Купить мерч «Эха»:

Культурные события года, которые вызвали у вас шок - конференция со слушателями - Культурный шок - 2009-01-03

03.01.2009
Культурные события года, которые вызвали у вас шок - конференция со слушателями - Культурный шок - 2009-01-03 Скачать

КСЕНИЯ ЛАРИНА: Начинаем программу "Культурный шок", Вы слышали анонс этой программы, и я не раз уже сегодня об этом говорила. Сегодня программа у нас будет без гостей. И будет посвящена она не одному событию, которое подходит под определение "Культурный шок", а многим событиям, случившимся в течение уже ушедшего 2008го года. Ну, я думаю, что шоков, если можно это употреблять во множественном числе, у нас было более, чем достаточно. И все они преимущественно культурные в широком смысле. Не просто произведения искусства, а культура, как образ жизни, как нравственный выбор каждого конкретного человека. Как позиция, в том числе, и творческой интеллигенции в нашей стране. Позиция, которая продолжает раскалывать наше общество не вчетверо, не впятеро, а ровно пополам. Это вот и последнее голосование в проекте "Имя Россия". Ну, давайте по порядку. Во-первых, хочу сказать, что в журнале "Театрал" шеф-редактором которого я являюсь, мы как раз в первом номере 2009го года вот подводили такие вот культурные итоги года. По номинациям – награды, назначения, отставки, скандалы, гастроли, спектакли или фильмы и события, открытые письма интеллигенции и война на Кавказе. Я думаю, что наше с Вами внимание должно быть сосредоточено в этой передаче на главе "Скандалы" и на главе "Открытые письма интеллигенции". Ну, естественно, мы не сможем не затронуть вопросы последствий для культуры, общей нашей культуры войны на Кавказе. Культуры обеих стран – и Грузии, и России. Я кое-что напомню Вам, что произошло за это время. Безусловно, все это подходит под определение "Культурный шок". Спасибо, во-первых, нашим слушателям за такое активное участие в этой передаче. Я думаю, что мы сегодня такой своеобразный список успеем составить. Хотя нам времени, конечно же, как всегда не хватит. Но, тем не менее, очень много телеграмм пришло на наш сайт. Отвечая на мой вопрос, что бы Вы назвали какое событие культурное или около культурное 2008го года Вы бы назвали культурным шоком. Их много, этих событий, безусловно. И здесь многие вещи, с которыми я абсолютно солидарна. А есть напоминания, с которыми хотелось бы поспорить, ну, я думаю, что мы успеем кое-что сегодня сказать друг другу в прямом эфире. Я напомню телефон прямого эфира 363-36-59, но естественно смс +7 985 970-45-45. Итак, с чего начался год 2008й. Безусловно, с культурного шока. Я говорю об уходе из жизни мужественном уходе из жизни, замечательного актера, личности, которая, безусловно, определила собой целую эпоху в отечественной культуре, в кино, и в театре – это Александр Гаврилович Абдулов. Сегодня как раз, именно сегодня 3 января исполняется ровно год со дня его ухода. Конечно же, много сегодня будет программ по телевидению, посвященных памяти Александра Абдулова. И для того, чтобы сразу Вас сориентировать, я могу Вам просто сказать, что сегодня будет по телевидении. На Первом канале передача "Вспоминая Александра Абдулова" в 21 час 15 минут. На канале Россия Вы увидите сериал "Капкан" с участием Ирины Алферовой и Александра Абдулова. Сегодня первые две серии, и завтра 3 и 4я серии, начало в 20.15. На канале ТВЦ программа из цикла "Браво, артист" в 20.45, тоже посвященная памяти Абдулова, и затем в 22.30 фильм "Шизофрения". Продюсером этого фильма был Александр Абдулов, и он же сыграл там главную роль. На канале Культура вечер в Центральном Доме актера "Вспоминая Александра Абдулова", который прошел незадолго до наступления Нового года. На этом вечере Борис Поюровский, известный театральный критик представлял книгу "Александр Абдулов в воспоминаниях друзей". Вот этот вечер так же сегодня будет показан на канале Культура в 20.20. Это все, что касается телевидения. Теперь, если говорить о последствиях войны на Кавказе, наверное, стоит особо отметить, что, безусловно, такой разлом, он случился в отношениях наших стран не только в политике, но и в культуре, что особенно обидно и страшно. Я хочу вспомнить, что Роберт Стуруа – известнейший грузинский театральный режиссер сначала не смог, а потом и не захотел возвращаться к репетициям в московском театре, поскольку вот такая вот линия фронта пролегла между нашими странами. До сих пор пока не ясна судьба проектов, которые задумывал Роберт Стуруа здесь в Москве. А ставил он очень много в разных театрах. И ужасно жалко, если мы такую личность, такую фигуру для нашей культуры потеряли на какое-то время. И это очень обидно. Давайте вспомним другой скандал, связанный опять же с событиями на Кавказе. Это скандальный отъезд из России Вахтанга Кикабидзе как раз в дни его юбилея. Когда должны были состояться его юбилейные концерты. Он отказался их проводить. Сказал немало обидных слов в адрес, прежде всего, российского руководства, а не российского народа. Что многие путали, и поэтому, как мне кажется, многие журналисты поступили очень опрометчиво, обвиняя совершенно оскорбительным образом Вахтанга Кикабидзе в самых страшных грехах, чуть ли не в измене родине. Какой только, вот вопрос. Я думаю, что Вахтанг Кикибидзе по-прежнему остается нашим любимым актером, любимым певцом, и надеюсь, что он так же вернется и на нашу сцену. Поступок Валерия Гергиева так же вызвал неоднозначную реакцию со стороны общества. Кто-то назвал его героическим, и напомню, что Валерий Гергиев, нарушив гастрольный график, прилетел вместе с оркестром в Южную Осетию, и концерт под открытым небом в разрушенном Цхинвали транслировали в прямом эфире. Мы это с вами наблюдали. Но другую сторону этого поступка увидели, к сожалению, немногие. Поскольку немногие видели фотографии, распространенные в интернете. Фотографии слушателей этого концерта, которые находились чуть ли не в железных клетках. Это были как раз арестованные лица грузинской национальности, которых собирали по окрестным селам на территории Осетии. Они как раз тоже оказались невольными слушателями этого концерта. И второй момент, уже связанный с формированием программы. Конечно же, многие обратили внимание, что "Ленинградскую симфонию" взял за основу Валерий Гергиев, в том числе и музыку, которая отождествляет собой приход фашистов тогда на территорию Советского Союза, а сегодня аналогию можно было прочитать совершенно понятную. А один из самых главных жанров, если говорить о жанрах литературных, говорю я с горькой иронией, этого 2008го года, это безусловно, открытые письма интеллигенции. Самые разные открытые письма. Я могу напомнить Вам и письма в защиту Светланы Бахминой, которые собирали в интернете среди так называемых просто обычных людей. Под этим письмом мог подписаться каждый. Что и сделали люди, которые пользуются интернетом. И я так помню, что чуть ли не под 100 000 подписей собрали инициаторы этого письма. Кроме этого второе письмо уже отдельно, письмо от имени деятелей культуры, так же в защиту Светланы Бахминой инициировали режиссер Владимир Мирзоев и писатель Григорий Чхартишвили, которого мы с Вами знаем, как Бориса Акунина. Это письмо подписали более 80 деятелей культуры, и напомню, что письмо это дошло до своего адресата. Письмо было адресовано Дмитрию Медведеву. Письмо это отвезли на Старую площадь, вот буквально перед Новым годом. Владимир Мирзоев поделился новостью о том, что пришел ответ из администрации президента о том, что письмо деятеля культуры в защиту Светланы Бахминой передано по адресу, т.е. главе мордовской республики, потому что на его территории находится заключенная Светлана Бахмина. Ну, согласитесь, это просто такая наглая отписка, по-другому можно и более резко высказаться, но я пока не хочу. Это, может быть, Вы сделаете. Со Светланой Бахминой была связана еще одна история, в которой тоже поучаствовала интеллигенция самая разнообразная. Это история с программой "К барьеру", которая стала одним из главных культурных шоков ушедшего года, позиция Марии Арбатовой, которая была категорически против досрочного освобождения Светланы Бахминой. Она у многих вызвала действительно культурный шок, по-другому не скажешь. Для многих Мария Арбатова стала человеком, условно говоря, не рукопожатным. Но не скрою, что многие разделяют ее позицию. И готовы отстаивать ее вот в таких вот общественных дискуссиях. Центральный дом актера. Это уже не политика, хотя и политика тоже, в очередной раз подвергся гонениям со стороны чиновников. И в очередной раз Маргарита Эскина, директор дома актера собирала под свои знамена ведущих народных, заслуженных и великих артистов земли русской для того, чтобы вновь защитить дом актера от этих нападок. И в итоге опять же, благодаря, как я предполагаю гласности, благодаря, в том числе, и усердию средств массовой информации, которые широко освещали эту скандальную историю, дом актера отстояли вплоть до того, что сам президент Дмитрий Медведев во всеуслышание сказал по телевидению, что Дом актера мы у актеров никогда не заберем. И никто не посмеет его забрать. Ну, вот на этом пока можно поставить точку, хотя я только не исключаю, что эта история может тоже повториться. В защиту в Питере очень много было выступлений со стороны питерских деятелей культуры и науки. Ну, во-первых, в защиту исторического центра Санкт-Петербурга. Эта история продолжается. Все, что касается исторической части города, все, что касается новостроек, новоделов и пресловутой газпромовской башни, эта борьба продолжается. И насколько я знаю, категорическую совершенно точку зрения отстаивают ведущие деятели культуры Петербурга в лице Александра Сакурова, Алексея Германа, Олега Басилашвили и многих, многих других. Кроме этого питерские представители интеллигенции отправили открытое письмо и в институт грузинской литературы им. Шота Руставели, с поддержкой грузинских деятелей культуры в защиту российско-грузинских культурных связей. Выразили поддержку и сказали, как мне кажется, очень важные слова, которые было необходимо сказать вот в этой непростой ситуации. В защиту Василия Алексаняна была проведена целая компания в этом году, к которой также подключились деятели культуры. Их было немного, но мне кажется, их имена достойны отдельного упоминания. Я могу их называть. Это Григорий Чхартишвили, это Игорь Есулович, это Михаил Казаков, это Лия Ахеджакова, это Инна Чурикова, это Алла Гербер, это Владимир Войнович, Людмила Улицкая, Алексей Учитель. Я назвала лишь тех из многих людей, которые относятся именно к этому интеллигентскому слою, скажу я так осторожно. Так что спасибо большое этим людям, которые выразили готовность лично поручиться за смертельно больного человека, которого сейчас мы знаем, все-таки удалось собрать 50 миллионов. Вообще это, конечно, жуткие все цифры. Даже страшно произносить, но удалось собрать деньги, и Василия Алексаняна должны по идее освободить. Если говорить о совсем последних событиях по времени, которые завершали год 2008й, это с одной стороны, история с союзом кинематографистов, которая, как мне кажется, стала больше культурным шоком для самих кинематографистов. Поскольку действительно общество как-то достаточно вяло на это реагирует. Типа ну что там они опять что-то делят. У них там все время какая-то происходит возня. Это не возня. Это, по-моему, очень серьезные события. Я тут согласна с Даниилом Борисовичем Дондуреем, который оценивает события, случившиеся на 7м съезде союза кинематографистов, как событие поистине революционное. Или в скобочках замечу контрреволюционное. Пока на сегодняшний день мы знаем, что избран новый председатель Союза кинематографистов. Им стал Марлен Хуциев. Кроме этого в суд на Марлена Хуциева с требованием признать этот съезд и, значит, эти выборы нелегитимными обратились Василий Ливанов и Геннадий Полока. А 29 декабря должно было состояться заседание суда, но оно перенесено на 12 января, так что здесь события будут только развиваться дальше. Ну, и с другой стороны безусловным шоком для общества, сигналом очень серьезным, красным сигналом опасности для власти стало голосование по скандальному уже проекту "Имя России". Я напомню, что здесь в тройку лидеров вышли Александр Невский, который стал героем России, именем России, на втором месте Петр Столыпин, а на третьем совсем маленьким отрывом, там, по-моему, тысяч 10 голосов Иосиф Виссарионович Сталин. И, кстати, замечу, что Владимир Ильич Ленин тоже недалеко от него оказался на 6м месте. Это, конечно, какие-то страшные цифры, которые требуют особого разбора. И сегодня, надеюсь, на многие вопросы даст ответ Эдвард Радзинский в программе "Именем Сталина" сегодня же вечером. Ну, мартиролог что тут скажешь. Я начала с Александра Абдулова, давайте назову еще имена тех, кого мы лишились в этом 2008м году. И каждое имя – это культурный шок. Утрата каждого имени Александра Солженицын, Александр Абдулов, Борис Хмельницкий, Игорь Дмитриев, Алла Казанская, Андрей Толубеев, Муслим Магомаев, Наталья Бессмертнова, Вия Армане, Гедрюс Мацкявичюс, Михаил Пуговкин, Нонна Мардюкова, Анатолий Приставкин, Чингиз Айтматов, Римма Казакова, Михаил Танич, Надежда Румянцева, Софико Чиаурелли, Борис Ефимов, Урмас Отт, Анастасию Хабенскую назову. И, конечно же, Сергея Бехтерева. Напомнили мне наши слушатели, что я почему-то его имя не упомянула в журнале. Прошу прощения, конечно же, это такая случайная вещь. Конечно же, мы о нем помним. Вот это я хотела Вас направить в русло такого разговора. И призываю Вас продолжить этот список событий, который я начала. Это выбор и мой, и выбор моих коллег в журнале "Театрал". Вы можете присоединиться. Хотя здесь есть, я повторю, здесь много есть телеграмм от Вас. Ну, давайте мы сделаем так. Остается 4 минуты до перерыва. После новостей я включу телефон. А пока хочу обратиться к тем репликам, которые пришли на наш сайт к началу программы. Александр Горбунов, Нижний Тагил. Считает – событие, которое вызвало у меня шок, решение отправить фильм "Русалка" от России на премию Оскар. Дальше Александр Горбунов – самые отвратительные и отрицательные эпитеты приводит в адрес этого фильма. Такая мини рецензия, достаточно резкая, ну, он считает этот фильм, скажу я так аккуратно, недостойным представлять Россию на Оскаре. Ну, не знаю, это можно здесь спорить. Сергей, врач из Оренбурга: ушедший год омрачился безобразнейше й кампанией против Авдотьи Смирновой. До боли обидно за нее и за нас. Ведь потеряем умную, красивую женщину. В контексте ее выступлений долго уже играет мотив эмиграции. А теперь надеюсь, конечно, что сил и терпения ей хватит, но ведь она не двужильная. Я думаю, что Авдотья Смирнова скажет "спасибо" всем, кто ее поддержал, и действительно там много неоднозначного. Я напомню, что речь идет о событиях, случившихся, или не случившихся в театре "Буф" в Петербурге, когда по свидетельству режиссера Любови Аркус главный режиссер театра отказался проводить съемки фильма, посвященного детям больным аутизмом в стенах этого театра. В этой ситуации меня действительно интересует исключительно кампания против Авдотьи Смирновой, которая сначала была просто дискуссионной площадкой такой, все обсуждали правильно, не правильно, можно, не можно. Потом появились свидетельства очевидцев с разных сторон, в том числе, свидетельства и от участников этого конфликта, представляющих театр "Буф". Оказалось, что, может быть, там не все так однозначно. И может быть, там действительно Авдотья в чем-то погорячилась в своих оценках. Но та кампания, которая развернулась по отношению к ней в интернете, та травля, которая кончилась тем, что человеку дверь подожгли, и в итоге она убрала из интернета свой журнал. И находится в таком подавленном состоянии. Это, конечно, говорит о многом. Поэтому если возвращаться к излюбленным жанрам этого года, еще один жанр любимый нашим народом, оказался жанр травли, гона. И это, конечно, ужасно обидно и неприятно. Александр, менеджер, Москва. "Для меня неприятный шок года – это концерт в освобожденном Цхинвали, организованный г-ном Гергиевым. Это культурное событие еще раз показало, что мастера культуры одного с кремлевскими мнения. Что обогащение важнее морали". Ну, это свидетельство. Так считает Александр. "Слава Богу, - пишет он же, - что кроме мастеров еще есть просто культурные люди. Те, кто подписал письмо в защиту Бахминой". Татьяна из Пензы: "Неприятный культурный шок – история неудачного участия Ерофеева и Джигурды в "Последнем герое". Тут есть огромный результат. Стало намного понятнее, для чего все затевается в подобных проектах. Складывается впечатление, что истинным организаторам для полноты впечатления от жизни требуется уже унижение известных личностей. В процессе превращения их в отходный материал". Олег, Тольятти: " Для меня шок бесстыжая поддержка Михалковым Путина от лица всей российской творческой интеллигенции. А приятный шок, если можно так сказать, решение Марка Захарова ставить "День опричника"". Лена, Тель-Авив: "У меня вызвали шок некоторые фильмы, но по разным причинам. "Груз-200", "Морфий", "Двенадцать" Михалкова. Если фильмы Балабанова вызывают шок своей прямотой, то Михалков вызвал шок своей полнейшей деградацией, как художник", - считает Елена. Юрист, под условным названием – за родину, - так он себя называет. Ну, что же, и мы так будем его называть. Поразило, что такое появление такого позорного для эстрады явления, как Дима Билан. Я считаю, что это позор для России. Вся его внешность и манера носить штаны, его кривляние, все это вызывает шок, считает юрист из Санкт-Петербурга. Владимир, пенсионер из Москвы. "Шок – отвержение Марии Арбатовой за прямо высказанное личное мнение. Позорно для культурных людей отвергать с порога чужое мнение, еще более подвергать остракизму человека, чье мнение не совпадает с твоим". Ну, во-первых, я с Владимиром не соглашусь по поводу остракизма. Мне кажется, что ничего страшного с Марией Арбатовой не случилось. Она сказала свое мнение, ей в ответ высказали свое мнение. Ничего более. Она, по-моему, себя чувствует нормально, так же активно. И, по-моему, никто ее не запрещал ни в каких видах. Ни в средствах массовой информации, печатных, ни в телевидении. Я ее частенько вижу. По-моему, тут все нормально. А что касается отвергать с порога чужое мнение, Вы знаете, это тот самый случай, когда это не может считаться чужим мнением. Это может считаться мнением, которое вызывает только шок. Я в свое время, когда был разлом Таганки, если Вы помните, когда Николай Губенко с группой актеров отверг Юрия Любимова с группой актеров, я помню, я брала интервью у Юрия Петровича Любимова. И стала ему что-то говорить: а вот, сказала я, а вот другая сторона… Любимов мне ответил: для меня нет никакой другой стороны. Вот случай с Арбатовой, мне кажется, аналогичный. Не может быть здесь другой стороны. Мы ставим пока многоточие. Слушаем пока новости. Потом возвращаемся в студию, и я включаю телефон.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Ну, что я напомню телефон прямого эфира 363-36-59. Готовы ли Вы поделиться своими впечатлениями, что для Вас стало культурным шоком в 2008м году. Какие вот опасные, шокирующие Вас тенденции Вы заметили в этом году. И от чего бы Вам хотелось избавиться году в 2009м? Здесь пополняется список печальный ушедших людей. Да, Ольгу Лепешинскую не назвала. Саша, спасибо большое. Безусловно, легендарная балерина советская Ольга Лепешинская тоже ушла совсем недавно. Мацкявичюс, Антон спрашивает, кто это. Это Гедрюс Мацкявичюс, замечательный режиссер, основатель искусства пластической драмы в наше советское время, и отец Эрнеста Мацкявичюса нашего коллеги, который работает на канале Россия. Геннадия Бачинского просят вспомнить. Да. Безусловно, простите, не называла Геннадия Бачинского, так же нашего коллегу, который так трагически погиб в этом году. Ну, что же, 363-36-59. Напомню я еще раз телефон прямого эфира и готова выслушать Ваш список культурных шоков 2008го года. Ало, здравствуйте. Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Ало, добрый день. Это Федор, Петербург. Добрый день, уважаемая Ксения. Ну, дело в том, что какие у меня. У меня все-таки больше не столько в сфере культуры, сколько в сфере политики очень настораживают тенденции.

К. ЛАРИНА: Например?

ФЕДОР: Ну, мне кажется, все-таки, что авторитарные начала как-то слились в ярко выраженную тиранию в нашей стране. Потому что, что такое война уже с сопредельными государствами…

К. ЛАРИНА: Федор, давайте, знаете, я бы все-таки очень хотела, чтобы мы с Вами в политику не уходили, потому что все, о чем вы говорите, оно имеет отражение в культурном пространстве. Потому что когда мы говорим о культуре, я на этом настаиваю, мы говорим не об искусстве, а именно о культуре. Что такое культура? Это наш образ жизни, наш образ мыслей, наш менталитет. То, что касается вопросов этики, морали, нравственности, всех этих высоких пафосных слов. Поэтому, безусловно, давайте мы с Вами не будем обсуждать политические события, а мне было бы интересно понять, как это все, о чем Вы говорите, отражается в головах нашего населения в обществе. Вот что произошло с обществом за этот год, как Вам кажется?

ФЕДОР: Ну, мне кажется, что в обществе нет даже никаких авторитетов моральных, которые могли бы влиять на то, что происходит. Ведь, собственно говоря, тот же конкурс "Имя России", про который Вы сказали, это чудовищно. Подумайте, почему, собственно говоря, в следующий раз будем Чингисхан, видимо, побеждать. Потом Иван Грозный, еще кто-то.

К. ЛАРИНА: Мне кажется, что страшнее выбора, чем получился, быть не может. Какой там Иван Грозный и Чингисхан. Тут достаточно имени одного Иосифа Виссарионовича, чтобы содрогнуться от ужаса и подумать, какое общество мы построили сейчас.

ФЕДОР: Т.е. фактически мы живем в какие-то времена, которые, может быть, перекликаются с худшими временами ленинской империи, когда был действительно такой вот разгул, чтобы обсуждали новогодние праздники. Это такой пир во время чумы, когда все стоит на лжи. А Вы, кстати, подумайте. То, что принято в конце года даже вот эти возрождение троек, судов, это же страшно. В стране, где миллионы людей, в том числе, культурная элита сгинула в концлагерях, такие вещи принимать.

К. ЛАРИНА: Да, Федор, я бы сюда добавила тогда к Вашему списку и попытку все-таки ограничить действие судов присяжных в нашей стране.

ФЕДОР: Вот, вот.

К. ЛАРИНА: Но здесь, мне кажется, не последнее, опять же возвращаясь к культуре, мне кажется, не последнюю лепту внес вот в это решение и фильм Никиты Михалкова "Двенадцать", который утверждал, что русский человек по закону жить не может.

ФЕДОР: А вы знаете, фильм-то был замечательный американский, а это безобразный ремейк. Т.е. фактически мы приходим к тому, что нравственных авторитетов у нас нет, т.е. страна, где был Чайковский, Достоевский, где был Толстой, это мы сваливаемся в какую-то беспредельную бездну лжи, насилия…

К. ЛАРИНА: Да, Федор, соглашусь с Вами, но все-таки назвала бы людей, которые еще остались, и мне хочется им низкий поклон передать и сказать большое спасибо за то, что они с нами есть. Ну, это, во-первых, те люди, которые поручились за Василия Алексаняна, или выразили готовность это сделать, я их называла. Я бы назвала вот юбиляра этой недели Даниила Гранина, совершенно фантастического человека, который абсолютно перпендикулярно существует всем сегодняшним векторам, которые сегодня побеждают в нашей стране. Я бы назвала Алексея Германа и старшего и младшего. Кстати, среди событий, безусловно, культурных событий этого года это победа Алексея Германа младшего на венецианском фестивале, где он получил серебряного льва за свой замечательный фильм "Бумажный солдат". Так что люди еще, слава Богу, есть и я надеюсь, что их будет не меньше, а больше. Очень хочется на это надеяться. Ну, здесь я как бы уже коду делаю, а на самом деле все только начинается 363-36-59 наш телефон, ало здравствуйте. Пожалуйста. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, Константин, Санкт-Петербург. Дело в том, что для меня шоком года был, наверное, роман Владимира Сорокина "День опричника". А именно в том плане, что он абсолютно актуален и воплощается в жизнь, и вот то, что Вы сейчас говорили, то, что пошли челобитные.

К. ЛАРИНА: Открытые письма.

КОНСТАНТИН: Открытые письма. Закон перестал действовать, а открытые письма и челобитные, т.е. кто кого может протолкнуть, т.е. закон сменился милосердием. Т.е. милосердием батюшки. Вот, наверное, ну, все остальное тоже. Политика ушла в глянец из культуры, из телевизора, из радио практически, ну, кроме "Эхо", наверное, и ушла в глянцевые журналы из газет. А глянцевые журналы сейчас после кризиса сильно просели, потому что рекламные бюджеты сворачиваются. Так что, наверное, так оно и сгинет.

К. ЛАРИНА: Т.е. Вы считаете, что теперь политика вообще ото всюду исчезнет. Вообще попытка живого голоса. Если глянец будет закрываться, да?

КОНСТАНТИН: Глянец, да. Сейчас все живут… А еще вот что для меня культурный шок кроме романа "День опричника" есть такой роман Аин Рэнд "Атлант расправил плечи". Это такая библия капитализма. И он фактически тоже воплощается в мире вплоть до сомалийских пиратов. Пираты участвуют, и шаги нашего правительства – такое впечатление, что это полномасштабная экранизация романа.

К. ЛАРИНА: Константин, спасибо Вам большое, только хочу напомнить, что все-таки "День опричника" это все-таки не этот год. Это года, наверное, три уже была книжка написана. А в этом году, тогда я Вас поправлю, вот в этом году, если Вы еще не читали "Сахарный кремль", это как раз 2008й год. Это вот продолжение "Дня опричника" того же автора Владимира Сорокина, называется "Сахарный кремль". Обратите внимание, пожалуйста, на эту книгу. Да. Запишите себе. Спасибо Вам. Следующий звонок. Ало, здравствуйте. Пожалуйста, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, Ксения, поздравляю Вас с Новым годом.

К. ЛАРИНА: Спасибо, Вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я присоединяюсь к тем фамилиям, которые были перечислены в "Новой газете", ну, Вы понимаете о Светлане Бахминой. Безусловно, это список потрясающий. И он выявляет всех людей, у которых есть позиция, и которые, самое главное, не боятся.

К. ЛАРИНА: Вы говорите о том письме, подписи к которому собирали Владимир Мирзоев, Григорий Чхартишвили, деятели культуры в защиту Бахминой.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вы понимаете, Вы просили сказать о ментальности. О том, как ментальность отражается в тех событиях, которые есть. Вы знаете для меня одним из моментов отражения российской ментальности по отношению к Путину вот это знаменитое его общение с народом, когда ему задали вопрос, как к Богу – когда пойдет снег. Вот это сказочное сознание, мифологическое, которое у нашего народа очень сильно. Оно как раз вот в этом и проявилось, т.е. уже нет даже вообще ничего. Вот эти вот челобитные, о которых только что говорил слушатель, это уже почти ничто. Вот это обращение, как к Богу, свидетельствует не то, что о нравственных ориентирах, о самой нравственности вообще разговор неуместен очень часто. Это очень печальный вот для меня культурный шок за этот год. Какие-то были точки оставлены, а теперь уже и точки, их надо просто искать с микроскопом. Большое спасибо Вам за эфир и за такую конференцию. Я ее очень ждала.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: И я весь день свой корректирую только вместе с "Эхо Москвы". Большое Вам спасибо. С Новым годом всю редакцию.

К. ЛАРИНА: Вам тоже спасибо. Приятно слышать такие слова, хотя слова-то на самом деле очень горькие. Ало, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Ксения. С Новым годом Вас.

К. ЛАРИНА: Спасибо Вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Алексей. Я из Москвы. Ну, во-первых, культурный шок, это вызывает, конечно, бездействие Медведева в отношении Бахминой. Во-вторых…

К. ЛАРИНА: Почему? Я же Вам сказала, все как бы сделано. Письмо деятелей культуры отправлено в Мордовию главе президента республики мордовской.

АЛЕКСЕЙ: Само действие самого Медведева, понимаете.

К. ЛАРИНА: А ответное действие нашего президента, судя по всему, можно считать, допустим, условно-досрочное освобождение полковника Буданова. Тем самым нам показали, кого можно освобождать, а кого не стоит. Кто более опасен для общества, вот что, наверное, понимаете.

АЛЕКСЕЙ: Согласен. Звенья одной цепи. Можно Вам рассказать такой не политический, а культурный анекдот.

К. ЛАРИНА: Пожалуйста, с удовольствием.

АЛЕКСЕЙ: Путин премьер-министр приезжает в ресторан "Царская охота", заходит, садится за большой стол, официант подходит, только хочет спросить, тут дверь неожиданно распахивается, и ну стол большой, и вбегают Медведев, Миронов, Грызлов, ну, все остальные члены правительства, рассаживаются, толкают друг друга с тарелками, с ложками, и смотрят все на Владимир Владимировича. Ну, официант спрашивает: Владимир Владимирович, что Вы будете, какое мясо? У нас такое замечательное мясо есть. Ну, Путин говорит: я буду мясо с кровью. Владимир Владимирович, а овощи? Овощи, овощи… Ну, овощам мясо без крови. Вот смысл всего…

К. ЛАРИНА: Да. Грандиозная история. Это где у Вас такое сочиняют?

АЛЕКСЕЙ: Это народная молва.

К. ЛАРИНА: Овощи сочиняют?

АЛЕКСЕЙ: Ну, вот смысл в чем понимаете. Один человек решает по Алексаняну, а остальное все овощи, понимаете.

К. ЛАРИНА: Спасибо Вам, дорогой Алексей, за звонок. Хочу побольше звонков услышать, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день, это Елена из Москвы. Для меня культурным, и не только общественным шоком, ну, частности культурным, поведение власти. То, что власть так себя ведет, то, что она людоедская, для меня это не шок. Понимаете, она как бы ведет себя по своим законам. И я уже к этому привыкла. И это как раз воспринимаю, как обыденное. А вот то, что народ все это терпит, и я в частности, и рядом со мной люди, ко всему относятся так, как относятся…

К. ЛАРИНА: Простите, как Вас зовут еще раз?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Елена.

К. ЛАРИНА: Простите…

ЕЛЕНА: То, что власть ведет совершенно. Как быдло, это не шок для меня, а вот то, что мы себя чувствуем, как быдло перед властью, вот это для меня шок, и не первый год. Я все думаю, что неужели это та самая страна, те люди, с которыми я когда-то выходила защищать Белый дом, Ельцина, демократию, свободу. Это те же самые люди, та же самая страна. Куда все это делалось? Понимаете, вот это для меня шок.

К. ЛАРИНА: А как Вы думаете, это результат чего? Как Вы думаете, что случилось, почему это происходит? Вот Вы говорите, Вы терпите. Вы или кто-то еще рядом с Вами терпит, а кто-то…

ЕЛЕНА: Я забилась в свою конуру…

К. ЛАРИНА: Подождите, Лена, но ведь большинство же получают удовольствие от этого процесса. Большинство же приветствуется. Мы с Вами еще, кстати, уважаемые друзья, Лена, и Вам говорю, и всем слушателям, не сказали тоже про тренд, выражаясь модным языком этого года, это патриотизм. Во всем его махровом виде. Вот что может быть самого отвратительного в патриотизме, вот в этом чувстве священном для русских поэтов и писателей, вот здесь в нашем понимании, и в том виде, в котором все расцвело в течение этого года, это уже похоже на какой-то медицинский диагноз. Ведь и с этим патриотизмом связана терминология врагов народа, термины пятой колонны, которые вновь стали модные в этом году, в этом сезоне, скажу я так.

ЕЛЕНА: Ксения, абсолютно с Вами согласна. Я вообще не понимаю, что происходит с людьми, со страной.

К. ЛАРИНА: Вот ответьте. Мы же люди с Вами.

ЕЛЕНА: Я просто все время думаю об этом. У меня нет ответа. Я вот не понимаю, я когда-то гордилась своей страной, действительно гордилась. И именем Россия, и нашим знаменем, и частью того, что я была частью этой общности. Российский народ, что я часть России. А теперь мне снова стыдно. Понимаете, мне снова стыдно, что я часть вот этого быдла, действительно, что меня представляют такие люди, которые стоят во главе нашей страны, понимаете. Мне снова стыдно, просто это позорно. И я не понимаю, просто, что стало с людьми, которые когда-то (НЕ РАЗБОРЧИВО) Дзержинского, понимаете, а теперь чуть ли не прославляют опять Сталина.

К. ЛАРИНА: Это правда.

ЕЛЕНА: Я просто, для меня вот это самый большой шок. И я переживаю действительно из-за этого вот просто ежедневно. Понимаете, просто если бы не "Эхо Москвы", еще часть людей, которые действительно остались каким-то чудом, как я считаю, здесь, и не мои родные и близкие, за круг которых я редко выхожу, именно для того…

К. ЛАРИНА: Не сталкиваться.

ЕЛЕНА: Да, да.

К. ЛАРИНА: Ну, Елена, я Вам скажу, все-таки у нас есть оазисы в нашем пространстве, в том числе и в культурном. И я думаю, что каждый из людей мыслящих и душа человеческая, она требует какого-то выхода, безусловно, не выпуска пара, вот чем мы с Вами сейчас занимаемся, говорю я иронично, а какого-то соприкосновения с тем, что лучше тебя, что делает тебя лучше, а не с тем, что делает тебя хуже. То, что достает из тебя все-таки какую-то гордость за то, что ты являешься человеком. А не позор и кошмар то, что обычно происходит с теми людьми, которые в большинстве своим потребляют ту жвачку, которую называют сегодня современной культурой. То, о чем мы говорим в передачах с Ириной Петровской. Это, конечно, такая реакция, эффект прямого действия. Чем человека называют, то он из себя и представляет. Я вот пока просто слушала Елену, хочу обратить Ваше внимание. Вот Вы все говорите про "Эхо Москвы", ах, "Эхо Москвы", "Эхо Москвы". Вот Вам "Эхо Москвы". Голосование, которое меня просто повергло в культурный шок. Отдельный от всех культурных шоков. Буквально на следующий день после подведения итогов проекта "Имя Россия" мои коллеги, по-моему, это были Александр Плющев и Ира Воробьева проводили голосование в нашем эфире для аудитории "Эхо Москвы". Если кто пропустил эти уникальные результаты, я могу их огласить. Значит, ведущие предложили ответить на вопрос: кто достоин быть именем России? Вопрос, повторю, для слушателей "Эхо Москвы". И предложили два имени: Александр Невский или Иосиф Сталин. Так вот как разложились голоса. В телефонном голосовании 55,5% голосов слушателей "Эхо Москвы" было отдано за Иосифа Сталина и 44,5% за Александра Невского. Это аудитория "Эхо Москвы". Результаты голосования в сети. Т.е. в интернете, казалось бы, там такая продвинутая молодая аудитория. Результаты оглашаю. 32% за Иосифа Сталина и 43% за Александра Невского. Вспомните, если кто видел завершение этого проекта "Имя России", по-моему, даже Никита Сергеевич Михалков слегка прибалдел от такого расклада. И сказал, что участие в парадной тройке Иосифа Сталина это сигнал для власти, чтоб понять вообще-то ли происходит сегодня в нашей стране. То ли мы построили, что строили. Пока еще не буду завершать, еще есть время для нескольких звонков. Пожалуйста, 363-36-59 телефон прямого эфира. Ало, здравствуйте. Пожалуйста. Как зовут Вас?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня Андрей зовут.

К. ЛАРИНА: Только сделайте радио, пожалуйста, потише, а то мы слышим много разных посторонних звуков. Вот, пожалуйста.

АНДРЕЙ: Замечательно. Я очень извиняюсь, спасибо Вам большое за то, что Вы есть. Я Ваш постоянный слушатель. Ну, нельзя ли чуть-чуть сместить акценты. С судьбы Алексаняна.

К. ЛАРИНА: Пожалуйста. У нас сегодня самые разные имена называются в этой программе. Не только имя Василия Алексаняна. Разве Вы не заметили?

АНДРЕЙ: Юриста ЮКОСа Бахминой.

К. ЛАРИНА: Ну, и что Вы предлагаете? Кого Вы хотите назвать еще?

АНДРЕЙ: Да я Вам смс слал отсюда, я не помню его имени. Там был ловец карасей.

К. ЛАРИНА: А я прочитала, честно говоря, не знаю, этой истории. Ну, может быть, вы расскажите ее в нашем эфире. Пожалуйста. Что за история, скажите?

АНДРЕЙ: Ну, там отец многодетный пошел карасей ловить для семьи, ну, его года на 2 закрыли.

К. ЛАРИНА: А где он карасей ловил?

АНДРЕЙ: Почему, она была в газетах. У себя на речке.

К. ЛАРИНА: И что никто не встал на его защиту?

АНДРЕЙ: Нет.

К. ЛАРИНА: Ну, а Вы бы попробовали. Вы где об этом прочитали?

АНДРЕЙ: В "Известиях".

К. ЛАРИНА: Ну, значит, где-то все-таки об этом написали. А дальше что?

АНДРЕЙ: А дальше ничего.

К. ЛАРИНА: Ну, вот видите. Ведь я хочу обратить Ваше внимание, уважаемый Андрей и все остальные слушатели, все, что касается конкретных кампаний, ну, другого слова мы не придумали в защиту Светланы ли Бахминой, Василия Алексаняна, или еще каких-то конкретных людей, давайте вспомним прошлогоднюю историю с автомобилистом, который был замешан в этой трагической аварии с Михаилом Евдокимовым. Ведь все эти кампании, они были организованы конкретными людьми. Это не просто так сверху спустили и сказали: ага, давайте ка мы теперь защищать этого человека. Нет, этого не произошло. Это у каждого письма, которое организовывалось, у каждой кампании, организованной в чью-то защиту, всегда есть авторы, которые это начинают, лидеры. Понимаете, я вот называла, те, кто собирал письма в защиту Светланы Бахминой – это театральный режиссер Владимир Мирзоев и писатель Григорий Чхартишвили. Кстати, Григорий Чхартишвили, если помните еще один культурный шок, безусловно, этого года, вот я почему-то о нем не вспомнила. Хорошо, что сейчас вспомнила, это история с Михаилом Ходарковским, которая тоже случилась в этом году, когда интервью с Михаилом Борисовичем Ходорковским кончилось тем, что арестанта заключили в карцер под предлогом, что он нарушает режим. И еще раз показывали, кто в доме хозяин. И сделали это, если Вы помните, в день золотой свадьбы его родителей. Это же иезуитство. Оно Вам приятно? Вам нравится? Так нравится? Ну, что надо завершать. Я хотела поставить песню в исполнении Александра Абдулова. Но, к сожалению, не получилось у меня. Я подготовлюсь, может быть, завтра эту песню найду, потому что песня очень хорошая. Я хочу сказать спасибо огромное всем нашим слушателям, которые приняли участие в нашем таком непростом разговоре, который, казалось бы, касался культурных событий, но Вы же видите, у нас за что не возьмешься, обязательно автомат Калашникова. Это, слава Богу, что еще есть возможность всерьез говорить на темы, которые волнуют. Я уверена в этом. Эти темы волнуют большинство нашего населения. Большинство нашего населения задает себе эти вопросы, которые мы с Вами сейчас обсуждали в эфире. Просто не слышат почему-то друг друга. Спасибо всем. Я прощаюсь с Вами до завтра. А, кстати, еще одним культурным шоком я бы назвала, безусловно, безусловное порядочное, высокоморальное поведение Юрия Шевчука, которое, кстати, может быть, примером для всех остальных. Для многих, не скажу для всех остальных. Для многих деятелей культуры и искусства в нашей стране. И прежде всего, для молодежи. Спасибо.