Большой Кремлевский Дворец - Ирина Фаизова - Кремлевские палаты - 2006-03-18
К.ЛАРИНА – Я приветствую в студии мою коллегу Ксению Басилашвили. И сегодня у нас в гостях Ирина Фаизова, старший научный сотрудник музеев московского Кремля. Здравствуйте, Ирина.
И.ФАИЗОВА – Здравствуйте.
К.ЛАРИНА – У нас сегодня будет очень интересная виртуальная экскурсия по большому Кремлевскому дворцу, так что если у вас будут конкретные вопросы, обязательно их задавайте. 725-66-33 – это наш пейджер. Итак, большой Кремлевский дворец сегодня в фокусе нашего внимания. Из чего он состоит?
И.ФАИЗОВА – А может быть, мы сначала вспомним о том, что большой Кремлевский дворец это парадная резиденция российского президента. Большой Кремлевский дворец состоит из древних палат, это уникальные памятники нашей истории, уникальные части дворца Ивана III и первых Романовых, и новых залов, которые были возведены по проекту Константина Андреевича Тона, в период правления императора Николая I.
К.ЛАРИНА – Это считается новыми залами?
И.ФАИЗОВА – Это считается парадными залами дворца.
К.ЛАРИНА – А сколько всего залов?
И.ФАИЗОВА – Если иметь в виду парадные, то 5, а всего помещений во дворце 700.
К.ЛАРИНА – Да вы что, 700 помещений, а что кроме парадных залов туда входит?
И.ФАИЗОВА – Кроме парадных залов в комплекс дворца входят еще жилые апартаменты императора и императрицы, так называемая, собственная половина. Анфилада залов собственной половины тянется вдоль южного фасада дворца, который обращен к Москва-реке.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть, чтобы ходить и смотреть.
К.ЛАРИНА – То есть первоначально его строили именно как резиденцию царскую, там они жили, там они и работали, или как?
И.ФАИЗОВА – Ну, давайте, во-первых, вспомним, почему был построен большой Кремлевский дворец. И первое событие, о котором мы вспоминаем это война 1812 года, которая всколыхнула патриотические чувства народа. Большой Кремлевский дворец связан непосредственно с этой войной, потому что его орденские залы воспринимались непосредственно как монумент героям отечества. Так же как именно герои отечества держат своды государства, подобно тому, как подвиги святых укрепляют церковь.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это так говорилось тогда?
И.ФАИЗОВА – Это так воспринимали и так воспринимаем мы сейчас. Большой Кремлевский дворец появляется и в связи с восстанием на Сенатской площади, потому что это восстание пошатнуло устои монархии, той самой монархии, которая была инициатором создания священно союза европейских держав вскоре после войны 1812 года. Союз, который должен был обеспечить статус-кво в Европе и охранять существующий режим, поэтому взошедший на престол император Николай I поклялся, что революция, которая находится на пороге России, не проникнет в его правление в государство.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть это было такое имиджевое здание?
И.ФАИЗОВА – Это здание, которое выражало официальную идеологию: самодержавие, православие и народность.
К.ЛАРИНА – Ну, а функционально для чего?
И.ФАИЗОВА – Для коронационных торжеств.
К.ЛАРИНА – То есть, там не жили?
И.ФАИЗОВА – Там не жили.
К.ЛАРИНА – То есть там коронации происходили, что там еще, награждения.
И.ФАИЗОВА – Там осуществлялись приемы по случаю коронаций. Три последние коронации в 19 веке проходили именно в этом дворце, ну, естественно, их светская часть.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Надо сказать, что сейчас Грановитая палата тоже входит в состав большого Кремлевского дворца.
И.ФАИЗОВА – Как я уже сказала, дворец включает и новые залы и древние палаты, и вот среди них, конечно, важнейшую роль играет Грановитая палата, это символ древней России. А Константин Тон должен был объединить в своем здании и древнюю, и новую Россию. И вот связующим звеном между этими залами стал Владимирский зал, посвященный ордену святого Владимира, Владимира Крестителя, это подчеркивало единство православной России.
К.ЛАРИНА – То есть все парадные залы, все названия в честь конкретных орденов. Ну, вот давайте немножко пройдемся, чтобы немножечко понять, каким образом это отражается в оформлении самого зала, ведь кроме названия есть еще какие-то вещи, которые указывают на происхождение конкретного названия.
И.ФАИЗОВА – Ну, давайте начнем с тронного зала, тронный зал посвящен ордену Андрея Первозванного, который был введен еще Петром I, посвящение зала этому ордену подчеркивало христианскую основу России. В интерьер каждого зала и этого в том числе введены знаки ордена, орденский крест и орденская звезда. Знаки этого ордена расположены в верхней части стен Андреевского зала, а чуть ниже гербы всех территорий вошедших в состав России. Центральная часть зала – это тронное место с тремя тронными креслами: для императора, императрицы и вдовствующей императрицы. Эти тронные кресла под балдахином из золотной ткани, отделанные горностаем изнутри, а над троном российский герб и всевидящее око – символ троицы. Следующий зал – Александровский, он посвящен ордену Александра Невского, князю древнерусскому чрезвычайно популярному в период правления Петра I, потому что Петр продолжал то дело, которое начал Александр Невский. И посвящение зала этому ордену увековечивало Балтийскую победу Петра I, и напоминало о его деятельности, а так же упоминало о Екатерине I, при которой был утвержден статут ордена. Орден полагался и военным и гражданским чинам.
К.ЛАРИНА – Пока мы делаем остановку в нашей экскурсии. Сейчас послушаем новости.
НОВОСТИ
К.БАСИЛАШВИЛИ – Я не могу вам сказать, когда пройдет следующий торжественный прием в Большом Кремлевском Дворце, но один из последних приемов был посвящен как раз юбилею музеев Московского Кремля, об этом я подробно говорила, я думаю, что мы еще вспомним это событие, и то событие, о котором говорила тоже вся страна – это юбилей Бориса Николаевича Ельцина, он тоже проходил в БКД.
К.ЛАРИНА – А олимпийцев не там принимали?
К.БАСИЛАШВИЛИ – И олимпийцев там принимали. Мы сейчас поговорим об этих залах. В 90-ые годы вернулась их функция, мы об этом обязательно поговорим. А пока я хочу напомнить, что ежедневно кроме четверга с 11 до 17 часов дня для посетителей работает новая юбилейная выставка в музеях Московского Кремля «Российские императоры и Оружейная палата». Она расположилась в двух залах: недавно отреставрированной Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице. Нужно из одного зала перейти в другой через площадь, но вы не волнуйтесь, потому что билет все равно покупаете один. Организаторы обещают, что вскоре по этой выставке будут водить экскурсии от экспоната к экспонату по Российской истории, потому что все вещи связаны с какими-то конкретными интересными событиями. Представлено на выставке более 300 произведений – это и государственные регалии, и предметы придворного церемониала, и военные трофеи. Билеты на выставку можно приобрести у Кутафьей башни в специальных кассах. Выставка будет работать до начала октября.
К.ЛАРИНА – Ну а мы возвращаемся в программу «Кремлевские палаты» и напомним, что в гостях у нас сегодня Ирина Фаизова, старший научный сотрудник музеев московского кремля и мы путешествуем по Большому кремлевскому дворцу. Итак, мы 2 зала посетили, Андреевский и Александровский, давайте пойдем дальше.
И.ФАИЗОВА – Перпендикулярно к Александровскому залу располагается Георгиевский зал, зал воинской славы. Если в Александровском зале прославляется единственная победа Петра I, то Георгиевский зал прославляет воинское оружие России на протяжении нескольких столетий и личный подвиг. Зал бело-золотой. Белое – символ чистоты, золото как символ святости. На беломраморных досках золотом выписаны имена более 10 тысяч георгиевских кавалеров, которые были награждены за службу и храбрость – это девиз ордена.
К.ЛАРИНА – А последний по времени награжденный? Помните?
И.ФАИЗОВА – Последний награжденный – это первые годы XX столетия. Воинская слава прославляется еще и через 18 скульптур, которые подняты к сводам зала, располагаются на пилонах, 18 скульптур, символизируют те территории, которые вошли в состав России с конца XV до середины XIX столетия. Зал посвящен ордену Георгия Победоносца – это высшая воинская награда России, который был введен Екатериной I в первый год первой Русско-турецкой войны, в 1769 году. Орден представляет собой золотой крест, покрытый белыми эмалями. Его носили на черно-желтой ленте, завязанной бантом. Она символизировала огонь и пепел пожарищ.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Скажите, пожалуйста, Ира. Залы большие?
И.ФАИЗОВА – Самый значительный по размерам зал как раз Георгиевский. Его длина 61 метр. Второй по размерам Андреевский, его длина 51 метр.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И большие окна, все это предполагает торжественную атмосферу.
И.ФАИЗОВА – Конечно. Парадные залы имеют 2 ряда окон, поэтому в дневное время свет разливается по этим залам.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Вы знаете, я бывала в этих залах, у меня сложилось впечатление, что там очень много золота, такого убранства богатого. Это настоящее золото? Это золочение? Что это?
И.ФАИЗОВА – Это золочение. Особенно роскошен Александровский и Андреевский залы.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Мы прошли Георгиевский зал, но это третий зал – еще 2 остались.
И.ФАИЗОВА – Следующий зал – это Владимирский, который я уже упоминала. Именно он является связующим звеном между древней и новой Россией. И пятый зал, он с запада примыкает к Андреевскому залу, это тронный зал императрицы. Он посвящен ордену Святой Екатерины, который Петр I ввел в 1714 году в память о деянии своей супруги, которая во время Прутского похода за три года до этого, в 1711 году, Россия вела войну с Турцией, эта война была неуспешной для России, армия была окружена и вот для того, чтобы подкупить главнокомандующего турецкого Екатерина Первая дала все свои драгоценности и таким образом, спасла Россию от позора.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Сейчас, когда такие большие приемы проходят в Большом Кремлевском Дворце и, бывает, перекрывают пространство к неудовольствию водителей у Большого Каменного моста, для того, чтобы через Боровицкие ворота въехали эти машины с маячками, эти машины, видимо как кареты, подъезжают к тому самому главному входу Большого Кремлевского дворца. Через Борвицкие ворота они туда въезжают и останавливаются напротив Москва-реки, правильно, это главный вход? Или все-таки с Соборной площади надо входить? Объясните.
И.ФАИЗОВА – Главный вход в Большой Кремлевский дворец, конечно же, с южного фасада.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И все поднимаются по этой большой парадной лестнице.
И.ФАИЗОВА – Поднимаются не все, а самые почетные гости.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Играет музыка торжественная, и тогда начинается шествие по залам, можно их пройти, шествие по анфиладе.
И.ФАИЗОВА – Наверное. Когда для рабочих визитов приезжают в Большой Кремлевский Дворец, шествие не предполагается.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А шествие же было. Мы наблюдали за этим шествием во время инногурации Президента.
И.ФАИЗОВА – Но это особая церемония.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Она приближается в чем-то, что-то было восстановлено, взято из тех церемоний, которые были, церемонии коронования, предположим. Я просто хочу, чтобы мы вспомнили и напомнили.
И.ФАИЗОВА – Церемония коронации – это церковная церемония, и она проходила в Успенском соборе Московского Кремля и состояла из вручения регалий и таинства миропомазания.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А во дворце потом какая часть?
И.ФАИЗОВА – А во дворце проходила светская часть – это были поздравления, это официальные приемы, официальные обеду, балы.
К. БАСИЛАШВЛИ – Но там тоже был какой-то порядок, как все это разворачивалось.
И.ФАИЗОВА – Все разворачивалось в соответствии с протоколом также как и в наши дни. Церемония инногурации – это церемония светская и сближает ее с коронацией только что место проведения, она проходит, как вы хорошо знаете, в Андреевском зале.
К.ЛАРИНА – И больше ничего не сближает? А как же то, что мы называем парадом, то, что мы наблюдали на открытом пространстве на инногурации президента, Владимира Владимировича Путина, когда на плацу совершенно замечательно выступали кремлевские гвардейцы? Это было заведено, военное присутствие такое во время коронования?
И.ФАИЗОВА – Конечно, безусловно, парады проходили, но они проходили не на Соборной площади, потому что это сакральная площадь, они проходили на Ивановской площади, и не предполагались во время коронации.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Однако ж, мы сейчас вспоминаем об этих залах, думая, что ничего не прерывалось, и так всегда можно было по ним ходить и официальным делегациям, и президентам, и другим официальным лицам, скажем так, иногда и лицам простым вроде меня, которые туда попали.
К.ЛАРИНА – Ты уже не простое лицо, раз ты попала туда, ты уже лицо непростое, Басилашвили.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А что сказал Борис Николаевич Ельцин на своем юбилее, он сказал, что это впервые когда бывший президент России празднует свой юбилей в этих залах Кремлевских, то есть статус этих помещений, он всем известен и ощущается очень сильно. Но ведь долгие годы ничего этого не было. И Георгиевский зал, по-моему, не существовал, и Андреевский, я имею в виду советское время. Что там было?
И.ФАИЗОВА – Георгиевский зал существовал всегда с момента его создания.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть там ничего не сбивали, ни ордена…
И.ФАИЗОВА – Там ничего не сбивали, потому что это слава отечества.
К.БАСИЛАШВИЛИ – У нас со славой отечества, бывало, так распоряжались, что…
И.ФАИЗОВА – Давайте благодарить судьбу за то, что воинская слава России все-таки не была порушена в Советское время. В 30-ые годы XX столетия по проекту Иванова-Шица 2 орденский зала, Александровский и Андреевский действительно были реконструированы, превращены в зал заседания Верховного Совета СССР.
К.ЛАРИНА – Как скучно, да? Но они ничего там?
И.ФАИЗОВА – Эти залы памятны многим. И, к сожалению, эта культурно-историческая традиция и единство идейного замысла императора Николая I и Константина Андреевича Тона была нарушена.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Когда нас, журналистам, водили на экскурсии, нам показывали такие потаенные уголки, в которых, то есть они-то были известны, но простому советскому человеку туда попасть было невозможно, где члены верховного Совета всегда фотографировались, там какое-то есть небольшое пространство, в советское время реконструированное, и многие их совместные фотографии делались именно в этом помещении. Что это за помещение, не помните?
И.ФАИЗОВА – В Большом Кремлевском Дворце есть целый ряд помещений, которые…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Оно выглядит достаточно казенно.
И.ФАИЗОВА – Вы имеете в виду сегодняшние фотографии?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, советские. Были какие-то помещения, в которых существовали именно советские лидеры и там и официальные приемы проходили, и многие интерьеры мне вспомнились тогда по каким-то фотографиями советских времен.
ИФАИЗОВА – Мне неизвестны интерьеры, которые были кроме этих двух залов сильно изменены.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Может быть, это они и есть.
К.ЛАРИНА – Может быть, вы имеет в виду зал заседаний, потому что к нему примыкают помещения, не претерпевшие серьезных помещений.
К.ЛАРИНА – А в зале заседаний в то время менялись помещения?
И.ФАИЗОВА – Нет.
К.ЛАРИНА – Все оставалось таким как при бабушке?
И.ФАИЗОВА – Ряд кресел. Да, это был зал.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Я понимаю, Ирине все кажется обыденным, она там практически каждый день бывает.
И.ФАИЗОВА – Нет, не кажется.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет. Так откройте нам что-нибудь интересное.
И.ФАИЗОВА – Вы хотите казенные помещения открыть?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Любые. Давайте, может быть, про церемонии вспомним. Как проходило все? В каких залах? Как это располагалось? Где бал проходил, где танцевали, где можно было развернуться?
И.ФАИЗОВА – Мы опять возвращаемся к коронации. Вообще в день коронации шествие императора и императрицы начиналось с тронного места из Андреевского зала. Под звуки труб императорская чета проходила через анфиладу залов Александровский, Андреевский, Георгиевский, Владимирский, а затем попадала в Святые сени, это преддверие Грановитой палаты. Именно оттуда есть выход на Красное крыльцо. С Красного крыльца императорская чета спускалась на Соборную площадь и затем отправлялась к алтарю Успенского собора, где и проходило все действо. После этого императорская чета возвращалась во дворец, и давали обед. Он нередко проходил в Грановитой палате, и затем начиналась череда торжеств, приемов, они продолжались очень долго, несколько недель, а иногда и несколько месяцев, когда император принимал поздравления от разных чинов, от разных сословий, от разных национальностей и вероисповеданий.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Тоже там же, в Кремлевском Дворце.
И.ФАИЗОВА – Это все происходило в соответствии с протоколом в залах императорского дворца. На следующий день после коронации в Андреевском зале проходила церемония поздравлений, наследные принцы европейских держав сюда приезжали, вручали подарки, стол с регалиями с одной стороны, стол для даров с другой стороны. В каждом зале располагались подданные, в Александровом зале это были статские чины, это были дамы, в Георгиевском зале это, естественно, были военные чины, это были Георгиевские кавалеры.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть они не могли пересекаться?
И.ФАИЗОВА – Это была официальная церемония, поэтому как и в наши дни это все определялось определенным порядком.
К.ЛАРИНА – Статусом, положением.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А сейчас этот статус видимо тоже в соответствии с традиционными протоколами и в соответствии с историей, что, конечно же, тоже правильно, этот статус очень соблюдается. Опять-таки я вспоминаю юбилей Бориса Николаевича Ельцина, тогда тоже было очень много гостей, все происходило, по-моему, в Георгиевском зале, сложно мне вспомнить, но действительно гости эти не пересекались. Были группы близкие по интересам, скажем так, притом именно этот интерес протокол узнал намного заранее.
И.ФАИЗОВА – Конечно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Что, кстати, было для меня неожиданностью – никогда с этим не сталкивалась. Но как-то пересечь этот большой зал, пройти мимо президента или подойти и пожать ему руку было совершенно невозможно, хотя ты и приглашен. Это и есть протокол. То есть тот, кто сидит в другом конце этого огромного зала, узнать было невозможно.
К.ЛАРИНА – Не так сели. Избитое выражение.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Правильно, это и есть серьезный протокол, история которого уходит корням в далекое прошлое.
К.ЛАРИНА – Протокол – дело серьезное. Можно несколько вопросов задать от наших слушателей? «Может ли ваша гостья сказать, что находится в подземных помещениях Большого Кремлевского Дворца?» – спрашивает Борис.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А что есть такие?
К.ЛАРИНА – А что есть такие?
И.ФАИЗОВА – Большой Кремлевский дворец не имеет подземных помещений, все они предназначены для работы, это служебные помещения.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Значит, все-таки есть?
И.ФАИЗОВА – А существующие помещения, их около 700, предназначены для работы сотрудников.
К.ЛАРИНА – «Отличаются ли интерьеры залов кремлевского дворца от первоначального дореволюционного варианта» – спрашивает Елена.
И.ФАИЗОВА – И собственная половина и парадная сохранены в первоначальном виде, и в этом уникальность Большого Кремлевского Дворца. Это уникальный историко-художественный комплекс, который позволяет увидеть интерьер дворцовый середины XX века. Те залы, о которых мы уже говорили, были восстановлены в прежнем виде, в соответствии с указом Бориса Николаевича Ельцина от 2 августа 1994 года. Первый прием Российского президента 12 июня 1999 года дал по случаю дня независимости.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Понятно. Слава богу, что все это восстановилось.
К.ЛАРИНА – А в Георгиевском зале и церемония награждения сегодня проходит, да?
И.ФАИЗОВА – В соответствии с протоколом используются залы.
К.ЛАРИНА – То, что мы наблюдаем по телевидению, там естественно ряды кресел там стоят, но при этом…
И.ФАИЗОВА – Они не стоят там.
К.ЛАРИНА – Вот. Их специально ставят?
И.ФАИЗОВА – Их специально ставят. Это передвижная мобильная мебель.
К.ЛАРИНА – А так абсолютно открытое пространство, да?
И.ФАИЗОВА – Абсолютно открытое пространство.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ирина, у меня такой вопрос. Вы являетесь сотрудником музеев Московского Кремля и в тоже время мы знаем, что в Большом Кремлевском Дворце проходят всякие официальные церемонии, все-таки что это? Музей, государственное учреждение, резиденция? Какой статус сегодня имеет это здание?
И.ФАИЗОВА – Я начала с того, что Большой Кремлевский Дворец – это парадная резиденция российского президента, где проходят приемы на самом высоком уровне, определенный протокол.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А как музеи Кремля делят территорию с администрацией?
И.ФАИЗОВА – Музеи Кремля не могут делить территорию с администрацией, они не могут претендовать на …
К.БАСИЛАШВИЛИ – Охранение исторических залов как-то же происходит. Там же есть какие-то ценные предметы того времени. Беспокоиться о них могут музейщики.
И.ФАИЗОВА – А вы думаете, Российский Президент не может об этом беспокоиться?
К.ЛАРИНА – Ему некогда.
И.ФАИЗОВА – Это дело сотрудников парадной резиденции, у которой тоже есть свои ответственные.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А такого рода экскурсию виртуальную можно провести с помощью интернета? У вас есть на вашем сайте экскурсии именно по Большому Кремлевскому Дворцу, чтобы посмотреть, как выглядят эти залы, в которые как говорит Ксюша, «простому смертному попасть невозможно».
И.ФАИЗОВА – Поскольку Большой Кремлевский Дворец не относится к музею, он относится только к резиденции, это вне нашей компетенции.
К.ЛАРИНА – То есть у нас сегодня уникальная возможность заглянуть туда с вашей помощью.
И.ФАИЗОВА – В какой-то степени да.
К.ЛАРИНА – Поскольку у нас совсем мало времени осталось, все, что вы еще хотели дополнить из того, что рассказали, может быть, ваши собственные пожелания, на что бы вы хотели обратить внимание наше и наших слушателей?
И.ФАИЗОВА – Разговор о Большом Кремлевском Дворце, конечно же, неисчерпаемый, потому что каждая палата и древняя и новая имеет свою историю, свое великолепие, я могу сказать только то, что Большой Кремлевский Дворец воспринимается как удивительный памятник и сколько бы раз человек не поднимался по лестницам Большого Кремлевского Дворца, я думаю, это всегда будет как в первый раз, это всегда будет потрясающее впечатление, потому что это памятник нашей истории, это наша традиция, зародившаяся еще в глубокой древности. Именно здесь, в Юго-западной части Кремля со времен Ивана Калиты располагались официальные апартаменты глав светской власти.
К.ЛАРИНА – Экскурсии не проводятся там?
И.ФАИЗОВА – Экскурсии бывают в Большом Кремлевском Дворце в соответствии с распоряжениями коменданта Кремля.
К.ЛАРИНА – То есть через них, если что.
И.ФАИЗОВА – Да, большой Кремлевский Дворец в ведении комендатуры Кремля.
К.ЛАРИНА – Ну что, мы должны уже заканчивать. Ксения Басилашвили с чем сегодня выступает, с каким шедевром?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Я брожу по очень интересной выставке, посвященной Российским императорам в Одностолпной палате Успенской звонницы, там посмотрела ряд интересных предметов, принадлежавших императору.
К.ЛАРИНА – А нам остается поблагодарить нашу гостью Ирину Фаизову, старшего научного сотрудника музеев Московского Кремля, которая как могла все, что нам было позволено сказать, мы сказали, провела экскурсию по Большому Кремлевскому Дворцу. Спасибо.
И.ФАИЗОВА – Спасибо за внимание.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Эти предметы вы сможете найти на выставке к 200-летию Оружейной палаты в зале Успенской звонницы. Но не думайте, что обнаружить их будет легко. Ни драгоценными камнями, ни обилием золота, даже размером эти вещи не отличаются. Интересны они в первую очередь своим владельцем. А принадлежали наши герои Александру I и до 1917 года наборы личных вещей императоров открывали парадную экспозицию Оружейной палаты. Позже по причинам, которые объяснять не стоит – все и так понятно – их списали в фонды, лишь изредка показывая на временных экспозициях. Так что в таком полном составе кабинетные вещи Александра I демонстрируются впервые. И если в иных предметах искусства прикладного и ювелирного мы восхищаемся тонкой работой мастеров, то здесь она сама собой отходит на второй план. Как специально отмечено в специальном юбилейной каталоге, цитирую, все предметы демонстрируют сдержанность, доведенную до аскетизма, воспитанные строгой бабушкой Екатериной в спартанских традициях, Александр в быту не привык роскошествовать и потому ножик для разрезания бумаг всего лишь стальной, циркуль медный, ничего лишнего. Ну а бронзовым колокольчиком не удивишь – такие не трудно было найти в любом дворянском доме. А вот такого лорнета ни у кого не было. Стеклышко у него разбито, и футляр тоже поломан. Известно, что император плохо видел, но очки не признавал, как свидетельство вольнодумия, и он и его придворные пользовались лорнетами, очки были строго запрещены. По воспоминаниям современников в войне Александра с оптикой побеждала всегда последняя. Свой лорнет он прятал в рукав мундира и частенько ронял его и разбивал, но окружение, конечно, было осведомлено о слабости своего господина и, не исключаю, этим пользовалась, пока барин не видит.