Тема: "80-летие Булата Окуджавы" - Иосиф Райхельгауз, Елена Камбурова - 25-й кадр - 2004-05-08
8 мая 2004 г.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" программа "Театральная площадь", посвященная 80-летию Булата Окуджавы
Гости студии: Иосиф Райхельгауз режиссер театра Школа современной пьесы и Елена Камбурова - певица
Эфир ведет Ксения Ларина
К.ЛАРИНА: 13 часов 15 минут. Начинается наша традиционная субботняя "Театральная площадь". Сегодня она посвящена Булату Окуджаве, поскольку завтра, 9-го мая, в День Победы, Булату Окуджаве исполняется 80 лет. Традиционный праздник, посвященный этому герою, легендарному герою нашего отечества Булату Шалвовичу Окуджаве проходит в центре города на Трубной площади у театра Школа современной пьесы. Начинается он на улице днем с 2 часов, а потом постепенно продолжается до самого вечера, и вечером уже после 7 переходит внутрь помещения театра Школа современной пьесы, на сцену. И там как раз основное действо обычно и происходит. Ну, вот видите, традиция... Это уже традиция? Сколько лет? Я сейчас спрашиваю уже Иосифа Райхельгауза, художественного руководителя театра Школа современной пьесы. Какой это год подряд, Иосиф?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Ну, на улицу вышли впервые ровно 10 лет назад.
Е.КАМБУРОВА: Уже 10 лет?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Когда Булату Шалвовичу исполнялось 70 лет. И вот он впервые вышел на этот балкон, на который теперь выходят артисты и поэты,..
Е.КАМБУРОВА: Певцы, да...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...и музыканты. До этого были его концерты внутри театра, после этого тоже еще недолго были. А потом уже начались дни дни Булата Окуджавы, вот каждый год 9-го мая.
К.ЛАРИНА: Ну, вот на сей раз день превращается в целый фестиваль, поскольку 9-го мая это только открытие Окуджавского фестиваля. Поскольку каждый вечер....
Е.КАМБУРОВА: По-моему, даже чуть раньше, да? Не 9-го, раньше.
К.ЛАРИНА: Раньше?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: 9-го.
Е.КАМБУРОВА: По-моему, 8-го в Доме литераторов, ну, как бы это все да, да...
К.ЛАРИНА: А сегодня 8-ое.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Нет, а вообще, конечно, начинается это все не в 2 часа, потому что вот утром у дома Булата Шалвовича в Переделкине...
Е.КАМБУРОВА: Вот сегодня вечером в Переделкино, да...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Сейчас, да, уже несколько дней это происходит и в Политехническом, и в "России"...
К.ЛАРИНА: Сейчас я должна представить и женский голос тоже, поскольку Лена там на подпевках у нас...
Е.КАМБУРОВА: Да, да.
К.ЛАРИНА: Елена Камбурова здесь в студии. Леночка, добрый день, вам.
Е.КАМБУРОВА: Добрый день.
К.ЛАРИНА: Ну, как раз тут афишка, про что вы сказали. Давайте тогда уж мы скажем, что сегодня 8-го мая в доме-музее Булата Окуджавы в Переделкине "Булатова суббота". В 7 часов вечера презентация компакт-диска Галины Хомчик "Песни Булата Окуджавы", а в 8 часов концерт, которым руководит Сергей Никитин. И, мало этого, обещают прямую трансляцию на телеканале "Культура" сегодня вечером. А вы там будете выступать, Лен?
Е.КАМБУРОВА: Нет, нет.
К.ЛАРИНА: Вас там не будет. Вы будете здесь в Школе современной пьесы.
Е.КАМБУРОВА: Я буду готовиться, да. И к 11-ому числу.
К.ЛАРИНА: Сейчас я теперь скажу, что у нас есть билеты на Окуджавский фестиваль. Сразу скажу, на какие вечера, чтобы вы ориентировались, уважаемые друзья, и могли выбрать. Но не просто так не надо там заявки писать "хочу, хочу". Давайте немножко поработаем, поскольку будем говорить про Окуджаву, то пусть его строчки прозвучат в нашем эфире. Вот я вас прошу по телефону 203-19-22, наверное, во второй части нашей передачи, каждый из вас пусть вспомнит несколько строчек из стихов или песен Булата Окуджавы. И вы за это получите билеты на вечер вечер Александра Дольского 10-го мая, вечер Владимира Вишневского 13-го мая, вечер Вероники Долиной 12-го мая и вечер Елены Камбуровой 11-го мая. Все это на сцене театра Школа современной пьесы.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Нужно сказать, что до 25-го мая...
К.ЛАРИНА: Фестиваль до 25-го.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...каждый вечер...
К.ЛАРИНА: Вот тут...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...будет чей-нибудь вечер.
К.ЛАРИНА: Ну, хотите, прочту всех? Пожалуйста.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Ну, можно.
К.ЛАРИНА: Итак, Дольский, Камбурова, Долина, Вишневский это я сказала, это начало, начиная с 10-го числа. 14-го мая Леонид Сергеев с Евгением Быковым, 15-го мая Виктор Шендерович, 16-го мая Роман Карцев, 17-го мая Галина Хомчик и Александр Дулов, 18-го Виктор Луферов, 19-го Виктор Берковский, 20-го Нателла Болтянская, наша коллега, 21-го Вадим Егоров, 22-го Аркадий Арканов, 23-го Юлий Ким, 24-го Сергей Юрский...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Сильный финальный удар.
К.ЛАРИНА: И, наконец, 25-ое последний концерт вот в рамках этого фестиваля, Александр Городницкий завершает фестиваль, который называется "И друзей созову..." Ну, вот действительно, все друзья. Я теперь хочу завести песенку, поскольку все-таки у нас в гостях певица.
Е.КАМБУРОВА: Да, я только хотела дополнить еще, что в нашем театре Театре музыки и поэзии в рамках, мы говорили о том, что он тоже в рамках этого фестиваля, наш спектакль "Капли датского короля" и 9-го числа в 4 часа дня, и 10-го вечером, да.
К.ЛАРИНА: Ну, а теперь Елена Камбурова пусть споет нам песню, которая, как мы знаем, любимая песня Иосифа Райхельгауза.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Она звучит всегда, она звучит в спектакле "Записки русского путешественника"...
К.ЛАРИНА: Моего любимого спектакля.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Именно в этом исполнении.
ПЕСЕНКА
К.ЛАРИНА: Елена Камбурова и Булат Окуджава звучит в нашем прямом эфире. Я уже обращаюсь к Иосифу, чтобы еще раз уточнить, мы всех зовем завтра в 2 часа, без ограничений?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Конечно.
Е.КАМБУРОВА: На улицу, конечно.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: У нас вся Трубная площадь свободна.
К.ЛАРИНА: Наша.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Мало того, мы впервые поставим там такие ряды для зрителей, то есть стулья, кресла. Мы раньше не ставили, вот теперь с помощью города поставим.
К.ЛАРИНА: А где они будут стоять-то, на бульваре? На Неглинке.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Они будут стоять вначале на Неглинной. Там будет сцена и там с 2 часов начнется такая открытая сцена, начнут выходить наши, наши и не наши все, кто захочет, все кто хочет петь Окуджаву и посвящения Окуджаве будут туда выходить. А с 5 часов все это будет на балконе, вот сюда, в сторону Трубной площади, а с 7 это будет в театре на сцене, но там большой экран и будет идти на экран трансляция и будет все видно и слышно.
К.ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, Иосиф, а действительно, кто хочет, может выходить на улице?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Днем да, днем да
К.ЛАРИНА: С гитарой.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Нет, ну, естественно, там стоят наши актеры молодые.
Е.КАМБУРОВА: Нет, я думаю, что будут сложности.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Очень хорошо. Ну, значит, если будет много желающих, кто-то перейдет на соседний бульвар и будет петь рядом это нормально. Это замечательно. Пусть поют Окуджаву это лучше, чем...
Е.КАМБУРОВА: Безусловно, да.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...не буду говорить, что.
К.ЛАРИНА: Вот я там бываю каждый год, на этом празднике, вот до сцены, правда, еще ни разу не доходила, все время на улице только оставалась. И меня как раз поразило, что очень много молодежи. И там одно дело, когда артисты театра Камбуровой поют, они как бы для этого поставлены специально, чтобы Окуджаву петь. А здесь совсем другие люди.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Ксения, недавно произошла одна любопытная вещь. Я ехал в машине и слушал ваше любимое наше радио. И, я не помню, кто вел передачу, и спрашивали зрителей, что для вас... Не зрителей, а...
К.ЛАРИНА: ...слушателей.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...слушателей что для вас 9-ое мая? И кто-то говорил это праздник моего деда, кто-то еще что-то. И позвонила девочка, которой 15 лет, и она сказала: "Вы знаете для меня 9-ое мая это день Окуджавы на Трубной площади". Ей говорят: "Как?" - "А вот вы знаете, я туда вот уже лет 6-7 каждое 9-го мая туда хожу и жду вот этого каждого..." Вот это вот есть, можно даже посмотреть в ваших записях. Невероятно, это меня так растрогало, потому что, оказывается, есть совсем молодые люди, для которых это стало их новым отсчетом их, их личным, они туда в юности ходили и ходят, и действительно там с родителями...
Е.КАМБУРОВА: Потом еще поражает, что это уже это не толпа, а это народ. Это совершенно другое выражение лиц. Знаете, всегда страшно, когда вдруг много это всегда все-таки что-то, что несет отрицательную энергию для меня. А здесь я тоже наблюдала,..
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: А там все поют.
Е.КАМБУРОВА: ...это потрясающее...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Там поют не только со сцены.
Е.КАМБУРОВА: Это такие лица. Вот если хотите увидеть ту Россию, то приходите, действительно, на Трубную площадь.
К.ЛАРИНА: Хочу сказать все-таки, не кривя душой, что, бывает, и плохо поют. На улице, я имею в виду.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: А это неважно, как поют, важно что поют.
К.ЛАРИНА: Но когда поют плохо, начинают петь люди, которые слушают этого человека...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Так вот я об этом и говорю, Ксения.
К.ЛАРИНА: ...и постепенно кажется, что и он тоже поет хорошо. Да, вот этот вот ощущение, что там не освистывают никого, не кричат, что, мол, иди отсюда, нет, нет, нет. А, наоборот, помогают человеку, и это очень важно. И действительно я хочу тоже пригласить вас всех на Трубную площадь завтра, потому что это такой настоящий семейный праздник можно себе устроить, можно приходить с детьми.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Нет, днем там могут приходить и петь все, кто хотят. Но к вечеру там будет нечто невероятное. Там к вечеру будет и Камбурова, и Кобзон, и Макаревич, и Юрский, и все-все-все...
К.ЛАРИНА: То есть народные артисты.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Вот, кстати, да.
К.ЛАРИНА: Настоящие артисты. Вот я хочу сказать, что я с собой принесла сегодня томик Окуджавы и все-таки обратила внимание, что у него очень много стихов, которые в песни не перешли. Но стихи это в основной своей массе совсем такие какие-то безнадежные, очень пессимистичные, написанные, как я понимаю, вот в те самые годы, когда Окуджава, как и многие другие его товарищи, ушли во внутреннюю эмиграцию, переселились окончательно в Переделкино. Вот Окуджава сидел среди своих колокольчиков. Ну, Иосиф знает лучше это время, когда он как раз к нему туда приезжал, да? Вот этот период достаточно тяжелый.
Е.КАМБУРОВА: Ну, да когда через толпу народа не видно. Вот это он ощутил. Как бы, появились новые лица в России. Но тем не менее...
К.ЛАРИНА: Тяжелое было время?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Я не знаю. Я ведь...
К.ЛАРИНА: Вы же к нему привели всех этих реформаторов.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Ну, привел, да. И сам пришел. Не знаю, для меня Булат Шалвович всегда был таким человеком его невозможно на пьедестале представить, но человеком, который вне... вот вне быта...
К.ЛАРИНА: Но все равно ведь про политику говорили.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Конечно, говорили. Но вы знаете, как говорили, вот это невероятно...
Е.КАМБУРОВА: Ну, это больше в стихах, вы знаете, больше в стихах, чем в общении.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Я не раз видел и наблюдал картинку, когда сидели, там, вице-премьеры и даже премьеры и внимали. А Булат Шалвович говорил: "Да нет, ну, что вы делаете? Ну, посмотрите...", - причем говорил он это наивно и непосредственно, а они искренне и буквально внимали, так что...
К.ЛАРИНА: Друзья мои, сейчас у нас перерыв на новости, потом мы продолжим передачу. Я напомню про наше задание вам необходимо будет вспомнить несколько строчек из Окуджавы. Если вы сделаете это по телефону 203-19-22, вы сможете выбрать себе артиста, на которого вы придете посмотреть и которого вы придете послушать в театр Школа современной пьесы на фестиваль Булата Окуджавы.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Вот завтра, кстати, в 2 часа закончу свой эфир и пойду уже туда на Трубную, а то тоже могла бы сделать прямые включения с Трубной площади. Между прочим, надо подумать.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, завтра будет много прямых включений вот каналов.
К.ЛАРИНА: Давайте, подумаем, может быть, у нас сделаем, да?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Давайте, конечно.
К.ЛАРИНА: Я хочу одно стихотворение прочесть, если вы не против, друзья мои, которое мне очень нравится.
Е.КАМБУРОВА: Нет, не против.
К.ЛАРИНА: Это в свете последних, буквально, вчерашних, может быть, событий.
Давайте придумаем деспота,
Чтобы в душах царил он один
От возраста самого детского
И до благородных седин.
Усы ему вырастим пышные
И хищные вставим глаза,
Сапожки натянем неслышные
И проголосуем все за.
Давайте придумаем деспота,
Придумаем, как захотим.
Потом будет спрашивать не с кого,
Коль вместе его создадим.
И пусть он над нами куражится
И пальцем грозится из тьмы,
Пока, наконец, не окажется,
Что сами им созданы мы.
Вот стихи какие. Это Булат Окуджава, хочу сказать нашим слушателям. Давайте что-нибудь прочтем. Иосиф, я хочу, чтобы вы прочитали, раз уж петь вы отказываетесь.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да. Вы знаете, я как раз... Нет, петь при Камбуровой это страшно сказать. Я почему-то думаю, не думаю, а вот хотел сказать, что ранние, ранние-ранние песни Булата Шалвовича, они почему-то очень мало звучат. А там замечательные стихи наивные, простые.
Е.КАМБУРОВА: "Шарик голубой".
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да. "Шарик улетел".
Е.КАМБУРОВА: А про Лёньку стихи.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Или...
Всю ночь кричали петухи
И шеями мотали,
Как будто новые стихи,
Закрыв глаза, читали.
И было что-то в крике том
От резкой той кручины,
Когда, согнувшись, входят в дом,
Стыдясь себя, мужчины.
И был тот крик далек, далек
И падал так же мимо,
Как гладят, глядя в потолок,
Чужих и нелюбимых.
Когда ласкать уже невмочь,
А отказаться трудно.
И потому всю ночь, всю ночь
Не наступает утро.
Долго пел Булат Шалвович.
К.ЛАРИНА: Лен, а вы прочтете, а не споете?
Е.КАМБУРОВА: Очень люблю эти стихи тоже... А, в общем, мне трудно сказать, какие я не люблю. Булат для меня интересен тем, что практически ни одна песня, известная мне, не вызывала бы у меня желания ее спеть. Вот нет такой... Знаете, и все-таки этим отличается от всех абсолютно других. Вот что-то, ну, хорошо, хорошо, пусть это будет отдельно. А здесь вот все, что я знаю, все хотелось спеть. Но есть, конечно, и стихи, да.
В земные страсти вовлеченный,
Я знаю, что из тьмы на свет
Шагнет однажды ангел черный
И крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый,
Прекрасный, как благая весть,
Идущий следом ангел белый
Промолвит, что надежда есть...
И, вообще, вы знаете, слово надежда, вера это все настолько... Говоришь это, и в памяти сразу Булат Окуджава, потому что, да. Вот у него еще есть, простите, вот можно я его же процитирую. "Вера, надежда, любовь три общеизвестных слова, понятия, чувства, без которых нет спасения. Но это должно существовать не в виде громких лозунгов, а в нас, в наших душах, в наших делах". Вот это, собственно, все он про себя и сказал, потому что все его песни, они про это. И я помню, когда меня очень ругали за то, что я пою Булата Окуджаву. Вот, понимаете, у него нет совершенно гражданских мотивов.
К.ЛАРИНА: Вот, кстати.
Е.КАМБУРОВА: А я так... он-то гражданин номер один, понимаете. Вот в этом парадокс, понимаете?
К.ЛАРИНА: Вот у него эта знаменитая есть песня, которую мы все пели в юности студенческой. И она время изменилось, и страна изменилась и она все равно любима уже и сегодняшними поколениями:
"...Я все равно паду на той,
На той единственной гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной..."
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, конечно, "Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой...".
К.ЛАРИНА: Так вот. Буквально мы сейчас сидели перед программой, и один из гостей читал "Огонек", там интервью с Ольгой Окуджавой.
Е.КАМБУРОВА: Да, там об этом как раз пишется...
К.ЛАРИНА: И там она как раз говорит об этой песне. А кто знает, может быть, эта песня написана глазами белогвардейца, что я, вот, паду на той единственной гражданской, а вот комиссары как раз подойдут посмотреть, да кто же это такой? Давайте мы наденем наушники, обращаюсь я к Иосифу Райхельгаузу и к Елене Камбуровой. Напомню, что сейчас вам необходимо несколько строчек ваших любимых окуджавских прочесть по телефону. Давайте это сделаем. И я хочу напомнить, что билеты на фестиваль Окуджавы в театр Школа современной пьесы приглашают вас на Александра Дольского 10-го мая, на Веронику Долину 12-го мая, на Владимира Вишневского, как ни странно, 13-го мая и на Елену Антоновну Камбурову 11-го мая. Телефон 203-19-22. Сейчас я вызову стюардессу, чтобы мне помогли телефоны записать. Пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте. Как вас зовут?
НИНА: Добрый день. Меня зовут Нина. Ну, я хотела вспомнить одно его старое стихотворение "Фотографии друзей".
Деньги тратятся и рвутся,
Забываются слова,
Приминается трава,
Только листья остаются
И знакомые глаза...
Плачут ли они, смеются
Не слышны их голоса.
К.ЛАРИНА: Немножко не очень хорошо слышно, но мы поняли, что это одни из ваших любимых стихотворений Окуджавы. Скажите, пожалуйста, на какой вечер вы хотите пойти?
НИНА: Я бы хотела пойти на Дольского или на Городницкого.
К.ЛАРИНА: На Дольского мы вас приглашаем 10-го мая. Оставляйте, пожалуйста, свой телефон. Большое вам спасибо. Так, Дольский ушел. Следующий звонок 203-19-22. Пожалуйста. Алле, здравствуйте.
НАТАША: Здравствуйте, Ксения. Это Наташа. Я бы хотела вот известную очень песню про...
"Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.
Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушел к другой.
А шарик...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...Ее утешают, а шарик летит.
НАТАША: Ее утешают, а шарик летит.
К.ЛАРИНА: Все?
Е.КАМБУРОВА: Нет.
Плачет старуха: мало пожила...
А шарик вернулся, а он голубой"
НАТАША: А, да, да. Последний куплет.
Е.КАМБУРОВА: Да.
К.ЛАРИНА: Наталья, на какой вечер вы хотите пойти?
НАТАША: А вот на Виктора Шендеровича нельзя?
К.ЛАРИНА: На Виктора Шендеровича?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Можно.
К.ЛАРИНА: Да, пожалуйста. Я хотела его сохранить, растянуть его на неделю. Но придется вам отдать.
НАТАША: Да, да.
К.ЛАРИНА: Оставляйте свой телефон.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Мы дополнительно на Шендеровича вам отдадим.
К.ЛАРИНА: Напечатаем.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Напечатаем. Следующий звонок, пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте. Как вас зовут?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА: Меня зовут Ирина Сергеевна. Я бы хотела вспомнить песню об Арбате.
Ты течешь, как река Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,
Ты и радость моя и моя беда.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: От любови к тебе вовсе не излечишься...
ИРИНА СЕРГЕЕВНА: Да.
К.ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, вы на Арбате живете?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Миллионы других мостовых любя...
ИРИНА СЕРГЕЕВНА: Нет, нет.
К.ЛАРИНА: Но на Арбате бываете?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА: Ну, бываем, конечно.
К.ЛАРИНА: Ну, и как вам Арбат?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА: Ну, очень нравится.
К.ЛАРИНА: Нравится? Ну, хорошо. На какой вечер вас пригласить?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА: Я бы хотела на Нателлу Болтянскую.
К.ЛАРИНА: Нателлу Болтянскую. Хорошо, Нателлу Болтянскую мы вам тоже предоставим. Оставляйте свой телефон. Карин, ты там записываешь, на кого человек хочет, чтобы мы потом билетами обеспечили? Следующий звонок, пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте.
СВЕТЛАНА: Здравствуйте, это Светлана. Такие стихи.
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет:
Умному дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.
К.ЛАРИНА: Прекрасно. Ну, что же. Вы на кого хотите пойти?
СВЕТЛАНА: На Городницкого можно?
К.ЛАРИНА: Ну, сейчас, я чувствую, мы все отдадим сегодня.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Ничего, ничего, мы отдадим по одному.
СВЕТЛАНА: Я очень давно хотела бы на Городницкого.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, пожалуйста. Этот фестиваль идет как раз, фестиваль, посвященный 80-летию Булата Шалвовича, как раз вот с 9-го мая...
К.ЛАРИНА: ...по 25-ое.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...со дня его рождения, по 25-ое каждый вечер. Пока, мне кажется, еще есть какие-то билеты в кассе театра и в кассах Москвы, и на "Эхе Москвы".
К.ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста. Добрый день. Как вас зовут?
МАРИНА: Меня зовут Марина.
Я много лет пиджак ношу.
Давно порвался и не нов он...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Давно потерт он и не новый...
МАРИНА: Давно потерт он и не новый
И я зову к себе портного
И перешить пиджак прошу...
Я говорю ему шутя:
"Перекроить везде иначе.
Сулит мне новые удачи
Искусство кройки и шитья".
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Я пошутил, а он чудак...
Е.КАМБУРОВА: Серьезно так перешивает...
МАРИНА: А сам-то все переживает...
Е.КАМБУРОВА: Вдруг что не так...
МАРИНА: Вдруг что не так, какой чудак
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...Какой чудак...
К.ЛАРИНА: Ну, что же. Теперь ваш выбор.
МАРИНА: Спасибо. Я хотела бы на Веронику Долину.
К.ЛАРИНА:Пожалуйста, оставляйте свой телефон. Одни женщины звонят, обратите внимание.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Нет, ну вообще у нас в театре много мужчин. Я так заглядываю каждый вечер.
К.ЛАРИНА: Нет, мужчин-то много, но звонят одни женщины, поэтические натуры.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Так они все с мужьями придут.
К.ЛАРИНА: Конечно, это самое главное. Главное это мужья. Алле, здравствуйте. Как вас зовут.
ОЛЬГА: Добрый день. Меня зовут Ольга. Я очень любила песню "Во дворе, где каждый вечер всё играла радиола...
Е.КАМБУРОВА: Про Лёньку Королёва.
ОЛГА: Да. Я забыла...
К.ЛАРИНА: Ну, не помните. Это вот Лена Камбурова поет.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Замечательная...
К.ЛАРИНА: Одна из лучших песен окуджавских. Да, Леночка, в вашем исполнении, уж я могу так сказать.
ОЛЬГА: ...И ребята уважали Лёньку Королёва
и присвоили ему званье Короля.
Был Король, как Король, всемогущ. Если...
Е.КАМБУРОВА: Если другу станет худо, иль вообще не повезет...
ОЛЬГА: ...Он протянет ему свою царственную руку...
Е.КАМБУРОВА: ...Свою верную руку и спасет.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...Свою верную руку и спасет.
МАРИНА: ...верную руку и спасет.
К.ЛАРИНА: Ну, и, видите, как, общими усилиями вспомнили.
МАРИНА: Да, да.
К.ЛАРИНА: Ну, что же, кого вы хотите услышать, скажите?
МАРИНА: Я хотела бы Дольского.
К.ЛАРИНА: Дольского? Все уже, я уже...
МАРИНА: Отдали, да? А кто там еще?
К.ЛАРИНА: Есть Лена Камбурова, есть Владимир Вишневский.
МАРИНА: Ой, ну, а Лену, конечно, Лену! Ой, ну...
К.ЛАРИНА: Хорошо. На Елену Камбурову вам билеты отдаем. Напомню, 11-го числа.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Вот пусть Камбурова и подпишет сейчас. Представьте, эти билеты сохранятся. Серьезно. Вот Елена Антоновна сейчас подпишет. Это будет красиво.
К.ЛАРИНА: Ну, что? Давайте дальше. Еще звонок, пожалуйста. 203-19-22. Алле, здравствуйте.
ВОЛОДЯ: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: О, мужчина.
ВОЛОДЯ: Вы мужчину хотели?
К.ЛАРИНА: Да, мужчину хотели.
ВОЛОДЯ: Меня зовут Володя. Можно я вам песенку спою, да?
(поет) За что ж вы Ваньку-то Морозова?
Ведь он ни в чем не виноват.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Поют весь репертуар.
ВОЛОДЯ: Она сама его морочила,
А он ни в чем не виноват.
Он в новый цирк ходил на площади...
Е.КАМБУРОВА: В старый цирк...
ВОЛОДЯ: И там циркачку полюбил.
Ему кого-нибудь попроще бы...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...чего-нибудь...
ВОЛОДЯ: А он циркачку полюбил.
Она по проволке ходила,
Махала белою ногой...
Е.КАМБУРОВА: ...рукой...
ВОЛОДЯ: И страсть Морозова скрутила...
Е.КАМБУРОВА: У Булата - схватила
ВОЛОДЯ: Своей мозолистой рукой.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: В общем, нужно завтра приходить на бульвар с гитарой, выходить на сцену.
К.ЛАРИНА: Володь, вы поете под гитару, наверняка?
ВОЛОДЯ: Ну, так, да.
К.ЛАРИНА: Приходите завтра с гитарой к Райхельгаузу, пожалуйста,...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Конечно.
К.ЛАРИНА: ...в 2 часа на Трубную площадь споете.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: К какому Райхельгаузу? К Булату Шалвовичу Окуджаве.
ВОЛОДЯ: Спасибо. Если вы эту песню поддержите, то приду.
К.ЛАРИНА: Володь. Вам достается Владимир Вишневский.
ВОЛОДЯ: Ну, отлично. Спасибо большое.
К.ЛАРИНА: Да? Хорошо. Пожалуйста, оставляйте свой телефон, трубочку не кладите. Я уже должна спросить, а что будет делать Владимир Вишневский на своем вечере в рамках фестиваля Окуджавского?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Он будет делать то, что он всегда делает: он будет читать свои пародии, стихи, рассказывать свои байки. Нет, на самом деле он ведь на очень многих вечерах у нас выходит на сцену и делает это очень хорошо. Зрители его замечательно слушают. Поэтому это будет его, как это, личный, авторский, творческий вечер.
К.ЛАРИНА: А вы сами выйдете завтра на сцену?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Ну, я вообще веду вечерний...
К.ЛАРИНА: Это понятно. А в качестве исполнителя?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Понимаете, я всегда очень хочу почитать Окуджаву. Петь мне стыдно, а вот почитать очень хочется. Но такое количество замечательных артистов, что я уступаю, уступаю, уступаю, и когда понимаю, что хочу прорваться, понимаю, что уже без остановок вечер идет три с половиной четыре часа. Часто не успеваю. Если прорвусь, почитаю с удовольствием завтра. Или даже чуть-чуть спою.
Е.КАМБУРОВА: Конечно, надо.
К.ЛАРИНА: Леночка, тогда расскажите про ваш вечер, который 11-го числа будет. Что вы включили в эту программу?
Е.КАМБУРОВА: Ну, дело в том, что для меня это будет действительно такой... Я давно считаю себя школяром таким, как бы, в школе Булата Окуджавы. Это действительно так. В школе, которая никогда не закончится, и поэтому это будет своеобразный экзамен, потому что я никогда целиком вечер, состоящий из песен Булата Окуджавы, не пела. А именно этот вечер, он будет таковым. И надо сказать, что я трудно собираю программу, потому что у меня оказывается гораздо больше, чем на сольный вечер. Но... Вот поэтому, собственно, все песни, которые... И начнется, конечно, с Лёньки Королёва, потому что это была практически первая песня, которую я спела. И она была первой официальной песней, которая на радио прозвучала не в исполнении Булата Окуджавы, у нас на радио. В Польше раньше...
К.ЛАРИНА: Ну, он, по-моему, тоже по радио не слишком часто по радио звучал в то время сам-то?
Е.КАМБУРОВА: Да, безусловно, да. Но вот...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Он, к счастью, застал еще вот те последние годы, когда уже можно было, и нужно было, и давали ему петь, поэтому...
Е.КАМБУРОВА: Да, ну, не повсеместно, конечно.
К.ЛАРИНА: Вчера, кстати, "Женя, Женечка и Катюша" показывали...
Е.КАМБУРОВА: Как я люблю этот фильм, как я люблю его.
К.ЛАРИНА: "Капли датского короля" - именно там прозвучали впервые, да?
Е.КАМБУРОВА: Да.
К.ЛАРИНА: А, по-моему, там сценарий тоже Окуджавы, да?
Е.КАМБУРОВА: Да, да, сценарий Окуджавы.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: А был еще замечательный, я не могу вспомнить, как он назывался, то ли вот... один из первых фильмов Петра Ефимовича Тодоровского по сценарию...
К.ЛАРИНА: "Верность".
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: "Верность", вот.
К.ЛАРИНА: Мы сегодня о нем вспоминали.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Вот, "Верность".
К.ЛАРИНА: Тоже сценарий Окуджавы?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, да.
К.ЛАРИНА: Про войну.
Е.КАМБУРОВА: И собственно первые заказные песни... Меня вот потрясает в Окуджаве именно то, что он для... когда его вот что-то просили, не по вдохновению, как бы, да? Но он писал это так, как будто бы это вот оно, просто никакого заказа и не было. Все, все работы в фильмах, они потрясающие в этом смысле. И "Капли", "Любовь и разлука", да? Это же вообще.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Так "Белорусский вокзал"?
Е.КАМБУРОВА: А "Белорусский вокзал"? Ну, все там, да...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Вот это невероятно. Такой заказ, который просто стал гимном...
К.ЛАРИНА: Это заказ?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Конечно, в том-то и дело.
К.ЛАРИНА: "Песня 10-го батальона".
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Ну, в том-то и дело. И это невероятно.
К.ЛАРИНА: И, кстати, опять же я возвращаюсь к этому интервью с Ольгой Окуджавой, которое в "Огоньке" опубликовано. Она там вспоминает об этом "Белорусском вокзале", о том, как Шнитке услышал, когда Булат наиграл эту мелодию, там, одним пальцем на пианино, сказал: "Потрясающе, я сделаю из этого потрясающий марш, это великолепный, настоящий марш". И сегодня, даже когда...
Е.КАМБУРОВА: Это поступок для композитора.
К.ЛАРИНА: ...эта музыка звучит всегда вот на всех концертах, посвященных Дню Победы, очень многие уверены, что это вообще марш времен Отечественной войны...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...народный...
К.ЛАРИНА: Что под эту музыку и уходили на фронт, и возвращались с фронта. Видите, как он... Ну, он чувствовал интонацию. Здесь еще очень важный момент. Вот смотрите, если говорить о Высоцком, очень трудно исполнять его песни, очень трудно. И очень мало, что можно принять из исполнения его песен другими людьми. А Окуджаву поют уже не только на русском языке. Ну, вот мы видим, там, и фестиваль был по РЕН-ТВ, устраивала Ирена Лесневская, когда там пели и по-шведски, и по-немецки, и по-французски. И все равно ты его угадываешь, ты просто его слышишь.
Е.КАМБУРОВА: И в разных манерах совершенно. Когда уже вообще не узнаешь, что это Окуджава. Я помню, я первый раз послушала вот Анабэ, японская певица, я не могла долго понять, что это за песня Окуджавы, настолько интерпретация какая-то своя, и так трогательно, невероятно. Но вот по-своему, да. Так что... Удивительно. И думаю, что время в этом смысле работает на Булата Окуджаву в том, что... Сказать, что какая-то песня вот старая это невозможно. Они все настолько... У них никакой архаики нет совершенно, как в народных песнях. Народную песню можно петь в XVI, XV-ый век, там, да любой. То же самое с песнями. Они только... Ценность их для меня лично увеличивается серьезно сейчас. Потому что время-то, оно совсем лишается романтизма, а он символ романтизма... Все то, что делал Булат, это просто знак романтики. И, в общем, поэтому они спасительны сегодня. Не просто вообще. А просто они спасают от другого, чужого, прямо скажем, мира, который на тебя надвигается.
К.ЛАРИНА: У меня вопрос к Иосифу Райхельгаузу, как к руководителю драматического театра. А почему вы никогда не пробовали, или, может быть, я ошибаюсь, инсценировать прозу Булата Шалвовича. У него же очень театральные вещи.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Я скажу, у нас в театре, вот 15 лет театру, никогда не шла инсценировка. Я как ... принципиально считаю,..
К.ЛАРИНА: Ах, вот как.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...что не должны быть инсценировки. Хотя любые правила нарушаемы. Вот с классикой нарушили.
К.ЛАРИНА: Из инсценировки же получается пьеса, а она оригинальная и современная.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, у нас, дело в том, что Булат Шалвович обещал нам пьесу, и он ее даже делал, и даже оставил много таких... не знаю, как их назвать, песнями, зонгами... Я вот как раз мы с Еленой Антоновной разговаривал сейчас перед этим. Это история Буратино, история деревянного человека. Он придумывал разные сюжеты. И он даже посвятил театру одну из этих песен. И написал это рукой, и оставил это в театре. Но не случилось, мало того, потом Горин начал это... ну, продолжил это, и пытался это написать. И с Ольгой Владимировной мы как-то уже...
Е.КАМБУРОВА: И Юлий Ким собирался, да...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...несколько лет вот об этом говорим. Может быть, мы все-таки сделаем что-то в связи с Булатом Шалвовичем. Но инсценировать прозу... Может быть, вот как-то... Я раньше когда...
Е.КАМБУРОВА: "Путешествие дилетантов" - разве это не фильм?
К.ЛАРИНА: Поставили вот в Театре...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Я знаю.
К.ЛАРИНА: ...какой-то...
Е.КАМБУРОВА: Луны.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, да, да. Какой-то Луны.
К.ЛАРИНА: Да, но... Нет, ну, проза на самом деле, она как кинематографична, так и очень театральна. Мне кажется, что она вполне может быть на сцене.
Е.КАМБУРОВА: Вообще, я очень люблю прозу Булата Окуджавы. Вот мне кажется, что за этой огромной любовью к стихам, к песням, ну, как-то иной раз не очень по-настоящему....
К.ЛАРИНА: Кажется, что это вторично, а это совсем не так.
Е.КАМБУРОВА: ...говорим не так, да...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: У него замечательные произведения. Даже короткие маленькие рассказы.
Е.КАМБУРОВА: Воспоминания какие чудесные, потрясающие.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Как называется, не "Потерянный театр"...
Е.КАМБУРОВА: "Упраздненный театр".
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: "Упраздненный театр", да.
К.ЛАРИНА: А Юрский Сергей Юрьевич будет читать, интересно, на своем вечере?
И.РРАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, обязательно. Юрский будет завтра. Совершенно... Вот мы вчера с ним как раз говорили. Он говорит: "Я готовлю завтра такой особый, вот 80-летие особый выход. И у него вечер свой, естественно, в рамках Окуджавского фестиваля.
К.ЛАРИНА: Иосиф Леонидович
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да.
К.ЛАРИНА: Вы очень любите в своих спектаклях занимать певиц различных? Различного происхождения...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да.
К.ЛАРИНА: Почему ни разу актриса, драматическая актриса Елена Камбурова не бывала на сцене в качестве актрисы?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Потому что. Скажу. Потому что много раз с любимой, дорогой, великой артисткой Еленой Камбуровой, мы договариваемся о том, что, вот, мы сделаем "Дон Кихот". Она сыграет Дульсинею.
Е.КАМБУРОВА: Дульсинею. Собиралась, да.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Теперь мы сделаем "Чайку". Она сыграет Аркадину.
Е.КАМБУРОВА: Нет, ну, у нас планы все время.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Мы регулярно перебираем роли мирового репертуара, ведем переговоры, потом Елена Антоновна: "Сейчас я вот одну программу взяла, а потом у меня спектакль, а потом у меня мой театр я руководитель...
Е.КАМБУРОВА: А театр? Я же руководитель. Куда деться?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...Я должна построить, я должна..." Как только Елена Антоновна торжественно ...
Е.КАМБУРОВА: ...освободится...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: ...скажет: "Я готова и согласна", - мы тут же начнем репетировать.
К.ЛАРИНА: Леночка, ну, надо это сделать. Ну, какой-то... Это даже по законам драматургии должно уже произойти, в конце концов.
Е.КАМБУРОВА: Да.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Столько лет.
Е.КАМБУРОВА: Пробил час. Пробил час, да.
К.ЛАРИНА: Я хочу в финале поставить песню "Молитва"...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Замечательно.
К.ЛАРИНА: ...которую уже цитировала сегодня наша слушательница. Песню "Молитва" в исполнении Елены Камбуровой. И еще раз напомнить всем нашим слушателям, что завтра в День Победы мы отмечаем с вами и день рождения Булата Окуджавы. И завтра в день его 80-летия в 2 часа вас ждут у Школы современной пьесы на Трубной площади. Там начнется импровизированный...
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Почему же импровизированный?
К.ЛАРИНА: Импровизированный.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Программа давно приготовлена, и все стоят и ждут.
К.ЛАРИНА: Ну, вы же сами сказали, кто хочет.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Кто хочет, может прийти и тоже петь.
Е.КАМБУРОВА: С элементами импровизации, в общем, да.
К.ЛАРУИНА: Импровизация поощряется, да?
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Поощряется, конечно.
К.ЛАРИНА: Хорошо. Но тщательно проверяется.
И.РАЙХЕЛЬГАУЗ: Нет, не проверяется. Пожалуйста. Выходите, пойте, читайте, слушайте.
К.ЛАРИНА: Приходите завтра. Спасибо большое. Иосиф Райхельгауз, Елена Камбурова и Булат Окуджава. Спасибо вам большое.