Преемственность профессии - Дмитрий Соловьев, Сергей Соловьев - 25-й кадр - 2003-05-31
31 мая 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Дмитрий Соловьев актер, сценарист, режиссер, Сергей Соловьев - кинорежиссер
Эфир ведет Ксения Ларина
К. ЛАРИНА - Начинается программа "25-й кадр". Ведем мы ее с Витой Рамм. У нас в гостях династия Соловьевых, Сергей Соловьев и Дмитрий Соловьев. По традиции наши титры, мы так представляем наших гостей, поскольку мы по радио выступаем, нельзя пустить бегущую строку, поэтому мы ее озвучиваем сами. Я начинаю. Соловьев Сергей Александрович, режиссер, сценарист. Родился в городе Кемь Карельской области, работал рабочим на Ленинградском телевидении, автор сценариев, режиссер, продюсер, руководитель объединения "Круг". Профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РФ. Кинопрофессии учился у Михаила Ромма и Александра Столпера, дебютировал экранизацией рассказов Чехова, автор многих культовых и программных фильмов. В 1966-м году написал сценарий к документальному фильму, определившему суть Ленинградской документальной школы - "Взгляните на лицо". Затем экранизировал пьесу Горького "Егор Булычов и другие", Пушкина "Станционный смотритель", затем популярнейшие "Сто дней после детства", приз в Берлине, премия Ленинского Комсомола, Госпремия. В поисках красоты и страстей искал сюжеты в Колумбии и в Японии. Какая красота. Перечисление всех фильмов режиссера Соловьева займет половину передачи. Упомянем культовые "Асса", "Черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви", "Нежный возраст". Этот фильм создан в сотрудничестве с сыном Дмитрием. Президент Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня". Это Ханты-Мансийск. Все правильно. Сергей Александрович?
С. СОЛОВЬЕВ - Все правильно, кроме того, что я народный артист России.
К. ЛАРИНА Уже.
С. СОЛОВЬЕВ Очень давно, но, на самом деле я хотел бы быть маршалом бронетанковых войск
К. ЛАРИНА - Или министром легкой промышленности.
С. СОЛОВЬЕВ Точно.
В. РАММ Дмитрий Соловьев художник-дизайнер, оформил "Ассу", плакаты, пластинки, оформил "Черную розу - эмблему печали, красную розу эмблему любви". Полный дизайн-пакет 19-20 Международного московского кинофестиваля. И фестиваль дебютных фильмов в Ханты-Мансийске. Сыграл главную роль в 1991-м году в фильме "Дом под звездным небом", у режиссера Сергея Соловьева.
К. ЛАРИНА - Главную детскую роль.
С. СОЛОВЬЕВ - Юношескую.
В. РАММ Написал сценарий и сыграл главную роль в фильме "Нежный возраст", этот фильм, насколько я помню, в 2002 году просто взорвал и кинообщественность, и зрителей, потому что этот фильм стал культовым фильмом. Потому что там была попытка очень удачная, на мой взгляд, сделать осмысление, что же произошло с молодым поколением, которому выпало счастье или несчастье жить в эпоху перестройки и в поисках нового, того, чего жизнь стала требовать от молодых людей. И эта попытка не всем понравилась, да, Сергей Александрович? Не все приняли эту попытку, но "Нежный возраст" стал, тем не менее, большим событием в общественной жизни. Я имею в виду не столько кинематографической, но кино стало явлением общественной жизни, потому что оно было про жизнь.
С. СОЛОВЬЕВ На самом деле, для меня очень важно, чтобы картина, которую я уже снимаю, я их уж много наснимал, чтобы они явились событием в моей жизни, потому что если они в моей жизни тускло начинаются и тускло продолжаются как хождение просто на работу и как взаимоотношение с профессией, то все это на самом деле передается зрителю. Так было нечасто, но бывало так. А когда ты понимаешь, что, то, что ты делаешь сегодня, тебе очень важно сделать до конца и такое даже странное чувство жаль, если на тебя кирпич упадет, и ты не сумеешь закончить картину. Потому что никто не закончит, только ты знаешь, как должно быть. То есть это имеет какое-то значение для тебя лично и когда это значение для тебя лично имеет большое, то хочешь или не хочешь, но эта энергия сообщения передается зрителю. Ведь еще Бунин очень правильно сказал, что я ведь не медный пятак, чтобы всем нравиться. Поэтому и задач-то я себе никогда не ставлю таких, чтобы всем нравиться. У меня задача другая передать какое-то эстетическое сообщение людям, которое мне представляется необыкновенно важным и необыкновенно серьезным, и оно меня волнует, меня облагораживает, оно меня заставляет внимательно переходить улицу, чтобы не попасть под машину до окончания картины.
К. ЛАРИНА - Вы еще любите изобретать новые жанры, новые языки. Если упоминать фильмы и "Асса", и "Черная роза" и "Дом под звездным небом", вся эта зашифрованная абракадабра, которая понятна не каждому нормальному зрителю. Мне интересно в этом смысле Митино мнение. Эти фильмы, совершенно особенные в жизни Сергея Александровича Соловьева и в жизни нашего кинематографа, были сразу понятны вам лично?
Д. СОЛОВЬЕВ - О которых вы говорите, конечно, да. У него все фильмы, на мой взгляд, достаточно такие
К. ЛАРИНА - А есть любимое кино?
Д. СОЛОВЬЕВ - Я люблю "Ассу".
К. ЛАРИНА - А почему?
Д. СОЛОВЬЕВ - Трудно сказать. Люблю и все, это тяжело всегда объяснить, за что любишь.
В. РАММ Там есть какие-то совпадения, взросление вместе с картиной? Любовь к "Ассе" меняется с того первого взгляда, когда вы увидели, сейчас со временем?
Д. СОЛОВЬЕВ - Да, даже не только моего взросления, но и страны. Время такое было, все факторы сразу.
В. РАММ И мне кажется, что из "Ассы" потом очень много растаскали мотивов
К. ЛАРИНА- Все растащили сейчас на куски.
В. РАММ И даже никто не делает кавычки и не говорит, что мы цитируем. Как будто, так и надо.
С. СОЛОВЬЕВ - Сейчас я буду бороться за свое достоинство.
К. ЛАРИНА Ну-ка.
С. СОЛОВЬЕВ - Вы меня тут заслуженным назвали чего-то А я уже маршал бронетанковых войск. Ведь мы, кроме всего прочего на "Ассе" были авторами российской презентации. То есть эту презентацию мы изобрели в МЭЛЗе, и первая презентация так называемая была, связанная с "Ассой", когда мы свезли весь советский к тому моменту андеграунд из всех подвалов, все это выставили и действительно жгли костры ночьюСейчас уже странно про это вспомнить. Потом все эти презентации, как и все остальное, не все, но многое из остального, превратилось в такой глянцевый маразм. И даже мы с Борей сделали передачу, с Гребенщиковым, лет через 5, после того, как прошла премьера "Ассы". Мы сделали передачу на Ленинградском телевидении торжественное закрытие самого понятия "презентация". Много людей звонило, и писали письма, с благодарностью, что мы это закрыли к чертовой матери. Но жизнь опять-таки по-своему рассуждает. Но допустим, "Черная роза - эмблема печали" вся набита самыми андеграундными клипами. Это вообще наполовину фильм-клип. И тогда я экспериментировал практически во всех родах и типах клипа.
В. РАММ Много подсказок сделали нашим клипмейкерам.
С. СОЛОВЬЕВ Очень смешно и весело, и потом я с большим, абсолютно без всякого раздражения, удовольствием наблюдал кое-что из "Черной розы", из клиповых откровений "Черной розы" в других очень мастеровитых, красивых и хороших клипах. Кстати, мне ужасно нравится, как молодое поколение нашего кинематографа работало в клипе. Как-то оно очень толково все это унаследовало и мировую практику, и наши стебные дела. И все это как-то очень ловко объединило, как-то они очень здорово и хорошо работали в клипе. Но у них никак не получается эта клиповая зрелость
К. ЛАРИНА - В большом кино.
С. СОЛОВЬЕВ Почему-то.
В. РАММ А потому что клип короткая дистанция, короткое мышление, 2-3 минуты и туда вложить то, что потом полтора часа. Все-таки требуется сюжет, история, трагедия. В клипе это не обязательно.
К. ЛАРИНА - Ты сама рассказывала, что первая экранизация "Идиота" сколько длилась?
В. РАММ 15 минут.
К. ЛАРИНА И ничего, все получилось.
В. РАММ Очень популярная была. "Мертвые души" тоже в 5 минут уложили.
С. СОЛОВЬЕВ - Еще очень важно 2-3 минуты и в кассу. А тут
В. РАММ Год мучаемся, а касса будет
С. СОЛОВЬЕВ Неизвестно, чем это все кончится. А это такая рыночная структура общества предложила свой лаконичный стиль самовыражения в большом кинематографе.
К. ЛАРИНА - Я хочу вернуться к "Нежному возрасту". Вот Вита не согласна, сказала, что это такое программное кино. После "Ассы", наверное, огромный период был прожит вами, а потом появился "Нежный возраст", фильм совсем о другом поколении. Уже сколько выросло после "Ассы" людей, в том числе и ваш сын. Мить, а как это все происходило, сам процесс работы над фильмом, уже готовый сценарий ты написал и принес папе или как?
Д. СОЛОВЬЕВ - Это были изначально вообще "записки сумасшедшего", мы неоднократно рассказывали эту историю, у нас как-то кончился бензин, мы сидели на даче, отец говорит: "Напиши воспоминания, попробуй". И в процессе их редакции так стихийно получилось, что мы дали почитать их сначала в одно из издательств, они сказали, что если человек в 25 лет напишет книгу воспоминаний, мы немедленно опубликуем. А кино изначально мы не собирались делать, просто прочитал Н. С. Михалков сценарий, и как-то сподвиг нас на то, чтобы резко приступить к съемкам. И дальше все происходило в таком практически безумном темпе. Хотя для меня картина очень важная в профессиональном смысле, там была фантастическая команда, можно бесконечно перечислять. Оператор замечательный Павел Тимофеевич Лебешев, к сожалению, недавно умер. Композитор фантастический Энри Лалашвили, и вся команда была просто суперпрофессиональной. Для меня достаточно тяжелая была картина, потому что там, наверное, из 100 съемочных дней у меня было 96, по-моему, не помню точно. Мы снимали вообще без выходных, с двумя экспедициями тяжелыми. Но это такой очень важный и полезный профессиональный опыт.
К. ЛАРИНА - Вам приходилось бороться за сценарную строчку? Все принималось, что ты написал или необходимо было объяснить что-то?
Д. СОЛОВЬЕВ - Мне приходилось и отцу приходилось бороться, это как бы жизнь, всегда много серьезных моментов, над которыми стоит подумать. Например, в конечном итоге, эпизоды чеченской войны, в том числе были какие-то крепкие выражения, которые потом сознательно решили убрать, потому что это действительно та картина, на которую, я считаю, люди могут ходить с детьми. Это правильное соображение.
К. ЛАРИНА Но все равно сочетание комического и трагического, на мой взгляд, здесь трагизм больше побеждает. Меня эта картина просто опрокинула, я ее смотрела дома по телевизору, одна, я вообще люблю так смотреть кино больше, чем на большом экране.
В. РАММ Оно какое-то жалостное.
Д. СОЛОВЬЕВ - Часто слышу, а мне наоборот кажется
К. ЛАРИНА - Сейчас мы новости послушаем, а потом продолжим.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА Продолжаем разговор о кино. Хочу напомнить, что мы с Витой вам подарки сегодня дарим, не мы, а вместе с "Крупным планом". Мы сегодня дарим вам кино "Асса", "Мелодии белых ночей" и "Станционный смотритель". Это все фильмы Сергея Соловьева. Два вопроса для вас. Какой режиссер сыграл в фильме "Асса" главную роль, и какой режиссер сыграл в фильме "Станционный смотритель" главную роль. Я бы хотела один долг отдать людям, поздравить Александра Гавриловича Абдулова с юбилеем. Сделайте это. Я знаю, что вы его любите.
С. СОЛОВЬЕВ Кроме того, что я его люблю, я еще практически последнюю неделю дома работаю автоответчиком. Потому что из многих газет и журналов звонят здравствуйте, поздравьте Александра Гавриловича. "С удовольствием, - говорю я, - я хочу поздравить своего нежного друга, товарища с его замечательным". А если соскочить с жанра автоответчика, то действительно Саша мне очень близкий человек и просто у меня к нему братские чувства, потому что он тот самый редкий актер, который, обладая выдающимися внешними данными, выдающимся талантом от природы, он еще и настоящий человек. То есть за всеми этими внешними и внутренними данными еще стоят человеческие данные. И именно поэтому он с такой убедительностью и с такой любовью у людей Он настоящая звезда. Звезды все, уже нет звезд, мы бродим среди звездного неба. Это выдумка, а вот он, может быть, один из последних представителей настоящих звезд того большого кино, которое мы теперь называем советским кино, на самом деле это не в советскости дело, а было большое кино, потому что у этого большого кино был большой зритель, который сейчас утерян. И этот большой зритель и создавал себе звезд.
В. РАММ Он сам выбирал.
С. СОЛОВЬЕВ Да, он сам выбирал того, кого он примет как звезду, чей свет ему нужен. Саша Абдулов именно тем, что он с удивительной естественностью, органичностью, без всяких измывательств над собой соединил в себе черты уникальной человеческой личности, он действительно уникально добр, уникально весел, уникально жизнеспособен, уникально влюбчив. И все это носит характер личности необыкновенно обаятельной в жизни. И вот это необыкновенное обаяние и естественность собственной личности, он привнес в те роли, которые он играет.
В. РАММ В каждой звезде должна быть тайна. Тайна есть и у Абдулова при всей этой веселости, есть какая-то не трагедия, а осознание какой-то мудрой грусти, непознанная тайна, которую хочется разгадать. Даже в этом замечательном дуэте "Уно, уно, ун моменто". Вроде бы звездный дуэт на все времена, а все равно видно, что за этим актером стоит какой-то знак вопроса для зрителя.
С. СОЛОВЬЕВ - Еще бывают такие умные люди от головы, а бывают умные люди от природы, от породы своей. Саша умный человек от природы, от породы своей. И он как всякий человек чувствует естественный трагизм любого человеческого существования. И никакая наша искусственная веселость и никакие наши победы и заслуги, они у по-настоящему умного человека никогда не могут отнять этого внутреннего сознания естественного трагизма нашего состояния.
К. ЛАРИНА Когда вы нам покажете Абдулова в новом фильме?
С. СОЛОВЬЕВ Фильм готов, мы сейчас технически работаем над копией. И где-то в начале сентября числа 15-го будем
К. ЛАРИНА Хороший он там?
С. СОЛОВЬЕВ Он очень хороший там, знаете, он экспериментально хороший там, потому что я ему сделал грим лет на 10 старше, чем ему на самом деле, с тем, чтобы посмотреть (была тайная мысль), чем все это дело кончится.
В. РАММ А глаз у него все равно молодой.
С. СОЛОВЬЕВ Как он будет меняться. Там у меня много возрастных моментов и вот этот грим его 60-летнего человека вдруг показал мне, насколько благороден вообще путь его развития. Когда-то у меня, кстати, была такая же вещь. Я Вячеслава Васильевича Тихонова снимал и в своей дипломной работе по Чехову, а он только-только тогда снялся князем Андреем, потом я снимал его в "Егоре Булычове", попом Павлином, это было примерно так же, как Абдулов
В. РАММ - Сумасшедшая красота и популярность.
С. СОЛОВЬЕВ - Пройти по улице было совершенно невозможно с ним. И потом у меня был такой перерыв в общении с Тихоновым на экране, и я где-то на отдыхе включил и смотрел Штирлица, я посмотрел и подумал как красиво стареет человек. Там в Штирлице у него была еще не старость, а такая зрелость, мужская зрелость с первыми признаками возраста. И это настолько облагородило его облик, настолько добавило нашей любви к тому образу, который он создавал. И когда я Саше сделал этот грим, посмотрел на него, я подумал то же самое, что с Тихоновым. Он из тех людей, которым не страшен возраст, и даже не страшно стареть, поскольку за всем этим стоит опять-таки личность человеческая и наш возраст нашей любви этой личности с возрастом только прибавляет.
К. ЛАРИНА - Я бы хотела у Мити спросить - вы чувствуете разницу в возрасте с отцом?
Д. СОЛОВЬЕВ - Наверное, конечно.
К. ЛАРИНА - В чем?
Д. СОЛОВЬЕВ - В опыте, прежде всего жизненном.
В. РАММ Но вы же коллеги, вы предлагаете пакет дизайнерский к папиному фильму.
К. ЛАРИНА - Что такое дизайнерский пакет? Объясните мне, я не понимаю ничего.
В. РАММ Это полное оформление рекламное фильма, плакаты.
Д. СОЛОВЬЕВ - Это называется красивым словом креатив, а на самом деле это просто концепция
К. ЛАРИНА - Придумать, как это все будет.
С. СОЛОВЬЕВ Сейчас, допустим, была у Мити история на Ханты-Мансийском фестивале, появилась редкая возможность сделать все от начала до конца. То есть баннеры, облик фестиваля, фирменный стиль фестиваля. Бланки, конверты,
К. ЛАРИНА Это интересная работа?
Д. СОЛОВЬЕВ - Очень. Это безумная интересная работа.
В. РАММ - Вы приходите, предлагаете что-то, а папа из своего допустим, консерватизма, что-то не принимает, а вы знаете, что это модно, это надо. Получается убедить?
Д. СОЛОВЬЕВ - Он совсем не консерватор.
С. СОЛОВЬЕВ Я даже наоборот поднатчик.
К. ЛАРИНА - Азартный человек.
С. СОЛОВЬЕВ Конечно. Я, почему понимаю его интерес в этом странном занятии, он мне говорит как-то ты знаешь, а иногда бывает плакат к картине, вообще круче, чем сама картина, умнее. Красивее.
К. ЛАРИНА - А это такое большое значение имеет?
С. СОЛОВЬЕВ Колоссальное.
В. РАММ Потому что это первая манка, которая может привлечь зрителя.
С. СОЛОВЬЕВ Я вам могу сказать, почему я, например, к этому так серьезно отношусь. Я помню, когда я жил в Питере, сегодня такой день, поздравляю свой родной город с этим чудным юбилеем, тем более что я там болтался где-то на 250-летие.
К. ЛАРИНА - Хорошо, что не на 100-летие.
С. СОЛОВЬЕВ И когда жил замечательный режиссер, выдающийся художник Николай Павлович Акимов, как главный режиссер Театра комедии, он всегда делал к своим спектаклям свои плакаты. И когда эти плакаты украшали весь город, я вам могу сказать, что у города Санкт-Петербурга было особое лицо. То есть это как бы часть архитектуры, это часть лица города, часть души города. Вот сейчас например, в Москве я тоже иногда прихожу в ужас от этих новостроек с маковками И я думаю, что единственное, что может уравновесить сейчас это дело это культура и красота дизайна, поскольку с этим уже ничего не поделаешь. Но в архитектуре города, в облике города на сегодняшний день реклама это грандиозный совершенно момент, то есть меня, например
В. РАММ Но это такой самотек, каждый придумывает то, что
С. СОЛОВЬЕВ И то, что Митя говорит о системности, дизайнерский пакет, это невероятно важно. Потому что сейчас с "Идиотом", рейтинги которого зашкаливают, я не буду обсуждать, хорошая картина или плохая.
К. ЛАРИНА - Смотрели?
С. СОЛОВЬЕВ - Смотрел, у меня есть свое мнение по этому поводу. Но оно в данном случае не имеет никакого значения. Народ весь, огромный российский народ сидел, открыв рот, и смотрел, что будет с князем Мышкиным
В. РАММ И читал книгу параллельно.
С. СОЛОВЬЕВ - И потом читал книгу, которую он никогда не читал. Это же грандиозное событие. И как они умно толкнули это дело, умной и красивой рекламой. Помните, весь город был завешан персонажами. Настасья Филипповна, Мышкин, Рогожин, Аглая. Замечательно сделано.
В. РАММ Конверты, который каждый получал.
С. СОЛОВЬЕВ Конверты, которые получали просто люди в почтовых ящиках. Открывали и там смотрели не пропустите 21-го числа главная премьера То есть делали, как умница делала все это дело.
К. ЛАРИНА - А если реклама не соответствует продукту?
С. СОЛОВЬЕВ Тоже хорошо. У нас было в свое время в советские времена, она и сейчас есть, контора "Совэкспортфильм", которая делала потрясающие афишные листы к нашим картинам. Потрясающее.
В. РАММ На французском, английском.
С. СОЛОВЬЕВ Наши картины не очень покупали тогда, но какие были выставки по всему миру рекламного плаката, и когда я спрашивал начальника отдела: "Как там дела, как развивается бизнес ваш?" Он вздыхал, смотрел на меня и говорил: "Свисток больше паровоза".
К. ЛАРИНА - Тот самый случай.
С. СОЛОВЬЕВ Пусть будет свисток больше паровоза. К паровозу будут уважительнее относиться.
К. ЛАРИНА- Митя, больше не будете артистом, сценаристом?
Д. СОЛОВЬЕВ - Я не хотел бы зарекаться на всю жизнь.
В. РАММ Продолжения воспоминаний пишутся?
Д. СОЛОВЬЕВ - Да, жизнь идет, поэтому и воспоминания пишутся.
К. ЛАРИНА - Ну а актером вы себя чувствуете?
Д. СОЛОВЬЕВ - Нет, совсем, что вы.
К. ЛАРИНА - Почему, такую роль сыграть сложную.
Д. СОЛОВЬЕВ - Мне было проще, потому что она имела прямое отношение ко мне, и в отношении этой картины вы говорите о трагизме, а, на мой взгляд, она как раз очень оптимистичная, романтичная, о любви в таком глобальном смысле слова к жизни
К. ЛАРИНА - Но все равно человека-то сломали.
Д. СОЛОВЬЕВ - Да нет, что вы, как раз человека Наоборот, о том, что человека не сломать и поколению этому я думаю, было не сложнее, чем военному или послевоенную поколению, поэтому я считаю, что такая очень радостная
В. РАММ Я считаю, что сложнее.
Д. СОЛОВЬЕВ - Я так не думаю.
К. ЛАРИНА - У меня еще один вопрос к вам. Как вы думаете, почему все-таки герой, которого вы сыграли в "Нежном возрасте", не может сравниться по популярности, даже претендовать на героя, которого сыграл покойный теперь уже Сережа Бодров в фильмах "Брат-1" и "Брат-2"? Казалось бы, герои одного поколения, но почему-то мы воспринимаем того Данилу Богрова, не мы, а большинство зрителей, как героя нашего времени, а персонаж, которого вы сыграли, этот человек очень индивидуален, за ним не пойдет толпа.
Д. СОЛОВЬЕВ - Я не думаю, что здесь какие-то сравнения уместны. Я очень хорошо знал, безумно любил Сережу, и я поклонник фильма "Брат" и, к сожалению, я знаю ребят, которым действительно в головы приходилось стрелять, и эти два понятия друг к другу не имеют ни малейшего отношения. Просто "Брат" крепко, шикарно сделанное кино, и в том числе, я считаю, что коммерческое кино. А если можно так сказать, это такой блокбастеровский проект по большому счету.
К. ЛАРИНА - То есть все равно какое-то послание там заложено, понятно, что это блокбастер
Д. СОЛОВЬЕВ - Я вообще не рассчитывал на какой-то успех такой, какой он был у картины "Нежный возраст", потому что там столько, особенно на Западе, там столько вещей, понятных только человеку, который прожил жизнь в России, но, тем не менее, я просто безумно удивлен и все рецензии, которые читал, были замечательными просто. Я, может быть, читал две, но они были такие, это безумная редкость
В. РАММ А не пытались отгадать загадочную русскую душу?
Д. СОЛОВЬЕВ - Именно. Может быть, это эфемерное понятие "загадочная русская душа", но я читал две рецензии, но там было видно, что люди не то что ругают, а просто не понимают, о чем идет речь.
С. СОЛОВЬЕВ Я бы еще хотел добавить.
В. РАММ А у нас многие обиделись за разгадки в этом фильме новой загадочной русской души.
С. СОЛОВЬЕВ Я к тому вопросу, который вы задали. Во-первых, действительно Сережа создал совершенно выдающийся миф в персонаже, это совершенно грандиозно. Потому что можно создавать персонажи, а можно создавать мифы персонажа. Конечно, таких людей нет. Нужно понять, что такие люди, которого играл Митя в жизни, они есть, их мало, но они есть, потому что это история о людях этой жизни. А эта история, в общем, та самая кинематографическая сказка о том, что если бы, то есть это как бы воплощение мечты и надежд молодого поколения. Если бы появился такой человек, причем это страшный на самом деле образ. Вот он видит мерзавец, и ничего бы не выяснял бы, почему он мерзавец, но их такое количество, что нужно отстреливать, и внутренне это знает каждый из молодых людей, что количество мерзавцев на кв. м площади сейчас такое, что хорошо бы уже не выяснять, а отстреливать. Это кошмар, но это как бы внутренняя надежда каждого, что появится такой персонаж
В. РАММ Который сделает за тебя.
С. СОЛОВЬЕВ Который за тебя сделает Почему этот маразм со Сталиным опять начинается, почему начинается скинхедовский маразм
В. РАММ Пионеры.
С. СОЛОВЬЕВ Пионеры все эти, потому что у всех как бы надежда на то, что появится сейчас Знаете, у нас есть один нехороший Сталин, которого осудили, а есть хороший Сталин И вот Сережа сыграл, как ни странно, с одной стороны очень живого нормального человека, которого мы знаем по жизни, с его обаянием и еще в нем живет как бы хороший Сталин безжалостный, которого каждому немножечко не хватает. Вот эта сильная рука знаменитая
В. РАММ - Мечта о старшем брате.
С. СОЛОВЬЕВ И причем сильная рука не из того поколения, а сильная рука среди нас, взяли бы, да и разобрались бы со всем этим.
В. РАММ А с чем разобраться, никто не может даже сформулировать.
С. СОЛОВЬЕВ Но сама по себе мифология эта сделана совершенно замечательно. Я, например, огромный поклонник фильма "Брат-2" и последней Сережиной картины "Сестры". Эти все картины мне безумно нравятся. Я могу рассуждать хорошо это или плохо, но то, что они находятся в прямом контакте с жизнью, с внутренней жизнью людей этого поколения, с их надеждами, с их мироощущением, с их бедами Воспитать они не могут, если начнут воспитывать, это страшно, но дать запас любви к себе самим, они могут.
В. РАММ - А кино должно давать запас любви или быть безжалостным в анализе?
С. СОЛОВЬЕВ Да ну что вы, какой там безжалостный анализ. Это в лабораториях анализ мочи на стол мечи. Какой там анализ? Если кино не несет энергии, любви, если кино не качает кислород людям, оно не нужно совершенно.
В. РАММ А как же арт-хаус, который для себя
С. СОЛОВЬЕВ Очень хорошо, всегда кто-то должен баловаться, чтобы кто-то кого-то спрашивал а как же арт-хаус?
К. ЛАРИНА Братцы, у нас мало времени осталось, я бы хотела еще вопрос задать Сергею Александровичу. Сейчас у нас народ ломанулся классику экранизировать со страшной силой. Я хотела спросить, я знаю, что Сергей Александрович хотел делать в свое время "Анну Каренину".
С. СОЛОВЬЕВ Я ее обязательно буду делать.
К. ЛАРИНА Сейчас вам не предлагали на РТР?
С. СОЛОВЬЕВ У меня идут переговоры.
К. ЛАРИНА То есть вполне возможно, что это вы будете делать?
С. СОЛОВЬЕВ Да.
К. ЛАРИНА - Слава богу.
В. РАММ А кто Анна Каренина будет? Ведь пока что очень большая проблема с молодыми
К. ЛАРИНА - Мы вспоминали Иру Метлицкую, когда смотрели фильм "Идиот". Вот кто может сыграть такие роли.
С. СОЛОВЬЕВ На самом деле, все есть.
К. ЛАРИНА - Скажите, где берете?
С. СОЛОВЬЕВ Ничего никому не скажу. Места нужно знать.
К. ЛАРИНА- Это не те, которые ходят по всем сериала, серийные артисты?
С. СОЛОВЬЕВ Места нужно знать.
К. ЛАРИНА - Успокойте, не серийные артисты?
С. СОЛОВЬЕВ - Нет.
К. ЛАРИНА - Слава тебе, господи. Хорошие актрисы есть?
С. СОЛОВЬЕВ Все есть, есть все. Нет только денег и то неправда, не денег нет, а нет
В. РАММ Социального заказа.
С. СОЛОВЬЕВ Нет. Нет разумного менеджера, разумного образованного, умственно развитого и душевно развитого менеджера при этих деньгах. Вернее, они тоже попадаются, они тоже есть
В. РАММ Валерий Тодоровский
С. СОЛОВЬЕВ Есть, но просто это поколение еще формируется, потому что все поняли, допустим, кинематографический менеджмент на сегодняшний день, вот любой сериал дает прибыль, ее можно посчитать, от 25%, делать ничего не надо. Нужно просто запускать длинное кино, сериальное кино. Понимаете, запускают длинное сериальное кино, не делая ничего. А на самом деле, и когда деньги есть, делать все равно нужно, нужно работать головой, душой и понимать цель использования этих денег, что люди получат в итоге, тем более, что деньги-то государственные в основном.
К. ЛАРИНА - Мить, будете что-то делать еще с отцом вместе? Или уже есть что делать?
Д. СОЛОВЬЕВ - Даст бог возможности, обязательно.
К. ЛАРИНА - А что бы хотели? Про себя опять что-нибудь?
Д. СОЛОВЬЕВ - С отцом я бы хотел делать все. И про себя, и про него, и про нас. Поэтому я надеюсь, что может быть, что-то получится.
К. ЛАРИНА - Ну что, у нас все заканчивается, к сожалению, как всегда ничего не успели. Я хочу назначить победителей. "Говорухин, Михалков, Филипп, 12 лет", - молодец, Филипп. Дальше, Артем из города Вологды. В Вологду отправляем, как это называется - дизайнерский пакет, мне очень понравилось это выражение. Поздравляем наших победителей, говорим спасибо Дмитрию Соловьеву и Сергею Александровичу Соловьеву. Я очень рада, что я услышала, что "Анну Каренину" вполне возможно будет снимать именно Соловьев, не кто-либо другой. Есть надежда. Сейчас, когда закончится передача, и вы ничего уже не услышите, нам Сергей Александрович расскажет все, что он думает про фильм "Идиот". Мне очень интересно послушать его мнение, но вы этого не услышите, уважаемые друзья. Спасибо, пока.