Купить мерч «Эха»:

Даниил Дондурей - Даниил Дондурей - 25-й кадр - 2001-02-12

12.02.2001

12 февраля 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" программа "25-й кадр"

В гостях - главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей.

Эфир ведут Сергей Бунтман, Екатерина Митькина и Антон Долин

С. БУНТМАН: Сегодня мы будем говорить о нашем отечественном кино. Но не так: хорошее оно или плохое, - а в таком преломлении. Вот, Антон Долин, с одной стороны, Даниил Дондурей с другой стороны, едут в Канны, предположим, какие-нибудь условные или в условный Берлин и смотрят там российский фильм. Он или входит в основную программу или не входит в основную программу, люди или встают бацают креслами, или аплодируют. И потом это совершенно не значит, что фильм высокого или низкого качества, или что его ждет замечательная экранно-зрительская судьба. Об этих вещах, но с конкретными названиями, с кассетой, например, которую мы будем сегодня разыгрывать. Кассета "Свадьба", да?

А. ДОЛИН: Добрый вечер. Я скажу несколько слов о призах, они у нас достаточно эксклюзивные. Фильм "Свадьба" (видеокассета), который сегодня вечером официально выброшен на рынок, а вообще дата релиза завтра, его выпустили ко Дню Святого Валентина. И вот впервые она у нас. Вы сможете ее получить, если правильно ответите на вопросы. Кроме того, мы разыгрываем билеты в кино на фильм "Москва" в "Ролан", куда сплошные аншлаги все то время, что фильм там идет (это единственный кинотеатр, где пока что показывают этот фильм, не считая "МДМ-кино").

С. БУНТМАН: Мы на "Москву" разыгрываем?

А. ДОЛИН: Да. Есть "Москва", которая на этой неделе уже заканчивается. А есть "Нежный возраст" новый фильм Сергея Соловьева, который на этой неделе начинается, будут его премьеры. И на один из первых сеансов, вообще показа этого фильма в прокате у нас тоже билеты, мы их разыгрываем.

С. БУНТМАН: Сейчас идет Берлинский фестиваль. Там в конкурсе ни одного российского фильма. Что это такое, Даниил Борисович? Безобразие? Опять очередная антироссийская выходка?

А. ДОЛИН: Да, конечно.

Д. ДОНДУРЕЙ: Вы знаете, я как раз недавно на эту тему беседовал с министром культуры, который тоже, как им вы, выразил такое правительственное недоумение и сказал: "Как это, сейчас будет новый директор (вы знаете, что он уходит, у него последний фестиваль). Мы поговорим там, наш товарищ, шестидесятник, он должен понимать, что без России не может быть такой значимый фестиваль, как Берлинский. Мы договоримся, мы пошлем ноту". Все это прошло уже давно, по крайней мере, последние десятилетия. На фестивалях давно не участвуют страны, участвуют только и исключительно авторы. Поэтому уже столько фильмов у России, меньше фильмов у России это

С. БУНТМАН: Но даже на Московском не участвуют страны, по-моему.

Д. ДОНДУРЕЙ: В принципе, и на Московском, поскольку для фестивалей класса А (Московский относится к этой категории) это обязательное условие: никаких этих государственных административных давлений, уговоров, взяток, - все это в прошлом. Исключительно качество продукции, каким оно видится, - и это очень важное добавление, - отборщикам фестиваля. А это вкус отборщиков, это вкус времени, это прямые или косвенные политические, политкорректные течения, интриги, представления это комплекс факторов.

С. БУНТМАН: Всюду сплошной Китай, сплошной Иран, да?

А. ДОЛИН: Вы помните, что в связи с Италией было перед последними Каннами? Был огромный скандал. Итальянская пресса писала о том, что, наконец, италофобия французов достигла своего апогея: Каннский фестиваль, и ни одной итальянской картины в конкурсе. "Мы в Венеции всегда французов берем", - говорили итальянцы. На самом деле, это та же самая картина. Конечно же, в Италии постоянно снимают кино, но таких авторов, которых сейчас включают критики в условную двадцатку или десятку актуальных кинохудожников, сейчас в Италии уже нет, как и в России.

Е. МИТЬКИНА: Но, тем не менее, в Берлине сейчас несколько итальянских фильмов в конкурсе, на "Золотой глобус" были номинированы два итальянских фильма, так что там тоже, видимо, намечается какой-то подъем.

Д. ДОНДУРЕЙ: Вы знаете, я не думаю, что правительство и руководство Ирана столь влиятельно, что может договориться с руководителями ведущих фестивалей, чтобы иранскую кинематографию, несмотря на все американские давления и интересы общего рынка и т. д., продвигать. Просто иранское кино стало очень интересным, после этого стало очень модным, после того, как стало модным, его стали покупать артдистрибьютеры, и сегодня уже первым делом, когда приезжаешь на какой-нибудь серьезный фестиваль: где тут у вас китайцы? Где тут у вас иранцы? Не забыли ли вы случайно японцев

Е. МИТЬКИНА: и корейцев?

А. ДОЛИН: Теперь корейцы тоже обязательно.

Д. ДОНДУРЕЙ: Сегодня российские дистрибьютеры бьются за южнокорейцев. Вы можете себе это представить лет 20 назад, в нашу с Сергеем Александровичем молодость, чтобы мы могли себе представить, что кто-то бьется за китайское кино?

С. БУНТМАН: После того культового фильма на телевидении "Седая девушка", пока не стали седыми, мы как издевательство воспринимали, что нам хотят показать китайский фильм. Вам этого не понять.

Д. ДОНДУРЕЙ: А сегодня уже специалисты говорят: "Вы знаете, этот режиссер относится все-таки, мне кажется, не к пятому, а к шестому поколению выдающихся китайских режиссеров". И критики сидят и пишут: да, да, конечно, к шестому, а, может быть, это начало седьмого поколения.

А. ДОЛИН: Я могу сказать, что пятое поколение это же термин. Пятым поколением окрестили тех самых режиссеров-диссидентов, которые прорыв китайского кино и совершили на рубеже на рубеже 80-90-х, - Чена Кайе и Чжана Моу, о которых мы говорили на прошлой неделе.

Е. МИТЬКИНА: Давайте все-таки вернемся к российскому кино.

С. БУНТМАН: Сейчас вернемся к российскому. Но несколько вопросов таких церемониальных, я бы сказал, на которые мы сразу ответим. Каннский фестиваль в этом году когда пройдет, спрашивают Александр и Юрий. Известны точные даты?

А. ДОЛИН: С 9 мая. Уже известны два фестиваля, которые нас особенно интересуют, то есть Каннский с 9 по 20 мая и Московский с 21 по 30 июля. Эти фестивали уже точно известны.

С. БУНТМАН: Борис и Валерий нас спрашивают: где с 22 по 28 февраля в Москве пройдет фестиваль детективных фильмов?

А. ДОЛИН: Я лично не знаю.

С. БУНТМАН: Узнать.

А. ДОЛИН: Обязательно узнаем.

Д. ДОНДУРЕЙ: Вы знаете, у нас только значительных российских фестивалей уже за 20. А масса еще таких специализированных, тематических, фирменных и т. д.

С. БУНТМАН: Мы скоро Францию обойдем по количеству.

Д. ДОНДУРЕЙ: Я думаю, что количество фестивалей приближается к количеству игровых фильмов, снимаемых в стране.

С. БУНТМАН: Ого! Еще одно пожелание от Ольги у нас. Такое очень сложное пожелание, но я сразу согласен: "Очень желательно на вопросы уже проверенные давать правильные ответы". Я понял. Давайте мы вопросик зададим сначала. Наши слушатели будут отвечать с помощью пейджера, а мы пока поговорим.

А. ДОЛИН: Разыгрываем фильм "Свадьба".

С. БУНТМАН: Приз, полученный за фильм "Свадьба" для Павла Лунгина не был первым. За какой фильм там же в Каннах он удостоился приза за режиссуру? Две кассетки разыграем. Уверен, тут будет масса правильных ответов. Давайте первому и 20-ому, по традиции. Возвращаемся к российским фильмам.

Д. ДОНДУРЕЙ: Мне кажется, фильм "Свадьба" как раз на Каннском фестивале прошел очень хорошо, то есть дело даже не в том, что он получил приз, но и как-то публика была довольно доброжелательна. Может быть, Лунгин кажется французским режиссером, может быть, он лучше других, как кажется европейской тусовке, понимает русскую душу, отвечает каким-то стереотипным представлениям о России. И этот фильм тоже. Я знаю, что Жиль Жакоб, один, на мой взгляд, из влиятельных кинематографистов мира (речь идет о генеральном директоре, а сейчас уже и президенте фестиваля в Каннах) поздравил Лунгина с блестящей работой и пригласил его в конкурс, то есть кинообщественность европейская считает это произведением, выдающимся для России. Вот, идет прокат этого фильма.

А. ДОЛИН: Согласитесь, мы обсуждали, удивительно или нет (может быть, действительно, удивительно), что Бессон премировал фон Триера, но вот то, что Бессон дал награду Лунгину это мало удивительно, тут как раз абсолютное родство и закономерность в развитии. Учитывая, что теперь Лунгин, можно считать, французский режиссер, как вы верно сказали. Надо сказать, что меня удивила премьера среди критиков, когда журналисты смотрят фильм не вечерняя премьера, когда присутствует режиссер, когда обязательно надо аплодировать и приветствовать картину, - премьера "Свадьбы", где, собственно, могли бы и освистать, тоже прошла на редкость удачно, и зал приветствовал, долго аплодировал, громко смеялся. В общем, понравилось это журналистам, несмотря на их обычный скепсис.

Д. ДОНДУРЕЙ: Мне кажется, что только кажется, что зрители и даже профессионалы смотрят фильм. На мой взгляд (может быть, у меня уже такая социологическая заморочка), и фильмы смотрят зрителей, то есть зритель такой же активный участник Если он пришел с такой предуготовленностью, с таким прежним опытом, с таким стереотипами и ожиданиями, что, если фильм сыграл партию на этих ожиданиях, удачно сыграл, то тогда и фильм понравится, в принципе, независимо даже от тех достоинств, которые будут понятны через несколько лет. Фильм Лунгина был таким. Точно так же

А. ДОЛИН: Что за ожидания?

Д. ДОНДУРЕЙ: Ожидания, связанные с тем, что это за страна Россия, - раз, - состоящая из абсолютно несчастных, живущих на какой-то страшной и непонятной территории людей, которых очень жалко, и которые, на самом деле, если их извлечь из социально-экономической, исторической и другой почвы, очень хорошие люди. Если их извлечь, то они очень хорошие. Но место это заколдованное, опасное. И чур меня, француза, немца, итальянца и даже, наверное, китайца, - чур меня, чур, там родиться.

С. БУНТМАН: Светлана Ивановна сразу: "Когда покажут фильм "Свадьба" по телевидению?"

Е. МИТЬКИНА: Когда распродадут все кассеты, наверное.

С. БУНТМАН: Это интересно. Телевизионный зритель просто ждет себе спокойно, пока он выйдет.

Д. ДОНДУРЕЙ: Вы знаете, телевизионных зрителей я весь прошлый год предупреждал, даже, по-моему, здесь, на радиостанции, что, господа телевизионные зрители, скоро ваша замечательный жизнь практически завершится.

А. ДОЛИН: Какой ужас!

Д. ДОНДУРЕЙ: Она не то, что завершится, - это неправильное слово.

С. БУНТМАН: Усложнится.

Д. ДОНДУРЕЙ: Усложнится, замедлится, станет не такой шикарной, как последние 5 лет, и т. д. Этому две причины. Первая связана с тем, что у нас очень бурно, к несчастью любителей кино по телевидению, развивается театральная форма кинопоказа. И поэтому телезрители будут скоро ждать несколько лет.

С. БУНТМАН: Может, соберутся в кино?

Д. ДОНДУРЕЙ: Может быть, это длительный процесс, потому что в кино все-таки еще довольно дорого стоят билеты.

С. БУНТМАН: Дорого.

А. ДОЛИН: Не везде и не всегда.

С. БУНТМАН: Мы старательно пропагандируем все-таки походы в кино, потому что есть очень дорогие, но есть всегда в каждом кинотеатре гамма цен, даже в самом шикарном.

А. ДОЛИН: Про цены я хочу сказать. Ходите на утренние сеансы. Сеть кинотеатров "Империя кино", которые открываются в новостройках, например: "Тбилиси", "Солнцево", да не только: кинотеатр "Мечта", "Прага" очень недалеко от центра, - там утренние билеты стоят 30 рублей. В Киноцентре, по-моему, примерно столько же. По-моему, это не очень дорого.

Д. ДОНДУРЕЙ: Не каждый может себе позволить утром пойти.

А. ДОЛИН: Для пенсионеров есть специальные скидки, льготы.

С. БУНТМАН: Между прочим, кто не может пойти в кино в основном по денежным соображениям, тот может пойти утром, между прочим. Здесь вот этот парадокс. Между прочим, и в советские времена, когда 25 копеек днем, 30, 40, 50 вечером.

Е. МИТЬКИНА: Как же? Первый сеанс вместо уроков это обязательно.

С. БУНТМАН: Все равно, мы ждали, что он к нам приедет, в наш заштатный "Экспресс", чтобы нам не ходить 1200 метров в "Мир", мы ждали все равно кино, и у нас была своя стратегия кинозрителя. Я должен сказать, что правильный ответ, фильм, который помимо "Свадьбы" и до "Свадьбы", Павел Лунгин получил за него приз за режиссуру в Каннах в 1990 году, - "Такси-блюз". Все правы.

А. ДОЛИН: За 10 лет до того.

С. БУНТМАН: Те 20 835 525 человек Я не знаю, здесь просто у меня пейджер бежал и бежал, - правильно ответили.

Е. МИТЬКИНА: Не только во Франции любят творчество Лунгина.

С. БУНТМАН: Те несколько тысяч человек, которые ответили, что это "Луна-парк", были не правы. А получают у нас Евгений 536 и Дмитрий из Томска! У него там 382492 Я не знаю, что здесь код, что здесь телефон. Из Томска! Я не знаю, как попал человек! "Дондурею: Лично Вы как оцениваете фильм "Свадьба"? Он Вам понравился? Ольга".

Д. ДОНДУРЕЙ: Я скажу в таких случаях: мне фильм был интересен. То есть такое количество критериев, по которым я смотрел этот фильм. С точки зрения Лунгина, я считаю, что после "Такси-блюз" - это, действительно, из его 4-х фильмов второй по значению фильм. Фильм достаточно качественно сделан, лучше, чем большинство российских фильмов, снимаемых сегодня. Мне понятно, почему дали этот приз. И Павел многого добился в этом кино. Я знаю, что это один из немногих российских фильмов (по-моему, третий), который в этом году попал в систему "Долби"-кинотеатров, то есть таких кинотеатров, как "Ролан".

С. БУНТМАН: То есть кинотеатров, прежде всего, со звуком

Д. ДОНДУРЕЙ: Со звуком, со всеми другими обстоятельствами и условиями качественного кинотеатра мирового класса. И вот, наряду с фильмом "Москва" и несколько сеансов было фильма "24 часа", другие фильмы российские туда не попадают.

А. ДОЛИН: Сейчас еще "Нежный возраст".

С. БУНТМАН: Илья, который представляется как "новый человек": "Здравствуйте, я человек новый. Скажите, пожалуйста, каким образом происходит розыгрыш билетов?" Там образом, как сейчас он произойдет. Давайте разыграем билеты. Правильно ответьте тоже на пейджер. Про фильм "Москва". Кать, давайте.

Е. МИТЬКИНА: По поводу звука и изображения фильма "Москва". Нет, это лучше не я, это Антон Долин. Он первым открыл этот фильм.

А. ДОЛИН: Ну уж первым! Давайте зададим вопрос.

Д. ДОНДУРЕЙ: Вы смотрели его в Венеции?

А. ДОЛИН: Нет, нет. Я смотрел его просто до пресс-показов официальных, которые были, всего лишь когда был показ в "Госкино". Просто дело в том, что я за этим фильмом давно охотился, потому что я, извините, поклонник творчества писателя Владимира Соркина. И когда когда-то он опубликовал свой сценарий, написанный совместно с Александром Зельдовичем, режиссером фильма, мне было интересно, что у него получится в качестве сценария. Мне сценарий очень понравился, именно как отдельное литературное произведение. И фильм понравился, хотя по другим несколько причинам. Сейчас о фильме поговорим. Давайте разыграем билеты на него на завтра в "Ролан". Один билет на двоих. Мы сейчас зададим вопрос. В 1990 году, в том же самом, когда была премьера "Такси-блюз" (это был год такой хороший для нас), советский режиссер получил за свой полнометражный дебют в Каннах "Золотую камеру", то есть, соответственно, приз за дебют, и европейскую кинопремию "Феликс". Что это был за режиссер?

С. БУНТМАН: Назовите фамилию этого режиссера, и сразу будет понятно, что вы знаете и фильм.

А. ДОЛИН: А я потом еще с удовольствием поговорю немножко об этом фильме и об этом режиссере. А пока несколько слов о "Москве". Музыка это один из бесспорных плюсов фильма. Музыка Леонида Десятникова, наверное, один из лучших современных композиторов, и просто композиторов, ему уже всякие ярлыки навешивают: наш Майкл Найман, - насколько это адекватно, сказать трудно, но он очень хороший композитор. Вы бы, наверное, согласитесь, что этот фильм без музыки, он был другим.

Д. ДОНДУРЕЙ: Конечно. В прошлом году он написал музыку к двум фильмам, и оба фильма стали событиями. Один фильм, кстати, от России предложен к номинации на "Оскар" - "Дневник его жены", о Бунине, режиссера Учителя, где тоже композитор Десятников, и вот этот фильм. Мне кажется, что это редкий случай удачной киномузыки, и это отметили как кинематографисты, так, насколько мне известно, композиторы, что бывает очень редко.

А. ДОЛИН: Да, и композиторы, и музыкальные критики писали. Причем, как критики со стороны классической музыки, так и критики, любящие популярную музыку. И в этом смысле сравнивали не только с минималистами-классиками, а, например, с Анджело Баделаменти, известным композитором Дэвида Линча. Кстати говоря, сам Десятников рассказывал, что эти чудесные сцены, где Татьяна Друбич поет странным таким, надломленным голосом советские песни, джазово оранжированные со сцены в ночном клубе в этом фильме, они, по словам Десятникова, были вдохновлены сценами из "Твин Пикса", где эта певичка Анджело Баделаменти поет эти странные песни на слова, кстати, самого Дэвида Линча.

Д. ДОНДУРЕЙ: У меня есть простой критерий. Когда бы я ни вошел в комнату дочери, у нее все время играет эта музыка.

С. БУНТМАН: Хороший критерий. Мне очень хочется посмотреть фильм "Москва". Присутствующий здесь Даниил Дондурей еще ранней осенью говорил мне настоятельно. Я тогда не внял, сославшись на занятость.

Е. МИТЬКИНА: Это такой фильм, который нужно смотреть только в кинотеатре.

Д. ДОНДУРЕЙ: Мне кажется, что все хорошее кино любое У меня был очень хороший пример, мой личный, последних двух недель. Я был на фестивале в Роттердаме. Это, наверное, самый большой в мире антиголливудский фестиваль, где практически, мне кажется, два англичанина, руководителя фестиваля, взяли на себя обязательство никогда не допускать фильмы Голливуда. При этом в этом году показывают два фильма

Е. МИТЬКИНА: И премьеры сплошных дебютантов.

Д. ДОНДУРЕЙ: Конечно. И вот, я посмотрел японский фильм режиссера Фукусаки "Королевская битва" на кассете. Мне сказали, что это самой большой хит в Японии, и это очень интересно. Действительно, очень интересно. И потом посмотреть это в зале это просто несопоставимо, это невозможно. И после этого даешь клятву, так же, как эти англичане никогда не показывать Голливуд, - никогда не смотреть хорошее кино на видео.

А. ДОЛИН: Я думаю, что "Москва" покажется затянутой и тягучей на видео, я боюсь. А в кино это производит совершенно другое впечатление совершенно магическое.

Д. ДОНДУРЕЙ: Разве можно фон Триера смотреть, например, на

С. БУНТМАН: Можно, но

А. ДОЛИН: но не желательно.

С. БУНТМАН: Но это другое. Я "Рассекая волны" все-таки смотрел на видео, о чем жалею. Не надо на меня сразу так смотреть! Жалею. Все равно я очень люблю этот фильм, очень люблю, просто скажу искренно и откровенно. Адрес "Ролана"? Это первое, о чем нас спрашивают.

А. ДОЛИН: Чистопрудный, 12а, по-моему. Там "Ностальжи" еще находится. Это близко от метро "Чистые пруды".

Д. ДОНДУРЕЙ: Там теперь два зала ведь.

С. БУНТМАН: Я должен ответить на вопрос, а потом Евгению, который случайно выиграл, ничего не слышал, но случайно выиграл, - Евгений 536 выиграл кассету. А Юлиан 945 выиграл билет в "Ролан" как раз. И он правильно сказал, что режиссер, который получил "Золотую камеру" в 1990 году за лучший полнометражный дебют в Каннах, - это Виталий Каневский, а фильм "Замри, умри, воскресни". Я еще Евгению и всем тем, кто, может быть, впервые играет, объясняю систему. Евгений, например, ваш телефон 536 и так далее мы записали, мы вам позвоним девочки наши позвонят и скажут, как получить кассету. Здесь есть масса вопросов Даниилу Дондурею, главному редактору "Искусства кино". Вот такой вот от Николая Владимировича есть: "Среднее количество лет окупаемости и неокупаемости наших фильмов?"

Д. ДОНДУРЕЙ: Речь идет о фильмах последнего десятилетия?

С. БУНТМАН: Я думаю, да.

Д. ДОНДУРЕЙ: Все фильмы последнего десятилетия тотально, абсолютно и вообще не окупаются, кроме одного проекта, фильм "Брат-2", у которого есть шансы, быть может, он окупится. Это единственный проект за последние 6-7 лет. Он находится сегодня на 6-м месте среди всех фильмов, которые выпускаются в кинотеатрах России в 2000 году, он вошел в число фильмов, собравших более миллиона долларов, он абсолютный чемпион видео-рынка 2000 года, он абсолютный чемпион саундтреков. Но это уникальная ситуация. Например, идущий на 2-м месте пока фильм "Свадьба", который вы сегодня с таким удовольствием разыгрываете, собрал если тот (для сравнения, это будет интересно слушателям) миллион 80 тысяч, - то фильм "Свадьба" 40 000. Это второй русский фильм, все остальные мимо.

Е. МИТЬКИНА: Но он только выходит на видео. "Премьер-видеофильм" только выпустил.

Д. ДОНДУРЕЙ: Я говорю о театральном прокате. Но театральный прокат это основное, потому что телевидение это максимум 50 Российский фильм стоит 500-700 долларов, включая продажу кассет. Продажа кассет не дает больше 100 000. Только такие фильмы как "Национальная охота", какие-то основные видеошлягеры, "Рыбалка"

С. БУНТМАН: "Национальная охота" прямо как "Звездные войны".

Д. ДОНДУРЕЙ: Поэтому практически нет фильмов, которые бы окупили даже половину.

С. БУНТМАН: Наш предыдущий слушатель присоединяется: "А как же "Сибирский цирюльник"? Неужели и он не окупается?"

Д. ДОНДУРЕЙ: "Сибирский цирюльник" тоже никак не мог окупиться, хотя он абсолютный чемпион, он даже больше, чем фильм "Брат-2". "Брат-2" - чуть больше миллиона, а "Сибирский цирюльник" 2 миллиона. Но не надо забывать, что "Сибирский цирюльник" стоил 12 миллионов только русских долларов, то есть русских рублей в долларовом эквиваленте. На самом деле, там еще были несметные французские деньги. Поэтому, если говорить о русском прокате, - то 13,2. О какой окупаемости может быть речь?

С. БУНТМАН: Ирина Борисовна: "Уважаемые господа, я считаю, что обязательно нужно показывать по телевидению наши отечественные фильмы. Михалков говорил: я показывать по ТВ "Сибирского цирюльника" не буду, - но однако показали, как и многие другие фильмы. Мы будем решать, идти ли нам в кинотеатры и что смотреть". Здесь немножко обратная логика, мне кажется. Вы знаете, когда телевидение было у нас в таком состоянии более или менее, не было основным способом смотреть кино. Киноманы смотрели кино, и достаточно это было Теряли не столько деньги, сколько теряли времени, если вы помните, как мы давились в очередях. А как у нас переклички в "Иллюзион" были? А на премьеры чего угодно

А. ДОЛИН: Московский фестиваль.

С. БУНТМАН: А когда стояли в "Мире", допустим, - я просто знаю, потому что это мои кварталы, - стояли безнадежно, тысячными, и когда говорили (прибегал гонец какой-то): там, в "Эрмитаже", есть билеты и полно. Там показывали в то время в небольшом зале. Я помню, как толпа бежала переулками к "Эрмитажу".

Д. ДОНДУРЕЙ: Вы знаете, то время, о котором вы говорите, была разнарядка ЦК КПСС покупать семь американских фильмов в год, не восемь, а только семь. Сегодня мы выпускаем 50-60 американских фильмов только класса А, то есть практически каждый второй голливудский и все самые знаменитые голливудские фильмы у нас показываются, проблем тут нет.

Е. МИТЬКИНА: Еще у нас есть приглашение на фильм "Москва", тоже на завтра на 19 часов, на два лица.

С. БУНТМАН: Как всегда, не мне. А завтра в 19 я и не пойду. А какие там сеансы?

Е. МИТЬКИНА: 16 и 19.

А. ДОЛИН: Более того, в четверг это уже последний день.

Д. ДОНДУРЕЙ: Эти все фильмы переедут.

А. ДОЛИН: Обещают в "Художественном" потом когда-нибудь показать.

С. БУНТМАН: Я понял, я уже план составил, но это мои личные дела. Давайте зададим вопрос, чтобы по телефону нам ответили, а то здесь лампочки звенят, пищат уже зеленым светом.

Е. МИТЬКИНА: Легендарный такой вопрос. В 1958 году знаменитый фильм "Летят журавли" Михаила Калатозова получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля.

А. ДОЛИН: Единственный наш выезд.

Е. МИТЬКИНА: А на следующий год в Каннах тоже получил награду еще один наш фильм, правда, уже не "Золотую ветвь", но тоже довольно значимый приз.

С. БУНТМАН: Какой фильм?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Таисия. Я думаю, или "Дама с собачкой", или "Баллада о солдате".

С. БУНТМАН: Вы мне предлагаете выбирать? Это вы сделайте выбор свой.

СЛУШАТЕЛЬ: Наверное, "Баллада о солдате".

С. БУНТМАН: Правильный выбор оказался. Не отключайтесь.

А. ДОЛИН: Вы пойдете на фильм "Москва". Мы о нем очень мало сказали. Наверное, уже не успеем подробнее. Хочу сказать, что, кроме музыки, там великолепная работа художника, действительно, замечательный сценарий и диалоги и очень хорошие актерские работы, хотя с ними, наверное, Даниил Борисович, все не так ровно. Но все-таки ансамбль там удивительный, практически звездный для российского фильма.

Д. ДОНДУРЕЙ: Безусловно, там замечательный оператор. Вы знаете, к фильму неоднозначное отношение. Дискуссий вокруг этого фильма очень много. Многим нравится, кому-то нет. Мне кажется, такой фильм нужно посмотреть. По крайней мере, это настоящее художественное кино. И такое кино обязательно нужно посмотреть в кинотеатре. Может быть, подождать, пока это придет в Киноцентр, где значительно дешевле, чем в "Ролане" или в "Стреле". В "Художественном" тоже будет дешевле.

С. БУНТМАН: Ирина нам задала вопрос, потом обижается, что мы не отвечаем: "Товарищи киноведы, вы не помните, кто снял фильм "Письма мертвого человека"?"

Д. ДОНДУРЕЙ: Режиссер Константин Лопушанский. Я не помню, как называется, он только что снял другой фильм. Я видел режиссера, он хочет показать его в ближайшие недели (фильм завершен, его еще никто не видел). Он будет его показывать в марте, это будет первый показ.

А. ДОЛИН: Давайте в рамках пропаганды похода в кино еще билет на двоих на "Нежный возраст" разыграем.

С. БУНТМАН: Только на пейджер.

А. ДОЛИН: Тоже в "Ролан", фильм "Нежный возраст" на 17-е число на сеанс 16.00.

С. БУНТМАН: Вот, какой мы вопрос зададим, который требует некоторого перечисления. Последний из отечественных фильмов, который получил премию "Оскар", - это были "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова. Три российские картины 90-х гг. были номинированы на премию американской Киноакадемии, но не получили ее. Что это за картины? Владимир, ну что ж, я не буду этот вопрос задавать, потому что он связан с физическими свойствами режиссеров и актеров и некоторыми закономерностями, которые вы выводите. Это я объясняю. "А может быть, вы спросите вашего гостя, чем занимается Таги-Заде?" Спрошу.

Д. ДОНДУРЕЙ: Таги-Заде возглавляет очередную или несколько организаций, я сейчас не помню, как они называются. Таги-Заде уже отошел от кинематографа, по крайней мере, он не является такой яркой фигурой, когда высаживались десанты в Каннах по 200-300 человек во главе с Таги-Заде, казалось, что пришла новая реальность, новые люди. Сегодня все это в прошлом, хотя события, которые происходит в нашем прокате, и которые как-то предсказывал Таги-Заде, начались только после дефолта, то есть только в 1999 году. Мне кажется, интересная тема, о которой мы не говорили, - это российское кино на международных фестивалях. С одной стороны, на больших фестивалях, таких как Каннский, Берлинский, Венецианский такие фестивали-лидеры, российское кино присутствует либо мэтрами, такими как Сокуров или Герман (Каннский фестиваль на протяжении двух лет подряд), либо не присутствуют вообще, как на Венеции в конкурсе, уже очень много лет. Практически 5-6 лет там фильмы попадают только в очень важные, но второстепенные программы.

А. ДОЛИН: Где была и "Москва". А в Берлине в прошлом году был "Русский бунт", кажется.

Д. ДОНДУРЕЙ: В Берлине был в конкурсе "Русский бунт", он ничего там

Е. МИТЬКИНА: Его приняли нормально, достаточно хорошо.

А. ДОЛИН: По-моему, так же, как "Сибирского цирюльника" в Каннах, где он был вне конкурса.

Д. ДОНДУРЕЙ: Нет, "Сибирский цирюльник" был вне конкурса. И хотя это было значимым открыть Каннский фестиваль. И Никита Мизалков ведь, действительно, единственный "звезда" мирового класса в российском кино сегодня. Это объективно. То есть что это значит? Его приглашают возглавлять жюри больших фестивалей. Таких, например, как, скажем, Берлинский фестиваль, не говоря уже о каких-то других. Его имя известно людям с улицы. И почти миллион долларов, который собрали, например, во Франции на "Сибирском цирюльнике" тоже ведь говорит о чем-то.

С. БУНТМАН: То, что он "звезда" - это бесспорно. Притом, это не свидетельство качества или плохости, гениальности, это, действительно, "звезда", это особое явление "звезда" мирового кино, скажем так. Это отдельное явление.

Д. ДОНДУРЕЙ: А с другой стороны, появляются режиссеры, которые мало известны на Западе, такие как Огородников, который вдруг получает "Серебряного леопарда" в Локарно. Это тоже фестиваль класса А, это большой серьезный августовский фестиваль.

Е. МИТЬКИНА: Где тоже нашего человека пригласили возглавить жюри.

Д. ДОНДУРЕЙ: Да, кстати, да.

А. ДОЛИН: Нашего инсайдера.

Д. ДОНДУРЕЙ: Но очень интересно, эта линия, которую предлагает русский кинематограф последнего десятилетия, на Западе кажется очень адекватной. Это линия того же Германа, это линия "Замри, умри, воскресни" Каневского, "Барак", то есть 50-е годы, особая ситуация, страшная жизнь, чудовищная грязь, невозможное существование и потрясающие люди. Это абсолютно укладывается в стереотип. И встает Запад и аплодирует на площади Локарно.

С. БУНТМАН: Но должны быть потрясающие люди. Как только нет потрясающих людей, а как только происходит грязь, ужас, непонятно что, - сейчас это немножко не то. Это очень большой вы затеваете вопрос. И Данил Борисович Дондурей об этом написал большую статью, вернее, о "Брате", "Брате-2", и здесь все интересуются такой неполиткорректностью, неофашизацией общества.

Д. ДОНДУРЕЙ: Этот очень серьезная

А. ДОЛИН: Мы уже об этом говорили.

С. БУНТМАН: Я помню, мы вам сразу позвонили

Д. ДОНДУРЕЙ: Несколько радиостанций, потом еще продлевался этот разговор. Это очень серьезный разговор, поскольку я-то убежден, что "Брат-2" - это не только кинопроект, это очень серьезный идеологический проект, это определенная идеологическая концепция нашего общества, происходящего в нашем обществе, которую бросил художник и как бы спровоцировал страну. Молодые люди сразу же на это откликнулись. И это очень серьезный проект. И я думаю, что ни другие наши художники, ни власть не могут пока прооппонировать этому автору.

С. БУНТМАН: Нет у нас трех фильмов, поэтому мы обязательно дадим за двоих. Третий фильм у нас появляется в совершенно другом сочетании. Первый, кто прислал два фильма: "Кавказский пленник" и "Вор", - это Олег 165. Нас спрашивает слушательница: "Сколько стоят билета в "Ролан"?"

А. ДОЛИН: Дорогие. На вечерние сеансы бывает до 300 рублей.

Е. МИТЬКИНА: На "Москву" я ходила на 16.00 150 рублей.

Д. ДОНДУРЕЙ: Это выше, чем европейские цены.

С. БУНТМАН: Тем более, хорошо выиграть такой билет. Идите в кино, старайтесь, ждите там, где дешевле, или копите деньги. Все-таки давайте будем ходить в кино. Те, кто может.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025