Купить мерч «Эха»:

война глазами молодого поколения - Лариса Садилова, Алексей Кравченко - 25-й кадр - 2003-05-04

04.05.2003

4 мая 2003 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Лариса Садилова кинорежиссер, Алексей Кравченко актер.

Эфир ведут Ксения Ларина, Вита Рамм.

К. ЛАРИНА Программа "25-й кадр". Добрый день, в студии Ксения Ларина и Вита Рамм. Вита, привет.

В. РАММ Добрый день.

К. ЛАРИНА Фильм посмотрела, кстати, по-моему, позавчера его показывали, "Ва-банк", какой фильм вообще, можно смотреть без конца. Так, наши гости сегодня. Лариса Садилова. Здравствуйте, Лариса.

Л. САДИЛОВА Здравствуйте.

К. ЛАРИНА Алексей Кравченко. Здравствуйте, Алексей.

А. КРАВЧЕНКО Здравствуйте.

К. ЛАРИНА Мы решили сегодня с Витой титры пустить. Начинай.

В. РАММ Алексей Евгеньевич Кравченко, дата рождения 10 октября 1969 года, место рождения Подмосковье. Три года отслужил в мор. флоте, во Владивостоке. Затем окончил Театральное училище имени Б.В.Щукина. Впервые снялся в кино в возрасте 14-ти лет ("Иди и смотри"). Во время учебы в Щукинском училище снялся в одном из роликов "Русского проекта". На 4-м курсе, в 1995 году, был приглашен в Театр имени Евгения Вахтангова. Сейчас работает в Театре имени Пушкина. В 2001 году лауреат премии "Триумф". Почитатель японской компьютерной музыки. Создатель и руководитель музыкального проекта "Гаурана", стиль Industrial, technotrash, гитара и бэк-вокал, а солист Dinamit (Владимир Турчинский). Много фильмов, много сериалов "Русские амазонки", "Спецназ", "Бригада". Главные фильмы, у меня фильмов много здесь написано, но скажем главные: "Звезда", "Цветы от победителей" по мотивам "Трех товарищей" Ремарка, "Мама", "Му-Му"

К. ЛАРИНА "Мама" это не где Коза и Волк

В. РАММ Нет, фильм Дениса Евстигнеева.

В. РАММ "Иди и смотри". Но у меня вот тут в 73 году первый фильм

А. КРАВЧЕНКО Нет, боюсь, в 73-м я был еще совсем маленький. Еще одна тонкость я родился в Москве.

В. РАММ Везде в Интернете в Подмосковье.

К. ЛАРИНА Враги везде, понимаешь.

А. КРАВЧЕНКО В Интернете?

В. РАММ В общем, первая яркая роль это фильм "Иди и смотри". Что ждать в будущем? Мистический триллер "Ретушер" и "Мужской сезон". Очень интересные мнения об этом человека в форумах Интернета

К. ЛАРИНА Я посмотрела, там девочки все визжат.

В. РАММ "Алешка самый лучший парень и актер, я обожаю его, такими должны быть настоящие мужчины", "Чудный актер, разный в разных ролях, но в целом просто замечательный, настоящий мужик, мачо", "На мой взгляд, Алексей Кравченко это украшение нашего экрана", "Я обожаю Алексея Кравченко, он очень красивый, сильный, умный, жалко, что женатый".

А. КРАВЧЕНКО Спасибо.

К. ЛАРИНА Практически все правда, кроме места рождения. Все. Лариса Садилова, у нее не такая богатая биография, она с ужасом сейчас слушала такую объемную информацию про Алексея Кравченко Лариса Садилова актриса и режиссер, окончила ВГИК, мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, получила Гран-при в конкурсе "Дебют" на "Кинотавре" 98 года, снялась как актриса в фильмах "Лев Толстой", "Ночь", "Мне не забыть, не простить", дебют режиссерский в 97 году, фильм "С Днем рождения", получила десятки отечественных и международных призов, фильм прокатывался во Франции, снимался в Кашире. Здесь такую аннотацию, кто предложил, ты, Вита, предложила? Пять разных женщин с разными жизненными судьбами находятся в обстановке, как говорится, максимально приближенной к боевой. Ощущение документальности создается черно-белым решением картины, реалистичными кадрами родов (Боже мой), но старый обшарпанный роддом странно и неожиданно становится оазисом покоя. И второй фильм, 2003 года, "С любовью, Лиля", уже получил Гран-при в Роттердаме, в январе, фильм снимался в Орле, и там состоялась премьера картины, в эти дни принимает участие в конкурсной программе фестиваля "Московская премьера". Лариса Садилова в Орле при содействии администрации Орловской области проводит фестиваль "Российская провинция". Здесь все правда, Лариса?

Л. САДИЛОВА Фестиваль "Российская провинция" я уже не провожу, просто мы помогли сделать первый фестиваль, во время съемок, когда у нас там были, а сейчас этот фестиваль город делает самостоятельно. И еще, вчера мне сообщили новость, что Марина Зубанова, исполнительница главной роли в фильме получила на Брюссельском большом кинофоруме приз "За лучшую женскую роль". Я ее поздравляю, очень этому рада, я думаю, все, кто ее знают, любят, тоже порадуются за нее.

К. ЛАРИНА А мы вас тогда поздравляем, это все-таки ваша заслуга в том числе, как режиссера и автора, как человека, который эту актрису нашел.

В. РАММ Да, это открытие.

К. ЛАРИНА На центральной сцене, вообще, в столице, вот, оказывается, как бывает. Итак, что же объединило сегодня наших гостей, объединяет. Они друг с другом, как мы выяснили, не знакомы, впервые познакомились. Хотя Лариса наверняка Алексея в кино видела.

Л. САДИЛОВА Конечно.

К. ЛАРИНА Алексей, видел какие-нибудь фильмы Ларисы Садиловой?

А. КРАВЧЕНКО К сожалению, нет.

К. ЛАРИНА К сожалению, нет. У вас все впереди. Мы сегодня решили поговорить о войне, о Великой Отечественной, поскольку приближается праздник, 9 Мая. Алексей достаточно много сталкивался с этой темой в кино, а Лариса, насколько нам известно, собирается снимать кино о войне. Я бы, наверное, первым задала такой вопрос. Как вам кажется, уважаемые гости, сегодняшний подход к этой теме, сегодняшний интерес к этой теме, он другой, не такой, как был лет 15-20 назад, в те времена, когда Алеша снимался в фильме "Иди и смотри"?

А. КРАВЧЕНКО Я думаю, сейчас и подход, и отношение абсолютно другие, потому что я сталкиваюсь с тем, когда я встречаюсь со зрителем, все сравнивают две "Звезды".

В. РАММ 49-го года.

А. КРАВЧЕНКО 49-го года, нашу "Звезду". Поколение ветеранов Великой Отечественной войны перед просмотром новой "Звезды", если так можно сказать, всегда говорят так это молодые сняли, а что они могут снять, давайте не пойдем тогда. В итоге они идут, выходят потом в слезах абсолютно, т.е. я понимаю, что им понравилось, они поверили. Значит, ту часть своей души, которую мы пытались как молодые ребята вложить в наших героев, значит, мы правильно все сделали и все получилось. Как ни странно, есть такие люди, которые говорят а вот нам не нравится, тот фильм был теплее. Немножко такое странное ощущение, у меня даже спор был с ветеранами, когда я сказал я понимаю, раньше были фильмы, там и потанцуют, и попоют, а в этом фильме и не танцуют, и не поют, но погибают все в конце, в отличие от первой "Звезды", где, в принципе, конец был более мягкий.

К. ЛАРИНА А у Казакевича как, в литературе?

А. КРАВЧЕНКО Все погибают.

К. ЛАРИНА Все погибают.

В. РАММ Но это правда.

А. КРАВЧЕНКО Это правда. И возникает вопрос снимать ли правдивое кино о войне или снимать все-таки кино

К. ЛАРИНА Щадящее.

А. КРАВЧЕНКО Я вот за то, чтобы правду, правда тоже разная бывает. Если драма, то это для меня должна быть драма, не может быть открытого конца, веселого, там не веселого, но более спокойного. Все должно быть плохо.

К. ЛАРИНА По-настоящему.

А. КРАВЧЕНКО По-настоящему.

В. РАММ Скажите, пожалуйста, а вот изменили ли что-то в восприятии зрителей американские фильмы о войне, которых у нас в последние годы очень много на экранах, тот же Спилберг, "Спасти рядового Райана", "Список Шиндлера". Вот в этом отношении наш зритель, более готов, мне кажется, к другому даже, более жестокому. Или технология только это?

А. КРАВЧЕНКО Для меня, в первую очередь, идет технология, я так думаю. Т.е. все эффекты, звуки Опять же, как ветераны реагируют на "Звезду", где тоже все эффекты сделаны абсолютно

В. РАММ Качественно.

А. КРАВЧЕНКО Качественно. Они говорят вот, все шумит, непонятно, очень громко. Это говорят ветераны. Молодые говорят ой, здорово, прямо все как по-настоящему. Я думаю, что, конечно, в первую очередь, первое такое ощущение, это от технологии, от всех эффектов.

К. ЛАРИНА Лариса, ваше мнение.

Л. САДИЛОВА Я очень часто сейчас сталкиваюсь с таким мнением во время написания своего сценария, когда мне задают вопрос: а кто это будет смотреть, это никому не интересно, все сейчас ориентированы на молодого зрители и, мол, все, типа это неинтересно, нужно брать другие темы, проката у картины не будет. Не знаю, я вообще сторонник того, чтобы делать хорошее кино, а если это будет хорошее кино, оно найдет своего зрителя. Дело в том, что вот моему сыну сейчас 15 лет, лет 5 назад, когда они еще в школе не проходили войну, мы с ним были на одном международном фестивале, шли по солнечной набережной, почему-то, не знаю, запели какую-то военную песню... Что-то я задала ему вопрос: а ты вообще-то что-то знаешь про войну? И он смотрит на меня, вытаращив глаза, потому что надо что-то ответить. Я говорю: ты вообще слышал про блокаду? Я ему стала рассказывать, для него это был момент просто открытия. Потому что когда вышел фильм "Спасти рядового Райана", французским детям задали вопрос: "Кто победил во второй мировой войне?" Все французские дети сказали американцы.

К. ЛАРИНА Так взрослые американцы так считают.

В. РАММ Американцы понятно, а во Франции, которая участвовала в этой войне

Л. САДИЛОВА И второй вопрос: "Против кого воевали американцы?" И французские дети ответили против русских.

В. РАММ Мир забыл.

Л. САДИЛОВА Т.е., в принципе, я, например, хочу снимать свою следующую картину конкретно для своего сына, для своих детей. И методы нужно находить, стилистику нужно находить, конечно же, не ту, в которой снимали наши, скажем так, отцы и деды.

В. РАММ Да и просто, Лариса, это невозможно, как "Солдаты свободы", армия уже не будет участвовать бесплатно, как у Озерова снимались

К. ЛАРИНА Да Бог с ней, с армией, подождите, товарищи

Л. САДИЛОВА Да даже если она будет использована, это же можно снять так, что это будет точно так же, как у Озерова. Тогда получается а смысл?

К. ЛАРИНА Такая же фальшивка.

Л. САДИЛОВА Тогда взять, "долбировать" можно все картины, тогда зачем снимать. Поэтому здесь и подход должен быть другим, для того чтобы наши дети, на самом деле, посмотрели. Чем замечателен фильм "Звезда" Коли Лебедева? Тем, что там фильм о молодых ребятах, именно о молодых. Ведь после войны осталось 5% молодого поколения, не за кого было выходить замуж, практически был провал такой поколения, рождаемости. Поэтому в моей картине тоже будут герои, это молодые люди, потому что зритель должен ассоциировать себя с героями картины.

К. ЛАРИНА Лариса, а какая там история? Может быть, чуть-чуть скажете, о сюжете, об истории, на чем основана она.

Л. САДИЛОВА Фильм о концертной бригаде во время Великой Отечественной войны, скорее всего, это будет история 13-й бригады, которая практически почти вся погибла. Но там любовный треугольник, одна из героинь попадает на оккупированную территорию и работает для немецких войск, а другая героиня выходит из окружения и продолжает работать в концертной бригаде, на нашей территории, для наших солдат. Поэтому это история любви и, конечно, на таком страшном военном фоне. Это реальная история, то, что было, то, что я сейчас рассказала. Все остальное очень много идет из воспоминаний наших ветеранов, из материалов, которые мы ищем в Красногорске.

К. ЛАРИНА Если говорить о темах, которые в этом пространстве заложены, военном, по-моему, только один раз по-настоящему в фильме "Восхождение" Ларисы Шепитько всерьез была исследована тема предательства. Вспомните, там Гостюхин, замечательная работа, лучшая, наверное, работа за всю жизнь.

В. РАММ Ты знаешь, она сегодня не воспринимается как предательство

К. ЛАРИНА Прости, Вита. Как вы думаете, почему на эту тему не снимают ничего. Почему, Лариса?

Л. САДИЛОВА Во-первых, у нас, посмотрите, на военную тему, по-моему, вышел "Август 44 года" и "Звезда". Сколько времени прошло, что мы вообще эту тему не трогали. Очень много, это раз. А во-вторых, тогда почему не трогали? Ну тоже потому, что была цензура. Если послушать или почитать воспоминания и Шепитько, и всех режиссеров, то, с чем им приходилось сталкиваться, т.е. многие темы были просто непроходными. Хотя тогда это были те режиссеры, которые были ближе к войне, у них родители воевали, об этом и в доме говорилось, для них эта тема была более близка, чем для нас. Потому что мы вот, я застала своего деда.

А. КРАВЧЕНКО Опять же такая сложность. Например, фильм "Иди и смотри", я слышал много мнений, когда говорили, еще в то время говорили зачем снимать такое кино?

К. ЛАРИНА Жестокое, да?

А. КРАВЧЕНКО Зачем показывать такую правду? Для чего вы это делаете? Посмотрите, у вас "скорые помощи" перед подъездом в кинотеатрах стоят. Зачем вам это надо? Сейчас сложность в том, что, если сейчас снимать кино, возникает вопрос, очень много абсолютно разнополюсовой информации о войне, и молодежь начинает теряться, она не понимает, кому верить.

К. ЛАРИНА Где правда, а где идеология.

А. КРАВЧЕНКО Сами ветераны, и тому я свидетель, говорят, что вот говорите о войне правду тогда, когда мы уйдем. Я не совсем с этим согласен. Я молодое поколение, я себя еще отношу к молодому поколению, я не понимаю, почему вы так говорите. Понято, что наши ветераны, наши люди выиграли эту войну, положили свои жизни, свои судьбы для победы, но есть какой-то нюанс, который обязательно должно знать молодое поколение, чтоб это не забылось.

К. ЛАРИНА Хотя бы знать, какой ценой эта война выиграна, ценой скольких жизней.

А. КРАВЧЕНКО Да.

В. РАММ Ну а потом традиция советского кино и вообще советской культуры, искусства после войны это традиция победителей. Там не могло быть вопросов о том, кто-то струсил, кто-то сомневался, кто-то испугался, таких человеческих эмоций. Только в одном, "Баллада о солдате", там в самом начале Алеша Скворцов пугается этого танка, но тем не менее потом героизм в нем просыпается. Это традиция была. Это сейчас мы можем осмыслить, какой ценой. И это очень важно. Потому что, когда казалось, все победители, это очень легко, поэтому очень простое может быть, упрощенное отношение к войне. Ну что там, 20 миллионов Жуков положил и все, и победили.

Л. САДИЛОВА 28.

В. РАММ 28. Эта традиция, может быть, сегодняшним поколениям режиссеров, актеров Вот Лебедев в "Звезде" эту традицию уже нарушает. Это очень чувственное кино, без ура-патриотизма, такого "вперед и с песней", оно очень чувственное кино.

Л. САДИЛОВА Дело в том, что, в принципе, если взять, что мы победители на этой войне, поэтому мы имеем право делать все, чтобы все имеем право делать, потому что в конце все равно happy-end, в конце все равно мы победили.

К. ЛАРИНА В конце 9 Мая. Ну что, мы только начали наш разговор. Сейчас у нас новости. После новостей мы продолжим нашу встречу, нашу передачу "25-й кадр". Напомню, что в гостях у нас сегодня актер Алексей Кравченко и режиссер Лариса Садилова. Наш пейджер работает для ваших мнений и для ваших вопросов 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Еще у нас есть несколько подарков для вас, это будут видеокассеты, об этом скажем чуть позже.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА Напомню, что сегодня в программе "25-й кадр" принимают участие режиссер Лариса Садилова и актер Алексей Кравченко. В студии также Ксения Ларина и Вита Рамм. Сегодня мы говорим о фильмах про войну, которые уже есть и которые еще будут. Здесь уже наши слушатели присылают вопросы и свои мнения по поводу разговора. Естественно, интересуются фильмами Ларисы Садиловой, где их можно посмотреть. Вот сегодня мы разыграем несколько видеокассет, мы что отдадим, Лариса, "С любовью, Лиля".

Л. САДИЛОВА Да.

К. ЛАРИНА Как раз вот новый фильм Ларисы Садиловой вы сможете получить в подарок.

В. РАММ Для москвичей можно найти в тех кинотеатрах, где идет "Московская премьера", он в конкурсной программе. Желаем успеха.

Л. САДИЛОВА Да, можно посмотреть "Московский комсомолец", по-моему, там идет реклама, в какой день.

В. РАММ Да, и в "Афише" также есть, перечислены все кинотеатры, в которых идет. Мы не будем сейчас занимать время, просто поинтересуйтесь.

К. ЛАРИНА Во всяком случае, вы сможете выиграть видеокассету "С любовью, Лиля", если ответите на вопрос.

ВОПРОС ДЛЯ РОЗЫГРЫША

К. ЛАРИНА Тут наши слушатели еще напоминают фильмы, которые были сняты и в советское время в том числе. Мы забыли упомянуть Алексея Германа "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны", это выдающиеся работы. Ну, в конце концов, если перечислять все фильмы, которые на нас производили впечатления, извините, это "Летят журавли", в первую очередь, уж кино на века.

Л. САДИЛОВА Та же "Молодая гвардия".

К. ЛАРИНА "Молодая гвардия" Не знаю, мне кажется, что сейчас уже "Молодая гвардия" если бы снять, то по-другому, наверное.

Л. САДИЛОВА Кино стареет быстро, но это кино как раз о молодых.

К. ЛАРИНА А вот смотрите, а что делать с идеологией. Вот у меня к вам вопрос. Если мы говорим о войне, если мы говорим о фильмах про войну, что делать с идеологией? Леша.

А. КРАВЧЕНКО Мое мнение такое. Какая-то часть фильмов, которая была снята в те годы, застойные, так скажем.

К. ЛАРИНА Советские.

А. КРАВЧЕНКО Я думаю, что идеология там была чуть-чуть другая. По детству я помню, когда постоянно ЦК КПСС, "партия сказала я сделал" Но при этом, когда снимается современное кино, тоже должна быть идеология, должна быть любовь к Родине, патриотизм, это надо воспитывать в нашем молодом поколении. Здесь начинается та сложность, как объяснить, как показать любовь к Родине, любовь к своей стране. У нас с патриотизмом, не уверен, что очень все хорошо в нашей стране, это мы на кухне можем любить нашу Родину, а потом в итоге получается нечто обратное.

В. РАММ Какой-то стеснительный получается, да? "Спасти рядового Райана", фильм заканчивается американским флагом на весь экран и ничего.

А. КРАВЧЕНКО Американцы вообще этого не боятся.

В. РАММ Вчера показывали "Захват", заканчивает Сигал на фоне американского флага.

К. ЛАРИНА Братцы, вы вообще какие-то чудные. Мы наелись этой ерунды за 70 лет, поэтому сейчас любое такое тупое проявление патриотизма в кино, такими средствами флаг там на весь экран или гимн, в конце концов можно спеть, как американцы это делали. Кроме отторжения, это ничего не вызывает. Вы поймите, какие-то другие должны быть средства. Чем мне понравилась "Звезда"? Чем мне понравился фильм "Спецназ"? Ну он не о войне, о современном. Люди делают свою работу, патриотизм это входит в список профессиональных качеств этих людей, как мне кажется.

В. РАММ А мне кажется, что патриотизм у них, они не думаю о том, что они делают это ради любви к Родине.

А. КРАВЧЕНКО Они выполняют свой долг, профессионально выполняют свой долг. Недаром это происходит, потому что даже девушки, которые приходят на мой сайт, если можно, адрес сказать

К. ЛАРИНА Да, конечно.

А. КРАВЧЕНКО www.guarana.ru, это сайт группы, ну и мой параллельно. Девушки приходят и мне объявляют о том, что они хотят служить в армии, чтоб служить в таких войсках.

К. ЛАРИНА В спецназе?

А. КРАВЧЕНКО В спецназе. Понято, что это кино. Многие смотрят и понимают, что много киношной неправды. Но это не потому, что мы снимаем кино, просто в "Спецназе" нельзя снять какую-то вещь профессионально, ее просто не будет видно. Если ты закапываешь растяжку профессионально, камера ее просто не увидит, зрителю будет неинтересно. Это уже такие тонкости.

К. ЛАРИНА Кухня. Лариса, про патриотизм.

Л. САДИЛОВА Дело в том, что не надо забывать, что война, для большинства это были и самые лучшие годы вообще-то жизни, это и влюблялись, и разводились, и очень много, кстати, хохотали.

В. РАММ И страстей испытывали.

Л. САДИЛОВА Потому что смех это была такая защита от того ужаса, который был на войне. Я считаю, что снимать страшное страшно, нельзя. Я бы, по крайней мере, пугать еще больше не стала.

К. ЛАРИНА А вы смотрели "Иди и смотри"?

Л. САДИЛОВА Да, конечно.

К. ЛАРИНА Какое впечатление на вас этот фильм тогда произвел?

Л. САДИЛОВА Страшно.

А. КРАВЧЕНКО Но там есть и смешное.

Л. САДИЛОВА На самом деле, тогда на этот фильм очень много набросились и говорили о том, что Нет, была война и такая, просто рядом с "Иди и смотри" должен быть фильм "Женя, Женечка и Катюша", потому что она разная была, война. Если б у нас были фильмы только такие, как "Иди и смотри", но он один, это высокопрофессиональный фильм. У нас был разбор во ВГИКе этого фильма, как Климов работал с цветом в этой картине. Это просто там отдельная история относительно этой картины. Да, страшно, но такая война была тоже, в основном она была такая. Просто если постоянно показывать такую войну, в конце концов, мы же сейчас уже не реагируем на трупы.

В. РАММ Абстрагируется организм просто, глаз не воспринимает.

Л. САДИЛОВА Мне кажется, для того чтобы войну понять, мне кажется, цензура должна быть сейчас только внутри каждого художника и, дай Бог, чтобы она была все-таки, своя, личная, такая как совесть, как вкус, как мера чего-то. Мне кажется, нужно показывать человеческие отношения на фоне войны, тогда это будет понятно всем, любому зрителю в мире.

К. ЛАРИНА Но есть какие-то, как вам кажется, существуют какие-то табу, какие-то темы, которые не стоит трогать, если мы говорим о Великой Отечественной войне, не о цензуре, а о каких-то этических вещах?

Л. САДИЛОВА Мера.

К. ЛАРИНА Можно снять кино про заградотряды, про СМЕРШ?

Л. САДИЛОВА Можно.

А. КРАВЧЕНКО Нужно.

В. РАММ Это новая тема, кстати.

К. ЛАРИНА Ну как это сделать так, чтобы ветеранов на просмотре такого фильма не хватил сердечный приступ?

А. КРАВЧЕНКО Я уверен, что хватит, абсолютно уверен. Опять же, повторюсь, у меня был разговор с ветеранами, они всячески отходят от этой темы. Это тема, подобная, когда собираются ветераны и люди, которые сидела в концлагерях. Те люди, которые сидели в концлагерях, первое, что они говорят своим же соотечественникам вы не ругайтесь на нас, но нам выжить там помогли немцы. Вы не представляете, что начинается среди этих людей. Основная часть ветеранов начинает кричать хватит пропагандировать фашизм. Те говорят да мы не пропагандируем, мы правду говорим, нам давали хлеб, мы убежали из концлагеря только благодаря тому, что немец сделал вид, не заметил, что щеколда не закрыта. В этом начинается разброд в голове, у меня, например. Я верю тем, понимаю этих, а дальше сложности начинаются.

К. ЛАРИНА А снять фильм про персонажей типа сегодняшнего Буданова, допустим. Про мародерство, про изнасилования, про убийство. Можно снять фильм про это сегодня?

Л. САДИЛОВА И такое было. Если почитать книгу Чухрая "Моя война" Вы знаете, я бы, например, не стала вот сегодня, пока еще ветераны живы Опять же, я говорю, можно показать или так или иначе одно и то же событие, все равно зависит от меры и вкуса, от сострадания, от любви, не знаю, можно ведь показать какую-то сцену с юмором, а можно показать ее со стебом. Это две разные вещи. Поэтому это только художник сейчас, в данный момент, может это сделать, определить вот эту грань.

В. РАММ Я думаю, что фильм о Буданове, у нас еще общество не готово.

К. ЛАРИНА Я говорю не о Буданове, а о Будановых времен Великой Отечественной войны.

Л. САДИЛОВА И такие были, со своими срывами.

В. РАММ И тоже не готово, еще не готово общество, не говоря о том, что художники не готовы.

К. ЛАРИНА Вот возвращаемся к началу. Леша сказал, что сейчас надо снимать обо всем, и об этом, и об этом.

В. РАММ Надо снимать, надо готовить. Но если бы у нас снималось из 10 картин, допустим, в этом году снимается 62 картины, если бы 30 из них были бы, разного плана, о войне, о Великой Отечественной или об Афганской войне, или о синдроме Чечни, и 30 картин, тогда среди них можно было в этом потоке и эту.

К. ЛАРИНА Про это. Про Власова можно снять фильм, и про власовскую армию?

В. РАММ Нужно.

А. КРАВЧЕНКО Да.

В. РАММ Но когда снимается в год одна картина о войне, две максимум Вот как накинулись на "Войну" Балабанова, только потому что это очень хорошее кино, но оно единственное, нет этого потока.

Л. САДИЛОВА Не поэтому накинулись. Это кино может или нравиться или не нравиться, противоречивая картина. Но за общество мы тоже решать не можем. Обществу рано кто это определил. Мы тоже часть того же общества. Я вот могу или реагировать на слезы ветеранов, или мне будет наплевать, такое кино я сниму. Ну как, взять и решить обществу сейчас рано, в данный момент нет, не готово, давайте дождемся, когда все умрут. Есть такой анекдот, когда пришли разводиться 90-летние старик со старухой, им говорят а что ж так поздно, они говорят ждали, пока дети умрут. Так и нам получается.

К. ЛАРИНА Это очень тонкий этический момент. Я так и не знаю ответа на этот вопрос. Можно или нельзя, если можно, то как. Ведь опять, естественно, возникнут обвинения в том, что мы порочим память. Естественно, люди, которые будут считать, что они зря прожили жизнь. Это то, что происходит с теми, кто верой и правдой служил советской власти, верой и правдой служил коммунистической партии, люди, которые сегодня прибывают в состоянии абсолютного отчаяния, сколько бы им ни было лет, которые все равно эти идеалы в себе сохранили. Вот эту вот границу, я не знаю ответа на этот вопрос.

А. КРАВЧЕНКО Из этого вытекает другая сложность. Ветераны абсолютно уверены в том, что наша современная молодежь, не дай Бог, господи упаси, в какой-то ситуации, не поступит так же, не встанет на защиту.

В. РАММ Да, они видят молодежь циничную и прочее

А. КРАВЧЕНКО При этом когда я говорю стоп, а как же другие войны, Чечня Я видел, я был в госпиталях, я видел этих ребят. Им даже порой ордена не дают, дают какой-то подарок вроде телефона, и это до слез обидно. Человек лежит, у которого нет ни рук, ни ног

В. РАММ Получает телефон.

А. КРАВЧЕНКО Я всегда встаю на защиту наших ребят, всячески пытаюсь доказать, что наша молодежь, не то что не хуже, она абсолютно правильная. Неважно, да, на улице, да, какие-то могут быть, я мягко скажу, шалости, но я абсолютно в нашей молодежи уверен.

К. ЛАРИНА Еще один вопрос, связанный с кинематографом, вопрос достаточно банальный, его часто обсуждают в кинематографических разговорах. Должно кино каким-то образом воспитывать зрителя или это исключительно как вид искусства, с информацией, с просветительством, с историей, со зрелищем, с сюжетом? Или все-таки момент воспитания должен быть?

Л. САДИЛОВА Опять же про сына скажу. Он смотрит, не знаю, как это называется, "Рокки", или "Рембо-5", или что, когда он воюет на стороне афганцев, Сталлоне. Вот они сидят в 5-летнем возрасте, они переживают как раз-таки за Сталлоне, который воюет против наших же солдат. Конечно, кино все равно будет воспитывать, все равно, особенно если это талантливое кино, оно все равно будет иметь воздействие. А здесь опять же, кто себе какую задачу ставит. Опять же, если ты будешь ставить цель себе я хочу воспитывать, я хочу воспитать, ничего не получится. У нас в данный момент в стране вообще даже спрогнозировать картину нельзя, пойдет на нее зритель не пойдет, получится не получится, а уж о воспитании...

А. КРАВЧЕНКО У нас на картине "Спецназ" есть военный советник, который, если мы что-то делает, он говорит ребята, всегда помните о том, что (он действующий военный советник, чуть постарше меня, на два года, полковник), он говорит ребята, вас копируют, там, на войне вас копируют.

В. РАММ Как на войне?

А. КРАВЧЕНКО На войне копируют все наши какие-то, так скажем, примочки, какие мы делаем.

К. ЛАРИНА В смысле героев?

А. КРАВЧЕНКО Наших героев копируют. Как держат оружие, как мы с ним обращаемся. И когда молодой парень приходит и начинает копировать, это, естественно, не связывается с профессионализмом настоящим военным, из-за этого иногда сложности бывают. Всячески он за нами следил, чтобы, даже если мы что-то делаем, чтобы это было, скажем так, красиво, чтобы это было...

В. РАММ Близко к жизни.

А. КРАВЧЕНКО Близко к жизни.

К. ЛАРИНА Ну все равно получается, что "Спецназ" это для спецназовцев получился фильм. Ведь такого эффекта, как случился, господи прости, у "Бригады", такого же не произошло.

А. КРАВЧЕНКО Не хочу я сравнивать два разных фильма, но те три серии, которые вышли в "Спецназе", они все равно имеют свою силу, люди не сравнивают, насколько мне известно, "Бригаду" и "Спецназ", два разных направления. Но при этом все ждут "Спецназ", когда будет "Спецназ"?

К. ЛАРИНА А когда будет "Спецназ"?

А. КРАВЧЕНКО К осени будет еще 4 серии, где-то сразу же, скоро Первый канал начнет снимать еще то ли 5

В. РАММ Леша, ваш герой в "Звезде", ваш герой в "Спецназе", помимо того, что другая форма, другое оружие, я не разбираюсь в этом, они в чем другие, в чем их разность?

А. КРАВЧЕНКО Они во всем другие. Я ловил себя на мысли, что возникает огромная сложность. Когда я снимался в фильме "Звезда", я беру ППШ автомат в руки, другое оружие. Но начинается какая-то современная пластика, признаюсь, похвалю себя сам, первый об этом задумался, мы с ребятами договорились так, чтобы не было профессиональной пластики, профессионального спецназа, какая-то другая походка, другая осанка что ли должна была быть. Мы работали над тем, чтобы, не дай Бог, в "Звезде" не сделать шаблон профессиональный, нашего времени, современности.

В. РАММ Лариса, это важно, чтобы актер, если конкретное время, когда снимается, чтобы не было примет современности.

Л. САДИЛОВА Конечно. И речь другая была тогда и сейчас. Конечно, важно. Иначе зачем брать фильм о Великой Отечественной.

В. РАММ Тогда получился бы капустник, они переоделись

Л. САДИЛОВА Ну тогда надо снимать на современную тему.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

К. ЛАРИНА Вот здесь про лица вы говорили. "Сегодня нельзя снять "Молодую гвардию", пишет Лидия. Где вы найдете такие чистые и светлые лица?" Вот слушали-слушали всю программу.

Л. САДИЛОВА Это проблема.

К. ЛАРИНА Ну не знаю, ну есть, вот, пожалуйста, светлое лицо Алексея Кравченко.

Л. САДИЛОВА Проблема, на самом деле, найти ведь людей того сейчас у нас будет начинаться кастинг, а ведь у нас не только те персонажи, которые, например, вот эта концертная бригада, а слушатели вот этих концертов? Это же тоже лица. И вот где это брать? Это проблематично сейчас.

К. ЛАРИНА В конце концов, мы же снимаем фильмы про прошлые века, ничего.

Л. САДИЛОВА Нет, это не значит, что их нет, просто надо искать, надо работать.

К. ЛАРИНА Уж такие находят лица.

В. РАММ В "Московской саге" когда снимались военные эпизоды

К. ЛАРИНА "Московскую сагу", это Вита Рамм имеет в виду экранизацию аксеновского произведения.

В. РАММ Да, оно еще в работе. Мне директор по кастингу, Даша Виолина рассказывала о том, что у них просто сотни альбомов с лицами тех времен, потому что прически другие, "массовку" нельзя просто так взять и с улицы собрать, у женщин у всех мелированные волосы, т.е. нужно все менять, даже если человек долю секунды появляется в кадре. Все другое и не все подходит.

Л. САДИЛОВА Вот у Коли Лебедева, 5000, он мне говорил, прошло на пробы на этих парней, 5000 человек он отсмотрел.

К. ЛАРИНА А что искали? Леша, что искали?

Л. САДИЛОВА Лица.

А. КРАВЧЕНКО Это мне сложно ответить.

К. ЛАРИНА Ну как вы думаете?

В. РАММ Его нашли.

К. ЛАРИНА Я поэтому и спрашиваю, как участника.

А. КРАВЧЕНКО Как минимум, пять главных героев прошло со мной за одним слотом, я честно приезжал на пробы. Не было такого, что если мы с Колей дружим, и он сказал все, Леш, ты снимаешься, давай. Я каждую пробу понимал, что я, как и все, на волоске возьмут, не возьмут. Пять главных героев, пять Травкиных прошло со мной вместе. Это, на самом деле, к режиссеру вопрос, я актер.

К. ЛАРИНА Вот режиссер. Лариса, что нужно?

Л. САДИЛОВА Мы говорили об этом с Колей. Во-первых, нужны были молодые, во-вторых, нужны были лица. Он очень переживал именно за этот момент. Понято, что актеры должны быть все замечательные. Это может быть очень хороший типаж, но он не может исполнять главную роль. Здесь, на самом деле, очень тяжелая задача.

А. КРАВЧЕНКО Самое основное нужна была команда.

В. РАММ Чтоб они еще и вместе смотрели, чтобы верили

А. КРАВЧЕНКО Коля нас специально поместил в казарму на целый месяц. Мы всячески, я признаюсь, и Коля знает об этом, что я всячески пытался слинять оттуда. И Коля меня просил Леша, ты только не убегай, потому что если ты убежишь, то и ребята начнут убегать. И мы честно жили, и когда несколько человек, которые друг друга не знают, начинают притираться друг другу Но, слава Богу, что все отношения, которые у нас сложились в жизни, они как-то плавно переместились в кино. Вот абсолютно, как я относился к какому-то одному из героев в жизни, я, также мой герой относился к герою в кино, абсолютно, не надо было ничего играть, придумывать, так сложилось.

К. ЛАРИНА Фильм "Звезда", те, кто его не видел, могу его посмотреть по телевизору 9 мая, на каком канале?

В. РАММ По Российскому каналу.

К. ЛАРИНА И заодно можете сравнить, поскольку

А. КРАВЧЕНКО Две "Звезды" будут показывать.

К. ЛАРИНА "Звезда" первая, какого она года, Леша?

В. РАММ 49-го.

А. КРАВЧЕНКО 49-го.

К. ЛАРИНА Вы ее увидите 10 мая, на следующий день.

В. РАММ На НТВ, по-моему, да, утром на НТВ.

К. ЛАРИНА Набор фильмов достаточно традиционный, "Офицеры"

В. РАММ Да, "Звезда" единственное новое кино.

К. ЛАРИНА Мы так вспоминали фильмы, я вот, пока мы разговаривали, еще стала вспоминать, чтоб никого не обидеть. А "Белорусский вокзал"?

В. РАММ Ну в "Белорусском вокзале" там была одна проблема поставлена, о том, что старшее поколение лучше младших.

Л. САДИЛОВА Это не важно. Фильм все равно замечательный.

К. ЛАРИНА Фильм выдающийся.

Л. САДИЛОВА Я все время реву, когда

К. ЛАРИНА "А зори здесь тихие"?

Л. САДИЛОВА У нас много замечательных картин.

К. ЛАРИНА Так что большое спасибо всем слушателям, которые откликнулись на наш сегодняшний разговор, очень много здесь реплик, очень много фильмов называют. Как будет называться кино, Лариса?

Л. САДИЛОВА Пока не знаю, пока рабочее название "Концертная бригада", уже надо как-то определять.

В. РАММ По-моему, хорошо "Концертная бригада"

Л. САДИЛОВА Номер 13, в общем не знаю, может, так останется.

К. ЛАРИНА Номер 13?

Л. САДИЛОВА Ну это была реальная

К. ЛАРИНА Не надо, ассоциация, у нас идет какой-то хитовый спектакль, какая-то супер-пупер комедия в Театре московском художественном имени Антона Павловича Чехова. Не надо. Все придут поржать.

Л. САДИЛОВА Не будем пока конкретно останавливаться.

К. ЛАРИНА Заканчиваем, снимаем тему, мы поговорили всерьез. Поскольку то, что вы сейчас услышите, никак не связано с темой нашего сегодняшнего разговора

В. РАММ Но зато Алексея Кравченко Лариса, может быть, возьмет в свою "Концертную бригаду".

К. ЛАРИНА Леша, представьте, что мы сейчас услышим. Я послушала начало, меня это как-то напрягло, ну давайте, попробуем.

А. КРАВЧЕНКО Так как я с детства занимаюсь музыкой, было много коллективов, которые я сколачивал, так скажем. Сейчас есть проект "Гуарана", мое хобби перешло в профессиональную работу, чему я очень рад. Это никак нельзя сравнивать, актер я, музыкант, нет, я творческая личность. Хотелось бы мне слонов выращивать, я бы выращивал слонов, но я вот музыкой занимаюсь.

К. ЛАРИНА Это практически слонов выращивать, то, чем вы занимаетесь, там такое все тяжеловатое.

А. КРАВЧЕНКО Но тем не менее, я уверен в том, что мы найдем нишу в нашей стране с такой музыкой. Потому что, чего тут скрывать, попса, она везде попса, от этого иногда ушки устают. Мы имеем своих поклонников, чему очень рады.

К. ЛАРИНА Вот одну из композиций группы, еще раз скажите, как она называется?

А. КРАВЧЕНКО "Танцы на пороге".

К. ЛАРИНА Это песня "Танцы на пороге", а группа? "Гуарана"?

А. КРАВЧЕНКО "Гуарана".

К. ЛАРИНА Хорошо. Алексей Кравченко, Лариса Садилова, Вита Рамм, Ксения Ларина прощаются с вами. Слушаем вещь, которую Леша нам принес, наверное, какие-то выводы вы, уважаемые друзья, сделаете, наверняка кому-то музыка не понравится, а кто-то скажет "вау", есть такие люди, я даже слышу эти крики. Счастливо, спасибо.