО) взять ее в группу. Пока она говорила…

К. ЛАРИНА: Но там больше связано с опасностями, заложенными в тексте в Вашем случае.

И. АЛЕКСЕЕВ: На самом деле просто нас многие реперы не признают таковыми, потому что у нас как рок состав и достаточно тяжело все звучит. Я думаю, что некоторые наши песни, услышав те, кто собирались запретить хэви-металл, решили бы запретить хип-хоп на всякий случай тоже.

К. ЛАРИНА: Запретят. Все впереди.

Б. АЛИБАСОВ: А тетушку надо было вывести второй на сцену, она бы начитывала бы. Ваня поет, она говорит: запретите тексты, запретите тексты. Отличный микс получился бы.

И. АЛЕКСЕЕВ: У рэпа есть большое преимущество, что тети подобного плана порой не успевают следить за мыслью.

К. ЛАРИНА: Давайте мы сейчас новости послушаем, потом продолжим нашу программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Продолжаем нашу программу "Культурный шок" и по поводу запрета различной музыки, конечно же, глас народа, как Вы понимаете, уже у нас есть на смс. Я напомню номер +7 985 970-45-45. К вопросу о народе. "Правильно запретили, если хотят здоровое и сильное общество", - пишет нам наш слушатель из Саратова. "А я бы еще запретил шансон и попсу", - пишет наш другой слушатель. Вот еще одно мнение. "Эта музыка однозначно в той или иной степени приносит вред именно духовный, акцентирует психику на мрачной стороне жизни, разврат, суицид, наркотики, психические отклонения. Я с подросткового возраста слушал. И вернулся к здоровой нормальной жизни".

Б. АЛИБАСОВ: Все, что он перечислил, он уже получил.

М. МАРГУЛИС: Нет. Но главное самое интересно, это пишут на портале "Эхо Москвы", т.е. можете себе представить, что могли бы написать на более на других.

К. ЛАРИНА: Да. "Тяжелым роком и наркотиками с папиросками себя убиваете и своих заказчиков". Это обращаются ко всем присутствующим в студии. Ну, в общем, и лично я против сатанизма. Сатанизм.

М. МАРГУЛИС: Мне кажется, наркотики, никотин и алкоголь – это в первую очередь признак отсутствия работы у человека. Нет?

Б. АЛИБАСОВ: Да, и вообще многих других факторов.

К. ЛАРИНА: Послушайте, всегда будут люди, их будет большинство, правильно Миша сказал, если делать опрос в Белгородской области, безусловно, конечно, народ бы проголосовал за. Я Вас уверяю, даже если бы в Москве, или в России сделали бы такое, потому что у каждого есть, что запретить. Вопрос в другом, нужно ли вообще с этим что-то делать? Нужно ли вообще управлять этим пространством культурно-музыкальным?

М. МАРГУЛИС: Конечно, не нужно. Ну, как любое цивилизованное общество построено. Если это не вторгается в Вашу свободу…

Б. АЛИБАСОВ: Ты не совсем прав.

М. МАРГУЛИС: Нет, если это не вторгается в Вашу свободу, Бари…

К. ЛАРИНА: Если это оскорбляет чьи-то чувства.

Б. АЛИБАСОВ: Всегда межличностные и социальные отношения регулировать должно государство. Для этого государство и существует. Но здесь ведь вопрос идет не о том, что разрешать и запрещать, а о том, как сформировать у нас терпимость к тому, что тебе не близко, что не нравится. Люди ведь генетически все разные. У каждого разные вкусы, у каждого разные предпочтения. Это совершенно естественно и органично. Но у нас сегодня нацию учат нетерпимости, ненависти, открытому выражению агрессивности потому что я не знаю, это, наверное, стратегия. И во главе этой стратегии стоит в первую очередь попытка нацию совсем сделать дураками, и невежество – это единственный аргумент сегодня в любых спорах и особенно в спорах о предпочтениях.

М. МАРГУЛИС: Особо и не надо делать. На мой взгляд, и сегодня масса общества в основном конечно невежественна, и на этом базируются любого рода такие акции, и мне кажется…

Б. АЛИБАСОВ: Меня пугает это слово. Как только начинается слово "духовность", я сразу же подозреваю, что за этим стоит. Но мы прекрасно понимаем, что агрессия РПЦ и Русской православной церкви в нашу жизнь очевидна уже на протяжении последних нескольких лет.

К. ЛАРИНА: Но помыслы то благородные. Духовная безопасность. У них целая программа в Белгородской области.

Б. АЛИБАСОВ: Мы духовно все настолько разные и безопасность может быть только одна. Безопасность, которая позволяет людям получать информацию. Получать знание.

М. МАРГУЛИС: Я бы скорее назвал это духовной стерилизацией. Т.е. не безопасность, а попытка глубоко бездуховных людей, скорей всего, именно поставить себе собственные оградки.

Б. АЛИБАСОВ: А ты прав, потому что своего внутри содержания нет, поэтому они пополняют это чужими какими-то устоявшимися стереотипами и клише. И называют это духовностью. Как только человек говорит о духовности, я сразу понимаю, что это человек раб, абсолютно бездуховное существо, которое не в состоянии самостоятельно мыслить.

М. МАРГУЛИС: Конечно, введите в любое комьюнити набор стереотипов, и если это комьюнити непросвещенное, им будет очень легко управлять. От стереотипа к стереотипу. Все. Выбился за пределы канона, все. Ты вне закона, ты неправ. Все, ты в каноне, значит, так и должно быть. И не думай о том, что это за канон. За тебя подумали, так надо. По этому признаку и воспитывается современное общество, и все. И поэтому ему устанавливают четкие вешки. Вот различай. Вот это мы назвали плохо. Вот если увидишь такое, сравни, найди, 10 отличий найдешь, значит, это плохо. Запомни. А вот это хорошо.

Б. АЛИБАСОВ: Самое печальное, что это все уже проходила наша страна много раз. И закончилось только тем, что вызывает неприятие и агрессию со стороны людей, которым это нравится. Они не понимают, почему это надо запрещать, если они не наносят вред кому-то.

К. ЛАРИНА: Кому-то наносят вред. Они Вам предложат массу аргументации в пользу, что это надо запретить. Что, безусловно, там и наркотики присутствуют в тех же клубах. И суицидальные настроения присутствуют.

Б. АЛИБАСОВ: Карл Маркс тоже религию называл опиумом для народа. И я согласен абсолютно с Карлом Марксом, потому что это самый мощный наркотик, который полностью стерилизует сознание и отбивает желание совершенствоваться.

К. ЛАРИНА: Т.е. вместо советской цензуры мы имеем в виду цензуру религиозную.

М. МАРГУЛИС: Естественно. Когда мы говорим о наркотиках, я думаю, какие наркотики присутствуют среди истэблишмента, который прекрасно общается с служителями культа, находится с ними на одних тусовках, в одних поездках.

Б. АЛИБАСОВ: Сегодня наркотики употребляют те, у кого есть бабки.

М. МАРГУЛИС: Я уж не говорю о том, я уверен, могу поклясться, какое количество людей, начиная с дьякона Кураева, и заканчивая кем-то еще. Т.е. именно служители культа. Стопроцентно хорошо информированы, хорошо знают и тяжелый рок и хэви металл, и его лучшие образцы. Я думаю, что никто из них не проходил мимо Блэк самет…

К. ЛАРИНА: Нет, ну, Кураев, кстати, надо отдать ему должное и понятно почему, он как раз резко критически выразился по поводу запрета.

Б. АЛИБАСОВ: Понятно. Потому что это слишком топорно. Он это делает более изощренно.

М. МАРГУЛИС: Они вызывают опять огонь на себя вот этими запретами, создавая такое напряжение в обществе. А значит, это напряжение выливается, так или иначе, в агрессию, взаимную агрессию.

К. ЛАРИНА: А можно, Ваня у нас такой вот воспитанный человек, никого не перебивает. Ждет, когда ему слово предоставят. Чего принесли? Флэшку? Не получилось ничего?

И. АЛЕКСЕЕВ: Сейчас получится обязательно.

К. ЛАРИНА: Ваня, у меня к Вам вопрос. Вы, как человек молодой, другого поколения. Чем Вы объясняете вот эту страсть государства и государственных институтов к запретам именно в области культуры? Так на вшивость проверяют то в музыке, то в кино, то в телевидении?

И. АЛЕКСЕЕВ: Ну, это поиск внешнего врага.

К. ЛАРИНА: Зачем?

И. АЛЕКСЕЕВ: Это свойственно очень многим людям. Когда что-то не так. Когда происходящее не радует, и ты видишь какие-то недостатки, всегда очень просто найти эту самую мифическую ведьму. Обвинить в колдовстве, и естественно сжечь на костре. Очень люблю эту метафору. По-моему, она наиболее точно отражает суть подобных явлений. Это как маленькая победоносная война.

К. ЛАРИНА: А какое-то сопротивление присутствует? В молодежной среде есть?

Б. АЛИБАСОВ: В интернете оно присутствует. Просто можно посмотреть по количеству скачиваний того, что делает официальная пропаганда.

К. ЛАРИНА: Ну, когда был Ванин этот знаменитый….

Б. АЛИБАСОВ: "Мерседес 666". Но не только. Даже, понимаете, мы берем самые крайние точки. То, что у Вани это была реакция на совершенно прямое событие. Это была прямая же реакция. Я даже говорю не о том, что запрещено. А о том, что никаким образом не популяризируется официальными медиа различными, при этом имеет наибольший успех во всех тех сферах, где государство имеет меньший контроль над чем-то. И тем самым та часть просвещенного общества, она отвечает на то, каковы ее запросы, ее стремления, ее интересы. А все остальное часть общества, которая к себе относится, менее требовательна, довольствуется тем, чем его кормят. В том числе, и такими белгородскими по большому счету…

М. МАРГУЛИС: Я уж не знаю, чем кормят. Но обратите внимание, что в Куршавель и в Давос ездит Шнур, которого не назовешь эталоном некоей духовности или там православности. И задницу показать с легкостью может, и…

К. ЛАРИНА: Т.е. они самое экстремальное как всегда выбирают.

М. МАРГУЛИС: Естественно. На самом деле это чистейшее оболванивание людей, потому что все это делается очень цинично. Сами они этим с удовольствием пользуются и матом, и музыкой в любых ее проявления, кому что нравится. Потому что понимаю, если президенту нравится… (ГОВОРЯТ ВМЕСТЕ)

Б. АЛИБАСОВ: Жены ездили в Париж отовариваться, все было отлично.

М. МАРГУЛИС: Президенту нравится "Дип перпл". Типичный хэви металл, основатель этого жанра, надо запретить.

Б. АЛИБАСОВ: Но есть ведь исключения, скажут.

М. МАРГУЛИС: Белгородцы неаккуратно ведут себя, нарываются на власть.

Б. АЛИБАСОВ: Вот самарцы, где сейчас будет проходить крупнейший рок-фестиваль, все оценивают очень правильно. Там фестиваль будут закрывать две прекрасные группы. "Алиса", сразу после "Дип перпл". "Дип перпл" на собрании в день независимости России среди собрания одних русских монстров рока. И единственный кому там доверено еще это место "Дип перпл".

М. МАРГУЛИС: Я вообще хочу порадоваться за своих сородичей. За Казань. Потому что там любые музыкальные проявления находят место. И находят своего слушателя в Казани. И различные фестивали. Самая разная музыка, разных стилей, разных жанров, доступна казанцам без проблем.

К. ЛАРИНА: Бари, но Вы же сами говорите про то, что насколько сегодняшнее наше общество невежественное, а по части вкуса обсуждать нечего. Ведь кто-то в конце концов должен указать, что хорошо, а что плохо. Вы же сами, наверняка, когда кого-то слушаете или смотрите, думаете, какого черта он на сцене появился. Его гнать надо поганой метлой отсюда. И есть такой порыв – запретить.

Б. АЛИБАСОВ: Да. К сожалению, талант невозможно не прогнать, не запретить. А что касается, скажем, бездарей, непрофессиональных людей, которые так или иначе попадают у нас сегодня на сцену, к сожалению, значительно чаще, чем талантливые, и даже немало я знаю людей действительно гениальных, которые могли бы блистать на наших сценах. Они не попадают туда. Конечно, безусловно. Я не согласен с тем, что не должно быть государственного регулирования. Оно необходимо. И оно существует во всех цивилизованных странах.

М. МАРГУЛИС: Ну, Бари, у нас сразу принимает искаженные формы…

Б. АЛИБАСОВ: Государственное регулирование должно быть экономическим, с одной стороны. Причем речь идет об экономике, которая основана на конкуренции.

М. МАРГУЛИС: Ну, а этого скорей всего не будет.

Б. АЛИБАСОВ: Наверное, ты помнишь эту ситуацию 97 года, когда в Москве действовало боле 200 звукозаписывающих компаний…

М. МАРГУЛИС: Конечно.

Б. АЛИБАСОВ: И в этот момент появилось такое количество совершенно непохожих друг на друга артистов. Начиная от Земфира, "Мумий тролль", "Нана", группа "Ленинград", Бубен, "Сектор Газа" и т.д. т.е. это…

И. АЛЕКСЕЕВ: Ну, "Сектор газа" гораздо раньше появился.

Б. АЛИБАСОВ: 97й год – это апофеоз. На этом закончилось. В 97м году произошел дефолт, все рухнуло в 98м году. 97й год я беру как вершина этого.

М. МАРГУЛИС: Вершина. Я вообще считаю, что это ренессанс России.

Б. АЛИБАСОВ: Но началось все в начале 90х годов. Там 91, 90е годы. За 7 лет Россия успела практически создать собственную музыкальную индустрию, которая тогда не называлась шоу-бизнесом. Потому что это была индустрия, поскольку звукозаписывающие компании в основу своих экономических взаимоотношений в первую очередь клали экономику. Продано или не продана твоя музыка. Народ сам выбирает, что ему нравится, без указки сверху, а что не нравится. И голосует человек за свои привязанности у кассы.

И. АЛЕКСЕЕВ: Но, тем не менее, а каким бы образом он голосовал бы, если бы были исключительно пиратские кассеты с напечатанными на матричных принтерах…

Б. АЛИБАСОВ: Ничего подобного. Ты просто маленький.

И. АЛЕКСЕЕВ: Нет, я был не маленький, я просто жил не в Москве в 97м году, о котором ты говоришь .

Б. АЛИБАСОВ: Я тебе хочу сказать, что за альбом "Прикинь да", это компания "Рек рекордс" 450 000 долларов. Я думаю, что сейчас тебе никто не заплатит за альбом такую сумму.

И. АЛЕКСЕЕВ: 450 не заплатит.

Б. АЛИБАСОВ: Дело в том, что тогда была реальная конкуренция. И я сейчас говорю о государственном регулировании. Сегодня ведь никто не может из артистов дать рекламу на телевидении. Потому что цена этой рекламы такая же, как для зарубежных мощных производителей… А в 97м году именно при поддержке государства реклама на телевидении для национальных исполнителей наших родных российских артистов на 90% была дешевле.

М. МАРГУЛИС: Сейчас наоборот. Я как раз считаю, что по факту у нас сейчас то государственное регулирование есть. У нас просто есть пулы артистов, которым не нужно рекламироваться. Их рекламирует само телевидение. Они приходят из ток шоу в ток шоу, из программы в программу, они составляют там синдикат такого-то продюсерского центра. При этом канале. При следующем другое. И государство само регулирует. Сами по себе эти артисты не состоятельны. Я уже не раз эту мысль высказывал. Они по отдельности не соберут Вам ни одного сольного концерта. Они не ездят практически на сольные концерты. Их берут такой обоймой, заряжают на различного рода корпоративы, еще на что-то. А для того, чтобы на этот корпоратив протолкнуть, для того, чтобы их имя или лицо было узнаваемым, их держат в наборе программ того или иного телеканала. Т.е. им не нужно просто говорить, выпущен альбом такой-то, им просто не требуется. Им альбомы не нужны в принципе. Допустим, Noize MC они нужны. Noize MC пойдет и соберет полный Б1, совершенно другой независимый зал, но при этом на телевидении его не будет вообще. Но он соберет тот зал, который ни один из артистов сейчас показываемых по федеральным каналам даже и не посмеет вообще задуматься об этом.

К. ЛАРИНА: Можно вернуться к духовке? Смотрите, правильно ли я понимаю, это скорее к Мише вопрос, как к специалисту теоретику. Что сегодня нишу рок-музыки в нашем советском понимании что это такое должно быть, прежде всего, тексты, занимает хип-хоп, музыка, которая работает ниша которая работает и в…

Б. АЛИБАСОВ: Отчасти.

К. ЛАРИНА: По откровению, по социальной направленности, по бунтарскому какому-то духу. Я вспоминаю, если говорить о рок-музыке сегодняшней, которая ветеранах, ведь, в конце концов, мы даже не музыку их слушаем, слушаем их выступления. И по интернету ходит речь Шевчука перед концертом в Олимпийском. Речь Гребенщикова по поводу шахтеров Междуречинска.

Б. АЛИБАСОВ: Просто хип-хоп – это то самое течение, особенно у нас, и поколение, сформировавшиеся уже циничными нулевыми, что называется. И как, по-моему, тот же Шендерович говорит – подлые нулевые. Поэтому у этого поколения музыкантов реакция, я скажу, она более адекватная тому сегодняшнему состоянию и общества, и истеблишмента, которое есть. Т.е. если тот рок, который можно сейчас назвать русский рок, ну, есть много к нему эпитетов, он сейчас все-таки в большей степени скорее уходит в литературно-духовную плоскость уже. Он люди становятся постарше.

М. МАРГУЛИС: Возвращается домой.

Б. АЛИБАСОВ: Нет, не в этом даже дело. На все реагируется не впрямую, что называется. Т.е. нет такой лобовой реакции. Т.е. конечно, то, что делает тот же Noize MC, Нагана, и еще ряд исполнителей, Ткач когда-то начинал, правда, сдулся. Это именно прямая реакция тем же самым языком, вот этим даже в определенном смысле новоязом, который пародировал вот это циничное сегодняшнее общество и власть, которые ей тут же отвечают, что она есть. Прямо какова она есть. Т.е. вот ребята, вы это можете говорить там, но мы-то понимаем, что Вы стоите и кто Вы. И мы Вам ровно Вашим же текстом отвечаем, как это на самом деле. Т.е. то, что Вы нам пытались сказать в завуалированной форме, мы Вам отвечаем, мы Вам раскладываем, что ты, Леша, ты просто урод. И я сейчас тебе очень доходчивым сегодняшним молодежным языком тебе это расскажу. И меня молодежь поймет. Потому что когда действительно выходит тот же Гребенщиков, Шевчук, уже в какой-то степени их слова не долетают до сегодняшнего. Ну, понятно, он опять начал, ему не нравится, а сам-то, а он-то, а ему уже видишь сколько лет. Сам-то он успешный. Они говорят, уже немножко не тем языком. Они обобщают. Они обобщают уже сумму своих знаний и переживаний. А здесь в данном случае прямо идет конкретная публицистика. Т.е. хип-хоп сейчас очень публицистичен. И в этом смысле, мне кажется, сейчас его сила и действительно он в какой-то степени, если вообще нужно говорить о каких-то заменах, эквивалентах. Сам по себе.

М. МАРГУЛИС: Я не уверен, что это такая уж значительная сила, потому что все-таки гламурная, клубная культура молодежная, она доминирует сегодня.

И. АЛЕКСЕЕВ: Гламурная, клубная культура, она представлена просто в телевидении, ее очень много в СМИ, но по факту артисты, которые представляют эту гламурную культуру не собирают нигде…

Б. АЛИБАСОВ: Она беззубая, она аполитичная, и сегодня очень выгодно представлять молодежь как абсолютно аполитичную и гламурную, только для того, чтобы они не парили себе мозги.

К. ЛАРИНА: С одной стороны, аполитичная, с другой стороны вполне себе прогосударственная, прокремлевская, и мы эти движения видим прекрасно. У них огромное количество поклонников. Там не все так однозначно. Это не то, что всех построили за 100 рублей, и они там стоят на митингах. Огромное количество поклонников. А уже есть результат, Бари, скажите, пропаганды? Вот Вы его чувствуете?

Б. АЛИБАСОВ: Конечно, есть. Я думаю, что результат гораздо значительней, чем тот результат, которого добивались в мою эпоху, когда я был молодым. При Брежневе я родился еще при Сталине. И результат более значительный…

М. МАРГУЛИС: Более изощренный.

Б. АЛИБАСОВ: Потому что молодежь все-таки апатичная комсомольско-пионерская была в те времена. А сейчас они довольно агрессивны, правда, конечно, это не такое массовое явление, как комсомол, или пионерская организация. Но они свои доминирующей агрессией…

И. АЛЕКСЕЕВ: Можно мысль, пока она не убежала.

К. ЛАРИНА: Давай.

И. АЛЕКСЕЕВ: Просто сегодня можно использовать любые запрещенные приемчики, которые были недоступны в то время. Сейчас можно спекулировать на теме секса, на теме денег, дергать за какие-то очень актуальные и понятные ниточки.

Б. АЛИБАСОВ: Рефлекторные.

И. АЛЕКСЕЕВ: Если тогда это было трудно сделать ну в виду того, что это противоречило самой сути пропаганды, которая велась, то сегодня нет запрещенных приемов абсолютно. И используется точно так же вирусное видео. И технология, разработанная великой корпорацией "Дом-2", и с иже с ними. Т.е. сегодня можно все, поэтому гораздо проще воздействовать.

М. МАРГУЛИС: Ну, пропаганда тоже стала интерактивной, поэтому это очень серьезная разница в этом. Если та советская пропаганда была слишком кондовая, и поэтому действительно она просто не доходила. Люди просто были апатичны.

К. ЛАРИНА: Там параллельно с ней и система запретов была поставлена на широкую ногу. А сегодня все идет к тому, что, может, и запреты не появятся.

М. МАРГУЛИС: Они есть. Спасает только интернет. На самом деле они есть. Ведь все телевидение, все федеральные СМИ, все очень ограничены в своих вкусовых и жанровых проявлениях. И в своих оценках. Т.е. Вы не можете сейчас в нормальном федеральном издании печатном выступить с критической статьей, определенного толка о том или ином даже произведении культуры сегодняшней современной. Допустим, возьмем фильм "Предстояние", т.е. Вы все прекрасно знаете. Нигде не было такого официального запрета, ты не говори об этом фильме так, или не так. Но Вы этого не сможете этого сделать в любом случае. Так же как и Noize MC с песней "Мерседес 666" не сможет выйти на Первый канал, вот Вам и все. Так что система действует. Об этом не объявлялось. Просто если раньше об этом было на уровне легенды, ты знаешь, эта группа попала в запрещенный список. Да нет сейчас списков. Все все и так понимают. Вы…

Б. АЛИБАСОВ: Не только понимают, но и знают, достаточно войти в интернет.

М. МАРГУЛИС: Вы придете к программному директору канала и спросите, у Вас есть запрещенный список. Он скажет: нет, конечно. Тогда поставьте Noize MC. Нет, конечно.

К. ЛАРИНА: Не формат.

М. МАРГУЛИС: Вот и все.

К. ЛАРИНА: Да. Или как я спрашиваю у одного из ведущих ток-шоу на телевидении, хорошее ток-шоу, редкая история на сегодняшнем ТВ. А вот Вы бы могли позвать лидеров из несистемной оппозиции? Он говорит: а кого? Ну, как называю понятный набор – Каспаров, Лимонов, Касьянов. Мне они не интересны. Немцов. Да мне не интересен Немцов. Все понятно.

М. МАРГУЛИС: И поэтому для власти очень выгодны такие люди, как в Белгороде, закольцовываем эту тему. В том смысле, что здесь она как раз может себя проявить с точки зрения как раз умной и просвещенной. Сказать, ну, товарищи, что это такое.

Б. АЛИБАСОВ: На местах заблуждаются.

М. МАРГУЛИС: Да. Сейчас выйдет дядечка из центра, скажет: товарищ, ну, не хорошо так.

Б. АЛИБАСОВ: Молодежи дорогу. Подемократичней.

К. ЛАРИНА: Ребята, давайте послушаем запрещенную музыку.

И. АЛЕКСЕЕВ: Небольшое предисловие. Эта песня называется "Устрой дестрой", Исполняем мы ее вместе с Чачей Ивановым из "Наива", припев этой песни представляет собой как раз такой усредненный очень тупой мессадж, в наличие которого обвиняют как раз музыкантов люди, подобные человеку, попытавшемуся запретить рок-музыку на территории Белгородской области. А в куплетах собственно следует ирония, которую, наверняка, не успеют разобрать те, кто собираются все на свете запретить.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ

К. ЛАРИНА: Я напомню, что сегодня в нашей программе принимали участие Бари Алибасов, Михаил Марголис и Иван Алексеев.