Гид-переводчик - Марина - Изнанка - 2019-09-09
А.Нарышкин
―
Добрый день, с вами Алексей Нарышкин, и это программа о профессиях «Изнанка», вы можете стать героем следующего выпуска и рассказать о своей специальности. Присылайте заявку нам на почту, iznanka2019@gmail.com. Участие у нас анонимное. А сегодня о своей работе рассказывает гид-переводчик Марина, я вас приветствую.
Марина
―
Да, добрый день, меня зовут Марина, и я – гид, гид-переводчик и экскурсовод. Я работаю с англоговорящими туристами, которые приезжают в Москву. С американцами, англичанами, австралийцами и даже южной Африкой. То есть, со всеми англоговорящими туристами.
А.Нарышкин
―
Вы на наш эфир пришли вовремя, и это замечательно, так и надо делать. И я почему обращаю на это внимание. Прочитал, что самое страшное, что могут совершить гиды – опоздать к своей группе. Действительно ли это так?
Марина
―
Это абсолютно точно. Это провал для тебя, потому что можно еще вырулить из такой ситуации, если опоздал, проспал. Но это то, что снится в кошмарах любому гиду, правда. Это – самое страшное.
А.Нарышкин
―
Слушайте, а вот эти оправдания… У вас такое было?
Марина
―
Бесполезно. Было так, что за три минуты в гостинице в Киеве… Мне пришлось за три минуты скатиться с четвертого этажа, группа уже стояла, и я успела. Но тем не менее, это было ужасно.
А.Нарышкин
―
Вы экскурсии водите по городу?
Марина
―
Гид привязан к своему городу обычно. Или к субъекту федерации, если это не такой большой город как Москва или Санкт-Петербург. Если можно определение гида всемирное и европейское, Европейской федерации и нашей ассоциации принятое, что мы ведем экскурсии в регионе, где мы живем. И подтверждаем свою квалификацию именно в органах власти того региона, того субъекта федерации, в данном случае с нами, где мы живем.
А.Нарышкин
―
Надо ли какое-то образование получать? Вообще гид – это кто? Можно предположить, что это человек, закончивший иняз. Это хобби…
Марина
―
Вот я закончила иняз, как большинство гидов, которые имеют филологическое образование, потому что основа профессии гида – это хороший язык. А дальше в нашем законе о туризме сказано, что гид – это профессионально подготовленное лицо. Профессиональное образование получается после высшего образования. В любых учреждениях, которые имеют лицензию и занимаются профессиональной подготовкой гидов и экскурсоводов. Среднее количество часов учебных, 250 часов, но на самом деле, если брать Москву, то люди приходят учиться, например, с октября, заканчивают в мае. И потом еще раз возвращаются, чтобы получить все разрешения на самостоятельное проведение экскурсий, в музеях, на объектах и так далее, и еще возвращаются месяца на три после первого сезона. То есть, мы учимся примерно полтора года.
А.Нарышкин
―
Гид в нашей стране – это фрилансер, человек, который работает на дядю, тетю…
Марина
―
Гид – это лицо, которое работает внутри туристского бизнеса и туриндустрии. Чаще всего гид работает по контракту с турфирмой принимающей, при этом у нас может быть статус фрилансера, и у тебя может быть статус индивидуального предпринимателя, сейчас еще стало модно – самозанятого.
А.Нарышкин
―
А просто нельзя быть одиночкой?
Марина
―
Можно. Например, у тебя прекрасный сайт, ты очень продвинутый человек, у тебя есть куча специализированных экскурсий. Ты выпускаешь это в сеть. И к тебе приходят люди, индивидуалы, которые по букинг.ком или еще по каким-то сетям… И все, вы заключаете договор. Это может быть серьёзный договор, это может быть письменное соглашение. И ты работаешь с ними напрямую. Так тоже можно.
А.Нарышкин
―
А вот тут вопрос качества. Насколько они компетентны, эти товарищи?
Марина
―
Вот, поэтому любой профессиональный гид имеет обязательно аккредитацию. Есть люди, которые не хотят этого. Тем не менее, каждый предпочитает именно из соображений защиты прав потребителя. Также и в Англии.
А.Нарышкин
―
Чем плохой гид отличается от хорошего? Несколько признаков. При выборе гида как понять, что не стоит соваться к этому человеку?
Марина
―
Конечно, в большей степени этим занимаются турфирмы, которые принимают здесь. Плохой гид отличается плохими знаниями, плохим языком, маленьким количеством объектов, которые ты успел объять, то есть – где ты успел поучиться и получить подтверждение, что тебе можно. В Москве это потрясающие музеи федеральные, в Питере тоже, и московский, например, Кремль, музей Кремля, представляете? Ты проводишь экскурсию наравне с теми людьми, которые там много лет работают или учились в университете на искусствоведческом. Исторический музей, Пушкинский музей, Коломенское, Царицыно, Музей космонавтики, Музей Великой Отечественной войны…
А.Нарышкин
―
Подождите, по каждому из этих объектов надо подтверждать свои знания?
Марина
―
Да. Раз в пять лет.
А.Нарышкин
―
А зачем? Просто чтобы американцы, англичане уезжали из нашей страны с полным ощущением, что их здесь принимали по высшему разряду?
Марина
―
Сначала для того, чтобы с американцами, англичанами, в идеальном случае – с китайцами и индусами, просто разрешили это делать в Кремле. Это же не просто экскурсия, когда много и здорово, фундаментально рассказываешь, это продукт. А продукт… У тебя есть тайминг. Ты не можешь в Кремле находиться в Оружейной палате больше часа. А на территории ты находишься минут сорок. Это надо уложиться, надо все рассказать, надо показать все самое главное, после чего все скажут: «Вау».
А.Нарышкин
―
Как гид для себя составляет программу?
Марина
―
Если у него есть клиент, гость – мы так сейчас называем по-американски… Даже не туристы. Человек… Вот ты начинаешь составлять программу самостоятельно, например, какая-нибудь молодая компания или семья, им 35-40-45 лет, и они говорят: «Мы хотим что-нибудь очень крутое».
А.Нарышкин
―
Мы говорим сейчас об авторских маршрутах?
Марина
―
Мы говорим о том, что хотят посмотреть твои гости. И ты сам составляешь. И я недавно составляла такую программу. И понимаю, что это будет молодежь, говорю: «Великая Отечественная война – обязательно», потому что они не представляют, что в этом музее есть.
А.Нарышкин
―
Им это надо?
Марина
―
Им это ужасно надо. Вы были в этом музее? На Поклонке.
А.Нарышкин
―
Был, но давно.
Марина
―
Я, например, сама составляла такую программу. Два человека сказали: «Покажите нам все, что можно показать». Говорю: «Давайте включим после Кремля». Не нужно было ни Кремля, ни чего. Они просто обмирали от того масштаба и от тех документов, от того, что они там увидели. Я сочинила программу, это тоже была такая молодая семья, человек десять, они пошли в бункер на Таганке, это Музей холодной войны. И не все американцы… Извините, что про американцев, мне это просто ближе по работе, не все американцы выносят это: «А, вы нас сюда завели, чтобы показать, как вы нас там дубиной…». Были такие.А эти просто обалдели. Они там обедали какую-то смешную эту еду, они смотрели этот фильм, они стреляли из чего-то. То есть, было здорово. Потом я сказала – Великой Отечественной войны музей – обязательно, потому что это техника, им очень понравилось. Конечно, и Кремль там был, и Третьяковка. То есть, ты начинаешь спрашивать: «А что вы хотите?». «Мы хотели бы вот это и это. А что вы можете предложить?». Тогда предлагаешь определенные вещи.
А.Нарышкин
―
Если мы говорим просто условно, обзорная по Москве. Какие-нибудь самые важные музеи. Сколько у вас таких маршрутов в голове?
Марина
―
Очень много. Потому что Москва очень сильно изменилась с точки зрения возникновения новых маршрутов. Пешеходных.
А.Нарышкин
―
Они у вас в голове или где-нибудь…
Марина
―
В голове. Когда начинаешь составлять программу, под которую ты подписываешься, и оцениваешь ее, ты должен понять, что в этой программе будет участвовать прогулка по Москва-реке, потом пешеходная история возле Храма Христа Спасителя, на ту сторону по Патриаршему мосту или уход на Болотную площадь, и заканчиваешь где-нибудь в Третьяковской галерее. И у тебя это все в голове, потому что когда мы учимся, мы учим примерно 8-9 пешеходок, разные-разные вещи. Мы знаем, что сейчас можно не только на велосипеде, но и пешком дойти до Музеона, допустим, где-нибудь из центра. У тебя это все в голове.Сейчас возникает…Я эту программу описывала и начинаю пользоваться ею, Back to USSR, условное название. ВДНХ и Музей космонавтики, потому что Музей космонавтики – это потрясающе. Они говорят: «Боже мой, мы никогда не знали, что у вас такое есть», потому что вот беда, что иностранце любой, будь он китаец, американец или француз, он в Москве проводит максимум 2,5 дня. Потому что больше всего дней 7, стандартная такая программа, и они стараются больше оставить на Санкт-Петербург, потому что и в Петергоф надо…
А.Нарышкин
―
Получается, неделя на Москву, Питер, то же самое Золотое кольцо…
Марина
―
Неделя… В России туризм познавательный. Есть вторичные посещения, которые являются целью большой всего большого туризма. Приехали, рассказали семьям, соседям, в университете, друзьям. Но, конечно, Россию выбирают, если список есть, то она не в первой половине. Потому что сначала Италия, Франция, вот эта классика все. Им нужно все отметить галочками, даже те, кто не отмечал раньше. Сфотографировали, отметили галочкой, пошли. Сейчас они тоже отмечают галочками вот эту всю программу.Поэтому, конечно, Москва обязательно имеет стандарт…
А.Нарышкин
―
Вот must see в Москве это что?
Марина
―
Вот must see. Обзорка, слава богу, уходит. Может, это печалит кого-то, кто не может продать эту обзорку, 4 часа на автобусе с остановками…
А.Нарышкин
―
Обзорка – это же классика.
Марина
―
Она еще есть. Но все равно, из-за пробок, из-за всяких проблем обзорка… Туда инкорпорируется что-то. Кремль – обязательно, Третьяковка – желательно, ты все это знаешь, и логистику, и содержание, рассказываешь про иконы, про все, про академитов, романтизм…
А.Нарышкин
―
Про Арбат…
Марина
―
Есть такая штука, старая, из советских времен, называется метро Арбат. Есть полный маршрут метро, там у тебя обязательно должны быть такие станции как Комсомольская, Новослободская, проспект Мира, пересадка… И ты приезжаешь на площадь Революции, китайцам… Это невозможно абсолютно, ужас.
А.Нарышкин
―
Мешает проходу граждан всегда.
Марина
―
И сейчас метрополитен очень хочет это регулировать, они хотят сказать, что нельзя водить в метро группу больше 50 человек, что ужас, конечно. И на Арбате мы показываем какую-то архитектуру, которая просто прописана. И ночную Москву, обычно оставляется метро, потому что схлынули какие-то потоки. И ночная Москва – фишка, потому что никакой другой город не освещен так, как Москва.
А.Нарышкин
―
Про город давайте несколько слов. Собянинская Москва похорошела? По сравнению с лужковской, если мы говорим именно о вашей специальности, о вашем профиле?
Марина
―
Она лучше, безусловно. Просто вот ответ – да. Я вот работаю с потоками, которые приезжают из Санкт-Петербурга на один день. У меня есть такая цепочка стабильная. Они приезжают в Москву и говорят: «Боже мой, вау». Дело в чем? Дело не в Собянине, это – город открытый. Есть вай-фай везде, это правда. Они говорят: «Вау». Проводили конференцию для европейской федерации, ассоциации гидов, мы проводили ее году в 15-м, наверное. И тогда уже был вай-фай. И, конечно, то, что у тебя есть… Масса городских территорий, где ты можешь быть свободен. Даже свободен от гида тараторящего, пытающегося все уложить в этот тайминг, и так далее. Вот представляете это время на Красной площади, час. Конечно, Красная площадь – наша гордость и наша беда, она же все время закрыта. Потому что то бокс, то еще что-то. Сейчас Спасская башня, она крутая, она классная. Но люди говорят: «Мы на улице или на площади?». Потому что пробираются… Мы должны сказать: «Вы на площади», потому что они могут сказать: «Вы нас не привезли на площадь».Посмотрите, сейчас Красная площадь, на ней нужно обязательно провести минут сорок, потому что надо купить мороженное в ГУМе, может, выпить кофе. Мы говорим: «Идите в Зарядье, у вас есть полтора часа». Вот вам одно открытое пространство. Вот вам пространство парка Горького, где они тоже говорят, что это потрясающе. И много других мест, которые образовались потому что город развивается. Как он может не развиваться?
А.Нарышкин
―
Чего экскурсоводам не хватает конкретно в городе? Вот в Москве.
Марина
―
Ой, это целая тема. Самая большая проблема – это не то что отсутствие парковок, что они есть, их мало, они платные. И нет знаков, которые бы позволяли высадку и посадку. Туризм, организованный в Москве, в любой стране – туризм пожилых людей. Им ходить трудно. У нас нигде нет ни высадки, ни посадки. И водитель, нарушая, получает штрафы.Потом, у нас приняты какие-то безумные проверки. Наверное, ГИБДД. Входят в автобус, требуют списки, печать… Если хотят, они могут сравнивать паспорта со списками, водителю они говорят, что «вы не можете продолжать, потому что у вас там чего-то нет…».
А.Нарышкин
―
Как строится ваш рабочий день?
Марина
―
Рабочий день… Сначала нужно про сезонность. В России туризм въездной… Практически они начинают приезжать, есть короткие заезды во время пасхальных каникул, допустим, связанные с семейными каникулами, испанцы, европейцы… Об американцах речи не идет. Но потом люди начинают активно ездить с мая. Почему? Потому что главный туристский продукт, который все расхватывают, это круизы между Москвой и Санкт-Петербургом. И заканчивается в октябре все. Есть всплески. Безусловно, у нас есть Масленица, путешествие в Рождество… Это не для иностранцев пока. Поэтому, когда наступил туризм, гид работает столько, сколько надо.
8.00-8.30
―
в гостинице, в 9.00 ты выезжаешь на тур. Если у него есть две экскурсии, например, ночью у него может быть Ночная Москва. И тогда гид заканчивает где-то в 23.00. Вот такой день. Очень напряженная работа. Вот сейчас же новые страны, которые генерируют поток. Хорошо едет очень Индия. Она же тоже очень большая. Но она, в отличие от китайцев, имеет такой цивилизованный характер.
А.Нарышкин
―
А китайцы чем плохи?
Марина
―
Они ничем не плохи. Там есть две ветви такие главные. Есть Гонконг и Тайвань, которые имеют вот эти английские традиции, они работают в легальном поле, они берут гидов, работают через принимающие компании и едут с визами. И есть безвизовой туризм из КНР. Они получают вот эти списки безвизовые, которые подтверждаются, они их в основном выкупают. А дальше они не обращаются, допустим, к турфирмам российским, которые бы… Эти занимаются такие «серые» дилеры от туризма, в основном студенты. Чаще всего – не очень молодые люди…
А.Нарышкин
―
Желание сэкономить, получается.
Марина
―
Это не то, что желание сэкономить, это желание ничего не оставить в бюджете этой страны. Ничего вообще. Они едят в ресторанах, которые содержат вот эти же хитрые китайцы. То есть, все деньги вообще просто уходят сразу. За гостиницу они что-то платят…
А.Нарышкин
―
Я правильно понял вашу основную мысль? Для китайцев, которые предпочитают здесь каким-то образом сэкономить, есть в Москве мини-Китай…
Марина
―
Мини-Китай, совершенно правильно. Абсолютно. Это, может быть, не мини-Китай, а макси-Китай. Я вам могу рассказать смешную историю. Попала просто в свой выходной с детьми, которым хотела показать Музей российской армии. Там много техники, очень интересный музей, приехали. Я наблюдала за китайскими группами.Приходит китайская девушка и проводит экскурсию самостоятельно, ей разрешено, она там якобы училась в этом музее. Она проводит экскурсию по сложнейшей экспозиции. Она очень бодро, скороговоркой проводит их по первому этажу. Самое было смешное вот в чем. Я, пока сидела и ждала детей, поняла, что я сижу рядом с человеком, страшно на кого-то похожим. Я стала в него всматриваться, думаю: кто это? Потом думаю: да это же этот, Владимир Ильич Ленин.
Короче, Владимир Ильич Ленин, который, в основном, выступает на Красной площади, носит кепку, с бантиком этим красным… Он сидит и ждет. Такой бедный, маленький, скукожившийся сидит. Я понимаю, что это вообще, потом подошла: «А кто это?». «Вы знаете, после этой экскурсии они у нас покупают чаепитие. И на чаепитии перед ними выступает Ленин».
То есть, понимаете, что страшного в этом? Почему мне жалко этих граждан нашего стратегического партнера, страны с такой древней цивилизацией. Страны, в которой если ты поехал с группой русских людей, что-то на площади пытаешься рассказать, то по их закону ты окажешься в тюрьме, ты не имеешь права. Ты должен слушать только носителя этого культурно-исторического наследия, политической системы и так далее, только гражданина КНР, что абсолютная правда и правильно. Но здесь этого не происходит.
А.Нарышкин
―
Получается, вы против конкуренции?
Марина
―
Нет…
А.Нарышкин
―
Если китайцы хотят, чтобы у них было чаепитие с Лениным. Какая разница? Хоть со Сталиным.
Марина
―
Пусть пьют. Просто они приезжают в эту страну и абсолютно ни одного носителя культуры, истории, природы и так далее, что является сутью нашей профессии, они никого не слышат вообще. Обращаются с ними крайне грубо и очень… Они платят за простые экскурсии кучу денег, они…
А.Нарышкин
―
Потому что в России есть разные люди, есть хорошие, есть плохие. Есть мошенники. А вы в легальном поле пытаетесь представить им хорошую, правильную, щедрую Россию. А Россия разная. Пусть китайцы приезжают, напарываются, тратят лишние деньги.
Марина
―
Они напарываются на собственных граждан, НРЗБ, что Ленин был женат на Екатерине Великой, а потом их Петр Первый развел. Понимаете, это байки, которые они слушают.Например, не такая вульгарная байка. Наш преподаватель, китаист, попадает на такую группу из Китайской народной республики, потому что по-другому они не могли войти в Кремль. И так называемая лидерша говорит: «В Успенском соборе не рассказывай ничего», - при этом она так злобно говорит. «Кроме того, что купола сделаны из 585 пробы, потому что я потом еду в магазин, и там у меня они должны купить все, что там только можно купить». Они зарабатывают бешеные деньги, мы завидуем.
А.Нарышкин
―
Ваше требование тогда? Только россияне?
Марина
―
Только россияне. и это совершенно нормально. И по определению ВТО, Всемирная торговая организация, было подтверждено примерно 118 стран, где только граждане этих стран могут быть гидами и экскурсоводами. Только граждане этих стран.
А.Нарышкин
―
Требования к внешности и голосу у гида?
Марина
―
Есть такое требование, что гид должен быть одет на один уровень наряднее, чем турист. Гид не может прийти в рваных джинсах, как бы они не были модные, как бы они не были только что куплены. Как может молодой гид проявить себя и свою современную концепцию одежды? Ты можешь быть в нормальных брюках или даже джинсах, которые не выглядят, будто ты вчера пришел из личного квеста. Но ты можешь подчеркнуть какими-нибудь модными супер-кроссовками, которые сейчас все носят с платьями, юбками и так далее.То, что гид выходит на работу, и то, что группа и те же самые индвидиуалы должны понимать, что с ними идет человек, не который вчера приехал с дачи. Они должны гордиться своим гидом, они должны восхищаться…
А.Нарышкин
―
И запомнить, наверное.
Марина
―
И это будут фотографии, которые щелкаются сейчас. Гид должен быть хорошо одет, ухожен. Мужчины должны носить рубашки, а не майки растянутые. Но рынок все поправляет. Такого гида никто не возьмет на работу. Он может быть самозанятым, но не думаю…По голову… Вот у нас есть учебный центр, мы можем говорить: «Вы не подходите по голосу, если вы не займетесь голосом, если вы не будете брать уроки, вас никто не услышит».
А.Нарышкин
―
Неподходящий голос – это какой?
Марина
―
Это голос тихий. Но страшнее – плохой язык. Потому что сейчас… В международной въездном туристе у нас у всех вот эта гарнитура, аппаратура и так далее. Микрофончик. И тогда, конечно, многие пользуются, потому что группа может быть довольно большой…
А.Нарышкин
―
Аппаратуру вы с собой таскаете? Чемоданчик?
Марина
―
Есть компании, которые привозят тебе, например, на вокзал, в аэропорт, доставляют в гостиницу этот чемоданчик, ты это все разбираешь, отдаешь наушники, берешь себе передатчик. Обычно закладывается второй передатчик, все умеют этим пользоваться.
А.Нарышкин
―
Профессиональные заболевания?
Марина
―
Голос, связки.
А.Нарышкин
―
Какие-то рецепты, как голос восстановить?
Марина
―
Помолчать и не брать работу. И идти, конечно, в фониатору, к ухо-горло-нос…
А.Нарышкин
―
Спина, ноги?
Марина
―
Спина как у всех, наверное. Ноги, да… Слушайте, я забыла. Гид, когда заканчивается сезон, у нас в обменных наших чатах… «Мы едем в Венгрию, кто присоединится? Там прекрасные термальные источники». Или. «Я нашла хорошего ортопеда». Да, это тема, спасибо, что подсказали.
А.Нарышкин
―
Сегодня в «Изнанке» гид-переводчик Марина. Вы можете стать героем нашего эфира и рассказать о своей специальности. Для этого пришлите нам заявку на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите, как вас зовут, откуда вы, вашу специальность. И обязательно добавьте ссылки на ваши социальные сети. Обдумайте это предложение, а я, Алексей Нарышкин, вернусь к вам после новостей и рекламы.НОВОСТИ
А.Нарышкин
―
Мы продолжаем, Алексей Нарышкин здесь, и это «Изнанка», программа о профессиях. Сегодня у нас в гостях Марина, она работает гидом-переводчиком. Как вы сами, и ваши коллеги отдыхаете? Ездите ли вы за рубеж?
Марина
―
Все ездят. Конечно, кто-то, наверное, не ездит, но все очень стремятся, потому что это очень развивает. В основном это отдых, и всегда стараются так, чтобы недельку там ничего, а потом недельку поездить по всем городам.
А.Нарышкин
―
Сами или взять коллегу вашего итальянского?
Марина
―
На экскурсии, конечно, только, только-только-только… Вот мы сейчас собираемся ехать в Португалию, потому что в Португалии будет проходить ежегодная конференция европейских гидов. Потом наши коллеги, которые работают на китайском рынке, на цивилизованном китайском рынке, они делают сейчас поездку в Малайзию и еще что-то… В прошлом году кто-то делал поездку в Южную Африку. Обязательно только с гидами, потому что в этом смысл.
А.Нарышкин
―
Что можно хорошего почерпнуть от зарубежных коллег?
Марина
―
Туризм очень изменился. Мастерство гидовское очень сильно изменилось, это не та история, когда ты бесконечно что-то рассказываешь. Гид дает возможность туристам подумать и запомнить. Вот эти впечатления… Сейчас экономика впечатлений.
А.Нарышкин
―
Переварить?
Марина
―
Есть такое понятие, научное даже – экономика впечатлений. Те впечатления, которые они собирают здесь, являются, наверное, основной для других путешествий, для отзывов о стране, которые очень важны. И, конечно, гид – это мастер впечатлений. Ты не можешь все время говорить какие-то конкретные вещи, статистика, годы, называть имена, которые они не могут воспринимать…Вот представляете, Бангладеш, вы можете эти имена запомнить, если вы специально не подготовились, не выписали? Это очень сложно, сейчас все гуглят. То есть, гид должен, чтобы турист в результате его работы, даже фрагмента работы, сказал: «Вау». Вот понимаете? Если ты не сохраняешь в себе качество такого чувства, когда ты приходишь на Красную площадь и говоришь себе: «Боже, как это красиво», когда она открыта, конечно, а не когда она закрыта. И говоришь: «Боже, как это красиво», ты никогда это не передашь. Поэтому вот одна из наших таких международных, семинары международные проходят и так далее, мы просто говорим, как нам заставить человека сказать, как это прекрасно. Потому что нужно меньше уже этой информации, нельзя быть лектором на колесах, и ненавидят таких гидов. Ты должен быть очень интересен для них.
И ты должен много рассказывать именно о жизни. Не то что о средней зарплате, о том, как мы идем в школу, это все рассказывается, конечно. Но все-таки что сейчас… Что для этого поколения, для другого поколения, что сейчас жизнь в этой стране, они для этого приезжают.
А.Нарышкин
―
В основном работа экскурсовода, если мы опускаем всякие организационные сложности, трудности, это воспроизведение заученного текста или это какая-то каждый раз импровизация, но все равно основанная на каких-то фактах?
Марина
―
Это правильно, хороший вопрос. Это, в том числе, воспроизведение хорошего, отработанного текста. Потому что ты – не носитель языка, и ты должен текст создать. Ты должен быть очень искренним. Ты должен представлять эту страну, они для этого приехали. Ты не можешь ворчать, ты не можешь быть таким недовольным гражданином. Ты можешь потом, отвечая на вопросы или понимая, что они хотят от тебя услышать, но сначала ты должен представить эту страну, это место и этот город так, чтобы они поняли, что ожидания их оправдываются, что они не зря потратили на это деньги.В большой степени твоя экскурсия, как продукт, будь то проезды… Вот есть такое понятие – проезды. Например, стоит корабль на Северном речном вокзале. И ты бесконечно ездишь по Ленинградке. И у тебя должны быть темы для этого. Если ты видишь, что группа «живая», что они хотят что-то обсудить, что они понимают, что они вот сейчас уедут и что что-то еще не обсудили, то, конечно, ты должен… У тебя должна быть тема. Если группа не спит, ты должен рассказывать… Но ты не можешь бесконечно рассказывать о том, что ты проезжаешь, потому что вы уже проезжали, и ты уже это рассказал. То есть, нужны тема…
Нужна тема о музыке, о литературе, серьезно про Пушкина. Я всегда говорю: «Возьмите хорошую тему про Пушкина». Человек может сам сочинить это, имея очень хороший язык, но лучше всего взять хороший источник на английском, на французском, на еще каком языке. Есть потрясающая книжка, которую писала когда-то… Russia the land of firebird. И чего там только нет. Очень известная американская… Муж и жена писали эти книги. Там просто очень хороший язык. Я говорю: «Не выдумывайте, делайте себе тексты, а потом мы можете импровизировать.
А.Нарышкин
―
А у вас с собой записки какие-то или все в голове?
Марина
―
Нет, записок нет, это было бы очень плохо. Когда отвечаешь на вопросы, статистика или что-то, ты говоришь: «Я посмотрю, как будет перерыв, вам скажу». Они это очень ценят. Без смартфонов они приезжают, без телефонов. Есть люди, которые вооружены. Но, например, если турист потерялся… Вот сегодня потерялся турист на Никольской. Мой телефон был дан им как телефон, по которому надо позвонить, и кто-то кого-то найдет. Я знаю телефоны французского гида, я сегодня в офисе. И она звонит: «Я стою на Никольской, где много огонечков, около ГУМа». Все, говорю, стойте там и никуда не уходите.Они берут телефоны у наших граждан. Обычно ты получаешь звонок с какого-нибудь неизвестного телефона. И вот разыскиваешь этих людей.
А.Нарышкин
―
А если не знаете ответ на вопрос?
Марина
―
Ничего страшного. Смотря, что ты не знаешь. Ты не можешь не знать про Романовых, про Рюриковичей или про…
А.Нарышкин
―
Вы не можете знать все. Если вас спрашивают что-то про современную музыку…
Марина
―
Ты говоришь: «Я посмотрю и тебе скажу». Это же не коллективный вопрос, это вопрос кого-то. Ты говоришь: «Я к этому вернусь, скажу все, спрошу сына или посмотрю в Гугле, все скажу, если тебя это интересует».
А.Нарышкин
―
Бывают туристы, которые хотят прямо засыпать вопросами, завалить, как на экзамене?
Марина
―
Бывают, конечно.
А.Нарышкин
―
Что вы думаете о них?
Марина
―
Ну…
А.Нарышкин
―
То есть, они как-то самоутвердиться хотят за вас счет или что?
Марина
―
Они проверяют, что ты из себя представляешь, насколько у тебя идеология в твоей голове превалирует, насколько ты советский, например. Насколько у вас можно или нельзя отвечать на такие трудные вопросы. Это очень здорово. И очень прикольно. Это гиду всегда только в радость, на такие вопросы отвечать.
А.Нарышкин
―
Всегда интересен диалог?
Марина
―
Конечно, абсолютно точно. Они спрашивают… Про всех, естественно. И про Путина, про Ельцина вообще… «А Ельцин пил». Говорю: «Он же русский человек, это нормально у нас. Может быть, пил. Но что в этом особенного, в России к водке вообще хорошо относятся и так далее».
А.Нарышкин
―
Самые необычные вопросы от туристов? Больше про Россию, про страну, про историю или больше про быт?
Марина
―
Больше про историю. Причем про историю они спрашивают то, что называется современной историей. Например, недавно совсем нам спустили такую тему, попросили подготовить гида какого-нибудь… Мне пришло такое предложение, провести экскурсию для банковских работников, которая была бы посвящена преемственности власти. Вот сейчас прямо у нас заезжает группа, они сами, американцы, изобрели тему для лекции. У них будет полтора часа лекция, эта тема звучит так: «Россия за железным занавесом». Ну вот откуда они эту тему взяли? Какой железный занавес? Понятно, что холодная война, еще что-то… Сколько лет прошло, когда никакого железного занавеса нет. Не могут они этого не знать.
А.Нарышкин
―
Насколько иностранцев именно политика нынешняя интересует?
Марина
―
Интересует, очень интересует. Интересует Крым, интересует Сирия. Все абсолютно интересует.
А.Нарышкин
―
Какого рода вопросы? «Зачем вам Крым?».
Марина
―
«Почему вы такую политику… какую политику вы ведет с Украиной? Это неправильная политика» и так далее. И мы объясняем.
А.Нарышкин
―
А вы – адвокат Путина?
Марина
―
Нет. Смотрите. Просто гид и экскурсовод – человек, который, прежде всего, представляет эту страну. Мы должны объяснить, почему это произошло, насколько люди это поддерживают, насколько это испортило наши возможности в отношениях с другими странами, например.
А.Нарышкин
―
Я правильно понял, что идеологическая составляющая в ваших экскурсиях есть?
Марина
―
Конечно.
А.Нарышкин
―
То есть, если вы говорите о Крыме, вы говорите в выражениях Владимира Путина, историческая справедливость восторжествовала…
Марина
―
Нет. Нет-нет-нет. Смотрите, мы говорим о том… Здесь очень можно здорово говорить, и мы говорим, что до сих пор, вот то, что называется after effect, когда идут последствия развала большой, 80 с чем-то лет существовавшей империи, которая была собрана, в том числе, вопреки каким-то историческим перспективам. Сейчас это происходит, мы должны через это пройти. И Украина должна через это пройти, Россия через это проходит, другие страны через это проходят. То есть, они это хорошо понимают.А потом, можно ссылаться… Очень хорошо НРЗБ «кем ты работаешь?». Потому что с американцами это одна история, скажем, с теми же итальянцами очень много этих территориальных вещей. Мы говорим: у вас же тоже есть эти процессы. Мы проходим эти болезненные процессы. Но очень многие люди говорят: «А что, больше Советского Союза не будет?». Те пожилые люди, которые… Мы говорим, что это была великая страна, что многие люди родились, и ничего хорошего в коммунизме не было, в обществе, которое не имело перспективы. Тем не менее, это была большая страна, она была великая, она была… И они знают это все. Ничего страшного не происходит.
А.Нарышкин
―
Давайте поговорим про деньги. В сезон экскурсовод в Москве сколько может получать?
Марина
―
Почасовая ставка экскурсовода-гида… Примерно 1000 рублей в час. Это неплохая ставка.
А.Нарышкин
―
А в месяц?
Марина
―
А в месяц – сколько ты отработал. В среднем… Берем средние 8 часов, но лучше 10. Иногда ты полдня работаешь, иногда – 10 часов. То есть, 8 для обычной профессии, плюс два часа. 10-8 тысяч в день. Но это после налогов.
А.Нарышкин
―
А в неделю сколько обычно работают?
Марина
―
Есть гиды, которые работают нон-стоп, без промежутка.
А.Нарышкин
―
Без семьи, какие-то маньяки…
Марина
―
Вечером можно домой приходить, родные-то ждут, что ты заработаешь. У нас есть семьи, муж и жена, оба гида. С итальянским языком, прекрасная семья с детьми. Задействованы бабушки, няни, это все сложно.
А.Нарышкин
―
Подождите, это получается, что трудоголики могут по 70 000 в неделю… По 280 тысяч в месяц.
Марина
―
У вас не будет такой программы, чтобы вы работали 10 часов, это очень напряженно. Обычно это бывает 4 часа, 6 часов, есть такая ставка, ¾ рабочего дня. 8 часов – это целый день работы. И, конечно, не все получают оплату…
А.Нарышкин
―
Давайте договоримся. 150 000 в месяц – средняя зарплата в сезон в Москве?
Марина
―
Я бы сказала, ближе к 100-120.
А.Нарышкин
―
А что экскурсовод делает, когда не сезон?
Марина
―
Тратит эти деньги.
А.Нарышкин
―
То есть, удается накопить, а потом как медведь этот жир…
Марина
―
Это даже не жир, а тот самый бюджет, на который ты живешь в то время, когда у тебя нет работы. И все, конечно, ждут эту работу. Но очень многие, особенно молодые гиды, новое поколение, они все преподают, переводят. Гиды-переводчики – устные переводы, письменные переводы. Очень многие преподают, занимаются фотографией, что-то пишут, путешествуют. Можно уехать путешествовать и сэкономить деньги вообще, если нет семьи. Если есть семья, то все деньги уходят на семью.
А.Нарышкин
―
Когда идти на пенсию?
Марина
―
Если ноги ходят и голова варит, то никто не уходит на пенсию. Профессия без возраста.
А.Нарышкин
―
Самый взрослый гид, которого вы знаете?
Марина
―
Я надеюсь, она не будет меня слушать. У меня есть очень близкий гид, которым я восхищаюсь бесконечно, она настолько востребована… Она, конечно, бережет свое здоровье, но это совершенно потрясающий гид. Но это гиды, которые могли родиться в 41-м, 42-м, 45-м… Очень много, большое количество гидов, которые 45 года рождения. И очень много молодых уже.
А.Нарышкин
―
А рынок не перенасыщен?
Марина
―
Нет, вообще не перенасыщен. Гидов сейчас, если вы захотите провести эксперимент и найти немецкоговорящего гида, точно никого не найдешь на завтра.
А.Нарышкин
―
Почему?
Марина
―
Потому что они все заняты.
А.Нарышкин
―
Получается, никто не хочет идти… Не так активно идут, как могли бы?
Марина
―
Идут, каждый год последние 2-3 года у нас в конкретно нашем центре при ассоциации учится примерно 100-110 человек на гидов. И примерно 150 экскурсоводов.
А.Нарышкин
―
Это Москва?
Марина
―
Москва. В Питере то же самое. В Питере они знают, что они идут на сезонную работу, это очень много студентов. Они проходят эти блиц-курсы с теми же самыми часами, и они прекрасно знают, что в Питере все замрет, как только навигация закончилась. Никто не поедет.Я, конечно, преувеличиваю. Кто-то едет. Где-то 100 человек каждый год заканчивает. Около 15 китаистов, англичан больше, человек 30. А дальше – французы, испанцы, человек по 15 прибавляется каждый год. И поверьте, когда я пришла с иняза по распределению в Интурист, нас, англичан, в этот год пришло 16 человек. Осталось, может быть, 2-3 человека из моего прихода. Люди работают 2-3 года и потом… Вот мы о чем не поговорили. Гид-переводчик-экскурсовод – прекрасная стартовая докарьерная профессия для того, чтобы набраться языка, потому что с иняза ты не приходишь с таким зрелым, хорошим языком.
Набраться языка, посмотреть на других людей, научиться коммуницировать. Потому что то, что гид не имеет пределов своей смелости, как он выражает свои знания, чувства, эмоции, как он умеет стоять… Гид же не просто толмач такой, человек, который рассказывает об этом, об этом, об истории… Гид же еще и сфера обслуживания. У тебя есть группа. Группа садится в автобус, она выходит их автобуса, теряет кошельки… Человек может упасть, у тебя может быть медицинский случай и так далее. То есть, ты отвечаешь за эту группу. И они тебя любят, потому что чувствуют себя с тобой как с капитаном. Серьезно, я не преувеличиваю. Вот они знают, что я не дам ничему плохому случиться. А если случится что-то плохое… Просто недавно 13 человек испанцев упали на эскалаторе на Площади Революции, потому что женщина испанская… Она 40 года рождения, у нее, видимо, голова закружилась. И она стала падать. А поскольку стояла за ней группа, она упала, и последняя женщина, которая нормального возраста была, с мужем, они упали на нее, и она повредила себе пять ребер… Я не знаю, сколько у нас ребер есть. Причем голову разбила… Она осталась, все уехали…
А.Нарышкин
―
Это для вас геморрой? Вы должны это все…
Марина
―
Геморрой… Кончено, хорошо, что там был руководитель с испанским языком, и наша переводчица сказала: «Иди на Красную площадь, вот это направление, я к вас приду», потому что скоро уже был отъезд на вокзал. И было вызвано две скорые, мы подстраховали, и она поехала с ними в Склиф, потом уже повезли в другой госпиталь. То есть, это все делает гид. Казалось бы, все молодые девчонки. У нас были разные случаи. У нас умирали туристы в номерах, нас вызывали… Ты живешь с группой одной жизнью, ты отвечаешь за них, чувствуешь, что ты единственный человек – и это правда – ты единственный человек, которого они знают здесь.
А.Нарышкин
―
Самое страшное, что может случиться в работе экскурсовода? Мы начали с того, что можно опоздать, и это окончательный провал. А можно, наверное, получить такие проблемы… Все повалились на эскалаторе, поломали ребра, шеи и прочее. А еще? Что случалось?
Марина
―
Я не буду о медицинских случаях говорить, ты не можешь этого избежать, ты просто должен правильно действовать. Мы без конца говорим своим гидам, что вы не можете, хотя у нас есть курс по оказанию первой медицинской помощи, но в основном он состоит из того, чтобы туриста не трогать, чтобы как можно быстрее приехала скорая, потому что я абсолютно не верю в то, что гид может делать искусственное дыхание. И как можно скорее чтобы ты смог остальных туристов обеспечить, чтобы они шли дальше и так далее. И для этого, конечно, и нужны турфирмы, турменеджеры, которые к тебе приходят на помощь.Для меня самое страшное – когда я не оправдала ожиданий своих туристов, когда они хотели получить что-то, и я не смогла это сделать. Люди уехали расстроенные, обозленные, сказали: «Эта Москва, эти русские», вот это самое страшное. У меня такого не было, честно говоря. Не было.
А.Нарышкин
―
Покупка билетов, кормежка во время экскурсии – это на вас?
Марина
―
Нет, это компании только делают.
А.Нарышкин
―
Ну а должны привезти все?
Марина
―
Ты работаешь с компанией, у тебя есть ваучеры, билеты, у тебя есть контакты с водителем, у тебя есть… Ты это сам не делаешь. Если только ты не сам организатор этого тура.
А.Нарышкин
―
Нет ли ощущения у вас, что профессия гида, экскурсовода скоро умрет, потому что есть какие-нибудь IZI.Travel, полно приложений, где написали различные отзывы и люди сами спроектировали маршруты?
Марина
―
Вот абсолютно это все имеет право на существование, это очень здорово, потому что мы сами знаем, как мы путешествуем. Но есть такие объекты, куда ты не можешь попасть или куда ты хочешь попасть с гидом, который тебе все расскажет, после чего ты просто будешь счастлив, доволен и поставишь большую галочку.
А.Нарышкин
―
А чаевые дают?
Марина
―
Конечно. И мы даем, когда мы туристы. И это величайший институт вообще, построенный за века развития туризма.
А.Нарышкин
―
А сколько давать?
Марина
―
Знаете, компании солидные рекомендуют. Они говорят, что за одну экскурсию гиду рекомендуют давать 3-4 доллара с человека. Если у тебя группа в 30 человек, это очень приличные деньги.
А.Нарышкин
―
Спасибо, Марина рассказывала мне и вам про работу гида-переводчика. Вы можете стать героем нашей программы, если пришлете заявку нам на почту, iznanka2019@gmail.com. Текст и аудиоверсию этого и всех предыдущих выпусков «Изнанки» ищите на сайте echo.msk.ru. С вами был Алексей Нарышкин, до встречи.