Купить мерч «Эха»:

Михаил Мишин - Книжное казино - 2010-02-28

28.02.2010
Михаил Мишин - Книжное казино - 2010-02-28 Скачать

К. ЛАРИНА: 13:13, мы начинаем программу «Книжное казино». Здесь ведущие программы Ксения Ларина и Майя Пешкова.

М. ПЕШКОВА: Добрый день.

К. ЛАРИНА: У нас сегодня очень серьёзная передача, Майя серьёзна, как никогда! В гостях у нас сегодня Михаил Мишин. Здравствуйте, Михаил Анатольевич!

М. МИШИН: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Писатель-сатирик пишется через дефис. Но мне кажется, что это вымерший вид писателя. Есть писатель – и всё!

М. МИШИН: Как скажете, я готов на всё.

К. ЛАРИНА: Писатель и переводчик. Хватит?

М. МИШИН: Мне более чем.

К. ЛАРИНА: публицист, общественный деятель. Хорошо? Пойдёт?

М. МИШИН: Мне нравится!

К. ЛАРИНА: Итак, Михаил Мишин в нашей студии. Конечно же, будут подарки для вас, это книги, которые нам любезно предоставило издательство ЭКСМО, книги, которые вышли в серии «Антология сатиры и юмора».

М. ПЕШКОВА: Россия ХХ века. В этой серии вышло 55 книг, 56-ая вот-вот на подходе. Эта книга будет посвящена Людмиле Петрушевской. И на этом эта серия заканчивается, к сожалению. Больше книг не будет.

К. ЛАРИНА: Больше у нас смешного для вас нет.

М. ПЕШКОВА: Больше чем полсотни. Рекорд был перекрыт. Мы передаём нашу благодарность Юрию Кошакову, организатору, душе этой серии, главному редактору.

К. ЛАРИНА: Мы эти книжки сегодня разыграем для вас, дорогие друзья. Конечно же, есть и книги Михаила Мишина в этой серии. Вы их тоже получите. Что вам нужно для этого сделать? Ничего особенного. Я думаю, что сегодня мы, по традиции, когда у нас в гостях такая звезда, будем принимать от вас вопросы. Готовьте ваши вопросы Михаилу Мишину, он готов ответить на любые, в том числе на самые сложные вопросы бытия.

М. МИШИН: Ты мне напоминаешь… Помнишь, когда было время, когда обозреватель «Правды» Жуков отвечает на вопросы.

К. ЛАРИНА: Абсолютно!

М. МИШИН: Анна Николаевна Хрюндина спрашивает, почему американский шестой флот вошёл в Аденский залив? Вы абсолютно правы, Анна Николаевна. И отвечает…

К. ЛАРИНА: Дорогие товарищи, вам направление дал сам герой нашей программы, так что на любые вопросы он готов ответить в прямом эфире, телефон 363-36-59 и смс +7-985-970-45-45. Но помимо книг у нас сегодня есть ещё билеты на творческий вечер Михаила Мишина, который состоится 4 марта на сцене Школы современной пьесы, что на углу Трубной и Неглинки. Милости просим. Можете билет купить, если не выиграете, а если выиграете, то придёте и получите удовольствие.

У нас идёт рекламный ролик этого вечера и главное слово, которое вошло в наш лексикон с помощью Михаила Мишина, как бы он этого ни хотел, это слово «одобрям-с». И, судя по всему, с возвращением обобрям-са, возвращается его автор.

М. МИШИН: Ну, что значит возвращается, я никуда не исчезал.

К. ЛАРИНА: Переквалифицировался немного в «управдомы», в переводчики, поработал на этой ниве...

М. МИШИН: Я мало выступал.

М. ПЕШКОВА: Мы Вас видели на сцене, когда был благотворительный вечер, средства от которого шли на памятник Бабелю.

М. МИШИН: ну, я об этом и говорю. Потом был этот вечер после большого перерыва. Я выступил и вроде бы…

К. ЛАРИНА: Люди соскучились.

М. МИШИН: Они так благородно говорят – давайте сделаем Ваш вечер. А я, к их неожиданному. Видимо, изумлению, понял это предложение буквально. Давайте. И вот сейчас, мне хочется просто как-то, это совершенно ничего не означает с точки зрения перемены моих занятий.

К. ЛАРИНА: Значит тебе есть что сказать людям.

М. МИШИН: Это я очень люблю. Вам есть что сказать? Ну, что-то есть, что было, то и есть. Короче говоря, вечер будет. Кто придёт – я буду рад.

К. ЛАРИНА: Приходите обязательно.

М. МИШИН: Шесть зрителей мы имеем.

К. ЛАРИНА: Да, шесть зрителей имеем целых.

М. МИШИН: Практически аншлаг.

К. ЛАРИНА: А что такое творческий вечер? Если ты писатель, то он читает? Ты любишь общаться с залом, Миш?

М. МИШИН: Я люблю общаться с залом. Но дело в том, что вообще творческий – это опасное слово, я его недолюбливаю, но по-другому вроде как не назвать. Есть такая привычка называть творческий вечер. Я буду наверное читать то, что я написал. Возможно, я думаю, поскольку там техника позволяет, я покажу…

К. ЛАРИНА: Я думала – спою.

М. МИШИН: Один из фильмов, который ещё сегодня вполне хорошо смотрится, он короткометражный, это Володя Бортко снимал, фильм был в своё время известный. Там снимался Сеня Фарада и Катя Васильева и покойный Стржельчик.

К. ЛАРИНА: как называется?

М. МИШИН: «Голос» по моим рассказам. Он там будет. И всё. Если меня о чём-нибудь спросит, на что я рассчитываю, я люблю, когда из зала записочки придут, а я отвечу…

К. ЛАРИНА: Судя по всему, по тому, что сегодня происходит на таких вечерах, у меня не такой пессимистичный взгляд на этот жанр. Мне кажется, он сегодня возрождается. Речь идёт не только о том, чтобы человек вышел и что-то почитал, люди соскучились по общению. Учитывая, что у нас на телевидении отсутствуют дискуссии на какие-то животрепещущие темы, то здесь хоть какая-то попытка поговорить о том ,что сегодня происходит в стране. У тебя есть что сказать по этому поводу?

М. МИШИН: По поводу того, что ты сказала, у меня есть что сказать. Я с тобой согласен, потому что если что-то накопилось, то можно об этом поговорить. Это не значит… я не собираюсь читать лекции, достаточно лекторов, но я готов адекватно постараться соответствовать вопросам.

К. ЛАРИНА: Дело в том, что за все эти годы последние, лет 15 мы в новой жизни живём демократической. К большому сожалению, очень сильно поменялось качество юмора. Это мы всё в динамике наблюдаем. Хотя сегодня развлекалово выше крыши, куда ни плюнь – везде тебя веселят. Но почему-то людям, типа Михаила Жванецкого, либо Михаила Мишина, либо Игоря Иртеньева это качество юмора не нравится. И это ржание не вызывает удовлетворения. Это что, зритель такой ужасный?

«Дайте нам другого зрителя!» - говорят сатирики или юмористы Вашего призыва.

М. МИШИН: Так…

К. ЛАРИНА: Дайте вам другого зрителя! Где этот зритель, который ходил на концерты Михаила Жванецкого, которых тогда не было, он их переписывал на магнитофон, дома слушал, поскольку это были крамольные шутки. И где тот зритель, которому было стыдно приходить на концерты… я не буду называть фамилию человека, который сегодня очень популярен. Тогда считалось неприличным ходить на такой «тёщин» юмор. А сегодня это считается главным.

М. МИШИН: Я внимательно слушал всё, что ты говорила и хочу понять, в чём вопрос?

К. ЛАРИНА: Где умный зритель?

М. МИШИН: Там же, где и был! Во-первых, я не люблю, когда говорят «люди типа». Как можно говорить о Жванецком «человек типа»… ну…

К. ЛАРИНА: Уровня.

М. МИШИН: Это вы решайте. Я просто хочу сказать от себя. Я думаю ,что все остались там же, где и были. И пропорция умных и глупых была одинакова. И сегодняшний человек, который ходит или не ходит на эти вечера, он точно такой же. И ходили люди и на то, и на другое. Другое дело, что, конечно, жажда этого была больше. Понятно, по очевидным причинам. Что запрещается – то и дефицит.

К. ЛАРИНА: Только поэтому?

М. МИШИН: Я думаю ,что это основное. Поэтому. И плёнки были и когда собирались на кухне по 25 человек и слушали. Плёнки, потому что было трудно попасть на вечер. И вообще их не было. Сейчас всё есть. Вот и всё.

К. ЛАРИНА: Не знаю, мне кажется, не только в этом дело.

М. МИШИН: Ты ещё упомянула в речи , за которой я так тщательно следил, ты сказала слово «качество». Качество вообще всегда хорошее дефицитное.

К. ЛАРИНА: А как проще?

М. МИШИН: Проще что?

К. ЛАРИНА: Люди идут простым путём. Поскользнулся, упал – смешно. Показал голый зад – смешно. Надел на голову чулок – смешно.

М. МИШИН: Как сделать? Возьми чаплинские картины. Там много такого. Народ умирал! Я не знаю, как сейчас, давно сам не смотрел. Может быть нынешнее поколение ушло от Чаплина. Клоунада может быть прекрасной.

К. ЛАРИНА: Может быть.

М. МИШИН: Ну, поскользнулся на банановой корке, а тут собачка вцепилась ,а тётка упала, торт на неё, всё это покатилось, это может быть изысканно и смешно. А может быть пошло, грубо, как и всё на свете.

К. ЛАРИНА: Но пошлое и безобразное всегда собирает больше народа и больше рейтингов в телевизоре.

М. МИШИН: Знаешь что… Дело в том, что в гору вообще труднее идти, чем под гору. Вот и всё. Труднее туда затащить.

К. ЛАРИНА: Людям и так тяжело, а ты хочешь, чтобы они в гору ходили.

М. МИШИН: Я вообще ничего не хочу. Как я могу хотеть! Конечно, я хочу, чтобы было лучше, чем хуже. Это все так хотят. Представления просто разные. Кроме того, есть же рейтинги, есть реклама, которая…

К. ЛАРИНА: Есть рейтинги, есть цензура. С одной стороны есть цензура, она сегодня существует и мы знаем, что политическая сатира, как жанр, сегодня отсутствует, а если присутствует, то можно пошутить только над чужими руководителями других государств.

М. МИШИН: Да, это было симпатично, они все получили пощёчину, эти ребята.

К. ЛАРИНА: Ну, как и при совке было.

М. МИШИН: Ну, не совсем. Это или совсем не так. Нам всегда хочется большего. Сейчас вот так.

К. ЛАРИНА: Но художник должен быть свободный. А его сдерживает с одной стороны политическая цензура, а с другой стороны пресловутая толерантность, над которой мы всё время издеваемся. Здесь есть какие-то табуированные вещи, зоны во всём мире, над которыми нельзя смеяться,?

М. МИШИН: не знаю, есть ли такие вещи вообще. Всё зависит от меры вкуса и такта. Потому что это и есть такт, мера, которой ты руководствуешься. Можно взять самую безобидную тему и сделать её пошлой. Дело не в самой теме, а то, как ты к ней относишься. Поэтому не существовал бы чёрный юмор.

К. ЛАРИНА: ой, я очень люблю.

М. МИШИН: Если это изысканно и изящно, то это хорошо. А если это грубо и пошло, ниже определённых мест…

К. ЛАРИНА: То есть, это вопросы вкуса автора. Скажи, есть какие-то противоречия в природе смешного. Они безусловно существуют. Почему анекдоты про чукчу есть, про грузинов есть анекдоты, про евреев есть, да ещё какие! А вот шутить и импровизировать на эту тему считается неприлично.

М. МИШИН: Это то, что я сказал. Вопрос – как это делается. Можно сказать так, что стошнит всех окружающих. Анекдоты – это же народное творчество. Ты привела не очень удачный пример. А в Болгарии есть анекдоты про габровцев, они считаются ленивыми тугодумами. Это такой персонаж, как Ходжа Насреддин.

К. ЛАРИНА: Но с этим номером выступают? Вот концерт, посвящённый тупым бельгийцам, возможен?

М. МИШИН: не был во Франции, отвечать не могу. Вопрос моего к этому отношения. Я не в восторге от этого, я вообще не очень люблю, когда берут какое-то несовершенство физическое или внешнее, если мы об этом говорим.

К. ЛАРИНА: Принадлежность к какой-то национальности, к сексуальной ориентации нетрадиционной.

М. МИШИН: На эти темы можно шутить тогда, когда в обыденном сознании не будет большой разности между национальностями, между меньшинствами и т.д. Когда это действительно будет всё равно – тогда пожалуйста.

К. ЛАРИНА: Сегодня у нас невозможно.

М. МИШИН: На мой взгляд, нет. Потому что гигантская нетерпимость. И поэтому зачем же это делать!

К. ЛАРИНА: Нетерпимость откуда берётся?

М. МИШИН: Из биографии.

К. ЛАРИНА: Страны?

М. МИШИН: В том числе. Вот так у нас пока что. Долго можно это анализировать, я плохой социальный психолог, но я понимаю, что мы в таком состоянии нетерпимы. Всякий, кто не я, он уже подозрителен. А если он ещё чуть-чуть отличается от меня внешне или чем-то чуть-чуть поглубже, просто враг! Поэтому да.

К. ЛАРИНА: Но здесь не только в том дело, что враг, вообще другой, раз уж мы всерьёз начали на эту тему говорить. Мы без конца обсуждаем тему инклюзивного образования, возможности ассимиляции инвалидов к нормальной жизни, чтобы дети с ограниченными возможностями учились вместе с обычными детьми. Но мы прекрасно понимаем, что у нас на улице человек на коляске, дай бог, если он спустится вниз и доедет на коляске до конца дома и тут его возможности кончаются. Мы же не воспринимаем его, как врага. Просто это дико – увидеть человека на коляске. Слепого человека – дико.

М. МИШИН: Всё проистекает из биографии. Сейчас, как мне кажется, некоторый наметился поворот. Если об этом стали говорить, значит медленно, но будет какой-то разговор. Мне кажется. Хотелось бы так думать. Хотя оптимистом быть сложно.

К. ЛАРИНА: А возможно воспитать вот эту толерантность.

М. МИШИН: Надо этим заниматься сверху. У нас вообще всем надо заниматься сверху.

К. ЛАРИНА: Издать указ не сморкаться в занавески.

М. МИШИН: Лучше, да. Это не значит, как известно, что он будет выполняться, но мы сможем понимать, а почему занавеска такая. Он нарушил потому что. А не потому, что можно всем. Не строились дома с пандусами для инвалидов. Их просто не строили. Это кто не строил? Государство?

К. ЛАРИНА: Потому что у нас было общество здоровых людей при советской власти.

М. МИШИН: Это кого товарищ Сталин убрал после войны с улиц городов? Людей, которых я в детстве помню, безрукие, безногие, которые ездили на деревяшках на подшипниках самодельных. Потому что портил вид. Действительно, вид портил. Ты тут идёшь, а он едет и что-то просит. Раздражает здорового человека. И для красоты убрали. Или перед Олимпиадой, как в Германии в 1936 году чистили просто от проституток, от бомжей.

К. ЛАРИНА: И от американцев.

М. МИШИН: От всех. Кто не вписывался в красивую картину.

К. ЛАРИНА: А вот кстати, Миш, если про Америку говорить. Мы все поражаемся тому, что выбрали чернокожего президента. И при этом вспоминаем, что в 70-е годы ещё расизм, как факт, существовал.

М. МИШИН: Расизм, как факт, и сейчас существует, насколько я понимаю.

К. ЛАРИНА: Но он уголовно наказуемый.

М. МИШИН: Вопрос – как к этому относится система, государственная машина. Мне было лет 10, когда фотография даже в памяти у меня, когда среди толпы беснующихся белых людей под охраной национальных гвардейцев ведут первого чернокожего студента. Это был первый темнокожий студент в южном штате в белом университете. Это было всего полвека назад. Ну вот, президент у них чернокожий. Проведена большая целенаправленная работа.

К. ЛАРИНА: Ты мне сказал, что 200 лет должно пройти, как минимум, чтобы поменялось отношение.

М. МИШИН: Могу ошибиться.

К. ЛАРИНА: Но они же это сделали за 50 лет – изменили сознание общества.

М. МИШИН: Я не готов говорить о цифрах, может мы сделаем это за 192 или за 310, я не знаю. Я говорю, что должно пройти много времени целенаправленной работы. Может быть за 50. Может быть мы их обгоним. Я не знаю.

К. ЛАРИНА: Новости. Ты как Хрущёв – обгоним и перегоним.

М. МИШИН: У меня нет новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Напомню, что сегодня у нас в гостях в «Книжном казино» писатель Михаил Мишин. Мы разыгрываем для вас книги из серии «Сатира и юмор России ХХ века». Там много авторов представлено, в том числе и наш гость. И кроме этого билеты на вечер Михаила Мишина, который пройдёт, тьфу, тьфу, тьфу, 4 марта на сцене Школы современной пьесы. Для этого вам нужно подготовить вопросы к нашему гостю и смело их задавать по телефону 363-36-59 или по смс +7-985-970-45-45. И право первого вопроса от слушателей получает Майя Пешкова.

М. ПЕШКОВА: Я в последнее время не вижу Ваших публикаций. Вы действительно полностью ушли в переводы или эта творческая ипостась в данный момент Вам ближе всего?

М. МИШИН: да, я бы сказал так. Долгое время была ближе всего. И я этим очень увлёкся, очень много этим занимался, переводил много для театра, просто ушёл в это и довольно много из того, что я перевёл, было поставлено и идёт не без некоторого успеха. Поэтому мало публикаций и всего остального было.

К. ЛАРИНА: Вопрос от нашего слушателя, это до начала передачи на наш сайт пришли вопросы. «В чём причина пассивного граждан? Почему у нас до сих пор нет гражданского общества?» Вот такой серьёзный вопрос.

М. МИШИН: Вопрос по адресу. Почему нет? Потому что медленное дело, мы хотим всё сразу всегда, мы ничего не попытались сделать в течение 40 лет.

К. ЛАРИНА: В начале 90-х граждане были очень активны.

М. МИШИН: ну да, просто допекло, выскочили, такое было время. Потом жизнь пошла по-другому. Она успокоилась, она стала, что бы там ни говорили, она стала лучше, в общем сытнее, можно придти в магазин… я сейчас не буду повторять то, что говорят образованные люди в этой студии часто. Я просто хочу сказать, что это дело медленное. Кроме того, для того, чтобы это было, как мне кажется, мы сегодня говорим о серьёзных вещах, я себя чувствую выше рангом. Я хочу сказать, что общество должно осознать какие-то общие вещи. Мы должны сочувствовать друг другу.

Когда бегали несчастные старики с этой монетизацией, ни одного молодого человека не вышло их поддержать. Когда бегают обиженные вкладчики, дольщики, пайщики, то не выйдут старики их поддержать.

К. ЛАРИНА: Нет, почему! Мне кажется, тут есть некая социальная солидарность. Она присутствует.

М. МИШИН: А мне кажется…

К. ЛАРИНА: Другой вопрос, что людям кажется, что это бессмысленно и бесполезно. Они под бульдозеры бросаются, вот тебе «Речник», посмотри, что происходит. Люди жизнь готовы отдать за своё.

М. МИШИН: Тут ещё один момент с этим связан. Дело в том, что плохо жить не когда плохо, а когда путаница. У мухи в паутине поводов для оптимизма немного. Но ведь там ещё и паук путается.

К. ЛАРИНА: Но попытка вырваться должна быть!

М. МИШИН: Конечно. Но сразу не получается. Вот кто разрешил снести? Кто разрешил построить? А кто дал справку? А кто отменил решение? А где тот человек? Это не на его имя. Мы подаём протест… Но сначала снесли. И тогда надо разбираться на руинах.

К. ЛАРИНА: Но всё равно, мы имеем… конечно, акции протеста у нас случаются, но когда дело касается лично твоей заинтересованности, твоего имущества, твоих вложений, твоих накоплений, твоих пенсий, твоих зарплат, а когда речь идёт о свободах гражданских, тут народ не поднимешь.

М. МИШИН: А я вообще не собираюсь его поднимать, честно говоря. Это последняя моя задача что-то поднимать. Я именно об этом и сказал, потому что это действительно трудно. Как люди долго, много лет жили впроголодь, в плохих жилищных условиях и сейчас продолжают. И конечно, первое желание – нормально обеспечить свободу для реального существования. Была нормальная зарплата, нормальное жильё, нормальный врач. Чтобы ты пришёл и не он тебя спрашивал, как тебя лечить, хотя бы он с тобой проконсультировался, но решал сам.

Но это сразу не получается. А когда хочется свободы пикетов, то это не связано в сознании с этим. Мне кажется так. Я думаю, что нет в головах связи, что свобода пикета и свобода нормальной жизни, они между собой связаны напрямую.

К. ЛАРИНА: Но это же ошибка большая.

М. МИШИН: Это большая ошибка.

К. ЛАРИНА: Колбаса со свободой очень тесно связана.

М. МИШИН: Это одно и то же. Но надо некоторое время, чтобы понимание этого пришло.

К. ЛАРИНА: Чтобы нас не обвиняли в призывах к экстремистской деятельности…

М. МИШИН: Нет, нет! Я ненавижу революции. Я против этого категорически.

К. ЛАРИНА: Здесь спрашивают, я обнаружила в твоём интервью в «Новой газете» признаки сексизма.

М. МИШИН: Чего я сделал?

К. ЛАРИНА: Ты цитируешь Демокрита, ты любишь цитировать великих и говоришь: «Пусть женщина не рассуждает. Это ужасно!» И здесь вопрос есть от нашего слушателя: «Как Вы думаете, почему в Вашем жанре, в жанре сатиры, литературной, совсем нет женщин?»

М. МИШИН: Ну, во-первых, есть. Но их меньше. Но их не только в этом жанре меньше на самом деле. Я говорил где-то, что это…

К. ЛАРИНА: Кто? Тэффи была…

М. МИШИН: Тэффи была, можно вспомнить отдельных женщин с чувством юмора. Но профессионально нет. Потому что всё-таки, это поиск какого-то здравого смысла, логического начала.

К. ЛАРИНА: То есть, женщина на это не способна?

М. МИШИН: Меньше.

К. ЛАРИНА: Вот видишь!

М. МИШИН: Вижу, конечно!

К. ЛАРИНА: И всё насмарку! Весь разговор, который был до новостей по поводу терпимости и толерантности….

М. МИШИН: А я терпимо отношусь!

К. ЛАРИНА: Всё в печку, в топку! Женщина – не человек.

М. МИШИН: Ксения, я бы хотел, чтобы Вы услышали, что Вы сказали. Ничего подобного! Наоборот! Замечательно, что у них этого меньше. Иначе зачем они нужны! В них другое есть, что гораздо нам интереснее.

К. ЛАРИНА: Берите наушники.

М. МИШИН: Беру.

К. ЛАРИНА: Наш телефон 363-36-59, здесь Михаил Мишин, который готов ответить на любые ваши вопросы. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Михаил, скажите, пожалуйста, а что у Вас наибольших протест в современном обществе вызывает, что больше всего не устраивает, раздражает?

К. ЛАРИНА: Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Мария.

М. МИШИН: У меня такое ощущение, что или Вы прочитали интервью, или мне так кажется. Многое раздражает. Меня раздражает то, что раздражает нормального обывателя, который окружён тем, чем окружён. Меня окружают и большие вещи, и маленькие. Общее враньё, пробки на дорогах, поп-музыка из ларьков, плохие врачи, меня масса всего раздражает! Я себя раздражаю, потому что утром у меня одно мнение, к вечеру другое. Утром я думаю. Как такое может быть вообще! А вечером думаю ,что иначе и быть не может. Это меня всё раздражает.

К. ЛАРИНА: Ну, я думаю, что Мария спросила не просто, чтобы констатировать факты и диагноз поставить. Я думаю, что она хотела спросить, как это изменить, изменить мир вокруг тебя. Или не надо? Или опять, ссылаясь на твоих любимых философов изменить твоё отношение к миру. И всё.

М. МИШИН: Это ты спрашиваешь или Мария?

К. ЛАРИНА: Я добавляю вопрос.

М. МИШИН: Дело в том, что в последнее время так получилось, что читаю и думаю, как много мудрых людей на свете существовало. Я тут задумался и попытался для себя сформулировать разницу между умным и мудрым. Он не категоричен. Мудрый. Потом нашёл подтверждение этой мысли у Конфуция, возгордился страшно! И вот он тоже сказал замечательно. Его спросили, как должно государство благоденствовать? Он сказал простую вещь, которая кажется на первый взгляд примитивной, а глубокая, как мне кажется. Он сказал: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном». Всё!

К. ЛАРИНА: У нас государь остаётся государем.

М. МИШИН: Мы же не будем расшифровывать. Когда каждый будет выполнять свои функции как должно, но мы же не все выполняем свои функции как должно. Учитель не является учителем, врач не является врачом, сын является сомнительным сыном, не помнит отца буквально назавтра. Я про это говорю. Когда в массе это накопится, будет замечательно

К. ЛАРИНА: Надо тебе с такими мыслями идти в Общественную палату.

М. МИШИН: Безусловно!

К. ЛАРИНА: Не всё ж там Тине Канделаки заседать!

М. МИШИН: Тина молодец. Она всегда очень элегантно одета и причёсана. Мне нравятся такие депутаты.

К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! У меня будет такой вопрос. Что Вас поразило наповал, я имею в виду не пулю… Меня Роман зовут. Из последних фильмов, чтобы Вы просто не могли быть равнодушным. Про театральные постановки не говорю, про фильмы.

М. МИШИН: Спасибо большое за вопрос. Я мало смотрю кино, потому что в кино как-то не выбираюсь. Я недавно посмотрел, он не глобальный, американский фильм по роману Моэма «Театр», назывался он, по-моему, «Быть Джулией». Замечательная игра актёров, как всегда.

К. ЛАРИНА: Так это «театр» так и называется.

М. МИШИН: Это у нас так назывался. И совершенно чудесный фильм, получил от него удовольствие. Он камерный и замечательный.

К. ЛАРИНА: Вот я ещё задам вопрос: «Ваше отношение к политической сатире вообще и в нашем обществе в частности?»

М. МИШИН: Да я уже сказал, не знаю, что можно повторить. Вообще она нужна, но я не хочу повторять избитые штампы. Но вынужден, раз спрашиваете. Сатира – это критика. Критика – это обратная связь в любой государственной машине. А любая машина без обратной связи она и ли плохо работает или вообще вразнос идёт. Она нужна как корректирующая вещь.

К. ЛАРИНА: ещё вопрос на смс: «Что можно считать нашей национальной идеей, спорт или День Победы?»

М. МИШИН: Да, футбол – это наша национальная идея. Сегодня футбол, завтра гандбол. Ну какая…

К. ЛАРИНА: Сегодня хоккей! И биатлон.

М. МИШИН: Этот страшный над страной плачет стон и плач, и рёв по поводу ужаса Олимпиады. Чего ужас-то? В шестёрке мы находимся.

К. ЛАРИНА: Ни в какой не в шестёрке, одиннадцатые.

М. МИШИН: В шестёрке мы находимся или в семёрке.

К. ЛАРИНА: Да мы вообще первые!

М. МИШИН: Сколько можно быть первыми!

К. ЛАРИНА: Ты знаешь, что женщины-фанатки собирают для Плющенко золотые кольца и серьги, чтобы выковать медаль золотую для него?

М. МИШИН: Отношусь к этому совершенно без юмора. Они имеют право его любить и делать то, что им кажется…

К. ЛАРИНА: Зачем нам принимать участие в Олимпиаде? Можно наковать себе медалей, да и всё.

М. МИШИН: Где пляс, где панихида это называется. Ксения, при чём тут это? Там Олимпийский комитет даёт, а здесь девочки. Что ему ценнее? Может быть девочки, потому что искренне.

К. ЛАРИНА: Зачем тогда на соревнование ездить, когда могут девочки тебе собрать на медаль?

М. МИШИН: Ты меня так опережаешь вопросами, что я даже на тот ещё вопрос не помню, что хотел ответить. Я считаю, что просто уже неловко повторять. Спорт – это совсем другое. Меня больше интересует физическая культура маленьких детей. Когда моей дочке было 7 лет, мы поехали в Финляндию, Лапландия, Дед Мороз, показать ей. И я иду, надел лыжи, это для меня тоже было большое событие, я прошёл быстро метров семь. И меня обгоняет какое-то существо, я даже не понял, кто это. Это маленький финн, ему трёх лет не было, он на этих лыжах шлёпал с такой скоростью!

Потом я его увидел в спортивной гостинице. Он уже с трудом шёл на ногах. Он на лыжах лучше, чем без лыж. Надо, чтобы база была такая. В детстве во дворе были спортплощадки, мы там играли бесконечно.

К. ЛАРИНА: Ну, сейчас тоже есть спортплощадки. Сейчас некогда заниматься спортом, это бессмысленная вещь. Кстати, Журова совершенно точно сказала по поводу того, что сегодня вместо того, чтобы отдать ребёнка в лыжную секцию, он пойдёт в физмат школу или на курсы менеджеров-управленцев. У нас дети мечтают быть государственными чиновниками, о чём ты говоришь! А не спортсменами и космонавтами.

М. МИШИН: Повтори, что ты сейчас сказала.

К. ЛАРИНА: Лыжи надо покупать самому, соревнования надо самому оплачивать.

М. МИШИН: Я же говорю не о том, что не надо идти в математическую школу, а о том, что физкультуру сокращать не надо. не знаю как. Я не этот… раньше называлось РОНО.

К. ЛАРИНА: Ты общественный деятель.

М. МИШИН: Кстати! Я общественный деятель, что вы ко мне пристали! Я, как общественный деятель, вообще не обязан ничего знать. Надо, чтобы дети здоровые были в стране. Это будет предмет. А не то, что кто-то обогнал нашу девочку на одну или две сотые секунды. Вот это меня беспокоит. А это меня не беспокоит. Они сделают оргвыводы, они назначат других начальников и мы обгоним. Обгонят наши ребята. Мне жалко, что мы проиграли в хоккей. Но мы проиграли.

Но мы много выигрывали. Наладится это дело. Меня больше интересует фундамент этого дела. Что дети больные в школах сидят. Вот это меня больше беспокоит.

К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Я в эфире?

К. ЛАРИНА: Абсолютно точно! Слушаем Вас.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Можно вопрос Михаилу Мишину?

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Санкт-Петербург, Алексей. Михаил, Ваша работа для театра, мне кажется, будет связана с именем Татьяны Догилевой. Сохранился ваш творческий союз?

М. МИШИН: Сохранился, да. Моя работа в театре не была связана только с Таней. Но сохранился. Совсем недавно была ею поставлена пьеса «Ева», это старая американская пьеса, которую я переписал, переделал сильно. И она идёт, была недавно поставлена ,прошла с большим успехом.

К. ЛАРИНА: Кстати, она будет в конце марта, 31 числа.

М. МИШИН: Редко играют в Москве, но я надеюсь. Что это переменится.

К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Добрый день! Меня зовут Елена, спасибо большое за эфир, за то, что будет вечер 4-го числа, спасибо. Хотелось бы просто пожелать, если возможно, чтобы были такие встречи, как со Жванецким и с Вами.

М. МИШИН: Спасибо большое.

К. ЛАРИНА: Спасибо. И Вас мы тоже записали, несмотря на то, что вопроса не было, а просто хорошие слова. Если говорить про Михаила Жванецкого, он ужасно волнуется всегда, что не соберёт зал. Зал Чайковского полный, битком!

М. МИШИН: ну что ты сравниваешь! Михаил Михайлович, которого я люблю и много лет восхищаюсь, чем дальше, тем больше, просто не хочу себя сравнивать, я хочу сказать, что меня нет давно на площадке. Поэтому я нервничаю. Конечно, мне хотелось бы, чтобы было больше народу, потому что нам легче тогда. Это как анекдот. Я тебе одной расскажу, ты чуть-чуть улыбнёшься. А нас будет 20 человек – будет смех. Это такой жанр. Надо, чтобы мы собрались.

К. ЛАРИНА: Вот вопрос от Ольги, пришёл на смс: «Михаил, есть ли у Вас единомышленники?»

М. МИШИН: Это хороший вопрос. Единомышленники… Надеюсь. Я хочу сказать, что есть люди, которым небезынтересно что-то из того, что я могу подумать. Потому что что такое единомышленник в полном объёме ,я даже не знаю. Когда на всех одна мысль – это уже было. Ну, надеюсь я, хотелось бы думать, что есть люди, с которыми у нас много общего.

К. ЛАРИНА: Посмотрим на этих людей, которые придут 4 марта в Школу современной пьесы. Это будут точно твои единомышленники. Ещё звонок. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! Очень рада слышать Ксению и большая ей благодарность за то, что она приглашает таких людей, которых мы очень любим.

М. МИШИН: Спасибо. Я ей передам.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Вообще-то, на все вопросы Вы ответили, которые я хотела задать. А чем сейчас дочка занимается Ваша?

К. ЛАРИНА: Кстати. Про Катю много вопросов на смс. Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Людмила Давыдовна, я пожилой человек. Мне хотелось бы иметь книжку.

К. ЛАРИНА: Хорошо. Записали Вас.

М. МИШИН: Моя дочь, если она слушает, в чём я не уверен, я передаю привет в эфире. Знаешь, как раньше – передаю привет маме, папе, но могу передать только дочке. Она учится в школе, в 9 классе. Учится, по-моему, неплохо. И в общем, всё. Она моя дочь. Что ж я могу сказать, кроме этого?

К. ЛАРИНА: А таланты какие у неё есть?

М. МИШИН: Она красива в отца.

К. ЛАРИНА: нет, я помню, что она, как художник, подавала надежды. Она продолжает этим заниматься всерьёз?

М. МИШИН: Да, она продолжает этим заниматься, но сама, потому что она оставила художественную школу по внутренним своим причинам. Но она продолжает иногда, садится рисовать. У неё неплохая рука, она могла бы это делать.

К. ЛАРИНА: «Михаил! Из Вас получился бы прекрасный депутат. Не думали об этом?» - спрашивает Олеся.

М. МИШИН: Постоянно думаю. Только об этом и думаю. Утром встал и думаю, чего я не депутат! Спасибо большое.

К. ЛАРИНА: А почему ты там иронизируешь?

М. МИШИН: Я процитировал выше Конфуция. Каждый должен заниматься своим делом. Стараться делать его хорошо. Всё, что я могу на это ответить .

К. ЛАРИНА: А что такое профессиональный депутатЭ?

М. МИШИН: Этого я не знаю. Это не я.

К. ЛАРИНА: Хорошо. Кто должен заниматься законодательной деятельностью? Только юристы? Нет.

М. МИШИН: Люди, которые чувствуют в себе внутреннее призвание к этому делу. А мы должны потом судить, отвечают ли их чувства нашим ожиданиям.

М. ПЕШКОВА: И выставлять оценки?

М. МИШИН: И выставлять оценки, если нам дадут правильно их поставить.

К. ЛАРИНА: Здесь хороший вопрос. Жанна: «Уважаемый Михаил! Являетесь ли Вы слушателем «Эхо Москвы»? Страшным человеком является Михаил Мишин, жутким, фанатом «Эхо Москвы»!

М. МИШИН: Представьте себе, что я не слушатель «Эхо Москвы», а сюда пришёл. Я бы о них не узнал ничего. Нет, я давний слушатель. У меня радио настроено на эту волну, что бы они тут не говорили, я их слушаю.

К. ЛАРИНА: И критикует очень часто, и не согласен! Надо, кстати, использовать этот момент очень хорошо.

М. ПЕШКОВА: А я так и не поняла, что это за стопочка бумаг у Вас?

К. ЛАРИНА: Я просто настаивала, чтобы Михаил что-нибудь прочитал, а у него нет настроения.

М. МИШИН: Я не был готов. Я уже сказал – лучше читать, когда компания большая.

К. ЛАРИНА: Смотри, какие здесь сидят три грации!

М. МИШИН: Замечательные и обаятельные!

К. ЛАРИНА: Мы будем смеяться.

М. ПЕШКОВА: Три девицы под окном.

К. ЛАРИНА: У нас осталось 2,5 минуты или 3.

М. МИШИН: Тем более не буду, не успею. Нет, не знаю… Не готов. Правда не готов. Извините. Если бы сказали – обязательно. А так, на вечер приходите. Вы же придёте?

К. ЛАРИНА: Обязательно. Ещё один звонок. 363-36-59. Звонков много. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! Меня зовут Борис. Уважаемый Михаил, а Вы что же, ещё и поёте?

М. МИШИН: Я?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Да. Ксения что-то упомянула, что Вы будете петь на вечере.

М. МИШИН: Ксения может упомянуть. Я Ксению хорошо знаю, она вам такое скажет, что мало не покажется никому.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): нет, ну Вы споёте?

М. МИШИН: Ну, для Вас. Придёте – спою.

К. ЛАРИНА: Вы чудесный, Борис! Мы Вас записали.

М. МИШИН: Спою, потом проглочу шпагу и обруч.

К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! Михаил меня зовут. Михаил, к Вам вопрос. Олимпиада, мне кажется, преподнесла много юмористических и сатирических возможностей для написания юморесок. У Вас нет такого желания по Олимпиаде пройтись?

К. ЛАРИНА: Проехаться.

М. МИШИН: Вы знаете что, дело в том, что это поле уже так вспахано, что просто живого места не найти. Я не знаю, что можно сказать по этому поводу. Честно – нет. Скажу – нет.

К. ЛАРИНА: Но ты болельщик?

М. МИШИН: Иногда болельщик. Но не такой, как раньше. Я сейчас уже не знаю так тщательно в футболе всех игроков. Но когда хороший футбол, Чемпионат мира, Европы, я смотрю.

К. ЛАРИНА: Ну, ты хоккей смотрел Россия – Канада?

М. МИШИН: Не мог. Физически не мог, смотрел бы обязательно. Не получилось у меня.

К. ЛАРИНА: Я хотела проверить, если смотрел, то когда. Если в 03:30 – то болельщик, если в повторе – то так себе.

М. МИШИН: Неплохо. Ну дальше ещё – если один – то так, а если трезвый – то так. Понимаю. Тебе в отдел кадров надо.

К. ЛАРИНА: У нас последние минуты пошли. Давайте напомним, что вечер Михаила Мишина состоится в Школе современной пьесы 4 марта. И мне очень хотелось, например, продолжить общение с героем, чтобы это не было четвёртой стеной на таком вечере. Я думаю, что стоит на вопросы отвечать аудитории.

М. МИШИН: Где? А я всегда! Я ради этого только и иду. Мне это интересно.

К. ЛАРИНА: Людей интересует всё. И про театр я хочу задать последний вопрос. Всё, что касается театральной твоей жизни. Что сегодня идёт в твоих переводах в Москве. Что можно увидеть? И что у тебя на рабочем столе?

М. МИШИН: С конца. Есть там пьеса, но я никогда не знаю результата. Это кажется странным, у меня нет никогда заказа, я перевожу и предлагаю. То, что идёт, оно продолжает идти, то, что идёт несколько лет с успехом. Это идёт во МХАТе с аншлагом, идёт в Театре сатиры «Слишком женатый таксист», у Кости Райкина в Сатириконе идут «Смешные деньги», в Ермоловском театре идёт ещё одна пьеса «Мы не одни, дорогая». Идут антрепризные спектакли. Так что в Москве идут довольно много. И по стране это распространяется каким-то образом.

К. ЛАРИНА: Эх, про комедию мы не поговорили.

М. МИШИН: А про что мы говорили всё это время?

К. ЛАРИНА: Это самый главный камень преткновения. Миш, спасибо большое. Тебя любят! Ты это понял? Тебя любят!

М. МИШИН: Кто любит – тому спасибо. Это взаимно.

К. ЛАРИНА: Всё! До встречи!

М. МИШИН: Пока!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024