Купить мерч «Эха»:

Издательство Корпус: путешествие во времени с Олегом Радзинским - Варя Горностаева, Олег Радзинский - Книжное казино - 2014-11-30

30.11.2014
Издательство Корпус: путешествие во времени с Олегом Радзинским - Варя Горностаева, Олег Радзинский - Книжное казино - 2014-11-30 Скачать

К.Ларина

«Книжное казино» начинаем, здесь в студи ведущие Ксения Ларина, Майя Пешкова.

М.Пешкова

Здравствуйте.

К.Ларина

У мен сетки здесь нету, но я потом поняла, что я и так знаю, кто у меня в гостях.

М.Пешкова

Редкий случай.

К.Ларина

Итак, здесь в студии Варя Горностаева – главный редактор издательства «Корпус», Варечка, приветствую.

В.Горностаева

Добрый день.

К.Ларина

И писатель Олег Радзинский, Олег, приветствую, здравствуйте.

О.Радзинский

Здравствуйте.

К.Ларина

Ярмарка у нас сегодня еще продолжается нон-фикшн?

В.Горностаева

Да, я вот с нее только что прискакала. Она продолжается и заканчивается сегодня.

К.Ларина

А Олег уже выступал с презентацией? Да?

В.Горностаева

Да, выступал. Позавчера

К.Ларина

Ну как? Это было в рамках ярмарки? Да? И чего? Расскажи, Варь. Как это было. Ну расскажи.

В.Горностаева

Публика задавала вопросы, явно подготовлена пришла. Такое ощущение, что половина из них уже прочитала роман, что меня совершенно потрясло, потому что он только что вышел. Задавали вопросы.

О.Радзинский

Это было странно.

В.Горностаева

Это было очень странно. Причем такие продуманные, и явно принесли с собой, просто специально пришли повидаться Да, очень было приятно.

К.Ларина

Я же сказала, что я знаю, кто у меня в гостях, это не страшно. Я напомню, что мы уже начали говорить про роман, который называется «Агафонкин и время». Роман Олега Радзинского, который, собственно, и был представлен на фабрике нон-фикшн, и сегодня эту книжку вы, дорогие друзья, сможете подержать в руках, если правильно ответите на наши вопросы. Не было никаких утечек в интернете?

В.Горностаева

Текста?

К.Ларина

Да.

О.Радзинский

Текста?

В.Горностаева

Мне кажется, что нет.

О.Радзинский

А по-моему, единственная утечка, если это можно назвать утечкой, Ксения, то, что на сайте «Корпуса» предлагается прочитать первую главу.

В.Горностаева

Мы всегда, мы обычно такой крючок всегда выставляем. Тем более, что на самом деле, книги, которые лежат сейчас на столе и книги, про которые мы сегодня будем говорить, и в первую очередь роман «Агафонкин и время», ты знаешь, мы всегда к ярмарке приберегаем все самое дорогое. И самое важное, и самое такое, самое-самое-самое. И вот, собственно, эта папка, эта стопка и есть. И наверху лежит «Агафонкин и время».

К.Ларина

Ну, вы поняли, да, что главная книга сегодня в нашей передаче «Агафонкин и время», но естественно будут и другие книги, о которых мы обязательно будем говорить. Какие-то книги из новинок вы получите в качестве подарка, а какие-то мы не можем их разыграть, потому что только-только появились. Об этом отдельная история. Значит, давайте, я напомню номер смс +7985970545 и вопрос я уже готова задать нашим слушателям. Вопрос такой: какому из монгольских кланов принадлежал Чингиз Хан? Это Радзинский придумал для вас этот вопрос, имейте в виду, если что, все у нему претензии. Итак, к какому из монгольских кланов принадлежал Чингиз Хан? Как называется этот клан? Присылайте ваши ответы на смс и надеюсь, что нужное количество победителей, а нам нужно 5 человек, мы наберем. Теперь дальше, следующий наш долг – это традиционный рейтинг продаж, который мы вам представляем каждую неделю в эой передаче на основе данных о лидерах продаж по трем крупнейшим магазинам Москвы: «Московский дом книги», «Библио Глобус» и «Москва». Что у нас тут есть на этой неделе? Ну давайте вот первую, как обычно, первую шестерку-семерку мы называем. Габриель Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», держится в рейтинге на 7 месте. Чуть выше Паула Волкова «Мост через бездну», книга пятая. Чуть выше книга Бориса Акунина, его исторический труд, «Часть Азии, история российского государства. Ордынский период». Дальше Сергей Тормашев «Холод. Студеное дыхание». Не знаю, что это такое, ты знаешь, Майя? Я тоже не знаю.

И.Пешкова

Нет, не читала.

К.Ларина

Не знаем. «Щегол» на третьем месте в этом рейтинге. «Щегол» - это книга Донны Тартт, как раз издательства «Корпус», но она, может быть пару слов, Варь, ты скажешь про эту книжку? Потому что она какое-то невероятное произвела впечатление на тех, кто ее уже прочитал и книга, о которой все говорят.

В.Горностаева

Мне трудно сказать о ней пару слов. Да, причем это тот случай, когда говорят совершенно заслуженно. И вот я видела у многих реакция, они говорят: «Ой, ну все говорят про эту книжку, я не хочу ее покупать, потому что все говорят. Не хочу ее рецензировать, потому что все говорят. Не хочу». Но это действительно так, потому что это совершенно поразительный роман. И я, например, уже все главные романы в своей жизни, кроме, может быть «Агафонкин и время», уже прочитала в свое время. Но это действительно совершенно фантастическая сочетание, довольно редкое, надо сказать, сегодня, какой-то мысли, души,…

К.Ларина

Но это именно роман.

В.Горностаева

Это именно роман. Огромный роман. Я вас предупреждаю заранее, это огромный 800-сот страничный роман, из которого совершенно не возможно вылезти, это правда.

К.Ларина

Я обожаю огромные романы. И там, насколько я знаю, все очень хвалят перевод.

В.Горностаева

Да, там очень хороший перевод.

К.Ларина

Это удивительное попадание.

В.Горностаева

Это Анастасии Завозова, которая опять же, ты сейчас поймешь, что я имею в виду, которая в сове время закончила семинар Александра Борисенко и Виктора Сонькина. Тот самый знаменитый легендарный переводческий семинар, который просто нам поставляет потрясающие кадры, надо сказать. И вот как-то мы вздохнули.

К.Ларина

Ну, то, что эта книга находится на третьем месте в рейтинге – это уже о многом говорит.

В.Горностаева

Ну, я хочу сказать без лишней скромности, что эта главная книга этой ярмарки, это действительно так.

К.Ларина

Ну, я еще не сказала 2 первых места. Пока еще «Щегол» до них не добрался.

В.Горностаева

Она только вышла.

К.Ларина

Я надеюсь, что она доберется и до первого места. На втором месте у нас Роберт Гелбрэйт «Шелкопряд», это Май, это та самая опять женщина, которая нас преследует?

М.Пешкова

Да, это та самая.

К.Ларина

Это Джоан Роулигн. Новый ее роман под псевдонимом. И на первом месте еще одна часть, последняя часть трилогии Дины Рубинной «Русская канарейка. Блудный сын», она уже не первом месте, и я надеюсь, что тоже какое-то время продержится, потому что эту книгу народ читает с большим удовольствием, с большим воодушевлением. Вот такой у нас наш сегодняшний рейтинг. Ну а теперь давайте начнем наш разговор уже о романе Олега Радзинского. Я тут прочила, когда мы встретились с Сергеем Юрским в кулуарах и Олег подписывал свою книгу нашему гостю, я говорю: «Ну скажите, Олег, про что книжка?». Он говорит: «Я пока не скажу, я в эфире скажу». Ну давайте.

О.Радзинский

Да, Ксения, Майя, во-первых, хочу вас поблагодарить, что вы позвали меня в гости. Мне очень приятно. Я считаю, что это должно быть такой традицией раз в 6 лет. После выпуска книг я буду к вам приходить. Вы знаете, лет 13 назад мы с Владимиром Сорокиным и Александром Зидовичем написали киносценарий. И тогда Сорокин мне сказал: «Олег, обязательно будут спрашивать, о чем это сценарий». Сорокин сказал: «Меня всегда спрашивают, когда я публикую книги, о чем мои книги. И я придумал себе такой ответ стандартный. Я всегда говорю – это о человеческий отношениях».

К.Ларина

Вы недалеко ушли от своего рецензента. Здесь на обложке замечательная фраза Дмитрия Быкова: «Эта книга выдающаяся, увлекательная настолько, что сравнить ее сегодня не с чем».

О.Радзинский

К сожалению, в этот раз не могу последовать Володиному совету, потому что моя книга о нечеловеческий отношениях. Эта книга о времени, о пространстве и времени. И о том, как герой Алексей Агафонкин, он нигде не свой и нигде не чужой. И вот как он, человек, способный двигаться среди разных времен, как он себя ощущает и как он наблюдает за этой действительностью, пока его не зацепляет чувство, так я обозначу это. И который из человека, который жил без всяких обязательств и не соотносится ни с какой действительностью, его заставляет к чему-то привязаться. И пожертвовать чем-то.

К.Ларина

Это фантастика?

О.Радзинский

Вы знаете, Ксения, я не знаю, что такое фантастика, потому что я уже так давно решил, что нет никакой фантастики, по крайней мере отдельной от реальности, или реальности отдельной от фантастики, что мне трудно межу ними сделать различие.

К.Ларина

Ну, что нам добавит издатель к этой аннотации?

В.Горностаева

Ну, надо сказать, что если бы я не читала роман и послушала, что Олег сейчас рассказал, я бы совершенно не догадалась, о чем речь. Ну это невероятно увлекательная книга, совершенно в нее заныриваешь и потом не выныриваешь до конца, это правда. И я тоже затрудняюсь сказать, фантастика ли это, мне кажется, что это тот самый случай, что в книге столько слоев и столько намерений реализовано, что определить ее с помощью одного жанра совершенно не возможно.

К.Ларина

Ну, главный манок для читателя, он заключен, конечно, в этом уведомлении.

В.Горностаева

А во надо прочитать.

К.Ларина

От автора: это вот то, что перед романом, да? «Совесть, а также статья 150 гражданского кодекса РФ, требует от меня определенных пояснений относительно возможных совпадений персонажей данной книги с реальными прототипами. Поясняю. Все персонажи – реальные люди. И названы настоящими именами. Кроемее двух. Владимира Владимировича Путина и Владислава Юрьевича Суркова. Эти двое – вымышленные характеры. И любое совпадение с настоящими людьми, носящими те же имена, случайны и непреднамеренны». Ну, это сильно.

О.Радзинский

Ну, так и есть, Ксения.

В.Горностаева

Это правда.

К.Арина

Это правда? Отвечаешь, Как читатель первый?

О.Радзинский

Я еще раз повторю, то случайно и непреднамеренно

К.Ларина

То есть это все-таки имеем перед собой роман про современною жизнь.

О.Радзинский

В том числе. Хотя тоже роман о времени, поскольку, просто боюсь говорить, называть там фамилию Эйнштейн и так далее, чтобы не утомить радиослушателей. Но поскольку нет настоящего, будущего и прошлого, как считал Эйнштейн, то, стало быть, о современной жизни, о несовременной, все там есть Чингиз Хан и Монголия 1184 года, там есть 56 год, там есть 34 год. И в том числе 2014.

К.Ларина

Есть уже правильные ответы на ваш вопрос: к каком клану принадлежал Чингиз Хан? Клал Барджигинов, да?

О.Радзинский

Совершенно верно. Именно так, да.

К.Ларина

Наши победители: Вера, телефон последние 2 цифры 21, Алексей 08, Валерий 26, лена 01 и Стас 96. Ну что же, а я бы еще попросила, наверное, сразу сказать, Варя, какие у нас еще книги мы раздаем, пожалуйста.

В.Горностаева

Да, кроме «Агафонкин и время», мы сегодня разыгрываем еще 3 книги. Все они вышли только что, к ярмарке. Сборник, я даже не знаю, как назвать, антология, сборник, проект, как-то его можно назвать разными именами. Книга, которая называется «Уроки русской любви» с таким подзаголовком: «Сто любовных признаний из великой русской литературы». Составила, придумала и составила эту книжку Мария Голованевска. Которая тут недавно была у вас в эфире. Она придумала вот что. Она собрала в одну книгу, действительно 100 любовный признаний из русской литературы. 100 отрывков из знаменитых, менее знаменитых, совсем не известных книг. И попросила некоторых сегодняшних знаменитых действующих филологов литераторов их прокомментировать. Они написали 18 эссе. Ну, например, Алена Долецкая написала эссе про роман Лимонова «Это я, Эдичка», правда здесь надо заметить, что Лимонов отказался дать нам отрывок для этого, поэтому…

К.Ларина

А выбирали сами?

В.Горностаева

Выбирала все Маша. Она каждому назначила, ну, они вместе выбрали отрывок. Или, например, Сергей Ганлевский написал о «Лолите» Набокова. Татьяна Толстая и Александр Тимофеевский вдвоем написали о Бунине. Это невероятно интересный сборник. Кроме того, там есть еще третий слой помимо этих двух текстовых, есть еще замечательный такой фотографический ряд, Александр Тигнаредно – замечательный фотограф, который…

К.Ларина

Муж Тани Щербиной.

В.Горностаева

Муж Тани Щербиной. Которая, Таня Щербина, которая тоже здесь присутствует в качестве эссеистики. Вот такая книга.

К.Ларина

А чья это была идея, очень необычная?

В.Горностаева

Марии Голованевской.

К.Ларина

Это же можно продолжить.

В.Горностаева

Можно разветвляться в разных направлениях.

К. Ларина

Да, да, очень интересно.

В.Горностаева

Это она придумала, мы с ней как-то замечательно обо всем договорились. Вот это вторая книжка. Дальше только что у нас вышла книга известного вам, наверняка, очень хорошо помните 2 предыдущие книги Бенкта и Янгфелдта - шведского слависта. У него была замечательная биография Маяковского, и потом биография Бродского. А сейчас он написал биографию Раула Валенберга. Шведского бизнесмена, дипломата, который уже в 44-45 году, оказавшись дипломатом в Венгрии, спасал 1000, десятками тысяч спасал венгерских евреев. А в 45 году был, собственно, он исчез, потому что НКВД его увезло в Москву и там следы его теряются. Вот Янгфельдт получил доступ к некоторым еще архивам. И не то, чтобы загадку полностью раскрыл, но какие-то недостающие зрения этой истории он написал. И это очень тоже такая важная для нас книга. А третья книга «Выбирая свою историю», это уже третье издание.

К.Ларина

У меня такая книжечка, первое издание у меня есть.

В.Горностаева

Да, впервые они была издана совсем небольшим тиражом при помощи любимой нами «Открытой России», тогдашней. Потом она вышла в «Колибри». Уже у нас. А сейчас мы ее переиздали просто потому, что народ требует эту книгу. И в ней написано, в ней еще 4 новые главы, то есть это дополненное и отредактированное издание. Книгу, которую написали замечательные сегодняшние современные историки Ирина Карацеба, Игорь Курукин и Никита Соколов, тоже вам хорошо известные, поскольку они много читают таких просветительских лекций и ездят по стране с ними. Она называется «Выбирая свою историю. Развилки на пути России от Рюриковичей до олигархов». Это книга о том, как на протяжении своей истории с каждой точки, где можно было сделать некий выбор, Россия его делала выбор в ту сторону, которая вот привела ее к сегодняшнему моменту

К.Ларина

Ну и, кстати, о том, что история не терпит сослагательного наклонения.

В.Горностаева

Она наоборот, она как раз терпит. Собственно, мы вчера ее обсуждали на ярмарке и ровно об этом говорил Сванидзе, что совершенно требует, терпит и вопиет иногда. Вот, и это четвертая книжка.

К.Ларина

Ну, тогда уже давай мы про эту скажем книгу, которая вот это книга – событие. Безусловно. «Черная книга», да?

В.Горностаева

Да, я на самом деле до сих пор не верю, что это событие произошло, и мы все-таки это сделали. Эта «Черная книга», которую в свое время составили и редактировали Василий Гросман , вернее, не редактировали, а там была большая литературная комиссия, которую они по очереди возглавляли: Василий Гросман и Илья Оренбург. Это сборник свидетельств преступлений против еврейского населения на территории советского союза и Польши времен второй мировой войны, собственно, нацистский преступлений. Это история Холокоста. И ее никогда не было в России, она никогда не издавалась, в 47 году, когда она уже была в типографии, набор был рассыпан, а вся литературная комиссия, кто расстрелян, кто посажен, кто выслан, и, собственно, началась борьба с космополитизмом. Книга с тех пор была запрещена, но следы от нее остались, осталось несколько версток, чудом спасенных И вот мы ее издали, но. Здесь я хочу быстро рассказать эту историю, потому что она мне кажется самая важная вообще в сегодняшнем дне. Она издана при участии огромного количества людей, потому что мы поняли, что нельзя ее просто издать. Она огромная, она будет стоить невероятных денег, и мало кто сможет ее купить. И мы придумали. Мы обратились к известному всем сайту Планета.ру, который занимается краутфайндингом, чем знаменит. Сбором народных средств методом народной стройки. И мы собрали очень, собственно, ту сумму, которую мы посчитали нужным собрать для того, чтобы они… вот например, на ярмарке этой сейчас огромный том стоит 280 рублей.

К.Ларина

Да ты то.

В.Горностаева

Да. А в магазине она будет стоить, я специально написала письмо всем-всем, товароведам, продавцам, оптовикам, реализаторам, вот всей стране я написала письмо с просьбой иметь в виду: мы ее отдаем по такой цене, чтобы она в магазине стоила не дороже 350 рублей.

К.Ларина

То есть такой особый статус у нее.

В.Горностаева

Да. У нее совершенно особый статус. И вот здесь в конце книги есть список тех, просто поименный список всех тех, кто помог ей выйти. Там огромное количество имен, и совсем не только еврейских Там люди отовсюду. Со всей страны, и не только из нашей страны, а из-за рубежа тоже. Вот видишь, тут огромный список всех, кто помог.

К.Ларина

Давайте, мы еще к этой книге вернемся, ее нельзя вот так просто бросать. У нас сейчас время новостей, потом продолжим программу.

НОВОСТИ.

К.Ларина

Возвращаемся в программу «Книжное казино», напомню, что сегодня у нас в гостях издательство «Корпус», главный редактор Варя Горностаева, и писатель Олег Радзинский. Сегодня мы представляем его книгу «Агафонкин и время». Да, вы хотели, Олег, сказать.

О.Радзинский

Да, Ксения, возвращаясь к тому, что вы сказали перед новостями, мне как-то захотелось связать вот эти две книги «Выбирая свою историю» и «Черную книгу», как бывший филолог, я все-таки учился когда-то на филологическом факультете, вопрос о сослагательном наклонении. А не бывает ли так, что иногда мы пытаемся, придав истории сослагательное наклонение, на самом деле, наделить историю повелительным наклонением? То есть если бы это был естественный выбор – это тот выбор, который мы уже по прошествии многих, многих лет, веков, столетий, тысячелетий, эпох мы считаем, что вот этот выбор был бы лучше. И тогда из сослагательного наклонения становится повелительным наклонением. Вот так должная была поступить Россия, Франция, Мадагаскар и тому подобное. Или тот или иной политический деятель.

К.Ларина

Ну это все равно ни в коей мере не оправдывает выбор, который уже сделан.

О.Радзинский

Был сделан многократно.

К.Ларина

Слушайте, ну вообще, конечно, возвращаясь к «Черной книге», я посмотрела тираж, 3 тысячи, да?

В.Горностаева

Ну мы всегда очень осторожны, у всего небольшой тирах начальный. Мы ее обязательно допечатаем, если …

К.Ларина

Запредельная вещь, как вы понимаете, многие наши слушатели знают блокадную книгу. Которая была составлена Даниилом Граниным. Это, конечно, ни с какой литературой художественной сравниться не может.

В.Горностаева

И не должно.

К.Ларина

Но вот для меня тоже вопрос, который во многом тоже важен: надо ли? Я не могу, есть вещи, про которые я не то, что не могу читать, смотреть не могу, думать не могу. Есть фотографии, конечно, в этой книжке, есть свидетельства страшные, жуткие, будничные.

В.Горностаева

Да, наверное, так вот не возможно сесть и прочитать ее от корки до корки. Это совершенно не возможно. Но нам кажется, именно сегодня вот сегодня-сегодня невероятно важно напомнить тем, кто забыл или вообще никогда не знал о том, что вообще происходит, когда в нас поселяется ненависть по отношению к другим, к чужим. Это же вот оно. Мы это сейчас чувствуем. Мы понимаем, что есть какая-то связь. Мне кажется, что это страшно важно - сейчас ее издать и сделать так, что люди, ну хорошо, какие-то куски, может быть они жили в этих местах, может быть их знакомые живут там до сих пор. Это Украина, это Белоруссия, это Прибалтика. Это было совсем не так давно, это было совсем недавно. Мы посчитали, что это просто невероятно важно об этом напомнить.

К.Ларина

А есть такая книга? Наварное, Ее пока нету. А нужна ли такая книга о преступлениях режима советского?

В.Горностаева

Ну, мы все время говорим о том, что книга не книга, но мы все-таки должны в какой-то момент с этим покончить.

К.Ларина

Про голодомор, допустим, да?

В.Горностаева

Нет, наверняка, есть.

К.Ларина

Я таких не знаю.

О.Радзинский

Нет, наш «Архипелаг ГУЛАГ», явился в какой-то степени такой книгой.

В.Горностаева

Есть, конечно, много каких-то западных изданий. Подробный таких.

О.Радзинский

«Большой террор».

К.Ларина

Тоже основанный. наверное, на свидетельствах конкретных людей. Что это не просто вот набор неких документов, цифр, миллион туда, миллион сюда. Это же ничего не дает по сути. Вот, что страшно. Вот эти самые страшные книжки, которые наполнены живыми словами.

В.Горностаева

Живыми свидетельствами. Это, собственно, не историческое исследование.

К.Ларина

А есть вообще какие-то границы дозволенного? Вот на ваш взгляд, в литературе. Когда вот есть вещи, которые вот нельзя делать. Я имею в виду по степени натуралистичности, натурализма, правдоподобия, ужаса, на ваш взгляд, Олег, как писателя?.

О.Радзинский

Ксень, каждый раз, когда вы называете меня писателем, я немножко вздрагиваю.

К.Ларина

Ну а кто вы? Послушайте, а сколько книжек вы написали?

О.Радзинский

Четыре. Даже если бы я написал 44, я не думаю… писатель – это или профессия. Вот знаете, там, доктор, писатель.

К.Ларина

Вы сказали, что вы бывший филолог и будущий писатель.

О.Радзинский

По поводу допустимости, я думаю, что в литературе допустимо, если это, как говорил Пушкин: «То, чем слово наше отзовется», - если это не направлено как раз вот на разжигание ненависти. И вот все, что отражено в конституции. Я как раз вспомнил, когда была первая война с Ираком, то моя старшая дочь пришла домой из школы в майке, на которой было написано «Нет других».

К.Ларина

Давайте да, напомним, что Олег у нас гость такой варяжский, поскоку он живет в США, да?

В.Горностаева

Уже нет.

О.Радзинский

Я живу в Великобритании и во Франции, но у меня американское гражданство.

К.Ларина

Да? Ну, я не успеваю.

О.Радзинский

И вот, когда я увидел, что «Нет других» у нее было написано, и вот их тогда ряд учеников в школе, они тогда сделали себе такие майки во время разгара и какой-то такой истерии в Америке антииракской, которая была в 91 году. И вот они все носили такие майки, мне очень понравилось. Вот это очень важно, важнейшее напоминание, что нет других на самом деле. Потому что мы все другие. Мы все одинаковые.

К.Ларина

А в вашей жизни читательской, скажем так, были книги, которые на вас произвели такое мощное впечатление и перевернули вас?

О.Радзинский

Вы имеете в виду именно…

К.Ларина

Эмоционально.

О.Радзинский

Да, безусловно, конечно. Когда я был совсем молод, я прочел «Архипелаг ГУЛАГ», я помню, это было откровением, потому что я просто не подозревал. Я подозревал, что происходило много плохого и много нечестного, ужасного, что было от нас сокрыто при советской власти. Я просто не ожидал масштаба. Тем более, что мне было лет 15-16, в этом возрасте просто трудно себе представить, что такое могло происходить. И потом, когда я прочитал книгу «Inter the darkness» Зейлена, о коменданте лагеря Триблинка. Он был на самом деле замечательный, хороший полицейский из Австрии, которого назначили комендантом. Он не хотел, он хотел продолжать работать в Австрии. Но его назначили. И поскольку он был послушный человек, причем сам он к евреям, и об этом он много раз говорил на суде, что он к евреям относился замечательно. К евреям, к цыганам, да и к коммунистам он, в общем, относился достаточно неплохо. Но он не мог ослушаться приказов, поскольку он был человек военный, ему поручили дело, он был ответственный. И страшный момент в этой книге, когда свидетельство какого-то старика, которого она нашла в Израиле, который был, он был портным в том лагере, в это время привезли его отца 85 летнего. И этот комендант его вызвал и сказал: «Ну ты же понимаешь, что я не могу его здесь содержать». Ему 85 дет, он не может работать. Он говорит: «Понимаю». «Ну, я хорошо к вам ко всем отношусь, пойди и покорми его. Перед тем, как мы его отправим в газовую камеру». И вот они сидели, он не мог даже сказать отцу, что с ним сейчас будет. Он просто с ним сидел и ел вместе. Причем, абсолютно без всяких эмоций рассказывал. Это сын. Вот такие вещи действительно страшно.

В.Горностаева

Кошмар.

К.Ларина

Мы хотели напомнить про Олега, что он не только автор этой книги, но еще и книги «Суринам», которую мы тоже представляли в последний раз, как раз мы встречались по поводу «Суринама», по-моему.

О.Радзинский

6 лет назад.

К.Ларина

Прочитана книга, Варь, людьми прочитана?

В.Горностаева

«Суринам»? Да, она имела огромный успех. Ну, теперь принято говорить, время было другое во всех отношениях. Это был еще почти прошлый век, 2008 год. Да, там был очень большой тираж, и роман помнят. Потому что, когда мы анонсировали выход этого, нам немедленно посыпалось огромное количество записок и писем в соц.сетях и на сайте, что да-да, помним «Суринам», любим, ждем. Потому что Олег как раз из тех, я прошу прощения, писателей, извините, я еще раз это скажу, которые долго пишут свои романы. Вот, например, как Донна Тартт, которая раз в 10 лет выдает по роману. Это имеет, конечно, результат.

К.Ларина

А у вас есть какая-то обратная связь с читателем российским, который читает ваши книжки?

О.Радзинский

Обратная связь произошла 28 числа на нон-фикшн первый раз, когда меня Варя пригласила, где я, честно говоря, был приятно поражен, потому что люди пришли некоторые с романом «Суринам» и с рассказом, который тоже издало издательство «Корпус» - «Иванова свобода», в 2010 году. И я, честно говоря, не ожидал, поскольку я живу далеко, и связи никакой…

К.Ларина

То есть ни в интернете, так нет никакой у вас ни форума, по которому вы там с читателями обсуждаете что-то?

О.Радзинский

Вы знаете, я просто как-то не смотрю, не знаю.

К.Ларина

А как это? Вот я не понимаю. Вот я как бы написал, Варя издала книжку, она улетела в космос и все, вам больше не интересна ее судьба?

В.Горностаева

Я скажу страшную вещь. Олега нет в Фейсбуке.

К.Ларина

Нет, ну ладно. Я понимаю, но тем не менее, я просто хочу понять, неужели вам, как автору, не интересна судьба дальнейшая вот этой вот вещи, которую сердцем, кровью, потом…

О.Радзинский

Да, да, дело в том, что я одно время руководил интернет-компанией в России под названием Рамблер, и с тех пор, после того, как это закончилось…

К.Ларина

Ненавидите интернет.

О.Радзинский

Не то что, я просто сторонюсь.

К.Ларина

Ну а вдруг вас неправильно прочли, неправильно поняли?

О.Радзинский

Я буду очень рад, потому что я не думаю, что есть правильное прочтение.

К.Ларина

А вдруг ваши книги выбрасывают в окошко?

О.Радзинский

Ксеня, вот вам пример, я вам рассказал, о чем я думаю «Агафонкин и время», а Варя думает: «Если бы мне рассказали, я бы никогда бы не угадала». А главное, если вы меня спросите через одну минуту, я вам скажу что-нибудь совершенно другое.

В.Горностаева

Ну правильно, вообще не возможно рассказать. Вот если ты меня сейчас спросишь, я не смогу рассказать роман так, чтобы другой человек моментально.. это огромная вещь.

О.Радзинский

Представьте себе, что вы сидите в кинозале и…

К.Ларина

Тихо, у нас сейчас реклама. Запомните эти слова.

Реклама

К.Ларина

Издательство «Корпус», всегда за ним слежу, я хожу, рядом со мной есть магазин «Республика» книжный. И там, я так поняла, что у вас там свой договор, не знаю, там есть отдельная полка.

В.Горностаева

Нет, у нас нет. Это очень хорошо, что...

К.Ларина

Ну вот я вам говорю. Отдельная полка, называется «Издательство «Корпус».

В.Горностаева

У нас потому что близкие аудитории, нет, это из собственная инициатива.

К.Ларина

Я просто призываю аудиторию наших слушателей обратить на это внимание. Если вы заходите в магазин «Республика», ничего проще не бывает. Там обязательно будет полка «Корпуса» и вот… причем книги не только новые, но только последнего года выпуска, они самые разные. Так что за этим следите. Итак. Представьте себе, что вы в темном кинотеатре.

О.Радзинский

Да, представьте себе, что вы сидите в кинотеатре, и вы смотрите кино. И вот перед вами появляется кадр: женщина в комнате нервно смотрит на часы. Следующий кадр: открывается дверь, входит мужчина с букетом цветов. Следующий кадр: лицо женщины. Следующий кадр: они целуются. То есть перед вами 4 кадра и каждый раз тот отрывок киноленты, который попадает в окошечко кинопроектора – это и есть настоящее. И представьте, что все это время. Вот вы всегда видим только настоящее. Мы знаем о том, что было, потому что это случилось, у нас есть об этом память. И мы может предполагать о следующем кадре как бы нашей жизни, о будущем. А теперь представьте себе, что есть человек, который обладает способностью видеть… вот теперь все на цифре, а раньше были вот эти вот огромные киноленты. И вот у него, перед ним вся эта лента просто лежит, пленка. На монтажном столе. И он видит все кадры сразу. И в каждом из них продолжается действие, потому что это никогда не заканчивается. Каждый кадр живет сам по себе. И они главное обладает способностью в каждый из этих кадров попасть. И там жить. Вот это и есть Агафонкин.

В.Горностаева

Действительно, сумел.

О.Радзинский

Сумел. Я говорю, получилось.

В.Горностаева

Спасибо, я можно буду пользоваться?

О.Радзинский

Ну, за небольшую сумму, Варь.

В.Горностаева

Потому что это действительно правильно объяснение.

К.Ларина

Но должно быть несколько. финалов у такой книги возможный, так оно и есть?

О.Радзинский

Ну это, Ксения, это замечательный вопрос и я на него отказываюсь отвечать. Я вспоминаю свое тюремное прошлое, поскольку это вопрос не имеет отношения к сути предъявленных мне обвинений, то я отказываюсь отвечать.

К.Ларина

Ну, я возвращаюсь к своему вопросу. Итак, судьба литературного произведения, которое я породил, неужели мне не интересно, как его читают?

О.Радзинский

Нет, мне очень интересно.

К.Ларина

Что в ней находят? Как ее оценивают? Вы хотя бы рецензии читаете?

О.Радзинский

Вы знаете, есть замечательное, вот у Вари есть замечательный (нрзбр) Женя Кононенко, которая мне после «Суринама» присылала рецензии.

В.Горностаева

А если бы она не присылала?

О.Радзинский

Нет, послушайте, я же советский человек. Я вырос, я работал в журнале «Литературное обозрение» младшим редактором. Поскольку журнала больше нет, я не знаю, где искать рецензии.

К.Ларина

Вот так, представляете?

В.Горностаева

«Агафонкин и время».

К.Ларина

Да, вне времени живет, совершенно. Ну хорошо, тогда если так. А как вы угадываете про что сегодня говорить?

О.Радзинский

Это самая большая беда, Ксения. Это самая большая беда.

К.Ларина

Интуиция, сон, конструирование?

О.Радзинский

Я угадываю неправильно. Всегда. Потому что я здесь не живу и как-то мне сказал один из моих друзей: «Вы понимаете, Олег, вот через вас не говорит время». Поэтому, это действительно, потому что я здесь не живу. Я не прожил с этой страной самые важные времена, начиная с 87 года. Поэтому мне очень сложно. Но у меня нет выхода. Я пытаюсь, чтобы через меня говорило безвременье хотя бы. Не знаю, насколько у меня это получилось.

К.Ларина

Получается?

В.Горностаева

Получается.

К.Ларина

Ну полезная книжка? Вот с точки зрения… как тебе сказать...

В.Горностаева

Хорошие книги всегда очень полезны в домашнем хозяйстве. Вот действительно, конечно, полезна. Во-первых, это очень увлекательно. Сегодня настает время, когда увлекательные книги совершенно необходимы. Ну согласись, хочется как-то им отдаться. Нет, конечно.

К.Ларина

Вопрос. От Радзинского. Какое решение легендарного 20-ого съезда изменило нет-нет-нет, совсем не то, что вы подумали. Изменило транспортную систему советского союза? Как вы понимаете, это супер вопрос, поэтому отвечать будем по телефону прямого эфира. Правильно, рука потянулась к наушникам, Олег, тоже вас призываю к этому. Итак, давайте попробуем ответить на этот вопрос. За ответ на этот вопрос вы получаете все книги, которые у нас сегодня лежат на нашем игровом столе. Ну, естественно, включая главную книжку, сегодняшней программы - книгу Олега Радзинского. Итак, давайте попробуем ответить на этот вопрос. Але, здравствуйте.

Слушатель

Ало.

К.Ларина

Да, пожалуйста.

Слушатель

Здравствуйте. Это касается, по-моему, гражданской авиации.

К.Ларина

Нет, ошиблись. Еще пробуем. Але, здравствуйте. Очень простой ответ, неожиданный.

Слушатель

Здравствуйте. Может быть это переименование метрополитена?

К.Ларина

Переименование метрополитена. Нет, к сожалению, тоже не попали. Вы имеете в виду, наверное, то, что Коганович оттуда ушел. И появился Ленин. Тогда был метрополитен имени Кагановича, по-моему? Так, пожалуйста, еще. Давайте сузим понятие до РЖД, можно так спросить? Вот этого транспорта, железнодорожного. Подсказываю, давайте попробуем. Здравствуйте, ало.

Слушатель

Прекращение строительства паровозов и массовое внедрение тепловозной и электровозной тяги.

К.Ларина

Ес! Вы погуглили?

Слушатель

Да, посмотрел.

К.Ларина

Как вас зовут?

Слушатель

Игорь

К.Ларина

Игорь, спасибо большое, вы нам помогли, на вопрос ответили верно, и получаете все книжки. Вы в Москве живете?

Слушатель

Да, в Москве.

К.Ларина

Отлично. Все, телефон записан.

В.Горностаева

Вот вам, пожалуйста, умение пользоваться интернетом. Наглядная иллюстрация.

О.Радзинский

Буду учиться. Тоже буду правильно отвечать и получать книги от Ксении и Майи.

К.Ларина

А вот скажите, поскольку у нас такие вопросы, такой вопрос действительно временной от 20 съезда а Чингиз Хана к театру оперетты, здесь еще есть вопрос, который мы не задаем, он нам уже не нужен. Это связано с тем, что у нас так время плавает в книжке?

О.Радзинский

Это все относится к роману, да. Все эти временные эпохи и многие другие отражены в рамках.

К.Ларина

А для вас какая самая главная эпоха историческая?

О.Радзинский

Для меня самое главное завтра. Вот так.

В.Горностаева

Замечательно.

О.Радзинский

Недовольное лицо Ксении. Недовольное.

В.Горностаева

Почему, наоборот довольное.

О.Радзинский

Я переменю ответ. Что вы хотели услышать?

К.Ларина

Это знаете, как, где это было? В «Собачьем сердце»? Когда они пошли в цирк, и там какая-то гадалка выступала? Они спрашивают: «Когда будет мое самое лучшее время?» А она говорит: «Ваше самое лучшее время у вас впереди». Так и есть, да. Ну товарищи, ну все-таки историческая эпоха, которая изменила вашу судьбу.

О.Радзинский

А мою? Ну, безусловно, мою судьбу, ну не то, что историческая эпоха какая-то. Ряд обстоятельств, выборов, отсутствие сослагательного наклонения, наличие повелительного в моей жизни. Вот все это изменило. Но, безусловно, я очень рад, крайне благодарен Михаилу Сергеевичу Горбачеву, что он меня в свое время освободил в 87 году.

К.Ларина

А какой срок вам дали сначала?

О.Радзинский

Мне дали 6 лет тюрьмы строгого режима и ссылки.

К.Ларина

Сколько вы просидели?

О.Радзинский

5 лет 4 месяца.

В.Горностаева

Ну, хоть скажите, за что?

К.Ларина

Последний человек, который был осужден за антисоветскую пропаганду?

О.Радзинский

Нет, после меня, по-моему, еще кого-то осуждали.

К.Ларина

Ну, один из последних. Ну, вот по этой статье, да? По диссидентской.

О.Радзинский

Нет, меня в 82 году посадили.

В.Горностаева

Ну все равно это уже на излете.

О.Радзинский

Да, но все это прошлое. Все это прошлое.

К.Ларина

А кто за вас? Вписывался кто-нибудь в вашу защиту?

О.Радзинский

Вы знаете, в это время был рейкявейкский саммит такой знаменитый, где президент Рейгант встречался с Горбачевым. И Рейгант с неудовольствием ему дал какой-то список правозащитников, до которых ему лично не было никакого дела, но конгресс его попросил. И пообещал за это не увеличивать количество ракет в Европе, насколько я знаю. И Горбачев был рад на это согласиться, мне кажется, в это время в начале 87 года, январь-февраль, куча нас повыпускали.

К.Ларина

А вы мемуары не писали по этому поводу?

О.Радзинский

Нет.

К.Ларина

Почему?

О.Радзинский

Не интересно, а что тут писать?

К.Ларина

Почему? Это Как раз вот, поскольку вы не знаете, что здесь происходит, мы вам сейчас расскажем. Сейчас как раз такая книга была бы очень полезна в домашнем хозяйстве. Не менее полезна, чем книга «Агафонкин и время», я вас уверяю.

О.Радзинский

Ксеня, поскольку я твердо решил, что через меня будет проходить безвременье.

К.Ларина

Тем более. Нет, слушайте, таких мемуаров написано тысячи. И намного более интересных, чем что бы то ни было, что я когда-либо смог бы написать. Замечательная книга Александра Подрабинека «Диссиденты». Прекрасная книга, прекрасно написано. И действительно, представлены разные эпохи диссидентского движения в России. И много других книг. Так что я не думаю, что мои мемуары что-нибудь добавили бы.

К.ЛАРИНА: Ну не знаю, у меня вот сомнения. Мне кажется, что Олег скромничает, добавили бы.

О.Радзинский

Ну ему лучше знать, наверное.

К.Ларина

Нет

В.Горностаева

Он уже что-то придумал, наверняка.

О.Радзинский

Явно вы склонны к повелительному наклонению.

К.Ларина

Ну что, мы на этом должны завершать нашу программу. Огромное спасибо нашим гостям, издательство «Корпус», напомню, Варвара Горностаева и Олег Радзинский, автор книги «Агафонкин и время». Обращайте внимание на это название. И не забудьте про «Черную книгу» Гросмана и Оренбурга, которая уже есть в продаже . Пожалуйста, обратите не нее внимание. Спасибо большое.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024