Станислав Говорухин - Станислав Говорухин - 25-й кадр - 2003-10-25
К. ЛАРИНА 11:15, доброе утро. Сегодня у нас в эфире программа "25-й кадр", а завтра в два часа программа "Человек из телевизора". Сегодня у нас в гостях Станислав Говорухин. Здравствуйте, Станислав Сергеевич.
С. ГОВОРУХИН Здравствуйте.
К. ЛАРИНА Вита Рамм, привет еще раз.
В. РАММ Доброе утро.
К. ЛАРИНА И по традиции, наши титры.
В. РАММ Станислав Сергеевич Говорухин родился в городе Березняки Свердловской области, окончил геологический факультет Казанского университета, работал геологом, журналистом, режиссером Казанской телестудии. Окончил режиссерский факультет, мастерская Сегеля. Станислав Говорухин режиссер многих фильмов, в том числе "Место встречи изменить нельзя", "Вертикаль", "В поисках капитана Гранта", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок". Сейчас в прокате находится новый фильм Станислава Сергеевича "Благословите женщину". Своим актерским талантом Станислав Сергеевич украсил фильмы "Среди серых камней", "Возвращение Баттерфляй", "Асса", "Сукины дети", "Анкор, еще анкор", "Орел и решка", "Радости и печали маленького лорда" (тоже можно его увидеть в нашем прокате) и в "Благословите женщину" сыграл замечательно. Фильм "Пираты 20 века", снятый по сценарию Станислава Говорухина, стал самым кассовым фильмом 79 года. Большой общественный резонанс вызвала документально-публицистическая трилогия: "Так жить нельзя" (премия "Ника" в 90-м году), "Россия, которую мы потеряли", "Великая криминальная революция". Кроме того, Станислав Говорухин ведет программу "Великая иллюзия" на канале ТВЦ. В свободное время увлекается живописью. Владеет французским и немецким языками. С 1993 года депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по культуре.
К. ЛАРИНА Ну, а подожди, женат, имеет детей Это же все тоже надо рассказать.
В. РАММ Сам расскажет. Замечательный сын
К. ЛАРИНА Замечательный сын Сережа, наш большой товарищ, часто у нас бывает, кстати, в студии.
В. РАММ Чаще, чем папа.
К. ЛАРИНА Да.
С. ГОВОРУХИН Но у него и времени больше впереди.
К. ЛАРИНА Будем надеяться. А у вас что, мало, Станислав Сергеевич?
С. ГОВОРУХИН Уже меньше.
К. ЛАРИНА Перестаньте, не кокетничайте.
С. ГОВОРУХИН У меня на 26 лет меньше.
К. ЛАРИНА Знаете что, давайте мы сразу скажем нашим слушателям, что вы сегодня получите подарки. Да, Вита, у нас же сегодня есть совершенно удивительные подарки, "роль в кустах", даже у автора еще нет этого фильма, а у нас уже есть.
В. РАММ И мы подарили уже автору.
К. ЛАРИНА "Благословите женщину" мы подарили Станиславу Говорухину.
В. РАММ Это кинокомпания "Союз-Видео" выпустила. И кинокомпания "Крупный план" нам подарила картину, которую я безумно люблю, это "Вертикаль", и "Десять негритят".
К. ЛАРИНА Вам нужно для этого на наш пейджер 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы", прислать ваши сценарные предложения режиссеру Говорухину. Поскольку мы знаем, что собирается Станислав Сергеевич снимать фильм по повести Дудинцева "Не хлебом единым", давайте вот вы, может быть, предложите какие-то варианты произведений отечественной литературы, современной или советской литературы, которые вы бы хотели видеть на киноэкранах.
В. РАММ В толковании Станислава Сергеевича.
К. ЛАРИНА Кино, которое мог бы снять Говорухин по известному произведению отечественной литературы, советской либо современной. 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы", сюда же можно, кстати, и вопросы присылать нашему гостю.
В. РАММ Хотя я думаю, что Станислав Сергеевич к этому названию и с радостью бы прочитал и место, где можно взять на это. Правда?
С. ГОВОРУХИН Да.
В. РАММ Неужели вы, действительно, с вашим именем, с вашим авторитетом, с вашей популярностью, тоже испытываете проблемы, как молодой, только начинающий дебютант, которого вообще никто не знает?
С. ГОВОРУХИН Я вам должен сказать, что как раз молодые как-то легче достают деньги. А мне не удалось пока добыть и на предыдущую картину, на ней я обошел всех олигархов. И на этой картине, вот я сейчас думаю, где доставать и совершенно не понимаю даже, не могу себе представить, где можно добыть деньги. Вот одного потенциального спонсора уже арестовали сегодня.
К. ЛАРИНА А вы член "Единой России"?
С. ГОВОРУХИН Да. Ну а как же, я же во фракции "Отечество", она переросла в "Единую Россию"
К. ЛАРИНА И это не помогает в добыче денег?
С. ГОВОРУХИН Нет, это не помогает.
К. ЛАРИНА А действительно ли, вы не собираетесь идти на следующие выборы думские?
С. ГОВОРУХИН Да нет, пока не собираюсь.
К. ЛАРИНА Почему?
С. ГОВОРУХИН Я 10 лет в Думе. Вот выражаясь сегодняшним арго, через два месяца откидываюсь.
В. РАММ Какие интересные слова в Думе.
С. ГОВОРУХИН Хотелось бы поснимать кино. Потому что совмещать трудно. Вот за 10 лет я снял две картины, пользовался в основном парламентскими каникулами. С другой стороны, свои задачи в Государственной Думе я выполнил, и они у всех на виду.
К. ЛАРИНА Ну например?
С. ГОВОРУХИН Ну например, посмотрите, скажем, взлет, возрождение российского кинематографа. Киноиндустрия восстановлена в полном объеме. Все строится, ремонтируется, запускается масса
К. ЛАРИНА Благодаря закону?
С. ГОВОРУХИН Да, благодаря закону, который мы приняли, благодаря поправке в налоговый кодекс, который мы приняли. Например, в этом году было запущено только дебютов 70 штук. Можете себе представить? Мы уже переросли объемы доперестроечные, в России снималось фильмов меньше, чем сейчас, в России, не в республиках. Посмотрите, например, "мыло", русское "мыло", российское вытеснило зарубежное "мыло" с телевизионных экранов. Сегодня, когда в прайм-тайм идут российские сериалы, никто не отважится запустить зарубежный, потому что наши лучше. Ну и я надеюсь, что, может быть, такое будущее ждет и большой кинематограф. Культура, которая, скажем, до того, как я пришел в Думу, финансировалась на 40-60%. А сегодня она финансируется на 100, на 120%, культура, искусство и кинематограф. Понятно, что это не только моя заслуга. Это заслуга моя, моих коллег и Министерства культуры. Надо сказать, что мы с ним вот уже на протяжении многих лет очень тесно работаем, и с предыдущим министром, и с нынешним, Михаилом Ефимовичем Швыдким. Конечно, это заслуга общая, но и мой труд, как говорил Маяковский, "вливается в труд моей республики". Так что я свои задачи выполнил, могу с чистой совестью отваливать. Но я вам должен сказать, что если я увижу, например, что кино снимать невозможно, денег нет, а в Думе, ну предположим, я не знаю, будет как-то ощущаться мое отсутствие в отрицательном смысле, что маловероятно, по-моему, я там уже и не нужен в нынешней Думе, то я могу пойти в Думу. Потому что буквально вот с января, с февраля, с марта начнут всех победителей из правящей партии выдергивать в министерские кресла, и снова начнутся по всей стране выборы в Государственную Думу, то в одном округе, то в другом.
К. ЛАРИНА Вот вы говорили о своем вкладе в законодательную деятельность с точки зрения заместителя председателя думского комитета по культуре. Но ведь вы же и чистой политикой занимались. Правда же?
С. ГОВОРУХИН Вы знаете, я занимался чистой политикой тогда, когда еще Дума была другая, я ведь уже в трех созывах. В первом созыве, конечно, я занимался, можно сказать, только чистой политикой, я был председателем комиссии по чеченскому кризису, мне приходилось все время мотаться в Чечню, когда шла война. Я был руководителем фракции "Демократическая партия России". Конечно, это была чистая политика. Во втором созыве я был председателем комитета по культуре и занимался в основном вопросами культуры, искусства, кинематографа. Да и у меня свой округ был, которому надо было помогать. Очень много я тратил на это времени. А сейчас, ну что сейчас депутаты в основном лоббируют. Я ничего плохого в этом не вижу, но, в общем-то, все занимаются лоббизмом.
К. ЛАРИНА А кстати, я помню, в одном из интервью вы привели очень яркий пример, что в комитете по бюджету чуть ли ни 50 человек, а в комитете по культуре 10. Понятно, что выгоднее.
С. ГОВОРУХИН В комитете по бюджету, если бы там не было ограничений, было бы 440 человек, 10 в комитете по культуре. А сейчас, я вам должен сказать, все лоббируют. Ну хорошо, когда депутат лоббирует интересы отрасли, своего региона. Но если он лоббирует личные интересы, это уже плохо. В данном случае я весь этот созыв, да и предыдущий, лоббировал интересы своей отрасли культуры, искусства, кинематографа.
К. ЛАРИНА Дубровку сейчас мы вспоминаем. Год прошел со дня этих трагических событий. Вот у меня к вам такой вопрос, как к депутату и как к человеку, который к культуре имеет непосредственное отношение. Почему все-таки Государственная Дума не создала ни комиссию по расследованию, каким-то образом ничего за этот год не сделала? Хотя по Чечне, вот вы возглавляли комиссию, потом еще, по-моему, по "Курску" была комиссия Была, парламентская?
С. ГОВОРУХИН Да. Я могу объяснить, почему не была создана комиссия. Потому что все предыдущие комиссии, выводы предыдущих комиссий никому не оказались нужны. И все это началось с чеченской комиссии. Мы целый том выпустили, целой отдельной книжкой, выводы чеченской комиссии. Много было предложений, которые спустя только, может быть, 7-8 лет стали осуществляться. И были кардинальные предложения, которые могли бы изменить обстановку в корне. Но никто не прислушался, никто не обратил внимания. Какой же смысл был в этих комиссиях? Вот поэтому не было и этой комиссии. Что, стали бы называть виновных? Да никто бы этого не позволил.
В. РАММ Я думаю, что не все еще сделано, что касается нашей киноотрасли, и в законодательном плане. Потому что сейчас понятно, что государство не может вмешиваться в кинопрокатную политику директивно, но тем не менее какой-то закон, лоббирующий интересы российских фильмов, все-таки уже напрашивается. Допустим, что касается в Москве, я знаю, что многие продюсеры просто готовы обратиться в антимонопольный комитет, потому что идет дисбаланс на рынке. Как вы думаете, это возможно, придумать какую-то поправку, чтобы не запрещать американское кино, не квотировать, а именно наоборот, лоббировать российские фильмы? Вы сейчас вот проехали по всей стране и увидели большую картину, что творится с прокатом в глубинках, на примерах своего фильма "Благословите женщину".
С. ГОВОРУХИН Я думаю, что у нас страна криминальная. Законы, во-первых, не действуют. Во-вторых, законы о квотировании, о каком-то ограничении это вообще опасное дело. Вы вспомните разговор Путина на совете по культуре с Шахназаровым, диалог, где Путин сказал, что я на стороне таксиста. И в данном случае я на стороне Путина. Да, сегодня, когда у нас нет кинотеатров, а началось активное строительство кинотеатров, бог с ним, пусть идут американские фильмы, лишь бы строились кинотеатры, лишь бы не исчезла привычка ходить в кино, привычка ходить в кино семьей и так далее. К тому же сегодня пока положение таково, я говорю о будущем возрождении кинематографа, но сегодня положение таково, что в нравственном плане американские фильмы, вот это вот американская продукцию, которую мы все уже так ярко ненавидим, нравственного ущерба наносит меньше, чем многие российские фильмы. Так что сейчас не надо это трогать. Пусть строится кинотеатр. И сегодня единственный способ есть борьбы с американскими оккупантами, которые оккупировали наш кинематограф. Это делать картины, которые зрители предпочли бы американским, что уже и произошло на телевидении, мы с этого начали наш разговор. Вот уже зрители предпочли российское "мыло" американскому.
В. РАММ Ну а для того, чтобы они предпочли, у человек должен быть выбор. Допустим, когда ваш фильм, или фильм "Возвращение", или фильм "Трио", или вот "Магнитные бури" идут от двух до семи максимум в Москве экранов, ну 10, это самое большое, и 50 копий выходит, 50 экранов Т.е. места даже нет. Вот открыли "Киностар Де Люкс" на 41 километре, рядом с "Икеей". Я специально посчитала, в день 69 сеансов. Они сказали это американский кинотеатр, "Парамаунт" открыл, а мы будем показывать российское кино? Они соблюдают, да, есть наименования, в том числе ваше было, из 69 сеансов в день 1-2 сеанса российское кино. В этом отношении есть нарушение. Я могу пойти, но у меня ограничен этот выбор. Я говорю не о том, что нужно запрещать, а защищать наше. Вот есть какие-то механизмы, на ваш взгляд, защиты, лоббирования российского кино?
С. ГОВОРУХИН Нет. Мне кажется, да, не без ущерба, разумеется, но пусть строятся кинотеатры. Это важнее, уверяю вас. И кроме того, я вам должен сказать так. Если бы я снял фильм для молодежи "Благословите женщину", а не для людей от 40 и выше, то никакое бы американское кино мне бы не помешало так, чтобы мои фильмы шли на всех сеансах. У меня картины интересные, даже, на мой взгляд, очень интересные, т.е. не на мой взгляд, а на взгляд публики. Но все-таки это публика старшего поколения. Бывает и молодежь Вот дискотечная молодежь вряд ли поймет мою картину, но такая университетская молодежь воспринимает ее с восторгом. Но все равно публика не та.
К. ЛАРИНА У нас сейчас новости на "Эхо Москвы". Я за это время распечатаю все ваши сценарные предложения, после новостей прочтем, что вы там нам предлагаете, вернее, не нам, а нашему гостю.
-
К. ЛАРИНА Между прочим, когда Вита читала биографию нашего гостя, Станислава Говорухина, я вспомнила, что город Березняки для меня такой был город солнца, город счастья. Поскольку я когда училась в театральном институте, думала, если в Москву не возьмут, поеду в Березняки, в театр, и даже письмо туда написала. А почему? Потому что у меня там бабушка моя работала актрисой очень долгое время, в городе Березняки.
В. РАММ Мир тесен.
С. ГОВОРУХИН Ну, уж городом солнца его никак не назовешь.
К. ЛАРИНА Я там никогда не была. Мне казалось, что это какой-то волшебный город.
С. ГОВОРУХИН Это химические комбинаты, одни химические комбинаты.
К. ЛАРИНА Вы там долго прожили?
С. ГОВОРУХИН Нет, я родился там, детство прожил, в 9 лет уже уехал.
К. ЛАРИНА Я сейчас с Витой буду цитировать предложения от наших слушателей. Мы напоминаем, что предлагали вам, дорогие друзья, такие сценарные предложения сделать нашему гостю, для того чтобы он мог ими воспользоваться, если захочет. Вот самые оригинальные или те, которые точно попадают в ваше сердце, Станислав Сергеевич, вы, пожалуйста, отметьте.
В. РАММ Шесть человек.
К. ЛАРИНА Но прежде чем мы начнем читать этот список, я хочу на что обратить ваше внимание. Что здесь очень много предложений вернуться к документальному кино. Я этого ожидала. Да, Вита?
В. РАММ Конечно. Я даже хотела спросить. Вот трилогия называется "Так жить нельзя", "Россия, которую мы потеряли" и "Великая криминальная революция". Если бы сейчас вы снимали фильм, как бы вы его сейчас назвали? Потому что из названия уже концепт
К. ЛАРИНА Вот давай я дополню с нашими слушателями вместе. Вячеслав предлагает вам снять фильм "Так жить нельзя-2". Еще есть предложения снять картину о войне в Афганистане: "Могу рассказать свою биографию, про армию и про дедовщину", пишет вам Игорь. Маша предлагает вам сделать документальный фильм по Солженицыну "Двести лет вместе". А Людмила предлагает вам снять фильм о Москве как о центре межэтнических отношений. А Катя предлагает снять документальный фильм о современной молодежи.
С. ГОВОРУХИН С документальным кино я, можно сказать, завязал. Поскольку сегодня можно снять кино документальное, но показать его негде. У меня сейчас другая забота. Вот я 10 лет назад, ровно 10 лет исполнилось, снял фильм "Великая криминальная революция", вот все хочу его показать телезрителям. Но не могу найти канала, который бы показал этот фильм.
К. ЛАРИНА ТВЦ. Вы же там делаете программу свою.
С. ГОВОРУХИН ТВЦ может показать. Я хотел показать всей стране. Да и потом ТВЦ перед выборами никто не будет показывать. Я недавно ее пересмотрел. На мой взгляд, она стала еще страшнее, чем была.
В. РАММ А ведь шли ваши картины в широком прокате.
С. ГОВОРУХИН Все самые мрачные мои предсказания сбылись и во многих случаях даже у меня не хватило фантазии, чтобы представить себе, что может быть.
К. ЛАРИНА Если вы будете снимать фильм документальный, его будут смотреть, и он пойдет, вот правильно Вита вспомнила, пойдем по экранам, и будем туда такой же лом, как это было 10 лет назад, Станислав Сергеевич.
С. ГОВОРУХИН Ну что вы, нет.
В. РАММ А как бы вы назвали наши времена, вот это 10-летие, если бы снимали?
С. ГОВОРУХИН Я уже назвал. Называется он "Великая криминальная революция". Она продолжается, к сожалению.
В. РАММ Т.е. был бы "Великая криминальная революция-2".
С. ГОВОРУХИН Да нет, это так бы и было бы. Я, кстати, этот фильм "Великая криминальная революция", он заканчивается тем, что мы об этом расскажем в следующем фильме. Все у нас не вошло. Но если у меня нет зрителя, зачем мне снимать кино. Какой канал возьмется это показывать?
К. ЛАРИНА А вот какой канал показывал Сережин фильм последний документальный? По-моему, чуть ли ни "Культура".
В. РАММ По-моему, да.
С. ГОВОРУХИН Нет, документальное кино сегодня снимать нельзя, поскольку свобода слова у нас только на словах. Свобода безнравственности, свобода от своих обязанностей перед обществом, перед детьми, да, а свобода слова нет.
К. ЛАРИНА А 10 лет назад была свобода слова?
С. ГОВОРУХИН Ну конечно. Я фильм "Так жить нельзя" показал еще при коммунистах, и он шел по всей стране.
В. РАММ Да, я помню, во Владивостоке очереди стояли.
С. ГОВОРУХИН Ходили, как на "Чапаева". Выходили, жгли партбилеты.
К. ЛАРИНА Ну давайте вернемся к художественному кино. Расскажите нам, пожалуйста, почему у вас возникла идея обратиться к роману Дудинцева.
С. ГОВОРУХИН Это бунтарский роман. Это один из самых первых скандалов литературные. Т.е. не один из самых первых, а самый первый. Во времена хрущевской оттепели было три таких скандала. "Доктор Живаго" Пастернака и Солженицын это уже позже, а первым был "Не хлебом единым". Вся страна зачитывалась этим романом. Эту книжку "Нового мира" передавали на ночь друг другу. Потом вышел "Роман-Газета" миллионным тиражом с этой книгой. А затем книжку стали изымать из библиотек, состоялся Пленум Союза писателей, где Дудинцев был подвергнут жесткой партийной критике, его отлучили от литературы на 30 лет, он сидел без копейки денег. Между тем роман печатался во всех странах. В Европе точно во всех странах. Причем совершенно официально, не как "Доктор Живаго". И советское правительство получало огромные деньги. Повторяю, писатель в это время сидел без копейки.
В. РАММ Т.е. ему авторские права не выплачивали?
С. ГОВОРУХИН Ничего ему не платили.
В. РАММ Какой ужас.
С. ГОВОРУХИН Вот такой был скандал. Роман бунтарский. Казалось бы, ну чего сегодня нового, зачем вот этот фильм из того времени? Посмотришь, автор этого изобретения, изобретатель столкнулся с огромной системой, с государственной машиной, которая все равно не смогла его сломить. Искалечила его жизнь, но сломить не смогла. А сегодня эта бюрократическая система не только уцелела, а она стала в три раза сильнее, и бюрократов стало в 3-5 раз больше. Сегодня его бы и в тюрьму не стали сажать, моего героя, а просто бы объявили сумасшедшим, не обратили бы внимания. Так что он вполне современный. Хотя я уж не говорю о том, что это все публицистика, о чем я говорю. На самом деле фильм о любви - это даже, если хотите, структура "Мастера и Маргариты". Есть Мастер, этот изобретатель, есть Маргарита, преданная ему и его делу, есть Наташа, ее наперсница, есть рукописи не горят, у Дудинцева есть. Ну и наконец, есть Воланд. Есть человек, типа там Королева, который вытащил его из одного круга ада, из лагеря, и поместил в шарашку, где он почувствовал себя свободным человеком, потому что он смог заниматься своим любимым делом, а это для него было главное. Он смог работать для родины, для в данном случае уже космической промышленности. Это вот финал фильма таков. Героя сажают в тюрьму, и, назовем его условно Воланд, вытаскивает его из этого ада и перемещает вот в такое закрытое спецучреждение, спецтюрьму, где люди в те времена работали кто над атомной бомбой, кто над ракетами, кто над телефонной связью, как у Солженицына в "Круге первом", и так далее.
К. ЛАРИНА Будут смотреть, как вы думаете? Опять старшего поколения снимаете?
С. ГОВОРУХИН Опять, конечно, для старшего поколения. Нет, ну дискотечная молодежь смотреть не будет.
В. РАММ Дискриминация по возрасту?
К. ЛАРИНА Почему?
С. ГОВОРУХИН А вот университетская молодежь и сегодняшнюю мою картину смотрит, и плачет, и звонят мне в слезах. Вчера вот мне последний звонок был. Молодая девушка мне звонила, наша знакомая, прямо захлебывалась слезами посмотрела фильм на кассете.
В. РАММ Станислав Сергеевич, а ваша аудитория не задавала вам такой вопрос, что все-таки очень мужской взгляд на женщину в "Благословите женщину". Женщина должна быть покорной, тихой вот вся та идеология, которую высказывает Балуев, т.е. не сам Балуев, а его персонаж. Сейчас это уже считается неполиткорректным, уже сексистские какие-то можно приписать вам эти настроения. Вы согласны с этим персонажем?
С. ГОВОРУХИН Вопрос мне такой задавали много раз, но задавали феминистки.
В. РАММ Понятно.
С. ГОВОРУХИН Ни один нормальный человек мне такого вопроса не задавал.
К. ЛАРИНА Поняла, Рамм?
В. РАММ Нет, я не считаю себя феминисткой, просто мне интересно
С. ГОВОРУХИН На Западе, там все-таки это тоже приняло какой-то уродливый вид.
В. РАММ Искаженный.
С. ГОВОРУХИН Да. Там они уже тоже с ума сходят ай-ай-ай, женщина как может быть
В. РАММ Женщина, знай свое место.
С. ГОВОРУХИН Это же не для Запада фильм снят. Этот фильм снят для нашей страны, для наших зрителей. И только феминистки иногда задают такой вопрос.
К. ЛАРИНА Ну кстати, и в "Ворошиловском стрелке" такие же женщины. Одна вообще какая-то кукушка, мамаша, которая бросила ребенка.
В. РАММ Другая покорная.
К. ЛАРИНА Другая изнасилованная, но очень быстро успокоилась, дедушка больше переживал, чем она.
С. ГОВОРУХИН Я снимаю о таких женщинах. А женщины разные, должен вам заметить. Мы не можем создать образ усредненной женщины. И я даже не могу сказать, нравится ли мне моя героиня.
К. ЛАРИНА Вот в "Благословите женщину"?
С. ГОВОРУХИН Да. Там есть много Ну почему она, например, так покорно согласилась на аборт? Мне это не нравится. Но она такая. Я не собираюсь делать некий усредненный образ русской женщины.
В. РАММ Ну вот ваш образ, который вы сыграли, очень символичный, такой вот сгусток того советского офицера. Так всего несколько, очень пунктирно Здесь вы пошли на такой символ, а женщине отказываете, что она будет усредненная
С. ГОВОРУХИН Да и тут я ни на какой символ не ходил. Как получилось, так и получилось.
В. РАММ Но получилось очень интересною. Хочется разгадать больше этого персонажа.
К. ЛАРИНА Давайте я вам почитаю, что вам предлагают поставить. Вдруг что-нибудь выберите, Станислав Сергеевич?
С. ГОВОРУХИН А вы уже прочли.
К. ЛАРИНА Это я вам прочитала по документальному кино предложения, а теперь вот по литературе, что предлагают вам экранизировать. "Жизнь Арсеньева" по книге Бунина или "Темные аллеи", "Разгром" Фадеева, "Войну и мир", Юрия Полякова "Козленок в молоке", Улицкая "Сонечка", "Доктор Живаго". По-моему, кто у нас собирается снимать, Прошкин "Доктора Живаго".
В. РАММ Да, Александр Прошкин.
К. ЛАРИНА Владимир Набоков "Приглашение на казнь", Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы", Ерофеев "Москва-Петушки", "Нетерпение" или любой другой сюжет Трифонова. Трифонова у нас сейчас, по-моему, снимает Сергей Урсуляк. Лесков "Очарованный странник", Стаднюк "Война", братья Вайнеры "Петля и камень в зеленой траве", "Евангелие от палача", "Медея и ее дети" Улицкая. "Снимите фильм по роману Дудинцева", говорит Галина. Вот уже почти, будем уже снимать. Солженицына экранизировать просят. "Казус Кукоцкого", опять Улицкая. Дальше "Суламифь" Куприна. Гюнтер Грасс, предлагает Александр экранизировать любой его роман. Продолжение "Ворошиловского стрелка" со счастливым концом просят. А там, по-моему, счастливый конец. Марина Александровна, вы что-то недосмотрели. Лермонтов "Герой нашего времени", "Доктор Живаго", "Буранный полустанок" Айтматова, Довлатов "Иностранка". Чернышевский "Что делать?" с привлечением Набокова "Дар", т.е. соединить в одно. Можно. Георгий Владимов "Три минуты молчания", "Дар" Набокова, Николай Леонов про сыщика Гурова, "Хозяйка Медной горы" Бажова. Исторический фильм о создании поэтом Некрасовым журнала "Современник".
С. ГОВОРУХИН В общем, вся библиотека.
К. ЛАРИНА "Евангелие от палача", "Мастер и Маргарита", Достоевский, Искандер, Даниил Гранин "Зубр". "Белеет парус одинокий". Залыгин "Комиссия", Токарева, любая ее вещь, "Живи и помни" Распутина, Гоголь "Мертвые души" Ну все, хватит.
С. ГОВОРУХИН Ну действительно, это вся библиотека. Вся.
К. ЛАРИНА Ну что попадает?
С. ГОВОРУХИН Я должен сказать, что многие из этих предложений я уже рассматривал. Я присматривался. Во-первых, "Доктор Живаго", все это уже снимается. Очень многое из того, что было названо, уже снимают фильмы. Но и многое из того, что предлагается, я думал об этом. Мне показалось, что самый интересный все-таки вот этот проект, над которым я сейчас работаю.
К. ЛАРИНА Дудинцев.
С. ГОВОРУХИН Почти все из перечисленного, я об этом задумывался, почти над всем, кроме, может быть, Залыгина "Комиссии", я не читал этот роман, а так я читал все, перечитывал.
К. ЛАРИНА Вы же наверняка смотрите кино сегодняшнее, которое выходит. Вот если говорить не об уровне сегодняшнего молодого кинематографа, а о темах, которые они выбирают, вам это интересно? Вот для вас что это такое, вот эти темы, которые выбирают сегодняшние молодые режиссеры?
С. ГОВОРУХИН Это беда для меня. Это, по-моему, самое главное. У меня ощущение, что наши молодые режиссеры, а в основном это дети именитых кинематографистов, круг их интересов, вернее, география, ареал обитания это Москва, заграница
В. РАММ Садовое кольцо.
С. ГОВОРУХИН Москва в пределах Садового кольца и заграница. Сюжеты немножко в общем, все почти одно и то же. Журналист, тусовка московская Вот сейчас появился новый сюжет. И "Возвращение" талантливая студенческая работа, это фильм-однодневка, я в этом убежден.
К. ЛАРИНА "Возвращение"?
С. ГОВОРУХИН Ну конечно. Да мы знаем тысячи таких примеров. Фильм, получивший премию на фестивале, через год уже никто не вспомнит название. Так оно и будет.
К. ЛАРИНА А почему? Объясните.
С. ГОВОРУХИН Черт его знает. Фестивальное кино это совсем другое кино. Фильм, получивший премию "Оскар" это другое кино. А фестивальное это, как правило, однодневка.
К. ЛАРИНА Ну что вас смутило в этом фильме?
С. ГОВОРУХИН Ничего не смутило. Талантливая студенческая работа. Не более того. Меня, например, восхитил другой фильм, тоже сделанный в этом же жанре, тоже фильм-путешествие.
В. РАММ "Коктебель", да?
С. ГОВОРУХИН "Коктебель". И тоже сделанный молодыми людьми, очаровательный фильм.
В. РАММ Хлебникова и Попогребского.
С. ГОВОРУХИН И фестивальный, и зрительский, и многому мог бы научить и на многие размышления навести. Вот этот фильм хороший.
В. РАММ Там проблемы обоих отец и дети. И дорога.
С. ГОВОРУХИН Вот этот фильм да, вот этот фильм достоин и "Оскара", и Венецианского фестиваля, это серьезная картина. "Коктебель". А "Возвращение" на меня не произвело никакого впечатления абсолютно. Но повторяю, что для молодого человека это хорошая работа.
К. ЛАРИНА А почему же такой успех феноменальный, с такими овациями в Венеции?
С. ГОВОРУХИН Вы понимаете, фестивальное кино, я повторяю, это совершенно другое кино. Решает в основном это ведь другая публика, жюри, они не похожи на нормальных людей, жюри фестивалей, критики, кинокритики, разве их назовешь нормальными людьми.
В. РАММ А как тогда объяснить, что в прокате и в Италии, и во Франции это выходит по 60 экранов. В России 15 "Возвращение", кстати. Т.е. прокатчики оценили коммерческий потенциал даже этого фильма.
С. ГОВОРУХИН Так принято фильм, получивший главный приз, да еще два, на Венецианском фестивале, конечно, купят все страны. Но будет ли он там идти? Нет, конечно, правил без исключений. Вот было исключение, скажем, к примеру, на том же Венецианском фестивале, фильм Тарковского "Иваново детство". Да, он вечен, он достоин был этого "Золотого льва", и он прошел с успехом на экранах. Есть еще более потрясающий пример "Летят журавли". Вот он не просто шел на экранах мира, а его люди помнят по сей день. Я однажды еду с таксистом в Париже, он меня спрашивает а вот ты кто? Я говорю я вот режиссер, кино снимаю. А какое ты кино снимал? Я, говорю, ты какие-нибудь советские-то фильмы видел? Он говорит, нет, не видел ни одного. И вдруг он чуть руль не выронил, говорит о, "Журавли". Он-то уже пожилой человек, "Журавли"-то он помнит, понимаете. Самый лучший судья время. Давайте через год-два встретимся и спросим, и поинтересуемся судьбой какого-нибудь фестивального фильма и нефестивального.
К. ЛАРИНА А сегодня можно уже сказать, что останется во времени, а что не останется.
С. ГОВОРУХИН Ну я могу твердо сказать про свою картину. Я вообще снимаю долгоиграющие пластинки.
К. ЛАРИНА Вообще это удивительная вещь.
С. ГОВОРУХИН Вот "Ворошиловский стрелок", например, я никогда такую критику не читал.
К. ЛАРИНА Жуть.
С. ГОВОРУХИН Меня так никто никогда не ругал, даже после "Пиратов 20 века".
К. ЛАРИНА Ой, я сейчас прочту тебе цитату, Вита: "Если каждый раз повторять, что кинокритики засранцы и ничего не понимают в кино, то рассчитывать на хорошие рецензии бессмысленно. С. Говорухин".
С. ГОВОРУХИН А меня это и не волнует особенно, рецензии. Я уже давно с фестивалями завязал
К. ЛАРИНА Они там вам дело шили еще после "Ворошиловского стрелка", что вы призываете к самосуду.
С. ГОВОРУХИН Между прочим, на фестивали я эту картину свою и не посылаю из принципиальных соображений. Потому что я считаю, что фестивальное движение наносит ощутимый вред кинематографу. Сегодня молодые люди снимают для фестивалей, а не для публики. Вот меня один раз в жизни я поехал на фестиваль, это был Первый Всесоюзный фестиваль телевизионный фильмов. С какой картиной я поехал туда, как вы думаете? С фильмом "Место встречи изменить нельзя". Из 20 премий, призов, дипломов единственный фильм, который не получил не премий, ни приза, ни диплома, был фильм "Место встречи изменить нельзя". Сколько лет он жив? Двадцать пять. И будет еще столько же.
В. РАММ А те, которые получили призы
С. ГОВОРУХИН А те, кто получили, вы сегодня не помните названий. И я вам могу назвать тысячи таких примеров. "Ворошиловский стрелок", это было ужас, что такое, а он только сегодня начинает доходить до людей. Вот сегодня уже письма, которые я получаю, большинство писем уже не про "Место встречи", а про "Ворошиловского стрелка".
К. ЛАРИНА Потому что по телевизору показали.
С. ГОВОРУХИН Я вижу массу интервью, где человека спрашивают ваш любимый фильм. "Ворошиловский стрелок". Такая же история ждет и "Благословите женщину". Давайте через 3-4 года встретимся, если доживем, и увидим, остался ли в России человек, который не видел фильма "Благословите женщину". Как сегодня, назовите мне человека, который не видел "Ворошиловского стрелка", который вообще не шел на экранах страны.
К. ЛАРИНА По телевизору, по видео.
С. ГОВОРУХИН Ну что делать, сегодня мы кино воспринимаем чаще всего по телевизору. Пока. Скоро будем ходить в кинотеатры, я надеюсь.
К. ЛАРИНА Заканчивается наше время, к сожалению. Как-то очень быстро все пролетело. Давайте мы сейчас скажем спасибо всем нашим слушателям. Я после выпуска новостей вернусь в студию и скажу, кто у нас чего выиграл.
В. РАММ Мы сейчас со Станиславом Сергеевичем обсудим.
К. ЛАРИНА Посоветуемся, обсудим и определимся с победителями. Говорим спасибо также нашему гостю Станиславу Говорухину за сегодняшний визит. Снимайте кино, Станислав Сергеевич, пожалуйста.
В. РАММ И лоббируйте российское кино на своем уровне, на котором вы можете.
К. ЛАРИНА Ну уходите уже оттуда, действительно.
С. ГОВОРУХИН Уже ушел.
К. ЛАРИНА Правильно. Не надо там сидеть. Давайте снимайте кино. Времени остается все меньше и меньше, действительно.
С. ГОВОРУХИН Ладно. Спасибо вам, дорогие мои. Всего доброго.
К. ЛАРИНА Спасибо.