Купить мерч «Эха»:

Издательство «Центрполиграф» - Наталья Долгова, Александр Шаганов, Лидия Скрябина - Книжное казино - 2007-02-18

18.02.2007

К.ЛАРИНА – 12:14, добрый день еще раз. У микрофона Ксения Ларина. У нас сегодня такой, библиотечный день на «Эхе Москвы», мы про книги говорим с утра. А толку никакого, все равно никто ничего не читает. Но давайте попробуем еще одну предпринять попытку и заставить всех читать хорошую литературу. Сегодня в «Книжном казино» издательство «Центрполиграф». Наталью Долгову, пиар-директора издательства, я представляю в первую очередь. Наташ, добрый день!

Н.ДОЛГОВА – Здравствуйте!

К.ЛАРИНА – Есть рецепт, как заставить читать хорошие книжки?

Н.ДОЛГОВА – Ой… конечно, есть рецепт.

К.ЛАРИНА – Ну-ка?

Н.ДОЛГОВА – Книги должны быть интересные…

К.ЛАРИНА – Так.

Н.ДОЛГОВА – Динамичные…

К.ЛАРИНА – Так.

Н.ДОЛГОВА – Современные, прекрасно изданные, в том числе, и на хорошей бумаге.

К.ЛАРИНА – Так.

Н.ДОЛГОВА – И хорошо отрекламированные.

К.ЛАРИНА – А что, читатель какой должен быть при этом?

Н.ДОЛГОВА – А читатель должен уметь читать по-русски.

К.ЛАРИНА – И все. А хотеть?

Н.ДОЛГОВА – Ну, для начала.

К.ЛАРИНА – А хотеть читать?

Н.ДОЛГОВА – Ну и хотеть читать. Для начала он должен уметь…

К.ЛАРИНА – А платежеспособность читателя имеет значение?

Н.ДОЛГОВА – Вот, Ксения начинает меня валить!

К.ЛАРИНА – Да. (смеются)

Н.ДОЛГОВА – Оказывается, очень много нужно для этого.

К.ЛАРИНА – Для того, чтобы читать хорошие книжки.

Н.ДОЛГОВА – Да, да. Ну, на самом деле, я не согласна. Конечно, любовь к чтению упала, заменил и компьютер, телевидение. Но все-таки народ читает. И вот скоро будет в середине марта книжная выставка, и Ксения, я с удовольствием приглашаю тебя на наш стенд, и ты увидишь, сколько будет народу: будут толпы, которые покупают книги – не только издательства «Центрполиграф», но многих других. Будет очень много народу, т.е. мы все-таки читаем.

К.ЛАРИНА – Авторы хорошие есть в издательстве «Центрполиграф», и лучшие представители авторской труппы сегодня здесь присутствуют…

Н.ДОЛГОВА – И я ими горжусь.

К.ЛАРИНА – Да, Наташ, представьте, пожалуйста, наших гостей сама.

Н.ДОЛГОВА – Ну, с удовольствием.

К.ЛАРИНА – Пожалуйста, с гордостью.

Н.ДОЛГОВА – Ну, по этикету начнем все-таки с дамы.

К.ЛАРИНА – С дамы, да.

Н.ДОЛГОВА – Вот слева от меня сидит молодая, талантливая, очень красивая писательница-прозаик, зовут ее Лидия Скрябина. В издательстве «Центрполиграф» буквально через неделю выходит ее очень интересная книга, называется она «Моль до гламура». Выходит она в серии «Любовь и деньги», это книга о женщине и отношении ее к деньгам, т.е. и отношение денег к женщине – вот, можно так вот проиграть название. Вот, а справа от меня сидит человек, который не нуждается в представлениях, это очень известный поэт-песенник, Александр Шаганов, который давно обильно работает с Центром Игоря Матвиенко, он является автором песен, практически всех хитов группы «Любэ», и в издательстве «Центрполиграф» совсем недавно, в конце января, вышла его книга, которая называется «Я Шаганов по Москве».

А.ШАГАНОВ – Здрасьте!

К.ЛАРИНА – Здравствуйте, Александр. И здравствуйте, Лидия.

Л.СКРЯБИНА – Добрый день!

К.ЛАРИНА – Ну вот Александр у нас сегодня присутствует не только как Александр Шаганов, но и как… в виде книжки тоже. Мы сегодня книжку обязательно подарим нашим слушателям. Про книги скажем отдельно, но Шаганов есть. А вот Лидия Скрябина похвасталась только обложкой, показала мне издалека, из своих рук – «вот, у меня только обложка есть, и все».

Л.СКРЯБИНА – Но это честно, я писала! Сам учил… (смеется)

К.ЛАРИНА – Так. А когда это все выйдет, Лид?

Л.СКРЯБИНА – Ну, наверное, дней через 10.

Н.ДОЛГОВА – Ну, через неделю, нет через неделю, в 20-х числах эта книга уже появится на прилавках магазинов, мы с удовольствием ее представим. Книга, еще раз повторяю, очень интересная, очень стильно изданная.

К.ЛАРИНА – А чем она отличается от всех остальных книг, написанных на тему гламура?

Н.ДОЛГОВА – Ну, этому можно посвятить… теме гламура можно посвятить отдельную передачу.

К.ЛАРИНА – Да.

Н.ДОЛГОВА – Я бы сказала, что это некий ответ очень известной Сергея Минаева «Духless».

К.ЛАРИНА – Так у него сейчас новая уже вышла, нужно новый ответ уже писать.

Н.ДОЛГОВА – Я не знакома с новой книгой, поэтому я ничего говорить не буду. Так вот, Лидия Скрябина в своей книге, наверное, дает ответ, что все-таки у нас общество не «духless», а духовность в нем присутствует.

К.ЛАРИНА – Ну, давайте уже, может быть, Лида скажет несколько слов о своей книжке-то, которую мы еще не читали, но что побудительным мотивом-то было все-таки?

Л.СКРЯБИНА – Ну, я думаю, что самое главное – всю эту книжку можно охарактеризовать такой фразой, что, вот, все знают, что не в деньгах счастье, но каждый хочет убедиться в этом лично. Поэтому, фактически, такой подспудный герой моей книжки – это деньги. Мы очень долго жили в мире, который деньги отвергает, при социализме они лежали у нас, они были, вообще, в принципе, мертвыми, они не конвертировались, цены не повышались, ничего. Мы их задвинули на самую дальнюю какую-то полку своего сознания. Теперь, когда мы неожиданно вступили в общество потребления, фактически, впрыгнули в него, некоторые булькнулись и утонули, просто как раз в силу того, что мы не умеем обращаться с деньгами, и деньги нам, фактически, сейчас мстят за долгое десятилетия отвержение, пренебрежение и т.д. А так как все люди любят деньги и, конечно, хотят их иметь, то вот эта система двойных стандартов, она нас, конечно, нашу природу изувечила. Появилось такое ханжеское отношение к деньгам. Ну, нет денег, зато есть блат – «блат больше Совнаркома», да? И т.д. И поэтому мы психологически оказались к этому обществу потребления абсолютно не готовы, в отличие, скажем, от европейских стран, где это общество потребления наступало постепенно, и оно наступало, отступало, общество умудрилось там найти какие-то лазейки, какие-то аппендиксы, в которых можно скрыться, там, прятаться и т.д. Мы поставлены в очень жесткие условия: деньги на нас свалились, у нас нет никаких прививок ни от богатства, ни от нищеты, и нам надо очень быстро в этом мире выплыть. Вот, если получиться, то значит, деньги, как маятник… вот сейчас они качнулись в одну сторону – гламур, деньги стали нашим… гламур как пик общества потребления стало, значит, нашей иконой на какое-то время, теперь, если мы это переживем, маятник качнется в другую сторону, и деньги, в принципе, должны занять почетное место в системе человеческих ценностей, но равное среди равных. Непонятно, какое оно займет, будет ли, там, на первом месте все-таки, там, дружба, семья, любимое дело – неважно, сколько за него платят. Как раньше, там, говорили про науку, что я занимаюсь…

К.ЛАРИНА – Чистой наукой.

Л.СКРЯБИНА – Да… Нет, что я занимаюсь своими собственными интересами за государственный счет. Вот, примерно так. Вот, таким образом, мы живем в таком, очень сложном вот сейчас – у нас такой, очень сложный момент, очень сложные взаимоотношения с деньгами, у всех, ну, и у женщин, в том числе. Вот, собственно говоря, книжка как раз посвящена тому, как в этом бурном-бурном новом океане можно выплыть и какие есть стили.

К.ЛАРИНА – А это Ваша первая книга?

Л.СКРЯБИНА – Вот, такая большая книжка первая, потому что до этого я писала рассказы. Это, вообще-то, мое дыхание, конечно, короткое вот такое, рассказы. И у меня выходило несколько сборников, но так как помогали мне его печатать такое американское общество, такой фонд книжный, то они все… они взяли весь тираж и увезли с собой. Мне ничего не оставили. Вот, поэтому…

К.ЛАРИНА – Понятно. Т.е. будем считать, что это такой полноценный дебют, да?

Л.СКРЯБИНА – Да. С «Центрполиграфом», да, у меня, вот… да.

К.ЛАРИНА – …в литературе.

Л.СКРЯБИНА – Да, да.

К.ЛАРИНА – Лид, а Ваше отношения с деньгами?

Л.СКРЯБИНА – Я…

К.ЛАРИНА – Вы нашли какую-то оптимальную форму?

Л.СКРЯБИНА – Я их очень люблю! (смеется)

К.ЛАРИНА – Вы их любите. А они Вас?

Л.СКРЯБИНА – Надеюсь, что тоже. Но это, в общем, конечно, получается не всегда, у меня тоже довольно трудные отношения с деньгами. Вот. Но тем не менее, я, вот, умудрилась, занимаясь бизнесом, умудрилась их заработать, потом умудрилась их потерять, потом частично их вернула. Я думаю, что такую… вернула в такую, полезную меру, потому что, вот, мы когда говорим о том, что мы все хотим быть богатыми – это действительно так. Но на самом деле, полезно, наверное, все-таки быть не богатыми, а полезно быть экономически независимыми. А вот когда начинается вот этот излишек, он, конечно…

К.ЛАРИНА – Это, кстати, в этом есть существенная разница, между богатством и независимостью.

Л.СКРЯБИНА – И независимостью, да. Вот. Но с другой стороны, этот излишек очень вскрывает человеческую природу.

К.ЛАРИНА – Александр Шаганов!

А.ШАГАНОВ – Да.

К.ЛАРИНА – А у Вас деньги присутствуют как персонажи, в Вашей книжке?

А.ШАГАНОВ – Вы знаете…

К.ЛАРИНА – Эти маленькие желтые кружочки, как говорил Остап Бендер.

Н.ДОЛГОВА – О, я так люблю… (смеется)

А.ШАГАНОВ – Знаете, дело в том, что, вот, все-таки я пишу песни, стихи – это мой первый опыт прозы. И взаимоотношения любой поэтической натуры с деньгами, знаете, не всегда уверенно…

К.ЛАРИНА – Ну ладно, Ваша поэтическая натура деньги зарабатывает хорошие, потому что у Вас востребованные песни, все их знают, они народные все уже стали.

А.ШАГАНОВ – Тайны вкладов охраняются государством, Вы знаете, и я, так сказать…

К.ЛАРИНА – Вы вообще лопатой их гребете, я знаю. Мне слушатели об этом сообщили. (смеются)

А.ШАГАНОВ – Нет, ну конечно же, это самое… вот книга, которую я написал, там подняты такие годы, рассказывается о таких годах – перестроечные, сегодняшний день – когда, действительно, вот то, что, вот, Лида очень правильно сказала, Лидия, что люди очень сильно поменялись и общество поменялось, и… вот. Но самое главное, что… о чем эта книга, «Я Шаганов по Москве», это о том становлении паренька с рабочих окраин, который очень хотел писать и сочинять песни, и чтобы эти песни пригодились людям. Он проживает на страницах этой книги достаточно нестандартные ситуации – это написано все с большой самоиронией, и мне кажется, это будет очень большим подспорьем для ребят, которые только вступают на такую, творческую стезю.

К.ЛАРИНА – Но это лирический герой, или это Вы?

А.ШАГАНОВ – Это я, конечно же. Это же… со всеми плюсами, минусами – я старался быть максимально откровенен…

К.ЛАРИНА – Как он Вам, этот парень… паренек, как он Вам, ничего?

А.ШАГАНОВ – Вы знаете, мне он нравится. Я хочу сказать, что…

Н.ДОЛГОВА – И издательству он тоже нравится. (смеются)

А.ШАГАНОВ – Вы знаете, эта книга… мои друзья… наверное, не очень ловко говорить о своей книге, сказать о каких-то положительных… но я уж скажу. Вы знаете, вот мои друзья, прочитав ее, сказали: говорят, остается такое хорошее весеннее послевкусие, остается такое ощущение какого-то весеннего такого настроя. Для меня это было очень важно, чтобы был такой, знаете, позитив. Иногда, вот, читаешь книги…

К.ЛАРИНА – И жить не хочется.

А.ШАГАНОВ – Да, и в окончании… вот, у меня все в каких-то… в утренних таких тонах, и дай Бог, дай Бог.

К.ЛАРИНА – Все кончается хорошо. В книжке.

А.ШАГАНОВ – Пока да, потому что это жизнеописание, пока мы все бодры.

К.ЛАРИНА – А на каком периоде Вы заканчиваете эти свои мемуары?

А.ШАГАНОВ – Ну, вот мне сейчас 42 года – вот…

К.ЛАРИНА – Т.е. на этом моменте, да?

А.ШАГАНОВ – Да, на этом моменте.

К.ЛАРИНА – Т.е. тут мы констатируем позитив? Слушайте, я Вам завидую: обычно, вот, где-то в районе 40 начинается весь кошмар, да, особенно, у мужчин, говорят. А у Вас как все пролетело, незаметно?

А.ШАГАНОВ – Дело в том, что я очень поздно женился, в 37 лет.

К.ЛАРИНА – Так.

А.ШАГАНОВ – И вот период перед своей свадьбой я, в общем-то, испытывал вот эти подергивания состава, и я считаю, что мне первый раз повезло с моей Катей, и я надеюсь, что сейчас она слушает эту программу…

К.ЛАРИНА – Т.е. она Вам помогла безболезненно преодолеть этот рубеж сорокалетний?

А.ШАГАНОВ – Ну конечно, конечно. Творческому человеку очень важно обрести какие-то берега. Семейные.

К.ЛАРИНА – А советы, советы есть для мужчин в этой книге? Для творческих личностей.

А.ШАГАНОВ – У каждого человека…. Вы знаете, у каждого человека свой путь, и я, вот, просто делюсь, вот, своей жизнью. Это опять же…

К.ЛАРИНА – Опытом своим, да?

А.ШАГАНОВ – …не мемуары ни в коем случае, это там… знаете, там все скачет, там действующие герои – знаменитые люди, с которыми меня свела судьба, или же люди, которые просто никому не известны, но с очень интересными какими-нибудь характерными эпизодами в их жизни. И самый главный совет – это в том, что нужно жить наотмашь, и никогда не бояться скрывать того, что с тобой было, потому что некрасиво приукрашивать историю, и тем более, что некрасиво приукрашивать самого себя. Поэтому, может быть, какая-то, знаете, такая линия такого, знаете, времяпрепровождения, за которое мне, может быть, сейчас не совсем удобно – знаете, связанное с Банкетным движением, вот – это все тоже максимально откровенно написано, с иронией, опять же. Вот, поэтому мой совет: живите наотмашь, а там уж куда-то вывезет вас.

К.ЛАРИНА – Вот тут написано в аннотации: «В своей автобиографической книге Александр Шаганов рассказывает о закулисье российского шоу-бизнеса, продюсерских интригах…» Это действительно так? Там есть какие-нибудь скандалы?

А.ШАГАНОВ – Скандалы?

К.ЛАРИНА – Да. Вы раскрываете… Вы говорите, про кого…

Н.ДОЛГОВА – Сказал он и вздохнул. (смеется)

К.ЛАРИНА – Да?

А.ШАГАНОВ – Вы знаете, для кого-то…

К.ЛАРИНА – Мы про кого-то узнаем правду?

А.ШАГАНОВ – Вы знаете, для кого-то это скандал, а для кого, знаете… вот человек, например, приходит домой, снимает ботинки – они ему жмут. Вот он снял ботинки и счастлив, понимаете?

К.ЛАРИНА – Так.

А.ШАГАНОВ – Вот, а кто-то скажет: ну какое это несчастье, ну ботинки у него жмут, и Бог с ним. Т.е. для кого-то это скандал, для кого-то это просто какая-то усмешка. Прочитаете книгу, Вы поймете. Потому что всегда, знаете, аннотация – очень сложная вещь: нужно буквально в пяти предложениях рассказать о том, чему посвящены…

К.ЛАРИНА – И увлечь, завлечь читателя.

А.ШАГАНОВ – …там, не знаю, 300 страниц.

К.ЛАРИНА – Да.

А.ШАГАНОВ – И все-таки, я надеюсь, что это… все-таки художественное произведение, а не журналистская беллетристика…

К.ЛАРИНА – Вы не обидели, никого не обидели там? Честно.

А.ШАГАНОВ – Ну, там нет таких, знаете, отрицательных героев. Вот, они если даже отрицательные, они все равно с какой-то подкупающей такой, знаете, непосредственностью что ли… очень, опять же, московские все такие типажи и характеры. И поэтому моя задача была не в том, чтобы вывести кого-то на чистую воду. (смеется). Вот, а сказать о том этой книгой, что мир вокруг тебя прекрасен, и даже, вот, несмотря на какие-то, знаете, ночные, вечерние стороны жизни, все равно утром наступает утро. Вот так вот, извините.

К.ЛАРИНА – Наташ, ну похвалил уже автор. Я чувствую, ты относишься к нему с особой нежностью, я это чувствую.

А.ШАГАНОВ – Автора похвалит его тираж.

К.ЛАРИНА – Заботливо очень.

Н.ДОЛГОВА – Да, да. Я его очень люблю.

К.ЛАРИНА – Ты как-то его очень, да, трогательно оберегаешь.

Н.ДОЛГОВА – Нет, на самом деле… да его не надо оберегать, он большой мальчик. (смеются) Нет, на самом деле, книга очень позитивная. Вот я ее читала, и…

К.ЛАРИНА – Что значит, позитивная, объясните. Я не понимаю этого термина.

Н.ДОЛГОВА – Позитивная? Ну хорошо, я попытаюсь объяснить. Книга, вот, которую читаешь, и…

К.ЛАРИНА – Хочется жить?

Н.ДОЛГОВА – …вот тебя все время сопровождает хорошее настроение. Хочется не просто жить, хочется улыбаться. Вот Саша абсолютно правильно сказал о том, что всегда наступает рассвет, да?

К.ЛАРИНА – Может, он просто… ему повезло в жизни, он такой везунчик?

Н.ДОЛГОВА – Ну, везет тому, кто везет, как говорится. И ну хорошо, допустим, человек напишет одну песню – да, она станет хитом. И все. Т.е. он остается… или, допустим снимется какой-нибудь актер в одном фильме, и все, его знают, вот, по одной роли, остальные проходят мимо. А у Саши что ни песня, то хит. Вот мы просто навскидку можем назвать и «Атас», и «Улочки московские», и «Станция Таганская», и «Батяня, комбат», конечно, и многие другие.

А.ШАГАНОВ – А потом, знаете, вот я хочу сказать, что я писал такую книгу, которая не подавляла бы читателя, а наоборот, она заставляла бы человека открыть свои, может быть, скрытые способности, потому что часто, вот, мы смотрим на экранах на киногероев, читаем книги, и знаете, у всех какие-то такие, магические способности, у героев. И ты думаешь, что они вообще, с какой-то другой планеты прилетели, так сказать, каждый день открывают по преступлению… А вот в этой книге он такой, реальный такой персонаж, вот он, знаете, живет в нашем дворе прямо, вот, его можно, прямо, потрогать…

К.ЛАРИНА – Ему так нравится, он как говорит, говорит про себя в третьем лице. Все-таки какая-то есть разница между лирическим героем и автором, я прям чувствую. Дистанция какая-то есть, да?

А.ШАГАНОВ – Ну, может быть, чуть-чуть, конечно, знаете, прям вот… иначе бы это уже были мемуары, если бы вот так вот прямо в копейку я бы описал.

К.ЛАРИНА – А Вы здесь пишете, как бы, от первого лица или..?

А.ШАГАНОВ – Да, да. «Я Шаганов по Москве».

К.ЛАРИНА – Я, я – я Шаганов по Москве. Все-таки «я Шаганов».

А.ШАГАНОВ – Конечно.

К.ЛАРИНА – У нас сейчас новости, потом мы продолжим «Книжное казино». Напомню, что в гостях у нас сегодня издательство «Центрполиграф»: Наталья Долгова, пиар-директор издательства, а также авторы Лидия Скрябина и Александр Шаганов. После новостей мы с Наташей расскажем о книгах, которые мы сегодня вам представим в качестве подарков и призов – ну, кроме книги Александра Шаганова там еще есть много интересных авторов. Вот, и, естественно, зададим вам вопросы.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Я уже начала читать книгу Шаганова, но я привыкла читать книжки всегда с конца – почему-то у меня такая привычка идиотская. (смеется) Вот, и сразу обнаружила, что здесь, кроме прозы, есть стихи. Саш, ну я так понимаю, здесь не только песни, это и стихи, которые как стихи, да?

А.ШАГАНОВ – Ну конечно же, и какой-то ряд стихотворной подборки я не мог не включить, поскольку, знаете ли, прозаик я молодой, а проежик уже достаточно, так сказать, известный. Поэтому ряд своих стихотворений я уже… так сказать, с разрешения, опять же, издательства «Центрполиграф» я счел возможным. Вообще, Вы знаете, я хочу сказать, что я очень доволен, что это именно «Центрполиграф» обратило внимание на прозу молодого, так сказать…

К.ЛАРИНА – Пока шли новости и реклама, он понял, что надо похвалить издательство. Я поняла.

Н.ДОЛГОВА – (смеется) Правильно, правильно, Саша. Продолжайте… (смеется)

А.ШАГАНОВ – Ну а чего, Вы знаете, у нас есть этот самый, замечательный книжный магазин, и я вот не всегда согласен, что люди сейчас мало читают. Да, может, не читают, как говорится…

К.ЛАРИНА – Так все не то читают они.

А.ШАГАНОВ – Ну, опять же, выбор-то есть, и каждый человек, он может для себя что-то найти такое. Вот развитие его, так сказать, способности в нужном направлении – это…

К.ЛАРИНА – А Вы вот чего-нибудь читаете?

А.ШАГАНОВ – Кто, я? Да я, знаете, какой читатель?

К.ЛАРИНА – Да?

А.ШАГАНОВ – Мама, не балуй. Вот, и… ну, естественно, знаете ли, мои вкусы, они… я не знаю, достаточно консервативны, и из тех вот новых писателей, которые, это самое… это, наверное, Сергей Довлатов. Тут я, как говорится, не оригинален. Тут недавно купил его новую книгу, которая, знаете ли, включает его…

К.ЛАРИНА – Колонки в «Новом американце».

А.ШАГАНОВ – Да, да, да. Ну, Вы знаете эту известную книгу. Это замечательно. И вот «Центрполиграф», вот он обращает внимание… т.е. вот Вы знаете, вот он ведет работу от начала создания книги до, так сказать, ее завершения. Не знаю, как, вот, у Лидии Скрябиной, надеюсь, что также, наверное, было, как и у меня.

Л.СКРЯБИНА – Я хочу сказать, что мне в этом смысле очень повезло, вот, потому что…

К.ЛАРИНА – Наташ, вот прямо будешь это все сейчас слушать долго?

Н.ДОЛГОВА – Продолжайте, друзья!

К.ЛАРИНА – Не будешь останавливать?

(смеются, говорят одновременно)

Л.СКРЯБИНА – Это правда, допустим… я хочу сказать, что я своеобразный неформат. Я ношу свои рассказы в толстые журналы, их там печатают, ну, с некоторым скрипом и говорят: «Ну, это все очень просто, очень смешно и очень реалистично». А если я несу свои рассказы в так называемые глянцевые или, там, массовые такие журналы, они говорят: «Ну да, мы возьмем, но только это все очень сложно, очень мрачно и очень постмодернистски».

К.ЛАРИНА – А вот почему – к Шаганову у меня вопрос возник…

А.ШАГАНОВ – Да.

К.ЛАРИНА – Почему с ударениями как-то Вы не дружите? В угоду рифме?

А.ШАГАНОВ – Вы наверное, какой-то открыли сейчас песенный какой-то мой текст, где…

К.ЛАРИНА – «Я в рабочей семье народился, юных ленинцев…»

А.ШАГАНОВ – Это песенный текст. Это песенный текст, и надо сказать, что это допустимое такое блуждание такого ударения в песенных текстах…

К.ЛАРИНА – Ну не знаю, вот я слышала «Пристрелить не поднялась рука» - поет известный наш певец. Но как-то мне не…

А.ШАГАНОВ – Ну, в песнях это допустимо, это, опять же, в канонах русского языка песенного.

К.ЛАРИНА – Да?

А.ШАГАНОВ – Вот, но мне бы хотелось, чтобы Вы, на самом деле, на сегодняшней минуте открыли все-таки прозаические рассказы они…

К.ЛАРИНА – Отчего? (смеется)

А.ШАГАНОВ – Поскольку они не очень, так сказать, длинные… Вот.

К.ЛАРИНА – Нет, во-первых. Во-вторых…

Л.СКРЯБИНА – Там с ударениями все в порядке.

К.ЛАРИНА – Нет, кроме того, что я видела здесь стихи – это я иронизирую, ну чего Вы, перестаньте, дайте мне все-таки. Мы же…

А.ШАГАНОВ – Фотографии там хорошие еще есть.

Н.ДОЛГОВА – Вот я хотела сказать, да, очень…

К.ЛАРИНА – Но здесь рисунки! Рисунки Екатерины Шагановой. И рисунки совершенно замечательные.

А.ШАГАНОВ – Иллюстрации сделала моя жена. Я к ней обратился как к близкому, родному человеку, который знает мою натуру. И надо сказать, что для нее это первый опыт, она очень трогательно к этому отнеслась, спасибо, что они Вам понравились.

К.ЛАРИНА – Она художник?

А.ШАГАНОВ – Она самодеятельный художник…

К.ЛАРИНА – Замечательные.

А.ШАГАНОВ – Проживает, так сказать, с таким вот персонажем как я, открываются способности дополнительные. Вот, она рисует, да, пишет – пишет картины.

К.ЛАРИНА – А Наташа, вот Вы принимали, да, дизайн-макет, как, вот, рисунки жены?

Н.ДОЛГОВА – А Вы знаете, а рисунки действительно неплохие.

К.ЛАРИНА – Да не то, что неплохие, они просто замечательные.

Н.ДОЛГОВА – Дело в том, что в январе, когда у нас была презентация Сашиной книги в одном из московских ресторанов…

А.ШАГАНОВ – Погуляли на славу.

Н.ДОЛГОВА – У меня… нет, я хотела о рисунках. Да, мы хорошо погуляли. Я хотела о рисунках сказать. Т.е. я Саше предложила…

Л.СКРЯБИНА – Ну так с этим настроем Сашиным… вот, пожалуйста, проступают способности.

Н.ДОЛГОВА – «Саша, давай поставим на сцену, там, ну, на мольбертах, рисунки Кати». И он кричал «да, да, да», а потом так выяснилась, что она застеснялась, что она сочла, что это, ну, не очень ловко. А на самом деле, почему нет? Почему нет? Они очень красивые.

К.ЛАРИНА – Очень хорошие. Они просто хорошие. Вот они какие-то очень правильные, причем такие вот рисунки…

А.ШАГАНОВ – Редкие на сегодняшний день, я бы сказал, иллюстрации. Вот. Вот, еще, знаете, если вот про эту книгу говорить…

К.ЛАРИНА – Такая графика – просто графика замечательная.

А.ШАГАНОВ – Да. Вы знаете, мне бы очень хотелось, чтобы, вот, люди, которые будут читать эту книгу, они, как бы, делали на себя такую кальку, они вспоминали вот эти годы прожитые, знаете ли… ну, особенно, вот, с 87 и, вот, по, там, середину 90-х годов. Там, знаете, у меня, вот, книга без каких-то там преследований и пистолетов, но при этом читатель совершенно зримо видит вот эти, знаете, эпохальные годы, когда человек поступал институт в 82 году – его заставляли учить, там, образно говоря, историю КПСС, а вступая в жизнь в 87 году эту историю КПСС нужно было всячески забыть. Т.е. люди пережили, мне кажется, колоссальный такой излом. Это не касается каких-то…

К.ЛАРИНА – Очень тяжелое… самое тяжелое.

А.ШАГАНОВ – …олигахов – не олигархов, бандитов – не бандитов. Обычный человек…

К.ЛАРИНА – Это наше поколение.

А.ШАГАНОВ – Это наше поколение.

Л.СКРЯБИНА – Да.

К.ЛАРИНА – Мы все так…

Л.СКРЯБИНА – И главное, с историей КПСС не забыть и всю остальную историю.

К.ЛАРИНА – Дело же не в истории КПСС – вот чтоб вы понимали, о чем Александр говорит – а в том, что нас готовили в институтах совсем к другой жизни, да? Когда мы оттуда вышли…

Л.СКРЯБИНА – Все равно как бегуна – ему говорят, что он будет бежать по дорожке в кроссовках, и в самый последний момент говорят, что в кроссовках, но по льду.

К.ЛАРИНА – Да.

А.ШАГАНОВ – Великолепный образ, Лидия, великолепный.

К.ЛАРИНА – Я вопросы задаю нашим слушателям. Как назывался сборник систематических изложений русской истории от Владимира I до Ивана IV, составленных по материалам летописей, хронографов и родословных книг? Золотой телец – что это в первоначальном смысле слова? Назовите имя первого русского патриарха. Кто такие бестиарии и чем они отличались от гладиаторов? Кому принадлежит выражение «плох тот повар, который не облизывает пальцы»? Про какого российского императора современники говорили «страшный в гневе, расточительный в милостях»? В бильярде есть понятие контртуш – что это такое? Какого цвета обычно была одежда самураев? Итак, сегодня у нас в каждом лоте, конечно же, будет книга Александр Шаганова с автографом автора, я надеюсь. Да?

А.ШАГАНОВ – Yes.

К.ЛАРИНА – Лидия пока подождет, но я надеюсь, что ее книги найдут своего читателя и среди слушателей «Эхо Москвы», потому что…

Н.ДОЛГОВА – Безусловно, найдет.

К.ЛАРИНА – Наташа наверняка, там, пришлет для наших слушателей какое-нибудь количество книг…

Н.ДОЛГОВА – Обязательно.

К.ЛАРИНА – …чтобы мы разыграли их. Ну, а сейчас я буду называть книги, которые у нас сегодня присутствуют на игровом столе, а Наташа Долгова несколько слов про каждую, наверное, скажет. Ну вот, отдельная целая историческая серия «Россия забытая и неизвестная». Здесь у нас книги под названием «Рыцарь Балкан граф Игнатьев» - это раз. «Корифеи российской адвокатуры», «Атаман Дутов»… что я еще не назвала?

Н.ДОЛГОВА – «Ваше Величество, это казаки».

К.ЛАРИНА – «Ваше Величество, это казаки». И «Собиратели и хранители прекрасного». Вот что это за серия такая, Наташ, скажите, пожалуйста.

Н.ДОЛГОВА – Ой, Вы знаете, я очень горжусь этой серией. Это визитная карточка издательства, прекрасно изданные книги, которые находятся в библиотеке и президента, и в библиотеке патриарха. Это продолжающаяся серия, которая включает в себя порядка 60 книг, и показывает забытые страницы истории – собственно, что из названия и явствует, да? И персонажей исторических, которых мы давным-давно забыли. У нас в издательстве есть два подвижника – это Валентина Алексеевна Благово и Сергей Алексеевич Сапожников, редакторы этой серии бессменные. Они члены Российского Дворянского собрания, которые везде, где можно, ищут материалы для книг и всячески их представляют. Я знаю, что и у президента Франции есть эти книги, и…

К.ЛАРИНА – А авторы откуда все, вот авторы этих книг?

Н.ДОЛГОВА – Вы знаете, вот работают с авторами и вот, кстати, одна из последних вышедших в этой серии книг – это «Рыцарь Балкан»…

К.ЛАРИНА – Т.е. это не эмигрантская литература, это современные авторы, историки, да?

Н.ДОЛГОВА – И в том числе, эмигрантская есть тоже, да. Так вот, я хотела вот о «Рыцаре Балкан» сказать…

К.ЛАРИНА – Да, пожалуйста.

Н.ДОЛГОВА – Ее написала болгарская автор Калина Канева. Ее представляли в посольстве России в Болгарии – был и посол там, и другие высокопоставленные лица. И вот этой книге она посвятила 25 лет жизни. Очень интересные книги, я надеюсь, те, кто любит российскую историю, они обязательно украсят, вот, ваши книжные полки – обратите на них внимание.

К.ЛАРИНА – Дальше поехали. Следующая… это тоже серия, как я понимаю, «На линии фронта, правда о войне». У нас сегодня две книжки из этой серии, «Познать себя в бою» Покрышкина и «Записки офицера «Смерша» Ивановского.

Н.ДОЛГОВА – Да, что касается «Познать себя в бою» - ну, имя аса Покрышкина, знаменитого летчика времен Второй Мировой, оно известно абсолютно всем. Но чем… она издавалась в советские еще времена, но чем хороша эта книга, она впервые издана без купюр и подготовлена внучкой прославленного летчика. Что касается книги Олега Ивановского, «Записки офицера «Смерша», то это тоже подлинные записи, т.е. все как было, и людям, которые интересуются историей Второй Мировой войны, я думаю, будет очень интересно прочитать.

К.ЛАРИНА – Ну, я так понимаю, что это две книжки из этой серии, а сколько всего вообще?

Н.ДОЛГОВА – Ну, на самом деле, их очень много…

К.ЛАРИНА – Уже чего-то было?

Н.ДОЛГОВА – Да, у нас… дело в том, что «Центрполиграф» издает достаточно большую линейку именно исторических книг и именно посвященных Второй Мировой войне. Причем у нас есть серия, вот, которую ты держишь в руках – это «Вся правда о войне». И вторая книга, вернее, вторая серия, которая написана от лица наших противников. Т.е. записки немецких генералов, скажем, каких-то японских дипломатов и вообще, западных историков, которые рассматривают войну, вот, глазами наших противников, с той стороны. Книг очень много, и перечислять их невозможно, да я и, наверное, не смогу это сделать, поэтому я всех интересующихся отсылаю на сайт издательства «Центрполиграф». В любом поисковике набрать по-русски «центрполиграф» - и тут же вы выйдете на наш сайт, и там все эти книги представлены, причем с картинками. Книги очень интересные.

К.ЛАРИНА – Хочу прочитать Ивановского. У меня дед мой служил в «Смерше», воевал.

Н.ДОЛГОВА – Вот, тем более, тем более. Да, потому что…

К.ЛАРИНА – Любимая его книжка была, да, Богомолова, естественно, «В августе 44-го».

Н.ДОЛГОВА – А! «В августе 44-го», да. И кстати, очень хороший фильм.

К.ЛАРИНА – Вот книги тогда не было, вот этой книжки.

Н.ДОЛГОВА – Конечно, конечно. Что касается «Смерша», то буквально до последнего момента эта тема была закрыта, и вот только сейчас потихонечку книги начинают издаваться. И «Центрполиграф» как раз издает эти книги, и у нас есть целая, ну… там, целая, я не знаю, пул наших читателей, которые специально приходят и на выставку, и в наш фирменный магазин недалеко от Театра Российской Армии, которые, вот, целенаправленно собирают эту серию. Вот.

К.ЛАРИНА – Теперь переводная литература. У нас сегодня две книги представлены, Питер Джеймс «Убийственно просто» и Пол А. Тот «Обратный отсчет».

Н.ДОЛГОВА – Да. Что касается Питера Джеймса – это превосходный детектив. Вот Саша показывает два больших пальца.

К.ЛАРИНА – Читал, да, читал, да?

А.ШАГАНОВ – Я уже прочитал. Великолепно, друзья мои, великолепно.

К.ЛАРИНА – Ага.

Н.ДОЛГОВА – Да, очень известная книга. На самом деле, она признана во всем англоязычном мире, всего вышло уже, наверное, более 8 млн. экземпляров. Очень необычный закрученный сюжет – я не буду его пересказывать, нужно читать. И сразу, вот, ну, закрывая, вот, тему Питера Джеймса, скажу, что у нас скоро выйдет вторая его книга, которая называется «Умереть красиво». «Looking Good Dead». Т.е. мы даже объявляли некий конкурс для того, чтобы…

К.ЛАРИНА – На миру и смерть красна.

Н.ДОЛГОВА – Нет, нет, нет. Вот именно «умереть красиво». Т.е. сюжет не буду пересказывать, она выйдет, наверное, через месяц. Вот, и те, кто уже сумел полюбить творчество Питера Джеймса, я обязательно, ну, просто рекомендую ее прочесть. Очень необычный сюжет.

К.ЛАРИНА – Так, ну а Пол А. Тот?

Н.ДОЛГОВА – А Пол А. Тот – это тоже американский писатель, это некий роман-путешествие. Она у нас входит в серию «Интеллектуальный бестселлер». Книги, условно говоря, не для всех, т.е. это не те книги, которые нужно читать в метро, эти книги требуют вдумчивого такого чтения, но те, кто устал от легкой, легковесной литературы, такого, желтушного толка, я рекомендую эту серию и, в частности, книг Тота. Я, на самом деле, хотела привезти еще одну книгу, называется «Лучшее время для поездки в Китай», но, вот, она у нас так быстро разошлась, что мы ее сейчас допечатываем, у нас ее в издательстве просто нету. Т.е. может, в книжных магазинах есть, а на складе точно нет. Это я к тому же, опять, что читают люди, читают.

К.ЛАРИНА – Что? И отвечают на наши вопросы.

Н.ДОЛГОВА – Давайте послушаем.

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ

К.ЛАРИНА – Я хочу – у нас осталось совсем немного времени – чтобы Наташа несколько слов сказала о ближайших новинках, которые появятся… Ну, кроме как книжки «Моль до гламура» присутствующего здесь автора. Еще какие премьеры нас ожидают в ближайшем будущем?

Н.ДОЛГОВА – Ну, завершая тему детективов, я уже, по-моему, говорила немножечко раньше, что мы выпускаем книгу Питера Джеймса, которая…

К.ЛАРИНА – Новую.

Н.ДОЛГОВА – Да, совершенно новую книгу. И тоже весной – она выйдет у нас весной – с удовольствием хотела бы рассказать для всех любителей исторической литературы, что, скорее всего, в конце марта – это будет зависеть от типографских, так сказать, расторопности – у нас выходит исторический бестселлер, который называется «Мао».

К.ЛАРИНА – Это про Мао Цзе Дуна?

Н.ДОЛГОВА – Да. Да. Кто же был Мао на самом деле – жестоким правителем, тираном или же…

К.ЛАРИНА – Или грибом.

Н.ДОЛГОВА – Да. …бессердечным… не как Ленин. Нет. Бессердечным отцом. Это биография Бибикова, Кормчего, которая была впервые опубликована в 2005 году. Эта книга писалась более 10 лет.

К.ЛАРИНА – А цитатник там есть Мао?

Н.ДОЛГОВА – Нет, цитатника там нет, но на него часто ссылаются. Написали его два автора – кстати, они муж и жена – это американец и китаянка, и пользовались достаточно большим количеством архивов. Это архив Госдепартамента США, это архив Тайваня.

К.ЛАРИНА – Вообще, интересно, по-моему, впервые такое исследование.

Н.ДОЛГОВА – Да, да, да. На самом деле, книга очень интересная, она очень толстая, там более 800 страниц. Вот, архивом Тайваня – там хранятся документы Гоминьдановского Китая, которые в свое время вывез Чан Кай Ши. Вот. Что еще можно сказать о ней? Т.е. мы ее анонсировали, книгу, на самом деле, ждут. И могу сказать то, что эту книгу, вот как я вычитала где-то, на ночь читает президент Буш. И он считает, что именно она смогла дать ему понять, что такое истинное лицо коммунизма.

К.ЛАРИНА – Вот это вот зря сказала. Вот ты вот зря сказала.

Н.ДОЛГОВА – Ну почему, нет, это вот как один из образчиков. На самом деле, книга-то пользуется…

К.ЛАРИНА – Вот когда ты будешь эту книжку издавать, не пиши это на обложке.

Н.ДОЛГОВА – Не, не, не, это я только… только для нас, для слушателей этой программы. (смеются) На обложке… тем более, книга уже в типографии и, вот, не знаю, вот, когда выйдет, знаю то, что в марте. Вот, но те, кто любит историю – а это действительно очень интересная книга. И так ли уж нам много известно о Мао, как мы думаем?

К.ЛАРИНА – Наташ, а вот то, что касается мемуаров, есть еще что-нибудь в планах?

Н.ДОЛГОВА – Мемуары? Ну вот, у нас продолжает выходить вот эта серия, про которую мы сегодня говорили, книги, которые разыгрывали, «Россия забытая и неизвестная».

К.ЛАРИНА – А от артистов, режиссеров?

Н.ДОЛГОВА – Ну, пока нет.

К.ЛАРИНА – Певцов, композиторов? Поэтов?

Н.ДОЛГОВА – Ну, я надеюсь, все это появится, может быть, после лета. После лета. У нас есть кое-какие задумки – я сейчас не буду об этом говорить, потому что говорить пока не о чем. А вот любителям детективов я бы очень хотела порекомендовать книгу некоего Элмора Леонардо. Т.е. имя, которое ничего не скажет, скорее всего, российскому читателю, а между тем, это очень известный детективщик. Ему, кстати, уже за 80, и свою самую лучшую книгу он написал в 79 лет. И сейчас у нас предпечатную подготовку проводит… вернее, проходит книга, которая, собственно, по-русски еще не называется, но ее английское название «The Hot Kid». Вот, можно даже устроить некий конкурс на лучшее…

К.ЛАРИНА – На лучший перевод.

Н.ДОЛГОВА – На лучший перевод. Потому что, с одной стороны, очень легко, а с другой стороны, нужно очень емко и как-то энергично ее назвать.

К.ЛАРИНА – Ну что ж, спасибо большое! Издательство «Центрполиграф», Наталья Долгова наша гостья, которая пришла не одна, а с замечательными авторами: Лидия Скрябина, чей литературный талант нам еще предстоит оценить, поскольку книга «Моль для гламура» появится, вот, в ближайшее время…

Н.ДОЛГОВА – В ближайшую неделю.

К.ЛАРИНА – В ближайшую неделю в книжных магазинах, и надеюсь, у нас на «Эхе» тоже. И Александр Шаганов, поэт-песенник, который сегодня представил свою книжку «Я Шаганов по Москве». Очень, по-моему, симпатичная книга, сейчас Саша будет ее подписывать для наших победителей, так что вам предстоит хорошее время для того, чтобы эту книжку прочитать. А у Саши впереди большие юбилейные концерты, поскольку там, я знаю, у Расторгуева великий день…

А.ШАГАНОВ – Да, будем его поздравлять с 50-летием…

К.ЛАРИНА – Да.

А.ШАГАНОВ – И, в общем, трогательно, надо сказать, поздравить его. Достаточно.

К.ЛАРИНА – Да.

Л.СКРЯБИНА – А я хочу еще добавить, что мы встретились в потрясающий день, потому что сегодня…

К.ЛАРИНА – Прощеное воскресенье.

Л.СКРЯБИНА – Не только прощеное воскресенье, но еще сегодня Китайский новый год и буддийский новый год – это бывает очень редко, так все совпало. И еще сегодня повезло, кстати, транспортной милиции, потому что сегодня, по блату, наверное, день транспортной милиции. В такой потрясающем раскладе…

К.ЛАРИНА – Боже мой! Какой-то хронограф какой-то ходячий! (смеется)

Л.СКРЯБИНА – Я хочу сказать, что мы, писатели и издатели, в такой замечательный день – прощеное воскресенье – должны попросить прощения…

К.ЛАРИНА – У своих читателей! (смеется)

Л.СКРЯБИНА – Конечно. Конечно.

(смеются, говорят одновременно)

Н.ДОЛГОВА – У слушателей, у слушателей, которым я задала сложные вопросы. Хотя ответ на первый вопрос – уж я его…

К.ЛАРИНА – Скажи уже, да.

Н.ДОЛГОВА – Это «Степенная книга».

К.ЛАРИНА – А второй вопрос – это Павел I.

Н.ДОЛГОВА – Да, а император – это Павел I.

К.ЛАРИНА – И все. Засим прощаемся, до встречи! Пока!

Н.ДОЛГОВА – Спасибо!

А.ШАГАНОВ – Всего доброго!