Купить мерч «Эха»:

От книги до спектакля - один шаг. История про ваксу для любящих родителей и любимых детей - Михаил Левитин, Ольга Левитина, Маша Левитина - Книжное казино - 2013-01-20

20.01.2013
От книги до спектакля - один шаг. История про ваксу для любящих родителей и любимых детей - Михаил Левитин, Ольга Левитина, Маша Левитина - Книжное казино - 2013-01-20 Скачать

К. ЛАРИНА: Времени мало, народу битком, поэтому надо сразу начинать. У нас сегодня густонаселенное «Книжное казино». Я уже сегодня анонсировала, говорила так – сегодня на сцене Михаил Левитин и его крошки. (СМЕЮТСЯ).

М. ЛЕВИТИН: Ничего точнее нельзя было придумать. Любимые крошки.

К. ЛАРИНА: Михаил Захарович Левитин здесь. Здравствуйте.

М. ЛЕВИТИН: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Ольга Левитина – заслуженная артистка РФ. Оля, здравствуйте.

О. ЛЕВИТИНА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: И Мария. Здравствуйте, Маша. Маша, вам сколько лет?

М. ЛЕВИТИНА: Мне девять.

К. ЛАРИНА: Вот слава. Уже слава. Это всё авторы и исполнители. Мы сегодня будем представлять их коллективный труд, который они написали, придумали и даже играют на сцене театра «Эрмитаж». Кстати, среди подарков у нас сегодня есть даже билеты на премьерный спектакль на 26 число. Здесь же в студии Ольгерт Маркович Либкин - директор издательства «Текст», который всю эту гоп-компанию и издал у себя в издательстве. Книжка сегодня у нас тоже есть. Давайте скажем ее точное название.

М. ЛЕВИТИН: «Про то, как Вакса гуляла-гуляла, гуляла-гуляла…» Два автора – Маша Левитина 6 лет, Михаил Левитин 64 лет. Хотел скрыть, но эффектно очень.

К. ЛАРИНА: У нас есть вопросы для вас, дорогие друзья. «Науки юношей питают», – писал Ломоносов. Но это почти дословный перевод. Из кого? Присылайте ваши ответы на смс +7-985-970-4545. Кроме главной книжки, которую мы сегодня представляем, у нас еще есть книги, которые Ольгерт Маркович назовет.

О. ЛИБКИН: Во-первых, у нас еще есть две книжки Михаила Захаровича Левитина.

М. ПЕШКОВА: Я поняла, что вы придворный издатель семейства Левитиных.

М. ЛЕВИТИН: Это я придворный писатель. А они там где-то наверху.

О. ЛИБКИН: Одна книжка, которая называется «Еврейский бог в Париже», это сборник из нескольких повестей, это было переиздание.

М. ПЕШКОВА: Это вышло в серии «Проза еврейской жизни». Это название придумал Асар Эппель.

О. ЛИБКИН: Да, Асар Эппель покойный, это был его замысел, он был отцом-основателем. И вторая книга – это роман, который называется «Поганец Бах». Она вышла несколько лет назад, но, тем не менее, мы наскребли для уважаемых слушателей некоторое количество экземпляров. Кроме этого, еще две книжки, которые мы сегодня разыгрываем. Есть такой Гуманитарный фонд СНГ, который сделал очень благородную акцию – они помогли издать три книги, две из которых издали мы. Это книги писателей Южного Кавказа: Грузия, Армения, Азербайджан. Гранта Матевосяна издал непосредственно фонд в Ереване. Мы же издали две книги, которые здесь сегодня есть. Нодар Думбадзе, избранная проза. И Максуд Ибрагимбеков, замечательный азербайджанский писатель, пишущего по-русски, это сборник его повестей.

К. ЛАРИНА: Давайте теперь приступим к главной книжке. Расскажите историю создания.

М. ЛЕВИТИН: У Маши есть любимая игрушка. Мы хотели ее принесли сюда, но не принесли. Это любимая игрушка по имени Вакса. Она не просто любимая игрушка такая, какой должен быть любимый человек. Она всё.

К. ЛАРИНА: Это что за игрушка?

М. ЛЕВИТИНА: Собачка маленькая, уже 7 лет в семье у нас.

К. ЛАРИНА: Ее зовут Вакса.

М. ЛЕВИТИН: Она рыжая. И каждый вечер Машенька заставляла меня рассказывать сказки про эту самую Ваксу, про то, как Вакса гуляла-гуляла, гуляла-гуляла… Я дорассказывался за 5 лет до того, что я понял, что это какая-то любовь, и в этой любви мне место тоже есть. И возник очень интересный сюжет, можно сказать реальный сюжет. И в этом реальном сюжете возникла повесть. Эта повесть была написана, потом опубликована журналом «Октябрь», потом издана издательством «Текст», с рисунками вот этой самой Маши. А потом дети мои и я вместе с ними разыграли, пересказали это на сцене театра «Эрмитаж». Доктеатр я называю. Потому что все события документальные, только о любви, а не о политике. Там любви много. И правды много. И интрига есть.

К. ЛАРИНА: А дети там, помимо тех, которые присутствуют в студии? Там еще и Миша занят?

М. ЛЕВИТИН: Да. Вся семья. Только семья. Что за странная такая история? Те, кто уже видели репетиции, они говорят, что нервничает только папа. Потому что дети чувствуют себя прекрасно, а папа психует. Папа очень психует, хотя в руках у него эта самая книжка, чудно изданная, приятная, только что вышла в магазина… Всё прекрасно, но папа психует.

О. ЛЕВИТИНА: Мы получаем удовольствие, потому что папа находится на сцене и пристально за нами из зала не следит, думает о своей роли. Хуже всего маленькой Маше – она с папой на сцене. А мы с братом на другой площадке.

М. ЛЕВИТИНА: Мне нормально.

К. ЛАРИНА: Почему вы на другой площадке?

М. ЛЕВИТИН: Пространство хитрое, оно обхватывает зал. Там получается приключение потерянной собачки и наша с Машей жизнь.

К. ЛАРИНА: А Вакса присутствует на сцене.

М. ЛЕВИТИН: Две Ваксы.

К. ЛАРИНА: Две даже?

М. ЛЕВИТИНА: Одна потерянная, другая найденная, обретенная. А Оля вместе с Мишей играет всех персонажей книги, а мы – как мы есть, она Маша, а папа Миша.

К. ЛАРИНА: У нас есть первые победители, которые правильно вспомнили, что это Цицерон сказал, а Ломоносов перевел, про «науки юношей питают». ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Я задаю следующий вопрос. «Переходя улицу, оглянись по сторонам», – это назидание взято эпиграфом к роману. К какому? Ответы присылайте на смс. Давайте покажем фрагмент из книги и из спектакля.

М. ЛЕВИТИН: Хорошо. Из спектакля сложно. Я не помню, читаю ли я этот кусочек. По-моему, один абзац читаю.

ФРАГМЕНТ КНИГИ ЧИТАЕТ МИХАИЛ ЛЕВИТИН

С этих пор мне снились удивительные сны. И всегда возникали в них две собачки, совершенно одинаковые. Только одна – золотистая, новенькая, длинный хвост, а другая – белесая, с залысинами, почти без хвоста. Они смотрели на меня откуда-то сверху, голова к голове, и я просыпался от этого взгляда.

Стало нервно жить, я все время дергал Машу, давая ей советы, как сберечь Ваксу, чтобы никогда больше не потерять. Я с ума сходил, думая, что будет с нами, если она пропадет снова, и категорически, противным до визга голосом запрещал дочке уносить ее в детский сад, к другим детям.

– Там полным-полно игрушек, – говорил я. – Зачем обязательно Вакса?

– Ты так беспокоишься о ней, папа, – сказала Маша. – Больше, чем я. Ты не беспокойся. Она все понимает. Она живая. И никуда больше не денется.

– Она слишком даже живая, – нервничал я, вспоминая свои сны. – И ты тоже живая. Я не переживу, если с вами что-то случится.

– Мы так сильно ее любим, папа, что ничего с ней случиться не может. Ты ведь волшебник, так говорит мама.

– Ну конечно же, я волшебник, только старый, беспомощный волшебник. Моего волшебства только и хватило, чтобы ты появилась на свет.

– Вот видишь! Значит, я тоже – волшебная. И Вакса – волшебная. Она родилась не здесь, а на другой планете, и вернется туда, когда я разыщу эту планету или сумею сочинить такую же.

– Какую еще планету?

Я начинал беспокоиться, слишком большой болью далась мне эта вторая собачка, чтобы я мог поверить просто в детские игры. Дети всегда говорят, если не правду, то рядом с правдой, очень близко, да-да, рядом с правдой.

К. ЛАРИНА: Маша, расскажи, во-первых, откуда появилась у тебя Вакса.

М. ЛЕВИТИНА: Я была совсем маленькая, и я вместе с папой ездила в Германию к его другу. И он мне подарил Ваксу в Новый год. Я теперь каждый Новый год праздную ее День рождения.

К. ЛАРИНА: А имя как появилось?

М. ЛЕВИТИНА: Я не помню.

К. ЛАРИНА: Кто помнит?

М. ЛЕВИТИН: Я не знаю.

К. ЛАРИНА: Оля.

О. ЛЕВИТИНА: Я тем более не знаю.

К. ЛАРИНА: Т.е. Вакса и Вакса. Потому что это слово, которое современные дети не знают. Что такое Вакса, ты знаешь?

М. ЛЕВИТИНА: Да, знаю. Ботинки начищать.

К. ЛАРИНА: Научили.

О. ЛИБКИН: Была такая дразнилка – плакса-вакса, гуталин…

М. ЛЕВИТИНА: На носу горячий блин.

М. ЛЕВИТИН: Может, я так назвал в сказках. Вы не представляете, какое количество сказок, по три сказки каждый вечер в течение нескольких лет.

К. ЛАРИНА: А сюда вошли все сказки?

М. ЛЕВИТИН: Нет, не все, несколько. Вся история настолько с интригой, настолько детективная, что сказки даже не вмещались.

К. ЛАРИНА: Маша, а самая любимая история про Ваксу какая?

М. ЛЕВИТИНА: Мне все нравятся.

К. ЛАРИНА: Расскажи хоть одну.

М. ЛЕВИТИНА: Не могу вспомнить.

М. ЛЕВИТИН: А крокодил?

М. ЛЕВИТИНА: Мы вместе с папой гуляли по Нилу, и Вакса упала в этот Нил прямо на крокодила. Крокодил пытался ослепить ее своими глазами, чтобы она упала. Но Вакса думала обо мне и ждала дня. Потому что она знала: когда взойдет солнце, крокодильи глаза погаснут, и она сможет выбраться.

К. ЛАРИНА: Какая неожиданная история. Когда про крокодила, обязательно зубы должны быть. А здесь их нет, здесь глаза.

М. ЛЕВИТИН: Папа был в крокодильем питомнике и так их изучил, мерзавцев, до мелочей.

М. ЛЕВИТИНА: Папа мне рассказывал историю: кормили курицей этих крокодилов. Курицу кидают с моста…

М. ЛЕВИТИН: А он не дожидается, пока она долетит и прыгает на огромное расстояние.

М. ЛЕВИТИН: Ест ее в воздухе – и вниз.

К. ЛАРИНА: А курицы живые?

М. ЛЕВИТИН: Уже общипанные. Тушки. Живая курица полетела бы в другую сторону, я думаю.

К. ЛАРИНА: Хотите знать правильный ответ?

М. ЛЕВИТИН: Конечно.

К. ЛАРИНА: А знает Михаил Захарович?

М. ЛЕВИТИН: Ну так вроде.

К. ЛАРИНА: «Переходя улицы, оглянись по сторонам» - это эпиграф к «Золотому теленку». ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Следующий вопрос. Журнал «Огонек» В 1928 году написал о новой игре, недавно появившейся в Америке, которая до сих пор популярна и в нашей стране тоже. Что это за игра? Маша, ты первый раз вышла на сцену как артистка? Или ты до этого уже исполняла что-нибудь?

М. ЛЕВИТИНА: Я исполняла, но не у папы.

К. ЛАРИНА: А где же?

М. ЛЕВИТИНА: В студии, где мы на английском языке разыгрываем разные спектакли. Первый спектакль был про Золушку. Я была одной из злобных сестер. А сейчас мы играем «Щелкунчик». Я играю Мышильду.

М. ЛЕВИТИН: Злодейка.

К. ЛАРИНА: Характерная артистка растет.

М. ЛЕВИТИН: Я ей объяснил. Ей дали в школе Василису Прекрасную, я ей сказал: «Это ужасная роль».

М. ЛЕВИТИНА: Мне все девочки завидовали.

М. ЛЕВИТИН: Играй злодеек – и всё будет в порядке.

О. ЛЕВИТИНА: Но что папа устроил – это было очень смешно, – когда Маша вышла в «Золушке»… Это было на малой сцене «Эрмитажа». Она всё время поглядывала на нас с Захаром, это мой сынок, иногда махала ручкой.

М. ЛЕВИТИНА: Подмигивала друзьям.

О. ЛЕВИТИНА: Папа подбежал к ней и говорит: «Ты не в образе, Маша. Что это такое?» На что Маша отреагировала совершенно чудно, я решила теперь брать с нее пример. Она сказала: «Я думала, ты меня поздравишь, цветы подаришь. А ты?» И он растерялся.

К. ЛАРИНА: Маша, а тебе нравится на сцене?

М. ЛЕВИТИНА: Очень нравится.

К. ЛАРИНА: А что больше всего на сцене нравится, какой момент?

М. ЛЕВИТИНА: Всё нравится.

К. ЛАРИНА: Когда тебе хлопают, нравится?

М. ЛЕВИТИНА: Конечно.

К. ЛАРИНА: А цветы дарят?

М. ЛЕВИТИНА: Ко мне на «Золушку» приехал мой одноклассник, который мне цветок подарил. Понравилось.

О. ЛЕВИТИНА: На «Ваксе» тебя завалили цветами.

М. ЛЕВИТИНА: Завалили.

К. ЛАРИНА: Хорошая артистка-то – спрашиваю я у режиссера.

М. ЛЕВИТИН: И при этом она еще, слава богу, играет.

М. ЛЕВИТИНА: На фортепиано.

М. ЛЕВИТИН: Вся музыка на ней, в спектакле тоже. Она играет на Оле. Олины куски проходят на том, что она где-то в глубине, она играет, они вдвоем. Свел я всю семью, хватит уже, мы все сейчас вместе. У нас всё вместе сейчас, вся семья.

О. ЛЕВИТИНА: У нас там замечательный брат наш.

М. ЛЕВИТИН: Я даже собираюсь «Еврейского бога в Париже» поставить. И Ольга Михайловна Остроумова сыграет там.

К. ЛАРИНА: Надо сказать, что Оля Левитина, она настоящая артистка, даже заслуженная и ведущая артистка театра. А вот Миша ведь не стал артистом.

М. ЛЕВИТИН: Он не стал и, как говорит Гафт, абсолютно напрасно. Конечно, природа актерская мощная, и надо было это развивать в ребенке.

О. ЛЕВИТИНА: Он стал режиссером.

М. ЛЕВИТИН: А мог быть артистом.

К. ЛАРИНА: А как труппа театра отнеслась к этому начинанию?

М. ЛЕВИТИН: С любовью. Эта труппа театра относится к своему главному режиссеру и ко всем его начинаниям с любовью.

М. ЛЕВИТИНА: Только моя учительница в школе была очень против.

К. ЛАРИНА: Почему?

М. ЛЕВИТИНА: Она вообще меня не очень любит, грызет всё время.

М. ЛЕВИТИН: Тс-с-с.

К. ЛАРИНА: Цензура пошла – папа испугался.

М. ЛЕВИТИН: Она любит Машу, она не грызет ее всё время (СМЕЮТСЯ). Но бывает ею крайне недовольна, ее отлучками…

О. ЛЕВИТИНА: Маша пропускала кучу уроков, она не могла быть этим довольна.

М. ЛЕВИТИН: Но зато учительница музыки Ольга Евгеньевна Мечетина, профессор, мама Кати Мечетиной и наша подруга, как и Катя, она обожает Машу, в ролях ходит смотреть ее, вообще ее любит как ученицу. И Людмила Анатольевна привыкнет к тебе тоже. Ты же тоже штучка.

М. ЛЕВИТИНА: Привыкнет?

К. ЛАРИНА: Привыкнет к таланту. А учительница какой предмет ведет?

М. ЛЕВИТИНА: Все, кроме физкультуры.

К. ЛАРИНА: А она была на спектакле?

М. ЛЕВИТИНА: Будет 26 числа, если захочет.

К. ЛАРИНА: Пригласи прямо сейчас, Маша.

М. ЛЕВИТИН: Людмила Анатольевна, дорогая. Людмила Анатольевна, миленькая, мы от лиц всей семьи, от многолицей семьи просим вас придти. И если что-то не так у нас получается, то простите нас, мы будем примерными учениками.

К. ЛАРИНА: Оля, а Захару сколько лет?

О. ЛЕВИТИНА: Пять с половиной.

К. ЛАРИНА: Еще не работает на сцене?

О. ЛЕВИТИНА: Нет. Он говорит – у актрисы родился зритель. Он всё смотрит, на сложнейших папиных спектаклях он смотрит замечательно. Он как загипнотизированный, ему очень нравится. Но на сцене он стесняется. Я надеюсь, что актером он не будет.

К. ЛАРИНА: Почему надеюсь?

О. ЛЕВИТИНА: Мне не хотелось бы для мужчины такую профессию.

К. ЛАРИНА: Вот так.

М. ПЕШКОВА: Еще есть маленькая Поленька у Миши.

М. ЛЕВИТИН: И Фаня родилась.

М. ПЕШКОВА: Вот этого я не знала.

М. ЛЕВИТИНА: Маленькая, крошечная.

К. ЛАРИНА: Это Мишины?

М. ЛЕВИТИН: Да. Благим матом кричит, когда видит деда.

О. ЛЕВИТИНА: Она вообще никогда не кричит. Только когда видит деда.

М. ЛЕВИТИНА: Кричит иногда.

К. ЛАРИНА: Ольгерт Маркович, как вы справлялись со всей этой толпой? Вот они пришли и что сказали вам? Мы тут написали… Они сами рисуют еще, сами оформляют.

О. ЛИБКИН: До сих пор не рисовали. Это, слава богу, Маша научилась рисовать и их самих научит.

К. ЛАРИНА: Обложка тоже Машина?

О. ЛИБКИН: Это ее картинка.

К. ЛАРИНА: Там персонажи: папа, Вакса…

М. ЛЕВИТИНА: Папа, Вакса и мама.

К. ЛАРИНА: Какое-то невероятное количество талантов в одном лице. Оля, а вы тоже умеете рисовать, играть на пианино, петь.

М. ЛЕВИТИН: На пианино умеешь.

О. ЛЕВИТИНА: Мы с папой совершенно бездарны в рисовании, на нуле. А Маша пошла по материнской линии.

М. ЛЕВИТИН: Папа умеет читать только постановочные листы, больше ничего. И не буду рисовать. Я говорю – ненавижу живопись. Мне говорят – почему? Я не умею рисовать.

К. ЛАРИНА: Маша, артисткой все-таки будешь? Или музыкантом? Или художником? Или писателем?

М. ЛЕВИТИНА: Я хочу быть режиссером, но хочу быть музыкальным режиссером, всякие оперы, оперетты ставить.

М. ЛЕВИТИН: Какой кусок хлеба хороший.

К. ЛАРИНА: Но это не преемница, нет? Не в этом театре.

М. ЛЕВИТИН: Нет-нет. Где-то, куда я буду ходить и спать в кресле.

М. ЛЕВИТИНА: Папа хотел, чтобы я стала пианисткой, а я хотела музыкальным режиссером, а потом решила это совместить.

К. ЛАРИНА: У нас сейчас перерыв на новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Игра для советских читателей «Огонька» в 28 году произвела такое сильное впечатление. А игра называется «Викторина». ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Следующий вопрос. Какого игрушечного зверя назвали в честь американского президента? В студии у нас замечательная компания – авторы книги «Про Ваксу, которая гуляла-гуляла, гуляла-гуляла…» Михаил Левитин и Маша Левитина, артистка, которая занята в спектакле по этой книжке, это Оля Левитина.

М. ЛЕВИТИН: И мы оба.

К. ЛАРИНА: Да. Здесь же у нас издательство «Текст» в лице Ольгерта Марковича Либкина, которое эту книжку и издалО. Правильно я здесь ударение ставлю?

М. ЛЕВИТИНА: ИздАло, по-моему.

К. ЛАРИНА: ИздАло или издалО?

М. ЛЕВИТИНА: ИздАло.

М. ЛЕВИТИН: Сейчас будет замечательный хармсовский диалог – издАло-издалО.

К. ЛАРИНА: Сегодня наши слушатели работают активно, для того чтобы получить в подарок книжку, которую мы сегодня представляем. Там, как вы поняли, не одна книга, там еще есть книги Михаила Захаровича Левитина, есть книги Нодара Думбадзе, есть книга Максуда Ибрагимбекова. Я сейчас хочу дать слово директору издательства, для того чтобы он почувствовал себя причастным к этому празднику жизни и рассказал нам о ближайших премьерах.

О. ЛИБКИН: Я скажу два слова о только что состоявшихся премьерах. Мы всегда были ориентированы на зарубежную литературу и сейчас так и остаемся. Я всегда говорю – мир больше, чем Россия.

К. ЛАРИНА: У вас только Левитин получается отечественный автор.

О. ЛИБКИН: Сейчас я еще скажу двух авторов. К сожалению, это авторы из недавнего нашего прошлого, но, тем не менее. Мы издали замечательную книгу Константина Паустовского, сказки, «Растрепанный воробей» и другие сказки Паустовского, с очень красивыми иллюстрациями. Я считаю, что этот тот писатель, которого забывать не следует.

Еще мы издали книгу моего любимого автора – женщины не любят, когда их называют писательницами, авторшами – Дины Калиновской. Мы до этого издавали ее роман «О, суббота!», который в свое время произвел эффект взорвавшейся бомбы после публикации в «Дружбе народов». Она напечатала в «Новом мире» несколько своих рассказов, которые не переиздавались, которые вызвали восторженный отклик у Катаева, который об этом писал, что наконец появилась у нас писательница, у которой есть стиль, которая знает как писать, как вырисовывать характеры.

И вот эта книжка называется «Парамон и Аполлинария», это по названию новомировского рассказа. Мы издали сборник ее рассказов. Туда же входит пьеса, которую потом Высоцкий с Говорухиным пытались… Так ничего и не вышло, но текст, слава богу, сохранился, они втроем делали текст этой пьесы, с Высоцким и Говорухиным. Он опубликован в этой книжке «Парамон и Аполлинария». Это из того, что сейчас вышло.

Из будущего я еще несколько слов скажу. Мы сегодня ходим, гуляем вокруг театра. Я бы хотел сказать, что мы люди отчаянные, мы иногда издаем пьесы, что вообще полное безумие. Мы сейчас будем издавать, мы приобрели права… Мы однажды издавали Брехта «Мамаша Кураж». Кстати, ваш спектакль. Я посмотрел ваш спектакль и пытался понять, как соотносится с книгой. Соотносится. Я еще помню тот старый спектакль у Охлопкова, театр Маяковского.

М. ЛЕВИТИН: Штраух ставил.

О. ЛИБКИН: Охлопков был худрук тогда.

М. ЛЕВИТИН: Глизер?

О. ЛИБКИН: Да, замечательный Глизер в главной роли. Я только в этой роли его и знаю. А сейчас мы издаем не менее классическую книгу, мы издаем «Добрый человек из Сезуана», в которую входят «Добрый человек из Сезуана» и еще две пьесы.

К. ЛАРИНА: Всё актуальное.

О. ЛИБКИН: Брехт вообще на все времена. Но в то же время мы издаем и другие вещи. Мы издаем Беккета, но не пьесы, а стихи, сейчас издаем его эссеистику. Кстати, насчет стихов. Мы издаем двуязычные стихи. Мы обнаружили, что замечательным поэтом был Джойс. Все знают Джойса. Никто не читал, все знают Джойса. Но Джойс еще был и поэтом. Мы издаем поэзию Джойса. И Жан Жене написал не только «Служанки», которые Виктюк поставил, а Жан Жене писал еще и стихи тоже. Я так понял, что все великие люди в открытую или в тайную писали стихи.

К. ЛАРИНА: Все присутствующие пишут стихи?

М. ЛЕВИТИН: Когда пишется проза, пишутся и стихи. Это удивительная особенность. Если еще проза твоя главная, важная, пишутся стихи. Это одновременно. А потом заканчиваются вместе с прозой. Но стихи ты не показываешь Либкину, а прозу ты ему несешь. И это, конечно, странная история. А может быть, справедливо. Потому что у нас есть с кем сравнивать свои стихи.

О. ЛЕВИТИНА: Стихи Михаила Захаровича есть у нас в спектакле «Снимок бога» (в прошлом «Эрендира и ее бабка»), там все песенки на его стихи. Очень оригинальные стихи.

К. ЛАРИНА: Оля, а вы пишете стихи?

О. ЛЕВИТИНА: Я не пишу ни прозу, ни стихи.

М. ЛЕВИТИНА: Я, когда была маленькая, разные стишки писала.

К. ЛАРИНА: Не помнишь ничего?

М. ЛЕВИТИНА: Нет, сейчас не помню.

О. ЛЕВИТИНА: Я помню, мне папа стих в детстве написал. «Шарики за ролики, всё наоборот. Маленькие кролики кушают компот».

М. ЛЕВИТИН: Я их ублажаю как могу. А тут интересная штуковина: у меня новый телевизионный цикл, который уже снят, там на карандашах построено моих. Я начинаю его с такой ерунды. «Карандаши, карандаши посыпались с горы. Ах, столько счастья одному не может быть, увы». Я сказал – вот моя поэзия, по поводу карандашей. Ручки не нашлось подписать Абдрашитову, а это есть.

К. ЛАРИНА: Я хочу назвать победителей, которые правильно вспомнили про медвежонка Тедди, который был назван в честь президента Теодора Рузвельта. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. И последний вопрос. Кто из русских писателей носил самый высокий гражданский чин? Очень популярный ныне писатель, цитируют его с утра до ночи. Присылайте ответы на смс +7-985-970-4545. Оля, а вас такая же участь постигла? Вы тоже слушали сказки бесконечные, когда были как Маша?

О. ЛЕВИТИНА: И сказки слушала, и читал папа вслух на ночь.

М. ЛЕВИТИНА: Папа очень часто не только про Ваксу рассказывает. Мы любые три слова загадываем. Папа придумывает с этими тремя словами сказки.

К. ЛАРИНА: Ну-ка давайте сыграем.

М. ЛЕВИТИН: Это невозможно.

К. ЛАРИНА: Маша, начинай.

М. ЛЕВИТИН: Тогда давайте изобразим ночь на радио.

К. ЛАРИНА: Маша, скажи быстро три слова.

М. ЛЕВИТИНА: Крокодил, очки, эхо.

К. ЛАРИНА: Вперед, г-н режиссер.

М. ЛЕВИТИН: Очень короткая сказка. Естественно, «Эхо Москвы». И на «Эхо Москвы» явился в очках крокодил, это и был Михаил Захарович Левитин собственной персоной. (ВСЕ СМЕЮТСЯ). На этом сказка закончилась, потому что началась дикая паника в редакции. Потом будут неприятности и у Лариной, и у Пешковой по поводу того, как они могли пригласить этого крокодила, какое отношение он имеет к сегодняшнему дню, кто он вообще такой.

К. ЛАРИНА: А это всё на ночь обычно происходит?

М. ЛЕВИТИНА: Обычно на ночь.

К. ЛАРИНА: Сказки должны убаюкивать. А от таких сказок только хохочешь полночи.

М. ЛЕВИТИН: Ксюша, я еще их пою.

М. ЛЕВИТИНА: Когда я была совсем маленькая, папа пел «Спи, малыш ты мой прекрасный, баюшки-баю». Но поскольку он пел не всегда одно и то же, он пел на тему сказки это всё. Конечно, не в рифму.

К. ЛАРИНА: А поет-то хорошо?

М. ЛЕВИТИНА: Хорошо.

К. ЛАРИНА: Слух есть у папы?

М. ЛЕВИТИНА: Да.

М. ЛЕВИТИН: Обижаете.

М. ЛЕВИТИНА: Когда я была маленькая, я считала, что у папы голос похож на Бернеса.

М. ЛЕВИТИН: Это мой любимый человек, который звучит в доме с утра до вечера. У нас был вечер в театре, к сожалению, без вас, но с прекрасными людьми в зале, он записан и по телевидению его показывают часто, я рассказываю о Бернесе, такая импровизация к столетию Марка Наумовича. Машка думала, что это я пою.

О. ЛЕВИТИНА: Он еще потрясающе читает. Он не только их выдумывал, он читал еще книги на ночь.

М. ЛЕВИТИН: Всё, бенефис папы закончен.

К. ЛАРИНА: Оля, а вы что-нибудь помните? Маша всё время говорит – «когда я была маленькая». А если вы скажете – «когда я была маленькая»…

О. ЛЕВИТИНА: Когда я была маленькая, папа мне очень часто на ночь читал. Сейчас я даже взяла его манеру, читаю своему сыночку, подражаю папе. Это совершенно гениально, потому что папа ровно на том месте, где оканчивалась глава… Он читал бурно-бурно, а дальше он говорил – и вышел. Захлопывал книгу, резко выходил из комнаты, и человек должен был заснуть. Всё. (СМЕЮТСЯ). «Сказал Питер Пэн и вышел». Всё. Больше ребенок не мог ничего получить. Не дождется.

М. ЛЕВИТИН: Этого я не помню. Какой-то ужас рассказывают эти дети. Но приятно с ними, и когда они все вместе, это невозможно. Ты не понимаешь, на что ты потратил жизнь.

К. ЛАРИНА: Михаил Захарович, а у вас что было в детстве, когда вы были маленький?

М. ЛЕВИТИН: Счастливейшее детство. Сказки не рассказывали, ни мама, ни отец. Но всё было сказка. Я живу этим детством, поэтому произвожу иногда такое старомодное эксцентрическое впечатление. Но я считаю, что у каждого есть только оно. Это так наивно говорить. У меня было мое детство, изумительное одесское детство, с добрейшими людьми вокруг меня. Никакой злобы не несли в себе, никакой агрессии не несли в себе. И в то же время не были такие уж тихенькие.

О. ЛЕВИТИНА: Совсем не были тихенькие.

М. ЛЕВИТИН: Как в Одессе часто кричали. Остроумные, смешные, иногда вульгарные гости.

О. ЛЕВИТИНА: Про райские яблочки расскажи.

М. ЛЕВИТИН: Какие райские яблочки?

О. ЛЕВИТИНА: Как дедушка принес яблочки. Вы не ели яблочки…

М. ЛЕВИТИН: Вот это сказка от деда. Я не ел яблок и не ел фрукты.

О. ЛЕВИТИНА: А у деда цель была накормить.

М. ЛЕВИТИН: Другой цели не было. И вдруг однажды он вбегает – как он угадал – и говорит: «Я принес тебе, смотри». Разворачивает какую-то коробку, бесконечно она завернута ленточками, много ленточек. Раскрывает и говорит: «Эти три яблока с ливанского судна, которое только что прибыло к нам в порт». Я сожрал яблоки тут же, мгновенно, три яблока и понял – папа меня знает. Это всё равно как их мама, мама старших моих…Когда мы пришли получать квартиру, я заглянул в окно и вижу: бараки, бараки, бараки – и дождь. Я сказал: «Вот здесь живи сама». Сказал я, повернулся и пошел. Она глянула в окно, некоторое время подумала и сказала: «Вернись, это же ведь конюшни и бега, там кони, ипподром». И я сказал: «Какая квартира…» Какая чудная квартира.

К. ЛАРИНА: А сейчас что из вашего окна?

М. ЛЕВИТИН: Сейчас из нашего окна хорошо. Из нашего окна Смоленка, с разбросом таким. А из другого окна – церковь Михаила архангела, рядышком Новодевичий монастырь. Хорошо.

К. ЛАРИНА: Т.е. можно такой микромир для себя создать. Я смотрю на вас и понимаю, что это единственная возможность выжить.

М. ЛЕВИТИН: Выжить, существовать.

М. ЛЕВИТИНА: Насчет микромира. Я очень люблю рисовать и лепить. Когда я леплю разные игрушки, рисую, папа это всё к себе убирает в кабинет. У папы целая полка. Я хочу сделать целый музей – выставить эти экспонаты.

К. ЛАРИНА: Как он будет называться – Машин музей?

М. ЛЕВИТИНА: Нет. Музей Вакс.

М. ЛЕВИТИН: Трех изумительных Вакс. Но она еще не знает, что было прелестью. Она, действительно, вылепила трех крошечных собачек, малюсеньких, они с разным выражением лица, хотя сделаны по одному принципу. Но она их расположила на большом белом листе бумаги, может быть, случайно, хотя вряд ли случайно…

М. ЛЕВИТИНА: Случайно.

М. ЛЕВИТИН: Лист занял большее место. Но композицию создала вот эта как будто бы необязательность их расположения. Красота небесная. А сейчас у меня в доме Захарик там пасется, Ольгин сын, красавец.

О. ЛЕВИТИНА: Можно я скажу, что папа умудрился сделать своей любовью? Это, действительно, очень интересно. У Маши была сначала одна собачка. В результате нашего спектакля у Маши три собаки дома.

М. ЛЕВИТИНА: Да, три собака.

О. ЛЕВИТИНА: Это такая интрига спектакля, что одну собачку заменяют другой. Грубо говоря, у Маши появилось три любимых игрушки теперь, три Ваксы. Она их забирает домой…

М. ЛЕВИТИНА: Один из них мальчик – Вакс. А вот беленькая…

М. ЛЕВИТИН: Прочтут книгу. Она очень увлекательна. Честно вам скажу, что меня немножечко подтолкнуло к ней. Это желание когда-либо написать что-то похожее – простит мне бог – на «Принца и нищего». До такой степени для меня важна была эта книга в детстве.

М. ЛЕВИТИНА: Папа ее очень любит.

К. ЛАРИНА: А ты читала, Маша?

М. ЛЕВИТИНА: Я начинала читать. Но у меня как в «Оливере Твисте» - я начинаю читать, а конец какой-то очень сложный, и я не могу из-за этого дочитывать.

М. ЛЕВИТИН: Всё придет.

К. ЛАРИНА: Может быть, так и надо: на фиг эти концы сложные.

М. ЛЕВИТИН: Я тоже ничего не дочитываю, не доделываю и ухожу бросив.

К. ЛАРИНА: Наши слушатели назвали правильно Салтыкова-Щедрина, который был вице-губернатором. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Мы завершаем нашу программу. Я напомню, что 26 числа… В какое время?

М. ЛЕВИТИН: В пять часов. Это семейный спектакль.

К. ЛАРИНА: Необычное время – 5 часов дня. В театре «Эрмитаж».

М. ЛЕВИТИН: Знаете, как называется? «История про Ваксу для любящих родителей и любимых детей».

К. ЛАРИНА: У нас две пары билетов.

М. ЛЕВИТИН: Первый ряд.

К. ЛАРИНА: Я никаких заданий не даю. Пожалуйста, если вы хотите придти, просто напишите мне на смс +7-985-970-4545. Желательно, чтобы это были и дети. А с какого возраста?

М. ЛЕВИТИН: С 8 до 10-ти, можно и до 12.

О. ЛЕВИТИНА: Можно и до 15-ти.

К. ЛАРИНА: Но не младше 8.

М. ЛЕВИТИН: Да.

К. ЛАРИНА: Ребята, мы должны уже прощаться. Я счастлива, что я сегодня побывала у вас в гостях. (СМЕЮТСЯ). Огромное спасибо. Михаил Захарович, Оля, Маша, Ольгерт Маркович, Майя Пешкова и я, Ксения Ларина, а также Светлана Ростовцева. Спасибо.