Купить мерч «Эха»:

Игорь Захаров - Без дураков - 2006-08-24

24.08.2006

СЕРГЕЙ КОРЗУН: И сегодня мой гость издатель Игорь Захаров. Игорь Валентинович, добрый вечер.

ИГОРЬ ЗАХАРОВ: Здравствуйте.

С. КОРЗУН: Здравствуйте. Человек, который в отличие от многих живущих сейчас, книги продолжает читать. Это не легенда, это правда, что все книги, которые проходят через Ваше издательство, читаете?

И. ЗАХАРОВ: Правда, в прошлом году была одна книга, которую я не прочитал. Думаю, вот она выйдет, а я ее прочитаю, как нормальный человек. Я ее до сих пор не прочитал и понял, что так больше жить нельзя.

С. КОРЗУН: Много Вас таких, кто еще читает книги в сегодняшнем мире?

И. ЗАХАРОВ: Я не знаю, это такая интимная вещь. Вот я не стыжусь признаться. А другие, может, и стесняются. Во всяком случае, я не спрашивал своих коллег.

С. КОРЗУН: Как Вы живете вот с Вашими антиподами, с людьми, которые, ну, как говорят "чукча не читатель, чукча писатель". Приходят к Вам, очень болеют, наверное, за свои рукописи. Сами-то они читают, или нет? Вы находите с ними общий язык?

И. ЗАХАРОВ: Вы имеете в виду …

С. КОРЗУН: Писателей.

И. ЗАХАРОВ: Пишущих.

С. КОРЗУН: Пишущих. А какое слово чуть не вырвалось, интересно.

И. ЗАХАРОВ: Вот издадут, так писатель. А до этого только пишущий, графоман или чайник.

С. КОРЗУН: Да, ладно. Интернет сейчас позволяет издавать все, что угодно.

И. ЗАХАРОВ: А нет, они хотят книжкой. В этом есть какое-то другое статусное положение.

С. КОРЗУН: Т.е. чтобы обложка была, и чтоб было колонтитул, где подписывают "любимой мамочке".

И. ЗАХАРОВ: Конечно, интернет, интернет, а потом книжку то им подавай живьем, чтобы ее подержать в руках.

С. КОРЗУН: Глаза зажглись. Интересно изучать этот мир то литераторов, графоманов, которые желают стать писателями.

И. ЗАХАРОВ: Конечно, это люди изощренные. И такие незаурядные. Что нормальный человек, вот я, например, я могу придумать чего-нибудь, но потом еще это все нужно реализовать. Ведь придумать сюжет, хотя это ужасно трудно, но можно. Но ведь потом это все надо написать, даже если ты не рукой это делаешь, а на клавишах, да. Это же очень долго. И для этого надо быть таким маньяком в благородном понимании этого слова. Нужно быть устремленным. И это, конечно, люди интереснее, чем просто.

С. КОРЗУН: Сами-то писали чего-нибудь в жизни.

И. ЗАХАРОВ: Нет.

С. КОРЗУН: Кроме статеек в… Нет, ну в "Независимое обозрение" были какие-то, по-моему.

И. ЗАХАРОВ: Нет, я популяризатор. Это мое природное. Когда я вижу что-нибудь интересное, хорошее, мне нравящееся, я начинаю размахивать руками, бегать по коридору, кричать "молитесь, молитесь, чего у меня есть интересное!" Это очень помогает в профессиональной деятельности. Я вижу, что заинтересовало меня. Я чувствую, что этого не хватает на рынке. Я чувствую, что, может быть, мне этим удастся заинтересовать Вас, и Вас, и Вас. Ну, а если нет, тем хуже для Вас, дураков. А мне это понравилось. Я свой кайф успел словить. А потом я еще, может быть, получу 3 рубля и немного славы.

С. КОРЗУН: А еще кайф вот написать. Собственно издательство "Захаров" изначально то специализировалось на мемуарах. "Мемуары Захарова".

И. ЗАХАРОВ: Нет, ну, во-первых, еще рано. Я еще даже до пенсии не дотянул. Во-вторых,…

С. КОРЗУН: Ничего, скоро порог отодвинут пенсии, поэтому еще там тянуть придется лямку. Уж, потерпите немножко, Игорь Валентинович.

И. ЗАХАРОВ: Во-вторых, писателей (я никого не хочу обидеть) много, а издателей меньше. И хотя нормальному человеку совершенно наплевать. Это вроде такая посредническая роль. Одной рукой взял, а другой… Я поэтому романы не люблю. Что можно сделать с романом, пусть даже с гениальным? Одной рукой взял у автора, а другой рукой тут же отправил его в типографию. А когда ты мне сделал с нон-фикшн, с таким документальным жанром, с биографией, с мемуары, он такой рукотворный, ее можно поправить, сказать "вот тут вот допиши. А вот тут я ничего не понял и т.д.". Ты тоже журналист, ты редактор.

С. КОРЗУН: Т.е. нравится манипулировать автором. Толстым не поманипулируешь особенно, да. И Тургеневым тоже не поманипулируешь. А реальными авторами, которые пишут…

И. ЗАХАРОВ: Поправить немножко можно. Ну, пунктуацию, слова одни и те же в двух абзацах. Так ведь учили, что не полагается. Ну, и т.д. Ну, а на самом деле…

С. КОРЗУН: Кстати, это байка про корректоров, или это жизненная установка о том, что чем больше опечаток в тексте, издании, книги, тем лучше, потому что корректор тогда зачитывается, значит.

И. ЗАХАРОВ: Это абсолютная правда. Это очень жизненное наблюдение. И это действительно так. В конце концов, это, наверное, и в других сферах так же действует. Контроль ослабевает по мере роста, ну, вовлеченности. Когда ты уже не думаешь о форме, а думаешь о цели. В конце концов, все великие люди нарушали какие-то каноны ради достижения этой цели, потому что они устремлены были, ну, и т.д.

С. КОРЗУН: Игорь Захаров – наш сегодняшний гость, человек, считающий себя свободным человеком. Если бы радио "Эхо Москвы" находилось за пределами Садового кольца, то он, наверное, здесь бы не появился. Тем более в такое время, потому что ходит только пешком внутри Садового кольца. Еще лучше внутри бульварного. Ну, мы тоже тут недалеко.

И. ЗАХАРОВ: Конечно, он нарушает законы и принципы, но он делает это осознанно. Это обыгрывает, ну, и т.д. Но вообще не любит.

С. КОРЗУН: Чего центр Москвы, и путешествия, и знаю, что много знаете о Москве. К корням то в Питер не тянет, к питерским?

И. ЗАХАРОВ: Тянет. Но это уже ушедшая жизнь. Т.е. вытекла, там уже мало крови. Поэтому я себя чувствую немножко неловко. Ну, как может быть… первая семья, да.

С. КОРЗУН: Вы родились в Питере, или учились только в Питере?

И. ЗАХАРОВ: И родился, и отец родился, и дед женился и приехал и купил эту квартиру, где родился в 907-м году.

С. КОРЗУН: Откуда приехал?

И. ЗАХАРОВ: Из Симферополя. И вот сначала было 5 комнат, потом, как полагается, стало только 2. А потом соседка уехала в Саратов к мужу. И я в ее комнате, где оставалась ее мебель, готовил уроки и иногда даже тайно ночевал. Ну, и т.д. Прожил в коммунальной квартире без всякого лифта на 5-м этаже. Поэтому теперь, когда слышишь "на 3-й этаж без лифта!", я думаю, надо же, какие капризные. А, новое поколение, что Вы от них хотите.

С. КОРЗУН: Игорь Захаров – человек, чей бизнес стоит 3 миллиона не называемой валюты в год зеленых. Или уже больше даже?

И. ЗАХАРОВ: Я думаю больше. А потом как считать. Ведь наши общие знакомые "Мост банк" собирался купить 33% "Захарова". И все. Мы даже публично это объявили. А потом у них было 3 недели, чтобы у них аудиторы сосчитали. А это 33% денег то сколько? И они запутались. А сколько стоит любой из авторов, договор с которым у меня есть. Сколько стоит Акунин, можно сосчитать сейчас. Или сколько книжек на складе, или даже, сколько будет продано следующего романа. Но вообще потенция какая? Ну, хорошо, это Акунин, это одна крайность. А только выпущенная мной книжка молодой романистки Ирины Трофимовой, которая пишет второй роман, да. Сколько это стоит, если Вы хотите купить долю, или даже целиком. Это невозможно сосчитать. Это то же самое, что пытаться сосчитать, каков будет денежный эквивалент того процента, который твои дети будут тебе платить, когда ты будешь уже немощный, а они богаты. Ну, считай, сколько угодно, все равно ошибешься.

С. КОРЗУН: А чего Вы хотели продать? Вы же ушли из "Вагриуса" от Григорьевой эта история. Вообще о бизнесе слабо так поговорить немножко?

И. ЗАХАРОВ: Не слабо.

С. КОРЗУН: В свое время освобождались от этого, да? Вроде как. А потом чего то от Григорьевой и под Гусинского. Зачем мысль такая возникла? Нет?

И. ЗАХАРОВ: Нет. Это вот хронология чуть-чуть не такая. Да, начинал я с "Вагриусом", 3 месяца с ними, 100 дней протерпел. Но понял, что нужно контролировать всю цепочку, включая получение денег. И по-прежнему очень благодарен, что они так быстро мне это важный урок преподали. И стал самостоятельный, независимый предприниматель Захаров и т.д.

С. КОРЗУН: Кстати, по ходу дела, там одна книжка была издана. Это "Алла, Аллочка, Алла Борисовна". Такая скандальная в свое время…

И. ЗАХАРОВ: Совершенно верно. И на паях два имени "Вагриус" и "Захаров" был князь Феликс Юсупов, и о чем я не устаю вспоминать со злорадством. У них на столе месяц лежала рукопись, распечатка "Азазель". Я говорю: вот, хорошая вещь.

С. КОРЗУН: Где-то встретил, написано, вот эта книга, ну, неавторизованная биография Аллы Пугачевой, которая разошлась тогда сумасшедшим каким-то тиражом за 200 000 экземпляров.

И. ЗАХАРОВ: Да, 150 сразу, тут же 50…

С. КОРЗУН: И вроде как Вам выкатили счет за рекламу, который и не покрыл Ваших расходов.

И. ЗАХАРОВ: Соответствовал. Нет, ровно соответствовал. И даже нельзя сказать, что это такой был грубый обман. А просто. Вот чтобы знал.

С. КОРЗУН: С тех пор издатель Захаров, насколько я знаю, очень не любит рекламу. Хоть цент вкладывали в рекламу?

И. ЗАХАРОВ: Я всегда не люблю. Меня, конечно, заставляют. И я делаю вид… Да, теперь у меня штат есть. И я могу себе позволить сделать вид, что я не знаю, что они делают. Что я не знаю, что этот плакат, который висит в магазине, покупной. Но рекламу ненавидел никогда. В конце концов, я воспитан не к советской власти. И если мне говорят, что это вкусно, хорошо и интересно, то я этому не верю вдвойне.

С. КОРЗУН: Даже если говорят, что надежно, выгодно, удобно, все равно хранить деньги в сберегательной кассе…

И. ЗАХАРОВ: Ну, все равно. И потом книжка, в отличие от ряда других товаров, она как колбаса. Она имеет вкус, цвет. Чего ее рекламировать. Если она вкусная, то ее и будут есть. А если она не вкусная, сколько ты не кричи. Нет, не люблю рекламу. Жил самостоятельно. Но я же хочу все издать. Мало того, что их читаю, я хочу все издать. И все, что уже было, и всю классику, и всю переводную. И вообще все. И вообще хочу все. Но не хватало инвестиций, чтобы сначала купить это все, чтобы потом это издать. Тем более что я достиг к тому времени какого-то уровня славы, знаменитости, модности, если хотите.

С. КОРЗУН: Это какой год? Это конец 90-х?

И. ЗАХАРОВ: Это конец 90-х. Тогда впервые там в "Мосте" мне этот комплимент отпустили, что Захаров – да, это такой бутик очень модный, это не фабрика. Поэтому, когда Вы меня анонсировали, как крупнейшего издателя, это неправда. Я не крупнейший…

С. КОРЗУН: Красивейший…

И. ЗАХАРОВ: Умнейший, красивейший, знаменитейший, как угодно, но не крупнейший.

С. КОРЗУН: Прозорливейший, я бы даже сказал.

И. ЗАХАРОВ: Крупнейший, это все-таки (НЕ РАЗБОРЧИВО) "Эксмо" – настоящие монстры. А у меня бутик. Ну, такой общеизвестный, может быть, благодаря авторам и, может быть, чуть-чуть меня самого. И потом я живой. Ну, вот без обиды будь сказано, это не я придумал. Вот "Центр полиграф" говорят. Говорят хорошее издательство. Ну, что такое "Центр полиграф"? Его не пощупаешь и, вообще, звучит как-то не романтично. А тут вроде живой, вот он. И ведь все хорошее, что я сделал, это я сделал. Ну, правда, все плохое и глупое, это тоже…

С. КОРЗУН: Написали не те, это понятно.

И. ЗАХАРОВ: Опять свалить не на кого. Ну, вот поэтому я и думал, пусть они возьмут. И я на их плечах.

С. КОРЗУН: Какая часть искусства, какая бизнеса? И, в общем, кто-то писал, что собственно Ваша супруга Ирина Богат занимается вот этой финансовой частью. Или приходится как-то делить. Это так, легенда…

И. ЗАХАРОВ: Очень повезло. Это не легенда. Это абсолютная правда. Вот когда я от "Вагриуса" отошел и думаю, как же я, маленький, один то справлюсь. Тут еще бумагу надо покупать, с типографщиками надо разговаривать. Потом оптовики. Это же не барское дело. Я для этого и с "Вагриусом" связывался. Она говорит, а чего, я тебе сделаю. Тебе чего, типографию надо найти? Она поехала на "Жигулях" со знакомым молодым человеком, который у нас теперь работает, в Ярославль в типографию, ну, и т.д., оптовики. Поэтому, конечно, только, я тем еще удачлив, счастлив, если хотите, что могу делать только то, что мне нравится, а чего мне не нравится, могу это не делать. Включая ту приятную особенность, что это менее приятное делает жена, которая мне директор. Поэтому, во-первых, ее легче контролировать, во-вторых, всегда можно в час ночи сказать "так, директор, ну-ка, подойди, директор, а теперь директор, пошел вон".

С. КОРЗУН: История про первоначальный капитал, когда Вы уже отделились, это правда? Там 25 тыс. долларов были на издание Фаины Раневской, со страху уехали отдыхать куда-то за рубеж, когда вернулись, обнаружили, что доход превысил расходы, да.

И. ЗАХАРОВ: Что продано, и 25 вернулись и в 40 превратились. И хватило ума на 40 тыс. не покупать ни бриллиантов, ни шуб, а пустить их в производство. Ну, и т.д. А потом ведь… А теперь зачастую с минимальными усилиями приносят хорошие рукописи. В какой нормальной стране небезызвестного автора по фамилии Шендерович можно получить бесплатно?

С. КОРЗУН: Бесплатно, в каком смысле? Вы ему не платите ни доллара что ли, ни рубля?

И. ЗАХАРОВ: Нет, Ну, аванс. Ну, как? В любой нормальной стране, когда узнают, что какой-то знаменитый, известный и т.д. человек что-то написал, то устраивается аукцион, кто купит права на экранизацию, издание и т.д. Да, это довольно большие деньги. А тут бесплатно. Пришел, говорит: вот, хотите? А я говорю: хочу. Нет, а так все получают 10%. Кстати, вот насчет денег. Про деньги ведь тоже хорошо.

С. КОРЗУН: Ну, про деньги очень хорошо.

И. ЗАХАРОВ: Все получают 10% цены каждого проданного экземпляра.

С. КОРЗУН: Авторы, да?

И. ЗАХАРОВ: Авторы. Ну, я получаю другие 10%. Остальное, это производство, склад, транспорт, электричество и т.д. Поэтому, чем больше продано экземпляров, тем больше денег.

С. КОРЗУН: Логично.

И. ЗАХАРОВ: Но мы с авторами в одной лодке. И это не то, что я ему сначала 3 рубля заплатил, потом убежал и заработал на нем 3 миллиона. Это, может быть, и было бы хорошо, но так не работает бизнес, книжный, по крайней мере. Ну, вот.

С. КОРЗУН: Книгоиздание стало реальным бизнесом? Собственно Вы же продюсер по книгам сейчас. Если раньше издавали мемуарную литературу, на которую особо никто не претендовал, со своими авторами. Нашли, повезло там, или самостоятельно нашли вот Бориса Акунина, Григория Чехартышвили, который переводил для Вас, то сейчас, ну, собственно, Сорокина перекупили, или чего ему предложили-то?

И. ЗАХАРОВ: Купили и соблазнили. Это такой был человеческий роман, да, как если бы мы были разнополые, то мне легче было бы объяснить. Только деньгами нельзя соблазнить, только красивыми глазами нельзя соблазнить. Но в совокупности, включая, у меня компания лучше. Ну, авторов, как мне кажется. Правда, есть один литературный критик, который сказал: нет, мне другие больше нравятся, чем Ваши. Ну, хорошо, у нас свободная страна, кто чего хочет, тот и любит. Ну, в общем, много можно сделать и без денег. Но деньги помогают, как и везде.

С. КОРЗУН: Ну, ладно не хотел говорить о книгоиздании, но пока остаемся в рамках книгоиздания. Как, кстати, относитесь к попыткам новых книгоиздателей закрепиться на рынке? Вон Сергей Пархоменко вроде очень и очень успешно начал свой книгоиздательский бизнес. Конкурируете? Смотрите так с пристрастием?

И. ЗАХАРОВ: Нет, я вообще то ни с кем не конкурирую, мне так кажется. А с другой стороны страна такая большая, а читателей все равно так мало. И в пятых, нет, нет, ну, я не знаю, а конкурируете Вы с другими знаменитыми радиоведущими, обозревателями? С одной стороны, да, а с другой стороны Вы просто делаете то, что Вы делаете.

С. КОРЗУН: Ну, обидно, когда у конкурентов то появляются имена, которые, ой, пропустил… Было же несколько неудач, когда мимо кассы проходило все.

И. ЗАХАРОВ: Конечно. Ну, я не устаю вспоминать, что я пожалел 7 000 долларов за "Гарри Потера".

С. КОРЗУН: Да, такая история…

И. ЗАХАРОВ: 7 000, да таких цен не было. Да тогда за 1000 любую книжку заграничную, переводную можно было купить. Ну, полторы, ну, две. Семь! Да, я и смеялся немножко, хотя и почесывал репу, или кого-то там. А теперь смешно, правда?

С. КОРЗУН: Ну, смешно. Сколько потеряли на этом? Вернее, сколько приобрели бы? Упущенная выгода сколько составляет?

И. ЗАХАРОВ: Нет, нет, я не считаю.

С. КОРЗУН: Хватило бы, чтобы еще несколько издательств "Захаров"…

И. ЗАХАРОВ: Вот в этом различие между Захаровым и директором Богат. Она считает деньги будущие. А я их не считаю. У меня другая забота. Я вижу хороший текст…

С. КОРЗУН: Не понравился Поттер, или все-таки он на 7 тыс. долларов не тянул?

И. ЗАХАРОВ: Ну, я не знаю, ну, с чем сравнить? Ну, вот мне Сорокин нравится. А вдруг скажут: ну, 300 000 долларов давай, и он твой. Я говорю: нет, что Вы, извините. Без обиды будет сказано для г-на Сорокина, или… Это реальный рынок. Ну, я не знаю. Мало ли. Костюмчик мне понравился. Но он даже стоит не 2000, а 12000, и я думаю, да, пропади он пропадом. Наверное, вот такое неготовность. Ведь, чтобы еще смешнее было, наверное, об этом можно сказать. Мы еще с Григорием Шаловичем препирались сразу после дефолта, что 2000 долларов аванса за каждый роман, это много. Мне столько не заплатить. И он со мной соглашался даже. Глупо и смешно.

С. КОРЗУН: Умеет убеждать вот этот простой с виду человек улыбающийся из-за очков, с усами, сидящий напротив. Умеет убеждать. Умеет. А вот как на Вас смотрят другие издатели? Не самые крупные, возможно, тоже. Борис Пастернак.

БОРИС ПАСТЕРНАК: С нуля начинать все труднее и труднее, естественно, потому что ноль на самом деле был в конце 80-х – начале 90-х. А сейчас уже какой ноль. Сейчас уже рынок заполнен, полно издательств. Причем уже произошло разделение по жанрам, по функциям, по видам литературы. А Игорь Захаров, он совершенно, на мой взгляд, замечателен, потому что он правильно нашел свою нишу. В тот момент, когда еще не все определились, он, в общем, ее обнаружил, занял, великолепно совершенно угадал с Акуниным. Это его достижение, его открытие. Не только самого Акунина. Я ему могу только позавидовать в этом смысле.

С. КОРЗУН: Борис Пастернак, издательство "Время",

И. ЗАХАРОВ: Спасибо, Борис. Спасибо.

С. КОРЗУН: Игорь Захаров, наш сегодняшний гость. Как-то мы никак из книгоиздания не выйдем. Все, наверное, какие-то флюиды идут от Игоря Валентиновича, которого я представляю таким немножко казачком засланным. Это давняя история. На самом деле до конца, правда, он никогда об этом не говорил. Но когда это было в 70-е или в конце 60-х годах, его вербовали в далекой большой стране, куда его Родина отправила выполнять свой гражданский долг…

И. ЗАХАРОВ: Ну, ладно, я уже исполнял эту арию на "Эхо Москвы" лет, наверное, 10…

С. КОРЗУН: Было, было. Не жалеете, что, может, и стали двойным агентом, нет?

И. ЗАХАРОВ: Нет.

С. КОРЗУН: Ну, несколько жизней в одной жизни.

И. ЗАХАРОВ: Конечно, жалею, ну, как, вот история для романа такая документальная.

С. КОРЗУН: Писать и писать.

И. ЗАХАРОВ: Писать и писать.

С. КОРЗУН: История короткая. Поскольку Игорь Валентинович ее рассказывал. Работал он там от АПН, как утверждают, что с органами связан не был. Там другие были, в общем, в погонах, которые там оставались на родине. Общался с Александром Николаевичем Яковлевым, который был послом в Канаде в то время. Общался с разными людьми из разных структур. Позволял себе чего-то о Солженицыне говорить. Что типа надо бы его издать и дать ему спокойно получить Нобелевскую премию. Правильно я излагаю, да?

И. ЗАХАРОВ: Или хоть ленинскую для начала. Ведь его же выдвигали. Все правильно говорите, во память.

С. КОРЗУН: Ну, я еще и читаю иногда. (Смех). Вот после этого уже был осуществлен контакт. Не знаю, там 2-й, 3-й. или 4-й степени, о котором честно доложил Игорь Валентинович своему начальству. После чего честно уехал в отпуск. После чего на 11, вот тут запамятовал, или насколько лет стал не выездным.

И. ЗАХАРОВ: На 13.

С. КОРЗУН: На 13 лет.

И. ЗАХАРОВ: И так думал и помру. Я думал помереть при советской власти. Я думал помереть не выездным. О'кей, я утешал себя, что я немножечко уже попробовал разных прелестей и соблазнов, а теперь уже можно спокойно доживать. И я спокойно себе доживал. Трудно это уже себе представить, но все равно можно. Если ты знаешь, что тебя завтра от службы, от конторы не пошлют в заграничную командировку, или еще чего-нибудь такое этакое. То значит, ты от них меньше зависишь, да. Ты не должен уже под них подлаживаться и т.д. Ты свободнее.

С. КОРЗУН: А приходилось поначалу?

И. ЗАХАРОВ: Конечно.

С. КОРЗУН: Т.е. так по советской лесенке и хотели шагать? Там второй секретарь… В должности второго секретаря были в посольстве?

И. ЗАХАРОВ: Да. Это же высокая должность.

С. КОРЗУН: А как, от АПН, а второй секретарь вроде?

И. ЗАХАРОВ: А там Канада, это квотная страна. В Канаду никто… Фиксированное число людей.27 кажется. Дипломатов. И 28 быть не может. Потому что 27 было в Москве. И для того, чтобы въехал новый дипломат, должен выехать предыдущий. Поэтому, а пресс атташе, который от АПН всегда, он под крышей посольства, потому что он пресс-атташе посольства. И поэтому он второй секретарь. А его начальник, нас там двое было, это всегда советник. Ну, это такие хитрости. А Америка, например, рядом, она была открытая страна, и поэтому там было 500 человек в посольстве. Из них 300 дипломатов. А тут всего 27. Я помню, что я приехал тогда и первый раз на этом общем собрании, когда все собрались, я стал смотреть. Этот, наверное, кадровый оф… и этот, этот. И я помню, я тогда насчитал человек 17. А потом какие-то объективные данные подтверждали мой примерный подсчет.

С. КОРЗУН: Продолжаю историю дальше. Значит, за 13 лет до перестройки, вступив на территории Канады в преступный сговор с Александром Николаевичем Яковлевым, они не бросили свой план по развалу Советского Союза и советского строя…

И. ЗАХАРОВ: Работали.

С. КОРЗУН: Работали над ним. Наконец подвернулся подходящий кадр. Звали его Михаил Сергеевич Горбачев. Александр Николаевич Яковлев осуществил свой преступный замысел, находясь в одном политбюро с Михаилом Сергеевичем …

И. ЗАХАРОВ: Да, и научил его всяким…

С. КОРЗУН: (ГОВОРЯТ ВМЕСТЕ) кадровый разведчик Игорь Валентинович Захаров.

И. ЗАХАРОВ: Но он мне ведь тренировался. Ведь у нас с Михаилом Сергеевичем один учитель – Александр Николаевич Яковлев. Но я был раньше.

С. КОРЗУН: Насколько, на самом деле, Яковлев повлиял на Ваше мировоззрение. И насколько свободны, учитывая сегодняшнюю реальность, были те разговоры, которые велись с ним?

И. ЗАХАРОВ: Очень сильно. Это было так неожиданно и так приятно неожиданно.

С. КОРЗУН: Это конец 60-х или начало….

И. ЗАХАРОВ: Нет, начало 70-х. Это 73, 74, 75-й. Он был настолько раскован, человечен, нормален, при этом умен. И при этом с таких высот, ну, не то, что низринут. В конце концов, посол – это дай Бог, какая высота. Но для него это… Что это очень бодрило. Стало быть, во-первых, не так все страшно. А во-вторых, приятно иметь дело с умными людьми. С талантливыми людьми приятно иметь дело. Поэтому я Вам завидую. К Вам каждую неделю и каждый час приходят самые интересные люди. Я стараюсь действовать, как Вы.

С. КОРЗУН: Потом встречались с Александром Николаевичем здесь?

И. ЗАХАРОВ: Да, но немножко. Немножко он к тому времени сдал. И жизнь немножко ушла вперед. Я помню, я его уговаривал написать мемуары. А он говорил: нет, многое нельзя сказать. И мы с ним разрабатывали разные хитроумные… Это уже в истории известно. Сначала пишется абсолютно полный текст, а потом вымарываются куски, которые можно публиковать только после смерти. А потом все-таки людям в возрасте неприятно думать и планировать, что будет происходить, когда после сме… ну, и т.д. А потом они были изданы в другом месте. Ну, не важно.

С. КОРЗУН: Кстати говоря, по мемуарам. Там 20 с лишним тысяч долларов, тут на бизнес уже завязываемся, проиграли 29 тыс. долларов что ли по мемуарам Довлатова. Серьезный удар так по самолюбию…

И. ЗАХАРОВ: Проиграл.

С. КОРЗУН: Ну, по кошельку то, наверное, не особо серьезно. Все-таки крупнейший, один из крупнейших российских…

И. ЗАХАРОВ: Нет, нет, серьезно. Нет, ну, покупателей же все равно мало. Ну, 300 000 долларов это огромные деньги. Тем более что я держу себя в положении нормального человека. Может быть, если есть какая-то доля удачи в моих поступках, то это еще от того, что я хожу пешком, хожу в книжные магазины, покупаю книжки, я не пересел в "Мерседес" и не живу на Гавайских или где там полагается теперь жить. Хоть люди уверяют, что Захаров давно не в стране.

С. КОРЗУН: Ну, хоть не бедствуете? А то, может, хоть чего-нибудь объявим? Тут какой-нибудь коллективный сбор….

И. ЗАХАРОВ: Нет, нормально, нормально. Но мы же знаем, для того, чтобы быть богатым, нужно либо больше зарабатывать, либо меньше тратить.

С. КОРЗУН: Вот Вы как раз исповедуете то, что надо тратить меньше.

И. ЗАХАРОВ: У меня нет машины, но у жены есть. У меня нет мобильного телефона.

С. КОРЗУН: А какая машина у жены, кстати?

И. ЗАХАРОВ: "Тойота". Нормальная.

С. КОРЗУН: А чего мобильного телефона нет? Это же вообще копейки как бы.

И. ЗАХАРОВ: Нет, это не вопрос денег.

С. КОРЗУН: Это чтобы авторы не дергали.

И. ЗАХАРОВ: А чего это все будут мне звонить, а я буду, как… Нет. А потом я вдруг прочитал, или услышал у Вас же, что какая-то кинозвезда, еще не достигшая полных высот, сказала, что она мечтает дожить до тех времен, когда она будет настолько благополучна, что ей не нужен будет мобильный телефон. О! А я то, оказывается, уже этого достиг. Когда Вы будете мне нужны, я Вам позвоню. А когда я Вам зачем-то понадоблюсь…

С. КОРЗУН: Будьте добры, через секретаря.

И. ЗАХАРОВ: Через секретаря. Тем более, у меня его нет. Но есть помощница. А секретарши меня всегда угнетали.

С. КОРЗУН: Чем?

И. ЗАХАРОВ: Либо они сидят без дела, что меня угнетает. Все должны работать. Лучше на меня. Или хотя бы просто. Либо пошла вон. Либо нужно выдумывать, чем бы ее занять. А в пятых, мы с Вами знаем, что многие вещи легче сделать самому, чем объяснять, чего надо сделать.

С. КОРЗУН: С "Независимой газетой" расстались после полутора или двух лет работы там, там конфликт был какой-то?

И. ЗАХАРОВ: Нет. Расхождение такое, скоре идеологическое. Они опять стали думать и обсуждать, как среагирует Кремль на ту или иную публикацию. А я поскольку, может быть, чуть старше был или чуть нетерпеливее. Я говорил, нет, извините, господа, или товарищи, я этого добра уже успел накушаться при советской власти. И зачем мне это нужно? Поэтому я попробовал Вашей и нет. К сожалению, это был первый кирпич, вывалившийся из той структуры, которая была создана очень неплохая, в общем-то, под название "Независимая газета". Тогда, как "Эхо Москвы". Но "Эхо Москвы" при всяких перетрубациях, перестройках все-таки укоренилось, а "Независимая", увы, не имеет сейчас той ауры, славы и влиятельности, которая была 15 лет назад. Но, в конце концов, не могут все быть победителями.

С. КОРЗУН: После этого пошли этого пошли тратить иностранные деньги. "Москоу таймс" консультировали. Потом несколько лет какую-то деятельность тайную осуществляли.

И. ЗАХАРОВ: Центр журналистики, повышения квалификации молодых журналистов.

С. КОРЗУН: Темное дело.

И. ЗАХАРОВ: Полезные, благородные дела, но скучноватые. А потом вот книжки. Это все Григорьев. Это Григорьев был, министр печати, или как он теперь именуется.

С. КОРЗУН: А чего, не встречаетесь что ли, нет? Указаний не дается?

И. ЗАХАРОВ: Нет, просто там меняются названия. Просто там теперь какое-то агентство. Названия структур меняются. Мне за ними не угнаться. Он говорит: вот книжки, книжки. И, правда, книжки это очень хорошо. А я в одном Вам сочувствую. Сколько Вы делаете хорошего, а потом, как с газетой, на следующий день это забывается, выбрасывается, исчезает. Т.е. конечно, на полке там, где-то, есть кассета, диск или еще что-то. А пощупать. А книжка, ты помрешь, а книжка, она вот. А первое издание. Во, у меня новая страсть. Первое издание русской классики. Самые дорогие книги в мире. Потому что первое издание Диккенса стоит, ну, я не знаю, 1000 фунтов. Первое издание Достоевского стоит 20 000 долларов. Ну, потому что Диккенса много на рынке. А если Вы хотите купить "Преступление и наказание" в первом издании, то его нет. Ни одного экземпляра, а если оно появляется, то с Вас просят бешенные деньги.

С. КОРЗУН: И чего репринт просто?

И. ЗАХАРОВ: Нет, настоящее. Настоящее первое издание.

С. КОРЗУН: Что значит, что настоящее первое издание? Нет, я понимаю, что за него просят настоящие деньги. А Вы то чем увлекаетесь? Просто коллекционированием, сбором?

И. ЗАХАРОВ: А я люблю покупать.

С. КОРЗУН: А… Т.е. не продавать, а покупать. Здесь другая ипостась.

И. ЗАХАРОВ: Вы же не спросили, но я уже ответил. На что я трачу те деньги, которые все-таки удается не обманом, надеюсь, а добровольно от покупателей моих книг получить. А я на них другую покупаю книжку. Я часто с букинистами обсуждаю, что труднее, продать 5 000 экземпляров современной книги по одному доллару, или, как они, продать 1 экземпляр книги, но за 5 000 долларов.

С. КОРЗУН: Остались еще настоящие букинисты то в Москве?

И. ЗАХАРОВ: Есть, конечно. Если есть спрос, есть предложение. Хотя в нашей стране это далеко не всегда так.

С. КОРЗУН: А куда ходите, расскажите. Может, кто еще книжками интересуется из той аудитории, что нас слушает. Или секретные места?

И. ЗАХАРОВ: Нет, ну, во-первых, кто интересуется, знает. Все знает. И чем уже, тем выше квалификация. Ну, потому что цена вопроса. За доллар книжку можно купить везде. А за 10 000, или даже за 1 000, не надо создавать впечатление, это невозможно, что каждую неделю, или каждый месяц покается 10 000ая книга.

С. КОРЗУН: А какая, кстати, самая дорогая книга, которую Вы купили в своей жизни? И где это было?

И. ЗАХАРОВ: "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова. Действительно очень редкая.

С. КОРЗУН: Это вот первое издание как раз, да?

И. ЗАХАРОВ: Первое издание, это сороковой год. Это примерно 600 экземпляров, из которых выжило, ну, я не говорю, про государственные библиотеки, в которых, может быть, 60, ну, еще 16, может быть. И если за год она один раз выплывет для того, чтобы поменять хозяина, это большая удача. Поэтому она была куплена на аукционе за 17 000 долларов.

С. КОРЗУН: 17 000 долларов за одну книгу, правда, за Лермонтова. А на "Гарри Потера" пожалели в свое время 7 000 долларов.

И. ЗАХАРОВ: Семь. Да, тут можно было купить "Гарри Потера", напродавать его и тогда можно было бы даже "Евгения Онегина" купить, который теперь стоит больше 100 000.

С. КОРЗУН: Нормально. А самая дорогая книга вообще?

И. ЗАХАРОВ: Русская? Ну, я думаю, что "Евгений Онегин" из таких, ну, общезначимых. Какие-нибудь там византийские эмали… Они меньше стоят.

С. КОРЗУН: Так. Елене Трегубовой сколько пожалели заплатить? Послушаем ее сначала.

ЕЛЕНА ТРЕГУБОВА: Я очень честно изложила всю историю. Т.е. буквально текстуально изложила наш разговор с Игорем. И у меня, кстати говоря, к нему очень уважительное отношение. Он был предельно честен. И даже волновался как-то за мою жизнь, за мою судьбу, спрашивал, зачем Вам это все надо, Лена. Так что ничего, кроме положительных эмоций от общения с ним у меня не осталось. Я хотела сказать, что Игорь Захаров как раз имеет сейчас репутацию человека, который сейчас очень хорошо платит авторам, хорошо с ними работает.

С. КОРЗУН: По-моему, наоборот, репутация человека, который так очень, ну, собственно, подкрепляется в эфире, который очень не любит, может быть, платит авторам, но очень не любит этого делать. И, кстати говоря, что за история?

И. ЗАХАРОВ: Лена уже все сказала?

С. КОРЗУН: Лена уже все сказала, да, да.

И. ЗАХАРОВ: Лена, спасибо.

С. КОРЗУН: Вот чего-то никто о Вас плохого слова не сказал.

И. ЗАХАРОВ: Нет, в книге не все правда, но это совершенно не важно. Ну, потому что правду не скроешь, даже если она хороша. Ну, можете ведь допустить такое. Во-вторых, нет, ну, конечно, это комплиментарно, но это перебор, что хорошо платит или плохо платит, это не корректная постановка вопроса. Я отдаю столько, сколько я должен отдать из того, что от выручки. Я не зажиливаю. А если я вдруг слышу, что они подозревают, что я зажиливаю, я тут же с ними прекращаю отношению. Потому что, ну, не знаю, может это высокопарно звучит, репутация дороже. Или я могу себе позволить… О'кей, я могу себе позволить быть честным. А удовольствие и, в конечном счете, выгода, как доказывают нам так называемый цивилизованный, да и не так называемый, а просто другой немножко, где большее число людей может позволить себе жить честно, вплоть до того, что они платят налоги…

С. КОРЗУН: Злые языки говорят, что Вам повезло один раз в жизни. Вот разглядели Бориса Акунина и, собственно, это и составляет значительную часть выручки Вашего издательства, собственно на этом багаже и живете. Злые языки?

И. ЗАХАРОВ: Ну, тут большая доля правды, конечно же, тиражи довольно большие. И соответственно денег не мало. Но ведь никому другому тоже это не возбранялось.

С. КОРЗУН: И не возбраняется это сейчас.

И. ЗАХАРОВ: И не возбраняется. И всегда ведь открыты возможности. Ведь на самом деле деньги есть везде. Нужно только сообразить где и как. И но что это не вся правда, ну, тогда я бы только и печатал Акунина, а чего я остальное тогда занят. А в третьих, нужно же было дождаться, когда книги Акунина будут давать хорошую отдачу.

С. КОРЗУН: Я помню этот момент. Вы ждали довольно долго. Это года полтора или два. Не жалеете…

И. ЗАХАРОВ: А может, и больше.

С. КОРЗУН: А, может быть, и больше даже после первого издания того же "Азазеля".

И. ЗАХАРОВ: Там еще дефолт этот вмешался. Да, когда все, ну, и т.д. И потом внедрение всего, даже хорошего занимает довольно много времени. А если начинают как-то искусственно, реклама или, терпеть не могу, пиарскими методами, то это ведь… Если бы это был журнал, кино на один день, передача там, там концерт, т.е. однодневка, о'кей, а это долгоиграющий продукт. И поэтому все тайное становится ясным.

С. КОРЗУН: Игорь Захаров. А, кстати, с Акуниным друзьями остались? Возможна вообще дружба, в которую вмешиваются вот книгоиздательские денежные отношения.

И. ЗАХАРОВ: Нет, ну, не знаю, дружба это все-таки сильное такое слово. Да, друзья, это обычно друзья детства. Но очень добрые отношения. И это вообще довольно редкое явление.

С. КОРЗУН: И то, что Григорий пошел издавать другие книги к другим издателям…

И. ЗАХАРОВ: Нет, нормально. И он предупреждал, и я не очень стремился. И я никогда не говорил, что я придворный издатель писателя Акунина. А я, скорее, придворный издатель Эраста Петровича Фандорина. Ему хотелось испробовать других. И это всегда было открыто. И ему всегда хотелось быть дирижером большого оркестра, в котором каждый занимается чем-то своим. И если бы мне была отведена роль первой скрипки, его словами, то я искренне ему за это благодарен. Но то, что все продолжается, лишь подтверждает, что возможны хорошие отношения даже при удаче большой. Ведь если большая удача, тогда автор думает: зачем мне издатель, который тоже на мне наживается. А если книжка плохо продается, опять – издатель ничего не сделал, зачем он, свинья, мне нужен. Он меня не сделал богатым и знаменитым.

С. КОРЗУН: Игорь Захаров – наш сегодняшний гость. Чего-то я забыл совсем о вопросах, которые приходили. Хотя большая часть тоже по книгоизданию. А вот вопрос, который показался мне любопытным. Слух или правда? "Игорь, правда ли, что на Вас заведено уголовное дело и Вы живете в Германии, скрываясь от следствия?"

И. ЗАХАРОВ: Нет, как слышите, я живу в Москве. Правда, есть какие-то доказательства, что мы говорим на московской земле?

С. КОРЗУН: Ну, есть прямой эфир, качество звучания. Хотя, на самом деле, линии современной связи позволили бы, наверное, из любой точки вещать.

И. ЗАХАРОВ: Живу в Москве, и уголовного дела на меня нет.

С. КОРЗУН: А откуда такой слух мог пойти? Что-то есть под ним, какая-то основа?

И. ЗАХАРОВ: Было.

С. КОРЗУН: Было, а что там, что за история?

И. ЗАХАРОВ: Было. Ну, поскольку дело закрыто, особых подробностей нет. А расскажу другую историю, раз уж Вы об этом заговорили. При советской власти взял в руки уголовный кодекс, я еще тогда любил книжки читать. Стал читать. И нашел там 14 статей в уголовном кодексе, по которым меня можно было бы привлечь. Ну, начиная от традиционной 70-й – это за антисоветскую пропаганду, это когда читаешь Солженицына. Кончая, не помню, номер, за понуждение вступлению в половые отношения лиц, находящихся в служебно зависимых. Н, это когда перепихнулся с секретаршей.

С. КОРЗУН: Секшал хэрасмент.

И. ЗАХАРОВ: Ну, что-то такое. Короче…

С. КОРЗУН: В особо изощренной форме.

И. ЗАХАРОВ: Перестаньте. Да этого даже в уголовном кодексе нет, чего Вы мне пытаетесь приписать. Но я вдруг тогда сообразил, что не надо трепыхаться. Если они захотят, они найдут статью, по которой тебя можно привлечь. Дальше произошло очень странное. Советскую власть всю пережил очень благополучно, но как остроумно заметила наша обща знакомая Лена Афанасьева – "уголовка Захарова догнала". И я месяца 3 находился под следствием. Но дело было закрыто.

С. КОРЗУН: На каком основании?

И. ЗАХАРОВ: За отсутствием…

С. КОРЗУН: Факта или доказательств?

И. ЗАХАРОВ: За отсутствием.

С. КОРЗУН: За отсутствием.

И. ЗАХАРОВ: За отсутствием криминального умысла. Но в любом случае это не было связано с насилием.

С. КОРЗУН: Есть ли что-нибудь, кроме книг, что любит Игорь Захаров в этой жизни?

И. ЗАХАРОВ: Марки люблю, дочерей люблю.

С. КОРЗУН: Две дочери?

И. ЗАХАРОВ: Две.

С. КОРЗУН: Сколько лет им?

И. ЗАХАРОВ: 14 и 34. Между ними 20 лет разницы. Но вот про Германию-то спросили. Вот откуда дым-то идет. Младшая дочь в Берлине учится. А поскольку ей 14 лет. она требует внимания.

С. КОРЗУН: А чего вдруг в Берлин отправили, а не здесь?

И. ЗАХАРОВ: Мы ее и не отправляли. А это было года 2 назад. Надо очень коротко. Да, и все надо коротко. А тогда эти "Гарри Потеры", да, в замок, учиться. И мы ее успокаивали, говорили, ну, вот подрастешь, будет тебе лет 15, там 16, мы тебя пошлем в какой-нибудь Лондон, в какую-нибудь в Швейцарию. И мы были этим летом в Берлине. И наш литературный агент Галина (НЕ РАЗБОРЧИВО), слыша этот разговор, сказала: тут есть замечательная школа-интернат в замке. Королева Луиза 200 лет назад для девочек благородных. Хочешь, мы туда сходим н экскурсию? Они туда пошли. А те сказали: девочка, хочешь у нас пожить неделю? Посмотришь, как у нас тут. И мы на тебя посмотрим. А через неделю она явилась, сказала, мне тут се нравится. А можно сразу туда поступлю. И это очень было неожиданно. Но вот она уже третий год, 9-й класс. (Говорит по-немецки) ходит.

С. КОРЗУН: Свободный немецкий, конечно.

И. ЗАХАРОВ: Как, я не понимай.

С. КОРЗУН: И родителям есть куда приехать в случае, если здесь совсем тучи сгустятся.

И. ЗАХАРОВ: Да, да.

С. КОРЗУН: Т.е. вполне серьезно рассматриваете вариант.

И. ЗАХАРОВ: Ну, в общем, да.

С. КОРЗУН: Игорь Захаров. Это молчание, на самом деле, гораздо красноречивее, чем некоторые слова. Тут вопрос с подковыркой, наверное. Александра из Саратова. "Как Вы относитесь к президенту Российской Федерации? (Сейчас точно придется к дочери ехать) Планируете ли Вы издать какие-либо книги о нем? И за какие деньги Вы готовы на это пойти?"

И. ЗАХАРОВ: Так. Сразу говорю. Отношусь плохо. Издавал бесплатно первую книгу о нем. Это была Ирэн Пич. Это была немецкая дама, жена гамбургского банкира. Которая дружила с женой товарища Путина в советские времена, когда он был в Германии ну и т.д. И они остались подругами. И она вот в наши дни, года три назад написала книжку "Мои три русские подруги". И там треть была посвящена, ну, вот. 10 000 продалось очень быстро. Я напечатал 15, а оставшиеся 5 продаю по сей день.

С. КОРЗУН: А почему так? Это граница интереса что ли?

И. ЗАХАРОВ: Это граница интереса. Я несколько раз проверял. А в нашей стране. Извините, я все еще говорю, в нашей стране.

С. КОРЗУН: Ну, раз уж мы здесь находимся на территории нашей страны…

И. ЗАХАРОВ: В нашей стране насыщение интереса происходит очень быстро и очень рано. Вот чтобы 100 000 это не знаю что. 3000 – что угодно. Но уровень 10 – это такой какой-то барьер. Вот на 10 000 – это хорошая книга, которую грамотный, интеллигентный, культурный человек купил. Все. А дальше читатели кончаются, и их нет. Поэтому 10 – это такое магическое. Ну, вот я издал. И я платил еще ей аванс. И роялти платил и т.д. И ну вот и денег не брал.

С. КОРЗУН: О будущем два слова. Не так много у нас осталось. Потому что это молчание было такое достаточно красноречивое. Что у нас все плохо, что ли будет? Вот, наконец-то, может, пессимиста встретил. А то все говорят, что оптимисты исторические с нашей страной, особый путь, когда-нибудь вернемся. Маятник там назад качнется. В общем-то, наверное, не так плохо, учитывая экономические успехи…

И. ЗАХАРОВ: Нет, самое главное про нашу страну мы узнали, она не предсказуема. И хорошее неожиданно происходит, и плохое вроде как-то само подкатило, а не по планам. И вообще все эти планы, как и эта реклама, ты планируешь одно, а получается другое. Что нам Черномырдин говорил? А получается как всегда. А получается не так. Или как мой зять говорит: не планируй, утешая мою дочь старшую. Все равно, будет по-другому. И не трать время. А, может быть, хуже. Но кому-то это хуже может показаться лучше. И, по крайней мере, кто-то всегда останется доволен. Как может… Вот та книжечка, которую я притащил Владимира Сорокиан, который до недавних пор был известен, как скандально известный писатель, потом он стал просто известный писатель знаменитый, а теперь он написал о том, какой может быть Россия через несколько лет в виде одного дня опричника. Ну, опричник это по-русски сказать кадровый офицер КГБ времен Ивана Грозного. Да, нет, это не интересно. Это как не интересно знать дату смерти. Хотя, может быть, и полезно. Как пойдет. Беда в том. что мы слишком мало делаем для того, чтобы не допустить плохого или улучшить долю хорошего, если уж в чем-то упрекать себя. А упрекать других в том, что они пользуются тем, что мы мало делаем, ну, так, сам, дурак, виноват.

С. КОРЗУН: Голосовать то ходите хотя бы?

И. ЗАХАРОВ: Хожу.

С. КОРЗУН: Нет, ну, я не спрашиваю, за кого. Это, в общем, с одной стороны, наверное, понятно. Не за кого.

И. ЗАХАРОВ: Нет, это вопрос, чтобы не было недобора. Лучше сделать. Пусть не получится, но ты это сделал. Чтобы не попрекать, и внуки не попрекали и ты сам. Был шанс, а ты и этого не сделал. Ну, и пошел вон. Так тебе и надо дураку.

С. КОРЗУН: Самый большой упущенный шанс. О чем Вы жалеете в своей жизни?

И. ЗАХАРОВ: Нет, т.е. наверное, есть, но я стараюсь об этом не думать. Нет. И вообще это, извините, чрезмерно русская черта, мазахистская. Все время искать проблемы и причины, по которым что-то не удалось сделать. Если тратить это же время и столько же сил умственных, физических, эмоциональных на поиски чего-то позитивного, что-то, что можно сделать, добыть ну и т.д., ну, лучше, правда. И вообще не надо все время себя понижать, как и все остальное. А лучше немножечко повысить.

С. КОРЗУН: Откровение последнего времени. Это, может быть, последний вопрос. Было что-то? В книгах, в старых, может быть. Может быть, в книгах новых авторов? Или все уже пройденное? Такое ощущение, что все знакомо.

И. ЗАХАРОВ: Нет, конечно, все каждый раз по-новому. Есть вечные авторы, которые нам давным-давно все объяснили. Поэтому я хочу 10 книжечек под названием "Вечные спутники" издать, начиная от Марка Аврелия, кончая, может быть, Львом Толстым.

С. КОРЗУН: А по серединке?

И. ЗАХАРОВ: У нас же с Вами не реклама. Дайте сделать. Я еще тоже не додумал, из чего этот список должен состоять.

С. КОРЗУН: Издатель Игорь Захаров. Не знаю вот сам в конце этой беседы, каким получился этот эфир. Насколько он был интересен нашим слушателям. В нем, ну, то, что он был без дураков, ну, в общем, это понятно, потому что среди наших слушателей дураков то нет, это мы в студии же обращаемся ровно к нашим слушателям. По крайней мере, у меня было ощущение, что Игорь Валентинович Захаров отвечал, ну, хотя бы, в 2-3% случаев, достаточно прямо на те вопросы, которые ставились ему. Игорь, я Вам желаю успехов и в Вашей издательской, и в человеческой деятельности. И почему-то вот этот сумбурный для меня эфир, наверное, все-таки потому, что мы с Вами знаем немножко друг друга. Ну, не друзья, но так довольно давние знакомые, которые довольно давно соприкасались в этой жизни в разные ситуации, он был для меня непростой. Но Вы мне чрезвычайно симпатичны. Признание такое лишнее в прямом эфире, как человека. Я желаю Вам чисто человеческого успеха.

И. ЗАХАРОВ: Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024