Купить мерч «Эха»:

Людмила Третьякова - Книжное казино - 2005-11-06

06.11.2005

К.ЛАРИНА – Открываем наше «Книжное казино». У микрофона Ксения Ларина, напротив меня Майя Пешкова, и в гостях у меня сегодня Людмила Третьякова, писатель, который пишет исторические романы из реальной жизни. Здравствуйте, Людмила.

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Здравствуйте, Ксения, здравствуйте.

К.ЛАРИНА – У нас сегодня много книг, мы сейчас скажем, какие книжки вы сегодня сможете получить в подарок, главное объяснить, как это можно сделать. Поскольку у нас проходит еще одна игра, тоже книжная, то давайте не будем путаться и через некоторое время я попрошу Людмилу задать свои вопросы, которые она для вас подготовила, вы можете подумать, посоветоваться, полистать, залезть в справочники, энциклопедии, в Интернет, а потом по телефону прямого эфира во второй части нашей программы ответить на эти вопросы. Кроме этого у вас есть возможность задать свои вопросы нашей гостье, и вы это тоже сможете сделать по эфирному телефону во второй части нашей программы, только обязательно оставляйте свои контактные телефоны, поскольку подарков у нас много, и Людмила ждет ваших вопросов. Я напомню номер нашего пейджера 9613333 для абонента «Эхо Москвы». Теперь давайте про книжки скажем, Майечка.

М.ПЕШКОВА – Да, всех книг, которые написала Людмила Ивановна, тут нет.

К.ЛАРИНА – Сколько всего написано?

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Написано 10.

М.ПЕШКОВА – Из тех книг, которые сегодня у нас в розыгрыше это: «Красавица не умирает», «Все для тебя», «По прихоти судьбы», «Российские богини», «Мои старинные подруги», «Вечный идол» и «Царский подарок». Наверное, мне хотелось бы спросить по поводу «Царского подарка», потому что эта книга исчезла с прилавков книжных магазинов, хотя выпущена совсем недавно.

К.ЛАРИНА – То есть, слушатели в буквальном смысле получат «Царский подарок», поскольку этой книги в продаже нету.

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Ну, я человек скромный, и не хотела бы говорить, что это настолько царский подарок, но название родилось само собой, здесь действительно много царствующих особ, а потом ведь простые люди могут дарить друг другу настоящие царские подарки. Книга эта почему-то пользуется популярностью, может быть, потому что она такого интенсивного красного цвета, а в овале изображена очень строгая женщина, но в изумительном, как мне кажется, наряде, и это любимая дочка Николая I, Мария, по имени которой назван Мариинский дворец в Петербурге, для тех, кто может быть не очень об этом осведомлен.

К.ЛАРИНА – А Мариинский театр?

Л.ТРЕТЬЯКОВА – А Мариинский театр это уже в честь жены, другой. А это специально ко дню ее свадьбы, похожа она на батюшку, строгая, взгляд такой серьезный, но красивая и полное несоответствие этого очень строгого внешнего вида с ее натурой женской, это всегда меня привлекает, это вечная обманка в женщине.

М.ПЕШКОВА – Есть еще одна дивная ваша книга, на которой хотелось бы остановиться – это конечно, «Парижанки» и госпожа Реконвье, и та самая баронесса.

К.ЛАРИНА – «Парижанок» у нас сегодня нет, к сожалению.

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Да, это просто моя промашка, потому что я обожаю эту книгу, и родилась она, естественно, от любви к этим женщинам, потому что когда я бываю в Париже, я всегда на них внимательно посматриваю, в них действительно есть что-то особое, пленяющее, но поскольку мы из нашего сегодняшнего солнечного дня углубляемся все же в прошлое, и, может быть, это замечательно иногда выпасть, там лучше иногда, то там представлены, в общем-то, женщины прошлого. Хочу сказать, что в принципе они не очень отличаются от нас, для женщин вообще национальности, века - это дела не определяющие, она всегда сама по себе, она всегда варит свою кухню, поступает как ей надо, но парижанки в этом плане всегда задавали фору, и не случайно слово «парижанки» звучит маняще и для мужчин, и для женщин, для меня, в частности.

М.ПЕШКОВА – Что делали русские женщины в Париже? Что их так влекло в этот город?

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Русские женщины в Париже появились очень давно, они появились там еще в XVI веке, когда Петром был назначен первый русский посол, он привез свою супругу. Я представляю, как билось ее сердце, когда она была представлена королю и королеве, но дама была не робкая, она быстро выучила французский язык, средства для того, чтобы опустошать лавки у нее были. Она как-то очень хорошо вписалась в этот версальский антураж и, если бы я имела возможность показать радиослушателям ее портрет, ее от французской маркизы не отличишь. И так пошло, поехало. Как ни приезжает наша дама в Париж, она возвращается оттуда какая-то совершенно другая, слово муж появляется в ее лексиконе все реже и реже, у нее возникает какое-то ощущение самодостаточности, что она хороша, что ее приглашают танцевать, и вообще, что жизнь прекрасна, и ею просто нужно правильно распорядиться. А пик всего этого сумасшествия пал на середину XIX века. Это связано с тем, что в это время в Петербурге и во всей России заправлял Николай I, государь достаточно строгий, не любивший, чтобы женщины отбивались от семейного очага, он свои мужские интересы соблюдал, но дама должна быть квинтэссенцией благопристойности. Нашим красавицам все это очень быстро надоело, все эти холодные петербуржские балы, женщины богатые, женщины, сумевшие поставить мужей именно на то место, на котором им надлежало быть, и они сорвались в Париж. Я вам могу назвать многих, одна у нас даже на обложке – это Варвара Римская-Корсакова, ее там называли раскосой Венерой, она немножко такая скуластенькая, но с дивными волосами. Так вот, когда она приехала в Париж и знаменитая красавица, абсолютно свихнутая на своей красоте, была такая графиня Костельона, в которую была влюблена вообще вся Европа, когда она увидела ее, она просто в ступор впала от этой роскоши. Во-первых, они все были богаты, кто был с мужьями, кто без, они были с детьми, вся их русская челядь с ними, они туда не на месяц и не на два отправлялись, в Петербург, а поскольку все были достаточно талантливы музыкально, прекрасно танцевали, как-то легко входили в эту парижскую жизнь, то они просто становились законодательницами и парижской моды и некой смелости, которой удивлялись даже сами француженки. И знаете, что меня удивило, когда я наблюдала за ними по их мемуарам: при всем при том, они оставались чисто русскими женщинами, муж знал свое место, дети тоже, челядь тоже. И когда ей надоедала эта бурная французская жизнь, она вдруг вспоминала о папенькином имении в Твери, о том, что и снег хорош, и сирень у нас цветет, не в пример больше ее у нас, чем в Париже, она засовывала в карету мужа, детей, бабок, нянек, и к себе домой на родину, к своим нянюшкам и превращалась в обычную русскую барыню, такую, как мы знаем по портретам и так далее. А Париж оставался где-то вдалеке, а потом одна волна сменяла другую, и все начиналось сначала.

К.ЛАРИНА – Скажите, Людмила, какое у вас любимое историческое время?

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Я очень благодарна, Ксения, что вы задали мне этот вопрос, потому что большинство людей задавало себе вопрос: в том ли веке я родилась, а не лучше ли было мне родиться тогда? Я даже слышала по радио социальный вопрос, когда был очень большой разброс мнений. Я скажу, да, у меня уже сложилось мое любимое время, мне хотелось бы немного пожить при Екатерине II, я обожаю эту женщину, может быть, у нас еще зайдет о ней разговор. Я все не осмеливаюсь начать о ней книгу, где-то десятка два лет прожить при ней, потом пропустить эпоху Павла I, потому что при всем уважении к тому, кого Пушкин называл русским Гамлетом, мне все же не очень нравилась его эта манера указывать приближенным, когда следует ужинать, это вообще не в моем характере, и я обожаю александровскую эпоху, понимаете, мне кажется, красивей ее нет, она освещена нашими победами в Европе. И тут - Пушкин, и тут лицей, и тут эти офицеры, которые с одной стороны офицеры, с другой они композиторы, музыканты, поэты, они все знают, они все умеют, Лунин задает целый фортепианные концерты, это какая-то потрясающая публика, но совершенно случайно я нападаю на фразу Пушкина, которая говорит, я думаю: ну, что это Александр Сергеевич, все то у него Борис Годунов, все он выпадает в какую-то другую эпоху, то Петр, у него мечта написать о Петре… Вы знаете, человек никогда не доволен своей эпохой, и ему сказалось, что это век такой вялый, я думаю: боже мой, какой там вялый век, а ему все хочется страстей и он находит их у Петра, он находит у Бориса Годунова, так что это все нормально, что нам собственное время не надо, нам бы побывать в том, там немного покрутиться, а потом вернуться.

К.ЛАРИНА – Еще один вопрос: скажите, пожалуйста, когда случилось это погружение в историю в вашей жизни, и кого бы вы назвали, если не учителем, то тем человеком, который вас направил, кто вам эту любовь привил?

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Как все в жизни: меня жизнь уже сделала фаталисткой, все дело случая и это очень страшно, потому что случай может случиться, а может и не случиться, может случиться счастливый случай, а может, совсем нет. Я ведь по первоначальному своему образованию инженер, причем военный инженер, я кончала Бауманский институт, в группе было 3 девочки. Но история мне нравилась всегда, меня это зачаровывало, меня зачаровывал Арбат, по которому я ходила и смотрела на эти освещенные окна, и мне казалось, что там какая-то другая жизнь, хотя XX век на дворе и безумно меня тянуло в этот мир, и надо было мне встретиться с одной женщиной, которая жила в XIX веке и которая, я считаю, определила и мое будущее занятие. Потом я стала журналистом и 12 лет работала в журнале, и сейчас считаю себя и не называю себя ни писателем, ни литератором, я все-таки журналист, это моя специальность, и меня потрясла одна история, потрясла настолько, что, когда я опубликовала очерк в журнале, посыпались письма и мне начали говорить, а что там было раньше, а что там, а как там? Я сама понимала, что я недобрала, мы сделали фильм, состоящий из 2 частей, который назывался «Александр, Маргарита» и который уже лет 10 время от времени появляется на экране. Это была абсолютно исключительная история, и я считаю, что таких сюжетов в нашей, русской истории раз два и обчелся, второго я вам пока что такого не назову. Если будет у нас возможность, я просто вкратце расскажу, что это за женщина и, кстати сказать, на всех моих встречах с читателями эту женщину называют любимой героиней и говорят: что-то потрясающее.

К.ЛАРИНА – Вот видите, какое вы поставили многоточие, как вы подвесили интригу перед новостями. Напомним, что в гостях у нас сегодня Людмила Третьякова, а сейчас у нас новости.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Мы возвращаемся в программу "Книжное казино". Уже много пришло вопросов в адрес Людмилы, пока шли новости и реклама. Я посмотрела на вопросы, кое-что себе зафиксировала, и сразу скажу, что одна наша слушательница, ваша тезка Людмила, уже точно получает приз. Поскольку еще до того, как я задала вам вопрос, она тоже поинтересовалась, в какой исторической эпохе вам бы хотелось жить, поэтому я думаю, что Людмила точно заслужила приз за такой вопрос, который вам так понравился.

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Конечно, конечно.

Давайте, Ксения, я вернуть к тому, с чего мы начинали. Понимаете, маленькая статеечка в газете, ну, все знают про Бородино, и какая битва там была, все это как бы нам известно со школьной скамьи, но мало кому известно, во всяком случае раньше было, какая грандиозная любовная история связана с Бородинским полем, где, кажется, были одни мужчины, где кроме стонов, крови, оружия и дикого остервенения друг против друга не было. Дело в том, что на Бородинском поле сражался русский генерал Александр Тучков. Предыстория такова, что буквально всего за 4 года до этого сражения, он встретил в Москве, в каком-то особняке женщину. Он был холост и вообще не собирался жениться. Сначала его поразил ее голос, когда он еще не видел ее лица, он услышал ее голос и уже, собираясь пораньше уйти домой, вдруг его что-то остановило, он вернулся в гостиную и спросил, кто это. Ему сказали, что это Маргарита Ласунская, у нее ужасно сложилась судьба личная, в общем, замужняя дама, и, казалось, всему конец. Вы же понимаете, это 19 век, довольно строгие нравы и ни о чем не могло быть и речи. Но что-то его заставило попросить, чтобы их познакомили и представили, они посмотрели друг на друга, и это решило все. Для нее, действительно, переживавшей ужасное унизительное замужество, этот взгляд подарил какую-то надежду. Она скрывала от матери и от отца, что очень несчастлива в браке, и тут вдруг рассказала то, как она живет с мужем, те схватились за голову, а это семья Нарышкиных довольно влиятельная, срочно, в общем, нажали на все кнопки, и ее развели. Александр является к ней и просит ее руки, а матушка говорит: "Да вы что, я знаю, я очень уважаю семейство Тучковых, но Маргарита только сейчас развелась, ей в монастырь надо". И никаких больше разговоров. От огорчения, что ему отказали, Александр уезжает в Париж, просто берет отпуск как офицер. И там, вот представляете, как бывает, он видит там молодого Наполеона и даже разговаривает с ним, и не знает, что этот человек послужит, ну, какой-то косвенной причиной его гибели, крушения вообще всего этого счастья, и вот так проходит 4 года. Маргарита смотрит на себя в зеркало и видит, что она бледнеет, стареет, и когда молодой красавец снова появляется в Москве и снова просит ее руки, она уже сама отказывается, она говорит: "Боже мой, нужна ли я ему?". А он прислал ей стихи:

Кто владеет моим сердцем,

Кто будет владеть им всегда –

Прекрасная Маргарита.

И после этого она сдалась. Они поженились и тут война, тут война с финнами, и она переодевается в солдатский костюм и, к ужасу всех своих родных, уходит с ним в армию. И вот этот знаменитый переход Ботнического залива во вьюгу, когда он был скован льдами. Это вообще было невыносимо выдержать мужчинам, там ломались мужчины, вел этот отряд Багратион, когда они оказались в Финляндии, упав прямо с неба, там не было даже ни одного выстрела, потому что это просто было слишком невероятно, она все это пережила. А потом, когда он уже служил в Бресте, и она всюду ездила с ним, у них родился маленький сын, это было их счастье, долгожданный сын Николай, Николенька, как две капли воды похожий на Александра. Только они в Бресте зажили – все, началась война 1812 года, это Белоруссия, сами понимаете, это граница, все уже пылало. Александр посадил свою Маргариту в коляску с маленьким Николенькой и говорит: "Поезжай, потому что сегодня-завтра здесь будут бои". Вот это была их последняя встреча. И он дал ей просто на память, чтобы она сохранила, икону своего Ревельского полка, больше она его живым не увидела. С ней вообще было связано много мистических явлений, она вдруг, еще в Бресте, будит его среди ночи в слезах, в ужасе говорит: "Александр, ты знаешь что, ты погибнешь в Бородино". Он говорит: "Ну, ты с ума сошла, ну какое Бородино". Вообще такого имени никто не знает, но она так рыдала, что денщик притащил карту, и они ночью стали ползать по этой карте и искать, где это Бородино. Ну, кто знал, что в этом Бородино, 100 км от Москвы, крохотное село, что там будет такое месиво, он говорит: "Спи спокойно, это твое распаленное воображение. Николенька кричит, ты ночами не спишь, вот тебе невесть чего и кажется". Она уехала в Москву, и в день своих именин, 1 сентября, входит в ее комнату брат и отец, она на них посмотрела и говорит: "Что-то с Александром?" Они отвечают: "Александр убит". Проходит месяц и уже наступает октябрь, первые заморозки, и она отправляется искать его тело. Вот понимаете, Ксения, я не могу этого ничего представить, это черное поле, заваленное трупами людей и лошадей, это разложение полное, это страшная вещь. С ней, правда, был священник, она взяла монаха из Лужецкого монастыря, они ходили по этому полю, монах святой водой кропил этих умерших, не отпетых, не похороненных, а она искала своего Александра. Но все поле невозможно обойти, она точно знала место, ей прислали карту и крестиком пометили, где он погиб. Она там все облазила и ничего не нашла, на этом все было кончено. И эта светская женщина не сколько красивая, сколько обаятельная, с дивным голосом, с изумрудными зелеными глазами, от которых вообще все сходили с ума, поселяется в избушке на этом поле. Я слышала вашу передачу, когда вы говорили, какие праздники, как появлялись, вот она осталась навсегда на этом поле и через 8 лет после этой жуткой битвы, первая, на свои деньги, поставила памятник, она все помнила, продала все свои драгоценности, когда об этом узнал император Александр, он сказал: "Маргарита Михайловна, вы меня опередили". И дал ей 10 тысяч рублей на то, чтобы поставить эту часовню, в память о своем муже и всех погибших на Бородинском поле. После, этих памятников будет сотни, и в России и по всей Европе, но первый памятник был поставлен любовью женщины, и он самый главный. После будет и этот прекрасный храм Христа Спасителя, это же тоже все посвящено 1812 году. Она остается там одна, и она писала, что в избушке она боится, воют волки и все такое, это же громадное поле, это вообще Тьму-Таракань, и через 16 лет, уже не имея возможности покинуть это место, считая, что она его хранительница, она остается там, создается там монастырь, и она остается настоятельницей игуменьей Марией. И в 15 лет умирает ее последняя радость и последняя надежда – это ее сын Николай. Вот сейчас все, кто заинтересован этой историей, вы можете поехать и все это увидеть своими глазами. В маленькой часовенке, которую она поставила, лежит Александр, Николай, и там же похоронена она. Вот знаете, эта история меня не отпускает.

К.ЛАРИНА – Ну, вот видите, все с этого началось. Мы, так получилось, сегодня и закончили программу этой потрясающей историей, заслушались с Майей. Спасибо вам огромное, Людмила. Я хочу нашим слушателям напомнить, что пока шел этот замечательный монолог, вопросы приходили на наш пейджер, поскольку у нас уже нет времени отвечать на них, то, я так понимаю, обязаны еще не раз встретиться, потому что о таком собеседнике можно только мечтать, о таком рассказчике. Я просто хочу назвать наших слушателей, чьи вопросы я, лично, выбрала, на свой страх и риск. Надеюсь, что Людмила их тоже одобрит. Итак, Юрий из Челябинска: "Как вы относитесь к феминизму, и не являетесь ли вы феминисткой? Я надеюсь, что нет".

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Нет.

К.ЛАРИНА – Другой вопрос от Бориса: "Насколько полно освящена тема жен декабристов и не собираетесь ли вы к этой теме вернуться?"

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Он просто угадал мои мысли. Да, я собираюсь. И немножко в новом свете, все это написать.

К.ЛАРИНА – И еще один вопрос от Ирины: "Почему вас не привлекают мужские судьбы и характеры?" Ну, я так думаю, что ответ прозвучал уже, даже в этой истории.

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Они неотделимы.

К.ЛАРИНА – И еще один вопрос от Ани: "Отражают ли книги ваши мечты, ваши представления о любви и идеальных отношениях?"

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Абсолютно, 100%.

К.ЛАРИНА – Ну, вот прекрасно, все кого я назвала, вы все тоже получаете книги с автографом автора. Спасибо огромное.

Л.ТРЕТЬЯКОВА – Я всегда благодарю за прекрасные вопросы. До новых встреч.

К.ЛАРИНА – Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024