Купить мерч «Эха»:

Как быть писателем - Алексей Варламов, Ольга Аминова - Книжное казино - 2015-07-19

19.07.2015
Как быть писателем - Алексей Варламов, Ольга Аминова - Книжное казино - 2015-07-19 Скачать

О.Чиж

15 часов и 7 минут в Москве. Программа «Книжное казино» в эфире. Меня зовут Оксана Чиж. С большим удовольствием представляю сегодняшних гостей. Алексей Варламов – прозаик, директор литературного института, лауреат премии Солженицына, здравствуйте.

А.Варламов

Добрый день.

О.Чиж

Ольга Аминова – кандидатфилологических наук, руководитель отдела современной литературы издательства «Эксмо», здравствуйте.

О.Аминова

Здравствуйте.

О.Чиж

Я сразу напоминаю телефон нашего эфира +74953633659. Вы этот номер запомните, в конце он вам обязательно пригодится, потому что будем сегодня, как по правилам казино, разыгрывать книги интересные, разные. +79859704545 - телефон для смс сообщения, он вам пригодится прямо уже в ближайшее время. Ну и, кроме того, «Как быть писателем», так называется тема нашего сегодняшнего эфира. Так что будем выяснять, как быть писателем, как стать писателем, вопросы присылайте, самые интересные обязательно задам. Но для начала по традиции давайте разберемся, какие книги лучше всего продавались в московских книжных магазинах. В данном случае речь идет о трех книжных магазинах: «Московский дом книги», «Библио Глобус» и «Москва». Тут в этом списке, кстати говоря, произошли изменения. Целиком его можно посмотреть на сайте «Эха Москвы» в блоге программы «Книжное казино». На первое место по итогам продаж прошедшей недели встала книга Бориса Акунина «Планета Вода. Приключения Эраста Фандорина в 20 веке». На втором месте Дмитрий Глуховский и «Метро 2035». На третьем месте, прибавив два пункта, книга Евгения Примакова «Встреча на перекрестках». На четвертом ЖаумеКабре «Я исповедуюсь». Книга, которая без изменения на четвертой позиции находится. И Екатерина Вильмонт на пятой «Со всей дури» называется эта книга. Ну, унас тоже здесь несколькоизданий. Целых пять экземпляром. Мы разыграем книги «Мария и Вера» Алексея Варламова, я сейчас показываю ее в сетевизор.Ну, и, пожалуй, я сразу задам вопрос, на который вам следует ответить по смс. И первые пять человек, правильнона него ответившие, эту книгу получат. Какого русского поэта второй половины 19 века называли королем рифмы? Вопрос от наших гостей. Первые 5 человек эту книгу получат. Расскажете нам о ней?

О.Аминова

Я думаю, что, наверное, это сделает автор.

А.Варламов

Хорошо, да. Эта книга – сборник рассказов и одной меленькой повести, которые объединены такой религиозной темой. Но все-таки я бы хотел подчеркнуть, что эта книга, которая вышла не в церковном, а в светском издательстве. И это наложило на нее определенный отпечаток, потому что эта книга рассчитана, что называется, на широкого читателя. Это самые разные истории: и веселые, и грустные, и трагические, и комические, связанные с тем, как люди приходят в церковь, что с ними происходит, что их туда ведет, через какие драматические переживания они при этом проходят. Скажем, один из самых таких дорогих для меня рассказов в этой книге называется «Паломник». Он практически документальный. Очень такой лично для меня важный рассказ, связанный с тем, такой рассказ-воспоминание, как будучи студентом филологического факультета в начале 80-ых годов вместе с двумя своими друзьями, я отправился в пешее паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Причем я был тогда человек очень далекий отрелигии, но среди нас был человек, который очень такой важный пост ныне занимает, он профессор духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, Алексей Константинович Святозарский. И вот мы еще с одни нашим приятелем пешком пошли, на ВДНХ мы стартовали и 3 дня шли пешком в лавру. По дороге нас всякие фуры, машины обгоняли. Мы не знали, где ночевать. Первая ночевка у нас была в женском общежитии в Тарасовке, мы просто искали место, куда напроситься на ночлег. И напросились именно там. Вторая ночлежка у нас была в стогу сена. В общежитие просто пришли ночью, причем сунулись в мужское общежитие, а нас туда не пустили. А в женское пустили. Причем совершенно прекрасно переночевали, без всяких фривольностей, но тем не менее, сам факт, что это было женское общежитие. Мне показалось, что это очень характерно для эпохи. Ну и вообще для жизни, когда серьезное смешивается с несерьезным. И вот такого рода рассказов в этой книге очень много, хотя есть рассказы гораздо более такие серьезные в духовном отношении. Как мне представляется, не то, чтобы глубокие. Ну, по крайней мерее более серьезные что ли.

О.Чиж

А простите, у меня уточнения. А вы в самом начале этого рассказа говорили,что вы были таким не самым религиозным человеком. А почему же тогда пошли?

О.Чиж

Мне очень нравился этот наш товарищ. Вот он в этом рассказе выведен как Павел Благодатов. Но тут была очень интересная вещь. Среди моих друзей верующих не было. Почти. Кроме него и еще одного нашего однокурсника, который тоже стал в последствии очень известным священником. Отец Максим Козлов, который работал настоятелем Татьянинского храма долгое время. И вот раньше-то мне казалось, я родился в обычной,воспитывался в советской атеистической семье. И мне казалось, что люди религиозные – это темные отсталые старухи, с которыми не о чем говорить. Здесь оказалось, что верующим людьми были мои сверстники. И они были намного глубже, продвинутее, любопытнее и интереснее, чем мы. Они просто больше знали, больше смотрели на мир. И лучше и глубже. Они нас не агитировали, они нас никуда не вовлекали. И мы к ним тянулись. И нам с ними было интересно.

О.Чиж

Магия личности определенная.

А.Варламов

Личность верующего человека оказалась интереснее, чем личность человека неверующего. Для меня это очень важное психологическое открытие, которое я тогда вот совсем молодым человеком совершил. И вот в своей юности я этим людям очень многим обязан. И в этой книге как раз о тех людях, которым я действительно обязан. И не только им. Другие были самые разные интересные случаи. Вот об этом тоже эта книга.

О.Чиж

Вот сейчас у вас как у автора именно этой книги нет ощущения, что по ряду причину и благодаря ряду источников одновременно образ церкви н сейчас какой-то такой, его пытаются создать в виде какой-то незыблемой картинки, в виде некой системы ценностей, которая не допускает права на ошибку. Вот что-то такое, что априори очень свято, и нельзя показывать какую-то другуюсторону, нельзя позволять себе шутку, нельзя позволять себе иронию, нельзя вот допускать вот эту вот как раз живость.

А.Варламов

Вы знаете, я думаю, что ни на один институт в современной России не нападают так, как на церковь. Поэтому даже если то, что выговорили, есть, это скорее такая защитная реакция.. Роль церкви в современном таком культурном информационном пространстве совершенно очевидно не исчерпывается. Это раскаленный вопрос, это очень сложный вопрос. Я единственное что думаю, что критиковать церковь,если можно так выразиться, все-таки должны люди, которые внутри нее находятся, потому что это их дело. А люди, которые находятся вне церкви, я бы предпочел, чтобы они не вмешивались в ее жизнь, потому что мне это представляется не вполне корректным. А то, что хватает своих проблем, это все знают, и этого никто не скрывает на самом деле.

О.Чиж

Книга «Мария и Вера», напоминаю. Сборник рассказов на самом деле о человеке и церкви, а не о церкви и человеке. У нас сейчас на розыгрыше. Я смотрю на наш смс сервис. Тут уже правильных ответов очень много. Поэтому я думаю, что первая пятерка победителей у нас уже в скором времени будет.

А.Варламов

Я восхищаюсь читателями, потому что я, будучи профессором МГУ и доктором филологических наук, честно признаюсь. Я не знал ответа на этот вопрос. Так что я очень рад за наших читателей, за продвинутую аудиторию «Эха Москвы».

О.Чиж

Ну тут и неправильных ответов много. Но все, верный ответ здесь превалирует. Хочу рассказать о тех книгах, которые у нас сегодня идут на супер розыгрыш. Одна из них ваша же, Алексей Варламов «Мысленный волк», у меня сейчас в руках, мы можем видеть в сетевизоре. Расскажите.

А.Варламов

Это мой последний роман. Он был опубликован в редакции Елены Шубиной год тому назад. Роман, который я писал в течении многих лет. И вот как бы на сегодняшний день я считаю это самой важной своейкнигой. Я очень много вложил в нее сердца.Что уж там получилось, это судить читателю. Но эта книга, действие которой происходит ровно сто лет тому назад, действие начинается летом 14 года, и одним из ключевых событий является покушение на Григория Распутина. И последовавшее вслед за этим начало первой мировой войны, вступление России в Первую мировую войну. И вот заканчивается действие романа зимой 918 года, это такие хронологические рамки. И среди героев этой книги есть те персонажи, которые мне хорошо знакомы по моей работе в области документальной прозы в серии «ЖЗЛ», тогда я писал биографии Пришвина, Распутина, Александра Грина. И, вот работая над этими биографиями как биограф, хорошо понимая границы условности и требования документальной прозы, где не возможны, с моей точки зрения, никакие отступления от фактов, и факты превыше всего, я понимал, что мне как писателю, меня это стесняет. И на полях этих ЖЗЛовских книг создавался роман. Он как бы стелился, как туман, над этой твердой почвой. Ивот, чем гуще он становился, там облако это становилось таким более обширным и могучим. Тем больше оно меня в себя втягивало. И собственно вот так и возникал этот роман. В конце концов я понял, что я откладываю все свои работы в серии «ЖЗЛ» и начинаю этот роман писать. И некоторые из моих ЖЗЛовских героев пришли в эту книгу, некоторые не пришли. В ней есть герои вымышленные, в ней есть герои, прототипов которых легко угадать, есть тех, кого угадать гораздо сложнее. Но в центре судьба юной девушки, которую зовут Уля, Ульяна. Такой очень необычной девушки. Вот, собственно, события,связанные с ее юностью, ее взрослением и очень таким непростым отношением с этим миром, вот это такая основная сюжетная канва романа о любви, о вдохновении, о войне и о мире на самом деле. Роман о поисках Бога и стоянии на своих ценностях. То есть вот я повторяю, в этот роман я попытался вложить очень много из того, что перечувствовал, пережил за эти годы. И в современности в своей вот просто живя в наши дни и работая над биографическими книгами, собирая вот достаточно такой богатый исторический материал столетней давности.

О.Чиж

Я, кстати, хочу сказать, что сейчас национальная премия «Большая книга» проводит народное голосование. И за книгу «Мысленный волк» можно проголосовать. А победители будут объявлены, лауреаты буду объявлены в ноябре.

А.Варламов

Д,а эта книга вошла в короткий список «Большой книги» и в длинный список Букеровской премии, посмотрим, что будет дальше. Но мне это очень приятно.

О.Чиж

Мы еще к ней обязательно сегодня вернемся. Сейчас хочу попросить Ольгу Аминову помочь мне разобраться с остальными книжками, которые у нас в составе большого приза находятся. Это книги издательства «Эксмо». Ну, вот первую я держу, «Синдром Л» называется она.

О.Аминова

Я с удовольствием представлю эту книгу. Она была выпущена в 2014 году.Но, к сожалению, не получила серьезного такого осмысления, как-то прошла незамеченной. А, на мой взгляд, эта книга - предупреждение, книга - боль, которая была написана Андреем Остальским. И в обще-то он оказался в чем-то пророком, потому что события, которые происходят сейчас, от части напоминают все то, что есть в этой книге. Он человек блестяще энциклопедически образованный. Он редактор русской службы BBC. Человек, который награжден многими литературными премиями в области научно-популярной литературы. В частности, о нефти, о деньгах его книги. И как прозаик, как автор художественных романов, он выступил не впервые. До этого у него была издана книга в «Амфоре». Называлась она… вылетело из головы…. Посвященная она была КГБ, английской жене русского разведчика. А «Синдром Л» - это роман, в котором соединились несколько жанров. И шпионский роман, и любовно-психологическая драма, и антиутопия, и детективное расследование. И вы знаете, это роман который доставит невероятное удовольствие всем тем, кто следит за тем, как развивается наша литература. Я думаю, что она займет достойное место на книжной полке.

О.Чиж

Ну, судя по описанию, и всемтем, кто следит за тем, как развиваются события вообще в нашей жизни. Те самые настоящие и реальные. Тут вот на обложке два человека убегают от Красной площади.

О.Аминова

Это так.

О.Чиж

Еще одна книга - Алексей Макушинский «Пароход в Аргентину».

О.Аминова

Ну об этой книге говорилось очень много.И я очень рада этому. Он был не только финалистом премии «Большая книга», он стал лауреатом русской премии, которую вручали вэтом году. Автор невероятно интересный. Его «Пароход в Аргентину» – это его размышления о судьбе интеллигенции, о том пути, на который вынужден стать русский человек и о выборе, безусловно. Алексей живет в Германии, преподает в университете, много публикуется. Человек прекрасно образованный, невероятно светлый. И об этой книге и сказано и написано много. И думаю, что тот, кто еще не познакомился, будет рад получить эту книгу.

О.Чиж

Такая возможность будет в конце программы, не пропустите ее.

А.Аминова

Валерий Бочков тоже был лауреатом «Русской премии». И мы начали его новую серию в нашем издательстве, это первый роман, который мы опубликовали, «К югу от Вирджинии». Скоро выйдет роман «Медовыф рай». Автор живет в Америке и поэтому предметом его художественного творчества является не только русская и российская действительность, но и американская. И, как правило, многие его герои имеют русские корни. И очень любопытно пишет Валерий Бочков о русском человеке, находящиеся в ином пространственно-временном континууме. Национальные черты русского человека проявляются гораздо острее в иной среде, чем если бы он находился внутри страны. И вы знаете, он великолепный мастер литературы. Особенно это проявляется в его умении через деталь выразить конфликт. У него сплошные пятые акты. И я думаю, что удовольствие получат все ценители литературы, получив в подарок или получив от «Казино» роман этот Валерия Бочкова.

О.Чиж

Спасибо большое, вот такой вот объемный и разноплановый приз сегодня получил победитель нашего финального розыгрыша в конце программы. Я хочу вернуться тем временем к книге «Мысленный волк». Очень интересное оформление. Кто им занимался?

А.Варламов

Ну, занималась художница, я, к сожалению, не помню сейчас ее фамилии. Тоже это оформление чрезвычайно понравилось. Но хочу сказать, что вот сейчас два тиража этой книги практически полностью распроданы. И в издательстве сейчас последнюю пачку нашли, как я понимаю. И в магазинах этой книги сейчас, к сожалению, ну где-то может быть там на окраине можно найти. Но выйдет в августе новое издание этой книги, там будет новое оформление. Оно будет не менее интересным. Оно будет совсем другое, если здесьтакое женское как бы оформление и в центре вы видите фигуру вот этой интересной молодой женщины.

О.Чиж

Ну сестра милосердия, я опишу для слушателей, с закрашенными глазами. На картинку наложен такой красный прямоугольник. И с фигурами на фартуке.

А.Варламов

Да, там фигуры солдат, если не ошибаюсь, людей в военной форме. Мне действительно понравилось очень стильное, очень интересное оформление. Но сейчас выйдет не менее интересное оформление, потому что на обложке будет нарисовано то существо, которое дало название этой книги. Будет нарисован мысленный волк. Как видится это автору. И это действительно чрезвычайно интересная такая получилась картинка, потому что там и волк, в чертах которого угадываются черты человеческие. И мне кажется, можно даже догадаться, какого именно человека. Причем художник это сделал, не советуясь со мной. Но когда я это увидел, мне вот такая логика этого художника, которого я, к сожалению, лично не знаю, она мне показалась чрезвычайно любопытной. Вот в августе она появится. И читатели смогут…

О.Чиж

А что значит черты, какого конкретно человека имеется в виду? То есть он вполне узнаваем?

А.Варламов

Да, он узнаваем.

О.Чиж

Несмотря не некие волчьи особенности.

А.Варламов

Такой сплав, такой гибрид такой страшной волчьей морды, внутри которой заключен человек.

О.Чиж

Почему мысленный волк?

А.Варламов

Мысленный волк, это словосочетание восходит к православной молитвыИоанна Златоуста, которая читается перед Святым причастием. И там есть такие слова:«Да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду». Я помню, что когда я начал читать эти молитвы, как раз вот в ту пору, когда мы с моими друзьями пошли в Лавру, это как-то повлияло на мою дальнейшую такую духовную жизнь, то меня всегда, когда я доходил до этого места, меня всегда эта фраза поражала своей невероятной образностью. Вот своим каким-то загадочным языком. Мысленный волк, звероуловлен. Что за этим стоит? И вот это как-то было тоже какое-то такое семечко, которое в меня запало. Я уж не знаю, какого свойство семечко. Но так или иначе вот размышляя над тем, что такое мысленный волк, что за этим скрывается, какая это сущность, как она влияет на человека, как она приходит в человека, как она проникает, покоряет человека, может быть не одного человека, а многих людей, и может быть весь народ,и может быть всю страну. Вот как бы эти мысли… Причем что любопытно, когда я начинал писать свой роман, еще никакого мысленного волка не было. Были просто герои, у который просто угадываются реальные прототипы, те, у которых не угадываются, их нету. И не было названия. Было другое название. И потом в какой-то момент этот волк действительно пришел сам. И занял какое-то важное место. И дал название роману. И мне было очень интересно за этим наблюдать, потому что я последние годы писал документальные книги, перед этим выходило довольно много художественных. Но последние годы так получалось, лет 10-12 я писал вот книги для серии «ЖЗЛ» И там, в общем, свои правила, ничего не выдумываешь. Тебе вот канва жизни человека понятна. Дальше как ты ее наполнишь, какие события отберешь, какой ракурс...

О.Чиж

Где-то быстрее промотаешь, а где-то медленнее эту пленку.

А.Варламов

Можно и так сказать. Но в любом случае ты ничего не выдумываешь. И никто к тебе специально не придет. Ну конечно ты можешь откопать какой-то любопытный факт из жизни этого человека, но это другое. Это скорее работа исследовательская, не художественная. Тут дело не в интуиции,а в каких- других вещах. А вот здесь произошло такое бессознательное, какое-то вот это вторжение этой силы. И я почувствовал какой-то ужас от этой силы. И один из главных героев, охотник по фамилии Легкобытов, в чертах которого угадывается Михаил Пришвин, о котором я писал о серии «ЖЗЛ». Вот он начинает охоту на этого мысленного волка, потому что он чувствует угрозу. А есть героиня, которая наоборот по-своему не то, чтобы влюблена в этого волка, но он покорил ее, вот просто очаровал вот тем, что он ужасный и одновременно прекрасный зверь. И вот завертывается такой клубок отчасти мистический, когда реальные персонажи сталкиваются с какими-то сверхъестественными силами. И всеэто происходящее на фоне такого трагического на фоне 4-5 летия русской истории первой половины 20 века. А может быть всего 20 века, а может быть всей русской истории. Потомучто понятно, что первая мировая война была прологом к страшной трагедии русской 20 века. Вот для меня вся эта смесь, этот клубок, весь этот чан кипящий истории, вот это было для меня важно.

О.Чиж

Скажите, пожалуйста, а это случайно, что он выходит именно сейчас. Я понимаю, что вы над ним долго работали, но вот эта тема завороженности какой-то, очарования злом, она вот сейчас нашла выходы в изданной книге случайно или все-таки.. как-то логически закончилась работа?

А.Варламов

Ну, случайного ничего не бывает. Конечно. Я уже объяснил, что я эту книгу начал продумывать давно, писать я реально начал ее в 2010 году. Вот это сумасшедшее жаркое лето, которое мы все помним, когда вокруг горело. Вот именно в той атмосфере роман рожался. Я не знал, когда я его закончу. Я не знал, закончу ли я его вообще. Но так получилось, что я его закончил вот летом прошлого года. Точнее чуть раньше, он к лету был издан Это получилось ровно столетие с начала Первой мировой войны. И столетие тех событий, с которых, собственно, роман начинается. Лето 14 года. И вот намеренно я к юбилею начала первой мировой войны не стремился. Но совпало так, что это действительно произошло. А что касается вот еще каких-то попаданий. Роман все-таки был написан до того, как известные события, связанные с Украиной, с ухудшением отношений между Россией и Западом, но, тем не менее, там есть герой, который убежден в том, что Россия должна отгородиться стеной. Должна уйти из мира, быть самодостаточной. Весь мир России враждебен. Вот я, дело не в том, сочувствую я или не сочувствую этим мыслям. Дело в том, что мне интересен человек, который так думает. И я такого человека сделал одним из главных героев своего романа. И он как бы опередил время. Он попал в то, что еще не произошло. И мне тоже было как-то интересно за этим наблюдать, хотя и жутковато тоже.

О.Чиж

Сейчас мы сделаем паузу, а впереди новости. Очень скоро вернемся в эту студию.

НОВОСТИ

О.Чиж

15 часов 35 минут. Напомню, программа «Книжное казино». Я обещала наградить победителей, самых старательных слушателей, которые совершенно верно и правильно ответили на наш вопрос. Мы у вас спрашивали, какого русского поэта второй половины 19 века называли королем рифмы. Совершенно верно, очень много правильных ответов. Дмитрий Минаев. 5 человек, первые 5 успевших получают у нас книгу «Мария и Вера». Это Катя, чей номер заканчивается на 9581, Надежда 5912, Виктор 3985, Валерий 7091 и Екатерина 7973. Алексей, в продолжении темы один из наших слушателей спрашивает6 вкладываете ли вы в свои романы морализаторский смысл? А я от себя хочу добавить, а можно ли вообще современному читателю вкладывать в глаза и уши морализаторский смысл?

А.Варламов

Вы знаете, я думаю, что лет 5-10 тому назад для писателя сказать, что он вкладывает в свои произведения сморализаторский смысл, значило бы приписать себе приговор. Но вот я думаю, не надо этого бояться. Я бы не про себя стал говорить. Но просто возьмем русскую классику. Но ведь вкладывали наши классики мораль, и не только Лев Толстой, и не только Гоголь и Достоевский. У Пушкина тоже есть мораль, вспомните «Капитанскую дочку». Но есть там мораль, никуда от этого не денешься. И у Лермонтова есть мораль, пускай там кому-то покажется сомнительно. Я думаю, и у Чехова есть мораль, хотя, в общем-то, он чуждался открыто заявлять о своей позиции. Есть там мораль, есть. «Ионыча» вспомните. Вы эту мораль видите невооруженным взглядом. А, скажем так, я бы слово мораль может быть немножко уточнил бы понятием авторская позиция. Вот когда эта авторская позиция обозначена, она так или иначе приводит к морали. Морали не надо бояться. У нас из морали сделано пугало, что если в произведении мораль, то значит автор непременно хочет читателя куда-то вести, чему-то научить. Значит читателю это обязательно будет скучно, поэтому мы хотим книги, в которых никакой морали нет. И вот искусство должно быть в этом смысле свободно. Я думаю, никакого противоречия между свободой искусства и искусством как искусством и моралью на самом деле несуществует. Другое дело, кода моралью пытаются подменять художественную слабость, убожество. И за счет морали пытаются выехать. Ну так читатель не дурак, он во все времена от таких книг будет отворачиваться. И вот если уж так вот пытатьсяпро себя говорить, ну, наверное, сознательно так, чтобы вот у меня у романа была какая-то мораль, я этого сказать не могу. По крайней мере, в намерениях скорее всего морали нет, но когда ты уже закончил свою работу, когда сам пытаешься ее каким-то образом оценить, что ты написал, ты увидишь свою мораль, ты увидишь свою авторскую позицию. У меня и в документальной прозе она вполне себе присутствует, моя авторская позиция. Вот, например, я писал книгу про Алексея Толстого. Когда я начинал ее писать, я думал, что это книга будет такая разоблачительная, сатирическая, что вот, дескать, был такой писатель, который продался большевикам, продался Сталину, в общем, такой позор русской литературы. Знаете, были такие строки Бориса Чичибабина:«Я грех свечу тоской, Мне жалко негодяев. Как Алексей Толстой и Валентин Катаев. Вот я думал, я буду писать книгу про негодяев. А дальше, когда я стал вникать в обстоятельства жизни этого человека, то я увидел, насколько все было сложнее, интереснее.И в каком-то смысле он меня победил. Он заставил меня не осуждать, а понимать себя. И в этом есть мораль. И я то же самое хочу сказать либеральному читателю, вот ты думал об этом человеке так, а ты посмотри, на самом деле все было гораздо сложнее, я покажу тебе какие-то факты. В художественной литературе это тоже в принципе присутствует. Роман «Мысленный волк», как мне теперь представляется, когда он написан, - это роман о тех угрозах, о тех вирусах, которыми бывает поражено русское национальное сознание или которым подвержено русское национальное сознание. И бывают периоды, когда эти вирусы, я думаю, что вот Мысленный волк – это скорее всего вот именно какой-то вирус. Когда он действительно порабощает наше сознание, когда мы становимся рабами этого мысленного волка, когда мы начинаем действительно, вот, как вы говорите, очарование злом. Это же декадентская модель, это то, что на самом деле произошло в Серебряном веке и то, что стало прологом этим страшным кровавым событиям 20 века. Я только один конкретный пример приведу из своего романа, который на самом деле взят из истории. Когда началась Первая мировая война, Россия ликовала. Невся Россия, но значительная часть, интеллигентская в том числе. Среди тех, кто приветствовал первую мировую войну, был умнейший, тончайший человек, как Василий Васильевич Розаноав. Он написал книгу «Война 14 года и русское возрождение». Книга так называлась, потому что все были уверены, что она в 14 году и кончится. Ну как была война 12 года, кончится, конечно,нашей победой. Розанов благословил эту войну, считал, что она заставит Россию сбросить это оцепенение, дурман, в котором она находилась. Война раскроет истинный патриотизм, любовь к царю. И многим так казалось. Потом пройдет 4 года, и Розанов напишет в книге, которая называется «Апокалипсис нашего времени»:«Русь слиняла в два дня».

О.Чиж

И тут оказалось, что эмоции оголились не те.

А.Варламов

Вот. Все приветствовали в 14 году, громили немецкое посольство в Петербурге. Петроградом чуть позже стал называться. В 18 году Бунин пишет в своем дневнике в «Окаянных днях»: «Все ждут прихода немцев». Те же самые люди, которые громили посольство и приветствовали всплеск патриотизма, те же самые люди ждали немцев как освободителей. Вот этот маятник нашего национального сознания, вот это вот наша податливость какая-то - бросаться из крайности в крайность. Вот как мне представляется, что мы должны себе понимать. Вряд ли мы можем себя переделать. Бердяев говорил, что русские люди апокалиптики и нигилисты. Скорее всего, это заложено в нашей какой-то генетической программе. Но даже наследственные болезни легче переживаются, когда мы понимаем их природу, когда мы сами себя лучше чувствуем. И мне кажется, чтоэто имеет отношение ко всем периодам русской истории, в том числе и к нынешнему тоже.

О.Чиж

А что касается, если продолжать тему заложенной морали, Ольга, скажите, пожалуйста, а современный писатель вообще пытается современному читателю эту мораль передать? Продать, если по-циничному к этому относиться. Ну, так или иначе, ее жать на ладонях. Или все-таки современная литература - это максимальная попытка абстрагироваться немножко. Некоторое такое тяготение к документалистике даже.

О.Аминова

Вы знаете, я абсолютно согласна с Алексеем по поводу того, что автор, как бы он не пытался объективно изобразить действительность, показать противоречия в том или ином понятии, будь то нравственность или безнравственность, так или иначе говорить о некой программе. О тех законах добра и зла, по которым он живет. Потому что релятивизм, он так или иначе приводит к размыванию границы между хорошим и плохи. Между добром и злом. От частого переступания этой границы человек перестает ориентироваться в мире, в пространстве. И это приводит к невероятным заблуждениям и трагедии. И на мой взгляд, тот интересен автор, тотзанимателен, который сеет разумное, доброе, вечное. А формы этого посева могут быть самыми разнообразными. Вплоть до отрицания традиционных ценностей.

О.Чиж

А скажите, пожалуйста, Алексей, а вот люди, которые сейчас приходят в лит.институт. Ну это молодые люди, но очевидно с каким-то чувством и осознанием в себе ресурса и потенциала.Значит, это дело передать своему читателю. У них сложившаяся в голове картинка: где граница, что хорошо, а что плохо?

А.Варламов

Ну, как вы сами думаете, если к нам приходят выпускники школ большей частью, девочки-мальчики, которым по 17 лет. Ну,вряд ли у нихуже такая прямо сложившаяся картина мира.

О.Чиж

Ну, мода на морализаторство есть какая-то?

А.Варламов

У студентов, думаю, нет никакой. Но мне кажется, что любой человек, и студент в том числе, нормально отнесется к морализаторству, если он, во-первых, почувствует искренность и убежденность человека, которыйчитает ему морали, это очень дорогого стоит. Потому что мне кажется, что у молодых людей может быть нет опыта, у них совершенно точно развита интуиция. И они очень хорошо отличают фальшь от искренности. Потом у меня есть такое ощущение, особенно люди творческие, пишущие, у них это как бы входит в состав их натуры, в состав их такого существа. И они к этому потянутся, потому что, мне кажется, что на самом деле вот какие-то поиски добра и зла, поиски смыслов, без них человеку жить скучно просто. Согласимся, что человеку, который пришел в литературный институт, он явно не тот, для которого в жизни все сводится либо к удовлетворению самых простых инстинктов, либо человек, для которого самое главное либо сделать карьеру любой ценой, либо заработать деньги любой ценой. Это совершенно понятно, что к нам приходят люди особенные, которые понимают, что их не ждет легкая богатая, счастливая… кого она ждет, конечно, с другой стороны. Здесь совсем понятно, что литература, особенно сегодня, это очень такая не простая стезя. И если у вас не будеткакой-то этой внутренней мотивации, внутреннего оправдания, внутренней нацеленности, то, наверное, вы пойдете в какое-то другое место. Вот эта внутренняя нацеленность, она связана с моралью. Вконце концов, мораль - это цель и полагание. К чему мы движемся, куда мы движемся, зачем мы движемся. То есть я к тому, что у нас мало людей бездумных. Точно также. как мало бездушных.

О.Чиж

Вот у нас тема программы «Как быть писателем». Я хочу спросить, как стать писателем? Понятно, что каждое поколение, оно отличается от предыдущего. И, наверное, люди, которые сейчас приходят в лит. институт, выбирая для себя эту дорогу, они немножко особенные Они не те, которые были 10 лет назад. Но все-таки на нас влияет какая-то совокупность большая факторов. На нас влияют социальные сети, телевидение, вообще обстановка мира со стеклянными стенами. И чему вы их учите в первую очередь, от чего нужно отказаться?

А.Варламов

Ну, это такой очень общий вопрос, чему мы их учим. У нас разные преподаватели. Вообще, чем замечателен литературный институт, несмотря на то, что даже в советские времена литература считалась такой важной, и была связана с идеологией советской и коммунистической, литературный институт был по тем временам, ну, слово либеральный нынче скомпрометировано, но тем не менее, он был такой территорией свободы. Там на подоконнике спокойно можно было увидеть пусть не «Архипелаг ГУЛАГ», но «Лолиту», это никого не шокировало.И в литературном институте, например, не было научного атеизма. Что оченьверно, потому что писателю, творческому человеку, быть неверующим – это просто абсурд, тут хотите мораль, хотите не мораль…

О.Чиж

Нужно верить во что-то.

А.Варламов

Ну конечно. Быть атеистом не получится. Дальше у нас когда начались 90 годы, когда был очень такой резкий раскол в литературной среде, правые, левые, либералы, почвенники, все ссорились, даже руки друг другу не подавали. У нас с одной стороны замечательно работали писатели и критики почвенного направления, с другой стороны работала и работает по сей день МариэттаОмаровнаЧудакова. И это совершенно не мешает выбирать студенту, что ему ближе, что кому нравится. То есть, в принципе, мы настроены на то, чтобы как можно больше возможностей открыть человеку. Мы не хотим закрывать никаких дверей, ничего суживать. Мы хотим действительно, чтобы перед человеком открылся вот этот вот чрезвычайно богатый распахнутый мир русской и мировой культуры, русской мировой литературы. И вот этому мы и учим. Они пришли для того, чтобы взять все, что можно взять, что вам ближе. Мы вам ничего не навязываем. У каждого преподавателя есть своя точка зрения. Понятно, чтоЧудакова будет рассказывать одни вещи студентам, Владимир Иванович Гусев будет рассказывать другие вещи, у Сергея Николаевича Есина одни семинары, у Евгения Борисовича Рейна, нашего великого поэта, другие семинары и другая шкала ценностей. И это совершено понятно, студенты вольны выбирать эти семинары. Они могу переходить из семинара в семинар, они могут ходить сразу в несколько семинаров. То есть вот идея заключается в том, чтобы каждый человек в зависимости от того, что ему ближе, либо реализм, либо постмодернизм, либо другая идея, чтобы он находил для себя родное место, а с другой стороны находил то, что ему не нужно, что ему не нравится, и умел чему-то противостоять. А может быть он придет с убежденным постмодернизмом в институт, а дальше выяснится, что его натура-то, она совершенно для другого создана и расположена, ему просто голову заморочила, а он сам себя не знает. А у него природа таланта вполне себе реалистическая. Или наоборот, придет какой-нибудь убежденный почвенник, а у него там чертенок Пелевина на самом деле в душе.

О.Чиж

Ох, ничего себе чертенок. О чертище.

А.Варламов

Хорошо,чертище. И вот наша задача просто раскрыть то, чтоу человека внутри.

О.Чиж

Да, но вот что касается того, чему нужно противостоять больше: информационная действительность, которая есть за пределами этого мира, от нее нужно в какой-то степени ограждать себя? Или это все тоже материал, который проходит через голову?

А.Варламов

Я думаю, в профессию писателя входит необходимость ни от чего себя не ограждать. Понятно, что здесь можно заиграться. Понятно, что опыт опыту рознь. Конечно, никому бы я не посоветовал, скажем, Булгаков был наркоманом в молодости в течениигода. Наверное, это каким-то образом отложило отпечаток на его дальнейшее творчество, но я ы никому не советовал в этом смысле идти по булгаковскому пути. Но то, что современный информационный мир, как мне кажется, и телевидение в том числе,хотя, слава Богу, дети телевидение смотрят очень мало, но тем не менее, оно предлагает современному человеку очень простые схемы и ответы. Да-нет, черное-белое, советское прошлое либо было прекрасным, либо оно было ужасным. Фигура какого-нибудь исторического деятеля: либо его демонизируем, либо наоборот его возвеличиваем. Опять страсть к русским крайностям, опять психологически все это совершенно понятно. Но мне кажется, как раз русская литература, она учит тому, что человек сложный. Но вот возьмите опять же «Капитанскую дочку», которую я считаю таким образцом и эталоном русской прозы. С одной стороны там есть русские люди-государственники. И Пушкин ими восхищается, тот же самый капитан Миронов, защитник Белогорской крепости, хотя чего он от государства имел? Бедный был человек. Русский человек. И сдругой стороны есть русский человек Пугачев. Бунтовщик, который наоборот против этого государства поднимает смуту. Но Пушкину дороги на самом деле и те и другие. Он понимает: и это русский человек, и это русский путь. И Россию не возможно как бы сузить, обкорнать, ее не возможно свести к какой-то одной сущности.

О.Чиж

Нет правых и виноватых.

А.Варламов

Даже дело не в этом. Во-первых, писателю вряд ли надо судить, правы или виноваты, это читатель судит. Просто смотрите. У нас в 90-ые годы было самое ругательное слово - патриот. Сегодня у нас самое ругательное слово - либерал. Мне кажется, вот это бессмысленно. Нельзя так относиться к себе, своей истории, своим людям. Мне кажется, что в литературном институте мы пытаемся научить какой-то сложной картине мира, которую нельзя упрощать. В математике задача в том, что вы взяли какое-то огромное уравнение, вы должны его упростить. Нельзя переносить это на гуманитарную сферу. Литератураостается сложным делом, этому мы учим.

О.Чиж

Да, давайте поиграем. Давайте разыграем тот самый супер приз, который лежит унас настоле. Я смотрю сразу звонки пошли, не дожидаясь вопроса. Давайте пробовать. Как звучало домашнее прозвище Анны Ахматовой? Ало, здравствуйте, как зовут вас?

Слушатель

Здравствуйте. Меня зовут Надежда.Вот по-моему Агнума, Анума… ой…

О.Чиж

Близко-близко-близко, может быть вспомните?

Слушатель

Нет. Анума…

О.Чиж

К сожалению, нет. Ало, здравствуйте, добрый день.

Слушатель

Добрый день,у нее прозвище было Акума.

О.Чиж

Абсолютно верно, как вас зовут?

Слушатель

Екатерина.

О.Чиж

Екатерина. Из Москвы нам звоните?

Слушатель

Да.

О.Чиж

В ближайшее время сотрудники станции с вами свяжутся и расскажут, как можно забрать приз. 4 прекрасныхкниги уходят вам.

Слушатель

Спасибо большое.

О.Чиж

Спасибо. Ну, мы сегодня уже перечисляли, что у нас входит в супер приз. Здесь книга Алексея Варламова «Мысленный волк» и еще три издания издательства «Эксмо» Скажите, пожалуйста, что по новинкам мы ждем в ближайшее время?

О.Аминова

Вы знаете, я хотела бы продолжить разговор о нравственной позиции. И, собственно, о проекте детском Людмилы Улицкой. «Другой, другие, о других». Вы знаете, я очень жалею, что когда мой сын был ребенком, этих книг не было. Потому что я абсолютно убеждена, что эти книги должны присутствовать в каждой семье, в каждой библиотеке школьной и домашней, потому что никто так профессионально не может рассказать об очень важных проблемах, как это могут сделать авторы детского проекта Людмилы Улицкой. А среди авторов очень интересные люди. Это и Галина Гимон, психолог, переводчик. И Елена Сапрунова, филолог, доктор наук, профессор, педагог. Один из крупнейших специалистов по исследованию древних рукописей. Это и Ясина, которая написала книгу о правах инвалидов. Это и Усачев, детский писатель. Это Бавильский, критик, писатель, эссеист. Великолепный состав авторский, который отвечает на те вопросы, которые возникают в сознании ребенка. Но не всякий взрослый может дать грамотный ответ.

О.Чиж

Там ведь по задумке самая разная тематика.

О.Аминова

Абсолютно. Вот смотрите. «ВИЧ и СПИД», «Праздники», «В общемпро общение», «Семья у нас и у других», «Путешествие по чужим столам», «Лента, кружева,ботинки», об истории костюма, блестящие совершенно темы. «Большой взрыв и черепаха», о происхождении семьи. Блестящие книги написаны антропологами, этологами, «О мертвой кошке и живых котятах». И цель этого проекта - воспитание толерантности в детях,в нашем ксенофобском обществе. Всякий иной вызывает очень часто подозрение и враждебность. И для того, чтобы вот этого качества в нашей жизни было меньше, посвящен дынный проект. Он существует давно. Но относительно недавно он был модернизирован. И в новом художественном оформлении выйдут как старые книги, так и новые. Я хочу обратить внимание тек, кто знакомы уже с этим проектом, что сейчас художественная составляющая книг, связанная с мальчиками Кириллом из московской семьи, Дауртом из абхазской семьи, их друзьями, родителями, имеет абсолютно четкое графическое воплощение. Из книги в книгу мы видим одних и тех же персонажей.

О.Чиж

Когда на книжных полках?

О.Аминова

«Праздник-праздник» уже вышла книга. Новое оформление вышло в этом году, в январе мы выпустили. И отличием нынешнего проекта является еще и то, что в конце всех книг присутствует рассказ самой Людмилы Евгеньевны. Это не рассказ в полном смысле, этого слова, это история из ее жизни, ее впечатления, познакомиться с которыми было бы интересно не только детям,но и взрослым. Я думаю, что это прекрасная возможностьне чувствовать себя беспомощным, отвечая на сложные детские вопросы.

О.Чиж

Оформление очень красивое, хочу сказать для зрителей сетевизора. Красочное, контрастное, очень детям понравится. Спасибо большое, Алексей Варламов – прозаик и ректор литературного института, лауреат премии Солженицына. Будем болеть за книжку на народном голосовании. Ольга Аминова - кандидат филологических наук, руководитель отдела современной литературы издательства «Эксмо». Меня зовут Оксана Чиж, спасибо всем большое.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024