памяти Сергея Бодрова - Даниил Дондурей, Биргит Боймер, Сергей Астахов - 25-й кадр - 2003-09-21
21 сентября 2003 г.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Даниил Дондурей главный редактор журнала "Искусство кино", Биргит Боймерс профессор славистики Бристольского университета в Англии, Сергей Астахов кинооператор.
Эфир ведут Ксения Ларина, Вита Рамм.
К. ЛАРИНА Вы поняли, что этот фрагмент музыкальный и фрагмент из фильма "Брат-2" можно считать заставкой к нашей сегодняшней программе "25-й кадр", поскольку сегодня мы вспоминает Сергея Бодрова. Вчера, в субботу, ровно год исполнился со дня трагедии в Кармадоне. Мы с Витой были потрясены этой цифрой, что, казалось бы, еще вчера еще искали, а сегодня уже год. Ксения Ларина, Вита Рамм здесь, в студии "Эхо Москвы". За круглым столом с нами вместе главный редактор журнала "Искусство кино", Даниил Борисович Дондурей. Здравствуйте, Даниил Борисович.
Д. ДОНДУРЕЙ Добрый день.
К. ЛАРИНА Биргит Боймерс профессор славистики Бристольского университета в Англии. Правильно я все сказала?
Б. БОЙМЕРС Здравствуйте.
К. ЛАРИНА Напомню, что Биргит очень много писала про Сережу Бодрова, об этом мы тоже будем говорить. И Сергей Астахов, работал на фильмах, в которых снимался Сережа Бодров. Здравствуйте, Сергей.
С. АСТАХОВ Здравствуйте.
К. ЛАРИНА Давайте мы начнем с традиционных титров. Давайте я сделаю вот что. Напомню вам историю жизни короткой Сергея Сергеевича Бодрова. Актер, режиссер, сценарист, историк, искусствовед, лауреат Государственной премии России 1997 года за фильм "Кавказский пленник". Родился 27 декабря 1971 года в Москве в семье писателя, сценариста и режиссера Сергея Бодрова. В 1993 году окончил исторический факультет МГУ, отделение истории искусства, в 1998 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Архитектура в венецианской живописи Возрождения". В 1996-1999 гг. ведущий программы "Взгляд". В 2001-м в качестве ведущего принимал участие в программе "Последний герой". В кино дебютировал в фильме отца, в эпизоде, в фильме "СЭР (Свобода это рай)" в 1989 году. В 1996-м сыграл в "Кавказском пленнике". Стал культовой фигурой после роли Данилы Багрова в фильмах Алексей Балабанова "Брат" и "Брат-2". В 2001-м дебютировал в качестве режиссера фильмом "Сестры". Награжден многими международными и отечественными призами за лучшие мужские роли, в том числе дважды лауреат "Ники", за фильмы "Кавказский пленник" и "Война", главный приз "Кинотавра" за лучший режиссерский дебют и так далее, здесь огромный список всех достижений Сережиных. Летом 2002 года начал работать над своим новым фильмом, мистической драмой "Связной". Однако 20 сентября 2002 года пропал без вести в Кармадонском ущелье в Северной Осетии, где съемочная группа оказалась на пути сошедшего ледника Колка.
В. РАММ Короткая такая жизнь, и столько много всего сделано. Я сама сегодня удивилась, когда готовила весь список его работ. Действительно, очень много за короткий промежуток времени. Я думаю, что мы об этом поговорим, какое значение. Я хочу представить наших гостей. Я начну с Биргит Боймерс доктор филологических наук, профессор кафедры славистики Бристольского университета (Великобритания). Родилась в Германии, окончила Оксфорд по французской и английской литературе, русский изучала в университетах Женевы и Парижа. Работала в Москве с театральным режиссером Анатолием Васильевым в "Школе драматического искусства". Преподавала в Кембридже, в отделении славистики. Автор книг о русской культуре, театре и кино, в частности "Юрий Любимов и Таганка", "Русская идея в постсоветском кинематографе", готовит на данный момент к изданию книгу о Никите Михалкове.
К. ЛАРИНА Мне кажется, Даниил Дондурей, мы его биографию уже изучили, наши слушатели тоже знают каждый его шаг. Тем более мы уже такое представление, по-моему, делали. Да, Даниил Борисович?
Д. ДОНДУРЕЙ Думаю, что да.
К. ЛАРИНА Вот про Сережу Астахова, наверное, стоит напомнить.
В. РАММ Сергей Валентинович Астахов кинооператор, дважды лауреат Государственной премии России, за фильм "В той стране" (режиссер Лидия Боброва), в 1998 году, и телефильм "Граница: Таежный роман" (режиссер Александр Митта), в 2002 году. Лауреат профессиональных международных и отечественных премий. Родился в Селищах (Мордовия) 8 ноября 1953 года. В 1980 году окончил ВГИК, мастерскую Леонида Косматова. С 1980 года оператор на киностудии "Ленфильм". Снятые фильмы "День ангела", режиссерами которого были Сергей Сельянов и Николай Макаров, снимал также разные картины: "Влюблен по собственному желанию" Сергея Микаэляна, "Скорость" Дмитрия Светозарова, "Про уродов и людей", "Брат", "Брат-2", в общем, можно сказать, что все фильмы Алексея Балабанова. Участвовал еще в работе над многими картинами кинокомпании "СТВ", продюсер Сергей Сельянов.
К. ЛАРИНА 8 ноября будет 50 лет?
С. АСТАХОВ Да.
К. ЛАРИНА С ума сойти. Молодой человек. Сережа, Сережа
В. РАММ Он ни сколько изменился со времен ВГИКа, как я помню. Помнишь, я рассказывала, как я косила на Ясной Поляне.
К. ЛАРИНА Да, Вита рассказывала, как она косила на поле.
С. АСТАХОВ А я ее учил, как косить.
К. ЛАРИНА Ну что, давайте мы начнем все-таки с журнала, поскольку мы его сегодня подарим. Да, Даниил Борисович? Скажите тогда, что у вас там есть.
В. РАММ У нас есть 5 экземпляров, не для москвичей, москвичи все-таки имеют возможность приехать и в редакцию, и в Дом кино, и в Союз кинематографистов, и еще в каких-то книжных магазинах, т.е. этот журнал можно приобрести, а вот те, которые живут не в Москве Поэтому у нас есть, большое спасибо Даниилу Борисовичу, что он принес эти журналы, они свежие, только-только появились.
Д. ДОНДУРЕЙ Да, они появились в пятницу. Мы, когда договаривались с Сергеем Сельяновым о том, что мы опубликуем сценарий фильма "Связной", о том, что мы это сделаем к годовщине этого трагического события. Он вышел и продается уже в Доме кино. Он будет в городе всюду. В общем, очень интересный, мне кажется, вот так уже стали его определять, мистический триллер
К. ЛАРИНА "Связной"?
Д. ДОНДУРЕЙ Да. Что-то в этом есть. Я впервые стал думать о жанре этого фильма, в общем, не фильма, этого материала.
К. ЛАРИНА А материал вообще какой-то существует?
Д. ДОНДУРЕЙ Материал существует, но его немного.
К. ЛАРИНА На пленке.
Д. ДОНДУРЕЙ Мы пытались взять фотографии, и нам дали вот только такие какие-то фотографии самой ситуации. Потому что, насколько я знаю, в Кармадоне снимались первые эпизоды.
С. АСТАХОВ Нет, это не первые эпизоды, это первые дни съемок. Всего должно было быть в Кармадоне 3 съемочных дня. Это был второй. Я хорошо достаточно, поскольку технику давал свою съемочную, осветительную. В общем-то, предполагал помогать им в одном очень сложном эпизоде, который должен бы сниматься под такое ретро, 37 год, Бурятия, где они должны, наши чекисты, катать местных шаманов, которые как бы летают.
Д. ДОНДУРЕЙ Этим завершается, кстати, сценарий, вот этим эпизодом.
С. АСТАХОВ Более того, что это были первые съемочные дни, и когда сорвался этот ледник, все грешили, на то, что там какая-то пиротехника. Там ничего пиротехнического просто не могло быть, потому что сюжет очень простой был, этих эпизодов. Просто парень пришел из армии, пришел к своему отцу в горы, он пастух. Все.
Д. ДОНДУРЕЙ Он очень простой, да.
К. ЛАРИНА Ради этого эпизода поехали?
С. АСТАХОВ Да, ради этого эпизода.
К. ЛАРИНА Больше там ничего не должно было сниматься?
Д. ДОНДУРЕЙ Ничего, маленький эпизод.
С. АСТАХОВ Боле того, 12 сентября год назад они вместе с Даней Гуревичем
Д. ДОНДУРЕЙ Это оператор.
С. АСТАХОВ сидя в комнатке маленькой, на Лесной, показывали мне этот ледник, вернее, этот альпийский луг на фоне этого ледника, и говорили вот какая красивая натура. Вот, мол, в "Войне" у вас красота была, а у нас будет лучше.
К. ЛАРИНА Да, вот здесь есть фотографии очень красивые в журнале.
С. АСТАХОВ А за них вместе радовался, потому что там, действительно, были очень красивые пейзажи. Они, что самое еще удивительное, они очень горели этим фильмом, очень хотели это делать хорошо. Удивительное было состояние такой приподнятости.
К. ЛАРИНА Т.е. мы сейчас имеем возможность прочитать только сценарий, узнать, что хотел сделать Сергей Бодров, про что он хотел снимать кино.
Д. ДОНДУРЕЙ Да.
К. ЛАРИНА А как вы думаете или, может быть, уже знаете, будет ли кто-нибудь этот фильм снимать? Как вы думаете, Даниил Борисович?
Д. ДОНДУРЕЙ Вы знаете, по-моему, Сельянов, может быть, вы знаете более точно, не настроен.
С. АСТАХОВ Вы знаете, я задавал этот вопрос. Поначалу были такие не то что мысли, но, по крайней мере, я тоже беседовал с Сережей и с Лешей Балабановым, потому что мы все-таки достаточно сильно связаны. Был момент такой, когда предполагалось как-то продолжить работу эту, но, по-моему, это не получило никакого развития, в силу того, что у Сережи были очень свои замыслы, очень точные, для него по крайней мере, органичные, тем более что он сам собирался главную роль играть. Поэтому как-то так сейчас, по крайней мере, в ближайшее время, видно, это не получит никакого развития.
Д. ДОНДУРЕЙ Безусловно.
С. АСТАХОВ Потому что, по-моему, мы за него эти фильмы должны какие-то другие снимать, как сказал Сережа Сельянов. И вообще в таких ситуациях не то что принято, а, наверное, правильно говорят, что эти люди столько, сколько мы их помним. Мы за них, видно, должны снять фильмы. Не те, которые задумали, а другие.
Д. ДОНДУРЕЙ Притом он все-таки и автор сценария, и режиссер, и исполнитель. Это тотально авторский проект. Поэтому как-то в эту ситуацию очень опасно
К. ЛАРИНА Вторгаться.
Д. ДОНДУРЕЙ И даже дотрагиваться до нее, мне кажется, особенно в связи с трагедией, как-то не хочется, и даже нехорошо.
В. РАММ Я хочу спросить у Биргит. Биргит, скажите, пожалуйста, ваши студенты, которым вы преподаете русское кино, русскую литературу, русский театр, они знают о Бодрове, естественно. Может быть, по фильмам. Как они реагируют на эту фигуру?
К. ЛАРИНА Насколько она им интересна?
В. РАММ Вряд ли они, конечно, могут почувствовать ту боль, с которой мы живем уже год
Б. БОЙМЕРС Это, конечно, правда, что они ту боль, которую люди здесь переживают, не испытывают. А с другой стороны, они все равно были потрясены, когда я им рассказывала о том, что случилось. У меня курс, который я веду, о кинематографе, т.е. как бы общий курс о европейском кинематографе. Мне пришлось начинать этот курс как раз с картины "Брат". Они смотрели этот фильм, я им показывала отрывки, мы обсуждали суть этого фильма, мы обсуждали, естественно, персонаж, главного героя, потому что герой, он есть. И они все поняли очень четко, что это новый герой российского кино, что это культовая фигура. И когда в конце лекции мне пришлось рассказывать о трагических событиях, которые произошли только что тогда, в Кармадонском ущелье, они просто сидели молча в течение трех минут, и никто не собирался уходить из аудитории. У меня такого никогда не было, потому что обычно после лекции студенты куда-то спешат, хотят выпить кофе и так далее. Т.е. они очень четко поняли, что это появление в российском кинематографе, которое уникально. Также это поняли и английские зрители, которые смотрели не только фильм "Брат" и "Брат-2", но и "Кавказского пленника", и другие фильмы, которые вышли у нас в прокате. И также СМИ, потому что они сразу же отреагировали и опубликовали все-таки достаточно быстро после тех событий статьи о том, что произошло.
К. ЛАРИНА Биргит, а у вас есть любимая роль Сережи Бодрова?
Б. БОЙМЕРС Я считаю, что все его роли, взятые вместе, они представляют какое-то самостоятельное, независимое развитие от личности Бодрова. Поэтому мне трудно определить, взять одну роль. Наверное, то, что он делал, что он развивал, те идеи, которые он развивал, то поведение, которое он представил, на мой взгляд, вот это было самое главное.
К. ЛАРИНА У нас сейчас должен быть перерыв на новости. Мы продолжим наш разговор, поговорим еще об этом, действительно, явлении, как правильно сказала Биргит, и в чем секрет, собственного говоря, этого явления. Чего здесь больше, личности, таланта, знания о мире, может быть, какой-то интуиции. Потому что когда человека нет, начинаешь вдруг открывать для себя какие-то вещи, о которых при его жизни ты даже не задумывался. Потому что в его судьбе, в его рождении, в его исчезновении уже заложена какая-то мистика. И об этом все говорят. Мне кажется, не нужно тут стесняться, это не может быть банальностью, это правда. Да?
Д. ДОНДУРЕЙ Я согласен.
-
К. ЛАРИНА Вот и вопрос пришел, как раз под этот фрагмент, на который, наверное, наши гости могли бы ответить. Вопрос от нашего слушателя Сергея: "Что такого было хорошего в образе брата, который стреляет во все, что движется?" Даниил Борисович.
Д. ДОНДУРЕЙ Я согласен с тем, что Бодров ведь не был профессиональным актером, мы это все прекрасно понимали. Что-то было очень важное в личности Сережи, что притягивало людей, миллионы людей и делало его тем, что называется, мне кажется, неточным по отношению к нему, хотя понятным всем нам словом "культовый герой". Он был действительно культовый герой, вот не в том понимании, которое связано с законами массовой культуры и массового общества, все телекамеры на него и так далее.
В. РАММ Частная жизнь, он же очень оберегал это.
Д. ДОНДУРЕЙ Невероятно. Он, когда появился вместе с Олегом Меньшиковым Понимаете, Олег Меньшиков абсолютный лидер своего поколения. И искусствовед, мальчик, вот видите, как он сейчас читал стихи, это же не по-актерски, это не профессионально, это как бы неумело. Что-то очень важное было в его личности, что не имело никакого отношения к профессии актера, а имело отношение к типу вот такого человека в соответствии со временем. Он был очень точным выразителем, тоже не знаю, как к этому слову отнестись, духа времени. Вот он соответствовал времени конца 90-х, второй половины 90-х годов, конца 90-х годов и начала 2000-х, потому что, мне кажется, была определенная тайна, связанная с тем, что у него ведь образ, облик очень интеллигентного человека, который не то что стрелять, не кажется, что он может сказать бранное слово.
К. ЛАРИНА А он, кстати, нигде не говорил, между прочим. Герой Бодрова нигде ни одного бранного слова не сказал, в отличие от других персонажей.
Д. ДОНДУРЕЙ Это была какая-то такая невероятная, я бы сказал, культурная и психологическая обманка. Вот мы смотрим на этого человека, мы смотрим на человека, кто поближе, знает, кто нет, это видит, на кандидата искусствоведения по теме "Венецианская живопись высокого Возрождения", "Архитектура в венецианской живописи Возрождения", это еще более тонкие вещи, и на лице это искусствоведческое знание, как суперэлитарной профессии, у него есть, а при этом он ходит с пистолетом. Кажется, что пистолет это такая игрушка, это такая
В. РАММ Как шариковая ручка.
Д. ДОНДУРЕЙ Да. Кстати, это очень важно для конца 90-х годов. Вот сейчас мы, на мой взгляд, видим, как завершается эта эпоха, вот завершается эпоха одним фильмом, который вышел сейчас на экраны.
В. РАММ "Бумер"?
Д. ДОНДУРЕЙ "Бумер", да. "Бумер" Буслова это вот как бы последний из стрелялок. К ним так даже, сами ребята говорят: ну это стрелялка, но здорово сделано.
К. ЛАРИНА Так и про "Бригаду" говорили.
Д. ДОНДУРЕЙ "Бригада" все-таки телевидение, это что-то другое. Да, и про "Бригаду" так говорили, конечно же. Вот есть такой подвох, очень важный подвох, между образом, пленительным образом Бодрова и вот игрой в криминальщину, в которой общество само себя воспринимало. Сегодня мы уже это видим, кстати, по фильму "Возвращение", премьера которого вчера состоялась в "Пушкинском", что начинается другая эпоха.
В. РАММ Другой путь, другие поиски.
Д. ДОНДУРЕЙ Это очень интересная тема. Но, возвращаясь к Бодрову, хочу рассказать об одном эпизоде. Мне рассказывал его папа. Он говорит, слушай, ты знаешь, я вчера был на концерте в "Олимпийском" вот этого саундтрека к фильму "Брат-2", очень известному.
К. ЛАРИНА Вот мы сейчас как раз его и показываем.
Д. ДОНДУРЕЙ Огромное здание, наполненное ну не десятками, я не знаю, сколько там тысяч людей. Все это визжит, кричит, трещит, огромное количество людей, музыки, децибелов. Я был сам в шоке, говорит Бодров-старший, кто будет этим управлять, как это все остановить. И вот вдруг, он говорит, объявляют моего, он выходит на сцену и делает вот так вот рукой, как бы от себя ладонь куда-то в сторону зала, и эти, не знаю сколько, 10 тысяч человек, в секунду останавливаются. В секунду тишина, и он говорит слова, которые ну что это за слова и тем не менее. "Я люблю Родину, говорит он, только за то, что она наша". И зал взрывается это мне отец рассказывал так, как будто бы они услышали откровение какое-то, невероятный глубочайший смысл жизни.
В. РАММ Хотя он не стремился быть лидером.
Д. ДОНДУРЕЙ Он сказал это тихо.
К. ЛАРИНА Не прокричал.
Д. ДОНДУРЕЙ Не прокричал, сказал тихо в невероятной тишине. Любим Родину за то, что она наша. Она наша. Он говорит, не знаю, не понимаю, как это все происходит.
К. ЛАРИНА Сергей Астахов, наш гость, тоже хотел подключиться к разговору, хотел добавить. Да, Сереж?
В. РАММ Тем более он был в начале поисков, как Балабанов нашел
К. ЛАРИНА Сергея Бодрова.
В. РАММ Или был сценарий написан, или уже был Бодров и под него писался сценарий. Как вот вообще начало этого всего?
С. АСТАХОВ Я бы хотел короткую реплику в ответ на вопрос Сергея, что вот Данила, герой Бодрова, стреляет во все, что движется. Во-первых, не во все, что движется, а во все, что движется плохого. Т.е. это позиция, которая, в общем-то, мне, как обывателю, не как автору, соратнику Балабанова над созданием этих картин, в том числе и над образом Данилы, мне просто как обывателю иногда очень близка. Слишком много видим несправедливого, и скорая, быстрая расправа, она, конечно, иногда бывает привлекательной. Я понимаю, что это образ спорный. Я думаю, что для критиков и социологов еще на долгое время останется этот период как пища для размышлений. Но зачастую мы становимся на сторону вот таких людей, которые сильны. Сам Сережа говорил об этом, что он хотел бы быть похожим на этого человека, но сумеет ли он быть таким и нужен ли такой герой, непонятно. Это был герой, рожденный своим временем. Может быть, это немного высоко, но это было так. А если говорить о том, что спросила Вита, да, я знаю о том, что сценарий "Брата" первого был написан просто на Сережу Бодрова, как на личность и не как на актера. Он был прежде всего личностью, иначе было бы его неинтересно смотреть. Я абсолютно солидарен с миллионами людей, которым этот образ близок. Другой вопрос, что приходит другое время. И я тоже согласен с кинокритиком, который очень правильно заметил, и я сейчас начинаю делать фильм с Балабановым новый, где уже стрелялок нет почти, они уже присутствуют как совсем-совсем маленькая черточка нашего времени, потому что периодически убивают у нас людишек
К. ЛАРИНА А про что кино?
С. АСТАХОВ Кино называется так конкретно, "Американец", но это кино про нас. "Американец" как повод показать, какие мы.
К. ЛАРИНА Мочить будем, америкосов будем мочить.
Д. ДОНДУРЕЙ Кирдык будем делать. Бодрова, конечно, очень увлекает эта тема.
С. АСТАХОВ Они для нас строят кинотеатры, мы будем развивать прокат с помощью них, делать свои фильмы. Я надеюсь, что кино поднимется. Вот сейчас, по моим сведениям, в этом году в России будет произведено не менее 150 фильмов, это уже очень хороший, я считаю, результат. Во всяком случае, как прокатчик оборудования знаю, что его сейчас просто не хватает, все снимают, притом снимают уже не дешевое кино, а кино, которое требует денег, мыслей, идей и так далее.
К. ЛАРИНА Я хочу напомнить номер нашего пейджера, 974-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Мы продолжаем принимать ваши заявки на журнал "Искусство кино", где вы сможете прочитать сценарий Сергея Бодрова.
Д. ДОНДУРЕЙ Номер 9.
К. ЛАРИНА Да, "Искусство кино" 9, совсем свежий номер, где вы прочитаете сценарий "Связной", и там, кстати, большой материал о фильме "Догвилль", тоже спорное кино, но я думаю, что мы сегодня не будем этого касаться, а то мы тут все передеремся. Отдельную передачу про этой сделаем. И еще призываю вас, если у вас есть вопросы, я обращаюсь к слушателям, милости просим, всегда рады вас выслушать, хотя у нас больше даже не вопросы, а размышления и реплики. Вот я еще одну могу прочитать, не знаю, тот Сергей, другой, но не в этом дело: "Не совсем во все, что плохое продолжая реплику Сергея Астахова. Он сначала стреляет, а потом разбирается. Это очень опасная идея, идея самосуда. На ней сейчас вырастает целое поколение".
В. РАММ Можно, на этот вопрос Биргит ответит? Как там, в Европе, в Англии реагировали на такое неполиткорректное в вашем понимании, европейском, поведение любимого героя в России. Они понимают, почему у нас этот герой любимый, но вот реакция просвещенного европейского зрителя.
Б. БОЙМЕРС Вы знаете, мы очень тонко всегда стараемся разбирать поведение действующих лиц в кино и в театре. Мне кажется, что я согласна с тем, что сказал Сергей Астахов по поводу того, что он достаточно четко определяет, в кого он стреляет. Это фигура, которая вообще сочетает, с одной стороны, поведение киллера, а с другой стороны, поведение рыцаря. Потому что то, что он делает, это ведь добро. Он помогает бедным, нищим
В. РАММ Обиженным.
Б. БОЙМЕРС Т.е. в этой роли брата, особенно в первой картине, все-таки сочетается два направления, которые, в общем-то, в сущности, существуют в русской идее. Стремление повышать себя в какой-то роли и взять закон в свои руки, а с другой стороны, человек, который сделает из себя какого-то мелкого человека, т.е. который помогает, который ходит по улицам и помогает нищим. Т.е. эти два полюса
В. РАММ Вертикаль и горизонталь.
Б. БОЙМЕРС они объединены.
С. АСТАХОВ Про Робин Гуда можно поговорить.
Б. БОЙМЕРС Да, про Робин Гуда можно поговорить. И на самом деле, мне кажется, почему фильм настолько вызывает и критику, и интерес? Потому что то, что он объединяет в себе, с одной стороны, это очень русские черты, а с другой стороны, это ведь очень похоже на того героя, которого мы видим в классическом вестерне.
Д. ДОНДУРЕЙ Но здесь есть еще один нюанс. Не случайно есть такая замечательная фраза в "Брате-2". Когда американка спрашивает: "Вы террористы?" Он отвечает: "Нет, мы русские". Т.е. он выводит как бы из этого обычного разведения, я согласен с Биргит по поводу того, что, в общем, не верит никто здесь в правосудие, в системы, в эти институты, и как бы человек своим собственным нравственным Это ужасно, на мой взгляд. Но это определенная защита для времени второй половины 90-х. Не случайно в "Связном" тоже криминальная история. Это еще фильм того времени.
К. ЛАРИНА Я еще хочу сказать к той теме, что Сережа не был профессиональным актером. У него была, мне кажется, просто какая-то собачья интуиция на форму, прежде всего. Потому что, понятно, что язык, сценарный язык "Брата", он очень литературен. Когда мы читаем диалоги или слушаем, прекрасно понимаем, что так в жизни не говорят. Но он так это освоил, он это в себя все внутрь разложил по полочкам, что из его уст
Д. ДОНДУРЕЙ Это еще и дар Балабанова, конечно.
К. ЛАРИНА Это удивление.
В. РАММ Это стало жизнью.
К. ЛАРИНА Мы просто про это говорили, вот буквально вчера, с Дуней Смирновой, которую обвинили в излишней литературности за фильм "Прогулка". Она как раз в этой связи вспомнила фильм "Брат" и "Брат-2". На что вот я ей ответила, что здесь еще, конечно, надо вспомнить, что Бордов сделал это. Он эту форму присвоил себе, он сделал ее естественной. Поэтому так доверяешь, поэтому ощущение абсолютного естества.
Д. ДОНДУРЕЙ Безусловно.
В. РАММ Но Бодров не только в "Брате" и "Брате-2" играл.
К. ЛАРИНА Очень мне нравится "Восток-Запад".
В. РАММ Да, вот я хотела сейчас вспомнить "Восток-Запад". И опять с Олегом Меньшиковым. И нельзя сказать о том, что Олег Меньшиков переиграл там всех. Бодров достойный ему конкурент. И та судьба мальчика, которую он сыграл в фильме, это совершенно другое. Это доказательство, мне кажется, того, что пусть у него не было актерского образования, профессионального, но его внутренний талант позволял ему уже играть и очень сложные, большие роли, не только та фигура, которая была задумана.
Д. ДОНДУРЕЙ Я хотел бы вывести тоже наш разговор с темы профессионализма. Дело в том, что не случайно та телепрограмма, телепроект, в котором он принимал участие, назывался "Последний герой". Я не знаю, говорить ли здесь это определение "последний", но то, что он был герой, это безусловно.
В. РАММ Он запомнился.
Д. ДОНДУРЕЙ Да, остальные, несмотря на звездность, остальных местоблюстителей этой роли, все-таки все запомнили, безусловно, Бодрова.
В. РАММ А во "Взгляде" какой он был естественный, когда телевизионным ведущим был.
Д. ДОНДУРЕЙ Я хочу сказать о том, что огромное количество людей, особенно молодых людей, постоянно нуждаются в героях. Люди не могут жить без героев, потому что герой это образец. И сегодня, в отличие, скажем, от Америки, мы не можем себе представить обычного актера в этой должности. Это должен быть персонаж, человек, личность, это должен быть человек, а уже потом Понимаете, вот умер, скажем, академик Лихачев, и не у кого спросить в стране, хоронить нам Николая Второго или не хоронить. Чтобы он сказал: да, Борис Николаевич, надо хоронить. Вот нет такого человека. Страна, во всех возрастах, особенно в молодежных, особенно в тех, кто хочет понимать ориентации, какие-то координаты, кто запутан в этой чудовищной политике, в непонимании кто, куда и зачем, что там происходит, какой-то человек, которому ты доверяешь, чьему такому этическому чувству ты доверяешь или просто жесту.
К. ЛАРИНА Безруков вам, пожалуйста, он сейчас на себя эту миссию берет с радостью, декларирует это, в том числе на радиостанции "Эхо Москвы".
Д. ДОНДУРЕЙ Нет, что бы там Безруков, или Волочкова, или Басков, или другие выдающиеся политики ни говорили об этом, ее нельзя занять.
В. РАММ Да, эту нишу нельзя занять.
Д. ДОНДУРЕЙ Ее нельзя занять, ты ее не можешь достать и выписать в политбюро любой партии, даже в Кремле. Это невозможно.
В. РАММ И никакие деньги не купят, никакие портреты.
Д. ДОНДУРЕЙ Ничего. Это миллионы людей, которые верят Сереже Бодрову-младшему. Верили и тому, как он говорит, и этой интонации скромной по своим стилевым психологическим нюансам, очень скромной, но такой точной, такой адекватной второй раз скажу духу времени, вот этому ожиданию, вот это потребности миллионов молодых людей, чтобы появился наконец, и появился, тоже очень важно, не на "Фабрике звезд".
К. ЛАРИНА Чтоб он не был внедрен.
В. РАММ У меня вопрос Сергею Астахову. Вот если заглянуть за кулисы съемок, это что было, множеством дублей достигалось, или это интуитивно, с первого дубля все это, или репетициями вот эта естественность, которая, вот кажется, поставил камеру, он вошел и все случилось.
С. АСТАХОВ Нет, меньше всего репетициями, потому что обычно даже на съемках фильмов этих у меня появилась такая фраза: пусть репетирует тот, кто не умеет. В данном случае все было достаточно органично и естественно. Я еще раз говорю, о том, что многие роли, по крайней мере в тех, в которых я как-то принимал участие в создании, в "Брате" первом, в "Войне", в "Брате" втором, они все-таки были сориентированы на него, безусловно. Безусловно, успех и привлекательность героя лежит из внутреннего обаяния Сережиного. Я уверен, я знаю, мы снимали один, максимум по каким-то причинам 2-3 дубля, но не больше. Это было естественно, это исходило
К. ЛАРИНА Я хочу назвать уже наших победителей, если так можно выразиться, тех людей, которые очень просят журнал "Искусство кино", из рук главного редактора принять, от Даниила Дондурея.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
К. ЛАРИНА На самом деле, желающий гораздо больше, но, увы, у нас сегодня только 5 экземпляров. Я думаю, что нам подкинет еще как-нибудь Даниил Борисович.
Д. ДОНДУРЕЙ Да, мы бы хотели, чтобы прочли все, кто хочет.
К. ЛАРИНА Вот в завершение уже я хотела бы еще одну телеграмму прочитать, от нашей слушательницы Татьяны, которая пишет нам: "Конечно, нельзя ничего доснимать после него, потому что остается какая-то надежда, что он вернется и будет работать". Татьяна, спасибо вам большое за это. И второе, опять же от Татьяны: "В его героях, и в "Брате", и в "Кавказском пленнике", у Сережи было внутреннее нравственное начало". Вот, собственно, мы этих слов не произносили, но вот спасибо Тане за то, что она подвела такой итог нашему разговору. Спасибо всем. Вита Рамм, Ксения Ларина, а также наши гости: Даниил Дондурей, Сергей Астахов и Биргит Боймерс. Я думаю, что отдельно надо встретиться с каждым, отдельные программы и с Биргит, и с Сергеем, а уж Даниил Борисович вообще обязан придти. Спасибо вам.
В. РАММ Спасибо всем.