Купить мерч «Эха»:

Двойная нагрузка - Михаил Ардов, Андрей Рыбаков - Книжное казино - 2013-08-11

11.08.2013
Двойная нагрузка - Михаил Ардов, Андрей Рыбаков - Книжное казино - 2013-08-11 Скачать

О.ЧИЖ: 14 часов 11 минут. Программа «Книжное казино». Меня зовут Оксана Чиж, добрый день. Майя Лазаревна Пешкова, здравствуйте.

М.ПЕШКОВА: Здравствуйте

О.ЧИЖ: С удовольствием представляю наших гостей.

М.ПЕШКОВА: Сегодня наши гости Михаил Ардов, мемуарист, протоиерей. А также Андрей Рыбаков, художник, оформитель книг. И сегодняшняя тема: «Двойная нагрузка». Т.к. литература не только хобби, но и почти как главная профессия, т.е. это еще одна ипостась.

О.ЧИЖ: Параллельная работа.

М.ПЕШКОВА: Параллельная служба, я бы так сказала.

О.ЧИЖ: Да. Ну, что ж, сегодня у нас здесь есть книги. Мы сейчас определимся, какая у нас будет главным призом, какая будет призом на главной викторине.

М.ПЕШКОВА: Главным призом я бы, пожалуй, сделала обе книги, автором которых является отец Михаил, а также…

М.АРДОВ: Оформителем обеих книг является А. Рыбаков.

М.ПЕШКОВА: Я так поняла, что это придворный оформитель, верно?

М.АРДОВ: Нет, он не придворный, и приприходный.

О.ЧИЖ: Постоянный оформитель такой.

М.ПЕШКОВА: И сосед по совместительству, это так?

А.РЫБАКОВ: Да, мы соседи и друзья, поэтому я оформляю книжки.

М.АРДОВ: Я очень его ценю. И немного позже я скажу о другой грани его творчества. Он не просто оформитель книг. Давайте немного подробнее поговорим о самих книгах.

М.АРДОВ: Давайте еще скажу про двойную нагрузку. Ахматова говорила по М. Волошина, что у него счастливая судьба. Почему? Потому что поэты его считают художником, а художники его считаю поэтом. И все его уважали. А у меня по этой самой причине несчастливая судьба. Попы меня считают писателем, а писатели считают попом. Поэтому никто меня не уважает.

М.ПЕШКОВА: Напрасно вы так говорите.

О.ЧИЖ: Да, мне кажется, немного вы преувеличиваете.

М.АРДОВ: Честно говоря, да, но доля истины в этом есть.

М.ПЕШКОВА: Оксана, коль ты заговорила о суперпризе, а в суперпризе будет 2 издания из огромного списка тех работ, которые иллюстрировал г-н рыбаков. Это книги, которые вышли в разных издательствах. Пожалуй, мы с тобой сами выберем, что будет в суперпризе. Это В. Куприянов и З. Прилепин, А. Межеров, А. Илличевский, и лучшие рассказы, и лучшие стихи 2010-2011 года.

О.ЧИЖ: Проявим волю, решим.

М.ПЕШКОВА: Железную волю, я бы сказала так.

О.ЧИЖ: Давайте вернемся к сегодняшним книгам, которые будут разыграны уже в ближайшие 15 минут. О Чем?

М.АРДОВ: 1 книга это 4-е издание дополненное. Я написал в начале 90-х гг. Эта книга подражание Н.С. Лескову, великому русскому писателю, у которого было знаменитее сочинение «Мелочи архиерейской жизни». Кроме того, у него о церкви и роман «Соборяне» и «записки неизвестного». Он эту тему хорошо знал и писал. А когда я уже в зрелом возрасте будучи литератором стал священником, но еще до этого познакомился с церковной средой, то я понял, что масса таких событий, таких людей, таких историй, которые не хуже Лескова. Я в данном случае не как автор, а как летописец. Тут никакой литературы нет, тут только то, что я узнавал, что мне рассказывали. И я написал в 92-м, по-моему, году книгу, которая называлась «Мелочи архи…прото…и просто иерейской жизни». Поскольку есть 3 такие ступени. Иерей – самый простой священник, потом протоиерей – старший священник, дальше епископы, генералы – это архиереи. Это книга, в которой есть не просто какие-то наблюдения, есть вплоть до церковных анекдотов.

О.ЧИЖ: Не типичный жанр – церковный анекдот.

М.АРДОВ: Русская духовная среда, семинаристы, всегда была с огромным чувством юмора, что и отразил мой великий предшественник Лесков, там очень много смешного. Например, церковный почти что анекдот, а, может, это и факт. Представьте себе брежневские годы, когда так трудно с продовольствием. Кстати, этот анекдот напечатан был в газете «Правда». Значит, старушка приходит на исповедь к батюшке. И говорит: батюшка, я грешница, сейчас пост, а я колбасу ела. Он спрашивает, а какую ты колбасу ела. Она говорит: по 2.20. Он говорит: ты не грешница, ты мученица. Ну, как этого не записать?

О.ЧИЖ: Это прекрасно, да. Это 1-я книга, а есть у нас еще 2-ая.

М.АРДОВ: а это книга, которую я писал задолго до священства, в 70-х гг. У меня был такой литературный замысел. Я узнал, это был реальный сюжет. Мне его рассказал начальник облздравотдела, мы с ним в поезде ехали. Он рассказал это в 67 г., как в городе Тюмени на местную станцию, а потом на местный завод пригнали цистерну метилового спирта, который является страшным ядом, но по виду, вкусу и запаху не отличается от этилового спирта. На ней были нарисованы череп и кости, всем сказали, что этого нельзя ни в коем случае. Ну, а они, знаем мы, что они нам лапшу на уши вешают, и стали растаскивать метиловый спирт, и он поехал по городу. Начались страшные отравления. Но там противоядием от метилового спирта является только этиловый спирт. И не отравились только те, кто после еще выпил водки. И когда больным врачи давали этиловый спирт, они отказывались, т.к. это как то же, чем они отравились. Вот такой сюжет. И я поехал в маленький городок, чтобы набраться впечатлений, написать вот такой сюжет. Но это мне не удалось, т.к. я познакомился с таким количеством замечательных, разнообразных людей. И я стал записывать их жизненные истории. В конце концов, я это все свел. И там как бы 2 автора. Одному попадает папка с этими рассказами документальными, а также с заметками этого автора, который хотел это изложить. Они у меня оба уже умерли. Вот так это все излагается вперемешку.

М.ПЕШКОВА: Я хотела спросить по поводу легендарной Ордынки. Вы ведь очень много книг написали. Вы что, уже поставили точку в этой теме?

М.АРДОВ: Может быть. Я несколько раз ставил точку, потом вспоминал еще что-то. И сейчас у нас с Андреем должна выйти в этом же издательстве «БСГ-Пресс», как я полагаю, может быть, последняя, которая будет называться строчкой из стихов Ахматовой «Исподтишка меняются портреты». Предыдущая моя книга называлась строчкой из этого же стихотворения «Все к лучшему». Мне сказал издатель НРЗБ, что она выйдет в августе. Знаете, как в свое время умный и остроумный человек Ю.К. Олеша сказал, что в последнее время образовалось некое несоответствие между сроком прохождения рукописи в издательстве и сроком человеческой жизни. Но книжка, я надеюсь, выйдет.

О.ЧИЖ: Я думаю, пришло время разыграть те книжки, которые уже вышли.

М.ПЕШКОВА: А прежде чем мы разыграем, я хочу напомнить из Черчилля цитату: «Написание книги — это любовное приключение: сначала забава, потом книга становится любовницей, женой, хозяином и, наконец, — тираном». Вот то, что становится, наконец, тираном, мы и будем проигрывать, правда?

О.ЧИЖ: Отдаем тиранов в добрые руки. Итак, внимание вопрос. Кто из героев войны 1812 года тоже является персонажем «Левши»? телефон для смс-сообщений +7-985-970-45-45.

Возвращаясь к книге «Цистерна», я так понимаю, что она была впервые издана в 200 году?

М.АРДОВ: Нет. Она была выпущена в журнале «Дружба народов» страшно урезанная в 80-каком-то году. Потом она еще в одной моей книжечке была в 2000 году, в другой моей книжке «Возвращение на Ордынку».

О.ЧИЖ: Здесь прилагается отзыв Михаила Гаспарова: «Безграничное спасибо за ваш бесценный подарок. Не буду умножать слова восхищения НРЗБ знакомых ваших жанрах, вы к ним должны притерпеться. И сколько уголков у меня загнуто на этих страницах, все это не удивит, но читать просто прозу документальную я начисто разучился уже много лет назад. А «Цистерну» прочел, не отрываясь, лишь набирая воздуха между глотками вашего языка. Отдельное вам спасибо за это». Вот кому-то сегодня достанется такая книга.

М.ПЕШКОВА: Да, она достанется тому, кто ответит на вопрос, который ты задала.

О.ЧИЖ: Да, который связан с Лесковым, как связана с ним и другая книга, которую мы разыгрываем.

М.АРДОВ: Я только хочу сказать, что эту открытку Гаспарова я храню, она здесь воспроизведена. Если бы я получил 5 литературных премий, это бы меня радовало меньше, чем отзыв этого великого филолога.

М.ПЕШКОВА: Если загибать пальцы, сколько книг вы написали?

М.АРДОВ: Книги мемуарные все время менялись и дополнялись. Их нельзя считать отдельными книгами. Можно сказать, сколько книг у меня издали.

М.ПЕШКОВА: Да-да.

М.АРДОВ: Начиная с легендарной «Ордынки», потом эти «Мелочи», «Возвращение на Ордынку», «Портреты», «Монография о графомане»… Я думаю, штук 8. Я издал у Захарова мемуарную книжку, которую я кокетливо назвал «Монография о графомане». Но я был за свое кокетство наказан. Мне рассказала одна женщина, как она пришла в магазин книжный и сказала: можно «Монографию о графомане». Ей сказали заглянуть в компьютер, есть она или нет. А там было написано «Монография о граммофоне».

М.ПЕШКОВА: Профессия, которой вас одарил Московский университет, журфак, ее воплощение каким было?

М.АРДОВ: Я журналистом, слава тебе, Господи, никогда не был. Когда я перевелся в университет из московского библиотечного института, и я перешел на редакционно-издательское отделение, и у меня в дипломе написано: редактор массовой литературы. а потом какое-то время что-то вроде журналистики было, т.к. я был редактором полтора года на Всесоюзном радио в 61-62 гг. Но потом оттуда ушел и стал на вольных хлебах.

М.ПЕШКОВА: И тогда многое изменилось в вашей жизни, когда вы пришли на вольные хлеба?

М.АРДОВ: Не сказал бы, я на том же радио сшибал куски, писал какие-то передачи, потом как-то с кино благодаря старшему брату. Не так, чтобы изменилась моя жизнь, она также примерно и текла.

М.ПЕШКОВА: Анна Андреевна одобрила ваш выбор, то, что вы стали священником?

М.АРДОВ: Она до этого не дожила. При ее жизни я только крестился. Она о религии и вере не говорила...

О.ЧИЖ: Мы продолжим после Новостей.

НОВОСТИ

О.ЧИЖ: 14 часов 35 минут. Программа «Книжно казино». Обе книги, которые мы сегодня разыгрываем, проиллюстрированы и оформлены одним и тем же человеком – А. Рыбаковым. Вы сказали, что вы соседи, друзья, Михаил нам обещал рассказать еще про какую-то ипостась Андрея.

М.АРДОВ: Для меня это тоже очень важно, что Андрей не просто оформляет книги, у него творческое содружество с В. Вишневским. Они вместе работают в совершенно немыслимом жанре. Я был на их выставке, как мы знаем, Вишневский пишет одностишья. Он очень талантливый человек. А Андрей пишет на холсте акриловыми красками натюрморт или сценку, и там же подписью идет строчка Вишневского.

О.ЧИЖ: Т.е. такое цельное произведение получается?

М.АРДОВ: Да, цельное, и что приятно, это все с огромным вкусом. Некоторые вещи просто замечательные. Я помню, в Литературном музее была выставка, я там был и даже выступал. Это совершенно современное искусство, которое не лезет в политику, не занимается провокациями, при этом эти вещи продаются. Я думаю, пускай Андрей расскажет сам.

А.РЫБАКОВ: Да, есть такой проект, и суть его в том, что стихи пишет сам автор на этих холстах.

М.АРДОВ: Это автограф.

А.РЫБАКОВ: Да, фактически это автограф, это документ. Познакомились мы с Володей, когда я оформлял одну из его книг, и постепенно возникла такая идея, сделать проект. Название придумал он: «Изостишия». Где я занимаюсь изобразительной частью, а он каллиграфией. Сделали, наверно, 50 коллажей, а теперь перешли на холсты и акриловые краски. За 3 года, что существует этот проект, мы провели, наверно, 10 выставок, нас коллекционируют. И, надеемся, что будем продолжать дальше. У нас вообще есть идеи развивать этот проект в разных жанрах, сделать еще объекты, инсталляции, видео. Так что приглашаем вас на наши будущие выставки.

О.ЧИЖ: Я как раз смотрю на одну из ваших совместных работ, где изображена такая картина немного с стиле Кандинского, и подпись Вишневского: «Весь ужас в том, что нас сейчас поймут».

М.АРДОВ: Да, это замечательно.

А.РЫБАКОВ: Эта картина была одной из первых. Все это в традициях русского авангарда. Это все имеет корни в тех произведениях, которые были сделаны Маяковским, Крученых и т.д. Там было много людей, которые занимались поэтическими проектами совместными и изобразительными.

М.ПЕШКОВА: А у меня вопрос, я пыталась найти фамилию нашего гостя в этих книгах…

О.ЧИЖ: Как же, как же, она там есть.

А.РЫБАКОВ: На обороте титула.

О.ЧИЖ: Все на месте, я проверила.

А.РЫБАКОВ: Можно и не писать, все и так знают.

М.ПЕШКОВА: Поняла. Известно, что каждый в жизни пишет одну книгу. Чаще это бывает книга биографическая. Что сделать, чтобы слушатель мог сам себе оформить книгу? Для этого надо пойти и учиться в полиграфическом университете, да? Или можно самому научиться?

А.РЫБАКОВ: Я пошел в полиграфический и поучился.

М.ПЕШКОВА: У кого?

А.РЫБАКОВ: Когда я там учился, там преподавали Бисти, Васнецов – короли книжного искусства, и работаю в книге уже больше 20 лет. Наверно, можно оформить книгу и самому. Все дело в том, для кого вообще эта книга. Если она для себя и для друзей, то почему бы и не оформить? Но если мы говорим о книгах, которые продаются массовыми тиражами, то лучше, чтобы это делал художник.

М.ПЕШКОВА: Я еще хотела спросить по поводу книги художника. В последнее время в Москве, а это к нам пришло из западных стран, стали выставки проводиться. Я напомню, выставка в Манеже была, посвященная Шагалу, вы видели иллюстрации к Библии. Книга художника, по-вашему, какой должна быть в наше время?

А.РЫБАКОВ: Вы просто видите меня насквозь. Я участвую в российской части проекта «Книга художника», которую возглавляют здесь В. Власов и М. Погарский, и участвую в выставке «Книги художника» в Москве и в др. городах России и за рубежом. Сейчас была замечательная выставка в Царицыно. Огромные территории были отданы под книгу художника. Мы с В. Вишневским в рамках программа «Изостишия» тоже сделали свою книгу художника. В 15 экземплярах она существует, уникальная вещь. Сейчас это модное направление, оно будет развиваться. Это очень интересно делать такие уникальные книги, это огромное поле для творчества.

М.ПЕШКОВА: Я хочу пригласить всех в Эрмитаж. Из коллекции г-на Башмакова в сентябре там будет открыта большая-большая выставка. Я тоже очень хочу посмотреть.

А.РЫБАКОВ: Спасибо, мы все пойдем, я надеюсь.

О.ЧИЖ: Так, ну что, можно послушать Книжные Новости. Но сначала я исправлю ошибку, которую я допустила. Я не сказала, в чем победители были правы. Мы ждали от вас фамилию Платов в ответ на наш вопрос. А теперь Книжные Новости.

КНИЖНЫЕ НОВОСТИ

М.ПЕШКОВА: Я хотела еще сказать об одном событии, которое будет нынче осенью. Это международный форум культуры в Санкт-Петербурге планируется большой проект под названием «Петербургские встречи», лауреаты Нобелевской премии по литературе. И эти встречи готовит Пушкинский дом. В Петербург едут ведущие литераторы современности, чье творчество отмечено международной наградой. Ожидается, что они прочитают открытые лекции для самой широкой публики, в качестве площадки для образовательных встреч столь высокого уровня будут использованы филармония и др. культурные учреждения города.

О.ЧИЖ: Я пополню тему новостей новостями книжных продаж. Я смотрю на результаты книжных продаж по 3 крупнейшим магазинам и грустно мне от того, что ушел из 5-ки лидеров Брэдбери. Ниже опустился Сэлинджер. На этой неделе на 5 месте среди лидеров продаж Виктория Токарева «Так плохо как сегодня», на прошлой неделе она была 2-ой. На 4 Е. Вильмонт, это дебют, с книгой «Прощайте, колибри! Хочу к воробьям!». На 3 месте Паола Волкова «Мост через бездну. Книга 2». Тут все не очень сильно изменилось, она была 4 на прошлой неделе. На 2 месте Герман Кох «Ужин». На 1 месте неизменно П. Сонаев «Хроники раздолбая. Похороните меня за плинтусом – 2». Уже недель 7-8.

М.ПЕШКОВА: Я думаю, да. Полтора месяца точно. Я хотела спросить, а что читают наши гости? Михаил Викторович, что у вас на столе?

М.АРДОВ: В настоящий момент мемуары А,Х, Бенкендорфа, искренняя книга, прекрасный человек, оболганный генерал. Я читаю нон-фикшн, но вообще читать мне приходится мало. Я говорю, мне писать-то некогда. Не то, что читать.

О.ЧИЖ: А вы, Андрей, что читаете в промежутках между тем, как иллюстрируете книги?

А.РЫБАКОВ: Приходится читать все-таки книги, которые я иллюстрирую. И, кроме того, я читаю много специальной литературы по современному искусству.

М.ПЕШКОВА: Например?

А.РЫБАКОВ: Это названия, которые не о чем не скажут «Art today», например. Сейчас я получил предложение оформить собрание сочинений Хемингуэя. Я перечитываю то, что подзабыл.

М.ПЕШКОВА: А кто его издавать будет?

А.РЫБАКОВ: «АСТ»

М.ПЕШКОВА: Но то, что было сделано раньше, это было настолько гениально, те собрания сочинений, что выходили у нас…

А.РЫБАКОВ: Каких лет?

М.ПЕШКОВА: Прошлых лет, в бежевой обложке, в черной.

А.РЫБАКОВ: Да, замечательные гравюры, по-моему, Гончарова, еще кого-то. Но это все было тогда. Было издано еще очень много вариантов его собраний сочинений. Последние нуждаются в замене уже.

М.ПЕШКОВА: Вы полагаете, что там будет опубликовано то, что доселе не публиковалось?

А.РЫБАКОВ: Возможно, полный состав мне не известен.

М.ПЕШКОВА: Любимые произведения Хемингуэя?

А.РЫБАКОВ: Я не могу сказать, что это вообще мой любимый писатель. Поэтому не буду называть любимые произведения.

М.ПЕШКОВА: А ваше любимое у Хемингуэя?

М.АРДОВ: «Прощай, оружие», наверное.

А.РЫБАКОВ: Ужасная вещь, уже все умерли. Я вспомнил, «Старик и море» мне нравится.

М.АРДОВ: Ее называли в свое время «Старик и рыба».

О.ЧИЖ: Потому что хэппи энд там все-таки есть. Ну, что, разыграем главный приз?

М.ПЕШКОВА: Разыграем, конечно.

О.ЧИЖ: Итак, внимание, вопрос. Какой император отменил в России патриаршество? Телефон прямого эфира: +7-496-363-36-59.

Алло, здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Вы в прямом эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Возможно, это Петр I.

О.ЧИЖ: Вот так вот, с 1 раза. Сергей, мы ожидали, что сейчас у нас будет схватка. Что у нас получает Сергей?

М.ПЕШКОВА: Сергей у нас получит те книги, о которых мы говорили, это книги Михаила Ардова. Еще у нас книги, которые иллюстрировал наш гость. Пожалуйста, что бы вы подарили нашему слушателю?

А.РЫБАКОВ: Если бы я знал, что он любит.

О.ЧИЖ: Что вы любите, подскажите нам, Сергей?

СЛУШАТЕЛЬ: Я люблю в основном классику.

А.РЫБАКОВ: Принес ли я классику? В последнее время я оформляю много современных российских авторов.

М.ПЕШКОВА: Я бы Илличевского подарила.

А.РЫБАКОВ: Да, это современная классика.

О.ЧИЖ: Сергей, вы как?

СЛУШАТЕЛЬ: Я с удовольствием.

М.ПЕШКОВА: Я хочу еще подарить 2 книги Захара Прилепина «Санькя» и «Именины сердца». Так что, 3 книги, которые вы получите к тем двум с автографом М. Ардова. Кстати, отец Михаил, я попрошу вас всем нашим слушателям, которые сегодня выиграли, книги подписать.

М.АРДОВ: Конечно.

М.ПЕШКОВА: А также я полагаю, что наш гость художник тоже подпишет эти книги?

А.РЫБАКОВ: Обязательно.

М.ПЕШКОВА: Я хотела спросить о судьбе музейной «Ордынки». Доживем ли мы до такого момента, когда в квартире Виктора Ардова, у которого Анна Ахматова получала и стол и кров, ту маленькую комнатку 6-метровую ей уступал будущий народный артист России А. Баталов, будет ли там музей?

М.АРДОВ: Сейчас лето, как мы понимаем, полный паралич. Вообще, такой состоятельный г-н Куснирович, его мать возглавляет фонд «Черешневый лес», он берется сделать это дело. Там вопрос стоит в том, что там зарегистрированы дочери моего покойного брата, и им надо надо дать тогда какую-то жилплощадь. Московские власти отказались, долго я вел переговоры с музейщиками. 18 мая в субботу был там праздник, была масса гостей, артисты там читали стихи, весь двор разукрасили, на стенке нарисовали портрет Ахматовой во дворе. И Куснировичу очень понравилось, сам все делал, за всем следил. Но сейчас какая-то пауза. Вот я собираюсь звонить и спрашивать. Я отношусь к этому сейчас со сдержанным оптимизмом.

О.ЧИЖ: Движение есть, самое главное.

М.АРДОВ: Да-да, и на этом же празднике был Капков, который сейчас возглавляет Департамент культуры.

М.ПЕШКОВА: Я вас неслучайно об этом спросила, т.к. в 2014 г. будет 125 лет со дня рождения Анны Ахматовой. В Москве нет мемориальных мест, связанных с Ахматовой. Они есть, но они никак не отмечены. Ни Зачатьевский переулок, о котором она писала.

М.АРДОВ: Зачатьевский переулок это так, эпизод. К сожалению, снесли этот дом в Нащекинском, где жил Мандельштам и где она познакомилась с моими родителями.

М.ПЕШКОВА: Где вы жили.

М.АРДОВ: Нет, там Баталов жил, а я жил в Лаврушенском переулке, где она тоже у нас жила. Очень хорошая запись у Ильфа есть в записной книжке, он пришел в гости к моим родителям Виктору Ардову и сказал: смотрю, сидит какая-то женщина, какая строгая у Виктора теща. Оказалось, что это Ахматова.

М.ПЕШКОВА: Скажите, пожалуйста, когда мы увидим вашу новую книгу?

М.АРДОВ: Мне обещали в августе. Посмотрим. А потом я сделаю следующую, и опять мы с Андреем будет е иллюстрировать.

А.РЫБАКОВ: Я еще и фотографирую. Благодаря Михаилу Викторовичу я сделал фотосессию его и Баталова. Специально для этой книги, там несколько портретов.

М.АРДОВ: В этой книге много Баталова, я много его цитирую.

О.ЧИЖ: Почитаем, надеюсь, в августе, это была программа «Книжное казино». Спасибо вам большое.

А.РЫБАКОВ: Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025