Купить мерч «Эха»:

Тема: "Наше кино за границей; итоги 60-го Международного фестиваля в Венеции". - Петр Шепотинник, Диляра Тасбулатова - 25-й кадр - 2003-09-14

14.09.2003

14 сентября 2003 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Петр Шепотинник автор и ведущий программы "Кинескоп", Диляра Тасбулатова кинообозреватель журнала "Итоги"

Эфир ведет Ксения Ларина

К. ЛАРИНА Мы начинаем программу "25-й кадр", сегодня у нас в гостях Петр Шепотинник, Петя, здравствуйте. Автор и ведущий программы "Кинескоп". И Диляра Тасбулатова, кинообозреватель журнала "Итоги" Диля, здравствуйте. По традиции наши титры.

В. РАММ Петр Георгиевич Шепотинник, родился в семье режиссера дубляжа киностудии им. М. Горького. В 1978 году окончил киноведческий факультет ВГИКа, Всесоюзного государственного института кинематографии. Преподавал во ВГИКе, с 1991 по 1993 год был автором программы "Медиа", это "Команда-2" телеканала "Россия". С 1991 по 1994 год работал зав. отделом журнала "Искусство кино", с февраля 1994 года автор, ведущий, режиссер и продюсер программы "Кинескоп". Обладатель такого множества наград международных и российских за киноведческую и киножурналистскую деятельность, я скажу только "Золотой Овен" это 1997 год, в 1999 году профессиональная кинопублика его назвала журналистом года за программу "Кинескоп", а дальше просто неисчислимое множество. В июле 1999 года вошел в состав отборочной комиссии московского международного кинофестиваля, и является составителем внеконкурсной программы "8 с половиной". Очень рейтинговой программы во время Московского фестиваля. Режиссер киноверсии спектакля Олега Меньшикова "Горе от ума".

К. ЛАРИНА Молодец.

В. РАММ И кассеты продаются страшно дорогие

К. ЛАРИНА - А личные данные, женат, дети?

В. РАММ Сказали оставить за титрами.

К. ЛАРИНА - Свободен, понятно. Мое сердце свободно. Диляра Тасбулатова кинообозреватель журнала "Итоги". Здесь короткая биография.

В. РАММ Диля очень строго подошла, я готова была расписать очень много, но она настолько пунктирно подошла к своей биографии, сказала, что это не надо, это не надо.

К. ЛАРИНА - Хорошо, то, что оставила Диля окончила ВГИК в 1984 году. Мастерская профессора Ростислава Юренева, правильно я ставлю ударение? Работала редактором на ОРТ в журнале "Огонек" зав. отделом масс-медиа "Новой газеты". Обладатель звания "Критик года" за 2000 год, обладатель профессиональной премии "лучший киножурналист России" за 2002 год. А говорите ничего нет. Полно, Диля. Мы сегодня будем говорить про наше кино, которое там показывают и кто-то его смотрит. Как говорил Гоголь, самая короткая рецензия на книгу - вот книга, наверное, есть у нее и читатель. Я просто хотела с вами поделиться, тут затесалась телеграмма, чтобы вы поняли, на что настроены наши странные слушатели, Петя, вы оцените по достоинству. "Давеча побывал на "Мастере", на Юго-Западе и пришел к выводу, что все мистические группировки, группа Воланда, из фильма "Матрица", из фильма "Люди Икс", похожи друг на друга. Всегда есть женщина и остальные тоже похожи". У нас есть подарки сегодня. Давайте так сделаем, зададим вопрос, какая организация кинокритиков работает почти на каждом международном кинофестивале, награда этой организации является одной из самых почетных. Ответьте на этот вопрос на наш пейджер 961-22-22 абонент "Эхо Москвы" и за правильный ответ вы получите книгу Александр Борщаговского "Пустотелый монолит" от издательства "Миг" и книгу Майи Туровской "Blow up или герой безгеройного времени-2". У нас шесть экземпляров книг. Так что вы можете смело отправлять свои ответы.

В. РАММ Я хочу сказать, что наши гости сразу написали для себя ответы, наверное, рассчитывают на книжку. Книжки замечательные.

П. ШЕПОТИННИК - Я так понимаю, это переиздание старых ее работ.

В. РАММ Нет, это новые.

К. ЛАРИНА Там есть и старые вещи.

В. РАММ Но они подобраны концептуально для нового времени, о новом кино, театре.

П. ШЕПОТИННИК - С удовольствием бы выиграл. Я даже начал бы разговор именно с того, что это таинственная организация.

К. ЛАРИНА - Масонская.

П. ШЕПОТИННИК Кстати она похожа, я сам в ней состоял и даже был в жюри. Она присудила приз фильму, который не получил других официальных призов, и эта картина, я так понимаю в основном будем говорить о Венецианском фестивале, где мы только что побывали, является очень симптоматичной картиной, режиссера Цай Мин Ляна. Вы упомянули про программу "8 с половиной", когда в первом нашем выпуске этой программы в 1999 году был его фильм "Дыра". В этом году эта организация присудила приз именно его новой картине под названием "Прощай, пристанище "Дракона". И эта картина, которая могла бы подвести жирную черту под нашим разговором, потому что она о конце кино, о том, что зритель уходит из кинозала. И можно сказать, рискованный, похожий на черный квадрат аналог в живописи кадр, где камера в смятении и страхе сморит на абсолютно пустой кинозал, где не сидит ни один человек. В течение двух минут, хотя мой коллега посчитал 97 секунд, мы смотрим на пустой зал, куда просто никто не приходит. Это место, куда приходят какие-то проститутки, назначают себе свидание, громко жуют

К. ЛАРИНА - Во время фильма пустой зал?

П. ШЕПОТИННИК Да, и вдруг мы видим такую вещь сидит в этом зале человек и начинает плакать. Мы не понимаем, кто это. Оказывается, этот человек пришел смотреть себя самого. Когда-то в 60-70-е годы он был супергероем и на экране идет фильм яркой анилиновой красно-черной пленкой, и он понимает, что он уже никому не нужен и единственный человек, который может этому сочувствовать и переживать, это он. И после этого этот зал закрывают. Это очень горькая тонкая, полная остроумия и замечательных кусков

Д. ТАСБУЛАТОВА - Но заметь, Петя, несмотря на это ведь Цай Мин Лян шел к финалу, все думали, что он получит "Золотого льва", а получил Андрей Звягинцев.

В. РАММ Причем с названием "Возвращение".

Д. ТАСБУЛАТОВА - Причем о конце кино киноманы старой закалки говорят уже сколько лет. Они говорят, что пик кино, когда был великолепный блестящий Каннский фестиваль, где сражались, по-моему, Куросава, Феллини, бог знает кто, невозможно было выбрать никого. Одни говорят пик кино был в 1958 году, в 1959 кино уже умерло. Другие говорят до 1970 можно продолжить и каждый год кино хоронят.

В. РАММ Ромм писал о том, что театра не будет, потому что есть кино.

П. ШЕПОТИННИК Я присутствовал при

Д. ТАСБУЛАТОВА - Конец кино.

П. ШЕПОТИННИК Венецианском фестивале. Вообще при конце кино присутствую каждый год. Конец кино, во всяком случае, у нас в стране сейчас говорят золотой советский период. Я случайно открыл репертуар 1986 года, вы себе не представляете, что там

В. РАММ Но 1986 год уже был кризис.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Это пик маразма был.

П. ШЕПОТИННИК Там просто нечего было смотреть, не представляю, что мы смотрели. Так вот, в 1991 году получил фильм "Урга" Никиты Сергеевича Михалкова, я при этом присутствовал, было невероятно тоже волнующий момент, и именно на том фестивале конкурс был фантастический. Там был Иштван Сабо, Деррек Джармен, там был Годар, там был показ одного из фильмов Питера Гринуэя, по-моему, "Книги Просперо". И так далее. Сейчас для нас это кажется шедеврами, которые

В. РАММ Остались в истории.

П. ШЕПОТИННИК Они все остались в истории. Победил Никита, потому что в этой картине была какая-то совершенно особая нота, может быть паневроазиатская нота, не знаю, как ее назвать, которая никем была не увидена, не почувствована. Поэтому повторяю, мы хороним кино довольно часто.

К. ЛАРИНА - Мы начали с такой странной ноты. Она мне не очень нравится. Еще впереди 40 минут разговора, а мы уже все похоронили.

Д. ТАСБУЛАТОВА Действительно любопытную вещь Петя сказал, что когда победил Михалков, конкурс был сильный. А сейчас, когда победил Звягинцев, кино не было 10 лет, целое потерянное поколение кинематографистов. Ребята рыдали с дипломом ВГИКа, спивались, и вдруг держит в руках двух "Золотых львов".

В. РАММ Притом без ВГИКа, без режиссерского образования.

К. ЛАРИНА - Знаете, что мне интересно, действительно ли так встречали фильм, как о нем говорили?

П. ШЕПОТИННИК Я не присутствовал на официальной премьере, потому что журналисты смотрят фильм утром, я правда, раньше его смотрел, во-первых, я видел реакцию журналистов, ко мне подходила масса людей, это касалось не только фильма Звягинцева, там был еще другой фильм. И они говорят, что у вас происходит с кино, это настоящий взрыв, теперь уже мода на российские кинодебюты, я знаю одного человека, который связан с другими фестивалями, говорит, что мы обязательно должны два дебюта российских, почему-то именно дебюты, я даже побаиваюсь за наших режиссеров, которые повзрослее и у которых позже сняты очень хорошие картины.

В. РАММ - Петь, сейчас начнется в Сан-Себастьяне конкурс дебютов.

П. ШЕПОТИННИК - Я не знаю, как Гена справится со своим недугом, потому что он находится в больнице, но в среду он выходит из больницы.

К. ЛАРИНА - Диля, а вы были на премьере?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Это действительно была 15-минутная овация, смотрели вдохновенно.

В. РАММ Зал дышал вместе с фильмом.

К. ЛАРИНА Мне интересно, что за публика собирается на конкурсные фильмы

Д. ТАСБУЛАТОВА - Собираются журналисты итальянские, потому что приезжают в Венецию со всей Италии, и другие западные журналисты

К. ЛАРИНА - Профессиональная публика.

В. РАММ Которых удивить очень трудно.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Мне нравится, как итальянцы реагируют, они живые, они либо кричат, либо свистят, либо наоборот они в восторге.

К. ЛАРИНА - Как этот фильм они смотрели?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Смотрели так, я еще опасалась, когда я его первый раз смотрела в Москве, другая культура, никогда не знаешь, как будут реагировать. И смотрели волнами, как нужно смотреть. Когда там случилась трагедия, был такой вздох. То есть абсолютно была аутентичная реакция.

К. ЛАРИНА - И дальше, встали и аплодировали?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Да, аплодисменты продолжались, ребята с REN-TV засекли специально время, 15 минут. Ни у одного фильма Венецианского конкурса и других параллельных конкурсов такой реакции не было.

П. ШЕПОТИННИК - Последний раз я видел такую овацию после короткометражного фрагмента из фильма "11 сентября", который сделал Кен Лоуч, это было в прошлом году.

В. РАММ Когда чилийский музыкант напоминает Америке яростно о том, что у нас было свое 11 сентября в 1973 году, яростная новелла, монолог.

К. ЛАРИНА - После новостей мы будем подробней говорить о фильме "Возвращение", который, к сожалению, пока еще никто их наших слушателей не видел, потому что он был показан только для прессы, но в октябре вроде обещали нам его в прокате показать. Я тоже фильма не видела, но сейчас буду вместе с нашими слушателями слушать вас, уважаемые друзья. После новостей мы продолжим нашу программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА Я могу назвать ту самую тайную организацию, которая присуждает награды на международных фестивалях. ФИПРЕССИ. Международная федерация кинопрессы, которая организована в 1930-м году с целью пропаганды киноискусства.

В. РАММ - Я думаю, если надо напомнить, что Александр Борщаговский автор сценария "Три тополя на Плющихе", "Дамский портной". А эта книга "Пустотелый монолит" время действия 40-50-е годы в Москве и литературный, театральный, киношный бомонд.

К. ЛАРИНА - Давайте мы вернемся к "Возвращению". Мне бы хотелось понять, в чем главное завоевание этого фильма, почему он произвел такое впечатление на зрителей. Действительно ли это какой-то поворот или возращение, Петь, ваше мнение.

В. РАММ Я хочу добавить, что я прочитала в одной газете версию, что не зря Путин с Берлускони перед Венецианским фестивалем встречался, представляете.

П. ШЕПОТИННИК - Что касается Берлускони, то довольно у него сложное отношение с Венецианским фестивалем, но я думаю, что прямое воздействие на жюри вряд ли имеет, это очень независимый фестиваль, как и любой другой.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Почему, Петя он давил на жюри, чтобы дали Марко Белоккьо, это известная история.

П. ШЕПОТИННИК Тебе известная?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Всем известная, это распространено везде. Он разозлился и уехал, что его не послушались.

П. ШЕПОТИННИК Между прочим, Белоккьо является леворадикалом и он точно также мог не нравиться

Д. ТАСБУЛАТОВА - Белоккьо, несмотря на то, что является левым радикалом

К. ЛАРИНА - До "Возвращения" мы так и не дойдем, я чувствую.

Д. ТАСБУЛАТОВА - А господин Берлускони является несколько склоненным к фашизму, тем не менее, он очень хотел, чтоб победил итальянский фильм, и весь день СМИ Италии в день закрытия 6-го говорили о том, что победит "Доброе утро, ночь".

П. ШЕПОТИННИК Я не заметил явно выраженных признаков идеологической борьбы, эта картина подкупила своей простотой, прозрачностью, интеллигентностью.

К. ЛАРИНА - Она профессиональная?

П. ШЕПОТИННИК Она очень профессиональная. Мне кажется, что у нового поколения уже генетически существует профессионализм. Просто в самой структуре творческого процесса. Там в такой степени ни к чему нельзя придраться с этой точки зрения, там безукоризненная операторская работа. Причем, найдено какое-то совершенно особое окружение, наполнение кадра, которое, честно говоря, мало у кого видел. К ним можно предъявлять претензии по части драматургии, такая легкая излишняя таинственность присутствует в сюжете, но я сразу вошел в очень близкий человеческий контакт. Между прочим, еще и потому что мне показался сам режиссер очень симпатичным человеком. С ним можно разговаривать, обсуждать, он совершенно не был готов, мне кажется к этому, и мне кажется, он достойно перенесет эту собственную победу, он сделает для себя выводы. Кстати, я видел фильм, который он делал на REN-TV, потому что я в ТЭФИ

В. РАММ - "Черная комната".

П. ШЕПОТИННИК Да, очень интересная картина, я тогда сказал, что я видел, что там присутствует режиссер. Но я представить себе не мог, что он так долго, так болезненно будет вынашивать этот проект. Это по-настоящему выношенный проект.

В. РАММ - Петя, если бы не было продюсера, согласись, что в нашем новом кино в рыночных условиях очень важно для такого режиссера, тем более дебютанта иметь такое крыло, такой фундамент.

К. ЛАРИНА - Давайте назовем этого человека.

В. РАММ Лесневский заслуживает высочайших похвал. И я повторяла, и буду повторять, что чем больше будет таких продюсеров в нашем кино, тем будет нам проще. В одиночестве фигуры Сельянова уже есть шанс, что Лесневский не будет ковать эти фигурки, а будет просто работать в кино. А там уже как сложится, фестиваль это игра.

П. ШЕПОТИННИК Я считаю, что Елена Яцура, если уж говорить о продюсерских вкладах, тоже сделала очень много для появления фильма Алексея Германа-младшего на этом фестивале. Этот фильм шел, что называется спина спиной

К. ЛАРИНА - Он в другом конкурсе шел?

П. ШЕПОТИННИК Он был в конкурсе дебютов, то есть дебюты изымаются из всех конкурсов, для того, чтобы подвести итог, какой дебют лучше. Там был, кстати, единственный дебют в конкурсе, единственный фильм "Возвращение". Но не существует отдельного конкурса, а здесь несколько разных программ. Он был в программе "Новые территории", и очень многие люди потом подходили ко мне и говорили, что это настоящее явление и там есть какие-то генетические опять же заимствования, может быть, стилистические, у отца, но при этом самостоятельная работа сделанная безукоризненно.

К. ЛАРИНА - Как называется фильм?

П. ШЕПОТИННИК - "Последний поезд", кстати, и фильм "Нефть" Мурада Ибрагимбекова, маленькая пятиминутка. Но очень выразительная. Я специально посмотрел все короткометражные картины, там отдельная программа была, и эта картина очень выделялась на этом фоне.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Тоже получил "Серебряного льва".

П. ШЕПОТИННИК То есть мы получили ту же самую награду, которую получила в прошлом году Ира Евтеева за фильм "Клоун", а в этом году сразу три награды приехали к нам в Россию, чему я безумно рад.

К. ЛАРИНА - Но у меня к вам такой вопрос, поскольку я слежу отсюда из бункера за тем, что происходит в мире, в том числе в Венеции на фестивале. Объясните мне, почему так много сравнительных статей было с Тарковским "Иваново детство"? Только ли потому, что там герои-подростки, то ли потому что когда-то "Иваново детство" тоже взял приз в Венеции? Или есть еще какие-то внутренние связи с "Возвращением?"

Д. ТАСБУЛАТОВА - Мне кажется, что есть какие-то связи в том смысле, что Андрею Звягинцеву удалось влить новое молодое вино в старые мехи. Ему удалось это пространство показать, как Плахов написал, что это "не пошлая русская ширь", а действительно метафизическое пространство. Я когда брала интервью у Андрея, мы с ним говорили о том, что только Тарковскому удается держать кадр одну минуту. И он говорил об этом, что первые 20 секунд зритель терпит, следующие 20 секунд он раздражается, но если он перетерпит 40 секунд, то в следующие 20 секунд появляется новое качество.

В. РАММ Но для этого надо найти такой кадр.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Да, это не каждый Как говорит Косаковский, ему легко снимать, он поднимает камеру, ставит на подоконник. Если я сниму, скажем, на видео свадьбу своей подружки, это не будут смотреть. И это удается Андрею Звягинцеву. Причем первые 20 минут мне показалось немножко Но потом вошел как-то в это все и каждый пейзаж не казался перебивкой, он в интервью говорил никаких перебивок.

В. РАММ Он четвертый член персонажей, равносильное равностепенное действующее лицо. Природа несет опасность

Д. ТАСБУЛАТОВА - Да, кадр все время на два ребенка и отец.

В. РАММ А потом появляется природа.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Все время какое-то новое качество метафизическое. Трагизм вырастает.

К. ЛАРИНА - Смотреть интересно это кино?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Смотреть очень интересно. Как триллер. Очень интересно.

П. ШЕПОТИННИК И, конечно, то, чего он добивается от своих актеров и взрослых Константин Лавроненко и Наталья Вдовина и ребята, один из них к сожалению

В. РАММ Кстати, какая актриса Вдовина, какое лицо. Мы говорим о том, что нет актрис за 30.

К. ЛАРИНА - Она уже массу театральных призов получила.

В. РАММ - Но в кино это лицо просто открытие. Несколько крупных планов и судьба.

П. ШЕПОТИННИК Ребята замечательные и Добронравов маленький мальчик и Володя Гарин, с которым произошла трагедия.

К. ЛАРИНА - Как они это все скрыли?

П. ШЕПОТИННИК Я не знаю, мне сложно говорить.

К. ЛАРИНА - Я представлю, какой-то манок страшный для журналистов сделать пиар-акцию.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Поэтому они этого и не делали.

К. ЛАРИНА - Давайте еще раз скажем для тех, кто, может быть, не знает, что случилась трагедия на этом фильме.

В. РАММ - Через год, за 2 месяца до начала Венецианского фестиваля главный герой утонул недалеко от тех мест, где шли съемки.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Причем мистическая история, день в день окончания съемок.

В. РАММ Но через год. Поэтому даже окончательного варианта фильма Владимир Гарин не увидел. Талантливейший мальчик.

К. ЛАРИНА - А, правда, что он изменил финал в связи с этим обстоятельством или это уже легенда?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Нет. Я знаю, что этот финал пришел к нему не в связи с гибелью мальчика. У него, правда, были какие-то варианты финала, но он решил, что такой финал Мы же не можем говорить о финале, так поступить со слушателями

К. ЛАРИНА - Но это же не детективный роман. Какой там финал, скажите.

П. ШЕПОТИННИК Все-таки лучше об этом рассказал бы сам режиссер.

В. РАММ Он у нас рассказывал.

П. ШЕПОТИННИК Как раз в сторону психологического уточнения и насыщения этой картины. Там очень много было жанровых моментов. Он от них избавлялся. Эта картина очень интересна такой строгостью.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Она строгая, цельная.

К. ЛАРИНА - У меня обобщающий вопрос что сегодня побеждает, что интересно, какое-то профессиональное кинематографическое воплощение образное, либо темы, как это часто бывает?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Ксения, да много, наверное, побеждает и кино тем и хорошо, что в нем много всяких аспектов. Иногда побеждает кино о кино

К. ЛАРИНА Все равно существует некая мода, может быть не так четко сформулирована

В. РАММ - Было мода азиатская, иранская мода.

Д. ТАСБУЛАТОВА Я, за что люблю эти большие европейские фестивали, что они на ходу формируют моду. Сначала один такой дискурс, а потом во время фестиваля начинается такая игра интересная.

П. ШЕПОТИННИК - Это очень опасная вещь. Знаете, у Маршака было такое стихотворение: "Ты старомоден, вот расплата за то, что в моде был когда-то". Именно поэтому нет очень многих кинематографий, потому что чересчур

В. РАММ - Все кинулись говорить, что без Махмальбафа и его семейства фестиваль не фестиваль. То наши пишут ой, Россия вышла из моды, нас не приглашают на фестивали.

Д. ТАСБУЛАТОВА - А потом вдруг появляется какая-то новая фигура. Вот австриец Ульрих Зайдель появился два года назад.

П. ШЕПОТИННИК Немножко раньше.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Раньше как документалист, а появился в основном конкурсе Венецианского фестиваля с картиной "Собачья жара". И в этом году он показал очень интересную картину, правда она была на кинорынке.

П. ШЕПОТИННИК Она была в Локарно.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Да, тут тоже открытие.

В. РАММ То есть фестиваль должен выполнять эту функцию - делать открытия, открытия имен. Большой маркетинговый процесс, в котором фестиваль играет ключевую роль. Все-таки фестиваль это много профессиональной публики, жюри, конкурс, типа олимпийских игр. Но допустим, открытие есть, а фестиваль, жюри не заметило, а кино потом набирает Это было с "Хрусталев, машину!" на Каннском фестивале, через год фильм попадает в список 50 лучших картин всего мира, а Каннский фестиваль ее не заметил, затоптал, потом извинялись То есть все равно уповать на фестиваль, когда хорошо, то можно, а когда плохо

Д. ТАСБУЛАТОВА - Конечно, фестиваль может не заметить гениальную картину. Такая история вышла на Каннском фестивале с победой "Пианиста", и не победил Аки Каурисмяки.

В. РАММ - Мне тоже очень нравится "Пианист".

Д. ТАСБУЛАТОВА - Но все-таки "Человек без прошлого" покруче

В. РАММ Я к чему веду свой вопрос, я хочу спросить, возможно ли на фестивале действительно вдумчиво смотреть кино, когда сеансы идут одновременно или с разрывом в 15-20 минут, когда там посмотрел 15 минут, сложил примитивное приблизительное впечатление, потом побежал в другой зал, а потом делаешь выводы. И совсем другое отношение к фильму, когда спокойно ты общаешься без фестивальной суеты с начала до конца с фильмом. Как здесь найти ту точку, от которой можно

П. ШЕПОТИННИК - Я люблю фестивали тем, что они меня отвлекают от реального мира. Я нахожусь только в кинозале, у меня не звонит телефон дома.

В. РАММ А то, что суета

Д. ТАСБУЛАТОВА - Такая концентрация энергии, ты живешь какой-то другой жизнью, эти 10 дней ты смотришь все мировые достижения, может быть не самые великие, и у тебя складывается концепция, картинка мира. По-моему ужасно интересно.

К. ЛАРИНА - Вопрос от наших слушателей. Они вас слушают-слушают и в полном ужасе. Николай пишет: "Научите уже, наконец, как надо смотреть кино, по каким параметрам надо оценивать то, что идет на экране".

П. ШЕПОТИННИК Ну как смотреть? Надо, во-первых, забыть, что такое попкорн, стараться, чтобы просмотр не сопровождался наушниками, в которых человек слушает музыку. Феллини помню, когда-то рассказывал, что его зритель исчез из кинозала, потому что один раз увидел, как смотрят фильм "Интервью". У человека наушники, роликовые коньки на ногах и он съедает килограмм попкорна. Стараться относиться к этому так же серьезно как ты относишься к самому себе, а не как к развлечению и тогда и кино выживет, вы поможете кинематографу своим собственным вниманием. Это очень важно. Мне кажется, такое везде существует, и как раз фестивали интересны тем, что оказывается, этого зрителя очень много и такие фильмы смотрят в невероятной тишине, они очень точно реагируют. Может быть, итальянская публика более экспансивная, чем какая-либо другая, безусловно, потому что они освистать могут в одну секунду, такие примеры видели, в том числе на Венецианском фестивале в этом году. Было несколько картин освистано. Мало того, там даже существует специальный приз на худший фильм. И каждый человек имеет право на бумажке написать свое мнение о худшем фильме и повесить его на специальной доске. И потом в конце появляется антирейтинг.

К. ЛАРИНА - И что с этим фильмом делают потом?

П. ШЕПОТИННИК Ничего не делают.

В. РАММ - Тоже реклама.

П. ШЕПОТИННИК - Но это проявление демократии и тут же на открытой площадке идет прямой эфир как наш, несколько кинокритиков обсуждают только что увиденные фильмы. Причем это все выносится на обозрение всех желающих. Слава богу, там погода была подходящая для этого, и все слушали, как лучшие кинокритики обмениваются своими впечатлениями.

В. РАММ И какой худший?

П. ШЕПОТИННИК Был такой фильм, я с него, честно говоря, ушел. Я редко ухожу с картин, он называется "Воображая Аргентину".

В. РАММ Писали, что там Бандерас очень круто страдает.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Очень смешной фильм, как мексиканский сериал.

П. ШЕПОТИННИК Это совсем плохой политический триллер Кристофера Хемптона, хотя это неплохой драматург. Поэтому это очень интересно, это настоящий фестиваль. Это схватка мнений, поэтому просто постарайтесь в чем-то себя по-особому настроить. Тогда вы поймете, наверное.

Д. ТАСБУЛАТОВА - А мне кажется, тут невозможно, например, когда человек книгу читает или фильм смотрит, то

К. ЛАРИНА - Очень интимный процесс

Д. ТАСБУЛАТОВА - Задействована вся психофизика, прошлое, что человек думает, понимает.

В. РАММ - Весь культурный багаж

Д. ТАСБУЛАТОВА - И не только, а багаж чувств. Видишь, как рядом с тобой человек не чувствует юмора Вуди Аллена, или видишь кайф, когда все чувствуют. Этому же не научишь. Мне кажется насилия не надо, но кто хочет, пусть смотрит, ведь фильмов очень много выходит в одном Голливуде.

К. ЛАРИНА А почему вы говорите, что этому не научишь? Нельзя разве научить чувству юмора, чувству вкуса?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Да мне кажется и не нужно. Хотя с другой стороны, мы идем к плоской культурной ситуации, не вертикальная, а плоская сейчас ситуация. Я не люблю, когда ругают Америку, я ее люблю и люблю ее культуру, но как-то все идет все-таки к упрощению, даже в монтаже.

П. ШЕПОТИННИК С одной стороны идет к прощению, а с другой стороны все эти свойства, эти нравоучения, которые я сейчас читаю, я стараюсь в себе не потерять. Это очень сложно на самом деле. Лишь бы это ощущение свежести сохранилось. В этом году я испытал чувство невероятного удивления на Венецианском фестивале, когда я посмотрел два фильма. Один фильм - Ларса фон Триера "Пять препятствий", кстати, очень интересный фильм, как психоаналитическая картина.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Садистский.

П. ШЕПОТИННИК Я не считаю его таким уж садистским. И второй фильм режиссера Гая Мэддена "Самая грустная музыка в мире", я считаю, что это просто шедевр. То, о чем мы сейчас говорили, изысканный профессионализм, каллиграфия, использование современных Там ничего этого нет, там все это разрушено специально, чтобы создать абсолютно условный стилизованный мир. Эта картина представляет собой стилизацию под кино начала 30-х годов, вроде не немое и вроде что-то слышно, что-то нет. Потрясающий совершенно фильм, в котором, кстати, абсолютно авангардистский проект, в котором приняли участие замечательные актрисы, которые с удовольствием там играют - Изабелла Росселлини и Мария де Медейрос. Или фильм, о котором я сказал, "Пять препятствий". Вообще фестиваль интересен, как перекличка кинематографических времен скажем, в фильме Бертолуччи, который мы увидели, он постоянно рефлексирует по поводу своей собственной кинематографической памяти. Делает это совершенно откровенно, он признается в любви в Бунюэлю, к Годару

Д. ТАСБУЛАТОВА - К 1968 году, к Мао.

П. ШЕПОТИННИК - Он даже имитирует некоторые кадры того же Годара, просто вставляет кусочки и тут же снимает точно такие же куски.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Все-таки давайте вернемся к тому, почему в таком огромном контексте, о котором мы говорим, почему действительно Андрей Звягинцев одержал такую блестящую победу.

П. ШЕПОТИННИК Мы же говорим не только конкурсе сейчас. Я перечисляю картины, которые не были в конкурсе. Ни Бертолуччи, ни Гай Мэдден. А в конкурсе, на мой взгляд, нет никакой натяжки.

Д. ТАСБУЛАТОВА - А может быть это новая интенция. Россия вплывает

К. ЛАРИНА - А вы знаете, что-то о тайнах обсуждения жюри, насколько это было единогласно решение.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Я знаю единственное, что очень хотели, чтобы победил Марко Беллокьо.

П. ШЕПОТИННИК Кстати, очень неплохая картина.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Но архаичная, согласись.

В. РАММ Скажите, по фильму Звягинцева, "Коктебелю", по фильму "Бумер", я беру только дебютантов, можно говорить о том, что этот год 2003, что эти дебютанты не одноразовое явление, что они сделали это и потом будут еще дальше?

Д. ТАСБУЛАТОВА - Мне кажется, школа уже появляется. Это и в "Коктебеле" видно, и в "Возвращении", что это кино не ученическое. Причем когда смотришь эти картины, то кажется что за их плечами огромная школа, что русская кинематография не останавливалась, а ведь она на 10 лет останавливалась.

В. РАММ То есть у нас очень часто даже старые мастера снимают так, как они привыкли снимать 30 лет назад и не сделали ни шага вперед. А здесь дебютанты без опыта

Д. ТАСБУЛАТОВА - Да, а все-таки мне кажется, может быть звучит очень патетично, но я так рада, хотя я не русская по национальности, но здесь живу, я патриот, вы будете смеяться, это слово имеет сейчас смешной оттенок. Мне кажется, что это огромные подсознательные процессы, что Россия начинает вписываться в мировой культурный контекст.

В. РАММ Современный.

К. ЛАРИНА Что мы сами ничего себе не испортили.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Испортили, не испортили, уже появляются такие фильмы как "Коктебель", "Возвращение".

К. ЛАРИНА Только бы их не поставили на поток.

Д. ТАСБУЛАТОВА - "Последний поезд", "Отец и сын" тоже завоевал престижную премию в Каннах. Это уже свидетельство какого-то здорового процесса. Свидетельство того, что не может огромная культурная страна остановиться на 30-40 лет. Как говорят, что во Франции произошла остановка культуры, культура-то есть, но у нее безразличие к культуре. Этого не может быть. Вот взрыв и во Франции, и в Италии. Сейчас мы говорим о России.

К. ЛАРИНА Культурный.

Д. ТАСБУЛАТОВА - Во Франции другая проблема, безразличие к культуре, культура-то великая там есть. Мне кажется это такой сложный симптом, неслучайный симптом.

К. ЛАРИНА У нас закончилась уже передача, потому что Вита Рамм еще очень хочет услышать певицу, которую она очень любит. Петр Шепотинник и Диля Тасбулатова у нас были в гостях. Жанна Агузарова завершает этот час на волнах "Эха Москвы". Угадали, конечно же, с первых звуков голоса, кто эта женщина, а программа "25-й кадр" завершается.

ПЕСНЯ