Купить мерч «Эха»:

О судьбе российского кинопроката - Даниил Дондурей, Марк Лоло - 25-й кадр - 2003-04-27

27.04.2003

27 апреля 2003 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Даниил Дондурей главный редактор журнала "Искусство кино", Марк Лоло директор кинопроката "Централ Партнершип".

Эфир ведут Ксения Ларина, Вита Рамм.

К. ЛАРИНА Программа "25-й кадр", как обычно, по воскресеньям, в 13:15. Здесь Ксения Ларина, здесь Вита Рамм. Вита, здравствуй.

В. РАММ Добрый день.

К. ЛАРИНА У нас сегодня проблемная передача, а когда передача проблемная, то, конечно же, в ней всегда принимают участие наши слушатели, т.е. кино- и телезрители. Поэтому призываем вас нас слушать и высказывать свое собственное мнение на нашем пейджере 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Наш телефон 203-19-22 и пейджер понадобятся вам, для того чтобы выиграть призы, без призов у нас ни одна передача не обходится.

В. РАММ Гости принесли.

К. ЛАРИНА Для начала, давай, гостей представим.

В. РАММ У нас в гостях главный редактор "Искусство кино", культуролог Даниил Дондурей.

Д. ДОНДУРЕЙ Добрый день.

К. ЛАРИНА Здравствуйте, Даниил Борисович.

В. РАММ И руководитель компании, один из руководителей компании "Централ Партнершип", это активно работающая компания в нашем российском, не только кинопрокате, но и кинопроизводстве Марк Лоло.

К. ЛАРИНА Здравствуйте, Марк.

М. ЛОЛО Добрый день.

В. РАММ Мы будем говорить о насущных проблемах российского кино. В пятницу состоялись слушания в Совете федерации, посвященные проблемам российского проката и российского кино, как сделать так, чтобы наш зритель шел смотреть российское кино, какое оно должно быть, что нужно для этого делать. Финансов правительство выделяет для съемок очень много, а вот что касается появления в прокате и интереса зрителей здесь очень много проблем. Поэтому я призываю всех писать нам на пейджер, говорить, какое кино они хотят смотреть

К. ЛАРИНА А депутаты не заказывают еще темы, нет?

В. РАММ Там были разговоры о государственном, социальном таком заказе, но скорее всего, этот заказ всегда, мне кажется, лучше исполняется, когда есть заказ не сверху, а снизу.

К. ЛАРИНА Ну это тебе так кажется, им-то совсем по-другому кажется.

В. РАММ Наверное. Но факт то, что планируется выделять средства до 2006 года, вплоть до 100 фильмов в год производство, но в 2006 году уже перестанет функционировать такая обширная, обильная государственная поддержка, поэтому, я думаю, что тут нужно нам самим заказывать кино, за которое мы готовы платить.

К. ЛАРИНА Вот за это кино, которое мы сейчас разыграем, все-таки платят.

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ

К. ЛАРИНА Теперь можно начать.

В. РАММ Первый вопрос кому зададим?

К. ЛАРИНА Эксперту, теоретику. Ничего не создает, только критикует.

В. РАММ Даниил Борисович, как вам кажется, наше кино имеет шанс хотя бы сравняться по такому интересу, который у наших зрителей есть к европейскому кино, например?

К. ЛАРИНА К американскому.

В. РАММ Ну к американскому там 87%, бесполезно пока.

Д. ДОНДУРЕЙ Мне кажется, конечно, имеет, и уже практически сравнялось. Например, в прошлом году в кинотеатрах, оборудованных системой Dolby, новые, те самые кинотеатры, которые собирают больше 9 рублей с каждых 10 в России, российское кино собрало почти 6%, а европейское около 8%. Так что мы близки, здесь проблем никаких не будет. С американцами, безусловно. Потому что американцы и во всем остальном мире, в остальных 150 примерно стран, за исключением (думаю, и то точно не знаю) Северной Кореи, Кубы, Ливана и т.д., славных диктаторских режимов, оно всюду имеет где-то почти половину, ну в разных странах по-разному, вот у нас действительно 87%, в скандинавских тоже очень много, в других странах, таких как Китай, Индия или даже Франция, значительно меньше. Ну с американским кино, как с джинсами, спорить невозможно.

В. РАММ Вот эти 6%, нельзя же сказать, что Вот в прошло году было снято около 65 фильмов.

Д. ДОНДУРЕЙ В прокате вышло 42.

В. РАММ В прокате вышло 42. Но ярко в прокате прошло, мне кажется, даже десяток не наберется, которые очень ярко прошли. Так вот какие фильмы привлекают эти 6%, какие фильмы, на ваш взгляд, в чем их разница тех старых, советских фильмов или раннего российского периода, в чем их фишка, манок, вот этого нашего современного зрителя. Мне очень нравится эта ваша идея о том, что эти 9 рублей приносит совершенно другая Россия, чем та, ради которой работают все остальные режиссеры.

Д. ДОНДУРЕЙ Это вообще очень серьезная проблема. Дело в том, что действительно, в эти новые кинотеатры, о которых я уже говорил, это ведь кинотеатры с довольно дорогими билетами, первыми здесь были те же самые американцы, которые, не поверив в конце 96 года, что живут в бедной стране, они сделали кинотеатр, он называется "Кодак Киномир" с ценой билетов, на премьеры доходившей до 14-15 долларов за билет в то время. Такого нет в Европе, в мире и т.д. Но это когда один зал или тогда, как сейчас 300-400 залов. Когда их больше, то проблема эта меняется.

К. ЛАРИНА Это причина, что высокие цены на билеты?

Д. ДОНДУРЕЙ Дело в том, что появились уже, я называю, новые молодые, средние. Это новая Россия, она небольшая, она меньше 10 миллионов человек.

К. ЛАРИНА Но на российское кино они не ходят?

Д. ДОНДУРЕЙ Если и ходят

К. ЛАРИНА Очень редко.

Д. ДОНДУРЕЙ Дело в том, что только они в эти новые кинотеатры и ходят. Поэтому они, конечно, смотрят американское кино, в первую очередь. Кроме того, то европейское кино, которое привозят сюда, в том числе и замечательная компания "Централ Партнершип". И российское кино, которое здесь как-то показывается. Это все равно только эти молодые люди. Они жаждут нового российского кино. Это совершенно другое кино, совсем другое по отношению к советскому, и самое странное и, может быть, для многих неизвестное абсолютно другое по отношению к телесериалам. Телесериалы делаются по одним принципам деньгам, историям, сюжетам, качеству актерской работы, монтажу, усилиям и т.д. Это такое специально кино, кино для бывших советских людей, там свои ценности, там герой криминал. Я не буду рассказывать, все мы это видим. Те же, кто приходит в кинотеатр, они жаждут абсолютно другого, они хотят "русского Голливуда" или чего-то наподобие "русского Голливуда". Т.е. чтобы эти люди видели фильмы, авторы которых верят в свою страну

К. ЛАРИНА То, что мы называем кино большого стиля.

Д. ДОНДУРЕЙ Это не только большой стиль. Это шоу-бизнес, это развлечение. Не надо этого стесняться.

К. ЛАРИНА Зрелище.

Д. ДОНДУРЕЙ В Америке вообще никто не говорит про киноискусство.

К. ЛАРИНА Это давно уже, у них вообще-то всю жизнь было шоу-бизнесом.

Д. ДОНДУРЕЙ Это шоу-бизнес. И здесь уже такие люди есть.

К. ЛАРИНА Давайте Марку дадим слово, чтобы он успел до новостей высказаться. Марк, согласны с Даниилом Борисовичем?

М. ЛОЛО В чем-то да, в чем-то, наверное, не совсем. Самое главное я бы не стал все-таки делить фильмы, которые выходят в российский прокат и вообще в мировой прокат, на американское, европейское, русское. Я бы делил на коммерческое, развлекательно кино, которое во всем мире интересно тем зрителям, которые ходят в кинотеатры, фестивальные фильмы и некий продукт, который даже фильмом не назовешь, который снимают наши, да и зарубежные, кинематографисты. Вот здесь чуть-чуть цифр, чтобы легче было общаться. В прошлом году вышло 260 картин в российский кинопрокат, из них 65 российских, т.е. это почти четверть всех картин. Зрительский интерес вызвали всего 5-6 картин.

К. ЛАРИНА Из наших.

М. ЛОЛО Из наших.

В. РАММ И все они в системе развлечения.

М. ЛОЛО И все они были сняты в качественном новом формате, в развлекательном.

К. ЛАРИНА Ну какие? Может быть, назовете.

М. ЛОЛО Во-первых, это самый кассовый российский фильм "Антикиллер", который был снят очень технологично, очень масштабно, я не буду говорить по голливудским законам или нет, но он был снят как некое шоу и плюс тема интересная, тема современной России и вот этого нового героя. Это фильм "Олигарх", который собрал тоже в районе около миллиона долларов. Кстати говоря, я бы не говорил, что русского кино нет на экранах, но качественного кино очень мало. И вот эти два фильма, которые я упомянул, они, собственно говоря, в прошлом году попали в top-20. Это говорит о том, что зрители готовы смотреть и кинотеатры готовы показывать. Все упирается в очень маленькое количество именно такого типа фильмов, снятых и ориентированных на ту аудиторию в основном, как сказал Даниил, молодежную аудиторию, которая хочет это кино смотреть в кинотеатрах.

В. РАММ Следом идут "Звезда", "Война", "Кукушка" особняком стоит.

К. ЛАРИНА А хотят на эти фильмы в кино именно?

В. РАММ На "Войну", на "Звезду" тоже шли.

М. ЛОЛО Да, собственно это и были в top-10 российских фильмов.

В. РАММ Да. Но, с другой стороны, "Антикиллер" привлекает своей тематикой и красотой мужского состава.

К. ЛАРИНА Минуточку, товарищи, "Антикиллер" привлекателен, прежде всего, своей американизированностью.

М. ЛОЛО Категорически не согласен.

К. ЛАРИНА А я вот как зритель говорю. Это абсолютно американское кино. Как эта "Бригада", которую так любит Даниил Борисович.

В. РАММ Я не согласна.

М. ЛОЛО Нет-нет. И "Бригада", и "Антикиллер" это абсолютно русское кино. И привлекательно для наших зрителей, как мне кажется, оно тем, что это очень узнаваемые типажи, это наша недавняя история, история 90-х годов. Это, видимо, герой нового времени, что все-таки не бандит герой нашего времени, а человек-одиночка, может быть, имеющий отношение к каким-то органам и т.д., человек с принципами, скажем так. То же самое "Бригада", так оно было в России, наверное, частично остается.

Д. ДОНДУРЕЙ Я не согласен, как вы знаете. Потому что у этого кино действительно есть такие особенности, оно не американское. Потому что, например, англичане такие снимают фильмы, довольно много, такое "кислотное" кино для молодых

К. ЛАРИНА Поверхностное очень.

Д. ДОНДУРЕЙ Наркоманы, очень много стреляют. К стрельбе нет серьезного отношения, это игра, это все равно как ты в компьютере, это "стрелялки"

К. ЛАРИНА Поэтому сочувствия нет.

Д. ДОНДУРЕЙ Можно одновременно пить пиво, рассказывать анекдоты. В Москве, например, два есть VIP-зала, один в "Формуле кино", другой в "Стреле", где билеты доходят до тысячи рублей за один билет, это все-таки больше 30 долларов, это серьезно. Там все раскупают заранее.

В. РАММ Там можно обедать, смотря кино, не только попкорн.

Д. ДОНДУРЕЙ Это очень серьезная мировоззренческая проблема, я бы не хотел ее касаться, в том смысле, какая у нас была история в последние 10 лет. Потому что заказчики "Бригады" и "Антикиллера", конечно же, считают, что это и есть наша история, у нас бандитская страна

К. ЛАРИНА А это не правда?

Д. ДОНДУРЕЙ Это не совсем правда.

К. ЛАРИНА Это не вся правда.

Д. ДОНДУРЕЙ Это примерно так же, как топ-менеджеры телеканалов считают, что народ это обожает, хотя есть миллион исследований по поводу того, какое предложение, таков и спрос.

К. ЛАРИНА Видите, как бы наметился конфликт, двое на двое, как я понимаю. Давайте продолжим после новостей. Напомню, это программа "25-й кадр".

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА Мы, кроме того, что разговариваем и спорим, слушает еще и вас, видим ваши реплики, которые приходят на пейджер.

ВОПРОС ДЛЯ РОЗЫГРЫША ПРИЗОВ

К. ЛАРИНА У нас есть три номера "Искусства кино", которые победитель обязательно получит. А заодно я вопрос задам Даниилу Борисовичу: "Где можно купить журнал "Искусство кино", нигде его не вижу?" спрашивает Рита.

Д. ДОНДУРЕЙ Его мы продаем в Доме кино, в Киноцентре, в замечательном кинотеатре "Пять звезд", во всех хороших больших книжных магазинах, не буду их называть, примерно 15. Журнал все-таки профессиональный, он для кинематографистов, журнал, рассказывающий о том, какое кино попадет в историю кино. Это решаем мы.

К. ЛАРИНА О, хороший вопрос: "Какое кино, за последнее 10-летие снятое в России, попадет в историю кино?"

Д. ДОНДУРЕЙ Ну, во-первых, для этого должно пройти большое время.

К. ЛАРИНА Ну вы же чувствуете, я знаю, знаю, вы чувствуете все.

Д. ДОНДУРЕЙ Конечно, есть имена, которые время как-то селекцию проходят, не случайно эти режиссеры, даже не зависимо от того, в частности, о Рогожкине, о котором вы сегодня упоминали, независимо от того, допустила ли наша Академия до участия в премии "Оскар" в этом году или нет. Его последние работы, такие как "Блокпост" и другие.

К. ЛАРИНА Т.е. это имя точно останется?

Д. ДОНДУРЕЙ Мне кажется, да. Все эти имена мы знаем, они на слуху. Не случайно Жиль Жакоб четвертый раз приглашает Сокурова, и в этом году тоже, в программу Каннского фестиваля, подряд. Не случайно вся страна ждет, когда Герман снимет свой фильм. Скажем, что сделала Муратова в последние Эти имена известны. К сожалению, и это очень настораживает, практически нет дебютантов. Обычно ведь первый-второй фильм, мы видим, снимает Панфилов, и все знают, это культурный герой.

В. РАММ Но 90-е годы были очень несправедливы по отношению к молодым. Очень много рано ушедших, на которых надеялись. Тот же Петр Луцик "Окраина". Я думаю, что его фильм "Окраина" в историю уже вошел.

Д. ДОНДУРЕЙ Согласен.

В. РАММ Мы ждали его второй фильм и не случилось, не успел. Т.е. в этом отношении 90-е годы были годами очень больших потерь.

Д. ДОНДУРЕЙ Я с этим согласен. Но, с другой стороны, 90-е годы прошли и теперь уже об этом можно сказать нет выдающегося режиссера, который бы не получал работу. Потому что сегодня получают ее все, все за ними гоняются, сценаристов нет, режиссеров нет и т.д. Нет такой ситуации, что это был бы молодой Тарковский, и он бы притеснялся. Раз.

В. РАММ Тот же Алексей Мурадов, после "Змея" сразу сейчас фильм уже будет.

Д. ДОНДУРЕЙ Нет проблем. Второе деньги здесь не существенные. И это тоже очень важно. Мы видели сейчас корейский фильм "Оазис", который сделан за копейки, он получил несколько призов на фестивале в Венеции. Это не проблема денег. Не буду перечислять те замечательные фильмы, которые сделаны по российским ценам. Поэтому ни деньги, ни талант, которому не дали страшные люди, в это 10-летие не вошли, пока, по крайней мере, ну 90-е уже не вошли, сейчас будем надеяться, может быть, поменяется что-то в сознании людей.

В. РАММ Марк, вы согласны, что деньги не имеют значения?

Д. ДОНДУРЕЙ Деньги имеют значение, я этого не говорил. Для искусства, для большого искусства.

К. ЛАРИНА Деньги не проблема.

М. ЛОЛО Имеют значение большие деньги.

К. ЛАРИНА Это афоризм.

М. ЛОЛО Имеется в виду большие собранные деньги. На самом деле, безусловно войдут событийные фильмы. Когда мы говорим о событийности, мы говорим не только об удачных творческих прорывах, о каких-то знаковых призах на фестивалях, но и, наверное, безусловно, фантастический интерес зрителей, которые проголосовали своим рублем.

Д. ДОНДУРЕЙ "Брат-2", например.

М. ЛОЛО В этом смысле, я думаю, безусловно, запомнится прошлый год. Потому что российскому кинопрокатному рынку всего 6 лет, и вот прошлый год был событийным, потому что не одна картина, как в свое время "Брат-2", например, собрала большое количество зрителей в кинотеатрах, но сразу 6 картин, две из них попали в двадцатку. Я просто апеллирую этими цифрами, они очень важны. Дело в том, что в прошлом году вышло 150 крупных американских фильмов, и попасть в двадцатку это очень престижно. Вот два российских фильма попали в двадцатку, в том числе все тот же "Антикиллер". Это первое. Второе наметилась очень важная тенденция, коммерческое кино российское, оно становится продюсерским. Мое глубокое убеждение, что только продюсерское кино может быть интересно широким зрительским массам, когда продюсер диктует, может быть, в ущерб неким творческим амбициям и пожеланиям авторов фильма, но диктует то кино, которое хотят смотреть зрители в кинотеатрах.

К. ЛАРИНА На чем основано его видение результата?

М. ЛОЛО Его видение основано на неком опыте, неком понимании тех зрителей, молодых в основном, которые ходят в кинотеатры, и на том понимании, какое кино они готовы смотреть, а какое кино они просто посмотрят по телевидению через два месяца.

В. РАММ Т.е. продюсер советуется с прокатчиком на уровне запуска фильма, на уровне съемок, а уж на уровне монтажа-то они работают и должны работать вместе.

М. ЛОЛО Вита очень точно подметила достаточно тонкую вещь. Дело в том, что ряд российских фильмов, я не буду говорить какие, могли собрать гораздо больше. Но еще ошибка заключается в неправильном выпуске фильма, это тоже искусство. И здесь, я думаю, судьба будущих наших кассовых хитов будет зависеть от того, насколько коммерчески удачно сделан проект это пункт "а". И второе, как мне представляется, самое главное насколько удачно кинопрокатчики спозиционировали кино и выпустили его. Ведь надо понимать самое главное русское кино не может существовать в безвоздушном пространстве. Оно существует и выходит в жесточайшей конкуренции с американскими, европейскими и другими картинами.

Д. ДОНДУРЕЙ Чего не было 60 лет.

М. ЛОЛО Чего не было 60 лет. Просто элементарный пример. В марте месяце, в конце марта вышло порядка 34 картин. Это безумное количество. Но тем не менее примерно в эти же сроки выходили ряд российских картин. В частности, что особенно нас порадовало, молодежное кино, чего давно не было в России. В России снимались очень удачные фестивальные хиты, такое традиционное кино либо такое развлекательное кино, либо про бандитов, про гангстеров, по милицию, а вот такое совершенное отвязной аполитичной развлекательной истории не было. Речь идет о фильме "Даже не думай", который, кстати говоря, сходу, за месяц, за три недели стал самым кассовым российским фильмом этого года. Третья, как мне кажется, самая главная тенденция наши продюсеры потихоньку нащупывают тот стиль фильма, который может приносить какие-то деньги. Как вы знаете, буквально в пятницу начались съемки продолжения "Антикиллера" "Антикиллер-2", который называется "Антикиллер-2. Антитеррор" на злободневную сегодняшнюю тему, и выйдет он в ноябре в прокат. Принято принципиальное решение о съемках продолжения вот этой молодежной комедии "Даже не думай". Это тандем типа "Брата", был успешный "Брат", потом "Брат-2". К сожалению, не было продолжения.

К. ЛАРИНА Не кажется ли вам, уважаемые Марк и Даниил Борисович, что все-таки мы опять начинаем с чистого листа, мы опять идем след в след за мировой модой. Я понимаю, конечно, что в области моды в смысле одежды мы не имеем никаких возможностей претендовать на первенство. Но то, что касается такого вида искусства, как кинематограф или театр, тут все карты в руки, я уж не знаю, в каком виде они должны быть, в виде денег или в виде чего-то еще, в виде талантов. Вы опять сейчас перечислили тот же "Антикиллер", назвали "Даже не думай", это опять мы идем по той дороге, которую нам проложила мода мировая на сегодняшний день. Я не знаю, согласится со мной Даниил Борисович или нет. Но при этом, как мне кажется, мы теряем личность актера, она перестала быть интересной зрителю. Абсолютно неважно кто играет кого в этом фильме. Гоша Куценко, Сергей Безруков, хороший, средний уровень актерской работы, крепкий, убедительный, очень органичный, но прорывов, которыми мы гордились всегда, здесь нет и быть не может, потому что это кино так выстроено. Оно не под актеров выстроено, а под образ, под стереотип

В. РАММ Ксюша, я думаю, что кино будут выстраивать под актеров тогда, когда продюсеры, запуская проект, будут думать о том, как к этому проекту еще дополнительно создавать культ той или иной звезды.

К. ЛАРИНА Неправда.

В. РАММ У нас пока нет, разрушился этот культ российских, советских звезд, которые были. Ведь смотри, в опросах журнала "7 дней" самые популярные кто, кто первые места занимает? Андрей Миронов, Папанов, Абдулов с Янковским, все. Молодые уже во второй десятке, в третьей десятке, даже тот же Безруков. У нас продюсеры не заинтересованы. Пока нет тех актерских агентств, которые работали бы на создание актерских звезд. Потому что можно сыграть главную роль

К. ЛАРИНА И ничего.

В. РАММ И ничего. Вот Вика Толстоганова, ее снимают, снимают, а звезды как таковой нет.

К. ЛАРИНА Потому что актрисы нет.

Д. ДОНДУРЕЙ Здесь так много проблем. Во-первых, вот когда сейчас Марк говорил, говорил о коммерческом кино, о кино развлекательном, оценивают те же самые критики "Искусство кино" по поводу художественных достоинств, это часто совершенно не пересекающиеся пространства.

М. ЛОЛО Как правило.

Д. ДОНДУРЕЙ Как правило. Это серьезная проблема. Т.е. на фестиваль идут одни фильмы, режиссеры, в отсутствие большого рынка, думают, как попасть на фестиваль.

В. РАММ Хоть какую-то рецензию обратно получить.

Д. ДОНДУРЕЙ А деньги собирают и подпитывают индустрию совершенно другие зрители, другие актеры, другие режиссеры, другие продюсеры, часто другие продюсеры и т.д. Это серьезная проблема. Мы сейчас находимся в ситуации кризиса в хорошем смысле слова. Кризис это болезнь, которая должна завершиться выздоравливанием. Кризис это не только плохо, это не только ужас, мы 10 лет говорили это слово, но, на самом деле, мы в преддверии выздоравливания. Т.е. у нас сначала появится коммерческое кино, оно вот-вот появится, режиссерам будет не стыдно его снимать. Вы помните, Гайдай стал великим через 10 лет.

В. РАММ А как топтали Митту за "Экипаж"

Д. ДОНДУРЕЙ Это отдельная, очень серьезная проблема. С другой стороны, действительно, молодые люди, которые не хотят узнавать Прекрасная актриса Ахеджакова, изумительные герои Рязанова и многих других Но, я уже об этом говорил как-то, 16-летние, 20-летние девочки не думают делать так, как Ахеджакова.

К. ЛАРИНА Минуточку, вы сейчас говорите о каком-то старом, древнем кино, Рязанов, Гайдай.

Д. ДОНДУРЕЙ Они все снимают

К. ЛАРИНА В конце концов, есть Валерий Тодоровский, у которого ни один фильм не обходится без настоящего актерского открытия, будь то "Страна глухих" с Диной Корзун и Чулпан Хаматовой.

В. РАММ Максимом Сухановым.

К. ЛАРИНА Будь тот же "Любовник" с Олегом Янковским и Сергеем Гармашом. Скажите что, это ничего? Да это все. И при этом это современное, сегодняшнее кино.

Д. ДОНДУРЕЙ Понимаете, я сказал слово "проблема". Мы часто традиции, которые завоевали на протяжении, вот история развивается год за годом и так далее, но формируется другое поколение. Эти люди, даже если они смотрят канал "Культура", они много не знают, они не знают, что такое дефицит. Мы можем с вами, я и вы, представить себе, что такое ты приходишь куда-то и там ничего нет, делать нельзя, это запрещено и т.д. Люди этого не знают, они иначе воспринимают мир, они иначе относятся к развлечению, к ресторанам, к тому, что важно, что нет. Важно переживать, у нас будет одна лидер или не будет Это другие люди, и они, не знаю, к сожалению или к радости, они являются инвесторами. У нас всего сегодня в стране два инвестора киноиндустрии, только два, если не брать телевидение с его псевдорейтингами. Речь идет только о госбюджете, задача которого сохранить что-то древнее, и эти молодые люди, которые приходят с новыми картинами реальности. Научиться снимать для них еще большое искусство и длинная дорога.

М. ЛОЛО Как это ни прискорбно и ни печально, вспоминается замечательная фраза "Деньги решают все". Звезды сами не появляются, для этого необходимо их создавать, как это принято говорить, раскручивать и т.д. Мы говорили о государственном управлении, регулировании, ведь не "Госкино Америки", если так можно выразиться, 30-40-е годы создало Голливуд. Нет, это создали коммерческие продюсеры. Мне кажется, это очень важный момент для понимания того, что происходит в России, в российском кинопрокате и будет происходить. Надо понимать, что все будут решать именно коммерческие продюсеры, коммерческий успех фильмов и, к сожалению, вложенные деньги. Сегодня пока что деньги еще не отбиваются. Здесь важно, чтобы государство и Госкино поддерживали не только именитых режиссеров, а поддерживали вот этих молодых людей

К. ЛАРИНА Именитых, может, и не надо поддерживать. Потому что многие из этих именитых лучше бы уже и не снимали, ей Богу.

Д. ДОНДУРЕЙ Человеческие отношения.

К. ЛАРИНА Я вас умоляю, мы, в конце концов, в рынке или где мы?

М. ЛОЛО Сегодня кино это кинобизнес, к сожалению, в меньшей степени творчество, в большей степени кинобизнес.

В. РАММ Государство справедливо полагает, что молодые со своей энергией, со своим талантом легче найдут альтернативные деньги, чем молодой сценарист принесет сценарий и пройдет это горнило двухлетнее экспертов. Как вот с этой комедией "Даже не думай". Она выпала и с удивлением в Госкино, в Службе кинематографии расспрашивали сторонних критиков и прочих, откуда, что, расскажите, что это за люди сделали кино, которое такие деньги. Почему у нас через экспертный совет это не проходило? А потому и не проходило, что люди смело нашли свой способ съемок фильма.

Д. ДОНДУРЕЙ Мне кажется, здесь еще один важный момент. У продюсеров есть один очень сильный союзник, просто невероятной силы. Это вот эти самые молодые зрители. Когда мы говорим "коммерческое кино", вот у нас часто говорят, то особенно все критики, общественное мнение, сами творцы говорят коммерческое это значит насилие, коммерческое это значит про плохих людей

К. ЛАРИНА Гадкое, грязное, мерзкое, отвратительное.

Д. ДОНДУРЕЙ Гадкое, грязное, эротика А это все ложь.

В. РАММ Они давно сами в кино не были.

Д. ДОНДУРЕЙ Коммерческое это то, за что люди готовы платить деньги.

К. ЛАРИНА Ничего подобного. Все равно иногда, чаще всего коммерческое то самое, что вы перечислили до этого.

Д. ДОНДУРЕЙ Я с вами не согласен.

К. ЛАРИНА Они за это платят деньги. Это вечный спор, Даниил Борисович, уважаемый, когда мы говорим о театре, об антрепризе, приходят к нам руководители антреприз, кстати, вот ваши коллеги, продюсеры, и говорят мне: человек рублем голосует, он взял билет значит, это хорошо. Я говорю ни фига, это совсем не значит, что это хорошо, а чаще всего наоборот даже.

Д. ДОНДУРЕЙ Я хочу сказать немножко про другое. Про то, что молодые люди, когда у нас будет много залов, когда все начнет выздоравливать, я в это верю, я оптимист.

К. ЛАРИНА А чем мы болеем, диагноз-то поставьте.

Д. ДОНДУРЕЙ Мы болеем изменением своего мировоззрения, картинки мира.

К. ЛАРИНА Ломка такая.

Д. ДОНДУРЕЙ Ломка идет. Причем она идет довольно медленно, много стимуляторов как с одной стороны, так и с другой стороны.

В. РАММ Плюс еще кино это такая неповоротливая машина. Не всегда может быть так: сегодня придумалось завтра на экране это проходит. Полтора-два года, кино поэтому опаздывает.

Д. ДОНДУРЕЙ Это верно. Сегодня никого не нужно убеждать строить новые кинотеатры. Просто сами приносят и тащат многие-многие мешки денег, внешний рынок.

В. РАММ Инвестиционный рынок очень сильно работает.

Д. ДОНДУРЕЙ Потому что видят, это очень прибыльно. Как только эти залы, ну хотя бы тысяча, будут построены (это будет в ближайшие несколько лет), так сразу появится место для российского кино, по крайней мере, 20-25% вместо нынешних 6%. Это произойдет скоро, надеюсь, мы с вами еще это будем обсуждать.

В. РАММ Это реально? Вы же сами в итоге снимаете, готовя фильмы в массовый прокат.

М. ЛОЛО Это очень реально. И самое главное действительно катастрофическая нехватка кинотеатров. Понимаете, в России всего 300 экранов, 300 новых кинотеатров Dolby.

К. ЛАРИНА По стране, да?

М. ЛОЛО 300 новых кинотеатров Dolby, а в прошлом году вышло в кинопрокат 260 картин, а в Америке больше 30 000 экранов, в 100 раз больше. Собственно говоря, в том числе и поэтому их фильмы собирают в 100 раз больше там, чем здесь.

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ

К. ЛАРИНА Спасибо большое. Еще раз напомним, что в нашей сегодняшней программе принимали участие Марк Лоло директор кинопроката "Централ Партнершип".

В. РАММ Но который влиятельное лицо для съемок собственной кинопродукции, потому что без его слова продюсеры не решаются ни монтировать фильмы, ни выпускать на экраны.

М. ЛОЛО Не совсем так, но прислушиваются.

К. ЛАРИНА И Даниил Борисович Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино", киновед, культуролог и постоянный участник наших споров философских. Спасибо большое. Вели программу Вита Рамм и Ксения Ларина.