"Новый старый Аксенов" - Евгений Попов, Виктор Есипов - Книжное казино - 2014-11-09
К.Ларина
―
Начинаем программу «Книжное казино», здесь в студии ведущие передачи Ксения Ларина, Майя Пешкова.
М.Пешкова
―
Добрый день, здравствуйте.
К.Ларина
―
Добрый день, здравствуй, Майя. Сегодня у нас в гостях Евгений Попов, здравствуй, Женя.
Е.Попов
―
Здравствуйте.
К.Ларина
―
Виктор Есипов, здравствуйте.
В.Есипов
―
Добрый день.
К.Ларина
―
И мы сегодня представляем книжки Василия Павловича Аксенова. Я думаю, что по составу компании понятно, про кого мы сегодня будем говорить. «Новый и старый Аксенов» - тема программы, и новый и старый Аксенов у нас присутствует, сейчас скажу, что это за серия, которую мы представляем. Напомню нашим слушателям, что на смс вы будете отвечать на наши вопросы. +7985904545. Я могу уже первый вопрос задать, чтобы вы могли уже начать свою работу. Итак, внимание, слушайте вопрос. Один из героев повести «Бумажный пейзаж», включенной в книгу «Стальная птица», совершает довольно безрассудный фантастический поступок – пишет письмо самому Леониду Ильичу Брежневу. И становится диссидентом. Но и в реальной истории подобное письмо было однажды написано. Его знаменитый автор, в частности, напомнил генеральному секретарю, что единственная правота – это доброта. Назовите имя автора реального письма. Вопрос длинный, ответ короткий. Ждем правильных ответов на смс. Какие книги, сейчас скажем, но давайте все-таки сначала по традиции я представлю вам рейтинг продаж. Напомню, по результатам продаж трех магазинов крупнейших московских: книжного магазина «Москва», «Московского дома книги» и «Библоио Глобуса». Мы составляем этот еженедельный рейтинг. Я называю первую семерку. «Алфавит» Паолы Волковой, книжка ,которая вышла в издательстве «Слово». Замыкает первую семерку она. Об этой книге я надеюсь мы будем говорить отдельно.
М.Пешкова
―
Непременно, отдельная передача будет.
К.Ларина
―
Отдельно с нашими гостями, поскольку эта книга посвящена памяти Паолы Волковой. Героини, которая, я думаю, хорошо известна нашим слушателям. Чуть выше книга Энтони Горовица «Мариарти», чуть выше Галина Тимченко «Дорогая редакция. Подлинная история «Ленты.ру», рассказанная ее создателем, чуть выше, на 4 месте книга Татьяны Устиновой «Ковчег Марка». Призовая тройка. На третьем месте Борис Акунин, второй том его «Истории российского государства, часть Азии, ордынский период». На втором месте Марк Леви «Другое счастье». И на Первом месте вот уже сколько недель бессменно Виктор Пелевин «Любовь к трем цукербринам». Вот такой наш рейтинг Ну, а теперь книги, которые мы сегодня представляем.
М.Пешкова
―
Книги, которые сегодня на нашем игровом столе – это книга Василия Павловича Аксенова «Одно сплошное карузо». Это впервые опубликованные здесь рассказы, эссе, записные книжки из архива писателя. Такой огромный том, насколько я понимаю, именно вы, Виктор, его составитель.
В.Есипов
―
Да.
К.Ларина
―
А издательство мы не назвали.
М.Пешкова
―
Издательство «Эксмо». Спасибо Светлане Маркеловой, что очень быстро, четко и точно подобрала нам все книги, вышедшие именно в 14 году. «Стальная Птица» Василия Павловича Аксенова, еще «Московская сага» первая книга, «Поколение зимы», а также книга мною очень чаемая, жданная, потому что мы издание зачитали, это «Звездный билет», куда вошли «Коллеги», сам «Звездный билет» повесть, и «Апельсины из Марокко». Во 4 книги Василия Павловича сегодня на нашем игровом столе.
К.Ларина
―
Ну что, это переиздание уже того, что уже прочитано? Или в этом есть какой-то другой смысл? Пожалуйста, Виктор, вам слово.
В.Есипов
―
Нет, здесь разного рода произведения. Во-первых, основную часть составляет то, что было действительно в его бумагах. То, что я разбирал постепенно. Там что-то перепечатывал, просто переводил в электронный вид, а есть вещи, которые затеряны были в периодике в эмигрантской и в отечественной. В частности, сюда вошли несколько очень популярных рассказов с 16-ой страницы Литературной газеты.
К.Ларина
―
Вот в этом томе в основном «Одно сплошное карузо», я здесь вижу впервые рассказы, эссе и записные книжки из архива писателя.
В.Есипов
―
Да, здесь некоторая неточность, допущенная издательством в аннотации. Они впервые изданы книгой, то ест они никогда не входили ни в одно издание Василия Павловича. В книгу они входят впервые. И некоторые вещи, никогда не публиковавшиеся, и лежавшие просто в рукописях, так сказать, в архиве. В частности, это часть публицистики, и замечательные статьи и эссе, в которых, на мой взгляд, он предстает как-то в новом амплуа, как таким философом литературы.
К.Ларина
―
Это у нас такая получается заявка на полное собрание.
В.Есипов
―
Ну когда-то, да, в конечном итоге, конечно, да.
К.Ларина
―
Женя, для вас чем ценно это издание?
Е.Попов
―
Вы знаете, для меня оно ценно тем, что здесь четко совершенно прослеживается путь Аксенова. От автора комсомольского журнала «Юность», куда он пришел издать две комсомольские вещи, я подчеркиваю: «Звездный билет» и «Коллеги». Но он уже тогда изначально писал лучше, чем многие его, извините за тавтологию, коллеги, которые там уже высот добились. И разочарование его во всем этом. Дальнейшая его жизнь, «Альманах», «Метрополь», эмиграция и вот последняя уже новая Москва, перед которой он, так сказать, в некотором недоумении находится. И везде всегда подчеркивает: «Я не буду лезть в ваши дела, я писатель». Ну эта история и страны тоже.
К.Ларина
―
А здесь есть вещи, которые он на свободе делал? Очерки его?
В.Есипов
―
Да, есть. По-моему, сейчас я скажу…
Е.Попов
―
Ну, «Прогулки в Калашный ряд», очевидно, есть.
В.Есипов
―
Нет, «Прогулка» в «Гранях».
Е.Попов
―
В «Гранях» он же хороший хозяин, у него же и на свободе, и в «Гранях»…
В.Есипов
―
«Звук Елисейский полей», вот со свободы это. Тут, между прочим, позвольте мне тогда поблагодарить нескольких человек, которые очень пристально следили за публикациями. Я в течении трех лет публиковал эти архивные материалы в журналах, в «Вопросах литераторы», в «Октябре», в «Знамени», в «Казани». И очень в «Вопросе литературы» мне сказали, что номера с материалами Василия Павловича сразу пользовались большим спросом. Просто резко отличались эти номера. И поэтому я получил определенное количество замечаний, поправок от заинтересованных читателей. Вот хочу поблагодарить в связи с этим Андрея Крылова, Сергея Дмитриенко, Владимира Солоненко, Анатолия Макарова, Андрея Кулика, Георгия Садовникова и, конечно, Анатолия Гладилина, который согласился прокомментировать в месте со мной дневниковые записи Василия Павловича.
К.Ларина
―
Это все вот в этом томе «Одно сплошное карузо»?
В.Есипов
―
Да, там есть дневниковые записи.
Е.Попов
―
Замечательные, кстати, есть записи, где они с Гладилиным соавторствуют. И очень интересно становление Аксенова другого. Записи 62-ого года примерно.
В.Есипов: 61
―
ого - 65-ого.
Е.Попов
―
Все было в порядке полном, все друзья. Все, жизнь безоблачна будет. Попадаются имена людей, которые, он потом на дух их не переносил. Ну они вместе пьют, за девушками ухлестывают, значит, все это. Очень интересно читать.
К.Ларина
―
А вы там есть?
Е.Попов: В 62
―
ом году, помилуйте. В 62-ом году мне было 16, для меня Гладилин и Аксенов были кумирами недосягаемыми.
В.Есипов
―
Ну это также, как воспоминания о юности, юность бальзаковского возраста сюда входит тоже. Он пишет, что я шел , меня первый раз пригласили на вечер юности, я шел туда и увижу самого Гладилина.
Е.Попов
―
Совершенно верно.
К.Ларина
―
А вы когда впервые прочитали Аксенова вообще, помните?
Е.Попов
―
Я прекрасно помню. Я даже об этом напомнил Василию Павловичу, но ему не очень это понравилось. Я говорю: «Вася, я твой читатель с первых твоих публикаций». Он говорит: «Ну так ты не один такой». Дескать, вся страна прочитала. Я говорю: «Нет, Вася. Два рассказа были за год до этого , один «Асфальтовые дороги» про комсомольца, который из армии пришел и совершил подвил. А другой (нрзбр).. Вася на меня так посмотрел с недобрым глазом, так сказать.
К.Ларина
―
То есть есть вещи, которые он бы не хотел, чтобы они оставались.
Е.Попов
―
Я думаю, что не хотел бы «Асфальтовые доги», потому что это аксеновский язык, там идет сюжет, как паренек приходит из армии, встречает своего однокашника стилягу. И тот ему предлагает после армии фортовкой заняться.
К.Ларина
―
То есть искушает его, да?
Е.Попов
―
Ну ладно, чего искушает. Вася потом не очень это…
В.Есипов
―
Собственно, он и «Коллег» не любил.
К.Ларина
―
Вот я хотела спросить, да, про «Коллег». В этом смысле «Коллеги» отличаются от заказных советских произведений?
Е.Попов
―
Отличаются, Ксеня. Дело в том, что они отличаются первым делом интонацией, языком. Понимаете, потому что к тому времени страна уже настолько очумела от всех этих советских книжек, ну их читать не возможно. Но это неудобоваримо было. И вдруг языком таким, что все это, значит, «Коллеги», и пропускались все вот эти комсомольские дела. Ну это как бы, ну, заставили парня. Все же понимают все это дело. И особенно, конечно, укрепился успех «Коллег» после фильма. Фильм замечательный быел тогда. И вот действительно тогда «Коллеги» - первая ступень ракеты. Вторая, конечно, «Звездный билет» - это уже другое. Совершенно.
К.Ларина
―
Вот нам пишут: «Мой младший брат» был фильм по «Звездному билету».
Е.Попов
―
У меня до сих пор всегда единственный вопрос: они что, совсем больные были, большевики? Вот комсомольские две вещи, да печатай ты его, давай ты ему награди, обнимай, целуй его Нет, сделали поколение «звездных» мальчиков, стиляг…
К.Ларина
―
Все-таки такой отзыв был не очень хороший.
Е.Попов
―
Отклик был жуткий, вы не представляете. Было заседание Горбачева, там, мальчики, там еще… а дело-то выеденного яйца не стоит, там же молодые комсомольцы, ну они любят джаз, там, с девчонками крутятся. И едут они коммунизм строить не на восток, а на запад В Эстонии они перековываются. Они там рыбаками работаю, все. Как на него набросились. Ну идиоты, потому их власть и полетела. Ну дураки потому что.
В.Есипов
―
С «Коллегами» интересный сюжет один. Есть такой школьный учитель, в Евпатории он работает. Он мне прислал, у него была статья, где он очень интересную аналогию приводит, что «Коллеги» в какой-то степени связаны с «Тремя товарищами» Ремарка. Безусловно, так что это…
Е.Попов
―
А книга была очень… в переводе Копелева, кстати.
К.Ларина
―
Ну, кстати, и в «Звездном билете» тоже есть это товарищество ремарковское, безусловно. Такое очень знаковое, знак времени.
Е.Попов
―
Еще мне кажется, был еще такой выход мира на сосуществование с большевикам. Они сами отталкивали. Что им сделали абстракционисты бедные? Не все левые были. Как Армс писал, какой-то значит, Иван Иваныч писал даму с кнутом и сошел с ума. Это дело Иван Иваныча. Так нет, они устроили целую, то есть абстракционизм – антисоветчина. Там понять ничего не возможно абсолютно. Ну вот то же самое и с писателями.
В.Есипов
―
Ну а как же? По формуле «сегодня ты лобаешь джаз, а завтра родину продашь».
Е.Попов
―
Да нет, завтра родину продаж – надо было хоть немножко историю знать, что в 20 годы все формалисты заправляли искусством, они были комиссарами в то время.
К.Ларина
―
Слушайте, давайте еще раз напомню. Значит, «Коллеги» - это какой год? 62-ой?
В.Есипов: 61
―
ый.
К.Ларина
―
А «Звездный билет»?
В.Есипов: 62
―
ой.
К.Ларина
―
Тут давайте вспомним, что это было за время? Что это вокруг творилось, вокруг выходяа этих повестей.
В.Есипов
―
Сравнительно…
Е.Попов
―
Карибский кризис.
К.Ларина
―
Но, при этом оттепель, конечно
Е.Попов
―
И одновременно в 62-ом году уже Хрущев орал на Аксенова.
К.Ларина
―
На интеллигенцию.
В.Есипов: 63
―
ий.Май 63-его. Нет, 62-ой – благополучный еще.
Е.Попов
―
Ксения, еще не надо забывать, что 62-ой от 53-его - всего 9 лет, потому что Сталин-то отдал коньки в 53-ем году, И все это, вот отсчитайте от сегодняшнего дня 9 лет, и там ведь тоже все помнили прекрасно Сталина. Мне рассказывал Василий Павлович, как они когда с Андреем вышли из Кремля, они вот взялись вот так вот под ручку и пошли в ресторан, естественно, «Националь». Они всерьез боялись ,что они не перейдут площадь.
К.Ларина
―
Да вы что?
Е.Попов
―
Да, арестуют. Потому что когда Хрущев орет, что я тебя гражданства лишу Вознесенскому, то это все вполне серьезно, это живо еще в памяти было. Тем более, у Аксенова, у которого родители сидели.
К.Ларина
―
Это там, где он говорил, что вы мстите нам за своего отца, что его расстреляли. А он говорит, что его отец жив, да?
Е.Попов
―
Вы знаете, это Аксенов, понимаете? С ним всегда происходят такие истории, начинается трагикомедия. Хрущев орет, что вы мстите за своих… А Аксенов ему отвечает. что мои родители живы и, кстати, вышли из лагеря благодаря вам, Никита Сергеевич. И Никита ошалел, потому что он смотрит на своих секретарей, кто дал не ту информацию. Что-то там забурчал, но это уже не то было.
К.Ларина
―
А с чем была вообще связана эта истерика хрущевская, вообще истерика власти, которая именно на этот странны, казалось бы, благоприятный период, пришлась.
В.Есипов
―
Ну это уже началось с художников же.
К.Ларина
―
Но все равно, это было подготовлено уже.
В.Есипов
―
То есть его натравливали, я так думаю его просто дискредитировали, окружение дискредитировало Хрущева. Он тоже не нужен был.
К.Ларина
―
А это понимали в ту пору представители творческой интеллигенции? Что это плановая акция, что это дискредитация Хрущева, что этом есть некий заговор политический?
Е.Попов
―
Полагали что все, что Хрущев - крестьянин тупой, чтобы он взбесился и все. А, наверное, полагали, что были плановая акция, что, как с художниками, как и с писателями, власть себя вела мягче, чем коллеги. Там художники привели Хруща, значит, на выставку, и раздразнили его. И потом с Аксеновым то же самое, с «Метрополем».
К.Ларина
―
Ну «Метрополь» - это 79-ый год.
Е.Попов: 79
―
ый, это не ГБ делало, не ЦК, это делали коллеги. А непосредственно поводом для этого было то, что до этого выступила Ванда, Василевская, жена Корнейчука, и сказала: «Что такое, мы боремся в Польше у себя за социализм, а приезжают различные Аксеновы и зачитывают цитаты». Тут начался рев. И, кстати, потом, мне рассказывал Аксенов, что когда сняли Хрущева, то они с Евтушенко сидели выписали и встретили внучку Хрущева, и просили передать дедушке, когда она его увит, что они его любят все равно. И он сказал, по утверждению Юли, что он сказал: «Хорошие ребята, это меня научили».
К.Ларина
―
А вот скажите, это имело какие-то последствия, вот все вот эти наезды на интеллигенцию? Вот именно в то время, что-то изменило в их творчестве?
В.Есипов
―
Ну в смысле Аксенова, я слышал от него такое предположение, что ему как бы патронировал Аджубей, потому что на следующий же день….
К.Ларина
―
Аджубей в ту пору был главным редактором газеты «Известия».
Е.Попов
―
И зятем Хрущева.
К.Ларина
―
Ну это понятно.
В.Есипов
―
Да, и он в тот момент, когда, как Женя говорит, они с опаской переходили площадь, не надеясь, что они ее перейдут, и вдруг он получил на следующий день предложение ехать в Аргентину на кинофестиваль. И позвонил кто-то из ЦК домой, Васили Павловича жена сказала, что его нет. «Как нет!? В Аргентине?» По-моему, вообще истерика, видимо, была.
Е.Попов
―
Это замечательная деталь, потому что это доказательство, что, как всегда, борются две шайки, одна так, другая так. Потому что Аджубей понимал, что Аксенов полезен. В общем-то для страны. С точки зрения государства. Он был прагматичным.
К.Ларина
―
А вот в это время, кстати, появились какие-то, были коллеги опять же, с которыми он расстался после этого? Ведь не так все просто, наверняка были люди, которые хотели засвидетельствовать свою лояльность, свое почтение. К генеральной линии партии.
В.Есипов
―
Ну, мне кажется все-таки было вот это разграничение на вот это новое поколение, они все-таки держались дружно.
Е.Попов
―
Совершенно верно, я тоже согласен, потому что там конфликт был возрастной в основном. И так возрастной, ЦК-стский коммунистический. Там какой Горбачев против. А все вот эти, молодая генерация, Аксенов, например, Юлиан Семенов, автор 1 мгновений, или Юлиан Шин, который стал совершенно правоверным человеком. Это одна компания. Молодые люди, выпивали, девушки там.
К.Ларина
―
И деревенщики тоже?
В.Есипов
―
А их еще, наверное, не было.
К.Ларина
―
Ну как это? Они все вот как раз то же поколение по сути.
Е.Попов
―
Они были прекрасным образом, все какое-то, все это шло параллельно.
К.Ларина
―
Это Можаев был , наверное.
В.Есипов
―
Можаев был, Распутина, по-моему, не было.
Е.Попов
―
Ну он молодой, Распутин. Первая книга Распутина, извини меня, я когда вот слушал речи различные фундементалистские, у него первая книга под влиянием, извините, Хеменгуэя и Аксенова сделана. Есть рассказ, замечательный рассказ «Родольфио».
К.Ларина
―
«Родольфио», ну конечно. Совсем другой Распутин.
Е.Попов
―
Шукшин совсем другой был. Но между прочим, замечу, что Шукшин и Распутин, вообще по возрасты, 5 лет имеет огромное значение. А Шукшин позже сделал, при всем уважении в Василию Макаровичу, «Чудики» его появились позже, чем рассказ «На полпути к луне», где первый был такой совершенно уже чудик такой.
В.Есипов
―
Да, «На полпути к луне», вот тут есть воспоминания в этой книге о встрече с Твардовским, и как раз он они втроем: Гладилин, он и Казаков, пришли к Твардовскому, говорят, мол, мы сумели пройти, никто нас не задержал, ни секретарь, ни заместители, такого не водилось, чтобы прямо сразу к Твардовскому войти. Пришли и говорим, что, мол, что ж вы не печатаете молодую прозу. Твардовский, говорит, усмехнулся, говорит: «Вы все еще себя молодыми считаете? Приносите, почитаем, посмотрим» И говорит, они когда вышли, они говорят, Толя и Вася, мол, Юр, тебя-то он напечатает, а нас, конечно, нет. А оказалось, что он взял из троих ни Казакова, и ни Гладилина, а именно вот «На полпути к луне».
Е.Попов
―
Ну да, нет, кстати, вот вы спросили про «Коллег», дело в том, что «Звездный билет» сыграл огромную роль для молодой литературы. Потому что мне тогда было 16 лет, мы тут же стали издавать самиздатский журнал, полагая, что жизнь у нас, все, мы же не нарушаем ничего. Разгромили этот журнал из комсомола всех поисключали кроме меня, поскольку я там и не был. И у меня, я сейчас вспоминал. Мой приятель написал статью о поэзии Пастернака, это был криминал. А второй криминал – я написал статью «Культ личности и «Звездный билет». Это щенячья статья 16-ти летнего пацана. Ну это было…
К.Ларина: 16
―
ти летний пацан – это Евгений Попов в нашей студии.
Е.Попов
―
Да он уже не 16-ти летний.
К.Ларина
―
Здесь же Виктор Есипов, я победителя могу сказать, который правильно ответил на вопрос, но я потом скажу. Потому что я сейчас новый вопрос хочу зачитать. Мы сейчас с погружением изучаем все это книжки, которые мы сегодня рассматриваем. Книжки Василия Павловича Аксенова. Мы погружаемся в то время, когда они были написаны. Но, кстати, хочу напомнить, что подробности всей этой жизни, которую мы сегодня вспоминаем, очень, как мне кажется, скрупулезно изложены в романе «Таинственная страсть». Там как раз вот все эти встречи с Хрущевым, и все остальное. Все это очень подробно написано В следующей части мы придем уже в 79-ом году, там, где и Попов будет уже постарше, уже будет писателем.
Е.Попов
―
Я уже тоже где-то упоминаюсь.РЕКЛАМА.
К.Ларина
―
Добрый день. Еще раз. Мы продолжаем «Книжное казино». Сегодня мы читаем с огромным удовольствием Василия Павловича Аксенова, издательство «Эксмо», да? Я не ошибаюсь? Которое выпускает целую серю книг Василия Павловича. Мы сегодня обсуждаем сборник эссе и очерков «Одно сплошное карузо». С Евгением Поповым и Виктором Есиповым в студии. Кроме этого у нас книжки «Звездный билет», в которую вошли «Коллеги и «Апельсины из Марокко». «Стальная птица», а что сюда входит хоть скажите. Братцы. Это повесть, да?
В.Есипов
―
Сюда еще «Бумажный пейзаж» входит.
К.Ларина
―
Туда же? Да? Ладно. «Московская сага» первая книга. Это значит, будут ее две. Естественно, потому что это трилогия. У нас же есть победители, которые правильно ответили на наш вопрос. Про автора письма генеральному секретарю, в котором он написал, что единственная правота – это доброта. Это Иосиф Бродский. Наши победители: Александр, телефон первые 3 цифры 847, Петр 537, Нина 521, Ирина 944 и Людмила 184. У нас чуть позже будет еще один вопрос, на который вы ответите, наверное, по телефону прямого эфира. А пока давайте мы, во-первых, я хотела зацепить финал предыдущей части, где вспомнила про «Таинственную страсть». Она правда переиздана вот в этом…?
В.Есипов
―
Нет, это издательство не имеет прав на «Таинственную страсть».
К.Ларина
―
По-моему они выпускали уже второй раз, ты помнишь, Май?
В.Есипов
―
Они выпускали второй раз после шума…К.ЛАРИНА После того, как Гладилин обнародовал, как ему показалось, некий подлог, да? Они опубликовали, как они написали, опубликовали в авторском варианте уже, да? Да, Май.
М.Пешкова
―
У меня вопрос связан с лекциями Василия Павловича. Будут ли они изданы?
В.Есипов
―
Лекции?
М.Пешкова
―
Да, лекции Аксенова. Лекции Набокова ведь изданы. Профессора.
В.Есипов
―
Профессор Аксенов, хороший вопрос.
К.Ларина
―
Хорошее предложение.
В.Есипов
―
Действительно, такие материалы имеются, но я ими еще не занимался.
Е.Попов
―
Вить, а их писал кто-то?
В.Есипов
―
Есть, есть.
Е.Попов
―
Магнитофонная запись или уже расшифрованная?
В.Есипов
―
Оцифрованная есть. Просто я еще этим не занимался совсем.
Е.Попов
―
Оцифрованная? Полдела сделано уже.
В.Есипов
―
Для меня была, между прочим мысль, что можно…
К.Ларина
―
А что еще издано в собрании?
В.Есипов
―
А, вот в этом, тут я не сказал очень важную вещь, что я задумал это, как двухтомник. Второй том должна была составить переписка, частично публиковавшаяся уже. А там полностью вся переписка. Но тут с издательством возникли трудности, которые не удалось преодолеть. И поэтому я надеюсь издать…
К.Ларина
―
Какие трудности могут быть, авторские?
В.Есипов
―
Правовые. Там очень напуганы…
Е.Попов
―
Там они опубликованы были эти письма?
В.Есипов
―
Частично.
Е.Попов
―
А, каждое же письмо тот, кому написали, имеет право на него.
В.Есипов
―
Нет, они публиковались вот в той книге, что я готовил «Одинокий бегун на длинной дистанции», и все равно я не сумел доказать, он же публиковал часть писем. Никто же не возникал с судебными претензиями. Нет, у них юрист-перестраховщик, который категорический, только…
Е.Попов
―
Так всегда бывает.
К.Ларина
―
Слушайте, а вот то, что касается радио, это тоже целый отдельный пласт аксеновский. Потому что есть какие-то избранные очерки, у него же при жизни выходил замечательный сборник, прекрасный.
В.Есипов
―
А, «Десятилетие клеветы».
К.Ларина
―
Прекрасный. Там были все его колонки.
В.Есипов
―
«Десятилетие клеветы». Но вы знаете, я думаю, что с тех пор ее не переиздавали по причине коммерческой.
К.Ларина
―
Опять же. Ну послушайте, у нас есть «Эхо Москвы», пожалуйста, интервью Аксенова, у нас на радиостанции есть, пожалуйста. Поскольку мы с ним встречались регулярно, каждый раз, когда он приезжал в Москву, он всегда был у нас, всегда. В этой передаче или в другой передаче он всегда был, всегда мы с ним разговаривали.
В.Есипов
―
Хорошо, давайте, если вы поможете, я займусь этим.
Е.Попов
―
«Таинственная страсть» - это же вы помните откуда. К предательству таинственная страсть. Не случайно в этой книге он пишет: «Вырождение юности в подкаблучную богодельню стало очевидно уже в конце 60-ых годов».
К.Ларина
―
Ну давайте про 79-ый год, да? Это все-таки было уже другое время. Да? Это было совсем другое время.
Е.Попов
―
Это когда Аксенова спросили: «Вы помните 63-ий год?». Он говорит: «Как ни помнить, сразу после 61-ого перед 64-ым»
К.Ларина
―
Ну, а вы помните 79-ый год?
Е.Попов
―
Ну как же мен его не помнить, когда меня приняли в союз писателей и тут же выперли.
К.Ларина
―
Самый короткий срок пребывания. В этой организации.
Е.Попов
―
Альманах «Метрополь», это 79-ый год. Это, кстати, в его жизни, Василия Павловича, это просто не говорю, не обо мне речь идет, это огромнейшее значение именно Альманаха «Метрополь» опять же, я уж если сюда залез, он про юность говорит, что мечта о литературной плеяде все-таки сбылась, однако, на десятилетие позднее. Объединение произошло не на поколенческой, как оказалось, полностью фальшивой основе, не по эстетическим принципам, но и так далее. То есть он говорит об Альманахе «Метрополь» действительно было поколение: Аклипкин рождения 1911-ого года до Пети Кожевникова, которому 25 лет только тогда было. С разными эстетическими, политическими даже…
К.Ларина
―
Главное, была идея вот первый неподцензурний сборник, первый
Е.Попов
―
Бродский говорил, что доброта была и что все друг друга любили и понимали, что поодиночке не выжить.
К.Ларина
―
Там же политических вещей не было.
Е.Попов
―
Там не то что не было, я и говорю, что почему я гневаюсь на КПСС-то. Ну вы чего, с ума сошли? Там же не было диссидентов, там не было Войновича, там не было Владимова, там не было Копелева.
В.Есипов
―
Войнович даже обиделся очень на это. Что его не было.
Е.Попов
―
Войнович - это тот еще, он замечательный…
К.Ларина
―
Не обижайте Войновича, это наш друг.
Е.Попов
―
Нет, он замечательный человек, так он и Господи, что там говорить, он и писатель замечательный.
К.Ларина
―
Тот еще Войнович.
Е.Попова
―
Нет, тот еще Войнович, потому что он не будет говорить, что обиделся он. Это не тот человек, его где-то в интервью спросили, он ответил: «Я в стаи не сбиваюсь»
К.Ларина
―
То есть для него это была принципиальная история.
Е.Попов
―
Нет, а так он на само деле…
В.Есипов
―
Нет, Жень, я за него получал от него воспоминания Василия Павловича, он там прямо я беседовал перед этим с ним, он прямо сказал, что я был обиженный. Так что 8не знаю, у меня другая информация.
К.Ларина
―
А как собирали, по какому принципу вообще? Вот ядро составлял кто? Все-таки кто собирал, Аксенов собирал?
Е.Попов
―
Нет, не Аксенов, ну кто мог, тот и собирал.
К.Ларина
―
Нет, как вы собирали люде?Е.ПЕШКОВ6 А, людей.
К.Ларина
―
Да, как вы понимали, что будет это, это , этот и тот. А это? А этот не будет.
Е.Попов
―
Знакомых людей собирали в основном. А поскольку гамбургский счет всегда имелся и имеется, все знали, кто где есть.
К.Ларина
―
А почему Войновича тогда не позвали?
Е.Попов
―
Вы знаете, я за эти годы и тогда еще научился всему. Это вопрос не ко мне, а к Василию Павловичу. Он поколением заведовал. Меня об это однажды спросил Евгений Евтушенко. «А почему меня не позвали?»
К.Ларина
―
Евтушенко тоже не позвали.
Е.Попов
―
Я говорю: «Евгений Александрович, это к вашему другу вопрос». Я не ухожу от ответа. Он мне рассказывал, что он шел, увидел на вашей даче огни горят, долго стучал, ему никто не ответил. И он пошел дальше.
К.Ларина
―
Расскажите, как у вас произошла эта встреча? Кто вам предложил?
Е.Попов
―
Аксенов и Ерофеев. Я, кстати, тогда только и познакомился лично с Аксеновым. Это был 78-ой год, весна была.
К.Ларина
―
Как вашего героя звали, вы там есть?
Е.Попов
―
А нету, это же художественное произведение. Понимаете?
К.Ларина
―
Виктор Михайлович, кто там зашифрован?
В.Есипов
―
Попова не помню.
К.Ларина
―
Май. Охотников!
Е.Попов
―
Ну, Охотников.
К.Ларина
―
Охотников, конечно.
Е.Попов
―
Дело в том, что я… я писал предисловие к этому изданию уже, называлась оно «Вертеп Василия Аксенова». То есть не вертеп, не в смысле бардак, а в смысле этот самый, кукольный вертеп. Он же что сделал? Он усы Сапгира, например, клеит Фридриху Гальштейну. Семена Израилевича Липкина там нету почти, но есть князь Тефтивадзе. И есть некий Охотников, который имеет черты некоторые мои.
К.Ларина
―
Да-да, но мы же все равно, когда впервые это прочитали, мы все это разгадывали…
Е.Попов
―
Есть Пробкин, есть такой.
К.Ларина
―
Ерофеев, да? Ну мы это разгадывали, кто за кем скрывается.
В.Есипов
―
Там однозначно только Конский, однозначно. Он произносит фразу ту, которую он в жизни произнес.
К.Ларина
―
Кстати, это же тот же самый примем в «Таинственной страсти», да? Там же тоже все зашифрованы под вымышленными именами, да.
Епопов
―
Простите меня, Василий Павлович, мне кажется «Таинственная связь» еще черновым вариантом романа. Потому что насколько блестяще сделан «Изюм», где все выверено до словечка, настолько здесь вот иногда чувствуется распадается просто, болезнь проклятая.
К.Ларина
―
А вот скажите, все-таки «Изюм» - это авторская версия событий. Истории создания «Метрополя». А почему до сих пор вопросы к вас, как к участники и к вам, как к историку литературы, почему о сих пор не сделано вот такова вот, как вам сказать, документального исследования, как создавался «Метрополь».
Е.Попов
―
А кого это интересует?
К.Ларина
―
Как? Меня, читателя.
Е.Попов
―
Понимаете, есть мемуары различные. Есть уж извините, книга про Аксенова. Но такого исследования не было. Есть исследование на западе. Есть такая Мария Таломбани в Италии, она приехала писать о «Метрополе», она мне рассказала удивительные вещи. Архивы исчезли очень многие. То есть были, были архивы, вдруг их нету. А где они? Говоря, мы не знаем, где они.
К.Ларина
―
Ну экземпляры сохранились вот эти вот рукописные?
К.Ларина
―
Нет, я не про «Метрополь» говорю, а все связанное с ним: проработки, письма, доносы, все это было в архиве московской писательской организации. Когда наступили новые времена, это все исчезло. Куда это исчезло? Можно догадываться.
К.Ларина
―
Простите, ради Бога. У нас пауза небольшая. Мы продолжим через пару минут.РЕКЛАМА.
К.Ларина
―
Внимание, вопрос задаю. Для тех, кто по телефону нам сейчас позвонит, номер телефона напомню +749543630639. И вы тогда получите все книжки, которые мы сегодня разыгрываем. Итак, внимание.. Про джаз Знаете, да, что конечно же, джаз обожал Аксенов, все знают, кто знает Аксенова. Вопрос такой. Именно в Казани Василий Аксенов впервые услышал всемирно известный джазовый коллектив, который называется как? Пожалуйста. Кого он услышал в Казани впервые? Известный джазовый коллектив, пожалуйста. Звоните. Так, кто готов? Але, здравствуйте.
Слушатель
―
Здравствуйте.
К.Ларина
―
Да, пожалуйста.
Слешатель
―
Олег Лундстерм.
К.Ларина
―
Олега Лундстерма. Правильно, как вас зовут?
Слушатель
―
Михаил.
К.Ларина
―
Михаил, записали ваш телефон, вы у нас победитель главный, вы выиграли все. Действительно, Олег Лундстрем. Здесь очень много есть вопросов про судьбу «Аксенов Феста». Существует еще этот фестиваль?
Е.Попов
―
Существует, я приехал оттуда недавно. И в этом году был замечательный «Аксенов фест». Он не такой пышный, на весь город. Но очень конструктивный. И очень человеческий. Это мастер-классы, на которые сбегается публика послушать, как беседуют люди, выступления писателей. В этом году вручение премии «Звездный билет», кстати, премия третий раз вручалась, получили два молодых человека. Один актер из театра Талгат Баталов, такой есть узбек. А другой писатель прозаик Александр Снегирев. И была церемония вот эта. И в городе это стало, понимаете, я вот там когда выступал, я сказал о том, что произошло, что Аксенов и Казань уже связаны воедино. Как, допустим, Петербург и Достоевский. Ясная поляна и Толстой. Казань и Аксенов. Вот это местная власть самое главное, что понимают. И еще сейчас придумали, что на следующий год будет Аксенов сад.
К.Ларина
―
Это где?
Е.Попов
―
В Казани.
К.Ларина
―
Почему не в Москве? Мы хотим в Москве.
Е.Попов
―
Так в Москве, пожалуйста, а кто…
К.Ларина
―
Сейчас опять скажет про деньги.
Е.Попов
―
Нет, парк Горького устраивается, парковочные эти, автоматы, вон меня оштрафовали недавно.
К.Ларина
―
Да, люди заняты делом.
Е.Попов
―
Делом заняты, там какие-то сады. Зачем это все? Они гордятся им, потому что…
К.Ларина
―
В Казани-то?
Е.Попов
―
Вы извините, Ксения, в провинции жизнь интеллектуальная куда насыщеннее, чем в Москве. Меньше событий, внимательные люди к этому относятся, и как-то они вопросы задают заинтересовано. А не так, чтобы там… а в Москве каждый день 100 событий, соревнования там какие-то… молодой человек 5 стихов напишет и сразу же его королем чего-нибудь, бензоколонки избирают.
К.Ларина
―
Если говорить о традициях аксеновских, можете ли назвать современных писателей молодых может быть, которые так или иначе продолжают какой-то вот это сладостный стиль аксеновский. Потому что в свое время, как мне кажется, конечно, целая россыпь была таких писателей, городская проза, можно так это назвать. Очень условно, но тем не менее. Это Трифонов, это Аксенов, да? Сейчас, черт его знает. Я смотрю, очень много всякой, всякого фентези, вот такой вот фантастики. Много всякой политической истории, то, что пишут, как мне кажется… ну тот же Захар Прилепин, его там коллеги многие, это немножечко все-таки другая проза, не та. А вот именно аксеновский есть стиль в качестве продолжения?
Е.Попов
―
Пожалуйста, я могу сказать, потому что это не случайно ведь, «Звездный билет» связан с именем Аксенова. Например, первый лауреат этой премии был Денис Осокин. Такой. Который сейчас уже популярен во всем мире, 3 фильма с Федорченко они сделали. Последний фильм, я просто жажду его посмотреть, «Ангелы революции». Вот мне кажется, как ни странно, сейчас продолжатели Аксенова те, кто на него не похожи. Понимаете как? Потому что, казалось бы, Денис Осокин, для него это «Небесные жены луговых морей», как фольклорно странные истории. А я бы взял на себя смелость вести, если говорить о преемственность поколений, нрзбр, от всех вот этих, я от аксеновских мотивов, этих ухане, цапля, вот эта мистика жизни. Или, допустим, все вот эти отношения светские, вот эти красавицы роковые, тоже аксеновская тема. Александр Снигерев, пожалуйста. «Нефтяная Венера» у него есть роман. Есть рассказы. Не случайно он тоже. И он не похож на других писателей. Есть еще прозаик чуть постарше, его зовут Петр Ореховский. Он все знает про экономику. И вот он будет вот такой как бы, та ветвь Аксенова, где Аксенов - профессор. Вот такой. Но одновременно с чертовщиной. Это я первые назвал несколько имен, но есть и другие.
К.Ларина
―
Вот вы называете имена, к сожалению, я не читала.
Е.Попов
―
Есть еще Александр Киров, такая у него фамилия. У него 2 учителя: Аксенов и Шукшин. От Аксенова безумие полное идет, какие-то там, финская война, там, врываются, все. А от Шукшина вот это описание того, что происходит в провинции. Но с такой фантасмагорией асеновской.
К.Ларина
―
Виктор Михайлович, а вы кого-нибудь назовете?
В.Есипов
―
Ну, я мало читаю современной прозы, должен признаться. Я все-таки литературовед.
К.Ларина
―
Я просто вспоминаю свое увлечение в юности, когда я была особенно увлечена Трифоновым, Аксеновым, обожала, потому что мне как раз хотелось про мой круг. Про тот круг, в котором я живу, студенчество, вот город, большой. А сегодня, мне кажется, таких вот нет. Сегодня, как мне кажется, увлекаются с одной стороны какой-то либо мрачной стороной жизни и быта, даже больше не в философском смысле мрака.
Е.Попов
―
Вы абсолютно правы. Но это длинный разговор. Не для этой, может, даже передачи. Разговор о том, изменилась функция литературы. Ведь то, что делал Трифонов – это замечательная проза. Я всегда думал о том, что кому Бог дал, тот так и работает. Вот Солженицын работает против советской власти. И он по-другому не может. Трифонов как бы, да, внутри советской власти, но Боже мой, перечитайте сейчас «Старик» книгу. Это вечно. Или «Дом на набережной», просто и долго они еще говорили о России, об Иване Грозном, о коллективизации. Все выстраивается сразу, о чем они говорили. Вот такие писатели, мне кажется, сейчас появиться должны все-таки.
К.Ларина
―
Время такое.
Е.Попов
―
Время такое, потому что уже… ну ладно, опять длинное…
К.Ларина
―
Хорошая тема, давайте в следующий раз, когда встретимся, мы начнем с этого момента. На чем мы сейчас остановились, да? Спасибо большое нашим гостям, напомню, сегодня в нашей студии Евгений Попов и Виктор Есипов, мы представляли вам нового Аксенова, непрочитанного еще до конца вами, дорогие друзья. Читайте, мы ждем выходя следующих книг. Спасибо.
Е.Попов
―
Вам спасибо.