Купить мерч «Эха»:

Итальянцы в России: ткани, архитектура, дипломатия - Зельфира Трегулова, Инна Вишневская, Александр Гришенков - Кремлевские палаты - 2004-12-18

18.12.2004

К.ЛАРИНА – Мы сегодня работаем в передаче «Кремлевские палаты» в большой студии, поскольку у нас сегодня народу много. Во-первых, говорю еще раз привет Ксении Басилашвили. Ксюша, здравствуй.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день.

К.ЛАРИНА – Ну, давай, сразу представь тогда наших гостей.

К.БАСИЛАШВИЛИ – С удовольствием. Наши гости сегодня расскажут все о взаимоотношениях Италии и Московского государства, как это было, а узнать, как это было можно на прекрасной выставке, которая только официально открылась вчера в залах Успенской звонницы Кремля и, уже начиная с сегодняшнего дня, ее можно посетить, посмотреть. Итак, сегодня в нас в гостях заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по выставочной работе Зельфира Трегулова. Инна Вишневская, заведующий сектором тканей Оружейной палаты и Александр Гришенков хранитель фонда архитектуры Музеев Московского Кремля. И говорим мы о новой выставке.

К.ЛАРИНА – Добрый день, уважаемый гости. Во-первых, хочу уже вас обрадовать, наверное, поскольку сегодня с самого раннего утра, вот с 9 часов, как только я заступила на вахту, на пейджер к нам слушатели шлют вопросы - расскажите нам про выставку Италии, расскажите нам про выставку Италии… Так, что мы их томили очень долго, вот вы дождались своего часа, уважаемые друзья, обращаемся к нашим слушателям. У вас будет возможность задать вопросы нашим гостям, но для начала мы должны выполнить все наши торжественные ритуалы, рассказать о подарках и призах, да, Ксюш? Что мы сегодня отдаем?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сегодня мы в качестве главного такого подарка, дозвонившемуся и ответившему на наш вопрос по телефону, мы отдадим книгу, посвященную истории Москвы. Называется она «Истории московских улиц». Автор ее Владимир Муравьев. «Святая дорога». Книгу нам эту предоставило издательство «Эксмо». Ее, кроме того, можно ее приобрести и магазинах. Ну, а вот такой бонус, активному участнику нашей игры. Кроме того, в эти же одни руки победителя уйдет еще и кассета «Сокровища Московского Кремля». Видео, которое рассказывает от работах ювелирной мастерской Карла Фаберже, а так же, естественно, без этого нельзя никак, каталог новой выставки «Италия и Московский двор».

К.ЛАРИНА – Что мы должны сделать, для того, чтобы получить эти прекрасные призы?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Для этого надо ответить на вопрос, который, ну естественно, связан с замечательной этой страной. В какой палате древнего кремлевского дворца, построенного, ну, конечно же, итальянскими архитекторами, располагался тронный зал?

К.ЛАРИНА – Всего-то? Пожалуйста, 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы», пожалуйста, отвечайте на этот вопрос. Я так понимаю, на этот же вопросы мы ответим и по телефону во второй части нашей передачи.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. И наши победители, который ответят правильно на этот вопрос на пейджер, они получат каталоги, о них мы расскажем еще позже более подробно, этой выставки в Успенской звоннице Московского Кремля.

К.ЛАРИНА – Как бы вы не хотели, уважаемые гости, я обязана задать вам наш традиционный первый вопрос. Ваш любимый экспонат, или ваш любимый шедевр, связанный именно с этой выставкой. Вот, у кого есть желание на этот вопрос ответить, тот это и сделает. Пожалуйста. Инна.

З.ТРЕГУЛОВА – Знаете, у меня, наверное, тоже традиционный ответ. Все вещи любимые.

К.ЛАРИНА – Так все отвечают. Но все равно, в итоге, называют кое-что любимое.

И.ВИШНЕВСКАЯ – А можно я немножко о другой стране расскажу? Поскольку я храню ткани не только итальянские, но и турецкие…

К.ЛАРИНА – Пожалуйста. Вот ваша гордость какая?

И.ВИШНЕВСКАЯ – Это гордость, да. Это гордость моя, это гордость музея в целом, это небольшой фрагмент ткани с очень редким узором. Сочетание полумесяцев и корон. Этот маленький кусочек был куплен нашим бывшим, конечно, сотрудником, он был заведующий сектором тканей в начале 20 века, Владимиром Карловичем Клейном. Он был куплен этот кусочек ткани. Подарен музею, а когда он аннотировал, он написал – ткань редкая. И больше ничего. Потому, что в то время не было публикаций по тканям, было очень сложно определить. А сейчас известно, что это редчайший образец турецкого ткачества середины 16 века. И я этот кусочек очень-очень люблю.

К.ЛАРИНА – Ну, а какой шедевр нам Ксюша сегодня предложит на рассмотрение?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я, с помощью, Инны Исидоровны, внимательно рассмотрела замечательную ткань, она же замечательное произведение. То есть, все в одном. Это и история ткани, которая прожила большую жизнь и дожила до наших времен, что вообще уникально для ткани… У нас такое ощущение… мы наши вещи просто выбрасываем, да? Поносили и выбросили. Раньше все было совершенно по-другому.

К.ЛАРИНА – У наc остается 4 минуты до перерыва, до новостей. Наверное, нужно передать слово Зельфире Трегуловой для того, чтобы она такой краткий обзор сделала. Именно вот итальянской выставки, Чтобы знать, на что ориентировать наших слушателей. Да? Пожалуйста.

З.ТРЕГУЛОВА – С удовольствием. Эта выставка – третья выставка из цикла диалог культур. Выставочного цикла, который Музей Кремля показывает в своих стенах уже третий год. Первая выставка была «Немецкое серебро в Кремле», вторая «Россия – Британия 450 лет установления дипломатических отношений», сейчас – «Италия и Московский двор». Мы постарались на материале, очень редком, редком не только в собрании наших музеев, но и в собраниях вообще европейских музеев, показать один очень важный для взаимоотношений России и Италии, для культурных связей России и Италии период. Период со второй половины 15 века, с момента приезда в Москву Софьи Палеолог, последней византийской принцессы, воспитывавшейся при дворе Папы Сикста VI, и ставшей потом супругой Ивана III, и до конца 17 века. То, что осталось от этого периода, что знаменует собой непростую историю развития этих отношений, это, в первую очередь, роскошная коллекция итальянских тканей, которая сохранилась в музеях Московского Кремля. Поверьте мне, подобной коллекции нет ни в одном музее мира, и вчера посол Итальянской республики, господин Факобонетти, открывавший эту выставку, был поражен и не мог скрыть своего восторга, даже в своем выступлении. Он просто восклицал - Как вам это удалось сохранить, несмотря на все потрясения, на польское нашествие, на войну 1812 года, на пожар Кремля. Поскольку в Италии, действительно, подобного рода коллекций нет.

К.ЛАРИНА – А как вы ответили на этот вопрос его?

З.ТРЕГУЛОВА – Ну, как… вы знаете, это вообще тот вопрос, который задают все люди, которые сталкиваются с богатством нашего собрания. На Руси была традиция в Патриаршей ризнице и в сокровищнице московских царей, очень тщательно и аккуратно хранить все сокровища, вести четкую опись. И в ситуации, как бы, опасной, принимать меры для того, чтобы это сохранилось. Это действительно передавалось из поколения в поколение, и каким-то образом, вот, не переплавлялось, не уничтожалось, как это было в период революции. Ну, может быть, одно из объяснений - революция у нас произошла слишком поздно. Ну, это, как бы, наверное, шутка, но все равно.

К.ЛАРИНА – Инна Исидоровна не согласна…

З.ТРЕГУЛОВА – Да. Инна Исидоровна не согласна. Ну, может быть тогда вы откомментируете?

И.ВИШНЕВСКАЯ – Я хочу сказать, что сокровища патриаршей ризницы, второго хранилища на территории Московского Кремля, были переданы под, кстати, опеку государства, именно в 1918 году. После того, как ограбили патриаршую ризницу. И вот тогда эти сокровища были переданы, чтобы они были сохранены до нашего времени.

З.ТРЕГУЛОВА – Но, тем не менее, это все-таки было начало 20 века, а те утраты, о которых я говорила… Ну, например, то же самое английское серебро, которое на родине Кромвеля было переплавлено, а у нас это сохранилось. То же самое немецкое серебро, поразительное…

К.ЛАРИНА – А вот человеческий фактор, он насколько значим в истории сохранности всех этих шедевров?

З.ТРЕГУЛОВА – Ну, это уже играло, наверное, роль после революции, я думаю…

И.ВИШНЕВСКАЯ – Вы знаете, мне кажется, это всегда имело место. Потому, что, ведь то, что привозили, это был в какой-то степени вкус государства и правителей. И сохраняли это все, как казну государства, так, что личностный фактор был всегда

З.ТРЕГУЛОВА – Ну, вот, эта коллекция тканей является основой этой выставки, она представлена не в отдельных фрагментах, как это можно увидеть в большинстве европейских музеев, а в замечательных произведениях декоративно прикладного искусства. Это сакосы, филонии, домашние кафтаны русских патриархов и парадные одеяния русского государя. Это платна Петра Первого. Одно из двух сохранившихся до наших дней парадных одеяний русских царей до перехода на западную моду.

К.ЛАРИНА – Ну, что у нас сейчас перерыв на новости. Потом мы заглянем за кремлевскую стену и дополним сообщения наших гостей. Это сделает Ксюша Басилашвили. И во второй части передачи мы успеваем принять телефонный звонок с правильным ответом, и будем отвечать на ваши вопросы, все, что вас интересует по поводу итальянской выставки в Кремлевских палатах.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Напоминаю телефон прямого эфира 203-19-22. Именно по этому телефону вы сейчас ответите на вопрос, который Ксюша еще раз вам задаст.

К.БАСИЛАШВИЛИ – С удовольствием. Итак, в какой палате древнего кремлевского дворца, построенного итальянскими архитекторами, располагался тронный зал? Тот, кто ответит, получает в подарок книгу Владимира Муравьева «Святая дорога», об истории московских улиц, каталог выставки «Италия и Московский двор» и видео кассету, которая рассказывает о подарках ювелирной фирмы Карла Фаберже.

К.ЛАРИНА – Ну, давайте. Слушаем. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Здравствуйте. Меня Татьяна зовут. Я думаю, что это Грановитая палат.

К.ЛАРИНА – Совершенно верно. Татьяна, вы из Москвы?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Да

К.ЛАРИНА – Хорошо, мы вас поздравляем, оставляйте свои телефоны, и вы получаете замечательный подарок как раз ко всем новогодним праздникам. А я добавлю, что наши победители еще есть, которые отвечали на пейджере, на наш вопрос. Анна, телефон 214, Ирина 399 и Татьяна из города Дзержинска, телефон 25 – первые две цифры. Ну, а мы дальше пойдем на экскурсию по итальянской выставке. Напомним только, что свободен пейджер теперь для ваших вопросов потому, что, наверняка, вас что-то конкретное интересует, воспользуйтесь моментом, 974-22-22, для «Эхо Москвы». Я еще раз назову наших сегодняшних участников программы Зельфира Трегулова, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по выставочной работе. Инна Вишневская, заведующий сектором тканей Оружейной палаты и Александр Викторович Гришенков, хранитель фонда архитектуры. Поскольку Александр Викторович у нас молчит до сих пор, давайте мы уже обратимся к нему, тем более, что Александр Викторович изъявил желание рассказать и о своем любимом экспонате. Да?

А.ГРИШЕНКОВ – Да. Из вещей, выставленных на выставке, мой самый любимый экспонат это латинская плита. Это совершенно уникальнейшее произведение искусства. Эта плита висела, я подчеркиваю, висела в течении 400-сот лет на Спасской башне. Это единственная в России плита с латинским текстом. И это первый памятник монументального искусства, где был изображен титул Государя всея Руси, с перечислением всех его регалий, названий. Эта плита была высечена по распоряжению итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари в память завершения постройки кремлевской цитадели и в память завершения постройки трех главных башен. Спасской, Никольской и Константино-Еленинской. Плита, к сожалению у нее была трагичная судьба. Как я уже сказал, 400 лет она просуществовала, затем, в советское время, предположительно где-то в конце 30-х годов кому-то не понравился текст этой башни и ее было велено сбить. Успели сбить ее великолепную, изящную рамку, и так же старательно сбивали текст. Дальше, вероятно, ну, это достаточно сложная процедура сбивания текста, вероятно, люди устали, или просто не хватало времени, и тогда начальство предложило другой способ – ее просто забелили, в два слоя. И в первую послевоенную реставрацию в 1949 году. Когда побелку смысли, выяснилось, что плита практически изуродована и уже, так сказать, не представляет… То есть, практически текста не осталось. И тогда плита была заменена копией, сейчас на Спасской башне висит копия. Эту копию выполнял белокаменщик Яковлев Борис Григорьевич, в 1949 году, а у нас в фонде хранится этот уникальнейший экспонат.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А почему на латинице надпись сделана? Вы сказали, что это единственная…

К.ЛАРИНА – А что написано, я так и не поняла, такое крамольное?

А.ГРИШЕНКОВ – Ничего крамольного не написано, но было написано латинскими буквами, это латинский текст и это начальству не понравилось. Что это не русский.

К.ЛАРИНА – А! И тогда те же проблемы!

З.ТРЕГУЛОВА – Еще с указанием всех титулов Государя Всея Руси

К.БАСИЛАШВИЛИ – А почему латиницей?

А.ГРИШЕНКОВ – Потому. что эту плиту выполнял… Ну, естественно не сам, а его подмастерья, итальянский зодчий.

К.ЛАРИНА – Она здесь есть в каталоге?

А.ГРИШЕНКОВ – Есть.

К.ЛАРИНА – Какая страница? Скажите мне, я посмотрю.

И.ВИШНЕВСКАЯ – Номер 44.

К.ЛАРИНА – Сейчас я найду. А то, что касается, что сейчас называется совместными проектами, архитектурными. Российско-итальянскими. Вот, что для вас наиболее интересно, если говорить об аудитории. Что самое интересное, чтобы об этом рассказать? Александр Викторович?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ты имеешь в виду то, что представлено на выставке?

К.ЛАРИНА – Да.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот меня лично поразило, и мне бы хотелось, чтобы об этом тоже рассказал наш гость, это остатки Чудова монастыря. Я, честно говоря, даже удивлена, как это все сохранилось. Потому что я понимаю, что все, наверное, вычищалось до остатка. Чтобы никаких следов, скажем так, вражеской религии не оставалось на территории. Каким образом это сохранилось и что это дает для понимания облика кремлевского до 17-го года?

А.ГРИШЕНКОВ – А в Кремле издревле существовали два монастыря. Вознесенский, девичий и мужской – Чудов. Они располагались на той территории, где сейчас находится административный корпус. Чудов монастырь был основан митрополитом, святым митрополитом Алексием, в 1465 году. И оба монастыря были снесены в 1929-ом году. Но перед сносом, сотрудники реставрационных мастерских, в том числе и музейные работники успели изъять из кладки главного собора Чудова монастыря, а именно, собора Чуда Архангела Михаила, детали северного портала, белокаменного и так же детали терракотового портала – южного. Этого собора. Поэтому они были сохранены. И в дальнейшем, благодаря также усилиям музейных работников, в частности, был совершенно замечательный человек Померанцев Николай Николаевич, который потом и пострадал за свою решительную деятельность. Он писал совершенно отчаянные письма во все инстанции, и в результате, конечно, был арестован, но, к счастью, потом выжил. И вот, благодаря усилиям музейных работников, эти вещи были сохранены. Сейчас они хранятся в нашем фонде и в будущем они так же будут выставляться, наверное, в разных экспозициях и последующие хранители так же будут их хранить.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Выставка это еще и возможность понять как, на каком уровне, с каким освещением и вообще в каких красках проходила в Кремле церковная служба. Вот, меня это вчера поразило. Потому, что, конечно, там много очень представлено облачений высших иерархов церкви. Это патриаршая одежда, и как раз, вот ткани привозились из Италии. Почему из Италии? У нас не выполняли такие ткани?

И.ВИШНЕВСКАЯ – Совершенно верно, до 18 века, до времени Петра Первого, в России не было налаженного производства драгоценных тканей, а именно так назывались парчовые ткани, бархатные. Их привозили, из стран Востока, из Италии. Из Италии не случайно. Потому, что Италия была крупнейшим и долгое время единственным производителем вот такого уровня тканей. И, конечно, русский двор, особенно в 17-ом веке, когда большое значение придавалось внешнему оформлению всех церемоний, они любили итальянские ткани. Ткани, в которых превалировал цвет золота, любимый цвет русского двора.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А что он символизировал?

И.ВИШНЕВСКАЯ – Ну, он с Византии, с византийских времен. Символизировал власть, прежде всего. И в придворной жизни, в светской жизни, и, наверное, в церковной жизни тоже. И надо еще сказать, что в средние века. В 16-17 веке не было деления тканей на ткани церковные и ткани светские. И одни и те же ткани использовались и для облачений, архиерейских облачений. И для одежды царской.

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть, выбросить такую ткань было просто невозможно.

И.ВИШНЕВСКАЯ – Невозможно.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ее хранили в казне, я так понимаю…

И.ВИШНЕВСКАЯ – Совершенно верно.

К.БАСИЛАШВИЛИ – И относились к ней, как к ювелирному изделию, как к чему-то очень дорогому.

И.ВИШНЕВСКАЯ – Это действительно дорогое, потому, что это был, по-видимому, самый дорогостоящий привозной товар. Косяк ткани стоил 60 рублей, по материалам начала 17 века. А привезенные в это же время, в это же посольство, часы, стоили 15 рублей всего лишь. Так что вы можете сравнить цены.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А как появлялись эти ткани в Москве, непосредственно в Кремле? На чем их привозили, кто занимался заказами…

И.ВИШНЕВСКАЯ – Иногда заказами занимался даже царский двор. А вообще это привозили по заказам московских царей. Привозили иностранные купцы, привозили русские купцы, и послы, прежде всего, потому, что у нас коллекция привозных тканей, как раз это коллекция еще и посольских даров. Можно сказать так. Но, поскольку с Италией у нас не было таких тесных отношений, то, в основном, итальянские ткани привозили купцы русские и купцы английские, немецкие.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот мы сейчас, как раз в нашем вопросе говорили о Грановитой палате, где располагался, в том числе, и тронный зал, но вот, если мы представим в таких вот тканях, привезенных из Венеции, из других городов, республик Италии тканях, в облачениях, вот какая цветовая гамма возникала в этом месте?

И.ВИШНЕВСКАЯ – Я думаю, что цвет золота, прежде всего. И красный. Красно-золотой.

К.ЛАРИНА – Друзья мои, пока вы тут беседуете мирно, я листаю каталог выставки «Италия – Московский двор» и вижу, что здесь кроме тканей и каких-то фрагментов архитектурных сооружений, огромное количество и монет, даже есть оружие, есть предметы утвари, есть гравюры. Вот об этом немножечко давайте мы расскажем. Пожалуйста.

З.ТРЕГУЛОВА – Да, действительно, для того, чтобы раскрыть эту тему, мы решили опираться не только на собственное собрание. А из нашего собрания, как я уже говорила в основном это ткани и фрагменты архитектуры, но и привлечь другие музеи, архивы. В первую очередь, что представляет действительно особый, исключительный интерес, и что впервые показывается на выставках, это уникальные верительные грамоты послов итальянских городов, которые мы нашли в Российском государственном архиве древних актов. Мы долго пытались найти виды итальянских городов, возможно ранние, близкие вот к тому облику этих городов и крепостей, какими они были во времена архитекторов-итальянцев, работавших в Кремле. Мы постарались, мы обратили в Государственный Эрмитаж, но, к сожалению, там нам удалось найти только портреты Пап или дожей венецианских, а нужные нам графические листы с видами итальянских городов мы нашли, буквально через дорогу от нашего музея в фондах Музея архитектуры имени Щусева. Очень помогли нам для раскрытия нашей темы и, как бы, начального момента в раскрытии нашей темы, связанного с Софьей Палеолог, сотрудники музея Троице-Сергиевой Лавры в Загорске. Из этого музея происходят два уникальных памятника шитья, созданных в мастерской Софьи Палеолог, под ее руководством и, может быть, при ее непосредственном участии. Эти два редчайших фрагмента были вкладом Софьи Палеолог в Троице-Сергиеву Лавру. Самое, как бы, святое место на Руси. И этот вклад был так же связан и с молением о чадорождении. И надо сказать, что в общем, в результате то, о чем молили, было ниспослано этой чете.

К.ЛАРИНА – Ну и еще об архитектуре, все-таки хочу понять. Может быть, опять же, Александр Викторович нам скажем, много ли вообще построили итальянские архитекторы вот у нас в Кремле?

А.ГРИШЕНКОВ – Ну, прежде всего, я хотел бы коснуться такой замечательной личности, как Иван III. Обычно мы говорим Давид-строитель. Но здесь можно сказать совершенно уверенно, что именно Иван III был выдающимся строителем потому, что за 40 лет его великого княжения, был практически перестроен весь целиком Кремль. Это и стены, и башни, и огромный дворец, который занимал практически половину Кремля. Это и замечательные соборы и большинство из них сохранилось до нашего времени. Ну, естественно, с последующими переделками.

К.ЛАРИНА – Это итальянцы все строили?

А.ГРИШЕНКОВ – Строили в основном итальянцы. Итальянские зодчие построили этот колоссальный великокняжеский дворец. Ну, мы привыкли, к представлению, что дворец это некий такой единый объем, но великокняжеский дворец был построен по древнерусскому хоромному принципу, как строились деревянные постройки жилого зодчества древней Руси, то есть он представлял собой ряд палат… ну, как бы, отдельные кубики, поставленные на общий подклет….

К.ЛАРИНА – Александр Григорьевич, простите, вы нам сейчас как специалист все это рассказываете, я хочу вот понять самое главное, вот принцип вот это работы с иноземными архитекторами. Это какой-то был заказ, какой-то эскиз делался русскими живописцами, да? Или это вот как итальянцы решили, что вот будем строить именно так и все. Или как-то это учитывается? Культурные традиции страны…

А.ГРИШЕНКОВ – С одной стороны это, конечно, был социальный заказ. По крайней мере, первым итальянским зодчим. Совершенно четко и вот Аристотелю Феорованти был указан образец Владимирский Успенский собор.

К.ЛАРИНА – То есть, был рисунок, или как?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Он туда ездил.

З.ТРЕГУЛОВА – Сам памятник.

А.ГРИШЕНКОВ – Да. Его послали во Владимир. И он, как раз, отталкиваясь от образца и построил Кремлевский Успенский собор. Но в дальнейшем, уже где-то ближе к концу 15 века итальянцы стали, вероятно воля заказчика ослабела. Потому, что стали появляться уже…

К.ЛАРИНА – Вольности.

А.ГРИШЕНКОВ – Да. Уже вольности. Постройки, которые с одной стороны как бы подражали каким-то общим русским канонам, а с другой стороны это были чисто итальянские вещи. Ну, вот, например, уцелевшая Грановитая палата – это единственная палата огромного дворца, которая дошла до нашего времени. Это чисто итальянское паллацио, украшенное роскошнейшей рустовкой, в науке это называется бриллиантовый руст. Потому, что это было подражание граням бриллиантов. Так же, Архангельский собор. Это в общем-то итальянское паллацио, которое где-то очень отдаленно подражает Успенскому собору, но в целом это чисто итальянское произведение. Так же и стены и башни, это в общем-то повторение Миланского замка. В том числе и знаменитые зубцы, имеющие форму ласточкиного хвоста.

К.ЛАРИНА – А у них там есть какой-нибудь привет из России? В Венеции, допустим?

А.ГРИШЕНКОВ – Нет.

К.ЛАРИНА – Нету?! Вопросы от наших слушателей. Возвращаемся к тканям. У нас уже пошли последние минуты нашей программы. «Скажите, пожалуйста, из каких городов Италии поступали в Россию эти ткани?», - спрашивает Александр.

И.ВИШНЕВСКАЯ – Венеция, Флоренция и Генуя.

К.ЛАРИНА – Очень просят назвать цену каталога итальянской выставки.

З.ТРЕГУЛОВА – 600 рублей.

К.ЛАРИНА – Если на выставку попадете, можно там этот каталог купить.

З.ТРЕГУЛОВА – Конечно. И не только каталог. Мы сделали замечательные сувениры к этой выставке. Шарфики, сумочки, косметички, взяв за образец те или иные экспонаты на выставке.

К.ЛАРИНА – Это итальянские делали дизайнеры?

З.ТРЕГУЛОВА – Нет. Это делали в России, просто рисунок взят с той или иной ткани, представленной на выставке.

К.ЛАРИНА – «Как можно попасть на выставку «Италия – Московский двор» частному посетителю?», - спрашивает Валентин.

И.ВИШНЕВСКАЯ – Ну, вот, в связи с…

К.ЛАРИНА – Только группе, да?

И.ВИШНЕВСКАЯ – Нужно все-таки подойти и подождать пока будет группа. Если ты отдельный посетитель… Или заказать, наверное, экскурсию.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, вот, к сожалению, сейчас, это наверное, сейчас мы обращаемся к тем, кто занимается охраной Кремля в целом, не только музеев. К сожалению, сейчас допуск посетителей в музеи Кремля очень затруднен. Одиночным посетителям. Действительно, приезжают люди из других городов и в одиночку им сейчас нельзя просто купить билет и спокойно пройти, как это можно было несколько месяцев еще тому назад. Только в составе экскурсии, на экскурсию нужно записываться заранее. Вот, к сожалению, такая ситуация, надеемся, что она исправится.

З.ТРЕГУЛОВА – Это по территории. В Оружейную палату вход единичным посетителям возможен

К.ЛАРИНА – До какого числа выставка?

З.ТРЕГУЛОВА – До 1 марта.

К.ЛАРИНА – А, есть еще время. Я просто задаю последний уже вопрос, как вы поняли, поскольку у нас еще впереди рубрика, которая завершает нашу программу, рубрика Сергея Бунтмана. На этом мы прощаемся с нашими гостями и еще раз приглашаем вам на выставку «Италия и Московский двор». Спасибо вам большое.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024