Купить мерч «Эха»:

Книги актерских судеб - Лев Дуров, Виктор Ерофеев, Валерий Краснопольский - Книжное казино - 2008-12-21

21.12.2008
Книги актерских судеб - Лев Дуров, Виктор Ерофеев, Валерий Краснопольский - Книжное казино - 2008-12-21 Скачать

К. ЛАРИНА: Начинаем «Книжное казино». Что там упало? У нас упала книжка. «Артиллерия бьёт по своим» - название. Итак, «Зебра – Е» у нас в гостях, которое сегодня представляют президент и писатель Виктор Ерофеев.

В. ЕРОФЕЕВ: Я вас приветствую.

К. ЛАРИНА: Валерий Краснопольский – поэт и редактор. И замечательный актёр, режиссёр, ну и писатель, скажем прямо.

В. ЕРОФЕЕВ: Наш автор.

К. ЛАРИНА: Лев Константинович Дуров.

Л. ДУРОВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: А что это за отдельные книжки?

Л. ДУРОВ: Это Рита Таливердиева написала.

К. ЛАРИНА: Любимая книжка.

Л. ДУРОВ: Это я прочёл некие два романа, они замечательные.

К. ЛАРИНА: Правда?

Л. ДУРОВ: Да, вот буду рекомендовать читателям пойти в магазин, купить эти книги и прочитать. Таливердиева.

К. ЛАРИНА: Рита Таливердиева.

Л. ДУРОВ: Не Маргарита, а Рита.

К. ЛАРИНА: Эти две книжки отличаются сильно от тех книг, которые лежат на нашем игровом столе. У нас серия одна доминирует – «Актёрская книга». И актёрских книг понаписано, прямо скажем, много.

В. ЕРОФЕЕВ: Да. Уже немало.

К. ЛАРИНА: Но они не так пишут, как Дуров.

В. ЕРОФЕЕВ: У нас уже вышло 40 книг.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Мы уже начали иностранцев приглашать.

М. ПЕШКОВА: Если учесть, что это всего за три года создано.

К. ЛАРИНА: Конечно же, есть Дуров, есть Казаков, Марк Захаров.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: С Казакова началась серия.

Л. ДУРОВ: Там и Ульянов.

К. ЛАРИНА: Лев Константинович, у Вас сколько книг вышло?

Л. ДУРОВ: Три.

К. ЛАРИНА: А маленькая такая книжка, симпатичная, «Байки из закулисья»…

Л. ДУРОВ: Это уже четвёртая.

К. ЛАРИНА: Она такая путёвая серия, её легко брать с собой в карман.

Л. ДУРОВ: В метро.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: И в самолёт тоже можно взять.

В. ЕРОФЕЕВ: Со Львом Константиновичем не надо расставаться, там байки на все случаи.

Л. ДУРОВ: Шутники вы…

К. ЛАРИНА: Ну, Лев Константинович талантливый рассказчик, было понятно, что он когда-нибудь напишет книгу. Как Евгений Весник. Я больше и не назову таких талантливых людей, рассказчиков.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Это самая наша новая книга.

В. ЕРОФЕЕВ: Самый пишущий Золотухин, он написал 150 тетрадей-дневников.

К. ЛАРИНА: Так он же это писал всю жизнь, как дневники, а теперь их издаёт кусками, тематические страницы.

В. ЕРОФЕЕВ: Надо сказать, что у нас в стране эпидемия – все стали писать книги. Я считаю, что это положительная эпидемия. Это не корь, это не грипп.

К. ЛАРИНА: Ну ладно! Вы же тоже не всех выбираете, кто пишет. Вы же достаточно избирательны. Пишут все практически. Открой Живой Журнал, и посмотри, как все пишут.

Л. ДУРОВ: Помните, на Павла Нилина была такая эпиграмма: «Он вспоминать не устаёт, и всё, что помнит – издаёт. И это всё читать должны России верные сыны».

К. ЛАРИНА: В принципе, это много ко многим отнести. Вы уже всё вспомнили, Лев Константинович?

Л. ДУРОВ: В смысле?

К. ЛАРИНА: Всё, что написали?

Л. ДУРОВ: Да конечно! Я не собирался писать. Это было тоже под насилием. Вот, ты трепешься хорошо, напиши…

К. ЛАРИНА: Первая, по-моему, «Грешные записки» была книжка.

Л. ДУРОВ: Да. И вот они заставили, сели на меня верхом, я взял и записал. Какое там писательство! Обыкновенная графомания, Господи…

В. ЕРОФЕЕВ: Но обыкновенная графомания – это тоже писательство. В этом нет ничего плохого. Ещё раз возвращаюсь к вопросу о том, что все пишут. Я думаю, что это честь делает именно книге, потому, что и телеведущие, и политики и т.д. думают, что всё-таки, бессмертие приходит с книжкой.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Особенно для актёров.

В. ЕРОФЕЕВ: Сесть в комнате, написать об этом… Любая жизнь в России любого человека – это уже готовая книга. Просто готовая. Даже те, кто не родились, тоже могли бы написать книгу, почему не родились, что случилось, импотенция, пьянство, выкидыш и т.д.

К. ЛАРИНА: Монолог не родившегося…

В. ЕРОФЕЕВ: Нежелание родиться, кризис какой-то их нагнал…

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Перестройка…

В. ЕРОФЕЕВ: А тем более для талантливого человека жизнь в России, какая бы ни была: смешная жизнь, нелепая, трагическая, всегда полно всяких приключений. Вот анекдоты рождаются у нас, огромное количество, потому, что вся наша жизнь – это сплошной анекдот.

К. ЛАРИНА: Актёрская книга родилась из какого-то конкретного автора?

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Дело в том, что довольно интересная была ситуация. Я работал в АиФе, мы задумали там делать актёрскую серию. И вот вышла книжка Митяева. И так случилось, что мы пересеклись…

К. ЛАРИНА: Олег Митяев?

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: …со Смолиным.

К. ЛАРИНА: Но он же, всё-таки, не артист.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: А это никакого отношения к актерство. Это была Золотая серия АиФа, в АиФе вышла эта книга, но начались тяжёлые времена, они, всё-таки, газета. И для них нужны тиражи, как минимум, десятки тысяч. У них такое мышление. И даже несмотря на то, что большой тираж у газеты, заявки на книги были маленькие. На Митяева пришло что-то около 500 книг по стране. И АиФ отказался от этого. На моё счастье, я встретил директора издательства «Зебра» Игоря Смолина, я ему благодарен, и он сказал: «Давай, в нашем издательстве будем делать актёрскую серию».

В. ЕРОФЕЕВ: Надо сказать, что Игорь – прирождённый издатель. Человек, у которого есть интуиция. Мы вчера говорили по телефону, я ему сказал: «Вот всё-таки, Вы нашли назначение своей жизни». Про смысл жизни трудно сказать, а вот чтобы найти назначение и состояться – это очень важно. Игорь – прирождённый издатель. Поэтому наше издательство не случайное. Мы сейчас делаем почти 300 книг в год, 300 наименований.

М. ПЕШКОВА: Это почти каждый день по книжке.

В. ЕРОФЕЕВ: А начинали, Майечка, с нуля.

К. ЛАРИНА: Ну, не ноль. Там был Ерофеев, Сорокин.

В. ЕРОФЕЕВ: Но надо сказать, что издательство началось с двух моих книжек. Это было «Мужчины» и антология «Русские цветы зла», с этого запустилось издательство. Оно тогда ещё иначе называлось, «Зебра – Е» - это уже издательство, которое пришло на смену тому издательству. «Зебра – Е» у нас существует пять лет. Мы очень гордимся тем, прямо могу сказать, что мы барахла не выпускаем, мы делаем хорошие книги. И вот эта серия у нас очень заработала. Конечно, благодаря таким людям или такому человеку, как Лев Константинович.

Л. ДУРОВ: Да ладно!

В. ЕРОФЕЕВ: Мы очень счастливы, что у нас сегодня на передаче Лев Дуров с нами, потому, что он великий, замечательный актёр.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Мы ездили с ним в Сибирь, были в Тюменском крае, пролетели на вертолёте в место, которое никто не знает, Пунга, где полторы тысячи людей, отрезанных от мира, хранят наш газ, т.е. не дай Бог там рванёт, полстраны будет…

Л. ДУРОВ: Там маленький посёлок.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Вы бы видели, с какой любовью, бросая смены, бежали, чтобы подписать книжку.

В. ЕРОФЕЕВ: И полторы тысячи было распродано.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Все абсолютно.

В. ЕРОФЕЕВ: Каждый купил по книжке.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Было обидно страшно, что книжек не хватило. Наше издательство ещё и таким образом пытается с людьми работать. Мы летаем, встречаемся.

К. ЛАРИНА: Молодцы, чтобы книжки дошли.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Там вертолёт летает раз в месяц, когда нет тумана. А туман у нас всегда.

К. ЛАРИНА: У нас сейчас Новости, после них мы зададим вопросы нашим слушателям и будем разыгрывать книжки. И ещё поговорим подробнее, чем актёрская книга отличается от книги обычного, здорового, нормального писателя.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Мы возвращаемся в программу «Книжное казино». Сегодня у нас в гостях издательство «Зебра – Е», Лев Константинович Дуров, народный артист СССР с книгой "Байки закулисья", Виктор Ерофеев, писатель, президент издательства "Зебра - Е", Валерий Краснопольский, редактор серии "Актерская книга". Представляем мы серию «Актёрская книга». И сейчас Виктор Ерофеев торжественно прочитает вам список вопросов.

В. ЕРОФЕЕВ: Ну, не обязательно торжественно. По-крайней мере, постараюсь с выражением. Лучше бы, конечно, Дурова попросить, он бы лучше прочитал. Но я постараюсь. Булгаков спросил Маяковского, какую научную фамилию дать его герою профессору? Что ответил Маяковский?

К. ЛАРИНА: То есть, какую фамилию он предложил.

В. ЕРОФЕЕВ: Да. Какую предложил для профессора, который в конце-концов стал Персиковым?

К. ЛАРИНА: Это «Роковые яйца».

В. ЕРОФЕЕВ: Нет, это «Собачье сердца».

К. ЛАРИНА: Нет, «Собачье сердце» - это Преображенский.

В. ЕРОФЕЕВ: Да, тогда это «Роковые яйца», всё правильно. Читаем дальше. Набоков. На каком языке он написал роман «Лолита»? Какое вино любил пить Джеймс Джойс, белое или красное? Какова была кличка Пушкина в лицее? А теперь про Дурова.

К. ЛАРИНА: А про Дурова мы так спросим – что и кто объединяет Сганареля и Лепорелло? Что объединяет и кто объединяет. Это не у Вас только мы спрашиваем, Лев Константинович, а у слушателей.

В. ЕРОФЕЕВ: Пошли дальше. Кто был издателем романа «Доктор Живаго» за границей? Имеется в виду первый издатель. Кто первым издал роман за границей. И последний наш вопрос, самый воинственный - с кем на дуэли стрелялся Николай Гумилёв.

К. ЛАРИНА: Всё. Наверное, где-то минут через 10 включим телефон 363-36-59. Про актёров. Как говорится в одном фильме: «А люди ли они вообще?» Чем отличается актёр от писателя, Лев Константинович?

Л. ДУРОВ: Актёры – лицедеи, а писатели…

К. ЛАРИНА: Созерцатели.

Л. ДУРОВ: Художники и философы.

В. ЕРОФЕЕВ: Мандельштам говорил о том, что нет более противоположных профессий, чем актёр и писатель. Это его мнение. Так что нет более противоположного. Говорил так, что актёр – это тот сосуд, который наполняется ролью, содержанием во время работы, а писатель – он всегда наполнен.

К. ЛАРИНА: Тут, конечно, можно поспорить, потому, что люди, которые у нас представлены здесь, все эти фамилии, включая Чарли Чаплина и Данелия, и Абдулова, и Дурова, естественно, и Весника, и Казакова. Кто тут ещё у нас есть? Юрий Никулин, Андрей Мягков…

Л. ДУРОВ: Ульянов.

К. ЛАРИНА: Ульянов. Филатов. Это больше, чем актёры. Согласитесь.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Дело даже не в этом.

К. ЛАРИНА: Они не являются в чистом виде исполнителями.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Писатель воплощается в своих героев так же, как и актёр всегда воплощает некое действо. И в этом плане они совершенно одинаковы. Другое дело, что писатель ещё создаёт эту ткань, а актёр её как бы играет. Но когда я встречаюсь с такими людьми, как Валентин Гафт, который сейчас пишет пьесу и уже ставит её.

К. ЛАРИНА: Уже ставит. Виктюк ставит эту пьесу в театре «Современник». Мы всё знаем!

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Конечно, актёр прежде всего актёр.

К. ЛАРИНА: Расскажите про своих друзей. Я смотрела Вашу книжку, там масса посвящений актёрам. Можно что-то сказать про эту профессию и про носителей этой профессии? Чем отличаются актёры от всех нормальных людей?

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Мне очень повезло, я выступал в течении 10 лет со всеми знаменитыми актёрами в одной связке. Ездил по стране, я их видел в разных моментах. Замечательный человек был Виталий Соломин, очень интересный как актёр и как человек, с которым можно было пойти в разведку. С Гафтом мы поехали первый раз выступать и вдруг выяснилось, что он пишет стихи. Я был в шоке, потому, что я знал, что он пишет эпиграммы, очень злые, не всегда справедливые.

К. ЛАРИНА: Кстати, он книжку выпускал своих стихов.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Это я ему и выпустил. Я работал тогда в «Союз-театре» и сказал ему: «Давай сделаем книгу стихов». Он спросил: «Кому стихи нужны? Зачем?» Мы выпустили книжку в 100 тысяч, она разошлась в секунду. Причём, никто не дал ни копейки на это, она сама себя окупила. Люди поняли, что Гафт пишет стихи. Очень ранимые, лирические. Вот вам обратная сторона актёра. Никто не знал, что он пишет стихи, где он просто обнажён. Другое дело, что вдруг выяснилось, что Мягков пишет детектив.

К. ЛАРИНА: Просто художественная проза. Можно назвать ещё тех, кого здесь нет.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Филатов изначально писал.

К. ЛАРИНА: А Владимир Рецептер – замечательный писатель и поэт. Я помню, когда в пору его активной актёрской деятельности, когда он был ведущим актёром БДТ, он писал замечательные стихи, посвящённые ролям, которые он в это время репетировал, гамлетовский цикл у него интересный. Я не беру уже Владимира Высоцкого.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Ещё такой актёр, как Рогволд Суховерко. Гафт позвонил мне и сказал, что он написал потрясающую книгу о театре. Мы её взяли, прочитали и были удивлены. С восторгом Гафт написал послесловие, вышла книжка.

В. ЕРОФЕЕВ: Короче говоря, всеми этими ответами мы посрамили Мандельштама. Поставили его на место. Пусть он знает, что разница, конечно, небольшая. Мне кажется, что Валерий очень хорошо сказал о воплощении и перевоплощении.

К. ЛАРИНА: А у тебя есть друзья-актёры близкие?

В. ЕРОФЕЕВ: У меня на программу все те актёры, которые приходят, все мои друзья.

К. ЛАРИНА: Я знаю, Игорь Костолевский, можно назвать его твоим товарищем.

В. ЕРОФЕЕВ: Он играл в фильме «Русская красавица». Максим Суханов приходил на передачу. Замечательно, интересно, красиво мыслит.

К. ЛАРИНА: Отдельные существования?

В. ЕРОФЕЕВ: Демидова просто умница. Просто умница! И конечно, замечательное, светлое мышление. Когда что-то не нравится на той же программе «Апокриф», она тут же, моментально, реактивно отвечает, т.е. это помимо умения сыграть в индивидуальный пинг-понг. И потом, всё-таки, давайте подумаем о том, что в «Метрополе» первый раз напечатался Высоцкий. Как поэт он в нашем подпольном альманахе…

К. ЛАРИНА: Как публикуемый поэт.

В. ЕРОФЕЕВ: В этом году 30 лет, как был напечатан Высоцкий. И поразительно, я думаю, вы согласитесь, что это не просто слова положены на музыку, это настоящая поэзия.

К. ЛАРИНА: Сейчас мы кого-нибудь забудем и люди обидятся. А Вениамин Борисович Смехов! Какой замечательный писатель, а?

В. ЕРОФЕЕВ: Вот, тоже, кстати говоря, Веня, который приходит на программу. На программе сразу всё видно, всё, кто что может сказать. Кстати, Льва Дурова тоже мы приглашали на «Апокриф», надо придти и поговорить о новой книжке.

К. ЛАРИНА: Лев Константинович, мироощущение актёра отличается от мироощущения других людей? Взгляд на мир другой?

Л. ДУРОВ: Конечно. Мы же невольно препарируемся. Вот Вы спрашиваете, сколько у меня друзей. Дружба – это же не обязательно ежедневные свидания. Это просто одна кровь.

К. ЛАРИНА: Да.

Л. ДУРОВ: У Ерофеева кто-то побывает однажды, и они уже друзья, хотя потом они могут не встречаться два года.

В. ЕРОФЕЕВ: Это правда. Совершенно верно.

Л. ДУРОВ: Так что это такая довольно сложная штука. Ну а актёры вообще, они же сумасшедшие, они отличаются от всех. Иногда приходят к тебе на спектакль, когда сложный, эмоциональный спектакль, потом приглашаешь в гости. Потом приходят и на тебя смотрят, как на нечто. Ты не понимаешь, почему. Они говорят: «Мы думали, что ты после этого спектакля будешь трое суток лежать, а ты сидишь, выпиваешь, валяешь дурака». Ну как… Сумасшедшие. Мы же пропускаем через себя, простите за такое грубое выражение, всех авторов. И Достоевского, и Чехова, и Гоголя. Мы же с ними знакомы кровно, мы их ощущаем кожей, сердцем и мозгами. Мозгами меньше, больше сердцем.

К. ЛАРИНА: Эмоционально. Может поэтому так оценки меняются. Мы про Золотухина говорим, а он сам этого не скрывает. Это не будет новостью, как у него меняются оценки каких-то конкретных событий, людей, с течением времени. В тех же дневниках он может один раз написать что-то ужасно гневное по поводу какого-то человека, а через 5-7 лет начинает по-другому его оценивать.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Даже на следующий день. Когда я разбирал его дневники, я написал, что дневники его самого формировали. Он сам стал жертвой своих дневников. Там есть такие вещи, которые бы он не сказал, сидя спокойно.

В. ЕРОФЕЕВ: Задача этой серии как раз понять душу актёра, потому, что когда актёры здесь исповедуются, и делают это очень достойно, красиво и захватывающе, то ты начинаешь понимать, что значит быть актёром. Это не профессия, это призвание.

Л. ДУРОВ: Наверное. Но здесь есть момент опасный. Дневниковые публикации довольно часто бывают опасными. Я многие вещи не принимал и у Золотухина, и у Кончаловского. Когда читаешь и думаешь, а зачем, ради чего это написано? Надо быть осторожным. Писатель тоже должен быть чутким, а не понимать, что безнаказан. Я напишу, ну и что мне? Я написал! Потом раскаялся. Зря, наверное. А уже это написано, сказано.

К. ЛАРИНА: Вот тут как раз та тонкая грань, когда речь идёт о дневниках, о мемуарной литературе.

Л. ДУРОВ: А где же правда…

К. ЛАРИНА: Так было или не так было.

Л. ДУРОВ: Я и говорю, что надо быть автору, который публикует дневники, нужно быть осторожным.

К. ЛАРИНА: Знаете что, иногда в ответ на чьи-то дневники рождаются такие замечательные книги, как книга Елены Кореневой «Идиотка», которую она написала в ответ на книгу Андрея Кончаловского. И родилась писательница, я считаю, новая. Потому, что она очень талантливый литератор.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: А писательская перепалка Филатова и Золотухина? Она стоит очень многого. Там родились такие вещи!

К. ЛАРИНА: А Ольга Яковлева, которая написала книгу «Если бы знать». У нее своя история театра Эфроса. Она там беспощадна по отношению ко многим людям. Называет фамилии и имена. Но это её субъективный взгляд. Мне кажется, что если уж браться за мемуарную литературу… Вот книжка «Хороший Сталин», которую я очень люблю, тут надо выбирать, либо я всё говорю о себе, в первую очередь, либо я играю в это. Если ты в это играешь, то это будет книжка, которую вряд ли кто прочтёт. Правда же?

В. ЕРОФЕЕВ: Нет, дело в том, что тут…

К. ЛАРИНА: Это риски твои.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: А читатели это чувствуют.

К. ЛАРИНА: Неискренность, фальшь всегда чувствуешь.

В. ЕРОФЕЕВ: Осторожным нужно быть в любой профессии. И политик должен быть осторожным, чтобы не навредить народу, и народ должен быть осторожным, чтобы не навредить стране. Но дело в том, что, конечно, мне больше близок Флобер, который говорил, что книга – это такой сильный удар, который обрушивает писатель по читателю. И от силы этого тумака, от того, насколько этот писатель может выполнить своё предназначение. Я согласен, когда дело касается имён, судеб, нужно быть очень внимательным. Ведь это тогда тоже наша национальная проблема. У нас плохо с уважением. Только уважаешь тогда, когда пьёшь. А уважение к человеку, конечно, это настолько важно, что когда в книге допущено неуважение, она порождает цепную реакцию дальнейшего неуважения.

К. ЛАРИНА: Кстати, история того же «Метрополя» тоже по-разному интерпретируется. Я могу себе представить, какую бурю негодований вызвала повесть В.П. Аксёнова «Скажи изюм», по-моему, она как раз посвящена истории «Метрополя». Это как бы художественное произведение, но там все узнаваемые. И я знаю, что многие участники говорили, что это неправда, это не так было.

В. ЕРОФЕЕВ: Всё-таки, это уже было… Он зашифровался, это было ироническое произведение. Потому, что мы стали слишком героическими личностями после того, как нас поколотили.

К. ЛАРИНА: Всё-таки, наддверное, вы, как издатели, редакторы чувствуете тот умысел, который сквозит в книжке, которая написана от первого лица. Либо это человек, который сводит с кем-то счёты, это тоже бывает, не только в художественной литературе, в мемуарной преимущественно. Либо он пытается рассказать о времени и о себе. И пытается назвать и свои ошибки.

В. ЕРОФЕЕВ: По-моему, у нас нет ни одной книги, чтобы сводили счёты.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Мне кажется, что, прежде всего, автор сводит счёты с самим собой.

К. ЛАРИНА: Это его риск.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Когда бы он не писал, это его ошибка.

К. ЛАРИНА: А Марк Розовский, который написал книгу «История казнокрадства», за которую очень многие его осудили. Книга о том, как его произведение, история лошади, присвоил себе Товстоногов. Много было вопросов по этому поводу. Я знаю, что многие актёры из БДТ очень резко отреагировали на эту книжку.

В. ЕРОФЕЕВ: Главный порок актёра – заложник славы.

Л. ДУРОВ: Да нет, слава она не ко всем приходит. Момент опасный. И мы его знаем. Это сейчас все звёзды, все гении, все великие. Вспомните 20 лет тому назад или 15, тогда таких даже понятий не было по отношению к современным актёрам. Говорили про Москвину, про стариков МХАТовских. Это всё родилось, и вдруг всем стало казаться, что на самом деле это правда. Что они действительно звёзды, а звёзды там, а мы все здесь. Поэтому эта опасность есть. Это редко кто болеет этой болезнью.

В. ЕРОФЕЕВ: Действительно, мы всё говорим, что наше время не пафосное, что у нас всё спокойно, а на самом деле действительно пафосное. Всех записали в гении, выдающиеся, великие…

Л. ДУРОВ: Ну вспомните, Евстигнеев про себя такое говорил?

В. ЕРОФЕЕВ: Одни академики… У нас даже парикмахеры стали называться стилистами, хотя раньше стилистами назывались те замечательные авторы, которые владели стилем. Он стилист. Я думаю, что он хорошо пишет, а нет, он хорошо стрижёт!

Л. ДУРОВ: А до этого вообще красиво – цирюльник.

К. ЛАРИНА: Всё равно, все, кто в вашей серии издаётся, они все великие. Я даже помню, когда на нон-фикшн мы подходили с моей приятельницей к вашему стенду «Зебра – Е» и говорили об этой серии «Актёрская книга», я не помню, кто там был из ваших коллег…

В. ЕРОФЕЕВ: Игорь был.

К. ЛАРИНА: Да. Они сказали: «Ксения, Вы посмотрите! Почему сейчас нельзя назвать никого из среднего поколения из актёров, которые могли бы написать такую книжку? Это же люди, которые представляют собой ушедшее время». Но сегодняшних нет. Личностей нет. Так что я с Вами не согласна, Лев Константинович. Личностей сейчас не хватает.

В. ЕРОФЕЕВ: Мне кажется, что каждое поколение жалуется на то, что личностей не хватает. Белинский в разгар Золотого века русской литературы писал, что чего-чего, а писателей у нас нет. А там были уже все.

К. ЛАРИНА: Давайте бросим клич, кто из молодых актёров готов написать книгу.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: А вот есть такой. Дмитрий Харатьян. О нём вышла книжка, он очень недоволен ею. И мы ему сейчас пытаемся помочь.

К. ЛАРИНА: Я ещё назову. Серёжа Чонишвили, замечательный актер театра «Ленком», который пишет и стихи, и прозу, по-моему, делает это очень успешно, мне кажется, достоин вашего внимания. Наверняка, ещё кто-то пишет.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Вот Левитин прекрасно пишет.

К. ЛАРИНА: Ну, он уже не мальчик. И вообще, писатель.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Хорошо пишет. Получил сейчас премию журнала «Октябрь», мы его издали, будем ещё издавать.

В. ЕРОФЕЕВ: Надо сказать…

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Гоша Куценко.

К. ЛАРИНА: Гоша Куценко будет писать??! Он закончил школу?

В. ЕРОФЕЕВ: Для этого не обязательно заканчивать школу.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Он как Чапаев, «академиев не кончал».

В. ЕРОФЕЕВ: Это первые 40 книг. Мне тоже вчера Игорь по телефону перечислил ещё 60, которые…

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Знаете, кого мы вспомнили?

К. ЛАРИНА: Кого?

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Клавдию Пугачёву.

К. ЛАРИНА: Актрису.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Замечательную! Причём, сын её издал за свой счёт книжку замечательную её. И мы сейчас её переиздаём, потому, что она замечательная во всех отношениях. Поэтому есть масса актёров забытых. Замечательных.

В. ЕРОФЕЕВ: Несите рукописи в «Зебру», дорогие актёры.

К. ЛАРИНА: Если вы актёры, а то сейчас все понесут.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Столько не издано. Ни Яншин, ни Грибов… что там говорить. Можно продолжать всю жизнь.

К. ЛАРИНА: Кстати, Казаков сейчас закончил новую повесть.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Мы подписали с ним договор.

К. ЛАРИНА: Да? Серьёзно?

В. ЕРОФЕЕВ: Что касается книги Абдулова, то эта книга сделана как прямая речь, с тем, чтобы те интервью, которые были в жизни, те встречи, которые у него были со зрителями, всё это выстраивается в определённый ряд и получается книга. И я знаю, что этой книгой очень довольны его родственники.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: И вообще, она вышла как-то неожиданно. Никто её не планировал. Есть у нас Юра Крылов, наш редактор, который любит, умеет и сделал это по душе.

В. ЕРОФЕЕВ: Вообще, у нас команда сильная. Наше издательство – сильная команда. Я это с удовольствием говорю, что там работает сын Олег, который работает в художественном отделении и делает обложки, и сам делает, и следит за тем, чтобы качество обложек было хорошее. Действительно, все, от начала до конца.

К. ЛАРИНА: Кстати, эту серию вы сразу узнаете, поскольку здесь большая буква «А».

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Она сейчас немножко трансформировалась, стала выходить и в таком варианте. Буква «А» присутствует.

К. ЛАРИНА: Скажите мне, пожалуйста, про Абдулова заговорили… Сделать такую серию сделать «Воспоминания друзей», о тех, кого нет сегодня.

М. ПЕШКОВА: Была презентация на этой неделе.

К. ЛАРИНА: Вот я хочу спросить именно у «Зебры – Е».

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: У нас есть личный архив, мы собираемся сделать такое. Но просто нам довольно сложно всё охватить, мы всего лишь издательство, хотя входим в большую издательскую группу. Посмотрим, как кризис на нас скажется.

К. ЛАРИНА: Кризис на вас скажется, это мы вам обещаем.

В. ЕРОФЕЕВ: Кризис и на вас скажется, мы вам тоже обещаем.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Но мы довольны тем, что мы ещё выпускаем поэзию. У нас вышла книжка Александра Межерова, у нас вышла книга прекрасная более молодого поэта, другого поколения Олега Хлебникова.

В. ЕРОФЕЕВ: Хороший поэт.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: И очень хорошая книга, с прекрасным, я бы сказал эссе даже Станислава Рассадина, с таким экзерсисом, вообще о поэзии и о месте поэта в жизни. Мы выпустили книжку, я считаю, очень неплохую с точки зрения даже поэтической, маленький такой сборник, там у нас Гафт вышел, именно как поэт, вышел у нас Жук неожиданно совершенно, иронические хорошие стихи. Ну, постоянно мы печатаем Вишневского.

В. ЕРОФЕЕВ: Надо сказать, что год от года он становится более зрелым и интересным. Некоторые говорят, что человек в жизни не меняется. Вот совершенно большая глупость! Может меняться. И даже к лучшему. Что удивительно, но так бывает.

К. ЛАРИНА: Давайте сделаем так, поскольку времени у нас совсем уже мало, я думаю, что эти вопросы мы оставим для авторов, которые нам на смс пришлют ответы.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Сложные вопросы, надо копаться.

К. ЛАРИНА: Повторю. [Повтор вопросов]. Здесь написано… смешная телеграмма пришла: «Джойса они читают! Интеллигенция» И дальше несколько слов добавлено.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Правда, да?

К. ЛАРИНА: Да.

В. ЕРОФЕЕВ: Ну, уже, видимо, с утра выпил. Не белое и не красное, а просто крепкое что-то.

Л. ДУРОВ: И ещё вопрос – Лепо Карлович Релло.

К. ЛАРИНА: Ещё одна реинкарнация. Вот на эти вопросы присылайте ваши ответы на смс +7-985-970-45-45. Что пишет Лев Дуров?

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Ничего.

Л. ДУРОВ: Хватит уже.

К. ЛАРИНА: Пишет он замечательно и очень интересно. Но мне не хватает такой серьёзной, хорошей книги. Вы всё время вспоминаете только о хорошем. А может быть, стоит уже написать…

В. ЕРОФЕЕВ: Как хорошо, когда вспоминают о хорошем.

К. ЛАРИНА: Написать про Вашу судьбу уникальную, совершенно потрясающую, про людей, с которыми Вас жизнь сталкивала…

Л. ДУРОВ: Вы знаете, тут когда взаимоотношения в жизни и в театре, они совершенно разные. С Эфросом мы никогда не были друзьями. Мы были с ним… он мэтр, я скоморох. И был подмастерьем, как только я пытался стать самостоятельным, он не очень это принимал. Хотя я человек упрямый, настойчивый и всё равно настаивал на своём.

К. ЛАРИНА: То есть, не берётесь за такую книгу?

Л. ДУРОВ: Нет. Потому, что это будет… Я его обожаю, и он для меня… Всё, что я умею – это всё благодаря ему. Что-то говорить со знаком минус неохота. А со знаком плюс всё известно.

К. ЛАРИНА: Резюмируя, скажем так – жизнь и проза жизни – это две большие разницы.

В. КРАСНОПОЛЬСКИЙ: Поэзия жизни и проза жизни.

Л. ДУРОВ: Очень разные.

К. ЛАРИНА: Всё. На этом заканчиваем. Спасибо вам большое. Наши гости – издательство «Зебра – Е», мы сегодня представили серию «Актёрская книга». Валерий Краснопольский, Лев Дуров и Виктор Ерофеев. Спасибо.

Л. ДУРОВ: Спасибо Вам.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025