Купить мерч «Эха»:

Эльдар Рязанов - Эльдар Рязанов - 25-й кадр - 2003-11-16

16.11.2003

16 ноября 2003 г.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Эльдар Рязанов кинорежиссер, президент Киноакадемии.

Эфир ведут Ксения Ларина, Вита Рамм.

К. ЛАРИНА 14:11, открывается наша традиционная воскресная программа "25-й кадр", посвященная отечественному кинематографу. Программу эту ведут, как обычно, Ксения Ларина и Вита Рамм. Вита, добрый день еще раз.

В. РАММ Добрый день.

К. ЛАРИНА У нас сегодня в гостях легенда отечественного кинематографа.

В. РАММ Культовая фигура.

К. ЛАРИНА Культовая фигура, которая работает с документами сейчас, в данный момент, и делает вид, что нас не слышит. Это Эльдар Александрович Рязанов. Здравствуйте, Эльдар Александрович.

Э. РЯЗАНОВ Здравствуйте. Я, действительно, не слышал, потому что, во-первых, я глухой.

К. ЛАРИНА Глухой, видит очень плохо, человек практически не может читать с листа. Еще расскажите про все свои недостатки, Эльдар Александрович.

Э. РЯЗАНОВ Я надеюсь, что еще молодые девушки слушают нас и надеются на что-то.

К. ЛАРИНА Давайте, рассказывайте Вита Рамм, на что можно надеяться.

В. РАММ Жизнь большая, поэтому моя поэма тоже большая. В начале цитата. Пишет внук режиссера Митя Трояновский, из книги "Необъятный Рязанов": "Любимое место дедушки на земле это Валдай, где он построил дом на самом берегу озера. Он ловит рыбу, у него там есть моторная лодка и скутер. Можно сказать, что давняя-давняя дедушкина мечта стать моряком хоть на крохотную долю осуществилась. Дедушка лихо разъезжает и на наземном транспорте - он любит машины, здорово ими управляет, и даже не берусь сказать, сколько у него их было за всю жизнь. У дедушки есть большой черный пес по имени Чонкин, которого он очень любит и зовет ласково - Чоник... Кроме того, дедушка каждое утро обливается холодной водой и долгое время подбивал мою маму и меня, чтобы мы следовали его примеру, но его призывы не были услышаны". Конец цитаты. Итак, наш гость режиссер, литератор, сценарист и ведущий Эльдар Александрович Рязанов. Читать любил с детства, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо - заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался. К счастью для нашего кинематографа, Григорий Козинцев разглядел в Эльдаре Александровиче будущего кинорежиссера и принял во ВГИК в свою мастерскую. По окончании киноинститута 5 лет работал в документальном кино, снимал киносюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт", "Новости дня", киноочерки. В 55 году государство решило, что малокартинье неправильный путь развития нашего кинематографа. На "Мосфильм" пришло много молодых режиссеров. С тех пор Эльдар Александрович работает на "Мосфильме", где снял свои знаменитые популярные фильмы, первый советский широкоэкранный фильм-ревю "Весенние голоса", совместно с Гуровым, в котором были и игровые эпизоды.

К. ЛАРИНА Всю жизнь будешь рассказывать нам?

В. РАММ Нет.

К. ЛАРИНА У него такие толстые, я знаю жизнь бесконечная.

В. РАММ А через год известнейший руководитель киностудии "Мосфильм" Иван Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию "Карнавальная ночь". С 56 года этот фильм лишь приумножает число поклонников. Далее были "Девушка без адреса", "Гусарская баллада, "Дайте жалобную книгу", "Невероятные приключения итальянцев в России". Испытал Эльдар Александрович и силу цензуры. "Человек ниоткуда", снятый в 61-м, в прокате почти не шел. В этом фильме успешно дебютировали в большом кино Юрский и Папанов. Уже в 60-е годы вокруг режиссера сложилась творческая команда единомышленников: сценарист Брагинский, композитор Петров, оператор Нахабцев, актеры Яковлев, Миронов, Евстигнеев, Талызина, позднее к ним присоединились Ахеджакова, Мягков, Басилашвили, Гафт, Гурченко, Фрейндлих. Продолжить перечисление всех фильмов?

Э. РЯЗАНОВ Это телефонная книжка.

В. РАММ Это получается телефонная книжка. Золотая копилка нашего кино. "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна", "Небеса обетованные", "Предсказание", "Привет, дуралеи", "Старые клячи", "Тихие омуты", "Ключ от спальни".

Э. РЯЗАНОВ 24 фильма, осталось снять 25-й.

В. РАММ Интенсивно снимая фильмы, Эльдар Александрович еще с 79-го по 85-й год успевал вести "Кинопанораму", создавать авторские передачи "Восемь девок, один я", "Белоснежка и семь гномов", "Разговоры на свежем воздухе" и "Парижские тайны Эльдара Рязанова". Преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов (среди его учеников - режиссеры Ю.Б.Мамин, И.В.Дыховичный, Е.Цымбал, И.Фридберг). Это еще не все, Эльдар Александрович пишет книги и стихи. Такая разносторонняя деятельность не осталась без наград.

К. ЛАРИНА Безнаказанной.

Э. РЯЗАНОВ Да, я думал безнаказанной. И будешь тверд в удаче и несчастье, которым, в сущности, цена одна.

В. РАММ В 84 году Народный артист Советского Союза, дважды лауреат Государственных премий, множество орденов и призов международных фестивалей. Закончим снова цитатой. "Легко ли рядом с Рязановым? Отнюдь. Он слишком требователен к себе, а значит, и к другим. Слишком обязателен и ответственен, чем ставит многих в неловкое положение. Слишком работоспособен и неуемен, чем заставляет и людей вокруг него напрягаться. Слишком честен (буквально, то есть совершенно не умеет врать), а потому многим приходится выслушивать от него нелицеприятную правду. Словом, ему все время надо соответствовать, а это, поверьте, нелегко это слова жены, Эммы Валерьяновны.

К. ЛАРИНА На этом мы заканчиваем нашу программу, скажем, что в гостях у нас был Эльдар Александрович Рязанов.

Э. РЯЗАНОВ Да, я ухожу. Я должен сказать, что вот это все слишком-слишком. Я вспоминаю слова Анатолия Франса...

В. РАММ Но жизнь-то большая, прошу прощения.

Э. РЯЗАНОВ который сказал, что излишества вредны во всем, даже в добродетели. Поэтому как к этому отнестись? Как к похвале или не знаю, ну неважно.

К. ЛАРИНА Эльдар Александрович к нам сегодня написал даже план, не беседы, не пугайтесь, я надеюсь, что не до такой степени.

Э. РЯЗАНОВ Я план не писал.

К. ЛАРИНА Просто написал творческий отчет, что успел сделать за последний год, чтобы мы могли об этом поговорить. Это, конечно, впечатляет сильно, Эльдар Александрович.

В. РАММ Плюс еще там "Ника", еще нужно приписать. "Ника", в смысле как президент.

К. ЛАРИНА Еще про это не сказали. Боже мой.

В. РАММ Это, я думала, уже в разговоре.

Э. РЯЗАНОВ Одесский парикмахер покончил с собой, оставил записку: "Всех не переброешь". Ну давайте попробуем тем не менее заняться этим.

К. ЛАРИНА Давайте. Я выбираю вот просто Эльдар Александрович, вы хотели сразу стихи прочитать?

Э. РЯЗАНОВ Нет, я вообще ничего не хотел.

К. ЛАРИНА Давайте я вот что спрошу. Мне интересно из того, что написано здесь вашей рукой, по поводу сценария, "Фантазии на темы жизни и творчества". Это кто?

В. РАММ Андерсен.

Э. РЯЗАНОВ Да.

К. ЛАРИНА Это что такое?

Э. РЯЗАНОВ Это в работе. Об этом мы говорить не будем.

К. ЛАРИНА Это художественный сценарий?

Э. РЯЗАНОВ Да, это художественный сценарий. И если это получится, это должно сниматься в будущем году. Но поскольку это история, в которой очень много неизвестных, поэтому мы не будем об этом говорить. Это то, что я хочу снять. В 2005 году 200 лет со дня рождения Андерсена, и это как бы повод, хотя этот замысел у меня очень старый, мы его еще обсуждали вместе с Эмилем Брагинским лет 20 тому назад и думали увидеть в этой роли Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Это тогда было невозможно по целому ряду причин. Поэтому сейчас мы не будем говорить. Сценарий сейчас заканчивается, а дальше

В. РАММ А сказки там есть?

Э. РЯЗАНОВ Ну а как же, есть. Причем сказки Андерсена. Как интересно, понимаете? Нет, это переплетение жизни и сказок. Но не буду рассказывать про это, не потому что суеверен, а потому что как бы это еще всё спереди, как говорил мне Сергей Михайлович Эйзенштейн, когда ему было 50, а мне 18 лет.

К. ЛАРИНА Давайте я по-другому тогда вас спрошу. А что из неосуществленного уже никогда не осуществится?

Э. РЯЗАНОВ Много. Не осуществится "Мастер и Маргарита", не осуществится "Сирано де Бержерак", еще много-много другого. Зачем мы будем говорить о грустном в такой замечательный воскресный светлый сухой хороший день.

В. РАММ А когда вы пишете сценарий, не обязательно вот сейчас к Андерсену привязать, когда вы пишете сценарий, вы сразу видите того или иного актера или потом под созданный персонаж?

Э. РЯЗАНОВ Это по-разному. Андерсен, он заставляет искать, потому что это был человек определенной внешности, это был высокий, долговязый, длинноносый, некрасивый, с маленькими глазами, очень экзальтированный, экспансивный человек, поэтому здесь думаешь о том, кто бы мог его сыграть. И я, честно говорю, я думаю об одном артисте, он про это пока еще не подозревает, да вообще про это еще никто не знает, это Эдриан Броуди, который сыграл в "Пианисте".

В. РАММ Ой.

Э. РЯЗАНОВ Спокойно, спокойно.

В. РАММ Я потом поведу вас к своему компьютеру, я вам покажу его.

Э. РЯЗАНОВ Вы узнали первыми об этом деле. Он еще про это, я говорю, ничего не знает. Не известно. Давайте сменим Зачем говорить о том, чего нет, что только еще должно создаваться.

В. РАММ А может, и по России ходит такой парень, похожий на Броуди?

Э. РЯЗАНОВ Может быть.

К. ЛАРИНА Здесь уже пошли вопросы от наших слушателей. Я могу сразу вам прочитать. "Уважаемый Эльдар Александрович, ваши друзья демократы упорно внушают нам, что в советские время население голодало и в глаза не видело колбасы. Между тем, ваши герои, простые учителя и врачи, питаются салатами с крабами. Где правда?" спрашивает Елена.

Э. РЯЗАНОВ Вообще страна большая.

В. РАММ А на Новый год были пайки.

Э. РЯЗАНОВ Как говорил один мой приятель, страна большая, будет гнить долго. Поэтому это все было по-разному. Да, давали пайки, да, можно было что-то получить с черного хода, за чем-то можно было постоять в очереди. Там же была ситуация, где главным образом были не деньги, а достать. Если кому-то что-то удавалось достать, так были и крабы. Вообще я помню время, когда в 47 году заходишь в магазин и ничего, кроме крабов, одни крабы, то, что вообще-то было валютой и так далее. Но потом это люди раскусили, это все исчезло. Поэтому правда очень многолика.

К. ЛАРИНА Знаете, как моя бабушка говорила каждый праздник, когда мы собирались за столом, она говорила: надо же, в стране ничего нет, а у нас всё есть. И это в каждой семье было. Всегда была возможность достать что-то.

В. РАММ Просто доставание унижало.

Э. РЯЗАНОВ Это унижало, да.

К. ЛАРИНА Заказы.

Э. РЯЗАНОВ Но в Советском Союзе было 2 проблемы. Как достать продукты и как похудеть. Они как бы не сочетаются, но тем не менее это так и было. Доставали, толстели и так далее. Я просто пример насчет толстения.

К. ЛАРИНА Я хочу сказать нашим слушателям, поскольку у нас такая политизированная первая слушательница прислала свой первый вопрос. Она хотела с каким-то подвохом его, в этом была какая-то едкая ирония. Но видите, Эльдар Александрович вам честно на этот вопрос ответил. А теперь можете присылать вопросы. Кстати, у нас к вам тоже будут вопросы, потому что мы сегодня кассеты подарим. Да, Вита, какие?

В. РАММ Кассет много. Я их скомплектовала по две, постаралась так, чтобы были и новые, и более ранние картины. "Зигзаг удачи" и "Тихие омуты", "Дайте жалобную книгу" и "Ключ от спальни", "Девушка без адреса" и тоже "Ключ от спальни", "Дорогая Елена Сергеевна" и "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна" и "Дайте жалобную книгу", "Забытая мелодия для флейты" и "Девушка без адреса", "Человек из ниоткуда" и "Ключ от спальни"

Э. РЯЗАНОВ Он просто "Человек ниоткуда", без "из".

В. РАММ Извините. Видеокассеты все предоставлены кинокомпаниями "Крупный план" и "Союз-Видео". А для тех, у кого есть DVD, когда вы будете отвечать на вопросы, напишите, что у вас есть DVD, у нас есть 3 экземпляра "Ключ от спальни", кинокомпания "Крупный план". Мне кажется, что это очень красивый проект. Вот тут Эльдар Александрович написал, что это перевод на 4 языка. В общем, можно даже и друзьям

К. ЛАРИНА Фильм будет показан по телевидению?

Э. РЯЗАНОВ Фильм будет показан по телевидению, я думаю, в новогодние дни, так мне обещало руководство российской телекомпании, РТР.

К. ЛАРИНА В чем секрет "Иронии судьбы"? Скажите уже на этот вопрос ответ.

Э. РЯЗАНОВ А в жажде счастья. Каждый человек хочет быть счастливым. Больше ни в чем.

К. ЛАРИНА Нет, что-то там еще есть. Потому что каждый год, по традиции

В. РАММ Даже летом устраивают.

К. ЛАРИНА Не то сейчас скажу, что вы подумали.

Э. РЯЗАНОВ Неужели вы тоже ходите в баню?

К. ЛАРИНА Каждый год, по традиции, некие молодые режиссеры говорят: я сейчас снимаю новогодний фильм, я уберу "Иронию судьбы", вот начиная с этого года вы будете смотреть только мое кино, кино мое заменит

Э. РЯЗАНОВ Я желаю успеха, буду очень рад.

К. ЛАРИНА Почему?

Э. РЯЗАНОВ Я говорю, потому что там угадана какая-то жажда человеческого счастья. Каждый надеется. Если это мужчина, что в жизни у него появится такая принцесса, вроде той, которую играет Барбара Брыльска. Женщина думает, что к ней спустится с облаков такой принц, каким был тогда Андрей Васильевич Мягков. Я так думаю, что дело в этом.

К. ЛАРИНА Получается, что вне времени и пространства. Здесь все-таки получается, что не так важно, когда это все происходит. Важно?

Э. РЯЗАНОВ Там много быта, того времени. Сейчас на это уже смотрят как на как бы своего рода какие-то документы, документы того времени. Что продавали одинаковые гарнитуры, что ключи подходили. Это правда. Я помню, как 10 тысяч советских автомобилей выпускались с одинаковым ключом. Потом меняли. Потом 10 тысяч с другим ключом. Ну тогда не было такого воровства. Это правда. Так же, как выпускались одинаковые замки, продавались одинаковые гарнитуры. Была унификация полная. И вот мы и постарались сделать так, как в этой унификации найти что-то индивидуальное, как найти счастье. Начиналось это с мультипликации, где все башни типовые шагали в ноги, строем Что мы будем про это говорить? Скоро Новый год, покажут, посмотрите. Я сам много лет не смотрел. Вот в прошлом году я что-то прихворнул под Новый год. Лег, посмотрел вторую половину картины, случайно, я не смотрю свои картины. Конечно, нахальная фраза я посмотрел, очень увлекся, потому что я подзабыл все, и сказал: Эмма, ты знаешь, я начинаю понимать наш народ.

К. ЛАРИНА Сегодня вам легко снимать, Эльдар Александрович?

Э. РЯЗАНОВ Нет. Творчески да.

К. ЛАРИНА Творчески легко?

Э. РЯЗАНОВ Творчески да. У меня нет ощущения годов и какого-то скудоумия или высохших мозгов. Но материально сложно, конечно. Но творческие трудности были всегда. Сейчас, как ни парадоксально, их меньше. То ли я что-то больше стал уметь, больше стал знать, не понимаю. Но сценарий сейчас пишется легко, с удовольствием. Снимались и "Старые клячи", и "Ключ от спальни" легко и с удовольствием. Так что не знаю. С одной стороны, трудно, а с другой стороны, легче.

К. ЛАРИНА Сегодня очень многие говорят о возрождении российского кинематографа, особенно после таких успехов на международных кинофестивалях. Вы согласны, что, действительно, сегодня ощущение какого-то возрождения?

Э. РЯЗАНОВ Начинается что-то. Я бы сказал так. Кинематограф начинает выходить из комы. Потому что просто то, что было несколько лет назад, я по-другому назвать не могу. И процесс этот медленный. Я вообще поражаюсь тому, что когда происходит смена социальной формации, обычно появляется плеяда новых людей в искусстве. Например, после революции Октябрьской пришло поколение Эйзенштейн, Козинцев, Герасимов, Ромм, Юткевич Эпоха 20 съезда это наше поколение, это Чухрай, Алов Наумов, Ордынский, Рязанов и так далее, не буду называть всех, Тарковский Сейчас произошел слом формации, казалось бы. Поколения, которое пришло бы и заявило о себе, нет. Есть какие-то отдельные люди, но которые не образуют единую мощную волну. И это странно. Я не понимаю.

В. РАММ Они даже между собой, Эльдар Александрович, мало знакомы, не общаются. Может быть, это все-таки Пырьев, устроив Союз кинематографистов, в этом отношении помогал. У вас же были сборы, обсуждения фильмов. Сейчас они даже персонально просто не знают, как они выглядят, не то что выходить какой-то общей массой.

Э. РЯЗАНОВ Сейчас разобщенность огромная.

В. РАММ Каждый борется за свои деньги.

Э. РЯЗАНОВ "Каждый умирает в одиночку", был такой роман Ганса Фаллады, вот это примерно так, каждый выживает в одиночку. Я не буду говорить о роли союза, вообще я не хочу говорить о грустных вещах в этот прекрасный день.

К. ЛАРИНА Ну мы куда не ткнемся, везде как-то грустно.

Э. РЯЗАНОВ Не везде, зачем же. Посмотрите на меня и поймете, что не везде. Сказал он скромно.

К. ЛАРИНА Вот Саша Климов пришел, сейчас будут короткие новости, сейчас мы проверим, что у нас там происходит, чего больше в процентном содержании, плюса или минуса. Новости, потом продолжим нашу встречу. Напомню, что у нас в гостях сегодня Эльдар Рязанов. Эльдар Александрович обязательно прочтет свои стихи, он специально подготовил, даже закладочки в своей книжке положил. Я напомню номер нашего пейджера, 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы", для ваших вопросов. Кстати, и наши вопросы после новостей мы зададим.

-

К. ЛАРИНА Пока шли новости, реклама, мы вспоминали фильмы нашего гостя, как раз делились впечатлениями от работы артистов. Потому что актерских открытий не счесть, если говорить о фильмах Эльдара Александровича Рязанова. Он умел как-то и умеет, что это я говорю умел

Э. РЯЗАНОВ Да, в прошлом времени еще не надо.

К. ЛАРИНА Умеет артистам давать какой-то шанс совсем другими показаться на экране. Вот мы вспоминали и Леонида Филатова в "Забытой мелодии для флейты", совсем другой. Таня Догилева, я уже сказала, что это лучшая ее роль в кино. Вот какой-то секрет вы знаете. Никому не говорите. Ученики у вас есть?

Э. РЯЗАНОВ Есть, да. Очень простой секрет. Я просто очень люблю актеров, независимо от пола и возраста. И они это чувствуют, они раскрываются, они понимают, они не боятся показаться смешными, они не боятся принести какие-то предложения, они понимают, что любой экспромт будет поддержан, если он в копилку замысла. И вот это чувство, что их любят, обожают, что ради них готовы Я никогда в жизни не кричал на артиста, ни на одного, никогда, даже на бездарного.

К. ЛАРИНА Ну на кого-то же кричали?

Э. РЯЗАНОВ Мог кричать на оператора, на директора, на художника, на кого хотите, но никогда на артиста. Потому что они самый тонкий инструмент режиссера, как мне кажется, мои полпреды, через них, через их психологию, через их талант я выражаю свои собственные мысли, чувства, очень сокровенные порой.

К. ЛАРИНА Давайте я задам вопросы, для того чтобы на пейджере наши слушатели отвечали, чтобы мы телефон не включали, мне жалко времени. Итак, вопрос, на который можете вы ответить и получить в подарок комплект с фильмами Эльдара Рязанова. В 96 году вышел сборник песен из фильмов Эльдара Рязанова. Как он назывался? Это один вопрос. Это не вам вопрос, Эльдар Александрович.

Э. РЯЗАНОВ Я понял, что я не знаю.

К. ЛАРИНА И второй вопрос. В честь юбилея какого фильма на Площади звезд, российской киноаллее состоялась закладка звезды Эльдара Рязанова? В честь юбилея какого рязановского фильма? На пейджер 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы".

В. РАММ Если вдруг вспомнили, молчите.

Э. РЯЗАНОВ Я не помню.

К. ЛАРИНА Давайте мы откроем книжку, потому что, конечно, хотелось послушать в авторском исполнении стихотворения. И почему вы именно эти выбрали?

Э. РЯЗАНОВ Не знаю. Тут у меня разные просто. Я хочу сначала прочитать такое стихотворение.

В трамвай, что несется в бессмертие,

Попасть нереально, поверьте.

Меж гениями толкотня,

И места там нет для меня.

В трамвае, идущем в известность,

Ругаются тоже и тесно.

Нацелился было вскочить,

Да черт с ним, решил пропустить.

А этот трамвай до Ордынки,

Я впрыгну в него по старинке,

Повисну опять на подножке

И в юность вернусь на немножко.

Под лязганье стрелок трамвайных

Я вспомню подружек случайных,

Забытых товарищей лица.

И с этим ничто не сравнится.

Или, например, такое стихотворение, еще прочитаю. Я понимаю, что времени мало. У меня есть такое стихотворение, "Музыка жизни". Поскольку у меня в фильмах бывает много музыки, хотя со слухом и с голосом плохо, но это не важно, как выясняется. Я в этом смысле не отличаюсь от многих наших эстрадных исполнителей.

Что жизнь? Музыкальная пьеса,

Соната ли, фуга иль месса,

Сюита, ноктюрн или скерцо?

Тут ритмы диктуются сердцем.

Пиликает, тренькает, шпарит,

Бренчит иль бывает в ударе.

Играется без остановки.

Меняются лишь оркестровки.

Ребячество наше прелестно,

Хрустально, как отзвук челесты.

Потом мы становимся старше,

Ведут нас военные марши.

Пьяняще стучат барабаны,

Зовущие в странные страны.

Но вот увенчали нас лавры,

Грохочут тарелки, литавры.

А как зажигательны скрипки

От нежной зазывной улыбки.

Кончается общее тутти.

Не будьте столь строги, не будьте.

Мелодию, дивное диво,

Дудим мы порою фальшиво.

Проносится музыка скоро

Под взмахи судьбы дирижера.

Слабеют со временем уши,

Напевы доносятся глуше.

Оркестры играют все тише.

Жаль, реквием я не услы

Это грустно.

К. ЛАРИНА И этот человек нам говорит не надо о грустном.

Э. РЯЗАНОВ Я тогда сейчас прочту более оптимистическое стихотворение. Оно называется "Юбилейное", посвящено себе, любимому. Еще я думаю, что под ним могут подписаться многие мои сверстники, ровесники, люди моего поколения.

Если утром где-то заболело,

Радуйся тому, что ты живой.

Значит вялое, потасканное тело

Как-то реагирует порой.

Вот ты пробудился спозаранок,

Организм твой ноет и свербит.

Не скорби о том, что ты подранок,

А проверь-ка лучше аппетит.

Если и со стулом все порядке,

Смело челюсть с полки доставай,

Приступай к заутренней зарядке,

На оду протезов не теряй.

И, сложив себя из всех кусочков,

Наводи фасон и марафет,

Нацепи и галстук, и носочки,

Распуши свой тощий перманент.

Главное, под ветром не качаться,

Чтобы не рассыпаться трухой.

А вообще ты выглядишь красавцем,

На молодку бросил взгляд лихой.

Силы подкрепив свои кефиром,

Ты готов сражаться с целым миром,

Показать всем кузькину мамашу,

Чтобы, елки-палки, знали наших.

Если ж нету спазмов спозаранок,

Коль кефир не пьешь, не ешь баранок,

Может, час неровен, тебя нет,

Коль пусты и душ, и рукомойник,

Может, ты уже того, покойник.

Сослуживцы вешают портрет.

Так привет вам, утренние боли,

Вы благая весть, что я живой,

Что еще я порезвлюсь на воле

С этой вот молодкой озорной.

Раз продрал глаза, всего ломает,

Чую, рвется жизненная нить.

А молодка позы принимает.

Дура, надо в скорую звонить.

К. ЛАРИНА Хулиган, Эльдар Александрович.

Э. РЯЗАНОВ Почему?

К. ЛАРИНА Хулиган.

Э. РЯЗАНОВ Больше стихов не будем, поэтическую страничку закроем, хотя их много.

К. ЛАРИНА А у вас выходили отдельно стихи?

Э. РЯЗАНОВ Вот книга, сборник "Ностальгия".

К. ЛАРИНА Это именно стихи?

Э. РЯЗАНОВ Это стихи и некоторые новеллы.

К. ЛАРИНА Можно я посмотрю?

Э. РЯЗАНОВ Да, посмотрите, пожалуйста.

В. РАММ Эльдар Александрович, вот в январе по Первому каналу опять цикл телепрограмм ваших новых, "Поговорим о странностях любви". О какой странной любви, каких странных любовях вы собираетесь говорить и с кем?

К. ЛАРИНА Я надеюсь, все-таки о любви мужчины и женщины.

Э. РЯЗАНОВ Да, естественно. Я человек абсолютно нормально

В. РАММ Консерватор.

К. ЛАРИНА Превратно можно понять.

Э. РЯЗАНОВ Превратно меня понять невозможно. Я думаю, что вся моя биография, все мои фильмы исключают такие трактовки, о которых вы сейчас подумали. Нет, это о любви мужчины и женщины. Тут в основном, как правило, треугольники. Это истории, которые касаются наших великих людей, замечательных, интересных, ярких, наших классиков, в основном это литература. Это Федор Михайлович Достоевский, это Борис Леонидович Пастернак, это Алексей Максимович Горький. Но не только писатели. Это Савва Морозов. Например, в эту компанию затесался Альберт Эйнштейн, у которого был роман с русской женщиной Маргаритой Коненковой, женой нашего великого скульптора, это очень интересная история. Здесь же есть новеллы, такие как об Александре Герцене, очень интересно. Все мы думаем, что он только революционер, там клятвы на Воробьевых горах, и никто больше вообще, пардон за выражение, ни хрена не знает. Это об Огареве Николае Платоновиче, тоже потрясающая совершенно личная любовная история. Это история об Александре Грине и о двух его женах. Все невероятно интересно.

В. РАММ Цикл на год рассчитан?

Э. РЯЗАНОВ Я сделал 8 программ.

В. РАММ Всего лишь?

Э. РЯЗАНОВ Пока. Потому что это уже лежит готовое, ждет эфира. Мы пока дальше не делаем. Вот когда пройдет

В. РАММ Там очень много архивного материала, да?

Э. РЯЗАНОВ Там много архивного материала.

В. РАММ Документальных съемок, я понимаю, что Герцена, Огарева нет.

Э. РЯЗАНОВ Там с документальными слабо, да. В общем, это сделано на "Рен-ТВ", компанией, с которой я сотрудничаю с момента ее зарождения, сделал там много программ. Но это программа, сделанная для Первого канала, для ОРТ. Сейчас канал "Рен-ТВ" очень мощный, там очень много компьютерных съемок, эффектов, в общем, это заменяет в какой-то степени отсутствие кинохроники, скажем, когда речь идет о Герцене или Достоевском. Ну а истории невероятные. Просто это такой кладезь, невероятно интересный. Я сам получал огромное удовольствие, потому что я сам образовывался. Я вообще считаю, что наша главная задача с нашим нынешним народом, задача работников искусства это развлекательное просветительство или просвещенное развлечение, как хотите. Поэтому когда я думаю о том, кто станет слушать лекцию про Достоевского того же, хотя это невероятно интересно, или про Грина... Тут есть вещи, которые мы открывали просто впервые, о которых никто не знает. И вот эта форма так называемого развлекательного просветительства, она мне кажется очень важной.

К. ЛАРИНА В чем она заключается?

Э. РЯЗАНОВ Она заключается в том, что я сейчас скажу очень скромно в моем участии. Потому что я по своей природе беллетрист.

К. ЛАРИНА Т.е. в манере подачи.

Э. РЯЗАНОВ В манере подачи. Я рассказываю, пишу, сочиняю, снимаю фильмы так, что зрителю, читателю интересно, что будет дальше.

К. ЛАРИНА Вспомните Андроникова знаменитые рассказы.

Э. РЯЗАНОВ Ну о чем вы говорите. Я на них рос, завидовал, облизывал губы в приступе белой зависти. Да, это, мне кажется, самое главное. Чтобы заставить зрителя, развлекаясь, приобрести целый ряд важный знаний. И мне кажется, что это главная задача нашего искусства и так называемых СМИ.

К. ЛАРИНА Но ее нельзя поставить на поток, на конвейер, потому что это очень редкий дар. Вот мы сейчас вспомнили Андроникова. Так можно просто единицы, кто владеет этим. Даже на сегодняшнем телевидении кого можно назвать? Я исключаю, конечно, присутствующих, в таланте которых никто сомневаться не будет никогда. Ну есть Радзинский, есть Вульф.

В. РАММ Парфенов.

К. ЛАРИНА Парфенов все-таки другое поколение несколько.

В. РАММ Это как раз поколение, которое умеет

Э. РЯЗАНОВ Тут важна еще одна вещь. Тут важно отсутствие пошлости и отсутствие вранья, помимо всего прочего. Потому что из некоторых, кого перечислили, там с враньем очень благополучно обстоит.

К. ЛАРИНА С враньем, вы имеете в виду как с подтасовкой фактов?

Э. РЯЗАНОВ Ну да, с враньем, просто я говорю с враньем. Поэтому не будем называть личности, опять-таки не будем говорить о печальном в такой радостный день.

К. ЛАРИНА Ну подождите. А вот то самое соотношение, если вы говорите о просвещении и развлечении. Вы рассказчик, значит вы на себя берете ответственность, что это все достоверные факты.

Э. РЯЗАНОВ Да, конечно.

К. ЛАРИНА Но это же все равно рассказ.

В. РАММ Трактовка.

К. ЛАРИНА История. Она не может быть без интерпретации авторской.

Э. РЯЗАНОВ Она через мою призму. Как я это вижу, как я это чувствую.

К. ЛАРИНА Значит, вы тоже что-то еще выдумываете по дороге.

Э. РЯЗАНОВ Нет, здесь личность рассказчика очень важна. Потому что я Радзинского всегда слушаю с большим интересом. Потому что я понимаю, даже если он что-то там допридумает, все равно это талантливо. Я лично насчет вранья очень к этому отношусь Да, если есть какие-то домыслы или есть какие-то варианты, я говорю: была такая версия, и была такая версия. Вы, дорогие зрители, выберите ту, которая вам больше всего по нраву. Каждый выбирает в меру своей испорченности или, наоборот, неиспорченности.

К. ЛАРИНА Я очень любила вам телевизионный цикл французский "Парижские тайны". Это, конечно, удивительные совершенно истории, это ближе даже к документальному кино, это нельзя просто назвать интервью. Это же были, скорее, беседы.

Э. РЯЗАНОВ Французский цикл заключает в себе около 80 программ, из них было только половина про французских артистов и режиссеров, а остальное было про наших соотечественников. "Русские музы", было 6 программ, это Гала Дали, об Ольге Пикассо, первой жене Пабло Пикассо, это о жене Ромена Роллана Марии Кудашевой, это об Анне Ахматовой и ее романе с Модильяни и так далее. А потом там были такие программы, как Роман Гари, потрясающий человек, о котором я могу рассказывать часами. Я год жизни потратил на эту программу. О Зиновии Пешкове Я уже говорю как француз, который родной брат Якова Свердлова и крестник Горького. Об Александре Вертинском, о Михаиле Шемякине. Это все входило в цикл "Парижские тайны" Эльдара Рязанова.

К. ЛАРИНА Они изданы в книжном варианте?

Э. РЯЗАНОВ Да. Сейчас вышла книжка в издательстве "Вагриус", моем родном издательстве, которое я очень люблю. Они издали книгу, которая называется "Эльдар-ТВ, или Моя портретная галерея". Эта книжка сейчас выходит второй допечаткой к первому тиражу, первый тираж был раскуплен мгновенно. Эта книжка, которая мне очень дорога. Вот там рассказывается о французах, о русских музах великих французов, о которых я уже говорил, там еще много-много было других. Начитается-то вся эта история с "Русскими музами" с Анны королевы Франции. Я говорю о том, что русская женская экспансия началась еще в 10 веке, когда дочка Ярослава Мудрого поехала и стала французской королевой, Генриха Первого женой. Там есть еще один раздел, потому что передачи были только о наших, там есть передачи о моих друзьях, о людях, которые мне очень дороги или которых я очень любил. Это Борис Чичибабин замечательный, "Портрет Бориса Чичибабина", Зиновий Гердт, Марк Галай, летчик-испытатель, писатель, если можно говорить ум, честь и совесть нашей эпохи, то это вот он. Об Алексее Каплере была там двухсерийная большая передача. И так далее, и так далее. О Лиле Брик Поэтому книжка толстая. Если ей стукнуть по башке, человек вряд ли выживет, во всяком случае травма будет серьезная. Она шикарно издана, и художник Вася Валериус... Еще "Вагриус" издал, скажу заодно, сейчас похвастаюсь, они издали книжку "Необъятный Рязанов".

К. ЛАРИНА Необъятных размеров книжка, да?

Э. РЯЗАНОВ Нет, размеров она как раз объятных, вполне можно объять, она не такая толстая. Но она очень придумана, она такая с прибамбасами, с приколами, розыгрышами, она веселая, шикарно иллюстрированная, художник Лукьянов просто там тоже поработал наотмашь. Так что на книжном фронте дела идут неплохо.

К. ЛАРИНА Вот обычно есть такое расхожее мнение, что люди искусства, они могут только о себе говорить. А вот посмотрите, сколько перечислено имен, Эльдар Александрович. Вы все-таки какой-то уникальный режиссер. Потому что обычно, действительно, особенно режиссеры, которые работают в кинематографе, снимают кино, не говоря уже про артистов, они любят в основном про себя разговаривать. А вы сколько всего порассказали сегодня, но не о себе.

Э. РЯЗАНОВ Ну это случайно. Вообще-то я тоже люблю я ничем не отличаюсь. Я просто хочу немножко рассказать о картине "Ключ от спальни", у меня там потрясающие, шикарные, любимые мною артисты снимались. Это картина, где для меня практически все артисты новые. Женя Крюкова, умопомрачительная красавица и невероятно талантливая. Причем она играет там такую острую комедийную роль, и играет блистательно, с моей точки зрения. Она играла у меня впервые. Наташа Щукина, это звезда "Ленкома", она у меня снималась третий раз, она у меня играла в "Дорогой Елене Сергеевне" героиню молодую, в "Небесах обетованных" играла девушку ПТУшницу, которая как бы невеста Басилашвили по роли, а это третья встреча с ней. Просто она выросла в крупного мастера, прекрасная. Коля Фоменко, который снимался у меня в "Старых клячах", и здесь он играет такого героя-любовника. Ну вот вспомните лицо Фоменко и представьте себе, что он герой-любовник.

В. РАММ Очень страстный.

Э. РЯЗАНОВ Я не говорю о Сереже Маковецком, вообще который уникальный и совершенно невероятный, артист прекрасный. И Сережа Безруков, который совсем не "бригадир" здесь, совсем другой. Он играет рассеянного ученого-орнитолога, влюбленного. И еще замечательные мои товарищи, с которыми я работал раньше, такие как Александр Пашутин или Федя Чехонков, мой друг, театральный артист, который здесь снялся впервые. Я о них могу рассказывать долго, бесконечно, потому что я абсолютно их обожаю.

К. ЛАРИНА А что-нибудь можете открыть, какую-нибудь тайну, что вы сейчас будете снимать?

Э. РЯЗАНОВ Я же сказал, что я работаю над сценарием.

К. ЛАРИНА Это вы работаете над сценарием. Вы сказали про Андерсена. Но вы сказали, что не будем про это говорить, потому что неизвестно, будет это или не будет.

Э. РЯЗАНОВ Не будем, да. Зачем говорить о том, чего нет. Это проект, который зависит я сказал, в нем много неизвестных где, на какие деньги Не будем, это неинтересно, на фига слушать кухню кинематографическую, которой еще нет. Я вам обещаю, когда это состоится, если состоится, поговорим.

В. РАММ А если будет Эдриан Броуди, вы обещаете, что его к нам приведете?

Э. РЯЗАНОВ Обещаю.

В. РАММ Спасибо.

К. ЛАРИНА Какое я стихотворение нашла, Эльдар Александрович. Потрясающе.

Э. РЯЗАНОВ Какое?

К. ЛАРИНА "Жить бы мне в такой стране, чтобы ей гордиться".

Э. РЯЗАНОВ Ну дальше тогда читайте.

К. ЛАРИНА "Только мне в большом говне довелось родиться. Не помог России бог, царь или республика. Наш народ ворует, пьет, гадит из-за рублика. Обмануть, предать, надуть, обокрасть. Как славно-то. Страшен путь во мрак и жуть, Родина державная. Сколько лет, все нет и нет жизни человеческой. Мчат года, всегда беда над тобой, Отечество".

Э. РЯЗАНОВ Там много разных стихов, есть и веселые, и мрачные, есть и печальные, самые разнообразные, потому что это, в общем, как бы дневник, это такая исповедь.

К. ЛАРИНА Я книжку эту впервые вижу, 97 год, Нижний Новгород. Хорошее, кстати, издательство, здесь издавалась книга про Дворжецких, про династию Дворжецких, в этой же серии.

Э. РЯЗАНОВ Они и об Окуджаве издавали, и книжку Гафта выпускали, и Губермана. Они интеллигентное издательство, "Деком" очень интеллигентное издательство. Я рад, что я с ними сотрудничал.

К. ЛАРИНА Вита, тебе слово, а я смотрю на наших победителей.

В. РАММ Меня телевизионная ваша деятельность очень интересует. Вы сами пишете сценарии по тем темам, которые

Э. РЯЗАНОВ Да.

В. РАММ Сами придумываете? То телевизионный сценарий, он совершенно, мне кажется, по-другому пишется, чем сценарий игрового фильма. Там актеры могут сыграть. А здесь? Если нет документа. Есть факт, а нет подтверждения визуального. Как?

Э. РЯЗАНОВ В телевизионном сценарии самое главное для меня это импровизация. Я должен знать материал, знать досконально. Я когда делал интервью с французами, то я обескураживал их просто знанием. Когда я говорил о том, на какой он фабрике шьет себе туфли или как зовут младшего внука, то они терялись, потому что человек из Москвы вдруг знает такие вещи. Поэтому самое главное знать досконально предмет. Когда ко мне приходит корреспондент, говорит: скажите, а как вы попали в кино? Я думаю, е-мое, что ж я должен ему начинать рассказывать. Я понимаю, что

В. РАММ Он не читал книжек, не читал вообще ничего.

Э. РЯЗАНОВ Я понимаю, что это невежда. Я сразу замыкаюсь, потому что я не понимаю, как с таким человеком разговаривать. И здесь очень важная отмычка это доскональное знание, максимально доскональное знание человека, с которым ты имеешь дело. Если он жив, обязательно, если он не жив, то тем более, потому что он не может тебя поправить. Здесь очень важна въедливость.

В. РАММ А родственники, они контролируют вот этот процесс?

Э. РЯЗАНОВ Где-то контролируют. Например, внучки Горького контролировали процесс. Мы делали две передачи о Горьком вот сейчас. Одна это треугольник Мария Федоровна Андреева, актриса МХАТа, Савва Морозов, ее возлюбленный, и Алексей Максимович Горький, который появился позже и, извините за выражение, отшил Савву Тимофеевича. Там очень сложные были ситуации. Конечно, внучки И вторая передача это о любви к "железной женщине", если мы вспомним роман Нины Берберовой, баронесса Будберг-Закревская-Бенкендорф, у нее тройная фамилия. Тоже очень интересно. Там внучки абсолютно участвовали, просто в программе что-то рассказывали, свои впечатления.

В. РАММ А есть такое, что вот родственники желают утаить какой-то факт? Вы всегда находите общий язык, да?

Э. РЯЗАНОВ Я не встречался. Во-первых, у меня нет

К. ЛАРИНА Желтизны.

Э. РЯЗАНОВ Я просто отметаю.

В. РАММ Хотя это был бы очень интересный путь развлекательный.

Э. РЯЗАНОВ Я не хочу пришить какому-нибудь, не знаю, персонажу, что, оказывается, у него был голубой зигзаг. Тут такт и вместе с тем неутаивание каких-то вещей Но я просто и не беру, грубо говоря, грязных людей, я не беру их в герои, я должен любить своих героев, это для меня очень важно. Или, наоборот, уж ненавидеть. Но здесь это все герои, которым я невероятно симпатизирую. Вот я говорю о том цикле, который пойдет в январе на Первом канале.

К. ЛАРИНА Ну что, мы уже заканчиваем. Я чуть позже скажу наших победителей.

Э. РЯЗАНОВ Я вообще только-только начал разговаривать.

К. ЛАРИНА Я сейчас скажу вам, как называется альбом с песнями из ваших фильмов. Сказать вам?

Э. РЯЗАНОВ Да.

К. ЛАРИНА "Моей душе покоя нет". Первый.

Э. РЯЗАНОВ Сейчас вышел новый альбом, который называется "Я дарю вам песню эту", это строчка из песни "Пять минут", "Пусть летит она по свету, я дарю вам песню эту, эту песенку про пять минут".

В. РАММ Это два компакта.

Э. РЯЗАНОВ Да, и в том, и в том, два компакт-диска. Последний альбом с компакт-дисками, он включает уже и песни из "Ключа от спальни", и прочие песни из моих прошлых фильмов.

К. ЛАРИНА Ну а звезду сделали в честь 45-летия фильма "Карнавальная ночь".

Э. РЯЗАНОВ Вот видите, как интересно с вами пообщаться. Я сам не выиграл, поэтому я не претендую на приз.

К. ЛАРИНА Эльдар Александрович, большое спасибо, что вы к нам пришли.

Э. РЯЗАНОВ Это вам спасибо.

К. ЛАРИНА Нельзя поздравлять с наступающим Днем рождения, .мы этого не будем делать. Мы это сделает ровно 18 ноября, обязательно вас по радио поздравим. Пожалуйста, включите. Ладно?

Э. РЯЗАНОВ Обязательно. Мы слушаем "Эхо Москвы", потому что у меня жена на кухне это включено всегда. И когда я бываю на кухне, я бываю довольно часто, потому что кормят меня там, я слушаю тоже "Эхо Москвы", в курсе того, что вы нам рассказываете, знаю ваши голоса, ваши фамилии. Мне очень приятно с вами встретиться вживую. Очень вы оказались симпатичные и визуально.

К. ЛАРИНА Несмотря на то, что по радио говорим в основном, а не в телевизоре. А то обычно говорят, что на радио все такие страшные, поэтому они и по радио говорят.

Э. РЯЗАНОВ Я сегодня думал бриться или не бриться. Думаю, я же еду все-таки не на телевидение, а на радио. Но я подумал о том, какие прелестные барышни меня будут встречать, и побрился. Видите, какой я красавец.

К. ЛАРИНА Итак, красавец у нас в гостях, действительно, настоящий мужчина, Эльдар Александрович Рязанов. Большое вам спасибо еще раз. До встречи. Через несколько минут я объявлю наших победителей.

В. РАММ И большой привет вашей супруге Эмме.

Э. РЯЗАНОВ Спасибо. Она, я думаю, сейчас слушает эту передачу, потому что она абсолютно верный друг, болельщица. Как говорят, Пушкин это наше всё, вот Эмма это наше всё для меня.