Купить мерч «Эха»:

Элина Быстрицкая - Книжное казино - 2005-05-15

15.05.2005

Звучит романс из фильма «Добровольцы» в исполнении Элины Быстрицкой.

К. ЛАРИНА – Вы, конечно, узнали этот божественный голос. Это Элина Быстрицкая. Добрый день, Элина Авраамовна. Здравствуйте.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Добрый, добрый, добрый день.

К. ЛАРИНА – Подарок мы вам такой сделали. Я скажу всем слушателям, что это подарок, который мне в свое время сделала Элина Быстрицкая – это запись романса из фильма «Добровольцы». Спасибо вам большое. Видите, как храню? Как талисман. Мы сегодня действительно попробуем оглянуться назад, поскольку это программа «Книжное казино», которая посвящена сегодня Михаилу Шолохову. Здесь в студии Ксения Ларина, Майя Пешкова и наша гостья. Майя, еще раз, добрый день!

М. ПЕШКОВА – Добрый день.

К. ЛАРИНА – Сразу давай скажем, какие книги сегодня наши слушатели смогут получить в подарок.

М. ПЕШКОВА – Наши слушатели сегодня в подарок получат четыре тома «Тихого Дона». К сожалению, у нас только один комплект, потому что из собрания сочинений первые четыре тома «Тихого Дона» раскупили: его не найти. Но нашим слушателям мы дарим тома с пятого по девятый. Это и «Поднятая целина», и «Они сражались за родину», и «Судьба человека» - вот, в этих пяти томах. Также у нас комплект, состоящий из книги «Грани судьбы творчества». Дворяшин – автор этой книги. Книга Шолохова «Грани судьбы» увидела свет в издательстве «Энергия», 2005 год. Это юбилейное издание. А также комплект, состоящий из трех шолоховских томов. Они ненумерованные. Это два тома «Поднятой целины». А в другом томе – «Донские рассказы» и «Судьба человека». Итого: десять комплектов шолоховских книг.

К. ЛАРИНА – Ну что же, дорогие друзья. Я думаю, что сегодня стоит воспользоваться случаем и задать в прямом эфире вопросы Элине Быстрицкой. Мы сделаем это после перерыва во второй части нашей программы по телефону прямого эфира 203-19-22. За каждый свой вопрос вы обязательно получите подарок – книгу или комплект книг Михаила Шолохова. Естественно, надо вспомнить, как начинались съемки «Тихого Дона», поскольку у нас в гостях настоящая Аксинья. Мы как будто продолжаем предыдущую программу, мы там спорили с нашими гостями артистами: с Иваном Дыховичным и Владимиром Стекловым – каким должны быть на экране те персонажи или те люди, которых мы сами себе представляем, какими они должны быть. Конечно, у автора Михаила Шолохова было свое представление о своих героях. И он, конечно, в своем воображении рисовал те образы, и внешние, в том числе. Задача актеров, которые пробовались на главные роли, убедить автора в том, что они-то и есть настоящие шолоховские герои. Как это получилось?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Это было немножечко иначе. Вы все правильно говорите. Это когда ты уже стал актером, когда ты уже что-то можешь, умеешь и уже можешь поспорить, свое что-то предложить. А тогда мы все были как ученики первого класса, мы все очень хотели. Во всяком случае, я о себе говорю. Я мечтала об этой работе, об этой роли. Еще я начинала студенткой театрального института. По-моему где-то во втором семестре первого курса я попробовала отрывок из «Тихого Дона», и мой педагог сказал (я училась на украинском языке): «Це не ваше дело, вам Луизу Шиллера играть». И у меня осталась эта заноза. Я мечтала, я хотела. Потому, когда я узнала о том, что в Москве Герасимов – великий режиссер, о котором я столько слышала и фильмы которого я уже знала и видела – он начинает подготовку к «Тихому Дону»… Я только приехала. Это было в поездке делегации в Париж. Была наша делегация там. Аллочка Ларионова, добрая моя подружка, сказала мне о том, что Герасимов начинает эту работу, и я приехала. Сразу взяла у нее телефон и позвонила Сергею Аполлинарьевичу. Я заявили о том, что я хотела бы попробоваться на роль Аксиньи. Тогда это было возможно, потому что это был конкурс, можно было в нем принять участие, выбирали кого-то. Вот так я себя проявила. Утверждал-то Шолохов. Мы все и ждали, что он скажет. Утвердил. Но не всех. Одну не утвердил на одну из ролей. И потом мы долго ждали Людмилу Хитяеву, которая ее заменила. Меня утвердил. И мне рассказали, что он сказал: «Так вот она!». Я выиграла. Вы знаете, какое счастье было!

К. ЛАРИНА – А какую сцену брали для кинопроб?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Для кинопроб в течение полугода были разные сцены с разными партнерами (и с Григорием). Я пробовалась с двумя Григориями. Потом были пробы с Дарьей, с Натальей, со стариком Мелеховым, со Степаном Астаховым. Это не просто было. Это все пробовалось в разное время в течение полугода. Через полгода Шолохов приехал. И утверждал исполнителей Шолохов. Отобрали до этого, наверное, чтобы не все там были на пробах. Их очень было много. Какое-то количество отобрали, он сам утверждал.

К. ЛАРИНА – Потом уже началась настоящая работа?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – На следующий день Герасимов собрал и сказал: «Вы горожане, в основном. Вам надо стать другими людьми. Надо подготовить свои руки, чтобы они стали похожи на руки людей, которые занимаются физическим трудом, как это делают в казачьих станицах».

К. ЛАРИНА – И как это делалось?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Как это делалось. У всех по-разному. Он сказал: «Деревья сажайте, стирайте, убирайте, как следует, у себя все сделаете, соседям помогите».

К. ЛАРИНА – А правда, что вас заставили поправиться?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да. Не заставили, но мне просто сказали, не наберешь вес – не будешь играть. Ой! Как это было сложно тогда. Сегодня как раз наоборот, говорят сложно. А тогда было сложно поправиться. Я помню, что привозили обед Герасимову. Я съедала тот, который мы все в буфете ели. А потом меня еще заставляли съесть то, что принесли семейству Тамары Федоровны Макаровой.

К. ЛАРИНА – А какие-нибудь прототипы были у вашей героини?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да нет. Вы знаете, мне говорили казаки, когда уже начались съемки там на натуре, они говорили: «Ты спроси у Шолохова. Аксинья еще живая, старая, но еще живая. Она тебе все скажет». И я, когда мне довелось увидеться с Михаилом Александровичем, я была потрясена. Нас позвали с Глебовым, мы ехали в одном поезде в разных вагонах, нас позвали на встречу с Шолоховым (Герасимов пригласил). Мы пришли в тот вагон, где он ехал. И на какой-то из станций вышли подышать воздухом. Было дивное синее небо, птицы на деревьях на этой станции. Я помню глаза у Шолохова были такого же цвета как небо. И тут я рискнула.

К. ЛАРИНА – Влюбились?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Нет. Это не тот случай. Я боготворила его. Что вы? Вы знаете, я во время войны бывала в казачьих станицах с госпиталем. Я видела казаков и особенно, казачек. Я видела их, я разницу понимала. Я понимала, что он написал. Я сказала, Михаил Александрович: «Казаки говорили, что вы скажете мне, где Аксинья живет, я хочу с ней поговорить. Они говорят, что она старенькая, но я бы ее расспросила, у меня есть вопросы». Он на меня посмотрел, знаете, длинный взгляд был, потом у него задергался ус, он улыбнулся и сказал: «Глупенькая! Я же это выдумал!» Вы знаете, как я была потрясена, что мне не удастся поговорить, а очень надо было. Я хотела у нее все тонкости спросить. Я помню это случай.

К. ЛАРИНА – Напомним, что в гостях у нас Элина Быстрицкая, которую мы… надо было же с этого начать, я прошу прощения, поздравляем с Днем Победы. На вас смотришь и думаешь: «Такая молодая женщина. Наверное войну только по рассказам знает». А на самом-то деле, нет.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да нет. Так получилось, что ее знаю воочию.

К. ЛАРИНА – Мы вас поздравляем. Мы продолжим наш разговор после выпуска новостей и уже с вашим участием, уважаемые друзья. Наш телефон 203-19-22.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Ну что ж, напомню еще раз вы слушаете программу «Книжное казино». Сегодня у нас в розыгрыше книги Михаила Шолохова, а в гостях у нас Элина Быстрицкая, народная артистка Советского Союза, актриса Малого театра, артистка кино. И стоит напомнить в данном случае, что исполнительница Аксиньи в фильме «Тихий Дон» - это главная роль вот здесь, в этом пространстве. А для вас это главная роль?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Получилась так, что она оказалась главная за всю жизнь. Я думаю, что такой книги другой нет, как «Тихий Дон». Я думаю, что это главная книга в нашей литературе. Я так думаю, потому что язык такой, способы выражения мысли таковы, что чувствуются запахи, не только события, не только мысли людей, не только их поступки, но вдруг то, что никогда, я, во всяком случае, никогда не ощущала, читая другие книги даже великих писателей.

К. ЛАРИНА – Как вы относитесь к этим спорам вокруг авторства «Тихого Дона»?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Я очень хорошо знаю, что автором является Шолохов, потому что Лев Колодный, когда нашел это все, мы с ним общались, я просто это видела своими глазами. Так что у меня сомнений нет.

К. ЛАРИНА – Рукопись вы имеете в виду?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да, я имею в виду рукопись.

К. ЛАРИНА – Ну что ж. Давайте мы уже послушаем телефонные звонки, поскольку у нас подарков много, я думаю, что и вопросов много к нашей сегодняшней гостье. Наш телефон 203-19-22. И у вас есть возможность задать вопрос Элине Быстрицкой. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло, здравствуйте. Вообще я ужасно счастлива, что дозвонилась, потому что это на самом деле книга всех времен и народов, любимая моя книга. А вопрос у меня вот, какой. Мы тут недавно по поводу одиннадцатого класса перечитывали «Тихий Дон» и пришли в выводу, что в гражданской войне не важно было, на чьей ты стороне, а важно было, кто ты. Можно поставить эпиграфом у Шолохова фразу: «В годину смуты и разврата не осудите братья брата». Она там завуалирована, спрятана.

К. ЛАРИНА – Спасибо, как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Людмила.

К. ЛАРИНА – Оставьте, пожалуйста, ваш телефон. Ну, Элина Авраамовна, что можете сказать по поводу звонка?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Здесь совершенно определенное мнение о Шолохове как о великом писателе, о его работе как о величайшем произведении, а что касается философии, она у каждого человека своя.

К. ЛАРИНА – Следующий звонок. Пожалуйста. 203-19-22 – наш телефон напомнила я вам. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Алла. Я не по «Тихому Дону», хотела спросить у Элины Авраамовны. Как она научилась играть в бильярд?

К. ЛАРИНА – Спасибо. Замечательный вопрос. Оставляйте свой телефон, только трубку не бросайте. Рассказывайте.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Маленькая девчонка была, росла в компании брата. Нам родители купили маленький бильярдик с металлическими шариками, и вся наша детская группа двора нашего собиралась у нас на игру. А я вообще с мальчишками росла, и мне нравилось играть в те же игры.

К. ЛАРИНА – И до сих пор играете?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да, иногда играю, когда удается.

К. ЛАРИНА – Еще звонок. Пожалуйста. 203-19-22. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Добрый день, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Светлана Алексеевна. С Днем Победы всех. И низкий поклон Элине Быстрицкой.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ – Дай бог, долгого здоровья и всех благ. Вы знаете, я с детства люблю… Меня бабушка водила еще в детстве на этот фильм. С тех пор мне всегда казалось, что это фильм про моего отца, хотя я только в 89-м году узнала, что они тоже были раскулачены, и такая же практически постигла судьба. И сейчас, когда уже сменилось советское время на другое, еще раз подтверждается, что на самом деле, это произведение – оно и в то время, и в это время – оно на все времена. Все равно, виноватых нет. Как говорится, всегда человек остается человеком, если он человек. И спасибо вам большое.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Оставляйте свой телефон. Хотя вопроса не прозвучало, но тем не менее, спасибо вам за звонок. Я напомню нашим слушателям, что вы можете также воспользоваться нашим пейджером 974-22-22 для аб. «Эхо Москвы», чтобы мы разыграли все сегодняшние подарки очень быстро. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Ксения, я хочу поблагодарить Элину Авраамовну. Вы, к сожалению, не сказали об этом, сама она из скромности молчит. Она создала в свое время фонд помощи и поддержки студентам. Мой сын в свое время учился в музыкальном училище при консерватории и получал средства из ее фонда. Я ей очень благодарна. Для нас это было трудное время, а выучить студента-музыковеда очень трудно. Нужны большие средства. Я ей благодарна. Мое материнское большое спасибо.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Спасибо.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Любовь Николаевна.

К. ЛАРИНА – Любовь Николаевна, оставьте также свой телефон. Одни женщины звонят. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

К. ЛАРИНА – Вот, мужчина!

СЛУШАТЕЛЬ – Неужели дозвонился?!

К. ЛАРИНА – Да, спасибо вам за то, что дозвонились.

СЛУШАТЕЛЬ – Это Андрей из Питера. Хочу задать такой вопрос. Как вас цензурировали во время съемок? Потому что известна была фраза, которую сказали Шолохову, что его «Тихий Дон» белым ближе, чем красным.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Хороший вопрос. Оставляйте свой телефон, Андрей, только трубку не бросайте. Пожалуйста.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Шолохов не приезжал на съемки ни разу, я его не видела ни разу, хотя была на съемках практически ежедневно. Он сам не приезжал, но люди от него всегда были. Была ли какая-то цензура, мне не известно. Я только помню, что гибель Аксиньи стали снимать в вечернее время, потому что нужно было обозначить точно, кто же все-таки в нее выстрелил. Вот тогда в группе было совещание (ну, не с нами, конечно – режиссеры собрались), и Сергей Аполлинарьевич сказал, будем снимать вечером. Поэтому вот единственное, что не отражает точно то время, которое в романе.

К. ЛАРИНА – Ну, а ничего не вырезали, когда фильм сдавали уже, не знаете?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Мне это не известно. Я только знаю, что приехал Шолохов. И он был первым зрителем. Мы очень волновались все. Принимали его в зале киностудии Горького. Маленький зал. Шолохова посадили где-то на третьем ряду, примерно. Впереди его никто не сел. Мы все были позади его, в основном, у стеночки. Он попросил пепельницу. Он курил папиросы, папиросу за папиросой. Просмотрел две серии, как я помню сейчас. Потом третью серию тоже только он сначала смотрел. Без его одобрения никто бы ничего бы себе не позволил. Он сказал тогда (мы все об этом рассказываем, каждый из участников), он сказал такую фразу: «Ваш фильм идет в дышловой упряжке с моим романом».

К. ЛАРИНА – А как приняли фильм зрители? Вы помните первые ощущения?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Это было сразу победой. Потом фильм был представлен на международном фестивале в Карловых Варах и получил первую премию. Потом фильм выезжал в разные страны. Я не ездила, я уже в театре начала работать, и я занималась репетициями и ролями в театре. Но приезжала группа, и мне рассказывали. Фильм имел несколько, может быть, даже много международных наград, и ни одной – в стране.

К. ЛАРИНА – А ваша жизнь изменилась каким-то образом после выхода на экран этого фильма?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Не сыграв эту роль, я, наверное, не смогла бы попасть в Малый театр.

К. ЛАРИНА – То есть они вас там увидели?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Я думаю, что так. Но так я себе представила. Я бы не рискнула прийти. Ведь я пришла в Малый театр, сказала, что я хотела бы работать в Малом театре. Я его полюбила во время гастролей театра в Киеве, где я училась. И потом я мечтала о таком театре, как Малый.

К. ЛАРИНА – А роли такого плана вам предлагали после, я имею в виду, в кино после «Тихого Дона»?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Нет. Вообще, я думаю, что все, что я сыграла после «Тихого Дона» - это была Лелька в «Добровольцах». Но Лельку я как бы выпросила. Тоже я попросилась на пробы, и победила в этих пробах. А потом я практически уже ничего такого значительного не делала, за исключением той работы, которая будет сегодня в Доме кино. У нас в первый раз пойдет сага о древних болгарах и руссах, которую снял Мансуров.

К. ЛАРИНА – Давно уже съемки ведутся?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Съемки ведутся, а фильм только вот сейчас выходит. Сегодня у нас практически премьера. Вот, где у меня княгиня Ольга. А так у меня были какие-то работы, но такие служебные, я бы сказала.

К. ЛАРИНА – Да, Майя?

М. ПЕШКОВА – А как же случилось так, что за фильм, имевший такой успех, Аксинья, которой так все восторгались, вам не дали ни награды, ни премии?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Почему? Я все награды получила. У меня есть и ордена, и у меня есть и звание. Это все у меня есть. Я говорю о фильме, о фильме, который не получил государственной премии. Он дважды был представлен на Ленинскую премию. Первый раз – после двух серий – отложили до трех. Когда три серии сняли, получила «Судьба человека», которая вышла в это же время.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, как всегда политика вмешивается в такие распределения.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Мне кажется, что разговоры об авторстве, они, видимо, велись не только в литературных кругах, но, наверно, и в политических.

К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок. Пожалуйста. 203-19-22. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Добрый день. Дорогая Элина Авраамовна. Знаете, вы богиня. И низкий поклон вашим маме и папе, которые сотворили такое сокровище. Я была такой маленькой-маленькой (это было очень давно), и «Тихий Дон» для меня был даже не сказкой, а каким-то чудесным творением. Мне казалось, что я где-то там, в этом фильме хожу за вами.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Спасибо вам большое.

СЛУШАТЕЛЬ – Будьте здоровы!

К. ЛАРИНА – Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Будьте здоровы! Будьте счастливы! А вопрос можно?

К. ЛАРИНА – Да, конечно, мы и ждем.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы любите каких-нибудь зверей? И есть ли у вас кошки?

К. ЛАРИНА – Спасибо за вопрос. И оставьте, пожалуйста, свой телефон, только не бросайте трубку, ладно?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – У меня есть собачка, которую зовут Фифочка. Это замечательная «пекинеска», очаровательное существо, и я ее обожаю.

К. ЛАРИНА – Здесь вопрос пришел на пейджер от Елены: «Расскажите, пожалуйста о вашей работе с Сергеем Бондарчуком в фильме «Неоконченная повесть». И ваше отношение к версии Бондарчука «Тихого Дона», версии, которую он снимал».

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Я к сожалению, не видела ее. Я помню, мы были в Америке. Ему задали вопрос о «Тихом Доне», он тогда только начинал (это был не то 60-й, не то 61-й год, я не помню), и меня спросили, как я отношусь. Я пожелала ему удачи, я больше ничего об этом не знала. Потом я узнала о том, что фильм не могут никак выпустить на экран. Что-то там не сложилось.

К. ЛАРИНА – Там какие-то проблемы финансовые, с продюсером…

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да. Там какие-то проблемы, связанные с творчеством. Поэтому, я ничего не могу сказать.

К. ЛАРИНА – А про работу с актером Бондарчуком?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – А с актером Бондарчуком? Ну, что же, он замечательный артист. С ним работать было непросто.

К. ЛАРИНА – Непросто? Почему?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – А потому что у него свой характер, у меня свой характер.

К. ЛАРИНА – Ну не знаю, в фильме получилась настоящая любовь.

Вот, что значит талант! Волшебная сила искусства! Давайте еще звонок. Пожалуйста. 203-19-22. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Глубокоуважаемая Элина Авраамовна, не могли бы немножко рассказать о Вильнюсском театре. Какие у вас были роли, и сколько лет вы там работали?

К. ЛАРИНА – Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Марина.

К. ЛАРИНА – Марина, оставьте, пожалуйста, свой телефон, не кладите трубку.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – С удовольствием скажу вам, что я работала сразу после института в Вильнюсском русском драматическом театре. Первой моею ролью была арбузовская Таня, которую я сыграла после замечательной артистки Артуновской, которая играла в первом составе. Я была во втором. Но мне доверили такую большую роль. И у меня был очень хороший успех в этой роли. Я думаю, что мои родители впервые увидели меня на сцене именно в этой роли в Вильнюсском театре. Они пришли в зал, со мной не согласовав. Я просила не приходить. Я боялась их присутствия. И потом, когда я появилась дома, папа с мамой были разгоряченные, счастливые, и папа сказал: «Твоя взяла! Работай!»

К. ЛАРИНА – А потом что вы там еще сыграли, в Вильнюсе?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Я там сыграла Ольгу в «Годах странствий» (тоже Арбузова), Аленушку в «Аленьком цветочке», Клавдию в «Повести о настоящем человеке» и что-то еще, не могу сейчас точно сказать. Ну, порядочно времени-то прошло. Я с 58-го года – в Малом театре, а с 56-го я ушла уже из Вильнюсского театра, потому что «Тихий Дон» потребовал моего абсолютного участия без параллельной работы.

К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Добрый день. Низкий поклон Быстрицкой Элине. Это необыкновенная роль и необыкновенный человек! Почему? Потому что надо родиться казачкой, чтобы так сыграть.

К. ЛАРИНА – Будьте добры, погромче, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Пусть она немножечко расскажет о своей работе с Глебовым, с ее партнером. Я Быстрицкую обожаю. Я старый человек. Но Глебов, ее партнер, был просто великолепен. Такая пара! Другой пары такой нет!

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Как вас зовут, простите.

СЛУШАТЕЛЬ – Мария Ильинична.

К. ЛАРИНА – Мария Ильинична, пожалуйста, не бросайте трубочку, чтобы мы записали ваш телефон. Вы обязательно книжку получите. Итак, про Глебова.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да. Глебов был моим партнером в течение почти двух лет, пока шли съемки «Тихого Дона». В начале он мне показался не таким: я себе представляла Григория другим. Глебов был старше меня по возрасту, а ведь Григорий моложе Аксиньи. У Шолохова это все так ярко и так точно написано. Это было какое-то время, когда я была осторожна. Не то, чтобы осторожна, у меня негатив какой-то был. Очень мне трудно работалось. Но Герасимов показывал нам фрагменты снятого материала. Очень вскоре я увидела кадры, где Глебов сыграл уже зрелого Григория. Снималось все не подряд, а по очереди. То есть не очередь по эпизодам, которая идет по повествованию, а в разное время. Я вдруг увидела его глубину, его серьезность, его настоящее проникновение в материал. И я зауважала его очень. Мы работали с ним дружно, хорошо работали.

К. ЛАРИНА – А импровизировали на площадке?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Ну в общем-то да, ведь без этого не может быть. Но импровизация не касалась текста. Текст был абсолютно точный тот, который был утвержден Шолоховым. Потом же нас казаки обучали. У Глебова это получалось очень красиво. У него хорошие голосовые данные. Он с хорошим юмором. Потом вы знаете, он добрый человек по существу. Я говорю о нем как о живом, но, к сожалению, его нет, можно пойти поклониться у его памятника. Но его семья есть, о которой можно сказать доброе слово. Я хочу воспользоваться этим, чтобы сказать и Мариночке, и его дочкам: Ольге и Алене. Девочки, я вас люблю! А с ним мне работалось хорошо. Я не знаю, достаточно ли это для нашей уважаемой слушательницы.

К. ЛАРИНА – В этом фильме и во многих других ваших работах есть сцены, которые просто забыть невозможно, если один раз увидишь. Сколько раз потом ни пересматриваешь это кино, которое знаешь наизусть, все равно пробирает просто до слез, до мурашек. Это и в «Тихом Доне», и в моем любимом фильме «Добровольцы». Эта сцена потрясающая - собрание, когда Лелька прибегает туда и кричит: «Вы что, Кайтанова не знаете?». Это, конечно, потрясающе. Мы про это не говорим, что Элина Быстрицкая – замечательный партнер. Но при этом еще сыграть любовь, сыграть страсть, это не каждому подвластно. И сегодня, когда кажется, ну все можно на экране телевизора, на большом экране (можно все, что угодно), а вот почему-то такого уже не получается. Тогда же невозможно было лечь в постель, раздеться до гола и прочее, прочее.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Ну почему же? Нас укладывали в постель. Мы были немножечко другими людьми. Я, например, попросила, чтобы между нами проложили что-нибудь, что я, с посторонним мужчиной ложусь в постель, простите, то есть – под одеяло. Там складку сделали между нами, проложили что-то, чтобы можно было бы снимать. У нас другое было отношение к этой стороне жизни. Я не считаю, что сегодня лучше и правильнее. Я наоборот считаю, что интимная часть жизни – это интимная жизнь каждого человека. И она дается каждому своя. Ни чей опыт ни в чем никогда не помогает. Чувствовать нужно своей душою, своим сердцем.

К. ЛАРИНА – Еще успеваем звонок принять. Пожалуйста. 203-19-22. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Михаил Александрович Мариев – донской казак из станицы Вешенской. Я хотел бы сказать несколько слов. Мой брат Петр Мелехов просидел на одной лодке с Шолоховым много лет. Представьте себе, он, Шолохов, за десятки лет не сказал ни одного слова. Из моего брата, Петра Мелехова, невозможно было вытащить ни одного слова. Вы понимаете, никогда. Он был так молчалив, как рекомендует библия. Я о Шолохове очень много знаю, я очень много писал о нем. Когда его «клевали», наши КГБэшники в Швеции обливали его грязью. Я в это время ходил на прорыв в посольство шведское…

К. ЛАРИНА – Вы нам сейчас всю жизнь свою расскажите.

СЛУШАТЕЛЬ – Я могу рассказать очень много потом.

К. ЛАРИНА – Давайте мы запишем ваш телефон, потом с вами свяжемся, и вы, может быть, нам еще что-нибудь расскажете, если у вас получится телефон нам оставить.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Михаил Александрович, вам спасибо.

К. ЛАРИНА – Майя еще сказать хочет.

М. ПЕШКОВА – Да. Начинаются шолоховские дни. Я хочу сказать, что в Центральном доме литераторов во вторник 17 числа – большой вечер «Михаил Шолохов «Судьба человека». Вечер этот будет вести Олег Михайлов, известный литературовед. В вечере будет участвовать казачий хор – ансамбль «Казачий круг», будут исполнять любимые песни Шолохова и будут представлены новые издания книги о Михаиле Александровиче, появившиеся только-только.

К. ЛАРИНА – Несколько вопросов с пейджера зададим уже под конец программы. «Мелехов, Кайтанов - кто больше соответствует вашему представлению о настоящем мужчине? Кто из них?» - спрашивает Наталья.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Вы знаете, я как-то никогда не проводила параллели между мужчинами, кто из них лучше. Оба хороши. Разные партнеры. Очень уважаю и Ульянова – исполнителя роли Кайтанова, и память о Глебове для меня тоже очень дорога.

К. ЛАРИНА – «Хотели бы узнать, - спрашивает Константин. - В каких современных сериалах вам предлагают сниматься? Вы отказываетесь?»

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Да вы знаете, мне даже и не предлагают.

К. ЛАРИНА – Не предлагают?! «Действительно ли вы получили напутствие Яблочковой, когда вас принимали в Малый театр?» - спрашивает Валентина.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Яблочкина возглавляла художественный совет Малого театра. Она сказала (я поняла, что она говорит): «Надо брать».

К. ЛАРИНА – Главный критерий! А вы сегодня артисток в театр принимаете?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Не всегда. Я не принимаю: у нас нет художественного совета. Но дело в том, чтобы понимать, наверно, нужно научиться, чтобы тебе понимали.

К. ЛАРИНА – Элину Быстрицкую слышно из любого ряда, из любого балкона в Малом театре, но это тоже не главное ее достоинство.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Спасибо вам.

К. ЛАРИНА – Мы должны обязательно успеть рассказать, в каких спектаклях вас сегодня можно увидеть, Элина Авраамовна, в театре.

Э. БЫСТРИЦКАЯ – В этом сезоне уже закончили работу. Малый театр выехал на гастроли. Я тоже вскоре поеду. Я занята в двух названиях. Я занята в «Горе от ума» в роли Хлёстовой и, как это называется, «На всякого мудреца довольно простоты»… Как же моя роль называется?

К. ЛАРИНА – Вы хвастались памятью!

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Вы знаете, я сейчас ушла как-то в «Тихий Дон», забыла сказать, что к нам был приглашен казачий самодеятельный хор пенсионеров из хутора Дичинского, что 14 километрах от Каменска-Шахтинского. И вот казаки и казачки, они через пять минут уже начинали ритмически двигаться и петь. Речь эту и напевность мы брали от них. Прямо обезьянничали.

К. ЛАРИНА – У вас это замечательно получилось. Еще раз большое вам спасибо за то, что нашли время для нас. Простите, что вырвали вас из досуга, отдыха. Я думаю, что вам все равно у нас хорошо, правда же?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Спасибо. Я всегда рада с вами встречаться. Мне приятно ваше общество. Я очень уважаю Майю Пешкову, которая не первый раз со мной тоже встречается здесь. Спасибо.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам большое. Удачи вам. Ролей вам побольше. Что там – два названия? Давайте еще!

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Нет, вы знаете, я сейчас не тороплюсь.

К. ЛАРИНА – Не торопитесь?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Нет, не тороплюсь. У меня другое дело очень важное есть, которое меня занимает очень сильно.

К. ЛАРИНА – Какое? Книга?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – Нет, не книга. Идет строительство центра для женщин, который я задумала много лет назад и, возможно, что вскоре все-таки это произойдет. Это очень серьезное дело.

К. ЛАРИНА – Тогда мы отдельно об этом тоже поговорим, ладно?

Э. БЫСТРИЦКАЯ – В другой раз, да. Спасибо большое. До свидания!

К. ЛАРИНА – Спасибо. Счастливо!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025