Ознакомиться с делами: Портрет; Дневник его жены; Маленький Гитлер - Юлий Гусман, Тимур Олевский - Кейс - 2011-12-15
И. ВОРОБЬЕВА – Добрый вечер. Это программа «Кейс», самая лучшая программа на волнах радиостанции «Эхо Москвы». По традиции поздравляю вас с тем, что вы так вовремя оказались у своих радиоприемников, айпадов, айпедов или может быть, вы смотрите нас по телеканалу RTVi. Сегодня у нас постоянные эксперты не в полном составе. У нас есть постоянный эксперт и непостоянный. И я с большим удовольствием представляю сегодняшних моих гостей. Юлий Гусман. Здравствуйте.
Ю. ГУСМАН - Здравствуйте.
Т. ОЛЕВСКИЙ – С текстом пришел.
Ю. ГУСМАН - Это не с текстом.
И. ВОРОБЬЕВА – Ты не перебивай его.
Ю. ГУСМАН - Ты сразу уже пошел в бой. Ты бы немножко, назвали бы - Тимур Олевский.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Юлий Соломонович, это ваш текст, это мой текст. Об этой встрече с Юлием Соломоновичем я мечтал с пеленок. Моя мама приклеила в коляску фотографию седого господина Гусмана и говорила: вот, ты сынок, ты должен быть во всем на него похожим.
Ю. ГУСМАН - Во-первых, я не седой, я альбинос. Я брюнет-альбинос.
Т. ОЛЕВСКИЙ – И в конце я должен сказать, что считаю, что победить должен Юлий Соломонович, но как великодушный человек, от победы отказаться. На этом мой текст закончился.
И. ВОРОБЬЕВА - Посмотрите, каким количеством обложились наши сегодняшние эксперты.
Ю. ГУСМАН - Я уже пытался в свое время Юрию Георгиевичу, но объясню даже не вам, Тимур, и не вам, моя милая Ирочка, а вот людям. Дело в том, что я вырос в Англии и много лет, окончив юрфак Лондонского королевского колледжа в Бирмингеме, я проработал в судах. Сначала адвокатом. Я был пацан. Потом уехал в Азербайджан. А потом я стал уже прокурором. И я привык, поскольку у нас прецедентное право было в Англии, я всегда, когда знакомлюсь с кейсом, месяца за два, потому что я хочу быть готовым в отличие от тех, которые думают, что так нахрапом со свистом и хрюканьем ворвутся в мир справедливости, свободы и доброты, милосердия и чести. Что является кейсом по сути. Поэтому я конечно взял дела, которые мы рассматривали в 945 году, 63-м, 815 год, потому что надо интересно чтобы было людям.
И. ВОРОБЬЕВА - Я хочу сказать, что модернизация добралась и до Юлия Гусмана. Потому что раньше эти дела он выписывал на бумажку рукописным текстом, приносил одну бумажку, а теперь, пожалуйста, аккуратненькие таблички с текстом.
Ю. ГУСМАН - Это же не просто прогресс. Дело в том, что я освоил принтер. Я сначала осваивал компьютер, сейчас принтер и вот-вот освою емейл.
И. ВОРОБЬЕВА - Это прогресс. Модернизация без конца.
Ю. ГУСМАН - И твиттер.
И. ВОРОБЬЕВА - Я вас прошу, освойте, пожалуйста, твиттер. Потому что там явно нужны.
Ю. ГУСМАН - А как вы все время читаете. Как вы узнаете, кого читать, кого слушать.
И. ВОРОБЬЕВА - Добавляете тех, кого интересно читать. Или своих знакомых например. Читаете какое-то количество человек, но также эти люди могут повторять чужие записи. Если вы не читаете, например, Медведева, а кто-нибудь читает, и решил со всеми поделиться, то вы тоже это увидите. Может быть, захотите его читать, а может быть, и нет.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Мне кажется, Юлий Соломонович освоил твиттер, но под столом.
Ю. ГУСМАН - Дело в том, что я очень интересуюсь вашим поколением, молодежью. Потому что…
Т. ОЛЕВСКИЙ – Прекрасной половиной.
Ю. ГУСМАН - И юноши годятся. Поверь мне, не пугайся так. Отношения должны быть серьезными и глубокими. Я должен сказать, что Юрий Георгиевич…
И. ВОРОБЬЕВА - Да, мы забыли сейчас устроить плач по Кобаладзе, которого сегодня с нами нет…
Ю. ГУСМАН - Не плач, у Юрия Георгиевича, к сожалению, наступило достаточно серьезное время, по главной первой специальности получил задание в Бангладеш. Он сейчас переодетый в крокодила Данди. Уехал туда и сейчас там охотится на коз.
Т. ОЛЕВСКИЙ – На самом деле мы понимаем, что в другую страну. Вы же не можете спалить его легенду.
Ю. ГУСМАН - Я не имею права сказать ничего. Кроме того, что я сказал.
И. ВОРОБЬЕВА - На самом деле просто Юлий Соломонович еще не освоил твиттер, в котором Юрий Кобаладзе все рассказал. Так что можете спокойно разглашать.
Ю. ГУСМАН - У меня есть два учителя по жизни. Никита Юрьевич и Валерий Михайлович. Валерий Михайлович мой добрый старый друг, мы с ним учились вместе в мединституте. Много лет тому назад. Сейчас он замечательный врач, гинеколог, работает в Ростове на кафедре гинекологии и акушерства. А Никита Юрьевич политик.
И. ВОРОБЬЕВА - Простой губернатор.
Ю. ГУСМАН - И мы с ними, когда проводим все время, нас называют трое неразлучных, три мушкетера. Атос, Портос, Д’Артаньян. Я естественно, Портос. Валерий Михайлович Атос.
И. ВОРОБЬЕВА - А Арамис?
Ю. ГУСМАН - Арамис Кобаладзе, который уехал за подвесками. Это ужасная история.
И. ВОРОБЬЕВА - Ну что же, все сказали. Я прошу Тимура Олевского не рисковать жизнью, не подглядывать в записи Гусмана. Потому что это действительно очень рискованная штука. Давайте начинать рассмотрение наших кейсов. И все подготовил для нас сегодня Александр Борзенко. Первый кейс касается не Европы и даже не Америки, сейчас все поймете. Кейс, который называется «Портрет».
Известный украинский эрудит, победитель интеллектуальных игр и журналист Анатолий Вассерман подал в суд на компанию «МэриДжейн», сообщает Интерфакс. Эта фирма выпустила футболки с изображением бородатого мужчины в очках с третьим глазом на лбу. Рядом с портретом надпись – Onotole – именно такое прозвище получил Анатолий Вассерман в Интернете. Истец считает, что именно он изображен на майках и потребовал от компании «МэриДжейн» компенсацию за незаконное использование собственного образа в коммерческих целях – 500 000 рублей. Еще 150 000 Анатолий Вассерман рассчитывает получить за моральные страдания. Представители ответчика считают, что нельзя с уверенностью утверждать, что именно Вассерман вдохновил дизайнера майки. Есть мнение – говорится в заявлении компании – что на картинке изображен Владимир Евгеньевич Чуров, Алексей Алексеевич Венедиктов, Артур Николаевич Чилингаров, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Герман Стерлигов, Дмитрий Менделеев, Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд, Огюст Роден, Анри Матисс, Ричард Столман, Карл Маркс, Билли Гиббсон и Дастин Хил». Кроме того, в МэриДжейн уверены – Вассерман не вправе устанавливать какие-либо ограничения на использование сочетания букв Onotole. Иск будет рассматриваться Басманным судом Москвы.
И. ВОРОБЬЕВА - Мне кажется, этот бантик про Басманный суд Москвы особенно прекрасен в данном кейсе. Что скажете уважаемые?
Т. ОЛЕВСКИЙ – Дело в третьем глазе.
Ю. ГУСМАН - Я вот просто обалдел. Какое счастье было бы, чтобы если бы Тимура, меня или даже нас обоих напечатали на майке или хотя бы на бюстгальтере.
Т. ОЛЕВСКИЙ – С двух сторон.
Ю. ГУСМАН - Немолодой еврей из Одессы, его печатают на майке, такая популярность. Когда-то в этом городе Одессе могли бы придти какие-то белоказаки и порубать его в капусту. А сегодня, во времена нашей абсолютно демократической свободной стране его печатают на майке. Это популярность. И причем таких вообще называют в Одессе шлемазл. А вообще в Англии называют фриками. Но вот как он одет, растет борода, это так красиво, поэтично получается. Перельман великий тоже эрудит, отказывается от миллионной премии. А Вассерман качает права по поводу каких-то 150 тысяч. Я просто удивлен. Тем более что ну что такое эрудит, я приводил пример, что такое эрудит в Одессе. Это кстати история из подлинных. Стоит человек, вы не подскажете, где здесь Дерибасовская. Он говорит: люди, люди, посмотрите на этого идиота, который не знает, где Дерибасовская. Или встречаются двое, говорят, вы не знаете, где Дерибасовская. Кто, это я не знаю? Это вы не знаете. Вот это считается в Одессе эрудит. Как раньше писали, словами своего героя Остапа Бендера, что когда-то в городе Черноморске, который по сути Одесса человек, у которого 5 тысяч считался миллионером. Вот если Вассерман считается эрудитом, то его конечно нужно печатать на майке.
И. ВОРОБЬЕВА - Тимур Олевский с той же прической.
Т. ОЛЕВСКИЙ – … изображен на майке, дело в третьем глазе. Во-вторых, я не очень понимаю претензии Вассермана, я совершенно согласен с Юлием Соломоновичем, никто не доказал, что там действительно был Вассерман. Там действительно мог быть Чуров, человек с третьим глазом.
И. ВОРОБЬЕВА - Волшебник Чуров.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Почему Вассерман претендует на имя Онотоле.
И. ВОРОБЬЕВА - Я могу объяснить.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я понимаю эту интернет-историю, но мне кажется сейчас она может иметь отношение ровно также и к нему, и к Чурову.
И. ВОРОБЬЕВА - Справедливости ради отмечу, что есть энциклопедия Интернета и всяких штучек, которая называется Луркоморье. Где разные слова. Так вот слово Онотоле, которое я вбила в поиск выдает фотографию Анатолия Вассермана, написано: Онотоле Вассерман.
Ю. ГУСМАН - Там было еще 43 значения. Но надо сказать, что очень смешно и интересно, потому что про старика Вассермана есть уже большая группа устоявшихся анекдотов. Утопающий кричит в реке: хелп ми, а стоит Вассерман наблюдает, подбегает второй человек к нему: он что кричит? Помогите мне. Когда вся Одесса училась плавать, он учил английский. Я убежден, что надо публиковаться на майках. Это замечательно, мне кажется очень хорошо.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Но с другой стороны если по справедливости, то Вассерману надо за это заплатить. Каждый человек, который одевает его светлый лик и таким образом дает понять, что он тоже немножко шлемазл, он должен заплатить главному. Гуру.
Ю. ГУСМАН - Я расскажу историю своей молодости. Тоже не со мной связанную. Когда-то было общество «Память». И туда позвонил один человек. Общество «Память» слушает. Он говорит: здравствуйте, с вами говорит Рабинович, скажите, пожалуйста, действительно евреи продали Россию? Он говорит: да, продали. Жидовская морда. Что тебе еще нужно? Он говорит: тогда я хотел бы попросить свой кусочек. Вот мне кажется Вассерман хочет получить от бородатости населения, я тоже немножко с бородой, ты с бородой.
И. ВОРОБЬЕВА - Я сейчас вас прерву, потому что мне хочется передать привет нашей слушательнице Ане, с которой мы встретились в коридорах нашей редакции. Видимо, пришла что-то забирать. Она очень расстроилась, что не сможет послушать, зато она нас сегодня видела. Мы ей передаем привет. И еще хочу зачитать тоже от Анны сообщение: Гусман хорош, но Тимур хорошее.
Ю. ГУСМАН - Да что же такое. Во-первых, Тимур моложе меня на два года. Во-вторых…
Т. ОЛЕВСКИЙ – А это между прочим большая разница в нашем непростом деле. Потому что два года это…
Ю. ГУСМАН - Вы не видали меня в 38-м году. Это было счастье, красавец.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Прокурором.
И. ВОРОБЬЕВА - А кем был Олевский, когда вы были прокурором?
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я учился играть в Гусмана в это время в театре Глобус. Но это довольно непросто до сих пор.
Ю. ГУСМАН - Я хочу просто вернуться к этому Онотоле.
Т. ОЛЕВСКИЙ – К надписи. Ну бог с ним с изображением. Третий глаз, какой-то бородатый мужчина, может быть, он вообще себя никогда в зеркале не видел. Вполне возможно он не смотрится в небо. Но надпись он не мог не опознать. Она ему принадлежит по праву. Может быть у него уже в паспорте написало Онотоле.
Ю. ГУСМАН - Я знаю одного человека Анатолия руководителя моей великой страны. У меня есть друг Анатолий Арамджан, он живет в Одессе. Замечательный сценарист.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Так это может быть коллективный иск?
Ю. ГУСМАН - И они все называют себя Анатолий.
И. ВОРОБЬЕВА - Они все Онотоле.
Ю. ГУСМАН - А как себя еще называть. Да нет, это смешно.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Вассерман.
Ю. ГУСМАН - Про Вассермана еще одна замечательная история. Что однажды спрашивают у Вассермана, доктор: что вам беспокоит. Он говорит: деньги и женщины. Их у меня нет. А здоровье как у быка. Так вот с таким здоровьем судиться с украинским народом, у которых и так с газом проблемы…
И. ВОРОБЬЕВА - Он судится с компанией МэриДжейн, компания производит очень красивые футболки.
Ю. ГУСМАН - Это две женщины Мэри и Джейн. Две юные женщины, он хочет отнять просто… Это смешно просто.
И. ВОРОБЬЕВА - Басманный суд Москвы будет рассматривать. Я хочу дать слово нашим слушателям. Порфирий пишет: каждый, у кого есть Интернет, не даст соврать, что Онотоле и Вассерман имеет полное право на бабки. Я бы на его месте тоже судился. Халява же. Вассерман подал в суд на свою игру за свое изображение, - Рита. Ктулху некий спрашивает: а сам Вассерман футболки не выпускает? По-моему, отличная идея. А Мария пишет: за портрет Гусмана на майке надо платить в два раза больше.
Ю. ГУСМАН - Вот фирма МэриДжейн, если вы меня слышите, напечатайте меня на чем угодно. Я не только денег, я доплачивать вам буду. Какое счастье, когда в свободной продаже твоя майка.
И. ВОРОБЬЕВА - Вот Айрат говорит: увидев себя на одежде, я бы обрадовался даже с пятью глазами.
Ю. ГУСМАН - Айрат всегда говорит правильные вещи.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Что третье вы бы хотели на своем изображении на футболке?
Ю. ГУСМАН - Эта тема того, что я хочу третьего большого на майке это больная тема.
Т. ОЛЕВСКИЙ – А на самом деле принадлежит ли изображение Вассермана Вассерману.
И. ВОРОБЬЕВА - Принадлежит ли изображение Онотоле Вассерману. Егор пишет, что Вассерман должен платить каждому, кто надевает футболку с его ликом за рекламу Вассермана.
Ю. ГУСМАН - Потому что старый анекдот. Рабинович, у вас на голове сидит муха. Вы что хотите сказать, что я говно? Нет, я ничего не хочу сказать. Но муху не обманешь. На этой майке…
И. ВОРОБЬЕВА - Зачем сейчас запрещенные приемы.
Ю. ГУСМАН - Если так переживает, значит, муху не обманешь.
Т. ОЛЕВСКИЙ – У него глаз.
И. ВОРОБЬЕВА - Давайте мы устроим голосование.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Что вам сделал Вассерман, потом расскажете.
Ю. ГУСМАН - Да нет. Я его обожаю. Я с ним учился в высшей школе ГПТУ в 48-м по 54.
И. ВОРОБЬЕВА - Уважаемые, о своих взаимоотношениях и близких отношениях с Онотоле вы можете потом рассказать. Итак, уважаемые присяжные, как вы считаете, справедливы ли претензии Онотоле Вассермана?
ГОЛОСОВАНИЕ
Т. ОЛЕВСКИЙ – Кстати, заметно, что Гусман учил английский в Англии. А Вассерман в Одессе. Видно по нашей дискуссии.
Ю. ГУСМАН - Когда интересная битва схлестнулись Гусман с Вассерманом, все остальные народы многострадальной России наблюдают за этим.
И. ВОРОБЬЕВА - Ух, я бы на это посмотрела. Надо будет вас как-нибудь в Клинч позвать двоих. Это будет круто, круто. Вот Аня напоминает, что вы, Юлий Соломонович, хотели видеть свое изображение даже вовсе не на футболке. А на другой части женской одежды.
Ю. ГУСМАН - Анечка, пиар популярность, есть же целые теории, что никакой пиар неплох, если он пиар. Идти по городу и МэриДжейн или Мэри идет в майке с Вассерманом или Джейн в майке со мной, это счастье.
И. ВОРОБЬЕВА - Просто Аня уточняет, на какой части одежды.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Анечке хочу сообщить, что мне встречались в жизни женщины, у которых прямо на груди выколота татуировка Гусмана. В профиль.
И. ВОРОБЬЕВА - Но она говорит про бюстгальтер. Представляете, снимаете с женщины майку, а там изображение Гусмана.
Ю. ГУСМАН - Самое ужасное переводить серьезный спор о справедливости и честности в пошлость, в зону пошлости. Аморальности. Потому что профиль Сталина, выколот на груди, уже спел великий человек. Мы давайте делать серьезное.
И. ВОРОБЬЕВА - Пожалуйста, итоги голосования. 67% позвонивших считают, что претензии Анатолия Вассермана справедливы. 33% считают, что несправедливы. Поздравляю вас, уважаемые эксперты. Вы с треском проиграли вдвоем.
Ю. ГУСМАН - Тимур, плохое начало.
И. ВОРОБЬЕВА - Я объявлю второй наш кейс. Александр Борзенко расскажет нам о кейсе, который называется – «Дневник его жены».
Роман израильского писателя – его имя не раскрывается – был изъят из продажи по решению иерусалимского окружного суда. Судья Гила Кнафи-Штайниц признала, что книга грубо нарушает тайну личной жизни бывшей жены писателя, так как одна из героинь романа явно «списана» с нее. Та же биография, та же профессия, возраст, внешность и даже место жительства. Истица обвинила бывшего мужа в том, что тот раскрыл все интимные подробности ее жизни, и нанес ее психологическому здоровью и репутации очень серьезный урон. Она потребовала не только изъять книгу из магазинов, но и выплатить ей компенсацию за моральные страдания. Суд удовлетворил ее иск - писатель должен заплатить бывшей супруге крупную сумму. Между тем, сам автор романа, считает, что решение суда нарушило его права – он заявил, что его книга – художественное произведение и претензии бывшей жены следует расценивать, как грубое посягательство на свободу творчества.
И. ВОРОБЬЕВА - Когда Матвей Ганапольский писал книжку про кейс, он явно писал с Гусмана и Кобаладзе и все в порядке было по-моему.
Ю. ГУСМАН - И мы не подавали в суды, потому что мы друзья и это честь большая, когда мастер абсолютного художественного слова, человек-загадка, человек-предание, человек-трибуна всенародного прощения…
Т. ОЛЕВСКИЙ – У него день рождения только был недавно.
Ю. ГУСМАН - Есть люди, которые пролагают пути. Он Данко, который ведет нас во мраке абсолютной…
И. ВОРОБЬЕВА - Он, кстати, твиттер ведет теперь.
Ю. ГУСМАН - Я читал этот роман, кстати.
И. ВОРОБЬЕВА - Хорошо.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я очень быстро хочу напомнить имя судьи, Гила Кнафи-Штайниц.
Ю. ГУСМАН - На фиг Штайниц.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Потому что эта женщина или мужчина, кстати, этот судья, все самое важное происходит в судах, как мы знаем. Она сейчас мне кажется, просто растоптала институт брака. Потому что человек, который по-настоящему любит свою семью, он все время проводит дома. Он все в дом. О чем еще он может написать?
И. ВОРОБЬЕВА - Тимур Олевский явно перед кем-то отмазывается.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Как я давно мечтал написать такую книгу.
И. ВОРОБЬЕВА - Мы продолжим программу буквально через несколько секунд, никуда не уходите.
НОВОСТИ
И. ВОРОБЬЕВА - Здесь у нас весело. Павел пишет: нанотехнолог душ Юлий Соломонович в деле.
Ю. ГУСМАН - Дело в том, что когда мы сидели, пока был перерыв, мы с Тимуром болтали. Я ему рассказывал очень про Валерия Михайловича. Про медицину, про гинекологию. И особенно про то, как мы были на рыбалке. Где-то в глубинке.
И. ВОРОБЬЕВА - Ой…
Ю. ГУСМАН - Ну что тебя вечно тянет в какую-то…
И. ВОРОБЬЕВА - Спокойно.
Ю. ГУСМАН - И мы тоже могли бы написать такую книгу. Дело в том, что этот писатель, он на самом деле не израильский, он живет в Израиле, он на самом деле датчанин. Бенсон Даниельсон. И он описал огромное количество случаев и травм, которые бывают в семьях. И там нет намека на какую-то пошлость.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Сейчас очень высокую ноту вы взяли. Пафос.
Ю. ГУСМАН - Тимочка…
И. ВОРОБЬЕВА - Тимур, ты не видишь выражение лица Юлия Соломоновича, который замирает так, как…
Ю. ГУСМАН - Это не удав, который видит нежного барашка. Дело в том, что ты же роман не читал. А я читал.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я его проживаю просто.
Ю. ГУСМАН - Это очень напоминает Декамерон Боккаччо. Ты читал?
Т. ОЛЕВСКИЙ – Конечно, в детстве.
Ю. ГУСМАН - Или Луиджи Пиранделло. Как бы. Эти все работы рассказывают про любовь. И это отдельные новеллы…
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я кстати выбирал те куски, которые про любовь.
Ю. ГУСМАН - Это современный такой Боккаччо. Там замечательная история про английского лорда, который утром встает, это тоже жизнь. Жизнь одинокого человека в огромном замке. Он встал, подходит к окну, и за окном туман дикий. И входит дворецкий, он говорит: сегодня смог, Чарли. Тот говорит: поздравляю, сэр. Для пожилого…
И. ВОРОБЬЕВА - Ужас какой.
Ю. ГУСМАН - Для тебя эта шутка непонятна…
Т. ОЛЕВСКИЙ – А для Валерия Михайловича?
Ю. ГУСМАН - Особенно для Михаила Юрьевича Лермонтова покойного это была очень актуальная история.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я вот сейчас выскажу некий тезис, тут же сам его опровергну. Но вы понимаете, что он сделал это назло.
Ю. ГУСМАН - Анна Каренина, которую писал он со своей доброй приятельницы Сигизмунды, все так у Толстого.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Давайте не будем домашних тиранов приводить в пример.
Ю. ГУСМАН - Почему тираны. Писатели. Вот я писатель. Я инженер человеческих душ. А где черпать вдохновение? Всюду, в школе, «Эхо Москвы», у меня в моих романах Венедиктов играет огромную роль.
И. ВОРОБЬЕВА - Юлий Соломонович, я вас прошу, про меня не пишите, пожалуйста.
Ю. ГУСМАН - Ирочка, я не могу согласиться с этим. Я художник слова, ну как последний мой роман. «Веселый попугай». Это же история не про попугая.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Вы так проверили, знаю ли я. Нет, не читал еще. Вы подпишите мне правда.
И. ВОРОБЬЕВА - Юлий Соломонович, мне кажется ему надо сейчас встать и выйти.
Ю. ГУСМАН - Это унижение. Я тебе объясню простую вещь. Вот как работает мозг писателя. Это израильский датчанин, он еврей, но живет в Израиле. Фамилия его Карлсон.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Извините.
Ю. ГУСМАН - Тимочка, серьезно. Карлсон известная фамилия. История из этого романа. Пришел он однажды, залез на 15 этаж, приполз, а у него специальный был прибор, чтобы летать. И она говорит, слушай, муж придет. Он говорит, в чем дело, я же Карлсон, взял и полетел. Муж входит. Она его берет и выкидывает в окно. Он говорит, кто здесь был? Она говорит: никого не было. А чьи штаны с пропеллером?
И. ВОРОБЬЕВА - Ужас. Мне кажется дети сейчас в ужасе.
Ю. ГУСМАН - Это не сказка, это чистая правда.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Кто бы узнал с другой стороны об этой женщине, если бы он о ней не написал.
И. ВОРОБЬЕВА - Нет, давайте так. Тут есть два мнения. Дмитрий из Екатеринбурга спрашивает: то есть теперь каждый, кто увидит себя в романе, будет отсуживать деньги. Где же свобода творчества. Порфирий пишет: пусть каждый поставит себя на место жены писателя. И кейс станет очевиден. Дело даже не в деньгах, человеку реально нанесен удар по психофизике.
Ю. ГУСМАН - А вот кино «Ленин в Октябре». Судиться нужно было с октябрем.
Т. ОЛЕВСКИЙ – А там безусловно удар по психофизике нанесен.
Ю. ГУСМАН - Это похоже на старика Вассермана.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я с вами соглашаюсь, хотя мне очень трудно это сделать. Невозможно все время соглашаться.
И. ВОРОБЬЕВА - Вот вы просто должны понять. Есть писатель и его бывшая жена. У них есть круг знакомых, который достаточно широкий. Писатель разводится с женой, пишет книгу, где он пишет не только о своих романтических чувствах к этой женщине, какая она прекрасная и чудесная, но пишет также вполне неприятные вещи, какие-то интимные вещи. И весь этот круг знакомых открывает книжечку и читает о том, как она извините, какие-то интимные подробности. Это должно быть приятным что ли я не понимаю?
Ю. ГУСМАН - Это входит в мейнстрим, в русло мировой литературы. Робин Гуд. Вальтера Скотта. Про войну книжка. Робин Гуд. И про любовь.
Т. ОЛЕВСКИЙ – А с другой стороны она же видела, что он все время что-то пишет.
И. ВОРОБЬЕВА - И что? Твоя жена, Тимур тоже видит, что ты все время что-то пишешь.
Ю. ГУСМАН - Мопассан Гюи де, кстати, увы, люди необразованные называют его Ги де. Он Гюи де Мопассан. Вот этот Гюи де все описывал все и жизнь своих знакомых. И «Милый друг» и «Жизнь». И «Темные аллеи». И «Яма». Все это…
Т. ОЛЕВСКИЙ – А бит он был за это и в темных аллеях. И в яме.
И. ВОРОБЬЕВА - Андрей пишет: если бы это промолчало, никто бы не узнал, что это ее интимные подробности. Андрей, вы не слышали кейс? Там совпадает все, ее место жительство, внешность, возраст, профессия, биография. О чем вы говорите вообще.
Ю. ГУСМАН - Я когда был пацан, я был знаком с женщиной Шаганэ Амбарцумовной, которая была прообразом Шаганэ ты моя, Шаганэ. Теперь что делать. Шаганэ ты моя, Шаганэ… а ты не читал. Это покойный С. М. Есенин. И этот великий русский поэт назвал Шаганэ, она вместе с Кларой Лазаревной работала долгие годы в библиотеке №7 в городе Баку. Уже сейчас ушла из жизни глубокой старухой. И вот Валерий Михайлович встречался с ее дочерью в свое время. Жанной Шаганэ.
И. ВОРОБЬЕВА - Петя пишет: можно я про Гусмана рассказы писать неприличные буду.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Это будет неправдой.
Ю. ГУСМАН - Я умоляю. Только обязательно вышивать на майке.
И. ВОРОБЬЕВА - Книжку вместе с майкой.
Т. ОЛЕВСКИЙ – А вас не смущает, когда в вашем обществе кто-то что-то записывает?
Ю. ГУСМАН - Мы медийные люди, я, Киркоров, Дима Билан.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Вассерман.
Ю. ГУСМАН - Мы люди медийного пространства. Мы обречены на автографы, на поклонение, на то, что мы идем по улице, за нами шлейф поклонниц бегут – вот он идет Вассерман в майке или без майки.
И. ВОРОБЬЕВА - Сразу два наших присяжных нам напоминают, что вообще юристы для этого придумали фразу, что сходство с реальными людьми отсутствует, все персонажи вымышленные. Павел пишет, жена просто нашла в книге стилистические и грамматические неточности. Была этим очень обижена. Например, размерами.
Ю. ГУСМАН - Я ничего не понимаю. Весь кинематограф это реконструкция фактов. Огромное количество фильмов про живых и неживых людей. Биографии. Вот сейчас вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Владимира Семеновича нет, но Никита не может обижаться, если он сам автор сценария. Это нормально. Когда пишут о жизни и жизни. И если мое мнение как одного из экспертов я скажу, она неправа. Писатель имеет право отображать жизнь во всем ее многообразии.
И. ВОРОБЬЕВА - Уважаемые женщины, не надо выходить замуж за писателей. За режиссеров, и прочие творческие личности, которые потом после развода смогут потом про вас что-нибудь написать, снять или рассказать. Итак, уважаемые присяжные, как вы считаете, справедливо ли решение суда изъять из продажи книгу этого израильского писателя, на которую подала в суд жена за то, что якобы он написал про нее какие-то интимные подробности. Она себя в этой книге узнала.
ГОЛОСОВАНИЕ
И. ВОРОБЬЕВА - Нам продолжают присылать сообщения. С другой стороны это же слава, - пишет Аня. А вдруг эта книга станет классикой мировой литературы.
Т. ОЛЕВСКИЙ – И не знаем, узнали ли ее друзья.
И. ВОРОБЬЕВА - Еще раз, биография, внешность, место жительства, профессия, возраст. Все совпадает.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Это она так думает.
Ю. ГУСМАН - Есть писатели, которые выдумывают. А есть, которые записывают буквально все из жизни. Например, Пелевин и Сорокин. Они все пишут в деталях то, что видят. У нас замечательное ухо, они выходят на улицу и потом пишут. Все книжки, что я читал Пелевина, замечательные книжки, дай бог ему здоровья, ура. Но это все вампиры, значит он бывал с вампирами. Это жизненная правда. Это соцреализм раньше, а сейчас капреализм. Или постмодернизм. Большая книга.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Большой гонорар.
И. ВОРОБЬЕВА - Спокойно. Сейчас.
Ю. ГУСМАН - Я рассказываю про книги, почему…
И. ВОРОБЬЕВА - Мы тоже про книги говорим. Максим пишет: если не указывается имя жены, сложно доказать, что это она. Жена сама признает, что это ее интимные подробности. А Борис спрашивает: представьте, как она его достала, чтобы он так про нее все расписал.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Может, он хорошо про нее написал.
И. ВОРОБЬЕВА - Мария предлагает: пусть жена про него напишет. Как у нас сайте «Эхо Москвы» популярно, когда один блогер отвечает другому на его текст и там все это.
Ю. ГУСМАН - Все читать, я обожаю читать комменты. Это умные, яркие интересные люди спорят на интересном ярком языке. Без ошибок. Литературно одаренные и все пишут про себя и от себя.
И. ВОРОБЬЕВА - Кстати, Максим замечает, что несправедливое решение суда, поскольку муж скорее всего свои интимные подробности тоже рассказал.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Но он сказал, что сходство с ним абсолютно случайно.
И. ВОРОБЬЕВА - Конечно. Итак, наши присяжные вынесли свой вердикт. Их решение безусловно справедливо, потому что это наш суд присяжных программы Кейс. 64% считают, что решение суда несправедливо. 36% считают, что справедливо.
Ю. ГУСМАН - Это победа.
И. ВОРОБЬЕВА - На двоих с трудом вырвали.
Ю. ГУСМАН - Ирочка, ты знаешь олимпийский принцип – важна не победа, а участие. Нам не подходит. Мы бойцы. Мы терминаторы Кейса.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Робин Гуда.
Ю. ГУСМАН - Робин Гуды пространства радиоэфирного.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Арамисы…
Ю. ГУСМАН - Арамисы, Д’Артаньяны.
И. ВОРОБЬЕВА - Давайте послушаем третий кейс. Я не знаю, как распределятся мнения наших экспертов, но в любом случае третий кейс будет решающим. Александр Борзенко сейчас расскажет нам о кейсе, который называется «Маленький Гитлер».
Супружеская пара из Нью-Джерси, США, была лишена родительских прав уже через семнадцать часов после рождения сына. Социальная служба приняла такое решение из-за имен, которые Хит и Дебора Кэмпбел дали другим своим детям. В их семье рос мальчик Адольф Гитлер и две девочки – одну назвали Хонзлинн-Гиммлер, а вторую Джослинн-Арийская Нация. Супруги Кэмпбел оказалась под пристальным вниманием прессы и социальных работников, после того, как глава семейства три года назад заказал в городской кондитерской торт и просил написать на нем «С днем рождения, Адольф Гитлер». Родители уверяют, что дают такие имена детям не для того, чтобы воздать хвалу нацизму. По их словам такой шаг призван показать обратное – с преступлениями третьего рейха покончено и его страшного исторического наследия можно не бояться. Тем не менее, суд постановил отправить всех детей в приемные семьи. Социальные работники указывали, что Хит Кэмпбел даже не умеет читать, а мать не смогла окончить среднюю школу, так что они не в состоянии воспитывать собственных детей. К слову, своего последнего сына они успели назвать – Хонс. Это сокращение от названия Хунты национал-синдикалистского наступления – одной из фашистских группировок Испании.
И. ВОРОБЬЕВА - Такое веселое семейство практически Адамсов.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Во всем виноват Голливуд. Тлетворное влияние кинофильмов мне кажется абсолютно налицо, потому что а где еще эти люди могли узнать эти названия, если они не умеют читать.
Ю. ГУСМАН - Вообще с именами в Америке удивительное творится. Я прошу извинить моих друзей из Америки, там есть жуткая история. Однажды маленький индеец спрашивает у матери: мама, почему мою сестру зовут Восходящее Солнце. Потому что она была зачата при восходе солнца.
И. ВОРОБЬЕВА - Я знаю. Я не хочу слышать про белую ленточку.
Ю. ГУСМАН - А почему зовут Синий Цветок. Она была зачата в васильках. И хватить приставать ко мне, Белая Ленточка. В оригинале была Рваная Резинка. Пардон. Стала Белой Ленточкой. Это тоже история из жизни коренных американцев.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Кто первый запатентует название для контрацептивов Белая ленточка…
Ю. ГУСМАН - Большие бабки это да.
И. ВОРОБЬЕВА - Боже мой, ребята, вы прелесть, - пишет нам Андрей из Израиля. Гусман красавец.
Ю. ГУСМАН - Конечно, слушай. Андрей, приезжай, посидим, потанцуем.
И. ВОРОБЬЕВА - Из Израиля.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Как будто из Израиля нельзя приехать.
Ю. ГУСМАН - Три рейса нормально. Кстати, компания Трансаэро, я рекомендую. Молчу.
И. ВОРОБЬЕВА - Юлий Соломонович.
Ю. ГУСМАН - Дело в том, что Валерий Михайлович, всегда говорил, что летать только теми компаниями, которые показывают себя в прямом эфире. Кстати Ирочка, очень много я слышал историй про имена индейцев. Кстати не такие бывают они серьезные.
И. ВОРОБЬЕВА - Имена индейцев мы уже как-то обсуждали.
Ю. ГУСМАН - Пришел однажды индеец в мэрию одного городка и говорит: я прошу поменять мне имя. Большой Паровоз, который мчит по лесу и гудит. Он говорит: как хотите называться. Он говорит: Ту-ту. Это я только что сам придумал. Эти все смешные анекдоты на самом деле отражают ту заинтересованность в именах, которую этот дегенерат…ну конечно, дебил.
Т. ОЛЕВСКИЙ – С выступлениями Третьего рейха покончено, послушайте Юлия Соломоновича и его страшного исторического наследия можно не бояться, решили эти люди, которые не умеют читать. Но смотрят на самом деле возможно они в суть проблемы.
Ю. ГУСМАН - Я считаю, что здесь настолько я не люблю тему нацизма и фашизма, называть, Чикатило называть любимую дочку Чикатила моя или Гитлером ребенка.
И. ВОРОБЬЕВА - Диана из Саратова отмечает: несправедливо поступили с родителями, потому что руководствоваться нужно условиями детей и их воспитанием. А вовсе даже не именами.
Ю. ГУСМАН - Ничего себе приходить на работу, этот дурачок назвал и думал, что он очень умный, или очень веселый. Или очень остроумный. А им жить всю жизнь, добрый день, здравствуйте, я Адольф Гитлер, хочу работать у вас в пиццерии. Адольф Алоизович…
Т. ОЛЕВСКИЙ – А что если у них не отбирать детей, а учить родителей. Можно было не отбирать детей, но родителям…
И. ВОРОБЬЕВА - Объяснить, что они поступают некорректно.
Ю. ГУСМАН - Если назвать маму Герингом, а папу Борманом. Пусть ходят. Геринга.
И. ВОРОБЬЕВА - А собаку Штирлицем. Тимур прав, почему нужно сразу отбирать детей, почему нельзя поработать с родителями и объяснить им…
Ю. ГУСМАН - А потому что это опасные сумасшедшие. Или психи или идиоты и дебилы, и в том и другом случае им размножаться в неволе нельзя. Им нужно сидеть дома и тихо вязать.
И. ВОРОБЬЕВА - Дмитрий пишет, что они легко отделались. Потому что это самая что ни на есть пропаганда фашизма.
Ю. ГУСМАН - Ребенку жить 80 лет и будет ходить Адольф Гитлер.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Я с этим совершенно согласен, но не согласен с тем, что у них надо было отбирать детей. Мне кажется, что надо пытаться людей хотя бы попытаться переучить. Хотя ничего приятного в том, что они делали нет, совершенно мерзко и ужасно на мой взгляд.
Ю. ГУСМАН - Как можно переучить…
Т. ОЛЕВСКИЙ – Может они жили в трейлере маленьком городишке, где рядом живет полусумасшедший сосед, который им все это рассказывал. У них не было никакой возможности ничему научиться.
Ю. ГУСМАН - Потом марсиане приехали в виде грибов на землю и потом из лесу вышел с бластером… что за фантастические романы. Душить этих ублюдков. Спасибо, до свидания.
И. ВОРОБЬЕВА - Давайте проголосуем. Итак, как вы считаете, справедливо ли решение социальных работников, которые лишили супружескую пару родительских прав буквально через 17 часов после рождения их очередного ребенка.
ГОЛОСОВАНИЕ
И. ВОРОБЬЕВА - Тут Аня пишет: Гусман практически Тарзан эфира.
Ю. ГУСМАН - Да. Нарзан.
Т. ОЛЕВСКИЙ – Он умеет также кричать и прыгать по проводам. Однажды он показывал мне, это действительно незабываемо. И кстати рыбу хорошо глушит.
И. ВОРОБЬЕВА - Тут пишут, что несчастные дети, - Дмитрий. Айрат пишет, что нельзя отнимать детей из-за имен. Надо было заставить изменить просто имена.
Ю. ГУСМАН - Если серьезно, это же опасные люди. Поменять можно имена, но если у них так работают мозги, что они всех своих детей называют такими фашистскообразными…
И. ВОРОБЬЕВА - У нас осталось полминуты. Я останавливаю голосование. И могу сказать, что наши слушатели решили так: 60% считают, что решение суда справедливо.
Ю. ГУСМАН - Солнечный круг… Тимочка, мы победили.
И. ВОРОБЬЕВА - Ну ничего себе. Мне кажется, что Тимур Олевский был против этого решения суда. А сейчас примазывается.
Ю. ГУСМАН - Да ладно, он просто добрый человек. Он пытался дети, дети…
И. ВОРОБЬЕВА - Друзья мои, давайте прощаться. Юлий Соломонович Гусман, Тимур Олевский, Ирина Воробьева. До встречи через неделю. Очень надеемся, что Юрий Кобаладзе уже вернется со своего задания. До встречи.