Мужское - женское - Мария Метлицкая, Александр Снегирев - Книжное казино - 2015-09-06
К.Ларина
―
Какая-то скорость бешеная прямо. Мы как-то бешено влетели встудию. Бешено сели. Бешено разобрались, кто когдаприходит-уходит. Потом решили, что мы никуда не пойдем.
М.Метлицкая
―
Да, это я вас сбилас панталыку. Точно.
К.Ларина
―
Я уже ничего не соображаю. Товарищи, это программа «Книжное казино». Проходит она на фоне книжной ярмарки. Поэтому все немножечко безумные. У насесть оправдание. Здесь в студии ведущие передачи Ксения Ларина, Майя Пешкова. Майя, приветствую тебя. А в студии у нас писатели и участники книжной ярмарки. Мария Метлицкая, здравствуйте, Маша.
М.Метлицкая
―
Здравствуйте. Счастлива быть здесь.
К.Ларина
―
И Александр Снегирев, здравствуйте, Саша.
А.Снегирев
―
Здравствуйте.
К.Ларина
―
Можно так? Молодые писатели. Юныепросто.
А.Снегирев
―
Саша с Машей.
К.Ларина
―
Товарищи, конечно же мы книжки сегодня будем разыгрывать. Мы сейчас скажем, какие. А вопрос вам зададим первый, на который вы будете отвечать на смс. И второй чуть позже во второй части по телефону ответите. Но начинаем как обычно с рейтинга продаж. Напомню, это еженедельный рейтинг, который составлен по результатам продаж трех крупнейших магазинов Москвы: «Дом книги», «Библио Глобус» и «Москва». Ну, давайте мы начнем с места номер 11-12. Маркес «Сто лет одиночества». Хороший выбор. Чуть выше Дмитрий Глуховский «Метро 2035». Книга, которая сейчас читается активно любителями фантастики. Книга очень актуальная, насколько японяла. И вот буквально перед нашей передачей Дима сюда ворвался в коридор и эту книжку мне подарил, что мне очень было приятно. Джоанна Бэсфордт «Зачарованный лес. Книга для творчества и вдохновения» .Тот же автор «Таинственный сад. Книга для творчества и вдохновения». Вот две подряд строчки 8 и 9. Чуть выше Макс Фрай «Вся правда о нас». Чуть выше «Нулевой номер» Умберто Эко. И дальше у нас Николай Стариков. Не самый наш любимый автор. «Власть. Книга с иллюстрациями, но без картинок». Юрий Поляков «Любовь в эпоху перемен». На третьем места Борис Акунин, и он впервые ушел с первого места, на котором он держался несколько месяцев. «Планета Вода. Приключения Эраста Фандорина в 20 веке». На втором месте Татьяна Устинова «Шекспир мне друг, но истина дороже», это новая книжка. А на первом месте детектив Пола Хоккинс «Девушка в поезде. Все читают эту книжку. У нас свой выбор, мы выбираем лучших. Поэтому еще раз представляю. Мария Метлицкая и Александр Снегирев в нашей студии. Про книжку давайте сразу поговорим. Скажите, какие. Я просто не вижу отсюда.
М.Метлицкая
―
Вот первая книжка Сашина, «Вера». Очень красиво оформлена. Мне очень нравится. И вот тут затесались три мои. «А жизньбыла совсем хорошая», «Советы мудрой свекрови», я сразу же покраснела от слова «мудрой», это не я так себя назвала. И «Вечный запах флоксов». Ну, а сегодня,может я забегаю вперед, будет на выставке моя новая книга, которая называется «Женский день», роман. Я ее буду представлять там.
К.Ларина
―
Эта книга, которая художественное произведение? Потому что вот я вижу, что «Советы мудрой свекрови», учитывая, что вы там на обложке, это явно документальная проза.
М.Метлицкая
―
Ну да. Я не буду это комментировать, это документальный проект. Типа такой кулинарной книги и советы умудренной тетеньки. Ну, не знаю.
К.Ларина
―
Саш, тогда скажите сразу про свою книжку, если можно, несколько слов.
А.Снегирев
―
Ну, это тоже отчасти про тетеньку.
К.Ларина
―
Она, кстати, запечатанная. Что дает мне право думать, что там есть что-то ненормативное.
А.Снегирев
―
Что дает надежду теперь. Лично мне, вот эта упаковка. Нет, ничего ненормативного нет. Удивительно для меня, что она запечатана. Сейчас, как я понимаю, запечатывают все, что 18 плюс. Ну, там есть чувственные сцены, так скажем. Но никаких нехороших слов нет. Я даже сама себе удивился, когда ее закончил писать. О чем она? О судьбе девушки, которой 40. И вот как все в ее жизни развивалось и как происходит сейчас.
К.Ларина
―
Женская проза у вас.
А.Снегирев
―
Ну да, боюсь, что не знаю, насколько женская, но о женщине.
М.Пешкова
―
А что вас связывает с «Дружбой народов»? Там публиковались фрагменты этой книги?
А.Снегирев
―
С ней меня на данный момент связывают две вещи. Ну, помимо моей внешности. Результат, по-моему, этой самой дружбы. Этот роман вышел там в первой редакции. Книжная версия чуть иная. Там вышел, в этом журнале, хочу сказать, что он до сих пор существует, литературный журнал «Дружба народов». В первом номере. Ну и так вышло, что с июня я занимаю должность заместителя главного редактора в журнале. Поэтому я , дружите со мной. Я впервые об этом публично сообщаю. Как-то стараюсь не афишировать, чтобы избавить себя от избытка желающих дружить. Но так, к вам это, конечно, не относится. Так что вот, упоминаю о своем месте работы в журнале и призываю всех, кто пишет, присылать нам свои сочинения. Для всех у нас двери открыты.
К.Ларина
―
То есть это вот живое подтверждение: писатель должен где-то работать.
А.Снегирев
―
К сожалению, да. Я как-то иду невольно в ногу со временем.
М.Метлицкая
―
Как мне повезло, я работаю только в «ЭКСМО». Я не знаю, я из везунчиков?
К.Ларина
―
Маш, у меня к вам вопрос. Можно вообще литературным трудом прожить в наше время?
М.Метлицкая
―
Вы знаете, меня предупреждали, что нет. Но как-то так счастливо сложилось, что ничего как-то вот. Получается, да. И ни разу меня не возникло: «ой, денег бы заработать» Вот, наверное, это была правильная мотивировка, что я об этом не думала вообще. Не потому, что я такая бескорыстная и замечательная, а просто я вот эти вещи не связываю. Вот живем. Да. Ну все зависит же от тиражей, это же понятно.
К.Ларина
―
От тиражей и еще от кино, кино еще не снимали по вашей книге?
М.Метлицкая
―
Как же, вот прошел на той неделе фильм, вот мы только что это обсуждали, сериал по «России» по роману «Шарик вернется». Это первая. И купили «Дневник свекрови» пресловутый, который вот да, потом стали еще его требовать купить, но он уже был продан. Что там будет, я не знаю. Я совершено не понимаю, как можно из него сделать кино и сериал, но это не моя профессия\. А «Шарик», знаете, на мой взгляд, сценарий был ужасный, я расстроилась жутко. В каком плане ужасно? Там было, конечно, все переделано. И просто вот…
К.Ларина
―
А вы не принимали участие?
М.Метлицкая
―
Нет. Они как-то так слабо меняприглашали, но у меня и временине было.
К.Ларина
―
А вам бы хотелось, или это совсем другая профессия?
М.Метлицкая
―
Это другая профессия. На нее все-таки учатся. Вот бывает, что на писателя не учатся, а вот все-таки сценарист, мне кажется, это что-то по конкретнее. Поэтому я не писала, но вот я скажу два слова. Вот я его посмотрела. Мне не было стыдно и мне не было противно. Вот это, мне кажется… потому что я знаю прецеденты бывают такие очень неприятные. Поэтому я довольна, скажем так.
К.Ларина
―
То есть еще захотелось.
М.Метлицкая
―
Чего?
К.Ларина
―
Чтобы кино было по вашей книжке?
М.Метлицкая
―
А, ну.
К.Ларина
―
Это вещь заразная, сразу хочется еще.
М.Метлицкая
―
Да-да-да, пусть будет. Вот «Дневник свекрови» должны снять.
К.Ларина
―
Ну что, давайте мы вопрос зададим нашим слушателям. А вопросы сегодня придумал Александр Снегирев. Ему и слово.
А.Снигерев
―
Первый вопрос такой. Известный русский писатель Венедикт Ерофеев по его словам в 72 году забыл в электричке единственную рукопись своего второго романа. Был ли он до сих пор не неизвестно. Многие говорят, что его и не было, это была его, выдумка. Как назывался этот роман, который он в авоське с бутылкой водки забыл в электричке?
К.Ларина
―
Давайте, вот вспоминайте пожалуйста все эти замечательные апокрифы. И на номер +79859704545 присылайте ваши ответы на этот вопрос. .Вот сейчас у нас проходит книжная ярмарка. И вот сегодня, к слову сказать, Мария Метлицкая будет там встречаться со своим читателем. Это будет после 4 часов. Ну, учитывая, что мы еще здесь, может быть мы чуть-чуть опоздаем, зависит от пробок на дорогах. Учитывая, что сегодня еще день города, мало ли что может произойти. Ждите, ожидайте. Вот мой вопрос и Марии и Саше, какова ваша аудитория, что это за люди, которые вас читают? Наверняка, вы их уже знаете, видели, слышали, понимаете.
М.Метлицкая
―
Вот знаете, я все-таки считаю, что преобладает аудитория читающих женщин, вообще это все-таки женщины.
К.Ларина
―
Конечно. Как и в театры ходящие.
М.Метлицкая
―
Ну, вот мой электорат, я во так просто сужу по встрече, от 20 и до бесконечности. И пожилые тоже сильно тетеньки приходят. В основном женщины, есть и мужчины, что радует. И даже мужчины пишут. И даже как-то вот читают. Ну, конечно, женщины. Ну, все мы понимаем, почему. Вот это вот моя публика.
К.Ларина
―
Они как-то пытаются руководить сюжетами, вот на этих встречах предлагают вам какие-то сюжетные ходы или наоборот, спрашивают, вот вы так сделали, а это не правильно.
М.Метлицкая
―
Ну, бывает и так, но то, что вот предлагают, это беда вообще большая. Предлагают со страшной силой.
К.Ларина
―
Правда? Я пальцем в небо просто.
М.Метлицкая
―
Типа: а у меня был случай. Это вообще трагедия. Я, конечно, немножко кокетничаю. Ничего, конечно, страшного в этом нет, но на самом деле пишут, вот рассказывают про все свои жизни, перипетии. А я еще такая, которая все читает. Они присылают в издательство и Маша единственная, кто отвечает на письма читателей. Но я не могу не ответить. Человек с открытым сердцем. И приходится что-то объяснять, что ребята, спасибо, не надо. Пытаюсь это тактично сделать. Ну, бывают истории интересные, но я же не вчитываюсь. Но у меня пока хватает своей больной фантазии. Пока нужды нет. В любом случае людям спасибо. Не пользовалась.
К.Ларина
―
Саш, а ваши люди кто?
А.Снегирев
―
Ну, я вот все это время думаю о женщинах, как и все другое время Женщины вообще же умнее в России существенно, чем мужчины. По моим наблюдениям.
К.Ларина
―
Учитывая, что здесь женская сплошная аудитория, я понимаю, конечно же, молодец, правильно говорит.
А.Снегирев
―
Как легко говорить правду.
К.Ларина
―
В цветнике.
А.Снегирев
―
Повезло мне в это воскресенье.
М.Метлицкая
―
И нам повезло.
А.Снегирев
―
И я отчасти книжку эту, она шутливая с одной стороны, а с другой стороны подлинная. Я ее написал отчасти потому, что с детства слышу известную нам всем фразу, что все мужики козлы. И я вот к 30 с лишним годам решил проверить, насколько это правда. И вот эта книга о судьбе женщины. Отчасти я должен признать как мужчина, что в этой фразе доля истины, конечно, ест. Кто меня читает. Разброс по моему опыту довольно велик. Но, учитывая возрастные ограничения, я уже не могу раскрыть секреты, но читают и в городах, и в провинции, потому что я в глухой провинции бывал. Например, в Вышнем Волочке. Ну, назвать это глубокой провинцией не правильно. Но маленький очень город. И там вот полная библиотека пришла, меня очень удивило, и с книжками люди пришли на подпись. И мужчины, и женщины всех возрастов. То есть я что могу точно сказать? Что меня читают смелые люди. Ну, кто не боится. И смелых, к счастью, в нашей стране достаточно.
К.Ларина
―
А критики что говорят?
А.Снегирев
―
Критика говорит диаметрально противоположные вещи.
К.Ларина
―
Потому что я читала противоположные отзывы, даже страшные.
А.Снегирев
―
Я читал, что немножко похож на Оксану Робски. Но я это счел за комплемент.
К.Ларина
―
Это про «Нефтяную Венеру», наверное.
А.Снегирев
―
Нет, это уже про этот роман. Но, правда, ну, не знаю, насколько это правда. Ну, мне-то кажется, что это комплемент, потому что, если читатели Оксаны Робски откроют эту книжку, то они, мне кажется, обалдеют. Поэтому, мне кажется, такого рода критика диаметральная подтверждает лишь то, что я на правильном пути. Вот.
К.Ларина
―
А у вас, кстати, есть критик? Или ваша критика – это читатель?
М.Метлицкая
―
Вот я думаю, что читатель. И я сама. Как-то вот с серьезной критикой я не сталкивалась, потому что, может быть, вообще у нас немножко так относятся… женский роман.
К.Ларина
―
Ну, вот я поэтому и спрашиваю. Насколько в сферу внимания критики попадает женская проза?
М.Метлицкая
―
Вот честно, не попадаем настолько, чтобы это была та критика, которую я бы хотела прочитать. Понять, вот не было такого.
М.Пешкова
―
Это скорее навигатор.
К.Ларина
―
Ну, нет, аннотации существуют некие, безусловно.
М.Метлицкая
―
Конечно, что-то в интернете есть, что-то есть
К.Ларина
―
А вам нужны такие вот отзывы профессиональных литературоведов для того, чтобы…
М.Метлицкая
―
А где они?
К.Ларина
―
Вот в принципе вам бы хотелось бы их получить?
М.Метлицкая
―
Ну, знаете как, положительные - да. Отрицательные- не знаю. Нет, ну наверное, я бы с удовольствием прочла бы и те, и другие. Был как-то один или два. Какой-то мужчина профессиональный питерский, по-моему, написал. Ну вот нет, я думаю, что это именно ситуация та, что женская вот такая проза… Да, считается не достойна внимания. Я не страдаю на эту тему, не переживаю и не обращаю вообще внимания на плевки если честно. Плевки, конечно, бывают, гадости тоже пишут. Но столько добра и хорошего пишут, я слышу, что мне хватило на много лет жизни. Я не жадная. Я считаю, выше крыши.
К.Ларина
―
А вот вы оба работаете в литературе под псевдонимами. Это просто я посмотрела биографию. Почему, скажите.
М.Метлицкая
―
Ой, я запросто скажу. Все просто. Когда я пришла в «АСТ», еще я пришла под фамилией мужа своего, под которой я и живу, Колесникова. А там уже был автор Колесникова. И мне сказали: «Возьми псевдоним». И Метлицкая – это фамилия моей бабушки. Я считаю, что это моя фамилия.
К.Ларина
―
Понятно, а у вас? У нас же тоже нормальная фамилия, не Рабинович.
А.Снегирев
―
Нет, я когда был маленький, мне хотелось такую яркую фамилию, оканчивающуюся на «штейн» или «ский» какой-нибудь. Я думал: как мне не повезло... Я просто Леша Кондрашов. Потом да, потом я как-то уже к 10 годам полюбил свое имя. Но все началось с того, что кода я отправлял свою рукопись на премию «Дебют», когда я вдруг подумал, что я же пишу, почему бы мне не попробовать кому-то это показать в 25 лет. Я подумал, что раз я становлюсь сейчас писателем, то я должен как настоящий писатель иметь псевдоним. Почему-то мне вот такая мысль пришла. Ну, вот дедушку моего звали Александр. А почему взял Снегирев, я не знаю. Не могу ответить на этот вопрос. Но недавно, проходя мимо клиники, где я родился, я просто живу неподалеку. Я родился на улице Еленского в первом роддоме. Я вдруг подумал, а кому же это памятник стоит, толстому дяде перед клиникой. А там много памятников врачам. И я вчитался, это клиника имени Снегирева. Это профессор, который основатель российской гинекологии. И я подумал: какое удивительное совпадение.
К.Ларина
―
Япишу про женщин. Гинеколог Снегирев, такая параллель
А.Снегирев
―
Ну, я литературной гинекологией не занимаюсь, но такое совпадение удивительное. Но это мне вселило уверенность, что псевдоним я взял правильно.
К.Ларина
―
Ну а в журнале-то вы существуете под своей фамилией?
А.Снегирев
―
Ну, у меня в визитках никто не знал, как в визитках верстать. Ну, я же не скрываю свое имя. И меня никто не знает, как называть. Но когда меня тут недавно Шурой стали называть, тут я уже говорю: нет, не надо. Нет, я под псевдонимом тире своим именем, но меня называют многие Александр-Алексей.
К.Ларина
―
Ну, понятно, нет. У нас принято давно, везде. У нас тут и Захар Прилепин, тоже Женя.
А.Снегирев
―
Ну он там имя, фамилию оставил, имя. А я как-то до конца пошел.
К.Ларина
―
Я почему спрашиваю, я сама под псевдонимом существую. В эфире.
А.Снегирев
―
А, вот как, день откровений. А всего лишь полчетвертого.
К.Ларина
―
Клуб анонимных алкоголиков.
А.Снегирев
―
Как динамично развивается.
К.Ларина
―
Но какой смысл брать псевдоним, если вы все равно его раскрываете. Вы говорите Леша, Саша, Колесникова...
М.Метлицкая
―
А не раскрываю, это как-то обнаружилось само. Я прочла в интернете, что меня раскрыли, шпионку.
К.Ларина
―
Потому что вот Борис Акунин тоже придумал себе псевдоним. Не долго с ним ходил, очень быстро его раскрыл. И получилось, что у нас все равно два человека Один Григорий Чхартишвили, который является гражданином. А еще женское имя, забыла..
М.Метлицкая
―
Нет, четыре. Брусникин и Александра еще какая-то под женским именем. Так что он нас всех переплюнул. Молодец.
К.Ларина
―
Какое-то расчетверение.
М.Метлицкая
―
Расчленение практически.
А.Снегирев
―
Это же немножко сродни такому древнему посвящению такому, не даром же индейцы брали себе имена и берут. При крещении, причем крещение может быть второе, третье, разные.
К.Ларина
―
То есть можно чуть-чуть под этим именем пожить, потому еще. Меняет путь, карму.
А.Снегирев
―
Я не придаю значения вот магии, но я уверен, что для писателя это важно, потому что это позволяет соблюдать дистанцию. Ты выходишь на дистанции к самому себе. Это такая формальная вещь, но это работает лично в моем случае. То есть вот писатель Александр Снегирев, это я. Но я также могу быть и частным лицом, и я тоже не раскрывал свой псевдоним, но я его не скрывал никогда. Поэтому…
М.Метлицкая
―
А я как-то вот уже так, извините, вжилась, что я вот уже свою фамилию, которая настоящая, она тоже не моя, а мужа и аж бывшего.
К.Ларина
―
А настоящую мы так и не знаем вашу фамилию.
М.Метлицкая
―
Нет скажу. Я ее не люблю.
К.Ларина
―
Вот так вот.
М.Метлицкая
―
Ужасно не люблю.
К.Ларина
―
Яков Широков, ты Яков Широков?
М.Метлицкая
―
Нет. Псевдоним.
К.Ларина
―
Ну что ж, новости, не известно, человек в маске у нас выступает.НОВОСТИ
К.Ларина
―
Ну, мы вас предупреждали, что у нас книжная ярмарка, поэтому мы должны отпустить одного из участников нашей сегодняшней передачи, Марию Метлицкую. Встреча с вами, дорогие читатели. Надеюсь, вы тоже уже в пути. Давайте, успейте. В 16-15, ровно в эту минуту, что скажет Мария Метлицкая?
М.Метлицкая
―
Я скажу, что счастлива. На самом деле, это честно, это правда, что я с вами. Я не сомневалась, что обстановка будет именно такой, потому что с вами по-другому быть не может. Я очень рада, что сегодня мой визави Александр, с которым мне тоже очень приятно и комфортно. Но ухожу якроме того, что с ощущением счастья, с ощущением печали, и слезы на моих глазах, что я уходу. Но спешу я к своим читателям. Извините, и было сказочно, душевно и сердечно.
К.Ларина
―
Спасибо, очень приятно познакомиться, ждем вас в гости всегда. Счастливо. Так, Александр, а у вас-то будет встреча с читателями на ярмарке?
А.Снегирев
―
У меня была. С радостью должен констатировать, что к концу встречи народу было больше.
К.Ларина
―
Вообще, конечно, вы прирожденный шоу-мен, это я понимаю. Я не знаю, какой вы писатель, признаюсь честно. Но так велика ваша харизма, что эту книгу я сегодня забираю и буду читать ее.
А.Снегирев
―
А если ответят на мой вопрос правильно слушатели?
К.Ларина
―
На вопрос да, уже ответили правильно. Но я вот прочитала в той биографии, которая есть в интернете, спасибо, я прочитала, что вы принимали участие уже и в качестве полиглота, немецкий язык изучали по телевизору с Дмитрием Петровым
А.Снегирев
―
Да, ну он замечательный.
К.Ларина
―
А как вы туда попали?
А.Снегирев
―
Меня пригласили. Вот это тот случай, когда не по блату, второй случай в моей жизни. Первый раз «Дебют» дали 10 лет назад. И второй раз неожиданно для меня был большой сюрприз. Кто-то там, как я понимаю, кто-то из продюсеров прочитал что ли книжку мою. Почему-то они решили. Может быть фотография моя понравилась.
К.Ларина
―
Ну и как вот вам опыт телевизионный?
А.Снегирев
―
Ну, я в восторге, мне очень понравилось. У нас была замечательная компания. Ну, Дмитрий, вообще я его большой поклонник. Не знаю кто,я или моя жена его больший поклонник. Боюсь в этом признаться.
К.Ларина
―
Ну, вы выучили немецкий язык-то?
А.Снегирев
―
Ну первые две недели после окончания курса я помнил, а сейчас я вернулся к своему базовому уровню. Знаю только фразу, которая была на пряжках у немцев с 41 по 45 и на этом пока держусь.
К.Ларина
―
То есть это вообще тоже все мир иллюзий получается.
А.Снегирев
―
Ну, не совсем, потому что метод, с которым Дмитрий работает, он эффективный, это правда. И когда ты ведешь тетрадку, и она у меня сохранилась, то по ней я смогу пиво, там, заказать. Ну вот, например, Алиса Хазанова рядом со мной сидела, она прямо заговорила. Но она вообще прямо поумнее. Ну, и девушки поумнее.
К.Ларина
―
С девушками связана у вас какая-то…
А.Снегирев
―
Что-то связано с женщинами, не знаю даже что. Стоит ли говорить. Нас же в полиэтилен не закатаешь.
К.Ларина
―
А следующая про что будет?
А.Снегирев
―
Ну, легко раскрыть тайну следующей, потому что она уже готова. Она выйдет в ноябре к ярмарке нон фикшн. Это будет сборник рассказов, я вообще люблю рассказы. Ну,про что… про любовь и про печаль. Он печальный такой получился сборник. Ну какие-то там и драматические даже есть истории. Но главное – это любовь. Пожалуй, что объединяет все истории. Но с хеппи эндами там не очень складывается. Не буду врать.
М.Пешкова
―
А вы были очень огорчены тогда, когда вам не достался главный приз, «Бестселлера», да?
А.Снегирев
―
Ну, я уже имею некоторый опыт в разочарованиях такого рода. Дважды я был в финале «Национального бестселлера». Вернее раз с «Нефтяной Венерой» и в этот раз с «Верой». И в тот раз я вообще не был разочарован, удивительно. Хотя казалось бы. Первый раз должен меня как-то травмировать. Я крепко спал прямо за два часа до церемонии. Ну, замечательно себя чувствовал. В этот раз я как-то заранее понимал, что я не получу. Я знал, кто получит, и как-то это не скрывалось.
К.Ларина
―
А кто получил?
А.Снегирев
―
Получил Носов за хорошую книгу, кстати. Надо сказать, когда получает хороший конкурент, то какое-то ощущение соревнования есть. Поэтому сказать, что я рад тому, что мне не дали премию, я конечно, не могу. Но сказать, что я очень переживал, к счастью, тоже. Но я переживал, да.
М.Пешкова
―
Но «Большую книгу» вы тоже…
А.Снегирев
―
Да, но она в шерт лист уже не попала. Она была в коротком списке, «Вера», но в длинный… точнее наоборот, в длинном была, в короткий не попала.
М.Пешкова
―
То есть опыт огорчения у вас уже есть
А.Снегирев
―
Опыт разочарования велик.
К.Ларина
―
Ну вот смотрите,я хочу сказать нашим слушателям, вот Мария ушла уже из нашей студи. Но вот вы понимаете, наверное, что 2 писателя, которые у нас сегодня в гостях они, конечно, в разных пространствах параллельных существуют. И у Марии есть свои, конечно, беды и сожаления, и свои обиды, что вот как бы серьезная критика не считает женскую прозу и, скажем, прозу, в которой работает Мша не считает ее литературой по большому счету.
А.Снегирев
―
Ну, это да. Вечная проблема.
К.Ларина
―
А у вас там свои интриги внутри. Вот больших писателей. Серьезных литераторов
А.Снегирев
―
Невероятные. Самое смешное, что меня в этом замечательном мире больших писателей в общем-то, по-моему, очень многие писателем-то не считают. Но для меня это даже отчасти комплемент, потому что никто, кто меня не знает, никто не верит, что я писатель просто глядя на меня. Ну, говорят: «Как, какой же ты писатель, ты не похож на писателя.» И я думаю: как же здорово, что я вот уже 10 лет пишу, а на писателя до сих пор не похож.
К.Ларина
―
Они хотя бы читали вас, большие писатели?
А.Снегирев
―
Читали-читали, да.
К.Ларина
―
А почему вы думаете, что они несколько так к вам относятся?
А.Снегирев
―
Нет, я не говорю о всех. Но у меня очень много друзей, союзников…
К.Ларина
―
А вы кого читаете из тех, кто из вашего поколения, скажем так?
А.Снегирев
―
Из моего поколения… сейчас подумаю. Аню Козлову недавно прочитал. Ее текст, она мне давал почитать, который еще не вышел, и даже она еще может быть его и не закончила, не может быть, а точно. Ну, вообще ее проза на меня производит большое впечатление. У нее есть удачные, есть, на мой взгляд, может, не самые удачные вещи. Но она находится на каком-то мощном очень творческом уровне художественном. Вот это мое такое субъективное мнение. Интересный и свежайший литературный скандал, есть такой совсем молодой парень, не из моего даже поколения, мне 35, а ему 27. Зовут его Антон Секисов. Он этой весной выпустил роман под названием «Кровь и почва». Вышел он в маленьком независимом издательством, с котором дружит, кстати, Борис Куприянов. И роман этот основан на его опыте работы на сайте «Свободная пресса» под руководством Захара и Сергея. И я там еще тогда работал.
К.Ларина
―
Вы тоже публицистикой увлекались?
А.Снегирев
―
Нет, не пишу публицистику. Я там выполнял роль культурного редактора недолго. С культурой там как-то не сложилось. Мы остались друзьями.
К.Ларина
―
Они сами культура. Это называется так. Я не рассказываю, я сам культура.
А.Снегирев
―
А дальше Антон поработал на сайте «12». Был такой сайт, основанный как медиа ресурс русской православной церкви. Просуществовал недолго, кстати. Был неплохой сайт. Может быть, поэтому и недолго просуществовал. И на основе вот этого своего опыта работы в медиа, он написал довольно хлесткий, едкий и такой довольно местами едреный роман короткий, который вышел вроде в независимом издательстве. Но вчера неожиданно вот Захар Прилепинна «Свободной прессе» очень жестко как-то на него отреагировал. Ну, там есть персонаж очень похожий…
К.Ларина
―
А как называется повесть?
А.Снегирев
―
«Кровь и почва»
К.Ларина
―
Надо запомнить, это как Климонтович в свое время написал «Последнюю газету» после работы в «Коммерсанте».
А.Снегирев
―
Ну, впечатлений же море. Я хочу написать тоже. У меня будет совершенно другая история, но там есть персонаж, похожий, наверное, Захар счел, что он похож на него, пожалуй, справедливо счел. Я знаю, что такой неоднозначный.
К.Ларина
―
Как и сам Захар, конечно.
А.Снегирев
―
Ну, все мы многогранные персоны. Вот. И он отреагировал вот этой статьей очень резко, вчера на «Свободной прессе» она вышла. Очень как-то обложил все поколение, что меня лично удивило. Ну, меня вообще удивило, почему человек такого статуса так реагирует, ну, может, на карикатуру, но тем не менее. А сегодня писатель роман Сенчин ответил Захару Прилепину на то, что нельзя так реагировать, потому что это говорит о переходе уже в какой-то ранг старости и смерти. И такая возникла литературная дискуссия вокруг очень молодого автора. Может быть самого известного из очень молодых.
К.Ларина
―
Ну, прочитать можно эту повесть, она есть?
А.Снегирев
―
Можно, продается
К.Ларина
―
Отлично, вот видите, какую рекламу сделали молодому писателю, стоит.
А.Снегирев
―
Антон Секисов «Кровь и почва».
М.Пешкова
―
Насколько вы пользуетесь своим служебным положением, работая в «Дружбе народов»? Там публикуетесь?
А.Снегирев
―
Вот все жду, когда я смогу как-то этим воспользоваться, но пока мне не приходилось.
М.Пешкова
―
Главный редактор не дает, да?
А.Снегирев
―
Не дает, да. Нет, там же замечательная на самом деле существует традиция. Все решения принимает ред. коллегия. И поэтому я опубликовал там вот этот роман, не находясь ни в каком статусе. Я тогда еще получил первое предложение. Их был всего три, стать заместителем главного. Я сначала решил, что это розыгрыш, потом подумал, зачем мне эта вообще глупость, ну а потом вспомнил своего дедушку, который говорил, что раз три раза просят, значит, надо на самом деле.
К.Ларина
―
Как в сказке.
А.Снегирев
―
И решил согласиться. Ну, он жил, как в сказке, и мыслил тоже, как персонаж. Я вообще хотел бы, чтобы в моей жизни не было того выбора, чтобы мне приходилось самому с собой выбирать, публиковаться ли мне в журнале, где я занимаю некоторое положение или все-таки не делать этого. Там эссе какие-то, вот сейчас нужно будет, я хочу написать, ну, просто это нормально. Но художественную прозу я постараюсь там не публиковать, пока я там работаю. Ну, мне кажется, это просто как-то не очень правильно. Ну, лично для меня. Яне считаю, что все должны так поступать. Но я предпочел бы публиковаться в других журналах, а здесь оставлять место для людей…
К.Ларина
―
А если вас никто не будет публиковать?
А.Снегирев
―
Буду вот под попу класть тексты, все выше. Вот я поэтому и надеюсь, что передо мной никогда не будет стоять такого выбора, чтобы не стать таким нарциссом.
К.Ларина
―
Я хочу сказать, что пришли и нас уже победители, которые правильно ответили на вопрос, который придумал для вас Александр Снегирев. Какой роман по утверждению самого Венечки Ерофеева он оставил в электричке вместе в водкой? Итак, это роман «Дмитрий Шостакович». Был ли он или не был, вопрос уже останется открытым. Наши слушатели: Андрей, телефон 167, Ольга 168, Павел 682, Ольга 759, София 928 и Олег 742, вы у нас получаете призы и подарки. Второй вопрос можем уже сразу задать сейчас.
А.Снегирев
―
Да, с удовольствием. Вопрос такой второй. Какая книга была последней из тех, которую прочел Лев Толстой до ухода из Ясной Поляны? Там есть книга, которую он взял с собой,а вот которую он оставил на столе, она, кстати, до сих пор там лежит на том же столике якобы, подозреваю, что это правда, и открыта на той же странице.
К.Ларина
―
Что же это за книжка, которую читает Лев Толстой перед уходом из Ясной Поляны? Это уже по телефону прямого эфира +74953633659. И можно взять наушники нашему гостю, чтобы мы с вами услышали правильный ответ. Итак. Начнем с начала и вот звонок. Але. Здравствуйте.
Слушатель
―
Але, здравствуйте. Подсказки никакой не будет?
К.Ларина
―
Никакой подсказки не будет.
А.Снегирев
―
Единственное, могу сказать, что ответ очень анекдотичный. Но правдивый.
К.Ларина
―
Это не подсказка. Это запутал вас автор вопроса. Но вы не знаете ответа. Да? Нет, не знает. Але, здравствуйте.
Слушатель
―
Здравствуйте, меня зовут Елена. Хочу попробовать ответить. Я думаю, что это «Евангелие».
К.Ларина
―
Красиво.
А.Снегирев
―
Красиво, но как мы знаем, Лев Николаевич не жаловал, нет, он…
К.Ларина
―
Он может быть и готов был жаловать, но ему было отказано.
А.Снегирев
―
Нет, книга другая, но направление вашей мысли, кстати, верное.
К.Ларина
―
Але, здравствуйте.
Слушатель
―
Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Может быть э его собственная книга?
А.Снегирев
―
Ну, должен сказать, что собой вот в дорогу он взял как ни странно свою собственную книгу. Но там она была не художественная, мало известная книга такая его мыслей, но читал он н есвою.
К.Ларина
―
Оказался сложный вопрос. Думаю, давно уже все погуглили, нет,смотрите-ка, честно отвечают люди. Але, здравствуйте.
Слушатель
―
Здравствуйте. Может быть это «Братья Карамазовы»?
К.Ларина
―
Да, вы попали. Братья Карамазовы.
А.Снегирев
―
Кто написал?
К.Ларина
―
Как вас зовут?
Слушатель
―
Павел.
К.Ларина
―
Павел, вы знали или угадали?
Слушатель
―
Слышал.
К.Ларина
―
Ну хорошо, спасибо вам большое, дорогой Павел. Вы спасли репутацию слушателей «Эха Москвы» и правильно ответили. И вы у нас получаете в подарок сегодня все книжки. Ну и конечно же книгу «Вера» Александра Снегирева. И я думаю, что подпишет он. И книги Марии Метлицкой тоже вы получите в подарок. Ну что, у нас последняя часть нашего разговора с гостем. Я бы хотела немножечко поговорить вообще про цели и задачи литературы на сегодня. Учитывая такой огромный рынок богатый в нашей стране, когда писатели не все друг друга уже знают, такое количество писателей сегодня.
А.Снегирев
―
Больше, чем читателей.
К.Ларина
―
Вот как вам кажется, сегодня насколько вообще велико влияние литературы на общественные умы?
А.Снегирев
―
В России традиционно к писателям относятся с большим уважением. Я это даже по своей скромной персоне замечаю. Влияние, конечно, преувеличивать, прямо скажем, не стоит. Оно не велико.
К.Ларина
―
Но оно есть?
А.Снегирев
―
Да. Если ты, ну, зависит от масштаба, от медийности, от известности, от всего прочего. Насколько сама медийность и известность коррелируется с заслугами самого писателя, мне трудно сказать. Но влияние, конечно, есть, потому что Россия -литературная страна. И к писателям принято прислушиваться. И даже, мне кажется, внимание к писателям до сих пор немного избыточно, потому что вот эта фраза, приписываемся Сталину, про то, что писатели - это инженеры человеческих душ, это очень замечательная фраза, очень точная. Но она как-то очень крепко засела в наших головах. И мы ищем все ответы вот в книгах. И поэтому к писателю часто и предъявляется не совсем, на мой взгляд, точные требования. Ну вот скажите нам, что нам делать? Дайте нам идею, направление. С одной стороны это правильно. Потому что писатели - жрецы. Волей не волей, если ты занимаешься серьезной литературой, ты, конечно ищешь путь. Но другой вопрос, это же… мыже не пишем описание для электрочайников, а люди очень часто хотят получить что-то именно очень понятное и простое. И здесь возникает, конечно, конфликт.
К.Ларина
―
Ну, подождите. А вот публицистика, она же не случайно появляется в поле зрения сегодняшних литераторов. И даже вот те люди, о которых мы с вами сегодня упоминали, в нашем разговоре, они все таки или иначе все равно пишут о публицистике, по сути, занимаются журналистикой. Помимо своей литературной деятельности, да, очень сегодняшняя, злободневная. Да.
А.Снегирев
―
Ну, это, на мой взгляд, это просто, конечно ну, во-первых, бывает это просто талант. Это совершенно другой тип работы, художественная литература и публицистичная литература. Это, как футбол и хоккей, это разные виды спорта. Разная скорость, дистанции, все разное. И при этом, мне кажется, что это, конечно, результат погони за быстрой славой, быстрым заработком и быстрой отдачей. Вот что-то случилось, вчера упал самолет, сегодня мы уже написали, вот это уже торговля горячими пирожками.
К.Ларина
―
Ну не про самолет же пишут. Хотят высказаться о наболевшем, что называется. Не могут молчать.
А.Снегирев
―
Не могу молчать. И каждая мысль свежее в кавычках предыдущих. Но лично мне просто, я по образованию политолог.
К.Ларина
―
Тем более, вам-то и карты в руки. Кому-кому писать.
А.Снегирев
―
Да, с одной стороны карты в руки, с другой стороны вот уж чему меня научили, так это очень такому спокойному отношению ко многим вещам. И такому трезвому. Я может быть потому и пишу, потому что мне интересно понимать мотивировки самых разных людей, ну, просто все самые разные люди. Я сам себе интересен. И просто интересно разобраться вот во всех нас. А кого-то натравливать, там, один народ на другой и писать о том, что вот мы такие избранные, а все вокруг не достойны жить на этой планете, мне кажется, это вот и есть та дилемма, перед которой встает каждый писатель, чемуты так или иначе учишь людей. Даже, не знаю, 500 человек, которые тебя прочтут, какую мысль ты им дашь? И мне не хотелось бы давать какую-то мерзость людям. Это не значит, что я пишу о розовых слониках, но множить какие-то гадкие мысли мне бы не хотелось. Мне хочется наталкивать людей и вместе с самим собой размышлять, что-то искать. Но публицистика сегодня, к сожалению, очень какая-то истеричная, безответственная. И не такая по-донжуански безответственная, а какая-то мерзко безответственная. И знаете, фильм «Парфюмер» такой был, и роман есть известный. Там есть замечательная сцена, где под конец одурманенные его духами, вот этого главного героя, жители города, когда его хотели казнить. Они все впали в такой дурман, и началась такая оргия на площади вместо того, чтобы казнить преступника. И потом, когда они очухались. Им всем было очень неловко. Вот мне кажется, как бы с нами такое не случилось после всей вот той публицистики, которой мы наедимся. Нам потом очень неловко всем будет.
К.Ларина
―
Сколько вы написали уже книжек?
А.Снегирев
―
Я написал 5 книжек, если не ошибаюсь. И вот сейчас они все должны потихоньку переиздаваться. Это вот первая книга в серии.
К.Ларина
―
Вот я хочу спросить, наверное, последний вопрос. Если не знать ничего про вас, вот какая книга ближе всего к вам, как к человеку, из которой можно по вас узнать побольше?
А.Снегирев
―
Ну, вот свежая «Вера», пожалуй, обо мне можно узнать. И много. И, пожалуй, может, не скучать, читая ее. Мне кажется. Выйдет сборник в ноябре «Какже ее звали», из этих рассказов может быть обо мне можно узнать еще больше. Ипредыдущий сборник рассказов,я люблю рассказы, признаюсь. Называется «Чувство вины». Это книжка, за которую мне не стыдно. Более ранние, ну... Они милые, с достоинствами и недостатками, но как-то… что было, то было. А эти, мне кажется, поинтереснее.
К.Ларина
―
Ну что же, огромное спасибо нашему гостю. Это Александр Снегирев, он же Леша Кондрашов. Отличный у нас сегодня эфир. Мы в восторге от общения с таким человеком. Так приятно знакомиться с хорошими людьми. Дай вам Бог удачи, и работайте, пишите.А мы уж теперь точно будем вас читать. Спасибо.
А.Снегирев
―
Класс, спасибо.