Купить мерч «Эха»:

Возвращаются старые книжные серии - Ольга Муравьева, Людмила Цыферова, Петр Волцит - Книжное казино - 2015-03-15

15.03.2015
Возвращаются старые книжные серии - Ольга Муравьева, Людмила Цыферова, Петр Волцит - Книжное казино - 2015-03-15 Скачать

К.Ларина

15 часов 10 мнут. Начинаем программу «Книжное казино». Здесь ведущие передачи Ксения Ларина, это я. И Майя Пешкова.

М.Пешкова

Это я, здравствуйте.

К.Ларина

А в гостях у нас сегодня департамент. Именно так, Оля, да?

О. Муравьева

Называйте нас просто.

К.Ларина

Департамент. Вообще. Ну, я первый раз такое…. Департамент детской литературы. Издательство «АСТ», Ольга Муравьева. Вы уже слышали голос. Оля, здравствуйте. Здесь же у нас в студии Людмила Цыферова – дочь писателя Геннадия Цыферова, о котором мы сегодня будем говорить. Здравствуйте, Людмила.

Л.Цыферова

Здравствуйте.

К.Ларина

И Петр Волцит, правильно я ударение ставлю? Писатель, заведующий департаментом научной детской литературы.

О.Муравьева

Ну, не совсем так, мы скорректируем.

К.Ларина

У нас сегодня. как вы поняли, детские книжки невероятной красоты. Надеемся, что мы успеем о многом сегодня поговорить. О книгах, которые у нас здесь, и о книгах, которые еще в портфеле редакции, которая появится скоро. Давайте я напомню по структуре, что, конечно же, вы отвечаете на один вопрос по смс, который я сейчас вам задам. Во второй части у нас будет телефонный вопрос для того, чтобы был один победитель, который выиграет все книжки, которые мы сегодня представляем. Напомню номер смс +79859704545. А вопрос такой, который я выбрала для вас. Итак. В теплое время, это вопрос из «Метеоскопа» нашего. У нас есть такая программа погодная В теплое время года нередко можно увидеть, как набегающие из-за горизонта облака тают. Испаряются над головой. Эта примета позволяет предсказать погоду через 3-4 дня. Какой же будет погода через 3 дня после появления тающих облаков? Петр на меня смотрит с ужасом.

П. Волцит

Я пытаюсь придумать ответ. Пока еще осталось немного времени.

К.Ларина

Итак, ответ на этот вопрос вы должны знать, дорогие друзья. Теперь еще один должок перед тем, как программу начать. Рейтинг продаж. Мы представляем вам книги, которые пользуются наибольшим спросом по результатам продаж трех крупнейших магазинов Москвы: «Московский дом книги», «Библио Глобус» и «Москва». К сожалению, у нас нет отдельного рейтинга по детской литературе. А можно было, кстати, да, Май. У кого-нибудь. Надо как-нибудь нам сделать. Но может нам сейчас Оля скажет, что там есть в этих рейтингах, так, на память. Есть?

О.Муравьева

Ну вот «Маленькая принцесса», которая в «Москве», я знаю, в течение месяца…

К.Ларина

Ага. Вот именно по детской литературе, вот прекрасно. Ну, а что у нас взрослая литература. На десятом месте «Шантарам». книга, которую читают активно. Чуть выше «На пятьдесят оттенков темнее» и чуть выше «Пятьдесят оттенков серого», люди смотрят кино и читают книжку. Чуть выше Тормашев «Ареол. Один в поле не воин». Затем вот новая книжка появилась на седьмом месте Анатолий Кучерена «Время спрута». На шестом месте книга, которая тоже популярна именно в этом году. И в прошлом тоже. «Таинственная история Билли Миллигана» на четвертом месте. Чуть выше Михаил Веллер и его новая книжка «Бомж». На третьем месте Сергей Минаев «Духлесс 21 века. Селфи». На втором месте Виктория Токарева «Муля, кого ты привез?», сборник повестей и рассказов. И на первом месте Татьяна Устинова «Чудны дела твои, Господи». Людмила вздыхает, да? Не нравится?

Л.Цыферова

Нет.

К.Ларина

Почему, скажите? Что вас смущает в этом выборе?

Л.Цыферова

Ну, потому что, я вам объясню. Потому что это говорит о вкусе читателя. Это очень низкий уровень чтения. Поэтому меня удивляет, что они какие-то места имеют

К.Ларина

Да. Это массовая литература. Действительно. То, что пользуется наибольшим спросом. От чего это зависит? От чего зависит спрос?

Л.Цыферова

От вкуса, наверное, людей. И вкус людей – вот. Это ужасно. Что у нас сейчас вкус ниже плинтуса. К сожалению, я вот так считаю. Но это, мне кажется, опять же идет от чего? Потому что детские книжки, с чего начинается, нужно очень аккуратно выбирать для детей. И когда ребенок читает хорошие книжки, то естественно у него уже вкус развивается. И уже во взрослой он тоже будет понимать, что хорошо, что плохо. А когда просто ну, я не знаю, как родители подходят к чтению тогда детскому.

К.Ларина

Родители сами не читают. Вот они что читают, это же родители читают список этот.

Л.Цыферова

Вот я об этом и говорю. Очень печально.

О.Муравьева

Ну, у каждого свой путь. Пускай хоть такое читают.

К.Ларина

Ну а вы что скажете. Оль. Вам как?

О.Муравьева

Ну, можно я промолчу многозначительно?

К.Ларина

Понимаете, какая штука: Вы же издательство, оно существует только благодаря покупателям. А вот как это совместить, вот удовлетворить вкус массового читателя и в тоже самое время не забывать о миссии просвещения. Вот вы, как издатель, скажите. Возможно, это совместить?

О.Муравьева

Возможно. Это трудно, но возможно.

К.Ларина

С одной стороны испортить вкус. С другой стороны наоборот, подправить кое-что.

О.Муравьева

Я скажу, мой узкий профсоюз, я считаю, что детская книга все-таки консервативна. Несмотря на то ,что она консервативна, все же то, о чем говорила Люся, прежде, она должна быть сделана на высочайшем уровне всем. И автором, и художником, и редактором. И вообще все, кто в этом участвуют. Там должна быть и бумажка хорошая, и издана она должна быть хорошо. Потому что, получив, естественно, хорошую книжку, у человека формируется тот самый хороший вкус. К сожалению., сейчас такое время, но об это можно долго говорить, об этом постоянно мы говорим. Немножко по-другому, потому что подготовка все-таки редакторского состава была несколько иной. В издательство приходили более подготовленные, начитанные люди. Теперь нужно очень тщательно отбирать тех редакторов, которые начинают работать с детской литературой в том числе. Ну, я уже не говорю про взрослые книги. Я просто приблизительно знаю, сколько времени тратят на подбор персонала такие люли, как Лена Шубина, Варя Горностаева, в том числе я.

К.Ларина

Штучные люли.

О.Муравьева

Абсолютно штучные люди. Потому что труд это тяжелый, неблагодарный и мало оплачиваемый. Ну, вот, собственно, наверное, основа для того, чтобы вы так как-то вопреки все, время вопреки живем.

К.Ларина

А вот как издавался Геннадий Цыферов? Давайте немножко об этом расскажем. Все-таки было совсем дрыгая страна.

О.Муравьева

Нужно начать с того, что 26 марта у нас будет 85 лет Геннадию Михайловичу. Он, увы, умер очень молодым. Ему было 42 года. И удивительно то, о чем я всегда говорю. Люся продолжит, сейчас как раз перед эфиром мы с ней на эту тему разговаривали. Он писал поразительные произведения, сказки. Абсолютно без конфликтные. Там не было конфликта, не было борьбы добра со злом, и таким образом он стал неким революционером в детской литературе. Мне, я не то, чтобы я задумывалась над этим вопросом и как-то пыталась ответить на него. Но в какой-то момент мне попалась в руки книга Ильи Кабакова «60-70-ые… Записки неофициальной жизни в Москве», где он пишет, что это был некий образец культурного поведения. И вот люли, которые входили в лианозовскую группу, были принципиальными аутсайдерами, которые вообще ни к чему не прикасались. Они были ни за ни против. Так сказать, находились на неком краю. Никого не задевали. Просто наблюдали. И это вот мирочувствие развернулось и заметно во всех действиях в лианозовской школе. Он перечисляет всех, мы знаем, так сказать, кто входил в эту лианозовскую группу. Я подумала о том, что наверняка вхождение в эту группу не могло не оказать влияние на Геннадия Михайловича. Наверное, где-то в общем, хотел он этого или не хотел, поэтому у него была такая философия. Он не хотел ни с кем ругаться, ни с кем спорить. Кроме всего прочего он был добрейшим человеком. Эта история, которую мне Люся рассказала, не выходит у меня из головы. Лет, наверное, 25 назад… О том, как Геннадий Михайлович мог весной купить букет подснежников, зайти в трамвай и раздать всем женщинам, который сидели в этом трамвае. И что бы он ни делал, Люсь, прости, он был страшным бабником. От него просто все погибали. И когда он приходил в издательство, сбегалось пол-издательства посмотреть на него. Правду я говорю? Люся опровергла вот мою вот эту вот мысль насчет лианозовской группы. Нет, не входил он туда, несмотря на то, что он дружил с Сапгиром, не входил он в эту лианозовскую. Группу.

Л.Цыферова

Дело в том, что Генрих хоть и являлся соавтором папы, и они дружили, но это было абсолютно две разные личности. Потому что если Генрих, он как континент, как бы отрицание всего, да? То папа совершенно было другое. Это донести, понимаете, до детей, я просто хочу сказать, что это даже для тех людей, которые сейчас слушают и которые покупают взрослые книжки, половина людей любит Цыферова и на ура воспринимает, половина нет. И начинают говорить, что это идиотизм, идиотирование детей, сказки являются. Ну, так я вам хочу сказать, что это не идиотирование детей, а просто наоборот воспитание детей. И Цыферов всегда, если вот просто поставить вместо персонажей людей, то тогда сразу будет ясно, что это воспитание нравственное ребенка. То есть он ставит ребенка, ну если это все видоизменить, что это люди. И подводит, что ребенок должен из этого вынести. То есть это не морализаторство такое, а просто такой вот случай. Например, «Одинокий ослик», есть сказка такая. Так вот, там в чем смысл. У ослика был друг мышонок, он стеснялся его. Стеснялся сказать, что у него такой вот друг. Ну вот вам, пожалуйста. Если вы поставите все на свои места, то это о ложном стыде ребенку говорит. Или, например, вот какую еще бы сказку… то есть это очень много примеров. Вот если вы начинаете с самого разного возраста, Цыферов берет за руку ребенка и приводит в этот мир, кто кого добрее.

К.Ларина

И говорит об очень тонких вещах.

Л.Цыферова

Понимаете, они очень сложные, эти вещи, если вот даже взрослый человек будет говорить об этом. А вот он своим творчеством сумел сделать так, чтобы ребенку это донести все. Вот первая сказка, которая вышла, кто кого добрее. То есть ребенок вступает в этот мир, взрослые все странные, большие. И можно напугаться. А слон говорит, что не надо мною пугать, пусть я самый сильный, я самый добрый. И он все время хочет донести ребенку, что мир этот не надо пугаться. Что наоборот он добрый. И надо относиться ко всему трепетно и добро. Если вы будете так относиться к миру, то наш мир будет добрее. Взрослые люди будут добрее.

К.Ларина

А почему детская литература?

Л.Цыферова

А там вот, знаете, не только детская литература. Вот, к сожалению, он много очень написал в стол. И пришел к взрослой литературе.

К.Ларина

Сначала начинал-то все-таки с детской. Почему?

Л.Цыферова

Почему с детской? Наверное, потому что понимал, что та философия, которую он хочет донести. Не угодна в то время. И вот даже знаете, мне просто сейчас вот хочется прочесть, вот что в то время было. Как человеку нужно был печататься, он отсылал в разные редакции. И вот, что одна редакция ответила, «Молодой ленинец» называется. « Рассказы ваши написаны стилистически грамотно, но не несут значимой смысловой нагрузки. Маленькому читателю, на мой взгляд, не возможно сделать из них важный или полезный для себя вывод. Очевидно, грешить надуманностью всей ситуации рассказ «Старый трамвай», который как раз и выходит сейчас в книжке, которую сейчас выпускает, «Сказки старинного города».. нрзбр. проходившую мимо него трамвайную линию, но сквер опустел. Ни один человек с той поры не пришел сюда. Уж в это никак нельзя поверить Это не просто нарушение чувства меры. Это внов несоответствие обычной действительности. И далее. Даже и дети не поверят в то, что по просьбе стариков старый трамвайчик все-таки оставили. Иными словами, дело было так. Сняли линию, убрали трамвай, а потом нрзбр уважили стариков. Насколько же это все выдумано. Да и мораль ситуации весьма сомнительна. Если хочешь подумать о красивом, нельзя ехать быстро. Позвольте, а какой же русский не любит быстрой езды?»

К.Ларина

Это все на бланке написано. Орден Ленина изображен. «Молодой ленинец» газета, обратите внимание, товарищи. Этот текст потрясающий просто.

Л.Цыферова

Если в нашем городе убирают трамвай, оставьте хотя бы один. А это значит, что значит оставьте. Взялись вы за явно ложную проблему. Нужно быть ближе к реальной жизни. С приветом. Корнеев». И дальше очень интересно. Член совета писателей СССР. То есть он подчеркивает, что он может вносить свои оценки.

К.Ларина

Постойте, я скажу сейчас о позитивном все-таки. Он все-такт это не в газете напечатал, правда? Он эту свою. Рецензию напечатал автору, спасибо еще, что написал. Мог бы вообще ничего не отвечать. Видите, как его задело за живое-то?

О.Муравьева

Дело все в том, что в свое время нельзя было не отвечать. Каждое письмо должно было…

Л.Цыфевроа

Вот, пожалуйста. Уважаемый товарищ Цыферов. Спасибо за внимание к нашей газете. К сожалению, опубликовать ваши работу не можем, члены лит. объединения, существующего при газете, нашли их не достаточно интересными. Ну и таких было просто, я не знаю. Вашу сказку опубликовать не можем.

К.Ларина

То есть это вы хотите просто, что тогда время было такое. Мы начали, почему была детская литература, я этот вопрос не случайно задала вам, потому что мы знаем , мы про это много и с Майей говорили, когда мы говорили о детской литературе того времени. Потрясающий автор. О таком культурном слое можно только мечтать, в детской литературе в любой стране. Это была своего рода такая внутренняя эмиграции. Многих людей, у который не было возможности по-другому выражать свой талант и себя.

Л.Цыферова

Я об этом и хочу сказать, что сейчас вот незаслуженно просто забыт человек Юрий Павлович Тимофеев, который открыл детское издательство. Так оно и называлось «Детский мир». Потом уже в последствии который стал «Малыш», он был удивительный человек. И он всех вот этих талантливый людей. которых не принимали, которые были очень талантливые, у него просто нюх был на талантливых людей. Он собрал это издательство. И они начали издаваться. Понимаете? И многие художники сейчас известнейшие начинали именно с издательства «Малыш». И там был вот какой-то свой мир. Даже в редакцию приходили, там чаи распевали редакторы с авторами, они беседовали. И каждая книжка – это был успех, какое-то знамение, я не знаю. Каждая книжка являлась чем-то удивительным. Ну потом, конечно. быстренько выгнали Юрия Павловича, но потом уже все равно это как-то открыта…

О.Муравьева

Но он успел свою червоточину дать.

Л.Цыферова

Уже все, все, люди пошли.

О.Муравьева

Он впервые вышел, Геннадий Михайлович, вышли произведения Драгунского, то же Сапгир и многие другие выходили впервые именно в «Малыше», не в «Детской литературе». Цыферову отказали в «Детской литературе». В «Малыше» пришел, вот такой вот был прогрессивный удивительный человек.

К.Ларина

Вы сказали, что много в стол писали. А все опубликовано?

Л.Цыферова

Нет. Половины нет.

О.Муравьева

Вы знаете, я долго, прости, пожалуйста, поскольку я работала с архивом, наверное. Месяца четыре. Люся в свое время мне весь практически или почти весь архив отдала Геннадия Михайловича, я четыре месяца работала с этим архивом. И собирала сборник, который потом у нас вышел. Как «Лягушонок искал папу» назывался. Но это не значит, что там были только сказки для самых маленьких, там были сказки для совершенно разных возрастов. Это довольно большой такой.

Л.Цыферова

Это, можно сказать, учебник по Цыферову. Если хотите представить себе, что он писал.

О.Муравьева

Но там в конце этого сборника были рассказы о войне для взрослых, но я бы сказала, что эти рассказы могли прочитать и дети. Их не так много. Но, во всяком случае, самые такие вот душещипательные. Он, как человек послевоенного поколения, такие прочувствованные, так они трепетно написанные.

Л.Цыферова

Удивительно. Потому что папа как раз вот там есть повесть для детей «Весна будет всегда». Наверное, он один из первых поднял в то время тему «Война глазами ребенка». И вот я считаю, что наше время, когда вот это теперь уже возникает, вот такое, что перед детьми встает война, эту повесть надо обязательно читать. Потому что тогда они может быть поймут. Там нету в этой повести никаких ужасов, никаких стрелялок. Там просто есть чувства ребенка в это время. Что они испытывают. Причем очень просто, очень лаконично написано, но это настолько берет за душу, это настолько страшно. Но когда ребенок это прочтет, он, наверное, будет больше ощущать. Ему будет страшно вообще слово война. Что вообще в его детский мир она может прийти. И что всегда надо примирение. Вот как Цыферов везде был добым, так и нудно быть в добре, понимаете, в мире.

К.Ларина

Это в каком сборнике? Появится?

О.Цыферова

А она переиздается у нас.

К.Ларина

Давайте мы сейчас новости слушаем, потом продолжим нашу программу. У нас уже есть победители, которые правильно ответили на вопрос. И дальше пойдем, обязательно все книжки представим и уже Петра вовлечем в наш разговор обязательно.

НОВОСТИ.

К.Ларина

Возвращаемся в программу «Книжное казино». Еще раз приветствуем наших слушателей. У нас тут масса уже событий произошла Во-первых, есть победители, которые правильно ответили на вопрос про приметы про тающие облака. .Мне очень нравится, у нас как бы мир поделен на оптимистов и пессимистов. Вижу, как смс лента ровно пополам поделена. Одни кричит к кошмару, к ужасу, к грозе, к наводнению, к землетрясению. А вторые говорят: к солнцу, к ясной прекрасной светлой чистой теплой погоде. Товарищи, к дождю, вот так вот скажем. Кому-то к дождю, который приносит плохое настроение. У кого-то может быть дождь ассоциируется наоборот с чем-то приятным. С весной. С теплом. Итак, наши слушатели: Сергей, телефон 828 первые цифры, Алекс 624, Вадим 370, Любовь 916, Олег 314. Вы у нас победители, спасибо вам большое Я еще раз представлю участников нашего сегодняшнего разговора. Департамент детской литературы издательство «АСТ», Ольга Муравьева – главный редактор, Людмила Цыферова – дочь писателя Геннадия Цыферова. которого мы сегодня вспоминаем в связи с юбилеем. И Петр Волцит – писатель. Кстати, вы говорили, Люся, можно вас так называть, говорили о том, что читали замечательные эти письма рецензентов, что вот ни о чем рассказы. Для меня, конечно, вспомнила по мультфильмам, прежде всего «Паровозик из Ромашково». Вот там вообще сюжета по сути нету. Вот ехали – ехали, потом он поехал цветы нюхать. И все, потом дальше поехали. И все. Почему этот вот мультфильм для мен остался вот таким образом из моего детства. Мы его с моим папой обожали. Просто обожали. Сделанный из ничего. Из настроения. Из лирики, из какой-то нежности. И уж если говорить пафосно о какой-то воспитательной составляющей, это все воспитание. Учит человеческим взаимоотношениям с людьми, да?

Л.Цыферова

Я поэтому и говорю, что Цыферов берет за руку ребенка и идет в этом мире, конечно. Ну вот понимаете, мне бы что очень хотелось, чтобы те люди, которые не воспринимают Цыферова, половина, это, к сожалению, те люли, которым нужно, чтобы им в масс-медиа сказали, что Цыферов – это хорошо, его надо читать. И мне бы хотелось, чтобы они поняли, что Цыферова надо читать для того, чтобы ваши дети выросли благородными людьми, чтобы они были тонкими людьми, творческими, чтобы они вас понимали потом. Чтобы вообще они любили этот мир. Поэтому его нужно обязательно читать. Даже те, которые не понимают. Последнее, больше говорить не буду. Удивительно просто, я слежу в интернете за тем, какие отзывы на папу. И вот один отзыв меня просто поразил. Женщина пишет, что вы знаете, моя дочка, ей 2.5 года. Все время Цыферова вынимала. А это сказки-миниатюры маленькие. Я, говорит, все время вынимала эту книгу и ничего не понимала в ней. И мне скучно было ее читать. Но ребенок неизменно читал эту книгу, просил. Они уехали на дачу, четыре месяца они не читали, потом приехали, и опять ребенок полез за этой книгу. И когда, говорит, я в сотый раз прочитала эту книгу, я, наконец, поняла, что такое Цыферов и полюбила его. И теперь это самый мой любимый детский автор. Вот понимаете. Нужно 100 раз прочесть, чтобы его понять. Так вот мне очень хочется, чтоб люди, которые отрицают его, пусть бы почитали. Дети больше понимают, чем они, к сожалению. Потому что у них уже нет ни фантазии, нету какого-то круга. У них есть так: пошел прямо – прямо, направо –направо, налево – налево. И все.

К.Ларина

Давайте я вам процитирую. Я прямо не могу. Чудо. Открыла просто случайно книжку, которую мы сегодня вам дарим «Сказки старинного города» Цыферова. «В моем старинном городе кузнецы и не то могли сделать. Они даже людей лечили. Да-да, тогда врачей ведь не было, а воевали каждый день. Вот и шли все раненые к кузнецу. «Кузнец-молодец», - жаловался воин, - «я в сражении потерял ухо, не сделаешь ли новое?» «Конечно. Сделаю. Давайте ложку». И тут же из обыкновенной ложки добрый кузнец делал великолепное ухо. И клянусь вам, оно было не хуже настоящего, и, по-моему, даже превосходило прежнее. Во всяком случае, воин с ухом из ложки уж точно знал, когда наступает час обеда. Часто бывало так. Идет сражение и вдруг часы вызванивают обеденное время. И все воины с ушами из ложки шли домой. Тут война и кончалась. После обеда наступал мир и сладкий сон конечно. И на спящих никто не мог напасть. А почему? Потому что воины спали, а их уши слушали, не ползет ли враг. И стоило кому-то появиться, как уши тут же начинали трезвонить. Так было дело с ушами. А если в сражении потерять голову?» Вот на этом я остановлюсь. Развитие. Замечательно, просто замечательною Ну что, давайте мы назовем уже все, что мы разыгрываем, Оль, а то мы этого не сделали. Цыферов, эта только книжка у нас сегодня?

О.Муравьева

К сожалению, это сигнальный экземпляр. Единственный. Остальные будут, но чуть позже.

К.Ларина

Так, вот этот называем. Я показываю, а вы рассказываете.

О.Муравьева

Это русские солдатский сказки. Замечательный сказки, которые очень редко издавались. Иллюстрации Перцева, замечательного нашего Володи Перцева. Замечательного художника.

К.Ларина

Солдатский – это такой жанр прямо есть?

О.Муравьева

Да, есть такой жанр - солдатские сказки. Бытовые, сказки о животных, волшебные, есть солдатские сказки отдельные.

К.Ларина

Так, следующая. «Маленькая принцесса».

О.Муравьева

«Маленькая принцесса», та книга, про которую я говорю. Книга, которая целый месяц в магазине «Москва» была на первом места по продажам. С прекрасными иллюстрациями дочери Николая Устинова. И в общем. у нас это целая серия «Самые лучшие девочки» она называется. И все эти книги в магазине «Москва» занимают первое место, когда ни выходят.

К.Ларина

Какие рисунки замечательные.

О.Муравьева

Эта книжка с отреставрированными иллюстрациями Лебедева.

К.Ларина

Маршак.

О.Муравьева

Да, да. Наследник Маршака принес нам старую книгу и сказал: «Я хочу, чтобы вы ее переиздали. Только нужно поработать над иллюстрациями». Мы ее переиздали. Роскошные иллюстрации, собранные, кстати, в том числе из «Чижа» и из «Ежа». Книга тоже в серии «Мировая классика для детей» Маяковский детям с иллюстрациями Коровина всем известного, картины которого в Третьяковской галерея, так, на минуточку, находятся.

К.Ларина

Так, подождите. Сейчас мы дойдем до умных книжек. Ну, давайте вот про эту еще скажем.

О.Муравьева

Да. Большой словарь для начальной школы, в состав которого вошли 42 словаря. Это словарь сделанный Ольгой Узоровой и Еленой Нефедовой. Внимание. Над которым мы работали три года. Да, но там для ребенка вы найдете все, что нужно. Что необходимо. Это фактически тоже сигнальный экземпляр.

К.Ларина

Это толковый словарь. И орфографический.

О.Муравьева

Там 42 словаря. В конце вы найдете.

К.Ларина

Боже мой, это очень полезная вещь.

О.Муравьева

Необычайно полезная вещь.

К.Ларина

Так, пошли по умным книжкам. Итак, вот это вот что-то потрясающее.

О.Муравьева

В свое время на книжной выставке не помню где….

К.Ларина

Я называю, потому что мы по радио. Слушатели не видят. «Философия для детей в рассказах и картинках»

О.Муравьева

Я увидела эту книгу, она была на шведском языке. Я внимательно посмотрела и поняла, что это именно то, что нужно нашим детям. И то, чего вы никогда не увидите на полках наших книжных магазинов. На самом деле мы ее издали сначала в одном виде. Теперь переиздали в другом. Вот это более в формате другом, в большой формате она разошлась буквально за два месяца.

К.Ларина

То есть она востребована. До какого возраста?

О.Муравьева

Там самые первые философские понятия.

К.Ларина

В чем смысл жизни? Зачем мы живем?

О.Муравьева

Да, в том числе. Смысл жизни в самой жизни. Как известно. Я хочу отдельно остановиться на книгах вот таких энциклопедических и нон-фикшн. Это книги, которые поставляют в редакции., которые входят в департамент…

К.Ларина

Подождите. А вот это вот философии, это тоже серия, это вот только такая одноразовая акция?

О.Муравьева

Она - отдельная книга, ну, вот…

П.Волцит

Ну того же автора еще про мозг.

О.Муравьева

Нет-нет, это другой, линейка продолжается, просто с другими иллюстрациями. Тоже шведский, но с другими иллюстрациями.

К.Ларина

Так. Ну, пошли дальше.

О.Муравьева

Это книги, которые представляют редакцию, которая входит в это ужасное слово департамент. Это редакция «Аванта». Мы ее возродили, получив в наследство только название. Мы приложили максимум усилий, сделали некую стратегию развития этой редакции. И решили, что издавать детям книги в возрасте после 12 лет уже не слишком нужно что ли. Потому что там уже включаются другие возможности, интернет и другие возможности для того, чтобы отвечать на какие-то вопросы жизненные. А может быть им совсем не захочется читать, и они не будут читать книги. А до 12 лет все-таки дети читают книги. И мы решили сосредоточиться на этом возрасте, от 4 до 12. Это диапазон возрастной, для которого мы сейчас делаем книги под маркой «Аванта». И это энциклопедии и научно-популярные издания. Вот эта серия «Почемучкины книжки», на них хочу остановиться отдельно, потом что вот сидит автор.

К.Ларина

Почему из крана вода течет, об этом знает Петр.

О.Муравьева

Вы знаете, я вчера в ночь прочла в интернете отзывы читателей, мне было так приятно, спасибо вам, дорогие. Объясню, почему. Это серия старая, начиная с 79 по 92 годы, она издавалась в издательстве «Малыш». И называлась она тоже «Почемучкины книжки». Она была по-другому оформлена, она была в другом формате. Это были брошюрки 20-ти страничные. Мы сделали 48 страниц и сделали некое возрождение этой серии. И надо сказать, что мы попали во время. Потому что в течение долгого времени на рынке вообще было пусто. И не было, вот мы покупали в основном книги у других зарубежных издательств, права, переводили. А это написали наши авторы.

К.Ларина

А сколько таких книжек уже?

О.Муравьева

В серии сейчас мы выпустили первые 4, 2 из которых вышли из-под пера Петра. Но серия продолжается, мы практически каждый, надеюсь, месяц или, надеюсь, два месяца, будем выдавать по 4 наименования.

К.Ларина

Петр нам расскажет. Там же сюжет какой-то, я так понимаю, существует? Не просто так.

П.Волцит

Книжки немножко отличаются от классических, которые тоже в этой серии переизданы, я так понимаю, с тех времен. Здесь рассказывает не столько автор, сколько сами герои. Мальчик Сережа, где-то лет так 5-6, девочка, его старшая сестра. Ей так лет уже 10, Маше. И вот они расспрашивают родителей, маму и папу. И те в перерывах между готовкой, работой, походом в магазин, какими-то домашними делами чего-то детям рассказывают, ставят с ними даже опыты, запускают самолетик. Нет, самолетик это будет еще в следующей книжке, еще две выходит, там про нефть и газ. Про нефть и про газ книжка, она уже сдана в типографию, скоро выйдет. А первые книжки соответственно про погоду.

О.Муравьева

Ну, согласитесь, достаточно сложная тема для того, чтобы объяснить дошкольнику, да еще на 48 страницах.

П.ВОЛЦИТ Там будет просто про геологию и про способы…

К.Ларина

Ну, я понимаю. А вообще, по какому принципу эти темы выбираете. И как это, все книжки тематические что ли? Вот тут про воду только, про водопровод. Про животных или только про котов?

О.Муравьева

Одна книга должна быть о животном мире. Одна - о растительном. Одна о технике, ну и плюс там дополнение в зависимости от того, что будет готово у какого автора.

К.Ларина

Ну, то есть они все равно тематические, так или иначе.

П.Волцит

Но книги про водопровод, тут и откуда берется вода на земле, и про осадки, и про родники, и про артезианские скважины, и про грунтовые воды, и про историю водопровода с римскими акведуками и не только. И с московским, мытищинским акведуком. Ну, и даже там рассказывается про кран, если перетерлась прокладка. Там сразу обо всем.

К.Ларина

То есть это не подход, как в энциклопедии.

.О.Муравьева

Нет, это очень доступные, простым языком о сложном. О сложных понятиях, о том, что тебя окружает. На те вопросы, на которые ты не можешь ответить. Там, например, почему в дырках ничего нет, почему деревья качаются, почему самолет летит.

К.Ларина

Оль, я задам вам вопрос опасный. Вот в этой же серии возможен выход книжки, посвященной каким-то анатомическим особенностям мальчиков.

О.Муравьева

Сейчас в июне будет про сердце.

К.Ларина

А про секс я спрашиваю. Ну, не про секс, конечно. Вы же понимаете, пто что я спрашиваю. Такая книга, которая могла бы объяснить маленькому ребенку, чем мальчик отличается от девочки, откуда берутся дети. Это тоже из тех же наборов почемучек.

О.Муравьева

Постараюсь коротко, хотя вопрос довольно длинный, на который часто приходится отвечать на всяких конференциях, лекциях и так далее. В свое время мы перевели и издали три энциклопедии для разных возрастов. От 5 до 8, от 8 до 12 от 12 до 16. Сексуальная энциклопедия. Издательство «Натан». Как известно, издательство, можно сказать, одно из основных. Которое очень доступно, доходчиво и, с моей точки зрения, до такой степени правильно, ненавязчиво пишет, подготавливает эти книги с участием специалистов и нужных авторов. Для того, чтобы рассказать о таких сложных темах. У нас было немыслимое количество тиражей издано этих энциклопедий. Но, наверное, года 3 назад екатеринбургский родительский комитет подал в суд, книги были изъяты из книжных магазинов. На нас завели уголовное дело. В течение долгого времени мы расхлебывали его. И вот сейчас в каком-то замороженном состоянии это находится. Поэтому сейчас в настоящее время мы пока избегаем публикаций

П.Волцит

В России секса нет.

О.Муравьева

Да, у нас как не было, так мы и не знаем, откуда берутся дети. Честно вам скажем.

К.Ларина

Ну, у меня нет комментариев. Мы еще про это не поговорили, про животных и динозавров. Это детские энциклопедии, Тоже целая серия. Я так понимаю, что еще существует кроме этого?

О.Муравьева

Вот сейчас будут растения, это мы зависим здесь от наших зарубежный партнеров, которые готовят, а мы переводит.

К.Ларина

Та, а вот еще животные.

О.Муравьева

Это тоже серия, под названием «Наша планета». У нас вышли «Растения, атлас для детей». И теперь будет энциклопедия про небо, если мне память не изменяет.

К.Ларина

Ну что, надо тогда вопрос задать нашим слушателям, а то у нас скоро уже конец передачи. Так. Ну что мы спросим про Геннадия Цыферова-то? А то мы все уже рассказали. А, давайте так. Такой вопрос как бы резюмирующий. Какая книга Цыферова переиздавалась много раз и самыми большим тиражами? Как называется эта книжка? Единственное, что я все-таки думаю, что мы это сделаем на смс. Поскольку у нас времени мало остается. Мне очень хочется, чтобы Люся рассказала тоже о том, что планируется еще. Вот если говорить об архиве Геннадия Цыферова.

Л.Цыферова

Вы понимаете, вот я уже говорила, что если в советское время был формат… Ну, то есть идеология мешала публикации, как бы это было сложно. То теперь это формат, то есть это коммерция. И бедные редактора готовы печатать с удовольствием, но маркетинговая служба говорит нет, это не пойдет, потому что они хотят то, что уже было напечатано, что уже в прокате было, что уже вот издано. Поэтому взрослые вещи, более серьезные вещи Цыферова, они не печатаются. Например, книжка сейчас вот вышла «Серьезные рассказы плюшевого мишки». Как раз из «Почемучки». Это говорит о том, что Цыферов мог и популяризатором быть. Это об устройстве нашей земли.

К.Ларина

Это тоже детская книжка?

Л.Цыферова

Да, детская. Вообще. Для дошкольников вообще очень интересно издана. Вот эту книжку я пыталась издать 30 лет, если не больше. То есть она была издана в 68 году. Во сейчас еще издали. Вот представьте себе, сколько лет эта книжка пролежала. И когда я говорила, ну почему… нет, надо сказать Оле спасибо, что как раз вот в этом учебнике ликбеза по Цыферову «Как лягушонок искал папу» вошла эта книжка. Но отдельно она не печаталась.

О.Муравьева

Надо сказать, что и «Сказки старинного города», сколько лет они пролезали, прежде чем сейчас они…

Л.Цыферова

Да, которая сейчас разыгрывается книжка, она тоже пролежала 20 лет. Она была отрисована, сделана 91 году.

О.Муравьева

Художник Свет Остров замечательный питерский наш.

Л.Цыферова

Да, и как бы должна была книжка, сколько лет пролежать, чтобы сейчас увидела свет она. И понимаете, еще что вот очень обидно. Что все печатают то, что уже было. Новое постепенно идет, вот как сейчас «Лошарик» выходит в «Эксмо».

К.Ларина

Тоже, кстати, мультфильм известный.

Л.Цыферова

Да, это известный мультфильм с новым произведениями Цыферова. Но он был очень многогранен. Вот мне бы очень хотелось, чтобы вышли военные рассказы. А вообще, у меня очень желание вот тоже «Заколдованная книга», это «Мой Андерсон». Если книга «Тайна запечного сверчка, о Моцарте в свое время вошла в обязательную программу для школы. Причем с прекрасными иллюстрациями, и та книжка тоже была с иллюстрациями Траугота, вы знаете, это то, что я считаю… Вообще, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был развит, он должен читать эту книгу. Текста ее нет нигде. Ее вы только можете в интернете найти случайно. Дело в том, что у папы был задумка - целая серия книг о великих людях. Это и о Шарале Перро, и о Пушкине, то есть вот целая серия. И ее издать не возможно, потому что это не формат. Это очень жалко, потому что все эти книжки, которые вышли, они вея основаны на документалистике. То есть прежде, чем писать, папа ходил в библиотеку, все это читал. Много знал. То есть это не просто какая-то выдумка, а это все-таки документально. Но это написано художественно. Слог там просто потрясающий.

О.Муравьева

Люся, мы откроем секрет о том, что нам Траугот сейчас…

Л.Цыферова

Оль, как раз. Просто дело в том, вот сейчас мы с Олей разговариваем, она говорит, давай попробуем. Но просто очень было бы жалко издать вот эти биографии с другими иллюстрациями. Потому что здесь вот и художник и автор настолько совпали, что ну вот представить, что кто-то может ее отиллюстрировать другой, не возможно. И вот мы сейчас просто….

О.Муравьева

Мы просим вас, умаляем вас.

Л.Цыферова

Александр Георгиевичу отдали на иллюстрацию. И он нам обещал, что он будет рисовать. Но, к сожалению…

О.Муравьева

Он такой воздушный, такой неземной. Очень медленно работает.

Л.Цыферова

Да, вот такой вот сказочник. Очень медленно, да. Ну он, как мне объяснил, когда мы с ним разговаривали, он говорит, что понимаете, я вхожу в образ. Вот мне надо понять. Ну у него должен созреть образ, как это все должно быть исполнено. Но я понимаю, что если он начнет, и вообще это будет, это будет потрясающая книга, как вот и те книги. И вообще, как все книги Траугота.

К.Ларина

Мы должны заканчивать, ребят, к сожалению. Правильный ответ – «Жил на свете слоненок». И у нас есть правильный ответ, Марина правильно ответила, мы вас поздравляем, вы все получаете. Вам огромное спасибо за такой прекрасный рассказ. И ждем новых рассказов научных от Пера обязательно. Может быть как раз Петр напишет книжку про то, откуда берутся дети.

П.Волцит

Ага, чтобы меня посадили.

К.Ларина

Спасибо вам большое. Желаем вам свободы.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024