Купить мерч «Эха»:

Кому нужна "Свобода по-русски" - Андрей Смирнов, Дмитрий Зимин - Культурный шок - 2007-06-09

09.06.2007

КСЕНИЯ ЛАРИНА – Начинаем нашу программу. В гостях у меня режиссер Андрей Смирнов. Здравствуйте, Андрей Сергеевич. И Дмитрий Зимин - директор спецпроектов компании "Другое кино". Здравствуйте, Дмитрий. Объясняем, почему такая странная казалось бы компания. Дело в том, что Андрей Смирнов из разряда народных режиссеров перешел в разряд другого кино. Кино не для всех что называется. Поскольку фильм, о котором мы сегодня будем говорить, вернее повод для того, чтобы поговорить об очень важных вещах для нас с вами, уважаемые слушатели, фильм «Свобода по-русски», история российского парламентаризма. Этот фильм не появился пока ни на одном телевизионном канале. Хотя был предназначен именно для показа по телевидению. Поскольку это 10 серий. Документальный сериал, исторический, посвященный истории российского парламентаризма, российской демократии, русской свободы. Но теперь он появился на DVD благодаря компании «Другое кино». Почему здесь Дмитрий – именно поэтому. Поскольку этот диск они выпустили на свой страх и риск, что называется. Дима, а у вас документальное кино было в вашей коллекции?

ДМИТРИЙ ЗИМИН - Да, у нас создается документальное кино, но оно больше о нейтральных вещах. Например, выходил фильм о Бродском. У нас выходит большое количество музыкальных документалок. Это основное. То есть да, у нас документальное кино издается. Также есть документальное кино известных режиссеров, даже Кустурица…

К. ЛАРИНА – Хорошая компания, Андрей Сергеевич, вам нравится?

АНДРЕЙ СМИРНОВ – Вы знаете, очень. Я очень доволен, что встретил этих людей, компанию «Кармен-видео», и ее генерального директора Игоря Лебедева. И очень был рад, когда он, посмотрев нашу картину, сказал, это риск коммерческий, но мы на него идем, потому что идеологически и художественно этот фильм входит в круг наших интересов.

К. ЛАРИНА – Сегодня фильм «Свобода по-русски» вы сможете получить, уважаемые слушатели, если попадете в число наших счастливчиков, которых мы сами и определим. Вы можете присылать вопросы по sms. И авторы самых интересных вопросов получат в подарок этот диск «Свобода по-русски». Теперь давайте начнем с главного. Я не люблю делать всякие предисловия. Некогда. Во-первых, мы с вами об этом уже говорили. Год назад. Потому что вы задумали к юбилею ГД.

А. СМИРНОВ – Совершенно верно. Этот фильм делался почти три года в расчете, что 27 апреля 2006года в день, когда исполнялось столетие открытия первой царской думы, что он будет показан по одному из федеральных каналов. Увы, как мы об этом говорили год назад, в федеральный эфир нам пробиться не удалось.

К. ЛАРИНА – А что, они посмотрели и ужаснулись?

А. СМИРНОВ – Вы знаете, до конца прошел уже год, понять не могу. Мы предлагали и Первому каналу, и Второму, и Третьему каналу. Пытались пробиться на НТВ, как будто чья-то невидимая рука поставила заслонку. От Первого канала его руководителя Эрнста мы так и не получили вообще никакой реакции. Хотя, например, Владимир Познер, посмотрев эту картину, сказал, что я попытаюсь что-то сделать для этого. Но видимо, его усилий оказалось недостаточно. Второй канал устами его руководителя, я уже его цитировал, отозвался чрезвычайно, я бы сказал сомнительно о нашей картине. Что по сути дела, видимо, перекрыло нам эфир и на канале «Культура». Третий канал устами генерального директора проявил интерес, уже завязались переговоры, в канун еще юбилея. Однако и тут все ушло в песок. Четвертый же канал, который, на мой взгляд, даже не видел картины, тоже отозвался, в частности его руководитель сказал про меня, что я демшиза.

К. ЛАРИНА – Это Кулистиков сказал?

А. СМИРНОВ – Так мне передали. Хотя надо сказать честно, что хотя конечно, я убежденный сторонник демократии, но демшизой, как и вам вероятно известно и слушателям, отродясь не был.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что это тоже считайте, что комплимент. Поскольку мы привыкли, у нас глаз замылился, а послушайте, как называют Гарри Каспарова. Гордость нашей страны. Человек, который вошел в историю человечества уже точно совершенно. Причем как представитель России. как его называют? Вполне официальные лица. Как называют совсем в недавнем прошлом премьер-министра РФ. Руководителя правительства Михаила Касьянова. Как его называют сегодня?

А. СМИРНОВ – Также.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что там демшиза и прочее через запятую все это возникает. Не говоря уже про другие эпитеты. Поэтому все вписывается в формат, это та самая «Свобода по-русски», наверное, о которой вы и говорите.

А. СМИРНОВ – В общем, конечно. Но вы знаете, мало этого. Было несколько попыток со стороны провинциальных компаний, они предлагали, давайте мы устроим премьеру у нас.

К. ЛАРИНА – Вы этот фильм частями показываете, ездите по стране, и что называется встречи с общественностью.

А. СМИРНОВ – К счастью государственная цензура еще не до конца не развернулась. Как в брежневские времена. Существует очевидная совершенно цензура на телевидении, но это скорее с моей точки зрения цензура тех, кому принадлежат каналы. Собственников или руководителей. Сейчас это трудно разобрать. А они, насколько я понимаю, давайте не забывать, что из эфира исчезли все прямые передачи. Нет ни одной передачи в прямом эфире. Мало того, когда тебя зовут, я несколько раз попадал…

К. ЛАРИНА – Вот был культурный шок, когда я вас увидела в передаче у Максима Шевченко. Когда вас затыкали без конца.

А. СМИРНОВ – Этот господин Шевченко обещал, что это будет прямой эфир. Уже на передаче я понял, куда я попал. Не далее как три дня назад мне звонили от Максима Шевченко, и предлагали еще раз выступить у них в эфире. Я сказал все, что я думаю, что у этого господина не только никогда ноги моей не буди, но я и руки ему не подам при встрече, потому что такой откровенный манипулятор, так откровенно служить власти, любой власти, хорошей ли, дурной, второй вопрос, на мой взгляд, стыдно. И когда я повторяю, несколько провинциальных каналов проявил интерес к картине, уже речь шла о конкретных цифрах, когда выпускать, сколько это будет стоить и так далее, и словно невидимая рука вдруг встает на пути, и эти переговоры кончаются ничем. Хотя как я уже рассказывал в эфире вашей радиостанции, я клянусь, весь пафос этой картины чисто просветительский. В сущности, главная мысль, которая пронизывает картину, ее выражает ведущий Юрий Шевчук, который рассказывая о столыпинском перевороте 3 июня 1907 года, кстати, через несколько дней будет столетие разгона второй думы, когда был изменен избирательный закон, и целые огромные группы населения были лишены возможности участвовать в голосовании, рассказав об этом, Юра, обращаясь к зрителям, говорит: а мы с тобой имея все права, на выборы вообще не ходим. Вот пафос нашей картины. Обращенный к самому широкому и в первую очередь молодому зрителю. Не будьте стадом баранов. Будьте гражданами.

К. ЛАРИНА – Кстати, этот замечательная ваша находка с Юрием Шевчуком, по-моему, тоже уже успели использовать. Поскольку он на канале ТВЦ читает закадровый текст Карамзина.

А. СМИРНОВ – Совершенно верно. И не только это. На ходу…

К. ЛАРИНА – Разодрали.

А. СМИРНОВ – Раздирают. И сделать ничего. Бьют и плакать не дают, что называется. С одной стороны на Третьем канале на ТВЦ была наша картина, как я уже говорил, вдруг я узнаю, что Шевчук приглашен для того чтобы читать текст Карамзина. Мало того, Феликс Разумовский, которого я считал весьма интеллигентным человеком, интересные исторические передачи, вдруг я вижу в эфире, что выходит цикл его передач, который называется «Реформы по-русски», чего-то он раньше-то не придумал это заглавие. И сделать ничего невозможно.

К. ЛАРИНА – Можно я спрошу у молодого поколения. В чем причина, Дмитрий, как вам кажется? Кому мешает «Свобода по-русски» Андрея Смирнова?

Д. ЗИМИН - Я думаю, люди просто боятся, такая внутренняя цензура, цензура в их головах. И они боятся, как бы что ни случилось. Они постепенно становятся такими премудрыми пескарями, которые стараются избавить себя и от барского гнева, и от барской любви. И поэтому стараются отмежеваться от любого проекта, у которого есть хоть какая-то политическая наклонность. Может быть, в преддверие выборов или просто может быть время такое.

К. ЛАРИНА – Может быть действительно дело в фигуре Андрея Смирнова. Как говорит Смирнов, там никакой крамолы нет, в чем я лично сомневаюсь.

А. СМИРНОВ – Я вам напоминаю, авторы сценария Александр Гельман, Эдуард Дубровский и Виктор Листов, режиссеры Ирина Бессарабова, Александр Гурьянов и Слава Падалка, я являюсь в данном случае только автором и как бы координатором проекта. Не более того. Поэтому мои личные взгляды гораздо более радикальные, чем философия этой картины. Ведь она затрагивает по сути дела у нас идет разговор обо всей русской истории. Мы перекидываемся от древнего новгородского вече к исландскому альтингу столь же древнему, самому древнему парламенту Европы. Кстати, новгородское вече, как выяснили мы, пока снимали картину, ровесник этого древнейшего парламента. К сегодняшним дням. К сегодняшней думе. Интервью с депутатами вот этого созыва, которые заканчивают свою работу перемежается с историями о том, как в Швеции была ограничена королевская власть в пользу парламента или истории, рассказанные депутатами сегодняшнего исландского альтинга, депутатами испанского парламента, которые рассказывают о путче 1974 года в параллель с рассказом о нашем путче 1991 года.

К. ЛАРИНА – Но там же, о чем мы говорили до программы, что может испугает сегодняшних владельцев каналов, вы же там проводите аналогии со Сталиным. Вспоминаете фашизм и Третий рейх и демократию по Гитлеру и демократия по Сталину. Это же все, наверное, отпугивает. Там есть 1993 год, в конце концов.

А. СМИРНОВ – Есть. 8-я серия, которая называется «Танки», там рассказано о кризисе 1993 года устами двух его главных участников. Устами Хасбулатова и Гайдара. И это одна из самых интересных серий. Потом фильм у нас, мы пошли на то, чтобы компания «Корбина-телеком» повесила его в Интернете. Уже с понедельника последняя серия там появилась. И судя по востребованности даже в Интернете за эти полтора месяца, 32 тысячи посещений это получается в среднем чуть ни 500 в сутки.

К. ЛАРИНА – Когда вы ездили по разным городам России и представляли этот фильм, показывали какие-то фрагменты, несколько серий был показ и потом обсуждение. Вот в этих обсуждениях наверняка возникли какие-то моменты спорные, когда вы понимали, вы, Андрей Смирнов, понимали, почему эта картина может быть сегодня не нужна массовому зрителю.

А. СМИРНОВ – Мы естественно не смирились с таким положением, что мы не можем показать плод трехлетней работы. И весь год мы носимся по городам и весям России, показываем. Где мы показываем 3-4 серии, где целиком в два вечера. Я могу перечислить. Екатеринбург, Челябинск, Владимир, Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Казань. Простудился я прошу прощения за хриплый голос, в Тамбове я был неделю назад с этой картиной, показывали в тамбовском университете, там было 40 градусов жары, а я умудрился там простыть. И везде всегда после просмотра состоится обсуждение, которое порой затягивается на 2-3 часа. И чуть ни до драки доходит.

К. ЛАРИНА – Про что дерутся?

А. СМИРНОВ – Главный, пожалуй, урок, теперь я могу сказать с уверенностью, прошел год, это самые разные аудитории, от случайных порой, которые забрели зрителей, или показа в рамках фестиваля «Сталкер», посвященному правам человека. Или просто нас приглашает университет. Мы показываем в аудитории, где только студенты и профессора, как это было в Белгороде. Или Тамбове. Главное – мы ориентировались с самого начала на самую широкую аудиторию. Это ведь история парламента, которую рассказывает не профессор в очках, а Юра Шевчук. То есть один из нас, человек из толпы. Обыватель без всяких кавычек. Потому что все, даже в частной жизни обыватели. И потом нам очень хотелось разбудить молодого зрителя. Поэтому, учитывая психологию сегодняшнего молодого поколения, весь фильм построен как система клипов, что ли, ни один сюжет больше 3-4 минут не длится. Сейчас я с уверенностью могу сказать, востребованность со стороны аудитории я бы сказал, абсолютная. 80% зрителей не только когда мы показываем в университетах, это молодежь. Среди старшего поколения встречается часто неприятие.

К. ЛАРИНА – Что говорят? Очерняете историю?

А. СМИРНОВ – Например, по-моему, в Челябинске одна дама встала, такая интеллектуального вида и сказала: как вы можете так говорить о Сталине. У нас рассказывается известный анекдот, там экранизирован, но это анекдот хорошо известный среди киношников. 9 февраля 1946 года Сталин выступает перед своими избирателями, ему показалось, что в него делятся из оптической винтовки. И он несколько минут сидел на корточках в трибуне. Естественно, вы понимаете, что этот момент не снят. Но сегодня компьютерная техника позволяет воспроизвести. Все остальное там чистый документ. Она говорит: как же вы можете так пренебрежительно говорить о Сталине. Это руководитель нашей страны. Мы выиграли войну при Сталине. И так далее. Я ответил ей, естественно, вежливо, я не позволю себе оскорблять зрителей. Но после моего ответа она встала и с криком «Сволочь!» вышла из зала. Правда, под аплодисменты всего зала. Вот таких случаев полно, особенно люди, которые не принимают сегодняшнюю действительность. Которые, прежде всего, ненавидят Ельцина, перестройку.

К. ЛАРИНА – Это не сегодняшнее. Ельцин и перестройка это не сегодняшняя действительность.

А. СМИРНОВ – Но они распространяют эту ненависть большей частью и на сегодняшний режим, считая, что все это плоды все равно этой перестройки.

К. ЛАРИНА – Почему же все-таки сегодняшнему режиму этот фильм не очень нужен?

А. СМИРНОВ – Клянусь вам, не понимаю. Не исключаю, что главной является экономическая составляющая. Потому что сегодня на всех каналов до 80% того, что идет в эфире это то, что произведено самими каналами и их дочерними компаниями. А тут картина, сделанная независимой телекомпанией. И за ее показ надо платить живые деньги. А они это не любят. Мало того, нам предложил какой-то депутат, я уже забыл, кто-то из депутатов еще в прошлом году сказал, я договорился, «Культура» покажет ваш проект, но бесплатно. Я говорю: нет, дорогие мои, этого не будет. Бесплатно сыр в мышеловке это уже штамп известный. Но это не тот случай. Работа сделана очень качественно, на которую целая команда потратила три года жизни.

К. ЛАРИНА – Скажите Дима, а вы когда принимали решение браться за производство этого DVD-диска, какие мотивы были? За и против. Интересно просто.

Д. ЗИМИН - Поскольку я участие в обсуждении принятия решений…

К. ЛАРИНА – Риски есть, скажите?

Д. ЗИМИН - Риски есть, конечно. Но самый главный риск для любого продукта это то, что можно испугаться, что продукт не будет продаваться. Я думаю, та же самая ситуация может быть и с телеканалами, потому что вы посмотрите, какие программы являются самыми рейтинговыми. Это различные шоу с погремушками…

К. ЛАРИНА – Трэш наш любимый с вами.

Д. ЗИМИН - Да, действительно, возведенный в ранг культуры. Но трэш, который преподносится как нормальная тележвачка. Поэтому, привыкнув к тому, что подобная продукция является основной на рынке, на телерынке, видеорынке, существует боязнь того, что зритель, привыкший к такой продукции, просто побоятся покупать. Потому что они будут думать, о, это скучно, Шевчук не прыгает с погремушками, Шевчук не разыгрывает людей. Он просто рассказывает какую-то историю. Но не думают о том, что это интересная история. Это история той страны, в которой эти люди живут. Более того, это история, которую не то, что мне преподают в школах, это история, которая может доступно рассказать тебе о чем-то важном. Помочь себе что-то понять в той жизни, которой ты живешь, в которой ты существовать. И здесь, я думаю, когда мы принимали решение, мы просто думали о том, что для «Другого кино» этот проект является совершенно форматным, потому что «Другое кино» это, как правило, то кино, которое заставляет думать. Это то кино, которое поворачивает в тебе что-то, включает какой-то тумблер, который заставляет тебя по-другому немножко посмотреть и на себя, и на остальных. Здесь в фильме нет никакой провокации. В «Другом кино» тоже нет никакой провокации. Как правило. Это просто немножко отличающееся от стандартных общепринятых шаблонов, норм, продукт.

К. ЛАРИНА – Не зря я проассоциировала перед передачей, что «Другое кино» это почти что «Другая Россия».

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Так вот, продолжая выпуск новостей, Андрей Сергеевич, может быть вы тоже как руководитель гей-парада перешли дорогу в неположенном месте и не заметили этого.

А. СМИРНОВ – Не могу согласиться. Мне кажется, у меня возраст не тот. Пенсионер должен быть законопослушным.

К. ЛАРИНА – То есть вы все знаете, куда можно, куда нельзя. Или, может быть, какие-то иллюзии вы еще сохранили в отношении сегодняшней жизни?

А. СМИРНОВ – Вы понимаете, почти в каждой аудитории, вот эти поездки по стране, кстати, через три дня я полечу в Петропавловск-на-Камчатке, где мы тоже будем показывать эту картину, и тоже состоится обсуждение. Понимаете, за это время я очень ощутил перемены в аудитории. Они заключается в том, что у людей опять как в начальные годы горбачевской перестройки и первые ельцинские годы, ощущалась страшная жажда говорить. Высказываться. И вот люди на обсуждении нашей картины берут слово, через две минуты забывают о картине, и начинают говорить о своих проблемах. 10 лет назад этого не было. Такой жажды говорить самому в аудитории не было. То есть ощущается недостаток, что ли возможностей выступить, говорить, спорить. Это первое. Это характерно для всех городов, где мы побывали. В университетских аудиториях несколько иначе. За вычетом цитадели либерализма Высшая школа экономики, у Ясина, там студенты выступали спокойно и с оценочными разговорами. Не боясь педагогов.

К. ЛАРИНА – При педагогах.

А. СМИРНОВ – Да. А вот в Белгородском университете, роскошный университет, откуда вообще такие деньги, как город изменился. Волшебно, цент весь перестроен, красивый европейский город. Еще недавно был занюханный лет 20 назад. Я это прекрасно помню. Или в Тамбовском университете. Я вижу, студенты только задают вопросы. При педагогах они не отваживаются оценивать картину. Это показывает, какая атмосфера в Высшей школе, мы с вами знаем, что такое сегодняшняя Высшая школа. Понимаете, и почти в каждой аудитории находится человек, который встает и говорит: не валяйте дурака, причем часто это бывает молодой человек. Что вы не понимаете, почему не показывают вашу картину. Дальше начинается критика очень часто тотальная нынешнего режима. Слова вроде «кровавый путинский режим» и так далее, я лезу на стенку в этих случаях. Особенно когда говорят молодые. Я говорю: погодите, ребята, вы чего-то не то говорите. Да, есть масса вещей, с которыми я не согласен в сегодняшней России, но не забывайте, вы живете в стране, из которой можно уехать в любой момент. Это очень важный показатель свободы. А мы прожили большую часть своей жизни в концлагере, за колючей проволокой. Откуда удрать невозможно было никуда. И второе, вы живете в стране, где есть свободный Интернет. Не ограниченный, как в Китае, который нам многие дураки ставят в пример. И любая информация по любому вопросу, если ты хочешь, ты до нее доберешься через Интернет. Это два важнейших показателя.

К. ЛАРИНА – Но есть третий важный момент. Тут я уже добавляю, может быть к аргументам ваших оппонентов молодых, что сегодня нет никакой возможности у нормального человека, которого вы призываете идти на выборы, каким-то образом влиять на власть. Решения принимаются без участия народа, без оглядки на народ. Вы же это знаете лучше меня.

А. СМИРНОВ – Это так. А кто в этом виноват?

К. ЛАРИНА – Кто?

А. СМИРНОВ – Вот у нас в фильме несколько раз появляется последнее интервью Александра Николаевича Яковлева. Оно действительно было последним, потому что мы сняли его, а через две недели он попал в больницу, а через месяц умер. И он там говорит очень важные слова. Он говорит: в нашем характере всегда видеть виноватого в другом. Муж считает, что виновата жена, жена считает прямо наоборот. А мы-то сами. У нас всегда виновато правительство, демократы прошляпили. Некоторые стали хапать как он говорит от тысячелетней голодухи. А мы-то сами что же. Кто виноват? Мы сами. Я абсолютно согласен с этими словами. Вы посмотрите, все-таки в России уже лет 20 свободные все-таки относительно, чуть больше, чуть меньше, и за 20 лет не образовалось ни одной нормальной политической партии. Ни на левом крыле, что Зюганов что ли. Нормальной социал-демократической партии, все ждали, что может быть «Яблоко» в нее превратится. Нет, этого не случилось. Защищать интересы трудящихся в сегодняшней России некому. Поэтому профсоюзы, какие это профсоюзы, «Шмаков и компания» что ли. Мы знаем цену этим профсоюзам. Начинались независимые профсоюзы шахтеров, где они? Их нет ни в одной области. Даже в кино. Эксплуатация труда человеческого как съемочной группы, так и актеров переходит всякие рамки. И продюсер полный хозяин. Защищать наш труд некому. Это левое крыло. Справа все надеялись, что будет либерально-демократическая какая-то партия, я не беру, конечно, партию Жириновского, созданную как все знают, на деньги КГБ. И она успешно заполняет эту нишу. Но чьи интересы она защищает? А СПС, мои симпатии принадлежат ей. Но посмотрите, пока что была победа в Пермском крае, но пока успехи вот такие. То есть нормального правого крыла, которое бы защищало ценности либерализма и демократии, нет. И, наконец, центр. Кого считать центром? "Единую Россию" что ли? В которой любой карьерист на местах и в центре присоединяется совершенно независимо от тех взглядов, которые он высказывает. Мало того, вот сейчас опять поездив по стране, я вижу, власть региональная абсолютна, под губернатором в любой области, пресса вся сервильна. Местный журналист рта открыть не может. Все только под администрацией областной.

К. ЛАРИНА – Почему с такой готовностью идет на это журналист и политик?

А. СМИРНОВ – Какая-то холуйская жилка, видимо составляет существенную часть нашего национального характера. Бизнес региональный весь сидит под администрацией. И эта власть пугающая. И смена одного губернатора на другого, если только не происходит из Москвы, это целая революция, нельзя так жить. Мы за 20 лет значит, ничему не научились. Так кто виноват, власть? А мы сами где? Почему мы терпим это?

К. ЛАРИНА – Но вы же видите, пытаются люди выходить на улицу. Я возвращаюсь к этим «Маршам несогласных», потому что, во-первых, сегодня в Санкт-Петербурге он должен пройти, посмотрим, чем там все кончится. И в Москве будет 11 числа. Я не знаю, насколько это метод, не метод, но это хоть какая-то попытка по-другому взглянуть на сегодняшнюю жизнь и потребовать, чтобы голос других людей был услышан. Я не знаю, насколько это, как вы к этому относитесь, Андрей Сергеевич? Может, я зря говорю.

А. СМИРНОВ – Вы понимаете, мне кажется, что до того, чтобы мы считали себя полноценными гражданами, к сожалению, еще очень далеко. Не так далеко, как это было в 1985 году, когда 99 из 100 человек считали, что все бесполезно, куда ни сунься, все клин, все в руках этой правящей верхушки, КПСС и так далее. Но боюсь, что пока мы будем смиряться с тем, что так называемые силовые структуры играют такую важную роль в государственной политике, пока над нами будет ФСБ или КГБ, как бы оно ни называлось, пока армия и МВД, любой человек, который хоть немного с этим знаком, знает, какова степень коррупции в этих сферах. Пока она будет такова, пока мы будем с этим мириться, не поможет нам ни новый президент, ни старый президент, никакая другая структура. Мы сами должны образовывать нормальные политические партии, встречаться по интересам и учиться эти интересы отстаивать. Нет другого выхода. Никто не даст нам избавления: ни Бог, ни царь и не герой. Хотя это из песни, которой я отнюдь не симпатизирую, но формула-то эта правильная. Она такой остается.

К. ЛАРИНА – Тем не менее, мы живем в том, в чем мы живем. И если говорить об истории, которой вы столько времени отдали, работая над этим фильмом, у нас сегодня истории нет. Сколько у нас историй. Вот история Андрея Смирнова. От Шевчука. А есть еще истории от Владислава Суркова, наверняка есть своя история. А уж какая история…

А. СМИРНОВ – От Проханова.

К. ЛАРИНА – Или история от Сергея Иванова. Или от федеральной службы безопасности, которая себе создала общественный совет, в функции которого входит еще и защита ФСБ от очернительства. Чтобы никто не дай Бог, вообще не очернил историю ФСБ, НКВД. О чем мы говорим.

А. СМИРНОВ – Вы знаете, мне кажется, большой прорыв совершается в эти дни. По Второму каналу идет фильм Николая Досталя к столетию со дня рождения Варлама Шаламова. Мне кажется, это очень важное дело.

К. ЛАРИНА – Тоже непросто продирался этот фильм, кстати. На экран.

А. СМИРНОВ – Там скандал целый был. Но мне кажется, что эта картина, по идее ее должен посмотреть каждый российский гражданин. Вспомнить о том, ведь сколько идет пакостей по разным каналам. Кого только ни возвеличивают.

К. ЛАРИНА – «Сталин Live». Помните, был какой ужас.

А. СМИРНОВ – Вообще позорище. А фильм о Громыко недавно был. Об Андропове. Ведь вся эта мерзость нашей истории она постоянная, ее реанимируют, прославляют. Такое впечатление, как будто кем-то поставлена такая задача. Я не могу себе представить, чтобы нынешние руководители власти сознательно поощряли эту тенденцию. Я в это не верю. Это холуйская природа хозяев каналов. Я уверен, что дело в этом. и то, что Второй канал решился, и слава богу шесть дней подряд идут по две серии, это замечательная работа.

К. ЛАРИНА – Кстати, хочу сказать, справедливости ради, что Второй канал, именно российский канал показал и работу, в которой вы участвовали, «В круге первом» Солженицына. И «Штрафбат» того же Досталя показывал именно Второй канал. Чудеса все-таки случаются. Это что, чудеса или что?

А. СМИРНОВ – Не знаю. Наш фильм, когда мы снимали, были уверены, что это для российского канала. Увы, не вышло.

К. ЛАРИНА – Кстати, и то, что Николая Сванидзе «Исторические хроники» идут на Втором канале.

А. СМИРНОВ – Прекрасная работа.

К. ЛАРИНА – Пусть очень поздно. Не знаю, насколько это востребовано сегодня. Я тоже в плену этих иллюзий. Я тоже также как и все зомбирована этим ящиком и когда мне говорят, что народ этого не хочет, может он правда не хочет. Я же этого не знаю. Он сказал: достали вы меня со своими лагерями, со своим ГУЛАГом, со своим Сталиным. Не хочу. Дайте мне покой. Я хочу гордиться своей родиной. Говорит народ. А вы меня заставляете ее стыдиться.

А. СМИРНОВ – Ксюша, поехали с нами на демонстрацию фильма «Свобода по-русски» хоть сейчас в Петропавловск. Вы увидите, как откликается народ. Какая жажда у них разговора о серьезном. Какая жажда окунуться, поразмышлять об истории России, сопоставить ее с сегодняшним днем. Как их мучает вопрос: как быть сегодня. И стар, и млад. Востребованность колоссальная. Я не знаю, как считают рейтинги господа на каналах. Допускаю, что пусти нашу картину, она могла бы проиграть такой мерзости как «Сталин Live» или что-то в этом роде. Но что у этой картины, у этого размышления, у этой темы огромная российская аудитория, которая либо не получает вовсе того, что ей надо, либо получает в два часа ночи, когда все люди, которые идут с утра на работу, спят. Вот это для меня совершенно очевидно.

К. ЛАРИНА – Мы сейчас будем, наверное, звонки принимать, поскольку я не успею прочитать все, что пришло за время нашего общения на sms. Огромное количество телеграмм и с вопросами, и с проклятиями и с восторгами. Но я, наверное, воспользуюсь телефонной линией, чтобы вы могли задать вопрос Андрею Смирнову и тогда Дмитрий Зимин вам выдаст фильм «Свобода по-русски».

Д. ЗИМИН - И если хотите, мы попросим Андрея Сергеевича расписаться на каждом диске, чтобы слушателям было более приятно, чтобы диск был настоящим коллекционным изданием. И очень редким.

К. ЛАРИНА – Кстати, мы к этому фильму еще приложим такой каталог «Другого кино». Там очень подробно изложена вся концепция вашей компании.

Д. ЗИМИН - Есть такое.

К. ЛАРИНА – Кто подходит, и кто не подходит под категорию «Другое кино». И перед тем как включить телефон. Еще один вопрос. У нас сегодня ставка делается на высокий патриотизм. Это не секрет, все мы знаем. Может быть, действительно высокий патриотизм и позорные страницы истории страны они несовместимы. Нужно выбирать что-то одно. Объясните мне, пожалуйста.

А. СМИРНОВ – Я прям растерян. Есть ведь два вида патриотизма. Нормальный патриот этого слова не произносит. И есть патриоты вроде господина Проханова. Или православные патриоты вроде Николая Бурляева. Глядя на них, я всегда вспоминаю замечательную строчку, ее часто цитируют, не зная, откуда, английский писатель лексикограф Сэмюэль Джонсон в письме к своему другу написал ту фразу, что патриотизм это последнее прибежище негодяев. Я в этом уверен. Какой же может быть высокий патриотизм без знания своей истории, без хотя бы попытки понять истоки нашего национального характера. Какой к черту патриотизм, когда вы спросите этих патриотов, которые вопят о своей любви на каждом митинге к России, а что старше в России, самодержавие или демократия. Вам все скажут, что конечно самодержавие. Ни один из них не знает, что вечевая демократия в России на 6 веков старше, чем единодержавие. Что вечевая демократия прекрасно справлялась с властными функциями, пусть правили олигархия, но народ участвовал в правлении. Не только в Новгороде, но в Пскове, и в Твери, и в Вышнем Волочке. И я мог бы еще привести примеры городов, которые приглашали к себе князей и прогоняли их, если они им не нравились. Все это было, пока московские великие князья не утопили в крови Новгород, потом Псков, и так далее. Вот это патриотизм? Патриотизм как мне кажется, как писал Конрад Лоренц, знаменитый зоолог, только ненормальный может не любить те места, где он родился и вырос. Но человек, который это как любовь к матери, ну не выйду же я на площадь орать о том, что я люблю свою мать. Мне кажется, это также ненормально. Патриотизм измеряется не гавканьем в телеящик, а делами. А что ты сделал для России.

К. ЛАРИНА – Мы готовы выслушать вас по телефону прямого эфира. Ваши вопросы нашему гостю. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Юрий из Подмосковья. Я с удовольствием слушаю вашу программу. Стараюсь не пропускать. Хотя работа не позволяет. Огромное спасибо за встречу с Андреем Смирновым. Давний поклонник его. И работу, которую он сейчас представляет, я, честно говоря первый раз об этом слышу. Где, как это можно посмотрите, купить.

К. ЛАРИНА – Юрий, вы точно получаете этот фильм.

А. СМИРНОВ – Отвечаю. Это очень важный вопрос. Спасибо, Юрий, за добрые слова. И за такой вопрос. Во-первых, повторяю, любой желающий может увидеть фильм через Интернет. На сайте www.corbina.tv. Там есть все 10 серий. Скопировать вы их не сможете. А посмотреть вы их можете. Во-вторых, с 23 мая сего года в целом ряде регионов России и естественно, в Москве, и в Подмосковье появился этот фильм на DVD. Производство «Кармен-видео». Я знаю, что фирма «Союз», например, его продает. Какие еще магазины, не знаю.

К. ЛАРИНА – А, может быть, сейчас нам Дима скажет.

Д. ЗИМИН - Я могу сказать, в каких магазинах можно купить эти фильмы. Магазины находятся не только в Москве, в Московской области, других регионах России. Это магазины «Союз», «Настроение», «Хитзона», «Деликатес и стерео». Это основные магазины.

К. ЛАРИНА – В любом случае в больших магазинах должно быть.

Д. ЗИМИН - Мы стараемся максимально хорошо продвинуть эти магазины торговой сети, потому что сети в регионах в том числе, и чтобы жители регионов могли этот фильм увидеть, найти. У меня, к сожалению, сейчас нет информации по поводу того, сколько дисков продается в каком магазине, но я думаю, что купить можно.

К. ЛАРИНА – Кстати, в Интернете в «Озоне» он тоже есть.

Д. ЗИМИН - Да, на сайте «Другое кино» он тоже продается.

А. СМИРНОВ – И, кстати говоря, каждое обсуждение в каждом городе кончалось тем, что студенты особенно в университетах те вопросы, которые они не задают в аудитории, закончилось обсуждение, выходишь в коридор, появляется толпа молодежи. Тут они задают те вопросы, которые не задают при педагогах. И обязательно спрашивают: где?

К. ЛАРИНА – Вот мы вам ответили. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – добрый день. Меня зовут Лариса. Я бы хотела пожелать здоровья самое главное, и узнать чем занимается в свободное время, есть какое-либо хобби.

К. ЛАРИНА – Так удивился этому вопросу Андрей Сергеевич. Лариса, спасибо. Хорошо, ждите звонка.

А. СМИРНОВ – У меня четверо детей.

К. ЛАРИНА – Вот и все хобби. Следующий звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Мне бы хотелось спросить Андрея, скажите, пожалуйста, почему у вас такие нападки на Бурляева?

А. СМИРНОВ – Я считаю Бурляева гениальным артистом. Гениально одаренным. Я считаю, что его работа, прежде всего, в «Рублеве» в фильме у Алексея Германа «Проверки на дорогах», причем я это слово «гениальный» употребляю в буквальном смысле. Потрясающая работа в фильме Тодоровского «Военно-полевой роман». Как перед артистом я перед ним преклоняюсь. Как мыслитель и как проповедник православной славянской идеи он мне кажется не совсем не только адекватным, мне кажется, что он нуждается в лечении. Он говорит такие глупости и говорит их с такой страстью, он сумел отвоевать себе нишу. Теперь его «Славянский фестиваль» даже финансируется прямо из бюджета. Вы бы зашли туда и послушали атмосферу на этом фестивале. На мой взгляд, пафос всей этой общественной действительности Бурляева это прививка обывателю абсолютно фальшивого представления о России. О российской церкви. О российском православии. А, кроме того, очень сильно это отдает ксенофобией, презрением к другим народам. Но не буду дальше говорить. Словом, идеология, которую представляет Бурляев, мне отвратительна.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Анна, я из Москвы. Будьте добры, я к своему стыду, сейчас с удовольствием слушаю, мне очень нравится то, что говорит ваш гость. Но ничего раньше не видела и не слышала, что есть такой режиссер.

К. ЛАРИНА – Анна, а сколько вам лет?

СЛУШАТЕЛЬ – 37.

К. ЛАРИНА – Ждите звонка, мы вам подарим последнюю по времени работу режиссера Андрея Смирнова. А он мало на самом деле снял, всего ничего. Фильм «Осень», фильм «Белорусский вокзал», еще что-то было в начале «Ангел».

Но зато сыграл Бунина в фильме «Дневник его жены» фильм, который придумала дочь Андрея Смирнова, Авдотья. А поставил Алексей Учитель. И сыграл как актер тоже немало. Вот я вспоминала сегодня «В круге первом», там правда небольшая роль. Еще было «Чернов, Чернов» замечательная работа. А «Чужая белая» тоже вы играли? Нет? Нет, там Битов играл. Где же я вас еще недавно видела.

А. СМИРНОВ – Перечислять все слишком долго.

К. ЛАРИНА – Анна должна познакомиться с вашим творчеством. Ничего не забыли? Еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. 43 года мне, Александр, москвич. Часто слушаю, постоянно слушаю ваше радио и хочу сказать Смирнову, я не видел его фильмы, абсолютно не знаю его работы, но даже мне хватает его голоса, интонации, убеждения, то, о чем он говорит, я уже поддерживаю его целиком и полностью. Пусть он знает, что даже мутная молодежь, которая далека от этих всех рассуждений, у них только в голове деньги, я живу в этом круге, да, неприятно это мне все что творится на Рублево-Успенском шоссе, но как один из этих людей хочу ему пожелать добра, здоровья и обязательно посмотрю этот фильм. А в отношении Бурляева, Каспарова я с ним абсолютно согласен. И вообще видение замечательное. Дай бог ему здоровья.

А. СМИРНОВ – Я хочу поблагодарить Александра. Но сказать ему только, не могу согласиться в одном. В отношении молодому поколению, во-первых, не надо ездить на Рублево-Успенское шоссе, когда ничто не будет раздражать твоего взора. И твоих мозгов. Я имею дело с молодыми в кино, в частности. Мне кажется, замечательное поколение растет. Замечательные артисты. Замечательные есть режиссеры.

К. ЛАРИНА – Ах, мы не поговорили про Балабанова с вами.

А. СМИРНОВ – Выдающаяся работа «Груз 200», который не берет кинопрокат, которую не пускают на телевидение. Я общаюсь ко всем зрителям, каждый россиян должен посмотреть эту картину. Алексей Балабанов, на мой взгляд, самый яркий режиссер этого поколения. Все знают его фильмы «Брат», «Брат-2», последняя «Мне не больно» очень хорошая картина. Но «Груз 200» я бы сказал, что это подвиг художника. Это очень горькая, страшная картина. Я не понимаю, каким образом во вчерашней «Российской газете» критик вроде бы уважаемый Валерий Кичин написал маразматическую статью.

К. ЛАРИНА – Может он так считает на самом деле.

А. СМИРНОВ – Старческое брюзжание. Нет, это политический донос. Он обвиняет Балабанова в том, что он при помощи шока и эпатажа все мерзости сегодняшнего дня переносит на картину Советского Союза в 1984 году. Что он решил стать новым Оруэллом и так далее. И я не понимаю, до какой степени можно быть настолько глухим. Это прекрасный кинематограф. Страшный, но повторяю, это художественно и это гражданский подвиг. Вот какое у нас растет молодое поколение.

К. ЛАРИНА – Дмитрий, вот вам еще следующий клиент, на следующий диск. Это Балабанов и «Груз 200». Безусловно, «Другое кино». Абсолютно другое кино.

Д. ЗИМИН - Судя по всему это действительно другое кино. И если нет еще договоренности у продюсеров и Алексей Балабанова о том, кто будет выпускать этот фильм, я думаю, это фильм отлично подошел бы в нашу коллекцию. Потому что я уверен, я просто еще его не видел, но уверен, что этот фильм, который, во-первых, надолго запоминается, который шарахает по мозгам неподготовленного или подготовленного зрителя. И не оставляет зрителям равнодушным. А это самое главное для кинематографа.

К. ЛАРИНА – Андрей Сергеевич такой уж подготовленный зритель, и то не может никак от этого фильма отойти.

А. СМИРНОВ - Третью неделю не могу не вспоминать, это потрясающая картина.

Д. ЗИМИН - Можно я займу на несколько секунд эфир. Тут мы просто говорили о человеческих страхах, о боязни власти и всем прочем. На самом деле очень важно каждому человеку, гражданину понимать, как он может улучшить свою жизнь, что он может сделать для себя. Сначала для себя самого, потом для места, в котором он живет, потом может быть для страны, в которой он живет. Если люди обернутся, на себя посмотрят, то может быть, они найдут какой-то способ, каким образом сделать их жизнь, и жизнь других людей лучше. Но главное, чтобы люди думали.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое компании «Другое кино», Дмитрию Зимину и Андрей Смирнов, наш сегодняшний гость, которого мы всегда рады видеть в нашей студии. Спасибо, Андрей Сергеевич.

А. СМИРНОВ – Спасибо, Ксюша.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024