Купить мерч «Эха»:

Алексей Парин, Александр Румынский, Мария Розанова, Лев Мнухин - Книжное казино - 2002-09-28

28.09.2002

К. ЛАРИНА Это "Книжное казино". Сегодня в гостях у нас издательство "Аграф", и я с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей. Ну, хотя я, наверное, так сделаю: я даю слово Алексею Парину, главному редактору издательства, поскольку, все-таки он у нас не только главный редактор, но еще и ведущий радиостанции "Эхо Москвы", поэтому давайте займемся, Алексей, вашими прямыми обязанностями.

А. ПАРИН Да, хорошо. С удовольствием. Я сегодня не в качестве ведущего "Эхо Москвы", а в качестве главного редактора издательства "Аграф". И с удовольствием представляю наших гостей сегодняшних. Марию Васильевну Розанову, которую представлять, наверное, не надо. Но я, тем не менее, с удовольствием это делаю. Мария Васильевна передала права на издание произведений Синявского-Терца издательству "Аграф", и мы исправно выполняем свои обязанности. И еще ждем всего нового, что нам предложат. Об этом мы поговорим чуть попозже. Представляю вам Льва Абрамовича Мнухина, который представляет у нас цветаевскую тему, это цветаевский год, и мы выпустили трехтомник воспоминаний о Марине Цветаевой. И last, but not least, как говорится по-английски, последний по порядку, но не по значимости, представляю директора издательства "Аграф" Александра Александровича Румынского. И я думаю, что мы с ним, Ксюша, будем иметь возможность обсудить как же можно в наше время издавать книги и держаться на плаву. Я думаю, что это вопрос

К. ЛАРИНА Да, учитывая, что книги ваши трудно назвать такими, коммерческими книгами. Это для тех, кто любит читать.

А. ПАРИН Да, это так.

К. ЛАРИНА А не ставить на полку.

А. ПАРИН Да, мы в самые трудные времена старались, чтобы у нас вот таких книг, чисто коммерческих, не было. Ну, мы поговорим о конкретных книгах, которые сегодня

К. ЛАРИНА Я, между прочим, покупаю книги издательства "Аграф", мне их не дарят, Алексей.

А. ПАРИН Ну, будем дарить.

К. ЛАРИНА Да? Я вот Марию Каллас, я купила, понимаете, до чего дошло?

А. ПАРИН Мы исправимся.

К. ЛАРИНА Исправляйтесь, исправляйтесь.

А. ПАРИН Хорошо. Александр Александрович, мы учтем.

А. РУМЫНСКИЙ Хорошо.

К. ЛАРИНА Начнем с Цветаевой. Мы не сказали про Майю Пешкову, она конечно же здесь, дорогие слушатели, куда же денется Майя.

А. ПАРИН Я просто представлял как бы аграфских гостей.

К. ЛАРИНА Давайте мы с Цветаевой начнем. А где трехтомник-то?

А. ПАРИН Вот он.

К. ЛАРИНА То есть, здесь, я так понимаю, здесь самые известные авторы, здесь разные авторы представлены, в этом трехтомнике.

А. ПАРИН Самые разные авторы. Это в некотором смысле переиздание. Но это как бы расширенное, дополненное, и усовершенствованное переиздание. Был однотомник. Пожалуйста, вам слово, Лев Абрамович.

Л. МНУХИН К 100-летию, в 92- году был выпущен в "Советском писателе" сборник воспоминаний о Марине Цветаевой. И с тех пор прошло 10 лет, появились многие документы, многие свидетельства, которые и были включены в это заметно расширенное издание. Кроме того, мы восстановили купюры, которые были сделаны в то время по соображениям объема. И еще одна важная деталь, это то, что впервые сборник воспоминаний снабжен именным указателем, что позволяет им просто пользоваться на все 100%. Наряду с известными именами мемуаристов, которые были и раньше, в это издание специально написала очерк Мария Иосифовна Белкина. Как-то мы все время переживали, что одна из лучших книг о Цветаевой у нас не была представлена. Скажем, воспоминания врача, который в чешский период эмиграции был рядом с Цветаевой, принимал роды, Григория Альшуллера, и много-много новых имен, которые читатель найдет в этих книгах.

К. ЛАРИНА Фотографий нет, я смотрю, да? Это сознательно так решили, без фотографий?

Л. МНУХИН Дело в том, что перед этим вышел большой фотоальбом, а фотографии, может быть, задержали бы издание, или усложнили.

А. РУМЫНСКИЙ - И кроме того, удорожили бы саму книгу, безусловно, сами книги.

К. ЛАРИНА А здесь вот в этом трехтомнике все уже ранее издавалось, или есть какие-то премьерные вещи, то, что впервые публикуется?

Л. МНУХИН - Ну, вот Мария Иосифовна Белкина сделала как бы отдельную главу для нас. Что-то нами извлечено из малодоступных изданий, скажем, эмигрантских.

А. РУМЫНСКИЙ Вот, я думаю, скорее так, из эмигрантских.

Л. МНУХИН Да, то, что недоступно нашему читателю попало сюда. Ну, например, маленькая зарисовка Тырковой-Вильямс, как она слушала русскую речь. То есть, она была на выступлении Цветаевой.

А. РУМЫНСКИЙ Впервые в книжном виде как бы подано.

Л. МНУХИН - Но, кроме этого, у нас в издательстве цветаевская тема поддержана еще двумя книгами, Анна Александровна Саакянц, незадолго до смерти передала нам рукопись своих воспоминаний, в которых как бы ее личные воспоминания, тема Цветаевой занимает важное место. Анна Александровна работала в издательстве "Художественная литература". Я тоже когда-то работал в издательстве "Художественная литература", и моя жена, и мы ее лично знали. А жена моя, которая редактор издательства "Аграф" просто с ней очень дружила. И Анна Александровна принесла к нам это.

К. ЛАРИНА Это новая книжка, да?

Л. МНУХИН - Это новая совсем книжка, называется "Только ли о Марине Цветаевой". Мы вместе с Анной Александровной долго выбирали название для этой книги, она видела последнюю корректуру, но не видела уже эту книгу. И сейчас скоро будет переиздание ее книги, собственно, биография Цветаевой, которую она тоже немного успела расширить, но уже вот не увидела. Я очень рекомендую книгу "Только ли о Марине Цветаевой" Анны Саакянц, очень живо написана, и здесь тема Цветаевой по-другому излагается, не как биограф она излагает, а как человек, который просто ее

К. ЛАРИНА Хорошо ее знает.

Л. МНУХИН - Хорошо знает ее, ее окружение, ее дочь, естественно, Ариадну, и так далее. Это такая, личная книга, и я думаю, это личная интонация здесь очень важна.

К. ЛАРИНА Лев Абрамович, у меня к вам такой вопрос: а все ли уже архивы рассекречены Марины Ивановны Цветаевой, или еще есть с чем работать цветаевоведам?

Л. МНУХИН Работать есть с чем. Потому что в 2000-м году открылся архив Цветаевой в РГАЛИ, и мы уже являемся обладателями четырех книг из этого архива, причем бесценные книги, это сводные тетради, это записные книжки, это то, что дает нам дополнительный материал к ее собранию сочинений. Сейчас идет подготовка к изданию дневников Мура, что тоже ценители и любители Цветаевой ждут, потому что там могут быть какие-то дополнительные свидетельства к биографии последних лет. Это дневник с 40-го по 43-й год. И, скажем, вот сейчас возможно в издательстве "Аграф" будем готовить, будем рассматривать эту возможность, издание как бы в продолжение трехтомника воспоминаний Цветаева в критике современников, чего не было еще никогда. Собрано все, что можно было собрать, из малодоступных источников, из архивов. Как современники оценивали поэзию Цветаевой. Там есть, как говорила Цветаева, "и родство, и чуждость".

А. РУМЫНСКИЙ "И хула, и хвала".

Л. МНУХИН И хула, и хвала, да. И это, я думаю, тоже вообще будет очень интересно.

К. ЛАРИНА А чем объяснить этот запрет, до 2000-го года не открывать архив Марины Цветаевой?

Л. МНУХИН Это воля дочери, Ариадны Сергеевны.

К. ЛАРИНА А почему?

Л. МНУХИН Я думаю, что одно из основных объяснений здесь то, что были еще живы многие люди, которые фигурировали в ее письмах, ее записях, и возможно, они были бы не согласны с тем, что это написано. Может быть, это им было бы не очень приятно, как чисто в библиографическом плане.

А. ПАРИН Это часто бывает. У Оскара Уайльда был закрыт архив надолго, многие люди сами, их родственники

К. ЛАРИНА То есть, из-за этических каких-то соображений, да?

А. ПАРИН Да, чтобы не беспокоить людей, или даже их родственников, которые как бы представляют ну, даже не обязательно слишком лично могут выйти, в каких-то очень интимных, личных подробностях. Это с этим связано, я думаю.

К. ЛАРИНА Ну, в любом случае, даже казалось бы, уже все открыто, а сколько тайн вокруг имени Марины Цветаевой так и осталось тайной, да?

А. ПАРИН Да.

Л. МНУХИН Нет, ну они раскрываются как бы постепенно.

К. ЛАРИНА Ну, очень много версий у каждой загадки.

Л. МНУХИН И версии, и образ поэта по-разному, скажем, видно, из книги воспоминаний, из трехтомника, что разным людям она представлялась разным человеком, особенно это касалось быта, и так далее. Но все-таки вот недавно удалось обнаружить, и об этом уже писали, вышла книжечка, "12 неизвестных писем Цветаевой к Наталье Гайдукевич". Тоже событие. Я думаю, что мы еще таких событий дождемся.

А. ПАРИН Замечательное, вот личное, мне кажется, что меня всегда в Марине Ивановне Цветаевой поражало, очень редкое свойство для писателя, для поэта, она любила очень всех литераторов, всех людей, которые обладали талантом. Она всех принимала. Это так редко среди людей творческой профессии.

К. ЛАРИНА Ну, и разочарований было немало, все-таки.

А. ПАРИН Это другое дело.

К. ЛАРИНА Убийственных.

А. ПАРИН Конечно, но исходно она была всем открытая. Этого нельзя сказать про очень многих людей ее поколения в это время. Это человеческое свойство меня всегда просто покупало. Это удивительная вещь.

К. ЛАРИНА А можно мне вот у Марии Васильевны спросить?

А. ПАРИН Да.

К. ЛАРИНА Все-таки, это женская поэзия, или это поэзия?

М. РОЗАНОВА Нет, женские бывают только бани, простите меня. Поэзия или поэзия, или не поэзия. А Цветаева это поэзия самого высокого, самого интересного и фантастически нового для своего времени духа и разлива. Вот когда говорили о том, что подготавливаются критики Цветаевой, понимаете, мне гораздо интереснее прочесть, как ее ненавидели сегодня, вот про это мне интересно прочесть, чтобы увидеть вообще, насколько она опередила время. Она опередила своих сверстников. И очень много она открыла будущим, следующим поколениям, нашему и после нашего.

Л. МНУХИН - Я как раз к вопросу о том, как ее не любили. Когда я работал в издательстве "Художественная литература", я работал над переводом с Сергеем Васильевичем Шервинским, у которого помногу жила Ахматова на даче. И он сам мне рассказал. Я, говорит, не решался никогда задать Анне Андреевне вопрос по поводу Марины Ивановны Цветаевой, но один раз решился, и спросил, как вы относитесь к Марине Ивановне Цветаевой. Она сделала очень долгую паузу, довольно брезгливое лицо, и сказала: "вульгарно очень".

К. ЛАРИНА Угу. А Марина Ивановна что говорила про Анну Андреевну? Она ее обожала, боготворила.

Л. МНУХИН Она стихи такие писала! "Анна Ахматова" это одно из лучших ее стихотворений, потрясающее.

К. ЛАРИНА А все потому, что слишком мало женщин на этом небоскребе, небосклоне поэтическом, увы. Много?

Л. МНУХИН Да мужчины тоже ревнуют.

М. РОЗАНОВА Дело не в женщинах. Просто Цветаева стилистически была на много лет впереди. Ее время еще совершенно не пришло, когда она вдруг возникла, и стала писать непонятные всем слова. Я помню, я впервые читала Цветаеву, в рукописи. В рукописи мне один из моих знакомых дал маленькую книжечку, где какая-то его знакомая переписала несколько стихов Цветаевой, несколько стихов Пастернака. Вот как сейчас помню, когда я получила эту книжечку, когда я читаю, я читаю, читаю, и я кинулась к своей очень любимой подруге, в дальнейшем замечательной преподавательнице литературы, тонкачу и знатоку, вот с тем, какие есть стихи. Она читала Цветаеву, и смеялась. Она говорит: ну, разве так можно?! Вот это считайте, это 50-й год. В 50-м году еще многие специалисты ее не могли прочесть.

К. ЛАРИНА Подражать поэтому невозможно. Очень многие поэты и поэтессы пишут по-ахматовски. А по-цветаевски написать невозможно, этот стиль невозможно даже спародировать, да, очень трудно.

Л. МНУХИН Я еще вот к вопросу о том, что сказала Мария Васильевна. Это в 50-е годы, а при жизни, в 20-30-е, удивительно, но многие крупные литераторы, которые знали, понимали искусство, поэзию, литературу, было полное неприятие Цветаевой. Скажем, это Бунин, это Гиппиус, это долгое время Ходасевич, некоторое время, вернее, Ходасевич, Адамович. И ведущие критики, именно непонимание нового, того, что внесла Цветаева в поэзию.

К. ЛАРИНА Пока мы говорим только о цветаевских книжках, но здесь книг гораздо больше, о них мы тоже подробно сегодня расскажем. И после новостей обязательно зададим вам вопросы. Майя, ты хотела, все рвалась к микрофону, никак Майю к микрофону не допустим.

М. ПЕШКОВА Я хотела спросить Льва Абрамовича. Нет ни одной выставки, посвященной "Серебряному веку", где бы не были экспонаты из вашей личной коллекции. Вы крупнейший коллекционер мира. Я хотела узнать, не собираетесь ли вы издать каталог своей коллекции, посвященной Цветаевой?

Л. МНУХИН Ну, вопрос сложный, дело в том, что коллекция уже не существует вот в таком полном виде, она распадается, потому что сейчас очень много музеев в России. И, скажем, материалы, связанные с Иваном Владимировичем Цветаевым ушли в Иваново, материалы, связанные с болшевским музеем, переходят в болшевский музей. В московском музее остались личные вещи. Поэтому, и я считаю, что это правильно, потому что даже в самых далеких наших музеях, или уголках, связанных с Цветаевой, должны быть вещи, перед которыми человек благоговеет, которые вызывают у него чувства вот какие-то такие совсем, высокие. И поэтому, в целом о коллекции сегодня не приходится говорить.

К. ЛАРИНА Вот здесь замечательное пришло от Дмитрия из Москвы телеграмма: "как говорил Бродский, Цветаева начинала там, где все остальные заканчивали". Хорошее определение. Ну что, у нас перерыв на новости, затем вернемся в студию, зададим вам вопросы, и продолжим нашу встречу с издательством "Аграф".

НОВОСТИ.

К. ЛАРИНА Мы говорили о цветаевском трехтомнике, говорили о новой книге Анны Саакянц "Только ли о Марине Цветаевой", ну, и еще, наверное, про остальные книжки мы успеем сказать, и поподробнее поговорить с нашей гостьей, Марией Васильевной Розановой. Что же сегодня представляет наша гостья в издательстве "Аграф"?

А. ПАРИН Мария Васильевна, что вы представляете в издательстве "Аграф"? Ну, мы представляем, во-первых, уже вышедшие книжки, таких книжек несколько. Мы представляем книжку "Основы советской цивилизации", я думаю, что ее многие купили, потому что она хорошо Да, Александр Александрович?

А. РУМЫНСКИЙ Очень хорошо.

А. ПАРИН Хорошо продается. Мы представляем книгу "Иван-дурак". И, соответственно, мы представляем готовящиеся книги. Что это за готовящиеся?

М. РОЗАНОВА Готовящаяся книга, это книга ранней прозы Абрама Терца. Абрам Терц это литературная маска Андрея Синявского, придуманная им не только для того, чтобы спрятаться от советской власти, а потому что в нем действительно сидели два человека, в Синявском. Тихий, скромный, немножко занудливый профессор русской литературу, сначала преподаватель Московского университета, потом профессор Сорбонны, который всегда всех пропускал в дверь первыми, старался поменьше разговаривать, больше слушать, и как-то так, правда, совершенно замечательно, не по-синявски, а по-терцевски, читал стихи. Вот это он делал удивительно. А так это были очень хорошие, очень добротные, но лекции без хулиганства. Абрам Терц, на самом деле, это был бандит с большой дороги. И вот эта вот литература, Абрама Терца, слова Абрама Терца, настолько не похожи были на Синявского, что вот когда Синявского арестовали, целый ряд знакомых, а он очень дружил с пожилыми вдовами, с вдовой Багрицкого, с вдовой с самыми разными литературными вдовами. Кто-то приехал ко мне меня утешать, и говорит, что это ошибка а, это была Мария Вениаминовна Юдина, что "не мог Андрей Донатович, не мог написать эти гадости!" Это гнусные совершенно, отвратительные тексты. Вот сейчас я их готовила к печати.

А. ПАРИН Они уже издавались и в России.

А. РУМЫНСКИЙ В двухтомнике.

М. РОЗАНОВА Они издавались в России, они были в двухтомнике, сейчас я их готовлю к печати, и я их в процессе подготовки перечитала вот сегодняшним глазом, глазом 2002-го года. И меня удивила одна вещь, меня удивило, насколько они современны. Они настолько современны, что хоть распечатывай их сегодня в каких-то отрывках по сегодняшним газетам. Вот так вот они поворачивают, вот прокрутилось какое-то колесо, вот прошло 40 с чем-то лет после их написания, и мать родная, опять мы заговорили вот на этом языке, опять стало актуально все то, о чем думал Абрам Терц. Но у Абрама Терца, как он говорил, большие разногласия и с советской властью, и вообще с очень многими, большие стилистические разногласия. Потому что он всегда работал, он это называл работать на снижениях. И, может быть, именно поэтому он очень любил Цветаеву, именно потому, что у Цветаевой тоже есть это, вот работа на снижениях в слове. Не высокими, не красивыми словами, а вот резким таким, очень определенным, очень четким словом излагать.

А. ПАРИН Мария Васильевна, я вас хочу спросить как строгий главный редактор человека, который связан с издательством договором. А у нас есть следующий с вами проект, письма Синявского, которые готовятся очень подробно, думаете, как это сделать. И мне бы хотелось, чтобы вы немножко рассказали, потому что это все-таки такое, там будет много того, что не издавалось, и совсем новые тексты. И когда он будет готов? Нам заодно неплохо знать.

М. РОЗАНОВА Приготовиться, да?

А. ПАРИН Конечно.

М. РОЗАНОВА К такой страшной работе. Вот следом за этим я делаю, вот сейчас в процессе, в работе, большой том лагерных писем Синявского. И это очень сложная работа, потому что, понимаете, скажем, есть такая у Абрама Терца хулиганская, очень нашумевшая, разошедшаяся большими тиражами и вызвавшая невероятный гнев одних, восторги других, работа. Под именем Абрама Терца, "Прогулки с Пушкиным".

Л. МНУХИН Это может быть, моя самая любимая работа Абрама Терца.

М. РОЗАНОВА Я это тоже очень люблю, очень я ее люблю. Вот эти "Прогулки с Пушкиным" были написаны в лагере. И первые строчки были написаны вот когда суд удалился на совещание, чтобы вычислить приговор Даниэлю и Синявскому. Потом к Синявскому прошел адвокат, потом он вышел из его этой самой камеры при суде, и спросил: как вы думаете, о чем пишет сейчас Андрей Донатович? Ну, только что процесс кончился, вот только что. Ну, что пишет подсудимый обычно? Кассационную жалобу заготавливает, вылавливает всех блох, за которые можно схватить и предъявить обвинителям. Что я и сказала адвокату. Он говорит: нет, он пишет о Пушкине. И вот это вот удивительное умение вытеснить из себя, закрыться от лагеря, в котором ты сидишь, от клетки, в которой ты сидишь, за спиной судьи, вот в этом самом закрытом помещении, куда тебя увели, и через два часа ты должен слушать свой приговор, и заняться чем-то своим, отключиться и включиться в другое. Вот это все есть в письмах. И вот сейчас меня удивляет, вот когда Синявского посадили, нашему сыну было 8 месяцев. И вот, естественно, я ему пишу о сыне, о детских болезнях, вот это вот один сюжет.

А. ПАРИН Сейчас сын Синявского и Розановой французский писатель Егор Гран, который уже выпустил три романа на французском языке, которые в известной степени, для элиты французской, стали бестселлерами.

М. РОЗАНОВА И сейчас сдает издателю четвертый.

А. ПАРИН Ну, это я не сомневаюсь.

М. РОЗАНОВА Ну, так графомания, это тяжелая болезнь. Человек, начавший писать, остановиться не может. И вот в письмах вот эта совершенно удивительная тема, например, тема детства, и вот Синявский начинает, сидя в лагере, рассуждать о детстве, о самых разных вещах. И туда же вплетаются "Прогулки с Пушкиным", кусочками. Вот я долго для себя решала вопрос, может быть, все-таки эта книжка уже издана-переиздана, читана-перечитана, что делать, вынуть это из писем, или оставить?

А. ПАРИН И что вы решили?

М. РОЗАНОВА Я поняла, что совершенно по-другому читается этот текст, вот эти вот куски, когда рядом запретка и часовые на вышках. Это совершенно все по-другому получается.

А. ПАРИН Мария Васильевна, а когда же будет готово?

М. РОЗАНОВА Я думаю, что где-нибудь после Нового года.

А. ПАРИН О, это хорошо. Есть еще один проект, который издательству "Аграф" пока еще не принадлежит, но мы очень надеемся, что по блату он как-то к нам перейдет, это собственная книга Марии Васильевны, которая ее пишет, и которая, в общем, и ездит, отчасти, в Россию не без прицела добирать материал для этой книги. Расскажите про нее.

М. РОЗАНОВА Ну, понимаете, вот про эту книгу я могу очень много рассказывать, но я совершенно не представляю, когда она будет готова. Будет она называться "Абрам да Марья".

А. ПАРИН Это уже давно все знают.

М. РОЗАНОВА Это все знают, все спрашивают, когда. Всем издателям я говорю приблизительно одно и то же, правда, я им всем прибавляю, что у меня есть любимчики. Эти любимчики называются "Аграфом".

А. ПАРИН Это приятно.

М. РОЗАНОВА Но мои любимчики слишком интеллигентны, слишком интеллигенты. Поэтому интеллигент не может быть богатым, а книжка получится очень дорогая, потому что я ставлю совершенно невероятное условие, например, чтобы фотографии были в тексте, чтобы можно было вписать картинки туда.

А. ПАРИН Мария Васильевна, вот здесь я спрашивал уже Александра Александровича, директора издательства, вот у Марии Васильевны будет такая сложная книжка, да, как мы, что сказал Александр Александрович?

А. РУМЫНСКИЙ Да, мы сделаем такую книжку, с фотографиями.

К. ЛАРИНА Дорогую книжку сделаете.

А. РУМЫНСКИЙ Дорогую книжку сделаем.

А. ПАРИН Постараемся ее как можно удешевить.

К. ЛАРИНА Будем считать, что договор заключен, да, Мария Васильевна?

А. РУМЫНСКИЙ Ну, да, я боюсь, но так как-то вроде бы.

М. РОЗАНОВА То, что с очень сложным макетом, в общем, там будет все трудно.

К. ЛАРИНА У нас остается очень мало времени до конца программы. Вопрос к директору издательства, вопрос, который задают наши слушатели, где продаются книги издательства "Аграф", есть ли свой магазин, есть ли своя полка какая-нибудь книжная, или в издательстве.

А. РУМЫНСКИЙ У нас своего книжного магазина нет.

А. ПАРИН Должен быть.

А. РУМЫНСКИЙ Должен быть, пока еще мы не можем себе позволить. Можно купить книги в нашем издательстве.

К. ЛАРИНА А где, адрес?

А. ПАРИН Телефон 189-17-22, и там вам все расскажут.

А. РУМЫНСКИЙ Да, все расскажут. А так, во всех магазинах Москвы спрашивайте. И по периферии, от Владивостока до Калининграда, они должны быть, книжки. То есть, если покупатели будут активно спрашивать в магазинах книги, именно нашего издательства, мы слышим, что они будут у нас заказывать эти книги, потому что у нас проблема с заказами книг, мы везде и всюду их предлагаем, на реализацию, не в деньги, на реализацию, и то с трудом они берут. Конечно, продают, но дальше уже проблемы, конечно, финансовые возникают. Эти проблемы, они везде и всюду.

А. ПАРИН А провинция?

А. РУМЫНСКИЙ Провинция у нас тоже берет?

А. ПАРИН Берет, да?

А. РУМЫНСКИЙ Берет, да, то есть, никаких проблем в этом, но один раз взяв, второй раз уже с трудом они берут такие книги, потому что книга должна же найти своего читателя, долежаться до определенного

К. ЛАРИНА "К моим стихам, как к драгоценным винам", да?

А. ПАРИН Хочу обратить внимание на роман Дэвида Планта, американского писателя, который должен приехать в конце ноября на презентацию этой книги, называется "Благовещенье", это очень интересный роман, связанный с поиском картины, и часть действия происходит в России, потому что автор преподавал в Литинституте, читал лекции по американской и английской литературе. Соответственно, "Женщины лорда Байрона", книга Бориса Тимофеевича Грибанова, очень увлекательная книга о том, какие романы и какие женщины играли важную роль в жизни лорда Байрона. В музыкальном лоте книга Валентины Чемберджи, дочки Зары Левиной и композитора Чемберджи, называется "В доме музыка жила". Она описывает всех людей, больших музыкантов, включая Шостаковича, Прокофьева, с которыми ее девочкой сводила судьба в Доме творчество или в домах. Очень интересная книга, и мне кажется, там время очень отражается. Блестяще написанная книга Ирины Коткиной "Атлантов в Большом театре". Ценна еще особенно тем, что разговоры с Атлантовым, это автор, ездила специально при поддержке фонда Казарновской и Большого театра, ездила в Вену и беседовала с Атлантовым там, и не редактировала эти разговоры. Они очень острые, он очень много говорит про своих коллег, нелицеприятного, про Большой театр все свои обиды высказывает.

К. ЛАРИНА А он приезжает в Россию, часто?

А. ПАРИН Он был, 15-го сентября в Петербурге был концерт. Выступать это, наверное, нельзя назвать, Атлантов давно уже не поет, давно уже как бы ушел от дел, испугался. И много раз его приглашали в качестве жюри многих конкурсов, не приезжает.

К. ЛАРИНА А в Москву приезжает?

А. ПАРИН Не приезжал, вот сейчас приехал, коротко, на свой концерт единственный, спел всего один куплет в общей песне, больше ничего не спел.

К. ЛАРИНА Да что вы! То есть, это не концерт был.

А. ПАРИН Нет, это был как бы концерт Атлантова с другими участниками объявлен, в результате он практически ничего не спел. И так знали все остальные. Очень хорошая книжка "Энрике Карузо на сцене и в жизни", две биографии Карузо. Одна объективистская такая, исследователя, а другая его последней жены личная. И, кроме того, полная дискография Карузо, что было записано. "Габричевский", мне кажется, что это выдающаяся книга вообще для всего гуманитарного знания, потому что этот человек как бы разошелся на устные образы, и про него много всего рассказывают, и Николай Николаевич Каретников, которого я хорошо знал, тоже про него много рассказывал. Теперь, наконец, здесь собраны все его работы, связанные с теорией искусства, и готовится у нас, в издательстве другая книга, вернее, наследниками Габричевского, которые нам ее отдают, которая будет "Габричевский в переписке", более бытовая, так сказать, но и тоже очень значимая. У нас в издательстве есть серия "Наследие кельтов", в которой вышла одна книга, связанная с исследованием по кельтологии. Вот теперь переиздан перевод "Валлийской книги", "Мобиногион", легенды средневекового Уэльса с новыми, более подробными комментариями. "Роза мистика", которую издал Андрей Никитин, постоянный, можно сказать, автор нашего издательства, это "Поэзия и проза российских тамплиеров", храмовников. Любопытная книга, в которую загляните, может быть, она вам понравится. Книга Анатолия Курчаткина "Амазонка", роман из современной жизни, 90-е годы, молодая, красивая женщина, как она может устроить свою судьбу сегодня. Она проходит очень разные стадии, пробует разные роли в жизни. И конец очень мрачный и очень непростой. Только что, прямо вот свежая книга Маргаретты Стромстед, жизнь Астрид Линдгрен, "Великая сказочница" называется. Подробно описанная биография с фотографиями, при поддержке шведского института. Я хочу обратить ваше внимание, что в нашем издательстве стал работать художник Вера Каратаева, книги стали не совсем похожи на предыдущие книги издательства "Аграф", и мне кажется, очень выиграли.

К. ЛАРИНА Спасибо всем участникам нашей программы.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024