Купить мерч «Эха»:

Памяти Юрия Щекочихина - Павел Гутионтов, Леонид Жуховицкий, Роман Шлейнов - Книжное казино - 2004-08-15

15.08.2004

15 августа 2004 года.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Леонид Жуховицкий - журналист, писатель, драматург; Павел Гутионтов - журналист; Роман Шлейнов - заведующий отделом расследований 'Новой газеты'.

Эфир ведут: Ксения Ларина, Майя Пешкова.

К.ЛАРИНА - Добрый день. Начинается Книжное казино, программа, которую ведут, как обычно, Ксения Ларина и Майя Пешкова. Майя, добрый день.

М.ПЕШКОВА - Здравствуйте.

К.ЛАРИНА - И сегодняшняя программ, которую мы давно хотели сделать, наконец, вот уже и книжка подоспела. Сегодня мы будем вспоминать замечательного человека, нашего коллегу, и товарища, смею я так, все-таки надеяться, поскольку Юра был просто нашим другом, Юра Щекочихин, я уже назову это имя. Частым был гостем на радиостанции, принимал участие во всех наших корпоративных вечеринках, и вообще был нашим близким товарищем. Сегодня в этой студии собрались люди, которые работали и дружили с Юрием Щекочихиным. И сегодня, конечно же, мы будем вам, уважаемые друзья, раздавать книги Юрия Щекочихина. И те, которые были изданы при его жизни, и вот книга, которую Майя листает, она вышла уже совсем недавно.

М.ПЕШКОВА - Книга вышла совсем недавно, больше того, мы начали разговор об этой книге с представителями издательства 'Инопресс'. Но сегодня у нас в гостях и 'Новая газета', где эта книга увидела свет. Это совместное издание санкт-петербургского издательства и московской 'Новой газеты'. Я хочу сказать, что кроме этой книги 'Юрий Щекочихин, с любовью', у нас 21 экземпляр, мы будем разыгрывать и книги, которые уже были в нашем эфире. Книга 'Забытая Чечня. Страницы из военных блокнотов' Юрия Щекочихина, а так же книга 'Рабы ГБ. 20 век. Религия. Предательство'. Вот такие три книги сегодня в нашем розыгрыше. Наш супер-лот будет состоять из трех книг, а так же, кому не достанется супер-лот, смогут выиграть по одному экземпляру этой книги. Больше того, если вы захотите приобрести эти книги, они продаются в столичных книжных магазинах.

К.ЛАРИНА - Надо представить участников нашей сегодняшней программы. Леонид Жуховицкий, журналист, писатель, драматург. Здравствуйте, Леонид.

Л.ЖУХОВИЦКИЙ - Здравствуйте

К.ЛАРИНА - Павел Гутионтов, журналист, наверное, прежде всего. Здесь написано 'писатель'. Вы писатель?

П.ГУТИОНТОВ - Ну, вроде бы:. Член Союза писателей.

К.ЛАРИНА - Член Союза - значит писатель. Да. И Роман Шлейнов, заведующий отделом расследований 'Новой газеты'

Р.ШЛЕЙНОВ - Добрый день.

К.ЛАРИНА - С Романом я вот не знакома, я так понимаю, что это молодой коллега Юрия Щекочихина, наверняка Роман считает себя, в какой-то степени, его учеником. Юрий всегда очень гордился своими учениками, с которыми он работал, с которыми он ездил в командировки, с которыми он занимался теми самыми журналистскими расследованиями, которые: На сегодняшний день, по моему уже, этим жанром никто уже не владеет, по настоящему. Вот, я на Павла смотрю, поскольку он в этом отношении профессионал, может ответить. Согласны?

П.ГУТИОНТОВ - Я добавил бы сейчас, к тому, что вы сказали. Дело в том, что Юра гордился не только своими учениками. Это одно из его самых характерных качеств - он гордился и своими друзьями, и своими коллегами, и своими конкурентами, и своими противниками, и своими героями. И это вокруг него объединяло совершенно невероятное количество людей, что и отразилось в каждой из его книг. И в тех книгах, которые писал он сам, и в той книге, которую, к сожалению, собирали уже без него мы.

К.ЛАРИНА - Я хочу нашим слушателям задать первый вопрос, можете отвечать на пейджер. В какой передаче, на каком телеканале российский министр публично пообещал Юрию Щекочихину съесть свою шляпу? Ну, и желательно министра назвать. Присылайте свои ответы.

Если начинать с самого начала, вот для меня лично Юрий Щекочихин, как имя, как-то так зафиксировалось в памяти, - это, конечно, театр, прежде всего. Театр, потому что я помню, в ту пору, по-моему, еще Российским Молодежным он не являлся, а был еще Центральным Детским театром, когда появилось то самое знаковое произведение 'Ловушка номер 46, рост второй'. То, что называется на злободневную подростковую тему. Это был спектакль, который абсолютно в другом направлении повернул театр, который мы привычно называли 'детским'. Он действительно стал больше обращаться к подросткам, к молодежи. Я думаю, что вот Леонид Жуховицкий наверняка помнит это время, да?

Л.ЖУХОВИЦКИЙ - Я, конечно, помню это время, но для меня Юра естественно начался не с этого, достаточно кратковременного забега в театр. Он начался с 'Московского Комсомольца', где в уникальном месте, в уникальное время Юра сформировался как личность. О нем можно говорить, как о драматурге, о нем можно говорить, как о прозаике. Я, например, считаю, что повесть Юры, напечатанная в этой книжке, это замечательная вещь.

К.ЛАРИНА - 'Однажды я был' называется.

Л.ЖУХОВИЦКИЙ - Да. О нем можно говорить, как о журналисте, естественно. Даже как о депутате. С большими оговорками, как о политике. Но, прежде всего, это была совершенно уникальная личность. Вот, мы с Пашей, как раз говорили об этом. Таких людей я больше никогда не встречал. Не в смысле, что он там был самый лучший, у меня очень много хороших друзей. Но он был уникален. У Юры было невероятное количество близких друзей. То, что считается невозможным. Даже неприличным. Надо иметь одного, двух, пять близких друзей. У Юры было невероятное количество. Он был одним из самых влиятельных людей в стране, хотя у него не было даже комнаты в коммуналке в Москве. Вот ему, последнему из депутатов Госдумы дали однокомнатную. А так он жил в Переделкино, в деревянном щитовом доме, где всегда какие-то люди жили, ночевали, пили, разговаривали и так далее, и так далее. То есть Юра, каким он был в 18 лет, таким бездомным московским подростком, с кучей друзей, таким он, в общем, и остался. А театр: ну, я помню, как писалась эта пьеса. Помню, хотя бы потому, что все ее варианты я читал. Сейчас мне немножко жалко, что я ругал ее больше, чем надо было, наверное. Мы все друг к другу очень строго относились тогда. Это была такая профессиональная среда. А вообще Юра вырос в потрясающей среде. Его близкими друзьями и учителями были поэты. Мои же друзья. Саша Аронов, Вадик Черняк, замечательный журналист и веселый поэт Юра Некрасов. 'Московский комсомолец' тогда, сейчас это смешно прозвучит, был самой нищей московской газетой. И поэтому туда не шли карьеристы, и не шли подонки. Там нельзя было заработать. Там ничего нельзя было. Там можно было только писать и жить в хорошей компании. И Юра Щекочихин уже в 18 лет фактически заведовал отделом учащейся молодежи. Заведовал уже в 18. Хотя он был никем. Он там не состоял, зарплату не получал, но: Формально заведующим отделом был Сашка Аронов, замечательный поэт, который органически неспособен был ничем командовать. Я ему как-то сказал - Саш, какой из тебя зав отделом? Он подумал и сказал - Ты знаешь, фактически зав отделом один пацан, школьник Юра Щекочихин. И вот там же я познакомился с Юркой. И поначалу это было довольно забавно. Мы уже считали себя взрослыми людьми, нам было по 30 с лишним, мы были шестидесятники, у нас были свои представления о чести, слава богу, у всех сохранились, никто не продался. И вот вместе с нами этот пацан рос: Вот я написал в своих воспоминаниях, что это был самый молодой шестидесятник. Так оно и было. Все нравственные обязательства нашего поколения он безоговорочно взял на себя. И он, может быть, остался самым последовательным шестидесятником, почему его, собственно, и убили. Не сомневаюсь, что его убили:

К.ЛАРИНА - Да, вот, еще один этап его жизни. Очень большой. Это, конечно, 'Литературка', которая с его именем была связана очень долгое время. И давайте напомним нашим слушателям, может быть тем, кто помоложе, кто уже вообще этого не помнит и не знает. Но, ведь, впервые имя Александра Ивановича Гурова, ныне депутата Государственной Думы, появилось как раз в публикации Юры Щекочихина, под теперь уже культовым названием 'Лев прыгнул':. Вернее сначала было 'Лев готовится к прыжку', а потом 'Лев прыгнул'. Когда впервые всерьез пошел разговор о коррупции, о мафии в государственном смысле этого слова, а не в смысле бандитских разборок. Какой год это был, кто вспомнит?

П.ГУТИОНТОВ - Это было начало 80-х.

К.ЛАРИНА - Когда еще ничего нельзя было, да:

П.ГУТИОНТОВ - Нельзя было не только этого. Нельзя было очень многого. Но, я думаю, что страна узнала, конечно, Юру раньше. Раньше.

Л.ЖУХОВИЦКИЙ - Еще 'Комсомолка' была:

К.ЛАРИНА - 'Алый парус'! Слушайте. Надо просто пройтись:

П.ГУТИОНТОВ - 'Московский комсомолец' сделал его, я с Леней абсолютно согласен. Все, что он говорил, это я тоже живой свидетель и участник всего того процесса. Это была удивительная газета. Такой больше не будет никогда. Эта газета, в которой платили за строчку 5 копеек и на это все жили. На это хватало еще сидеть вечерами. Оттуда никто не уходил. Туда приходил человек на работу, и уходил через неделю.

К.ЛАРИНА - Вообще, очень похоже, Майя скажи, мы, как ветераны 'Эхо Москвы' можем сказать, когда в 90-ом году у нас все это начиналось. Мы получали 45 рублей за тексты пятиминутные, и это было наше счастье. Но мы не уходили с радиостанции. Мы все время тут жили. Дневали и ночевали. Нам был важен сам факт пребывания здесь и, что мы можем говорить все, что захотим. Это такое романтическое время. Наверное.

П.ГУТИОНТОВ - Это кто-то когда-то сказал, что главное не выдать читателям и, самое главное, начальникам, чем мы занимаемся. Что за то, что мы делаем надо что-то еще и приплачивать. Юра, конечно, стал журналистом в 'Московском комсомольце', но его всесоюзная знаменитость прогремела, конечно, в 'Комсомолке'. Потому, что в 'Комсомолке', на 6-ом этаже, в 'Алом парусе', который он сделал совершенно другим. 'Алый парус' Сима Соловейчик и ??? придумали в 63-ем году, а Юра пришел в 72-ом. Он переделал все наоборот. Никто никогда в жизни не мог поверить, что ему уже к тому времени было, слава богу, 22 года. Он писал изнутри. Вот эта идея 'Обратный адрес - подворотня' - его рубрика знаменитая. Когда впервые на полосу солидной, серьезной центральной газеты были пущены письма шпаны, людей по-настоящему:Изгоев общества. Которых он защищал, которых он делал своими героями, своими друзьями, главными авторами 'Паруса'. Ну, а потом, как в этой же книге написал Юра Рост - когда в 'Комсомольскую Правду' пришли какие-то уроды и работать стало там совершенно невозможно, около 20 человек 'Комсомольской правды', фамилии самые известные, Рост, Графова, Кожевникова, Щекочихин. Кто угодно, более 20 человек. Они все ушли. Тогда это было принято уходить в 'Литературку'. И в общем, 'Литературка', которая и до их прихода был вполне знаменитой газетой, вместе с ними она приобрела несколько, опять-таки, иной вид. Юра сделал свое имя в 'Литгазете', я думаю, до Гурова. У него знаменитые были статьи, которые обсуждались всеми и вся. 'Литгазету' читала вся интеллигенция страны. Чуть не сказал от 1-ой страницы до 16-ой. Нет, не от 1-ой, от 10-ой! Потому, что 1-ю половину газеты не читал никто, а 2-ю социально-экономическую, внутреннюю, политическую страницу читали все. Юра там был автором одних из самых звонких, самых гремучих материалов. Это материал 'После шторма' - об одесских событиях, после которого, после материала, были сняты, слава богу, прокурор области, начальник управления КГБ и начальник управления внутренних дел. Это не так просто, как мы сами понимаем, а тем более было тогда: Это материалы опять-таки нравственно-криминологические о подростках... Уже после 'Льва прыгнул' у него была знаменитая рубрика 'Алло, мы вас слышим'. Это когда он сел на телефон, и ему могли позвонить, как на телефон доверия, и пацаны ему звонили.

К.ЛАРИНА - Павел, я вас остановлю, у нас сейчас время новостей. Саша Андреев пришел в студию. Я напомню, что сегодняшнее книжное казино посвящено Юрию Щекочихину. В следующей части мы обязательно должны услышать молодого коллегу Юря Щекочихина Романа Шлейнова, заведующего отделом расследований 'Новой газеты', который, кстати, вопросы для нас сегодня придумывал. После новостей мы примем один телефонный звонок, для того, чтобы с первым вопросом уже и закончить. Наверняка уже есть правильные ответы. И зададим вас вопросы следующие. А сейчас новости.

(новости)

К.ЛАРИНА - Слушайте, оказался вопрос-то не такой простой! Вот спросили бы мы про 'Лев прыгнул' обязательно бы все ответили. Потому, что это помнят. Это такие маячки в голове, из подсознания всплывают, про Гурова. А здесь, казалось бы, совсем недавняя история, но всего лишь два правильных ответа мы нашли на нашем пейджере. В какой передаче, на каком телеканале российский министр публично пообещал Юрию Щекочихину съесть свою шляпу и кто был этот министр? Тем не менее, есть у нас правильные два ответа, поэтому давайте по телефону: Наушники можно забрать, Роман, помогите нам, пожалуйста: Давайте попробуем по телефону 203-19-22 на этот вопрос ответить. Але?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - По-моему, это 'Глас народа' Светланы Сорокиной, министр Адамов обещал:

К.ЛАРИНА - Браво! Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Анна.

К.ЛАРИНА - Анна, а вы нам на пейджер прислали этот ответ?

АННА - Может быть, да

К.ЛАРИНА - Ну, вот видите, всего два у нас было ответа, да и то, один Ваш. Я Вас поздравляю. Вы у нас получаете книги Юрия Щекочихина, оставляйте свои координаты на всякий случай, все равно. Чтобы мы Вас не потеряли. Спасибо Вам за правильный ответ.

Ну, что у нас второй вопрос еще сложнее получается? Давайте я задам попроще вопрос, - где массовая телевизионная аудитория могла увидеть Юрия Щекочихина поющим вместе с автором Чебурашки? На этот вопрос так же отвечаете на пейджер 9742222, для абонента 'Эхо Москвы'. Мы продолжаем разговор, я бы хотела уже к Роману обратиться. Мы уже прошли по всем вехам жизни Юрия Щекочихина, роман пусть немножечко расскажет о том, как с Юрием он познакомился.

Р.ШЛЕЙНОВ - Мы познакомились с Юрием Петровичем в редакции 'Новой газеты'. Я пришел в отдел расследований. Юрий Петрович там тогда этот отдел, можно сказать, возглавлял, и наблюдал за ним, будучи заместителем главного редактора 'Новой газеты'. Там мы и познакомились. Потом Юрий Петрович предложил мне стать его помощником. И я некоторое время был помощником. На общественных началах, Юрия Петровича в Госдуме. Что можно вспомнить? Можно вспомнить, что Юрий Петрович занимался очень многими опасными серьезными делами. Очень многими расследованиями. Одни из последних, это очень известное, скандальное дело по контрабанде. Все, наверное, о нем знают, дело 'Трех китов'. Как потом выяснилось связанное, и с отмыванием денег через 'Бэнк оф Нью-Йорк', и с людьми из администрации президента, и из ФСБ. Это мы уже выяснили потом. И Юрий Петрович, в последние дни, ставил вопрос, и особенно жестко ставил вопрос, об отставке двух заместителей генерального прокурора. Авдюкова и Колмогорова. Об этом тоже все знают, и эта тема считается не самой популярной: поэтому: массовой аудитории, конечно, об этой неизвестно:. Мало кто знает, что прокурор генеральный, Устинов, приглашал Юрия Петровича на личную беседу, где пытался убедить его как-то отказаться от этих требований, от этих претензий. Ну, собственно, получилось так, что после смерти Юрия Петровича, этот вопрос, разумеется, больше никогда не поднимался. Можно вспомнить и забавную историю. Дело в том, что, как многие говорили, Юрий Петрович был неразборчив в выборе врагов. И была масса тех людей, которых он друзьями своими не считал. И вот, по поводу этого щитового домика в Переделкино, в котором Юрий Петрович занимал ровно половину его одноэтажную. Случилась однажды такая история. Дело в том, что рядом с этим домиком, на соседнем участке, один из финансовых чиновников, наших российских, возвел трехэтажный особняк. И недруги Юрия Петровича, которые приходили иногда туда, в Переделкино, и знали, где это все находится, показывали на особняк и говорили, - смотрите это дом Щекочихина, а это (показывали на дом Юрия Петровича) - домик его охраны.

К.ЛАРИНА - Вообще, Переделкино там для него получилась такая Родина настоящая. Малая родина. Да?

П.ГУТИОНТОВ - Он прожил там несколько лет. Он получил эти две комнатки с верандой, он получил от 'Литературной газеты'. И там, по сути, и жил все время. А так как половину своего времени он проводил в командировках, там жили его друзья бездомные, там жили гости столицы. Точно так же, как эти же люди жили когда-то в его квартирке в Очаково, на первом этаже, где на кухне, одновременно, на один диван претендовало до 15 человек.

К.ЛАРИНА - Если говорить о его творчестве. Именно о творчестве, как писателя, прежде всего, что-то есть еще, что можно опубликовать? Какой-то архив остался, у Юрия Щекочихина?

П.ГУТИОНТОВ - У Юры остался огромный архив. Он всегда писал.

К.ЛАРИНА - Я имею в виду не журналистский:

П.ГУТИОНТОВ - Он всегда писал. Вот мы с Леней вспоминали, перед началом передачи, я напомнил то, что он не знал - первую свою повесть Юра написал, когда ему еще не было 18 лет. Он написал повесть о декабристе Лунине. Он был тогда помешан на 19 веке, он в одном из предисловий написал, что всю жизнь прожил в 20 веке, а жить хотел в 19-ом. Это было у него с самого детства. Он написал повесть о Лунине, перемежающуюся монтажом с событиями 60-х годов века 20-го. Она тогда нам всем безумно нравилась, но так, как о Лунине, как раз тогда напечатал свою замечательную книгу Натан Эйдельман, эта повесть никогда не была издана, и я ее никогда больше не видел. Что с ней сделал Юра - я не знаю. Вообще когда-то у него в Очаково стоял, мы принесли когда-то ему с помойки, проходили мимо, нашли, брошенную кем-то, деревянную будку. Со стеклом. Очень похожую на телефонную: На обычный телефон-автомат. Мы ее поставили к нему в квартиру, и он ее за несколько лет набил своими рукописями. Полностью. Где они сейчас не знает, естественно, никто. Там было все. Юра писал очень быстро, по-журналистки быстро. Потому что его всегда подгоняло невероятное желание увидеть то, что он написал напечатанным. Когда-то ему мешали не столько даже цензоры, сколько требовательные друзья. Как Леня Жуховицкий пресекал встречи с его драматургией массового зрителя, в свое время точно так же Неля Логинова или Юра Рост тормозили выход многих его публикаций в 'Литгазете'. От этого его материалы становили лучше. Менее торопливыми. Но, надо сказать, читатель этого не замечал, газетный. Потому что то, что говорил Юра сильно затмевало то, как он это писал. Он был безумно искренним. Он мог ошибаться, мог что-то напутать, мог: в результате, у него было пару-тройку раз он писал материалы, которые потом опровергались очень убедительно. Это было. Но ни разу не было, чтобы он написал хотя бы строчку неискренности, хотя бы строчку написал, подстроившись под кого-то, под какого-то начальника большого в редакции или вне редакции. Этим Юра, между прочим, тоже уникален в нашей журналистике. Он не умел подстраиваться. Он не умел соразмерять то, что можно сказать и то, чего сказать нельзя. Точно так же он писал и все остальное. Наверное, даже те повести, которые сейчас опубликованы, могут вызвать какие-то вопросы у наиболее тонких ценителей. Но эта безумная его интонация, эта, вот, его скороговорка, она, я думаю, стоит очень и очень многого. Здесь в этих книгах две повести. Две просто художественные повести. Одна из них, неоконченная, это 'Тютчев'. О судьбе стукача, которую мы тоже, вот, только сейчас напечатали. Вынули из его компьютера. Что мы еще найдем когда-нибудь, что найдут его дети, что найдут его сыновья, которые сидят в его электронном архиве: Ну, дай бог, дай бог, чтобы еще что-нибудь нашлось. Может быть, что-то найдем еще и мы. Много его пьес пропало. То есть мы еще не знаем, где они сейчас. Опубликована вообще, по-моему, только одна. В самом начале 80-х - 'Продав старинную мебель':

К.ЛАРИНА - Ой, можно посмотреть? Раритетное издание совершенно:

П.ГУТИОНТОВ - Это была его первая художественная книжка.

К.ЛАРИНА - Да, вот это я помню, из серии 'Помощь художественной самодеятельности':

П.ГУТИОНТОВ - Да, 'Помощь художественной самодеятельности'. На двоих с Олей Пушкиной они напечатали каждый по пьесе. Я помню, как мы все ездили получать 50 экземпляров этой книжки, куда-то: И он счастливый: итак не сильно разборчивым подчерком мне подписывал:

Л.ЖУХОВИЦКИЙ - Был уникальный редактор этой серии - Инна Громова, которая выпускала то, что никто другой не выпускал. Кстати, я могу сказать, что хорошо бы сейчас напечатать заново может быть десяток его лучших статей, просто как пособие для журналиста. Я точно помню, с какой статьи я начал Юру уважать как профессионала. Я его всегда любил, как друга, это был идеальный друг, просто: Паша, ты знаешь, фантастический человек, который помогал, кому попало, в том числе и мне. Я не случайно говорю 'кому попало'. Люди заслуживали, не заслуживали: Он помогал всем. Я помню фантастический случай, когда на минском шоссе зимой я перевернулся в машине. И какие-то люди помогли ее перевернуть с крыши на ноги, вытащили на дорогу, колесо отвалилось, 2 часа ночи: Что делать? И вот, какой-то случайно проезжавший человек довез меня до поста ГАИ, я думаю, кому звонить: И я позвонил ночью Юрке. Ну что это может быть! Это не Москва, это область! Тем не менее, через полтора часа приехали какие-то милиционеры, куда-то меня отвезли, дотащили ту машину до поста:

П.ГУТИОНТОВ - Отвезли в хорошем смысле слова!

Л.ЖУХОВИЦКИЙ - В хорошем! Все было в замечательном смысле слова! Как этого Юра добился, я не знаю. Когда-то Юра мне помог моего друга вытащить из тюрьмы. Куда он попал за то, что он не сжигал, как было положено, книжки Солженицына, которые приходили в Россию. Юра помог. Но у меня всегда было много претензий к тому, что Юра писал. Не только к тому как, но и к тому что. У него, например, была такая статья 'Дети и деньги'. Я его очень сильно за это ругал. Он написал, как где-то в Ташкенте дети продают холодную воду. Я говорю - да, слава тебе господи, что они зарабатывают себе на мороженое этой работой! Но потом, у него прошла в 'Литгазете' замечательная статья, которая называлась 'На качелях'. Вот ту я понял, впервые, что больше чему-то учить Юру я не могу. Потому что то, как он посмотрел на проблему - я не смотрел. Вот это уже: Пришел человек, с абсолютно своим взглядом, человек другого поколения. Это была поразительная статья о том, как какой-то уважаемый пенсионер застрелил подростка, абсолютно не за что. И вот: А действительно, за что стрелять в подростка? И Юра написал, что мы вообще воспринимаем подростков, как врагов. Вот, как такого парня, который в твою дверь постучался, можно просто в него выстрелить. Мы их боимся, мы их не знаем, мы их не понимаем. Это была статья-открытие, статья-прозрение. И потом у Юры уже пошли, почти подряд эти статьи-прозрения. И должен сказать, что он смотрел гораздо дальше нас. Скажем, статья 'Лев готовится к прыжку', я сперва подумал, что он просто, как говорится, по журналистски пугает. А потом, сейчас, мы видим, прыгнул этот самый лев.

К.ЛАРИНА - Давайте сейчас один звонок примем. Я вижу, что ответов более чем достаточно, вопрос очень простой. Давайте еще раз его повторю: Где массовая телевизионная аудитория могла увидеть Юрия Щекочихина поющим вместе с автором Чебурашки? 203-19-22. Алло, Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Здравствуйте, меня зовут Елена Ивановна.

К.ЛАРИНА - Здравствуйте, Елена Ивановна.

ЕЛЕНА ИВАНОВНА - 'В нашу гавань заходили корабли'.

К.ЛАРИНА - Конечно. 'В нашу гавань заходили корабли'. Оставляйте свой телефон. Спасибо за правильный ответ.

Ну, и последний вопрос, наверное, он такой сложный: Это все Роман нам придумал. Роман, может что-нибудь попроще придумаем, прямо по дороге? Давайте. Это просто точно. Если уж не вспомнили про Адамова, с 'Гласом народа', то уж про следователя следственного комитета МВД: Да, что вы! Кто это помнит:

Р.ШЛЕЙНОВ - Очень популярная тема сегодня, поэтому я думаю, вспомнят.

К.ЛАРИНА - Да, ну ладно. Какого следователя Юрий Щекочихин защищал от российской генеральной прокуратуры, какое известное дело вел этот следователь? Пожалуйста, так же на пейджер 974-22-22 'Эхо Москвы'.

(музыка)

П.ГУТИОНТОВ - Я поддержал бы то, что сказал Леня Жуховицкий. Я думаю, что безумно важно было бы сейчас собрать сборник публицистики Щекочихина. Разного времени. Я думаю, что это будет не так просто, как это ни странным нам покажется. Юра не вел альбомов, не подклеивал вырезок: К сожалению. И мы когда делали его вот эту последнюю книгу - 'С любовью, Щекочихин' - мы хотели форзац книги украсить полосами с изображением его самых главных, знаменитых материалов. Мы практически ничего не нашли. Это сейчас, оказывается, очень сложно отыскать публикацию 80-го года в 'Литературной газете'. Это безумно сложно отыскать публикацию 75-го года в газете 'Комсомольская правда':

К.ЛАРИНА - А что? Куда все делось? Архивы, подшивки:

П.ГУТИОНТОВ - К сожалению, очень многое уничтожено, очень многое утрачено. Газетный фонд: Особенно то, что печатается сейчас: Это вообще другая тема, может быть вообще отдельный разговор, но найти то, что напечатано в какой-то газете за последние 10 лет, практически невозможно. У огромного количества газет сейчас просто не ведется подшивок. Никто не выполняет даже своей обязанности отправлять экземпляр в Ленинскую библиотеку.

К.ЛАРИНА - Подождите, Павел. Все американские фильмы, когда человек что-то изучает и ему нужно старую газету, он идет в библиотеку и там, на компьютере просматривает все эти газетные листы, начиная, по-моему, с позапрошлого века. У нас это вообще не возможно?

П.ГУТИОНТОВ - Сегодня нет.

К.ЛАРИНА - Вообще ничего?

П.ГУТИОНОВ - Может быть в библиотеке конгресса США и найдется:

М.ПЕШКОВА - И потом они нам это передают, так уже было.

П.ГУТИОНТОВ - Во всяком случае, собрать публикации Юры, они безумно злободневными окажутся. И не только его беседы с генералом Гуровым, тогда полковником. И не только его публикации о детях и деньгах, они, кстати, прозвучат очень интересно, опять таки сегодня.

Л.ЖУХОВИЦКИЙ - Любопытно. Даже его ошибки будут очень интересны.

П.ГУТИОНТОВ - И его материалы о спартаковских и иных фанатах. Тогдашних. Впервые появившихся. На основании этих материалов он потом и написал эту пьесу знаменитую, с которой мы начали разговор. И я помню прекрасно, с каким трудом она пробивалась на сцену 'Детского театра' в январе 1986 года, и как московский горком партии, тогда была такая великая организация, потребовала снятия этого спектакля с премьеры, потому что премьера приходила на день открытия городской партконференции, которую очевидно Щекочихин мог бы сорвать. Как Щекочихин помогал всем, кому ни попадя, как говорил Леня, там и все, кто ни попадя, помогали Щекочихину. Я в то время был заведующим отделом очень свирепой по тем временам газеты 'Советская Россия'. Органа ЦК КПСС. И я был приведен на последнее заседание, не могу назвать это худсоветом: Это пришли два чиновника из Министерства культуры и заместитель заведующего отдела Горкома партии в театр, после репетиции предъявили 26 пунктов, которые необходимо упразднить из пьесы. В частности, красно-белые шарфы. 'Это-то почему?!', - закричал Щекочихин - 'Юрий, неужели вы не понимаете, что это напоминает польский флаг'. Претензии были совершенно неожиданные. И только тогда то, что я спекулировал авторитетом газеты, немножко сдержало московских партийных руководителей. И угроза публикации в 'Советской России' она, в общем-то, в очень большой степени позволила этот спектакль поставить. Хотя, забегая вперед, из 'Советской России' убрали главного редактора Ненашева и вместе с ней идея публикации о Щекочихине, о его спектакле и о том, каким путем он прорывался, была похерена раз и навсегда.

К.ЛАРИНА - Мы уже приближаемся к финалу нашей программы. И я, конечно же, не могу не задать вопрос о журналистском расследовании по факту гибели Юрия Щекочихина. Я помню, когда Вячеслав Измайлов у нас здесь был последний раз, он нам что мог -рассказал. Что дело ведется, расследование ведется. Но он, как я помню, не мог назвать ни одного имени, поскольку доказательств, пока, не очень много насобирали журналисты 'Новой газеты', я думаю, что Роман нам что-нибудь к этому добавит.

Р.ШЛЕЙНОВ - История очень сложная и неоднозначная. Дело в том, что сейчас жестких фактов пока добыть не удалось. Экспертизы, как мы уже говорили, в Великобритании, они идут, они продолжаются, по тем материалам, которые нам удалось собрать. К сожалению, в России даже родственника Юрия Петровича Щекочихина, его сыну, в частности, отказано в предоставлении материалов и всего, что необходимо, для того, чтобы можно было провести какую-либо независимую экспертизу. На западе, по крайней мере, те эксперты, а это эксперты с мировым именем, в Англии, которые занимаются этой проблемой, они с возмущением воспринимают это. Для их страны и для Европы это недопустимо. Таких вещей быть не может. Когда даже родственникам отказано в том, чтобы узнать правду. Мы пока не можем делать каких-либо однозначных выводов, понятно, что у Юрия Петровича врагов было очень много, как я уже говорил. Но никто, к сожалению, здесь не заинтересован в том, чтобы сделать это прозрачным и открытым, эту ситуацию. Никто не провел даже расследования должного по этой ситуации. То есть, человек был такого масштаба, что с ним разговаривали на уровне генерального прокурора, когда речь зашла о его смерти, все материалы и все расследование спустили в обычную межрайонную прокуратуру. Она что могла - сделала. Нужно отдать ей должное, но, к сожалению, выше того предела, который был поставлен, прыгнуть не удалось.

К.ЛАРИНА - И что? Вы же не бросаете это, как я понимаю?

Р.ШЛЕЙНОВ - Мы, разумеется, продолжаем делать все, что возможно. Но, к сожалению, пока что-либо прогнозировать здесь нельзя.

К.ЛАРИНА - У нас есть ответы на вопрос, который мне казался сложным, но оказалось, что следователя Зайцева помнят наши слушатели, который вел дело о 'Трех китах'. Я могу назвать людей, которые правильно ответили на этот вопрос: Людмила, телефон 356, Валентина - 291, Кирилл - 431, Елена - Санкт-Петербург, 230, Иван - Екатеринбург, 218 и Полина - Челябинск, 75.

На вопрос про передачу 'В нашу гавань заходили корабли' я не буду читать список победителей. Вас там очень много, вам обязательно позвонят. И книги Юрия Щекочихина вы обязательно получите. А нам остается только поблагодарить сегодняшних участников программы. Леонид Жуховицкий, Павел Гутионтов и Роман Шлейнов - заведующий отделом расследований 'Новой газеты'. Благодарю, спасибо что пришли, надеюсь, что еще не раз встретимся.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024