Купить мерч «Эха»:

Елена Санаева - Елена Санаева - 25-й кадр - 2003-07-20

20.07.2003

20 июля 2003 г.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Елена Санаева, Алексей Герман (по телефону).

Эфир ведут Ксения Ларина, Вита Рамм.

К. ЛАРИНА 13:17, начинается наша традиционная воскресная программа "25-й кадр", у микрофона Ксения Ларина, в студии Вита Рамм.

В. РАММ Добрый день всем.

К. ЛАРИНА И в гостях у нас сегодня Елена Санаева. Здравствуйте, Елена Всеволодовна.

Е. САНАЕВА Здравствуйте.

К. ЛАРИНА Напомню, что сегодня у нас замечательный день, мы сегодня отмечаем юбилей режиссера Алексея Германа. Я так скромно говорю режиссера, а на самом деле это

В. РАММ Выдающегося человека.

К. ЛАРИНА Человека, именно. Поэтому я вот сегодня говорили утром, когда анонсировала нашу передачу, что пройдут года, и мы будем гордиться, что мы жили в одну эпоху, в одно время с Алексеем Германом. Я думаю, что Елена Всеволодовна с нами согласится.

Е. САНАЕВА Да, мы как бы очень долго живем в эпоху Аллы Пугачевой

К. ЛАРИНА Есть приятные исключения.

Е. САНАЕВА Есть еще и другие ценности тоже. Может быть, потом будем говорить, что Герман это наше все.

К. ЛАРИНА Давайте, по традиции, наши титры. У нас сегодня получается два главных героя. Алексей Герман, с которым мы постараемся связаться во второй половине нашей программы по телефону, он сейчас в Петербурге, свой день рождения отмечать не желает, скажем вам прямо. Мы постараемся с ним связаться, если получится, то получится. И конечно же, наша гостья Елена Санаева.

В. РАММ Санаева Елена Всеволодовна актриса, заслуженная актриса РФ, дочь народного артиста Советского Союза Всеволода Санаева. Родилась в Куйбышеве, окончила ГИТИС, мастерская Михаила Царева, в кино с 67 года, первая роль Люся в фильме "Генерал Рахимов". В творческой биографии не один десяток ролей, в том числе и в картинах мужа, Ролана Быкова, можем вспомнить "Нос" Гоголя, "Чучело". Визитная карточка роль Лисы Алисы в фильме "Приключения Буратино". В рамках Фонд Ролана Быкова выпустила литературно-художественный альбом о жизни и творчестве супруга, "Жизнь на вырост". Автор документальных фильмов о режиссере Германе, "Трудно быть Германом" и "Герман, сын Германа", премьера состоится завтра на канале "Россия". Сын Павел Санаев писатель, автор книги "Похороните меня за плинтусом".

К. ЛАРИНА Я, кстати, еще одну роль вспомнила Елены Всеволодовны, которую я очень люблю, в фильме "Частная жизнь".

Е. САНАЕВА Да, хорошая роль.

К. ЛАРИНА Замечательная работа, вообще хорошее кино.

Е. САНАЕВА Юрия Райзмана.

К. ЛАРИНА Давайте теперь представим Алексея Юрьевича Германа. Выдающийся российский кинорежиссер, ну, как мы уже сказали, Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в Ленинграде, в семье писателя Юрия Германа. В 60-м году окончил ЛГИТМиК, где учился в мастерской известного режиссера Григория Козинцева, с 61 по 64 год работал у Георгия Товстоногова в ленинградском БДТ, в 64 пришел на студию "Ленфильм" и был вторым режиссером на фильме Венгерова "Рабочий поселок". В 67 году вместе с Ароновым поставил фильм "Седьмой спутник", который, кстати, был показан на канале "Культура" в ретроспективе Алексея Германа. Следующая картина Германа, снятая в 71-м, на экраны вышла лишь в 85-м, "Проверка на дорогах". Затем были "Двадцать дней без войны" по произведениям Симонова, "Мой друг Иван Лапшин", "Хрусталев, машину!", эта картина, по голосованию экспертов французского журнала Кае dе cimena, включена в список 50 лучших фильмов мира. Кроме того, Герман в сотрудничестве со своей женой, Светланой Кармалитой, пишет сценарии, а также сыграл несколько ролей в кино. 10 сентября 2002 года Алексей Герман принял решение о выходе из Союза кинематографистов России. По словам мастера, тем самым он выразил несогласие с политикой нынешнего руководство Союза, вместе с ним Союз покинула его жена, Светлана Кармалита. В настоящее время Алексей Герман продолжает работу над фильмов по книге братьев Стругацких "Трудно быть богом". "Трудно быть Германом", как сказала нам Елена Санаева. Елена Всеволодовна, у меня к вам такой вопрос, прямо первый. Почему мы говорим все-таки, помимо того, что выдающихся режиссер, выдающийся человек? Вот в чем человеческое достоинство этого человека?

Е. САНАЕВА Выдающаяся личность, да? Вы знаете, Фаина Георгиевна Раневская говорила, что талант, как прыщ, он вскакивает на любом лице, очень часто очень большая дистанция между тем, что представляет собой творец в книгах, на экране, допустим, и вот какие-то личностные качества. Я знаю, что наверняка, допустим, на "Ленфильме" очень много есть людей, режиссеров, которые его не любят, потому что они завидуют ему. За те деньги, которые он снимает уже столько лет свой фильм, они бы могли снять много фильмов. Но тем не менее снимаем Герман. К чести нашего правительства, они дают эти деньги Герману, потому что Герман один, их много Я вот делала поправки, которые мне дали на телевидении, они совершенно незначительные, там по звуку надо было выправить

К. ЛАРИНА По вашему фильму, да?

Е. САНАЕВА Да. И я была в шоке оттого, что на этой студии я не буду называть фамилию этого режиссера они занимаются 10-серийным фильмом,

это сериал. Ребята, которые монтировали этот фильм и озвучивали, т.е. занимаются постпродукцией, они в шоке, потому что актеры играют как ПТУшники, а сценарий вообще не принципиален, потому что они несут просто лабуду какую-то, которую потом уже, по ходу дела, потому что все-таки канва какая-то есть, записывают, актеры озвучивают этот текст. И то, что не будет совпадать артикуляция, это совершенно наплевать.

В. РАММ Т.е. абсолютно все приблизительно.

Е. САНАЕВА Абсолютно все приблизительно. Мы когда-то говорили, я помню, Зямочка Гердт сказал, вот все говорят комплекс неполноценности, комплекс неполноценности, да ничего подобного, сплошные комплексы полноценности. Художник настоящий, он сходит с ума, он не спит, он запивает, он в депрессии

В. РАММ Он пуговицу ищет, как Герман.

Е. САНАЕВА Он сходит с ума. А здесь можно снимать вот это "мыло" Но вы понимаете, что мыло-то нужно тоже варить, его нужно варить, чтобы им можно было вымыться, должна быть технология, должны быть знания. И у мыла столько вариантов, экологического, такого, сякого, а эти варят вредоносное "мыло" какое-то. И рядом с этими людьми Герман просто как мастодонт, как волнорез, который стоит вот говорил Солженицын, не стоит село без праведника вот существование в кинематографе, в искусстве, вообще в контексте времени и в контексте искусства существование Германа это и надежда, и укор, ну все. Вот сейчас ретроспектива его фильмов. Я их видела, я помню, я же смотрела "Двадцать дней без войны", я смотрела на премьере в Доме кино. И тогда немножко всех как-то коробило, зачем он взял Никулина. Ну хороший актер, все помнят его по "Когда деревья были большими", огромные выразительные глаза, но все-таки вот этот шлейф, "Пес Барбос", он как-то мешал немножко. Прошло время

В. РАММ И оказалось, что Герман прав.

Е. САНАЕВА И ты понимаешь, как он прав был. Потому что Никулин, который прошел всю войну от звонка до звонка, ему не надо было ничего играть, это в его клетках души и тела записано, этот опыт. И этот сутуловатый человек, с такой, в общем-то, не киношной и не особенно мужской-то внешностью, он абсолютно мужчина, он настоящий. И понятен выбор режиссера.

К. ЛАРИНА А Миронов в "Лапшине", да

Е. САНАЕВА Ну, конечно, открытие было Болтнева в "Лапшине"

В. РАММ Но и открытие Миронова было в "Лапшине", которого мы видели всегда другого

Е. САНАЕВА Несомненно. Он вроде бы какой-то не очень актерский режиссер, Герман, но это не так. Понимаете, в чем дело. Если говорить, допустим, о Тарковском, о его "Рублеве", величайшая картина, действительно, всех времен и народов. Я помню, что я смотрела ее четвертый раз по телевизору, я сидела одна, уже Ролана не было в живых, я сидела и плакала одна и думала боже мой, как же это так случилось, что надо было состариться, что только сейчас открылось для меня все величие художнического подвига Тарковского. Потому что, как Ролан, мне кажется, очень правильно говорил, что он сумел воссоздать вот это средневековье русское, он тогда не очень принимал, т.е. он любил, естественно, картину, но не очень принимал, ему казалось, что там мало юмора. Там есть юмор в картине, но он своеобразный довольно. Понимаете, львы, они стаями не ходят, они живут очень обособленно, эти художники, и очень ранимы, безумно ранимы. Поэтому вот то, что я сделала, как говорил один мой родственник, все нужно делать теплыми руками, при жизни, при жизни нужно любить и говорить, говорить, как они нужны, как они талантливы, как они необходимы. Мы же очень скупы все на любовь-то.

В. РАММ Да, только после смерти вдруг открываем

Е. САНАЕВА На ненависть мы все очень горазды. Вот то, что делает Герман, он низводит артиста иногда до реквизита, он доводит его до просто хроникального персонажа, он соскребает все с него. Он сказал мне страшную вещь про одного актера, он говорит ты понимаешь, у нас финский погреб на даче, я решил его очистить, в общем, мы там вытащили 30 лопат дерьма, вот так же примерно я с этого актера счищал. Наверное, этот актер даже сам до конца и не понимает, что с ним происходит

В. РАММ Какое счастье с ним.

Е. САНАЕВА Счастья никакого нет. Когда ты, например, как Леня Ярмольник, 40 месяцев отдаешь картине, ну, тут всяческие то денег не было, то ударили Алексея Германа по голове, он получил ушиб мозга, потом через некоторое время выяснилось, что у него воспаление легких, что у него полные легкие жидкости, откачивали эту жидкость, он умирал просто. Тем не менее все равно он один такой, ему дают деньги, он снимает, и группа преданная у него, люди работают истово, это вы увидите. Вот во второй части фильма, мне кажется, что она, в общем, такая У меня тетя посмотрела первую часть фильма и сказала ты знаешь, у меня ощущение, что я посмотрела полфильма, потому что ну хотела знать, кто мама, кто папа, жена, что, как, а ты вот Ну это да, съемочный процесс, но ведь от него же нельзя оторваться. Когда он смотрит в монитор, в котором играют актеры, это маленькая потому что там узко очень, в декорации, он не может туда втиснуться, там еле-еле камера проезжает. Он смотрит в монитор, в черно-белый, потому что картинка у него все равно перед глазами черно-белая, он верен черно-белому кино. И ты не можешь оторваться. Как он сам мне позвонил после картины, говорит ну что, Лен, ты знаешь, спасибо тебе, в общем, хорошо получилось, у тебя получается, вот если хочешь, я запущу с фильмом у себя в студии Может быть, он сказал под влиянием минуты, но все равно это дорого стоит. Я так помню, так помню, я до сих пор, может быть, даже и подвигло меня делать это то, что когда была передача по телевидению о Ролане, и делала ее я не хочу ее называть фамилию, она занималась дубляжом всю жизнь, эта женщина, режиссер дубляжа была, и так вот наскоро, сказали, у Быкова там юбилей, 60-летие, надо сделать передачу.

К. ЛАРИНА Сляпанная такая, да?

Е. САНАЕВА И она такая была, ну никакая. Я помню, он так расстраивался. Казалось бы, актер, которого столько людей любит, знает, 113 ролей в кино, ну чего тебе. Нет, все равно художнику важно, чтобы нашли какие-то слова, чтобы он был понят, его посыл душа, сердца, ума, чтоб это было как-то оценено и понято, не званиями, а какими-то словами, названными, ибо назвать имя врага это уже победить его, назвать имя любимого, назвать имя художника, друга это уже дать ему огромную какую-то подпорку в жизни. Он мне сказал ты понимаешь, ну что вот они сделали, ведь другого раза уже не будет, они не сделают. Я сделаю.

К. ЛАРИНА Елена Санаева у нас в гостях. Сейчас мы говорим о выдающемся режиссере Германе, вот Елена Санаева это выдающийся собеседник, просто потрясающий.

Е. САНАЕВА Спасибо.

К. ЛАРИНА Мы сейчас продолжим после новостей, короткая пауза. Надеюсь, что все-таки с Алексеем Юрьевичем свяжемся, чтобы он тоже вас услышал.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА Мы сегодня поздравляем Алексея Германа, уже здесь он у нас на связи, в телефонной трубке. В студии, напомню, Вита Рамм и наша гостья Елена Санаева. Алексей Юрьевич, здравствуйте, алло.

А. ГЕРМАН Здравствуйте, здравствуйте.

К. ЛАРИНА Мы вас поздравляем, во-первых.

А. ГЕРМАН Поздравлять в 65 лет довольно странное занятие.

К. ЛАРИНА Нет, все равно, как это, это главное занятие, в 65 надо поздравлять.

А. ГЕРМАН Допустим, 100 лет, уже опять можно поздравлять, потому что это ты дотянул. А так надо поздравлять лет до 35, а дальше, что это такое

К. ЛАРИНА Спасибо, что вы согласились принять участие в нашей передаче, хоть и по телефону. Я сейчас хочу передать слово Елене Всеволодовне Санаевой, она наверняка вам хочет сказать пару слов публично.

Е. САНАЕВА Свет души моей, я такой монолог держала перед тем, как ты взял

А. ГЕРМАН Что ты думаешь, он не работал. Я себя чувствовал как Сталин.

В. РАММ А вы слышали, Алексей Юрьевич?

А. ГЕРМАН Я прохаживался по квартире, то телевизор, то радио. Даже когда что-то там освещали последние известия, я как-то раздражался, ну почему не про меня. Я понял Ким Ир Сена, Ким Чен Ира, где только про них и показывают.

Е. САНАЕВА Лешенька, я тебе на всю страну, для тех, кто может это слышать, но главным образом для тебя хочу сказать, что я тебе желаю, конечно, здоровья, я тебе желаю допереть картину. Ты, действительно, наверное, будет какое-то время, когда будут говорить, что Герман наше все. Ты надежда очень многих людей

А. ГЕРМАН Наше все не надо. Потому что когда-то Хейфиц и художники Капланы делали макет могилы папы. На этом макете было написано название его последнего романа "Я отвечаю за все". И ликующая мама мне, стало быть, это показала. Я, ни слова не говоря, пошел, позвонил Иосифу Ефимовичу, говорю, Иосиф Ефимович, вы член партии, я не знаю, с 26 года, будьте добры, заберите от меня эту гадость. Он говорит Леша, как ты со мной разговариваешь? Я говорю да, я не хочу, чтобы все кладбище, все бомжи, все несчастные люди говорили, пойдем пописываем, там лежит дед, который за весь этот бардак отвечает.

Е. САНАЕВА Я это все сняла, между прочим. И это в третьей части, дай бог, моего фильма, будет, обязательно.

А. ГЕРМАН А нас сейчас записывают?

К. ЛАРИНА Мы в прямом эфире.

Е. САНАЕВА Мы с тобой в прямом эфире, нас все слышат.

А. ГЕРМАН Этот момент нам удалось избежать. До сих пор, а особенно когда перестройка началась, то что бы было с могилой моего папы, я и так ее забетонировал всю.

Е. САНАЕВА Лешенька, давай не о могиле, давай о жизни. Ты помнишь, что я тебе в тот день рождения, когда тебя снимала, пожелала тебе, чтоб как можно чаще было солнце над твоей головой.

А. ГЕРМАН Ну и дожелалась. Такая жара, что не продохнуть.

Е. САНАЕВА Ничего, у тебя ведь там кондиционер сейчас.

А. ГЕРМАН Ну да, но ведь я не могу под кондиционером с тобой разговаривать, потому что он шипит, шумит. Поэтому я без кондиционера, но солнце над головой, я бы сказал сколько, но я не могу, потому что это нецензурно.

Е. САНАЕВА Лешечка, любимый, золотой, я желаю тебе, чтобы ты все-таки пропер эту картину, чтоб у тебя не опускались руки, чтобы мы отметили премьеру этого фильма, я, наверное, впервые в жизни напьюсь просто, напьюсь от радости, что все это свершилось.

К. ЛАРИНА Что все это кончилось.

А. ГЕРМАН Ты знаешь, Лена, мне, в общем, с немногими людьми повелось как-то подружиться, в том числе ты. Это я же тебе первый устроил скандал, почему ты перестала звонить, как только перестала снимать. А сейчас только что позвонил Леня Ярмольник из Минска, с которым мы были, в общем, в полуссоре, и я ему сказал, что я младшему Тодоровскому заплатил большие деньги, чтоб тот сделал так, чтоб на Леньку упал кусок декорации, не смертельно

К. ЛАРИНА А он там где-нибудь снимается что ли, Алексей Юрьевич.

В. РАММ У Тодоровского.

Е. САНАЕВА Как же он будет у тебя тогда махать мечом дальше?

А. ГЕРМАН Нет, не сильно, но чтоб

Е. САНАЕВА Чтоб прижало немножко.

А. ГЕРМАН Потому что он все время на мою группу кричит, а я же все-таки режиссер, я же не должен, чтобы мои

Е. САНАЕВА Котик любимый, как называет тебя твоя дорогая Светочка, он отдал тебе 40 месяцев своей жизни и ходил в этой бороде

А. ГЕРМАН Ну не только мне, не только мне.

Е. САНАЕВА Только тебе, в искусстве только тебе.

А. ГЕРМАН Пускай он Ксюше вкручивает, что он отдал мне 40 месяцев своей жизни. Нет, это совсем не так. Ну ничего, может, у него роль будет хорошая зато.

Е. САНАЕВА Роль будет хорошая, у тебя плохих ролей не бывает.

А. ГЕРМАН Так а если будет хорошая роль, так не жалко и всю жизнь отдать.

В. РАММ Алексей Юрьевич, а вот из всех поздравлений, которые были за последние дни

К. ЛАРИНА Еще сегодня будут.

В. РАММ Еще будут. Какое для вас самое неожиданное было, может быть, сегодня или вчера.

А. ГЕРМАН Не скажу.

К. ЛАРИНА А президент звонил?

А. ГЕРМАН Нет, ну звонил, звонил президент, ты что, с ума сошла, я кто такой, чтоб мне звонил президент.

К. ЛАРИНА Ну телеграмму прислал?

А. ГЕРМАН Телеграмму прислал.

К. ЛАРИНА Вот вам приятно?

А. ГЕРМАН И там он написал, что я лучше режиссер, чем Михалков.

К. ЛАРИНА А вообще, если серьезно, вам важны вот такие знаки внимания от власти, не важно какой.

А. ГЕРМАН Ведь, понимаешь, вы такая, либеральная станция, вам надо сказать нет, не важны, мне наплевать. Важны, конечно. Работать после этого лучше, работать после этого легче.

Е. САНАЕВА Легче двери открываются.

А. ГЕРМАН Конечно, если бы мне Сталин прислал телеграмму, это в свое время несколько облегчило бы жизнь. Хотя он мог прислать сегодня телеграмму, завтра чекиста. Но известный же случай с Донским, которого вызвали к Сталину, Сталин его поблагодарил за картину, пожал ему руку, передал привет супруге, а потом его тут же вызвали в Госкино, где сидела мрачная коллегия, которая ничего этого не знала почему-то, сказали, что фильм надо переделать, фильм плохой и антисоветский. И Донской залез на стол, снял штаны и всем показал голый зад. Существует момент счастья тоже.

В. РАММ А какой момент счастья вы можете вспомнить, Алексей Юрьевич?

А. ГЕРМАН Только в детстве. В детстве еще чего-то, как-то, а сейчас какой момент счастья, ну что у меня сейчас за счастье. Мне надо снимать картину. Как ее снимать трудно. Потом ее надо собирать, собирать ее почти невозможно. И потом надо, чтобы она получилась хорошая, потому что позор, когда старичок снял картину. Как написал Алик Мартыненко, он умер, "если Герман снимет хорошую картину, обрадуются многие, а если он снимет плохую, обрадуются все".

Е. САНАЕВА И неправда.

В. РАММ Неправда, мы вас все очень любим.

А. ГЕРМАН Вы можете огорчиться, но не преминете позвать человека, который будет говорить что ж, вы, значит, Герман, совсем талант ушел. Но с другой стороны, после 65 лет ничего и не требуется, я сразу залягу в психушку и ловите меня.

К. ЛАРИНА Между прочим, очень у многих ваших коллег талант ушел не в 65, а лет 30 назад. Но при этом они же работают, и им при этом говорят комплименты.

А. ГЕРМАН А я утверждаю, что не надо работать. Я утверждаю, что вся наша надежда на молодую режиссуру, которая сейчас начинает робко-робко появляться. А нам надо быть наставниками, пробивалами, учителями, вытирателями слез, соплей, я не знаю чем. И иногда снимать, если сам достал деньги. А государственные деньги нам не надо. Сколько было лет Эйзенштейну, когда он умер? Пятьдесят. Когда он умер, а значит, расцвет приходился, когда ему было от 20 до 30 лет. Сколько было лет Тсексам? Наше великое кино делали мальчики. Сколько было лет молодому Данелия, когда он снимал "Сережу"? Не когда он снимал довольно мерзкий фильм, этот самый "Я шагаю по Москве", а когда он снимал "Осенний марафон" Это же все молодые люди. Мой отец написал прекрасную повесть "Лапшин", ему было 26 лет, а первую он написал в 19. И лучшее, что он написал, это до 30 лет. А дальше, что называется, начинают скучать.

Е. САНАЕВА Ладно, "нынешние как-то проскочили". Ладно, ты, слава богу, проскочил до 65 лет.

А. ГЕРМАН Пока, что называется, пока еще не очень протух

Е. САНАЕВА Не очень протух и должен доделать кино.

А. ГЕРМАН но угрозы есть. У меня хорошо работает голова, но плохо работают все остальные части тела.

Е. САНАЕВА Ничего, будешь как голова профессора Доуэля, к тебе подключат трубочки

А. ГЕРМАН Вот я себе так и представляю, как меня закатывают на тумбочку, Фетинг, это мой заместитель и студент, симпатичный очень моему сердцу человек, Фетинг, я говорю, ну что ж ты делаешь, он говорит уберите голову, уберите голову, я не могу, мне страшно. Я говорю ну задерните там внизу

В. РАММ Алексей Юрьевич, а можно передать привет от всех нас Светлане Игоревне? Это и ее, наверное, юбилей тоже, в какой-то мере.

А. ГЕРМАН Ну в общем, в какой мере Светланы юбилей, конечно, юбилей ее, она со мной прожила, по-моему, лет 50.

Е. САНАЕВА Да сто, наверное, с тобой жить, Леша

В. РАММ Каждый год за три.

Е. САНАЕВА С тобой год за три, я думаю так. Лешенька, но тем не менее, чего я от души ваш желаю со Светой, конечно, здоровья. Вы неразделимы, у вас мозги разные, сердца разные, а кровеносная система единая. Поэтому я обоим вам желаю здоровья и сил, я желаю вам справиться с тем огромным материалом, который у вас есть, две комнаты полны позитива, я желаю вам справиться, выстроить конструкцию, даже если она будет несколько аморфная, она все равно должна быть. Вот с этим я желаю справиться обязательно.

А. ГЕРМАН А хочешь, я тебе удивительную вещь скажу. Причем, честное слово, клянусь памятью предков, скажу искренне. Из тебя.. не знаю, сколько тебе лет там, 55

К. ЛАРИНА Молчит, молчит.

А. ГЕРМАН В общем, что называется, не молодушка. Так вот на старости лет из тебя получился кинорежиссер. Я посмотрел просто хорошо, точно сделано, смонтировано, удивительное дело.

Е. САНАЕВА Ты посмотри вторую часть.

А. ГЕРМАН Да еще из бабы чтоб получился, да еще которая ну, артистка ладно, артистка ты хорошая всегда была, но ты все-таки за Роликом сколько прожила, да? А Ролик ведь человек, давящий на макушку так, что

Е. САНАЕВА Это правда Плыть в серной кислоте и ставить рекорды, это непросто. Но я любима очень была, поэтому, наверное, сохранилась.

А. ГЕРМАН В общем, любимая, не любимая, я тоже несколько дней у него был любимый, самые тяжелые дни в моей жизни.

К. ЛАРИНА Испытывать на себе любовь Ролана Быкова, да?

Е. САНАЕВА Нет, он действительно тебя очень любил, Леша, это в самом деле.

А. ГЕРМАН Но скрывал, как Зорге.

Е. САНАЕВА Нет, не скрывал, сказал это на всю страну, в самом последнем своем выступлении в Останкино сказал

А. ГЕРМАН Это я его любил.

Е. САНАЕВА Он сказал, что

А. ГЕРМАН Потому что я говорил, что он гений, а артисты на этой очень падки.

Е. САНАЕВА Но он был еще и режиссер, кроме этого.

А. ГЕРМАН Все на это падки.

Е. САНАЕВА Ты смотрел "Чучело" и сказал я не знаю, как ты это сделал.

А. ГЕРМАН Да, ну конечно. После чего он меня, после инфаркта якобы, выгнал с кровати и лег сам, а я над ним сидел и его утешал. А то, что меня выгнали с работы, лишили постановки, запретили картину, об этом вы даже не говорили, мы все оглаживали Ролика, которого еще даже и запретить не успели. Один на огромной тахте, я сказал Ролик, ну давай хоть в ногах у тебя полежу, у меня тоже сердце прижимает, он сказал ты мне там мешаешь, жарко.

К. ЛАРИНА Алексей Юрьевич, а можно вам задать вопрос вот какой. А вы книжку не хотите написать.

А. ГЕРМАН Мы пишем там книжку с Мариной Токаревой, в основном это Марина Токарева пишет

К. ЛАРИНА Вы наговариваете что-то?

А. ГЕРМАН Я интересен в короткой форме, просто взять и состричь, и иногда получается очень хорошо. Вот мне позвонил, допустим, Петр Вайль сейчас, из Чехословакии, поздравил, у него там поэт, его товарищ, я говорю слушайте, пойдите выпейте за мое здоровье, я вам потом деньги отдам.

В. РАММ Я думаю, что будет пить за ваше здоровье все, кто слушают "Эхо Москвы" и кто любит ваши фильмы, будут смотреть ваши фильмы. Я желаю вам, чтобы вся наша любовь, которая сейчас, мы можем с Ксенией Лариной передать вам, от слушателей "Эхо Москвы", пусть она вас поддержит. Мы вас очень любим.

Е. САНАЕВА Давала бы тебе силы жить, солнышко.

А. ГЕРМАН Я заметил, после 65 лет с какой легкостью женщины объясняются в любви.

К. ЛАРИНА Ничего подобного, это самый любимый возраст

А. ГЕРМАН Это ничего не требует.

К. ЛАРИНА Самый любимый возраст мужской у женщин, чтоб вы знали, 65.

А. ГЕРМАН Да?

К. ЛАРИНА Конечно.

В. РАММ Так что мы вас любим.

А. ГЕРМАН Надо мне будет за собой понаблюдать в этом плане.

К. ЛАРИНА Спасибо вам большое, поздравляем вас еще раз, мы всегда с вами, всегда рады вас видеть и слышать, приходите к нам.

В. РАММ Приходите к нам, на "Эхо Москвы".

А. ГЕРМАН Как это мне 800 километров идти?

К. ЛАРИНА Приходите.

Е. САНАЕВА Ну посмотри в понедельник вторую часть, я горжусь ею.

А. ГЕРМАН Обязательно, что ты. Какая-то паника началась, что она будет сегодня.

К. ЛАРИНА Сегодня будет шолоховский же фильм, или бы уже

Е. САНАЕВА Уже был, я посмотрела и порадовалась, что он мне не конкурент.

В. РАММ Сегодня "Хрусталев".

А. ГЕРМАН А перед этим был фильм моего друга Потемкина, где все происходило в ресторане, мне ничего есть нельзя, они лопают всякую вкусную еду, пьют водку, а я, со Светкой и Потемкин, а я, значит, пью воду и какие-то горбушечки, кусочки хлеба иногда под злобным взглядом глотаю.

В. РАММ Тяжелая жизнь юбиляра.

А. ГЕРМАН И при этом я должен был себя вести весело и непринужденно.

К. ЛАРИНА Сколько еще интересного мы узнаем.

А. ГЕРМАН Да, но передача все равно милая получилась.

К. ЛАРИНА Мы еще много узнаем про вас за сегодняшний, за завтрашний день.

Е. САНАЕВА Леша, я надеюсь, что мы третью часть сделаем тоже.

А. ГЕРМАН Ну это уж, тут от тебя зависит, я, что называется, всегда готов, тем более что ты меня и не мучила. Была милая женщина, которая меня жалела, по-моему, единственная на этой площадке, все остальные хотели, чтоб я побыстрее сдох, но чтобы я сдох так, чтобы не уезжать из Чехии и получать

К. ЛАРИНА Алексей Юрьевич, большое вам спасибо, еще раз наши поздравления и до встречи. Спасибо, пока.

А. ГЕРМАН Целую вас, до свидания.

В. РАММ Целуем вас.

Е. САНАЕВА Целую тебя.

А. ГЕРМАН Целую.

К. ЛАРИНА Алексей Юрьевич Герман был нашим гостем, нашим участником, нашим удивительным сегодняшним юбиляром, которому мы передали привет и от вас, уважаемые друзья. А сейчас и вы должны получить привет от нашего юбиляра, поскольку у нас сегодня есть видеокассеты с фильмами, с большим трудом достали. Елена Всеволодовна, представляете, мы не могли в Москве найти, из Ленинграда к нам привезли кассеты для наших слушателей.

Е. САНАЕВА Да вы что, с ума сошли, а почему вы на Покровку-то не ездите, там магазин "Домашний театр", там все наше кино.

К. ЛАРИНА И Герман есть?

Е. САНАЕВА Конечно, и Герман есть. И на Горбушке все есть.

К. ЛАРИНА Батюшки святы, а мы, видите, каким путем сложным пошли.

В. РАММ Горбушка не всегда продает

К. ЛАРИНА Лицензионные кассеты. Нас привлекут, если мы будем

Е. САНАЕВА Нет-нет, "Домашний театр", это все лицензионное, абсолютно, я там покупаю, я собрала там отца фильмы, Ролана фильмы, свои немножко.

К. ЛАРИНА Давайте отдадим. Вита, какие фильмы мы отдаем сегодня?

В. РАММ "Мой друг Иван Лапшин", "Проверка на дорогах" и "Двадцать дней без войны".

К. ЛАРИНА Вопросы у нас такие. Первый вопрос какой спектакль репетировали в театре города Учанска в фильме "Мой друг Иван Лапшин"? Во, даже Елена Санаева не знает. Как раз когда первая встреча произошла, когда в театр пришли Иван Лапшин и Ханин, встретили там замечательную Нину Русланову. Второй вопрос в каком городе происходит действие фильма "Двадцать дней без войны"? Третий вопрос назовите, пожалуйста, второе название фильма "Проверка на дорогах", именно под этим названием он был и снят, положен на полку, а когда он вернулся на экраны, он стал "Проверкой на дорогах". Пейджер 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Пока вы отвечаете, у нас еще есть несколько минут. Я бы хотела, чтобы Елена Всеволодовна нам рассказала о своих планах, поскольку я понимаю, что это увлечение не только Германом, но и кинодокументалистикой всерьез и надолго.

Е. САНАЕВА Вы знаете, это сказать очень сложно, потому что пути господни неисповедимы. Началось, как я вам сказала, какой-то отправной момент был, вот то, что засело занозой, что вот сняли о Ролане передачу, в общем, ну никакую. Потом была такая вещь. Я попала на выставку фотографа и журналиста Юрия Роста, в плохом я довольно была состоянии, это год только прошел после смерти Ролана. И меня мои приятельницы, которые работают в Доме художника, они меня туда позвали, я пришла и упала прямо в эту выставку, я ее так полюбила, это была мне какая-то такая подпорка в жизни. Потому что столько было на стенах любимых людей, которые приободряли как-то, давай, живи, чего ты, выгребайся. А потом ведь, понимаете, может, кто-то снимает и лучше Роста, может быть, кто-то и пишет лучше, но вот все вместе, вот этот симбиоз, найти самые нужные, самые точные слова в коротком эссе, вскрыть суть человека, в его творчества, это он у нас один такой. И он оказался моим учителем тоже, потому что когда я его снимала, я решила снять это, думаю, надо попробовать, с чего-то надо начинать, тем более что у меня в планах было закончить картину Ролана. Я понимала, что я ее не могу закончить, он сам ее не закончил, я же не могу сделать Ролана как это сделать? Надо какую-то мускулатуру набирать. Думаю, дай вот я сниму эту выставку. И когда я его снимала, он мне сказал такую вещь ты знаешь, я ведь о своих героях очень много знаю, я прежде чем написать очерк, я исписываю две-три толстых тетради, а потом я снимаю У него Сахарова одного 800 негативов, можете себе представить. И я подумала, что, в общем-то, вот я задумала кино снимать про его выставку, так я должна его узнать. Это был довольно мучительный процесс, потому что не давал он мне материалов, он, как сам говорит, "я человек визуальный". Но тем не менее я дожала эту историю, я сняла, с любовью, как мне кажется, с пониманием, два фильма. Один купил канал "Культура", он прошел уже, назывался "Юрий Рост. Дело моей жизни жизнь". Но есть фильм о его выставке Мне просто было безумно жалко, что так мало людей это увидит, понимаете. Я называла этот фильм "Портрет современника на фоне столетия", потому что он сделал портрет современников на фоне столетия. Это и крестьяне, это и воины, это и вдовы, это и деятели искусства, науки и так далее. Все это смонтировалось, я отсмотрела 42 передачи его, причем два раза отсмотрела, выбрала, как мне кажется, то, что смыкается с выставкой и может быть поддержано. Я надеюсь, у него тоже будет 65-летие, и, может быть, мой фильм будет еще и удостоен какого-то внимания тоже. Вы знаете как, надо жить, время уходит, приходят другие актеры, женских ролей очень немного, но мне не страшно стареть, потому что я и характерная актриса тоже, и всяких теток, бабок и злых волшебниц каких-то еще и могу поиграть, но есть то, что есть. Слава богу, вот случился фильм Бори Токарева, я сыграла в фильме "Не покидай меня, любовь". Она не очень большая роль, но славная, вроде живой какой-то человек получился. И вот пришла ко мне вот эта счастливая идея снять то, как снимает Герман свое кино. Материала у меня безумное количество, золотого, как мне кажется.

В. РАММ Я надеюсь, что вы будете хранить этот материал?

Е. САНАЕВА Конечно. Буду, надеюсь, снимать и третью часть тоже. Сыграла 37 спектаклей с Геной Хазановым, с Олей Волковой, с Леночкой Габиц, даст бог, поиграю и в Москве скоро.

К. ЛАРИНА Я счастлива, что мы с вами познакомились. Огромное вам спасибо. Вита, мы должны следующую программу сделать про Ролана Быкова, это уж сам бог велел. Давайте мы это сделаем, через какое-то время вернемся.

В. РАММ Осенью, я думаю.

Е. САНАЕВА Давайте.

В. РАММ В ноябре или в октябре все-таки.

К. ЛАРИНА Сейчас мы договоримся.

В. РАММ Октябрьский, он октябрьский.

К. ЛАРИНА Мы договоримся, все нормально. Я наших победителей определяю в это время. "Операция "С Новым годом", так называется фильм "Проверка на дорогах", это правильно. В Ташкенте происходит "Двадцать дней без войны", это правильно. Никто не назвал спектакль, который я загадала, потому что я имела в виду "Пир во время чумы", но, на самом деле, здесь есть ответ "Аристократы", это тоже правильно, потому что как раз героиня Нины Руслановой роль репетировала проститутки в "Аристократах", поэтому ей необходимо было встретиться с настоящей проституткой. Наши 5 победителей. Маша, город Всеволжск (телефон 24, первые цифры); Александр, москвич (252); Ирина, москвичка (481); Сергей, москвич (574); Елена, москвичка (940). Еще один. Давайте мы кого-нибудь найдем и другого города, это будет у нас кто, вот, наверное, Аня из Челябинска (телефон 93, первые две цифры). Спасибо всем большое. Елене Санаевой тоже огромное спасибо. До встречи.

Е. САНАЕВА Спасибо вам.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024