Купить мерч «Эха»:

Андрей Макаревич - Контрудар - 2004-10-31

31.10.2004

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Сегодня в неурочное время выходит программа "Контрудар", гостем ее станет Андрей Макаревич. Здравствуйте, Андрей Вадимович.

А. МАКАРЕВИЧ – Здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Наша диспозиция – вопросы сегодня задаете вы. Уважаемые слушатели "Эха", если вы хотите отвечать на вопросы Андрея Макаревича, присылайте свои координаты либо на пейджер 974-22-22, для абонента "Эхо Москвы", из других городов код города не забывайте, мы также приветствуем краткую информацию о себе, можно также с помощью sms 970-45-45. Итак, через несколько минут вы услышите вопросы от Андрея Макаревича. А мы сейчас вступим в море любви вместе с вами. Не возражаете?

А. МАКАРЕВИЧ – Попробуем войти.

ПЕСНЯ

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Оптимизма много, Андрей Вадимович, в этой песне.

А. МАКАРЕВИЧ – По-моему, так и есть.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – "Мы с песней уходим на дно". Класс, замечательно.

А. МАКАРЕВИЧ – На дно моря любви, между прочим.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Но есть дно, знаете, так сразу софистика начинается.

А. МАКАРЕВИЧ – Глубоко копаетесь.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Вам как дайверу виднее, конечно.

А. МАКАРЕВИЧ – Хотелось бы погрузиться в море любви, а не плавать на его поверхности.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Принято. Поднимаю руки. Андрей Макаревич сегодня задает вопросы в программе "Контрудар". И я не могла себе отказать в удовольствии. Нам пришло сообщение на пейджер по поводу того, что Андрей Вадимович Макаревич забивает гвозди в гроб свободы слова. Вот я решила попросить ответа на поставленное обвинение. Нина из Питера у нас на линии.

А. МАКАРЕВИЧ – Расскажите же, Нина, в чем заключается забитие мною гвоздей.

НИНА – Просто было удивительно смотреть вашу передачу, защищающую банкира.

А. МАКАРЕВИЧ – А для вас слово банкир и слово плохой человек – это синонимы, видимо.

НИНА – Для меня было удивительно решение суда.

А. МАКАРЕВИЧ – Почему?

НИНА – Жертвам, допустим, "Норд-Оста" не дали, даже просто элементарного не было решения, чтобы выплатить нормальные пособия на детей.

А. МАКАРЕВИЧ – Это очень серьезный вопрос, но это вопрос к тому суду, который не дал жертвам "Норд-Оста" нормальных компенсаций. Мы там говорили совершенно о других вещах.

НИНА – Да, вы говорили о других вещах. Необходимо, чтобы пресса отвечала за свои слова.

А. МАКАРЕВИЧ – Вот.

НИНА – В том же "Коммерсанте" было удивительное объявление, что было лекарство против рака, как люди собирали по 77 тысяч рублей. Конечно, это очень сложный вопрос.

А. МАКАРЕВИЧ – У нас путают свободу слова с безответственностью, это совершенно разные вещи. Я за свободу слова, я вообще большую часть жизни потратил на то, чтобы она у нас была. Но хочется, чтобы к печатному слову люди относились серьезнее, потому что доверие к нему по инерции еще сохраняется, и его не хотелось бы терять.

НИНА – Может быть, вы в чем-то и правы. Но очень сложно воспринимать Андрея Макаревича, защищающего банкира.

А. МАКАРЕВИЧ – Я защищал не банкира, к которому, кстати, я отношусь лояльно очень, я защищал именно свободу слова в моем понимании. У нас свобода слова – это хамство, это когда некомпетентный журналист может написать о Ростроповиче, не понимая, о чем он пишет, может написать о "Машине времени", не побывав на концерте, написать рецензию. И потом мне отмываться от этого приходится годами. Я против этого.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо, Нина. Вы наша первая ласточка сегодня. У нас на линии Дима, которому 16 лет, студент, любит авторскую песню и сольное творчество Андрея Макаревича. Вот и спрашивайте, Андрей Вадимович, за что любит творчество Андрея Макаревича.

А. МАКАРЕВИЧ – Нет, я не это буду спрашивать. Я могу же задавать вопросы, с которыми я пришел?

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Любые.

А. МАКАРЕВИЧ – Скажите, Дима, у нас существует большое количество FM музыкальных радиостанций. Какую музыку вы предпочитаете слушать на нашем FM?

ДИМА – Я предпочитаю слушать ту музыку, которую крутит "Эхо Москвы", потому что я слушаю только "Эхо Москвы".

А. МАКАРЕВИЧ – Только "Эхо Москвы"?

ДИМА – Да.

А. МАКАРЕВИЧ – Эта преданность, достойная уважения. Но вообще "Эхо Москвы" не музыкальная радиостанция, она информационная. Как ни странно, я с вами согласен. Исходя из моих вкусов, самую правильную музыку играют у нас почему-то немузыкальные радиостанции. Это "Эхо Москвы", может быть, это, может быть, "Маяк-24", это, может быть, "Серебряный дождь".

ДИМА – Я не знаю, какую они музыку играют, потому что никогда не слушал.

А. МАКАРЕВИЧ – Они играют музыку, исходя из одного принципа, они играют музыку хорошую, а направления могут быть самые разные. По-моему, это самый правильный подход. А музыкальные наши радиостанции вызывают у нас массу вопросов. Но раз вы их не слушаете, то нам и говорить особенно не о чем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – "Дайте Грига, бога ради, но отвечают злые дяди, что Скарлатти не в формате". Вы об этом?

А. МАКАРЕВИЧ – Да-да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо, Дима. У нас на линии Андрей, инвалид 3-й группы из Москвы. Андрей, здравствуйте.

АНДРЕЙ – Здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – А вы слушаете музыкальные радиостанции?

АНДРЕЙ – Нет. А Андрея с удовольствием.

А. МАКАРЕВИЧ – Как интересно. Беседа не пошла, между прочим.

АНДРЕЙ – Почему не пошла. Вы еще не задали вопроса.

А. МАКАРЕВИЧ – Я хотел бы повторить этот вопрос, потому что я сюда пришел с целью...

АНДРЕЙ – Я не слышал предыдущего вопроса.

А. МАКАРЕВИЧ – Вопрос следующий. Вы вообще слушаете какие-нибудь музыкальные радиостанции наши?

АНДРЕЙ – Нет, я слушаю только "Эхо Москвы" и "Арсенал".

А. МАКАРЕВИЧ – Хорошо. Тогда поставлю вопрос по-другому. А телевизор вы смотрите?

АНДРЕЙ – Сейчас смотрю.

А. МАКАРЕВИЧ – Какие программы вы предпочитаете смотреть?

АНДРЕЙ – Во-первых, смотрю спорт. Что еще по сегодняшнему телевидению можно смотреть? Некоторые передачи НТВ.

А. МАКАРЕВИЧ – Какие именно?

АНДРЕЙ – "К барьеру", еще какие-то фильмы. В принципе, я к телевизору не отношусь серьезно.

А. МАКАРЕВИЧ – Спасибо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – У нас на линии Михаил из Москвы. Михаил, пару слов о себе, будьте любезны.

МИХАИЛ – 29 лет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – И всё.

МИХАИЛ – Это уже много.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Да, это срок.

А. МАКАРЕВИЧ – Это уже показатель.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Прошу, Андрей Вадимович.

А. МАКАРЕВИЧ – У меня тот же вопрос. Вы слушаете какие-нибудь музыкальные радиостанции?

МИХАИЛ – Я работаю 5 дней в неделю, в течение дня, когда я работаю – я огранщик, - хочется что-то послушать, в основном "Монте-Карло", "Европа-Плюс", радио "Классика". Кстати, сейчас недалеко от "Эхо Москвы" есть классная волна, радио "Культура".

А. МАКАРЕВИЧ – Появилась. Мне ваши вкусы примерно понятны. Я могу объяснить, почему я этот вопрос задаю. Потому что мне часто, поскольку я все-таки занимаюсь музыкой, приходится сталкиваться с радиостанциями, с их хозяевами. У меня крепнет ощущение, что они себе немножко придумывают своего слушателя.

МИХАИЛ – Совершенно верно.

А. МАКАРЕВИЧ – И под него подгоняют свой формат. А придумав слушателя, они страшно боятся его потерять. Поэтому они цепляются за этот формат когтями. В результате масса хорошей музыки, которая у нас появляется, не попадает ни на одну радиостанцию, потому что не вписывается в этот так называемый чертов формат.

МИХАИЛ – Я полностью согласен. Иногда натыкаешься на волну, кажется, что отбойный молоток работает, честное слово.

А. МАКАРЕВИЧ – Нас уже двое. Хорошо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – У нас на линии Екатеринбург. Леонид прислал следующее сообщение, я его оглашу, но еще раз напомню Леониду, что вопросы сегодня задает Андрей Макаревич, а отнюдь не вы. "Хотелось бы узнать у г-на Макаревича, как ему сиделось на концерте Маккартни рядом с президентом". Леонид, я огласила ваш вопрос?

ЛЕОНИД – Да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – А ответ вы на него не получите.

А. МАКАРЕВИЧ – Почему?

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Получит?

А. МАКАРЕВИЧ – Мне замечательно сиделось, потому что я пришел не посидеть рядом с президентом, а посмотреть и послушать Пола Маккартни. Я получил колоссальное удовольствие, президент мне не мешал, я ему тоже, мы оба слушали музыку.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Теперь, Леонид, наша очередь задавать вопросы.

ЛЕОНИД – Да, я слушаю.

А. МАКАРЕВИЧ – Вы слушаете музыкальные радиостанции?

ЛЕОНИД – Практически нет.

А. МАКАРЕВИЧ – Вот у вас аудитория...

ЛЕОНИД – Я пытался в самом начале существования слушать "Шансон", но потом, когда они сбились, простите меня, на откровенную блатоту, я слушать перестал.

А. МАКАРЕВИЧ – Но кроме "Шансона" есть еще где-то 20 станций, по моему ощущению.

ЛЕОНИД – У нас в Екатеринбурге далеко не все станции принимают, поэтому приходится слушать то, что есть.

А. МАКАРЕВИЧ – А что касается телевидения?

ЛЕОНИД – Господь с вами, а что там можно смотреть сейчас? Я согласен абсолютно с тем слушателем, который был до меня, там, кроме спорта, смотреть сегодня совершенно нечего. Может быть, кино, но и не более.

А. МАКАРЕВИЧ – А новости?

ЛЕОНИД – Если новости, то только Ren-TV.

А. МАКАРЕВИЧ – Ни НТВ, ни 1-й канал?

ЛЕОНИД – Нет. Если я слушаю вас, Андрей Вадимович, ваши песни, то как же я могу смотреть новости 1-го канала? Это несколько разные вещи.

А. МАКАРЕВИЧ – Как интересно. А я с большим интересом иногда включаю 1-й канал, потом переключаю на НТВ, смотрю, чем эти новости отличаются.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Была очень интересная акция по отключению кнопок. По-моему, "Новая газета" проводила, они своему корреспонденту заклеили все кнопки, кроме 1-й, и потом с интересом услышали, что он рассказывал про новости, в то время случившиеся.

А. МАКАРЕВИЧ – Давно это было?

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Август-сентябрь, насколько мне известно.

А. МАКАРЕВИЧ – Забавно.

ЛЕОНИД – Что же он услышал?

Н. БОЛТЯНСКАЯ – По-моему, это был август, я сейчас не могу точно вспомнить, какое время это было, важно, что происходило в мире. Потому что он принес следующее: президент поехал туда-то, икону такой-то божьей матери из такого-то города перебазировали в иной город, в Испании сделали огромный бутерброд для Книги рекордов Гиннеса – ну и практически всё.

ЛЕОНИД – И вы мне предлагаете смотреть эти новости.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Я вам ничего не предлагаю.

А. МАКАРЕВИЧ – Мы просто спрашиваем, мы ничего не предлагаем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо большое, Леонид.

ЛЕОНИД – Вам спасибо.

А. МАКАРЕВИЧ – Нателла, я вам могу сказать, что "Эхо Москвы" воспитало своего слушателя и практически построило его колоннами. Я боюсь, что мой вопрос сегодня останется без ответа.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Не останется. У нас на линии Кирилл, который сообщил о себе, что слушает музыкальные радиостанции. Кирилл, я ничего не наврала?

КИРИЛЛ – Нет, вы ничего не наврали, я действительно слушаю музыкальные радиостанции. Но многое мне в них не нравится.

А. МАКАРЕВИЧ – А что именно?

КИРИЛЛ – Я предпочитаю слушать, если говорить о музыкальном вещании, то это ночное вещание "Эха", вещание "Арсенала" по выходным, где именно авторские программы, не какой-то формат, навязанный программными директорами, плей-листами, ротациями и всем таким, а именно авторские программы.

А. МАКАРЕВИЧ – Вы говорите такой профессиональной терминологией, как будто вы имели отношение к радио.

КИРИЛЛ – Нет, я не имел отношения к радио, я просто много слушаю.

А. МАКАРЕВИЧ – Не все знают, что такое плей-листы, например.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Ох, мы знаем, что такое плей-листы.

А. МАКАРЕВИЧ – Вы-то знаете.

КИРИЛЛ – Я жду вопросов.

А. МАКАРЕВИЧ – Как вы думаете, какая судьба ожидает, в какую сторону будут развиваться музыкальные радиостанции, что на них может измениться и изменится ли вообще?

КИРИЛЛ – Во-первых, я думаю, будет сужение форматов.

А. МАКАРЕВИЧ – Еще большее сужение?

КИРИЛЛ – Как на Западе сейчас, конкретно совсем: хотите станцию какого-нибудь кантри 60-х – будет отдельная станция по кантри 60-х, хотите еще что-то... а не когда 25 станций, сейчас у нас 30 станций, из них 25 крутят одни и те же муси-пуси.

А. МАКАРЕВИЧ – Это правда. Как вы думаете, возможна ли в принципе музыкальная радиостанция, которая ориентируется только на критерий качества?

КИРИЛЛ – Качество субъективно. Для одного качество – это одно, для другого качество – это другое.

А. МАКАРЕВИЧ – Качество субъективно, но до определенного предела оно субъективно. Никто не скажет, что Моцарт – это плохо, правда? Даже если Моцарт кого-то не интересует.

КИРИЛЛ – Никто не скажет, но при этом никто не скажет... многие директора радиостанций, они думают, чтобы еще было прибыль. Мы сейчас видим, сколько рекламы на "Арсенале". Ее там вообще нет. Сколько рекламы на радио "Классик", там исключительно реклама тех же журналов, которые в холдинге этом.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо большое. У меня сообщение очень забавное из Тольятти. "Андрей, прочитал вашу книгу "Сам овца" но не нашел ответов на интересующие меня вопросы. В этой передаче вопросы задаете вы. Можете ли вы мне задать вопрос по своей книге? Алексей из Тольятти".

А. МАКАРЕВИЧ – Практически вы его сами себе задали.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Что не поняли-то?

АЛЕКСЕЙ – Андрей, я прежде всего не понял, почему произошли разладки некие с товарищем... не помню, как его фамилия...

А. МАКАРЕВИЧ – Кавагое?

АЛЕКСЕЙ – Мелик-Пашаев. Что у вас там произошло?

Н. БОЛТЯНСКАЯ – А зачем вы задаете вопросы, когда здесь вопросы задает Макаревич?

А. МАКАРЕВИЧ – Он так хотел.

АЛЕКСЕЙ – Извините, я просто пользуюсь случаем, простите ради бога.

А. МАКАРЕВИЧ – Я там отвечаю на этот вопрос. Я не вижу свою книгу как орудие какой-то мести или донесения какого-то компромата до читателя. Человек поступал не очень хорошо, с моей точки зрения, и не только с моей точки зрения. Но я не для того писал книгу, чтобы кого-то поливать.

АЛЕКСЕЙ – Я вас понял прекрасно. Единственное, просто, наверное, вы сейчас хотите задать вопрос какой-то.

А. МАКАРЕВИЧ – У меня вопрос тот же самый. Я хочу знать, какие музыкальные радиостанции вы слушаете.

АЛЕКСЕЙ – В последнее время в нашем городе сменился формат большинства радиостанций, мы сейчас слушаем шансон, если вы понимаете, о чем я говорю.

А. МАКАРЕВИЧ – Боюсь, что да.

АЛЕКСЕЙ – Из 9 радиостанций его передают 6 радиостанций, поэтому радио я сейчас в нашем городе не слушаю вообще, за исключением местной радиостанции "Август". А по большей части я слушаю аудиокниги.

А. МАКАРЕВИЧ – Вот это здорово. Аудиокниги появились не так давно. Я даже имел отношение к организации одной из компаний, которая решила заниматься только аудиокнигами. Была серьезная боязнь, что это дело просто само себя разорит и не окупит, потому что у нас пока не привыкли слушать литературу на пластинках, скажем так.

АЛЕКСЕЙ – Вы знаете, я без этого жить не могу.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо.

АЛЕКСЕЙ – Я ношу 20 мегабайт с собой в кармане, все это сплошь аудиокниги.

А. МАКАРЕВИЧ – Замечательно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо вам большое. Мы сейчас прервемся на новости, но прежде... Нет, я потом зачитаю сообщение, потому что он стоит обсуждения. В судии в программе "Контрудар" Андрей Макаревич, а у нас новости на волнах "Эха".

НОВОСТИ

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Вот мне пришло тут обиженное сообщение на пейджер: "Я так хочу поговорить Макаревичем, а вы меня не пускаете. Роман из Владикавказа". Главное, что я первый раз вижу это сообщение. Роман, вы с нами?

РОМАН – Да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – То-то же.

А. МАКАРЕВИЧ – Роман, извините, просто вы не единственный человек, который сюда звонит. Но уже пустили.

РОМАН – Я просто набрал до этого и отослал. Наверное, не дошло.

А. МАКАРЕВИЧ – Может быть. Давайте говорить, раз уж нас соединили.

РОМАН – Давайте.

А. МАКАРЕВИЧ – Так хотели со мной поговорить. Я вас слушаю.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Вы сегодня спрашиваете.

А. МАКАРЕВИЧ – Хорошо. Вы слушаете какие-нибудь музыкальные радиостанции?

РОМАН – "Наше радио" слушаю и "Эхо Москвы" "Аргентум".

А. МАКАРЕВИЧ – Интересно. Человек, который одновременно слушает и "Наше радио", и "Эхо Москвы". У вас есть какие-нибудь претензии, например, к "Нашему радио"?

РОМАН – Нет, мне нравится музыка рок-н-ролл, я ее слушаю, меня устраивает это радио во всех отношениях.

А. МАКАРЕВИЧ – Козыреву должно быть приятно. Скажите, вот если бы вы сами для себя представили идеальную радиостанцию, какая бы она была?

РОМАН – Музыка разноформатная такая.

А. МАКАРЕВИЧ – Про "Наше радио" это сказать нельзя, правда?

РОМАН – Да. Но мне нравится рок в общем, во всех форматах – и тяжелый, и поп-рок, любой.

А. МАКАРЕВИЧ – А что по поводу телевидения? Какие-нибудь музыкальные программы на телевидении вас интересуют?

РОМАН – Нет, их там нет. А если есть, то концерты, они мне не интересны.

А. МАКАРЕВИЧ – Можно подумать, что никто не смотрит телевизор.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Роман, вы удовлетворены нашей беседой?

РОМАН – Конечно.

А. МАКАРЕВИЧ – Спасибо вам большое.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Между прочим, Андрей Вадимович, хотела зачитать еще до выпуска новостей. "Нас не строило "Эхо Москвы", мы сами построились и выбрали "Эхо" и ту музыку, что еще не оскорбляет ухо. А молодое поколение не слушает никаких ящиков, а добывает музыка в Интернете или покупает диски", - сообщает Наталья.

А. МАКАРЕВИЧ – Я бы не был столь категоричен к молодому поколению в целом, вообще давайте не будем мыслить такими категориями, как поколение. Потому что молодое поколение состоит из огромного количества очень разных людей с разными вкусами, с разным уровнем образованности и так далее.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – У нас на линии Соня, которая сообщила о себе, что ей 16 лет, пыталась слушать музыкальные радиостанции, есть что сказать по этому поводу.

А. МАКАРЕВИЧ – Рассказывайте, Соня.

СОНЯ – Я не буду называть названия, я пробовала слушать одну радиостанцию, я вообще люблю музыку в стиле ретро, не буду называть названия радиостанций, которые пробовала слушать, музыка у них совершенно однообразная, и даже они крутят одну и ту же песню несколькими неделями примерно в одно и то же время.

А. МАКАРЕВИЧ – Это именно ретро-музыка?

СОНЯ – Да. Я бы не всю музыку, которую крутят на этой радиостанции, назвала бы ретро. Потом у ведущих абсолютно всех совершенно один стиль общения, что абсолютно не скажешь про радиостанцию "Эхо Москвы". И потом еще от них исходит настолько много позитивной энергии, что она начинает раздражать и даже давит. В начале недели все говорят - ура, наконец-то на любимую работу, в середине недели они говорят – в самом разгаре работа...

А. МАКАРЕВИЧ – А потом "ура, выходные", да?

СОНЯ – Да, ура, выходные, проведите это воскресенье на всю катушку. Самое главное, что это давит.

А. МАКАРЕВИЧ – Как вы думаете, если это музыкальная радиостанция, может быть, ей вообще не нужны ведущие?

СОНЯ – Возможно, да. Сначала, когда я только начинала слушать радиостанцию, там не было вообще рекламы.

А. МАКАРЕВИЧ – Реклама – это, к сожалению, неизбежное зло.

СОНЯ – А потом ее стали крутить. Потом вы сказали про "Маяк-24", вы сказали, что это не музыкальное радио.

А. МАКАРЕВИЧ – Оно не музыкальное, ночью оно музыкальное.

СОНЯ – Не только, на самом деле, ночью. Я его слушала летом, там очень много музыки. Опять же несколько песен, штуки 3-4, они крутят одни и те же.

А. МАКАРЕВИЧ – Я думаю, это именно потому что все-таки основное внимание они уделяют информации и программам немузыкальным, у них такая задача.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо, Соня. Тут пришло два миллиона сообщений, которые звучат так: "Если не боитесь, давайте поговорим о вашей звездности".

А. МАКАРЕВИЧ – Давайте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – У нас на линии Сергей из Москвы. Сергей, я вас правильно процитировала?

СЕРГЕЙ – Не полностью.

А. МАКАРЕВИЧ – Тогда договорите.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – "Не боитесь ли вы поговорить о вашем супер-статусе, о вашей важности, о вашей значительности, о вашей назидательности?" Андрей Вадимович, я вам предлагаю задавать вопросы на эту тему.

А. МАКАРЕВИЧ – Сергей, откуда вы все это взяли?

СЕРГЕЙ – Даже по сегодняшнему тону. Вы общаетесь не на равных со слушателями, седой профессор спрашивает у студентов – как ваша жизнь...

А. МАКАРЕВИЧ – Что касается седины, то вы абсолютно правы.

СЕРГЕЙ – Мы не на лекции, мы просто общаемся с вами.

А. МАКАРЕВИЧ – Я не читаю лекцию.

СЕРГЕЙ – Может быть, как-то приземлиться на землю немножко.

А. МАКАРЕВИЧ – Я пытаюсь задавать вопросы, потому что у меня сегодня такая задача, мне ее поставили.

СЕРГЕЙ – Это во всем чувствуется, даже в интонации.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Но вы же тем не менее готовы поспорить, а не оскорбленно выключаете радио, Сергей.

СЕРГЕЙ – Да. Я поэтому уважаю и поэтому готов к диалогу.

А. МАКАРЕВИЧ – Научите меня тогда, как мне себя вести.

СЕРГЕЙ – Сегодняшняя фраза ваша, что большую часть жизни отдали за то, чтобы бороться за свободу слова.

А. МАКАРЕВИЧ – Это правда.

СЕРГЕЙ – Что-то я в шоке каком-то.

А. МАКАРЕВИЧ – Сейчас попробую сказать другими словами. С 17 лет, раньше, с 15-ти, я все время сталкивался с тем, что в нашей стране в те времена свободы слова не хватало. Мне это очень мешало. И в силу своих возможностей я старался этому противостоять тем, что я делаю, тем, что я писал, тем, что я пел.

СЕРГЕЙ – Начиная с начала 80-х, вы вовсю гастролировали по Советскому Союзу, наверное, единственный из более-менее рок-музыкантов, можно даже сказать, что обласканы властью были.

А. МАКАРЕВИЧ – Скажите, вам сколько лет?

СЕРГЕЙ – Мне 30.

А. МАКАРЕВИЧ – В начале 80-х вам сколько было?

Н. БОЛТЯНСКАЯ – 15.

СЕРГЕЙ – Я же все помню.

А. МАКАРЕВИЧ – Вы помните, как меня ласкала власть? Вы могли в 80 году услышать нас по радио или купить наши пластинку?

СЕРГЕЙ – Концерт "Машины времени" в филармонии можно было себе представить, и были концерты. А концертов группы "Воскресенье" никогда не было.

А. МАКАРЕВИЧ – Концерты группы "Воскресенье" появились несколькими годами позже, так же как и концерты "Аквариума", "ДДТ", "Алисы" и других команд. Я думаю, что мы просто проложили дорогу для всех остальных, так получилось. Никто нас не ласкал, поверьте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо. У нас на линии Марк из Саратова, который очень хочет с нами поговорить. Марк, мы выполнили ваше заветное желание?

МАРК – Огромное спасибо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Пару слов о себе, будьте любезны.

МАРК – Мне 36 лет, я работаю врачом, очень люблю, как и мои друзья, творчество Андрея Макаревича и группы "Машина времени". Открыли мы для себя еще и творчество "Оркестра креольского танго", прошлый год ознаменовался приездом Макаревича в Саратов, ДК "Россия", правда, площадочка маленькая, но вроде бы неплохая, акустика хорошая. Мы с удовольствием ходили, с удовольствием слушали. Жалеем, что нет продолжения, пока нет новых дисков и с "Машиной", и с "Оркестром креольского танго".

А. МАКАРЕВИЧ – Новый диск с "Оркестром креольского танго" вышел только что. Кстати, с него играла песенка. Это концертный диск. Другое дело, что там совсем немного новых произведений, но зато это живой концерт, слышно, на мой взгляд, что мне интересно, насколько песни изменились с того момента, когда они были год назад, полтора года назад записаны студийно. Поскольку команда живая, они джазмены, они все время импровизируют, они не могут дважды одинаково сыграть песню. Поэтому эту пластинку выпустили.

МАРК – А относительно "Машины времени"?

А. МАКАРЕВИЧ – "Машина" записала альбом, он выходит через 3 недели, он будет называться "Машинально", там 12 новых вещей, по-моему, хороший получился.

МАРК – Отлично. Клавишник у вас по-прежнему Державин, да?

А. МАКАРЕВИЧ – Да. Вы там, кстати, услышите, насколько он хорош.

МАРК – Он всегда был неплох весьма. Спасибо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – А вопрос, Андрей Вадимович, вы не будете задавать. А то вы так расслабились.

А. МАКАРЕВИЧ – Расслабился. Я так привык на них отвечать. Какую вы вообще любите музыку, если помимо "Оркестра креольского танго" и "Машины времени"?

МАРК – Вообще русский рок, в основном это "Воскресенье", "Чиж", "Чайф".

А. МАКАРЕВИЧ – Т.е. вы представитель аудитории "Нашего радио", скажем так.

МАРК – "Наше радио" в Саратове прекратило свое существование, к сожалению, где-то год-полтора назад. Да, там было много чего послушать. Сейчас, к сожалению, такой радиостанции нет. Про "Шансон" много говорили, действительно, это не то, что ожидалось, во всяком случае мной. Радио "Максимум" еще более-менее, бывает, крутит неплохие вещи. А вообще основная станция, которую я слушаю, это "Эхо Москвы". А относительно музыкальных пристрастий зарубежных я даже не берусь, современного мало что удается послушать.

А. МАКАРЕВИЧ – Почему?

МАРК – Времени не хватает, к сожалению. Тут дети еще целой толпой народились.

А. МАКАРЕВИЧ – Это прекрасно.

МАРК – Да я не против, конечно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо, Марк. У нас на линии Петербург, Елена.

А. МАКАРЕВИЧ – Здравствуйте, Лена, я с тем же вопросом к вам.

ЕЛЕНА – Телевизор я не смотрю вообще.

А. МАКАРЕВИЧ – Вообще?

ЕЛЕНА – "EuroNews" смотрю, но навряд ли это можно отнести к нашему телевидению.

А. МАКАРЕВИЧ – Я просто заметил, многие люди говорят – да я телевизор не смотрю вообще. К ним приходишь – телевизор работает, он как торшер в углу, он включенный, вроде его никто не смотрит, на самом деле в голову он проникает очень хорошо.

ЕЛЕНА – Могу объяснить. На случай каких-то ЧП-новостей, т.е. если что-то опять где-то, не дай бог...

А. МАКАРЕВИЧ – Т.е. то, что у нас постоянно происходит.

ЕЛЕНА – К сожалению.

А. МАКАРЕВИЧ – А с музыкой как?

ЕЛЕНА – Радио "Рокс", "Классика" и радио "Эрмитаж", там джаз.

А. МАКАРЕВИЧ – Да, я знаю. Хороший набор. Рок и джаз у вас уживаются нормально?

ЕЛЕНА – Вполне.

А. МАКАРЕВИЧ – Сколько вам лет, простите?

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Молодая.

ЕЛЕНА – А можно не отвечать?

А. МАКАРЕВИЧ – Обычно после 50 так говорят

ЕЛЕНА – Нет, не молодая, к сожалению. На вашем первом концерте в Питере я уже была в достаточно разумном возрасте.

А. МАКАРЕВИЧ – Боже мой, у вас такой молодой голос.

ЕЛЕНА – Спасибо.

А. МАКАРЕВИЧ – Спасибо вам.

ЕЛЕНА – Можно вам вопрос?

А. МАКАРЕВИЧ – Конечно.

ЕЛЕНА – В Питер когда?

А. МАКАРЕВИЧ – Сейчас точно не назову дату. Но вообще мы сами ждем всегда приезда в Питер, потому что любим там бывать.

ЕЛЕНА – Вы же обычно где-то в ноябре-декабре.

А. МАКАРЕВИЧ – Это по-разному бывает, это не от нас зависит. Думаю, что с новой пластинкой приедем обязательно.

ЕЛЕНА – Ждем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – У нас на линии Ольга, которая о себе сообщила, что она, возможно, получается "белой овцой", потому что слушает музыкальные радиостанции, смотрит телевизор. Ольга, я правильно излагаю?

ОЛЬГА – Правильно.

А. МАКАРЕВИЧ – Давайте-ка ее сюда.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Отвечайте за содеянное.

ОЛЬГА – Андрей, спрашивайте.

А. МАКАРЕВИЧ – Собственно, вопрос прозвучал. Что вы слушаете по радио?

ОЛЬГА – В разное время разное. Например, когда у меня плохое настроение, тогда радио "Джаз" и радио "Классик", там они классно это все повышают на несколько тонов вверх. Потом иногда слушаю "Русское радио", первое и второе.

А. МАКАРЕВИЧ – Это когда у вас какое настроение?

ОЛЬГА – Это когда надо что-то по дому делать.

А. МАКАРЕВИЧ – "Русское радио" для хозяйства.

ОЛЬГА – Что-нибудь простенькое, пыль вытереть. Потому что когда полы пылесосить и убирать – это у меня радио "Energy". Еще я нашла на радио "Energy" классную программу, называется "Модель для спайки", там читают фантастические рассказы, романы, после 12 обычно. Иногда на "Милицейской волне" попадаются симпатичные песни. Радио "Ретро" – это воспоминания о юности. В основном у меня "Эхо" идет информационно-познавательное и "Арсенал".

А. МАКАРЕВИЧ – Слушайте, замечательно, я наконец попал на широкоформатного человека. Потому что мне кажется, что как раз нормальный человек таким быть и должен. При всей моей любви к "Эхо Москвы", когда человек говорит, что он слушает только "Эхо" и больше ничего, у меня все-таки к нему вопросу возникают. А что с телевидением у вас?

ОЛЬГА – Я иногда смотрю 1-ю программу. Если сравнивать, конечно, там больше положительных отзывов о нашей жизни. Потому что когда я слушаю другие...

А. МАКАРЕВИЧ – Какая жалость.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Я могу попробовать перенабрать Ольгу чуть позже. У нас на линии Иван, Нижний Новгород. Пару слов о себе, пожалуйста.

ИВАН – Мне 19 лет, я студент. Сразу переходим к вопросу, из музыкальных предпочтений уже упоминавшийся Андреем Макаревичем "Серебряный дождь" и радио-7 "На семи холмах". Можно сразу попробовать ответить, что не устраивает?

А. МАКАРЕВИЧ – Да.

ИВАН – На большинстве радиостанций ротируются некоторые избранные песни, которые считаются хитами. Если брать пример группы "Машина времени", опять же на упомянутых мной двух радиостанциях 3-5 песен, которые избранные. Я не говорю, что они плохие, они замечательные, но их мало. Побывал я 12 июня на вашем концерте и буквально открыл вашу группу с новой страницы. Такой вопрос – почему многие хорошие песни не звучат в эфире?

А. МАКАРЕВИЧ – Как вы думаете, возможна ли теоретически музыкальная радиостанция, где не будет вот такого формата, где, может быть, на свой субъективный вкус, но люди будут стараться просто заводить хорошую музыку самых разных времен, направлений? Как вы думаете, возможно это?

ИВАН – Мне кажется, что это не только возможно, но, может быть, даже за такими радиостанциями будущее, хотя бы в том смысле, что такая должна быть радиостанция, отвечающая запросам именно людей с несколько завышенными требованиями моральными.

А. МАКАРЕВИЧ – Вы смотрите MTV?

ИВАН – Нет.

А. МАКАРЕВИЧ – Это принципиальная позиция?

ИВАН – До недавнего времени этот канал вообще не принимался, но в принципе принципиальная, да.

А. МАКАРЕВИЧ – "Муз-ТВ"?

ИВАН – Тоже нет.

А. МАКАРЕВИЧ – "Music-Box"?

ИВАН – Первый раз слышу.

А. МАКАРЕВИЧ – Ну да, это кабельная история, у вас его нет. Музыкальные программы на основных каналах?

ИВАН – Тоже нет, по причине отсутствия времени. Радио звучит практически круглосуточно бэкграундом, фоном, а на телевидение времени не остается, тем более чтобы смотреть музыкальные передачи, это непозволительная временная роскошь.

А. МАКАРЕВИЧ – Спасибо большое.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Вот пришло сообщение от Натальи, которая помнит Андрея Макаревича, играющим в общежитии МАРХИ.

А. МАКАРЕВИЧ – Было такое, поскольку я там учился. Видимо, Наталья из моих если не сокурсниц, то, наверное, из Архитектурного тоже.

НАТАЛЬЯ – В принципе, да. Немножко помладше я училась. Конечно, не только в общежитии, и в МАРХИ играли, везде где можно было.

А. МАКАРЕВИЧ – Вы слушаете музыку по радио или по телевидению?

НАТАЛЬЯ – По радио слушаю все время, а телевизора у меня нет.

А. МАКАРЕВИЧ – Как здорово. А по радио по какому?

НАТАЛЬЯ – Как ни странно, по всем радиостанциям, та музыка, которая мне нравится, ту я и слушаю.

А. МАКАРЕВИЧ – Какая нравится?

НАТАЛЬЯ – Блюз, рок, ретро, народные песни красивые, джаз.

А. МАКАРЕВИЧ – Это далеко не на всех радиостанциях у нас бывает.

НАТАЛЬЯ – Поэтому и трудно.

А. МАКАРЕВИЧ – Т.е. вы ищете?

НАТАЛЬЯ – Конечно.

А. МАКАРЕВИЧ – У нас с вами вполне совпадают вкусы. Черт возьми, нас все больше и больше. Я отсюда уйду окрыленный.

НАТАЛЬЯ – Архитекторы, они вообще люди разносторонние, нас так воспитывали.

А. МАКАРЕВИЧ – Это правда.

НАТАЛЬЯ – Поэтому не может нравиться что-то одно, или два, или три.

А. МАКАРЕВИЧ – Скажите, а то, что у вас нет телевизора, это по бедности или это тоже принципиальная позиция?

НАТАЛЬЯ – Просто я их раздала.

А. МАКАРЕВИЧ – Все 15 штук.

НАТАЛЬЯ – Не 15, чуть меньше.

А. МАКАРЕВИЧ – И в доме воцарилась тишина.

НАТАЛЬЯ – Дома воцарилась возможность заниматься тем, что нравится. Потому что за телевизор цепляешься, нужно, не нужно, но сидишь и смотришь.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо. Вот еще одно пришло сообщение, которое звучит так: "Попса была и при Моцарте". Александр, я правильно вас озвучила?

АЛЕКСАНДР – Да.

А. МАКАРЕВИЧ – Вам не кажется, что уровень этой попсы был немножко другой?

АЛЕКСАНДР – Конечно.

А. МАКАРЕВИЧ – Потому что если уж быть совсем точным, то этот самый Моцарт попсой-то и был.

АЛЕКСАНДР – Он был ее высшим проявлением.

А. МАКАРЕВИЧ – Совершенно верно. А, скажем, в конце 60-х попсой были "Beatles".

АЛЕКСАНДР – Согласен.

А. МАКАРЕВИЧ – Хотя выше этого трудно что-то себе представить. Значит, мы говорим не о направлениях. Я вообще не очень хорошо понимаю, что такое попса. Потому что у нас сейчас попсой называется виляние задницей под фонограмму в незрелом возрасте, это у нас попса.

АЛЕКСАНДР – Для меня это безвкусная музыка, будем так говорить.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо. Последний на сегодняшний день наш собеседник. Елена, которая сообщила о себе следующее – многоформатная слушательница. Это мой вам подарок личный.

А. МАКАРЕВИЧ – Лена, давайте расскажите.

ЕЛЕНА – Я подготовилась немножко, чтобы быстро это все было. Я слушаю под настроение "Серебряный дождь", радио "Джаз", "Монте-Карло", "Маяк-24", "Шансон", радио "Ретро", "Русское радио-2", "На семи холмах". "Эхо Москвы" – это основное радио интеллектуальное, но от него иногда устаешь и хочется чего-то полегче.

А. МАКАРЕВИЧ – А что-нибудь раздражает в перечисленных музыкальных радиостанциях?

ЕЛЕНА – Когда раздражает, я тут же переключаю на что-то другое, очень все просто.

А. МАКАРЕВИЧ – Это хороший способ, по Жванецкому: не нравится запах – отойди.

ЕЛЕНА – А телевидение, сразу говорю, MTV смотрю и русское, и иностранное, у нас дома есть молодые люди, хочется посмотреть, что их так притягивает.

А. МАКАРЕВИЧ – Не раздражает?

ЕЛЕНА – Это совершенно другая культура. Наверное, нужно знать, потому что она очень сильно агрессивна.

А. МАКАРЕВИЧ – Ваша толерантность не знает границ.

ЕЛЕНА – Это так.

А. МАКАРЕВИЧ – Это приятно. Спасибо большое.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Андрей Вадимович, меньше минуты на подведение итогов "Контрудара".

А. МАКАРЕВИЧ – Я предполагал, что у "Эхо Москвы", как у любой радиостанции есть свой слушатель, я примерно его себе представлял. Оказалось, что в общем ожидания мои более чем оправдались.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Это хорошо или плохо?

А. МАКАРЕВИЧ – Это хорошо, потому что есть аудитория очень большая, у которой вкусы и метод даже, не столько вкусы, сколько метод совпадает с моим. Для того чтобы мне получить более широкую картину по стране, мне, видимо, надо пойти на другую радиостанцию, может быть, на ту, которую я не слушаю, и вот оттуда задать вопрос, и там я, наверное, столкнусь со стеной непонимания.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – У меня такое ощущение, что вы можете еще не концертах задавать вопрос.

А. МАКАРЕВИЧ – На концертах на это нет времени, да и люди пришли не на вопросы отвечать, а музыку слушать.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Я хотела бы, чтобы наша сегодняшняя встреча с Андреем Макаревичем закончилась – мы с вами договорились, вы мне пообещали выполнить эту заявку – песней в исполнении Андрея Макаревича, песней Марка Фрейдкина "Песня про отца". На мой взгляд, она стоит особняком во всем его творчестве. Нет у вас такого ощущения?

А. МАКАРЕВИЧ – Она просто очень сильная.

Н. БОЛТЯНСКАЯ – Спасибо, Андрей Вадимович.

А. МАКАРЕВИЧ – Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025