Новогоднее телевидение - кризис жанра - Артемий Троицкий, Александр Мельман - Культурный шок - 2007-01-06
К.ЛАРИНА: У микрофона Ксения Ларина, в Москве 14:10, мы начинаем программу «Культурный шок», первый шок 2007 года, он, конечно же, связан с телевидением, поскольку больше мы никуда не способны выползти, посмотреть, как-то окультуриться, получаем то, что есть. Мы подробно обсудили с Ириной Петровской главное разочарование новогодней ночи, по ее мнению, «Карнавальную ночь-2» Эльдара Рязанова. А сейчас попробуем подвести некоторые итоги, понять, откуда что берется. Здесь, в студии «Эхо Москвы», напротив меня Артемий Троицкий, журналист, музыкальный критик. Добрый день, Артемий.
А.ТРОИЦКИЙ: Да, привет.
К.ЛАРИНА: И Александр Мельман, телевизионный обозреватель газеты «Московский Комсомолец». Саша, добрый день.
А.МЕЛЬМАН: Добрый день.
К.ЛАРИНА: Ты переполнен впечатлениями, я знаю.
А.МЕЛЬМАН: Пусть будет так.
К.ЛАРИНА: Нашим слушателям напомню, что обещала я сегодня подключить к нашему разговору, это мы сделаем по телефонам прямого эфира 783-90-25 и 783-90-26, кроме этого работает прием ваших SMS, напомню телефон: +7-985-970-45-45. Самое главное, поскольку я мало что смотрела, ходила по каналам, честно говоря, то, что я сказала до начала эфира, меня больше всего это поразило, это «культурный шок», что новогоднее телевидение, в принципе, ничем не отличается от неновогоднего. Никаких новых лиц не увидела, новых образов не увидела, новых слов не услышала, хотя вот президент порадовал новым обновлением, все-таки каждый раз ему пишут новые слова, все-таки отрадно. Было бы совсем дико, если бы он из года в год повторял бы тоже самое. Напомню, что в этом году его телепоздравление было основано на призывах к духовности. Мы будем создавать условия, - пообещал он нам, цитирую я близко к тексту, - для повышения уровня духовности, образования, науки и культуры.
А.МЕЛЬМАН: И помогать пенсионерам. Это важно.
К.ЛАРИНА: Это повышать духовность.
А.ТРОИЦКИЙ: При этом, как-то очень богато поработали стилисты и визажисты, выглядел он абсолютно, как Добби из «Гарри Поттера».
К.ЛАРИНА: Очень седой стал, я обратила внимание, что он постарел за это время.
А.ТРОИЦКИЙ: Это же надо скрывать как-то. Во всяком случае, один из моих детей, я даже не буду говорить, кто именно, чтобы не посыпались репрессии, увидев, ВВ с новогодним приветствием: «Он, к тому же, еще и лопоухий!»
К.ЛАРИНА: Увидел, наконец-то.
А.МЕЛЬМАН: А мне понравился товарищ Путин, хороший президент.
К.ЛАРИНА: Хороший. Хорошо выглядит.
А.МЕЛЬМАН: В черном пальто или что-то там, не важно.
К.ЛАРИНА: Так давайте, про ощущение сытой лени. Оно достаточно давно кружит в телепространстве. Не случайно, до эфира мы вспоминали, кто родил долгоиграющую идею условно называемую «старые песни о главном». На самом деле, ретро возвращение к старой советской эстраде, перепетой по новому. Выяснилось, что у нас просто сидит автор этой идеи в студии, Троицкий. Отец.
А.ТРОИЦКИЙ: Оказалось, да. Отец и мать – это мы с Леонидом Парфеновым. Мы в то время работали на канале НТВ, я там был начальником по музыкально-развлекательному вещанию, а Лёна – ведущим программы «Намедни», главным культоргуманитарием. Нам соответственно поступило предложение, от которого мы не могли отказаться, от товарищей Гусинского и Малашенко, ныне отсутствующих в пределах наших госграниц. Предложение, собственно – весело встретить Новый год. Мы стали напрягать свои веселые мозги, мы придумали эту самую фишку, возникают парадоксальные дуэты, молодые артисты поют старые песни, старые артисты поют свежие хиты, выступают непрофессиональные люди: спортсмены, ведущие…
К.ЛАРИНА: Тогда был шок, когда военный хор, хор Александрова исполнял «Де-лай-ла». Потрясающе.
А.ТРОИЦКИЙ: Очень много всего было. Я помню, Киселев исполнял с какой-то поп-дивой то ли «Две гитары», то ли «Очи чёрные». Я помню, я пел «My Way» Фрэнка Синатры, Алена Свиридова пела Эдиту Пьеху, Эдита Пьеха пела Алену Свиридову, Людмила Зыкина пела Газманова, Газманов соответственно тоже что-то такое пел. Опять же спортсмены, какие-то там красавицы. комсомольцы и прочее, все смешалось и было очень весело.
К.ЛАРИНА: С тех пор прошли годы.
А.ТРОИЦКИЙ: И много об этом писали, все критики исходили кипятком по этому поводу, что, наконец, что-то веселое и свежее. Изжита, наконец, обрыдшая формула «голубого огонька».
К.ЛАРИНА: С хлеборобами и космонавтами, да.
А.ТРОИЦКИЙ: Я думал, что это фишка одноразового использования, то есть это как анекдот: один раз его рассказал, всем было смешно, зачем его рассказывать второй раз. Поэтому когда меня поставили на НТВ-ную новогоднюю программу на следующий раз, я придумал совсем другое. Помню, что Новый год, то есть 31-е или 1-е совпало не то с субботой, не то с воскресеньем, я предложил сделать новогоднюю программу «Итоги», чтобы Киселев своим загробным голосом что-то там говорил и по контрасту с этим творилось какое-то музыкально-развлекательное безумие. Но эта идея была отметена, поскольку начальство НТВ было настолько загипнотизировано успехом предыдущего Нового года, они сказали: давайте что-нибудь в том же духе. И опять же мы с Лёней напряглись и придумали, это были всевозможные взрослые интерпретации детских песенок. Вы помните, там то же было что-то смешное. Я помню, что группа «Любе» в арестанских костюмах пела «М едем-едем-едем в далекие края», группа «Браво» пела песню из мультфильма «Бременские музыканты». При этом на словах «наша крыша – небо голубое», они делали абсолютно недвусмысленные жесты. Гарик Сукачев пел песню из «Красной шапочки» довольно стрёмно.
С тех пор это пошло в разнос. Эрнст нанял Парфенова и они это дело институтолизировали. Начались «Старые песни о главном». Теперь все только и занимаются, что что-то перепевают, иностранные хиты, классические хиты, всю эту поп-классику. В этом году я смотрел, песни «Аббы» все перепевали. В общем, одноразовый анекдот стал еще худшим штампом, чем «голубой огонек».
К.ЛАРИНА: Тогда вопрос к телекритику: это от лени или от импотенции? От творческой, я надеюсь, прежде всего.
А.МЕЛЬМАН: Ксения, твоя программа называется интересно «Культурный шок». Я надеюсь, то, о чем мы сейчас говорим, никакого отношения к культуре не имеет. Это с одной стороны. Вообще, телевидение – это не факт культуры, в основном, потому что отдельно какие-то всполыхи мы можем вспомнить.
К.ЛАРИНА: Саша, все равно культуру потребляют по телевидению. Что по телевизору показывают, то и есть культура.
А.МЕЛЬМАН: Ксения, согласись, что это вторичный продукт. По поводу лени – я слышал же вашу с Ирой программу, в 11.00. Мне кажется, что этот год такой получился, что, действительно, люди подумали – и так сойдет.
К.ЛАРИНА: И так сожрут.
А.МЕЛЬМАН: Потому что в прошлом году на том же Первом канале, «Первый Скорый», там были очень хорошие сквозные конферанцы Урганта, Фоменко, Нагиева и очень хорошие клипы. Это было все очень качественно. И не случайно, я смотрел, первые 1,5 часа они делали что-то, используя «Первого Скорого» очень плохо, не в так и не внятно, а потом враз запустили то, что было в прошлом году и полностью показали «Первый Скорый – 2006», что, вообще, прецедент, такого еще не было. Показали, действительно, скудность идей в этом году. На канале «Россия» действительно, как ты правильно говоришь, все то же самое, что было у них по субботам, «огоньки». И мы все это увидели и не было никаких новых хороших тонких шуток. Пригласили Пугачеву и подумали: А что нам еще нужно? У нас есть Пугачева, больше ничего не нужно. А что она скажет, как подаст - это не важно. Не хватало ни хорошего продюсера, в данном случае, ни хорошего режиссера, в данном случае. А в прошлые годы, в том же «огоньке» - да, форматы уже известны. Тем не менее были очень неплохие самопародии, неоднократны. И можно вспомнить, вот Артемий вспомнил 1994, 1995, можно дальше вспоминать. Можно вспомнить то, что называлось на «Рен-ТВ» «Неголубой огонек», это было три года назад, это было очень здорово.
А.ТРОИЦКИЙ: Но это было абсолютно то же самое, что у нас было в 1994, 1995 годах.
А.МЕЛЬМАН: Да, но выглядело это очень по-новому, здорово. Можно вспомнить на том же «Рен-ТВ» ночь-2001, которая называлась «Вот и все 3000». Если вы помните, там
К.ЛАРИНА: Компьютерные персонажи .
А.МЕЛЬМАН: Классно было, какие песни, какой текст. Остроумно.
К.ЛАРИНА: Но, кстати, опять же, когда пытались повторить этот успех на следующий год – все провалилось.
А.МЕЛЬМАН: Абсолютно. Но это по поводу римейков, которые никогда практически не проходят. Об этом уже все говорят в связи с «Карнавальной ночью-2».
К.ЛАРИНА: Тут еще мы забыли, был еще целый период, который, судя по всему, пытался продолжить и опус «Карнавальной ночь-2» одноразовых новогодних то ли программ, то ли телевизионных концертных фильмов. Помните, с «Двумя зайцами» с Пугачевой той же. «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
А.МЕЛЬМАН: Мюзикл.
К.ЛАРИНА: Это разовый, его же потом не показывают нигде. Это только в Новогоднюю ночь нам предлагают.
А.МЕЛЬМАН: Почему? Старый Новый год.
К.ЛАРИНА: «Вечера на хуторе близ Диканьки» я помню со Скрипкой.
А.МЕЛЬМАН: Да. Производство Украинского-ТВ с нашими товарищами, которые туда приезжают.
К.ЛАРИНА: Сегодня обленились все окончательно, я не понимаю, как можно так жить. Что это такое? Давайте назовем вещи своими именами. Что это за индустрия такая, которая в телевидении находится? Конкуренции – ноль, никакой. Это мы тут переживаем за их рейтинги, у меня такое ощущение, что они уже по этому поводу не переживают, никто не с кем не конкурирует.
А.МЕЛЬМАН: Мне кажется, что они как раз испереживались в течение сезона, потому что переживания, накал такой идет, что просто искрит – от конкуренции Первого и Второго канала.
К.ЛАРИНА: Свидетельства чего – лени или творческой импотенции?
А.МЕЛЬМАН: Я просто понимаю, что только сил ушло на «Танцы со звездами» на одном канале и «Звезды на льду» - на другом, что на Новый год решили, что такое Новый год. Я не открываю секрет, что ты не смотрела?
К.ЛАРИНА: Я это говорила.
А.МЕЛЬМАН: И правильно делали те, кто не смотрел. Телевидение дало такую установку: мы сейчас покажем ерунду, так что не смотрите ерунду, потому что все это вы уже сто раз видели: эта попса наша, идите в лес, пускайте китайские петарды.
К.ЛАРИНА: Пускайте пузыри.
А.МЕЛЬМАН: Танцуйте. Все нормально. Зачем вам смотреть. Зачем вам смотреть ящик в Новый год? И я хочу сказать спасибо нашему телевидению, что оно нас выгнало от телевизоров, я, например, встретил Новый год в лесу и мне это понравилось. Хотя сначала я смотрел всю эту муть, извините, потом отдохнул душой на природе.
К.ЛАРИНА: То есть действительно, Артемий, согласен, что зачеркиваем период новогоднего телевидения. Оно как бы себя изжило, его нет и не будет? Мы засвидетельствовали его смерть.
А.ТРОИЦКИЙ: Я думаю, что это, скорее всего, это процесс цикличный или суицидальный. Во всяком случае, было время, когда практически вся годовая работа всех телеканалов, основных – Первый, Второй, НТВ, сводилось к тому, кто кого переплюнет в Новогоднюю ночь. Это было принципиально важно. Сейчас, по видимому, приоритеты несколько иные. С чем это связано, я понятия не имею.
К.ЛАРИНА: С грядущими выборами?
А.ТРОИЦКИЙ: Может быть, выборы. Может быть, климатические условия. Может быть, что-то еще. На самом деле, я так понял, что новогоднее телевидение перестало быть событием. Ну и слава богу, в конце концов, скажем, в прошлом году главным ночным событием была премьера фильма «Дневной дозор». И все пошли на «Дневной дозор», при том, что фильм имеет прямое отношение к Первому каналу и были там Константин Львович и прочие тамошние шишки. В этом году я даже не знаю, какие были там кино-премьеры. Во всяком случае прошло все тихо-спокойно, я считаю, что ничего плохого в этом нет абсолютно. Пусть оно так будет и в дальнейшем. Я смотрел канал «Культура» все это время.
К.ЛАРИНА: С ненавистью сказал Троицкий.
А.ТРОИЦКИЙ: Я сказал с придыханием.
А.МЕЛЬМАН: Шока не испытал по этому поводу.
А.ТРОИЦКИЙ: Телеканал «Культура» имеет некоторое отношение к вашей, Ксения, программе. Смотрел вполглаза. Иногда переваливался на канал НТВ, где на самом деле было очень мрачно, хорошие песни «Аббы», но совсем, как говорит молодежь, отстойный антураж. Жуткие артисты. Все зомбики реальные, трупообразные организмы: Леонтьев, Николай Гнатюк. Некрофилия реальная пошла.
То, что было на канале «Культура» меня позабавило. Во-первых, мне понравилась одна из ведущих. Я не видел титры, но я думаю, что это была, у нас есть вокальная дива, Любовь Казарновская. Она была исключительно хороша. Она вообще такая дама - не знаком с не, к сожалению, лично - но думаю, что дама темпераментная, граничащий с безбашенной куражностью.
К.ЛАРИНА: Экзальтированная.
А.ТРОИЦКИЙ: Она замечательно все вела с каким-то невероятным звонким пафосом. Надо сказать, в паре был не худший из наших ведущих – дежурный наш комильфо – Святослав Белза. На ее фоне он выглядел не то что бледно, я бы сказал, даже жалко и убито. Казарновская была исключительно хороша. Но главное, что там мне понравилось, боюсь, что это смогут оценить или питерцы, в смысле ленинградцы или любители авангардного искусства. Был такой, умер в 1997 или 1998 году Сергей Курехин, композитор, гений, манипулятор и прочее, у Курехина был долгоиграющий проект под названием «поп-механика».
К.ЛАРИНА: Так рассказываете, все же это знают. Или вы думаете, что есть люди, которые этого уже не знают.
А.ТРОИЦКИЙ: Думаю, что мало, кто об этом знает. Концепция поп-механики было то что он соединял абсолютно несоединимые вещи. Там играли, рок-музыканты, скажем, группа «Кино» в полном составе, там бы же был ансамбль джазовых солистов, там же симфонический оркестр.
К.ЛАРИНА: и скотный двор.
А.ТРОИЦКИЙ: Циркачи, там Бюль-Бюль, Эдуард Хилль, которых заворачивали в целлофан. И главная, у него была фишка, это животное. Во время представления обязательно на сцене показывались свиньи, лошади, куры, и т.д. Так вот на канале «Культура» все действие происходило в цирке, это была смесь классической музыки, над которой Курехин любил издеваться, причем с особым цинизмом. И животное. Все эти цирковые козы, лошадки бегали, скакали. Классическая музыка плюс попса, плюс животная, - это было абсолютной «поп-механикой».
К.ЛАРИНА: Здорово.
А.ТРОИЦКИЙ: Покойного Курехина, которого транслировали на всю советскую страну. Но если у Курехина это было авангардом авангарда, то есть круче этого не было ничего. То тут это было непонятно что и, по-моему, на полном серьезе. Вполне наивно и на голубом глазу.
К.ЛАРИНА: Они не поняли. То есть культурный шок испытал.
А.ТРОИЦКИЙ: Я испытал определенный культурно-ностальгический шок.
К.ЛАРИНА: Тогда вопрос к вам такой. Кого не пускают сегодня в телевизор, есть ли списки условные или приблизительные, или настоящие, которых по каким-то причинам сегодня в телевизоре не увидишь?
А.МЕЛЬМАН: Да. Мы же не про политику говорим. Есть, конечно, Артемий знает лучше, определенные кланы. Кланы, эти, например, в «Песне года» не было Кобзона, потому что клан Пугачева и сама Алла Борисовна его туда не допустила. Но он был на канале СТС, пел «Хава-нагилу» и мне было приятно.
К.ЛАРИНА: Для тебя специально.
А.МЕЛЬМАН: Вопрос к клану, как они взаимодействуют между собой, борьба бульдога под ковром. Кого конкретно, я не знаю. Я увидел всю обойму, я знаю хороших артистов, которых вообще нет на телевидении, это тоже серьезный вопрос, Артемий тоже это знает лучше нас. Может быть он нам об этом скажет.
А.ТРОИЦКИЙ: Думаю, что тут имеются два спектра этого самого явления. Первое, имеются кланы. Клан Первого канала, стержнем которого является работа продюсеров Матвиенко – Фадеева, все эти «фабрики» и т.д. Из «фабрик» действительно вы никого не увидите на Втором канале. Или, скажем, на канале «Муз-ТВ» у Игоря Крутого. Есть соответственно клан Игоря Крутого, есть какой-то клан Аллы Пугачевой. Каждый канал, каждый клан занимается продвижением исключительно своих собственных артистов. Имеется некоторое количество заблудших овечек, ковбоев Джо, которые везде и нигде. Скажем, Леонтьев, он, в принципе, может быть повсюду. Или Цискаридзе, тоже поскольку он человек сугубо с краю, может быть на всех каналах. Это одно дело. Второе дело, как сказал Саша, имеется огромное количество артистов, которых в ящике не бывает вообще никогда. Это артисты не коммерческие, не попсовые, не рейтинговые. Эти артисты могут быть очень популярны в клубах, могут даже выступать в больших концертных залах, но их нет ни на радио, поскольку считается, что они не в формате, практически нет на телевидении, ну разве что в каких-то поздненочных программах, скажем, на канале ТВЦ. Скажем, есть там такая программа «На кухне» она называется. Или еще в каких-то более исторических каналах программах на каких-то молодежных каналах типа О-2, но вот на главных каналах их нет, в принципе, вообще никогда. Это связано и с косностью и с леностью и со всеми остальными эпитетами, которые можно на 100% адресовать и продюсерам, и …
К.ЛАРИНА: То, что называется не раскрученные.
А.ТРОИЦКИЙ: Не раскрученные для телевидения. Телевидение их просто побаивается, считает, что кому-то они не понравятся, какие-то они малоконтролируемые, резковатые, усложненные. Значит, гнать их метлой.
К.ЛАРИНА: Понятно, сейчас мы послушаем новости и продолжим разговор. И у меня будет следующий вопрос, как раз связанный с предыдущим, почему кого-то не пускают на телевидение?
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Продолжаем программу, у нас в гостях журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий, обозреватель газеты «Московский Комсомолец» Александр Мельман. Наши слушатели очень активно принимают в нашем разговоре, посылая SMS гневные, типа: дайте нам слово, в конце концов. Дадим вам слово, буквально через один вопрос.
Хочу продолжить тему запрещенных и разрешенных. Вот, смотрите, мне не понятен. Все-таки Новогодняя ночь на телевидении - это повод, для меня лично, оценить степень развития так называемого развлекательного телевидения в течение года. Так или иначе это квинтэссенция успехов и кошмаров прошедшего года, что мы и видели. Все на паркете, все на коньках, на коньках продолжают все, пока не уничтожат, в конце концов, фигурное катание. Пока мы не возненавидим его просто, это все не закончится. Тогда мне очень интересно, как вы объясните эффект «Комеди клуба», по-русски это говорю. Я не понимаю, они путаются, иногда говорят по-английски, иногда по-русски. По сути мы наблюдали в течение года невероятный взлет и невероятное падение, на мой взгляд, этой компании. Когда она появилась на Первом канале, она сама себя убила. Все и вылезло. Сейчас я уже вижу, как они бегают по одному и тому же кругу, они повторяют свои старые шутки, пытаясь вдохнуть в ставшие за год старыми. Это же сколько они существуют – год? Сезон по сути. На ваш взгляд, скажите, Артемий. Что это такое за явление?
А.ТРОИЦКИЙ: «Комедии клаб» изначально явлением не были. С одной стороны, мне симпатично, что появилось что-то вроде мерцающей альтернативы Петросяну, Степаненко.
К.ЛАРИНА: Регинам Дубовицким.
А.ТРОИЦКИЙ: Да-да, уродам и уродкам, которые уже задолбали донельзя. Все перешло все границы патологии, зоологии, чего угодно. Поэтому какая-то альтернатива она должна бы быть. Есть еще, естественно, такая штука, как КВН, там иногда что-то смешное бывает, но я не особенно слежу. Надеюсь, что это чуть лучше. «Комедии клаб» у нас появился как попытка перенести на наш российский опыт то, что называется «комедии» или «стенд ап комеди». В Англии и Америке – это очень резкие ребята, юмористы-импровизаторы, которые что называется пленных не берут, режут правду-матку и делают это очень весело и т.д. . Имеется знаменитый отец-основатель этого жанра – это легендарный покойный Лайнел Брюс и всякие прочие люди. Имеется американская школа, английская школа и та другая, я считаю, по своему сильны, жанр этот очень люблю. Но фишка англо-американского комедии в том. что эти люди, в общем-то, с яйцами, кишками и прочими правильными анатомическим деталями. У нас «комедии клаб» изначально вырос наполовину из КВН, наполовину из нашего худосочного анекдотичного юмора, без реально неподцензурной силы, юмора. Они никогда не говорят о том, где можно на самом деле развернуться во всю мощь, никогда не говорят о политике, никогда говорят о наших властьимущих, никогда не говорят о каких-то реальных проблемах страны, о которых, в общем-то, с юмором, максимально черным юмором.
К.ЛАРИНА: Почему, они с удовольствием шутят по поводу Кондолизы Райс, Джорджа Буша, Блэров и прочих Саддамов Хусейнов.
А.ТРОИЦКИЙ: Это да. У нас есть придурок Михаил Задорнов, который тоже очень любит по поводу Америки высказаться, это все естественно похоже на старый советский анекдот. На счет того, я тоже могу выйти на Красную площадь и закричать: «Рональд Рейган – абсолютная сволочь». Ну вот, абсолютно то же самое. Так что изначально «комеди клаб» был кастрирован, но поскольку парни молодые, все-таки чуточку более современные лексически, чуть более разнообразные, чем Петросян и компания. Поначалу это в общем-то воспринималось более-менее нормально.
К.ЛАРИНА: Было ощущение, что там можно то, что нигде нельзя.
А.ТРОИЦКИЙ: В принципе, лучше всего выглядели ни их телевизионные съемки, а то, что они делали у Курского вокзала в «Атриуме», выступали без камер, живьем, там был и матюжок, и были какие-то резкие, рискованные, нетелевизионные и не телефонные шуточки. Но по телевидению это, по-моему, изначально было вяло и замешано на каком-то цензурированном сексе. Не на той же политике, а то, что было на Первом канале – это было абсолютное позорище. Боюсь, что парни эти сдулись раньше времени. Мне, в принципе, нравится один из них - это Паша Воля, считаю, что он единственный из них, который мог стать таким таким «стендап комедиан» в полном смысле этого слова. Но я так думаю, что денежки, корпоративы, телеканалы и т.д.
К.ЛАРИНА: Искушений много.
А.ТРОИЦКИЙ: Уже ему такое умственное обрезание произвели.
К.ЛАРИНА: Саша?
А.МЕЛЬМАН: Я хочу сказать, что да, эти люди действительно политкорректны в сторону наших властей. Они вполне принимают правила игры. То есть это современные молодые люди, которые понимают, что для того, чтобы достичь успеха, нужно соблюдать некие правила. Если ты соблюдаешь эти правила, если не лезешь черным образом в нынешнюю современную политику, дальше делай что хочешь. Если Артемий говорит, что там какой-то обрезанный секс, я с этим…
К.ЛАРИНА: Цензурированный.
А.МЕЛЬМАН: Цензурированный, да, обрезанный это что-то такое, да.
К.ЛАРИНА: Шутки ничем не отличаются от шуток «Аншлага» и Петросяна. Они в тех же местах формуются.
А.МЕЛЬМАН: Я бы сказал, что это достаточно с одной стороны сексуальный юмор получается, полуголые девочки, все это так динамично, вокруг клуб и все это сделано таким образом. Еще плюс их в том, потому что про минусы Артемий хорошо все сказал, что это все, как к этому не относится, это есть, они адекватны сегодняшнему времени. Можно по-разному относится к этому времени и к адекватности времени, говорить, что самый адекватный нашему времени Малахов. Можно к нему по разному относится. Но неадекватность, по моему мнению, сегодняшнему времени гораздо хуже, когда мы видим, простите, Артемий, тут круто говорил про Задорнова и других товарищей. Наверное, я что-то тоже хочу сказать на этот счет. Когда мы видим Аллу Борисовну Пугачеву, великую певицу эпоха 70-80-х годов, где она выразила время и нашу страну. Сейчас мне кажется, она является пародией на саму себя. Это достаточно жалкое зрелище. И как в этой ситуации быть адекватной? Я не говорю, что Алла Борисовна, она была умнейшей женщиной, не знаю в каком находится сейчас. Я не говорю, что ей нужно приходить на «Эхо» и говорить о политике, но как-то быть адекватной времени сегодня, у нее это, с моей точки зрения, не выходит. Там про Илью Резника, который сделал прекрасные песни той же Алле Борисовне «Листья желтые», с чего все начиналось. А сейчас он выходит на всех юбилеях и так аля Александр Сергеевич начинает перечислять, кого он видит, то, что Пушкин делал на салфетках, мнит в чем-то себя Пушкиным, получается пародией. Если фильм «попса» вы видели, там такой персонаж кудлатый, и ему девочка говорит: а вы не пробовали стихи писать настоящие. И так далее. Можно говорить об Игоре Николаеве. Может быть, можно даже говорить, но это особая серьезная тема, об Эльдаре Александровиче Рязанове. Очень трудная тема, наверное, походя и не стоит. Поэтому адекватность времени – это сложная штука, время нужно ощущать. Можно спорить, что это за время, но это уже другой вопрос. Что я еще хочу добавить? Можно быть и жить самому по себе и не вписываться в новый временной мейнстрим и быть самим собой – это здорово, но все равно мимо времени не пройдешь, и все равно нужно быть в неком сочетании, неком камертоне, обязательно, мне кажется.
К.ЛАРИНА: А надо ли им это? Это ты опять же переживаешь за них.
А.МЕЛЬМАН: Это мой взгляд. Я могу быть не прав. Мне могут сказать, да ты что, они прекрасно себя чувствуют.
К.ЛАРИНА: Прекрасно себя чувствуют.
А.МЕЛЬМАН: Вот Игорь Николаев, который начинал в 23 года и писал песни Алле Пугачевой «Айсберг», «Расскажите птицы» - прекрасные песни. Он сделал Аллегрову и многие другие песни. А что он сейчас делает? Ему нравится, он на этом зарабатывает деньги. Народ хавает, «пипл хавает», все нормально, получается, что он тоже адекватен. На мой взгляд, нет, это моя точка зрения, по другому можно говорить, я не знаю.
К.ЛАРИНА: Берите наушники, а то сейчас меня забили, я уже чувствую физическую боль от негодования наших слушателей, они уже готовы войти в пространство нашего разговора. И может быть, действительно немножко наши страсти успокоить, может быть, мы не так все видим, совсем мы не правы. Может быть, не так все плохо? Может они получили эстетическое удовольствие и культурный шок от просмотренных передач и вообще от телевизора нашего. Пожалуйста. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вы знаете, я сегодня слушал вашу передачу утром про Эльдара Рязанова. В контексте вашего разговора. То, что было до 1991 года – это шедевры, просто шедевры, а после 1991 года ничего не может.
К.ЛАРИНА: Вы говорите, про Эльдара Рязанова?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, Рязанова. Вот я думаю почему. Вчерашний, но на 1-е января показал еще, этот римейк опять, бездарный человек. слушая еще его всевозможные высказывания, у него и характер не очень хороший. Я думаю, его гениальность она была замечена в те годы и эти ваши критики, которые у вас в гостях, они давили, давила пресса, давило общественное сознание, давил Ермаш, всевозможные комитеты. Это золотое, жемчужину, они сделали из него.
К.ЛАРИНА: Понятно.
СЛУШАТЕЛЬ: А когда полностью свободны – все.
К.ЛАРИНА: Как вас зовут? Спасибо
СЛУШАТЕЛЬ: Александр.
К.ЛАРИНА: Призываю вас воздержаться от резких оценок. Все-таки я готова Эльдара Александровича Рязанова защищать. Ей-богу. Хотя тоже люблю быть резкой, это все знают. Но это общий вопрос. Я его видела тут на SMS. Мы давно его задаем, получается, что творить прекрасное только в эпоху тоталитаризма, сквозь асфальт, что называется прорастать. Пример в данном случае Эльдара Александровича Рязанова очень яркий, что мы смотрим кино, которое было сделано в эпоху абсолютной давиловки, Ермаш, ни Ермаш, там кроме Ермаша было куча всего, приходилось обходить острые углы и придумывать что-то, чтобы сказать, что ты думаешь на самом деле. Я сейчас банальные вещи говорю. Просто повторю вопрос, который приходит сейчас, я вижу SMS присылают: вот, ваша свобода, вот чего она добилась, что никто ничего не может. Этот парадокс, конечно, требует объяснения. Я читала интервью с Сокуровым, которое меня совершенно поразило, Гед он утверждал, что демократии, вообще, не нужна искусство. Демократии искусство не нужно, демократия не нуждается в шедеврах культурных, так утверждал Александр Сокуров.
А.ТРОИЦКИЙ: Это, конечно, парадоксальная мысль, она мне нравится. Но я думаю, что это он сказал, ради красного словца.
К.ЛАРИНА: Сгоряча. А по сути, Артемий.
А.ТРОИЦКИЙ: По сути я могу сказать. Дело в том, что бывает цензура ножницы совершенно разной природы. При советской власти были ножницы идеологические, и эти ножницы с одной стороны резали, с другой стороны – они действительно вдохновляли художников и творцов на то, чтобы как то это дело обходить, играть с властями в кошки-мышки, и вообще, голь на выдумку хитра.
К.ЛАРИНА: Быть понятым.
А.ТРОИЦКИЙ: Прибывали все в состоянии перманентного Эзопового комплекса. И это могло дать очень интересные результаты. Что касается сегодняшнего дня, имеется цензура, которая гораздо более беспощадна, это экономическая цензура, это деньги, рейтинги и т.д. Если вокруг идеологии можно вести всевозможные пляски и при этом завоевывать умы и сердца, то что касается цензуры экономической, то тут уже с ней не поспоришь. Это цифра, это объективно. Я сейчас у нас имеется с одной стороны в полный рост имеется, поскольку экономика худобеднорыночная, имеется экономическая вся эта история противная. А с другой стороны уже в значительной степени, после 1991 года проросла цензура, не идеологическая, идеологии у нас нет – слава богу, что нет. Если идеология будет, все это православие, самодержавие, народность.
К.ЛАРИНА: Будет.
А.ТРОИЦКИЙ: Но это будет уже совсем караул. Сейчас у нас идеологии нет, но есть политика, есть просто тактическая цензура, которая обычно выражается в форме самоцензуры. И вот это тоже есть. Поэтому сейчас все наши так называемые творцы находятся в ситуации абсолютного гнета. С одной стороны – цифры, рейтинги, продюсеры, бюджеты, откаты. С другой стороны – вся эта политическая история, не дай бог, что-то такое сказануть, а то позвонят потом из президентской администрации и вместо пирогов и пышек посыплются синяки и шишки. Так что им делать, вообще нечего. Я, скажем, как вы, возможно, знаете, очень долгое время находился на телевидении, то есть с 1989 года у меня там шли всякие программы. «Кафе Обломов», «Культ-товары» и т.д. Последнее что я делал –
То била программа «Признаки жизни», которую я делал на «Рен-ТВ», это был 2004 год. Причем, я вернулся на телевидение не по своей воле. А потому что сильно попросили. Потом ушел во многом по своей воле. Я, вообще, не хочу иметь ничего общего с нынешним телепроизводством. Некоторые каналы приглашают в некоторые ток-шоу, рассказать о музыке или поделиться какими-то ностальгическими соображениями, я иногда даже не без удовольствия это делаю. Но включаться в сегодняшнее телепроизводство я считаю, что это просто позорная история.
К.ЛАРИНА: Репутационно позорная.
А.ТРОИЦКИЙ: Это тоже самое, что в советское время работать в КГБ. То есть этот как-то позорно.
К.ЛАРИНА: Саша?
А.МЕЛЬМАН: Мне кажется, что цензура и политика – это не самое главное. И в брежневское время, Марк Захаров делал такие фильмы. Опять же Артем сказал, про Эзопов язык, что всем было понятно. Но Брежневская цензура - это так или иначе это пропускала. Или Рязанов делал такие фильмы, о которых слушатель говорил. Это были фильмы именно о сегодняшнем времени. Например, как «Ирония судьбы», абсолютный фильм, как жила интеллигенция в 70-х. Просто он еще настолько гениален, что и о сегодняшнем времени тоже. Важно иметь ощущение времени. С моей точки зрения Кира Муратова абсолютно ощущает это время и Сокуров тоже. И они находятся вне рейтингов. Другое дело, конечно, нужно такое имя, чтобы отвоевать пространство, чтобы на тебя не давили продюсеры, не требовали от тебя рейтинга, самоокупаемости и т.д. Эти люди, которые я назвал, очень отдельные люди. Основная масса, безусловно, ей в этом смысле действительно тяжело. Ощущение времени на кончиках пальцев – то, что Эльдар Рязанов делал 1956 года «Карнавальная ночь» - абсолютно то время. 1966 год – «Берегись автомобиля», мы абсолютно чувствуем то время. Перестроечные «Небеса обетованные» - он это ощущал лучше всех нас. Но дальше. Я со слушателем соглашусь, без его грубых слов, что наступило новое время и его, Эльдар Александрович об этом времени говорил, он у тебя в эфире об этом прекрасно говорит.
К.ЛАРИНА: Прекрасно говорил. Другой вопрос это выразить.
А.МЕЛЬМАН: Он все это понимает. То, что на кончиках пальцев, на ощущениях, на эмоциях, на чувствах, вот это. Хотя «Андерсен» - хороший фильм. Ты видела?
К.ЛАРИНА: Нет еще. Посмотрю.
А.МЕЛЬМАН: Посмотри.
К.ЛАРИНА: Меня уже убедили наши слушатели, надо посмотреть фильм. Я верю, что фильм хороший. Давайте еще один звонок послушаем. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Александр, Москва.
К.ЛАРИНА: Пожалуйста, Александр.
СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу сказать по поводу даже исполнителей советской эстрады, как Пугачева, другие нами любимые товарищи. Они, сокращаются на число слушателей. Но как в свое время даже было многие рок-группы «Ария», «Черный кофе», «Коррозия металла», они ушли с мейнстрима, но рок не умер, у них есть свой андеграунд, их слушают определенные ниши. Так же и советская эстрада. Как в свое время политика – коммунисты набирают свои 14% за счет бабушек и дедушек. То же самое – советские фильмы, советские режиссеры. Это все уходит, но остается, не пропадает. То есть это люди, которые это будут всегда смотреть.
К.ЛАРИНА: Тут никто с вами не спорит. У меня другой вопрос – почему ничего вместо этого не появляется? Почему ничего не рождается? Почему мы живем в эпоху абсолютного творческого неумения, беспомощности? С чего мы начали, мы начали, Александр простите, мы начали с перепева песен старых лет. Вот, начал Троицкий, начал Парфенов в 1994-1995 году. Сколько лет прошло, никто ничего не придумал.
СЛУШАТЕЛЬ: Я же говорю, сменилось поколение, но преемственности нет. Прирост преемственности за счет смены ценностей, то есть старые ценности, которые действительно имели ценность в том мире, они оставались, оставалась память о них. Но новые ценности, которые пришли, предыдущими поколениями, взрослыми людьми они не принимаются на подсознательном уровне, новым поколением принимаются новые ценности, но они не адекватны переданному старшим поколением опыту. И так сказать, молодые сами создать на этом поприще что-то не могут, что-то мы можем копировать с Запада, по примеру оттуда. То, что нам могут передать наши дедушки, отцы, матери – я имею ввиду даже матери по эстраде, отцы эстрады, отцы кинобизнеса – они не могут переложить на новую почву свои старые заготовки, богатые накопления, эзотерического опыта и т.д.
К.ЛАРИНА: Все понятно. Спасибо. Воронку нам нарисовал Александр.
А.МЕЛЬМАН: Александр очень интересно все рассказал. Единственно, что я хочу сказать, все эти старые ценности, которые с его точки зрения уходят в прошлое, это совсем наоборот. Эта ностальгия, которая началась со «старых песен о главном». Были целые политические споры, а нужно ли это делать, ведь этим самым мы возвращаем людей в коммунистическое прошлое, и т.д. Были очень серьезные споры. И вот, пожалуйста, те, ВИА, которые мы гнобили в перестроечные годы. Когда они уйдут «Лейся, песня», «Самоцветы», сейчас это самые популярные группы, самые топовые. Все ретро, это все супер.
К.ЛАРИНА: Ты что?
А.МЕЛЬМАН: Да, Ксения! Артемий докажет.
К.ЛАРИНА: Сколько ж можно. Вечная жизнь.
А.МЕЛЬМАН: Ты что не знаешь, потом я тебе доскажу. Потом ретро было, после всех этих «огоньков», и там Юра Шатунов, сколько ему, уже за 30.
К.ЛАРИНА: Хорошо за 70.
А.МЕЛЬМАН: Ну, не знаю. Просто был супер. Мы поняли, что музыка 80-х по сравнению с этой попсой, которая великолепная музыка. А с другой стороны – чтобы делала сегодня наше телевидение без тех фильмов 70-80х годов, которые сейчас показываются. Сейчас действительно реально нечего было бы смотреть. Мы только что посмотрели «Место встречи изменить нельзя», а что еще смотреть? Без комедий Гайдая, Рязанова, Данелии, больше нечего. Получается, все самое лучшее было создано в советское брежневское, добрежневское время.
К.ЛАРИНА: Артемий, что нас ждет дальше? У нас Шатунов считается поп-звездой опять. Такое дежа вю мы переживаем жуткое.
А.ТРОИЦКИЙ: Послушайте, ребята. У нас знаете, какая демографическая ситуация в стране. Население стремительно сокращается, страна вымирает. О чем тут вообще говорите.
А.МЕЛЬМАН: А как это связать, Артемий?
А.ТРОИЦКИЙ: Связать таким образом, что происходит старение, вымирание, некрофилия и все такое прочее. И насколько я понимаю, все более-менее талантливые, смелые, авантюрные люди вообще из Российской Федерации уезжают. То есть они получают образование за границей, там и остаются. А некоторые даже с нашим образованием находят там себе место. Соответственно, лучшая молодежь сваливает, остается молодежь пьяная и карьеристская. Это самая молодежь распиливает пиар, телевизионные, рекламные, киношные бюджеты, создавая при этом произведения, основной мотивацией которых является этот самый распил. Телевидение это касается в полной мере. Поэтому мы имеем ту бредятину, которая у нас идет и на киноэкранах. Я посмотрел тут некоторое количество фильмов, надо сказать, что да, фильм Эльдара Рязанова еще не самый худший, хотя очень плохой. Но есть всякие молодежные фильмы, типа «Жара», которые хуже намного. Причем, что вроде остромолодежный фильм. Но по тупости и бездарности превосходящий самые тупые и бездарные произведения Эльдара Рязанова. Я смотрю на все это максимально скептично. Это территория обреченная, выжженная земля. Вопрос только в том, как-то этого касаться в своей жизни или нет.
К.ЛАРИНА: А можно не касаться и жить здесь?
А.ТРОИЦКИЙ: Я могу честно сказать, что смотрю телевидение очень редко, смотрю формулу-1, соревнования по биатлону, а из каналов сморю «Animal Planet», там показывают зверушек. И надо сказать, что эти зверушки никогда не разочаровывают.
А.МЕЛЬМАН: Получается брюзжание старого рок-н-рольщика. Я в этом случае все-таки оптимист. Артемий, за границей вы, наверное, тоже смотрите телевизор? Я считаю, что наше телевидение как минимум не хуже, а во многом даже лучше и интереснее. Но то, что это лучше и интереснее является в таком виде, действительно, бредятина, это да.
К.ЛАРИНА: Спасибо. Закончила программа «врагов народа». Это мне тут написали: «вы все тут - враги народа». Вот вам, идеология. Враги народа - Александр Мельман, пятая колонна – Артемий Троицкий и Ксения Ларина, которая проводила этот кошмар, эту порнуху в жизнь, здесь, с помощью радиостанции «Эхо Москвы». Мы пошли в кассу. Спасибо, пока.