Александр Кушнир - Без дураков - 2008-10-22
СЕРГЕЙ КОРЗУН: Всем добрый вечер. С Вами генеральный продюсер радио "Бизнес ФМ" и ведущий программы "Без дураков" на "Эхе " Сергей Корзун и мой сегодняшний гость, музыкальный продюсер, журналист, писатель Александр Кушнир. Александр, добрый вечер.
АЛЕКСАНДР КУШНИР: Всем привет.
С. КОРЗУН: Работаете с звездами. Характер у них, мягко говоря, наверное, не очень хороший. Как на Ваш характер влияет это?
А. КУШНИР: Это как прогноз погоды. Вы знаете. Разные звезды. Есть звезды достаточно без дураков гениальные, и которые при этом дисциплинированные.
С. КОРЗУН: И такие бывают?
А. КУШНИР: Бывают. И я думаю, в нашем разговоре у нас есть время. Мы про всех про них поговорим. Но, как правило, чаще звезды, не только звезды, а звездочки, а уж линейные артисты, так просто, они живут на какой-то планете фанлоо. Иногда они с планеты фанлоо возвращаются на землю. Но, в общем-то, большую часть времени они в открытом космосе находятся, и задача продюсера купить в магазине рыбных снастей сачок вылавливать их с планеты фанлоо. Когда они такой путь, вот путь на землю и обратно, туда-сюда, на таких маршрутно-космических кораблях. Если это удается, ну, глядишь и победа.
С. КОРЗУН: Ну, сами-то туда в космос? Вопрос про Вас был. Как Вы там на фанлоо, на эту планету. Хочется иногда забросить все на земле и вперед.
А. КУШНИР: Ну, по-разному. Потому что кто-то метко заметил, что роль продюсера в русском шоу-бизнесе сродни шаманству. Потому что правил нет. Вот просто правил нет.
С. КОРЗУН: Т.е. берете мухомор.
А. КУШНИР: Берете грибы в густом-густом таком пихтовом лесу и очень сильный элемент случая. Очень сильный элемент везения, не везения, мистики, совпадения. Если бы были правила, все были бы на первом месте. Желающих очень много. Поэтому, конечно, мне хочется верить, что когда я работаю с артистами, у меня есть стратегия, у меня есть тактика, у меня есть пошаговое планирование. Но сроки почему-то всегда срываются, как в строительстве. Поэтому ну какая-то я не знаю, мистическая, и вместе с тем мэджикал. Такая вот таинственная профессия. И слова, которые мы сейчас сказали, и луноходы, и фанлоо, и сачок, оно все присутствует. Оно действительно так. Т.е. абсолютно. Вот есть же, по-моему, в спорте бои без правил. А здесь игра без правил.
С. КОРЗУН: Александр Кушнир. Ну, Вы сейчас руководитель агентства имени Вас самого. Насколько я понимаю, работаете немножко по системе Форда, который конвейер внедрил в производство автомобилей. А вот Ваши собственные проекты, кроме, ну, наверное, "Мумий Тролля", который сначала складывался без Вас, вот во что Вы вложили Вашу душу целиком? Т.е. не полуготовые взяли. А там с нуля целиком. Душу? Деньги? про душу сказал, про деньги забыл сразу.
А. КУШНИР: Я хочу… Нет, не хочу. Я боюсь показаться, ну, таким человеком, который говорит общие слова, но, тем не менее, всегда, когда проект приходит в музыкально-информационное агентство "Кушнир продакшн". Ну, как Вы его назвали – имени самого себя. Вот я на самом деле, думаю, что сначала было "Кушнир продакшн", потом меня родители родили, назвали именем агентства. Т.е. такая последовательность событий. Ну, вот у меня рабочий день начинается с того, что я приезжаю на улицу Садовническую, это там между Таганкой и Павелецкой. В офис…
С. КОРЗУН: Молодые артисты, внимание, где офис Александра Кушнира, слушайте адрес.
А. КУШНИР: Улица Садовничесвая, 76, добро пожаловать, господа артисты. И у меня на столе уже секретарь уже приготовил стопку пластинок, которые приносят артисты, промоутеры, продюсеры. Т.е. это сидиары, это фирменные пластинки, уже вышедшие, это дивиди, это МР3, это флэшки там, какие-то электронные носители.
С. КОРЗУН: Т.е. с утра, дайте предположу. Кушнир садится, берет сигару, наливает себе рюмку коньяка, закидывает ноги на стол…
А. КУШНИР: В полосатых брюках, да.
С. КОРЗУН: Лениво ставит эти сидиары.
А. КУШНИР: Все не так. Я могу Вашу легенду, конечно, поддержать и подыграть. Но, как правило, плотность звонков, она настолько высокая, что я это все сгребаю сразу в портфель. И вот субботу, воскресенье, конечно, честно скажу, расстрою любителей романтики, никаких выходных. И ты это отслушиваешь дома в тишине, на профессиональной технике, на стационарной технике, порталах…
С. КОРЗУН: Медленно стервенешь от плохого качества…
А. КУШНИР: Я купил году в 95-96м красное пластмассовое ведерко. И происходит примерно следующее. Буду откровенен. Очень много из этих записей, они третичны.
С. КОРЗУН: Т.е. просто вторичное.
А. КУШНИР: Да, хотел сказать "вторичны", но это будет неправда. Потому что ну, допустим, есть какие-то образцы для подражания, например, группа записывает материал в стиле группы "Ария". Группа "Ария", честно говоря, она не очень оригинальная. Т.е. записывала свою музыку с явной оглядкой на "Айрон Мэйден" и другие группы. Группа "Айрон Мэйден" я не могу сказать, что они пионеры жанра. Т.е. получается, даже не третичная, а как правильно сказать, четверичная, да? Т.е. колбаса четвертой свежести.
С. КОРЗУН: Это по-моему чего есть разведение четвертой степени.
А. КУШНИР: Может быть. И я достиг высот, наверное, лиги НБА по баскетболу, когда я беру эти пластинки, там красное ведро в другой части комнаты, и вот по такой дуге они туда летят. Но я не хочу выглядеть вершителем судеб, и когда редко, очень редко, раз в несколько месяцев, порой раз в несколько лет ты находишь какое-то чудо, когда мороз идет по коже. И я придумал для себя такое литературное сравнение, как будто ты нырнул ну где-то у бабушки в деревне в непонятном месте, где никто не плавает. Нырнул глубоко. Ты плывешь под водой, уже достигаешь дна. И тут видишь, что из ила что-то торчит. И у тебя уже воздух заканчивается, подплываешь и видишь нечеловеческой красоты греческую амфору. И она ушла в ил так основательно. И ты, ну, понятно, что хочется. Хочется ее вытащить, наверное, да. И ты понимаешь, что если ты ее сейчас дернешь сильно, то ручки оторвутся, и она там останется навеки по техническим причинам. Если ты будешь тянуть медленно, ты ее не вытащишь, потому что она сильно в иле. И как найти ту золотую середину, с которой вот эту нечеловеческую красоту, эту амфору поднять наверх. И когда Вы говорите, собственно вопрос прозвучал. Во что вкладываться? Да во все, конечно, вкладывается душа. И все с прогретыми руками. Скажем, что сейчас будоражит, рассказываю очень красивую историю. Мне полтора года назад, это был день независимости России. Я помню, как сейчас, знакомые поставили в наушниках музыку. И я очень сильно впечатлился и спросил… Пела девушка. Немножко это напоминало англичанку Тори Амос, немножко американку Аланис Морисетт, суть не в этом. Очень сильные тексты, очень яркий голос. Я спросил: это кто? Мне сказали: это Таня Баграмян. Словосочетание у меня никаких буйных восторгов не вызвало. Потому что я с точки зрения дизайна сразу смотрю, как будет выглядеть обложка. Вот такие всякие штуки. И я так лениво спросил: и кто с этой Таней Баграмян работает? Ожидая услышать ну фамилию какого-то продюсера второго эшелона. И знакомые говорят: никто. Я помню, мы сидели в каком-то итальянском ресторанчике, мы ели спагетти. И у меня так прямо вилка со спагетти, застыла на полпути ко рту. Я говорю, а как быстро можно телефон найти. Меня очень впечатлила музыка, тексты, подача, энергетика все. Смской мне прислали буквально через час телефон, было непонятно, сказали, это Урал где-то, то ли Екатеринбург, то ли. Я звоню, говорю, куда я звоню. Здравствуйте, я Александр Кушнир, продюсер. Это Таня. Говорят – да. Я говорю: в какой город я звоню? Ну, там же мобильный. Там коды не прочитываются. Это Ижевск. И я вышел на… я говорю, мне очень понравились Ваши песни, а как Вы относитесь к тому, что если случится, что мы с Вами будем работать, чтобы придумать Вам псевдоним. Это мы общаемся 30 секунд. Она говорит: ну, а Вы ничего не знаете? Я говорю, ну, честно говоря, нет. Вот я послушал там песню, одна песня мне очень понравилась "Бизусы и четверки не доезжая до рая". Четверки, машина четверки. А вторая песня была там такой рефрен шел "Психодилика в стиле дорс, я сдала его". Говорят, ну, Баграмян – это не фамилия, Баграмян – это псевдоним. Меня зовут Таня, а фамилия в паспорте Зыкина. Я говорю, т.е. Таня Зыкина. Она говорит – да. А Баграмян – это псевдоним. Я говорю все группа Зыкина отлично.
С. КОРЗУН: Все, вертаем все назад.
А. КУШНИР: Отлично. Забыли про Баграмян. Таня Зыкина. И она приехала в Москву, мы познакомились, и дело дошло до того, что я был очень поражен одним фактом. Что девушка, 26 лет, безумно талантливая, безумно привлекательная внешне, автор порядка 200 песен. Т.е. на языке звукозаписывающей промышленности это значит, что ну 8-10 десять лет можно альбомы по 12-14 песен просто сидеть на печи, как Иван в сказке, и просто выпускать альбомы. Песни колоссальные.
С. КОРЗУН: Вершитель судеб человеческих. А Ринго Стар Вы тоже бы вернули его первоначальное наименование – Ричард Старки?
А. КУШНИР: Так. 5 секунд. У меня, я думаю. Тут же, наверное, черт, тут как ощущение. Как оно как молния ударит. Потому что ну что вот Вы знаете, он для меня Ринго Стар. Конечно же, знаю, да…
С. КОРЗУН: Т.е. это до Вас еще было.
А. КУШНИР: Да. И про кучу пятых Битлов знаю. И про все. И мне сейчас знакомые хотят выписать в Москву, я забыл фамилию человека, может, Вы подскажете, или нам позвонят или напишут в интернет, человек, ну, у него фамилия типа Донован, которому Битлз подыгрывали еще до Гамбурга.
С. КОРЗУН: Донован, насколько я помню.
А. КУШНИР: И он жив и как бы есть планы. Т.е. пока я не могу конкретной даты сказать. Я понимаю, кто это делает, и где он будет выступать. Говорят в хорошей форме, играет те же песни, немолод, конечно.
С. КОРЗУН: Да, наверное, надо полагать.
А. КУШНИР: А чтобы был такой голливудский хэппиэнд, заканчиваю ответ на вопрос про вкладывание души. И вот девушка, про которую я только что рассказывал, Таня Зыкина, она приехала в Москву, сыграла просто под гитару в акустике. Это был маленький клуб. Туда пришли представители президентов, наверное, всех звукозаписывающих компаний. Меня назвали сволочью. Сволочь я был потому, что я их всех лбами как бы столкнул. И какой-то такой произошел метафизический тендер, кастинг, я не знаю. И довольно быстро подписали контракт с очень уважаемым мною рокерским лэйблом "Риал рекордс". И в конце ноября у нее выходит первый альбом Прикол. Альбом двойной.
С. КОРЗУН: "Прикол" называется альбом?
А. КУШНИР: Альбом называется "Ощущение реальности". Это слова из песни. Насколько мне известно, это первый русский артист, у которого двойной альбом дебютный. Правильно сказать так, у которого дебютный альбом двойной. И ну дай Бог, Вы не забудете, еще много времени. Но условно, приглашаю в клубе "Б2" 27 ноября будет презентация, и я в эту девочку очень верю.
С. КОРЗУН: Битлы с белым альбомом, конечно, плачут. Александр Кушнир, гость эфира радио "Эхо Москвы".
А. КУШНИР: 22.22. Это время московское.
С. КОРЗУН: Мы обратились к экспертам, как всегда это делаем. Человек, который работал и успешно в этом бизнесе. В Вашем или сродни Вашему, который по-восточному мудрый, ушел со сцены, теперь может рассуждать о чем угодно. Бари Алибасов.
БАРИ АЛИБАСОВ: К сожалению, я в 99м году перестал читать газеты, слушать радио, и смотреть телевизор. Я вообще не имею представлению о персоналиях даже в Российской политике. Тем более, в музыке, кино. Так вот бывает, что с кем-то встречаешься, представляют, говорят, вот популярный человек, играет в сериалах, или у него популярная программа на телевидении. А я его в глаза не видел никогда и не слышал фамилию. Я могу только сказать о том, что мне нравится "Муммий Тролль" и о том, что это единственная команда, которую пытаются выбросить из российской музыкальной индустрии, но они очень основательно осели в Китае, вместе с Витасом. Насколько я знаю, у них там неплохо дела идут. Т.е. они китайцам больше нужны, чем русским.
С. КОРЗУН: Бари Алибасов.
А. КУШНИР: Красавец.
С. КОРЗУН: Прокомментируете?
А. КУШНИР: Да. Конечно, прокомментирую.
С. КОРЗУН: Действительно больше китайцам нужны?
А. КУШНИР: Логутенко, безусловно, совершено необычный человек. И мы с Вами перед эфиром говорили, что так случилось волею судеб, что "Эхо Москвы" было без дураков первой российской станцией, где прозвучали песни группы "Муммий Тролль".
С. КОРЗУН: Это когда это интересно?
А. КУШНИР: Это был 96й год. Это была программа Димки Умескова. "Танцы с волками". И только, только в Лондоне был записан альбом "Морская", никаких контрактов не было. Альбом существовал на кассете, и в авторской передаче мы ставили эти песни и думали вот что из этого выйдет. Была масса звонков разгневанных слушателей: вообще, что Вы тут ставите. Что это, что это за блеяние наркоманское. Плохие звонки были. Но, тем не менее.
С. КОРЗУН: У нас звонки редко бывают хорошие, между прочим. Люди неравнодушные. Вот радость, она редко вынуждает, наверное, звонить.
А. КУШНИР: У "Троллей" все нормально. У них не так давно, буквально пару месяцев назад вышел, сегодня мы много раз про это говорили, двойной альбом новый, "Восьмерка" называется. И сейчас осенью Илья Лагутенко вместе с музыкантами будет тур там где-то конец ноября декабрь по стране в поддержку этого альбома. И меня очень греет другое событие. Там был китайский этап биографии ,безусловно. Сейчас факультет славистики лосанджелевского университета выступил с инициативой о проведении дней русской культуры в Лос-Анджелесе первый викэнд марта. И ряд людей это Логутенко, это агентство "Кушнир продакшн" и Артем Троицкий, там определенным боком Никита Михалков и его американское представительство, по-моему, называется "Три Д" как-то так, будут проводить…
С. КОРЗУН: "Три Т" у него по-моему.
А. КУШНИР: Да. Как-то так. Будут проводить такую культурологическую экспансию, и я знаю то, что знаю я то, что с одной стороны, там вполне возможно будет круглый стол и семинары с людьми, которые интересуются русской музыкальной индустрией. А с другой стороны, там будут ну такие уже устоявшиеся культовые группы, как "Муммий Тролль". Ряд молодых групп, к которым ну я тоже имею отношение. Так что планов громадье, и параллельно у Ильи там идет бурная деятельность по защите уссурийских тигров. Т.е. вообще у человека просто голова, какие-то электронные проекты, концерты, новые альбомы. Сейчас, насколько я понимаю, начинается работа над альбомом, ориентированным на англо-американский рынок на английском языке, т.е. куча идей.
С. КОРЗУН: А Вы, Александр Кушнир, никого не защищаете. Вон Артемий Троицкий давний поклонник Гринпис и защищает все, что можно от тигров до кошечек.
А. КУШНИР: У меня есть какие-то свои внутренние, я их редко декларирую, 10 заповедей. И одна из них она достаточно жесткая. И она звучит таким образом: мне кажется, что в музыке есть два пути – вперед и в Гринпис. Вот мне интересны люди, которые в музыке двигаются вперед. Порой я кусаю локти, я понимаю, что совершенно не нужен этой стране. Не потому, что там страна Достоевского и Солженицын не такая, а потому что на другой музыке менталитет воспитан. Сознания и подсознания. И, в общем, я конечно, больше в сторону профильную, чем общественно-политическую.
С. КОРЗУН: Т.е. работа, работа, и еще раз работа.
А. КУШНИР: Ну, я счастливый человек, потому что утром, когда я прыгаю в машину, мне хочется ехать на работу, и когда, валясь от усталости, шофер затаскивает мое тело опять в машину, мне хочется возвращаться домой.
С. КОРЗУН: А дома кто ждет? Кстати. В Вашей личной жизни мало что известно.
А. КУШНИР: А спрашивайте, все расскажу.
С. КОРЗУН: Давайте. Женат? Дети?
А. КУШНИР: У меня взрослая дочка. Она, ее зовут Маша, она до недавнего времени успешно работала в популярном московском журнале "Тайм аут" и писала и о музыке в том числе. Заканчивает факультет журналистики. И соответственно есть масса близких людей и друзей, которым я симпатичен, которые меня поддерживают, и притом не только в России. И что меня, я надеюсь, роднит и с Троицким, и с Лагутенко, и с кучей других близких по духу людей, что, ну, наверное, у меня не чисто выраженная русская ментальность. Это скорее называется мэн оф юниверс, поскольку рок-н-ролл он достаточно интернациональный жанр. И ну человек, который этим занимается профессионально, ему необходимо несколько раз побывать в Лондоне. Посмотреть, ну, в общем, Вы улыбаетесь, понятно. Посмотреть, т.е. ты идешь по Оксфорд стрит, видишь маленькие ступеньки вниз. Ты смотришь вывеску, и ты просто цепенеешь, потому что там цифра 100 и клуб по-английски клаб. Хандред клаб. И у меня взрыв просто в голове, потому что я вспоминаю, что в 76м году здесь играли первые концерты "Сэкс пистолс Клэш и Дэймонд". И вход стоит какие-то 10-15 фунтов. И ты спускаешься и видишь эти стены, там (НЕ РАЗБОРЧИВО). Т.е. ну это Мекка.
С. КОРЗУН: Перестроили уж, наверное, с тех пор.
А. КУШНИР: Нет, вот как бы, если этого не знать, такой академичный джазовый клуб с таким пивным барчиком. Ну, там собственно все и зарождалось.
С. КОРЗУН: Александр Кушнир. Мы еще вернемся к тому, откуда и как. К этапам биографии. Вы все-таки не ответили на вопрос, а жена-то дома ждет?
А. КУШНИР: Следующий вопрос.
С. КОРЗУН: Ну, дочь мы определили, ждет. И дочь пойдет по стопам папы журналиста, или как?
А. КУШНИР: Ну, она сама решение выбрала, сама поступила на журфак. И, слава Богу, ей это нравится, это ее профессия.
С. КОРЗУН: Т.е. не продавливали ее, ну, и не отговаривали с другой стороны.
А. КУШНИР: Полная свободы выбора была.
С. КОРЗУН: С кем-то из родственников еще? Родители живы, здоровы?
А. КУШНИР: Да, да, нормально. Родители, они вот эту часть жизни живут в Киеве, наверное, после выпуска новостей поговорим.
С. КОРЗУН: О киевских корнях поговорим. Конечно, интересно, естественно интересно понять, откуда взялся Александр Кушнир. Как я помню, это вроде кузнец фамилия.
А. КУШНИР: Поговорим, расскажу.
С. КОРЗУН: Поговорим, да, и молоточками постучим. Напомню, что это программа "Без дураков" и гость моего сегодняшнего эфира журналист, писатель, продюсер и не побоюсь этого слова даже, наверное, промоутер, как его называли. Тоже не боитесь этого слова?
А. КУШНИР: Нет, не боюсь, это мне нравится.
С. КОРЗУН: Александр Кушнир. Вернемся в студию через пару минут.
НОВОСТИ
С. КОРЗУН: Напоминаю, что мой сегодняшний гость Александр Кушнир. Александр, Вы ведь в Москву приехали, Вам же было собственно лет 30 примерно. Такой вот как бы постоянной биографии нет Вашей.
А. КУШНИР: Нету, да, т.е. тайны.
С. КОРЗУН: Пишите, пишите сами, пока журналисты не переврали. Вы же сами умеете придумывать легенды артистам, и Вам тоже чего-нибудь придумать.
А. КУШНИР: На самом деле семья, как перекати поле. Т.е. жили в Москве, потом оказались в Киеве. Родители до сих пор живут в Киеве. Мать филолог.
С. КОРЗУН: Т.е. родились в Москве.
А. КУШНИР: Да. Отец математик и автор массы книг по математике, Соросовский лауреат. В общем, там такая местная знаменитость. И, тем не менее, в 16 лет я уехал сюда.
С. КОРЗУН: Завоевывать столицу?
А. КУШНИР: Нет, я банально учился на мехмате, потом вместе с любимыми преподавателями, это были достаточно непростые времена, и часть преподавателей в итоге оказалась под Москвой в Твери. Это была как местная Сорбонна. Калининский государственный университет, поскольку там могли найти работу люди, не нашедшие общий язык с властями здесь. Ну, что такое не нашедшие общий язык, это один дал интервью "Немецкой волне", второй ВВС, третий "Голосу Америки". Вот и там была, конечно, аура действительно Сорбонны. И когда я отучился, я попал, наверное, по стечению обстоятельств, я как сейчас помню, это был 87 год, сентябрь. На советский вудсток. Это рок-фестиваль в Подольске. Это был первый полуразрушенный фестиваль. Который то запрещали, от разрешали там местные комсомольские власти. И там выступили 25 советских рок-групп. Там, где было и ДДТ, и "Зоопарк", и первое выступление в окрестностях Москвы группы "Наутилус Помпилиус", группы "Телевизор", группа "Объект насмешек", было сенсационное выступление группы "Калинов мост". И мне бошку взорвало очень сильно. И я понял, что живу я неправильно.
С. КОРЗУН: И мехмат будет заброшен. Фиг с ними с циферками.
А. КУШНИР: Потому что когда в 2 часа дня, ну, были дневные концерты и вечерние. В 2 часа дня и в 7 часов. Это Подольский зеленый театр примерно 3-4 тысячи зрителей по разным оценкам на каждом из концертов. Всего было 5 концертов. И когда в 2 часа дня выходит такой голубоокий Дима Ревякин и просто средь бела дня вот поет вот так совершенно четко: эх, блядь, занесли кони вороные. И даже не рыпнулся, потому что подумал, что такого не может быть. Как бы нормальный, спортивный советский парень. И как бы свято верил в некие идеалы. И я даже мне показалось, что послышалось. Но это словосочетание было в припеве. И припев, как известно, песни повторяется. И я увидел людей, действительно свободных с той стороны сцены. И, по-видимому, мне захотелось быть такими, как они. Потом всевозможные консервативно устроенные критики поругивали этот фестиваль. Для меня это был просто глоток свежего воздуха.
С. КОРЗУН: Вам, кстати, привет из юности. "День добрый, - Борис, менеджер из Твери, - пользуясь случаем, передаю привет от тверских спортсменов и бывших студентов Калининского госуниверситета. Вопрос удастся ли еще поиграть в настольный теннис?"
А. КУШНИР: Да. Это очень приятно. Значит, я был чемпионом Калининского, государственного университета по настольному теннису. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Это такая параллельная жизнь, которая сама по себе проистекала. Я был чемпионом области в парном разряде неоднократно, и, в общем-то, набирал на мастера спорта.
С. КОРЗУН: До сих пор ракетки есть?
А. КУШНИР: Не часто…
С. КОРЗУН: Ну, у себя-то можно было бы поставить где-нибудь на работе столик.
А. КУШНИР: Думаю, да, но знаете, мой любимый певец Боб Дилан, он пел в одной из своих ранних песен "Зе таймс а чэнджинг" – "Времена меняются". И сейчас уже и не до 21 играют, а до 11, и шарик не 38 см, а 40, и цвет другой и правила другие.
С. КОРЗУН: Да. В общем, все не так.
А. КУШНИР: Да, да, и солнце раньше ярче светило. Хотя я редко оглядываюсь назад, потому что все-таки больше заточен на какое-то движение вперед, на эволюцию. Хотелось бы так думать.
С. КОРЗУН: Александр Кушнир, гость нашей сегодняшней программы. И один из Ваших коллег и друзей Артур Гаспарян.
АРТУР ГАСПАРЯН: Я Сашу Кушнира, если и вижу в какой-то передаче на радиостанции "Эхо Москвы", и не только на радиостанции "Эхо Москвы", то, конечно, только в программе "Без дураков". Потому что нет ничего более далекого друг от друга, чем Саша Кушнир и дураки. Умнейший человек, я его обожаю, летописец нашей рок и поп музыки. Энциклопедических знаний товарищ. Именно энциклопедических в том, что касается истории нашей музыкальной культуры. Автор целого ряда не просто книг, а бестселлеров, посвященных и музыкальной и светской стороне жизни самых известных персонажей. И к тому же мой очень хороший партнер по работе, с которым мы делаем и совершаем великие поступки.
С. КОРЗУН: Артур Гаспарян.
А. КУШНИР: Артур скромно сказал – мы совершаем великие поступки. Ну, да.
С. КОРЗУН: Ну, Вы так скромно не говорите, нет?
А. КУШНИР: Ну, я знаете, у меня сейчас такое любимое выражение, я сотрудникам часто говорю: вначале делай, а потом думай. Ну, хотя вроде, да. Потому что такой темпо ритм, вот я не представляю, в каком расслабленном состоянии я должен находиться, чтобы вдруг нас слушает. Артур, привет, вдруг ты там в Испанию не уехал в какую-нибудь опять. Вдруг ты слушаешь. Приятно было. Спасибо за это мнение. Я не знаю, в каком бы я расслабленном состоянии должен был находиться, чтобы сказать фразу, мы делаем великие поступки.
С. КОРЗУН: Скромный Александр Кушнир, гость нашего сегодняшнего эфира.
А. КУШНИР: Я так не скажу.
С. КОРЗУН: В программе "Без дураков" на "Эхе Москвы". Александр, держу в руках Вашу книгу, "Хэдлайнеры", которую Вы любезно предоставили. Я читал на самом деле отрывки, которые публиковались из нее. Очень жесткая книга. И великий могучий русский язык в его матерном варианте там присутствует довольно изрядно. И самое главное, что ну, в общем, такое ощущение иногда даже возникает, что, может, остались какие-то отрицательные воспоминания, так немножко вот догоняете тех людей, о которых говорите. Хотя знаю, читал о ваших принципах пиара, о том, что музыкант, артист вообще должен не зажевывать свои слова, не говорить одно и то же, а должен создавать скандал. Это была такая мысль пиар Александр Кушнира. Вот эта книга? Скандальное воспоминание о времени работы?
А. КУШНИР: Не совсем так. "Хедлайнеры" это седьмая моя по счету книга. Полное ее называние "Хедлайнеры. Восемь главных артистов и продюсеров России". И ее герои это Лагутенко, группа "Муммий Тролль", Земфира, Макс Фадеев, это покойный Илья Валерьевич Кормильцев, это Борис Гребенщиков, и другие. И в предыдущих 6 книгах, которые там выигрывали кучу призов, там они….
С. КОРЗУН: Ну, антологии, энциклопедии…
А. КУШНИР: Разные, да, да. Т.е. там есть книга, которую я считаю главной для себя, она вышла ровно 10 лет назад, сейчас издательство (НЕ РАЗБОРЧИВО) ее переиздать. Называется "Сто магнитных альбомов советского рока", которую я писал очень много лет. И сделал многие сотни интервью. И я в какой-то момент, когда писание всех этих книг закончилось, я очень твердо сказал себе, друзьям, прессе, в интервью, что все, братцы, стоп, книги я больше не пишу. Я свое отработал. Сейчас интересно помогать молодым артистам. Сейчас интересно заниматься пиаром. Заниматься пиаром стало интересно задолго до того, как страна объявила, я не помню дату, в общем, существует то ли в сентябре, то ли в октябре день пиарщика, какая-то дата. И государство говорит об этом так, что день пиарщика начал праздноваться с 2003го года, это год, когда возник пиар. Ну, конечно, очень смешно, потому что это не так. "Кушнир продакшн" существует с 99го года и занимался всегда исключительно пресс поддержкой и пиаром. Я на всякий случай скажу, но все-таки все вроде знают, что такое пиар, но если коротко, это эффектное и эффективное формирование общественного мнения. В музыке соответственно это…
С. КОРЗУН: Вы только в музыке занимаетесь этим? В политике нет?
А. КУШНИР: Да. Я много раз говорил, что было масса предложений, я не сломался.
С. КОРЗУН: А группы, которые Вы продюсируете, участвуют в концертах поддержки. Это же дело обычное.
А. КУШНИР: Я не вспомню. И в принципе я свою позицию оговорил на страницах книги "Хэдлайнеры". Там есть несколько ситуаций, которые с этим связаны Кто-то мудрый сказал, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. С одной стороны.
С. КОРЗУН: Кто-то из классиков.
А. КУШНИР: Правда, же, да. Но справа все-таки я вернусь к той фразе, которую я говорил, что в музыке есть два пути. В Гринпис и вперед. Меня Гринпис меньше интересует. Возвращаясь к книге.
С. КОРЗУН: Да, почему так жестко?
А. КУШНИР: Я как-то раз, у меня очень хорошая библиотека любой музыкальной прессы, которая выходила в России, как официальной, так и всякой подпольной, самиздат, альтернативные эти самиздатовские выставки, ездили по Европе, по славистким центрам, и я вместе с ними. И я читал курс лекций студентам немецких университетов. Ну, эта тема им интересна больше, чем в России. Я уже даже не удивляюсь. Нет пророка в своем отечестве. И у меня в какой-то момент возникло ощущение, что ну как бы я люблю эти книги, я их писал, я их создавал. Но у них нет автора. Ну, т.е. у них есть позиция, но я немножко дистанцировано писал. Т.е. будь это "Аквариум", будь это "Муммий Тролль", "Наутилус Пампилиус", или другие какие-то группы.
С. КОРЗУН: Т.е. летописец. Вот выступал, как летописец.
А. КУШНИР: Ну, как угодно можно называть. Я спокойно к этому отношусь. Захотелось рассказать про кухню. Это было первое и второе. Я ведь все это вижу изнутри, варюсь в этом последние лет 12-15. Я заграбастал с полок все книги, которые выходили в Росси о рок-музыкантах, о поп-музыкантах. Я этих людей знаю. Я с ними общался, работал, вел их пресс-конференции. Т.е. ну просто, чтобы было понятно, что происходит. Я думаю, что пару тысяч своих пресс-конференций я провел года с 93го. И я понял, что они в этих книгах, они пластмассовые, они искусственные. Они шелковые, они пушистые, они не настоящие, они другие. И я очень люблю авторов, которые писали эти книги. Но я понимал, что почему мы показываем только верхнюю часть айсберга. Я зажмурился. Сел на американские санки без щитков, без налокотников, без ничего, без шлема. И со страшной скоростью помчался вниз, вот так рождалась книга "Хэдлайнеры". Т.е. я спросил себя, там парень, ты можешь подписаться под пословицей "тормоза придумали трусы". Ты можешь писать так, как оно было? Т.е. ты был все эти годы в центре циклона. И ты про этот циклон можешь правдиво написать. И не задумывался о том, что потом через много лет об эпохе будут судить по книге "Хэдлайнеры". Боже мой, нет. Но я знаю, что очень многим молодым музыкантам… Мысль прыгает. Продюсер знакомый очень хороший, очень уважаемый, когда к нему пришла молодая группа с записью, он сказал – "Хэдлайнер" прочитали? Они сказали – нет. Он сказал: так, марш в магазин, прочитайте, тогда придете. И если Вы после этого не передумаете. Потому что там все правда.
С. КОРЗУН: Учебник жизни.
А. КУШНИР: Да, да.
С. КОРЗУН: А пришлось уже отдуваться за это? Наверное, отношения попортили изрядно кое с кем.
А. КУШНИР: Я помню, как своему любимому журналу "Афиша" накануне презентации "Хэдлайнеров" осенью прошлого года давал первое интервью по книге. И они спросили там про кого-то, он не обидится, прочитав этот отрывок, как и Вы. Я очень коротко ответил: я очень удивлюсь, если у этой книги не будет судов. Все последующие интервью со мной начиналась со слов, когда молодые журналисты, там опытные, говорили, ну, как суды? Т.е. фраза, просто такой коэффициент вообще. И я понимаю, почему ничего не происходит. Т.е. книгу переиздали там питерское издательство "Амфора" третий тираж пошел уже. Там она была номинирована, попала в тройку лучших книг "Нашего радио" и там на каком-то их последнем фестивале была в тройке. Я понимаю, что а ведь правда написана. Потому что я пишу о процессах …
С. КОРЗУН: Спорить не с чем.
А. КУШНИР: Да, а с чем спорить? Если, пожалуйста, вот кассеты с интервью. Вот кассеты с пресс-конференциями. Вот распечатка интервью. Вот то.
С. КОРЗУН: Т.е. абсолютно без тормозов. Абсолютно смелый человек Александр Кушнир. Скажите честно. Вот без дураков. Про кого правду никогда не расскажите. Ну, сейчас, по крайней мере. Есть у нас фигуры неприкасаемые в музыке там? Вроде как Алла Борисовна там. Еще несколько фигур, наверное, есть.
А. КУШНИР: Нет. Я думаю другое… Я не со всеми... В книге "Хэдлайнеры" описаны люди, с которыми я работал. Есть масса артистов, с которыми я не работал.
С. КОРЗУН: Я понимаю, те, с которыми Вы работали. Вот про любого готовы рассказать правду, как оно было.
А. КУШНИР: Я пишу книгу, как я понимаю, что я не могу не писать. Т.е. когда очень, очень хочется. И соответственно я выбрал не из конъюнктурных соображений самых ярких артистов, я писал о них все то, что было. Т.е. порой, честно, было страшно. И когда первые отклики коллег-критиков были, они говорили, ну, ты действительно без тормозов. Т.е. я подумал, ну, Чем я рискую. Ну, тем, тем, тем. Ну, просто вот помните, я говорил буквально несколько минут назад, что "Сто магнитных альбомов советского рока" в чем-то энциклопедическая книга. Она, я считаю, ее главной среди своих семь. А "Хэдлайнеры" любимая.
С. КОРЗУН: В Вашей работе, памятуя о том, что Вы все-таки учились на математика, интуиция или расчет? Вот похоже, про эту книгу Вы говорите вот проинтуичили. Посмотрели внутрь, надо писать без тормозов и поехали.
А. КУШНИР: Отличный вопрос. Потому что я в самом начале нашей беседы с Вами замечательной, я говорил, что когда хоть про одного артиста ты поймешь, что ты с ним работаешь, ты себе там чертишь какие-то схемы стрелочки и ты думаешь, так вот то у нас будет стратегия, вот это у нас будет тактика, вот это будет пошаговая. И Гребенщиков же гениально пел. И он стал послом рок-н-ролла в неритмичной стране. Какие вообще, какие сроки, о чем мы говорим? Поэтому начинается все как от ума. И заканчивается либо каким-то огромным очарованием, либо каким-то нечеловеческим разочарованием. И ум плавно переходит в интуицию. И в какой-то момент от ума остается уже совсем немного. А на интуиции и тут или угадал или нет. Я очень люблю приводить пример, читаю лекции студентам. Называется кафедра Менеджмента и продюсирования в шоу-бизнесе. Российский государственный университет управления. И я им часто говорю, что бывают такие ситуации, ну, их называют черно-белыми. А я бы сказал по-другому. Там у меня дома стоят большие колонки. И там есть бас, пищалка, средние частоты. Часто бывают ситуации, когда или бас, или пищалка, нет средних частот. Вот что-то одно.
С. КОРЗУН: А друзья есть у Вас настоящие из этого мира?
А. КУШНИР: Может быть, я удивлю слушателей, может это кому-то покажется очень грустным, но у меня есть единственные друзья не из этого мира. А все остальные из этого мира…
С. КОРЗУН: Ну, это не такая уж редкая история. Друзья, наверное, из детства откуда-нибудь?
А. КУШНИР: По сути да. А все остальные из этого мира. И например, когда удается пообщаться не 15 минут на бегу с Борисом Борисовичем Гребенщиковым, или с Лагутенко, или в свое время с покойным Кормилицыным, или много лет назад с Земфирой, вот не торопясь. Это такой нечеловеческий кайф. Потому что ты, общаясь с ними, ты развиваешься. Мы можем говорить друг другу какие-то жесткие слова. Могут быть дискуссии. Может быть, дикое несовпадение взглядов. Я могу случайно, не специально поцарапать какой-то неаккуратной фразой. Стараюсь этого не делать. Они, им сам Бог велел, они артисты. Но это очень развивает. А все время хочется развиваться.
С. КОРЗУН: Александр вот в мире бизнеса, возникла аналогия, есть какие-то свои правила, в том числе, правила одежды. Представляют себя люди, там часы должны быть, машина соответствующая, на встречу с президентом в водолазке, или в футболке не ходят. Вот пришел один товарищ и вроде как далеко уже где-то. Как история гласит одна. В мире музыки, рок-музыки вот такие жесткие правила есть?
А. КУШНИР: Нет, гораздо проще, потому что…
С. КОРЗУН: Длина волос, или что там, или небритость. Степень небритости.
А. КУШНИР: Гораздо проще, потому что ну либо люди действительно свободны не только внутренне, но как бы внешне. И вот, допустим, если Вы мы говорим, там сейчас фэшн вик проходит, т.д. одежда джинсы, футболка, пиджак сверху. Часов не видно, потому что рукава пиджака, они скрывают половину руки, как таковой. Достаточно, униформа, я бы даже так сказал, униформа не приветствуется. У меня есть единичные дни в течение месяца, когда я одеваю костюм, галстук, манжеты, Но это как исключение. А так достаточно все демократично.
С. КОРЗУН: Куда, интересно? Это на приемы какие-то? Где требуется соответствующий вид.
А. КУШНИР: Ну, например, пресс-конференция артиста, которую я веду. Выступаю, как модератор. И допустим, жанр артиста, ну, скажем, я провожу пресс-конференцию Тамары Гверцители. Там неправильно приходить в черной футболке, в вылинявших джинсах, там пиджаке с латками, как у Мауринио, вот здесь тренер учился. Там более канонически ты одеваешься. И это естественно, это нормально. А так как я говорил о том, что и в развитии артистов на музыкальный рынок нет каких-то правил. Точно так же в одежде, прическе. Наверное, для кого-то является критерием, на какой машине ты приехал. Наверное, является критерием, какие у тебя часы. Как Вы сказали. У меня слабость ручки.
С. КОРЗУН: Пишущие? Перьевые?
А. КУШНИР: Нет, пишущие ручки, т.е. когда-то это были паркеры, а потом мне друзья стали дарить эту прелесть, вот эту прелесть под названием андеграпа. Ценой в небольшой…
С. КОРЗУН: Продакт плэйсмент пошел сразу в эфире "Эхо Москвы".
А. КУШНИР: Нет, агентство "Кушнир продакшн". Поэтому вот ручки. Поэтому когда идут переговоры, действительно я обращаю внимание, допустим, когда я общаюсь с коллегами журналистами, мне интересна марка диктофона, с которыми они работают.
С. КОРЗУН: т.е. техника звукозаписывающая.
А. КУШНИР: Ну, потому что когда я интервью беру, да. Потому что молодое поколение, выпускники журфака, филфака МГУ, к примеру, они работают с цифрой, с цифровым звуком, с цифровыми диктофонами. Поскольку ну для чего диктофон. Берется интервью и потом с ним делается подстрочник. Не очень удобно цифровыми диктофонами. А вот то что называется журналисты олд скул, старой школы, они работают с кассетами. Сейчас не очень легко купить кассеты чистые.
С. КОРЗУН: Непросто.
А. КУШНИР: Непросто. Но они вот надежные, и я помню, что мне где-то в конце 80-х подарили первые диктофоны. И вот это такая привычка. Она немножко такая трогательная со старенькими диктофонами работать.
С. КОРЗУН: Александр Кушнир, гость программы "Без дураков" на "Эхе Москвы". И Евгения Малахова.
ЕВГЕНИЯ МАЛАХОВА: Саша, мне кажется, очень талантливый, очень креативный. И вообще мне кажется, что человек с такой фамилией просто категорически не может быть каким-то иным. С ним было очень интересно работать, потому что он какие-то придумывает интересные ходы. Вообще я знаю, что особенно у Саши его любовь его любовь это, конечно же, кроку. Поэтому вот эти проекты он умеет находить каких-то очень ярких личностей. И делать из них такой достойный бренд. У меня с Сашей складываются очень хорошие отношения. Так получилось, что с самого начала, когда я пришла в группу "Рефлекс", Саша очень хорошо ко мне отнесся, полюбил. Поэтому каждый раз, когда мы видимся, даже если это случается в ресторане, радостно улыбаемся.
С. КОРЗУН: В "Рефлексом" плотно работали. Это Евгения Малахова, напомню.
А. КУШНИР: До сих пор работаем. И, по-моему, это сотрудничество длится то ли шестой, то ли седьмой год и вдруг нас слушают либо музыканты группы "Рефлекс", им привет или продюсер Слава Тюрин, который большую часть времени находится в Дубаи в своей студии. Там есть интересные новости. Уж раз Вы Женю Малахову ввели в эфир. Бывшая основная вокалистка "Рефлекс" Ира Нельсон, она сейчас выходит на музыкальный рынок с новым англоязычным проектом. И они писались в Англии, я слышал последние треки, очень сильное впечатление на меня произвел, в Лондоне записано. Будем помогать.
С. КОРЗУН: Александр, а сами музицируете? Там я встречал какого-то бас-гитариста Вашего тезку. Вы или не Вы?
А. КУШНИР: Дело было на радиостанции "Эхо Москвы" в программе Элины Николаевой, с которой у нас шел такой мирный бокс. И она в какой-то момент говорит: Вы такой отличный журналист, отличный радиожурналист. Ой, говорит, ну Вы так на музыкантов грешите. А сами-то играете? И такой вызов. И я так на голубом глазу…
С. КОРЗУН: Кушнир достает из портфеля гитару.
А. КУШНИР: И я на голубом глазу говорю: Элин, ты совершенно к эфиру не подготовилась. Это просто безобразие, потому что перед тобой сидит лучший бас-гитарист страны. Она говорит: я не в курсе. Не знала. Я говорю. Я продолжаю.
С. КОРЗУН: Шарманку крутить.
А. КУШНИР: Да. И говорю, ну, в принципе везде в интернете есть, что меня приглашали в группу "Машина времени" выступать с ними на юбилейном концерте. Но я подумал, что там же есть отличный басист Саша Кутиков. Ему надо кормить семью и т.д. Поэтому я не мог. И она схватила меня за пальцы, и говорит: а ямочки, ямочки мягкие? Я говорю: Элина, у меня гитара с нейлоновыми струнами. Ну, в общем, ржали очень сильно. Очень многие, я так понимаю, я так понимаю, что очень же много эфиров "Эхо Москвы", они потом на сайте оказываются.
С. КОРЗУН: Да, естественно. Оттуда и пошло.
А. КУШНИР: И поскольку сайт читаем… Слух пошел?
С. КОРЗУН: Да. А серьезной музыкой увлекались, нет? Поскольку Вы знаете, как делать успешные проекты предположительно…
А. КУШНИР: Я закончил музыкальную школу по фоно. Я не был троечником, и не был отличником. Я старался сбегать с занятий на тренировки по настольному теннису, про которые я Вам рассказывал. Но я помню, что мне очень нравился предмет – музыкальная литература. И, в общем, какая-то такая школа во мне есть. И на уровне популярной классики я воспитан. Плюс у отца была шикарная фототека виниловых пластинок классических. Мне печально, когда я общаюсь со своими коллегами критиками, и идет "Пер Гюнт", или героическая симфония Шостаковича, и они не идентифицируют и не отличают. Ну, т.е. 40 Моцарта. Т.е. какие-то совершенно простые вещи. Но я не жалею, что была такая подготовка.
С. КОРЗУН: Вы, как продюсер человек циничный, или какая-то песня может у Вас слезы вызвать, допустим.
А. КУШНИР: Ну, если песня не вызывает сильных эмоций, то я стараюсь дистанцированно работать с такими артистами. Но должно оставлять должно вставлять, должно качать обязательно, должен драйв быть.
С. КОРЗУН: В какой стране хотели бы умереть?
А. КУШНИР: Не хочу о смерти думать.
С. КОРЗУН: Вообще, просто не думается.
А. КУШНИР: Категорически. Потому что мне кажется, что я успел сделать процентов 20 того, что могу делать. Хотя трудолюбив, много работаю и работаю с душой, и с сердцем.
С. КОРЗУН: Ну, здесь комфортно работать? Или, может, куда-то там в Лондон переместиться, а, может, в Шанхай уже пора, кто его знает.
А. КУШНИР: Даже не представляю. Туда хорошо ездить туристом. Хорошо сравнивать. Я нахожу не только там плюсы. Я вижу, что у нас есть какие-то свои прекрасные, уникальные вещи, которые мы должны растить, развивать и т.д. Поэтому я не вижу себя в другой стране.
С. КОРЗУН: Ну, может быть, последнее. Время тает. В ком из тех артистов, из тех, с кем вы работали, была максимальная харизма. Я помню Ваши слова о том, что есть люди и проекты, которые сами по себе хороши. В любом случае, в начале песня, и какое-то произведение. Потому что отпиарить все, что угодно в общем на самом деле нельзя. Вот кто обладает максимальной харизмой, на Ваш взгляд, из тех людей, с которыми работали.
А. КУШНИР: Очень важную вещь скажу, что огромному количеству артистов мы отказываем. И не все, что плывет мимо, мы хватаем. Потому что порой запах дурной. Конечно, такой будет у меня очень странный топ пять. Это два человека, их нет уже в живых, это Сергей Курехин, гений, это Кормильцев, это человек который записал весь питерский рок 80-х годов Андрей Владимирович Тропилло, местный Джордж Мартин. Это мой учитель в середине 90-х, продюсер Александр Шинин. Это Борис Гребенщиков. И это молодая артистка, в которую я очень верю Татьяна Зыкина.
С. КОРЗУН: Александр Кушнир был гостем программы "Без дураков". Спасибо огромное, Александр, за то, что пришли и ответили на вопросы, которые нас интересовали. Спасибо Вам.
А. КУШНИР: Всего доброго.
С. КОРЗУН: До свидания.