Купить мерч «Эха»:

Съемки многосерийного фильма по "Московской саге" - Василий Аксенов, Дмитрий Борщевский - 25-й кадр - 2003-07-06

06.07.2003

6 июля 2003 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" В. Аксенов писатель, Д. Борщевский - режиссер

Эфир ведет Ксения Ларина

К. ЛАРИНА 13 часов 15 минут, начинается наша традиционная программа "25-й кадр", посвящена она кинематографу, преимущественно отечественному. И сегодня у нас в студии, во-первых, Вита Рамм, Вита здравствуй. И в гостях у нас сегодня Василий Павлович Аксенов, здравствуйте Василий Павлович. И режиссер Дмитрий Борщевский, здравствуйте, Дмитрий. По традиции наши титры, Вит.

В. РАММ Ну что ж, Борщевский Дмитрий Юрьевич, кинорежиссер, глава кинокомпании "Риск". Первая профессия в кино оператор. Свою карьеру в кино начинал рабочим на киностудии имени Горького. В 1967 году окончил операторский факультет ВГИКа, мастерская Гальперина. В 1967-69 годах оператор киностудии имени Горького. В 1974 окончил аспирантуру ВГИКа по режиссуре, художественные фильмы, было до этого много документальных фильмов, художественные игровые фильмы "Жизнь и любовь Александра Блока", в 1980-м году, "Две главы из семейной хроники" в 1983 и эпохально-художественно-публицистические эпопеи "Риск" и "Риск-2", в 1987-88 годы. В данный момент снимает два телесериала по произведениям Василия Аксенова "Московская сага" и Анатолия Рыбакова "Тяжелый песок". В "Московской саге" снимается известнейшие российские киноактеры: Инна Чурикова, Юрий Соломин. Александр Балуев, Алексей Кортнев, Кристина Орбакайте, Сергей Безруков, Андрей Смирнов

К.ЛАРИНА - Ты будешь всех перечислять?

В. РАММ И еще, наверное, 200 персонажей и, по-моему, добавятся сегодня два человека. Осталось 6 недель съемок, поэтому тут у нас в кулуарах мы сговорились о дополнительных

К.ЛАРИНА Мы не сговорились, мы еще о гонораре не разговаривали. Теперь я торжественно буду читать биографию Василия Павловича Аксенова, конечно, усеченную, укороченную. Итак, родился в Казани в семье партийного деятеля. Некоторая часть детства прошла в Магадане, куда была сослана мать Евгения Гинзбург. В 1965 Медицинский институт в Ленинграде, работал врачом, печататься начал в 1959 году, в 1960 первая повесть "Коллеги", сразу ставшая необыкновенно популярной, как и ее автор. Роман "Звездный билет" в 1960 году, очевидно, закрепил успех молодого прозаика, и он решает профессионально заниматься литературным трудом. В 1979 стал одним из инициаторов создания альманаха "Метрополь", в следующем году некоторые участники альманаха оказались за границей, в июле 1980 уехал и Василий Павлович. Автор целого ряда произведений для драматического театра и киносценариев. Фильмы "Когда разводят мосты", "Мой младший брат". "Мраморный дом", "Центровой", "Пока безумствует мечта". Не живет он в США уже, это устаревшие сведения. Мы Америке сказали - до свидания. Живем мы на берегу, какого океана, Василий Павлович?

В. АКСЕНОВ Точно я не помню, но кажется, все-таки Атлантический.

К. ЛАРИНА - Атлантический, местечко называется Биарриц. Но продолжает действительно литературную деятельность. Итак, что у нас еще есть "Ожог", "Остров Крым", "В поисках грустного бэби", "Московская сага". После возвращения Аксенову гражданства в 1990 году, часто приезжает в Россию, в 1993-94 годах в России была опубликована "Московская сага", по которой в настоящее время наконец-то мы и соединили, режиссер Дмитрий Борщевский снимает многосерийный художественный фильм. Художник этой картины Алексей Аксенов, сын писателя.

В. АКСЕНОВ Замечательно, кроме одного. Вы сказали, что мединститут я окончил в 1965 году, а на самом деле в 1956 году.

К.ЛАРИНА - Хотела сразу спросить по поводу творчества В. П. Аксенова, почему так преступно мало в кино ваши герои участвовали? Ведь если говорить о прозе, только "Мой младший брат" по конкретному произведению литературному

В. РАММ И "Коллеги".

К.ЛАРИНА И все.

В.АКСЕНОВ Я написал вообще в советский период своей жизни 12 сценариев оригинальных. Но из них поставлено было, пожалуй, всего 2 или 3, остальное все было способом выжить, какой-то прожиточный минимум обеспечить. Но все это пропало на самом деле. А что касается больших вещей, то был момент, когда в Голливуде чуть было, не начали ставить "Остров Крым". Я уже себя воображал богатым человеком в этот момент, но потом все рухнуло, как это часто бывает в Голливуде.

В. РАММ Но хоть аванс получили?

В.АКСЕНОВ Аванс я получил, я писал сценарий, они оплатили сценарий. Но это все были не те

К.ЛАРИНА Странно, все вещи очень кинематографичные, я думаю, что Дмитрий согласится со мной. Как вы думаете, почему такая странная судьба, они так и просятся все в кино, и сюжетные, там есть, что играть артистам.

В. АКСЕНОВ Просто речь идет о невезении, например, сейчас была идея поставить "Новый сладостный стиль". Причем уже было финансирование от Минкультуры РФ. Но потом вдруг в последний момент и это сорвалось. Я не знаю, что это такое.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Я хотел бы добавить, была сделана замечательная картина по Василию Павловичу Аксенову "Пока безумствует мечта". Так сложилось, что в этот момент как раз

В. АКСЕНОВ Это был оригинальный сценарий

Д. БОРЩЕВСКИЙ Это был замечательный фильм, у него была очень тяжелая судьба. Мы взяли его, потому что на Мосфильме работал мой товарищ. Это была прекрасная картина, которая не вышла, потому что Василий Павлович был вынужден уехать из России, из Советского Союза, а фильм лег на полку.

В.РАММ И до сих пор лежит на полке.

В.АКСЕНОВ Через 10 лет его стали опять показывать, но уже было не то.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Фильмы, как заметил Тарковский, умирают вместе с тем временем, когда они были созданы. Прошло 10 лет, фильм умер.

К.ЛАРИНА Но это не про все можно сказать, тот же Тарковский извините меня, пережил свою смерть в своих фильмах.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Он как бы заново родился, это классика, этот фильм, может быть, был не такого масштаба философского, но это была замечательная картина, полная юмора, смеха.

В. АКСЕНОВ Это о ранних российских авиаторах. Первые самолеты, комедия.

К.ЛАРИНА Как-то вы грустно говорите комедия.

В. РАММ Тогда не до смеху было.

К.ЛАРИНА Слушайте, я помню, пробовались мои товарищи-однокурсники на этот фильм.

В. АКСЕНОВ Пение потрясающее, Караченцев пел, танцевал.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Все были молодые и веселые.

К.ЛАРИНА Вопрос остался без ответа, Дмитрий, почему как вы думаете, все-таки проза аксеновская так не востребована в кино? Элемент невезения или чего-то еще?

Д. БОРЩЕВСКИЙ - К сожалению, действительно не везло. Даже сделанная картина, но не вышла. Ну не везет, бывает, правда, много не везло. Но я должен сказать, что мне не очень Василия Павловича жалко, потому что я помню самого себя, летом 1961 года в экспедиции Лев Кулиджанов снимает "Когда деревья были большими" и в группе просто никто не может работать, все друг у друга рвут журнал "Юность", со "Звездным билетом". Знаете, это надо пережить. А Вася мне рассказывал, что как-то он вышел на пляж где-то в Прибалтике, и весь пляж был оранжевого цвета, весь пляж читал, обложку этого номер я помню прекрасно, я ждал его две недели.

В. АКСЕНОВ Но там же на этом пляже шли съемки.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Зархи снимал Збруева. Так что у кого-то много, у кого-то мало, иногда мало бывает лучше, чем много.

К. ЛАРИНА - Между прочим, коль вы вспомнили про "Звездный билет", я помню, как Василий Павлович рассказывал об этом съемочном периоде, поскольку вы на съемках тоже проводили время вместе с героями. Когда у вас настолько все смешалось, что вы не понимали, то ли это артисты Миронов, Даль и Збруев, то ли это действительно герои вашей повести.

В.АКСЕНОВ Мне кажется, они тоже не понимали.

К.ЛАРИНА - Вообще это здорово, редкий автор может похвастаться таким попаданием актерским. Я потихонечку перехожу к "Московской саге", здесь, наверное, все сложнее, потому что здесь очень много реальных исторических персонажей, но все равно это версия Василия Аксенова такими, какими он их себе представляет. Здесь как актерские попадания такие безусловные для вас уже сегодня есть? Когда вы говорите да, это точно он.

В. АКСЕНОВ Есть одно совершенно неожиданное попадание. Это молодая актриса Екатерина Никитина. Она играет роль жены командарма нашего, то есть главного героя, я не знаю какой он по значению герой.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Как вы написали, так и есть.

В. АКСЕНОВ Короче говоря, второй градус, это же династические фильмы, это второй градус, сын хирурга и она играет роль очень сложную, поскольку довольно продолжительную по времени. То есть она начинает юной девушкой и заканчивает зрелой московской львицей. И, в общем, сначала, когда Дима ее представил группе, и я был там, я подумал, что она похожа скорее на сельскую учительницу, чем на светскую львицу. А потом сейчас, я несколько дней назад смотрел материал уже 4,5 часа, более-менее смонтированного, и я был потрясен ее удачей. Она так тонко все это изобразила и так была глубоко в образе, психологически и эстетически, и сексуально, я бы сказал.

В. РАММ Василий Павлович, я знаю, допустим, Борис Акунин уже в контракте закладывает право автора произведения на утверждение актеров для роли.

К. ЛАРИНА Так можно, да? Обычно авторов не спрашивают.

В.РАММ Если очень хотят снимать произведение того или иного автора, то Борис Акунин настаивает именно на этом. Вы настаивали на каких-то актерах или все отдали на откуп творческой группе?

В. АКСЕНОВ Нет, я не участвовал же в создании сценария. Наташа Виолина писала сценарий и в общем, у меня претензий нет. И не знаю, может быть, Акунин сам пишет сценарий по своим вещам, это тогда другое дело. А тут в данном случае, когда уступаешь права, то ты уже не имеешь право на самом деле.

В. РАММ Но советовать, например.

В. АКСЕНОВ Советовать другое дело, и со мной считались, как я понимаю.

К.ЛАРИНА Кого вы посоветовали?

В. АКСЕНОВ Дима

В.РАММ Напомни.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Я вам скажу, как обстояло дело.

В.АКСЕНОВ Я своего сына посоветовал.

Д. БОРЩЕВСКИЙ И мы очень рады, дело в том, что Алеша не только художник, он артдиджер нашей картины. Мы с ним советуемся не только по декорациям, мы говорим с ним о костюме, о гриме

В. РАММ - Вообще о визуальной картинке.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Да, он вообще мой товарищ. Мы вчера с ним снимали одну сцену, на скверике около Института марксизма-ленинизма против мэрии, есть такое здание 1927 года. И мы с ним пришли на площадку, вдруг заработал фонтан. Мы с ним поздоровались на картине, мы друг друга знали по Мосфильму, мы с ним оба говорим вот он, Советский Союз, вот эти фонтаны, где мы мальчишками купались. Мы с ним за всю картину практически ни разу не поспорили по художественным вопросам. У нас видите, Вася где-то далеко в Биаррице, на берегу океана, а мы с Лешей здесь и мы вместе окончили ВГИК, мы люди одного поколения, одной команды. Но мне очень с ним легко, мы видим картину, видим мир, картины одними глазами. У нас были расхождения с Василием Павловичем. У нас были с ним споры, даже ребята снимали на съемке, и вообще забывает Вику Толстоганову, он был от нее в восторге, большая женская роль замечательная. Вы знаете, я сейчас рассказывал вам, когда готовились к эфиру, что, начиная делать экранизацию, делать фильм, я вспоминал такой день очень давний, 1980 год Любимов показывает Трифонову спектакль "Дом на набережной". Я эту повесть знаю наизусть, и каждое слово мне было дорого, но то, что показал Любимов это было совсем другое. Это Трифонов сказал прекрасную фразу, что чем дальше от цитаты, тем ближе к самой вещи, понимаете, как мудрый человек. И мне кажется, что Василий Павлович тоже мудрый человек, он нам доверился, он понимает, что мы относимся трепетно к его роману. Это романы наших родителей, наших дедов, наших братьев, сестер старших. И мы следуем не букве, мы следуем духе романа, его внутренней энергии. Поэтому да, мы спорили по одному персонажу, по другому, по этому повороту судьбы, но если писатель приходит в зал и говорит это было полгода назад, я снял первый материал, там есть сцена, когда Нина Градова встречается со своим братом маршалом Градовым на войне. Надо быть большим писателем, чтобы сказать, что знаете, ребята я не додумался, как это здорово, когда на войне встретились, как это мне было важно.

В. АКСЕНОВ Там даже есть некоторые эпизоды, которые вообще и не подразумевались в романе, но они очень входят

К.ЛАРИНА Угаданы просто.

В. АКСЕНОВ Угаданы во всю структуру.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Идеологии вещи.

К.ЛАРИНА Прощу прощения, у нас сейчас выпуск новостей, а потом мы продолжим нашу встречу.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА Кстати, изучая буклетик, посвященный фильму "Московская сага", вижу, что здесь такая семейственность воинствующая, процветающая. Здесь два Аксенова, две Виолины, два Борщевских. Что это такое?

В. АКСЕНОВ Второй Борщевский это продюсер фильма Антон, сын. То есть наши сыновья вместе

В. РАММ Он не просто продюсер, я обожаю Антона, я с ним познакомилась, когда узнала о проекте, который делает Стивен Спилберг в память Холокоста. Он занимался по просьбе Спилберга собранием памяти по всей России, СНГ и прочее, и Антон рассказывал замечательные вещи. Помнишь, я как-то говорила, что я у Антона спросила о том, какой урок у Спилберга он вынес на всю оставшуюся жизнь в своей профессии. И главный урок Спилберга, что нужно работать со счастливыми людьми и тогда работа получится.

К.ЛАРИНА То есть еще не вечер, еще в Голливуд может, вернетесь.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Знаете, существует мнение, которое поддерживается прессой и всеми масс-медиа, что кино это вечный праздник. Кино это вечный и адский труд на самом деле.

К.ЛАРИНА И неблагодарный.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Мы сейчас с вами говорили об актерах. Это ад, все, что вы видите на экране. Сейчас Василий Павлович, допустим, смотрел Катю Никитину, что эта бедная молодая женщина пережила, снимаясь в этой картине, какие муки.

К.ЛАРИНА Что за актриса, хоть скажите.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Ее никто не знает.

В. АКСЕНОВ Сейчас узнают.

К.ЛАРИНА - Где нашли?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Она, на самом деле, подруга моей дочери. Подруга детства моей дочери. В кино всегда все по блату, вы же знаете, все родному человечку. На самом деле я очень не хотел снимать Катю Никитину, и Василию Павловичу она тоже не нравилась и мне она не нравилась. Она убедила нас сделать пробы, очень были долгие, мучительные пробы, потому что после сценария - это актеры, для судьбы картины это актеры. Я очень долго всегда выбираю актеров, очень мучительно и были другие претендентки на эту роль замечательные, известные имена. Но у меня не получалось с ними, не получалось, ансамбль не получался. И мы позвали Катю, уже много месяцев промучившись, на ней кажется, настаивала Наташа Виолина, автор сценария на ней настаивала. И мы позвали Катю, и просто она нас убедила на экране. И я эти пробы сохранил, мы будем показывать потом зрителям, мы делаем еще фильм о съемках фильма.

К. ЛАРИНА Как это принято в Америке.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Да, не так плохо, потому что людям интересно, как это делается. И вы увидите, что было за кадром, вы поймете какой это ад.

К. ЛАРИНА - Я хочу сказать нашим слушателям, чтобы они не обольщались, потому что фильм о фильме это тоже фильм. Это не скрытая камера, это вас обманывают. Там тоже все для вас.

Д. БОРЩЕВСКИЙ На самом деле происходит настолько много, как мне кажется серьезного, мы делаем серьезно, мы делаем, может быть, главную картину в своей жизни.

К.ЛАРИНА Вит, помнишь, у нас была Лариса Садилова, мы говорили о фильмах про войну. И режиссер Лариса Садилова сейчас собирается снимать кино про войну, и мы говорили про актеров, где взять такие лица. Сейчас таких лиц нет, которые были 50 лет назад. Это вообще проблема?

В. РАММ Даже Виолина, которая подбирала актеров, как раз рассказывала о том, что массовки, помнишь, я делала репортаж о том, что невозможно в массовке снять, вот пришли люди, другие прически, другие глаза.

К.ЛАРИНА Что другого, кроме прически?

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Глаза другие.

В. АКСЕНОВ Между прочим, рост гораздо выше сейчас. Мы снимаем сейчас, то есть Дима снимает

Д. БОРЩЕВСКИЙ Мы, мы.

В. АКСЕНОВ снимает Фрунзе, Блюхер они все были коротышками с нашей точки зрения с современной, а играют большие крепкие здоровые ребята. Но это только одна черта, мне кажется, что даже и Голливуд испытывает трудности в фильмах о войне, предположим, потому что американцы 40-х годов были совершенно другими.

В. РАММ Они в Англии начинают искать, во Франции актеров англоязычных, потому что лица другие.

К.ЛАРИНА А что у нас с историческими персонажами? Мы про них не говорили, там есть Сталин, вы его не убрали из сценария?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Есть, мы не нашли актера на эту роль и мы снимаем человека, который не является артистом, но он похож на Сталина так

К.ЛАРИНА То есть вам это было важно больше.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Ну конечно, потому что все эти ухищрения гримеров абсолютно

К.ЛАРИНА Владимир Миронов.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Это человек совершенно из другого мира, но он точная копия Сталина тех лет.

К.ЛАРИНА А глаза опять же?

Д. БОРЩЕВСКИЙ - У него те самые глаза. Я вам скажу, мы тоже колебались, у нас снимается много грузинских артистов, мы собрали компанию, посадили за стол. Поставили вино "Хванчкару", как вы понимаете. И я попросил Володю, что зайдешь вот в такое-то время, ничего не говори, просто зайти и сядь за стол, больше ничего не делай. Налей себе вина и все. Так и было сделано. Мы сделали декорации, была зелень на столе, сулугуни, вино, нормальный грузинский стол. Вошел человек, мягкими кавказскими сапожками прошел к столу. Никто его не услышал, сел к столу, никто не заметил, он налил себе вина в бокал, когда грузинские актеры увидели этого человека, они просто все онемели. Перестали разговаривать, есть

В. РАММ Генетическая память.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Они до этого очень много рассуждали, они просто онемели, стало тихо-тихо. Это снято на пленку. Это уникальный кадр Мы с этим человеком сейчас очень много работаем, он много читает, думает, интеллектуальный человек это работник в свое время аппарата ЦК КПСС.

К.ЛАРИНА Понятно, почему глаза такие.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Нет, он был юношей, просто похож.

К.ЛАРИНА А Берия?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Настоящий грузинский артист Марджанишвили

К.ЛАРИНА Ираклий Мачарошвили.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Да, замечательный актер, который может быть и не очень похож, но очень серьезный талантливый актер, мы с ним работаем успешно, как нам кажется, потому что все верят, мы тоже.

В. РАММ - Но если актера можно загримировать или после мучительных поисков все-таки его найти, как снимать Москву прошлых лет, если это современные троллейбусные линии, Останкинская башня, и прочее. Как вы эту проблему решаете?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Это проблема, конечно, продюсеров. Это ад, каждый шаг это ад, потому что действительно Москва

К.ЛАРИНА Ничего нет.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Почти ничего нет.

В. РАММ Москву сейчас в Петербурге стараются снимать старую.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Мы благодарны мэру, что он так преобразил наш город, но мы не можем снимать старую Москву абсолютно.

В.АКСЕНОВ Очень удачный монтаж - праздник на Тушинском аэродроме.

К.ЛАРИНА С хроникой.

В. АКСЕНОВ Монтаж съемки с хроникой, Сталин там, все эти люди.

К.ЛАРИНА Я понимаю, что это очень сложно, вы вспомните этот акунинский сериал по "Азазелю". Они там кусочек скверика московского себе оградили и бегали туда-сюда по нему весь фильм. Вот и вся Москва была. И все 10 серий они только в этом пространстве существуют, а остальное все открытки, больше ничего нет. Как вы выходили из положения?

Д. БОРЩЕВСКИЙ 3-4 дня работали прекрасные художники, декораторы, и Алеша Аксенов как раз, воссоздавая двор, угол, витрину, а потом снимаем. На экране это будет полторы минуты. Поэтому дорого, трудно, а денег мало.

В. РАММ А компьютерная вытравка?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Она стоит так дорого, да и потом это неправда. Это хорошо, когда снимаешь "Космическую одиссею", когда ты снимаешь Москву, Тверской бульвар, тут компьютер не поможет. Это адский труд.

К.ЛАРИНА Давайте, я вопрос задам нашим слушателям.

В. РАММ У нас роскошный подарок.

К.ЛАРИНА Буклет кинороман "Московская сага", календарь. Только я не посмотрела, там внутри у нас что, артисты, портреты актеров в образе, то есть фотопробы, грубо говоря.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Кадры из фильма.

К.ЛАРИНА Роскошный совершенно подарок для вас, фильма еще нет, но вы считайте, уже его почти посмотрели и когда этот фильм выйдет на экраны телевизоров, для вас эти люди уже будут близкими знакомыми. А вопрос такой в каком году заканчивается действие романа "Московская сага"? На наш пейджер 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы", кто первым пришлет правильный ответ, получит этот роскошный подарок. Я уже даже надеюсь, что и Владимир Павлович и Дима распишутся для нашего победителя, обязательно оставят свои автографы. Главный вопрос, который мы пока не задаем а кому все это нужно, скажите мне, пожалуйста. Про Сталина, про советское время, кому это все сегодня нужно? Для кого мы это кино делаем? Василий Павлович, как вы думаете, это нужно сегодня?

В. АКСЕНОВ Я думаю, что необязательно, чтобы была какая-то политическая злободневность в этом, совсем нет. Это просто история семьи, история династии Градовых на фоне тех событий, просто как люди жили, как текла жизнь людей на фоне исторических страшных событий.

К.ЛАРИНА Все равно очень много этого момента выбора, чуть ли не в каждой главе человек должен что-то выбирать между чем-то и чем-то.

В.АКСЕНОВ Это вечная тема предательства, главная тема Советского Союза это предательство на самом деле. И попытка преодолеть тягу к предательству, стойкость какая-то, любовь, которую люди все-таки проносят через весь этот ужас или теряют, надругательство. Вот такие нормальные вещи даже они в жизни любого поколения возникали. В данном случае они возникают в жизни этого поколения.

В. РАММ Скажите, военное время особенно сложно, потому что на меня наиболее сильное впечатление оставили военные эпизоды. Действительно то, как люди там могли себя вести и как все это непросто, очень сильные страницы как это можно передать на экране, тем более, телевизионном, вот эту масштабность войны.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Мы не могли показать широко, мы старались показать глубоко. У нас нет другой возможности технической, материальной. Но настолько глубок сам роман, что мне кажется, что у нас было что делать. Я хочу ответить вам, Ксения на вопрос зачем. Я вспоминаю введенное Чингизом Айтматовым определение манкурты, я не хочу, чтобы наши дети, наши внучки были манкуртами. Чтобы они знали, откуда мы родом, как мы с вами стали такими, какими мы стали, какими были наши родители в этой жизни. И поэтому советская жизнь это Атлантида, уходящая под воду, она исчезает. Уже нет Москвы, уже нет той музыки, тех лиц. Пока есть мы, мы должны сохранить это, собрать, снять на пленку и оставить. Потому что это было наше время, мы должны о нем рассказать,

К.ЛАРИНА Всем равно некоторое такое умиление присутствует на наших экранах, когда сегодня берутся истории советского периода, будь то война

В. РАММ Потому что по штампам.

К.ЛАРИНА - Там что-то другое, у нас идет сериал достаточно слабенький, просто слабенький откровенно "Московские окна". Но все равно я в этом вижу такую уж любовь, столько там сентиментальности столько умиления, как мы все замечательно жили, все были вместе в коммунальной квартире, дружили, такие были чистые и помыслы наши были чисты. Эта грань, где она, она вами ощущается?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Один великий заметил, что кино это правда 24 кадра в секунду. У нас 25 кадров, значит у нас правды еще на один кадр больше.

В. АКСЕНОВ Этой слюнявости вы не найдете.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Мы пишем правду, там есть про любовь, про великую бессмертную любовь. Она же была всегда. И там есть про высокие ценности и низкие страсти. Мы называем это для себя эта смесь это "Сага о русских Форсайтах".

В. АКСЕНОВ Совершенно верно, только с той разницей, что вместо файв о клок - допросы

К. ЛАРИНА Им приходилось все-таки себе страсти выдумывать больше. Если вам интересно, пока мы ведем беседу, у нас люди присылают разные реплики и вопросы. Просто интересно, какие ассоциации возникают, когда слушают такой разговор. "Уважаемый Василий Павлович, моя первая учительница в 1935 была из тех, кого в Казани воспитывали не те преподаватели. Надо было вам готовить передачу о родителях. А ваша матушка умнейший, интереснейший человек. Никто из писателей так ясно просто, умно не показывает обстановку второй половины 30-х как ваша мама", - Сергей Сергеевич пишет. "Шестидесятники как были детьми, так детьми и остались. Это небезопасно для них самих и окружающих. Игрушки игрушками, но надо за что-то и отвечать сломать игрушку они сумели, а что-то наладить слабо, поэтому мы так и живем, поэтому уходят из жизни при непонятных обстоятельствах, такие как Щекочихин. что-то будет дальше", - риторический вопрос от Елены, если хотите, можете прокомментировать.

В. АКСЕНОВ Нет, не буду комментировать.

К.ЛАРИНА "Почему вы все время жалуйтесь? Американцы же смогли снять прекрасный фильм "К-19" с открытыми русскими лицами. Это просто профессионализм", - Татьяна из Екатеринбурга.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Мы не жалуемся, так говорим, так оно есть на самом деле, я не хочу вас огорчать, они снимали "К-19" в Москве, если вас интересует, как они работали, мы можем рассказать. Приходите, мы вам покажем, как они делали, как это было все просто и легко. У нас пока нет такой возможности, но я думаю, что мы сделаем свою работу. Нам осталось недолго, 6 недель съемок.

К.ЛАРИНА Сколько все это длится уже?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Фактически мы работаем 3 года, с Василием Павловичем мы об этом говорили 4 года, снимаем мы 13 месяцев, осталось 6 недель, нам очень помогает правительство Москвы на самом деле, очень по-настоящему помогает. И милицией, и разрешениями, и сейчас я приехал со съемки в Большом театре. Это непросто все, но и министр культуры вмешался, потому что Большой театр стоит немыслимых денег. Люди понимают, что мы это делаем не для себя, а для людей. Поэтому мы получаем много поддержки.

К.ЛАРИНА Мы про музыку ничего не говорим, там же должна быть музыка.

В. РАММ - Я слышала на "Кинотавре", был день рождения Журбина, вручение и поздравление Журбина с присвоением ему звания, и он сделал подарок, он сыграл и спел этот красивый романс, это было здорово.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - У нас уже существуют две мелодии в картине, первая - на стихи Мандельштама, романс "Кто может знать при слове расставание, какая нам разлука предстоит"

В. РАММ Это то, что Инна Михайловна поет.

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Инна Михайловна Чурикова в кадре, это сквозная тема романа "Московская сага" - кто может знать, какая нас ждет разлука. И другая стихи Василия Павловича "Тучи в голубом", такой парафраз "Синего платочка", автор обеих мелодий Журбин, а исполняет Кристина Орбакайте. Она певица, Вера Горда, если помните, она себя и играет, и говорит, что очень здорово, мне тоже она нравится. Чурикова поет Мандельштама, Аксенова поет Горда.

К.ЛАРИНА Но музыка все равно стилизованная под то самое время.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Конечно, и настоящая фактура

В.РАММ А кроме песен музыка, которая сопровождает, тоже Журбин делает?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Да, Саша пишет.

К.ЛАРИНА Написано композитор Журбин.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Ну и очень много музыки из эпохи, естественно, не может быть без "Авиамарша" Тушинского парада. Сейчас, слово Тушино застревает в горле. Когда мы там снимали, и я просто эту площадку вижу перед глазами, мы там снимали старые военные самолеты. Это ужасно.

К.ЛАРИНА Время, конечно, меняется стремительно. Кстати можно историю нашей страны проследить по визитам Василия Аксенова на радиостанцию "Эхо Москвы".

В. АКСЕНОВ Вы знаете, когда я первый раз был у вас, вы были еще в каких-то жутких трущобах.

К.ЛАРИНА На Никольской.

В. АКСЕНОВ Да, по-моему, мы даже пробирались, между этажами провал такой был и по какой-то дощечке в студию пробирался.

К.ЛАРИНА Ну что возвращаемся мы к "Московской саге", на самом деле мы не задали очень простой вопрос. А как все это начиналось, чья это была инициатива, почему Дмитрий Борщевский решил снять вдруг именно это кино. Сколько у нас художественных фильмов в арсенале Борщевского? Один?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Нет, два делали или три, какая разница. Все было очень просто. Были годы, когда советского кино не было, советское кино кончилось, российское не началось. Был дождливый день, и закончил читать "Московскую сагу"

К.ЛАРИНА - То есть это было так просто, вы просто прочитали роман.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Да.

В. РАММ Наши режиссеры, к сожалению, мало читают и поэтому если уже человек, я не про вас, а просто

Д. БОРЩЕВСКИЙ Спасибо, Вита, спасибо дорогая.

В. РАММ Просто до сих пор у меня сидит этот печальный "Кинотавр", когда просто выдумывают ситуации, выдумывают все и ничего не получается.

К.ЛАРИНА Дай, расскажет человек.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Михаил Ильич Ромм многие годы снимал Елену Кузьмину, свою жену его как-то позвали в высокие кабинеты, сказали - слушайте, сколько можно снимать Кузьмину, она уже не молода, она пожилая, что вы все время снимаете ее. Он помолчал и сказал: "Но я ее люблю". Ну, мне нравится Аксенов, я мечтал ставить "Звездный билет", я был тогда помощником оператора, это было

К.ЛАРИНА А вы там работали на этой картине?

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Нет, я бы помощником оператора, я учился в школе, но я мечтал поставить просто, я еще не окончил школу в то время. Я учился в рабочей школе, был рабочим на киностудии Горького и мечтал бы поставить, замечательная книга про нас. Но эта книга тоже про нас, просто прошло время, и я просто люблю этот роман. Вот и все, остальное повезло.

К.ЛАРИНА Наверное, стоит сообщить, когда это все можно будет увидеть. Есть какие-то конкретные сроки?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Конечно.

К.ЛАРИНА Вы работает по срокам?

Д. БОРЩЕВСКИЙ - Да, дело в том, что Аксенов написал очень большой роман. И в 12 серий, на которые мы подписывались, роман не вместился. Но правительство Москвы посмотрело снятое, они сказали, хорошо, ребята, это так выглядит, что мы вам дадим еще 12 серий, но заканчивайте быстро. К 25 ноября картина будет закончена.

В. РАММ То есть подарок к Новому году получится?

Д. БОРЩЕВСКИЙ Я не знаю, когда картина будет показана, думаю, что после новогодних праздников, наиболее мертвое время. Но в принципе она уже планируется к эфиру.

К.ЛАРИНА А сколько серий?

Д. БОРЩЕВСКИЙ 24 серии.

В. РАММ По 52 минуты.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Да, это жесткий стандарт, но все равно половина романа не влезла, так что

К.ЛАРИНА Роман заканчивается в 1953 году, на этот вопрос у нас много правильных ответов. Первый пришел из Челябинска, у нас сегодня в Челябинск побеждает везде, к Ольге отправляется этот роскошный подарок, календарь и буклет с кинороманом "Московская сага". Естественно, я должна спросить Василия Павловича - а что там у нас на письменном столе. Как пишется у нас во Франции, как наш роман поживает про французскую жизнь.

В. АКСЕНОВ Пишется хорошо. Я сейчас, наконец, придумал название, он называется "Вольтерьянцы и вольтерьянки".

К.ЛАРИНА Очень актуально.

В. АКСЕНОВ Я, надеюсь до конца года черновик сделать. Потом еще много работы предстоит, потому что там самое главное язык и как его стилизовать, чтобы он был одновременно и оттуда, и отсюда, чтобы его можно было и интересно было бы читать сегодня.

К.ЛАРИНА - То есть где-то в следующем году может появиться уже?

В. АКСЕНОВ Я надеюсь.

Д. БОРЩЕВСКИЙ Ксения, я уговариваю Василия Павловича написать роман про себя, про свою жизнь. Так случилось, что я знаю, потому что мама Василия Павловича, будучи на Колыме, подружилась с моей тетей, их дружба оттуда простирается. Я знаю много историй из жизни Василия Павловича, ничего более интересного, чем жизнь Василия Павловича, я думаю, нам не сыскать сегодня. Пусть напишет лучше про себя, мы будем благодарны и немедленно экранизируем.

К.ЛАРИНА Мы каждый его раз его просим.

В. АКСЕНОВ Это все в беллетристику входит. Беллетристика все поглощает и так.

К.ЛАРИНА Слушай те, я хочу "Московскую сагу" перечитать, я сегодня уже второе обещание даю в эфире. На меня так действуют гости, я сегодня пообещала начать изучать английский язык, и перечитать "Московскую сагу".

Д. БОРЩЕВСКИЙ Берите отпуск на пару месяцев.

К. ЛАРИНА Спасибо.

В. АКСЕНОВ Португальский-то, наверное, знаете.

К. ЛАРИНА Нет, ну что вы, я его понимаю и чувствую и люблю как Ромм Кузьмину. Давайте мы на этом закончим, всех призываем взять с полки книжку и перечитать ее, чтобы получить истинное наслаждение, когда в будущем году этот фильм появится на наших экранах.

В. РАММ Я думаю, что в будущем году мы уже будем праздновать премьеру.

К.ЛАРИНА Спасибо.