Купить мерч «Эха»:

Ностос - состояние качества, без которого нет творения - Игорь Смолин, Кирилл Арбузов - Книжное казино - 2013-07-14

14.07.2013
Ностос - состояние качества, без которого нет творения - Игорь Смолин, Кирилл Арбузов - Книжное казино - 2013-07-14 Скачать

К.ЛАРИНА: 14 часов 10 минут. Начинаем программу «Книжное казино». Здесь в студии ведущие программы Ксения Ларина, Майя Пешкова. Майя, приветствую тебя.

М.ПЕШКОВА: День добрый.

К.ЛАРИНА: И в нашей студии сегодня издательство "Зебра Е". Генеральный директор Игорь Смолин. Игорь, здравствуйте.

И.СМОЛИН: Добрый день.

К.ЛАРИНА: И автор 2-х представленных сегодня книг Кирилл Арбузов. Здравствуйте, Кирилл Алексеевич.

К.АРБУЗОВ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Кирилл Алексеевич Арбузов, актер, писатель, сын нашего знаменитого драматурга А.Н. Арбузова. Я думаю, что мы сегодня сможем поговорить и об отце, и о вас, конечно, представим книжки, которые у нас сегодня есть. Книги «Другая цивилизация», «Разговоры с отцом», автор К. Арбузов. Майя, наверное, скажет, какие книги у нас еще сегодня есть?

М.ПЕШКОВА: Да. Книга Паолы Волковой «Цена Nostos – жизнь». Книга В. Золотухина «Таганский домовой», а также «Я жил как жил», это огромная книга Геннадия Шпаликова.

И.СМОЛИН: Ее первое издание было в 1996 году. Это самая первая книга «Зебры». Эту книгу мы подарили, сделали сами себе подарок и подарок читателю.

К.ЛАРИНА: Замечательная книжка, это одно, по-моему, такое полное издание.

И.СМОЛИН: Да, это одно такое полное издание. Самая моя любимая книга.

К.ЛАРИНА: И вопрос, который я задаю на смс, вопрос, который придумался на ходу буквально по одной из моих любимый пьес А. Арбузова «Мой бедный Марат», спектакль по этой пьесе идет до сих пор в театре Моссовета. Вопрос такой: назовите, пожалуйста, трех главных героев пьесы «Мой бедный Марат». Там всего три человека. Присылайте на смс: +7-985-970-45-45.

Как всегда мы начинаем с рейтинга продаж. Рейтинг составлен по 3 магазинам «Московский дом книги», «Библиоглобус» и «Москва». Давайте назовем первую 7-ку. На 7-м месте «Так говорила Ф. Раневская». Во всех издательствах издается Раневская, и все ее любят читать и цитировать. Правда, там уже не поймешь, что он говорила, а что ей приписывают. На 6-м месте появился новый автор, хотя произведение всем известное «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. На 5 месте П. Сонаев «Похороните меня за плинтусом», я думаю, этот интерес вызван выходом его новой книжки «Хроники раздолбая. Похороните меня за плинтусом – 2». Дальше Т. Устинова «Где-то на краю света». На 3 месте – В. Токаревой «Так плохо как сегодня». На 2 месте – Б. Акунин «Настоящая принцесса и другие сюжеты». Напомню, это блог «Любовь к истории», который вырос в такую книжку. И на 1 месте – уже 7 неделю П. Сонаев «Хроники раздолбая. Похороните меня за плинтусом – 2».

Вопрос к гостям, что из этих произведений вам известно.

К.АРБУЗОВ: «Похороните меня за плинтусом»

К.ЛАРИНА: И как вам?

К.АРБУЗОВ: С удовольствием прочел.

К.ЛАРИНА: Талантливое произведение.

К.АРБУЗОВ: Да, очень талантливое произведение, как мне показалось, что фильм не совсем точно передал, не поднялся до высот книги. К сожалению, это практически бывает всегда.

И.СМОЛИН: Тоже П. Сонаев, человек талантливый, пишет талантливо, ярко. И читатель поддерживает эту книгу своим рублем.

К.ЛАРИНА: Какие книги у вас пользуются большим успехом?

И.СМОЛИН: Книги П. Волковой.

К.ЛАРИНА: Это волшебная сила ТВ, наверное, все-таки.

И.СМОЛИН: Это не только волшебная сила ТВ, это волшебная сила слова П. Волковой. Когда читатель приобретает книгу, он потом обязательно говорит об этом замечательном продукте своим друзьям, своим знакомым, и они поддерживают и покупают. И спрос только увеличился после того, как этот замечательный человек ушел из жизни. Так спрос увеличился раз в 5. И сейчас мы готовим вторую книгу «Мост через бездну», заказы просто опережают. И Кириллу Алексеевичу Паола Дмитриевна помогала.

К.АРБУЗОВ: Да, она вдохновила.

И.СМОЛИН: И эти книги, и предисловия есть. Данные книги пользуются большой популярностью, и уже нет их в издательстве. И вообще П. Волкова была сердцем издательства. Конечно, это великая женщина.

К.ЛАРИНА: Светлая ей память.

И.СМОЛИН: Светлая ей память. Хорошо, что мы сегодня о ней говорим.

И.СМОЛИН: Да. 23 июля ей будет день рождения. И мы делаем подарок всем читателям всей страны, которая ждет вторую книгу.

К.ЛАРИНА: Хорошо, а содружество с К. Арбузовым как началось ваше?

К.АРБУЗОВ: Познакомила нас Паола Дмитриевна.

И.СМОЛИН: Было такое удивительное знакомство. И первая книга, которую я издал была «Савва».

К.АРБУЗОВ: Нет, воспоминания, буквально выдернутые нами с того света, воспоминания об Арбузове., которые собирали его ученики в конце 80-х годов. Это Оля Кучкина и В. Славкин. У книги была такая незавидная судьба, что она должна была быть издана в 91 году в издательстве «Советский писатель». А в это время распался и «Союз писателей», и СССР, и издательство. И НРЗБ в единственном экземпляре находились у вдовы Алексея Николаевича – М.У. Лифановой, его последней жены. И она не знала, что делать, там участвовали люди, которых уже нет – Каверин, М. Алигер, В. Плутчик, А. Штейн, А. Солынский. И так случилось, что мы все поехали на фестиваль в Гатчине литературы и кино, где я рассказываю об отце, об экранизации его пьес. А Игорь Владимирович представлял свои новые книги. И в одном из разговоров я сказал, что пишу книгу «Другая цивилизация», и Игорь Владимирович тогда спросил, есть ли такой материал об Арбузове, который можно напечатать срочно. Я вспомнил про эту книгу у вдовы, и тут же в течение полугода, они были напечатаны и вышли – «Сказки... сказки... сказки Старого Арбата».

К.ЛАРИНА: Там такое ядро арбузовской студии.

К.АРБУЗОВ: Да, все его студийцы.

К.ЛАРИНА: Про эти книги давайте немножко поговорим, чтобы вы объяснили, что про что. Семейная история «Разговоры с отцом», да?

К.АРБУЗОВ: Это не совсем так. Первое издание книги увидело свет в 2007 году. Это «Другая цивилизация». Она была еще тогда красненького цвета. И это как бы биография отца. Но она имеет несколько необычную форму. У нее подзаголовок «Мелодраматическая история в 22 рассказах». Она была написана как пьеса. Там существует несколько персонажей, т.к. о жизни отца рассказываю не только я как повествователь, а так называемый знаменитый арбузовский хор, они оценивают его поступки, его судьбу, его жизнь и т.д. Я включил сюда его зарисовки, здесь очень много отрывков из писем, огромный фотографический материал визуальный. Получилась в результате большая-большая пьеса.

А история книги «Разговор с отцом» такова. В процессе работы я просил у вдовы почитать его записные книжки, которые он вел с середины 30-х гг. И она наотрез отказывалась мне их дать. И вот вышла книга, и Маргарита Ульяновна как раз в этом году ушла из жизни. И в этот момент мы находим эти записные книжки, когда мы рылись в архивах отца. К сожалению, ко мне попали книги до 65 года. То, что было в последние 20 лет как бы исчезло. Это как раз период, когда она появилась в жизни отца.

К.ЛАРИНА: Т.е. она, видимо, их уничтожила.

К.АРБУЗОВ: Я боюсь, что да. Материал на меня произвел такое впечатление, что я понял, что с ними надо работать. Я сидел с лупой, расшифровывал примерно год, в результате у меня получилось примерно 1600 страниц компьютерного текста: воспоминания, рассказы о войне, об эвакуации, о послевоенных годах, о более интересных и интенсивных поездках Алексея Николаевича. И вот я решил создать книгу не биографическую, а разговор между отцом и сыном через десятилетие о литературном творчестве. Туда еще вошли большие куски, найденные мною из его рабочих тетрадей, как создается пьеса с самого начала, показывается, как возникает идея, как появляется скелет сюжета, как появляются первые персонажи, что способствует работе драматурга. Я здесь очень много рассказываю о его увлечении музыкой, живописью, даже о его спортивных пристрастиях, он же был болельщик «Спартака». Все, что способствовало процессу творчества, о близких его людях, целая глава о любви к литературе. У меня идет несколько страниц идет список, что он прочел за определенное количество времени. И важная глава о том, как Алексей Николаевич пытался писать прозу. А начал он писать свой автобиографический роман (к сожалению, написал первые две главы), которые я полностью здесь привожу, о своей жизни. Детство, начало первой мировой войны, день объявления войны. Кстати, на резком сборе. А второе о своей первой любви, когда он влюбился в свою тетку. А ему было всего 8 лет.

К.ЛАРИНА: Но это была любовь.

К.АРБУЗОВ: Да, это была любовь. когда-то Алексей Николаевич в 40-50 гг. своим друзьям читал эти 2 главы и очень его хвалили. Паустовский писал, что это большая ошибка, что он не стал прозаиком.

К.ЛАРИНА: Замечательный сегодня у нас гость, я прямо заслушалась таким эмоциональным рассказом. Для меня А.Н. Арбузов имя невероятно важное. В свое время, когда мы учились в театральном институте, все увлекались современной драматургией. Это Арбузов, Розов, Володин, Вампилов. Я была арбузовкой, оголтелой совершенно. И наизусть цитировала целые куски из пьес Алексея Николаевича. Лучший драматург. Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Возвращаемся в программу. Наши слушатели уже ответили на вопросы по поводу персонажей пьесы «Мой бедный Марат»: Марата уж понятно, а еще есть Лика и Леонидик. Спасибо, дорогие друзья!

А все ли спектакли, которые видел Алексей Николаевич, ему понравились?

К.АРБУЗОВ: Нет, и он был очень суровый зритель. Я был тогда совсем маленький, он повез меня, это был город Тула. Он специально туда поехал, т.к. там гастролировал тогда, это был 64 год, Рижский театр русской драмы с его спектаклем, среди прочих, конечно, «Нас где-то ждут». Поехали отец, я, мама и критик Н. Крымова, которая смотрела практически все, они были очень близким друзьями. И сколько лет уже прошло, я вспоминаю тот разнос, который им устроил отец. В этот момент актеры еще вышли не разгримированные. И они приготовились благостно слушать, и я увидел, как у них начинаю вытягиваться физиономии.

К.ЛАРИНА: А телеспектакли Эфроса?

К.АРБУЗОВ: Это очень он приветствовал. Хотя надо сказать, там Арбузов очень сокращен. Это версия такая Арбузов-Эфрос.

К.ЛАРИНА: Эфрос один из немногих режиссеров, кто очень тонко чувствовал интонацию. Он не простой драматург, неслучайно вы вспомнили про хор, он эти все вещи очень любил.

К.АРБУЗОВ: В СССР он считал его лучшим интерпретатором.

К.ЛАРИНА: И он всегда был ужасно современным драматургом. Он писал пьесы, которые были абсолютно созвучны времени. Когда появились «Жестокие игры» было ощущение, что это писал молодой человек. У него тоже были свои недруги в критике театральной, тоже его клеймили.

К.АРБУЗОВ: Это была официозная пресса. Я не могу 2 имени забыть: Ю. Зубков и Н. Балкин, обозреватель газеты «Правда».

К.ЛАРИНА: А за что клеймили? За мелкотемье?

К.АРБУЗОВ: Нет. Скорее за критический реализм. Слишком много писал то, чего не надо было писать.

К.ЛАРИНА: И потом у него герои, у которых есть попытка какой-то внутренней эмиграции, когда человек не может, не соглашается, не совпадает с действительностью.

К.АРБУЗОВ: Его многие даже обвиняли, что н живет в своем придуманном мире. Злые языки говорили, что ловко умеет обходить все острые углы.

К.ЛАРИНА: Я придумала второй вопрос. +7-495-363-36-59. Многие пьесы Арбузова были экранизированы. Но есть один балет. Как называется балет по пьесе Арбузова «Иркутская история»? Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, это балет «Ангара».

К.ЛАРИНА: Совершенно верно. А почему он так называется? Потому что дело происходит на берегу Ангары. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Татьяна. Я из Королева подмосковного, я видела этот балет в Большом Театре много лет назад.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое. Мы сейчас слушаем постоянную рубрику Книжные Новости.

КНИЖНЫЕ НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Про какую премию он говорил?

И.СМОЛИН: Про «Букера».

К.ЛАРИНА: У вас там 2 книги.

И.СМОЛИН: Да, одна «Адамов мост», Сергеев, замечательная книжка, которая сейчас у нас выйдет. И В. Вестерман, наш главный редактор, замечательная книга, я запамятовал название. И эти 2 книги будут на «Букере» сражаться.

М.ПЕШКОВА: Среди других 24 книг, которые претендуют на премию «Русский букер» 2013.

К.ЛАРИНА: Теперь про новости?

И.СМОЛИН: У издательства сейчас на 1 месте расшифровка всех лекций П. Волковой. Мы планируем выпустить «Мост через бездну» осенью. Также через месяц мы планируем книгу Л. Новоженова «Сугубо личное, или искусство жить неправильно». Это выйдет через 3-4 недели. Это абсолютно новая книга, очень острая, очень интересная, думаю, что читателю она понравится.

Также помимо нашей обязательной актерской серии, она называется «Наш 20 век». Это биографии людей кино и театра, которые большой след оставили.

М.ПЕШКОВА: По пальцам сколько вышло этих книг?

И.СМОЛИН: Сегодня 97 вышло. Где-то к сентябрю будет 100.

К.ЛАРИНА: А что еще будет?

И.СМОЛИН: Кайдановский, Даль. Будет еще книга про Тарковского «Жертвоприношение». Будет книга замечательной нашей актрисы Т.И. Пельтцер «Веселая старуха». Это будет большой подарок. Я думаю, что эта книга будет популярней Раневской, которую все сейчас переиздают.

К.ЛАРИНА: И вы тоже.

И.СМОЛИН: И мы тоже.

К.ЛАРИНА: Кормит вас всех Фаина Георгиевна.

И.СМОЛИН: Да. И еще будут 2 интересные серии. Это серия «Личность», историческая серия, неожиданная. Первая книга, которая вышла «Адольф Гитлер» Б. Соколова. Это вообще необычная книга, это о любви Гитлера к своей семье. Т.е. Соколов взял такую грань страшного человека, но Соколов показал в этой книге, что Гитлер еще был человеком семейным, любил кошек, собак, своих детей, рисовал.

К.ЛАРИНА: Т.е. любовь к хорошим книгам, музыке, животным не гарантирует ничего, к сожалению.

И.СМОЛИН: Т.е. с одной стороны, человек будет представлен тираном, а с другой стороны, человек, который любит искусство, театр.

К.ЛАРИНА: У меня вопрос. Мы сейчас говорим, что мало читают. Вот А. Гитлер и книжки хорошие читал, и рисовать любил, и музыку хорошую. Может, мы слишком много хотим от литературы?

К.АРБУЗОВ: Я сам всю жизнь мучаюсь над этим вопросом. Ну, в истории с Гитлером многое зависело от его характера. То, что он был личностью патологически закомплексованной. Это как если его сравнивать с личностью Сталина.

К.ЛАРИНА: А Сталин как любил читать, и все понимал, все подтексты. И точно понимал опасность каждого литературного произведения и мог эту опасность сформулировать.

И.СМОЛИН: Да, его вторая книга будет о Сталине, о внучке Сталина. Она так и будет называться «Дед. Тиран. Личность». И там тоже будет о семье, что дед любил читать, дед любил гулять. Эти 2грани – безумие и творчество – они даю некую личность, которая историей и правит. В этой серии будет и Ленин, и Жуков через 2 недели.

К.ЛАРИНА: А где авторов вы берете для таких книг?

И.СМОЛИН: Соколов, Данилин, это был известный адвокат, к сожалению, сейчас его нет. Он написал книгу про Ленина, очень интересную и необычную. Мы будем продолжать эту серию.

К.ЛАРИНА: Такая альтернатива «ЖЗЛ».

И.СМОЛИН: Да, она будет со своим наклоном. И последнее, что у нас выходит на следующей неделе, это «Энциклопедия моды», это замечательный альбом Н. Рязановой, которая живет в Одессе. И будет 17 книг: нижнее белье мужская мода, женская мода, прически, парфюмерия, аксессуары. Целая история, начиная с 15-16 веков. И последняя книга, которую мы сдали в типографию, называется «Немая империя» про немое кино. Это будет замечательный альбом с интересными картинками.

К.ЛАРИНА: Дайте Кириллу Алексеевичу сказать про свои новости. У вас там что в творческих планах?

К.АРБУЗОВ: В творческих планах у меня будет довольно своеобразная книга и для меня неожиданная, и для читателя, которые читали предыдущие 2 книги. Здесь снова будет присутствовать Алексей Николаевич, но он будет персонажем не самым главным. О взаимовлиянии русской и зарубежной культуры. Я беру Японию, что совершенно неожиданно. О взаимовлиянии русской и японской культур. Что касается Арбузова, ни в одной зарубежной стране его не ставили так, как в Японии. Там в разные годы было поставлено 8 его пьес.

К.ЛАРИНА: А чем вы это объясните? Родством душ?

К.АРБУЗОВ: Думаю, что да.

К.ЛАРИНА: Кирилл Алексеевич, вы же артистом были?

К.АРБУЗОВ: Да. Я проработал 11 лет в Центральном деском театре.

К.ЛАРИНА: Кого играли?

К.АРБУЗОВ: Я играл нервных пионеров и разных животных.

К.ЛАРИНА: А что бросили это дело?

К.АРБУЗОВ: Прошли годы, и я понимаю, что это было не совсем. Вроде пошел по стопам отца. Он начинал как актер. Он же, по сути, случайно стал драматургом, не было репертуара для его передвижного. У него был первый колхозный театр. И он начал писать просто сценки, скетчи для актеров.

К.ЛАРИНА: А он как отнеся к вашему выбору.

К.АРБУЗОВ: Очень положительно. Я всю жизнь хотел заниматься сначала киноведением, потом искусствоведением.

К.ЛАРИНА: В итоге вы к этому и пришли.

К.АРБУЗОВ: Да. А мне сказали, что искусство и чего-либо -ведение это не профессия для мужчины. Ты потяни лямку, знай, что такое театр. а потом подумай, как тебе быть. Вот поработал я, подумал. И поступил в аспирантуру ГИТИСа и написал диссертацию «История проблемы детского театра во Франции».

К.ЛАРИНА: Спасибо большое за то, что пришли. А вы, дорогие друзья, читайте хорошие книжки несмотря не на что, хорошего вам дня!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024