Купить мерч «Эха»:

Новая книга Михаила Ардова "Исподтишка меняются портреты" - Михаил Ардов, Максим Амелин - Книжное казино - 2014-05-25

25.05.2014
Новая книга Михаила Ардова "Исподтишка меняются портреты" - Михаил Ардов, Максим Амелин - Книжное казино - 2014-05-25 Скачать

К.ЛАРИНА: 14 часов 14 минут. Начинаем программу «Книжное казино». Мне очень тяжело без Майи. Майячка к нам придет через неделю, она сейчас в Петербурге.

А у нас сегодня замечательные гости. Максим Амелин, главный редактор издательства Б.С.Г.-пресс, поэт. И здесь же Михаил Ардов, протоиерей, писатель. Здравствуйте, Михаил Викторович.

М.АРДОВ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: У нас сегодня целая серия книг и главная, о которой мы будем говорить.

Напомню номер смс: +7-985-970-45-45, это для того, чтобы отвечать на вопрос. 5 марта 1942 года состоялась премьера 7-й ленинградской симфонии Шостаковича. А известно ли вам, где состоялся этот концерт?

По традиции называю вам рейтинг книг. Топ составлен на основе данных о лидерах продаж, предоставленных тремя крупнейшими книжными магазинами Москвы:

- «Московский Дом книги»

- «Библио-глобус»

- «Москва».

На 5-6 месте Полина Дашкова «Соотношение сил». Чуть выше Маркес «100 лет одиночества». Чуть выше Дина Рубина «Русская конорейка. Желтухин», чуть выше она же с «Русской конорейкой. Голос». На 2 месте Виктория Токарева «Сволочей тоже жалко. А на 1 месте Захар Прилепин «Обитель».

Теперь представим книги. Почему вопрос про Шостаковича возник, потому что есть книга «Великая душа», да?

М.АРДОВ: Да.

К.ЛАРИНА: Это ваша?

М.АРДОВ: Да, я как бы и составитель, и автор. Я записывал рассказы детей Дмитрия Дмитриевича – моих друзей Галины и Максима, потом к этому присоединились мои воспоминания.

К.ЛАРИНА: Далее «Цистерна», и на обложке череп с костями, это что?

М.АМЕЛИН: Проза.

М.АРДОВ: Проза, много документальных рассказов, но там есть обрамляющий сюжет, который мне когда-то подарил попутчик, который ехал со мной из Вологодской области. На какой-то тюменский завод привезли цистерну метилового спирта, и там было написано, что это отрава и т.д. Но мужики стали воровать этот спирт. И в результате множество людей умирали, а не умирали те, кто позже пил водку, т.к. единственное противоядие против метилового спирта – этиловый спирт.

К.ЛАРИНА: «Мелочи архи-, прото-, и просто иерейской жизни». Эту книгу мы знаем. Это переиздание?

М.АРДОВ: Да.

К.ЛАРИНА: Главная книжка «Исподтишка меняются портреты». Здесь на обложке главные герои, как я понимаю, изображены, сам автор, брат его А.В. Баталов и муза – А.А. Ахматова.

М.АРДОВ: Портер, написанный Баталовым, который она очень любила.

К.ЛАРИНА: У нас еще есть Амелин Максим, скажите, что за книжка?

М.АМЕЛИН: Собрание на момент 11 года стихов, эссеистики и статей о поэзии.

К.ЛАРИНА: Михаил Козарев, это что?

М.АМЕЛИН: Это русская антиутопия, которая была в конце 10-х – начале 20-х гг.

К.ЛАРИНА: А это просто начало анекдота – «Шел старый еврей по Новому Арбату».

М.АМЕЛИН: Это новая книга Феликса Канделя. Это его такие новеллы-воспоминания о 50-60-70-х гг., о людях, которых уже нет.

К.ЛАРИНА: Это мемуары?

М.АМЕЛИН: Это более художественная литература.

К.ЛАРИНА: а Ардов «Исподтишка меняются портреты» это мемуары?

М.АРДОВ: Ну почти. Предпоследняя моя книжка, которая называлась «Все к лучшему», она кончалась смертью Бродского, а эту книгу я дополнил в другие годы и продлил до 2000-го.

К.ЛАРИНА: Я смотрю, по структуре она все-таки какую-то хронологию выдерживает?

М.АРДОВ: Абсолютно. Начинается 40-ми и кончается 90-ми.

К.ЛАРИНА: Максим, это уже не первая книжка автора…

М.АМЕЛИН: Да.

К.ЛАРИНА: У вас уже какое-то плотное сотрудничество? Дружба, как долго?

М.АРДОВ: Я ему достался отчасти по наследству.

К.ЛАРИНА: А как?

М.АРДОВ: У нас был с ним друг.

М.АМЕЛИН: Александр Иосифович.

М.АРДОВ: Гандман, умерший. Я у него начал печатать мемуары, и он так внезапно ушел, и я достался по наследству, слава тебе, Господи.

М.АМЕЛИН: Да, и мы планируем продолжать, у нас большие планы.

К.ЛАРИНА: Вы читали?

М.АМЕЛИН: Я-то эту книгу знаю.

К.ЛАРИНА: Еще до того, как она была неписана?

М.АМЕЛИН: Еще до того, как она начала расширяться до такого солидного тома. Я люблю Михаила Викторовича, и все его сочинения. У нас большие планы.

К.ЛАРИНА: Какие?

М.АМЕЛИН: Мы вскоре опубликуем давний роман.

М.АРДОВ: Он написан был в 1968 году.

К.ЛАРИНА: Именно роман?

М.АМЕЛИН: Не то слово.

М.АРДОВ: Хроника одной ночи.

М.АМЕЛИН: Если бы он был тогда опубликован, он бы стал 3-м текстом конца 20 века наравне с «Москвой-Петушки» и «Школой для дураков».

К.ЛАРИНА: А почему тогда?

М.АРДОВ: А там много анти-советщины, а потом была перестройка, и я был священником, а там все не так гладко, есть моменты соблазнительные. А теперь я написал в предуведомлении, то когда умерла советская цензура, бессмысленная и беспощадная, то изящная словесность стала демонстрировать не столько изящество, сколько фривольность. Многие люди уговаривали меня это напечатать, вот и уговорили.

К.ЛАРИНА: Когда выйдет, Максим?

М.АМЕЛИН: Осенью.

К.ЛАРИНА: Будем ждать. Называется?

М.АРДОВ: «Проводы»

К.ЛАРИНА: Правильный ответ на вопрос – в Куйбышевском театре..?

М.АРДОВ: Оперы и балета.

К.ЛАРИНА: Сейчас у нас Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Возвращаемся в программу. Я листаю книгу «Исподтишка меняются портреты» и вижу, что портеры здесь тоже есть, немалое количество фотографий. А кроме портретов, что у вас еще осталось от того времени?

М.АРДОВ: Сейчас речь идет о том, чтобы создать на Ордынке музей.

К.ЛАРИНА: А там сейчас кто-то живет?

М.АРДОВ: Да, там это сдается, оно принадлежит потомству покойного моего младшего брата. Мебель, но она в плохом стоянии, лежит на неком складе, надо отреставрировать, сделать 2 мемориальные комнаты.

К.ЛАРИНА: А вот эти все автографы, которые в т.ч. на этой вашей книжке опубликованы?

М.АРДОВ: Я все время много чего сдал в НРЗБ, но у меня осталось и свое. Посмотрим, как это будет.

К.ЛАРИНА: Я бы хотела про эту книгу еще поговорить – «Великая душа» про Шостаковича. Я понимаю, что здесь человеческий портрет композитора?

М.АРДОВ: Да. Если б меня спросили, знал ли я в своей жизни абсолютно гениального человека, я бы сказал, что знал, я бы сказал это Дмитрий Дмитриевич Шостакович, а знал ли я интеллигента до мозга костей, я бы сказал тор же самое.

К.ЛАРИНА: А давайте сформулируем, что вы в это складываете?

М.АРДОВ: Во-первых, отношение к искусству, к коллегам, скольким он людям помогал, сколько учеников, ему благодарный. Во-вторых, невероятное внимание, он не мог не ответить на какое-то письмо, отказаться даже от обременительных обязанностей. Ну и порядочность во всем. Конечно, у него минуты и периоды были страшные. Но еще, например, юмор замечательный. Он дружил с Зощенко, но они не совпадали, а это был его любимый писатель.

К.ЛАРИНА: Максим, вы понимаете, что это через одно рукопожатие?

М.АМЕЛИН: Да.

М.АРДОВ: Когда мы приходили, он был безукоризненно вежлив, но общаться – у него был узкий круг людей.

К.ЛАРИНА: Все люди, которых вы назвали, еще и переживали страшнейшие времена опалы. Ахматова не отказывала им ни в доме, наоборот, если бы не они, может быть, все было бы…по-другому…

М.АРДОВ: Шостакович был у нас только 1 раз в гостях. Когда посадили Бродского, то Ахматова пыталась хлопотать, а Шостакович был от Ленинграда депутат Верховного Совета РСФСР. И он приехал на Ордынку, это было очень забавно, т.к. Ахматова все время говорила: все это очень хорошо, но о чем надо говорить с Шостаковичем. А Максим мне сказал, о чем говорить с Ахматовой.

К.ЛАРИНА: А Зощенко бывал у вас?

М.АРДОВ: Да, я помню 2 его визита. Он был приятелем моего отца. но отец к нему относился снизу вверх. 2 раз он пришел к нам на Пасху в 56 году. Он был уже очень мрачный, с трудом говорил, ничего не ел за ужином. Моя мам спросила, а почему вы ничего не едите, он ответил: я все время думаю, что я чем-нибудь отравлюсь. Это было подобие смерти Гоголя.

К.ЛАРИНА: Т.е. такая форма самоубийства?

М.АРДОВ: Нет, просто психологически.

К.ЛАРИНА: Задаю еще 1 вопрос, чтобы вы по телефону прямого эфира +7-495-363-36-59. Получаете за ответ полный набор сегодняшних книг. Книга М.Ардова «Мелочи архи-, прото-, и просто иерейской жизни» является подражанием классическому произведению русской литературы 10 века, название и автор.

Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Писемский?

К.ЛАРИНА: Нет. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Гоголь.

К.ЛАРИНА: А произведение?

СЛУШАТЕЛЬ: Не помню.

К.ЛАРИНА: Нет. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Лесков «Мелочи архиерейской жизни».

М.АРДОВ: Да!

К.ЛАРИНА: Правильно. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Катя.

К.ЛАРИНА: Вы из Москвы?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

К.ЛАРИНА: Вы выиграли все книги.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам. А теперь я хочу, чтобы Максим у нас тоже как-то поучаствовал, финальная стадия пошла: это новости, планы, премьеры. К вам как к редакторы обращаюсь, чем порадуете?

М.АМЕЛИН: Я уже говорил…

К.ЛАРИНА: Роман Ардова.

М.АМЕЛИН: Да, который прочел с содроганием.

К.ЛАРИНА: Это 1 публикация?

М.АМЕЛИН: Будет первая.

К.ЛАРИНА: А можно книги, которые написаны в 68, а изданы в 14-и, выдвигать на премию какую-нибудь?

М.АМЕЛИН: Можно.

К.ЛАРИНА: Надо попробовать.

М.АМЕЛИН: Да-да! И сама форма письма такими большими кусками, и таким монологом раскадрованным, как будто снято медленной камерой.

К.ЛАРИНА: А большая книга?

М.АМЕЛИН: Страниц 300.

К.ЛАРИНА: Хорошая.

М.АМЕЛИН: Хороший роман. Еще «Со своей колокольни»…

М.АРДОВ: Это публицистика церковная.

К.ЛАРИНА: По-моему, у вас рубрика такая была?

М.АРДОВ: Да.

М.АМЕЛИН: Еще одна книга «Улыбка и мурлыканье», в которой такие литературные созданы вещи: и пародии…

К.ЛАРИНА: Это не те стишки, которые вы нам цитировали?

М.АРДОВ: Стишки там тоже есть. Но там о Гоголе большая статья, о Зощенко, о романе и Набокове. А название я взял из Набокова. Он говорил, что настоящие произведение не вызывают смех, а вызывают улыбку и мурлыканье.

К.ЛАРИНА: Т.е. такое максимальное удовольствие?

М.АРДОВ: Да.

К.ЛАРИНА: Так.

М.АМЕЛИН: А еще в ближайшее время будет книга, которую составила Ирина Гловинская «Возвращение в Москву», разнообразные воспоминания, эссе, о том, как разные поэты, писатели, художники, как они воспринимали Москву в детстве, юности… И еще выйдет такой альбом, визуальный текст «230 фотографий НРЗБ». Довольно интересно выставлен сюжет.

К.ЛАРИНА: А текст там есть?

М.АМЕЛИН: Нет, сам визуальный ряд это и есть текст.

К.ЛАРИНА: А поэтических планов не слышу?

М.АМЕЛИН: Недавно вышла любопытная книга Евгения Карасева, сборник стихов, это человек, который 20 лет просидел в тюрьме, из Твери. Там мое предисловие. Составлял профессор Казанского университета А. Скворцов.

К.ЛАРИНА: А так не издаете поэтов современных?

М.АМЕЛИН: Издаем.

К.ЛАРИНА: Но здесь вектор для более широкого читателя?

М.АМЕЛИН: Да.

К.ЛАРИНА: Когда мы доживем до того времени, когда у нас поэзия будет для широкого читателя?

М.АМЕЛИН: Я думаю, интерес к поэзии синусоидальный. Рано или поздно….

К.ЛАРИНА: Конечно, сейчас НРЗБ окончательно, и заговорим стихами.

М.АМЕЛИН: Да.

К.ЛАРИНА: Это правда. Мы должны завершать наш разговор.

М.АРДОВ: Все мои 4 книги, о которых мы говорили, продаются в киоске около моей церкви гораздо дешевле, чем в магазинах, это Головинское кладбище, около метро Водный стадион с 9 до 3. Это доход в пользу храма.

К.ЛАРИНА: Ну что ж, огромное спасибо.

М.АМЕЛИН: Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024