"День без искусства - потерянный день" - Наталья Аветисян, Григорий Ерицян, Наталья Семенова - Книжное казино - 2014-12-21
К.Ларина
―
«Книжное казино» мы начинаем. Здесь в студии Ксения Ларина и Майя Пешкова. Маечка, приветствую тебя
М.Пешкова
―
Здравствуй-здравствуй.
К.Ларина
―
А в гостях у нас наши любимые–любимые-любимые друзья – издательство «Слово». Григорий Ерицян – председатель совета директоров, Гриш, здравствуйте.
Г.Ерицян
―
Здравствуйте.
К.Ларина
―
Наталья Аветисян – генеральный директор издательства. Наташ, здравствуйте.
Н.Аветисян
―
Здравствуйте.
К.Ларина
―
И Наталья Семенова - искусствовед. Наташ, приветствую вас. Которая ответственна за главную книжку, которую мы сегодня представляем для вас. Мы очень хотели представить отдельно эту книгу, собирались это сделать. Эта книга, посвященная памяти Паолы Волковой. И воспоминания друзей.
Н.Семенова
―
Не только, там ее собственные есть.
К.Ларина
―
Да, будем говорить подробно. Как и о других книгах. Может быть некоторые зрители сетевизора даже слышали звук одной из книг, которая сорвалась просто с высоты. Ну, книги есть, обо всех расскажем. На вопросы вы обязательно ответите, я в этом убеждена. Первый вопрос, который мы вам задаем, дорогие друзья, на смс отвечайте. Вопрос про Паолу Волкову, которая считала, что в прошлой жизни она родилась в 16-ом веке на территории вот этой страны. Эта страна и стала ее любимой страной на всю жизнь. Назовите, пожалуйста, эту страну по номеру +79859704545. И победитель получит книжки, о которых мы чуть позже скажем. Ну, а теперь еще один долг отдаю я, как обычно. Мы представляем вам еженедельный рейтинг продаж трех крупнейших книжных магазинов Москвы, это магазин «Москва», это магазин «Библио Глобус» и это «Московский дом книги». Я называю вам первую пятерку-семерку, но сейчас вот сделаю исключение, поскольку вижу тут нашу книжку. Она у нас на 13-ой строчке. Это книга Паолы Волковой «Мост через бездну. Книга пятая». Эта книга Паолы Волковой.
Н.Аветисян
―
Не наша.
К.Ларина
―
Наш автор, да. Это Книга, которая параллельно идет с циклом, который выходит на канале «Культура». Кстати, там даже есть некоторые передачи, которые вышли уже после ее ухода из жизни. Они до сих пор живет. Ну что ж, пойдемте дальше по строчкам рейтинга. Итак. На 7-ом месте «Спартак: семь лет строгого режима», Александр Бубнов. Чуть выше на 6-ом месте Роберт Гэлбрейт или Джоан Роулинг «Шелкопряд». Чуть выше Александр Мясников «Ржавчина»: что делать, чтобы сердце не болело.
М.Пешкова
―
Очень, кстати, интересная книга.
К.Ларина
―
Мясникова?
М.Пешкова
―
Я ее прочитала.
К.Ларина
―
Ну вот видишь, ты хорошо выглядишь. Так. Анна Гавальда, новая книга, я очень люблю этого автора, не устаю ее рекламировать. Поскольку мне очень приятен ее сталь, мне он чем-то напоминает Франсуазу Саган. Анна Гавальда с книгой «Ян», новое произведение на русском языке. Чуть выше нашумевшая книжка, все ее сейчас читают, Донна Тартт «Щегол». Вышла в издательстве «Корпус».
М.Пешкова
―
Потрясающая.
К.Ларина
―
Прекрасная, она заслуживает, безусловно, такого резонанса, который вот поднят вокруг нее, книга отличная. Борис Акунин «Бох и Шельма». Это художественное произведение Бориса Акунина, которое сопровождает его исторический цикл, второй том истории России вышел, и вот к нему как раз и повести. В отдельной книге, это на третьем месте. Дина Рубина «Блудный сын». Заключительная часть трилогии на втором месте. А на первом месте Сергей Лукьяненко со своим новым «Шестым дозором». Вот такова сегодня у нас картина, которая нарисовалась в трех книжных магазинах Москвы. Ну, а теперь, давайте мы уже переходим непосредственно к издательству слово. Давайте мы скажем сначала, что мы сегодня отдаем. Про все книжки. Значит. Паола Волкова сказали, а еще что?
Н.Аветисян
―
Еще мы сегодня отдаем Мадрид. Музей Тиссен- Борнемиса. Это новое последнее книга в нашей знаменитой серии «Музеи мира».
К.Ларина
―
У кого телефон?
Н.Аветисян
―
Где телефон?
К.Ларина
―
Я слышу. Вы говорите, говорите.
Н.Аветисян
―
Потом «Кавалли». Это автобиография Кавалли, которую он написал. И вышла она одновременно у нас и во всем мире на самом деле. Книжка «Парижский шик» - номер два, очень, на мой взгляд, забавная книжка, посвященная тому, как стать замечательной француженкой, нося туфли всех самых разных видов и так далее. Такая забавная и очень, мне кажется, развлекательная книжка. Которая, в общем, отключает мозг совершенно.
К.Ларина
―
А надо ли нам это?
Н.Аветисян
―
Кому хочется отключить мозг.
К.Ларина
―
Он у нас не до конца отключен:
Н.Аветисян
―
В.наше время иногда очень хочется его выключить окончательно. Вот это замечательный способ. Вот. Последняя, по-моему, книжка у нас, которую мы сегодня разыгрываем, это «Chanel & Co. Подруги Коко». Это такая sex in the sity, которая относится к эпохе замечательной нашей Коко. Написаны истории ее подругами, которые с ней дружили, любили друг друга.
К.Ларина
―
Ваша любимая героиня, не расстаетесь вы с ней.
Н.Аветисян
―
Мы с ней не расстаемся.
К.Ларина
―
Коко Шанель и Мерлин Монро.
Н.Аветисян
―
Ну, как-то вот видно мифы, которые были сложены, они продолжаются и вызывают интерес у читателей.
К.Ларина
―
Ну, я думаю, что наша героиня ничем не хуже. Я имею в виду Паолу Волкову.
Н.Аветисян
―
А у нас редкий случай, когда кто-то превращает свою жизнь в миф. Вот я считаю, что Паола Волкова – это тот самый уникальный случай, когда замечательная совершенно наша соплеменница, москвичка, она превратила свою жизни в миф. И вообще, я сама изумлена успехом этой книги, хотя Паолу я знала и очень она мне была всегда и интересна, и симпатина. Но никогда не думала, что такой отзвук у читательской аудитории может найти книга ее собственная и друзей о ней. Фантастический успех. Ну, я думаю, что прежде всего это заслуга Наташи Семеновой, которая сложила вместе все эти материалы.
Н.Семенова
―
Ну, во-первых, не только моя. Я просто не буду перечислять всех, потому что на это уйдет половина передачи. Людей, которые в этом участвовали. Но все-таки о главных скажу. Потому что книжка состояла из написанных воспоминаний, которые все, как они, ее друзья, ученики, с радостью написали для этой книги. А также интервью, которое взяла Света Сорокина, она вам хорошо известна, вместе с моей тезкой полной Наташей Семеновой. Они просто брали для будущего фильма с одним из ее учеников тоже. И книга так долго делалась, потому что нужно было эти разговоры перевести в литературную форму, потому что конкурировать, например, с блистательным текстом Сережи Бархина, описывающим Паолу, описывающим ее наряды и появление на экране, было очень сложно. И нужно было вот эти все шероховатости убрать. Поэтому мы, конечно, очень долго работали над книжкой, хотя решили ее делать буквально в тот же день, когда мы прощались с Паолой. Было сразу же решено. И мы начали, очень долго искали. Думали, как же это сделать. И зять Паолы предложил эту историю, уже опробованную в разных книгах, когда делают такой алфавит на персонажа. И вот надо было все пересмотреть ее тексты. И на самом деле вот это успех, который мы тоже, в общем, не ожидали. Мы считаем, что величайшая роль телевидения, которая…
К.Ларина
―
Эфиры вот эти.
Н.Семенова
―
Часто говорят об этой программе. Иногда она бывает крайне негативная, а иногда она бывает крайне позитивная. В данном случае это сыграло. Вы знаете, я почему-то все время вспоминаю историю с книжкой Лилианны Лунгиной «Подстрочник». Я до сих пор помню, как я иду в подземном переходе метро. Вы знаете, там продают обычно детективы. И там лежал «Подстрочник». Это было совершенно невероятно. Потому что это был совершено не тот, ну не то место, где эти книжки бывают. И вот, когда телевизионный успех сделал книгу.
К.Ларина
―
Кстати, там с Лунгиной тоже была загадка с самого начала. Что сама программа вдруг стала невероятно популярной. Казалось бы, что там? Сидит человек и говорит в камеру, и все.
Н.Семенова
―
Да, да. Но потом было еще несколько. Вы помните, там был Баршак. И книги… они выдержали. Кто-то говорит, вот сейчас последнюю книжку «Дочь философа» записали.. Когда мощный человек. Он выдерживает. И здесь, надо сказать, что Паола, она была мощным популяризатором. К сожалению, как часто бывает, знаете, да, в Росси надо жить долго. К ней пришел это успех очень поздно, потому что она появилась на телевидении. Тут заслуга главы канала «Культура» Сергея Шумакова, конечно. Это буквально было на излете. Ее знали, вы знаете, в узких кругах.
К.Ларина
―
Вот давайте к узким кругам вернемся, потому что это тоже момент очень важный – объяснить нашим слушателям, из чего складывалась легенда Паолы Волковой.
Н. Аветисян
―
Вы знаете, дело в том, что я тоже слышала очень много про Паолу, познакомилась с ней в последние годы жизни благодаря вот Наташе Семеновой, руками которой эта книга тоже создавалась, при поддержке. И я когда-то очень давно, я даже пишу об этом в этой книге, меня когда-то приглашали даже во ВГИК читать, когда Паола уходила оттуда. Но это было смешно для меня. Ну, я слышала Паола-Паола, вот это имя такое невероятное для московской жизни. И когда мне пришлось делать эту книжку, вот то, что Наташа сказала. Огромное количество мифов, понимаете?
К.Ларина
―
Две Семеновы.
Н.Аветисян
―
Да, да.
Н.Семенова
―
Она, к сожалению, сейчас не в Москве, поэтому…
К.Ларина
―
Вы не родственницы?
Н.Семенова
―
Нет совершенно.
Н.Аветисян
―
По мужьям получились.
Н.Семенова
―
Я называюсь Наташа Семенова культурная, а она Наташа Семенова прекрасная. Вы знаете, когда я начала, поскольку я все-таки человек научный, мне нужно было все перепроверить. Сплошные мифы. Начиная от того, что Палоа Дмитриевна училась в университете. Никогда она в университете не училась. В МГУ. И вот здесь как раз я хочу вспомнить, здесь есть воспоминания Маши Плавинской – вдовы Димы Плавинского. И очень близкой подруги Паолы. И она как раз, воспоминание называется «Паолу вела судьба». Вот ее жизнь складывалась всегда таким невероятным образом, что вот она ей подкидывала людей, а потом как бы к ней люди уже шли. И вот то, что она совершенно случайно попала в институт культуры на левобережный, когда он там, не знаю, как он тогда назывался, примерно так и назывался. В тот самый год, когда там преподавал Адам Маркович Эфрос – величайший российский искусствовед. Во именно один год. И он ее приметил. И вот Наташа вынесла в заглавие, как теперь говорят хедлайнер, нашей программы «Один день без искусства». Это как раз из писем Эфроса. И знаете, когда мы делали эту книжку, я на себя такое взяла сподвижничество, ну как вот там монахи уходят, я решила шифровать все сохранившиеся письма Эфроса Паоле. У меня на это ушло где-то полтора месяца. Потому что это были рукописные письма. Они в основном были такие личные. Его как раз отправили в ссылку в Ташкент. И вот чтобы представить фигуру Паолы. Ей 21 год. И ей Эфрос, которому уже за 60, он ей пишет, как соратнику, как равному. И я почему-то вот из всех этих писем больше всего меня потрясло. Потому что мы знаем про все эти ссылки, когда он ей описывает, что он переводит сонеты Микеланджело, но при этом, извините, сортир на улице, и какие у него проблемы возникают. То есть они вот такого. И он ей очень интересно все это описывает. И вот он дает эти наказы. Наказы мы вынесли в этой книжке отдельно. Потому что мы не могли публиковать эти письма. Но на букву Э, если мы откроем, там как раз будет. И он вот почувствовал, он там ей пишет. Твоя миссия, он как бы вот это почувствовал, к чему ее призвание. И дальше жизнь сама там подкидывала ей, она случайно попадает в тот момент, когда идет Дрезденская галерея в Пушкинском музее, и оттуда миф, что она работала в Пушкинском музее. Просто не хватало экскурсоводов. А потом она так же попадает в Манеж. Где она ведет экскурсии, ее замечают люди из ВГИКа и приглашают преподавать. И все, ее жизнь, можно сказать, складывается. И, возможно, она бы замечательно писала. То есть она и писала замечательно, вот это воспоминание ее, которое там… но у нее не было времени, потому что она всю свою жизнь посвятила вот этой преподавательской работе. И о том, что она сделала для своих студентов, я как раз хочу сказать не на примере известных, там … а вот опять-таки Маша Плавинская описала потрясающий эпизод, когда мы пришли прощаться с Паолой, она вышла покурить. И стоял такой дядька, с такими каким-то грубыми руками. Говорит, букет у него был такой, на веник похож чем-то. И она так смотрит на него. Вроде бы он не из нашей, как теперь говорят, тусовки. Такой странный. Она говорит: «А вы-то куда?» Он говорит: «Да я тоже пришел к Паоле». И она так смотрит на него и говорит: «Вы, . наверное, оператор». Он говорит: «Ага. Она нам всем глаз поставила». Понимаете? Кого-то она научила видеть. Кого-то она …
К.Ларина
―
Преподавала-то что?
Н.Семенова
―
Историю искусств. Но она преподавала всем. Она преподавала и киноведам.
К.Ларина
―
Наташ, вы говорите для вас очевидные вещи. Из чего складывается образ, вот почему в предисловии Шехеризада, вот эта вот загадочная фигура - загадка. Мы всегда говорим про нее - загадка, московская легенда. Такими же эпитетами когда-то награждали замечательную нашу Вишневскую, которая в своем была абсолютной легендой. И вокруг нее все время клубилась жизнь такая.
Н.Семенова
―
Вот примерно то же самое.
К.Ларина
―
Откуда эти ростки, откуда они взялись?
К.Семенова
―
Ну, вы знаете….
К.Ларина
―
Ученики, которые в нее влюбились, и они начинали вот описывать такими словами?
Н.Семенова
―
Она сама себя, так сказать, она сама сделала из себя эту легенду.
Н.Аветисян
―
У нее была внутренняя энергия, которая притягивала к себе людей.
Г.Ерицян
―
Конечно, она была обаятельная женщина, фантастическим обаянием обладала. Когда я с ней встретился, она сказала: «Пойдем покурим». Это было в Пенобили. Я сказал: «Хорошо, пойдемте покурим». Мы сели на лавочку там на площади и покурили. Но это было такое удовольствие, это как с хорошим коньяком. Я такой молодой. Я так смотрел на нее и думал: «Господи, если бы…» Она же была достаточно взрослым человеком, а какая красивая женщина. Какая она обаятельная. Вот в такую я бы точно влюбился. В нее влюблялись.
Н.Семенова
―
И она влюблялась.
Г.Ерицян
―
И в нее влюблялись. Это фантастически. Это магия, это прост от Бога.
Н.Семенова
―
Именно поэтому она и поразила людей с экрана, потому что люди совершенно разных, будем говорить, социального и образовательного уровня попали под ее обаяние. Все-таки эти книжки не такие простые, вот эти «Мосты» ее, надо в них вчитываться, понимать. Но какая-то магия вот этого образа.
Г.Ерицян
―
Я думаю, это связано с какой-то тоской в обществе, тоской по искренности. Дело в том, что сейчас не хватает искренности во всем. И когда появляется, вот сейчас мы были с Наташей на спектакле Шукшина в театре Наций. Слушайте, там 80 процентов была молодежь, причем молодежь московская. Которая ни какую-то деревню там не видела, это жизнь вообще, но там был честный, абсолютно честный разговор. И там было все искренне. Люди просто вдруг чувствуют, что им нужно настоящее. Вот когда возникает настоящее, тогда возникает слава. Именно сейчас. Поэтому что, что сейчас делается, вообще, так сказать…
Н.Аветисян
―
Поэтому так, много молодежи в музеях. И тоже мы обсуждали с друзьями вот успех ее книг. Не нашей книжки, наша книжка, в общем, понятно. Это такой жанр, ну, не биография…К.ЛАРИНА Не скромничайте, не скромничайте. Книжка с секретиком.
Н.Аветисян
―
Да, она с секретиком. Она такая более такая элитарная, не хочу говорить другие английские слова. Но вот эти книжки «Мост над бездной» и все, вот это невероятный успех, потому что, как сказал она моя коллега Оля Кабанова, которая как раз была редактором, она смогла о таком, будем говорить, недоступном предмете, как искусство, говорить очень просто. И крайне доступно. Как сейчас вот я слушала лекции по психологии. Просто об очень сложном. И тебя это подкупает, что ты тоже можешь понять, почему Малевич написал «Черный квадрат», и про Римское искусство, и про Джоконду, и про все. Это совершенно вот попадание в десятку.
К.Ларина
―
Мы сейчас новости слушаем, потом возвращаемся в программу. Я надеюсь, что мы уже победителя назовем, поскольку ответов правильных более, чем достаточно.НОВОСТИ
К.Ларина
―
Возвращаемся в программу «Книжное казино», сегодня в гостях у нас издательство «Слово». И вот мы пока первую часть программы говорили о книге «Алфавит Паолы Волковой», книга, вышедшая в память об ушедшей замечательной женщине - искусствоведе. И вообще, как мы поняли уже из нашего разговора, легенде московской. А может быть и не только московской. Я хочу назвать наших победителей. Тех, которые правильно ответили на вопрос. Любима страна Паолы Волковой, она была убеждена, что она в ней-то и родилась в шестнадцатом веке. Это конечно же Италия. Наши слушатели: Татьяна, первые три цифры телефона 797, Лена 681, Марина 913, Андрей 235, Ольга 168, вы у нас ответили правильно, хотя там огромное количество правильных ответов. Но, увы, больше мы не можем себе позволить. Вот про имя хотела спросить. Почему…
Н.Семенова
―
Вы знаете, это просто мистическое, у нее брат же Павел родной младший, а она Паола. И она по-моему…
К.Ларина
―
То есть это настоящее имя?
Н.Семенова
―
Да, она крещена была типа Павлина. Сейчас просто не помню. Практически да, да. Ну есть так, у нее есть легенды про происхождение родителей, то есть мифических очень много.
Н.Аветисян
―
Но фамилия одесская была.
Н.Семенова
―
Да, фамилия была одесская. И выросла она на улице Грановского. И мечтала, о чем мы все сожалеем и ее ученики и просто… она мечтала написать книгу воспоминаний «Мое Садовое кольцо». То есть, где описать всех людей, с которыми ее сводила судьба и кого она встречала по жизни. А как вы понимаете, встречала она многих. И была моделью многих художников. И спасибо Третьяковской галерее. Вот на обложке нашей книги портрет работы Вейсберга. Началась как раз сейчас в Москве выставка, которую очень хочется посмотреть. И внутри портрет, это портрет Третьяковской галереи, он ей не достался. Внутри потрет ее работы Акимова, театрального режиссера и художника, который всегда висел у нее в комнате.
К.Ларина
―
Ну что, давайте мы уже перейдем к другим книгам. Они у нас как-то сегодня выстраиваются в такое прекрасное, да? Прекрасное. Учимся смотреть на прекрасное. Вот Паола Волкова. Дальше давайте, вам слово, ребят. Чего мы хотели?
Н.Аветисян
―
Ну, наверное, пару слов о новой книге, которая у нас, она прозвучала. В прямом смысле. Это впервые у нас вышла книжка в России, посвященная полностью музею Тиссена-Борнемисы, в нашей серии «Великие музеи мира». Мы вообще очень горды этим на самом деле. Автор Александр Бабин – это известный эрмитажный искусствовед, который написал эту книгу и посвятил ее своей жене. Долго спрашивал разрешения. Можно или нет. Сказали - давайте, почему бы и нет. Ну, помимо того, что это совершенно фантастическая коллекция, все, кто приезжают в Мадрид, естественно, идут сначала в Прадо, потом….
Г.Ерицян
―
Напротив.
Н.Аветисян
―
Но это удивительно, потому что музей-то молодой на самом деле. Но как музей такой государственный сложился, он возник в 92-ом году. По-моему. А до этого он был частным музеем, причем там много было разных коллекций, которые постепенно соединялись, потом они все существовали… это две семьи вообще, Тиссен – это одна семья, Борнемис - другая семья. И ударение надо ставить Тиссен-БарнемИс.
К.Ларина
―
Его еще по-разному, очень сложно.
Н.Аветисян
―
Вот, ну вот, в конце концов все эти коллекции, члены этих двух семей, они объединились, объединилась она на самом деле благодаря тому, что испанское правительство в какой-то момент решило, ну вот выкупим все. Они искали какого-то покупателя, который готов был вложить большие деньги в это. Действительно, коллекция…
Г.Ерицян
―
Ну, раздроблять ее, действительно целый музей.
Н.Аветисян
―
Испанское правительство решило объединить все и сделать такой гигантский второй музей. Я думаю, что это великая вообще заслуга правителя любого. Думаю, если бы наше правительство тоже вкладывало в такого рода деньги…
К.Ларина
―
Большая русая коллекция именно в этом музее?Н.АВЕТИСЯН Да, да.
Г.Ерицян
―
Да, там великолепные вещи.
Н.Аветисян
―
Да, там русский авангард прекрасно представлен. Хорошо представлены вещи, которых нету в наших музеях.
К.Ларина
―
Сколько вообще вот этих томов вышло, Наташ? «Музеи мира».
Н.Аветисян
―
Уже. по-моему, 18 у нас уже томов. У нас теперь проблема найти достойный великий музей, в который мы можем воткнуть нашу вот эту замечательную серию.
Г.Ерицян
―
Я думаю, если мы сможем уговорить директора Пушкинского музея…
К.Ларина
―
Нашего?
Н.Аветисян
―
Нашего.
Г.Ерицян
―
А то странно. В этой серии вышли, нам бы очень хотелось, потому что там все музеи вышли, и нам хочется, чтобы….
К.Ларина
―
А почему до сих пор этого не случилось? Не хотела?
Г.Ерицян
―
Ну, сложно было.
Н.Аветисян
―
Она хотела…
Г.Ерицян
―
Но потом мы попали на юбилей и они, конечно, были заняты юбилеем, готовились к этому и как-то не сложилось. Но в принципе, тексты написаны. Сотрудниками.
Н.Аветисян
―
Мы дважды подходили к этой книге.
К.Ларина
―
А с Мариной вы еще не встречались по этому поводу?
Н.Аветисян
―
Ну, только так, находу.
К.Ларина
―
Марина Лошак. Передо мной такое чудо - ,это просто необходимо, необходимо.
Н.Семенова
―
Я думаю, Марина с радостью.
К.Ларина
―
Такая книга про Пушкинский музей. Это просто подарок.
Г.Ерицян
―
На юбилее Эрмитажа как раз мы были вместе, она говорит: «Приходите, ребят».
К.Ларина
―
Приходите, приходите.
Н.Аветисян
―
Нет, мы с удовольствием сделаем, тем более, что там часть сотрудников тексты уже написала. Они уже там лежать, но мы не можем двигаться дальше.
К.Ларина
―
А кто, вот из каких были российские музеи представлены?
Н.Аветисян
―
У нас был Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей.
Г.Ерицян
―
Вот, и остался только Пушкинский.
Н.Семенова
―
Ну, я думаю, за этим дело не станет. Это вопрос времени и, простите, денег.
Н.Аветисян
―
Он может быть концептуально тоже немножко выбивается, потому что мы все-таки акцент всегда делали на музеи, где в основном живопись, которые создавались, как музеи, где живопись.
Г.Ерицян
―
А пушкинский такой, как учебный музей.
Н.Семенова
―
Номер один.
К.Ларина
―
Такой конгломерат.
Г.Ерицян
―
А там частная коллекция фантастическая.
Н.Аветисян
―
И там статья. вводящая в этот музей, должна быть самой интересной, потому что она должна рассказывать историю создания, как все это задумывалось, и что из этого получилось в результате. А коллекция там импрессионистов одних…
Н.Семенова
―
Ну, они достойны отдельных книг.
К.Ларина
―
А вот еще продолжая нашу серию о прекрасном. Вот это Роберто Кавалли, это у нас что такое?
Н.Аветисян
―
А это уже мода. У нас же много книг о моде, не только Шанель, как сказала Ксения. Наша любимая. Мы, когда делаем книги такие, мы пытаемся найти всегда ну вот самое интересное. То есть, чтобы это шло от непосредственно создателя. И более оригинального, чем автобиография самого художника придумать трудно.
Н.Ерицян
―
Тоже, как автобиография у нас вышла когда-то Софи Лорен.
Н.Аветисян
―
И тогда мы говорили. А это Кавалли, он написал. На самом деле, мне кажется, он ее надиктовывал. Когда ты читаешь эту книгу, все-таки видно. Что это не рука вела его, а вот это вербальное слово, оно было в основе текста, хотя материал, на мой взгляд, безумно интересный. История и судьба его. Начиная с того, как он был маленьким мальчиком, пришли немцы, фашисты в их маленькую деревню эту итальянскую и забрали мужчин, которые не смогли спрятаться, в том числе и его отца. И как расстреляли вот этих молодых мужчин, полных сил, жизни и энергии. О том, как жизнь дальше его складывалась. Как мать его, она никогда не убирала со стола тарелку с чашкой и говорила, что он вернется. Потому что она сама лично не видела, как он упал, соседи только говорили. Потому что они видели, она не видела. А это происходило на площади. И она всю жизнь ждала, что отец вернется. И вот с таких эмоциональных посылов эта книга начинается, и в ней очень много эмоций на самом деле. Поэтому, мне кажется, что читать ее будет интересно не только тем, кто поклоняется бренду, а просто людям, которым интересна судьба художников и тех людей, которые много чего создают в нашем этом мире.
К.Ларина
―
Ну что же, у нас так в основном получается переводная все литература, кроме книжки Паолы Волковой.
Н.Аветисян
―
Почему же переводная? У нас Мадрид написан, извините…
К.Ларина
―
За рубежом.
Н.Аветисян
―
Нет, автор у нас из Санкт-Петербурга, а Санкт-Петербург не за рубежом. Вот мы только что вернулись с представления.
К.Ларина
―
Ну, давайте, расскажите про Эрмитаж, что это такое.
Г.Ерицян
―
Эта книжка…
К.Ларина
―
Ты прячешь от меня?
Н.Аветисян
―
Это не книжка, это всего лишь буклет.
Г.Ерицян
―
Это книга посвящена…
К.Ларина
―
А с виду такая и будет?
Г.Ерицян
―
Она есть уже. Есть и «50 лет Эрмитажу», называется книга.
К.Ларина
―
Больше, чем эта?
Н.Аветисян
―
Немножко больше.
К.Ларина
―
Ее 100 экземпляров.
Г.Ерицян
―
Она называется «Искусство один к одному».
К.Ларина
―
Подождите, вот этот вот еще больше?
Н.Аветисян
―
Немножко. Еще переплета.
Г.Ерицян
―
Ну, главное качество, главная особенность книги не в размере.
К.Ларина
―
Это какой-то подарочный экземпляр.
Г.Ерицян
―
Вы знаете, это не подарочная вещь, это коллекционная вещь. Почему она коллекционная, потому что впервые, это, в общем-то, революционная книга в смысле полиграфии и в создании книг по искусству. Потому что для этой книги была сделана специальная съемка. Особенная съемка. Она уникальна тем, что любая съемка… она заключается в том, что эта съемка сделана специальной российской аппаратурой. Сделана здесь. Эта аппаратура, которая делала фотографии с космоса поверхности земли до мельчайших деталей. И вот ребята, которые придумали эту аппаратуру, они начали фотографировать живопись. Информация, которую позволяет вот эта аппаратура получить от объекта, это 200 млн пикселей. Ну, самый хороший аппарат цифровой – это 20-25 млн. Это возможность получить полное точное изображение самого объекта, картины.
К.Ларина
―
Сколько таких фотографий вы сделали?
Г.Ерицян
―
30. Но другая проблема заключалась в том, что фотографию ты сделал, но ее надо переводить в печатный вид. А когда есть переходы, то всегда есть потери. Это понятно, да? И вот удалось создать такую систему печати, 12-ти красная печать, которая практически передает объект 1 к 1. И в этой книге как раз этот эффект был достигнут. И Михаил Борисович Пиотровский, он написал эту книгу и предисловие к этой книге. Текст к этой книге. И он сказал, что он очень боялся, что это не получится. И когда он пришел к нам в офис перед юбилеем и начал лихорадочно смотреть, 2 часа сидел, каждую страницу смотрел и говорил: «Не может быть, не моет быть!». И так получилось. Это уникальная книжка.
К.Ларина
―
Гриш, простите, у нас сейчас небольшая пауза. Потому продолжимРЕКЛАМА
К.Ларина
―
Очень нервная обстановка.
Н.Аветисян
―
Все пытаются понять, как же это возможно.
Н.Семенова
―
Две краски - понимаем, четыре…
К.Ларина
―
Уважаемые дамы и господа, будем рады видеть вас в издательстве, где в спокойной обстановке… вы сможете полистать содержание альбома «Эрмитаж 250 лет. Искусство 1:1». Это, конечно, потрясающий проект. Я думаю, что это будет музейный экспонат.
Н.Аветисян
―
А он и есть уже.
Г.Ерицян
―
Да, он и есть. Эрмитажу подарили эту книгу. Она стоит у них в качестве экспоната. Это уникальная печать. Это начало, рождение нового типа издания по искусству. Потому что таким образом не дай Бог, если что-то чего-то там случается с картиной, то по этой книге можно стопроцентно восстановить. Обычно, как, ну по пленке смотрят.
Н.Семенова
―
Мастер диск. Только душа исчезнет.
Г.Ерицян
―
Нет, конечно, ну картина, конечно.
К.Ларина
―
Поэтому мне кажется, это подарок какой-то невероятный для юбилея Эрмитажа, он просто удивительный.
Н.Аветисян
―
Ну, мы сами удивлены тем, что нам удалось это сделать.
К.Ларина
―
Ребят, нам нужно вопрос еще один разыграть, давайте, я сейчас его задам. Пожалуйста, вопрос такой. В каком городе родился парфюмер, создавший легендарные духи «Шанель №5»? Вот такой неожиданный вопрос. Это для тех, кто хочет все книжки сегодняшние забрать, которые нам издательство «Слово» принесло в студию. Так что, дорогие друзья, телефон прямого эфира +74953636359. И если вы дозвонитесь во время, попадетесь на крючок и сразу же ответите, то получите уникальный подарочный набор новогодний книг от издательства «Слово». Итак, смотрим, але, здравствуйте.
Слушатель
―
Але.
К.Ларина
―
Да, пожалуйста.
Слушатель
―
Он родился в Царской России.
К.Ларина
―
В царской России. А в каком городе?
Слушатель
―
Скорее всего, я думаю, все-таки Санкт-Петербург.
К.Ларина
―
Нет, не правильно. Видите? Нам нужен точный ответ. Але, здравствуйте.
Слушатель
―
Але, здравствуйте. В городе Москва.
К.Ларина
―
В Москве. Совершенно верно. Вас зовут?
Слушатель
―
Меня зовут Нил.
К.Ларина
―
Спасибо, дорогой Нил. Телефон записали. И вы у нас главный победитель.
М.Пешкова
―
Надо же, мужчина.
К.Ларина
―
Эрнест Бо. Вот так вот.
Г.Ерицян
―
Да.
М.Пешкова
―
Он уехал во Францию в 19 году, а отец его был очень-очень известным парфюмером. А с Шанель его познакомил русский князь Дмитрий Павлович Романов.
К.Ларина
―
Спасибо, Майя. Дорогие Наташи и дорогой Григорий, пришло время творческий планов, давайте. А как же, а то потом скажут, что вы нам не дали сказать про это и про это. Мы не все знаем про вас.
Н.Аветисян
―
Ну планы планами, но есть еще один проект, про который хотелось сказать, мы долго не можем про него говорить, но у нас вот только-только вышло 20-ти томное собрание «Библиотека русских путешествий». Мы ее тоже…
К.Ларина
―
Сколько томов?
Г.Ерицян
―
20 томов. Сразу вышли.
Н.Аветисян
―
Но это из той серии нашей, которую мы называем «Библиотеки», когда мы долго-долго готовим большой комплект книг, тематический, там у нас был стотомник русской классики, и зарубежной классики, и детской.
Г.Ерицян
―
Это работа о знаменитых русских путешественниках.
К.Ларина
―
Миклухо-Маклай? Афанасий Никитин? Кого я еще знаю…
Н.Аветисян
―
Да, Папанин у нас последний том, кстати.
К.Ларина
―
20 томов, это ж сколько набрать-то?
Н.Аветисян
―
Они на самом деле писали воспоминания, писали дневники. Было много материалов, вот мы собрали. Что-то…
Г.Ерицян
―
Там уникальные иллюстрации. Материал из архива РГО в Питере.
К.Ларина
―
Ну вот посмотреть хотя бы одну книжечку. За нами дело не станет, конечно.
Н.Аветисян
―
Планы… планов у нас на самом деле много.
К.Ларирна
―
Ну, скажем так, ближайшие премьеры. Вот мы назвали одну, 20 томов «Библиотека русского путешественника».
Г.Ерицян
―
Они уже вышли.
К.Ларина
―
Они уже вышли.
Г.Ерицян
―
Наташа, как вы считаете?
Н.Семенова
―
Ну, мы можем сказать, конечно, про нас. Удачный альянс получился с Паолой. Мы решили продолжить наше сотрудничество. Я не знаю, вот Гриша скажет то, что… про какие, планов-то у нас громаде. Да, знаете, поскольку у нас так действительно получилось хорошо, мы решили дальше посотрудничать. Дело в том, что немножко надоело заниматься искусством, ну в смысле своей непосредственной областью. Коллекционерами. Уже столько книжек написала. И мы сейчас работаем над огромным двухтомником. Он где-то перекликается вот с этими биографиями. Посвященному Григорию Александрову и Любови Орловой, такой звездной паре. Но надо сказать несколько слов. Дело в том, что всероссийски известный адвокат Александр Андреевич Добровинский, коллекциями которого я уже занимаюсь много лет. Вот мы сделали книжку «Агитлах» для него и все. Он купил весь архив у внука покойного…
Г.Ерицян
―
Спас.
Н.Семенова
―
Да, спас архив Орловой и Александрова, и дачу во Внуково знаменитую, где он собирается делать музей. И поскольку у нас тоже уже был опыт работы над несколькими книгами, он нам предложил такое издание, чтобы мы подготовили. И я с моим коллегой Володей Поляковым. Мы ушли тоже вот от чистого искусствознания совершенно в область кино. И нас это так увлекло, такая смежная профессия. И вот пока мы тут сидели, Наташа рассказывала.
Н.Аветисян
―
Это влияние Паолы.
Н.Семенова
―
Да, это влияние Паолы, конечно. Да. Самое смешное должна вам сказать. Ведь наша последняя встреча с Паолой, мы хотели узнать у нее, какие чувства производил Александров на дам. Потому что он в молодости был безумно красив. И вот как раз мой мемуар, который в этой книжке помимо моего выступления, он посвящен, он заканчивается этим походом. Это был последний день, я все время собиралась. Я как-то чувствовала, что надо как-то торопится, надо торопиться. Мы к ним пришли, она нам налила винца. Мы посидели и договорились встретиться. И, к сожалению… Вот. И сейчас вот мы уже в активной фазе работы.
К.Ларина
―
Ну это что, художественная литература?
Н.Семенова
―
Вы знаете, потрясающе. Дело в том, что когда они уехали в 29-м году, да, он никому это не давал, не понятно почему. В 29-ом году, когда он вместе с Эйзенштейном и Тисе уехал, он начал вести дневник. И он этот дневник вел до последнего дня, пока он не вернулся в Россию в 32-ом году. Они уехали из одной страны и вернулись в другую. И как ни странно, вот что мы сейчас чувствуем… Я познакомилась с (нрзбр) недавно, лично. И абсолютно, вот как бы два разных человека совмещались в Александрове. И вот человек, уехавший туда и вернувшийся в другую страну, он, в общем, не понятно, какое у него было образование. Он вел дневник, все факты в котором абсолютно подтверждаются. И мы занялись тем… Ну я не знаю, для чего мы это делаем, мы комментируем каждое событие.
К.Ларина
―
Это на основе дневников.
Н.Семенова
―
Да, но есть и письма. Письма.
Г.Ерицян
―
Две книги, две.
К.Ларина
―
Загадочная семя, не все расскажет.
Н.Семенова
―
Первая часть – это в великой тени Эйзенштейна, а Вторая с Любовью… Ну понимаете что, мы немножко хотим все-таки перевести стрелки на Александрова. Потому что Эйзенштейн, он у нас фигурирует, и они продолжали переписываться. Здесь очень много загадок. Я знаю, что должен быть сериал.
К.Ларина
―
Он вам поможет, сериал вам в помощь.
Н.Семенова
―
Он нам не поможет. В рекламе может быть… Но у нас совершенно другая аудитория. Не знаю, может быть к несчастью для продажи. Потому что все-таки первый том дневников – это для людей, которые достаточно образованы. А второй, конечно, там больше клубнички уже.
К.Ларина
―
Той клубнички, о которой мы мечтаем, там точно нет.
Н.Семенова
―
Нам безумно это интересно. И я очень рада, что первые куски, которые показал Клим, но он многого не знал…
К.Ларина
―
Как называться книга будет? В следующем году выходит, да?
Н.Семенова
―
Ну, это вопрос открытый. Мы спорим.
К.Ларина
―
Ребят. Мы должны уже заканчивать, Свет, да? Спасибо больше, издательство «Слово, мы сегодня, по-моему, максимально, как это возможно, рассказали о главных книжках издательства . Желаю вам, чтобы вы ваши планы осуществили. А то, что мы дружим, это ни от кого не секрет. До скорой встречи.