Купить мерч «Эха»:

Алексей Парин, Миша Самарский, Вадим Руднев - Книжное казино - 2009-11-29

29.11.2009
Алексей Парин, Миша Самарский, Вадим Руднев - Книжное казино - 2009-11-29 Скачать

К. ЛАРИНА: Добрый день. В Москве 13:13. В студии «Эхо Москвы» Ксения Ларина и Майя Пешкова. Майя, приветствую тебя.

М. ПЕШКОВА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Нам сегодня сенсацию обещала наш товарищ по эфиру. Алексей Парин в студии. Приветствую тебя, Лёш, здравствуй.

А. ПАРИН: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Александр Парин сегодня выступает в этой программе как главный редактор издательства «Аграф», и привёл он в нашу студию двух авторов. Одного зовут Вадим Руднев, он философ и психолог.

РУДНЕВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: А второго автора зовут Миша Самарский.

М. САМАРСКИЙ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Вот сенсация. Это сенсация?

А. ПАРИН: Сенсация. Наше издательство такого рода книг не издаёт. Мы серьёзные люди, мы издаём книги по искусству, по музыке, по философии, по психологии.

М. ПЕШКОВА: И мемуары.

А. ПАРИН: И мемуары, да. Это наш профиль. Получаем много предложений по электронной почте и почти всё я отвергаю, потому что это не наш профиль. И вдруг приходит предложение, приходит такой текст. И я начинаю его читать, текст не наш. Это роман, написанный от лица подростка. Я начинаю читать этот текст, и он меня интересует. И я прочитал много, почти половину. Закрыл и думаю, что надо, наверное… Миш, я написал, что мы не будем это публиковать, да? Первый мой ответ. Это не наш профиль, и мы публиковать не будем.

Я пошёл к себе на рабочее место после ознакомления, начал чесать репу, как теперь говорят, и начал думать, что надо это опубликовать. Но я не распоряжаюсь средствами, а средствами распоряжается директор. А моё дело – художественную стать блюсти. Пошёл я к нашему директору и говорю: «Вы знаете, что-то мне кажется, что надо эту книгу издать, что-то меня там зацарапало». Он говорит: «Ну, я посмотрю». Потом говорит: «Надо издать». И я стал её перечитывать. Знаете, это действительно удивительно. Мы не верили, что человек, который перед вами сидит, что он её написал. Мне захотелось его увидеть. И как-то так попробовать, что называется.

Не потому что там… этот текст кажется очень простой, про лето подростка написано. И ты веришь, что то, что с ним происходит, он отразил это всё.

К. ЛАРИНА: То есть, это не от имени мальчика, а мальчиком написано.

А. ПАРИН: Мальчиком написанное. И я когда стал с Мишей общаться по телефону, я был уверен, что он просто описал своё лето. Он там сломал ногу, лежал в больнице. Именно поэтому написал эту книгу. Я его спрашивал: «Как твоя нога поживает?» И выяснилось, что это всё придумано. Он там что-то подвернул ногу, но из этого сделал большую историю. И она написала со знанием того, как литература делается. И это, конечно, совершенно замечательно. Это не то, что я всё время это анализирую, это просто в меня входит. Этот текст простой, он не просто создан очень.

К. ЛАРИНА: Миш, а давайте, прочтите кусочек сразу. Можно Вас попросить?

М. САМАРСКИЙ: Я бы сначала хотел сказать Алексею Васильевичу. Всё-таки издали. [Читает отрывок из своей книги].

К. ЛАРИНА: Миша Самарский, книга называется «На качелях между холмами». Вадим, это философия. Ваш коллега подрастает, да? Как Вам?

В. РУДНЕВ: Интересно.

К. ЛАРИНА: А Вы читали книжку?

В. РУДНЕВ: Нет.

К. ЛАРИНА: Вот сейчас услышали фрагмент, скажите, по первому впечатлению?

В. РУДНЕВ: По первому впечатлению автора ждёт будущее Селенджера.

К. ЛАРИНА: Вот, пожалуйста!

А. ПАРИН: Я хочу сказать, что по поводу Селенджера есть рассуждение у Миши в этой книжке, потому что начинается, как будто он лежит в больнице, друг приносит ему книжки, он читает подряд Селенджера, подряд Санаева и что-то третье… Толстого. И он потом как бы это анализирует, что же там такое. Что-то ему, вроде, понравилось, а что-то не понравилось. И он понимает, что написано это взрослыми детьми о подростках, а не самими подростками, и что мы думаем совсем по-другому.

К. ЛАРИНА: Миша, понятное дело, что Вы пишете давно. Это уже понятно. С чего всё началось?

М. САМАРСКИЙ: У нас в семье есть такая традиция. Я, моя сестра, мой брат, мы на каждых каникулах какой-то рассказ писали. И так постепенно, с первого класса… На этих каникулах моих летних я никуда не поехал и написал такую повесть вместо рассказа.

К. ЛАРИНА: Легко пишется?

М. САМАРСКИЙ: Вообще… да.

К. ЛАРИНА: Да? Или переписываете много раз?

М. САМАРСКИЙ: Нет, я переписывал некоторые моменты, где там ошибки, может, были.

К. ЛАРИНА: Странно, что я сталкивалась с таким явлением, когда мальчики в 12-13 лет пишут не то что повесть, роман! Обычно это что-то из рыцарских времён, какие-нибудь приключения, про шпионов. Фантазии, которые навеяны впечатлениями от прочитанного, от увиденного. От просмотренного. Ну и всё. Даже взрослые люди, когда они становятся взрослыми дяденьками, они вспоминают, что когда им было 11 лет, они написали роман про мушкетёров. А здесь всё на полном серьёзе, да ещё и про себя. Это же очень откровенная история, Миш. Не страшно было так откровенно про себя писать?

М. САМАРСКИЙ: Это не про меня. Это художественное произведение.

К. ЛАРИНА: Много Вы читаете?

М. САМАРСКИЙ: Я читать люблю.

К. ЛАРИНА: Всё подряд или есть какие-то свои пристрастия?

М. САМАРСКИЙ: Я читаю, иногда книги для меня, плохих книг и хороших для меня не бывает. Потому что из любой книги можно что-то новое узнать. Я читаю, если что-то не пойму, или вообще книжку как-то не догоню, я перечитываю потом.

К. ЛАРИНА: А родители читающие?

М. САМАРСКИЙ: Да.

К. ЛАРИНА: А топорик редактора сильно потрудился над произведением?

А. ПАРИН: Нет, я совершенно рерайтинг терпеть не могу, потому что я сам часто выступаю автором. И поэтому я терпеть не могу, когда меня топориком, а здесь не нужно было. Здесь запятых иногда не хватало, ну, какое-нибудь словечко мы с Мишей обсуждали, что он в современном виде его используем, я вопрос ставил. Оставим? Я рекомендую, мне не слышится, с моим старомодным несколько… Ну, что-то оставили, что-то убрали. Никаких проблем не было. Произведение написано от начала до конца человеком, который понимает, что он делает.

К. ЛАРИНА: «Сколько лет Мише?» - спрашивает Таня. Сколько сейчас лет?

М. САМАРСКИЙ: Сейчас 13.

К. ЛАРИНА: А когда написал?

М. САМАРСКИЙ: Двенадцать лет.

К. ЛАРИНА: естественный вопрос, поскольку мы здесь много печёмся о молодом поколении, которое не то что ничего не пишет, но и не читает, где такие произрастают дети? Что за семья такая, расскажи нам, пожалуйста, Миша.

М. САМАРСКИЙ: Семья у нас творческая. Мама моя тоже писательница, она детективы пишет. Папа у нас драматург, в спектаклях играет, пьесы пишет.

К. ЛАРИНА: То есть, это было естественное продолжение. А как, заставляли читать с самого начала, с самого детства или само потянулось?

М. САМАРСКИЙ: Сначала заставляли, а потом мне самому понравилось, и я читал, читал.

М. ПЕШКОВА: Вы пользуетесь домашней библиотекой или где-то записаны и там берёте книги?

М. САМАРСКИЙ: Я пользуюсь домашней, у нас много книг.

К. ЛАРИНА: Ещё вопрос, потому что ранняя слава – это чревато. А как одноклассники отнеслись к первой публикации?

М. САМАРСКИЙ: Совершенно нормально, никакой чёрной зависти я не увидел.

К. ЛАРИНА: А денег заплатили?

А. ПАРИН: Ну нет! Деньгами издательство не богато. Мы сразу предупредили, что мы готовы поработать на славу, а гонорар – книгами.

К. ЛАРИНА: Лёш, немножечко чтобы понять серьёзность происходящего. Как эту работу оценили помимо тебя, как редактора, были же ещё какие-то эксперты, которые это читали, или люди, которым ты доверяешь, авторитетным.

А. ПАРИН: Вообще, нет. Это всё наше внутреннее дело. Нас очень волновало, что у Миши долго висел его текст в Интернете, его многие читали и на него восторженно отзывались. Но это такая широкая публика. Нет, я надеюсь, что будет какая-то реакция, потому что вообще, в принципе, мне кажется, когда мы в издательстве, вот моя жена редактор тоже, мы на себя берём ответственность за то, что мы издаём, формируя какое-то лицо, имидж издательства. А кто ещё это возьмёт на себя? Если будешь очень много советоваться, то получишь слишком много советов, которые будут друг другу противоречить.

К. ЛАРИНА: Здесь есть вопрос в Интернете: «Михаил, я прочитал Ваш роман «На качелях между холмами». Скажу откровенно – книга понравилась очень. Спасибо. Какие Ваши творческие планы? Мне кажется, у «Качелей» появится продолжение. Или я ошибаюсь?»

М. САМАРСКИЙ: Я думаю, что продолжение появится, потому что, по моему мнению, такого конца быть не может. А творческие планы у меня такие, я ещё над двумя книгами работаю. Первым делом у меня школа. А в свободное время я работаю над двумя книгами. «Король Вирт» - это приключения подростка в виртуальном мире. Фэнтези. И вторая книжка «Бродяга», это книга о жизни беспризорника.

К. ЛАРИНА: Это из современной жизни?

М. САМАРСКИЙ: Да.

К. ЛАРИНА: А есть какой-то опыт? Вы знаете, как живут беспризорники?

М. САМАРСКИЙ: Я как-то познакомился с одним мальчиком, он жил в детдоме. Его сейчас уже усыновили, есть семья. Но когда он жил в детдоме, он сбежал, беспризорничал. И сейчас я с ним познакомился, он рассказал такую историю. Просто то, что он мне рассказал, невозможно не написать книгу.

К. ЛАРИНА: А как Вам кажется, писателю опыт жизненный нужен?

М. САМАРСКИЙ: Мне кажется, что нужен.

К. ЛАРИНА: Ваш жизненный опыт, судя по всему, позволяет написать книжку.

М. САМАРСКИЙ: У меня 13-летний жизненный опыт.

К. ЛАРИНА: То есть, на уровне того, что я знаю и этим делюсь, да?

М. САМАРСКИЙ: Да.

К. ЛАРИНА: Мы услышали маленький отрывочек – диалог с дедом. Там есть такое представление о взрослом мире?

А. ПАРИН: Конечно, безусловно. И взаимоотношение со взрослым миром. Это одна из главных тем, как взрослые понимают подростка, как подросток понимает взрослых. Это очень важно. Как подросток видит взрослый мир. И мне кажется, что очень важно здесь, что герой, который здесь есть, он очень хорошо чувствует. Он-то уже взрослых достаточно хорошо понимает. И его проблема состоит в том, что взрослые никак не могут заглянуть в проблемы этого его мира. Мы ему верим, что он взрослых очень органично воспринимает, он их цельно чувствует.

К. ЛАРИНА: Если мы говорим о таланте, а мы безусловно говорим о таланте. Это не проект продюсерский, как вы понимаете. Я тоже, когда Лёша позвонил мне, у меня закрались какие-то смутные сомнения.

А. ПАРИН: Конечно! Я в тембре голоса почувствовал сразу отталкивание, это раскрутка какая-то. Нет, мы этим не занимаемся.

К. ЛАРИНА: Вот если есть талант, можно сказать, в чём он заключается, данный конкретный талант Миши?

А. ПАРИН: Я думаю, что он заключается в том, что он врождённый талант, поскольку я тоже являюсь литератором, он целиком видит произведение, он очень хорошо держит в голове всё. Он пишет большой текст, как будто маленький рассказ. Он весь его видит. Сначала он это чувствует в себе очень органически. Эти все люди живые, всё, что мы там видим – живое. И за какой-то псевдо-простотой скрывается очень серьёзный внутренний мир.

К. ЛАРИНА: Ну, ещё чувство языка, поразительная вещь. Это тоже врождённое качество?

А. ПАРИН: Это врождённое.

К. ЛАРИНА: И грамотность, наверное, врождённая? Без ошибок это происходит?

А. ПАРИН: Бывали. Маленькие.

К. ЛАРИНА: Ну хорошо. Первое знакомство произошло. У нас будет выпуск Новостей, потом продолжим программу «Книжное казино», познакомимся с другими книгами, которые представлены на «Казино», в том числе и с книгой Вадима Руднева, а то он так испугался, конкуренция страшная с молодым писателем. Естественно, зададим вам вопросы, дорогие друзья, на которые вы ответите и получите в подарок книжки.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Вход свободный не только на радио, но и в Интернет, потому что мы сейчас включили видео-трансляции на «Эхо Москвы». Пожалуйста, заходите, кто рядом с компьютером находится. Вы можете нас не только слушать, но и видеть. Нас – это слушком широко. Главное нам Мишу показать, чтобы вы сами убедились, что это мальчик, молодой человек, скажу аккуратно, 13 лет, сами посмотрите и убедитесь, что это совсем молодой человек, а никакая не мистификация литературная.

В гостях у нас издательство «Аграф», Миша Самарский с книжкой «На качелях между холмами», Вадим Руднев, один из авторов издательства, о котором мы сейчас подробнее поговорим, и Алексей Парин – главный редактор издательства «Аграф». Сейчас мы вопросы читаем кучей, чтобы народ думал и потом по телефону будем принимать ответы.

А. ПАРИН: Вопросы связаны с книгами, которые мы сегодня представляем. Как зовут главного героя повести Селенджера «Над пропастью во ржи»? В какой роли Елена Образцова дебютировала на сцене Большого театра? Третий. В каком произведении Василия Розанова разбирается личная судьба Марии Безобразовой? Как звали основательницу теософии? К какому литературно-художественному направлению принадлежал Данте Габриэль Росетти? Кто такой Георгий Иванович Гурджиев?

К. ЛАРИНА: Вот замечательные вопросы. Миша наверняка на все вопросы может ответить?

М. САМАРСКИЙ: Нет.

М. ПЕШКОВА: А Вадим тоже на все?

В. РУДНЕВ: Не на все.

К. ЛАРИНА: Дорогие друзья, в Интернете вы можете наблюдать за тем, что идёт в студии. У нас идёт веб-трансляция. Посмотрите на нашего замечательного автора Мишу Самарского. Рядом с ним бородатый автор сидит, вы не пугайтесь, это не его папа, это Вадим Руднев сидит. Давайте скажем про ту книгу, которая сегодня у нас есть. Это «Апология нарциссизма». Несколько слов скажем.

В. РУДНЕВ: Есть в психиатрии хорошие характеры и плохие. Нарцисс относится к т.н. плохим характерам, истерик, эпилептоид и так далее. И я свою миссию такого литератора на службе психиатрии или антипсихиатрии, если угодно, вижу в том, чтобы показать, что на самом деле никакие они ни плохие, а просто очень несчастные и в определённом смысле очень творческие.

Любить себя – это некая исходная предпосылка, без которой невозможно существовать человеку, и это связано будет так же отчасти с книгой, которая ещё не вышла, которую мы будем обсуждать. И вот эта книга представляет собой «Апологию нарциссизма».

К. ЛАРИНА: И про Гурджиева надо сказать. Это то, что сейчас в работе, да?

А. ПАРИН: Это то, что в издательстве, вот-вот выйдет.

В. РУДНЕВ: Я не хочу сейчас раскрывать карты, потому что мы задали вопрос, кто такой Гурджиев.

К. ЛАРИНА: Подождём ответа.

А. ПАРИН: Может быть, Вадим, Вы скажете несколько слов про книгу, которая пользуется большим успехом, потому что это третье издание «Энциклопедический словарь культуры ХХ века». Сравнительно недавно вышло третье издание, которое хорошо продаётся. Может Вы его прокомментируете?

В. РУДНЕВ: Да, это достаточно уникальный проект, художественный бестселлер наряду с моей книгой «Вини Пух и философия обыденного языка», авторский словарь, который посвящён различным аспектам культуры ХХ века, идеям, направлениям в искусстве, в культуре, в науке, как правило, гуманитарной, психологии, философии. Первое издание разошлось очень быстро. Я делал второе, расширенное, которое тоже разошлось очень быстро, уже сменился главный редактор, и когда я предложил третий раз издать, то Алёша с удовольствием принял это предложение. Так что объём этого словаря увеличился в два раза по сравнению с предыдущими, он составляет 50 авторских листов. Довольно внушительная книга.

М. ПЕШКОВА: Если вернуться к книге о Гурджиеве, которая у нас представлена, 2006 год стоит в печать, а почему выходит только сейчас? Большие изменения были в тексте?

В. РУДНЕВ: Дело в том, что она очень неортодоксальна по отношению к личности этого человека. И мне очень многие отказывали. Я всегда выступаю как диссидент и возмутитель спокойствия.

К. ЛАРИНА: Прекрасно. Мы любим таких.

В. РУДНЕВ: Поэтому эта книга очень трудная. Но, как правило, оказывается, что трудные книги, у них хорошая судьба после издания.

К. ЛАРИНА: Вот на чём я открыла книгу «Аналогия нарциссизма»… Всё это имеет непосредственное отношение к нашей программе. Рассмотрим несколько предложений.

1. Я самая соблазнительная женщина на свете.

В. РУДНЕВ: Истеричка.

К. ЛАРИНА: 2. Всё должно быть сделано точно. 3. В мире всё обстоит ужасно.

В. РУДНЕВ: Это депрессивный человек.

К. ЛАРИНА: То есть, я депрессивная истеричка. 4. Моя жена изменяет мне с первым встречным.

В. РУДНЕВ: Это параноик.

К. ЛАРИНА: Я – стена. Девушке трудно быть стеной.

В. РУДНЕВ: Это шизофреничка.

К. ЛАРИНА: Всё подходит! Здесь действительно, по этой книге можно ставить диагнозы. Что касается нарциссизма, не грозит ли нашему юному автору такое заболевание?

В. РУДНЕВ: Судя по всему, нет. Это достаточно скромный человек.

К. ЛАРИНА: А как это Вы определяете?

В. РУДНЕВ: По голосу, по манере поведения, по жестикуляции. Но я ведь не психиатр, я философ, психотерапия. Но видно, что этот человек очень открытый, тёплый. Отсутствие теплоты – это первый признак…

А. ПАРИН: Вадим, я хочу Вам возразить, что есть развитие личности на протяжении времени. Личность очень изменяется. Человек, который в искусстве, он должен себя очень отстаивать, и чем больше он занимается искусством, тем он больше себя любить должен, иначе его затопчут, извините. Так он думает. И поэтому мы видели разные судьбы в нашей стране людей, которые начинали, как светлые. Сияющие личности, а заканчивали ужасными деспотами и тиранами, которые к судьбам человеческим относились, как к материалу.

К. ЛАРИНА: Бывают и другие истории, когда человек подаёт надежды, а талант очень быстро кончается. Это такие трагические судьбы. Это то, что касается вундеркиндов. Я смею надеяться, что Миша не вундеркинд, он просто одарённый, талантливый человек.

А. ПАРИН: Мне кажется, что самое главное, чтобы у него не кончилась мотивация, чтобы ему было интересно писать. Потому что иногда люди, которые очень рано начинают заниматься каким-то видом искусства, они потом довольно быстро к этому интерес утрачивают.

К. ЛАРИНА: Миша, скажите, школа в Вашей жизни какое место занимает? Это параллельная жизнь или это какой-то интерес?

М. САМАРСКИЙ: Нет, школа на первом месте, потому что образование, учёба.

К. ЛАРИНА: А литература? Вы, наверное, «пятёрки» получаете по литературе?

М. САМАРСКИЙ: Да.

К. ЛАРИНА: А всю школьную программу успеваете читать?

М. САМАРСКИЙ: Нет.

К. ЛАРИНА: И что делать? Что бы Вы изменили? Вот я к Вам обращаюсь, как к человеку, который любит читать, любит литературу, хорошие книги, и писать, естественно. Что бы Вы изменили в школьной программе по литературе? Какой класс у Вас? Восьмой?

М. САМАРСКИЙ: Я в седьмом.

К. ЛАРИНА: Что Вам там кажется неправильным? Может какие-то произведения лишние, которые, на Ваш взгляд, не нужны сегодняшнему школьнику?

М. САМАРСКИЙ: Мы проходим вообще «Хрестоматию».

К. ЛАРИНА: И что там в ней?

М. САМАРСКИЙ: «Слово о полку Игореве»…

К. ЛАРИНА: Всякая дрянь, короче. Ну и как? Вот зачем это нужно?

М. САМАРСКИЙ: Не очень, если честно, интересно мне это.

К. ЛАРИНА: А что бы Вам было интересно делать на уроках литературы? Какие книжки обсуждать?

М. САМАРСКИЙ: Книжки… Например, какие-нибудь там… интересные.

К. ЛАРИНА: Вы же сами пишете очень серьёзную философскую прозу. А книжки хотите читать лёгкие, наверное. Чтобы приключения были.

М. САМАРСКИЙ: Да я разные книжки люблю читать. Конечно, которые легче читаются, это самое лучшее.

К. ЛАРИНА: Говорил Алексей про то, что структурно человек мыслит, сразу видит перед собой целое произведение, когда пишет. Но это невозможно сделать на интуиции. Всё равно нужно знать, как строится литературное произведение. Кто-то Вам советовал, что-то читали специально по этому поводу? Что касается именно литературы, как профессиональной деятельности? Или действительно, как пошло, так и пошло.

М. САМАРСКИЙ: Как пошло, так и пошло.

А. ПАРИН: Нет, это можно на интуиции сделать. Можно. Мой вопрос как раз, я не задавал его Мише пока мы работали. А вот история с опытами Монтеня, которые упоминаются в твоей книге, это реальная история из твоей жизни? Потому что человек, который выписался из больницы, прочитал «Опыты Монтеня», пишет, что понял половину, а прочитал с начала до конца. Ты читал «Опыты Монтеня»?

М. ПЕШКОВА: В 12 лет?

М. САМАРСКИЙ: Я читал, но плохо понял.

В. РУДНЕВ: От начала до конца прочитал, да?

М. САМАРСКИЙ: Нет.

К. ЛАРИНА: Честно отвечает на все вопросы. Молодец. Посмотрите в глаза этому человеку! Мишу сидит на нашем сайте и смотрим вам в глаза. Я вижу, что народ прибавляется и не верит своим глаза. Да, да, это тот самый автор книги «На качелях между холмами».

А. ПАРИН: А название, между прочим, из Бродского.

К. ЛАРИНА: А кто первый прочитал? Кому читали? Вслух читали или давали читать?

М. САМАРСКИЙ: Я сначала отправил в издательство, а потом дал родителям.

К. ЛАРИНА: Сначала или потом?

М. САМАРСКИЙ: Потом.

М. ПЕШКОВА: А потом пришёл ответ положительный. Тогда дали родителям почитать.

М. САМАРСКИЙ: Да.

А. ПАРИН: Этого я не знал.

К. ЛАРИНА: Про родителей расскажите, про впечатления.

А. ПАРИН: Я знаю только папу. Совершенно противоположный Мише. Большой человек, очень на вас наступающий, очень такой присутствующий.

К. ЛАРИНА: А он говорит: «Мой ребёнок гений! Вы ничего не понимаете!»

А. ПАРИН: Нет. Он наоборот говорит, не надо, надо с Мишей поспокойнее, я боюсь, чтобы что-то не произошло с ним. Мне тоже страшно. Хотя я вижу, что Миша владеет ситуацией. Но вот сегодня владеет, а завтра как наедет, так и не будешь владеть. Папа другого склада совсем. Они друг на друга совсем не похожи как личности.

К. ЛАРИНА: А если кому-то не понравится книжка? Что делать писателю?

М. САМАРСКИЙ: Ну, не понравится и не понравится.

К. ЛАРИНА: Не будете доказывать: «Нет! Вы ничего не поняли! Вы, милостивый государь, дурак, раз вам не понравилась эта книга».

А. ПАРИН: А мне не понравились Мишины стихи. Он пишет стихи и они мне категорически не понравились, о чём я совершенно спокойно Мише написал.

К. ЛАРИНА: А Миша взял и перестал писать стихи из-за тебя.

А. ПАРИН: Я не знаю… А вот потом пройдёт два года, они из него попрут, он их будет снова писать.

В. РУДНЕВ: С этим не справишься.

К. ЛАРИНА: Талант – это стихия. Ну что, давайте теперь скажем про остальные книжки. А то мы назвали только Мишу и Вадима Руднева. Есть «Елена Образцова», неслучайно такие вопросы возникают. А вот «Елена Образцова» кисти Алексея Парина выступает сегодня. Это биография, что это такое?

А. ПАРИН: Это книга смешанного жанра, потому что здесь есть диалоги, которые на протяжении многих лет велись. Здесь есть такие эссеистические зарисовки, которые касаются грани и личности.

К. ЛАРИНА: Оценка творчества.

А. ПАРИН: Оценка творчества. Здесь есть подробные разборы её записей и здесь есть хроникальные материалы, её работа, как председателя жюри её собственного конкурса в Петербурге, разговоры с её коллегами, которые её знают, зарубежные, певицами и примадоннами, которые рассказывают про неё. И в конце – описание репетиции «Пиковой дамы» в Большом театре и её мастер-классов в Михайловском театре. Так что она смешанного жанра. Там много фотографий.

К. ЛАРИНА: Дальше.

М. ПЕШКОВА: «Символы времени».

А. ПАРИН: Ирина Кноринг. Замечательная книга. Это поэтесса, которая уехала за границу в 1918 году, сначала была в Константинополе, потом в Безерте, потом в Париже довольно долго, которую знали там, как поэтессу. Умерла рано, в 37 лет. Стихи её выходили. Это первый том её дневников. Это действительно очень интересный текст. Давид Арманд «Путь теософов в стране Советов». Это не прямой родственник Инессы Арманд, но из той же семьи. Это человек, который потом был членом-корреспондентом АН, географом. Он рассказывает о своём детстве и молодости, которые пришлись на первые годы после революции. И это одна из коммун юношеских.

Простой. Текст очень интересный, как он работал рабочим, как бы непривычный, не человека художественной интеллигенции, а совсем другого, но очень интересно написанный текст. Мария Безобразова. Это знаменитое имя.

К. ЛАРИНА: «Розовое и чёрное из моей жизни».

А. ПАРИН: Я не буду какие-то вещи говорить, чтобы не ответить на вопрос. Но это первая женщина-философ в русской истории. И здесь её первые публикации.

М. ПЕШКОВА: Это «Белингво».

А. ПАРИН: Это «Белингво», Данте Габриэль Росетти «Дом жизни», который переведён весь. Целиком, огромный цикл с английского. Человеком, который скрывает себя под псевдонимом Вланос, живёт он в Австрии. Вообще, мы много печатаем людей, которые живут за границей и продолжают участвовать в литературной жизни России.

М. ПЕШКОВА: Русское зарубежье, я поняла, одна из веток, одно из направлений вашего издательства.

А. ПАРИН: Безусловно. Но оно не как таковое, а просто если это подходит нам по направлению нашего имиджа издательства.

К. ЛАРИНА: Можно уже телефон включать. Давайте это сделаем, потому что времени у нас остаётся всё меньше и меньше, а вопросы у нас серьёзные, дорогие товарищи. Так просто их не возьмёшь, с наскока. Я напомню телефон прямого эфира – 363-36-59, мы готовы принять ваши ответы. Вопросы не будем пока повторять. Если что-то забудете, мы напомним. Поехали! Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! А можно мне пожалуйста книгу Миши Самарского?

К. ЛАРИНА: Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Меня зовут Даня.

К. ЛАРИНА: Даня, а тебе сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Мне десять.

К. ЛАРИНА: А ты сам пишешь тоже, сочиняешь?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Ну… Вроде пытаюсь

К. ЛАРИНА: Ну что делать… Ну вот как вот? Материнское моё сердце не выдержит!

А. ПАРИН: Открывать издательство по детскому творчеству.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Я могу ответить на вопрос про теософию.

К. ЛАРИНА: Ну-ка, ответь вопрос по теософии.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Основательницей теософии была Блаватская Елена.

А. ПАРИН: Абсолютно точно.

К. ЛАРИНА: Я в обморок сейчас упаду!

А. ПАРИН: Десять лет!

К. ЛАРИНА: Спасибо тебе большое. Конечно же, заслуженный приз получает. Никакой благотворительности, дорогие друзья. Ответил – получил. Вот молодец! Десять лет человеку. А мы записываем там все телефоны? Записываем. Следующий звонок. Пожалуйста. Кто готов ещё? Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте. Меня зовут Алексей. Мне кажется, героя звали Холден Колфилд.

К. ЛАРИНА: Это правда. Алексей, совершенно верно. Вы у нас тоже победитель. Телефон мы Ваш записываем. Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте. Я хотел бы ответить на вопрос о том, как звали главного героя Селенджера.

К. ЛАРИНА: К сожалению, уже ответили. А может на какой-нибудь другой вопрос ответите?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Про Данте можно.

К. ЛАРИНА: Ну-ка?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Прирафаэлиты.

К. ЛАРИНА: Боже…Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Владимир.

К. ЛАРИНА: А сколько Вам лет?

К. ЛАРИНА: Пятнадцать. Всё, я подаю заявление об уходе. Не могу! Какой-то ужас! Майя, ужас! Что мы делаем?

М. ПЕШКОВА: Какие молодцы ребята!

К. ЛАРИНА: Кошмар какой! Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Я хотела бы ответить на вопрос о Гурджиеве.

К. ЛАРИНА: Так.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Это человек-легенда, мистификатор, мистик и основатель четвёртого пути.

В. РУДНЕВ: Всё правильно.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): У него много разных ипостасей, выдающаяся личность.

К. ЛАРИНА: Прекрасно. Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Нина.

К. ЛАРИНА: Нина, а Вам сколько лет, - со страхом спрашиваю я.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Нет, мне много лет, я пенсионного возраста.

К. ЛАРИНА: Спасибо Вам, уважаемая Нина. Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте! Повторите, пожалуйста, вопрос про Санаева.

А. ПАРИН: По Санаеву не было вопроса.

К. ЛАРИНА: Нет, Вы ошиблись, Санаева в следующем часе будет. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте! Я хочу сказать, что Елена Образцова дебютировала в партии Марины Мнишек.

А. ПАРИН: Это совершенно верно.

К. ЛАРИНА: Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Наталья.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! Основатель теософского общества России Елена Петровна Блаватская.

К. ЛАРИНА: Ответили, к сожалению, Вы опоздали. Уже ответ прозвучал.

А. ПАРИН: У нас остался один-единственный вопрос. В каком произведении Василия Розанова разбирается личная судьба Марии Безобразовой?

К. ЛАРИНА: Пожалуйста, давайте попробуем на этот вопрос ответить. Телефон напомню ещё раз – 363-36-59. Звонок есть. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте! Может быть это «люди лунного света»?

А. ПАРИН: Совершенно верно.

К. ЛАРИНА: И Ваше имя?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Артём.

К. ЛАРИНА: Спасибо, Артём, записали. У нас остаётся совсем немного времени, чтобы Вадим несколько слов сказал о книге про Гурджиева.

В. РУДНЕВ: Эта книга про Гурджиева не похожа на те книги, которые выходят про него. Это скорее не апология. То есть, я действую всегда по контрасту. Гурджиев отрицал современную ему психологию, в частности, психоанализ. Я показываю очень тесную, непосредственную связь между психотехниками Гурджиева и различными многочисленными психотерапевтическими техниками, как то – психоанализ, НЛП. И я показываю, что в общем, это такая разновидность психотерапии, конечно, совершенно особая, которой нельзя заниматься одному, это очень опасно.

К. ЛАРИНА: Лёша, а насколько востребована такая литература, которой заведует Вадим?

А. ПАРИН: Очень востребована.

К. ЛАРИНА: Популярна для массового читателя?

А. ПАРИН: Она не для массового. Есть свой круг у Вадима читателей и специалистов, и вокруг специалистов интересующихся. Просто эта книга к изотерике не имеет отношения, она больше имеет отношение к философии и к психологии. И это очень важно. Хотя там Вадим применяет к себе всё, что наработал Гурджиев. И это очень интересно. Меня прежде всего это интересовало.

К. ЛАРИНА: будешь ли ты издавать следующие работы Миши?

А. ПАРИН: Это будет зависеть от…

К. ЛАРИНА: Ну, фэнтези если будет или про беспризорника? Какие планы замечательные!

А. ПАРИН: Мы не можем ответить на этот вопрос.

К. ЛАРИНА: Почему? А если украдут такого автора?

А. ПАРИН: Ну, это всё-таки, не…

К. ЛАРИНА: Искушений много будет, Михаил. Издатели – это страшные люди. Это вам сейчас хорошо под крылом у Парина сидеть. А в мир выйдете, набросятся на Вас коршуны, будут клевать Вашу печень.

А. ПАРИН: Будут, будут. У нас тут была одна дама, которая к нам просилась. Что-то мы замешкались. Она ушла в другое место, потом она, плача, ушла оттуда и сказала: «Меня так издали, что большое спасибо»

К. ЛАРИНА: Ну, здесь надо держать человека, а то искушений много. Посулят большие миллионы.

А. ПАРИН: Он не сам ещё за себя отвечает.

К. ЛАРИНА: Или скажут папе, театр пообещают отдельный.

А. ПАРИН: Мы даже договор заключали с папой, потому что с Мишей ещё не можем, у него нет паспорта.

К. ЛАРИНА: Миша! Я Вам желаю удачи.

М. САМАРСКИЙ: Спасибо.

К. ЛАРИНА: А в Интернете Вы есть? С Вами можно как-то на связь выйти? Нет? ВКонтакте или где-то?

М. САМАРСКИЙ: Нет. Потому что в Интернете я разлюбил эти все дела…

К. ЛАРИНА: Нет, это необходимость уже для Вас. Поскольку Вы написали произведение, оно опубликовано, есть книга, мне кажется, было бы важно наладить контакт с читателями. Тем более, книга опубликована в Интернете?

А. ПАРИН: Конечно.

К. ЛАРИНА: Сайт открыть какой-нибудь. Подумайте серьёзно. Там от всякой ерунды можно огородиться. Мне кажется, это полезно для начинающего творческого человека. Удачи Вам. Спасибо Вам большое. Заканчивайте школу хорошо. В институт будете поступать?

М. САМАРСКИЙ: Буду, конечно.

К. ЛАРИНА: Какой?

М. САМАРСКИЙ: Надеюсь на МГУ.

К. ЛАРИНА: На какой факультет?

М. САМАРСКИЙ: На режиссёрский.

К. ЛАРИНА: На какой режиссёрский? Кино снимать хотите, что ли?

М. САМАРСКИЙ: да.

К. ЛАРИНА: Это во ВГИК тогда Вам, товарищ.

М. САМАРСКИЙ: А! Ну да.

К. ЛАРИНА: Снимать кино по собственным произведениям.

М. САМАРСКИЙ: Наверное.

К. ЛАРИНА: А почему в кино, а не в литературу?

М. САМАРСКИЙ: Не знаю, потому что у меня мечта есть режиссёром стать.

К. ЛАРИНА: В кино тоже много ходите, много смотрите?

М. САМАРСКИЙ: Хожу, люблю ходить.

К. ЛАРИНА: Назовите несколько имён любимых, кто Вам интересен из современного кинематографа.

М. САМАРСКИЙ: Из режиссёров? Я их даже сейчас и не знаю.

К. ЛАРИНА: А из писателей?

А. ПАРИН: А из великих?

К. ЛАРИНА: Ну что мы напали на человека! Эрудицию его будем мучить! Всё равно, вопрос по-другому сформулирую. Что на Вас произвело самое сильное впечатление в вашей 13-летней жизни из литературы. Вот книга, которая…

М. САМАРСКИЙ: Мне очень понравился Санаев Павел и Селенджер.

К. ЛАРИНА: Во сколько лет Вы прочитали Селенджера?

М. САМАРСКИЙ: В 12.

К. ЛАРИНА: Всё очень быстро происходит. Прочитал, тут же написал. Лёш, последний вопрос к тебе, минута остаётся. Что в ближайшее время выйдет в «Аграфе», чего мы ждём?

А. ПАРИН: Я хочу сказать, что открывается на следующей неделе 2-го числа выставка «Нон-фикшн», где мы будем представлены. Это стенд H-16, приходите, мы будем очень рады. Все книги, которые были перечислены, будут продаваться. В ближайшее время выйдет первый Гурджиев, книга Галины Маневич, жены Эдуарда Штейнберга, художника, её дневники, статьи, это второй том. Первая книга уже вышла. Выйдет, я думаю, очень интересная книга Семёна Букчина, человека, который живёт в Минске и который всю свою жизнь, 16 лет, занимается Власом Дорошевичем, королём фельетона. Это очень интересная фигура, книга написана очень живо, интересно. Большая, толстая книга.

И ещё надо назвать Ирину Чайковскую, прозаика, которая живёт в Бостоне, я уже говорил.

М. ПЕШКОВА: Она была у нас на «Книжном казино».

А. ПАРИН: Её книга «Старый муж», рассказы о русских писателях, их жёнах и подругах. Занятная очень книга, которая в ближайшее время выйдет. Готовятся ещё переводные книги из области истории вокала, итальянские книги, ну, я не буду их называть, потому что переводные книги называть нельзя. Мы однажды назвали, а её раз, и издали! Книгу про кастратов, поэтому называть не буду.

К. ЛАРИНА: Страшное дело. Дорогие друзья, обращаюсь к вам. Книга Миши Самарского «На качелях между холмами», вышедшая в издательстве «Аграф», продаётся, её можно купить. Я могу показать её нашим слушателям, чтобы вы видели. Когда вы видите «Миша Самарский», это не какой-то Ваня Питерский, это именно Миша Самарский.

А. ПАРИН: Я был уверен, что это является псевдонимом, а оказалось правда.

К. ЛАРИНА: И портрет Миши здесь есть в книжке. Спасибо вам большое, Мише удачи и спасибо за визит.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024