Памяти Александра Абдулова - Марк Захаров, Мария Миронова, Борис Поюровский - Книжное казино - 2009-02-22
К. ЛАРИНА: 13:16, мы начинаем наше воскресное «Книжное казино». Оно сегодня у нас театральное, актёрское, чему я очень рада. Представлю наших гостей. Историк театра, театровед Борис Михайлович Поюровский.
Б. ПОЮРОВСКИЙ: Добрый день.
К. ЛАРИНА: Главный режиссёр, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.
М. ЗАХАРОВ: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: И актриса театра «Ленком» Мария Андреевна Миронова.
М. МИРОНОВА: Добрый день.
К. ЛАРИНА: Мы сегодня представляем книгу, которая вышла в издательстве АСТ «Пресс-книга» «Александр Абдулов глазами друзей». Эта книга запечатана в целлофан, поскольку вещь дорогая, красивая, я в совершенном обалдении её листала, потому что я впервые вижу такое качество иллюстраций, оформления. Мне кажется, она должна быть очень дорогой. Борис Михайлович, скажите.
Б. ПОЮРОВСКИЙ: Она не дешёвая.
К. ЛАРИНА: Но она того стоит. Обычно книжки, иллюстрации и фотографии в книгах всегда оставляют желать лучшего. А здесь архивные фотографии из старых спектаклей, из семейного альбома Александра Абдулова. Просто потрясающие фотографии. Ну и, конечно же, текст. Я могу назвать авторов книги, кто вошёл сюда, друзья Александра Абдулова. Я перечислю, потому что здесь не так уж и много. Марк Захаров, Юрий Конопляников, Сергей Соловьёв, Сергей Чонишвили, Мария Миронова, Александр Лазарев, Елена Шанина, Эрик Разуманян, Юрий Соломин, Ирина Муравьёва, Александр Збруев, Евгения Симонова, Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Елена Проклова, Владимир Черепанов, Инна Чурикова, Алексей Рыбников, Сергей Степанченко. И отдельно идёт целая глава искусствоведа Людмилы Баженовой «Рыцари, волшебники и бесы Александра Абдулова». Это творческий портрет Александра Гавриловича. Это первая книга, вышедшая в память об Александре Абдулове после его ухода, или что-то уже было?
Б. ПОЮРОВСКИЙ: Нет, была книжка, сделанная от его имени журналистам.
К. ЛАРИНА: А! Там сборник всяких интервью.
Б. ПОЮРОВСКИЙ: Да. Но о нём это первая книга.
К. ЛАРИНА: Ну что, с чего мы начнём? Начнём мы с того, что Марк Анатольевич Захаров не первый раз принимает участие в книге памяти кого-то из своих близких друзей.
М. ЗАХАРОВ: Я бы хотел поблагодарить Бориса Михайловича Поюровского, который, как истинный летописец, это его призвание, кроме всех прочих его достоинств, нашего театра, российского театра, отчасти и кинематографа. Он действительно создал некую объективную картину выдающегося мастера нашей культуры. И вы знаете, я надеюсь, что это очень важная вещь, и она будет долго жить. Она, может быть, не будет бестселлером, потому что об Абдулове много было программ телевизионных, много было книг и статей, интервью, но это такая память, которой не хватает нам, чтобы понять, что такое был Михаил Чехов, Качалов, Евстигнеев. Вот такие мастера, такого сгустка воспоминаний, ощущений мастера, какое-то стремление передать его особенности, нюансы его мастерства, я как-то аналогов не встречал.
И поэтому меня очень радует, что вышла такая книга, в которой я приняла участие.
К. ЛАРИНА: Я начала с того, что Вы не первый раз участвуете в такой книге памяти. Вот Мария Андреевна здесь находится. Наверняка, Вы принимали участие в книге памяти Андрея Миронова «Андрей Миронов глазами друзей». Григория Горина тоже вспоминали его друзья, я помню эту книжку. Здесь важно попробовать объяснить, что важно. Как на двух страницах, ну трёх, четырёх, как можно сформулировать всё, что хочется сказать о человеке, которого ты очень хорошо знаешь, с которым связана вся твоя жизнь, что является главным? Это что, первые воспоминания или что?
М. ЗАХАРОВ: Во-первых, в нём бушевала светлая, добрая всепобеждающая энергия. Я должен сказать, что не хочу упоминать другие имена, но я знал очень талантливых людей, у которых такого света и радости не было. Допустим, Анатолий Дмитриевич Папанов, которого я очень хорошо знал, он был человеком замкнутым, он был выдающийся мастер советского кинематографа и театра, но характер был другой. У Александра был очень добрый, светлый дар. И Вы знаете, что для меня удивительно. Я пропустил тот момент. Сначала парень высокий, длинный, с прекрасным обаянием, замечательно сыграл первые роли, потом известность какая-то, потом что-то вроде популярности, потом дальше, дальше, а потом он превратился в любимого народного артиста.
И когда он захворал, когда были первые приступы хвори, я понял… Нет, это даже невозможно понять всю меру народной любви к этому человеку. Потому что мы получали мешки писем. Одна умная голова сказала: «Давайте мы около театра будет это всё складывать, и сделаем ещё книгу». Я сказал, что ни в коем случае, не надо. Но я это видел. Я думаю, что это неслучайно было. Он был воплощением молодого героя сначала. Я думаю, что я немножко помог этому обстоятельству. Всё-таки, в «Обыкновенном чуде» он замечательно сыграл Медведя. И потом во всех остальных фильмах он у меня играл. Были ещё замечательные кинематографические удачи. «Легко ли быть молодым», и с Володиным он был очень связан и дружил. Было много хорошего.
А потом открылось какое-то второе дыхание, связанное с его трагическим мастерством, мастерством такого гипнотизёра, который хватал зрительный зал и тащил его за собой уже какими-то неведомыми силами гипнотическими располагая. Это началось с Сиплого в «Оптимистической трагедии». И он превратился в трагикомический талант. И в конце-концов мы стали ставить спектакли для него, где он играл центральные роли. Да, он играл смешного Менахема Мендела в «Поминальной молитве» Горина, а потом «Плач палача» и «Игрок» Достоевского. Это были спектакли, поставленные в расчёте на дарование Александра Абдулова.
К. ЛАРИНА: Мария, Вы как раз пришли в театр, и первая Ваша работа в спектакле «Плач палача» была с Александром…
М. МИРОНОВА: Нет, это было раньше. «Варвар и еретик».
К. ЛАРИНА: Но это был ввод.
М. МИРОНОВА: Нет, это была премьера.
К. ЛАРИНА: Боже мой! Неужели Вы так давно работаете в театре! Кажется, что такая юная артистка, а нет, смотрите…
М. МИРОНОВА: Я могу сказать, что это в моей жизни первый… Если у Марка Анатольевича и Бориса Михайловича это не первая книга и не первое воспоминание, то у меня, по сути, это первые воспоминания об ушедшем человеке, которого я знала на протяжении, ну, конечно, не так долго, как Марк Анатольевич или Борис Михайлович, но, всё-таки, это уже срок, это 10 лет. И моё становление актрисы и всё моё начало было связано, так получилось, что практически все последние постановки в «Ленкоме» я имела честь и радость играть вместе с Александром Гавриловичем Абдуловым. И я могу сказать, что для меня этот человек, который шёл откуда-то глубоко из моего детства и его юность искромётная, потрясающая, когда в него были влюблены все, и я, естественно, не исключение. Просто все женщины нашей страны.
И когда я пришла в театр, казалось бы, прошло очень много времени с моего детства, и первое потрясение у меня было – стоящий на служебном входе Абдулов вместе с Олегом Ивановичем Янковским. И у меня было ощущение, что они не постареют никогда! Какая-то такая потрясающая молодая мужская, юная, молодая энергия шла от Александра Гавриловича, что представить себе его взрослым… Для меня он был совершенно как из фильма «Обыкновенное чудо» Медведь, после которого вся страна в него влюбилась. И конечно, это была огромная радость – с ним работать. Иногда он делал какие-то… он был человек с огромным чувством юмора. Иногда он делал какие-то лёгкие подколки, которых я первый год немножко даже боялась.
Потом я это научилась воспринимать с юмором. Он был феерический партнёр.
К. ЛАРИНА: А как он репетировал на репетициях?
М. МИРОНОВА: Он, конечно, был лидером безусловным. Отнять у него лидерства никогда, кроме Марка Анатольевича, не мог отнять никто. Как только Маар Анатольевич выходил, другого лидера существовать не могло. Но у него было потрясающее отношение к женскому полу, что я никогда не забуду, у меня было с ним несколько съёмочных дней. Может быть, в театре это выражалось меньше, потому что он хватался за свою роль, шёл с флагом вперёд. А на съёмочной площадке, я никогда не забуду, когда у меня был один из первых фильмов, такой телевизионный фильм для Первого канала, это был «Ледниковый период». И Александр Гаврилович Абдулов абсолютно разворачивал всю съёмочную площадку на меня. Мне было даже как-то странно, что он так уступает, пропускает вперёд, что очень редкостное качество. Потому что, как правило, у актёров, даже не важно, какой пол, существует конкуренция между собой.
А у него вот это было какое-то такое… раз, и он так красиво уступил. Я это запомнила на долгие годы.
К. ЛАРИНА: Борис Михайлович, а Вам насколько был близок Александр Абдулов, как личность, как человек? Мне кажется, что вы такие разные люди!
Б. ПОЮРОВСКИЙ: Вы совершенно правы. Я знал его как человека очень немного. Но эта книга во многом родилась, если можно так сказать, благодаря самому Абдулову. Дело в том, что когда в 1992 году ушла из жизни Татьяна Ивановна Пельцер, телевидение предложила мне сделать о ней фильм. Надо было сделать его немедленно, то ли к девятому, то ли к сороковому дню, что было практически нереально, потому что она ушла из жизни в разгар лета, когда никого нет, нет театра, нет её товарищей. Но мы это сделали. Мы ездили в санаторий в Подмосковье, снимали там Марка Анатольевича, ехали в «Сосны», снимали Валентина Плучека. Но те, кто помоложе, мы снимали в самом театре Ленинского комсомола, с разрешения дирекции в кабинете у Марка Анатольевича.
И когда мы снимали Лену Шанину, она была последней, появился в комнате какой-то непонятный, огромный человек, плохо одетый, заросший, производивший очень странное впечатление. И это оказался, как выяснилось, Саша Абдулов. И конечно, нам было тогда очень странно. Я спросил у него: «Вы к кому пришли? Кто Вам нужен?» Он говорит: «Так я Абдулов». Я очень удивился. Конечно, мы с удовольствием его сняли, но попросили его привести себя в порядок, чтобы он переоделся. Через 15 минут он пришёл и снялся. И потом, когда фильм прошёл в эфир, он стал меня просить, чтобы я сделал ещё книжку о Татьяне Ивановне Пельцер, поскольку о ней и книги никакой не было.
Это длинная история. Он предлагал мне какие-то баснословные гонорары, которые он хотел сам платить. Но я не мог сделать эту книгу, хотя архив случайно оказался у меня. Книжки о Татьяне Ивановне так и не вышло. Но когда его не стало… С одной стороны театр проявил инициативу, с другой стороны издательство предложило мне. И мы довольно быстро, за 10 месяцев, согласитесь, сделать любую книгу трудно. Тем более, в том виде. В каком она появилась, замечательным художником…
К. ЛАРИНА: Отличная книжка.
Б. ПОЮРОВСКИЙ: Это подарочное издание. Мне кажется, что она достойна его памяти, и достойна театра, который принял в этом самое активное участие. Они очень хотели, чтобы эта книга вышла.
К. ЛАРИНА: Эту книгу сегодня наши слушатели получат в подарок, как и ещё одну книгу издательства АСТ «Пресс-книга» «Ростислав Плятт без эпилога». Эти две книги мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Вопросы я придумала по творчеству А.Г. Абдулова, и после Новостей я задам их нашим слушателям. И мы продолжим наш разговор в студии.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Напомню, что сегодня мы представляем книгу «Александр Абдулов глазами друзей», вышедшую в издательстве АСТ «Пресс-книга». Составитель этой книги Борис Михайлович Поюровский в нашей студии. И участники этой книги актриса Мария Миронова и художественный руководитель театра «Ленком» Марк Анатольевич Захаров. Я сейчас задам вопросы нашим слушателям, у вас будет время подумать, а через некоторое время по телефону прямого эфира вы на эти вопросы ответите.
Известно, что А. Абдулов очень любил «Бременских музыкантов». Он снял фильм по этой сказке «Бременские музыканты и Ко». Поставил спектакль, а какую роль в спектакле «Бременские музыканты» театра Ленинского комсомола он сыграл в начале своей карьеры? Второй вопрос. На него легко будет ответить, тем более, что Марк Анатольевич уже упоминал этот спектакль, по какому литературному произведению создан спектакль «Варвар и еретик», где главную мужскую роль сыграл Александр Абдулов. И назовите героя этого произведения.
Следующий вопрос. В каком фильме герой Олега Янковского вызывал героя Александра Абдулова на дуэль. Назовите этот фильм. Следующий вопрос. Назовите фильм, в котором Абдулов сыграл не только главную роль, но и написал сценарий к этому фильму. Как зовут героя А. Абдулова в фильме «Убить дракона»? Вопрос очень лёгкий. Вот ещё про одну роль мне хотелось бы спросить. Здесь вспоминал Марк Анатольевич про роль Сиплого в «Оптимистической трагедии», похожая роль, хотя там, по-моему, текста вообще не было, я вообще удивляюсь, почему он согласился эту роль сыграть. Но там очень запоминающееся лицо. Это фильм «Место встречи изменить нельзя». Как звали персонажа, которого сыграл Александр Абдулов? Может быть, кто-нибудь вспомнит. Телефон прямого эфира 363-36-59. И смс - +7-985-970-45-45.
Если у вас будут вопросы к нашим гостям, я готова их передать, и они ответят на эти вопросы. О работе Александра Абдулова в театре давайте подробнее поговорим. Когда я писала об этом актёре, признавалась, что мне очень повезло, потому что я видела все театральные работы Александра Абдулова в театре сначала Ленинского комсомола, а потом в Ленкоме. Включая «Бременских музыкантов», о которых я спросила. И мне очень интересно, Марк Анатольевич, а Вы бы что выделили, как этапная работа для Александра Абдулова, когда он Вас удивлял?
М. ЗАХАРОВ: Наверное, началось с Сиплого, а потом было сплошное удивление. Я хочу немножко сказать. Мне пришла вдруг неожиданно, а это очень редко бывает, умная мысль в голову. В связи с тем, что программа у вас идёт под стратегическим называнием «Книжное казино», однажды он влетел в кабинет совершенно растерянный Караченцов, и сказал: «Марк Анатольевич, я очень много покупаю книг, у меня всё заставлено книгами. И я понял, что я их никогда не прочту». Я задумался, пришёл к себе домой, стал смотреть на некоторые свои книги, и понял, что я их тоже не прочту.
И потом я вспомнил анекдот про то, как жена спросила мужа, куда делась энциклопедия? Он сказал, что отдал другу почитать. Я считаю, что если в доме есть достаток, и есть возможность, то есть такие книги, которые не обязательно сразу читать. Должен быть Пушкин. Это не значит, что я каждый день что-то прочитываю, чего я не читал. Или Библия стоит. Я не могу сказать, что я её читаю каждый день. Но есть книги, которые согревают и украшают дом. Если ты интересуешься театром, кинематографом, ты там работаешь или просто считаешь себя настоящим ценителем и любителем, то эта книга, которую организовал для печати Борис Михайлович Поюровский, она должна просто стоять в доме. Не обязательно её сразу всю прочесть, как некий бестселлер нашей писательской дамы. Все говорят, что надо. А вот это не обязательно сразу читать. Она просто должна быть. Вот это умная мысль единственная.
К. ЛАРИНА: Мне кажется, что у Александра Абдулова был хороший вкус, если говорить о его литературных пристрастиях. Потому что, по сути, последняя моя личная встреча с Александром Абдуловым здесь, в студии «Эха Москвы» была перед премьерой фильма «Весёлые похороны или ниоткуда с любовью» по повести Людмилы Уличкой. Они пришли сюда с режиссёром фильма Владимиром Фокиным. Хотели поговорить мы об этой работе в прямом эфире. Но весть принесла нам печальную, умер в этот день Борис Николаевич Ельцин, когда они пришли в гости. И мы понимали прекрасно, что передачу про такой фильм, с таким названием, выпускать в этот день в эфир невозможно. Мы записали это, в прямой эфир не вышли, поговорили об этой работе.
Я сказала, что через неделю будет передача. Проходит неделя, как раз 27 марта, умирает Мстислав Ростропович. И опять эта программа у нас переносится на следующую неделю. Вот какие-то мистические совпадения, хотя про них и не принято говорить, но они всё равно присутствуют. Я не знаю, видели ли вы эту работу?
М. ЗАХАРОВ: Нет, не видел.
М. МИРОНОВА: И я тоже, к сожалению, не видела. Потому что какая-то она… В последнем фильме есть какая-то мистика. Настолько Александр Гаврилович, какой-то молодой остался в памяти и сердце. Я была за границей, когда это случилось. И у меня был первый порыв – прилететь. Но в какой-то момент я поняла, что у меня семья, это было сложно очень сделать, не укладывалось в голове первые месяцев 5-6, когда я приходила играть спектакль, что Александра Гавриловича нет, в это невозможно было совершенно никак поверить. Поэтому, конечно, не то, чтобы насчёт этого фильма… Как-то хочется, чтобы он остался.
К. ЛАРИНА: Кстати, там замечательный он. Этот фильм кончается трагически, уходит из жизни главный герой. Но он сам режиссирует свои похороны, почему называется «Весёлые похороны»? Потому что собираются друзья для того, чтобы его помянуть. И он оставил плёнку магнитофонную со своим голосом, где он обращался к каждому. И в этом столько жизни, что это и приводит в трепет человека, который это кино смотрит.
М. ЗАХАРОВ: Я вспомнил! Я это видел. Я это не стал смотреть, потому что я вспомнил Ахматову, которая, обращаясь к молодым поэтам, говорила, что не надо распространяться много о своей смерти, писать. Можно заиграться и её приблизить. Вот так, как было это сделано в этом фильме, это был какой-то момент шока. Я думаю, что это была ошибка Александра Гавриловича, которые он иногда совершал в силу своего огромного таланта.
К. ЛАРИНА: Но он ещё по своей природе был настоящий артист. Если вспомнить год его ухода, год его болезни, то, что он сделал публичным свою болезнь, тогда же многие об этом говорили, надо ли об этом говорить? Мне кажется, что это было правильное решение, потому что какое количество людей его тогда поддерживало! И как мужественно он переносил этот страшный период своего ухода из жизни. Я хотела про работы поговорить. Мария, а Вы когда впервые его увидели на сцене? Наверное, ещё до прихода в театр? Вы же московский человек, наверное, в театре видели раньше, в детстве?
М. МИРОНОВА: Я хочу сказать о том, что у него было уникальное качество. На наши дни уникальное. Он был потрясающим, несмотря на всю свою, как казалось бы, порывистость, темперамент, может быть даже легкомысленность, видимость этого, он был потрясающе преданным внутри человеком. Прежде всего – преданным театру. И в каждом своём интервью у него скользило, ведь это же нельзя показать, это если есть, то оно есть. И это невозможно наиграть. И в каждом своём интервью, и вообще, как он относился к Марку Анатольевичу и к театру «Ленком». Он называл это семья, что это его дом, его семья. И поэтому театр для него был всем. Но для меня, безусловно, поскольку с детства это всё, он состоялся… Медведь, фильм «Обыкновенное чудо». А потом уже, конечно, и «Варвар и еретик», где я присутствовала рядом с ним. И «Плач палача». И каждый спектакль я никогда не забуду.
Когда он приходил, более живого и активного человека даже за кулисами, при всей своей нагрузки на сцене, он ни одной секунды существования на сцене, не то что не халтурил, он делал максимум того, что он может делать. Хотя он говорил: «Ой, как не хочется…» Но это были только слова, потому что как только он выходил на сцену, он был каждую секунду здесь и сейчас. И та активность, которая от него шла за кулисами, казалось бы, при том, что он был абсолютно сконцентрирован, и эта комната для переодевания, в которую он заходил, она всё время зажигалась, когда входил Абдулов, потому что он всё время вносил какие-то истории, байки, анекдоты.
Я всё время смотрела на него и думала, когда ещё юная была совсем: «Как же, вот говорят, что большие актёры, а для меня это был огромный актёр, они собираются, концентрируются. Как же он успевает и огромное количество энергии отдать в комнате переодевания, и у него остаётся ещё гораздо больше на сцену». От него шла безумная энергетика. Этот темп жизни шёл, он всё время куда-то перелетал, после спектакля у него шла такая активная жизнь! Ощущение было, что она идёт 24 часа, что она не останавливается, что он вообще не отдыхает.
К. ЛАРИНА: Марк Анатольевич, а Вы пытались каким-то образом его остановить?
М. ЗАХАРОВ: Да, Вы знаете, в первый период, когда немножечко зашкаливала энергия, немножко выходила за пределы административных норм, точного прихода на репетицию, на спектакль, я какие-то психоневрологические сеансы проводил с ним. Не знаю, может быть что-то удалось сделать, может не удалось. Но он как-то очень быстро… Вот я говорил – известность, популярность, всеобщая любовь. Он очень быстро перешёл в разряд надёжности. Он был надёжный человек, друг, товарищ, созидатель «Ленкома», когда не надо было ни о чём думать, наоборот, если что-то было в театре не так, он осторожно подходил, и говорил, что вот ему кажется, вот здесь надо подтянуть гайки, вот здесь надо что-то изменить и сделать. Так что он очень быстро прошёл такую бурную, бесшабашную молодость, когда он играл ещё в массовках и эпизодах, и перешёл в разряд ведущего артиста по всем статьям.
К. ЛАРИНА: Борис Михайлович, а как бы Вы оценили его актёрскую суть?
Б. ПОЮРОВСКИЙ: Я думаю, что он, как и многие актёры, которые уходят досрочно, многого не успел. Потому что мы с вами сегодня вспоминали многих актёров, а разве Даль или Андрей Миронов успели сделать то, что им отпущено от Бога? Конечно нет. Но с другой стороны, он же снялся почти в ста фильмах. Он довольно много играл в театре, занимался продюсированием, он мечтал сделать фильм «Гиперболоид инженера Гарина».
К. ЛАРИНА: А кто-нибудь продолжает эту работу?
Б. ПОЮРОВСКИЙ: По-моему нет. По-моему, это дело заглохло, может быть по экономическим причинам, может по каким-то другим. Мне кажется, что он был человеком фонтанирующим. Причём, актёры, которых я назвал, их объединяет только то, что они рано ушли, что они были очень талантливы. Потому что Андрей Миронов тоже человек неслыханной энергии. Когда мы делали такую же книгу о нём, с воспоминаниями его друзей, то мы столкнулись с тем же, что было у Абдулова. Это люди, ушедшие, не допев свою песню, на взлёте, рано. Хотя Саша был на 10 лет старше Андрея, но он мог ещё очень многое успеть. Ему было отпущено очень много. И конечно, очень жаль, что он ушёл, потому что я думаю, что сейчас бы мог начаться другой период.
Он мог сыграть короля Лира, какие-то другие роли, которых он тогда, естественно, играть не мог. Вот Марк Анатольевич сослался на Сиплого. Действительно, был удивительный спектакль, недооценённый не только театроведением, но, по-моему, недооценённый в самом театре «Ленком». Это был выдающийся спектакль Марка Анатольевича. Если бы вы сейчас восстановили, то только вот эта одна сцена, когда они шли друг против друга, компания вожака и компания комиссара, и пели одну и ту же песню, держа друг против друга ружья, это та самая ситуация, в которой мы сегодня оказались. Захаров просчитал её на 30 лет раньше, чем мы в неё попали. Это был тогда исторический сюжет, а сегодня современный. Все клянутся, говорят о благе народа, страны, о патриотизме, а делают Бог знает что. Тоже самое было открыто в этом поединке.
И конечно, его Сиплый – замечательная роль. Но когда он впервые появился, когда он сыграл лейтенанта Плужникова в «В списках не значился» Бориса Васильева, это был очень знаковый спектакль, и для него, и для Захарова, и для театра. Это тоже была какая-то другая планета. Будем благодарны ему за то, что он успел сделать, и будем всегда сожалеть о том, что многого он не успел сделать.
М. ЗАХАРОВ: Вы знаете, есть особенность у большого артиста, я это точно замечал за Абдуловым, когда он участвовал в спектакле «Диктатура совести». Там был монолог Верховенского. Это такая квинтесенция из «Бесов» Достоевского. У него чернело лицо, он видоизменился, у него другого цвета становились глаза. Может, я немножко фантазирую, но очень немножко. Он преображался. Мускулатура лица становилась другая. У больших артистов это случается. Я видел это у Папанова первый раз в жизни. И вот видел это у Абдулова. Он сумел, он умел управлять не только своей нервной энергией, но и психической. Он затрагивал какие-то сферы очень сложного подсознания, и умело каким-то гипнотическим образом это транслировал в зрительный зал.
К. ЛАРИНА: Я очень любила, кстати, его спектакли, где с Марией Андреевной они играли. «Плач палача». Первый раз сыграли, когда у него был юбилей, 50 лет. Это было к его юбилею. Он там совершенно поразительный. Открытый. Я очень люблю такие проявления актёрские, открытого темперамента. И ещё хочется отметить, вспомнить работу его, наверное, последнюю в театре. Это «Затмение», «Пролетая над гнездом кукушки».
М. ЗАХАРОВ: Нет, он успел ещё сыграть Кочкарёва.
К. ЛАРИНА: Это он успел сыграть на гастролях. Кто-то счастливый его увидел. Давайте примем звонки, раз я обещала, надо это сделать. Внимание! 363-36-59. Вопросы напоминать не буду, если что забудете – напомню. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Имя героя – Ланцелот.
К. ЛАРИНА: Всё очень просто. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Сергей.
К. ЛАРИНА: А у Вас есть любимая роль Александра Абдулова?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Пожалуй нет. Пожалуй, они все для меня интересны.
К. ЛАРИНА: Спасибо и за этот ответ. Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Третий вопрос – «Храни меня мой талисман».
К. ЛАРИНА: Там, где играли Янковский с Абдуловым. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Лариса.
К. ЛАРИНА: А у Вас есть любимая работа Александра Абдулова?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Ну, наверное, из театральных… Нет любимой.
К. ЛАРИНА: Хорошо. Спасибо Вам большое. Алло! Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Сергей, Саратов. Третий вопрос, где герой Янковского вызывает Абдулова на дуэль – это «Обыкновенное чудо».
К. ЛАРИНА: Ответ неверный. Тем более, что мы уже дали верный ответ – это фильм «Храни меня мой талисман». Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Достоевский, «Игрок», Абдулов там играет Алексея Ивановича.
К. ЛАРИНА: Совершенно верно. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Денис, я из Люберец.
К. ЛАРИНА: Спасибо Вам, Денис, за ответ. Марк Анатольевич, а почему Вы не оставили этот спектакль в репертуаре? Невозможно было?
М. ЗАХАРОВ: Невозможно было. Слишком много особенностей биологических было внесено в этот спектакль самим Александром Гавриловичем. Надо сказать, что он был с очень недюжинным режиссёрским талантом. Режиссёрский талант. Я не испытывал никогда никакой ревности, иногда некоторые предложения я не принимал, отмахивался, но некоторые вещи… Безусловно, он был тем актёром, который умел сам себе выстроить роль. И я в конце говорил: «Саша, Вы сейчас дошли до такой кондиции, давайте поговорим, потому что если перед Вами поставить хлопушку перед носом, хлопнуть, «Внимание, мотор, начали», и Вы будете играть, что захотите. И это войдёт в основном монтаж у режиссёра».
К. ЛАРИНА: Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Я бы хотела сказать о «Место встречи изменить нельзя». Лошак в банде.
К. ЛАРИНА: Нет, там у него другая кличка была. Не помните?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Кличку не помню. Помню, что…
К. ЛАРИНА: Нет, есть кличка замечательная, связанная с его внешним образом. Алло! Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Добрый день. Я хочу ответить на вопрос. Только номера я не помню.
К. ЛАРИНА: А неважно.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Про «Место встречи изменить нельзя». Абдулов сыграл водителя «Чёрной кошки».
К. ЛАРИНА: А как его кличка была, не помните?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Ой… Так… Вот сейчас не могу точно сказать. Нет, не помню. Но помню, что он сыграл водителя.
К. ЛАРИНА: Это всё правильно. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Елена.
К. ЛАРИНА: Спасибо Вам большое. Записали ответ. А кто-нибудь помнит, как звали героя? Мария.
М. МИРОНОВА: Я могу сказать по этому поводу одну вещь. Я очень много раз думала в связи с Александром Гавриловичем. Есть такие большие актёры, как он, которые играют огромное количество небольших ролей. И у него была такая способность. Ты сыграл маленькую роль, тебя могут и не заметить. Если ты сыграл главную роль, безусловно, тебя заметят, хорошо ты сыграл или плохо. А у Александра Гавриловича была способность, что он самую крошечную роль, в которой нет никакой нагрузки, ни психологической, ни моральной. Он её делал такой, что из фильма запоминался он. Это какое-то невероятное, редкостное качество. Я вспоминаю «Формулу любви», это не главная роль, но она настолько яркая и запоминающаяся! И в очень многих фильмах он не гнушался маленьких ролей.
К. ЛАРИНА: Но здесь получился такой эпизод, чуть ли не окружение в этой банде у Горбатого, которого сыграл Армен Джигарханьян. Я это восприняла, как хулиганство большого артиста Александра Абдулова. Короче говоря – звали его героя Жжёный. Я на всю жизнь запомнила. И эта жжёность проявилось и в гриме. Давайте вопрос, на который мы ещё не получили ответа. Фильм, в котором он сыграл не только главную роль, но и написал сценарий, давайте на смс, поскольку время истекает, +7-985-970-45-45.
Мне остаётся только поблагодарить моих сегодняшних гостей. Спасибо огромное, что нашли время и пришли в студию. Марк Захаров, Мария Миронова и Борис Поюровский. Книга называется «Александр Абдулов глазами друзей», вышла в издательстве АСТ «Пресс-книга», в продаже есть. Кому не повезло сегодня выиграть, тот может её купить. Спасибо.