Купить мерч «Эха»:

Издательство "Эгмонт Россия" - Лев Елин, Артур Гиваргизов - Книжное казино - 2008-07-13

13.07.2008
Издательство "Эгмонт Россия" - Лев Елин, Артур Гиваргизов - Книжное казино - 2008-07-13 Скачать

А. ВЕНЕДИКТОВ: 12:09 в Москве. Добрый день. У микрофона Алексей Венедиктов, наше «Книжное казино» сегодня у нас в гостях издательство «Эгмонт Россия», нас тут спрашивали по поводу программы «Наше всё». М делали программу о графе. А почему издательство называется так?

Л. ЕЛИН: Был датчанин Эгмонт Петерсон. Он основал компанию.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Всё очень просто.

Л. ЕЛИН: Много лет назад. Не компания, а благотворительный фонд.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А про графа Эгмонта вы можете прочитать на нашем сайте в программе «Наше всё». Итак, у нас в гостях Лев Елин, чей голос вы слышали, генеральный директор издательства «Эгмонт Россия» и Артур Гиваргизов, писатель.

А. ГИВАРГИЗОВ: Здравствуйте.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы о Вашей книге будем говорить отдельно, потому, что она мне, действительно, очень нравится. Это не реклама, я её уже прочитал. Поехали. У нас будут потом призы, но мне хотелось бы, чтобы сейчас Лев, такая простая история, всегда идут какие-то конкурсы, «Большая Книга», ярмарки, где издательства хвалятся. Похвалитесь прошлым годом. Вот такая тупая история, тупые журналисты. Ваши три самых замечательных достижения, бронза, серебро и золото. Год Олимпиады.

Л. ЕЛИН: Хорошо. Хотя не люблю это.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мало ли, что Вы не любите!

Л. ЕЛИН: Ну, немножко надо. Формально, по итогам прошлого года, мы с 1 июня по тиражам в России, по данным Книжной палаты, детское издательство, заняли 5 место в стране. И 4 по инновациям.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это высоко.

Л. ЕЛИН: Это даже ненормально.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Уже хорошо.

Л. ЕЛИН: Это ненормально высоко, поэтому мы очень довольны. Но из тех радостей, которые пока не привели к наградам и призам, это то, что мы, наконец, запустили серию «Наша классика», то бишь, о классических советских писателях. И сделали по-своему. И, как мне кажется, очень удачно. И сейчас будем продолжать. О чём я говорю. Это Заходер, Барто, Чуковский, в разных форматах, на разные возрасты, но главное, что с новыми иллюстрациями.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я держу в руках книгу Б. Заходера, которого я знаю со своего детства наизусть.

Л. ЕЛИН: Здесь «Мохнатая азбука» с шикарными иллюстрациями.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да, да!

Л. ЕЛИН: Как правило, это были молодые иллюстраторы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот я не знаю фамилию Шелманов. Я обычно слежу, это иллюстратор этой книге.

Л. ЕЛИН: Да. Алексей Шелманов. Многие фамилии не настолько на слуху.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Смешная сорока. Извините, это я так… Вы говорите, я книжку рассматриваю.

Л. ЕЛИН: Дело в том, что…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Майя, свистнула её?

М. ПЕШКОВА: Конечно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я свистнул.

Л. ЕЛИН: Когда-то мы всем издательством договаривались, что мы не будем сотыми, кто будет переиздавать Заходера и Чуковского. Потом решили, что многое, что мы видим на полках, не соответствует сегодняшнему уровню. И мы решили сделать то издание, которое проживет следующие лет 20-30.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Поверьте, эту книжку Бориса Заходера, иллюстрации замечательные! Правда, хорошо.

Л. ЕЛИН: Сейчас выйдут ещё 8 книг в этой серии, которые очень рекомендую. Я бы сказал, что это главное достижение.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так… Хорошо. Я думаю, что тогда мы немножко разомнёмся и заодно сразу и проиграем тогда «Моя вообразилия», это восьмая книга или дополнительная?

М. ПЕШКОВА: Восьмая.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Восемь книг мы разыгрываем. Напомню наш смс - +7-985-970-45-45. Я думаю, что за эту книгу надо побороться. За это и вопрос будет сложный. Я надеюсь, а вдруг 7 человек ответят правильно, тогда восьмую книгу я хапну. Я выберу посложнее вопрос. Тоже надо стараться.

М. ПЕШКОВА: У меня есть крошечный вопрос ко Льву.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Можно я задам вопрос, Майя? Мы разыгрываем книгу Заходера из серии «Золотая коллекция», запомню фамилию художника, Алексей Шелманов. Восемь экземпляров - +7-985-970-45-45, не забывайте подписываться. Вопрос такой. Был в «Коньке-Горбунке» Иванушка. Как звали его папу? И там это есть. Если вы думаете, что мы с Ершовым вас обманываем, и с Елиным, то ничего подобного. Итак, как звали отца Иванушки из «Конька-Горбунка»? +7-985-970-45-45, не забывайте подписываться. И вы выиграете книгу Бориса Заходера.

М. ПЕШКОВА: Лев, насколько я знаю, я встретила у венгров на Книжной ярмарке, это специальная детская ярмарка. И они мне сказали, что Ваши журналы переводятся в Венгрии. Так ли это? Это произошло в прошлом году. Почему Вы скрыли такое достижение?

Л. ЕЛИН: Это новое явление, когда российские журналы начинают выходить за рубежом. Мы сделали журнал «Тошка», журнал о животных, журнал, вместе с Н. Дроздовым, самый популярный журнал в России. Венгры купили у нас права и теперь издают этот журнал, правда, он называется иначе. Всё правда. Надо сказать, что очень скоро в Европе будут издаваться журналы «Смешарики».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, я слышал об этом.

Л. ЕЛИН: Да, так что российские бренды шагают по планете.

М. ПЕШКОВА: А теперь ещё хочется спросить. Вот тут такая книжка… Я не знаю, как называть это покрытие. Это не балакрон, в которую одевали Ахматову. И сказали раздеть Ахматову…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Майя, что Вы себе позволяете…

М. ПЕШКОВА: Извините, это такой материал для покрытия книги. Что это такое? Посмотрите, какая шершавая поверхность.

Л. ЕЛИН: Я не знаю. Это были долгие усилия нашего производственного отдела. Надо сказать, что мои сотрудники любят что-то придумывать. И иногда нам приходится покупать какие-то специальные элементы для обложек в разных странах и привозить сюда. Это сложная история.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нам отвечают. Пока маловато, но я предлагаю тогда сделать следующую историю. Надо напомнить вопрос, потому, что там разные имена. Народ фантазирует. Даже в городе Копейске народ фантазирует. Как звали папу Иванушки из «Конька-Горбунка»? +7-985-970-45-45 – для смс. В «Золотой классике» вышел Б. Заходер. Что ещё вышло в этой серии?

Л. ЕЛИН: В этой же серии, сейчас я Вам скажу… Во-первых, в этой серии…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Потерял!

Л. ЕЛИН: Нет. Агния Барто. Нет, всё есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Жаль!

Л. ЕЛИН: Заходер вышел «Звонкий день», где стихи. Агния Барто – «Мои любимые стихи», Корней Чуковский – сейчас выходят «Сказки», Заходер – «Песенка-азбука» и кроме этого выйдет ещё Агния Барто – «Башмаки со скрипом» и Чуковский – «Чудо-дерево». Это выходит в течение ближайших 2-3 месяцев. Осенью уже всё будет в магазинах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Лев, экспертный вопрос. Скажите, во всём мире издание детской литературы – это, во-первых, безумно популярно и прибыльно, детей много. А во-вторых, детские книги, как правило, дороже книг для взрослых. Они издаются богаче и стоят дороже. Что у нас на российском рынке?

Л. ЕЛИН: У нас с этим проблема. Во-первых, наш читатель исторически, с советских времён, привык, что книга должна быть дешёвой. Мы видим, что цена растёт, но отторжение довольно сильное. Я вижу ценовые пороги, за которым книга перестает издаваться. Мы выпустили пару лет назад серию иллюстрированных книг лучших российских художников, Кошкина, Архипова. Мы их уговорили работать не на Запад, а сделать по одной книжке здесь. Книжки получились дорогими, но поневоле, мы не платили столько, сколько платили немцы и итальянцы, но у нас была проблема с реализацией книг, потому, что они медленно уходили, несмотря на то, что это лучшие книги на рынке.

К сожалению, сегодня издательство должно выбирать. Либо оно берёт очень хорошего художника, вы видели пример в серии «Наша классика», платят деньги и ждут долгий срок, пока художник сделает эту работу, потому, что ни один качественный художник за месяц, за два её не выполнит. Либо берётся человек, который гораздо быстрее, на другом уровне и за другие деньги сделает. И, соответственно, дилемма, стоящая перед издателем. Мы идём по первому пути. Он, с моей точки зрения, не моментально даёт плоды, но мы будем верны своему подходу.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Согласитесь, я вот сейчас держу книгу, о которой мы ещё будем говорить «Невероятная коллекция мистера Рипли». Это тяжёлая книга, с этой самой обложкой, о которой так восторженно говорила Майя, с огромным количеством иллюстрацией, кстати, права на которые она тоже приобретает?

Л. ЕЛИН: За всё надо платить. И за права на лучшие российские бренды, те же «Смешарики», «Лунтик», тоже платить надо, и не меньше, чем за западные.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Поэтому легче находить молодого неопытного автора, типа Артура и отжимать его по полной программе.

Л. ЕЛИН: Вот… А если вы скажете мне…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Жалко, не телевизор! Жалко, что вы этого не видите!

Л. ЕЛИН: Если этого автора начинаешь отжимать, он исчезает в Крыму, телефон у него не подходит, на протяжении нескольких месяцев. И книга не выходит. Этот компот уже был!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Смешно…

М. ПЕШКОВА: Хорошо, если в Крыму, Артур только-только вернулся с Алтая. Вы там тоже прятались?

А. ГИВАРГИЗОВ: Не прятался. Я там отдыхал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Отдыхал… Писал на каких-то там листьях неизвестных растений?

М. ПЕШКОВА: Мне хотелось спросить, ваше издательство известно своими переводными книгами. А как вы общаетесь с отечественными авторами? Вот Артур с нами. А ещё кто ваши авторы?

Л. ЕЛИН: Я назову нашу любимую серию «Школа приколов». Это серия достаточно популярная. Она отличается тем, что у нее нет корешка, а вместо неё такая завивка. Тетрадка, дневник. Вот у Артура вышло две книги, Андрей Усачёв, Владимир Алейников, Михаил Яснов. В ближайшее время выйдет Марина Дружинина, Александр Журин и Сергей Силин. С удовольствием мы общаемся с нашими авторами. Надо понимать, что это, как правило, не делание денег, а это создание неких новых книг, произведений. От этого надо получать удовольствие. Артур, который молчит, пока его обсуждают, он принёс…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я просто хочу получить результаты победителей, чтобы перейти к книге Артура. Потому, что у нас все всё ответили.

Л. ЕЛИН: Мы сделали первые его две книги. Продавались медленно и сложно. Третья книга пошла, четвёртая – прекрасно. Это процесс, к которому издательство должно быть готово.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Майя, можно книжку? На самом деле, она нестандартно изданная книга, на мой взгляд, продолжение моего разговора на «Родительском собрании» о нестандартных детях, она должна отпугивать немедленно. Что это такое? Книга, не книга…

М. ПЕШКОВА: Такой дневничок.

Л. ЕЛИН: Первая реакция некоторых книжных магазинов была: «Что вы сделали! Корешка нет! Понять ничего невозможно! Хотите экспериментировать – делайте это тиражом 100 экземпляров, для себя».

М. ПЕШКОВА: Да. И фамилию автора не прочтёшь, она написана словно карандашом или авторучкой.

Л. ЕЛИН: Издали в два цвета. Зачем эта выборочная лакировка? Прекрасно продаётся!

М. ПЕШКОВА: И не съедешь по горке на ней!

Л. ЕЛИН: И вот о необычных детей, нормальных с моей точки зрения, их всё больше.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я просто хочу сразу с сожалением констатировать, что Борис Заходер ушёл весь, включая восьмую книгу. В разные города, что интересно. Эту книгу получает Владислав – 377, Арина в Самару ушла книга, - 692, Лидия – 343, Лиза – 210, Александр в Ульяновске – 183, Александр в Екатеринбурге – 235, Борис – 767, Александр – 402. Правильный ответ – отца Иванушки, сказал я злобно, из «Конька-Горбунка» был Пётр. «Здравствуй, месяц-месяцович, я Иванушка Петрович». Вот эта строчка и показывает. Нам даже эту строчку цитируют здесь. Вот как это в голове держать людям? Сейчас мы их запутаем с книгой Артура. Посложнее что-нибудь найдем. Артур, Вы в детстве тоже графоманом были? Вы писали в детстве?

А. ГИВАРГИЗОВ: С 5-го класса я был графоманом. Я был редактором, можно сказать, стенной газеты. Написал первое стихотворение и когда увидел реакцию своих…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну-ка прочитайте!

А. ГИВАРГИЗОВ: А я не помню его.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот они, авторы!

А. ГИВАРГИЗОВ: …редакцию одноклассников, меня это очень вдохновило.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Не побили. Девочке написал, наверное?

А. ГИВАРГИЗОВ: Нет. Юмористическое стихотворение.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А как это полетело дальше? Как учат на писателя, что называется. Это же особый мир. Я просто говорю потому, что я книжку читал сыну. Поэтому я могу говорить про книгу. Как это?

А. ГИВАРГИЗОВ: Это совсем случайно. Я писал в компанию для своих друзей. Потом, когда накопилось определенное количество текстов, один из друзей сказал, что можно это отнести куда-то показать. Отнёс, показал, и это напечатали. В общем-то, всё просто.

М. ПЕШКОВА: И не надо для этого институт заканчивать, ни на чьи семинары ходить.

А. ГИВАРГИЗОВ: Получается, что так.

А. ВЕНЕДИКТОВ: «Про драконов и милиционеров». Почитайте, чтобы слушатели поняли. Хотя, книгу надо видеть. Но, тем не менее. Почитайте с выражением, что называется, своё.

А. ГИВАРГИЗОВ: Я несколько маленьких стихотворений прочитаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Потом я задам вопрос. И за время Новостей вы будете отвечать неправильно на наши вопросы. Что хотите.

А. ГИВАРГИЗОВ:

Во дворе ребята играли в войну,

А я с совочком вышел во двор.

На меня посмотрели, сказали: «Ну-ну».

Я чуть не умер. Какой позор!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Очень знакомо.

А. ГИВАРГИЗОВ:

На два кармана – четыре дырки.

Ну, куда мне столько? Солить?

Так что, мамочка, после стирки

Две дырки можешь зашить.

* * *

Шарик, сидя на цепочке,

Разговаривал с собой:

«На цепи сидеть – цветочки,

Эти, как их… Зверобой».

А. ГИВАРГИЗОВ: Ну, ещё маленькое одно, летнее.

«Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» –

Спросили, кусая Сережу, две мухи.

«Его разморило от сильной жары». –

Сказали, кусая его, комары.

«Давай, улыбайся и высуши слезы». –

Сказали, кусая, пиявки и осы.

«Ведь нам непривычно, всегда был веселый», –

Сказали, кусая, собаки и пчелы.

«А, может быть, он заболел, вот и грустный?»

«Отстаньте от мальчика, главное, вкусный!»

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да… Позитивное стихотворение. Артур Гиваргизов. Я напомню про «Драконов и милиционеров». Это какая книга?

Л. ЕЛИН: Это была третья.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. У меня первая. Я сначала скажу, объявлю победителей нашей викторины, вместе с «Книжным гороскопом». У нас первый победитель – Таня Стрелец – 577, Ирина Водолей – 766, Ирина Рак – 210. Правильный ответ был "Нейшнл Джеографик". Вот наши долги, которые мы раздали. Теперь мы пытаемся проиграть эту книгу, которая в таком странном виде. А почему вы её так издали? В чём была фишка издать её, чтобы на ней, как правильно сказала Майя… Ведь книга чем хороша? Ты на неё сел, и с горки по бульварам вниз. Вот «Мистер Рипли» - отличная! Даже я умещусь, не говоря о детях. А на эту не сядешь.

Л. ЕЛИН: В школе хорошо драться.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Штаны прорвёт, или за сугроб зацепится. Лев?

Л. ЕЛИН: Понимаете, когда издаёшь 1200 наименований в год, иногда хочется сделать что-то…

А. ВЕНЕДИКТОВ: …приятное себе.

Л. ЕЛИН: Да! Что-то совершенно из ряда вон выходящее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Артур! Вы, как автор, довольны, как они её издали? Вы должны сказать: «Могли бы лучше».

А. ГИВАРГИЗОВ: Нет, меня эта неординарность привлекает. Самого привлекает, когда я прихожу в книжный магазин, вижу книжку и думаю: «Ах, я такого не видел ещё никогда» Вот эта какая-то авторская манера всегда меня привлекает в первую очередь. Мне становится интересно.

Л. ЕЛИН: У нас с Артуром за эти дни родился новый проект. 1200 наименований. И очень большая часть идёт мейн-стрим. Сегодня какие тенденции? Классические. Продаются бренды, те же «Смешарики», «Лунтики», плюс покупаем права во время на новое кино. Вышел фильм, пять дней до и два месяца после ты продаёшь, только не соверши ошибку, не перепечатай, и не недопечатай. Форматы можешь повторять одни и те же под каждый фильм. Это другое. Я Артуру говорю: «Вот, посмотри! Как здорово Заходера, Чуковского, по-другому сделали, по-современному». На что он мне отвечал…

А. ГИВАРГИЗОВ: Нет, действительно, это очень хорошо оформлено, но традиционно, знакомо, мы такое видели. А много художников есть, совершенно неожиданных, новых. Хочется с этими художниками поработать. Интересно. Я могу сказать о своих книжках. Если одна моя книжка выполнена в такой манере, это немножко получается гротеск, да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

А. ГИВАРГИЗОВ: Есть книжка в авангардистском стиле, там подчёркиваются интонации стихов. Есть книга, выполненная тоже в традиционной манере. И эти интерпретации мне очень интересны. Поэтому сам процесс работы с художником…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вам с художниками интересно.

А. ГИВАРГИЗОВ: Да. Они как-то так…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Немного графоманов, которым с художниками интересно. Они считают текст главным.

А. ГИВАРГИЗОВ: Много есть сейчас хороших художников. Они как-то так, пока, по крайней мере, у нас, выходит мало книг с современными, интересными художниками. Они сейчас сидят без дела. Эти книги выходят, но их не много. Я был недавно на Ярмарке в Лейпциге, и увидел, что таких книг там много. Позавидовал немного.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Об этом мы поговорим, что должно быть традицией или авангардом.

А. ГИВАРГИЗОВ: Видимо, должно быть и то, и то.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это понятно. И можно без хлеба, - как говорил Вини Пух. Но на самом деле, выбор всегда за издателем. Сейчас мы уходим на Новости. Потом проиграем книгу.

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вход свободный, но через смс - +7-985-970-45-45. Мы сейчас будем разыгрывать книгу Артура Гиваргизова про драконов и милиционеров. Кстати, отчего же так называется, Артур?

А. ГИВАРГИЗОВ: Книга состоит из разделов. Один из разделов про драконов и милиционеров. Здесь стихи и про драконов и про милиционеров. Вот так они, почему-то, собраны. Одно стихотворение – про дракона, который съел милиционера.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Потом Вам придётся написать про милиционера, который арестовал дракона. Или съел дракона, уж как хотите.

А. ГИВАРГИЗОВ:

Двадцать километров до пещеры.

Не летит дракон, идёт пешком.

Потому что милиционеры

Очень уж тяжёлая еда.

Двигался дракон на юго-запад,

Без дороги, в полной темноте.

Шёл из пасти неприятный запах.

И стреляло что-то в животе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот, про «стреляло в животе», 8 экземпляров этой книги мы сейчас разыграем. Вопрос простой – пистолет какой марки был в лапах у кота Бегемота во время его перестрелки с ГПУшниками. Назовите марку пистолета. Телефон +7-985-970-45-45, а первые 8 человек получат книгу «Про драконов и милиционеров». Кстати, спросила Ирина, кто художник Вашей книги?

А. ГИВАРГИЗОВ: Елена Блинова. Она художник всей серии.

Л. ЕЛИН: Она получила премию «Алые паруса» за серию. Это было признано не только узким кругом.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Артур Гиваргизов и Елена Блинова. У нас есть совершенно удивительная книга, которую я тоже чрезвычайно люблю. Но она в одном экземпляре, поэтому мы её будем разыгрывать по телефону 363-36-59. Ну, уж вопросик вам Лев Елин приготовил! Книга останется у меня, я знаю точно. Давайте сформулируем вопрос. Пожалуйста, не давая ответа только! Существует поговорка «Растекаться мыслью по древу». Считается, что это выражение взято из «Слова о полку Игореве». Как это – «растекаться мыслью по древу»? Откуда это взялось у автора или авторов «Слова о полку Игореве»? Я правильно сформулировал?

Л. ЕЛИН: Да. Что она означает… Боюсь подсказать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот не надо этого! «Растекаться мыслью по древу». Как это можно объяснить? 363-36-59 – это телефон прямого эфира. Мы сейчас попробуем получить ответ. Я приму три телефонных звонка, после чего книга уйдёт ко мне, наверное. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Олег. Я думаю, что стрелял он из кольта.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, подождите. Он не стрелял из кольта. И на этот вопрос по телефону ответы не принимаются. Даже если бы Вы ответили правильно, ничего бы мы Вам не дали. На этот вопрос надо отвечать на смс. Просто Вы не получили бы ничего. А мы спрашиваем про другое. «Растекаться мыслью по древу» - что это значит? В смысле, в чём здесь загадка? Почему такое выражение использовали авторы «Слова о полку Игореве»? Если вы, конечно, знаете. 363-36-59. Я обнулил все телефоны, чтобы люди не повторяли этой ошибки и не отвечали бы нам про Бегемота. Это бессмысленно и безнадёжно. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Ольга. На самом деле, изначальный вариант был не «мыслью», слово мыс означало слово «белка». «Мысью по древу» - скачущая белка. Поскакать она могла далеко.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Оля! Вам эта книжка очень нужна?

СЛУШАТЕЛЬ: У меня две маленькие девочки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да… Ура! Вы молодец, Оля. Откуда Вы это знаете? Как это можно помнить в голове?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, во-первых, «Слово о полку Игореве» было прочитано давным-давно, я полу-филолог по образованию, журфак.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Полу-филолог, а полу? А полу – мама двух маленьких девочек.

СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы будем разыгрывать семь книг про драконов и милиционеров. Мы одну эту книгу, безобразную и хулиганскую отдадим в дополнение к той.

М. ПЕШКОВА: С автографом.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо вам огромное.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Второй звонок – и попали! Слушайте! Вы что-нибудь не знаете? Это же надо найти в голове! Чего лежит в голове! Совершенно не понимаю.

Л. ЕЛИН: Нет, когда это объяснят, то кажется логичным. Там, действительно, нарушение логики.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, но это же надо знать! Это приблизительно, как в книгах у Артура, там логики вообще нет. Какая логика в том, что надо зашить две дырки из четырех? Просто много там! Пальцы проваливаются. Но какая-то логика должна быть. Удивительно! Наши слушатели меня не перестают удивлять. Артур, Вы подпишете Оле и её двум маленьким девочек. Пусть она растит хулиганок. Как это сказано: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойницы». Оля, у Вас всё впереди.

Хорошо, поехали дальше. Я возвращаюсь к этой книге. Артур, Вы помните, какая была Ваша первая детская книжка, которая осталась в башке? Я понимаю – «Колобок», но вообще, книжка, из бумаги, которую Вы мусолили в детстве.

А. ГИВАРГИЗОВ: Первую-препервую не помню. Самую первую я не помню. Может быть, сказки, может быть, это Носова книги.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Незнайки всякие.

А. ГИВАРГИЗОВ: Да. Это самое первое. По-крайней мере то, что я помню. Потом стал увлекаться приключенческими.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Какими? Как становятся писателем, говорите! Уровень Жюль Верна или другое?

А. ГИВАРГИЗОВ: Все те книги, которые я тогда читал, которые были популярны, все я читал.

М. ПЕШКОВА: «Витя Малеев в школе и дома»?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, он же из поколения Гарри Поттера.

М. ПЕШКОВА: Нет. Я думаю, что «Витя Малеев» был настольной книгой.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я даже уже не помню, честно говоря. А как Вы относитесь к появлению таких адаптированных…плохое слово, не красивое, таких книг, когда из толстых, хороших книг, делают хорошие тонкие?

А. ГИВАРГИЗОВ: Естественно, я ничего в этом хорошего не вижу. Пересказать содержание… Там ведь главное не содержание, в книге, правда?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Возможно, там главное иллюстрации. Я же Вас зацепил не просто так.

А. ГИВАРГИЗОВ: Я хотел сказать, но Вы меня опередили.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я задаю Вам вопрос, как Вы думаете, и Вам, Лев, тоже. Как вы думаете, современное поколение детей и подростков, их цепляет скорее классическая иллюстрация или скорее непонятная иллюстрация? Что производит впечатление?

А. ГИВАРГИЗОВ: Я думаю… Меня, например, сейчас привлекает больше неожиданная иллюстрация. Я думаю, что много детей есть, которые точно так же ищут, может быть, такое оформление, неожиданное, оригинальное, своеобразное.

Л. ЕЛИН: Скорее речь о родителях, которые будут на это согласны.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, да.

Л. ЕЛИН: Если мы говорим об этой возрастной группе. А родители меняются. И если ещё 3-4 года назад я был бы противником такой неортодоксальной иллюстрации…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И издатели, оказывается, меняются.

Л. ЕЛИН: Хотя иногда опережают время и получают половину склада, который не продаётся. Тем не менее, сейчас момент наступил. И мы с Артуром к следующему августу выпустим серию таких книг. А потом готовы отчитаться.

А. ГИВАРГИЗОВ: А потом, ведь, отдельно иллюстрацию нельзя рассматривать. Если текст какой-то неожиданный, какой-то, может быть, новый, интересный, тогда, наверное, нужно подбирать и какие-то более подходящие сочетающиеся с этим текстом, согласующиеся с текстом картинки.

Л. ЕЛИН: Против нас будет играть очень много стереотипов. Скажем, известно, что читатели не любят покупать книги иллюстрированные, в которых много белого фона. И говорят, потому, что существует некоторое верование, что издатель на уровне ощущений, что издатель сэкономил краску и сделал книжку подешевле.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А вот как такую книжку, Артура, поставить на полку? Вдруг задумался я. Стоят книжки, и вдруг возникает тетрадочный переплёт с отсутствием названия.

Л. ЕЛИН: А Вы её набросайте на журнальном столике или бросьте на пол.

А. ГИВАРГИЗОВ: Я думаю, что на детской полке эта книжка будет смотреться хорошо. Я думаю так.

Л. ЕЛИН: На классической иллюстративной полке.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Замутить с дневниками и тетрадями.

М. ПЕШКОВА: Артур, а Вы себя считаете только детским писателем?

А. ГИВАРГИЗОВ: Нет, я как раз себя не считаю только детским писателем. Просто так получается, что многие герои моих рассказов – дети. Поэтому, может быть, детям и интересно читать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наши победители, те, кто правильно отгадали ту самую марку пистолета, который держал в руках кот. Почему-то сначала пошли «Маузеры». «Маузеры» были у других. А это был «Браунинг». И книгу Артура получает Оля, которая плюс к «Драконам». Алёна – 717, Александр из Санкт-Петербурга – 746, Андрей – 746, из Москвы, нет… Да, из Москвы. Ещё один Андрей – 557, Олег – 903, Искандер из Санкт-Петербурга – 327, Евгений из Ярославля – 692. У меня есть подозрение, что Евгений из Ярославля будет единственным обладателем такой книжки. Да?

Л. ЕЛИН: Боюсь, что да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так что, Евгений за «Браунинг» Вам сильно повезло. Дальше, я хотел бы ещё одну книгу представить. У нас не очень много времени, но, тем не менее. Что это за невероятная история «Коллекция мистера Рипли». Издалека мне показалось, что это некая книга Гиннеса. Я говорю нашим слушателям, это та книга, которой можно в школе бить не очень сильно по голове, она тяжёлая. А во-вторых, она размером А 4, чуть больше. С очень замечательной обложкой. Называется «Книга необычных рекордов». Любой рекорд необычный. Лев, шо це такэ?

Л. ЕЛИН: Так же, как ограничен набор слов, которые можно писать, содержание книги. Ну, начнём с того, что эта книга, создавать её начал журналист и писатель, шоу-мен, в 1918 году, в то время, как книга Гиннеса появилась аж в 1955 году. Это человек, который путешествовал по всему миру, много раз объездил Земной шар. Если коротко сказать, чем она отличается от книги Гиннеса, то процитирую. Главное отличие от прочих собраний подобного рода – ставка на присущее человеку любопытство, а не гипертрофированное тщеславие рекордсменов. Здесь кусочки жизни, интересные люди, необычные вещи, иногда за пределами того, что мы считаем нормальным. Это книга-развлечение. И книга – пища для очень любопытного ума.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Откроем посередине, как в школе гадали по книгам. Гадали, да.

М. ПЕШКОВА: Гадали.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Открываем. «Не перевариваю. Сильный человек известен, как человек-пылесос». Так, открываю… «Выпьем кофейку». Это всё про еду, что ли? Надо Матвею подарить. «Священные чётки. Работая по 8 часов в день более 13 месяцев Фарис Хасан из Иордании сделал чётки длиной 7 метров из боле чем 175 тысяч бусин». Что он с ними будет делать? И с огромными иллюстрациями. Я думаю, что мы разыграем вопрос, поскольку там был человек, который был фанатом мультфильмов, там есть фотография, где он в татуировках из мультяшных героев. Вопрос на смс. Очень простой. С какого героя началась история компании Уолта Диснея 80 лет тому назад? В этом году мы празднуем его 80-летия. +7-985-970-45-45. У нас 8 книг.

М. ПЕШКОВА: Толстых у нас только пять.

А. ВЕНЕДИКТОВ: У нас пять книг.

Л. ЕЛИН: Шесть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Одну отняли. Книга «Необыкновенных рекордов. Невероятная коллекция мистера Рипли». И пока вы отвечаете про этого 80-летнего дедушку, наверное, с палочкой, я сделал бы шаг назад, к тому проекту, о котором вы говорили, это книга «Дисней». Как раз сейчас вышел мультфильм. Вы начали говорить о том, как, зачем и почему выходят такие книги. Лев.

Л. ЕЛИН: Да. С одной стороны – это классический проект под кино. Чем мне была интересна эта книга, она успешна, фильм очень успешен в прокате, более успешен, чем «Рататуй».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Более успешен?

Л. ЕЛИН: Да. На 40%.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Опа! Я что-то пропустил.

Л. ЕЛИН: Да. Честно говоря, для меня было интересно следующее. Когда я впервые увидел на каких-то просмотрах первые зарисовки, мысль была – всё-таки, персонаж-робот…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как говорит Ксения Ларина – «Гайки любят винтики».

Л. ЕЛИН: Да. А 10 лет назад – Король-лев. Сопоставимо ли это, что происходит? Год назад – крыса. Сейчас – робот.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Правда, роботы уже были у нас.

Л. ЕЛИН: Были. Но именно в этом жанре, в диснеевском, такого не было. Это говорит, подтверждает то, с чего мы начинали: меняются восприятия, меняется готовность и родителей, и детей, видеть героев, других. И успех этой книги, успех этого фильма, в первую очередь тому доказательство. Поэтому надо экспериментировать, искать новых героев, новое оформление.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот, кстати, Артур, у нас минута осталась. Про новых героев. Опять, я не просто так спросил, почему какая детская книга. У нас есть герои нашего детства. И мы их передаём своим детям, братьям, сёстрам. Вот это долговечная история с новыми героями?

А. ГИВАРГИЗОВ: Я не знаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я не про это. Я про новых героев вообще.

А. ГИВАРГИЗОВ: Долговечны ли сейчас истории…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот Колобок, он вечен, условно говоря. Красная Шапочка – она вечна.

М. ПЕШКОВА: Два капитана вечны.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Даже так. Я сейчас спрашиваю, как у писателя. Или новый мир требует новых героев?

А. ГИВАРГИЗОВ: Естественно, конечно же, у каждого времени, наверное, есть, появляются какие-то герое. Они сильно похожи на старых чем-то, но и чем-то немножечко отличаются. Наверное, сейчас трудно сказать, кто это будет. Наверное, тоже будут свои герои.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Роботы. Крысы. Драконы – это старые герои. А уж милиционеры-то точно! Вы-то работаете со старыми товарищами.

А. ГИВАРГИЗОВ: Ну, я работаю, допустим… Мои герои внешне старые, но, может быть, как-то немножечко чуть-чуть из-за того, что они живут сейчас, они чуть-чуть по-другому говорят, по-другому…

А. ВЕНЕДИКТОВ: По драконам я это не заметил. Как были такие, так и остались.

Л. ЕЛИН: Есть определенный набор. Есть пираты… То, что…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Драконы, феи, тролли.

Л. ЕЛИН: То, что всегда популярно. А сегодня те, кто делает новые фильмы, они не могут иногда угадать, будет ли это вечно-зеленое произведение.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Издательство «Эгмонт Россия» было у нас в гостях. Я обращаю ваше внимание на книги Артура Гиваргизова, поскольку я их знал до знакомства с ним. Читайте. А победителей я объявлю в начале следующего часа.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025