Памяти Василия Аксенова. Фестиваль его имени без него - Игорь Иртеньев, Ирина Барметова - Книжное казино - 2009-11-22
К. ЛАРИНА: 13:13, добрый день ещё раз, у микрофона Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Книжное казино». Здесь в студии Майя Пешкова. Майя, ещё раз приветствую тебя.
М. ПЕШКОВА: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: И сегодня наше «Казино» посвящено нашему любимому товарищу, другу и большому писателю Василию Павловичу Аксёнову. Здесь в студии Ирина Барметова, главный редактор журнала «Октябрь», добрый день, Ира, здравствуйте.
И. БАРМЕТОВА: Добрый день.
К. ЛАРИНА: Поэт Игорь Иртеньев. Приветствую, Игорь. Завершился совсем недавно фестиваль «Аксёнов фест», который прошёл, уже по традиции… это третий фестиваль, Ир?
И. БАРМЕТОВА: Третий.
К. ЛАРИНА: …в Казани. И это был первый фестиваль, который был уже без участия Василия Павловича Аксёнова. Мы представляли каждый фестиваль. Я помню, когда первый представляли, это было большое событие. Я так понимаю, что на сей раз история была достаточно грустная и печальная. А были вообще сомнения, делать его или не делать, Ира?
И. БАРМЕТОВА: Дело в том, что мы поставили своей задачей не делать из фестиваля никаких поминок.
К. ЛАРИНА: А сам фестиваль должен был быть по любому случаю?
И. БАРМЕТОВА: Да. Мы решили, что ничто не может прервать эту уже традицию. Во-первых, это бы не понравилось Василию Павловичу. Это можно сказать сразу, не потому, что мы знаем лучше, чем другие, Василия Павловича, просто это действительно традиция. И так как мы вообще назвали этот фестиваль «Писатель-праздник», то действительно мы сделали из этого праздник. Но праздник памяти. Вот так скажем.
К. ЛАРИНА: Может быть такое?
И. БАРМЕТОВА: Да, может быть. Потому что никто особенно не… если вспоминали, то вспоминали только по-доброму, в смысле, с улыбкой и как о живом. И самое главное, что на мой взгляд в этом фестивале было, это то, что Аксёнов оставил теперь Казань и свой дом. Открытие этого домика…
К. ЛАРИНА: Дом-музей?
И. БАРМЕТОВА: Это не музей. Аксёнов категорически не хотел, чтобы это было какой-то канонизацией. Это такая творческая структура и мы надеемся, что это и будет…
К. ЛАРИНА: Культурный центр.
И. БАРМЕТОВА: Культурный центр и обязательно для молодёжи. Потому что это необходимо. При том, что Казань большая, всё же встречаться молодёжи не так уж много где.
К. ЛАРИНА: А народ приходил на мероприятия?
И. ИРТЕНЬЕВ: Слово «мероприятие» не связно с именем Аксёнова, выпадает стилистически.
И. БАРМЕТОВА: Может быть, Игорь скажет.
К. ЛАРИНА: Как один из участников, да?
И. ИРТЕНЬЕВ: Мне очень понравился поступок Димы Быкова, который в последний день просто, там было всего два дня, и в день перед отъездом мы должны провести, нас принимал Марк, который вложил много в этот фестиваль души и, кроме того, денег, полагаю. И мы должны были встретиться с представителями мэрии, группа из нас, участники фестиваля, заключительный банкет. Дима Быков поступил достаточно нетривиально. Он группу целую казанских молодых поэтом… не пренебрег, а скажем, он не принял участие в этом вечере, который там официальный, а просто пригласил к себе в номер в гостиницу и они там до ночи читали стихи, играли на гитаре. Это было очень неформально и ценно.
К. ЛАРИНА: По-аксёновски.
И. ИРТЕНЬЕВ: Да.
К. ЛАРИНА: А вообще, публика приходила, кроме участников, были там люди?
И. БАРМЕТОВА: Ну конечно!
И. ИРТЕНЬЕВ: Огромный зал.
К. ЛАРИНА: Я хочу обратиться к Казани. Дорогая Казань, я знаю, что вы слушаете нас сейчас. И если среди наших слушателей есть те, кто побывал на фестивале аксёновском и у вас есть что сказать по этому поводу, если у вас есть какие-то впечатления, пожалуйста, поделитесь с нами на смс +7-985-970-45-45. Я думаю, что появятся обязательно ваши зрители, поскольку из Казани у нас активный слушатель нашей радиостанции.
И. БАРМЕТОВА: Это будет прекрасно.
М. ПЕШКОВА: Я хотела узнать. Как воспринимала студенческая молодёжь? По тому плану, который был опубликован в прессе, речь шла о том, что вы будете встречаться со студентами Казанского университета.
И. БАРМЕТОВА: Мы очень хотели встретиться с ними, но дело в том, что грипп помешал этому. Карантин в университете. Нам в этой встрече отказали.
К. ЛАРИНА: Это не политическая причина, я надеюсь?
И. БАРМЕТОВА: Совершенно нет. Потому что каждый год мы там выступаем. Просто в этом году карантин. И они боялись. А всегда на этих выступлениях огромное количество, актовый зал, просто висят на люстрах студенты. И побоялись именно того, что это будет поводом дальнейшего распространения гриппа. А так как в университете карантин, то они не стали его и прерывать.
К. ЛАРИНА: Что там было. Там была литература, музыка, джаз, Андрей Макаревич был, Козлов был, и был театр. Театр был представлен театром «Эрмитаж» московским с Михаилом Левитиным.
И. БАРМЕТОВА: Да, Михаил Левитин специально для этого фестиваля поставил то, что обещал Василию Павловичу поставить много-много лет назад. Перед отъездом в Вашингтон в те давние времена, когда Аксёнов уезжал из России, они намеревались поставить как раз рассказ «Победа» и ещё несколько очерков о видах спорта, о баскетболе.
К. ЛАРИНА: «Спортивные рассказы» так называемые, да?
И. БАРМЕТОВА: Да. «Спортивные рассказы». Но отъезд помешал этому. Они написали некоторый приблизительный план, если можно так сказать. И сейчас Левитин к этому вернулся. И на мой взгляд, очень интересно поставил. Это ведь очень тяжело – ставить камерный мини-спектакль на сцене оперного театра. Вы, как…
К. ЛАРИНА: А вы были в оперном театре? В Казанской опере?
И. БАРМЕТОВА: Да. И тем не менее, на мой взгляд, Левитин справился, были молодые актёры, которые играли в нём. И достаточно это было всё образно. Можно спорить, что лучше, что ещё иначе можно интерпретировать, потому что рассказ «Победа» - один из лучших рассказов Аксёнова, и конечно, у каждого есть своё прочтение этого гениального рассказа. Но, тем не менее, атмосфера и дала ощущение того, что аксёновская проза – это проза, которую можно ставить.
К. ЛАРИНА: А ещё там был Саша Лыков из Петербурга, который читал, по-моему, фрагмент из «Острова Крым».
И. ИРТЕНЬЕВ: Финал «Острова Крыма». Невероятно эмоционально, то, что называется на разрыв аорты.
К. ЛАРИНА: Напугал там, наверное, всех.
И. ИРТЕНЬЕВ: Мне показалось, что это было немного растянуто во времени, потому что практически на одной интонации, казалось, что человек должен был умереть на сцене. Это такое мощное впечатление оставляло!
И. БАРМЕТОВА: Да, это неоднозначно воспринялось зрителями. Но даже в этом каком-то эмоциональном шоке тоже есть свой смысл.
К. ЛАРИНА: Игорь, а что писатели делали?
И. ИРТЕНЬЕВ: Что делали писатели…
К. ЛАРИНА: Кроме того, что… я знаю, что они обычно делают на выезде.
И. БАРМЕТОВА: Кстати, обычно они этого не делали у нас здесь.
И. ИРТЕНЬЕВ: Ну, не знаю, обычно делали.
И. БАРМЕТОВА: Я этого не заметила. Вы мне скажете, когда и где.
И. ИРТЕНЬЕВ: Хорошо.
К. ЛАРИНА: Ира, как пионервожатая.
И. ИРТЕНЬЕВ: И за обедом даже… Ну ладно! Что писатели делали. Там был очень плотный график на самом деле. Там были всего фактически два дня, которые были распланировали буквально едва ли ни по минутам. Поэтому мы просто попали на эти рельсы и по ним катились, с редкими отключениями на то, что мы не делали.
К. ЛАРИНА: Но Вы что-то читали же там, стояли на сцене, да?
И. БАРМЕТОВА: Я хотела бы сказать, что мы как раз попросили писателей не рассказывать особенно об Аксёнове, потому что и не читать Аксёнова, потому что Аксёнова читали актёры. А писатели, мы попросили их, читали свои произведения. Вот этот свой вклад в этот фестиваль.
К. ЛАРИНА: А кто был, давайте расскажем, кроме присутствующего Игоря.
И. БАРМЕТОВА: Александр Кабаков, Евгений Попов, Дмитрий Быков, Михаил Веллер и присутствующий здесь Игорь Иртеньев, Светлана Васильева, Ирина Барметова.
К. ЛАРИНА: Ну что читал Игорь Иртеньев?
И. ИРТЕНЬЕВ: Нет, я читал просто свои стихи, ни коим образом не привязанные, у меня нет стихов, которые бы впрямую соприкасались с именем Аксёнова. Просто читал из того, что мне показалось в этот момент уместным прочесть. Я бы хотел отметить просто тоже поступок своего товарища Михаила Веллера. Дело в том, что ещё одного человека мы не считали.
К. ЛАРИНА: Мишу Генделева, да?
И. ИРТЕНЬЕВ: Замечательного поэта и одного из организаторов этого фестиваля – Михаила Генделева, который ушёл в апреле от нас. И Веллер просто в память о Мише прочёл его стихотворение. Это был жест…
И. БАРМЕТОВА: Так что Михаил Генделев присутствовал на сцене.
К. ЛАРИНА: Ну так и что дальше, Ир? Какие дальше перспективы? А «Звёздный билет» почему исчез?
И. БАРМЕТОВА: А «Звёздный билет» не исчез.
К. ЛАРИНА: «Звёздный билет», напомню, это премия молодым литераторам, которая была учреждена на втором фестивале.
И. БАРМЕТОВА: На втором фестивале по желанию Василия Павловича. Это в разработке этой премии он активно участвовал. Дело в том, что в этом году, в день, в год смерти Василия Павловича, мы решили, что мы не будем давать «Звёздный билет», но не премию, а символический знак премии, т.е. сам звёздный билет подарим семье Аксёнова. Мы вручили звёздный билет сыну Аксёнова, Алексею Васильевичу Аксёнову. Это был символический знак, очень трогающий за душу. Потому что вручал его Евгений Попов, который сказал, что вот, я вручаю этот знак лучшему произведению Аксёнова.
К. ЛАРИНА: Красиво! Ну, а всё-таки, есть уже наверняка планы на следующий год.
И. БАРМЕТОВА: Конечно, они есть. Они и в этом году были. Ведь мы в этом году намеревались сделать иной фестиваль и лишь уход Василия Павловича изменил наши планы. В этом году мы хотели сделать фестиваль и в первую очередь «Звёздный билет», т.е. премию, сделать на базе Дальнего Востока и той молодёжи, которая очень оторвана. И тем более, вы знаете, Магадан – это тот город, в который в 15 лет приехал Василий Павлович Аксёнов. Поэтому мы хотели взять этот регион для того, чтобы посмотреть его внимательно и отобрать тех людей, которых можно было бы опубликовать в журнале «Октябрь».
У нас это традиция. Мы публикуем в журнале «Октябрь» и потом это является коротким списком для того, чтобы Совет Попечителей выбирал уже…
И. ИРТЕНЬЕВ: Мы забыли Александра Кабакова.
К. ЛАРИНА: Назвали, назвали. Первым.
И. БАРМЕТОВА: Я назвала. Справедливый Игорь! Теперь мы намереваемся это сделать в следующем году. Но ко всему прочему я хочу сказать, что опять же Василий Павлович, его фигура эта, она настолько креативна, что до сих пор выдаёт какие-то ещё новые идеи. В этом году на этот фестиваль приехала коллега Василия Павловича, которая с ним многие годы преподавала в университете Вирджинии Мэйсона, Университет Мэйсона. Это знаменитый Университет Мэйсона, который первые десть глав Конституции писал. И эти главы были посвящены правам человека. Всё завязано с Василием Павловичем, вы видите, как туго.
И эта Джулия Кристенсен, которая посетила фестиваль, была по приглашению фестиваля, участвовала во многих мероприятиях, и мы с ней условились о том, что «Звёздный билет» будет выдаваться и переводным произведениям американский молодых писателей, которые Джулия Кристенсен будет присылать нам, мы будем переводить.
К. ЛАРИНА: Можно сказать, что международный фестиваль будет.
И. БАРМЕТОВА: Да, он и так международный. Мы хотим соединить, ведь Аксёнов, в общем-то, писатель-странник. Это бесконечная смена городов, континентов, всего. Всю жизнь он путешествовал. И мы хотим эти все города объединить. И Москву, и Казань, и Магадан, и Ленинград. Я говорю намерено Ленинград, потому что он в этом городе жил. И Биарриц, и Вашингтон. Всё это вместе.
К. ЛАРИНА: А почему вы не хотите в Москве сделать какой-нибудь вариант? «Эхо Казани».
И. БАРМЕТОВА: Да. Вы знаете, Вы у меня просто молодец! Ох, Ксения, умница! Дело в том, что я очень хотела бы сделать акцию, и мы над ней сейчас работаем. Вероятно, она будет где-то в марте, а может быть в апреле следующего года. Эта акция, вы знаете, что Аксёнов любил спорт. И он считал, что спорт – это развёрнутая метафора жизни. Вот он так представлял себе всё это. И я хотела бы, и сейчас как раз буквально несколько дней тому назад, встречалась с представителями Олимпийского комитета, мы хотели бы сделать такие соревнования молодёжные, соревнования по уличному баскетболу.
Вот это такой стрит-баскет, который сейчас очень популярен среди молодёжи. Сейчас его очень трудно сделать, потому что наступает зима, а в грядущую весну мы обязательно это сделаем. И это сделаем именно в Москве.
К. ЛАРИНА: Кубок им. Аксёнова.
И. БАРМЕТОВА: И обязательно пригласим Игоря Иртеньева, который будет читать стихи.
К. ЛАРИНА: А в баскетбол сыграть слабо уже, Игорь?
И. ИРТЕНЬЕВ: Боюсь, слабо.
И. БАРМЕТОВА: И мы бы хотели, чтобы обязательно был там джаз. Мы хотим соединить вот эти три ипостаси – музыка, спорт и текст.
К. ЛАРИНА: Ну, там много чего можно вспомнить. Только начни, что называется. Потому что вокруг Аксёнова начинают круги. Там, где джаз, обязательно должна появиться тема стиляг, куда без неё деться! Где джаз, музыка, стиляги, спорт, обязательно должен появиться Коктебель, это уже место действия романа «Таинственная страсть», о котором мы сегодня ещё поговорим. И по этим кругам можно каждый день что-то прибавлять, прибавлять, прибавлять, и это всё выльется в полномасштабное ежегодное действие.
И. БАРМЕТОВА: И мы хотели бы, чтобы как можно больше городов включалось. Чтобы это стало праздником молодёжи.
К. ЛАРИНА: Мы слушаем сейчас Новости, потом продолжим «Книжное казино», и уже непосредственно перейдём к книгам, которые мы сегодня представим и подарим вам. И, естественно, вопросы зададим нашим слушателям.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Продолжаем наше «Книжное казино», напомню, что сегодня мы говорим о Василии Аксёнове. Начали нашу передачу с традиционного «Аксёнов феста», который становится с каждым годом всё международнее и международнее. И на следующий год и в Казани будет, и как Ирина Барметова пообещала, и в Москве будет уже, спортивный, уличный баскетбол, да? Напомню, здесь в студии Игорь Иртеньев, поэт, Ирина Барметова, главный редактор журнала "Октябрь". Но перед тем, как продолжить аксёновскую тему, давайте мы разыграем книжки по традиции, которые у нас номинируются на «Большую книгу», осталось совсем чуть-чуть до оглашения имени главного победителя. Это случится 26 ноября. Майя, что мы сегодня предлагаем нашим слушателям?
М. ПЕШКОВА: Мы предлагаем нашим слушателям журнал «Волга», четвёртый номер за этот год, где опубликован роман Вадима Ярмолинец, «Свинцовый дирижабль». И «Иерихон-86-89» - таково его название. А так же книга Леонида Юзефовича «Журавли и карлики» и так же роман замечательный Бориса Хазанова «Вчерашняя вечность». Эти три книги вы сможете получить, если ответите на вопрос. В лексиконе «Простых истин» Флобер писал про него, что он, во-первых, не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом. Кто это?
К. ЛАРИНА: Это Флобер про него написал.
М. ПЕШКОВА: Да.
К. ЛАРИНА: Назовите имя этого человека. Вот Ира Барметова… девочка Барметова с первой парты.
И. БАРМЕТОВА: Я подсмотрела и могу ответить и получить эти дивные книжки.
К. ЛАРИНА: Нет, нет, нет, мы людям отдаём всё, присылайте свои ответы на смс +7-985-970-45-45. И сделайте это как можно быстрее, чтобы мы могли задавать вопросы, связанные с творчеством Василия Павловича Аксенова. Что мы сегодня отдаём. Давайте начнём с последних изданных книг. Нет? Можем? «Логово льва». Я поняла, что не нужно называть, какое название и какой книги называть не нужно. «Забытые рассказы». Или рассказы старые аксёновские?
И. БАРМЕТОВА: Я буквально два слова по поводу этой книги хочу сказать. Я хочу выразить слова благодарности филологу и редактору этой книги Елене Шубиной, идея этой книги возникла у неё и она, как филолог и как креативный редактор собрала эту книгу, практически по крупицам. Потому что Аксёнов дал своё согласие, но он даже не знал, где искать эти рассказы, и вообще, не помнил некоторые из них. И поэтому проделана была огромнейшая работа. И Аксёнов при ней ещё присутствовал. Книга вышла сразу после смерти Василия Павловича.
Но это последняя книга, при которой он креативно так работал, вместе с Еленой Шубиной. Книга этих «Забытых рассказов» и бесед Василия Павловича Аксёнова о своём творчестве и своей жизни.
К. ЛАРИНА: «Таинственная страсть», тогда несколько слов, Ира, и об этом. Роман о шестидесятниках.
И. БАРМЕТОВА: Это роман, который многие ждали.
К. ЛАРИНА: Мы тут всё время ему нудили с Майей: «Напиши эти мемуары, Василий Павлович, напиши эти мемуары!» Вот он и написал.
И. БАРМЕТОВА: Тем не менее, он это сделал. Хотя он это и не любил. Но вы заметили, если вы читали этот роман или хотя бы заглянули, там нет реальных имён.
К. ЛАРИНА: Но он там объясняет, что он пошёл по пути Валентина Катаева, «Алмазный мой венец».
И. БАРМЕТОВА: Это уход от чистых мемуаров. И надо сказать, что конечно, если последние его романы, чистого сорта романы, они такие экспериментальные, они такие новые и в творчестве самого Аксёнова, то здесь это всё неслучайно. Здесь он возвращается к себе, к тому, когда он писал «Ожог».
К. ЛАРИНА: Роман, в котором погружаешься абсолютно в эту атмосферу.
И. БАРМЕТОВА: Именно. И он специально взял себя того и написал его в том же стиле. Поэтому это ещё раз показывает, насколько всё было у Аксёнова продумано.
К. ЛАРИНА: Кстати, в этой книге «Таинственные страсти» вы увидите огромное количество замечательных фотографий, как я понимаю, многие из которых впервые публикуются в книге, потому что здесь все молодые, красивые, роскошные люди, те самые поэты и писатели. Которые являлись ближним окружением Василия Павловича Аксёнова в ту пору 60-х годов.
И. БАРМЕТОВА: Вы совершенно правы. Для того, чтобы как-то окольцевать всё это творчество Аксёнова, надо иметь эти две книги – «Логово льва» и «Таинственная страсть».
М. ПЕШКОВА: Я в свою очередь хочу поблагодарить Катю Рождественскую, которая поспешествовала тому, что эти книжки сегодня у нас на игровом столе.
К. ЛАРИНА: Спасибо. И аксёновская классика, что называется. «Затоваренная бочкотара», «Остров Крым» и ещё один сборник, о котором пока не буду говорить, поскольку он ответ на один из вопросов. Нет?
И. БАРМЕТОВА: Да.
К. ЛАРИНА: Видите, я всё помню. Это вы ничего не помните.
И. БАРМЕТОВА: Мы этих книг просто не видели!
К. ЛАРИНА: И я здесь вижу ещё журнал «Октябрь», Ирин, да? Он посвящён тоже аксёновскому фестивалю.
И. БАРМЕТОВА: Я как раз хотела сказать. Мы уже третий год одиннадцатый номер посвящаем Василию Павловичу. В этом году мы «Аксёнов фест» часть номера отдали. Мы там поместили рассказы о Василии Павловиче Аксёнове, но в этот раз, если в предыдущие мы просили такие «вспоминательные» рассказы его друзей, то сейчас мы попросили других поколений писателей, которые не встречались или встречались с Аксёновым опосредовано или совсем мало, написать о том, что для них Василий Павлович Аксёнов. И поэтому здесь и Бейшлов, и Шендерович, и Каменкович, и Минаев, и Анна Рос, и Мурат Ханов, и Геннадий Швец. Это те люди, творчество Аксёнова на которых подействовало своеобразным образом.
К. ЛАРИНА: Давайте вопросы зададим уже нашим слушателям.
И. БАРМЕТОВА: Да, у нас их несколько. И мы их сейчас с Иртеньевым ваяли вместе. Сколько лет со дня первой публикации рассказов Василия Аксёнова? Сколько лет прошло?
К. ЛАРИНА: Какой хитрый вопрос.
И. БАРМЕТОВА: Да. Какую птицу оживила девушка в романе «В поисках жанра»? Какой вид спорта больше всего любил Аксёнов? Сколько лет со дня публикации неподцензурного альманаха «Метрополя»? Какое расстояние преодолел герой одного рассказа Аксёнова, летая на самолёте? Какой режиссёр и в каком московском театре поставил спектакль по «Затоваренной бочкотаре»? Какая цитрусовая культура была прославлена Аксёновым в одном из его ранних романов? Ну и последний, очень лёгкий вопрос – название последнего вышедшего романа Василия Аксёнова.
К. ЛАРИНА: А мы уже назвали его!
И. БАРМЕТОВА: Тогда мы его снимаем.
К. ЛАРИНА: Давайте другой вопрос зададим. Книжку заберём или разыграем? У меня вопрос есть. Там спрашивают про «Затоваренную бочкотару», а я хотела спросить про одну пьесу, какая аксёновская пьеса была впервые поставлена в Москве в театре «Современник», там, где Олег Табаков впервые в своей жизни сыграл женскую роль.
И. БАРМЕТОВА: Я это записываю. Чудесный вопрос.
К. ЛАРИНА: Ждём ответов по телефону 363-36-59, минут через 12 будем принимать ваши ответы. А сейчас я хочу, поскольку в этом списке нет Игоря Иртеньева в журнале «Октябрь».
И. БАРМЕТОВА: Он в прошлый раз говорил или писал.
К. ЛАРИНА: Ну… Просто обязан, Игорь, сказать несколько слов о своём Аксёнове.
И. ИРТЕНЬЕВ: Для людей моего поколения, можно так говорить, так пышно, для значительной их части, был совершенно знаковый писатель, потому что он впервые мощный такой порыв западного ветра исходил от прозы Аксёнова, и это было совершенно распахнутое окно, у которого мы все в тот момент дышали. И кстати, я просто очень точную формулировку скажу. Алла Боссарт, моя жена, не то, чтобы я здесь её сейчас рекламирую, когда дарила книжку своих рассказов Аксёнову, она написала очень точно: «Василию Павловичу Аксёнову, родоначальнику нашей интонации». Что, на мой взгляд, действительно очень правильно.
Потому что он определил во многом просто такой путь своих младших современников, очень большое количество людей испытало его влияние как литературное, так и человеческое. Это был просто глоток, даже не глоток, а очень сильный вздох свободы, который пришёл к нам с его произведениями. Для меня это было, наряду с Селенджером, ещё с каким-то достаточно ограниченным количеством людей…
К. ЛАРИНА: Первое что прочли, помните?
И. ИРТЕНЬЕВ: Первое, конечно. «Звёздный билет». Кстати, сейчас перечитывая, поскольку он сейчас бронзовеет на глазах, Аксёнов, надо сказать, что это далеко не всё равноценно было из того, что он печатал из своих первых. Абсолютно комсомольская вещь «Коллеги»…
И. БАРМЕТОВА: Он её и не любил.
И. ИРТЕНЬЕВ: Да, но, тем не менее, она есть.
И. БАРМЕТОВА: Конечно.
И. ИРТЕНЬЕВ: Я её перечитал. Ну, тут разводишь руками, но буквально через какие-то там совсем… два года вышел сборник изумительных рассказов «Жаль, что вас не было с нами», где что ни рассказ – новое литературное событие до сих пор. Они совершенно не устарели. Это одно из самых крупных достижений в жанре русского рассказа ХХ века. Так что для меня это был один из таких столпов.
К. ЛАРИНА: А где пересеклись впервые?
И. ИРТЕНЬЕВ: Была забавная история, если есть пара минут, я расскажу её.
К. ЛАРИНА: Конечно.
И. ИРТЕНЬЕВ: Первый раз я его увидел в его первый приезд в Москву. Он встречался в редакции «Юность» с коллективом редакции, с писателями. А я ещё туда не сказать, что делал первые шаги, это был где-то 1989 год, я не сильно ещё варился в этом. Я Аксёнову тогда подарил, а у меня вышла подборка в журнале «Юность» солидная, я ему подарил ксерокс этой подборки. Это был нелепый жест, но он благосклонно принял. А спустя два года, когда он ещё раз приехал, у меня вышла как раз книжка. И я эту книжку, это я точно помню – был 1990 год, у меня только родилась дочка, я, рыская по Москве, по разным самым делам, искал дочке детское питание и сдавая в прачечную бельё или получая бельё из прачечной, скорее получая уже.
И к тому же ещё рассылая свою эту книжку, подписанную, своим друзьям литературным в разные дорога, я вдруг натыкаюсь на Аксёнова у здании «Юности». Я говорю: «Василий Павлович, здравствуйте. Хочу подарить Вам свою книжку. Дарил подборку, теперь хочу книжку». Он говорит: «Сделайте милость». Я лезу в сумку и понимаю, что я погиб, потому что понимаю, что у меня все книжки подписаны.
К. ЛАРИНА: А подписаны по именам?
И. ИРТЕНЬЕВ: Да, такому-то от такого-то. И я совершенно обливаясь холодным потом, думаю, как я ему подарю? «Ой, это не Вам, это, простите, опять не Вам…» Я сую руку и достаю единственную неподписанную книжку.
К. ЛАРИНА: Случайно?
И. ИРТЕНЬЕВ: Абсолютно случайно!
К. ЛАРИНА: Вот бог есть всё-таки!
И. ИРТЕНЬЕВ: Дарю неподписанную книжку. Потом мы много раз встречались. В частности, была такая примечательная встреча. Я выступал в посольстве нашем в Вашингтоне, год спустя после того, как сменился Лукин, но ещё лукинский дух свободы оттуда не выветрился. И выступаю перед сотрудниками посольства, довольно много народу. И слышу вдруг откуда-то лёгкое похрюкивание, смешки какие-то. Я скашиваю глаза и вижу, что там сидит Аксёнов. Мне это было чрезвычайно лестно – видеть на моём выступлении Аксёнова. Потом были какие-то встречи в Москве, мы, конечно, не были с ним в близких отношениях, разумеется.
У него гораздо более близкие были друзья, которые были на этом аксёновском фестивале – Попов, Кабаков. Но каждая встреча для меня была отмечена чем-то.
К. ЛАРИНА: Как жалко, что нет его. Просто ужасно… Ну что, давайте принимать ответы, уже без десяти. Однако, без десяти! Давайте! 363-36-59. Ира, можно ещё раз вопросы повторить?
И. БАРМЕТОВА: Да.
К. ЛАРИНА: Давайте это сделаем.
И. БАРМЕТОВА: Сколько лет со дня первой публикации рассказов Василия Аксёнова? Какую птицу оживила девушка в романе «В поисках жанра»? Какой вид спорта больше всего любил Василий Аксёнов? Сколько лет со дня публикации неподцензурного альманаха «Метрополь»? Какое расстояние проделал герой одного рассказа Аксёнова, летая на самолёте? Какой режиссёр и в каком московском театре поставил спектакль по «Затоваренной бочкотаре»? Какая цитрусовая культура была прославлена Аксёновым в одном из его ранних романов? И первая пьеса, поставленная на сцене «Современника».
К. ЛАРИНА: А я могу назвать имена наших победителей, которые ответили на вопросы Майи. Флобер говорил. Флобер про Гомера. Гомер про Флобера. Наши слушатели Аркадий – 995, Катя – 039, Маша – 705, Алексей – 553, Анна – 842, Павел – 795, Наталья – 930, Анна – 016, Людмила – 808. Все они получают книги, которые мы назвали.
М. ПЕШКОВА: Первые три человека получат книги «Большой книги», а другим мы подарим Аксёнова.
К. ЛАРИНА: Ах, вот как у тебя всё! Ну, извини.
И. БАРМЕТОВА: Хитрая какая. А наши куда девать?
К. ЛАРИНА: А вы берите наушники.
М. ПЕШКОВА: Всем хватит.
К. ЛАРИНА: Пожалуйста. 363-36-59. Мы готовы принимать ваши ответы, дорогие друзья. Алло! Здравствуйте! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте. Тамара, Москва. У меня на самый простой вопрос ответ. Альманах «Метрополь» вышел в 1979 году, 30 лет назад.
К. ЛАРИНА: И это чистая правда. Спасибо Вам большое, записали ваш телефон, ответ совершенно верный. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Это Светлана. Я бы хотела тоже на самый простой вопрос ответить про цитрусовый. Апельсин, конечно «Заводной апельсин».
К. ЛАРИНА: Ух ты! Мы с Вами прощаемся, не здороваясь.
И. ИРТЕНЬЕВ: Это Берджесс.
К. ЛАРИНА: Давайте поправим нашу слушательницу, она очень много читала в своей жизни.
И. ИРТЕНЬЕВ: Может быть кто-нибудь ответит ещё?
К. ЛАРИНА: Да, конечно. Я хочу, чтобы кто-нибудь поправил её. Алло! Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Это Елена из Москвы. Можно на несколько вопросов или только на один?
К. ЛАРИНА: Один, конечно.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Ну, тогда «Апельсины из Морокко», а то мне стыдно стало.
К. ЛАРИНА: Конечно.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Это начало 60-х годов, журнал «Юность».
К. ЛАРИНА: Совершенно верно. И у нас есть такая книжка, с таким названием, сборник Василия Павловича Аксенова. Алло! Здравствуйте. Говорите, пожалуйста!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Меня зовут Ирина, я из Петербурга. Я хочу сказать про птичку.
И. БАРМЕТОВА: Прекрасно! Кто же это?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Это птичка нырок, её оживляла Екатерина. Это рассказ «Вне сезона», он был вначале в «Литературной России» опубликован, а потом уже вошёл в состав романа.
К. ЛАРИНА: Потрясающие познания!
И. БАРМЕТОВА: Прекрасно!
К. ЛАРИНА: Вы поклонница, наверное, творчества Василия Павловича Аксенова?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): да, вне всякого сомнения. Ещё в те времена, когда это публиковалось в журнале «Юность», потом выискивалось по газетам, потом была эта жуткая трагедия с его отъездом, когда мы были разделены. И в общем, для меня это один из лучших прозаиков на русском языке.
И. БАРМЕТОВА: Спасибо Вам.
К. ЛАРИНА: Спасибо Вам за ответ подробный и за эти слова. Записали Ваш телефон. Следующий звонок. Алло! Здравствуйте! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. На полпути к Луне.
И. БАРМЕТОВА: Прекрасно. Какое расстояние проделал герой одного из рассказа.
И. ИРТЕНЬЕВ: Попутный вопрос, Вы же получаете книжку, а сколько это километров, по-вашему?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Ну, сколько он налетал-то… Наверное 50 тысяч.
И. ИРТЕНЬЕВ: Сто пятьдесят.
К. ЛАРИНА: Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Андрей.
К. ЛАРИНА: Спасибо Вам огромное, ответ верный, мы записали Ваш телефон. Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте. По-моему, первая пьеса в «Современники» это спектакль «Продажа». Олег Павлович играл буфетчицу Клаву.
К. ЛАРИНА: Чистая правда! Спасибо Вам. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Артём.
К. ЛАРИНА: Спасибо, записали. Ответ верный. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Добрый день. Это Галина, Москва. Спектакль «Затоваренная бочкотара», это Евгений Каменкович в театре Табакова.
К. ЛАРИНА: Совершенно верно. Записали и Вас тоже. Смотрите, как мы отвечаем на все вопросы!
И. БАРМЕТОВА: Осталось два.
К. ЛАРИНА: Пожалуйста. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Александр. Мне кажется, первая публикация – это 50 лет прошло.
И. БАРМЕТОВА: Абсолютно верно.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Это «Наша Вера Ивановна», по-моему.
И. БАРМЕТОВА: «Наша Вера Ивановна». И как раз книга «Логово льва», которую мы только что здесь рассказывали, она начинается с этого рассказа. И вот такой цикл прошёл, закольцованность у Аксёнова, когда вышла книга после его смерти, последняя книга с первым рассказом.
К. ЛАРИНА: Как Вас зовут, простите?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Александр.
К. ЛАРИНА: Записали. Спасибо. Что там осталось?
И. БАРМЕТОВА: Какой вид спорта больше всего любил Аксёнов.
К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте. Дмитрий. Думаю, Василий Аксёнов любил спорт настоящих мужчин – хоккей.
И. БАРМЕТОВА: Нет, к сожалению, Вы неправы.
К. ЛАРИНА: Он вообще любил спорт, но выделял один.
И. БАРМЕТОВА: Выделял и сам занимался им очень, до последнего.
К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Я думаю, что бег.
К. ЛАРИНА: Бег?
И. ИРТЕНЬЕВ: Джоггинг? Он занимался. Но нет.
К. ЛАРИНА: А мы сегодня про него говорили?
И. БАРМЕТОВА: Именно.
К. ЛАРИНА: А! Ну подсказка была! Вспомните, о чём мы говорили в начале программы, о том, что будет.
И. БАРМЕТОВА: Как мы хотим продолжить…
К. ЛАРИНА: Кубок имени Аксёнова будет по этому виду спорта среди молодёжи. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Здравствуйте. Я хочу ответить на два вопроса, но на один уже ответили. Любимый вид спорта Василия Павловича баскетбол.
И. БАРМЕТОВА: Йес! Вы попали в кольцо.
К. ЛАРИНА: Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алла.
К. ЛАРИНА: Спасибо, записали. На все вопросы мы ответили? Мы свободны?
И. БАРМЕТОВА: Да. Но есть ещё журналы. Но вопросов нет.
К. ЛАРИНА: У нас же все призы в куче, мы всё отдадим, ничего не пропадёт.
И. ИРТЕНЬЕВ: Как называется журнал, главный редактор которого принимает участие сегодня в нашей передаче?
К. ЛАРИНА: Вот тут пишет нам человек: «Могу подарить для музея пластинку «Жаль, что вас не было с нами»
И. БАРМЕТОВА: Превосходно!
К. ЛАРИНА: Куда обращаться?
И. БАРМЕТОВА: Я скажу, куда. Дело в том, что пока у нас нет такой структуры в Казани. Эту собирательную функцию взял на себя журнал «Октябрь».
К. ЛАРИНА: Собирательную во всех смыслах.
И. БАРМЕТОВА: Да. И мы это будем собирать, архивировать, записывать скрупулёзно. И передавать затем в Казань. Тем более, что мы хотели бы ко всему прочему сделать там определённую вещь. Мы хотели бы то, что не сделал Литературный музей, мы хотели бы там собрать всё, что связано с «Метрополем». И сейчас как раз начать.
К. ЛАРИНА: А что можно собрать, что связано с «Метрополем», кроме самого «Метрополя»?
И. БАРМЕТОВА: Во-первых, все воспоминания, которые ещё можно у многих взять.
К. ЛАРИНА: А у него, кстати, был экземпляр свой «Метрополя»?
И. БАРМЕТОВА: Вот это вопрос, на который Евгений Анатольевич Попов мог бы ответить. Там очень сложная история, там один экземпляр потерян был.
И. ИРТЕНЬЕВ: Один у Феликса Кузнецова остался.
К. ЛАРИНА: Один я ещё знаю где, я вам потом выдам тайну.
И. БАРМЕТОВА: Мы туда и пойдём.
К. ЛАРИНА: Да? Знаете, да?
И. БАРМЕТОВА: Поэтому всё, какие-то наработки, всё, что тогда…
К. ЛАРИНА: А может редкие какие-то фотографии есть у кого-то.
И. БАРМЕТОВА: Редкие фотографии и то, что сейчас разбросано и кажется очевидным, через некоторое время это всё может исчезнуть.
К. ЛАРИНА: Куда обращаться, короче?
И. БАРМЕТОВА: Редакция журнала «Октябрь», ул. Правды, дом 11/13. У нас есть телефон 614-62-05. Если вы представитесь и скажете, что у вас есть какие-то вещи, которые бы вы хотели подарить вот этому культурному центру, я подчёркиваю – культурному центру, а не какому-то совсем дому-музею, потому что это не будет таким, то мы непременно всё это сохраним, передадим и это будет экспонироваться.
К. ЛАРИНА: Из Казани пишет Галина: «Хожу на этот фестиваль три года. Очень люблю Аксёнова, горжусь, что открыли его дом. Мои дети ходили в детский сад, который был в квартире родителей Аксёнова». Вот как.
И. БАРМЕТОВА: Потрясающе!
М. ПЕШКОВА: Я хочу добавить, что завтра вечером в Центральном Доме Литераторов вечер, который назван «Коллеги» и называется не просто вечер памяти Аксёнова, а Джеймс-Сейшн в честь Василия Аксёнова. Будет вести вечер Евгений Сидоров, а принимать участие в вечере будут друзья Василия Павловича. Так же будет увидеть фильм Лены Якович «Жаль, что вас не было с нами». Этот фильм вышел сразу после того, как не стало Василия Павловича.
К. ЛАРИНА: Его, кстати, показывали по телевидению. Очень хорошая работа. Как раз та интонация, о которой говорил Игорь Иртеньев, она там есть, она там слышна.
Спасибо большое нашим гостям. Ещё раз напомню. Ирина Барметова, главный редактор журнала "Октябрь", Игорь Иртеньев, поэт, который сегодня выступал в качестве свидетеля жизни другого писателя, но я думаю, что не за горами наша встреча, когда мы познакомимся вновь с поэтом Игорем Иртеньевым. Что-нибудь выходит в ближайшее время, Игорь, скажите нам?
И. ИРТЕНЬЕВ: В ближайшее время…
К. ЛАРИНА: До конца года.
И. ИРТЕНЬЕВ: Нет, не выходит.
К. ЛАРИНА: А когда?
И. ИРТЕНЬЕВ: Я надеюсь, что в следующем году выпустим книжку новых стихов.
К. ЛАРИНА: Хорошо. Приходите.
И. ИРТЕНЬЕВ: С удовольствием.
К. ЛАРИНА: А то без Вас как-то грустно. Спасибо большое.