Купить мерч «Эха»:

Виктор Лошак - Без дураков - 2009-04-28

28.04.2009
Виктор Лошак - Без дураков - 2009-04-28 Скачать

СЕРГЕЙ КОРЗУН: Всем привет, Сергей Корзун – это я. Мой сегодняшний гость всегда элегантный, правильный, чуть иронично улыбающийся главный редактор "Огонька" Виктор Лошак. Добрый вечер, Виктор.

ВИКТОР ЛОШАК: Добрый вечер, Сергей.

С. КОРЗУН: На самом деле образ правильный нарисовали наши эксперты. Скажу в самом начале программы. Если Виктор Григорьевич не слушает эту программу, то здесь есть такие домашние заготовки. Вот плохих слов чего-то не сказали никто из наших опрошенных. Но к этому, наверное, чуть позже Виктор Лошак, Андрей Лошак. Вот цитируемость сына, наверное, на просторах интернета выше, чем цитируемость отца. Так и должно быть?

В. ЛОШАК: Сергей, это мой племянник, во-первых.

С. КОРЗУН: Племянник, да, прошу прощения.

В. ЛОШАК: Это тот случай, когда любое опережение – это счастье для обоих.

С. КОРЗУН: Ну, есть творческое соревнование то?

В. ЛОШАК: Ну, это сложно назвать творческим соревнованием. А все-таки Андрей телевизионный репортер. И я с огромным интересом слежу за всем, что он делает. Порой получаю огромную радость от честности его работы. А вот последний его фильм о таджикских гастрабайтерах, прошедший в эту субботу мне доставил просто журналистское наслаждение, честно сказать.

С. КОРЗУН: Говорите что-нибудь по-родственному племяннику?

В. ЛОШАК: Вы знаете, вообще, он никогда не собирался быть журналистом в юности. Понятно было, что гуманитарий, ну, вот дядя, да, журналист. Он пошел по этой линии. А так все получилось интересно и здорово. Ну, у меня еще и дочка журналистка. Тоже на телевидении работает, она ведет программу об искусстве на канале Культура. Об изобразительном искусстве на канале Культура.

С. КОРЗУН: Еще кто-нибудь из Лошаков есть в журналистике? Замечен?

В. ЛОШАК: Нет, это было бы уже ту мач, конечно. Потому что моя жена, она очень тяжело относится к журналистике, она считает эту профессию подозрительной. И то, что ее окружают вокруг одни журналисты, это, конечно, ей наказание за недоверие к нашей профессии.

С. КОРЗУН: А чем сейчас Марина занимается? В 2003м году на последней информации, которую… Я, к сожалению, сегодня без очков, поэтому мало информирован, наткнулся. Это закрытие галереи. Вернее, уход Марины из галереи СБС Агро.

В. ЛОШАК: Нет, у нее сейчас очень успешная галерея на винзаводе. Таком культовом сегодня месте. Галерея называется Проун. О ней много пишут. И каждая ее премьера этой галереи всегда вызывает много рецензий. Всяких откликов, много гостей. Так что она как бы вполне в своей тарелке.

С. КОРЗУН: Виктор Лошак, гость программы "Без дураков" на "Эхе Москвы". Ну, давайте к экспертам обратимся. Это Андрей Васильев сначала.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ: Я, наверное, первый раз с ним столкнулся, когда работал в "Собеседнике". Я написал чудесную заметку про волка. И на редколлегии очень хвалил. А поскольку человек он был такой стремный как бы, как выяснилось. Потому что из Одессы, еще и еврей. И вот на меня с очень неодобрением смотрели, что я так его хвалил. Надо сказать противную тему, когда не понятно, то ли писать ради советской власти, то ли писать ради неизвестно кого. Действительно для журналистов это было тяжелое время, и Витя очень достойно его проходил. Даже мы же вместе работали в газете "Московские новости", которая, в общем, теперь уже я понимаю, была с одной стороны, достаточно оголтелая, с другой стороны, достаточно непоследовательная. Ну, потому что в настоящей журналистике мало кто чего понимал. Т.е. никто ничего не понимал. И вот я помню, что Витя очень достойно держал интонацию. Просто интеллигентный человек.

С. КОРЗУН: Андрей Васильев. У Вас какие-то сложные, такие почти родственные уже с Андреем, судя по всему, отношения на протяжении журналисткой жизни.

В. ЛОШАК: Ну, да, вот существуют некие орбиты в жизни. Эта жизнь нас свела, как Андрей сейчас сказал в "Собеседнике" советских времен. Потом в "Московских новостях" перестроечных времен. Вот прошло время и сейчас я работаю вместе с журналом "Огонек" в издательском доме "Коммерсант", где Андрей, как известно, является шеф-редактором, т.е. самым главным журналистским начальником этого дома.

С. КОРЗУН: Ну, смены декораций не было. В "Московских новостях" Вы еще тогда не были начальником, Андрей, он, по-моему, раньше ушел. Или был?

В. ЛОШАК: Нет, мы просто в "Московских новостях" разболтали как бы по разным департаментам. Андрей занимался культурой, потом в отделе информации. А я работал, тоже был сначала репортером. Потом руководил отделом экономики.

С. КОРЗУН: А заметку ту помните о волке, которую Андрей Васильев…

В. ЛОШАК: Конечно, это замечательная была история. Я часто ее вспоминаю. Это очень поучительная была история. Это горожане, которые взяли волчонка просто из такой городской симпатии к животному миру. И потом этот волчонок вырос. Его стали внутри города Одессы передавать из рук в руки. А он был волком настоящим. Кто-то его посадил на цепочку рядом с курятником, он разнес этот курятник, и там у соседей. И кончилось тем, что вот его передавали, передавал, и, в конце концов, по-моему, у него была трагическая судьба. Это был настоящий волк, который абсолютно не собирался жить в любви и дружбе с человеком в городской квартире. И его едва ли не застрелили.

С. КОРЗУН: Т.е. Вы не политический памфлет тогда писали, а просто историю о животном в городе?

В. ЛОШАК: Ну, конкретно этот материал да.

С. КОРЗУН: Или что-то имели в виду, как таракан, которого сравнивают с не будем вызывать, чтобы не вызвать…

В. ЛОШАК: Сереж, я вообще-то конкретно этот материл, конечно, к политике не относился. Но вообще я в Одессе был фельетонистом, понимаете. Это была одна из самых занятых страниц в моей биографии. В целом, в журналисткой в частности. Что такое Одесса, что такое фельетонист для Одессы – это…

С. КОРЗУН: Ну, это рядовая профессия, просто массовая, наверное.

В. ЛОШАК: В городе, где никто не говорит просто так, где на жизнь смотрят через такую толстую, ироническую линзу, и служить там фельетонистом было непросто.

С. КОРЗУН: И что было практически утром в газете, вечером в куплете.

В. ЛОШАК: Да, это была ежедневная газета, где нужно было работать каждый день, писать. Это, в общем, длинная история.

С. КОРЗУН: А темы главные какие были для фельетонов? Откуда брались?

В. ЛОШАК: Ну, Вы можете себе представить, что такое при советской власти фельетон. Это проход по такому лезвию, даже не ножа, а какой-то тончайшей стали бритве, потому что нужно было, с одной стороны, быть максимально порядочным. С другой стороны, ответить на какие-то запросы читателей, с третьей стороны, не задеть эту бронзовую шеренгу местных начальников, которые очень ревностно относились к своему реноме. И вообще, уровень критики при советской власти, кто помнит, тот знает. Это зампред райисполкома, начальник ЖЭКа. И если газета какая-то поднималась до уровня председателя райисполкома, она считалась просто революционная. "Искрой". Ее нужно было носить под тельняшкой, эту газету. Это были потрясающие времена.

С. КОРЗУН: Ну, герои фельетонов сантехники не обижались? Не бегали за вами по Одессе?

В. ЛОШАК: Да разное было.

С. КОРЗУН: Я никогда не приду к тебе ремонтировать твой унитаз.

В. ЛОШАК: Вы знаете, как много людей стали моими и моих друзей. Мы работали, я был там не один фельетонист. Мы были врагами, когда в Одессе закрыли знаменитый одесский толчок. Считалось, что его закрыла наша серия фельетонов, хотя, конечно, не мы его закрыли. Но ведь это было кормление всех, кто плавает в море. Всех, кто…

С. КОРЗУН: Ну, например, то, что ввозные пошлины на Дальнем Востоке…

В. ЛОШАК: Еще больше людей от того кормилось .Ну, в общем, это длинная и, наверное, уже в сегодняшней жизни не очень интересная история.

С. КОРЗУН: Ну, все равно любопытно. Мы же говорим обо всем. Виктор Лошак, напомню, гость программы "Без дураков" на "Эхе". А Вы все-таки ощущаете себя москвичом, одесситом, или ростовчанином? Родились-то в Ростове.

В. ЛОШАК: Спасибо, я все-таки, конечно, мне очень сложно сориентироваться. Все-таки я большую часть жизни ощущал себя ростовчанином по одной простой причине, что там прошли какие-то вот года жизни, особенно юношеской жизни, которые оставляют самые глубокие воспоминания. Школа, первая любовь, какие-то неясные творческие позывы. Первая заметка в газете. Какие-то друзья, знаете, что такое юношеская и подростковая дружба. Это кажется дружба до конца дней, такая яростная. И оттуда я ушел в армию из Ростова. В общем, для меня Ростов это очень много. В Одессе у меня как-то сложился творческий какой-то кусок судьбы. Но я жил-то в Одессе не очень долго. Я жил в Одессе 11 лет. А уже после этого в Москву переехал.

С. КОРЗУН: Диму Диброва знаете? Главный ростовчанин, современной России.

В. ЛОШАК: Мы с ним потом выяснили уже в эфире, что мы как-то оба имеем отношение к Ростову. Ростовчанин в законе.

С. КОРЗУН: Ну, да.

В. ЛОШАК: А я частичка.

С. КОРЗУН: Он в каждой своей программе хоть раз, даже, по-моему, пари держал, как рассказывают. Должен был упомянуть город Ростов. Ростов в этом смысле город большой. Вы не встречались. Не то, что Москва маленькая, где сразу пересеклись.

В. ЛОШАК: Мы не встречались в Ростове. Но Ростов заслуживает, это такой город, как и Одесса. Они очень теплые города. Такие красноречивые. И они заслуживают, чтобы их любить. Они много делают для тех, кто в них жил и родился, чтобы люди их полюбили и не предавали. Вот я думаю, что такие города есть в жизни, и в мире. И в нашей стране.

С. КОРЗУН: А вот эту традицию сохранил Ростов до нынешних времен, перенес ее через Перестройку, через всякие экономические неурядицы?

В. ЛОШАК: Ростов больше сохранил свои традиции, чем Одесса, например. Потому что был такой момент в новейшей истории, когда Украина обеднела фантастически. Было непонятно, что с ней вообще будет происходить. Жизнь дошла до какого-то нижнего уровня нищеты. И вот эта тонкая пленка одесской интеллигенции, я бы так сказал, что Одесса уехала. Вот она уехала вся. Вот ее интеллигенция. Это не значит, что эмигрировала именно куда-то там в Америку, или в Израиль. Она уехала, она растворилась в Москве, в Израиле. В Германии, в Америке. Причем это абсолютно была эмиграция не по национальному уже признаку. Но как-то так жизнь регенерирует все, и вот если Вы сегодня приедете в Одессу, опять тот же говорок, опять те же шутки. Но все-таки той особенной одесской интеллигенции, которая была, которая впитала в себя историю этого города, этот запах, эти платаны, это море с одной стороны, с другой стороны все-таки какую-то очень тонкую культуру на границе украинской и южной такой греческой, еврейской и какой-то еще. Вот этой интеллигенции там, конечно, там осталось очень мало. Но зато, как говорит Михаил Михайлович Жванецкий, теперь много Одессу в мире. Ты встречаешь Одессу в Германии, в Америке, в Израиле, там всюду немножко Одесса.

С. КОРЗУН: Раз уж мы в этих советских временах, давайте договорим о них. О родителях расскажите, чем Вы и обязаны им, чем они, может быть, им обязаны.

В. ЛОШАК: Я, наверное, всем в своей жизни обязан своему отцу. Поскольку у нас жизнь так сложилась, что у нас мама умерла очень, очень рано. Я был совсем маленьким мальчиком. И отец жил со мной вдвоем всю жизнь. Почти всю до моего взросления. Он женился, когда я уже служил в армии. И это был такой союз, такая семья двух, маленького мужчины и взрослого. Так мы с ним прожили. Потому что старший мой брат, как раз Андрея отец, о котором мы начали разговор, он очень рано уехал в Москву. Это близкий естественно мне бесконечно человек. Но он жил не с нами. Вот отец у меня строитель. Он руководил строительным трестом, который строил насосные станции на мелиоративных системах. Он очень много построил, а в годы войны он сначала воевал, а потом работал на танковом заводе в Нижнем Тагиле. Вот такой у меня отец.

С. КОРЗУН: А в Ростове как случилось? Т.е. сначала Нижний Тагил, а потом завод Ростовский?

В. ЛОШАК: Это был переезд по работе. Он работал в таком Главдонводстрой. Такой был главк. Он переехал и там работал. А я уж с ним при нем. Вот…

С. КОРЗУН: А брат Ваш чем занимается?

В. ЛОШАК: Брат мой художник-график. И жена его художник-график. А вот сын Андрюша почему-то не пошел по их линии, что их страшно сначала огорчало. А теперь они вынуждены гордиться.

С. КОРЗУН: Хороши выражения. "Вынуждены гордиться". Ну, Вы тоже увлекаетесь живописью, по крайней мере, в официальных биографиях написано. Примитивизмом, кстати.

В. ЛОШАК: Я очень люблю это направление живописи. У нас дома кое-чего есть. Ну, просто люблю это, мне это понятно.

С. КОРЗУН: Жена приучила, или Вы ее наоборот?

В. ЛОШАК: Нет, конечно, моя грамотность в смысле изобразительных искусств с ней даже сравниться не может, но это наше как бы общее увлечение, мы, не сговариваясь, на этом договорились.

С. КОРЗУН: Сами рисуете?

В. ЛОШАК: Никак. Абсолютно бессмысленный в этом смысле человек.

С. КОРЗУН: А что Вы делаете в свободное время, скажем так. Путешествуете, думаете, пишете?

В. ЛОШАК: Ну, когда я тружусь главным редактором, у меня со свободным временем плохо. У меня все время мозги работают в одном направлении. Ну, если у меня есть свободнее время, я по воскресеньям играю в баскетбол. Я всю жизнь играю в баскетбол, да и немножко в теннис играю.

С. КОРЗУН: А где играете, кстати говоря, есть площадки? Баскетбол моя давняя мечта, потому что спина у меня уже не позволяет баскетбол…

В. ЛОШАК: В баскетбол мы играем вместе с тассовцами. У ТАСС есть такая команда ветеранов войны и труда, хотя там ребята молодые и постарше. Мы играем в спорткомплексе МИИТа каждое воскресенье. И просто там игры на смерть, не смотря на должность, звание, все остальное.

С. КОРЗУН: Ну, значит, мы спокойны за будущее российского баскетбола.

В. ЛОШАК: Пока у нас такое количество легионеров, мы можем быть спокойны и иностранных тренеров, мы можем быть спокойны за будущее российского баскетбола.

С. КОРЗУН: А вообще, российский баскетболе как живет? Именно российский? Я не имею в виду команду ЦСКА и еще нескольких.

В. ЛОШАК: Да неплохо он живет, потому что такие успехи дают толчок мальчишкам, появляются больше площадок, появляются свои собственные молодые талантливые ребята. Вот я ездил год назад на финал лиги европейских чемпионов, и там всегда параллельно идет юношеский турнир. И у нас очень достойная команда из российских ребят с Урала, откуда-то ребята, из разных точек страны. Я думаю, через несколько лет у нас нужда в легионерах все будет меньше и меньше.

С. КОРЗУН: Виктор Лошак в программе "Без дураков" на "Эхе Москвы". Ну, лирическая часть закончена, сейчас новости, а потом собственно и приступим к программе.

НОВОСТИ

С. КОРЗУН: Я напомню, что мой сегодняшний гость Виктор Лошак, главный редактор "Огонька". Об "Огоньке", понятно, много вопросов. Собственно, давайте с этих вопросов и начнем. На интернет прислали. По каналам интернета очень много. "Кто загасил "Огонек"", -спрашивает дон Карлеоне Конквистадор из океана. Ну, так у нас люди подписываются, имеют право, наверное. "Почему так вяло? Не слышан громкий рупор вздорной интеллигенции", - добавляет он. "Что творится с "Огоньком"? – Павел Карташков, студент. – Обидно за такой популярный, любимый многими журнал с такой историей. Желаю успехов в преодолении кризиса". "Все-таки вопрос о том, когда возобновится издание "Огонька". Очень уж болезненное", - Софья Русова, студент, историк, Удмуртия. Это еще не все вопросы. В общем, об "Огоньке" рассказывайте, как на духу. Это третье Ваше фактически уже пришествие в "Огонек" будет, наверное?

В. ЛОШАК: Второе не кончилось. Это продолжение второго.

С. КОРЗУН: Продолжение второе, два с половиной.

В. ЛОШАК: Ну, я уже рассказывал о том, что с "Огоньком" вышла такая сложная коллизия. Была продана компания Телекоминвест, которая владела "Огоньком". И новым владельцам досталась не только компания, которую они собственно покупали, огромная телекоммуникационная компания. Но и вместе с ней бренд "Огонька", на который они, в общем, при покупке, по-моему, не рассчитывали, и не обращали внимание. Поэтому возникла такая пауза. Какое-то время "Огонек" продолжал жить на заработанные. Но копилась кредиторская задолженность. И к Новому году ситуация стала критическая.

С. КОРЗУН: Из-за кризиса, или более серьезные причины?

В. ЛОШАК: Вот все это стало происходить на фоне кризиса. Если бы не кризис, наверное, этот бы вопрос с "Огоньком" был решен без всяких пауз, без остановки, нашелся бы какой-то приемлемый сюжет.

С. КОРЗУН: "Огонек" окупал себя в докризисные времена?

В. ЛОШАК: У "Огонька" продолжалась такая инвестиционная программа, когда частично его затраты компенсировались инвестором. Частично, не все, а частично. Ну, вот возникла пауза, что делать с "Огоньком". Ну, в конце концов, владелец Телекоминвеста взял на себя издание журнала. И журнал был переведен в состав издательского дома "Коммерсант". Теперь это одно из изданий издательского дома "Коммерсант". Напомню, там есть несколько журналов. Уже "Власть", "Деньги", "Секрет фирмы". И сейчас "Огонек" готовится к выпуску журналистский коллектив "Огонька" никаких значительных потерь не понес. Меня часто спрашивают. Ну, конечно, Вам там в "Коммерсанте" сказали о политике. Какую политику делать, какую линию вести. Об этом даже, хочу доложить, даже разговора не было. Всем было понятно, что продолжается журнал "Огонек", к которому привыкли тысячи читателей. Продолжается его политическая линия, содержательная линия, этическая линия.

С. КОРЗУН: Т.е. целевая аудитория отлична от "Власти", от "Денег", от "Секрета фирмы". Это достаточно просто развести? Потому что нахождение в холдинге, оно требует помимо всего прочего разведения…

В. ЛОШАК: Абсолютно точно вы говорите. Да, есть в этом проблема. Потому что мы где-то немножко пересекаемся с "Деньгами" совсем немножко, и, в общем, есть пересечение с "Властью". Вот мы сейчас стартуем в мае. И я думаю, что в ходе этой пьесы мы решим, где и как мы уйдем, чтобы не топтаться на одних и тех же площадках.

С. КОРЗУН: Творческая задача какая ставится? А потом спрошу про финансовую, потому что одно с другим, наверное, связано.

В. ЛОШАК: Ну, Вы знаете, сейчас задача самая, извините, примитивная, это возобновить журнал. Потому что он возобновляется на другой технологической базе, у "Коммерсанта" ну другая технология просто издательская. И для нас это не просто, потому что это серьезное отличие. Для это нас непросто. Но мы встретили в "Коммерсанте" очень такую, с одной стороны, доброжелательную, деловую атмосферу. Нам помогают, к нам прикреплены люди, которые хорошо понимают в той технологии, которая уже существует. И я думаю, для читателей наши переживания и технологические муки не будут заметны.

С. КОРЗУН: Правильно ли я понимаю, что "Огонек" будет похож, ну, в чем-то и отличаться на тот "Огонек", который издавался в последние годы?

В. ЛОШАК: Он будет очень на него похож.

С. КОРЗУН: Очень похож. А теперь о финансовой задаче. Потому что…

В. ЛОШАК: Очень похож на себя его главный редактор, может быть, еще и поэтому.

С. КОРЗУН: В зеркало смотритесь, видите, как же похож. А финансовая задача – это тоже, наверное, не последнее дело, потому что датировать издание, наверное, не входит в планы никакого разумного, скажем, инвестора, в это издание.

В. ЛОШАК: Ну, здесь у нас как бы надежды более оптимистические, потому что все-таки коммерческая служба "Коммерсанта", его рекламная служба – это очень сильный партнер, или плечо, которое подставлено редакции "Огонька". Мы хотели бы в самые кратчайшие сроки стать журналом, который не датируется. Т.е. окупать сами себя.

С. КОРЗУН: Ну, задачу Вам ставят? Скажем, Виктор Григорьевич, вот год Вам дается, если не выйдет на самоокупаемость, значит, не будете главным редактором.

В. ЛОШАК: Вы знаете, такого разговора – до там часу дня 12-го там мая Вам время, а в час дня вы будете расстреляны, нет, такого разговора нет. Хотя в подтексте отношения очень деловые и считается каждая копейка. Тем более, опять же говорю, из-за кризиса. И понятно, что если журнал будет финансовым неудачником, ну, понятно, что будут какие-то приниматься меры.

С. КОРЗУН: Удалось ли сократить себестоимость технологиями коммерсантовскими по сравнению с теми, которые были?

В. ЛОШАК: Конечно, безусловно. Потому что когда издательский дом "Огонек"… на "Огоньке" висел большой издательский дом, со своей бухгалтерией, распространением, там препринт и т.д. Я не хочу вводить просто в подробности, это было все дороже, чем когда "Огонек" один из изданий, а материнская база - издательский дом делает сразу несколько изданий. Это естественно в любом случае всегда дешевле.

С. КОРЗУН: Когда выходит первый номер "Огонька"?

В. ЛОШАК: Первый номер после паузы выйдет 18 мая, мы надеемся.

С. КОРЗУН: И сразу ли появится практически сразу в киосках? Или подписчикам? Была, кстати, подписка на "Огонек"?

В. ЛОШАК: Мы очень рассчитываем, что появится в максимальном количестве киосков и точек распространения. Для этого сейчас все делается. Хотя это очень все непросто из-за паузы. Да. Подписка была. К сожалению, подписчикам была возвращена сумма подписки, т.к. журнал не выходил в первые 4 месяца. Ну, подписка будет опять возобновлена. Я думаю, что уже никаких трагедий дальше происходить не будет.

С. КОРЗУН: Виктор Лошак – главный редактор "Огонька" в программе "Без дураков" на "Эхе Москвы". И Ваш коллега главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.

ДМИТРИЙ МУРАТОВ: Виктор Григорьевич – один из самых серьезных, ярких персонажей на том, что называется у нас медиарынком. Это человек, у которого все всегда получалось, хотя ему приходилось перехватывать такие издания, как "Московские новости" и "Огонек" после других главных редакторов, при нем получало, безусловно, свое лицо. Это лицо мягкое, причем с очень жесткими мыслями, и добродушно по иронии. Это удивительное, конечно, такое сочетание у Лошака. И потом несомненное абсолютно качество, как его колонок, так и его подбора людей в журнал только по принципу талантливости. Я очень надеюсь, что и "Коммерсанту" и Лошаку друг с другом повезет.

С. КОРЗУН: Дмитрий Муратов.

В. ЛОШАК: Спасибо Диме за это пожелание.

С. КОРЗУН: Останемся еще в "Огоньке" "Здравствуйте, уважаемый Виктор Григорьевич", Эту история я зачитаю, наверное. Анатолий, инженер из Петербурга. "Я читаю "Огонек" с 9 лет, отец приносил из библиотеки завкома, но когда Коротич стал редактором, то сначала начались нападки на Сталина. Я читал. А потом постепенно начались нападки на Ленина. Мне перестал нравиться мой любимый "Огонек". Я перестал его читать, т.к. много читал работ Ленина. Читать Ленина было тяжело, но Ленин прав во всем, кроме расстрела 60 высокопоставленных священников". И вопрос: а чем и где занимается сейчас Коротич? Не знаю, может ли Вы ответить на этот вопрос. Но на первый прокомментировать то, что наш слушатель сказал.

В. ЛОШАК: Ну, во-первых, Вы знаете, быть главным редактором "Огонька" я скажу свой опыт – это большая какая-то честь. Высокое слово, но что-то близкое к исторической задаче. Потому что с "Огоньком" у каждой семьи российской и даже советской, те, кто жил на пространстве СССР. У каждой семьи есть какая-то история, какой-то роман с "Огоньком". Что-то такое связано. Вот ты в любой кампании, в любом разговоре тебе всегда расскажут, что кто-то нашел какой-то "Огонек". Чья-то мать была героиней "Огонька". Кто-то фотографировался для журнала всей семьей. Т.е. этот журнал находится как бы в органике жизни страны. Но ему все-таки 110 лет в этом году исполнится. И поэтому вот я не удивляюсь, что Ваш слушатель говорит, что с 9 лет он связан с "Огоньком". Что касается любви, не любви к Ленину. Ну, я здесь абсолютно не разделяю. Я абсолютно разделяю жесткость оценок по отношению к этому персонажу. Не будем вдаваться в подробности, потому что это отельная тема передач.

С. КОРЗУН: Скажем так, Коротич не изменил "Огонек" радикально. 70 лет "Огонек" исповедовал одни идеалы.

В. ЛОШАК: Понимаете, Коротич изменил "Огонек" не просто радикально. А если можно изменить на 180 или 360 градусов, т.е. был "Огонек" лакейское издание, которое редактировал Сафронов. Это было такое лакейское издание при ЦК КПСС, единственный цветной еженедельный журнал, который читать страшно и ужасно. Что такое была журналистика в те годы. Пришел Коротич и развернул это в издание, за которым стояли в очередях, которое будило умы, вокруг которого спорили, которое выплеснуло на общественное обсуждение колоссальное количество того, что было написано и лежало в столах. Архивные документы, от которых у приличных советских людей волосы вставали дыбом. Конечно, это было издание ровно перпендикулярное тому, что делал до этого главный редактор Сафронов. И я, и все, кто работал когда-нибудь в "Огоньке", бесконечно благодарны Виталию Алексеевичу. Мы об этом и писали. Виталий Алексеевич, слава Богу, жив, здоров. Работает и в Киеве, и в Москве, у него сыновья успешные. Он часто бывает в Москве, вернее, каждую неделю бывает в Москве. Но помогает делать газету ежедневную в Киеве. Очень взволнован и много осмысливает украинскую политику.

С. КОРЗУН: Украинское гражданство, кстати, у Виталия Алексеевича?

В. ЛОШАК: Я думаю, что у него есть и то, и другое, но это в данном случае не имеет никакого значении. Его это волнует по-человечески очень. И мы с ним часто перезваниваемся, и часто видимся. И мне кажется, он, что для меня очень высокая оценка, с симпатией относится к этому "Огоньку", который делает наша команда.

С. КОРЗУН: "Огонек" – издание еженедельное. Ну, собственно Вы в ежедневных довольно давно. "Московские новости" тоже были еженедельная. Это особый такой ритм работы. Тем не менее, пульс жизни страны такими советскими словами скажу, бьется. Вот ровно сегодня сообщение свежее об отставке Пронина и вся эта история. Когда она могла бы выйти, скажем, в "Огоньке", и как бы Вы на нее отреагировали?

В. ЛОШАК: Знаете, Сережа, мне кажется, что сегодня у медиа вообще поменялась задача. Если раньше задача была продать побольше информации, дать читателю побольше информации, то сейчас лавина информации такова, что сейчас задача противоположная. Защитить своего читателя от информации.

С. КОРЗУН: Отфильтровать снова, как в советское время.

В. ЛОШАК: И дать ему ту информацию, которую, как кажется редакции и ее привычному читателю, она вот именно эта информация, ему нужна.

С. КОРЗУН: А вот история с милиционером, история для "Огонька" на самом деле?

В. ЛОШАК: Конечно, просто еженедельное издание уже продает эту информацию приготовленную иначе, сваренную. Это уже не фаст фуд быстрой ежедневной газеты или он-лайна. Это уже какое-то блюдо более тонкое. Это уже упаковано в фельетон, в репортаж, в какое-то осмысленческое интервью или комментарий. Вот, собственно говоря, почему люди читают еженедельники. Не потому, что они гонятся за свежей информацией, а потому что они пытаются понять не что, и где, а как, почему, ради чего. Это же пытается делать и "Огонек". И если мы чем-то можем быть интересны. Тем, что мы, наверное, пакуем это уже очень по-разному. Это может быть и рисунок. Это может быть и фельетон. Это может быть и прямой журналистский жанр, там репортаж какой-то и т.д. Мы пытаемся разнообразить вот эти блюда в меню наших читателей.

С. КОРЗУН: А есть сейчас время для реальной политической дискуссии на уровне людей? Потому что "Московские новости" вывешивали просто в свободное чтение. Ну, "Огонек" понятно не вывешивали, это было бы сложно для иллюстрированного издания. Почти глянцевого практически. Но, тем не менее, обсуждали не менее бурно, не только на кухнях, как в советские времена, на работе, забывая про работу, встречаясь с кем-то на улицах. Вот сейчас есть время для таких дискуссий? Такое ощущение, что оно ушло и в чем-то, может быть, даже безвозвратно.

В. ЛОШАК: Ну, наверное, это время такого революционного перелома конца 80-х – первых лет 90-х, наверное, оно, конечно, ушло. И возбудить снова публику так не удастся. И, наверное, правильно, что сейчас, как раньше, два журналиста не могут собрать дворец спорта. А в конце 80-х два журналиста "Огонька" или "Московских новостей" могли собрать в провинции дворец спорта, и люди затаив дыхание слушали. Но сейчас, мне кажется, кризис каким-то образом освободил людей. Он заставил их быть свободнее во взгляде на власть, во взгляде на политику.

С. КОРЗУН: Вы это по друзьям и знакомым замечаете?

В. ЛОШАК: Мне так кажется. И по друзьям и знакомым. И по тону некоторых медиа, которые не потеряли лицо. Все-таки кризис заставляет людей разъять эти объятия с властью, немножко на нее посмотреть со стороны. Посмотреть, насколько у нас конкурентоспособная экономика, насколько у нас конкурентная политика. Не есть ли некоторые наши политические действия немножко карикатурными не являются ли они. Я недавно на очень таком престижном форуме, которым является ежегодное собрание совета по внешней оборонной политике, очень респектабельной организации недавно услышал такую мысль, которой был поражен, что мы живем в стране, для которой борьба с коррупцией может считаться подрывом государственного устройства. Согласитесь, в этом парадоксе есть много правды.

С. КОРЗУН: Это сильно, да. Сразу вспоминается Гавриил Харитонович Попов, который то ли в шутку, то ли по тем условиям предложил узаконить взятки чиновника для того, чтобы, наконец, они могли нормально. Ну, узаконить он же предлагал, насколько я помню.

В. ЛОШАК: Не в силах побороть.

С. КОРЗУН: Лучше узаконить. Виктор Лошак, напомню, гость программы "Без дураков" на радио "Эхо Москвы". Ну, давайте к эксперту еще обратимся. Марк Урнов, насколько я понимаю, Ваш друг. Тоже не пожалел теплых слов.

МАРК УРНОВ: Виктор Лошак относится к числу тех журналистов, в которых я категорически не вижу недостатков. Он мне глубинно симпатичен и по-человечески и по стилю. С моей точки зрения, это человек, который где бы ни работал, создавал вокруг себя удивительно приятную и интеллигентную ауру и журнал, и газету, которой он руководил, я имею в виду "Эхо Москвы", сейчас "Огонек " – это очень хорошие, по-настоящему пропитанные интеллектуализмом и интеллигентностью издания. Это то, чего нам в нынешнем мире не хватает. Поэтому уважаю, люблю и горжусь тем, что знаком с ним и горжусь тем, что испытываю к нему дружеские чувства. Буду рад, если он скажет, что он испытывает ко мне то, что я испытываю к нему.

С. КОРЗУН: Марк Урнов. Рассказывайте, Виктор Григорьевич, когда это Вы "Эхом Москвы" руководители.

В. ЛОШАК: Действительно, Марк, испытываю. Знаете, Сергей, Вы, как никто поймете логичность этой оговорки. Потому что вот эти параллельные судьбы "Московских новостей" и "Эха Москвы", закрытие в 91м году, какие-то революционные слова, которые люди могли прочитать и мысли или услышать из-под лестницы "Эхо Москвы", где Вы начинали, я помню, Ваша студия была под лестницей.

С. КОРЗУН: Была, была. В 250 метрах от Кремля. Прямо на Никольской.

В. ЛОШАК: И эта оговорка, она имеет историческая правда же эта оговорка. Спасибо Марку Урнову, я даже не ожидал таких добрых слов.

С. КОРЗУН: И возвращаюсь к вопросу, который все-таки, наверное, недозадал. А на кого Вы, возвращаясь к дискуссиям. Есть место им в нашем обществе. Ну, понятно, что на телевидении сейчас, наверное, хотя тоже, может, что-то начинается заново. А на кого Вы работаете? Вот интеллигентное издание. Есть еще это? Ну, банальный вопрос. Вот тот слой, который может воспринять то, что хотите вы сказать. Вы, как главный редактор, и Вы, как издание.

В. ЛОШАК: Я думаю, что это человек образованный. Человек, для которого мы не являемся первоносителями новостей. Это люди, которые узнают новости не из "Огонька". Это люди, для которых "Огонек" зачастую является семейным чтением. Потому что некоторые социологические исследования показывают, что у нас самые большие группы читателей в самой молодой аудитории 17-22, и в старшей 45+. Т.е. читают родители, читают дети. Аудитория наша, конечно, немножко размыта. Это есть у любого журнала категория дженерал интерест, т.е. такого общественного интереса всегда. Вот, например, журнал "Пари мач" он не знает, кто его читатель. Он всегда говорит: это французы, люди, интересующиеся Францией. Вот этот изъян есть у журналов этой группы. Не могу сказать, что это всегда либерально настроенный человек. Мы пытаемся быть все-таки журналом, где есть разные ответы на разные вопросы. Мы, все-таки я считаю, те, кто принимает какую-то политическую позицию очень однозначную, делает свое издание плоским, маргинальным. И вообще это такой задачник, когда читаешь задачу и сразу знаешь ответ. Все-таки нужно задавать более такую интеллектуальную дискуссию, там, где эта дискуссия возможна. Конечно, нужно давать разные точки зрения. Ну, я, может быть, не очень точно ответил на Ваш вопрос. Ну, вот что я думаю по этому поводу.

С. КОРЗУН: Виктор Лошак, напомню. В программе "Без дураков" на "Эхе". Ну, я хочу, чтобы тот шум, который, наверное, через микрофоны слышится, не ввел слушателей в заблуждение. Хотя, может быть, это и призраки прошлого. Вот мы заговорили о тех временах. В том числе и 91й, наверное, вспомнили. Это шум, наверное, колесной гусеничной тяжелой техники, которая идет по Новому Арбату. Но, слава Богу, идет, просто репетируя парад Победы к 9 мая, который состоится. Совсем не тот зловещий шум, который был в 91м.

В. ЛОШАК: А все равно от него, вот я сижу, и что-то вот неприятное от этого шума, конечно.

С. КОРЗУН: Вы же в армии служили, под танком лежали, наверное, гранату бросали.

В. ЛОШАК: Я на границе вообще служил. Но не в этом дело. Знаете, все-таки я считаю, что в этот день 9 мая какой-то военный парад имеет право. Конечно, это дискутируемый вопрос всех этих перекрытий, закрытий, страданий огромного города мегаполиса из-за этих тренировок. Вообще это бряцание оружием, мускулами и т.д., но все-таки, я считаю, что 9 мая военный парад, вот единственный день в году имеет, наверное, право на жизнь.

С. КОРЗУН: Виктор Лошак, и вернусь еще к финансовому кризису. А на Вас лично он как отразился? У Вас были какие-то вложения, сбережения? Помню, что когда с "Московскими новостями" была вся история, говорили, что у Вас вроде как 10% было пакета "Московских новостей". Или это…

В. ЛОШАК: Был у меня какой-то небольшой пакет. Вы знаете, на мне лично как отразился. Во-первых, я человек небогатый. Во-вторых, у меня не было никаких акций особенных, которые решали бы судьбу моей семьи. А отразился таким образом, что "Огонек" не выходил на фоне кризиса. И я, как и весь коллектив был в неоплачиваемом отпуске.

С. КОРЗУН: Ну, расходы сократили свои или в семье пересмотрели?

В. ЛОШАК: Ну, конечно. Как бы ну в общем внимательней стали обращать внимание на что мы расходуем, как расходуем.

С. КОРЗУН: И на чем экономили? На отдыхе, на путешествиях? Не знаю, на еде, на одежде?

В. ЛОШАК: Пожалуй, что на этом. Пока как бы к чему-то другому мы не обращались. К сожалению, все остальные наши расходы, они такой носят полуобязательный характер. Ну, грустный такой пример. Мама жены тяжело больна. Там нужна сиделка или сиделки даже.

С. КОРЗУН: Несокращаемая статья.

В. ЛОШАК: Несокращаемая статья.

С. КОРЗУН: Такой локальный секвестр. Будем надеяться, что он не пойдет дальше. А вопрос глобальный о пересмотре вообще мирового порядка, не только финансового в связи с этим кризисом. То, о чем говорили некоторое время назад, а сейчас немножко перестали. Потому что забрезжила, по крайней мере, перспектива выхода из этого кризиса, и кажется, что все вроде обойдется. На ваш взгляд, надо переобустраивать мир или не надо?

В. ЛОШАК: Ну, вообще, кризис создает. Я опять же со своей колокольни журналисткой смотрю. Для нас колоссальную площадку для дискуссий всевозможного рода. Потому что кто несчастлив в мире, и кто счастлив, дискуссия о том, будет ли после кризиса левый поворот в мире, и в России, или не будет, на самом деле кризис и вызванная им дискуссия в обществе, это не так уж плохо для журналистики. Это открывает какие-то новые двери и шлюзы для нашей профессии.

С. КОРЗУН: Виктор Лошак был гостем программы "Без дураков" на "Эхе Москвы". Спасибо огромное, Виктор, за то, что пришли, отвечали на наши вопросы, мечтали и размышляли вместе с нами.

В. ЛОШАК: Спасибо.

С. КОРЗУН: Всего доброго. Удачи и "Огоньку" и лично Вам.

В. ЛОШАК: Спасибо огромное.

С. КОРЗУН: Всего доброго.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024